Родительское собрание для родителей 11 класса по подготовке к егэ

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Прозоровская средняя общеобразовательная школа

Родительское собрание в 11 классе

«Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ в 11 классе»

Подготовила и провела

классный руководитель 11 класса

Луневич Елена Павловна

2018 – 2019 учебный год

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи:

  • Оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к ЕГЭ со стороны родителей.
  • Отработка с родителями психологических приемов поддержки при подготовке выпускников к экзаменам.

Ход собрания

Уважаемые родители, сегодня я бы хотела поговорить с вами о роли родителей и их практической помощи при подготовке к экзаменам.

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.

Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

Так чем же родители могут помочь своему ребенку при подготовке к экзаменам?

Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.

Самое страшное для многих во время экзамена состоит в том, что они не могут «взять себя в руки».

А что же делать родителям с детьми до того, как этот ответственный момент настанет? Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

1) Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему?

Эта информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

2) Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

3) Изучите экзаменационные задания (хотя бы один вариант). Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Просмотр видео «Честный ЕГЭ»

4) Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку – это риск, и этого не стоит делать. Если все — таки ребенок решил делать шпаргалки, то пусть она будет написана его собственной рукой. Шпаргалку можно писать, но лишь для того, чтобы еще раз повторить изученный материал. Но брать шпаргалку на экзамен нельзя ни в коем случае.

5) Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

6) В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте ребенку отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

7) Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

8) Не заставляйте ребенка учить предмет так, как это кажется лучшим для Вас. У всех людей свои методики запоминания. Пусть он учит так, как ему нравится, как ему удобнее. Если ему лучше запоминается ночью — пусть занимается хоть всю ночь. Но в тоже время, не стоит говорить ребенку, что экзамен — ерунда, что не надо переживать, мол, у тебя их ещё сколько будет. Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка, т.е., никак ему не помогут. Но он может подумать, что вы просто несерьёзно относитесь к вещам, которые для него очень значимы.

Помните, что в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь «подкармливать» их положительными эмоциями. Ни в коем случае не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребёнок сдаст не так, как Вы рассчитывали. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо — какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка: ты сдашь экзамены — и мы поедим отдыхать, съездим в город, купим тебе новые джинсы, и пр. Обязательно давайте детям, как следует выспаться (особенно в ночь перед экзаменом), включайте в их рацион побольше фруктов, соков, побалуйте шоколадом. А перед экзаменом, не забудьте пожелать » С Богом!».

Организм, при подготовке и сдаче экзамена, испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Поэтому хочу порекомендовать вам способы для снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.

Способы снять нервно-психическое напряжение:

спортивные занятия;

контрастный душ

стирка белья;

мытье посуды;

скомкать лист бумаги и выбросить;

слепить из газеты свое настроение;

громко спеть свою любимую песню;

покричать то громко, то тихо;

вдохнуть глубоко 10 раз;

погулять по лесу;

потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Это обеспечит полноценный отдых и восстанавливает силы.

Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

— Я попросила ребят написать 10 ассоциаций к слову ЕГЭ. И вот, что они написали:

ЕГЭ – это….

— У многих слово «ЕГЭ» вызывает отрицательные эмоции, так как «минусов» больше, чем плюсов. Чаще всего ЕГЭ вызывает негативные эмоции учащихся и их родителей. С ЕГЭ ассоциируется тревога, страх, гнев. Дети говорят о том, что ЕГЭ сдать невозможно, родители переживают за психологическое состояние детей и результатах, которые неизменно повлияют на поступление в вузы. Наличие негативного эмоционального фона осложняет подготовку к экзамену для всех участников образовательного процесса.


 «Психолого-педагогическая подготовка учащихся и родителей

к выпускному экзамену в форме ЕГЭ»

Цели:

  • познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена;
  • проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям;
  • дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

    Задачи: психолого-педагогическая поддержка учащихся 11-х классов во время подготовки к

                   сдаче ЕГЭ.

Участники: родители учащихся выпускных классов, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, классный руководитель, учителя-предметники, медицинский работник, школьный психолог.

   Подготовка.

1.  Изучение нормативных документов, касающихся проведения ЕГЭ.

2.  Изучение специальной психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме.

3.  Подготовка презентаций.

3.  Анкетирование учащихся.

4.  Обработка и анализ результатов анкетирования и тестирования.

5.  Изготовление памяток.

Ход собрания:

1.  Знакомство с повесткой дня и с порядком проведения собрания.

2.  Выступление заместителя директора школы с информацией о правилах проведения итоговой аттестации и об особенностях единого государственного экзамена.

3.  Анкетирование и тестирование родителей (по вопросам, на которые уже отвечали их дети). (Приложение 1)

4.  Выступление медицинского работника с рассказом о том, как сохранить здоровье в период подготовки к экзаменам.

5.  Выступление школьного психолога.

6.  Выступление классных руководителей с использованием обобщенных результатов анкетирования. Сравнение родителями их ответов с ответами детей. Знакомство с рекомендациями, предложенными в памятках.

7.  Обсуждение родителями памяток с приведением примеров из жизни, которые подтверждают либо опровергают рекомендации и выдвижением своих предложений. (Приложение 2)

8.   Принятие решения родительского собрания.

Проект решения родительского собрания: 

  • Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки учащихся к экзаменам.
  • Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания школьников.
  • Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.
  • Усилить контроль со стороны родителей за успеваемостью и посещаемостью
  • учебных занятий учащимися.

Приложение 1.

Анкета.

1.  Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?

2.  Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?

3.  Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день?

4.  Ест ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала?

5.  Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты считаешь наиболее продуктивным?

6.  Можно ли, на твой взгляд, активизировать умственную деятельность? Если да, то как?

 Тестирование выпускников по «Стресс-тесту».

   Проводится в период подготовки к родительскому собранию во время классного часа. Учащимся предлагается прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:

1.  почти никогда;   2.  редко;    3.  часто;    4.  почти всегда.

1.  Меня редко раздражают мелочи.

2.  Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.

3.  Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.

4.  Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.

5.  Не переношу критики, выхожу из себя.

6.  Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.

7.   Все свободное время чем-нибудь занят.

8.   На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.

9.   Не умею выслушивать, вставляю реплики.

10. Страдаю отсутствием аппетита.

11. Беспричинно бываю беспокоен.

12. По утрам чувствую себя плохо.

13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.

14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.

15.Думаю, что сердце у меня не в порядке.

16. У меня бывают боли в спине и шее.

17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой.

18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.

19. Думаю, что лучше многих.

20. Не соблюдаю диету, вес постоянно колеблется.

Шкала оценки:

30 баллов и меньше. – Вы  живете  спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.

31-45 баллов. – Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, Вы страдаете от стресса как в положительном  смысле этого слова ( то есть у Вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, Вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.

46-60 балов. – Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для Вас важно мнение других, и это держит Вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит Вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.

61 балл и больше. – Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому Вы подвержены, угрожает  и здоровью, и Вашему будущему.

Приложение 2.

Рекомендации для родителей

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам — это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том что он испытывает стресс.

Признаки стресса:

физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).

эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий — 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок — «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность — достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

На этапе подготовки. Очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях. Гулять, достаточно спать.

После экзамена. С момента окончания экзамена вам уже никак не изменить его результаты. Не занимайтесь анализом результатов своего ребенка. Любой анализ в данной ситуации скорее ухудшает настроение, чем улучшает его. В данной ситуации вы лишь тратите время и энергию. После экзамена ребенок нуждается в отдыхе, подумайте о том, как он может отдохнуть или лучше использовать время.

Психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации

Уважаемые родители!

Помните, что психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации заключается в следующем.

  1. Спокойно проанализируйте и объясните ребенку то, что произошло с ним, в доступной для него форме.
  2. Помогите ему высказать свои чувства, выслушивая ребенка без вынесения каких-либо своих суждений или оценок.
  3. Дайте понять ребенку, что переживание и слезы по поводу чего-то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям.
  4. Дайте время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и более четко определить свое отношение и высказать свои чувства. Домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности может помочь в преодолении стрессового состояния.
  5. Если ребенок испытывает страх, покажите ему, что его любят и всегда готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе. Если отход ко сну сопровождается какими-либо отклонениями от привычного поведения, позвольте ребенку, например, спать с включенным светом.
  6. Объясните ребенку, в зависимости от характера проблемной ситуации, что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало следствием его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем.
  7. Не критикуйте проявления регрессии, т. е. поведения, характерного для более ранних «детских» ступеней развития.
  8. Позвольте ребенку выражать любые свои эмоции и не ждите от него, что он должен быть веселым и жизнерадостным.
  9. Дайте возможность ребенку почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью, – в частности, предоставьте ему возможность принимать самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды и т. д.
  10.  Для того чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, будьте достаточно

 сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу

 происшедшего, какими бы отрицательными они ни были.

Родительское собрание в 11 классе.

Тема: «Подготовка  и процедура
проведения  единого  государственного  экзамена».

Цели:

— ознакомление
родителей с содержательной и организационной спецификой ЕГЭ,                                                    

– анализ подготовленности детей к предстоящим
испытаниям;

– дать рекомендации родителям по оказанию помощи
детям в период подготовки к итоговой аттестации;

Задачи:

-Оценка значимости и
действенности поддержки ребенка при подготовке к ЕГЭ со стороны родителей.

-Отработка с родителями
способов и приемов поддержки выпускников в период подготовки к экзаменам.

Участники: родители учащихся 11 класса, зам.директора по УР,
классный руководитель.

Оборудование:  мультимедийное
оборудование для представления презентаций, буклеты-памятки родителям

Ход собрания:

1.     
Знакомство с повесткой дня и
с порядком проведения собрания.

Уважаемые родители, сегодня я бы хотела
поговорить с вами о роли родителей и их практическая помощь при подготовке к
ЕГЭ. Очень скоро завершатся школьные
годы ваших детей. Впереди у них очень важный период – экзамены. Им предстоит
сдавать их в особой форме – в форме единого государственного экзамена. ЕГЭ
отличается от привычных для нас форм проверки знаний: контрольных,
самостоятельных работ и устных экзаменов, поэтому мы уделяем особое внимание
подготовке к нему. Успешная сдача ЕГЭ – это наша с вами общая задача, в решении
которой и у семьи, и у школы есть своя зона ответственности.

2.     
Знакомство с информацией
о правилах проведения итоговой аттестации и об особенностях единого
государственного экзамена.(презентация №1)

(Слово предоставляется зам.директора по УР
Шадриной Т.А.).

К
государственной (итоговой) аттестации допускаются выпускники образовательных
учреждений, имеющие годовые отметки по всем общеобразовательным предметам
учебного плана за 10,11 классы не ниже удовлетворительных.

        
Государственная аттестация начинается не ранее 25 мая текущего года, сроки и
единое расписание проведения ЕГЭ утверждаются Рособрнадзором. Для выпускников,
пропустивших государственную (итоговую) аттестацию по уважительным причинам,
предусматриваются дополнительные сроки проведения. Результаты государственной
(итоговой) аттестации признаются удовлетворительными в случае, если выпускник
по обязательным общеобразовательным предметам (русский язык и математика) при
сдаче ЕГЭ набрал количество баллов не ниже минимального.

       
В случае если выпускник получил на государственной (итоговой) аттестации
неудовлетворительный результат по одному из обязательных общеобразовательных
предметов (русский язык или математика), он допускается повторно к
государственной (итоговой) аттестации по данному предмету в текущем году в
формах, установленных Минобрнауки России, в дополнительные сроки.

       
Удовлетворительные результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому
языку и математике являются основанием выдачи выпускникам документа
государственного образца об уровне образования-аттестата о среднем (полном)
общем образовании (далее-аттестат), форма и порядок выдачи которого
утверждаются Минобрнауки России. В аттестат выпускнику, получившему
удовлетворительные результаты на государственной (итоговой) аттестации, выставляются
итоговые отметки: по каждому общеобразовательному предмету инвариантной части
базисного учебного плана; по каждому общеобразовательному предмету вариативной
части учебного плана образовательного учреждения, изучавшемуся выпускником, в
случае если на его изучение отводилось по учебному плану образовательного
учреждения не менее 64 часов за два учебных года.

      
Выпускникам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ,
выдается также свидетельство о результатах ЕГЭ (далее-свидетельство), форма и
порядок выдачи которого устанавливаются Минобрнауки России. В свидетельство
выставляются результаты ЕГЭ по тем общеобразовательным предметам, по которым
выпускник набрал количество баллов не ниже минимального.

      
Во время проведения государственного выпускного экзамена выпускники и иные
лица, находящиеся в аудиториях, должны соблюдать установленный порядок
проведения государственного экзамена.

      
Выпускникам и иным лицам, находящимся в аудиториях, запрещается во время
проведения государственного выпускного экзамена пользоваться мобильными
телефонами (что ведет к материальной ответственности со стороны сопровождающего
учителя, общеобразовательного учреждения. Родителя), иными средствами связи,
электронно-вычислительной техникой (если иное не предусмотрено настоящим
Порядком).

       
Выпускники также не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по
аудитории и пункту проведения экзамена, пользоваться справочными материалами.

        
При нарушении порядка проведения государственного выпускного экзамена и отказе
от его соблюдения выпускник может быть удалён с государственного выпускного
экзамена, о чем составляется акт. Экзаменационная работа такого выпускника на
проверку не направляется.

           
Для организации и проведения государственного выпускного экзамена органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление
в сфере образования, ежегодно создаются экзаменационные, предметные и
конфликтные комиссии.

           
Конфликтная комиссия создаётся в целях рассмотрения апелляций и разрешения
спорных вопросов. Возникающих при оценивании экзаменационных работ выпускников,
защиты прав выпускников при проведении государственного выпускного экзамена.

            
В состав конфликтной комиссии не могут быть включены члены экзаменационной и
предметных комиссий.

             
Конфликтная комиссия выполняет следующие функции: принимает и рассматривает
апелляции выпускников по вопросам нарушения установленного порядка проведения
государственного выпускного экзамена, которое могло оказать влияние на его
результаты, а также о несогласии с выставленной отметкой; принимает по
результатам рассмотрения апелляции решение об удовлетворении или отклонение
выпускника; информирует выпускника, подавшего апелляцию, или его родителей
(законных представителей), а также экзаменационную комиссию о принятом решении.

Порядок,
сроки и место ознакомления выпускника с проверенной письменной работой, а также
порядок, сроки и место приёма апелляций доводятся до сведения выпускников, их
родителей(законных представителей), руководителей образовательных учреждений на
позднее чем за две недели до начала проведения государственного выпускного
экзамена.

                 
Выпускник вправе ознакомиться со своей экзаменационной работой после её
проверки предметной комиссией.

                  
Выпускники вправе подать в конфликтную комиссию в письменной форме апелляцию о
нарушении установленного порядка проведения государственного выпускного
экзамена и (или) о несогласии с выставленной отметкой.

         
Выпускник и (или) его родители (законные представители) вправе присутствовать
при рассмотрении апелляции.

         
Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения государственного
выпускного экзамена выпускник подает в конфликтную комиссию в день проведения
государственного выпускного экзамена по соответствующему общеобразовательному
предмету, не покидая пункта проведения экзамена.

         По
результатам рассмотрения апелляции и проведения проверки, изложенных в
апелляции сведений о нарушении установленного порядка проведения
государственного выпускного экзамена конфликтная комиссия принимает решение об
отклонении либо об удовлетворении апелляции. Апелляция о несогласии с
выставленной отметкой может быть подана в течении двух рабочих дней со дня
объявления результатов государственного выпускного экзамена по соответствующему
общеобразовательному предмету.

         В случае
подачи апелляции о несогласии с выставленной отметкой конфликтная комиссия
обеспечивает проведение повторной проверки экзаменационной работы выпускника.

         По
результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленной отметкой
конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении
выставленной отметки, либо об удовлетворении апелляции и выставлении другой
отметки.  

     3.Важность взаимодействия учащихся, школы и родителей.

В современных зарубежных
педагогических системах наиболее актуальными целевыми задачами считаются две: —
умение ориентироваться в новых условиях; — умение находить творческие,
нестандартные решения любых учебных и жизненных проблем. Возникают вопросы: —
соответствует ли ЕГЭ этим задачам? — Требует ли он «интеграции полученных
знаний, их практической адаптации к потребностям повседневной жизни и
производственной деятельности»? — Станет ли ЕГЭ «уроком мужества, взрослой
ответственности за себя и свои возможности»? — Поможет ли не только
«сориентироваться в мире, но и изменить, улучшить себя». Над этими вопросами
стоит подумать.  В любом случае,  трудно не  согласиться с доктором
педагогических наук, автором книги «Педагогические ситуации» Е.А. Бондиной,
утверждающей, что экзаменам нужно возвратить их воспитательную сущность,
направленность на человека и с учетом его жизненной ориентации, что и будет
«означать преемственность педагогической культуры во имя укрепления каждого
нового поколения, возвышения его над прошлым и ориентирования в будущее». Как
удастся справиться с решением этих задач, во многом зависит от того,  насколько
скоординированными и целенаправленными будут совместные действия педагогов,
родителей, учащихся.

       (презентация №2).

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является
основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех
выпускников школ Российской Федерации. Также участниками ЕГЭ являются
закончившие российские школы иностранные граждане, лица без гражданства,
беженцы и вынужденные переселенцы.    Какие предметы обязательны для получения
аттестата? Для всех выпускников обязательными являются два экзамена в форме
ЕГЭ: русский язык и математика.    Предметы по выбору:( Если учащийся намерен
продолжить образование в образовательном учреждении высшего или среднего
профессионального образования, то, помимо обязательных, он должен сдать
предметы по выбору в форме ЕГЭ).                                              Сроки
подачи заявления для сдачи предметов по выбору-Все высшие учебные заведения
огласят перечень вступительных испытаний по каждому направлению подготовки до 1
февраля.Как будут оцениваться результаты ЕГЭ? Результаты ЕГЭ оцениваются по
100-балльной шкале. В таком же виде они будут выставляться в свидетельство о
ЕГЭ.                                              Неудовлетворительная оценка
по ЕГЭ:  Минимальное количество баллов по каждому предмету определяется по
100-балльной шкале в течение 6-8 дней после того, будет проведен ЕГЭ по
предмету в основные сроки.                                                                                                   
Выдача аттестатов и свидетельств о ЕГЭ:                                                                                        Школы
обязаны выдать выпускникам аттестаты и свидетельства о ЕГЭ в период с 20 по 30
июня.

Срок
действия свидетельства о ЕГЭ.-Свидетельство о ЕГЭ действует до 31 декабря года,
следующего за годом выпуска.                                                                                                        
Разрешено пользоваться во время ЕГЭ:  Математика  – линейка.                                       
Физика — линейка и непрограммируемый калькулятор.                                                                  
Химия — непрограммируемый калькулятор;                                                                             
География — линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор.

4.Анкетирование и тестирование
родителей ( по вопросам , на которые  до собрания  отвечали их дети).

Анкета.1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?

2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими
экзаменами?

3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к
предстоящим экзаменам на сегодняшний день?

4. Есть  ли у тебя свои испытанные методы для
успешного запоминания учебного материала?

5. Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты
считаешь наиболее продуктивным?

6. Можно ли, на твой взгляд, активизировать
умственную деятельность? Если да, то как?

Знакомство родителей с результатами тестирования
выпускников по «Стресс-тесту».(Проводится в период подготовки к родительскому
собранию во время классного часа. Учащимся предлагалось прочитать включенные в
тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую
шкалу):

1. почти никогда;

2. редко;

3. часто;

4. почти всегда.

 1. Меня редко раздражают мелочи.

2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.

3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.

4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.

5. Не переношу критики, выхожу из себя.

6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же
или говорю что-нибудь грубое.

7. Все свободное время чем-нибудь занят.

8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.

9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.

10. Страдаю отсутствием аппетита.

11. Беспричинно бываю беспокоен.

12. По утрам чувствую себя плохо.

13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу
отключиться.

14. И после продолжительного сна не чувствую себя
нормально.

15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.

16. У меня бывают боли в спине и шее.

17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу,
покачиваю ногой.

18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за
то, что я делаю.

19. Думаю, что лучше многих.

20. Не соблюдаю диету, вес постоянно колеблется.

 Шкала оценки:30 баллов и меньше. –
Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами,
которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной
скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.

31-45 баллов. – Ваша жизнь наполнена деятельностью и
напряжением, Вы страдаете от стресса как в положительном смысле этого
слова ( то есть у Вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в
отрицательном. По всей видимости, Вы не измените образа жизни, но оставьте
немного времени и для себя.

46-60 баллов. – Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Вы
честолюбивы и мечтаете о карьере. Для Вас важно мнение других, и это держит Вас
в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого
добьетесь, но вряд ли это доставит Вам радость. Избегайте лишних споров,
усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиться всегда
максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.

61 балл и больше. – Вы живете, как водитель машины,
который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс,
которому Вы подвержены, угрожает и здоровью, и Вашему будущему.

 5.
Выступление классного руководителя с использованием обобщенных результатов
анкетирования. Сравнение родителями их ответов с ответами детей. Знакомство с
рекомендациями, предложенными в памятках.

(презентация №3).

        Памятка родителям

Как помочь подготовиться к экзаменам

-Слово «экзамен» переводится с латинского как
«испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными,
становятся ЕГЭ и выпускные экзамены. Безусловно, экзамены — дело сугубо
индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям
остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской
традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что
было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать
занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна
ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику
наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ.
Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего,
необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных
экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их
результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в
трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

-Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему
придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта
информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы
придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите
вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или
«сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые —
в часы спада.

-Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь
признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов
биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо
подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте
вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

-Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена
он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя.
Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

 -Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок.
Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он
даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это
такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку
имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется,
что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше,
рисковать не стоит. 

-В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте
ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из
вариантов ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными
вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за
стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале
«экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или
родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте
вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и
обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе
домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться
на задании и не отвлекаться?

-Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок
регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь
усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник
обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед
экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться
над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если
школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только
договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

 6. Обсуждение родителями памяток с приведением
примеров из жизни, которые подтверждают либо опровергают рекомендации и
выдвижением своих предложений.

7. Принятие
решения родительского собрания.

Проект решения родительского
собрания:

1. Сделать все возможное для
создания благоприятной обстановки в период подготовки учащихся к экзаменам.

2. Обеспечить должный контроль
за выполнением режима дня и режима питания школьников.

3. Следовать рекомендациям,
изложенным в памятках.

Родительское собрание в 11 классе «Готовимся к ЕГЭ»

Цель: ознакомить родителей (законных представителей) обучающихся с процедурой проведения ЕГЭ (ГВЭ); оказать психолого-педагогическое сопровождение выпускников и их родителей при подготовке к итоговой аттестации и дать соответствующие рекомендации.

Задачи:

— ознакомить родителей (законных представителей) с нормативно-правовыми документами, касающимися вопросов государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ (ГВЭ),

— разъяснить правила проведения ЕГЭ и правила поведения во время прохождения ГИА;

— создать комфортные условия для совместного взаимодействия трех сторон (родитель-учитель-ученик) во время подготовки к ГИА;

— повышать педагогическую культуру родителей.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, заместитель директора, педагог-психолог.

Оборудование и материалы:

Презентация ЕГЭ-2017

Компьютер, мультимедийный проектор с экраном.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень скоро завершатся школьные годы ваших детей. Впереди у них очень важный период – государственная итоговая аттестация – в форме единого государственного экзамена. ЕГЭ отличается от привычных для нас форм проверки знаний, поэтому мы уделяем особое внимание подготовке к нему. Сейчас я хочу познакомить Вас с основными нормативными документами, регламентирующими организацию и порядок проведения государственной итоговой аттестации в 11-х классах. Презентация.

-Успешная сдача ЕГЭ – это наша с вами общая задача, в решении которой и у семьи, и у школы есть своя зона ответственности. Каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. В течение года обучающиеся знакомились с правилами и процедурой экзамена, с правилами заполнения бланков, тренировались в решении заданий, что снимет эффект неожиданности на экзамене, помогает ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

Сегодня Вы также услышите рекомендации педагога-психолога школы, которая разработала программу по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в процессе подготовки к ГИА, в которую входят такие аспекты подготовки к экзаменам, как планирование времени в процессе подготовки к ГИА, техники преодоления стресса и тревоги, психологические упражнения, направленные на развитие памяти, мышления и на формирование уверенности в себе. У вас будет возможность задать ей вопросы и пообщаться индивидуально после нашей встречи.

Несомненно, результаты выпускных экзаменов имеют и для детей, и для родителей, и для педагогов особую значимость. Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена. Самое страшное для многих во время экзамена состоит в том, что они не могут «взять себя в руки».

ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. Никто не может всегда быть совершенным. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Выступление педагога-психолога

Примерный текст выступления психолога:

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку правильную помощь.

Почему дети волнуются?

— сомневаются в своих знаниях;

— чувствуют ответственность перед родителями и учителями;

— личностные особенности у всех детей разные: кто-то уверенно чувствует себя в незнакомой ситуации, а кто-то при этом испытывает стресс, тревогу.

Успешная подготовка ребенка к ЕГЭ зависит от наших общих усилий: с одной стороны, школы, а с другой – семьи. Что же могут сделать родители? Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня, так как сами дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное — распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Дайте совет во время сдачи экзамена обратить внимание на некоторые моменты:

1) Сначала сделать те задания, которые не вызывают затруднений, более сложные задания оставить на потом.

2) Внимательно читать вопрос, дочитывая его до конца, часто изюминка вопроса кроется именно там. 

3) Если на некоторые вопросы совсем нет никакого ответа, то надо положиться на свою интуицию, и выбрать ответ. 

В период ГИА основная задача родителей — создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и не мешать ему. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Накануне экзамена, ребёнок должен полноценно отдохнуть, хорошо выспаться. Готовиться к экзаменам в последние часы нет смысла. Организм должен подготовиться к «испытанию». Помогите собраться ребёнку на экзамен. Заранее соберите всё необходимое.

Если вдруг так случилось, что ребёнок не смог набрать минимальное количество баллов или меньше, чем планировал, не ругайте его за это. В этот момент ему необходима особая поддержка. Успокойтесь, и потом вместе ищите какие-то пути выхода из ситуации. 

-Уважаемые родители, я уверена, вы всегда можете помочь своему ребенку сдать любой экзамен, в первую очередь, организацией самоподготовки, пониманием и поддержкой, верой в их силы!

До свидания!

В конце родительского собрания раздаются памятки.

Памятка

ЧТО НЕОБХОДИМО ВЗЯТЬ ВЫПУСКНИКАМ НА ЕГЭ

документ, удостоверяющий личность (паспорт); 

гелевую или капиллярную ручку с черными чернилами;

дополнительные устройства и материалы, которые можно использовать по некоторым предметам: на экзамен по математике нужно взять с собой линейку; по физике -непрограммируемый калькулятор и линейку; по химии — непрограммируемый калькулятор; по география — линейку, непрограммируемый калькулятор и транспортир.

Родительское собрание «Роль родителей в психологической поддержке детей при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ».

(Слайд 1) Добрый вечер, уважаемые родители, на носу у наших детей сдача ЕГЭ(Единый государственный экзамен) и ОГЭ (основной государственный экзамен).

Вы никогда не задумывались, почему при одинаковом уровне знаний одни сдают экзамены лучше, чем другие? В чем могут быть причины? «Везение, удача», – скажете вы. Не только, и не столько! Все дело в психологической готовности к сдаче экзамена, которая также важна, как и владение знаниями по предмету.

(Слайд 2) Исследования психологов показывают, что успех на экзамене сводится к трем факторам: врожденные способности (20%), предметные знания (30%), владение навыками подготовки и сдачи экзаменов (50%).

Одним из вопросов, рассматриваемых в рамках психологической подготовки к экзаменам, является вопрос о роли родителей при подготовке детей к экзаменам. Безусловно, эта роль значительна, поскольку в школе ребенок проводит около 6 часов, а оставшиеся 18 – дома, с родителями. Именно родители могут помочь выпускнику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям.

Возможные трудности при сдаче ЕГЭ и ГИА во многом связаны с восприятием самой ситуации экзамена как стрессовой, с отсутствием навыков саморегуляции и неуверенностью в собственных силах.

(Слайд 3) Государственный экзамен, это прежде всего серьезная стрессовая ситуация для детей, оказывающая отрицательное воздействие на психику ребенка. Как мы – взрослые, в этом случае можем помочь детям? У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом своими идеями, это значительно обогатит каждого из нас. Вспомните пожалуйста, и скажите как можно больше предложений и идей о том, как помочь детям готовиться к экзаменам. Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача – просто набросать как можно больше идей.

Почему мы попросили Вас высказать свои мнения, так как большинство выпускников именно к родителям идут со своими вопросами, тревогами, опасениями, и задача ваша – снять напряжение, повысить самооценку ребенка, проконтролировать, оказать посильную помощь и просто быть рядом, чтобы ваш ребенок всегда чувствовал и знал, что дома его поймут и поддержат, что бы ни случилось. Помните, что экзамен сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может. Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

Особая психологическая трудность периода завершения обучения в школе состоит в том, что это время первого взрослого испытания, результаты которого говорят о степени готовности выпускников к взрослой жизни, и о том, насколько их уровень притязаний соответствует их возможностям. Именно поэтому результаты выпускных экзаменов столь значимы для детей.

(Слайд 4) Хотела бы вам предложить упражнение, которое называется «Круг ответственности».

«Представьте себе, что этот круг являет собой стопроцентный успех ребенка на экзамене. Этот успех зависит от многих факторов: от работы школы, от самого ребенка, от случая, от родителей…» Пожалуйста, разделите этот круг на части в зависимости от того, кто и насколько, по-вашему, отвечает за успех ребенка на экзамене.

( Слайд 5 ) Психолог: Успешная подготовка ребенка к ЕГЭ зависит от наших общих усилий: с одной стороны, школы, а с другой – семьи. Что же могут сделать родители? Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня. Например, дети часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сами этого сделать, и наша помощь может быть как нельзя кстати.

Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами. Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Безусловно, для нас самих период выпускных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой.

Поэтому хочу порекомендовать вам способы для снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут Вам и вашим детям мобилизовать интеллектуальные возможности при подготовке и сдаче экзаменов.

(Слайд 6) Упражнение «Лимон».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (Ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Так же существуют много упражнений и Способов для снятия нервно-психического напряжения:

• спортивные занятия;

• контрастный душ

• стирка белья;

• мытье посуды;

• скомкать лист бумаги и выбросить;

• слепить из газеты свое настроение;

• громко спеть свою любимую песню;

• покричать то громко, то тихо;

• вдохнуть глубоко 10 раз;

• погулять по лесу;

• потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «быструю».

Уважаемые родители предостерегаю Вас от использования тактики запугивания. Такая тактика не повышает мотивацию, а создает эмоциональные барьеры, которые школьник не может самостоятельно преодолеть. «Хочешь быть дворником, иди, мети улицы? Ты хоть понимаешь, что мы с отцом (матерью) скоро состаримся, и тебе придется обеспечивать нас?»

(Слайд 7) А теперь предлагаю Вашему вниманию конкретные рекомендации:

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Еще раз отмечу, что во время экзаменов детям нужно спать не менее 9 часов, и сбалансировано и рационально питаться. Это обеспечит полноценный отдых и восстановит силы.

И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

(Слайд 8) Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а в случае провала – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Если ребенок сдал экзамен с худшим результатом, чем хотелось бы, или вообще «завалил» его, поддерживайте ребенка в это трудное для него время.

Задача родителя – помочь выстроить тактику дальнейших действий, эмоционально поддержать и предложить помощь.

Уважаемые родители, хотела бы вашему вниманию показать вам ролик снятый детьми, который покажет вам, что для детей, кроме Вас – родителей, ближе никого нет. Ваша поддержка и любовь очень важны для них.

(Видеоролик: Звонок родителям со словами любви)

Ваша любовь и поддержка – залог успеха детей в настоящем и будущем. Любите своих детей! И показывайте им свою любовь как можно чаще!

(Слайд 9) Уважаемые родители, к концу нашего выступления, хочу сообщить Вам о том, что наш психолого- педагогический центр «Инсайт», который находится по адресу: Нуриманова 29, готов оказать Вам и вашим выпускникам психологическую помощь при подготовке к ЕГЭ, так же у нас работает телефон доверия: 89177607614

Благодарю за внимание!

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи ЕГЭ в выпускных классах гимназии.

Задачи:

  1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к ЕГЭ со стороны родителей.
  2. Отработка с родителями психологических приемов поддержки при подготовки выпускников к экзаменам.

Ход собрания

Уважаемые родители, сегодня я бы хотела поговорить с вами о роли родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ.

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.

Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

Так чем же родители могут помочь своему ребенку при подготовки к экзаменам?

Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.

            Самое страшное для многих во время экзамена состоит в том, что они не могут «взять себя в руки». Чаще всего дети боятся преподавателей, так как не знают их. Здесь важно умение правильно общаться — установить контакт с учителем, пусть и кратковременный. Всё это сделать гораздо легче, если попытаться снизить стресс.

            Вы можете предложить своему ребенку представить, что он находиться рядом с приятным и умным человеком и получает от этого удовольствие. Если это не помогает и преподаватель очень страшен, пусть включит элемент юмора. Юмор, как известно, помогает здорово снизить страх. К примеру, ребенок может мысленно пририсовать преподавателю длинные ушки, симпатичные рожки, огромную бородавку на носу, повесить на него галстук в свинках или представить, как он будет выглядеть, если на него напялить платьице в оборках и цветочках. Здесь нет предела воображению!

            Но это во время самого процесса сдачи. А что же делать родителям с детьми до того, как этот ответственный момент настанет? Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Не заставляйте ребенка учить предмет так, как это кажется лучшим для Вас. У всех людей свои методики запоминания. Пусть он учит так, как ему нравится, как ему удобнее. Если ему лучше запоминается ночью — пусть занимается хоть всю ночь. Просто, тогда не стоит будить его в восемь утра с криком «Садись немедленно за учебник! «, не переусердствуйте с контролем. Но в тоже время, не стоит говорить ребенку, что экзамен — ерунда, что не надо переживать, мол, у тебя их ещё сколько будет. Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка, т.е., никак ему не помогут. Но он может подумать, что вы просто несерьёзно относитесь к вещам, которые для него очень значимы.

Помните, что в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь «подкармливать» их положительными эмоциями. Ни в коем случаи не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребёнок сдаст не так, как Вы рассчитывали. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо — какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка: ты сдашь экзамены — и мы поедим отдыхать, съездим за город, купим тебе новые джинсы, и пр. Обязательно давайте детям, как следует выспаться (особенно в ночь перед экзаменом), включайте в их рацион побольше фруктов, соков, побалуйте шоколадом. А перед экзаменом, не забудьте пожелать «Ни пуха, ни пера».

Организм, при подготовке и сдаче экзамена, испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Поэтому хочу порекомендовать вам способы для снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.

Способы снять нервно-психическое напряжение:

  • спортивные занятия;
  • контрастный душ
  • стирка белья;
  • мытье посуды;
  • скомкать лист бумаги и выбросить;
  • слепить из газеты свое настроение;
  • громко спеть свою любимую песню;
  • покричать то громко, то тихо;
  • вдохнуть глубоко 10 раз;
  • погулять по лесу;
  • потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Это обеспечит полноценный отдых и восстанавливает силы.

На экзамен нужно прийти в точно назначенное время, т.к. ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен.

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.

В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема – это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно их них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «Перекрестный шаг» и проводится следующим образом (предложить родителям вместе выполнить данное упражнение):

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно; можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне и наоборот.

Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «Энергетическое зевание» (выполняется вместе с родителями).

Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3 – 5 зевков.

Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты.

Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Родительское собрание готовимся к экзаменам вместе
  • Родительское собрание в 9 классе результаты пробных экзаменов
  • Родительское собрание в 9 классе подготовка к экзаменам в беларуси
  • Родительское собрание в 9 классе итоги пробных экзаменов
  • Родительское собрание в 11 классе по подготовке к егэ 2023 презентация декабрь

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии