Подготовила и провела классный руководитель 110 класса
МБОУ СОШ № 3 п. Клетня Брянской области –
Бородынкина Светлана Ивановна
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену.
Как противостоять стрессу».
Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей;
принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к экзаменационному периоду.
Задачи: создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу; изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к выпускным экзаменам; познакомить родителей с основными возможностями школы по подготовке выпускников
Участники: родители учащихся, классный руководитель, медицинский работник
Подготовка.
1. Приглашение родителей
2. Изучение специальной психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме.
3. Анкетирование учащихся
Анкета.
1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?
2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?
3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день?
4. Как ты считаешь, какие продукты питания активизируют умственную деятельность?
4. Тестирование выпускников по «Стресс-тесту».
Проводится в период подготовки к родительскому собранию во время классного часа. Учащимся предлагается прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:
1. почти никогда;
2. редко;
3. часто;
4. почти всегда.
1. Меня редко раздражают мелочи.
2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
5. Не переношу критики, выхожу из себя.
6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.
7. Все свободное время чем-нибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10. Страдаю отсутствием аппетита.
11. Беспричинно бываю беспокоен.
12. По утрам чувствую себя плохо.
13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться. ¦
14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
16. У меня бывают боли в спине и шее.
17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой.
18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
19. Думаю, что лучше многих.
20. Не соблюдаю диету, вес постоянно колеблется.
Шкала оценки:
30 баллов и меньше. — Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.
31-45 баллов. — Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением. Вы страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова ( то есть у Вас есть стремление чего-нибудь достигать),так и в отрицательном. По всей видимости, Вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
46-60 балов. — Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для Вас важно мнение других, и это держит Вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит Вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и больше. — Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому Вы подвержены, угрожает здоровью, и Вашему будущему.
5. 0бработка и анализ результатов анкетирования и тестирования.
6. Изготовление памяток.
Оформление, оборудование и инвентарь.
- Высказывания: «Стресс — это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете». (Г.Селье)
«Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход» .(Д. Карнеги).;
- Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, памятки родителям
Ход собрания:
- Знакомство с повесткой дня. Вступительное слово классного руководителя.
— Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на очередной встрече. Впереди сложная пора окончания школы. Сегодня мы обсудим, как помочь ученикам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам. Что могут сделать для этого родители и школа? Как добиться наилучших результатов, так необходимых многим для поступления? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
В этом помогут нам и приглашенные специалисты. В работе нашего сегодняшнего собрания принимают участие медицинские работники., они же родители наших выпускников: Каменецкая А.Д., Селезнева Г. Вы услышите рекомендации, у вас будет возможность задать вопросы и пообщаться индивидуально после нашей встречи.
Сдача экзаменов – это значимый и ответственный период в жизни любого человека, так как именно от этих результатов зависит будущее. Цель нашего родительского собрания – помочь ребятам преодолеть трудности экзаменационного периода.
Для вас и ваших детей наступает ответственная и волнующая пора-пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне. И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для выпускников. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии.
Помните, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.
2. Тестирование родителей ( по вопросам , на которые уже отвечали их дети).
3. Выступление классного руководителя с использованием обобщенных результатов
анкетирования. Сравнение родителями их ответов с ответами детей.
4. Выступление медицинского работника с рассказом о том, как сохранить здоровье в период подготовки к экзаменам.
Экзамены и здоровье
Экзамены — это всегда стресс. Медики утверждают, что во время экзаменов 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, у них повышается давление, может появляться головная боль, тошнота, многих охватывает растерянность, паника, страх. Страх блокирует интеллект, парализует волю. Отсюда провалы в памяти, а иногда и обмороки. Некоторые становятся чрезвычайно самокритичными, неуверенными в себе. У молодых и совершенно здоровых людей ухудшается память, сон и аппетит, снижается способность к концентрации внимания, появляется рассеянность.
По мнению специалистов, причиной стресса является интенсивная умственная деятельность, нарушение режима сна и отдыха, но главный фактор, провоцирующий развитие стресса- это отрицательные переживания. Чтобы избежать стресса, нужно готовиться к экзаменам заранее.
Тут можно дать такие советы. Начать следует с организации благоприятных условий и здорового ритма жизни. Родители должны поддерживать психическое и эмоциональное здоровье своего ребенка.
- Контролировать соблюдение распорядка дня. Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки. Ложиться спать дети должны примерно в одно и то же время.
- Поддерживать режим питания. Он должен быть правильным, рациональным. В рационе должны присутствовать продукты повышенной биологической ценности -кисломолочные продукты, рыба, мясо, фрукты и овощи.
- Контролировать режим труда и отдыха. Это значит, что после уроков ребенок должен отдохнуть. Получить передышку он может, переключившись с умственной деятельности на деятельность , связанную с физическими нагрузками. Будет лучше, если вы с семьей вы поедете в лес. Таким образом, вы отвлечете ребенка от проблем, связанных со сдачей экзаменов.
И последнее, великий французский просветитель Вольтер как –то сказал: «Эмоции – это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может потопить его. Не передавайте своей тревоги детям. Ваше понимание и уверенность помогут ребенку.
- Знакомство с рекомендациями, предложенными в памятке.
Памятка
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
• пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
• внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
• если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
• если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
6. Принятие решения родительского собрания.
Проект решения родительского собрания:
1. Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период
подготовки учащихся к экзаменам.
2. Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания школьников.
3. Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.
- Заключительное слово классного руководителя.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Помните, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше. Помните, в первую очередь ребенку необходима ваша поддержка, знание, что он любим вами, несмотря ни на какие обстоятельства! Помогите ребенку обрести уверенность в своих силах!
Спасибо за сотрудничество и успехов на выпускных экзаменах!
Родительское собрание в 9 классе
на тему:
«Как противостоять стрессам. Как
подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам».
«Стресс — это не то, что с вами
случилось,
а то, как вы это воспринимаете»
(Г. Селье).
.
Цели:
1) познакомить
родителей с правилами проведения итоговой аттестации;
2) проанализировать
подготовленность детей к предстоящим экзаменам;
3) дать рекомендации
родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к выпускным экзаменам.
Ход собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя:
Уважаемые
родители! Для Вас и Ваших детей наступает ответственная и волнующая пора – пора
сдачи первых государственных экзаменов. «Экзамен» в переводе с латинского означает
«испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными,
становятся выпускные экзамены. От того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом
зависит результат аттестации вашего ребенка. Наша с вами задача – помочь
пройти этот путь с честью. Помните, что каждый, кто сдает экзамены,
независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не
сдаваться в трудной ситуации.
Успешность сдачи
экзамена во многом зависит от того, насколько знакомы вы и ребята с процедурой
проведения экзамена и порогом прохождения итоговой аттестации. Низкая осведомленность
родителей о процедуре проведения экзамена повышает тревогу и ограничивает
возможность оказания поддержки ребенку. Таким образом, роль родителей в
подготовке девятиклассников к ОГЭ включает в себя не только конкретные действия
по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития
здоровой, успешной, психологически зрелой личности.
2. Знакомство с
нормативными документами по процедуре проведения ОГЭ.
1) Официальные сайты по
вопросам подготовки и проведения ГИА http://school6.edu.yar.ru/provedenie_gosudarstvennoy__itogovoy__attestatsii/ssilki_na_ofitsialnie_sayti_po_vopros_68.html
2) Нормативно – правовое
регулирование ГИА-9. Федеральные документы
http://school6.edu.yar.ru/provedenie_gosudarstvennoy__itogovoy__attestatsii/normativnie_dokumenti.html
3) Актуальный материал ГИА http://school6.edu.yar.ru/provedenie_gosudarstvennoy__itogovoy__attestatsii/aktualniy_material_gia/aktualniy_material_gia.html
3. Перед родительским собранием
был проведен классный час «Первый экзамен в моей жизни», где одним из вопросов
был «Ощущал ли ты себя в состоянии стресса?”. 90% учащихся ответили «да».
Многие
испытывают страх перед экзаменами. Главная причина такого страха заключается в
том, что нервная система подростка не в состоянии справиться с требованиями,
которые создает ситуация повышенной ответственности на экзаменах. Обычно это
бывает из-за чрезмерно больших, нерационально распределенных нагрузок,
неумения продуктивно работать в режиме повышенных требований и др. Нередко
страх вызывается пониманием учащимися своей беспомощности (из-за недостаточности
знаний и подготовки, проведения экзамена в «чужой» школе среди учащихся разных
учебных заведений и др.) перед надвигающейся неприятностью (низкая оценка на
экзамене).
Отличие
ОГЭ от традиционного экзамена состоит в том, что выпускнику не предлагается
определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного
материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так
как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к
экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в
распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана
помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или
выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто
девятиклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как
нельзя кстати.
Многие
нарушения организации режима самостоятельных учебных занятий и времени отдыха
в этот период связаны с отсутствием у школьников знаний и навыков в
планировании своей деятельности. Нередко учащиеся, предоставленные самим себе,
непродуктивно работают днем, а потом занимаются до позднего вечера,
нерегулярно питаются, мало отдыхают. Все это отрицательно сказывается на их
здоровье и качестве подготовки к экзаменам.
Родителям
важно постараться поддержать психическое и эмоциональное здоровье своего
ребенка. Вселить в него уверенность в успехе, обсуждать все трудности, которые
возникают в процессе подготовки к экзаменам и их сдачи.
Необходимо
контролировать четкое соблюдение школьником распорядка дня. Сон должен
составлять не менее 8 часов в сутки. Ложиться спать выпускник должен примерно в
одно и то же время, желательно не позднее 22.00.
Важно
поддерживать режим питания школьника. Он должен быть правильным: утром –
молочные каши и бутерброд с чаем, в обед – первое и второе, на ужин – соки. В
рационе должны присутствовать продукты повышенной биологической ценности –
кисломолочные продукты, рыба, мясо, фрукты и овощи. Необходима и витаминная
поддержка организма.
Старайтесь контролировать режим
труда и отдыха. Одним из главных условий поддержания высокой
работоспособности в течение длительного времени является смена видов деятельности
(с
умственной деятельности на деятельность, связанную с физическими нагрузками). В процессе
занятий необходимы кратковременные перерывы для отдыха — примерно через
каждые 40-45 минут. Перерывы не должны превышать 10-15 минут, иначе может
снизиться настрой на занятия, приобретенный во время работы.
Некоторые учащиеся приобретают
вредную привычку заниматься поздно вечером и даже ночью. Ночная работа менее
эффективна, чем дневная. Занятия по ночам истощают нервную систему, приводят к
хроническому состоянию сонливости.
Низкая работоспособность в ночное
время имеет и биологическое обоснование. В течение тысячелетий человек привык
трудиться в основном в светлое время суток. В связи с этим в его организме
выработался слаженный ритм жизненных процессов, и если в дневные часы
работоспособность повышается, то в ночные снижается до минимума. Потому-то день
и является более благоприятным временем для работы, а ночь — для сна. Таким
образом, следует не только отказаться от занятий в вечернее и ночное время, но
и по вечерам не менее чем за час до сна прекращать напряженную умственную
работу.
4. За день до экзамена.
Психоэмоциональное
напряжение особенно проявляется у учащихся накануне экзамена, поэтому в этот
день много заниматься не следует. Планировать расписание занятий нужно так,
чтобы в день перед экзаменом заниматься только до обеда. А после обеда нужно
хорошо отдохнуть, погулять в парке, во дворе, пораньше лечь спать, приготовив
заранее все для следующего дня. Утром рекомендуется проделать все привычные
гигиенические процедуры.
Умение сдавать экзамены требует от учащихся определенных
способностей и навыков. Так, некоторые школьники регулярно получают на
экзаменах оценки ниже, чем того заслуживают (чрезмерно нервничают, забывают от
волнения то, что ранее хорошо знали). Главное — постараться быть спокойнее.
Учащимся, особенно страдающим от страха перед экзаменами, целесообразно
провести предварительную репетицию по всем правилам настоящих экзаменов. Роль
экзаменатора могут выполнять как одноклассники, так и кто-либо из взрослых.
Несколько таких репетиций помогут снизить нервозность и растерянность, а на
подлинном экзамене появятся уверенность и спокойствие.
Рекомендации родителям.
Не тревожьтесь о
количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте
его после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является
совершенным измерением его возможностей.
Великий французский просветитель Вольтер как-то сказал:
«Эмоции — это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в
движении, а может потопить его …». Не повышайте тревожность ребенка
накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате
тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в
ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу
возрастных особенностей может эмоционально
«сорваться». Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают
хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок
боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. Наблюдайте
за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить
ухудшение состояния ребенка, связанное с
переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не
допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать
занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий,
проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание
на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в
нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос
до конца и понять его смысл (характерная ошибка у детей во время тестирования
заключается в том, что, не дочитав до конца задание, по первым словам, уже
предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос
или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не
смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на
свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. И помните:
самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить
подходящие условия для занятий.
Надеюсь, предложенные выше
рекомендации и советы помогут Вам и Вашим детям справиться со стрессом —
предстоящими экзаменами.
Памятки для родителей (раздаточный материал).
Некоторые закономерности
запоминания
1.
Трудность запоминания растет
непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое
изречение.
2. При одинаковой работе количество
запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше
концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем
сразу.
4. Чем большую часть времени тратим
на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
5. Из двух материалов, большего и
меньшего, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и
не забывает.
Условия поддержки
работоспособности
1.
Чередование умственного и
физического труда.
2.
Предпочтение
следует отдавать гимнастическим упражнениям (кувырок, свеча, стойка на голове),
т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга.
3.
Необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс
витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют
работу головного мозга.
4.
Беречь глаза,
делать перерыв каждые 20—30 минут (взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
5.
Минимум
телевизионных передач!
Приемы
психологической защиты
1.
Переключение. Начинайте думать
о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время
неприятное переживание ослабнет.
2.
Сравнение.
Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей, и вы найдете,
что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.
3.
Накопление
радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость.
4.
Мобилизация
юмора. Смех — противодействие стрессу.
5.
Интеллектуальная
переработка. «Нет худа без добра»
6.
Разрядка
(физическая работа, игра, любимые занятия)
7.
Быстрое общее
мышечное расслабление (релаксация)
Литература
и интернет — ресурс:
1) Дереклеева Н.И. Справочник
классного руководителя 5 — 11 класс: М., «Вако», 2003
2)http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/11/07/plan-setka-ezhednevnaya-yanvar-mart-7-klass
МАОУ «СОШ № 138 г. Челябинска».
Родительское собрание:
«Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»
Учитель биологии:
Иванова Л.И.
Центральный район
г.Челябинск
2015
Родительское собрание:
«Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»
Экзамен — проверка знаний ученика и мудрое! преподавателя.
Цели:
-
познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации.
-
проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам;
-
дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к выпускным экзаменам.
-
Подготовить родителей учащихся к новой жизненной ситуации сдаче их детьми экзаменов за курс базовой школы.
-
Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за
I триместр.
Участники: родители учащихся 9 «б» класса, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Назарова Л.Ф., классный руководитель, медработник школы.
Форма проведения собрания: беседа.
Подготовка.
1 Изучаю психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Провожу анкетирование учащихся.
3. Провожу анкетирование родителей.
-
Анализ успеваемости учащихся класса за первый триместр.
-
Изучение мнения учителей-предметников.
-
Проведение классного часа «Поговорим перед экзаменами:..»
-
Подготовка памяток для родителей по организации режима дня школьника перед экзаменами и в день экзаменов.
Анализ успеваемости учащихся класса по четвертям
Готовлюсь к собранию в 9-м классе, еще раз знакомлю родителей с предварительными результатами успеваемости за 1 триместр и комментирываю родителям инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ по допуску учащихся к экзаменам и их организации.
Классный час «Поговорим перед экзаменами…»
В ходе классного часа даю возможность учащимся самим поставить себе отметку по поведению за 1 триместр и выслушать мнение своих товарищей-одноклассников.
Нельзя превращать этот классный час в судилище, но настроить некоторых учащихся на серьезную и ответственную работу просто необходимо.
Учителя-предметники дают ценные советы ребятам по подготовке к экзаменам по отдельным предметам:
1. какие темы курса повторить ученику дома;
2.какие задачи и диктанты стоит решать и написать дома поддиктовку родителей;
3.какими справочными пособиями руководствоваться;
4.как повторять учебный материал в домашних условиях и в какой последовательности.
Анкета
1. Кок ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?
2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими
экзаменами?
3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим
экзаменам на сегодняшний день?
4. Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного
запоминания учебного материала? Какие?
5. Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты считаешь наилучшим?
6. Как ты считаешь, какие продукты питания активизируют умственную деятельность?
III. Во время классного часа провожу тестирование старшеклассников по «Стресс-тесту». Учащимся предлагается прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:
-
— почти никогда;
-
— редко;
-
— часто;
-
— почти всегда.
-
Меня редко раздражают мелочи.
-
Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
-
Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
-
Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
-
Не переношу критики, выхожу из себя.
6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.
7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10. Страдаю отсутствием аппетита.
11.Беспричинно бываю беспокоен.
12.Па утрам чувствую себя плохо.
13.Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не мог отключиться.
14 . И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
15.Думаю, что сердца у меня не в порядке.
16.У меня бывают боли в спине и шее.
17.Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой.
18.Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
19.Думаю, что лучше многих.
20.Не соблюдаю диету, все постоянно колеблется.
Шкала оценки:
30 баллов и меньше. — Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.
31—45 баллов. — Ваша жизнь наполнено деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова [т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), гак и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
46—60 баллов. — Ваша жизнь — беспрестанная борьба Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд пи это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную
передышку.
61 балл и больше. — Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает здоровью, и вашему будущему.
IV. Обрабатываю, анализирую результаты анкетирования и тестирования.
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Для вас и ваших детей наступает ответственная и волнующая пора — пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне.
-
Создайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу.
-
Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период экзаменов. Учтите в расписании 15—20-минутные перерывы после часа работы.
-
Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Не забывайте, что мозгу нужна витаминная пища.
-
Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком.
-
Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом.
-
Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.
-
Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время. В день сдачи учеником экзаменов не забудьте:
-
вовремя его разбудить;
-
приготовить одежду, соответствующую торжественности случая;
-
положить необходимые учебные принадлежности;
-
пожелать ему удачи и успех
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы!
Наступает один из самых важных и ответственных моментов в жизни вашего ребенка. Пройдет совсем немного времени, и он получит документ, в котором будет зафиксирован государственной комиссией результат его пребывания в школе за 9 лет!
Наша с вами задача — помочь пройти ему этот путь с честью, показав все, чему он научился и в чем преуспел за эти годы.
Анализ успеваемости начинается с благодарности родителям, дети которых показывали все 9 лет отличные и хорошие результаты в учебе.
Знакомство родителей с требованиями школы к участию в экзаменах и памятками для родителей и учащихся
Если учителя-предметники могут принять участие в собрании, то они участвуют. Если по каким-то причинам они быть не могут, то они передают классному руководителю свои рекомендации, и он знакомит родителей с ними.
Ответы на вопросы родителей, обсуждение текущих дел класса
-
Финансовый отчет родительского комитета.
-
Обсуждение вопросов подготовки к экзаменам.
-
Обсуждение поступления в средние специальные учебные заведения, колледжи, лицеи.
Итог собрания.
Литература для подготовки к собранию
1. ДереклееваН.И. Справочник классного руководителя. М., 2002.
Родительское собрание «Подготовка к государственной
итоговой аттестации. Как противостоять стрессу».
Цели: 9 класс
– познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации.
– проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям;
– дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к
итоговой аттестации.
Повестка собрания:
1. Знакомство с повесткой дня и с порядком проведения собрания.
2. Знакомство с информацией о правилах проведения итоговой аттестации.
3. Анкетирование и тестирование родителей ( по вопросам,на которые уже отвечали их
дети).
4. Выступление классного руководителя с использованием обобщенных результатов
анкетирования. Сравнение родителями их ответов с ответами детей. Знакомство с
рекомендациями, предложенными в памятках.
5. Обсуждение родителями памяток с приведением примеров из жизни, которые
подтверждают либо опровергают рекомендации и выдвижением своих
предложений.
6.Выступление учителей предметников по подготовке учащихся к ГИА
7. Принятие решения родительского собрания.
Проект решения родительского собрания:
1. Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки
учащихся к экзаменам.
2. Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания
школьников.
3. Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.
Памятка родителям
Как помочь подготовиться к экзаменам
Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными,
подчас драматичными, становятся ГИА. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное,
выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за
своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии.
Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность
оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна
ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно
распорядиться временем и силами при подготовке к ГИА. Помощь взрослых очень важна,
поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к
ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо
от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной
ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины
кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план
подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только
повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»).
Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень
хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который
ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте
вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.Договоритесь с ребенком, что вечером
накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя.
Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во—первых, ребенку будет интересно знать ваше
мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и
вообще знаете, что это такое). Во—вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать
шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что,
ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не
стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его
собственной рукой.
В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена
(ГИА). Например, возьмите один из вариантов ГИА по математике (учителя при подготовке детей
пользуются различными вариантами ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за
стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена».
Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте
школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь
исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в
ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на
задании и не отвлекаться?
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы.
Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления.
Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед
экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над
учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет
работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка
без слов.
Основные сведения о ГИА
Единый государственный экзамен (ГИА) является основной формой итоговой
государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации.
Также участниками ГИА являются закончившие российские школы иностранные
граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы..
Какие предметы обязательны для получения аттестата?
Для всех выпускников обязательными являются два экзамена в форме ГИА: русский язык
и математика.
Предметы по выбору
Если учащийся намерен продолжить образование в образовательном учреждении то,
помимо обязательных, он должен сдать предметы по выбору в форме ГИА.
Сроки проведения ГИА
Как будут оцениваться результаты ГИА?
Неудовлетворительная оценка по ГИА
Выдача аттестатов и свидетельств о ГИА
Разрешено пользоваться во время ГИА
Математика — линейка
Физика — линейка и непрограммируемый калькулятор
Химия — непрограммируемый калькулятор
География — линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор
Условия поддержки работоспособности
1. Чередование умственного и физического труда.
2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как
они усиливают приток крови к клеткам мозга.
3. Бережное отношение к зрению. (Делать перерыв каждые 20—30 минут: взгляд вдаль,
оторвать глаза от книги).
4. Минимум телевизионных передач
Приемы психологической защиты
1. Переключение. Начинайте думать о чем—нибудь для Вас актуальном, полезном,
приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей, и Вы
найдете, что у многих оно тяжелее, чем у Вас. Это ослабит Ваше переживание.
3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызывающие у Вас даже маленькую
радость.
4. Мобилизация юмора. Смех – противодействие стрессу.
5. Интеллектуальная переработка.« Нет худа без добра».
6. Разрядка ( физическая работа, игра, любимые занятия).
7. Быстрое общее мышечное расслабление
Некоторые особенности запоминания
1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить
полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень
понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами,
чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое
многократное чтение, тем эффективнее.
5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Решения родительского собрания:
1. Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки
учащихся к экзаменам.
2. Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания
школьников.
3. Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.
3. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов
образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных
заведениях.
4. На приём детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства.
5. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами,
регламентирующими организацию образовательного процесса.
6. На участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети.
7. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками
успеваемости своих детей.
8. На перевод ребёнка, получающего образование в семье, для продолжения образования в
общеобразовательном учреждении при положительной аттестации.
9. На помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию
детей.
10. Проживающие отдельно от ребёнка родители имеют право на общение, участие в воспитании,
решение вопросов получения образования и на получение информации о своём ребёнке из воспитательных,
образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или
здоровью ребёнка).
Родители обязаны:
1. Обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и
психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая
пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление
или их эксплуатацию.
2. Обеспечить детям получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в
другом приравненном к нему по статусу образовательном учреждении.
3. Выполнять Устав общеобразовательного учреждения.
4. Не допускать некорректного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по
своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.
5. Обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни,
необходимые для нормального развития ребёнка.
6. Родители (законные представители) несут ответственность за воспитание своих детей, получение
ими основного общего образования.
7. Обеспечивать своевременное появление ребёнка в школе, не допускать пропуска им занятий без
уважительной причины.
8. Контролировать внешний вид ребёнка (учитывая требования школы к внешнему виду учащихся).
9. Обеспечивать ребёнка необходимыми учебными пособиями, канцелярскими принадлежностями.
10. Создавать условия для учёбы и подготовки домашних заданий, соблюдать режим дня ребёнка, хорошее
питание, полноценный сон.
11. Контролировать успеваемость своего ребёнка и 12. Контролировать выполнение школьных заданий,
поручений учителя.
13. Контролировать ребёнком выполнение домашних заданий.
14. Решать с ребёнком возникающие в процессе учёбы проблемы, нести ответственность за его поведение
в школе.
15. Своевременно реагировать на требования учителей и администрации школы.
16. Укреплять здоровье ребёнка.
17. ребёнка.
18. Информировать педагогов о проблемах и трудностях ребёнка, осложнениях в здоровье.
19. Посещать родительские собрания.
20. Помогать школе и классному руководителю в проведении совместных мероприятий, экскурсий, походов,
школьных вечеров, благотворительных акций.
21. Систематически встречаться с педагогами, интересоваться успехами и трудностями своего ребёнка.
22. Не обсуждать действия педагогов в присутствии детей.
23. Учитывать рекомендации педагогов и классного руководителя в воспитании ребёнка.
24. По возможности оказывать помощь в ремонте школы.
В истории развития российской школы институту
классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно
классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении
личности ребёнка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных
возможностей, в защите его интересов.
Деятельность классного руководителя является важнейшим
звеном в воспитательной системе семьи и школы, основным механизмом организации
индивидуального подхода к воспитанникам.
Родительское собрание на протяжении многих лет
остаётся одной из наиболее распространённых форм работы с родителями. Главным
его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы
и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и
физически здоровой личности ребенка.
Когда человек в панике сосредоточиться на решении
той или иной проблемы,
однако, заставив себя мысленно принять самое худшее,
мы тем самым сбрасываем
груз панического беспокойства
и оказываемся в состоянии искать и находить
правильный выход.
Д.Карнеги
Цели:
- Познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации.
- Проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам.
- Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки
к экзаменам.
Оборудование, оформление:
- высказывания учёных-психологов;
- анкеты учащихся;
- памятки.
Ход собрания
Учитель сообщает повестку дня. (Приложение
1)
1. Выступает психолог школы.
В переводе с английского стресс – это давление, нажим,
напряжение. По словам Г.Селье, стресс есть неспецифический ответ организма на
любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к
возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, любое событие, факт
или сообщение, которые нарушают привычное течение жизни, могут быть причиной
стресса. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет,
зависит не только от самой ситуации, но и от личности, её опыта, ожиданий,
уверенности в себе. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы,
ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Значит, само возникновение и переживание стресса
зависит не только от объективных, сколько субъективных факторов, от особенностей
самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с
тем, что от него требуют.
Экзамены для детей, для их родителей – это тоже
стресс, который необходимо пережить совместно.
Самотестирование (для родителей). В порядке ли ваши
нервы?
Ускоряющийся ритм нашей жизни все увеличивает нагрузку
на нашу нервную систему. И она все чаще начинает проявлять себя в
раздражительности, вспыльчивости, нервозности… Как же мы справляемся с
повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный,
критический момент? Хотя бы примерный ответ на этот вопрос, быть может, даст
этот тест.
Варианты ответов на вопросы: очень, не особенно, ни в
коем случае.
Раздражает ли вас:
- Смятая страница газеты, которую вы хотите
прочитать? - Женщина «в летах», одетая, как молоденькая
девушка? - Чрезмерная близость собеседника (допустим, в
трамвае в час пик)? - Курящая на улице женщина?
- Когда какой-то человек кашляет в вашу сторону?
- Когда кто-то грызет ногти?
- Когда кто-то смеется невпопад?
- Когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно
делать? - Когда любимая девушка (юноша) постоянно
опаздывает? - Когда в кинотеатре сидящий перед вами все время
вертится и комментирует сюжет фильма? - Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного
романа, который вы только собираетесь прочесть? - Когда вам дарят ненужные предметы?
- Громкий разговор в общественном транспорте?
- Слишком сильный запах духов?
- Человек, который жестикулирует во время разговора?
- Коллега, который часто употребляет иностранные
слова?
За каждый ответ «очень» запишите 3 очка, за ответ «не
особенно» – по 1 очку, за ответ «ни в коем случае» – 0.
Более 50 очков. Вас не отнесешь к числу
терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы
вспыльчивы, легко выходите из себя. А это слишком расшатывает нервную систему,
от чего страдают и окружающие.
От 12 до 49 очков. Вас можно отнести к самой
распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но
из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете
«поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.
11 и менее очков. Вы весьма спокойный человек,
реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши
наиболее уязвимые стороны так в нем и не проявились? Судите сами. По крайней
мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого
легко можно вывести из равновесия.
Самотестирование. Тест на стресс для родителей,
(бланк с вопросами выдаётся родителя).
Цель: насколько они способны помочь своим
детям, насколько они стрессоустойчивы.
Таблица заполняется ежедневно в течение недели по
вечерам.
Необходимо поставить «галочку» против тех пунктов, где
приходится давать утвердительный ответ. Каждая «галочка» дает одно очко.
В конце недели итоги суммируются (родители делают
сами).
Фактор риска | Очки | ||||||
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс | |
1. Сон недостаточный или плохой. | |||||||
2. Испорченное настроение по дороге на работу или домой. |
|||||||
3. Испорченное настроение на работе. | |||||||
4. Неприятная работа. | |||||||
5. Чрезмерный шум. | |||||||
6. Более 3 чашек крепкого кофе. | |||||||
7. Выкурено более 10 сигарет. | |||||||
8. Слишком много выпито спиртного. | |||||||
9. Слишком мало физической активности. | |||||||
10. Слишком много съедено. | |||||||
11. Слишком много сладостей. | |||||||
12. Личные проблемы. | |||||||
13. Сверхурочная работа. | |||||||
14. Испорченное настроение дома. | |||||||
15. Сомнения в качестве своей работы. | |||||||
16. Головная боль. | |||||||
17. Сердечная слабость. | |||||||
18. Боли в желудке. |
1–20 очков. Положение нормальное. На всякий
случай проверьте себя в течение еще одной недели, так как ваше субъективное
восприятие «слишком много» или «слишком мало» может оказаться несамокритичным.
21–40 очков. Пока ситуация не слишком
тревожная, но уже необходимо обратить внимание на пункты, давшие очки. В скором
времени они могут перерасти в серьезную угрозу.
41–60 очков. Угроза налицо. Если в самое
ближайшее время вы не предпримете решительных шагов к изменению своего образа
жизни, то вас ожидают, к сожалению, крупные неприятности.
Свыше 60 очков. Ваше здоровье в серьезнейшей
опасности. Необходимо пункт за пунктом проанализировать заполненную вами таблицу
и постараться немедленно заняться своим здоровьем.
- Выступает заместитель директора школы, рассказывает о правилах
проведения итоговой аттестации. - Родители отвечают на вопросы анкеты, на которые уже отвечали их дети.
(Приложение 2) - Медицинский работник школы рассказывает о том, как сохранить здоровье в
период подготовки к экзаменам. - Выступает классный руководитель, обобщая результаты анкетирования,
предлагает сравнить их ответы с ответами детей, предлагает обратить внимание
на рекомендации, изложенные в памятках. (Приложение 3) - Родители комментируют рекомендации, выдвигают свои предложения.
- Принимается решение родительского собрания:
- Создать благоприятную обстановку в период подготовке учащихся к
экзаменам. - Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима
питания. - Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.
- Верить в силы своих детей, самим не поддаваться волнениям и панике.
- Создать благоприятную обстановку в период подготовке учащихся к
Литература:
- Адаптация и резервы человека. / Сост.
М.Т.Кочеткова, М.Н.Завьялова. Псков, 2000. - Курс практической психологии. / Сост. Р.Р. Кашалов.
Екатеринбург, 1996. - Психологическая поддержка ребёнка. / Андреева А.
Воспитание школьников. 2000, №3.
Дата проведения_______________
Родительское собрание в 9 классе по теме
«КАК ПОДГОТОВИТЬ СЕБЯ И РЕБЕНКА К БУДУЩИМ ЭКЗАМЕНАМ. КАК
ПРОТИВОСТОЯТЬ СТРЕССАМ»
Цели: 1) познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации;
2) проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам;
3) дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки
к выпускным экзаменам.
Участники: родители учащихся 9-го класса, классный руководитель, учителя
предметники.
Подготовка.
I. Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
II. Проводится анкетирование учащихся.
Анкета
1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?
2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?
3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам
на сегодняшний день?
4. Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания
учебного материала? Какие?
5. Какой режим работы при подготовке к экзаменом ты считаешь
наилучшим?
6. Как ты считаешь, какие продукты питания активизируют умственную
деятельность?
III. Во время классного часа проходит тестирование девятиклассников по
«Стресс-тесту». Учащимся предлагается прочитать включенные в тест
утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую
шкалу:
1 — почти никогда;
2 — редко;
3 — часто;
4 — почти всегда.
1. Меня редко раздражают мелочи.
2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
5. Не переношу критики, выхожу из себя. 6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь
грубое.
7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10.Страдаю отсутствием аппетита
11.Беспричинно бываю беспокоен.
12.По утрам чувствую себя плохо.
13.Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
14.И после продолжительного сна не чувствую себя нормально
15.Думаю, что сердце у меня не в порядке.
16.У меня бывают боли в спине и шее.
17.Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой.
18.Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю
19.Думаю, что лучше многих.
20.Не соблюдаю диету, все постоянно колеблется.
Шкала оценки:
30 баллов и меньше.— Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с
проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни
чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.
31 — 45 баллов. — Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением,
страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть
стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы
не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
46—60 баллов. — Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и
мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии
стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли
это доставит вам ‘радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев,
вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата.
Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и больше. — Вы живете, как водитель машины, который одновременно
жмет на газ и на тормоз Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы
подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.
IV. Классный руководитель обрабатывает, анализирует результаты
анкетирования и тестирования.
V. Изготавливаются памятки.
Некоторые закономерности запоминания 1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой
отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше
степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с
перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое
многократное чтение, тем эффективнее.
5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередование умственного и физического труда.
2. Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям (кувырок,
свеча, стойка на голове), т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20—30 минут (взгляд вдаль, оторвать
глаза от книги).
4. Минимум телевизионных передач!
Приемы психологической защиты
1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном,
полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание
ослабнет.
2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других
людей и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше
переживание.
3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже
маленькую радость.
4. Мобилизация юмора. Смех — противодействие стрессу.
5. Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра»
6. Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия)
7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация)
Оформление, оборудование и инвентарь. На доске оформлены высказывания:
«Стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (Г.
Селье); «Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той
или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы
тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии
искать и находить правильный выход» (Д. Карнеги).
Ход собрания. I. Учитель сообщает повестку дня, знакомит с порядком проведения собрания.
рассказывает о правилах проведения итоговой аттестации.
III. Родители отвечают на вопросы анкеты и теста, на которые уже отвечали их
дети.
IV. Выступает классный руководитель. В своем выступлении он использует
обобщенные результаты анкетирования, предлагает родителям сравнить их
ответы с ответами детей, предлагает обратить внимание на рекомендации,
изложенные в памятках.
VI. Родители в группах обсуждают каждую памятку, затем комментируют
рекомендации, приводят примеры из жизни, которые подтверждают или
опровергают рекомендации, выдвигают свои предложения.
VII. Принимается решение родительского собрания:
1. Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период
подготовки учащихся к экзаменам.
2. Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания.
3. Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.
4. Верить в силы детей, самим не поддаваться волнениям и панике.
Анкета
1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?
_____________________________________________
2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими
экзаменами?
____________________________________________________
3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим
экзаменам на сегодняшний день?
____________________________________________________
4. Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного
запоминания учебного материала? Какие? ____________________________________________________________
5. Какой режим работы при подготовке к экзаменом ты
считаешь наилучшим?
______________________________________________________________
6. Как ты считаешь, какие продукты питания активизируют
умственную деятельность?
_________________________________________________________________
СТРЕСС-ТЕСТ
1 — почти никогда;
2 — редко;
3 — часто;
4 — почти всегда.
1. Меня редко раздражают мелочи.
2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть. 5. Не переношу критики, выхожу из себя.
6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или
говорю что-нибудь грубое.
7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10.
11.
12.
13.
Страдаю отсутствием аппетита
Беспричинно бываю беспокоен.
По утрам чувствую себя плохо.
Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу
отключиться.
И после продолжительного сна не чувствую себя
нормально
14.
15.
16.
17.
Думаю, что сердце у меня не в порядке.
У меня бывают боли в спине и шее.
Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу,
покачиваю ногой.
18.
Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то,
что я делаю
19.
20.
Думаю, что лучше многих.
Не соблюдаю диету, все постоянно колеблется.
Родительское собрание «Экзамены: как избежать стресса»
Авторы: Лоскутова Светлана Валерьевна
и Парканова Татьяна Борисовна
МАОУ «Гимназия № 12 имени Г.Р. Державина», г. Тамбов
Цель собрания: оказание психолого-педагогической помощи родителям выпускников.
Задачи собрания:
– познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена;
– проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам;
– дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.
Форма проведения: семинар-практикум.
Подготовительная работа:
1. Изучение нормативных документов, касающихся проведения ЕГЭ.
2. Изучение специальной психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме.
3. Проведение классного часа.
4. Мини-сочинение «Как я готовлюсь к ЕГЭ».
5. Составление рекомендаций для родителей.
Анкета учащихся.
1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?
2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?
3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день?
4. Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала?
5. Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты считаешь наиболее продуктивным?
6. Можно ли, на твой взгляд, активизировать умственную деятельность? Если да, то как?
Ход собрания
Вступительное слово учителя:
1. Классный руководитель: Очень скоро завершатся школьные годы ваших детей. Впереди у них очень важный период – экзамены. Им предстоит сдавать их в особой форме – в форме единого государственного экзамена. ЕГЭ отличается от привычных для нас форм проверки знаний: контрольных, самостоятельных работ и устных экзаменов, поэтому мы уделяем особое внимание подготовке к нему. Успешная сдача ЕГЭ – это наша с вами общая задача, в решении которой и у семьи, и у школы есть свои зоны ответственности.
Несмотря на очень серьёзную тему собрания, я предлагаю начать … с игры в ассоциации. Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Нам нужно будет давать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий игрок.
Итак, я начинаю: экзамен – …».
Классный руководитель: Итак, экзамены у вас ассоциируются с … (вывод). Посмотрим с чем ассоциируется экзамен у детей (см. презентацию).
2. Классный руководитель: Однако, ЕГЭ имеет свои положительные стороны для ученика, например:
• Объективность оценки. Влияние конфликтных отношений с педагогом или устойчивой «репутации троечника» фактически сведено к минимуму.
• Достаточно высокий уровень самостоятельности и активности ученика: возможность выбора стратегии действий, отдельных заданий и в целом определение уровня притязаний, возможность оспорить процедуру проведения и т.д.
• Пробелы в знаниях могут оказать меньшее влияние на конечный результат. На традиционном экзамене, если ученику достался вопрос, который он знает не очень хорошо, его оценка будет ниже. При сдаче ЕГЭ ученик может пропустить этот вопрос, и это не окажет кардинального влияния на результат.
3. Классный руководитель: анализ результатов Единого государственного экзамена показывает, что существенное количество неудовлетворительных оценок по разным предметам зачастую связано не с плохим знанием предмета, а со стрессовой ситуацией, возникающей во время экзамена. Экзамен для большинства школьников является стрессом. На эмоциональное состояние в ходе экзамена влияют личностные характеристики подростков (высокая школьная и личностная тревожность, заниженная самооценка и т.д.).
При подготовке к собранию среди учащихся 11 классов проводилось анкетирование. Большинство (87%) подростков считают, что они не подвержены стрессам, однако утверждают (60%), что недостаточно подготовлены к экзаменам и боятся его. Результаты тестирования показывают, что около 60% выпускников подвержены предэкзаменационному стрессу, просто не могут своевременно отследить его первые признаки. Аналогичные вопросы предлагались и вам. К сожалению, не все родители знают, насколько их ребёнок может быть подвержен стрессу. (Демонстрация результатов с помощью презентации).
4. Классный руководитель:
На успешность сдачи любых экзаменов влияют 3 фактора:
1) познавательный (интеллектуальный) – уровень знаний человека;
2) мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей;
3) эмоциональный – способность выдержать напряженный экзаменационный период, избежать стресса.
Сегодня мы обсудим, как помочь ученикам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам и избежать стресса. Результативность данной работы во многом определяется именно нашими совместными усилиями.
Родителей необходимо разделить на группы по 5–6 человек.
1 группа: упражнение «Круг ответственности». Группа получает лист с нарисованным на нём кругом. Родителям дается следующее задание: «Представьте себе, что этот круг являет собой стопроцентный успех ребенка на экзамене. Этот успех зависит от многих факторов: от работы школы, от самого ребенка, от случая, от родителей … Пожалуйста, разделите этот круг на части в зависимости от того, кто и насколько, по-вашему, отвечает за успех ребенка на экзамене. Может быть, вы считаете, что успех на 50% зависит от школы? А может, на 15%? Нам интересно ваше мнение!»
После обсуждения группа озвучивает результаты своей работы.
5. Классный руководитель: При подготовке к собранию учащимся было предложено вспомнить, придумать и записать как можно больше предложений и идей о том, как готовиться к экзаменам. Вот несколько вариантов таких предложений. Я прошу родителей прочитать и высказать своё мнение об этих способах. Это задание второй группе.
Третьей группе предлагаю составить список способов, которыми они могут помочь своим детям готовиться к экзамену.
6. Классный руководитель: Обобщая все ваши предложения, а также опыт психологов, можно сформулировать следующие рекомендации.
Памятка для детей «Как подготовиться к сдаче экзамена».
(Родителям полезно изучить совместно с детьми)
Подготовка к экзамену
• Сначала подготовь место для занятий.
• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
• Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.
• Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего.
• Чередуй занятия и отдых: скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал при помощи составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
• Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
• Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
• Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
• Многие считают, для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ
· Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе — они доступны для тебя! Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!
· Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). Оттого, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
· Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку.
· Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
· Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
· Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
· Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
· Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении.
· Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.
· Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
· Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
· Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
· Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
· Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Памятка для родителей.
Советы родителям: как помочь детям подготовиться к ЕГЭ
1. Формирование уверенности в себе.
· Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена.
· Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
· В процессе подготовки к экзаменам подбадривайте ребенка, хвалите его за то, что он делает хорошо.
· Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
2. Контроль над режимом дня.
· Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом
· Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
· Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
· Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
· Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
3. Формирование технологии подготовки к экзаменам.
· Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
· Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
· Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность
· Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: · пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; · внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); · если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий
Классный руководитель: Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Экзамены — настоящий стресс. Стресс — это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет.
Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах.
«Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете».
(Г.Селье)