Рисунок в технике графика вступительный экзамен

Экзамен по рисунку при поступлении в колледж, училище и техникум

Для поступления в колледж, профиль которого связан с изобразительными искусствами, кроме прохождения прочих испытаний понадобится сдать экзамен по рисунку. Если планируете стать модельером, дизайнером интерьеров, ландшафтов или web-ресурсов, художником какой угодно категории или архитектором, то высокого среднего балла аттестата и достойных оценок по основным общеобразовательным предметам для поступления недостаточно: еще нужно будет сдать экзамен по рисунку в колледже.

Это испытание должно выявить врожденные способности и уровень имеющихся приобретенных умений в области изобразительного искусства. Для гарантии успешной сдачи можно:

  • пройти курсы по рисованию или графике и анимации;
  • отучиться в художественной школе;
  • приобрести определенные навыки в художественной студии;
  • окончить подготовительные курсы колледжа или техникума, в который вы собираетесь поступать.

Для того чтобы рисовать действительно хорошо, с ранних лет надо посещать соответствующие кружки, а позже и курсы.

Общие сведения

Как правило, экзамен по рисунку в колледже выглядит так: абитуриент предоставляет на собеседовании диплом об окончании художественной школы и имеющиеся у него работы. Если уровень работ достаточно высок, они будут зачтены как успешная сдача графического тестирования.

В случае если художественной школы за плечами нет или уровень работ оставляет желать лучшего, вам придется сдать экзамен по рисунку в учебном заведении. В среднем на выполнение заданий выделяется от 3-х до 6-ти часов. Обычно рисунок выполняется на листе бумаги формата А3. Очень часто у большинства поступающих за этот срок не получается нарисовать что-нибудь мало-мальски достойное. Поэтому не отчаивайтесь, если работа будет казаться вам кошмарной: у остальных приблизительно то же самое.

Порядок прохождения

В зависимости от специальности суть заданий экзамена может варьироваться от живописи до копирования или рисования композиций. Ниже описан порядок экзамена, который проводится среди абитуриентов, поступающих на специальность «архитектура».

  1. Абитуриент выполняет изображение композиции геометрических тел. Работать необходимо простым карандашом по ватманской бумаге. Справиться с заданиемРисунок карандашом геометрических тел поступающий обязан за 4 часа.
  2. Состав композиции (куб, пирамида, шар, параллелепипед), которую должен выполнить каждый испытуемый, выясняется жеребьевкой. Проще говоря, композиционный состав указывается в билете. Если выполненный рисунок не соответствует заданию, абитуриент получает минимальную оценку.
  3. Фактуру, материал, тон, масштабы тел относительно друг друга, а также их взаимное расположение и вид освещенности испытуемый устанавливает сам, ориентируясь на собственный замысел. Постановка выполняется не с натуры и не с другого изображения. Абитуриент создает картину в собственном воображении и переносит тщательно продуманный образ на лист.
  4. Прежде чем приступить к работе, испытуемый должен определить идеальный вариант композиции, пробуя различные вариации на черновом листе, чтобы выявить лучшие пропорции путем проб и подбора. Черновик сдается вместе с готовой работой.
  5. Лист основной работы и черновой лист нельзя приносить с собой, они выдаются только экзаменационной комиссией. Экзаменуемый должен принести с собой точилку, кнопки, ластики и карандаши. Степень мягкости карандашей испытуемый выбирает на свой вкус.
  6. На тыльных участках ватманов основных работ абитуриент заполняет титул экзаменационной работы: проставляется дата, подпись, точное время, когда лист был подписан экзаменуемым и членом комиссии.
  7. Если возникла необходимость, по просьбе абитуриента испорченный лист может быть заменен новым. В этом случае маркируется новый лист, а старый изымается. Экзаменующийся не получает дополнительного времени на выполнение рисунка.
  8. Определяясь с оценкой экзамена, комиссия ориентируется не только на основные работы, но и на эскизные, черновые листы.

Оценка выставляется по 5-балльной шкале. Работа оценивается по критериям правильности подобранных средств выражения, сбалансированности элементов рисунка, гармоничности композиционного ряда. Если какое-либо из качеств работы некорректно, недостаточно или чрезмерно выражено, оценка за экзамен снижается на один балл.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
 

  1. Настоящее положение определяет порядок проведения вступительных испытаний при приеме на обучение в ГАУ КО «Колледж предпринимательства» по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств утверждаемым Министерством просвещения Российской Федерации.
  2. Формат вступительных творческих испытаний — в виде просмотра комиссией работ абитуриентов в соответствии с приведенным перечнем заданий и требований. Портфолио с домашними работами в любой технике (в количестве 10 штук, формат А4-А3)
  3. Все работы абитуриентов должны сопровождаться белой этикеткой, размер: 50мм (высота)*100мм (ширина), шрифтом черного цвета,  следующего содержания:

Фамилия, имя автора – 16 пт.

Год рождения – 14 пт.

Выбранная специальность – 14 пт.

Образование (9 или 11 кл.)

(весь текст выделить жирным)

  1. Этикетки должны быть приклеены на лицевой стороне работ в правом нижнем углу.
  2. Творческие работы, необходимые для вступительных испытаний будут приниматься 3,4,5,6,7,10, 11 августа 2020 года, с 10-00 до 13-00 ежедневно по адресу ул. Брамса, 9. Смотреть расписание.
  3. Результаты вступительных испытаний оцениваются по зачетной системе  (Зачет/Незачет).
  4. Абитуриенты, получившие «Незачет», не могут быть рекомендованы приемной комиссией к зачислению
  5. Повторная сдача вступительного испытания с целью улучшения результата не допускается.
  6. В период проведения вступительных испытаний в Колледже осуществляет свою работу Апелляционная комиссия, которая:
    • принимает и рассматривает апелляции, поданные поступающими по результатам вступительных испытаний;
    • определяет соответствие содержания, структуры материалов вступительных испытаний и процедуры проверки и оценивания результатов испытания установленным требованиям;
    • принимает решение по результатам рассмотрения апелляции;
    • информирует поступающего, подавшего апелляцию, а также Приемную комиссию о принятом решении.
  7. Апелляция подается поступающим лично на следующий день после объявления результата вступительного испытания.
  8. Рассмотрение апелляций проводится не позднее следующего дня после дня ознакомления с работами, выполненными в ходе вступительных испытаний.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СПО

(программы подготовки специалистов среднего звена)
 

ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)
ДЕКОРАТИВНО — ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
РЕСТАВРАЦИЯ

Наименование

образовательной

программы СПО

Шифр

Уровень образования

Срок

обучения

Форма обучения

Вступительные испытания

Дизайн (по отраслям)
 

54.02.01

9 кл.

3 г.10 мес.

Очная

Творческое испытание: «Рисунок»

Дизайн (по отраслям)
 

54.02.01

11 кл.

2 г.10 мес.

Очная

Творческое испытание: «Рисунок»

Декоративно -прикладное
искусство и народные

промыслы
 

54.02.02

9 кл.

3 г.10 мес.

Очная

Творческое испытание: «Рисунок»

Реставрация
 

54.02.04

9 кл.

3 г.10 мес.

Очная

Творческое испытание: «Рисунок»

ИНФОРМАЦИЯ О СОДЕРЖАНИИ И ТРЕБОВАНИЯХ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ
К ТВОРЧЕСКИМ РАБОТАМ НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯХ

Наименование

вступительного

испытания

Форма

проведения

Описание

задания

Техника

исполнения

Необходимые

материалы

Критерии

оценки

задания

Творческое испытание:
«Рисунок»

Практическая работа

Выполнить графически осмысленную целостную (завершенную) постановку, самостоятельно составленную из 3-х гипсовых фигур на фоне.
Фигуры должны быть представлены в форме шара, конуса и.куба (в качестве альтернативы возможен вариант с призмой или  параллелепипедом).

При выполнении работы необходимо показать конструктивно-пространственное  построение фигур (передача перспективы) в тонких линиях. Кроме этого, необходимо построить и выполнить в легкой штриховке  все основные светотени, подчеркивающие объем тел

Графитные карандаши, бумага,

формат А3

Набор простых карандашей, формат А3, ластик,
кнопки
или
малярный скотч

  1. 1. Компоновка изображения на листе заданного размера
  2. Передача пропорциональных соотношений предметов
  3. 3. Конструктивно – пространственное построение фигур (передача перспективы)
  4. Графическая выразительность рисунка: целостность(завершенность), тональное соотношение, уровень технического исполнения 

ЗАДАНИЕ  НА ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ «РИСУНОК»

Образец выполнения задания

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

РИСУНОК

по специальностям  среднего профессионального образования

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

54.02.02. «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»,

54.02.04. «Реставрация»

Пояснительная записка.

Программа вступительного испытания  разработана на основе рабочих программ по дисциплинам «Рисунок» (автор Скакунов А.В.), «Основы композиции» (автор Рябошапка Л.М.), и предназначена для приёма абитуриентов на специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям, 54.02.02. «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», 54.02.04. «Реставрация») Цель вступительного испытания: проверить способности абитуриента к рисованию с натуры: оценивается умение компоновать объект на листе, анализировать пропорции натуры, навыки объёмно-конструктивного построения и первоначальной тональной размётки теней и объёмов; способности к творческой деятельности, которые нужны при дальнейшем обучении по художественно-изобразительным  дисциплинам. Творческими способностями изобразительного искусства являются натурное видение, зрительная память, представление и воображение. Творческое испытание по   рисунку служит проверкой знаний, раскрывает способность свободного владения рисунком для творческого его применения.
1.  Для правильного выполнения вступительного испытания   перед абитуриентом ставятся следующие задачи:

— Гармонизировать графическое изображение с пространством листа бумаги.
— Показать последовательность работы над рисунком.
— Правильно отобразить пропорции, объемы, характер, пространственные соотношения между предметами и деталями.
— Проявить владение графическими материалами при реализации пластических задач.
— Проявить понимание категорий композиции (ритм, контраст, нюанс, равновесие).
— Создать положительное эстетическое впечатление от работы.

Для решения поставленных задач, абитуриент должен обладать пространственным и конструктивным видением, иметь представление о законах перспективного построения, хорошо владеть приемами рисунка, видеть тон, фактуру предметов, уметь передать с помощью соответствующих композиционных средств целостность и симметрию. 
Целостность проявляется в построении конструкции предмета, симметрия – в равновесии, похожести левой и правой частей объекта. В творческом  задании нужно обдуманно расположить изображение на картинной плоскости, приняв во внимание ее размер и формат в отношении сторон по вертикали и горизонтали. 

Одно из главных требований к композиции — объективно правильно разместить композиционный центр. Следуя закону цельности, надо обосновать связь центра с отдельными частями композиции. Если главное будет смещено в сторону, может появиться неоправданное пустое пространство, ослабляющее восприятие.

2. Последовательность выполнения постановки из геометрических предметов

      Для успешного выполнения рисунка  работу необходимо вести последовательно, по стадиям:

1. Предварительный анализ постановки.
2. Композиционное размещение.
3. Конструктивный анализ предметов постановки.
4. Перспективное построение предметов с учетом их конструктивных характеристик.
5. Передача характера форм предметов и их пропорций.

 Предварительный анализ постановки. Работа начинается с анализа постановки из геометрических предметов и рассмотрения ее с разных точек зрения. Необходимо выбрать наиболее интересную точку зрения, разместить предметы на листе бумаги, обратить внимание на освещение постановки. Дневной рассеянный свет создает мягкие тоновые переходы. В начале работы нужно определить самые темные и самые светлые места в постановке. Самое светлое, что есть в распоряжении рисующего, — это белая бумага, на которой делается рисунок. Самым темным будет тон карандаша, взятого в полную силу.

Композиционное размещение. На начальном этапе работы  рисующему необходимо мысленно объединить всю группу предметов и разместить их в соответствии с форматом листа. Рисунок надо расположить так, чтобы ни сверху, ни снизу, ни с боков не оставалось свободного места. Очень внимательным нужно быть при определении основных пропорций, неоднократно проверять себя при определении общей высоты и длины постановки и только после этого переходить к определению пропорций каждого предмета в отдельности.

Конструктивный анализ предметов постановки. Поиск подлинной формы предметов, основанной на ее конструкции — это правильный путь к выполнению рисунка. Поэтому, глядя на постановку, старайтесь за внешними формами разгадать истинную форму предметов, их конструкцию, а потом построить эту конструкцию в своем рисунке.

Перспективное построение предметов с учетом их конструктивных характеристик.     Предметы нужно строить с учетом законов перспективы и конструкции геометрических тел; выявить соотношения конструкции предметов, входящих в постановку; правильно найти линию горизонта и точки схода параллельных прямых.

Передача характера форм предметов и их пропорций. Необходимо наметить общий характер форм предметов, размер и местоположение основных частей рисуемой постановки. Во время работы нужно все время сравнивать предметы между собой, находить, таким образом, соотношения и строить пропорциональные соотношения по рисунку. Нельзя сравнивать отдельно какую-либо деталь рисунка с той же деталью в натуре, сравнивать надо несколько соотношений в натуре с пропорциональными соотношениями в рисунке постановки.

3. Оценивание вступительного испытания:

 Рисунок оценивается по баллам – зачтено — не зачтено (вычисляется по 20-тибалльной шкале по четырём категориям:
1. Компоновка модели на листе бумаги. Оценка 0 – 5 баллов.
2. Выявление общего характера пропорций и формы. Оценка 0 – 5 баллов.
3. Объёмно-конструктивное построение. Оценка 0 – 5 баллов.
4. Первоначальная размётка светотеней. Оценка 0 – 5 баллов.
Общая сумма баллов: минимум – 0, максимум –20.

Зачтено – не зачтено

Сумма баллов

Компоновка

Пропорции

и форма

Объёмно-конструктивное построение

Первоначальная размётка cветотеней

Зачтено

18 – 20

4 – 5

4 – 5

4 – 5

4 – 5

Зачтено

16 – 17

4 – 5

4

4

4 — 5

Зачтено

14 – 15

4

4

3 – 4

3 — 4

Не зачтено

0 – 13

0 — 5

0 – 3

  1. – 2

0– 3

4. Критерии оценки вступительного испытания  по рисунку

Качества, которыми должна обладать работа абитуриента

Количество снимаемых баллов

Основные ошибки, при которых снимаются баллы

1

Грамотность построения

0-5

Нарушение законов построения перспективы; нарушение пропорций; искажение геометрического характера пространственных форм; несоответствие пространственного положения форм натурной постановке; нарушение композиционной и конструктивной структуры

2

Грамотность светотональной моделировки в передаче пространственных и материальных характеристик натуральной постановки

0-5

Искажение пластических и пространственных характеристик модели; ошибки в соотношении градаций освещенности; ошибки в передаче световоздушной перспективы и пространства; невыявленность пластических и объемных характеристик модели

3

Художественная выразительность техники штриховки

0-5

Графическая небрежность в штриховке — затертый, грязный рисунок; отсутствие четких границ у формы; нарушение штрихом пространственного характера формы

4

Общее художественно-композиционное

решение

0-5

Графическая небрежность в штриховке — затертый, грязный рисунок; отсутствие четких границ у формы; нарушение штрихом пространственного характера формы

5. Порядок проведения вступительного испытания по рисунку

1. Вступительное испытание по рисунку должно выявить знание абитуриентом техники рисунка, понимание основ изобразительной грамоты и умение применять их при рисовании объёмно-пространственных форм, а также уровень художественно-образного мышления и природного чувства понимания красоты и гармонии пространства.

2. Вступительное испытание по рисунку содержит линейно-конструктивный рисунок постановки из геометрических тел с передачей объема без драпировки (выполняется карандашом). Постановка из геометрических предметов включает в себя не менее 3-х предметов.

3. Вступительное испытание состоит из следующих этапов:

3.1.Формат вступительных творческих испытаний — в виде просмотра комиссией работ абитуриентов в соответствии с приведенным перечнем заданий и требований.

3.2. Портфолио с домашними работами в любой технике(в количестве 10 штук, формат А-4, А-3

3.3.Творческие работы, необходимые для вступительных испытаний будут приниматься с 3, 4, 5, 6, 7, 10 и 11 августа 2020 года, с 10-00 до 13-00 ежедневно по адресу ул. Брамса, 9, строго по  графику, размещенному в разделе «Абитуриенту», «Вступительные испытания», «Расписание».

  3.4.Результаты вступительных испытаний оцениваются по зачетной         системе  (Зачет/Незачет).

   3.5.Абитуриенты, получившие «Незачет», не могут быть рекомендованы приемной комиссией к зачислению.

     3.6.Повторная сдача вступительного испытания с целью улучшения результата не допускается.

Примеры работ при поступлении на бакалавриат и специалитет

Профессиональное испытание по рисунку
(Дизайн, Монументально-декоративное искусство, Графика ИГД)

Профессиональное испытание по живописи
(Дизайн, Монументально-декоративное искусство, Графика ИГД)

Профессиональное испытание по композиции
(Дизайн, Монументально-декоративное искусство, Графика ИГД)

Профессиональное испытание по рисунку
(Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, Искусство костюма и текстиля (ИТМ), Технология художественной обработки материалов)

Профессиональное испытание по композиции
(Технологии и проектирование текстильных изделий, Конструирование изделий легкой промышленности)

Профессиональное испытание по рисунку
(Графика ВШПМ)

Профессиональное испытание по живописи
(Графика ВШПМ)

Профессиональное испытание по композиции
(Графика ВШПМ)

Профессиональное испытание по рисунку
(Дизайн ВШТЭ)

Профессиональное испытание по живописи
(Дизайн ВШТЭ)

Профессиональное испытание по композиции
(Дизайн ВШТЭ)

Памятка для поступающих на худграф.

Изображение 176+.jpg

Вступительные экзамены во многих Вузах еще идут, кое-где будут второй и третий потоки. И часто учебные заведения публикуют информацию о требованиях к работам, которые, впрочем, не всегда кажутся понятными абитуриентам.

Здесь я публикую критерии оценки рисунка, и постараюсь разъяснить, что за ними скрывается. То есть, каким должен быть рисунок с точки зрения преподавателя, чтобы получить высший балл на экзамене.

Говорить буду на примере рисунка гипсовой головы, поскольку головы чаще всего используются на экзаменах. Но вообще, советы универсальные, подставляйте вместо «голова» необходимое (натюрморт, фигура и т. д.)

1. Композиция на бумаге формата А2 — Оценивается размещения элементов рисунка на листе с учетом размеров рисунка, отношению к центру листа в зависимости от ракурса, плотности графического изображения.

Требование к композиции стоит несколько особняком, остальные критерии относятся к качеству самого рисунка. Однако пренебрегать этим требованием не стоит, неудачная композиция может заметно испортить все впечатление от самой хорошей работы. Про композицию я немного писала здесь. Золотое сечение универсально. Его можно использовать не только для выбора положения основных направляющих, но и для того, чтобы найти соотношение фона к объекту. Вы берете любые соседние числа ряда Фибоначчи — это и будет искомая пропорция. Допустим 5/8 листа занимает объект и 3/8 фон. Но, понятно, что математические выкладки несколько условны, да и до того ли будет в обстановке экзамена. Композицию проще найти интуитивно, голова не должна выглядеть ни слишком большой, ни слишком маленькой, со стороны глаз должно оставаться больше свободного пространства (как бы место для взгляда).

2. Выявление объема — Оценивается передача посредством светотени объема гипсового слепка головы и его частей, соотношение светотеневой проработки, передача рефлексов, собственных и падающих теней.

Главное, что выдает с головой тех, кто голову никогда прежде не рисовал, — это маниакальное желание правильно нарисовать черты лица, остальное же штрихуется как-нибудь. Действительно, кажется, что если на рисунке глаза, нос и рот будут похожи на соответствующие черты гипсового оригинала , то и голова в целом будет похожей.

Это заблуждение! Глаза, губы и так далее, не являются формообразующими элементами!

В первую очередь необходимо сосредоточить внимание на больших объемах. Это общая форма головы, шея, плечи (если есть). Здесь важно показать, как на этих крупных формах распределяется свет, какие участки затенены. Затем можно выделить меньшие по размеру формы. Это могут быть лоб, волосы, бороды (только не вырисовывать каждый отдельный локон, а рисовать шевелюру в массе). Ну и далее дробить, постепенно прорабатывая все более мелкие детали. Только тогда объем будет строится грамотно и постепенно, а черты лица встанут на место и будут поддерживать впечатление объема, а не мешать ему.

В общем, работа ведется от общего к частному, а никак не наоборот.

Хотя бывают исключения. Есть люди, способные начать рисовать с левого уха, но в результате получить правильно построенную голову. Но тут нужен опыт и отлично развитый глазомер…

3 Пропорции и перспективное построение — Оценивается правильность пропорциональных соотношений при построении объема гипсового слепка головы с учетом перспективных сокращений.

Думаю, долго объяснять, что такое «правильность пропорциональных соотношений», не нужно. Все части должны быть соразмерны друг другу и общему объему.

Хочу только выделить один нюанс. То, на чем художник фокусируется более всего, может и на рисунке стать слишком большим. Например, часто на портретах можно видеть чересчур большие глаза, и, например, маленькие ушки и узкие плечики. Стоит помнить об этой особенности восприятия и постоянно контролировать, не преувеличиваете ли вы что-нибудь.

Ну, и не застывать на одном месте, постоянно переключаться. Поработали над глазами, перешли к прическе, проверили положение шеи, и так далее.

Иногда очень полезно отходить и смотреть на рисунок с расстояния. Так вы увеличите свое поле зрения и сможете оценить то, что получается, более адекватно. Как писал Есенин, «лицом к лицу лица не увидать».

С перспективным построением разобраться тоже достаточно несложно. Важно, чтобы все парные и симметричные детали находились на одной линии. Вы можете провести их прямо насквозь через весь рисунок — линию глаз, рта, линию бровей. И сохранить эти линии построения до конца, можно их вообще оставить в готовой работе, это никого не напряжет. Есть такая поговорка «больше грязи — больше связи».  При имеющихся линиях построения глаз или ухо у вас на рисунке точно никуда не сместятся.

Ну, и конечно, параллельные линии построения должны теоретически встречаться где-то на горизонте, то есть, на рисунке они будут слегка сходиться (и ни в коем случае не разбегаться). Если есть сомнения в правильности построенной перспективы, можно для самопроверки использовать обертывающий объем.

Пропорции и построение неотделимы от выявления объема. Это 2 стороны одной медали. В идеале построение и проработка объема ведутся одновременно. Как — я показывала в небольшом видео-курсе «Введение в академический рисунок». (Внимание — этот курс не руководство для поступающих! Это только базовое знакомство с академическим рисунком).

4. Техника выполнения — Оценивается владение техникой карандашной графики, качество нанесения штриховки, прямых линий, использование тоновой графики для передачи эффектов воздушной перспективы, передача материала натуры.

Про штрих я писала здесь. Я бы сказала, что это наименее важный критерий, поскольку манера штриховать — это то, на что вы можете влиять меньше всего. Она индивидуальна, как почерк. Качество штриха во многом зависит от темперамента, но в общем, смелая штриховка предпочтительнее вялой. А поскольку трудно смело штриховать, когда ты сам скован и напуган, желательно на экзамене не нервничать. В смысле, насколько это возможно. По опыту могу сказать, что когда ты полностью погружаешься в рисунок, эмоции отходят на второй план.

В остальном просто постарайтесь, чтобы работа была по возможности аккуратной. Важно, чтобы не было растушеванных фрагментов, пятен, отпечатков пальцев, и так далее. Поэтому просто подкладывайте листочек, если нужна опора для ладони, и не мучайте бумагу ластиком.

Это то, что касается критериев оценки. Однако, эти критерии достаточно условны. Никто препарировать рисунок и рассматривать отдельно штрих, отдельно объем не будет. Преподаватели смотрят общий уровень подготовки. И если работа  в целом производит хорошее впечатление, снижать балл за небольшие огрехи в отношении какого-то из этих пунктов, например, не будут.

Надеюсь, мои советы помогут вам при подготовке к экзамену. Удачи всем поступающим!

P. S. Если у вас остались вопросы, задавайте в комментариях. Сразу ответить я не смогу, но когда появится возможность, непременно отвечу.

P. P. S. Поскольку я буду в отъезде, публикаций в ближайшее время не планируется… Семинар по поводу откладывания будет когда вернусь, где-то в августе. Или в сентябре… Летом у многих спад, — дачи, отпуска. Так что надеюсь на понимание.

А  если у вас есть желание провести летнее время с пользой, рекомендую вам обратить внимание на одно интересное мероприятие: ССЫЛКА. Записаться можно в течении еще нескольких дней. Удачи!

 Содержание

Вернуться на главную

Программа профильного вступительного испытания ГРАФИКА

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

Санкт-Петербургской академии художеств

____________________________

Ю. Г. Бобров

Программа

ПРОФИЛЬНОГО вступительного испытания

для поступающих

на обучение по образовательным программам высшего образования –

программам ассистентуры-стажировки

по СПЕЦИАЛЬНОСТИ

54.09.05  ИСКУССТВО ГРАФИКИ (ПО ВИДАМ)

Санкт-Петербург

2022

Подразделение: Факультет графики

Составитель программы:  Ю.В. Башкирцев, доцент, заведующий кафедрой графики

Тел.: 8 (812) 323 66 59 (деканат факультета графики)

E-mail:  f-tgrafika@mail.ru

Программа профильного вступительного испытания для поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования – программам ассистентуры-стажировки по специальности 54.09.05 «Искусство графики (по видам)» сформирована в соответствии с федеральными государственными образователь­ными стандартами высшего образования по программам специалитета и магистратуры.

Вступительное испытание соответствует профилю программы ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности «Искусство графики (станковая графика)» и «Искусство графики (искусство книги)».

Цель и задачи вступительного испытания

Цель вступительного испытания состоит в выявлении из числа поступающих наибо­лее способных и подготовленных к освоению программы ассистентуры-стажировки и обучению по специальности 54.09.03 «Искусство графики (по видам)»: «Искусство графики (станковая графика)» и «Искусство графики (искусство книги)».

Цель вступительного испытания состоит в проверке способностей поступающего и уровня его подготовленности к обучению по специальности 54.09.05 «Искусство графики (по видам)».

Задачи вступительного испытания заключаются в определении уровня знаний и умений поступающего в областях изобразительного искусства, таких как: рисунок, живопись, графическая композиция, различные печатные техники и манеры (литография, офорт, линогравюра, ксилография, уникальная технология). Его способности к творческой реализации этих знаний при создании авторских произведений (серий станковых листов, иллюстраций к литературным произведениям) в соответствии с индивидуальным планом.

Основные требования к уровню подготовки поступающих

Поступающий должен

знать:

— широкий круг специальной литературы по истории изобразительного искусства и архитектуры в объеме программ высших учебных заведений;

— основные художественные направления и стили;

— историю развития видов печатной графики и книжного искусства:

   гравюра на дереве (торцовая, продольная),

   гравюра на линолеуме,

   гравюра на картоне и пластике,

   резцовая гравюра на металле,

   офорт, основные манеры: сухая игла, травленый штрих, акватинта, лавис, резерваж, мягкий лак, карандашная манера, пунктирная манера, меццо-тинто, смешанные техники,

   литография, ее манеры и методика:

   методику сбора подготовительного материала при работе над композицией,

— технологические основы работы на литографском камне,

   особенности переноса (печати) изображения с камня на бумагу (бумага, краски, технологические процессы и приемы работы).

уметь:

          применять знания в области рисунка живописи и композиции, основ пластической     анатомии и линейной перспективы при реализации творческих замыслов;

          изобразительно, устно или письменно сформулировать и изложить идею и процесс её реализации;

          целенаправленно, в соответствии с творческим замыслом, собрать натурный материал в виде эскизов, набросков, этюдов и штудий;

          последовательно и планомерно вести работу над произведением;

          разбираться в качестве графических и вспомогательных материалов используемых в работе;

          подготовить печатную форму, бумагу;

          настроить печатное оборудование;

          печатать и обслуживать печатную форму и печатное оборудование.

владеть навыками:

          работы с натуры, в том числе над длительными натурными штудиями, как в рисунке, так и в живописи;

          использования собранного натурного материала при решении композиционных задач в оригинальной графике и работах выполняемых в печатных техниках;

          планирования и организации подготовительных процессов при создании произведения с учетом особенностей и возможностей того или иного графического материала или печатной техники;

          использования методик работы с изобразительным и текстовым материалом при создании графических серий, циклов, альбомной и книжной продукции;

          работы с современными электронными носителями информации.

Содержание вступительного испытания

Профильное вступительное испытание по специальности 54.09.05 «Искусство графики (по видам)» включают два творческих задания и собеседование:

Живопись: портрет с руками (поступающий самостоятельно ставит модель).

Материал: бумага, акварель, темпера.

Рекомендуемый размер – не более 60 см по большей стороне.

Рисунок:    обнаженная фигура (поступающий самостоятельно ставит модель).

Материал: бумага, графитный карандаш; сепия, соус и др. по выбору.

Рекомендуемый размер – 70 х 50 см.

Собеседование проводится по теме представленного поступающим реферата.

Критерии оценки

Оценка «отлично» выставляется при успешно проявленной профессиональной компетенции в процессе соответствующего испытания.

Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если при прохождении соответствующего испытания, работа имеет некоторые незначительные недочёты при общем положительном ответе на задание.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если соответствующее испытание недостаточно профессионально выполнено, но, всё же вписывается в общие требования школы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, если поступающий не показывает необходимых профессиональных знаний и умений в рамках поставленных перед ним задач и результат испытания не соответствует современным требованиям высшей школы.

Рекомендуемая литература

1.        Алексеев С.С. Элементарный курс цветоведения. ОГИЗ, 1937.

2.        Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Текст. М.: Прогресс, 1974. – 392 с.

3.        Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда. М., 1983.

4.        Баммес Г. Анатомия для художников. Берлин, 1989.

5.        Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. – 166 с.

6.        Барышников А.П. Перспектива. М., 1955.

7.        Басин П., Сапожников А. Анатомия для живописцев и скульпторов. СПб., 1832.

8.        Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М., 1977.

9.        Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. – 239 с.

10.    Бесчастнов Н.П. Живопись: учеб. пособие для вузов / Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, И.Н. Стор и др. М.: Владос, 2001, 2004. – 224 с.

11.    Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Владос, 2004.

12.    Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2009. – 272 с.

13.    Богдеско И.Т. Каллиграфия. СПб.: Агат, 2005. – 176 с.

14.    Босс В.В. Самостоятельная работа по рисунку как средство активизации учебной и творческой деятельности студентов: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 1991. – 16 с.

15.    Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985.

16.    Вундерлих Т. История методики рисования. М., 1879.

17.    Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. М.- Л., 1940. – 203 с.

18.    Гращенков Б.Е. Рисунок мастеров итальянского Возрождения. Очерки истории, теории и практики. М.,1963.

19.    Дейнека А. Из рабочей практики. М., 1961.

20.    Делакруа Э. Мысли об искусстве. М., 1960.

21.    Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Л.-М., 1957.

22.    Иконников A.C. Пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на ХГФ педагогических вузов: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 1999. – 33 с.

23.    Илющенко В.Л. Активизация композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета Текст.: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2000. – 17 с.

24.    К проблеме восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б.Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. Л., 1959.

25.    Кардовский Д.Н. Пособие по рисованию / Д.Н. Кардовский, В.Н. Яковлев; К.Н. Корнилов. Л.-М.: Госстройиздат, 1938. – 162 с.

26.    Кардовский Д.Н. Об искусстве: воспоминания, статьи, письма / Сост. и авт. примеч. Е.Д. Кардовская. М.: АХ СССР, 1960. – 340 с.

27.    Кибрик Е.А. Работа и мысли художника. М.: Искусство, 1984. – 225 с., ил.

28.    Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. – 232 с.

29.    Кулебякин Г.И. Рисунок и основы композиции. М.: Высшая школа, 1979.

30.    Лепикаш В. Живопись акварелью. М., 1961.

31.    Ли Н. Голова человека. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2009. – 264 с. (Серия: Классическая библиотека художника).

32.    Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка: учеб. М.: Эксмо, 2007. – 480 с.

33.    Макаров Н.И. Теория теней. СПб., 1900.

34.    Малиновская В. Азбука рисования, составленная по советам П.П. Чистякова. Киев, 1905.

35.    Мессель Э. Пропорции в античности и в средние века. М., 1936.

36.    Механик Н.С. Основы пластической анатомии. – М.: Изд-во В. Шевчук, 2011.

37.    Мигунов А.С. Художественный образ. Эстетический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1980.

38.    Михайлова О.В. Учебный рисунок в Академии художеств 18 века. М., 1951.

39.    Михайлова О.В. Заметки о рисовании человека. М., 1960.

40.    Могилевцев В.А. Наброски и учебный рисунок. СПб.: Артиндекс, 2011. – 88 с.

41.    Могилевцев В.А. Анатомия фигуры человека. Краткое пособие для художников. СПб.: Артиндекс, 2015.

42.    Могилевцев В.А. Основы рисунка. СПб.: Артиндекс, 2007.

43.    Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины 19 века. М., 1963.

44.    Молева Н.М.  П.П. Чистяков теоретик и педагог. М.: АХ СССР, 1953. – 244 с.

45.    Молье. Пластическая анатомия. М., 1937.

46.    Нессельштраус Ц.Г. Европейская первопечатная книга и особенности её декорировки // Проблемы развития зарубежного искусства. Вып. VIII. Л.: Ин-т им. И.Е. Репина, 1978.

47.    Нессельштраус Ц.Г. Немецкая ксилографическая картинка XV века // Проблемы развития зарубежного искусства. Вып. IV. Л.: Ин-т им. И.Е. Репина, 1974.

48.    Нессельштраус Ц.Г. О многозначном использовании гравюр в немецкой первопечатной книге // Проблемы развития зарубежного искусства. Вып. XIII. Л.: Ин-т им. И.Е. Репина, 1983.

49.    Нессельштраус Ц.Г. Немецкие первопечатные библии // Проблемы развития зарубежного искусства. Вып. X. Л.: Ин-т им. И.Е. Репина, 1980.

50.    Новоселов Ю.Б. Академический рисунок фигуры человека, в подготовке художника-педагога. Дисс. … канд. пед. наук. М., 1970.

51.    Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика / Под ред. В. Королёва. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

52.    Подобедова О.И.  О природе книжной иллюстрации. М.: Советский художник, 1973.

53.    Птахова И.И. Простая красота буквы. ЗАО ИКФ Русская Графика 1997.

54.    Ростовцев H.H. Академический рисунок. – 2-е изд. М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

55.    Ростовцев H.H. История методов обучения рисования рисованию. Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

56.    Ростовцев H.H. Очерки истории методов преподавания рисунка. М.: Изобразит. искусство, 1983. – 288 с.

57.    Ростовцев H.H. Рисование головы человека: учебное пособие. М.: Изобразит. искусство, 1989. – 304 с., ил.

58.    Ростовцев H.H. Рисование с натуры как учебный предмет. Дисс. … канд. пед. наук. М., 1953.

59.    Смирнов Г.Б. Рисунок головы. М.: Просвещение, 1967. – 38 с.

60.    Советы мастеров. Л.: Художник РСФСР, 1979.

61.    Учебный рисунок в Академии Художеств / Под редакцией Б.С. Угарова. Учеб. Пособие / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. М.: Изобразительное искусство, 1990.

62.    Учебный рисунок: Учеб. пособие / Акад. художеств СССР, Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

63.    Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., 1953.

64.    Чистяков П.П., Савинский В.Е. Переписка. Воспоминания. M.-JI., 1939.

65.    Школа изобразительного искусства. Вып. № 1, № 2, № 3. М., 1989.

I. Ксилография и линогравюра

1.        Aurel Stein, Serindia, t. IV, Oxford, 1921 (лучшее воспроизведение).

2.        Furst H. The Modern Woodcut. London, 1924, pl. 1.

3.        Imre Reiner, Holzsctich, StHalen, 1947, S. 21.

4.        Гривнин В.С. Влияние китайской книги на развитие книгопечатания в Японии // Книга. Сб. VI. М.: Всесоюзная книжная палата, 1962. С. 218.

5.        Журов А.П., Третьякова К.М. Гравюра на дереве. М.: Искусство, 1977. – 248 с.

6.        Ксилография // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: В 2-х кн / Гл. ред. В.М. Полевой. М.: БРЭ, 1999. – 448 с.

7.        Павлов И.Н. Жизнь русского гравёра / Ред. и вступ. ст. М.П. Сокольникова. М.: Изд. Академии художеств СССР, 1963. – 320 с.

8.        Павлов И.Н., Маторин М.В. Техника гравирования на дереве и линолеуме. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1952. – 100 с. (1-е изд. – 1938).

9.        Сидоров А.А. Древнерусская книжная гравюра / Институт истории искусств. М.: АН СССР, 1951. – 395 с., [5] л. ил.

10.    Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие / Сост. Г.К. Вагнер. М.: Сов. художник, 1988. – 588 с.

11.    Флекель М.И. От Маркантонио до Остроумовой-Лебедевой: Очерки по истории и технике репродукционной гравюры ХVIXX веков. М., 1987.

II. Литография

1.        Дж. Родс. Генри. Литографское искусство. Л.: Техника и производство, 1928.

2.        Константинова С.С. Техника изобразительного искусства: конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2004.

3.        Коростин А.Ф. Русская литография XIX века. Л.: Искусство, 1953.

4.        Суворов П.И. Искусство литографии. М.: Искусство, 1952.

5.        Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон: Ист. очерк и описание мастерских 1881—1903. М., 1903.

6.        Томкович Е.А. Домашняя литография. Руководство по автографии и перепечатыванию для канцелярий. СПб.,1893.

III. Офорт

1.        Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. Л.-М., 1939.

2.        Виппер Б.Р. Графика // Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970.

3.        Звонцов В., Шистко В. Офорт. Техника. История. СПб: Аврора, 2004.

4.        Звонцов В., Шистко В. Офорт. М., 1971.

5.        Корнилов П.Е. Офорт в России 1720 веков. М., 1953.

6.        Кристеллер П. История европейской гравюры. XVXVIII века / Пер. с нем. [Л.], 1939.

7.        Масютин В. Гравюра и литография. М.-Берлин, 1922.

8.        Очерки по истории и технике гравюры.[Сб. ст.]. М., 1941.

9.        Фалилеев В.Д. Офорт и гравюра резцом. М.-Л., 1925.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Художники, работавшие в гравюре на дереве и линолеуме

Андреев Александр Семёнович (р. 1946) – русский советский график.

Бисти Дмитрий Спиридонович (1925–1990) – русский советский график.

Бьюик Томас (1753–1828) – английский гравёр и орнитолог.

Гиббингс Роберт (1889–1958) – ирландский и английский мастер гравюры на дереве, писатель, издатель.

Гнездовский Яков Яковлевич (1915–1985) – американский художник украинского происхождения.

Гончаров Андрей Дмитриевич (1903–1979) – советский художник.

Дюрер Альбрехт (1471–1528) – немецкий художник.

Епифанов Геннадий Дмитриевич (1900–1985) – русский советский график.

Захаров Гурий Филиппович (1926–1994) – русский советский график.

Кайдалов Владимир Елпидифорович (1907–1985) – узбекский советский график.

Калашников Анатолий Иванович (1930–2007) – советский график.

Колчанов Аркадий Михайлович (1925–2008) – советский и российский график.

Константинов Фёдор Денисович (1910–1997) – русский советский график.

Лукас ван Лейден (1494–1533) – голландский художник.

Мазерель Франс (1889–1972) – бельгийский график.

Маторин Михаил Владимирович (1901–1976) – русский советский график.

Матэ Василий Васильевич (1856–1917) – русский художник, гравёр.

Митрохин Дмитрий Исидорович (1883–1973) – русский советский график.

Остроумова-Лебедева Анна Петровна (1871–1955) – российская и советская художница.

Павлинов Павел Яковлевич (1881–1966) – русский и советский график.

Папийон Жан-Мишель (1698–1776) – французский график.

Савио Йон (1902–1938) – саамский норвежский художник.

Серяков Лаврентий Авксентьевич (1824–1881) –русский мастер гравюры на дереве.

Татарников Павел Георгиевич (1953–2012) – русский советский график.

Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964) –русский советский график.

Холевиньский Юзеф (1848–1917) – польский художник, график, гравер.

Эванс Эдмунд (1826–1905) – английский гравёр.

Эшер Мауриц Корнелис (1898–1972) – нидерландский график.

В становлении литографии в России как самостоятельной художественной дисциплины приняли непосредственное участие А.Е. Мартынов, А.О. Орловский, А.Г. Венецианов, П.Ф. Соко­лов, Е.И. Гейтман, К.П. Беггров, А.А. Васильевский, О.А. Кипренский, А.П. Брюллов, Е.И. Эстер­рейх, С.Ф. Галактионов, П.Ф. Борель, В.И. Погонкин, П.И. Разумихин, А.М. Калашников, Л.А. Бе­лоусов, И.С. Щедровский, А.А. Тон.

Художники, работавшие в литографии

Верейский Георгий Семенович (Vereiski Georgi)

Ветрогонский Владимир Александрович

Выспянский Станислав (Stanisław Wyspiański)

Дали Сальвадор (Salvador Dalí)

Делакруа Эжен (Eugène Delacroix)

Добровольский Одо (Odo Dobrowolski)

Домье Оноре (Honoré Daumier)

Забирохин Борис Павлович

Кибрик Евгений Адольфович

Маклафлин Джон (John Dwyer McLaughlin)

Матисс Анри (Henri Matisse)

Митрохин Дмитрий Исидорович

Муха Альфонс Мариа (Alfons Maria Mucha)

Орда Наполеон (Napoleon Orda)

Пахомов Алексей Фёдорович

Пахомов Андрей Алексеевич

Пикассо Пабло (Pablo Picasso)

Пиранези Джованни Батиста (Giovanni Battista Piranesi)

Раушенберг Роберт (Robert Rauschenberg)

Ренуар ПьерОгюст (Pierre-Auguste Renoir)

Серов Валентин Александрович

ТулузЛотрек Анри (Henri de Toulouse-Lautrec)

Шагал Марк (Marc Chagall)

Эшер Мауриц Корнелис (Maurits Cornelis Escher)

Яхнин Олег Юрьевич

Мастера резцовой гравюры и офорта

Богдеско Илья Трофимович

Бренгвин Френк

Верейский Георгий Сергеевич

Гольциус Хендрик

Дали Сальвадор

Дюрер Альбрехт

Захаров Гурий Филиппович

Звонцов Василий Михайлович

Зубов Алексей Фёдорович

Калло Жак

Кольвиц Кете

Кругликова Елизавета Сергеевна

Матэ Василий Васильевич

Митрохин Дмитрий Иванович

Моранди Джорджо

Непринцев Юрий Михайлович

Никиреев Станислав Михайлович

Овсянников Леонид Фёдорович

Пикарт Питер

Пиранези Джованни Батист

Питер Брейгель старший

Поллайоло Антонио

Раймонди Маркатонио

Рембрандт Харменс ван Рейн

Роза Сальватор

Стейнлен Теофиль

Уистлер Джеймс Эббот Мак-Нейл

Уткин Николай Николаевич

Фалилеев Вадим Дмитриевич

Франсиско Хосе Гойя-и-Лусиентес

Цорн Андрес Леонард

Чемесов Евграф Петрович

Шистко Владимир Иванович

Шишкин Иван Иванович

Шонгауэр Мартин

Шхонебек Адриан

Яковенко Юрий

Зав. кафедрой графики                                                                   Ю.В. Башкирцев

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Ритуал на хорошую сдачу экзаменов
  • Рисунки с подписями для егэ по биологии
  • Ритуал на успешную сдачу экзаменов
  • Рисунки по анатомии для егэ
  • Ритуал на успешную сдачу экзамена

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии