Родительское собрание 11 класс психологическая подготовка к егэ

Родительское собрание в 11 классе.
«Рекомендации по психологической подготовке к ЕГЭ».

1.     
Организационные вопросы (результаты
анкетирования, план работы).

2. Игра «Шкала согласия».

Родителям предлагается выразить степень своего согласия или
несогласия со следующими утверждениями:

— Я знаю достаточно много о Едином государственном
экзамене.

— Думаю, что ЕГЭ обладает существенными достоинствами.

— Думаю, что сдать этот экзамен моему ребенку по силам.

— Считаю, что подготовка к ЕГЭ – задача исключительно
школы.

По итогам упражнения необходимо обратить внимание родителей
на их эмоциональное отношение к этому экзамену и пояснить, что подобный настрой
может сказываться на подготовке ребенка к экзамену.

3. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ
(рекомендации психолога).

В 11 классе на первый план выступает проблема подготовки к
экзаменам. Эта проблема оказывается настолько значимой, что подчас затмевает
все остальное в последние месяцы школьного обучения.

Предэкзаменационная и экзаменационная ситуации оказывают
сильнейшее влияние на состояние организма и психики школьника. Это объясняется,
прежде всего, тем, что проверка интеллекта вообще относится к наиболее
психологически дискомфортным ситуациям, особенно если эта проверка так или
иначе связана с социальным статусом личности. Соображения престижа, стремление
к уважению и авторитету среди учителей, родителей и одноклассников, желание
получить оценку, оправдывающую затраченные на подготовку усилия, — все это, в
конечном счете, определяет высокую психологическую значимость экзаменов для
человека. Именно поэтому провал на экзаменах чаще всего воспринимается школьниками
как серьезная жизненная неудача.

На экзамене ученик должен за ограниченное количество
времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу или справиться
с предложенными заданиями, причем результаты этой деятельности будут
оцениваться. На экзамене ребенок показывает, чего он на самом деле добился,
каковы в действительности его знания. Традиционно в нашей школьной системе экзамены
наделяются особой значимостью, а успешность или неуспешность ученика при сдаче
экзамена активно обсуждается родителями и педагогами: «Все экзамены сдал на
пятерки!» или «Ужас, завалил математику». Экзамен — это не просто рядовая
проверка знаний, это кульминационный момент, готовиться к которому начинаются
заранее: «Как же ты с такими знаниями будешь сдавать экзамены?!» Экзамен напрямую
связан с самооценкой подростка: насколько я действительно умен, насколько могу
справиться с предложенными мне заданиями? Дефицит времени значительно повышает
тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть».

Психологи единодушно относят экзамен к разряду факторов,
оказывающих на человека сильное психологическое давление и усложняющих
функционирование организма и психики. Процесс сдачи экзаменов вызывает сдвиги
во всех системах организма и психики. В частности, психологами отмечается, что
во время экзаменов у школьников значительно медленнее протекают мыслительные
процессы, становясь более дезорганизованными на фоне общего повышения артериального
давления, усиления работы сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного
тракта. Интересно, что эти изменения не проходят в тот момент, когда школьник
получает экзаменационную оценку. Эта, так называемая «экзаменационная контузия»
продолжается еще долгое время спустя, в некоторых случаях – до трех-четырех
месяцев после экзамена. При этом негативное влияние экзаменационная ситуация
оказывает прежде всего на тех школьников, в структуре личности которых
значительное место занимает устойчивая тревожность, естественно, прежде всего,
школьная тревожность. Поэтому так необходимо правильно готовиться к экзаменам и
правильно вести себя в экзаменационной ситуации. Достижение этого предполагает
не только психологическую грамотность школьников, но и помощь со стороны
родителей и учителей.

Что же могут сделать родители?

Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима
дня, так как сами дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами.
Например, дети часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень
большой, они не успевают все выучить к экзаменам.

Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной,
мы можем оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в
определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана
помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь
учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто
дети не могут сами этого сделать, и наша помощь может быть как нельзя кстати.

Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок
имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или
активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры
только увеличивают усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму
досуга, которая бы его не переутомляла: прогулки, общение с одним — двумя
друзьями. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60
минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Ребенок может
выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону и затем вновь вернуться к
занятиям.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности
необходимо, чтобы ребенок высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно
больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают,
становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления
работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон,
очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна
сидеть за экзаменационными билетами.

Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней
работы? Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинаются манипулировать
своей учебой, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня
еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может выступать в роли
разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только
усиливать общее утомление. Поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном
порядке с учетом особенностей ребенка.

Особое значение в этот период имеет эмоциональный настрой
родителей. Безусловно, для самих родителей период экзаменов является очень
тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы
заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей
тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и
страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как
нечто фатальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится,
если вдруг они не поступят в институт, и это еще больше усугубляет напряжение,
которое дети испытывают.

Во время экзаменов наша задача – создание эмоционально
спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно опираться на
собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой
«палочки-выручалочки» играем мы, взрослые. Важно верить  в ребенка и говорить
ему об этом. Однако при этом надо дать понять, что ничего страшного не
произойдет, даже если результат будет не таким, каким хотелось бы (особенно это
относиться к очень ответственным детям, которые стараются соответствовать
ожиданиям взрослых).

Иногда может показаться, что подобный настрой может детей
расхолаживать. Дело в том, что существует определенный уровень волнения,
оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего
не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает
деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.

Экзамены – ситуация серьезная, но не запредельная. Если
ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится,
это помогает ему чувствовать себя более уверенно.

Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается
именно ваш ребенок. Проще всего это можно сделать, спросив у ребенка: «Чем я
могу тебе помочь?».

4. «Позитив».

Психолог предлагает родителям мысленно назвать те качества
(желательно, три) их детей, которые помогут им сдать ЕГЭ. «Давайте будем верить
в детей и поддерживать их!».

Правила
подготовки к экзамену

Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие
в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее
значительными; важно, чтобы ребенок понял, что семья, безусловно, верит в его
способности, но готова поддержать его в случае неудачи.

Необходимо поддерживать у ребенка ощущение готовности к
экзамену (разумеется, если оно адекватно), отмечая затрачиваемые усилия и их
результат.

Для повышения интеллектуальной активности желательно
организовать рабочее место таким образом, чтобы в поле зрения попадали желтый и
фиолетовый цвета (фрагментарно).

Через каждые 40-50 минут ребенку необходимо оторваться от
занятий, сменить вид деятельности для того, чтобы не наступало «хроническое
утомление». При параллельной подготовке разных предметов желательно чередовать
естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.

Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или
телевизор при подготовке к экзаменам, — некоторым людям отсутствие привычного шумового
или зрительного фона скорее мешает, чем помогает, что доказано многочисленными
экспериментами.

Желательно, чтобы выпускник при желании имел возможность
рассказать родителям выученный материал. Во-первых, проговаривание закрепляет
материал в памяти, а во-вторых, снимает панику («Я ничего не знаю!!!).

Экзамены вызывают у школьника сильный стресс, поэтому
велика вероятность развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и особенно
желудочно-кишечного тракта. Важно особенно внимательно следить за режимом
питания ребенка.

С  уважением, психолог.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 г.Бирюсинска

Родительское собрание

Психологическая поддержка выпускников

                                   Подготовила и провела:

                                                                педагог-психолог МКОУ СОШ №10    

                                                                Миронова Татьяна Александровна

г. Бирюсинск 2018г.

Цель: познакомить родителей  с процедурой сдачи  ЕГЭ и ОГЭ. Дать рекомендации по  оказанию  выпускникам психологической поддержки.

Психолог. Здравствуйте  уважаемые родители!  Мы собрались, чтобы поговорить о важном этапе в жизни ваших детей- выпускные  экзамены. И наша с вами задача сохранить психологическое и физическое здоровье наших детей. Поддержка близких им необходима. И очень важно показать своим поведением, что  они не одни, а рядом есть самые близкие   люди к которым можно обратиться за помощью. Это вы родители. Какой бы не был исход экзаменов  вы должны показать, что вы будете вместе решать  проблемы по мере их поступления.  Поддержка близких им необходима. Несколько советов помогут вам и вашему ребёнку справиться с волнением и подготовиться к экзаменам.

Экзамены- это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Не секрет, что успешность сдачи экзаменов во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. «Экзамен» так и переводится с латинского- « испытание». Помните, что каждый, кто сдаёт экзамены, независимо  от результата, постигает самую важную в жизни науку- умение не сдаваться в трудной ситуации. Главное условие успешной сдачи экзаменов – это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. Под индивидуальной  стратегией деятельности понимается совокупность приёмов, способов, которые в соответствии  со своими личностными особенностями использует ученик, и которые  позволят ему добиться  наилучших результатов на экзамене. Успешность сдачи  экзамена во многом зависит от того, насколько знакомы обучающиеся и их родители со специфической процедурой экзамена.

   Классный руководитель знакомит родителей с процедурой сдачи экзамена.

 Психолог.

— Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте придерживаться следующих рекомендаций:

            1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

 5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он(а) обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

 8. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

 9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

 11. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет развитие навыков работы  с тестами, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

12. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

13. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Прогулка перед сном поможет снять напряжение.

14. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:  пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;  внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

— если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

— если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Психолог. Желаю удачи вам и вашим детям в успешной сдачи экзаменов!

Нажмите, чтобы узнать подробности

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ»

Примерный сценарий собрания

Рассказ о сущности и процедуре ЕГЭ (информирование).

Направления работы психолога с родителями

Ролевая игра «Сдаем ЕГЭ» (моделирование ситуации экзамена, когда родители выступают в роли учеников).

Общие рекомендации психолога и педагогов.

«Мозговой штурм» на тему «Чем я как родитель могу помочь своему ребенку?». Составление «копилки полезных советов».

Индивидуальные рекомендации.

1. Рассказ о сущности и процедуре ЕГЭ (информирование).

Сначала необходимо подробно рассказать о едином государственном экзамене. Более подробно стоит остановиться на его положительных аспектах, на тех сильных сторонах, которые есть в данном экзамене. Многие родители могут оспаривать нужность и правильность введения ЕГЭ, демонстрируя превосходство традиционных форм экзаменов. При этом важно не вступать с такими родителями в дискуссию. Необходимо отметить, что политика в системе образования вряд ли изменится, а силы и ресурсы будут потрачены. Наилучшим ответом будет высказывание о том, что: «В современной педагогике высказываются самые разные мнения по поводу ЕГЭ. Но что бы мы ни считали по этому поводу, реальность такова, что наши дети будут его сдавать в конце года, и поэтому первостепенную важность приобретает вопрос о том, как им в этом помочь».

Педагогические функции выпускного экзамена

Экзамен — это определенная форма итогового контроля знаний учащихся.

Выпускной экзамен проверяет соответствие уровня подготовки учащихся образовательным стандартам в целом.

Подготовка к выпускному экзамену

освоение выпускником содержательных и процедурных требований к экзамену на завершающем этапе школьного обучения

формирование необходимого объема знаний и общеучебных навыков на протяжении всего периода школьного обучения.

Единый государственный экзамен — это экзамен, одновременно являющийся выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вуз (с 2009г.). ЕГЭ сдают только выпускники полной общеобразовательной средней школы, задания ЕГЭ выполнены в виде теста.

Для ЕГЭ характерны две особенности:

1. Результаты ЕГЭ одновременно учитываются как в школьном аттестате, так и в качестве вступительного экзамена в вуз;

2. Все тесты ЕГЭ состоят из однотипных заданий, для оценки ЕГЭ используется единая шкала, позволяющая по уровню подготовки сравнивать всех учеников.

2. Направления работы психолога с родителями:

— Обозначение распределения ответственности между родителями и школой.

— Формирование у родителей реалистической картины ЕГЭ и коррекция нереалистических ожиданий

— Поддержка родителей, испытывающих тревогу, и повышение мотивации у родителей, чьи дети уже сдали вступительные экзамены в вузы

Формы работы с родителями

Фронтальные: тематические родительские собрания, практикумы

Индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником)

3. Ролевая игра «Сдаем ЕГЭ»

Родители получают конверты с заданиями, которые имитируют реальные материалы ЕГЭ. В каждый конверт кладется «лист с вопросами» и «бланк для ответов». «Лист с вопросами» должен состоять из трех блоков (А, В и С) и включать соответствующие вопросы. Не стоит делать его слишком длинным: достаточно подобрать 3—4 вопроса в первый блок, 2-3 — во второй и 1-2 — в третий.

Родители получают следующую инструкцию: «Теперь, когда мы с вами знаем, что такое ЕГЭ, я предлагаю вам попробовать сдать его. У вас на руках сейчас окажутся конверты, в которых находятся экзаменационные материалы. В каждом конверте находятся лист с вопросами и бланк для ответов. Как и в настоящем ЕГЭ, здесь есть вопросы трех групп: А, В и С. Время выполнение задания- 5 минут. Вы можете выполнить не все задания, выбирайте те задания, которые вам покажутся наиболее простыми. Предложенные вопросы легкие, вам не составит особого труда ответить на них. Вам необходимо отметить ваш ответ на бланке, подчеркнуть нужный вариант или вписать свой вариант ответа».

В конце игры необходимо обсуждение. Лучше всего попросить родителей поделиться своим личным опытом: «Что для вас лично показалось наиболее легким/ трудным?», «Что вы чувствовали и думали во время игры?». После получения такого рода опыта родителями, можно приступать к рекомендациям и советам психолога.

4. Общие рекомендации

Важным аспектом жизни ребенка, не только в период подготовки и сдачи экзаменов, а на протяжении всего учебного процесса, является режим дня. Необходимо помочь ребенку правильно организовать свой режим дня. Дети могут зачастую пренебрегать простыми правилами. Часто бывает так, что ребенок волнуется, ему кажется, что объем заданного материала чрезмерно велик и он не успеет его усвоить к сроку сдачи экзамена. Поэтому родителю необходимо помочь ребенку распределить учебный материал по дням, определить его ежедневную нагрузку, помочь составить план. План так же поможет ребенку справится с повышенной тревожностью, потому что ребенок будет знать, что у него есть силы и ресурсы для освоения такого большого объема материала. Так же в режиме дня необходимо учитывать время для сна, отдыха и смены деятельности. Детям так же нужен активный и шумный отдых. Но при этом важно помочь найти ребенку ту форму разгрузки, которая его не переутомляла и давала новые силы. Очень важны для детского режима дня и перерывы, каждые 60 минут, они помогут сохранить высокую работоспособность.

Так же важно уделить внимание сну ребенка, необходимо, что ребенок спал8-10 часов и при этом высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. При утомлении работоспособность снижается, из-за чего снижается и эффективность учебы ребенка. Лучше приступать к занятиям со свежей головой.

часто у родителей возникает вопрос, необходимо ли освобождать ребенка от домашних обязанностей. Легкая физическая активность ребенка может служить дня него положительной сменой деятельности, которая наоборот повысит эффективность подготовки к экзаменам.

Так же в этот период очень важен эмоциональный настрой родителей. Конечно, этот период является очень волнительным и для родителей ребенка, но если ребенок видит, как мы волнуемся, то он тоже начинает заряжаться нашим волнением. Родителям необходимо сохранять спокойное и уверенное настроение, чтобы оно передалось ребенку Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое.

Во экзаменационный период нам необходимо создать эмоционально уравновешенную, ненапряженную атмосферу. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые. Необходимо создать для ребенка ситуацию успеха, почаще напоминать ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых). Есть определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок совершенно не волнуется, он ничего и не делает. завышенный уровень волнения, напротив, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением. Экзамены — ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение чрезмерной важности экзамена не развивает ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует снизить значимость ситуации. Если ребенок знает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно. Наконец, очень важно понять, в какой именно помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей важно, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»

После рекомендаций психолога и педагогов можно переходить к актуализации собственного опыта родителей и организовать «мозговой штурм».

5. «Мозговой штурм»

Родителям дается следующая рекомендация: «У каждого из нас есть свои личные мысли и идеи о том, как лучше помогать ребенку в подготовке к экзаменам. При обмене этими идеями и предложениями, мы обогатимся и в итоге лучше поможем своим детям сдать экзамен. Предлагаю вам объединиться на группы по 5 человек. Каждой группе предоставляется лист бумаги и ручка. В течение 5 минут вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше мыслей и идей о том, как родители смогут помогать своим детям в подготовке к экзаменам. Оценивать реалистичность и критиковать идеи не стоит. Ваша задача — просто «накидать» как можно больше идей». По окончании времени необходимо озвучить список идей. При этом важно положительно оценить и подбодрить родительские предложения.

Чтобы обобщить опыт родителей, можно составить копилку полезных советов для подготовки к ЕГЭ.

6. Индивидуальные рекомендации

На завершающем этапе собрания можно переходить к индивидуальным особенностям учеников. Очень важно не обсуждать каждого выпускника сразу со всеми родителями, а сделать это в индивидуальной форме.

Можно заранее подготовить индивидуальные характеристики на детей в письменной форме, воспользовавшись схемой, на основе которой строится описание возможных трудностей в главе 3 (психологические особенности, причины возможных трудностей, стратегии поддержки на этапе подготовки к экзамену). Раздав эти характеристики, скажите о том, что родители могут обращаться к вам, если у них есть какие-то вопросы. Конечно, это потребует больше усилий от психолога и педагогов, но зато займет меньше времени на самом собрании, и родителям будет проще запомнить эти рекомендации.

Другой возможный путь — организация консультационного часа. Это значит, что в течение определенного времени (например, в течение часа после собрания) педагоги, психолог, классные руководители будут находиться в своих кабинетах и консультировать родителей, которые к ним обратятся. Каждый родитель может подойти к любому педагогу и побеседовать с ним.

Наконец можно просто договориться с заинтересованными родителями о времени индивидуальных консультаций.

Психологическая поддержка — это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче Единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

Поддерживать ребенка — значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь — научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

опираться на сильные стороны ребенка,

избегать подчеркивания промахов ребенка,

проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,

создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и другие, стимулируют работу головного мозга.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.

Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок; обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Не критикуйте ребенка после экзамена.

Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы для ролевой игры «Сдаем ЕГЭ»

Вопросы группы А

А1. Кто написал «Мертвые души»?

1) Пушкин

2) Лермонтов

3) Гоголь

4) Достоевский

А2 Сколько градусов составляют прямой угол?

1) 45

2) 90

3) 180

4) 360

АЗ Что нужно сделать ребёнку, чтобы хорошо подготовиться к экзаменам:

1) написать шпаргалки

2) хорошо выспаться

3) освоить весь материал

4)узнать фамилию учителя и название сдаваемого предмета

Вопросы группы В:

В1 Какова температура кипения воды?

В2 Кто из ученых утверждал, что человек произошёл от обезьяны?

В3 Напишите химическую формулу воды.

Вопросы группы С

С1 Опишите отношение автора произведения «Евгений Онегин» к своему ге­рою.

Правильные ответы:

А1 – 3

А2 – 2

А3 – 3

В1 – 1000

В2 – Ч.Дарвин

В3 – Н2О

Памятка для родителей

Уважаемые родители выпускника!

Ваш сын или дочь участвуют в едином

государственном экзамене (ЕГЭ)

Почему они так волнуются?

сомневаются в полноте и прочности своих знаний

сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание

испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей — тревожности, неуверенности в себе.

боятся неопределенной, незнакомой ситуации.

испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.

Каждая из этих причин в той или иной степени может влиять на состояние вашего ребенка.

Чем вы можете помочь ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?

Вы можете:

собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для вас, ни для вашего ребенка ситуацией неопределенности.

— проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку и верить в силы ребенка:

Откажитесь от упреков, доверяя ребенку;

Если школьник хочет заниматься под музыку, не препятствуйте этому, договорить только, чтобы эта музыка была без слов

участвовать в подготовке к ЕГЭ.

обсудите, какой учебный материал нужно повторить, составьте план подготовки.

вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок»- основная подготовка к экзамену должна приходиться на первую половину дня, если «сова»- то на вечер.

проведите репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Установите продолжительность подобного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.

организовать режим (именно родители помогут эффективно организовать время и распределить силы при подготовке к ЕГЭ).

во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.

договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена, он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и вовремя ляжет спать. Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.

Родительское собрание «Роль родителей в психологической поддержке детей при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ».

(Слайд 1) Добрый вечер, уважаемые родители, на носу у наших детей сдача ЕГЭ(Единый государственный экзамен) и ОГЭ (основной государственный экзамен).

Вы никогда не задумывались, почему при одинаковом уровне знаний одни сдают экзамены лучше, чем другие? В чем могут быть причины? «Везение, удача», – скажете вы. Не только, и не столько! Все дело в психологической готовности к сдаче экзамена, которая также важна, как и владение знаниями по предмету.

(Слайд 2) Исследования психологов показывают, что успех на экзамене сводится к трем факторам: врожденные способности (20%), предметные знания (30%), владение навыками подготовки и сдачи экзаменов (50%).

Одним из вопросов, рассматриваемых в рамках психологической подготовки к экзаменам, является вопрос о роли родителей при подготовке детей к экзаменам. Безусловно, эта роль значительна, поскольку в школе ребенок проводит около 6 часов, а оставшиеся 18 – дома, с родителями. Именно родители могут помочь выпускнику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям.

Возможные трудности при сдаче ЕГЭ и ГИА во многом связаны с восприятием самой ситуации экзамена как стрессовой, с отсутствием навыков саморегуляции и неуверенностью в собственных силах.

(Слайд 3) Государственный экзамен, это прежде всего серьезная стрессовая ситуация для детей, оказывающая отрицательное воздействие на психику ребенка. Как мы – взрослые, в этом случае можем помочь детям? У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом своими идеями, это значительно обогатит каждого из нас. Вспомните пожалуйста, и скажите как можно больше предложений и идей о том, как помочь детям готовиться к экзаменам. Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача – просто набросать как можно больше идей.

Почему мы попросили Вас высказать свои мнения, так как большинство выпускников именно к родителям идут со своими вопросами, тревогами, опасениями, и задача ваша – снять напряжение, повысить самооценку ребенка, проконтролировать, оказать посильную помощь и просто быть рядом, чтобы ваш ребенок всегда чувствовал и знал, что дома его поймут и поддержат, что бы ни случилось. Помните, что экзамен сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может. Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

Особая психологическая трудность периода завершения обучения в школе состоит в том, что это время первого взрослого испытания, результаты которого говорят о степени готовности выпускников к взрослой жизни, и о том, насколько их уровень притязаний соответствует их возможностям. Именно поэтому результаты выпускных экзаменов столь значимы для детей.

(Слайд 4) Хотела бы вам предложить упражнение, которое называется «Круг ответственности».

«Представьте себе, что этот круг являет собой стопроцентный успех ребенка на экзамене. Этот успех зависит от многих факторов: от работы школы, от самого ребенка, от случая, от родителей…» Пожалуйста, разделите этот круг на части в зависимости от того, кто и насколько, по-вашему, отвечает за успех ребенка на экзамене.

( Слайд 5 ) Психолог: Успешная подготовка ребенка к ЕГЭ зависит от наших общих усилий: с одной стороны, школы, а с другой – семьи. Что же могут сделать родители? Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня. Например, дети часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сами этого сделать, и наша помощь может быть как нельзя кстати.

Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами. Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Безусловно, для нас самих период выпускных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой.

Поэтому хочу порекомендовать вам способы для снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут Вам и вашим детям мобилизовать интеллектуальные возможности при подготовке и сдаче экзаменов.

(Слайд 6) Упражнение «Лимон».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (Ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Так же существуют много упражнений и Способов для снятия нервно-психического напряжения:

• спортивные занятия;

• контрастный душ

• стирка белья;

• мытье посуды;

• скомкать лист бумаги и выбросить;

• слепить из газеты свое настроение;

• громко спеть свою любимую песню;

• покричать то громко, то тихо;

• вдохнуть глубоко 10 раз;

• погулять по лесу;

• потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «быструю».

Уважаемые родители предостерегаю Вас от использования тактики запугивания. Такая тактика не повышает мотивацию, а создает эмоциональные барьеры, которые школьник не может самостоятельно преодолеть. «Хочешь быть дворником, иди, мети улицы? Ты хоть понимаешь, что мы с отцом (матерью) скоро состаримся, и тебе придется обеспечивать нас?»

(Слайд 7) А теперь предлагаю Вашему вниманию конкретные рекомендации:

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Еще раз отмечу, что во время экзаменов детям нужно спать не менее 9 часов, и сбалансировано и рационально питаться. Это обеспечит полноценный отдых и восстановит силы.

И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

(Слайд 8) Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а в случае провала – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Если ребенок сдал экзамен с худшим результатом, чем хотелось бы, или вообще «завалил» его, поддерживайте ребенка в это трудное для него время.

Задача родителя – помочь выстроить тактику дальнейших действий, эмоционально поддержать и предложить помощь.

Уважаемые родители, хотела бы вашему вниманию показать вам ролик снятый детьми, который покажет вам, что для детей, кроме Вас – родителей, ближе никого нет. Ваша поддержка и любовь очень важны для них.

(Видеоролик: Звонок родителям со словами любви)

Ваша любовь и поддержка – залог успеха детей в настоящем и будущем. Любите своих детей! И показывайте им свою любовь как можно чаще!

(Слайд 9) Уважаемые родители, к концу нашего выступления, хочу сообщить Вам о том, что наш психолого- педагогический центр «Инсайт», который находится по адресу: Нуриманова 29, готов оказать Вам и вашим выпускникам психологическую помощь при подготовке к ЕГЭ, так же у нас работает телефон доверия: 89177607614

Благодарю за внимание!

Родительское собрание в 11 классе «Готовимся к ЕГЭ»

Цель: ознакомить родителей (законных представителей) обучающихся с процедурой проведения ЕГЭ (ГВЭ); оказать психолого-педагогическое сопровождение выпускников и их родителей при подготовке к итоговой аттестации и дать соответствующие рекомендации.

Задачи:

— ознакомить родителей (законных представителей) с нормативно-правовыми документами, касающимися вопросов государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ (ГВЭ),

— разъяснить правила проведения ЕГЭ и правила поведения во время прохождения ГИА;

— создать комфортные условия для совместного взаимодействия трех сторон (родитель-учитель-ученик) во время подготовки к ГИА;

— повышать педагогическую культуру родителей.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, заместитель директора, педагог-психолог.

Оборудование и материалы:

Презентация ЕГЭ-2017

Компьютер, мультимедийный проектор с экраном.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень скоро завершатся школьные годы ваших детей. Впереди у них очень важный период – государственная итоговая аттестация – в форме единого государственного экзамена. ЕГЭ отличается от привычных для нас форм проверки знаний, поэтому мы уделяем особое внимание подготовке к нему. Сейчас я хочу познакомить Вас с основными нормативными документами, регламентирующими организацию и порядок проведения государственной итоговой аттестации в 11-х классах. Презентация.

-Успешная сдача ЕГЭ – это наша с вами общая задача, в решении которой и у семьи, и у школы есть своя зона ответственности. Каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. В течение года обучающиеся знакомились с правилами и процедурой экзамена, с правилами заполнения бланков, тренировались в решении заданий, что снимет эффект неожиданности на экзамене, помогает ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

Сегодня Вы также услышите рекомендации педагога-психолога школы, которая разработала программу по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в процессе подготовки к ГИА, в которую входят такие аспекты подготовки к экзаменам, как планирование времени в процессе подготовки к ГИА, техники преодоления стресса и тревоги, психологические упражнения, направленные на развитие памяти, мышления и на формирование уверенности в себе. У вас будет возможность задать ей вопросы и пообщаться индивидуально после нашей встречи.

Несомненно, результаты выпускных экзаменов имеют и для детей, и для родителей, и для педагогов особую значимость. Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена. Самое страшное для многих во время экзамена состоит в том, что они не могут «взять себя в руки».

ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. Никто не может всегда быть совершенным. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Выступление педагога-психолога

Примерный текст выступления психолога:

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку правильную помощь.

Почему дети волнуются?

— сомневаются в своих знаниях;

— чувствуют ответственность перед родителями и учителями;

— личностные особенности у всех детей разные: кто-то уверенно чувствует себя в незнакомой ситуации, а кто-то при этом испытывает стресс, тревогу.

Успешная подготовка ребенка к ЕГЭ зависит от наших общих усилий: с одной стороны, школы, а с другой – семьи. Что же могут сделать родители? Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня, так как сами дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное — распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Дайте совет во время сдачи экзамена обратить внимание на некоторые моменты:

1) Сначала сделать те задания, которые не вызывают затруднений, более сложные задания оставить на потом.

2) Внимательно читать вопрос, дочитывая его до конца, часто изюминка вопроса кроется именно там. 

3) Если на некоторые вопросы совсем нет никакого ответа, то надо положиться на свою интуицию, и выбрать ответ. 

В период ГИА основная задача родителей — создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и не мешать ему. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Накануне экзамена, ребёнок должен полноценно отдохнуть, хорошо выспаться. Готовиться к экзаменам в последние часы нет смысла. Организм должен подготовиться к «испытанию». Помогите собраться ребёнку на экзамен. Заранее соберите всё необходимое.

Если вдруг так случилось, что ребёнок не смог набрать минимальное количество баллов или меньше, чем планировал, не ругайте его за это. В этот момент ему необходима особая поддержка. Успокойтесь, и потом вместе ищите какие-то пути выхода из ситуации. 

-Уважаемые родители, я уверена, вы всегда можете помочь своему ребенку сдать любой экзамен, в первую очередь, организацией самоподготовки, пониманием и поддержкой, верой в их силы!

До свидания!

В конце родительского собрания раздаются памятки.

Памятка

ЧТО НЕОБХОДИМО ВЗЯТЬ ВЫПУСКНИКАМ НА ЕГЭ

документ, удостоверяющий личность (паспорт); 

гелевую или капиллярную ручку с черными чернилами;

дополнительные устройства и материалы, которые можно использовать по некоторым предметам: на экзамен по математике нужно взять с собой линейку; по физике -непрограммируемый калькулятор и линейку; по химии — непрограммируемый калькулятор; по география — линейку, непрограммируемый калькулятор и транспортир.

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи ЕГЭ в выпускных классах гимназии.

Задачи:

  1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к ЕГЭ со стороны родителей.
  2. Отработка с родителями психологических приемов поддержки при подготовки выпускников к экзаменам.

Ход собрания

Уважаемые родители, сегодня я бы хотела поговорить с вами о роли родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ.

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.

Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

Так чем же родители могут помочь своему ребенку при подготовки к экзаменам?

Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.

            Самое страшное для многих во время экзамена состоит в том, что они не могут «взять себя в руки». Чаще всего дети боятся преподавателей, так как не знают их. Здесь важно умение правильно общаться — установить контакт с учителем, пусть и кратковременный. Всё это сделать гораздо легче, если попытаться снизить стресс.

            Вы можете предложить своему ребенку представить, что он находиться рядом с приятным и умным человеком и получает от этого удовольствие. Если это не помогает и преподаватель очень страшен, пусть включит элемент юмора. Юмор, как известно, помогает здорово снизить страх. К примеру, ребенок может мысленно пририсовать преподавателю длинные ушки, симпатичные рожки, огромную бородавку на носу, повесить на него галстук в свинках или представить, как он будет выглядеть, если на него напялить платьице в оборках и цветочках. Здесь нет предела воображению!

            Но это во время самого процесса сдачи. А что же делать родителям с детьми до того, как этот ответственный момент настанет? Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Не заставляйте ребенка учить предмет так, как это кажется лучшим для Вас. У всех людей свои методики запоминания. Пусть он учит так, как ему нравится, как ему удобнее. Если ему лучше запоминается ночью — пусть занимается хоть всю ночь. Просто, тогда не стоит будить его в восемь утра с криком «Садись немедленно за учебник! «, не переусердствуйте с контролем. Но в тоже время, не стоит говорить ребенку, что экзамен — ерунда, что не надо переживать, мол, у тебя их ещё сколько будет. Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка, т.е., никак ему не помогут. Но он может подумать, что вы просто несерьёзно относитесь к вещам, которые для него очень значимы.

Помните, что в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь «подкармливать» их положительными эмоциями. Ни в коем случаи не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребёнок сдаст не так, как Вы рассчитывали. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо — какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка: ты сдашь экзамены — и мы поедим отдыхать, съездим за город, купим тебе новые джинсы, и пр. Обязательно давайте детям, как следует выспаться (особенно в ночь перед экзаменом), включайте в их рацион побольше фруктов, соков, побалуйте шоколадом. А перед экзаменом, не забудьте пожелать «Ни пуха, ни пера».

Организм, при подготовке и сдаче экзамена, испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Поэтому хочу порекомендовать вам способы для снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.

Способы снять нервно-психическое напряжение:

  • спортивные занятия;
  • контрастный душ
  • стирка белья;
  • мытье посуды;
  • скомкать лист бумаги и выбросить;
  • слепить из газеты свое настроение;
  • громко спеть свою любимую песню;
  • покричать то громко, то тихо;
  • вдохнуть глубоко 10 раз;
  • погулять по лесу;
  • потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Это обеспечит полноценный отдых и восстанавливает силы.

На экзамен нужно прийти в точно назначенное время, т.к. ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен.

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.

В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема – это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно их них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «Перекрестный шаг» и проводится следующим образом (предложить родителям вместе выполнить данное упражнение):

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно; можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне и наоборот.

Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «Энергетическое зевание» (выполняется вместе с родителями).

Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3 – 5 зевков.

Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты.

Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Рк1 рк2 экзамен
  • Родительское собрание 11 класс подготовка к егэ 2022 презентация
  • Риэлтор что сдавать на егэ
  • Родительское самопожертвование сочинение
  • Риэлтор предметы егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии