Родительская поддержка старшеклассников в период сдачи экзаменов

Конспект родительского собрания на тему:

«Помощь выпускникам и их родителям в период подготовки к ЕГЭ»

Педагог- психолог

Соина О.С.

Волгодонск

2017г.

Тема: Помощь выпускникам в
период подготовки к экзаменам ЕГЭ

Цель:
расширить представление родителей о едином государственном экзамене с учётом
трудности и стратегии поддержки старшеклассников в период сдачи ЕГЭ

Задачи:

v  определить
роль родителей в период подготовки ЕГЭ,

v  выделить
основные трудности выпускников и выбрать стратегии поддержки старшеклассников,

v  дать
знания о стрессе, о способах  защиты и саморегуляции,

v  довести
до сведения родителей рекомендации по эффективной подготовке к экзамену,

v  организовать
активное взаимодействие родителей и педагогов,

v  выработать
с родителями и педагогами  совместную стратегию помощи детям при сдаче ЕГЭ

v  подвести
родителей к пониманию необходимости психологической поддержки детей на этапах
подготовки и сдачи экзамена.

Актуальность проекта

Единый государственный экзамен
(ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен. Служит
одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и
сузы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные
задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена
всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ, где указаны
полученные баллы по предметам.
Экзамены
представляют собой нелегк
ий, но неизбежный этап нашей жизни, и конечно
несут в себе  массу переживаний, тревог, стрессов. На современном этапе
развития нашего общества, в современных условиях жизни особое место занимает
сохранение здоровья подрастающего поколения, поэтому такое большое значение
приобретает своевременная помощь детям, готовящимся к важному этапу своей жизни
сдачи ЕГЭ, а так же помощь, поддержка и просвещение родителей этих детей.  В
связи с этим огромное значение приобретает проведение родительских собраний на
тему подготовки к ЕГЭ и помощи детям, сдающим этот сложный экзамен. Здесь должна
проводиться просветительская деятельность, обмен опытом, сплочение
родительского коллектива класса, а так же появляется активное взаимодействие
всех институтов школы с родителями, задействование всех школьных служб для
наиболее успешной, здоровой и безопасной организации процесса сдачи ЕГЭ. Должным
образом подготовленное родительское собрание позволяет эффективно объединить
возможности школы и семьи в образовании и воспитании детей. Задача педагогов –
проводить содержательные и интересные собрания в формах, позволяющих родителям
стать активными участниками встречи, ведь и
менно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который
дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу,
помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок
.

 Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ
трудно недооценить, это связано и с тем, что:

Ø
любой экзамен
является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился
сравнительно недавно,

Ø
 что ежегодно
изменяются требования к проведению экзамена,

Ø
что такая
форма про ведения экзамена для многих выпускников является непривычной и
пугающей.

Единый
государственный экзамен, суть которого непонятна большинству родителей,
представляет трудность не только для выпускников, но и для их пап и мам. Как
можно помочь ребенку, чем должна отличаться подготовка к ЕГЭ от подготовки к
традиционному экзамену, справится ли ребенок — все эти вопросы требуют ответа. А
коль скоро родители принимают непосредственное участие на этапе выпускных
экзаменов, им тоже необходима особая подготовка.

Поэтому, родительские собрания
должны быть ориентированы на:

·                       
заметное повышение активности
родителей (они начинают открыто интересоваться содержанием образовательного и
воспитательного процессов, становятся инициаторами дискуссий и диспутов);

·                       
родители должны сами находить
ответы на большинство актуальных вопросов, делиться примерами, основанными на
личном опыте;

·                       
увеличение количества вопросов,
которые касаются личности ребенка;

·                       
стремление родителей  находить
возможность для индивидуальных контактов с педагогом, психологом.

Форма
проведения —
  круглый стол

Участники
собрания:


классный руководитель,

-психолог,

-представитель
администрации,

-родители
учеников

Продолжительность
проведения 1,5- 2 часа.

Ход родительского собрания

Выступление
завуча по УВР.

     
Для успешной сдачи ЕГЭ родители и дети должны знать нормативные документы
вкратце ознакомлю с выдержками  «Положения о ЕГЭ».

Презентация 1

Слово
«экзамен» переводится с латинского как «испытание». Дейс­твительно, экзамен —
это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и
непредсказуемого результата. Подготовка и сдача любого экзамена связаны с
чрезвычайно большим функциональным и психологическим напряжением. Интенсивная
умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная
длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности,
нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания — все это не только
приводит к перенапряжению нервной системы, но и отрицательно влияет на общее
состояние растущего организма. Экза­менационный стресс снижает не только работоспособность,
но и сопротивляемость организма к различным болезням, провоцирует обострение
уже имеющихся заболеваний.

Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с
особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем
развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием
навыков саморегуляции. Единый государственный экзамен радикально отличается от
привычной формы проверки знаний. Такая новая форма экзамена требует хороших
знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников
образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).

Упражнение  «Что такое экзамен?»

Родители
делятся на группы (с помощью упражнения энергизатора «Разноцветное конфетти»)
по 5-6 человек. Каждая группа получает свой цвет — желтый, красный, зеленый,
синий.  На группу получают по 2 задания. Родителям  надо выбрать соответствие и
описать ситуацию.

Экзамен
– это …

1.
– Праздник

2.
Смелый поступок

3Тяжелая
работа

4Борьба

5Экстремальная
ситуация

6.
Ничего особенного

7.
Будущая независимость

8.
Предстоящая свобода

После
чего родители дают обьяснение, какое соответствие, на ваш взгляд, является
главным? Хорошая подготовка к экзаменам – что это значит для вас? Примерные
ответы: Все вызубрить. Психологически настроиться. Все прочитать, иметь
представление о предмете, понимать все темы. Отдохнуть, как следует,
расслабиться, выспаться. Написать хорошие шпаргалки и надежно их спрятать. Подводится
вывод о том, что у каждого свое представление о подготовке к экзаменам. А
задача данного родительского собрания – выработать универсальные рекомендации,
дать советы, которые пригодились бы каждому.

Прежде
всего, сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое
ЕГЭ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители,
сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о
сущности и процедуре Единого государственного экзамена, знакомство с
конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь,
помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.

Государственный экзамен, это прежде всего серьезная стрессовая ситуация
для детей, оказывающая отрицательное воздействие на психику ребенка. Почему же
дети так волнуются?

Приложение 2

Упражнение
«Составим план борьбы со стрессом»

Родители
делятся на группы по 5-6 человек и получают листы бумаги разделенные на две
колонки линией. В одной колонке записывают причины стресса и возможных неудач
во время ЕГЭ, а во второй колонке как их избежать- то есть возможные варианты
решения или помощи.

Упражнение «Банк идей»- мозговой штурм

 Как  мы взрослые можем помочь детям?
Родителям предлагается следующая инструкция: «У каждого из нас есть свои
собственные идеи и предложения о том, как готовиться к экзаменам. Если мы
поделимся друг с другом своими идеями, это значительно обогатит каждого из
нас». Родителей нужно разделить на группы по 5–6 человек. Каждая группа
получает лист бумаги и ручку, а также задание: «Сейчас в течение пяти минут вам
нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше предложений и идей о
том, как помочь детям готовиться к экзаменам. Не оценивайте реалистичность этих
идей и не критикуйте их. Ваша задача – просто набросать как можно больше идей».
Когда время, отведенное на обсуждение, закончится, нужно попросить родителей
озвучить получившийся у них список идей. Очень важно при этом всячески
поддерживать, одобрять и положительно оценивать их высказывания. Чтобы не
забыть и не растерять те ценные мысли, которые будут высказаны, можно собрать
все листы с записями и составить обобщающую Копилку полезных советов.

Упражнение «Круг ответственности»

 Родители
вновь делятся на группы по 5–6 человек. Каждая группа получает лист формата А3
с нарисованным на нем кругом. Родителям дается следующее задание: «Представьте
себе, что этот круг являет собой стопроцентный успех ребенка на экзамене. Этот
успех зависит от многих факторов: от работы школы, от самого ребенка, от
случая, от родителей…» Пожалуйста, разделите этот круг на части в зависимости
от того, кто и насколько, по-вашему, отвечает за успех ребенка на экзамене. Группы
работают примерно 10 минут, и озвучивают результаты своей работы. Обязательно
нужно обратить внимание родителей на то, что успех ребенка на экзамене зависит
не только от работы школы, но и от родителей, и от самих детей.

Успешная
подготовка ребенка к ЕГЭ зависит от наших общих усилий: с одной стороны, школы,
а с другой – семьи. Что же могут сделать родители? Очень важно оказать помощь
ребенку в организации режима дня. Например, дети часто волнуются, так как им
кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к
экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной, мы можем
оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении
ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также
справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный
материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не
могут сами этого сделать, и наша помощь может быть как нельзя кстати. Огромное
значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть,
сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится
дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают
усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его
не переутомляла. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые
45-60 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Для
нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок
высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном,
занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и
беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и
продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше
позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за
экзаменационными билетами. Особое значение в этот период имеет наш собственный
эмоциональный настрой. Безусловно, для нас самих период выпускных и
вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы
переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой.
Во время экзаменов наша задача – создание эмоционально спокойной, ненапряженной
атмосферы. Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш
ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты,
кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно
ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»

Психологическая
поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче
экзамена.

Поддерживать
ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми
для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы
продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Задача
педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами,
создав у него установку: «Ты можешь это сделать».

Существуют
слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты
все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».

Советы
родителям:

lНикогда не сравнивайте своих
детей с другими. Как известно, люди отличаются друг от друга по своим
личностным качествам, также как ростом, цветом глаз и т.д. не могут быть
одинаковыми и их успехи.

lПомните, ваш ребенок не
должен выступать в роли способа утвердиться перед другими. Никогда не ищите
поводов похвастаться своим ребенком. Не говорите фразы типа «что я скажу
другим…», «ты выставишь меня в плохом свете…», «все будут говорить, что мой
ребенок…»

lОчень часто старясь
активизировать ребенка к подготовке к экзамену, вы можете только увеличить
беспокойство. Не делайте из экзамена вопрос жизни и смерти.

lНе следует оказывать на
ребенка давление. Некоторые родители пытаясь активизировать ребенка начинают
описывать страшные картины, что с ним будет, если он не сдаст экзамен.

l Создайте спокойную
обстановку для подготовки к экзамену. Дайте понять, что ребенок вам очень
дорог.

lВажны интересы и способности
вашего ребенка. Вы можете помогать ему советами, правильно направить его. Но ни
в коем случае не оставлять последнее слово за собой, пусть этот выбор останется
за вашим ребенком.

Мифы о ЕГЭ

       
ЕГЭ – это трудное и важное испытание. Как настроить учеников и их родителей к
сдаче ЕГЭ?  За  несколько  лет  о  ЕГЭ сложилось немало мифов, которые мешают
ученику качественно подготовиться к  испы
танию, негативно
влияют на отношение многих родителей и выпускников к процессу подготовки и
сдачи ЕГЭ. Познакомить родителей лишь с некоторыми   из них.

Миф  первый – «ЕГЭ это
лотерея и поэтому, как повезёт, хоть  готовься,  хоть не готовься». Такой
подход существует и зачастую очень удобен для тех, кто не хочет прилагать
усилий, трудиться в течение  года.

 
Миф второй – ЕГЭ легче, чем устный экзамен  и подготовиться к нему можно
за несколько дней  Мы часто  сталкиваемся с таким подходом, он расхолаживает
ученика, ведёт  к разочарованию после экзамена и низким результатам.

 Миф
третий
– ЕГЭ можно  сдать успешно,  основываясь на жизненном опыте и
интуиции. Этот  миф наиболее распространён в отношении  ЕГЭ  по обществознанию.

 Миф
четвёртый
– «мои друзья все сдали ЕГЭ  без особой
подготовки,
и я сдам»  Не верьте  таким друзьям.
Они,
может быть, и сдали ЕГЭ на сертификат, но высоких  бюджетных баллов  там быть
не могло. 

Миф пятый —  к ЕГЭ можно не
готовиться, ведь среди вариантов ответа, есть правильный, надо только выбрать.
Наличие нескольких вариантов ответа не упрощает, а усложняет порой задачу, ведь
ситуация выбора зачастую очень трудна  и ответственна для человека
.

 Миф
шестой
– «я не готовился и получил на ЕГЭ высокий балл». Не верьте таким
высказываниям.

Памятка
для  выпускника

1..Как можно
быстрей определись с предметами, которые будешь сдавать в форме ЕГЭ.

2. Начинай
подготовку, как можно раньше,
потому,
что к тесту нельзя подготовиться за несколько дней.

3. Составь план
подготовки к ЕГЭ по каждому предмету. Каждый  день готовься к ЕГЭ

4. Определи вместе
с учителем  свой уровень знаний, тестовых способностей, поставь перед собой
конкретные  задачи.

5.Не забудь 
настроиться на ЕГЭ психологически, помни, что это очень ответственное и
непростое испытание.

6.Помни, что все,
кто сдают ЕГЭ – твои  конкуренты,  и они будут бороться за каждый балл

7. Помни, что  и
от одного балла может зависеть твоё поступление в  вуз

Памятка
для родителей выпускников.

1.   Помогите
ребёнку определиться с профессиональным выбором и  предметами для сдачи ЕГЭ

2.  Не 
откладывайте этот разговор  на завтра, помните, что начать подготовку к  ЕГЭ
нужно было ещё вчера.

3. Составьте с 
ребёнком понедельный план подготовки  к ЕГЭ по всем сдаваемым предметам.
Контролируйте его выполнение.

4. Не оставляйте
ребёнка один на один с ЕГЭ. Покажите ему свою заинтересованность и
сопереживание.

5. Определитесь
вместе с ребёнком, по каким предметам ему нужны дополнительные занятия
(индивидуальные или групповые), по каким предметам он будет готовиться
самостоятельно.

6.Систематически
узнавайте у  педагогов  результаты промежуточных пробных тестов.

  Как
помочь ребенку  подготовиться к экзаменам

ü  Не
тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не
критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество
баллов не является совершенным измерением его возможностей.

ü  Не
повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно
сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение
родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими
эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально
«сорваться».

ü  Подбадривайте
детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

ü  Повышайте
их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более
вероятности допущения ошибок.

ü  Наблюдайте
за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и
предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

ü  Контролируйте
режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он
обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

ü  Обеспечьте
дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

ü  Обратите
внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему
необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс
витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют
работу головного мозга.

ü  Помогите
детям распределить темы подготовки по дням. 

ü   Ознакомьте
ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь
фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и
логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы,
упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как
это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на
листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

ü  Подготовьте
различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество
различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка
именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и
устных экзаменов.

ü  Заранее
во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во
времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения
концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие
и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте
ему часы на экзамен.

ü  Накануне
экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как
следует выспаться.

Поддерживать
можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий,
физического соучастия, выражения лица, интонации.

Игра
«Паутина пожеланий»

Каждой
группе родителей в соответствии с их принадлежностью тому или иному цвету,
представителю администрации, классному руководителю и психологу, дается клубок
ниток того же цвета, что и их группа и предлагается стать в один большой, общий
круг. Родители передают клубок ниток участникам из других групп с пожеланиями и
советами, при этом, не выпуская из своей руки нитку. Получается разноцветная
паутина. Следует обратить внимание родителей на то, что хоть они все и разные,
но находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, кроме того дать понять
родителям о том, что все школьные институты так же как и родители находятся в
связи с ними.

На
заключительном этапе родителям предлагается индивидуальная помощь специалистов школы,
если такая помощь необходима. (Учителя предметники сообщают о времени
консультирования для родителей по интересующим их вопросам)

Рекомендации родителям старшеклассников по теме: «Психологическая поддержка старшекласснико в период подготовки к ГИА и ЕГЭ»»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по теме:

 «Психологическая поддержка старшеклассника в период подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА» 

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим дня ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить, например,  над письменным столом.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

  2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам, уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

  3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

  4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Не беспокойтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

  • Мне нравится 

 

Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам

(для родителей выпускных классов)

Цель: интеграция усилий родителей по формированию успешной сдачи экзаменов.

Задачи:

-Оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к экзаменам со стороны родителей.

-Отработка с родителями психологических приемов поддержки при подготовки выпускников к экзаменам.

Форма: семинар.

Целевая аудитория — родители обучающихся выпускных классов.

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я бы хотела поговорить с вами о роли родителей и их практической помощи  при подготовке к экзаменам.

Психологически последний год обучения в школе представляет особую трудность для учеников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.

Насколько успешно ребенок справится с предстоящими выпускными и вступительными экзаменами, зависит в том числе и от того, правильно ли будут вести себя родители.

В этот сложный период ребенок нуждается прежде всего в поддержке и безусловной любви родителей. Создайте в семье благоприятную атмосферу, откажитесь от конфликтов.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Родителям необходимо верить в успех своего ребенка и говорить ему об этом. Вера и оптимизм родителей формируют уверенность ребенка в собственных силах.

Огромное значение в этот период приобретает правильный режим подготовки. Выстроить его нужно таким образом, чтобы ребенок не только успевал, как следует готовиться, но и высыпался и каждый день имел возможность погулять, подвигаться.

Полноценный сон помогает лучше запоминать информацию, активный отдых – бороться со стрессом. Есть дети, которым, чтобы восстановиться, хватает даже 6-7 часов сна, другие чувствуют себя неважно, если спали меньше 10. Присмотритесь к своему ребенку и найдите правильный ответ. Время перед сном не должно быть посвящено зубрежке: это лучше делать утром и днем, а вечером ребенок пусть занимается любимыми делами – гуляет, читает, смотрит телевизор. Если мозг работает на запоминание, он не сможет быстро переключиться на сон. Не требуйте от ребенка, чтобы он с утра до вечера сидел над учебниками: если он хорошо отдохнет, эффективность его работы будет лучше. Хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает.

Тревожный ребенок сам будет стараться подольше посидеть с учебниками, его нужно отвлекать на отдых.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.

В период экзаменов детей отчаянно тянет на сладкое. Неудивительно – оно питает мозг, «быстрые» углеводы – самый легкий для организма способ добыть необходимую ему энергию. На пользу пойдут продукты, богатые триптофаном– куриное мясо, бананы, какао, молоко и молочные продукты. Хорошее подспорье – чай с лимоном и сахаром. Лимон, богатый витамином С, — это поддержка иммунной системы, чай хорошо тонизирует, сахар питает мозг. В целом ребенку в период экзаменов нужна, с одной стороны, легкоусвояемая пища, с другой – энергонасыщенная.

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно составить план подготовки – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних ему не мешал.

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не ожидая усталости, — лучшее средство от переутомления. Избежать переутомления поможет вашему ребенку также и чередование занятий, смена деятельности.

Серьезно вредит подготовке и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором и радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была негромкая музыка без слов.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Пусть ребенок просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Можно устроить ребенку репетицию письменного экзамена. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале экзамена. Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена.

Важно, чтобы ваш ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе.

Давать ли ребенку успокоительное, если он волнуется? Лучше не стоит. Они тормозят и процесс восприятия информации, и процесс трансляции. На экзамене ребенок будет хуже реагировать на вопросы, может долго думать и тем самым создаст у экзаменатора не лучшее впечатление. Если ребенок сильно беспокоится, желательно вечером сделать ему расслабляющую ванну – например, травяную или хвойную.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Убедите ребенка, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает почти ничего. Если ему кажется, что шпаргалка поможет получить более высокий балл, рисковать не стоит. В любом случае, помочь может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

Ни в коем случае не разрешайте засиживаться допоздна перед экзаменом. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку и ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на полноценный отдых, на подготовку организма, а не знаний.

Накануне экзамена напомните об одежде, соответствующей торжественности случая и необходимых для экзамена учебных принадлежностях.

В день сдачи экзаменов не забудьте вовремя разбудить и, конечно, пожелать своему ребенку удачи и успехов.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате («Мне будет стыдно, если ты не поступишь»). Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Родители часто сами заставляют детей переживать сверх меры, когда пугают: «Ты не сдашь, ты плохо учил». Правильное послание: «Ты готовился – почему же должны возникнуть проблемы?» или «Ты уже неоднократно писал сложные контрольные работы, сдавал экзамены – так почему же сейчас должно быть по-другому?»

Полезно также активизировать чувство юмора ребенка, т. е. попытаться увидеть во всем происходящем нечто комическое.

Подготовьте ребенка к возможным неудачам, признайте право на ошибку. Внушите ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Чувствительные, ранимые дети в случае неудачи испытывают тяжелые переживания (не оправдали доверия, ожиданий учителей и родителей и т. п.). Неудача для них равносильна личностному поражению, т. к. затрагивает самооценку. Такое отношение может быть связано как с врожденными особенностями (легко возбудимая, ранимая личность), так и с воспитанием. Подготовить ребенка к возможным неудачам, а также справиться с высокой тревожностью поможет следующий алгоритм действий:

1. Спросить себя: «Что меня ожидает в самом худшем случае?».

2. Примите это как неизбежное.

3. Спокойно продумайте, как изменить ситуацию.

Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не критикуйте, не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись, – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Помогите своему ребенку справиться с нервным напряжением и тревогой перед экзаменом и во время него. Расскажите своему ребенку, что тревожность – естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность даже является полезной. Если человек начал волноваться, — это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают отвечать на экзамене, выступать как можно лучше.

Известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа: «Я должен получить отличную оценку» или «Я должен ответить во что бы то ни стало». Лучше сформулировать ее конкретно: «Я должен доказать теорему Пифагора».

У тревожных учеников в период подготовки к экзаменам часто возникают опасения не успеть сделать все необходимое в срок, появляется, быть может, несвойственная ему в обычном состоянии суетливость, разбросанность, многократные проигрывания в уме предстоящих событий с неблагоприятным исходом и размышления о негативных последствиях этого исхода. Появляется напряженность, усиливается раздражительность, ухудшаются взаимоотношения с окружающими, портится сон, нередко дают о себе знать ранее перенесенные заболевания. Все труднее становится заставить себя спокойно работать, планомерно и продуманно готовиться к предстоящему экзамену. Даже если это удается, продуктивность труда оказывается намного меньше, чем того требует дело, или даже намного меньше продуктивности труда в обычных, рядовых условиях. Человек хватается за десятки дел, не доводя ни одного до конца.

После окончания школы, напряженных выпускных и вступительных экзаменов, старшекласснику необходим полноценный отдыхЧувство усталости и опустошенности настигает всех выпускников: и безалаберных (с точки зрения взрослых), и ответственных (эти дети особенно подвергаются опасности истощения). Пусть школьник заранее знает, что его ждет отдых после напряженных трудов, независимо от того, к каким результатам приведут его усилия. Любой человек должен уметь концентрироваться на тех задачах, которые стоят сейчас, но еще никому не повредило ощущение, что «сейчас надо напрячь все силы, но потом я смогу отдохнуть и расслабиться».

Рефлексия.

Если у Вас есть ко мне какие-то вопросы, то буду рада на них ответить.

Сил, терпения и удачи Вам и Вашим детям в период сдачи экзаменов.

Спасибо за внимание! До свидания!

16. Litvinova N.Yu. Psihologicheskoe soprovozhdenie social’no-psihologicheskih dezadaptacij resursami refleksii, kreativnosti, celepolaganiya. Aktual’nye problemy al’ternativnoj i social’noj pedagogiki, klinicheskoj psihologii, psihiatrii: tradicii i perspektivy mezhdisciplinarnogo vzaimodejstviya: materialy nauch.-prakt. konf. Vladimir: Izdatel’stvo VIGU, 2011: 134 — 143.

17. Zobkov A.V. A.S. Turchin. Samoregulyaciya uchebnoj deyatel’nosti. Vladimir — Ivanovo, 2013.

Статья поступила в редакцию 31.03.18

УДК 159

Medvedeva N.I., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Stavropol Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: nigstav@mail.ru

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CHILDREN BY PARENTS DURING THEIR PREPARATION FOR STATE EXAMS. The article substantiates the importance of psychological support of high school students in the period of preparation for state exams, the creation of conditions that contribute to their emotional stability. The main condition for the success of passing Uniform State Exams is rational and correct individual training strategy, the selection of effective and useful techniques that allow getting the highest results for the exams. The parents of the students also need to learn how to behave in the examination period. For the parents, it is important to understand that constant reminding the children how the state exams are difficult does not motivate the children, on the contrary they create emotional barriers, which children when facing them often choose to stop.

Key words: emotional stress, psychological support, psychological preparation for passing exams.

Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф. ГОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

г. Ставрополь, E-mail: nigstav@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЯМИ РЕБЁНКА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

В статье обосновывается значимость психологической поддержки старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ, создание условий, способствующих их эмоциональной стабильности. Основным условием успешности сдачи Единого Государственного Экзамена является рациональная и правильная индивидуальная стратегия подготовки старшеклассника, подбор эффективных и полезных приёмов, позволяющих реально получить наилучшие результаты на экзаменах. При этом родителей учащихся так же необходимо подготовить как вести себя в экзаменационную пору. Родителям важно понимать, что постоянные напоминания о сложности ЕГЭ не повышают мотивацию ребёнка, наоборот, создают эмоциональные барьеры, перед которыми выпускник начинает пасовать.

Ключевые слова: эмоциональный стресс, психологическая поддержка, психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ.

Выпускные экзамены являются важнейшим событием в жизни человека, это целая эпоха, определяющая будущее. Видимо именно такое отношение к ЕГЭ формирует у выпускников и их родителей неоднозначное чувство, повышает субъективную значимость, и, соответственно, уровень тревоги. Кроме того, ЕГЭ — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает эмоциональную значимость и нагрузку на всю семью будущего абитуриента. В такой ответственный период старшеклассники, несмотря на желание казаться взрослыми, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.

На сегодняшний день стали актуальными исследования затруднений в обучении и подготовке к сдаче единого государственного экзамена, что может приводить к развитию эмоционального стресса, ухудшению психического здоровья старшеклассников [1]. Ряд исследований затрагивает проблему психологической готовности к единому государственному экзамену, включая сформированность психических функций, познавательных процессов, личностных особенностей, стрессоустойчивости, которые обеспечат успешность выпускника при сдаче единого государственного экзамена [1, с. 95]. В связи с этим актуальна проблема анализа стрессогенности обстоятельств проведения ЕГЭ, возможности психологической подготовки к стрессовой жизненной ситуации. Анализируя факторы, способствующие эмоциональному стрессу старшеклассников, следует выделить несоответствие знаний и навыков учащихся предъявляемым требованиям; низкую познавательную активность, учебную мотивацию; неадекватное отношение педагогов к процедуре ЕГЭ, пренебрежение индивидуально-психологическими особенностями школьников. Стрессогенным фактором является сам процесс подготовки и сдачи единого государственного экзамена. Рядом авторов отмечено отрицательное воздействие ЕГЭ на эмоциональное и функциональное состояние школьников, что влияет на протекание познавательных функций, работу мозга, результатом является ригидность мышления и памяти [1; 2].

В процессе подготовки к сдаче единого государственного экзамена школьники испытывают негативные эмоциональные переживания, тревогу, нервно-психическое напряжение, хроническую усталость, ухудшение соматического состояния, снижение познавательной активности, продуктивности учебной деятельности. В отличие от традиционного экзамена, на ЕГЭ

старшекласснику не предлагается перечень тем и вопросов, от него требуют знания всего учебного материала. Это вызывает чрезмерное волнение у выпускников. Порой их пугает большой объём материала, появляется чувство страха дефицита времени, мешает неумение распланировать и рационально распределить учебный материал, определить ежедневную нагрузку. Некоторые родители считают, что их детям для перестраховки нужно сдать как можно большее количество предметов, чтобы повысить шансы выбрать лучший вуз. Сразу следует предостеречь, чрезмерная нагрузка на выпускника и «распыление» его сил практически всегда приводит к снижению результата на ЕГЭ. Сама процедура Единого Государственного Экзамена вызывает психологические трудности у ряда старшеклассников. Подростки со слабым типом нервной системы не могут в течение всего экзамена поддержать требуемый уровень работоспособности, тревожные старшеклассники испытывают повышенный уровень напряжения в условиях ограничения времени. В зависимости от доминирования типа сенсорной системы восприятия, подростки с разной степенью реагируют на визуальные и аудиальные задания: некоторые склонны к восприятию информации на слух, эту задачу усложняет визуальная форма заданий. Родителям необходимо учесть индивидуальные особенности своих детей, при возможности проконсультироваться с соответствующими специалистами.

Основным условием успешности сдачи Единого Государственного Экзамена является рациональная и правильная индивидуальная стратегия подготовки старшеклассника, подбор эффективных и полезных приёмов и способов, позволяющих реально получить наилучшие результаты на экзаменах. С этой целью выпускник должен осознать свои сильные и слабые стороны, оценить свой опыт принятия решений, понимать свой стиль учебной деятельности, максимально использовать ресурс долговременной смысловой памяти, опереться на собственные возможности мышления, оценить работоспособность. Тогда появится уверенность в своих силах и установка на высокие достижения и успех.

Несмотря на самостоятельность ребёнка в этот период, он как никогда нуждается в родительском внимании и поддержке, в помощи наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Старшекласснику необходимо сформи-

ровать психологическую готовность к ситуации сдачи жизненно важных экзаменов. Независимо от результата ЕГЭ, ребёнок постигает важнейшую в жизни науку — не сдаться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше. Именно родители в основном внушают уверенность ребёнка в успех, или, наоборот, увеличивают тревожность и предчувствие провала.

Опрос родителей выпускников показал, что они имеют смутные представления о ЕГЭ. Недостаток информации только увеличивают их тревогу, которую они передают своим детям. Одной из задач образовательной организации является расширение знаний родителей о сущности и процедуре Единого государственного экзамена. Отмечено, что в практике некоторых общеобразовательных школ родителей знакомят с конкретными заданиями, что позволяет реально родителям оценить ситуацию, снижает их тревогу, что помогает поддержать ребёнка в сложный период. Самих родителей необходимо подготовить, как вести себя в экзаменационную пору, создавать оптимально комфортные условия для подготовки ребёнка, а главное не создавать препятствий, не запугивать, напоминать о сложности и ответственности. Постоянные напоминания о сложности ЕГЭ не повышают мотивацию их ребёнка, наоборот, создают эмоциональные барьеры, перед которыми выпускник начинает пасовать.

Нами было проведено анкетирование студентов первокурсников двух ставропольских вузов. Анализируя ответ на вопрос: сколько предметов сдавали на ЕГЭ и кто посоветовал в выборе предметов, мы выявили, что практически 44 % выбор сделали самостоятельно, остальные прислушались к мнению окружающих — родителей, учителей. По три предмета сдавали 10 %, 4 предмета — 36 %, 5 предметов — 34 %, 6 — 20 %. Стало очевидно, что в подготовке учеников к экзамену именно родители во многом ориентируют на выбор предмета. Свой выбор они объясняют элементарной подстраховкой, расчётом на то, что в этом случае они смогут подать документы на разные специальности в разные ВУЗы. Но не учитывается главное: чем больше экзаменов, тем больше нагрузка и меньше времени для подготовки к каждому из них. Результатом явились низкие баллы за каждый сданный экзамен и, соответственно, низкие шансы поступления в ВУЗ на бюджет.

Нами была отмечена основная причина создавшейся ситуации — отсутствие профориентационной работы и сознательного выбора будущей профессии. Понятно, что это один из сложнейших вопросов в жизни каждого человека. Многие взрослые не могут определиться с профессией, что уж говорить о детях! Этот непростой выбор легче сделать тем, у кого есть цель в жизни. Среди школьников таких очень мало — по результатам нашего опроса их оказалось всего лишь 5%. Остальные не знают, чего

Библиографический список

хотят, тянут с выбором, теряют время. Встал вопрос — зачем более 60 % детей истязали себя таким количеством экзаменов? На это дал ответ второй вопрос анкеты: когда точно был определён вуз, выбрана специальность? 40 % указали конец весны, май-июнь, 40 % — июль, 20 % — весенние месяцы и ни одного не было ответа — год назад, или два года. Тогда встаёт проблема профориентации и мотивации профессии. На вопрос: прислушались ли дети к мнению родителей, — примерно 50% ответили утвердительно. В ответе на вопрос: В чём была помощь родителей при подготовке к ЕГЭ, только одна студентка написала, что мама садилась со мной и решала вместе со мной задания. Остальные указали: репетиторство (82%); советы (12%); моральная поддержка (46 %).

На вопрос анкеты: Что бы вы пожелали родителям сегодняшних одиннадцатиклассников, — были ответы: терпения, спокойствия (52 %); доверять своим детям (46 %); всегда поддержать своего ребёнка, независимо от результата (60 %); входить в положение своего ребёнка и не дергать его (80 %); не показывать своего волнения, так как оно передаётся ребёнку (88%). На педагогическом форуме мы ознакомили родителей с ответами детей, что позволило им задуматься над проблемой оказания помощи своему ребёнку. Одной из волнующих проблем подготовки к ЕГЭ является проблема, сможет ли ребёнок подготовиться к ЕГЭ самостоятельно, или ему нужна помощь. Многими родителями старшеклассников это решается наймом репетиторов, записью на различные курсы по подготовке к ЕГЭ. Многие из этих курсов не приводят к необходимым результатам. Ошибки допускаются при выборе репетиторов. Родители приглашают работников ВУЗов, считая их лучшими репетиторами. Как правило, преподаватели вуза далеки от школьных программ, преподают по усложнённой вузовской программе, дают массу лишних знаний, которые на ЕГЭ не проверяются.

Но нам хотелось бы затронуть другую проблему, психологическую. Стоит ли создавать иллюзию, что репетитор чудесным образом подготовит любого школьника к успешной сдаче ЕГЭ? Получение и закрепление нужных знаний возможно при посещении факультативов, подготовке к олимпиаде, участии в школьных конференциях. Программа общеобразовательной школы по силам всем ребятам, а развивать надо волю и самодисциплину. Часто учащиеся, особенно при пробелах в знаниях, не могут заставить себя учиться, тогда репетитор будет полезен. Но если старшеклассник способен работать самостоятельно, то он может подготовиться успешно без помощи репетитора.

Но, в любом случае, влияние учителя, как на школьников, так и на их родителей, огромно. И во многом успешность сдачи ЕГЭ учащимися класса зависит от психологического настроя, который создаёт учитель.

1. Асриян О.Б., Корнилова Д.С., Черемискина И.И. Отношение старшеклассников к итоговым государственным испытаниям. Современные проблемы науки и образования. 2015; 1-1.

2. Кузнецова Л.Э., Косинова Д.С. Теоретический анализ проблемы психологической готовности старшеклассников к единому государственному экзамену как стрессовой жизненной ситуации. Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань: Бук, 2017: 42 — 49.

3. Медведева Н.И., Боев И.В. Деструктивное воздействие стрессовых факторов социальной среды на психологическое здоровье человека. Вестник Ставропольского государственного университета. 2011; 6-2: 96 — 99.

4. Глушкова Н.И., Боев И.В. Современная социальная среда и личностная изменчивость учителя (психодиагностика и психологическая помощь). Москва, 2003.

5. Медведева Н.И. Психологические аспекты влияния стиля реагирования учителя общеобразовательной школы на процесс педагогической деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 63; № 2: 281 — 282.

References

1. Asriyan O.B., Kornilova D.S., Cheremiskina I.I. Otnoshenie starsheklassnikov k itogovym gosudarstvennym ispytaniyam. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 1-1.

2. Kuznecova L.’E., Kosinova D.S. Teoreticheskij analiz problemy psihologicheskoj gotovnosti starsheklassnikov k edinomu gosudarstvennomu ‘ekzamenu kak stressovoj zhiznennoj situacii. Sovremennaya psihologiya: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan’, oktyabr’ 2017 g.). Kazan’: Buk, 2017: 42 — 49.

3. Medvedeva N.I., Boev I.V. Destruktivnoe vozdejstvie stressovyh faktorov social’noj sredy na psihologicheskoe zdorov’e cheloveka. Vestnik Stavropol’skogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; 6-2: 96 — 99.

4. Glushkova N.I., Boev I.V. Sovremennaya social’naya sreda i lichnostnaya izmenchivost’ uchitelya (psihodiagnostika i psihologicheskaya pomosch’). Moskva, 2003.

5. Medvedeva N.I. Psihologicheskie aspekty vliyaniya stilya reagirovaniya uchitelya obscheobrazovatel’noj shkoly na process pedagogicheskoj deyatel’nosti. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. 2017; T. 63; № 2: 281 — 282.

Статья поступила в редакцию 23.03.18

УДК 159

Nishchitenko S.V., teaching assistant, Department of Practical and Special Psychology, North-Caucasian Federal University

(Stavropol, Russia), Е-mail: nishchitenko@inbox.ru

VIRTUAL REALITY AS A SPECIAL KIND OF LIFE ACTIVITY FOR HIGH SCHOOL STUDENT. The article reveals the specifics of a system «man-virtual reality», defines the main characteristics of virtual communications, their impact on underage users. The article highlights the actual principles of psychological and pedagogical support of high school students participating in virtual communications. The author concludes that the pedagogic-psychological accompaniment of high school students in terms of virtual communication should include activities aimed at increasing the information security of the person. Teens need to know about segment capabilities, risks and threats, which abound in the virtual space, possess psychological resistance to the impacts of the Internet.

Key words: virtual communications, virtual reality, information technology, virtual societies.

С.В. Нищитенко, ассистент каф. практической и специальной психологии, Северо-Кавказский федеральный

университет, г. Ставрополь, Е-mail: nishchitenko@inbox.ru

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

В статье раскрываются особенности системы «человек — виртуальная реальность», определяются базовые характеристики виртуальных коммуникаций, их влияние на несовершеннолетних пользователей. Статья освещает актуальные принципы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, участвующих в виртуальных коммуникациях. Автор делает вывод о том, что в программу психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в условиях виртуальных коммуникаций необходимо включить мероприятия, направленные на повышение информационной безопасности личности. Подростку необходимо знать о криминогенном потенциале, возможных рисках и угрозах, которыми изобилует виртуальное пространство, обладать психологической устойчивостью к воздействиям сети интернет.

Ключевые слова: виртуальные коммуникации, виртуальная реальность, информационные технологии, виртуальные социумы.

Современный стремительный рост информационных технологий, массовое распространение сети интернет, её доступность и повсеместность увеличивают значимость виртуальной психологии, актуализируют экспериментальные исследования системы «человек — виртуальная реальность». Особую остроту приобретают методики, позволяющие изучить психологические характеристики человека в разнообразных виртуальных мирах и кибернетических пространствах, выявить стереотипы и установки людей относительно деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации, а так же оценить эффективность образования и воспитания.

Виртуальная реальность (от латинского слова «virtus» означает «доблесть, необычное качество») появляется благодаря взаимодействию компьютерного устройства и человеческой психики и ограничивается лишь аппаратными возможностями компьютера и психическими возможностями человека.

В. Лившиц отмечает развитие новой парадигмы мышления, согласно которой мир очень многообразен и сложен, в отличие от ньютоновской идеи простоты. Актуальный парадигматический подход (виртуалистика) определяет виртуальную реальность как особый тип взаимодействия между разнородными объектами, а так же специфические отношения между ними — порожденности, интерактивности, активности и автономности [1].

Учёный выделяет психологическую виртуальную реальность, которая предполагает отражение в самообразе характера актуализации образа. Когда человек не находится в виртуальном режиме, то есть если образ актуализируется естественно, а деятельность протекает именно так, как она, по его мнению, должна протекать, такой вид функционирования виртуальной реальности носит название консуетал. Другой вид — виртуал — возникает, если мы сталкиваемся с необычным, экстраординарным, соответствующим экстраординарному характеру процесса актуализации образом. Кроме того в состав виртуала входят два типа событий: гратуал и ингратуал. При помощи первого мы характеризуем приятные и привлекательные события. Второй является противоположностью и применяется для описания неприятных, отталкивающих состояний. Необходимым компонентом виртуальной реальности является «ощущение присутствия» в виртуальном мире.

Термин «виртуальная реальность» необходимо рассматривать в двух основных направлениях (Н.А. Носов, 2000). Во-первых, как компьютерную модель, имитацию реального мира при помощи специальных очков, шлемов, устройств. Во вторых, как полноценную среду жизнедеятельности человека, основой которой являются нематериальные понятия — мысли, образы и информация, в ней принимаются и реализуются собственные решения, удовлетворяются потребности, создаются определённые

продукты деятельности и процесс общения трансформируется в виртуальные коммуникации [2].

Ключевыми характеристиками виртуальной коммуникации, согласно М.Б. Бергельсон, выступают опосредованность, дис-тантность, интерактивность, глобальный межкультурный характер, анонимность участников (в большинстве случаев), широкие возможности для конструирования личностной и социальной идентичности, отсутствие статусной иерархии, неопределённость и неразвитость социальных норм, маргинализация и карна-вализация коммуникационных процессов [3]. Коммуникационные виртуальные технологии, которые K.J. Gergen называет технологиями «социального насыщения», позволяют удовлетворить потребность в информации, обеспечивают общение на больших расстояниях, в реальном времени и с отсрочкой во времени, расширяют рамки социальных контактов за границы непосредственного социального окружения, выполняют саморепрезентативную функцию. Отношения больше не ограничиваются фактом физического присутствия, могут осуществляться на большом расстоянии и с высокой скоростью, стабильные семейные или дружеские сообщества постепенно исчезают, переносятся в виртуальное пространство. Учёный пишет о мультиплицировании «self», о его изменении в соответствии с изменившимися условиями среды и взаимоотношений, человек перестает выполнять функции, к которым он привык в обыденной жизни, начинает относиться к компьютеру, как к живому существу или же начинает отождествлять себя с компьютером. Происходит смещение грани между живым и неживым, между личностью и компьютером, материальным и духовным, между реальностью компьютера и истинной реальностью. Она позволяет развиваться субъективно приятным эмоциональным состояниям, искусственно меняя «настроение духа» [4].

Отечественные и зарубежные учёные (Kelly, Reid, Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина и др.) отмечают, что в виртуальных социумах людей как таковых нет, ситуация «человек в социуме» не возникает, скорее, появляются виртуальные образы, созданные реальными людьми. Анонимность и невидимость, обусловленные отсутствием визуального ряда в виртуальных коммуникациях, позволяют пользователю творить себе виртуальный образ сообразно своим желаниям и возможностям [5; 6; 7].

М.В. Воропаев в своих работах указывает на то, что виртуальные коммуникации «растормаживают» многие запреты, которые ограничивают человека в повседневной жизни, создавая иллюзию анонимности. Кроме того, виртуальность размывает идентичность человека, усиливая диссоциативные силы, угрожающие целостности человеческой личности [8].

Учёный считает, что опыт человека в виртуальной реальности очень похож на тот опыт, который мы приобретаем в мире

ЕГЭ — это стресс для выпускника и для его родителей. Поэтому очень важно заранее подготовится к нему и научится воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя и приобрести экзаменационный опыт. Ведь впереди многих выпускников ожидают еще вступительные экзамены, а при обучении в ВУЗах, училищах и техникумах им предстоит сдавать по 8-12 экзаменов в течение года. Конечно, присутствовать во время экзаменов и помочь ребенку при всем желании делать этого родители не могут. Экзамены — это дело сугубо индивидуальное и выпускник при сдаче ЕГЭ один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться и тревожится за своего ребенка. Многие родители согласно русской традиции перед экзаменами стараются ругать и критиковать ребенка, вместо того, чтобы поддержать его. А те, у кого есть возможность, занимают репетиторов и готовы оплачивать любые суммы за их услуги, лишь бы их чадо сдал ЕГЭ на «отлично». Помощь родителей во время выпускных экзаменов очень важна, поскольку для успешной сдачи экзаменов необходима психологическая подготовленность ребенка. Задача родителей во время подготовки к сдаче ЕГЭ не ругать ребенка и не снижать его самооценку, а снизить напряжение, тревожность ребенка и подготовить хорошие условия для занятий, для отдыха и организовать правильное питание выпускника. Вот что советуют психологи родителям выпускника: сдать экзамен.

1. Старайтесь избегать ссор, конфликтов и семейных скандалов перед экзаменами ребенка. Ребенку передается волнение родителей и если родители не могут справиться со своими эмоциями, то это стрессовое состояние может стать причиной нежелания готовится у подростка или допущения им ошибок при сдаче экзаменов.

2. Подбадривайте выпускника, хвалите его и отмечайте его хорошие поступки. Таким образом, родители могут повышать его уверенность в себе. Дайте знать ребенку, что вы будете любить его даже в случае его неудачи и допущения ошибок на экзаменах.

3. Каждый день наблюдайте за самочувствием старшеклассника. Измерять температуру и трогать каждый день лоб как у маленького малыша, конечно, не следует, но только родители могут выявить первые признаки болезни, связанные с переутомлением и стрессами. Если выпускник по любому поводу раздражается, начинает плакать и боится сдачи экзаменов, то за помощью необходимо обратится к психологу. сдать экзамен.

4. Строго контролируйте режим дня ребенка и не допускайте перегрузок. Подготовка к экзаменам должна сочетаться с отдыхом. Через каждые 40 минут занятий старшеклассник должен отдохнуть не менее 10 минут. Если ребенок очень усердный, то не давайте ему готовится к экзаменам более 10 часов в день. Лучшее время для подготовки — дневное, ночью снижаются все функции организма, поэтому память человека в вечернее время ухудшается. Спать перед экзаменами необходимо не менее 8 часов, предварительно прогулявшись на свежем воздухе.

5. Обеспечьте дома удобное рабочее место и условия для выпускника. Выделите ребенку рабочий стол, где не должно быть ничего лишнего, а только материалы необходимые для подготовки к экзамену. Следите за тем, как сидит ребенок: нельзя сидеть, сильно согнувшись и читать лежа. Очень важно сохранить зрение во время экзаменов, ведь зрение многих старшеклассников портится именно во время экзаменов. Держать учебник при чтении надо в наклонном положении на расстоянии 20 см от глаза. Температура воздуха в комнате должна быть нормальной, а свет падать с левой стороны. Старайтесь создать тишину во время подготовки ребенка к экзаменам, проследите за тем, чтобы ему никто не мешал.

6. Следите за тем, чтобы ребенок каждое утро делал зарядку около 30 минут. Это поможет лучше освоить материал и восстановить работоспособность. После физических упражнений улучшается кровоснабжение мышц, снимается утомление глаз и появляется ощущение бодрости.

7. Объясните ребенку о том, что во время подготовки экзаменов нельзя играть в компьютерные игры, смотреть боевики и фильмы ужасов. Необходимо беречь силы и нервы для подготовки к экзаменам. Негативно влияют на память курение, кофе, применение лекарственных препаратов, распитие пива и энергетических напитков.

8. Во время умственного напряжения человеку надо сбалансированное питание, которое содержит все необходимые питательные вещества, микроэлементы и витамины. Для стимулирования работы мозга включайте в рацион питания ребенка рыбу, мясо, яйца, творог, живые йогурты, орехи, курагу, больше овощей и фруктов. Порадуйте ребенка плиткой горького шоколада и бананами, они способствуют выработки «гормонов счастья». Исключите в это время сухомятку, подросток во время экзаменов должен питаться четыре раза в день горячей пищей. Нельзя во время подготовки к экзаменам соблюдать диеты.

Игровой тренинг для родителей выпускников

Тема: «ЕГЭ без проблем».

Цель: снижение родительской тревожности в период подготовки и сдачи ЕГЭ выпускниками.

Задачи: создание благоприятного эмоционально-психологического климата; формирование навыков позитивного общения с ребёнком; формирование у родителей выпускников навыков саморегуляции.

Категория аудитории: родители выпускников школы.

Место в системе работы: единичное занятие.

Оборудование: листы бумаги А4 по количеству участников, фломастеры, доска, мел, манная крупа, поднос, газеты, коробка, карандаши.

Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции, душевный комфорт и адекватная поведенческая реакция. Поскольку большую часть времени обучающиеся проводят в семье, то становится неоспоримым тот факт, что дискомфортное психологическое состояние родителей может пагубно влиять на ребёнка.

Трудно найти родителей, которые в преддверии ЕГЭ сохраняли бы спокойствие: тревожась о предстоящем испытании, родитель обрушивает на ребёнка огромное количество требований, что не только не помогает, но и вызывает психологический дискомфорт выпускника. Отсутствие видимого беспокойства ребёнка по отношению к экзамену также негативно воспринимается родителями и интерпретируется как безответственность. Как правило, родители забывают, что ребёнка контролирует ещё и учитель. В итоге выпускники оказываются в своеобразном психологическом капкане: с одной стороны тревожные родители, с другой — требования учителя.

Данный тренинг направлен на снижение тревожности родителей перед выпускными экзаменами и на стабилизацию их психологического здоровья, поскольку психологический комфорт родителей, их положительные эмоции — один из важнейших факторов успешности и психологического здоровья выпускника школы.

Конспект тренинга

1. Организационный момент. Знакомство с группой

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Разрешите вам представиться. Меня зовут … (представление).

2. Введение в проблему

— Скоро ваши дети закончат обучение в школе. Кто-то, получив аттестат, пойдет учиться в ВУЗ, кто-то захочет немного отдохнуть, ну а кто-то уже решил, что пойдёт работать. Но это будет еще не скоро. Что же ожидает ваших детей в этом году? (Ответы).

— Совершенно верно, ЕГЭ. И многое, конечно, будет зависеть от вас. Как вы думаете, чем вы можете помочь своему ребёнку? (Ответы).

— Репетиторы, дополнительные занятия, интернет. Но этого недостаточно. Вы можете помочь своему ребёнку тем, что перестанете тревожиться. Казалось бы, какая же связь между вашей тревогой и экзаменами ребёнка?

3. Чем мы похожи?

Упражнение «Плюсы и минусы»

(Ведущий раздаёт листы А4 каждому родителю).

— Сейчас я попрошу разделить ваш листок пополам. На одной части листа напишите, пожалуйста, плюсы ЕГЭ, а на второй — минусы. (Родители работают около 5 минут).

— Сейчас я попрошу вас по очереди прочитать положительные стороны экзамена. (Родители зачитывают, ведущий фиксирует основные моменты на доске). А теперь прочитайте минусы. (Ведущий записывает на доске минусы ЕГЭ).

— Посмотрите на доску. Вы считаете, что… (Обсуждение: чего больше — минусов или плюсов; что больше тревожит родителей).

Упражнение «Рисуем эмоции»

— Сейчас я попрошу вас разделиться на пары. Возьмите, пожалуйста, фломастеры и лист бумаги, положите свою руку на листок и обведите её. У вас получился трафарет вашей ладони. Теперь в каждом пальчике рисунка напишите эмоцию, которую вы испытываете при упоминании о ЕГЭ. (Родители рисуют и пишут около 5 минут).

— Все выполнили задание, молодцы. Теперь каждая пара сравнивает свои «ладошки»: что общего в рисунках, чем рисунки отличаются. (Обсуждение, каждая пара высказывается по очереди).

— Как видите, вас очень многое объединяет (назвать общие эмоции). Можно сделать вывод, что все родители перед экзаменом своих детей испытывают похожие переживания, а значит, хорошо понимают друг друга. А насколько хорошо родители понимают собственного ребёнка?

4. Игра «Пойми меня»

— Сейчас мы с вами поиграем. Мне нужны четыре добровольца. Остальные родители будут наблюдателями.

(Каждый из четырёх родителей получает от ведущего записку с ролью, которую он будет играть. Роли: выпускник, родитель, учитель, директор школы.).

— Каждый из вас получил листок с какой-то ролью. И сейчас ваша задача состоит в том, чтобы присутствующие здесь родители по вашим словам, позам, движениям смогли догадаться, кого вы изображаете. (Родители-добровольцы импровизируют, остальные внимательно следят за ними).

— Молодцы. Кого изображали родители? Как вел себя каждый из них? Легко ли приходилось родителю, который изображал выпускника? Почему? (Обсуждение).

5. Учимся снижать тревожность

— Ну что ж, как вы заметили, что у вас много общего. И то, что вас объединяет на сегодняшний момент, — это ваша тревожность. Наблюдая за нашими добровольцами, которые только что разыграли перед нами небольшую сценку, вы почувствовали, наверное, насколько тяжело приходится вашему ребёнку в период выпускных экзаменов. И теперь представьте, насколько усугубляется психологическое состояние ваших детей, когда родительская тревога умножается на экзаменационную тревожность детей. А ведь именно в этот период выпускникам нужна эмоциональная поддержка. Сможет ли родитель поддержать своего ребёнка, если он сам находится в состоянии тревожности и раздражения? (Ответы)

— Конечно, это будет проблематично. Поэтому сегодня мы будем учиться расслабляться.

Упражнение «Рисую спокойствие»

— Уважаемые родители, сейчас мы с вами порисуем. Только вместо бумаги с красками и карандашами у нас будет поднос с манной крупой, а вместо кисточек — пальцы рук. Рисуйте все, что хотите. Вы можете рисовать одной рукой, можете двумя. Попробуйте расслабиться во время рисования, не думать о проблемах и заботах. (Во время рисования можно включить спокойную тихую музыку. Время упражнения до 10 минут).

Упражнение «Газетный баскетбол»

— Сейчас я попрошу разделиться на две команды. Каждый участник команды берёт газету, хорошенько её комкает и бросает в корзину. Команды чередуют броски. (Бросать можно неограниченное количество раз. Участники могут подсчитывать попадания газетных мячей в корзину, а потом выбрать победителя и дать ему какое-нибудь звание, например, «самый меткий». Упражнение можно выполнять до 10 минут).

Упражнение «Нарисуй и передай»

— Возьмите лист бумаги и выберите самый приятный для вас цвет карандаша (пройти по рядам с пачкой карандашей; хорошо, если в пачке будет по несколько карандашей одинакового цвета, поскольку один и тот же цвет могут выбрать несколько родителей) . Как только я хлопну в ладоши, вы начнёте рисовать всё, что захотите. По моему хлопку передайте свой лист соседу слева, который продолжит рисовать ваш рисунок. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся обратно хозяину.

Упражнение «Торт и свечи»

— Давайте представим, что у каждого из вас сегодня праздник — день рождения и вам подарили большой аппетитный торт со свечами. Закройте глаза, представьте этот торт, вспомните, какие эмоции вы испытывали в детстве, когда у вас был праздник. А теперь очень медленно дуем на воображаемые свечи, чтобы погасить их. (Родители медленно задувают воображаемые свечи).

— Не все свечи погасли, подуем ещё раз. (Упражнение можно повторять до пяти-десяти раз, чтобы дыхание стало ровным и спокойным).

6. Рекомендации родителям выпускников

— Молодцы! Все эти упражнения вы можете делать в любое время. Можете поиграть в газетный баскетбол со своим ребёнком, можете порисовать пальцами не только на манной крупе, но и на муке, или на бумаге красками. Сейчас я раздам вам буклеты с рекомендациями, которые помогут правильно вести себя по отношению к ребёнку в экзаменационный период, а также снять нервно-психическое напряжение.

(Родителям раздаются буклеты с рекомендациями).

Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены

Памятка для родителей

  1. Не говорите ребёнку о своих страхах и тревожных предчувствиях. Помните: тревожась сами, вы увеличиваете стресс ребёнка.
  2. Верьте в своего ребёнка, не скупитесь на похвалу.
  3. Спокойно разговаривайте с ребёнком об экзаменах, выслушивайте его опасения и предлагайте решения, а не поучайте.
  4. Делитесь опытом по преодолению трудностей, рассказывайте о том, как вы справляетесь со сложными для вас ситуациями.
  5. Помните: количество полученных баллов на ЕГЭ не является совершенным измерением возможностей вашего ребёнка.
  6. Контролируйте режим ребёнка, не давайте ребёнку переутомляться.

Способы снятия нервно-психического напряжения

Памятка для родителей

  1. Регулярно принимайте витамины.
  2. Займитесь спортом: спортивные занятия помогают справиться с большим выбросом адреналина.
  3. Принимайте контрастный душ.
  4. Порисуйте пальцами с помощью муки, песка или красок. Это занятие поможет не только расслабиться, но и доставит огромное удовольствие.
  5. Комкайте газеты: устройте соревнование, кто дальше бросит скомканную газету.
  6. Громко спойте любимую песню или покричите как можно громче.
  7. Посмотрите на горящую свечу.
  8. Чаще гуляйте на свежем воздухе. Особенно хороши поездки на природу.

7. Завершение тренинга. Рефлексия

— Наша встреча подошла к концу. Вам понравилось наше занятие? Что больше понравилось? Пригодятся ли вам мои советы? (Ответы).

— Надеюсь, что вы воспользуетесь моими рекомендациями, и ваш ребёнок сдаст ЕГЭ без проблем. Всем спасибо! До свидания!

Стресс у подростков и детей накануне ЕГЭ и других экзаменов: как распознать и помочь

ЕГЭ на носу. Выпускники и их родители нервничают. Давайте разберём, как предотвратить или снять стресс, как правильно подойти к ЕГЭ и его последствиям. Своими рекомендациями нам поможет детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской Татьяна Ивойлова.

Высокие требования к подростку создают в его голове образ экзамена как непреодолимого препятствия. Увы, роль родителей в создании такого образа — первостепенная.

Экзамены: что происходит с детьми

Дети и подростки очень хорошо считывают чувства и эмоции взрослых, тревога самих родителей за экзамены часто проецируется на детей. По этой причине весной и в начале лета учащаются обращения к неврологам, психологам, психиатрам из-за повышения тревожности, отказа от общения, замкнутости, нарушения сна. Нередко наблюдаются повышенная плаксивость, соматические нарушения, сопровождающиеся болевыми симптомами непонятного происхождения.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Взрослым вовремя не удаётся отследить перемену в настроении ребёнка, его психика подчас не справляется с чрезмерным эмоциональным напряжением. Общаясь на приёмах с детьми и их родителями, я часто вижу, что подросток находится в истощённом состоянии. Отсюда нервные срывы, выраженная депрессия.

Представляя ЕГЭ как своеобразный Рубикон, ребёнок порой рисует мрачные картины на случай неудачи. Он может всерьёз думать, что родители отвернутся от него, не сдавшего экзамен. Раз уж родители — самые близкие и значимые люди — не готовы принять неуспех, то что говорить об остальных?

Подросткам в этот период непросто взаимодействовать с миром. Меняется система ценностей, появляется больше ответственности, которую не всегда хочется принимать, возникает внутренний конфликт между «хочу — могу — надо».

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Стресс — нормальный процесс для психики, но только при ограниченной продолжительности и интенсивности. Если вам хочется вывести человека из равновесия, то самое тяжёлое психологическое оружие — это неопределённость, неизвестность.

Не имея возможности знать, как всё закончится, ребёнок подчас постоянно себя эмоционально накручивает. Но пребывать в стрессе бесконечно организм не может, поэтому «сброс» так или иначе произойдёт. Если ресурсов, родительской поддержки для восстановления не хватит, то будущий выпускник может уйти в депрессию.

Распространённые варианты реакции взрослых на неудачу при сдаче ЕГЭ

Обесценивание

Это попытка родителей придать меньший вес случившемуся:

  • ничего страшного не произошло;
  • это не важный экзамен;
  • я так и знал, что ничего у тебя не выйдет.

Что слышат при этом выпускники:

  • меня никто не понимает;
  • никто не поддерживает;
  • родителям все равно;
  • я никчёмный.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Обесценивая ребёнка (не специально!), родитель неосознанно стремится снизить уровень своей тревоги. Родителям кажется, что если они не будут акцентировать внимание на несданном экзамене, то и ребёнку будет легче.

Морализаторство

Любимая тактика взрослых, одна из автоматических реакций на панику и тревогу:

  • надо было лучше готовиться;
  • вечно у тебя всё через одно место;
  • я так и знал, что там всё куплено;
  • в нашей стране умные люди не нужны.

А вот как реагирует выпускник:

  • достали уже своими нотациями;
  • сам знаю, что надо было;
  • я неудачник;
  • жизнь загублена.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

В морализаторство уйти легко, привычно и быстро. В такие минуты всплывают самые актуальные убеждения семьи или самые устойчивые, из собственного детства. При этом трудно остановиться и сделать первый шаг навстречу своему страху.

Отрицание

Один из мощнейших приёмов снятия тревоги:

  • надо жить дальше;
  • ничего страшного не произошло;
  • и чего тут обсуждать, не сдал — иди работать.

Как слышат дети:

  • мои переживания никому не интересны;
  • неудача не обсуждается, это неприятно;
  • всегда решают за меня.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Отрицать случившийся факт — прятать голову в песок, не давая себе и другому возможности справиться с событием. Отрицая свои и чужие переживания, можно очень просто добиться ухода в позитивную крайность — дескать, всё прекрасно и всё к лучшему. И в этой крайности тоже нет ничего хорошего.

Переживания за сложные экзамены — как к этому правильно подойти

Когда напряжение сохраняется слишком долго и результат неизвестен, мотивацию следует снизить. Здесь хорошо работает техника «катастрофизации» ситуации и создание плана Б: подробно разберите, что может случиться и как вы поступите при всех вариантах событий — от самого желательного до самого негативного.

Для начала обозначьте эти самые варианты. Например, так:

  • сдал на 100 баллов каждый предмет;
  • сдал на максимальное количество баллов;
  • сдал так, как писал пробники, не хуже (наиболее реальный вариант развития событий);
  • сдал хуже, чем пробные варианты (и так бывает);
  • сдал на минимальный, пороговый уровень;
  • не прошёл минимальный уровень.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Разобрав все варианты исхода ЕГЭ, вы увидите с ребёнком всю картину, а не будете зацикливаться лишь на желательной истории, одновременно отметая от себя нежелательную, которой вы не хотите и к которой вы не готовы.

Создав список заранее, можно загодя подобрать вузы и специальности — в зависимости от полученных баллов. Рассмотрение сравнительно плохих вариантов задолго до экзамена делает ребёнка и его родителей более спокойными. Экзамен перестаёт быть концом света, не нужно будет в панике метаться и судорожно кроить новые планы.

План Б — это изучение возможностей, вариантов развития событий в спокойной обстановке, построение реальных перспектив на фоне отказа от идеальной картины мира. Своего рода мозговой штурм, который проводят выпускник и его родители вместе. В процессе ко всем должно прийти понимание того, что проваленный экзамен не перечёркивает всю жизнь, а не сдавший не перестаёт быть хорошим человеком, любимым сыном или дочерью.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Троечники становились великими, а отличники скатывались в никуда — примеров немало среди великих и вокруг вас. Нужно почаще напоминать об этом и себе, и детям.

Что делать и чего не делать родителям перед ответственными экзаменами

  1. Изучите всё что можно о предстоящем испытании. Расскажите ребёнку. Подробно проговорите с ним то, что ему предстоит. Делайте это спокойно. Дайте ребёнку знать, что вы поддержите его при любом исходе экзамена.
  2. Создайте запасной аэродром. Придумайте, что вы будете делать в случае плохого результата. Это успокоит вас, даст внутренний ресурс для поддержки своего выпускника.
  3. Соблюдайте режим сна и бодрствования — вместе с ребёнком. Гуляйте.
  4. Правильно питайтесь. Убедитесь, что в рационе достаточно витаминов. Витамин D, который часто в дефиците, поддержит иммунитет и хорошее настроение. Йод улучшает умственную деятельность, магний — своего рода элемент спокойствия.
  5. Не вносите ничего нового в жизнь в период подготовки и сдачи экзаменов. Поберегите себя и ребёнка от дополнительных стрессов.
  6. Помечтайте вместе, как изменится ваша жизнь после экзаменов. Какие перемены произойдут.
  7. Вместе представьте момент самого экзамена, что всё идёт по плану, что ребёнок справляется.
  8. Не принимайте успокоительные лекарственные препараты перед экзаменом. Они могут возыметь обратное действие.
  9. Перед экзаменом помогите вашему выпускнику разгрузить голову, чтобы на экзамене она была ясная и быстро соображала.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Самое главное — любите своих детей безусловно, поддерживайте их в любых ситуациях. Это формирует чувство безопасности. Именно этого дети и подростки ждут от своих родителей. Одно это правило сильно поможет в преодолении любых препятствий.

Снизить уровень стресса поможет бесплатное приложение Beffo. В нём собраны практики управления эмоциями, медитации и дыхательные упражнения, которые снимут нервное напряжение, сделают ва спокойнее и увереннее.

bleNoIndex»: «True»
}]]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Рниму экзамен по анатомии отзывы
  • Родительская молитва перед экзаменом ребенка
  • Рифмы для запоминания ударений егэ
  • Рниму экзамен на медсестру
  • Родительская молитва за сына сдающего экзамен

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии