Рисунки на стенах пещер были сделаны минеральными красками которые за тысячелетия егэ

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняе­мого Вами задания (А1—АЗО) поставьте знак «х» В клеточке, номер которой соот­ветствует номеру выбранного Вами ответа.

подпись: а1подпись: а2подпись: азВ каком слове допущена ошибка в постановке ударения: Неверно Выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) пОдняв

2) налИвший

3) прИнял

4) кровоточАщий

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?

1) Наши поля ОСВОИЛИ только три процента использованных удобрений.

2) ГАРАНТИЙНОЕ письмо потеряли — бухгалтер устроил скандал.

3) Серые глазки выглядывали из-под нависшей ЛОБНОЙ кости.

4) Ваш дом самый ПРИМЕТНЫЙ на селе: крыша железом крыта.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) ящик помидоров

2) их предложение

3) кружной путь

4) вместе с детями

А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Намеренно разрушая присущую прежним символистским стихам гармонию,

1) Брюсову удаётся опубликовать новую поэму.

2) поздние произведения Брюсова порой превращаются в ребусы.

3) Брюсов пытается создать «научную поэзию».

4) жизненные явления показаны Брюсовым в новом свете.

А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксичес — кой нормы).

1) С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь всё разгля­деть, понять и осмыслить.

2) А если писатель хочет заставить читателя не только переживать с героями, а также и задуматься над проблемами, поднятыми в романе?

3) Чтобы прочитать рассказ Солженицына, за номером «Нового мира» в библио­теках записывались в огромные очереди.

4) Потом перешёл в институт, там защитил кандидатскую диссертацию о Горь­ком, благодаря завязавшимся связям перебрался в Москву.

подпись: а6В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нель­зя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В 1916 году писатель проводил на фронт единственного сына, которого любил до самозабвения.

2) Рисунки на стенах пещер были сделаны минеральными красками, которые не потускнели за тысячелетия.

3) В лаборатории можно создать более разнообразные условия и собрать в одну «компанию» химические вещества, которые в естественной среде вместе почти не встречаются.

4) 24 января 1848 года Джон Маршал, который углублял водоотлив лесопилки, обнаружил несколько золотых зёрен.

Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.

(1)… (2)Этот царь умер в юности и не успел прославить себя сколько-нибудь замет­ными деяниями исторического значения — он стал известен благодаря тому, что его гробница осталась неразграбленной. (З)Вероятно, это произошло в силу ряда обсто­ятельств. (4)Царь скончался молодым, и для него не успели подготовить монумен­тальную гробницу. (б)Сооружение, в котором его похоронили, было достаточно скромным, а вход был скрыт хижинами рабочих, трудившихся на строительстве гробницы, которая предназначалась для другого фараона. (6)… поэтому за долгие века никто не проник в гробницу, пока она не была обнаружена археологической экспедицией Г. Картера в 1922 году.

А7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?

1) В IV веке до н. э. Египет в результате завоевательной политики Александра Македонского стал эллинистическим государством.

2) В гробницах фараонов, помимо мумий и надписей, помещалось множество цен­ностей.

3) Одной из величайших археологических находок XX века стала гробница фараона Тутанхамона, жившего в XVI веке до н. э.

4) По мнению учёных, лишь во время правления фараонов чужеземного проис­хождения было возможно возвышение иностранца при дворе.

подпись: а8подпись: а9Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропус­ка в Шестом предложении?

1) Видимо, 2) Несмотря на это, 3) Одним словом, 4) Наконец,

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) он известен (предложение 2)

2) это произошло (предложение 3)

3) подготовить (предложение 4)

4) его похоронили (предложение 5)

А10 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

АН Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТРУДИВШИХСЯ из пятого (5) предложения текста.

1) страдательное причастие 3) действительное причастие

2) деепричастие 4) прилагательное

А12 Укажите значение слова СКРОМНЫМ в предложении 5.

1) не имеющий обыкновения подчёркивать свои достоинства, заслуги

2) сдержанный, умеренный, простой и пристойный

3) отличающийся достаточной стыдливостью, приличный

4) не использующий краски и украшения

А13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишет — ся НН?

Откосы оврагов были изрыты весе(1)ими водами и, лишё(2)ые растительности, обнажё(3)ые, выглядели как бока падшей и ободра(4)ой скотины.

1) 1, 2,3 2) 2 3) 3,4 4) 1,2, 3,4

подпись: а14В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) аккомпанемент, стирает, в..трина

2) к..морка, радиочастота, проп..ганда

3) лес..ница, надкос..ница, интриган..ский

4) р..внина, пром..кашка, к..саться

подпись: а15В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..челюстной, исказить, чре..мерно

2) пр..творить (в жизнь), пр..секать, преклонение

3) кар..ерист, в..ются, видеосъёмка

4) без..скровая (сварка), до..грать, безынтересно

подпись: а16В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) брос..шь мяч, подозреваемый нами

2) усво..шь правило, движ..мый местью

3) встрет..шь подругу, расходуемые средства

4) постав..шь самовар, пригрева..мое солнцем

подпись: а17В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

А. суш..ный В. облиц..вка

Б. коммивояж..р Г. перч..ный

1) А, В 2) Б, Г 3)В 4) Б, В, Г

подпись: а18В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

2) Увы, (не)классическая музыка интересует сегодня многих.

3) (Не)глядя, отец достал с полки потрёпанный томик стихов.

4) Эта серия опытов ещё (не)закончена.

5) Шумная компания заполнила (не)прогретый холл.

подпись: а19В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Дом ТАК(ЖЕ) неподвижно стоял, как и в тот раз, когда он уезжал на службу — брат на секунду замер в прихожей и ТОТ(ЧАС) бросился по лестнице.

2) Чехов неисчерпаем, (ПО)ТОМУ что (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни он писал о Чело­веке с большой буквы.

3) (С)НАЧАЛА родители работали в «Волгоградгидрострое», (ПРИ)ЧЁМ отец был заместителем начальника техотдела.

4) Летом приехали (ПО)ТОМУ времени с хорошими деньгами, (ЗА)ТЕМ ведь и уезжали люди на севера, чтобы деньги заработать.

подпись: а20Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предло­жении:

Сестра очень любила рисовать () и по рисованию была первая ученица в классе.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

подпись: а21В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дворник (1) скользя кожимитовыми подошвами (2) мысленно ругал мальчишек (3) раскатавших спуск (4) и превративших его в сплошной каток.

1) 1, 2,3 2) 1,2 3)3,4 4) 1,4

подпись: а22подпись: а23подпись: а24подпись: а25подпись: а26подпись: а27В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Он сразу же (1) разумеется (2) согласился, что в здешних климатических услови­ях и со мной рядом тебе будет лучше. Я благодарна ему за это. Но (3) неужели (4) ранний брак третий раз обрушится на мою голову?!

1)1,2

2)1,2, 3,4

3)3,4

4)4

Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препи­нания не расставлены.)

1) Власть дружинных вождей была необходимой и достаточно сильной только в период завоеваний.

2) Но объявить о находке по местному радио или напечатать в многотиражке я не могла.

3) В эпоху Возрождения живопись обогатилась линейной и воздушной перспекти­вой знанием анатомии и пропорций человеческого тела.

4) В творчестве братьев Карраччи на первом месте стоит правильность и гармо­ничность рисунка уравновешенность цветовых пятен ясная компоновка фигур.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Дядя вообще не любит много говорить, разъяснять: он мыслит музыкальными образами.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содер­жанию второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём говорится в первой части.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мальчик уловил в словах этой милой женщины (1) какую-то правоту (2) опроверг­нуть (3) которую (4) даже и не попытался.

1) 1 2) 2 3) 3 4)2,4

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Тетя считалась главным просветителем в нашем доме (1) и (2) когда пришло вре­мя уйти на пенсию (3) она организовала по субботам в помещении ЖЭКа читатель­ские конференции (4) ибо не могла не просвещать.

1)1,3, 4 3)1,2, 4

2)2,3 4)1,2, 3,4

Прочитайте текст.

Способ передвижения морских звёзд очень оригинален. Так называемые амбулак­ральные ножки этих иглокожих могут сокращаться и вытягиваться на значи­тельную длину. Звезда выбрасывает ножки вперёд и присасывается ими к поверх­ности дна, а затем сокращает их и таким образом передвигается. Ножки приво­дятся в движение давлением нагнетаемой в них воды.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информа­ция, содержащаяся в тексте?

1) Оригинально передвигаются морские звёзды: выбрасывая вперёд амбулакраль­ные ножки, они присасываются ими к поверхности дна, а затем сокращают их.

2) Ножки морских звёзд приводятся в движение давлением нагнетаемой в них во­ды — поэтому они могут передвигаться по морскому дну.

3) Морские звёзды оригинально двигаются по дну: так называемые амбулакральные ножки этих иглокожих могут сокращаться и вытягиваться на значительную длину.

4) Так называемые амбулакральные ножки морских звёзд, приводящиеся в дви­жение давлением воды, могут сокращаться и вытягиваться на значительную длину.

Прочитайте текст и выполните задания А28—АЗО; В1—В8.

(1)После войны пошла я преподавать русский язык и литературу в школу рабочей молодёжи, сейчас их называют вечерними. (2)У меня не было педагогического опыта — только учёба в университете, поэтому первые два года под чутким руководством стар­ших товарищей я шла путём проб и ошибок. (З)Правда, все отмечали, что я способ­ная и схватываю на лету.

(4)На третий год мне достался класс, в котором были двадцать три милиционера. (5)0ни были до такой степени разные, что учителю, работавшему там, проще было пойти жонглировать горящими факелами.

(б)Когда мне бывало трудно в обычном классе, я могла спросить совета у Евгении Васильевны, у Друяновой, у завуча. (7)Что делать с милиционерами, не знал никто. (8)Другие учителя заставляли их вызубривать по учебнику целые страницы истории, физики, химии, отвечать наизусть ход доказательства теоремы или типовое решение задачи. (9)Но мне нужно научить их грамотно писать — это невозможно вызубрить. (10)И я не знала, как научить их рассуждать о литературе — хоть на самом при­митивном уровне, но рассуждать!

(И)Впервые в своей учительской жизни я отклонилась от программы. (^Заста­вить их рассуждать о стихах Некрасова я не могла и потому стала читать вслух сов­ременные книги о милиции. (13)0ни разговорились. (14)Потом мы прочли «В окопах Сталинграда» и «Тёркина». (15)Это оказалось близко: многие были на войне. (16)Впрочем, больше, чем эти книги, им нравилась трилогия Панфёрова. (17)Я робко заметила, что там всё неправда.

— (18)Ну и что? — сказал Борщов, начальник паспортного стола. — (19)Разве в книгах должна быть […]?

(20)Они рассматривали литературу только как средство агитации! (21)Тогда, уда­рившись в самую чёрную демагогию, я сказала, что роман Панфёрова «В тылу врага» — антисоветский. (22)Мои милиционеры оторопели: «Почему?»

— (23)Потому что там засылают в тыл к немцам полубезумную женщину и припа­дочного мужчину. (24)Получается, что у нас нет нормальных людей для работы в разведке…

(25)Это подействовало: они стали выискивать в книгах нелепости и показывать их мне с той же радостью, с какой мои дети демонстрировали очередное разрушение нашего семейного уюта!

(26)Однажды косноязычный сержант Рудь, с трудом вытащив из парты своё мощ­ное тело, провозгласил:

— (27)А я нашёл книжицу, где нет брехни. (28)Это «Звезда» Казакевича.

(29)К о второму полугодию мы пришли, оснащённые богатым опытом: они научи­лись читать, хоть сколько-нибудь вдумываясь в текст, а я начала преподавать мате­риал, который уже преподавала раньше.

(По Н. Долининой*)

*Наталъя Григорьевна Долинина (1928—1979) — филолог, педагог, писательница и дра­матург.

А28

Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 19?

1) красота

2) правда

3) мораль

4)брехня

А29

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) 5 предложение содержит элемент рассуждения.

2) В предложении 8 представлено повествование.

3) Предложение 10 поясняет содержание 9 предложения текста.

4) 26 предложение содержит элементы описания.

АЗО

Укажите слово, употреблённое в переносном значении.

1) достался (предложение 4)

2) отклонилась (предложение 11)

3) рассматривали (предложение 20)

4) нашёл (предложение 27)

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1—В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдель­ной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточ­ку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.

В1 Укажите способ образования слова АНТИСОВЕТСКИЙ (предложение 21).

В2 Из первого абзаца выпишите производный предлог.

ВЗ Из предложений 14—15 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

подпись: в4Среди предложений 1—6 найдите сложные предложения, в состав которых вхо­дит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

В5 Среди предложений 15—21 найдите предложение, в котором есть обособленное приложение. Напишите номер этого предложения.

В6 Среди предложений 4—10 найдите сложные предложения, в состав которых вхо-

—- дит придаточное изъяснительное. Напишите номера этих сложных предложений.

В7 Среди предложений 19—25 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы ана­лизировали, выполняя задания А28—АЗО, В1—В8.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков циф­ры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соот­ветствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте за­пятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробе­лы не используются.

подпись: в8«Повествуя о нелёгкой работе молодой учительницы в школе рабочей молодёжи, Н. Долинина раскрывает перед нами все её чувства и переживания, связанные с преподаванием в классе, в котором все ученики были милиционеры. Наряду с дру­гими средствами выразительности, автор использует лексические приёмы —____________________________________________

(«выискивать», «оторопели» и др.),_____ («схватываю на лету») и синтаксические

Средства выразительности(например, предложения 1, 4) и(предложения 10, 20, 25).

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) фразеологизм

3) восклицательные предложения

4) метафора

5) вопросно-ответная форма изложения

6) инверсия

7) разговорная лексика

8) сравнительный оборот

9) противопоставление

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не со­гласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой от­вет аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью пе­реписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)  Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.

2)  К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.

3)  Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.

4)  Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.

5)  Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.

Спрятать пояснение

Пояснение.

Расставим знаки препинания:

1.  Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти. (Запятая между однородными сказуемыми, связанными одиночным союзом И, не нужна).

2.  К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий. (Запятая между однородными подлежащими, связанными повторяющимся союзом И).

3.  Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному. (Запятая не нужна между попарно соединяющимися союзом И однородными обстоятельствами).

4.  Для художественной речи характерна как образность, так и эмоциональность. (Запятая ставится между однородными подлежащими, связанными составным союзом КАК…ТАК И).

5.  Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей. (Запятые ставятся между однородными подлежащими, связанными союзом ТО).

Ответ: 24.

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2018 по русскому языку., Демонстрационная версия ЕГЭ−2020 по русскому языку

Что такое наскальная живопись? Определение, характеристики

В доисторическом искусстве термин «наскальная живопись» охватывает любое теменное искусство, которое включает нанесение цветных пигментов на стены, полы или потолки древних скальных убежищ. Монохромная пещерная живопись — это живопись, выполненная только одним цветом (обычно черным). Многоцветная наскальная живопись состоит из двух или более цветов, примером чему служат великолепные разноцветные изображения бизонов на потолке в Альтамире или великолепные зубры в Камере Быков в Ласко. Напротив, термин «наскальный рисунок» относится (строго говоря) только к выгравированному рисунку, то есть рисунку, сделанному путем вырезания линий на поверхности скалы кремневым или каменным инструментом, а не путем рисования линий углем или марганцем.

Происхождение и история

В настоящее время у нас нет четкого представления о том, когда впервые появилась наскальная живопись. Одна из теорий связывает эволюцию искусства каменного века с появлением анатомически современных людей в Европе в период верхнего палеолита. Согласно этой теории, развитие пещерного искусства совпало с вытеснением неандертальца анатомически современным человеком, начиная примерно с 40 000 года до нашей эры. Действительно, примерно с этой даты в пещерах и скальных укрытиях по всему миру, но особенно во Франко-Кантабрийском регионе, начали появляться самые ранние наскальные рисунки. На первом месте стоит живопись, за ней следует передвижное искусство, примером которого являются переносные статуэтки Венеры, такие как Венера из Хохле-Фельса (38-33 000 лет до н. э.).

Венера из Хохле-Фельса

Венера из Хохле-Фельса (38-33 000 лет до н. э.)

Вообще говоря, техника и материалы для наскальной живописи совершенствовались по всем направлениям, столетие за столетием. Таким образом, мы видим, как монохромные картины ориньякской культуры (40-25 000 лет до н.э.) уступают место полихромному искусству граветта (25-20 000 лет до н.э.), что приводит к апогею наскальной живописи, которая, как традиционно считается, происходит в эпоху Магдалины (около 15-10 000 лет до н. э.) в Ласко, Альтамире, Фон де Гом и Ле Комбарель. В конце Магдалины закончился ледниковый период, и период глобального потепления привел к уничтожению среды обитания магдалинийских северных оленей, а также их культуры и пещерного искусства. Подробнее об эволюции наскальной живописи и о том, как она вписывается в культуру каменного века.

Типы

Большинство доисторических наскальных рисунков были фигуративными, и 99 процентов из них были изображениями животных. Сначала художники каменного века рисовали хищных животных (львов, носорогов, саблезубых кошек, медведей) почти так же часто, как и охотничьих животных, таких как бизон и северный олень, но начиная с солютрейской эпохи в изображениях преобладали охотничьи животные. Изображения людей были исключительно редким явлением и обычно были сильно стилизованы и гораздо менее натуралистичны, чем изображения животных. Абстрактные изображения (знаки, символы и другие геометрические знаки) также были распространены и фактически представляют собой древнейший тип палеолитического искусства, найденный в пещерах позднего каменного века, как показывают недавние результаты датировки картин в Эль-Кастильо и Альтамире.

В дополнение к рисункам и абстрактным изображениям, доисторические пещеры также сильно украшены раскрашенными вручную трафаретами наскальных рисунков, большинство из которых, согласно недавним исследованиям декана Сноу из Университета штата Пенсильвания, были сделаны женщинами, но также участвовали мужчины и дети. Одними из лучших примеров этой формы живописи являются Ручные трафареты пещеры Гаргас (Верхняя Гаронна), Панель ручных трафаретов в Шове (Ардеш) и гравюры по всей Куэва-де-лас-Манос (Пещера Рук) в Аргентине.

Наскальная живопись в три этапа

Как правило, полихромная пещерная живопись создавалась в три основных этапа, которые могли существенно различаться в зависимости от опыта и культурной зрелости художника, характера и контуров поверхности скалы, силы и типа света, а также доступного сырья. Сфотографируйте, например, бизона. Во-первых, контур и основные черты животного рисуются на стене пещеры либо путем заострения поверхности скалы заостренным камнем, либо путем нанесения черного контура с помощью древесного угля или марганца. Во-вторых, завершенный рисунок животного будет окрашен или заполнен красной охрой или другими пигментами. В-третьих, края тела животного будут затенены черным или другим пигментом, чтобы увеличить его трехмерность. В качестве альтернативы, в зависимости от того, делал ли это необходимым контур стены пещеры, для увеличения объема и рельефа применялась дополнительная гравировка или даже скульптура.

Полихромная пещерная живопись

Полихромная пещерная живопись

Где находится большинство наскальных рисунков?

Наиболее впечатляющие образцы этого наскального искусства были обнаружены на юго-западе Франции и севере Испании — поэтому его иногда называют франко-кантабрийским наскальным искусством — где археологи обнаружили около 350 пещер, содержащих произведения искусства верхнего палеолита. Самые большие скопления пещер находятся в Дордони (Ласко, Куссак, Лоссель, Фон-де-Гом, Ле-Комбарель, Руффиньяк) и вокруг Монте-Кастильо в районе Пуэнте-Вьесго, Кантабрия, но другие великолепно украшенные пещеры были найдены в разных частях мира, включая Южную Африку, Аргентину, Индию, Китай, Австралию и другие.

Какие самые древние наскальные рисунки?

В настоящее время самое раннее искусство в доисторических пещерах, даты происхождения которого были подтверждены радиоуглеродным датированием, состоит из абстрактных знаков, а именно красной точки и отпечатка руки, найденных среди наскальных рисунков Эль-Кастильо в Кантабрии, Испания. Эти изображения датируются по меньшей мере 39 000 годом до н.э. и 35 500 годом до н.э. соответственно, что делает их древнейшим произведением искусства такого типа из пещеры в Европе.

Однако в 2014 году в Индонезии, на другом конце света, археологи использовали методы уран-ториевого датирования, чтобы датировать ручные трафареты среди изображений, найденных в пещере Леанг Тимпусенг, Сулавеси, 37 900 годом до нашей эры. (Рисунки животных на этом месте были датированы 33 400 годом до н.э.) Далее по возрасту идут изображения пещеры Фумане (около 35 000 лет до н. э.), затем два символа в форме ключа, найденные в Альтамире, датированные 34 000 годом до н. э. Следующие по древности картины находятся в пещере Шове, расположенной в регионе Ардеш во Франции. Они были обнаружены в 1994 году и датируются 30 000 годом до нашей эры. Наиболее продуктивными периодами пещерного искусства были граветтская и магдаленская культуры, датируемые 25 000-200 000 годами до н.э. и 15 000-10000 годами до н. э. соответственно.

Примечание: Многие пещеры содержат свидетельства повторяющейся живописи, иногда растянувшейся на десятки тысяч лет. Поэтому некоторые из этих «пещерных студий» могут оказаться старше, чем первоначально предполагалось. Это именно то, что произошло в Альтамире, где основная часть произведений искусства относится к периоду Магдалины (около 15 000 лет до н. э.), но недавние тесты показали, что одно конкретное абстрактное изображение относится к ориньякской эпохе около 34 000 лет до н. э.

Какие картины рисовались в доисторических пещерах?

Художники каменного века создавали разнообразные фигуративные и абстрактные изображения. На натуралистических картинах в основном изображены сцены охоты или изображения животных — обычно бизонов, лошадей, северных оленей, крупного рогатого скота, зубров и мамонтов, хотя было изображено множество других существ, таких как: львы, овцебыки, ослы, сайгаки, серны, волки, лисы, зайцы, выдры, гиены, тюлени, рыбы, рептилии, птицы и другие существа. Но в доисторическом искусстве нет пейзажной живописи или даже каких-либо изображенных элементов пейзажа, таких как горы или реки. Изображения людей появляются очень редко: даже тогда они похожи на людей, а не на реальных людей. Хорошими примерами являются: «раненые» в Куньяке; картина человека с птичьей головой в «Шахте мертвеца» в Ласко; и гравированная картина «Колдун» в пещере Труа-Фрер.

Как уже упоминалось, абстрактное искусство также распространено. Стены пещеры изобилуют множеством точек, линий, знаков и символов. Например, исследователи из Университета Виктории на острове Ванкувер выявили более 20 знаков, нарисованных в одном стиле, которые снова и снова появляются в разных убежищах. Некоторые из них сделаны простыми мазками кисти, такими как круги, полукруги, треугольники и прямые линии; другие немного сложнее. В дополнение к только что упомянутым, они включают в себя: авиформы, клавиформы, сердечные формы, перекрестия, крестообразные, непонятые формы, отрицательные стрелки, открытые углы, овалы, пектиформы, пенниформы, положительные стрелки, четырехугольники, пениформы, скаляриформы, змеевидные формы, спирали, тектиформы, зигзаги и другие.

Какие методы живописи использовали художники каменного века?

Используя морские раковины в качестве контейнеров для краски и работая при лучинах или иногда при слабом солнечном свете, доисторические художники использовали самые разнообразные методы живописи. Сначала они рисовали пальцами, а затем переключились на комковатые пигментные мелки, подушечки из мха или кисти из шерсти животных или растительного волокна. Они также использовали более сложные методы окраски распылением с использованием тростника или специально выдолбленных костей. В пещере Альтамира была найдена выдолбленная кость птицы, окрашенная красной охрой, датируемая примерно 16 000 годом до н.э., что свидетельствует о том, что к этой дате солютреано-магдаленские художники, должно быть, были искусны в рисовании распылением. Художники каменного века также использовали технику ракурса и светотени. Каждая эпоха вводила новые методы наскальной живописи, и пещеры, украшенные на протяжении многих поколений, демонстрируют множество стилей — например, в пещере Ласко археологи выявили более дюжины различных стилей живописи.

Наскальная живопись пещеры Ласко

Наскальная живопись пещеры Ласко

Как доисторические художники делали краски?

Все цветные пигменты, используемые в наскальной живописи, были получены из местных источников, в основном из минеральных источников, найденных в земле. Художники каменного века использовали несколько различных комбинаций материалов для изготовления цветных красок. Глиняная охра давала три основных цвета: многочисленные разновидности красного, плюс желтый и коричневый. Для черного цвета художники использовали либо диоксид марганца, либо древесный уголь. После измельчения пигментов в мелкий порошок художники смешивали порошок с пещерной водой (обычно с высоким содержанием карбоната кальция), животными жирами, овощным соком, кровью или мочой, чтобы помочь ему прилипнуть к поверхности камня.

Они также использовали расширители, такие как биотит и полевой шпат, или молотый кварц и фосфат кальция (полученные из измельченных, нагретых костей животных). Вполне возможно, что художники были знакомы с пигментами благодаря живописи тела и лица — искусствам, которыми они занимались в течение тысячелетий, прежде чем начали украшать пещеры. Для получения более подробной информации о типе цветовых пигментов, используемых в наскальной живописи каменного века, см.: Доисторическая цветовая палитра.

Делали ли художники каменного века предварительные наброски?

Иногда. В пещере Ла-Ваш археологи обнаружили слой древесного угля под черным пигментом картин, указывающий на то, что предварительный набросок был сделан до нанесения краски. Чаще всего силуэт животного вместе с его основными чертами был выгравирован на скале кремнем, а затем окрашен пигментом.

Какова была цель этих наскальных рисунков?

Мы точно не знаем. Первоначально большинство палеоантропологов считали, что этот вид древнего искусства был чисто декоративным. Однако подробные археологические свидетельства показывают, что расписные пещеры не были населены обычными людьми. Вместо этого в них жила только небольшая группа художников или других людей, участвовавших в церемониальной деятельности и роли пещеры. В результате в настоящее время считается, что наскальная живопись была создана шаманами по церемониальным причинам — возможно, в связи с социальными, сверхъестественными или религиозными ритуалами. В используемой иконографии нет четкой закономерности, поэтому в настоящее время большинство теорий относительно точного значения или функции наскальной живописи каменного века являются всего лишь догадками.

Есть ли в доисторических пещерах скульптуры?

Да. Сохранилось несколько прекрасных образцов рельефной скульптуры. Они включают Венеру Лоссельскую (около 23 000 лет до н.э.), одну из шести скульптур-барельефов, выгравированных на большом блоке известняка в скальном укрытии Лоссель, недалеко от Ласко; а также знаменитые рельефные изображения зубра Тук д’Одубер (около 13 500 лет до н.э.), выполненные из необожженной глины, которые были найдены в Арьеже, Франция. Эксперты полагают, что доисторическая скульптура, возможно, была столь же распространена, как и настенная живопись, за исключением того, что большая ее часть разрушилась или погибла.

 Венера Лоссельская (около 23 000 лет до н.э.)

Венера Лоссельская (около 23 000 лет до н.э.)

Похожие сообщения:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

«Радужнинский политехнический колледж»

Разработка урока по предмету «Геология»

Тема: «Этот удивительный мир камня».
Разработал:

преподаватель

специальных дисциплин

Кравченко Т.И.

г. Радужный

2012

План урока.

Цель урока – продемонстрировать содержание предмета «Геология» с эстетической точки зрения.

Задачи:

— ознакомить с историей развития минералогии;

— продемонстрировать натуральные образцы цветных камней в виде ювелирных украшений;

— развитие познавательного интереса к изученному предмету;

Оборудование: натуральные образцы цветных камней, мультимидийная установка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Слово ведущего.
  3. Прослушивание легенды. Запись на аудиокассете.
  4. Сообщения учащихся о драгоценных камнях в истории.
  5. Просмотр фильма «Каменный цветок».
  6. Демонстрация натуральных образцов цветных камней.
  7. Закрепление изученного материала.
  8. Подведение итогов занятия факультатива.

В каждом драгоценном камне, как в капле воды, отражено все величие природы, и любого из них достаточно, что бы ощутить ее совершенство.

Плиний Старший.

c:usersuserpictures1.jpg

  1. Введение. Ведущий.

На земле много таких минералов и горных пород, которые не используются для получения металлов или в качестве топлива и тем не менее представляют большую ценность. Прежде всего, это драгоценные камни, т.е. прозрачные минералы, например алмаз, изумруд, рубин, нефрит, малахит и многие другие. Способы их поиска и добычи за тысячелетия почти не изменились. Как и раньше, используется преимущественно тяжелый ручной труд. В Бразилии, например, до 90% камней добывают старательно -одиночки – гаримпейрос. Только в некоторых странах на крупных месторождениях иногда применяется горная техника.

Природные самоцветы – это крупная и важная для различных видов народного хозяйства группа полезных ископаемых. Самоцветы представлены минералами и горными пародами.

Прозрачные (драгоценные) камни называют самоцветами, а непрозрачные – цветными камнями.

На территории страны известно большое число месторождений и проявлений различных видов камнесамоцветного сырья . территория нашей страны характеризуется большим разнообразием геологического строения, в связи с этим месторождения камнесамоцветного сырья пространственно распределены крайне неравномерно. Наибольшее число месторождений тяготеют к областям завершенной складчатости – Урал, Сибирь, Казахстан. Это относится к изумрудам, лазуриту и др. многие самоцветы приурочены к жестким участкам земной коры – платформам – алмазы (Якутия).

  1. Прослушивание легенды. Запись на аудикассете (4 минуты), сопровождается показом отрывка из научного фильма «Наша планета».

«25 920 лет Земля идет по своему небесному кругу. Это ее космический год. Каждые две тысячи лет Земля проходит между небесными телами, каждая такая система небесных тел называется созвездием. Время прохождения среди звезд созвездия для земли равно двум тысячам лет.

Все мировые процессы происходят, вызывая движения по часовой стрелке. Земля же движется против часовой стрелки. Поэтому перед прожитой эпохой Рыб земляне осваивались в условиях созвездия Овен, а перед Овном – созвездия Телец, а еще раньше, более 6 тысяч лет – созвездия Близнецы.

Более 6 тысяч лет назад, три звездные эпохи до наших дней, земля совершила свой путь в созвездиях с холодными энергетическими параметрами . а для поддержания жизни на земле и ее эволюционного процесса над Земным шаром существовала «небесная твердь». Это был полный шар из камней – самоцветов. Земля находилась как бы в драгоценном цветном парнике. На Земле было тепло. Энергетические изучения солнца и звезд профильтровались через цветные «стекла» «небесной тверди». Буйствовал растительный и животный мир. Явление гигантизма, тропиков и субтропиков – порождение и материализация столь мощно профильтрованной и усиленной в кристаллах «небесной тверди» энергии мироздания на Земле.

Около 6,5 тысяч лет назад произошла космическая катастрофа. Планета Фаэтон толкнула Землю. «Небесная твердь» разрушилась. Кристаллы «каменного парника» упали дождем самоцветов на Землю. Осколки планеты Фаэтон рухнули тоже на землю, а ядро ее стало спутником Земли – Луной. На вершине земного шара – Северном после отпустилась суша и стал быстро образовываться океан – Северный. На Земле резко похолодало, пришел конец жизни в условиях «каменного парника» на Земле по «небесной твердью».

Постепенно вокруг Земли образовался защитный основной слой, сформировались новые формы жизни, которые в течении 6 тысяч лет претерпевали некоторые изменения.

Конец эпохи Рыб в 2003 году – это конец третьей звездной эпохи Земли после катастрофы, и Земля вступила в эпоху Водолея.

Катастрофа разрушения «небесной тверди» приходится по сегодняшнему календарю на 20 марта. В этот день снимают все крашения из металлов и камней, укрывают темной тканью и дают им отдых.

Самоцветы проходят чистилище огнем и давлением в недрах Земли и приходят к людям в своих совершенных формах, поражая чистотой, формой кристаллов, тайной мудростью существа своего, проливая Божественный цвет Радуги».

c:usersuserpictures02.jpg

c:usersuserpictures0.jpg

3.Сообщения учащихся, сопровождающееся показом слайдов.

Драгоценные камни в истории.

Возникновение науки о минералах неразрывно связано в истории с драгоценными камнями. Вероятно, знакомство людей с миром самоцветов началось еще в палеолите. С момента возникновения цивилизации геологии , хотя в то время она так не называлась, играла важную роль.

Слайд 1

С глубокой древности первобытный человек использовал камень- в начале как орудие труда и защиты это – камневые ножи, а позже изготавливал из него амулеты, фигурки богов, украшения.

Слайд 2

Рисунки на стенах пещер сделанные минеральными красками не потускнели за тысячелетия

Слайд 3

Из камней строили дольмены. Наиболее древние находки драгоценных камней на стоянках первобытных людей датируются 12 тысячелетием до н.э.

Слайд 4,5

Бусы и подвески драгоценных камней характерны для цивилизации древних асерийцев (V тыс.лет до н.э.)

Исследования пирамид и захоронений в долине Нила показали, что древним египтянам были хорошо известны такие самоцветы, как, агат , бирюза, изумруд, лазурит, оникс, сердолик, яшма. К примеру, зрачок левого глаза на знаменитом бюсте Нефертити был выполнен из оникса (второй зрачок древний мастер должен был вставить только после смерти царицы).

Слайд 5,6,7,8,9,10

Любопытные сведения о драгоценных камнях, известным древним индусам, дали историкам походы Александра Македонского (343 – 323 до н.э.)

Тесты священных индийских книг «Веды» (10 в до н.э.) рассказывают об алмазах, жемчуге, изумрудах, рубинах, сапфирах и топазах.

Тексты Библии рассказывают о 12 камнях самоцветах, украшавших нагрудное украшение (так называемый наперсник) первосвященника Аарона.

Слайд 11,12

А в древней Руси добывали в начале лишь розовый жемчуг, позднее янтарь. Самоцветы привозили греческие и бухарские купцы из Византии, средней Азии , Китая. Древнейшими центрами добычи самоцветов были Индия, Бирма, о.Цейлон.

Слайд 12,14,15,16

Перенесемся в 16 век. В 16 веке начинает расти политическое значение Москвы, превращающееся в крупный центр государства. Пышно оформляются придворные церемонии, выезд, в связи с этим развивается ювелирное дело.

Слайд17

Примером может служить по велению Ивана грозного в 1571 г. Для благовещенского собора московского кремля оклад евангелия.

Слайд 18, 19

Самоцветы и поделочные камни накапливаются в сокровищницах русских царей. Появились символы самодержавной власти – царский жезл, корона. Наиболее значительных собраний изделий самоцветами находятся в государственно оружейной палате в Московским кремле.

Здесь хранятся уникальные произведения ювелирного искусства, религии царской власти «шапка Мономаха», по преданию принадлежащая Владимиру Мономаху.

Дорогой чтец.

Московские цари до Петра 1 шапку Мономаха надевали только один раз в жизни – во время церемонии венчания на царство. Весит шапка 698 г. Сделана она из восьми цельных золотых пластин и полусферического завершения с крестом. Украшена тончайшим золотым кружевом филиграни, усыпана драгоценными камнями и обрамлена опушкой из соболя. Увидеть шапку Мономаха можно в оружейной палате Московского Кремля.

Слайд 20

«Шапка царства Казанского». Выполнена по приказу Ивана Грозного для последнего казанского царя Сименона(1552г.)

Слайд 21,22

В моду вошли бриллианты. Одним из шедевров искусства того времени является корона, изготовленная коронация Екатерины второй известным ювелиром Позье в 1762г.

Слайд – корона

Корону украшают пять бесцветных, розоватых и желтоватых бриллиантов различной формы и два ряда идеально ровных индийских жемчужен, которые подчеркивают объемность и оттеняют блеск бриллиантов. На вершине корона украшена уникальной густой шпинелью, оплетенной веточкой с бриллиантами. Корона довольно – таки тяжелая: при высоте 27,5 см она весит 1 кг 993,8 г.

Екатерина вторая оставила от этой короне такую запись: «,,,тяжесть короны и драгоценных камней заставила меня опасаться головной боли…». Но любовь к драгоценным камням, и в частности бриллиантам, которыми была буквально усыпана корона, оказалась сильнее головной боли.

Слайд 23,24,25

18 век – век безумной, страстной любви к камням и глубокого понимания его эстетической ценности

Слайд букеты.

f:самоцвет сссрscan281.jpg

Из рубинов, сапфиров, изумрудов, аквамаринов, топазов, александритов, гранатов, бериллов изготовили букеты цветов с неповторимыми цветовыми сочетаниями, дорогие царские короны. В моду вошли бриллианты. Самоцветы издревле были неотъемлемой частью парадных костюмов, церковных облачений, убранств дворцов.

Слайд – Урал 26

Открытие самоцветов в Сибири и на Урале знаменуют новую эру их использования в России в начале 18 века.

К камням – самоцветам на Урале относятся не только с любовью но и с уважением. Этот край издавна считается уникальной кладовой подземных сокровищ.

— чтец

Во всем мире всегда в почете были те, кто знал свойства различных руб., умел их находить добывать. Таких людей называли рудознатцами и высоко ценили за знания и умения, жизненно необходимые в любом государстве. На протяжении тысячелетий усилия рудознатцев были направлены на поиски серебра. Золота, цветных камней

— продолжает предыдущий чтец

Слайд 27

Благодаря рудонозцам обнаружено много месторождений камней – самоцветов. Так, в декабре й830 г. Крестьянин белоярской волости Максим Степанович Кожевников нашел в корнях вывороченного дерева на берегу реки токовой несколько небольших зеленых кристаллов, которые оказались изумрудами.

Слайд 28,29

Это было знаменитое Малышевское месторождение изумрудов. Тогда были организованы специальные экспедиции на Урал. Открытие уникальных месторождений изумрудов, топазов, александритов, аметистов и др. показывало, насколько богаты самоцветами уральские горы.

Слайд 30, 31, 32, 33

Из цветных камней, найденных на Урале, главным образцом из малахита и лазурита изготавливали столешницы, вазы. Примером служат многочисленные прекрасные вазы Эрмитажа из яшмы, родонита, малахита.

Слайд 34, 35, 36

В Эрмитаже эксплуатируется уникальная ваза из деревенской зеленой волокнистой яшмы. Масса вазы около 10400 кг, а масса глыбы, из которой она высечена – 19 200кг. Два года камень обрабатывали на месторождении, а затем он был доставлен на Калыванскую шлифовальную фабрику, где его обрабатывали 12 лет. До реки Чусовой вазу везли 160 лошадей, а потом ее транспортировали по рекам в Петербурга. В Эрмитаже под вазу был подведен особый фундамент и только в 1848г она была установлена в нижнем этаже здания.

Слайд 37,38,39

Один из красивых поделочных камней малахит был найден на Урале. Название минерал малахит получил от греческого «малахе» — мальва, род трав семейства мальвовых, окраска зелени которого похожа на цвет малахита. Малахит – единственный в природе зеленый узорчатый минерал.

В 1810 – 1814гг. было выявлено уникальное Медноруднянское месторождение, из которого добывали уже не куски и кусочки нарядного камня, а глыбы превосходного сплошного малахита. Масса крупнейших монолитов, извлеченных на поверхность, достигла 2 тонн, а в 1835г. Было найдено гнездо малахита, массой 250 т. Объемы добычи позволяли изготавливать из него крупные художественные изделия и даже применять для облицовки стен малахитового зал в Эрмитаже.

Слайд 40

Подлинными шедеврами архитектурного декоративного искусства могут служить Малахитовый зал Зимнего дворца , построенный в 1838г.

Слайд 41

Также сделаны колонны алтаря в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.

Самоцветы – это дивные глаза самой Земли, дающие нам, людям, возможность увидеть и познать истинную красоту самой жизни…

слайд « хозяйка Медной горы- 43»

Ведущая

Почти все сказы Павла Петровича Бажова основаны на местных преданиях, связанных с добычей изумрудов, малахита, лазурита, золота. В этих легендах сама природа оберегает подземные богатства от бездумного расхищения. Так попытки завладеть малахитовой шкатулкой, полной дорогих украшений, которую подарила одному из горщиков Хозяйка Медной горы, всегда заканчивалась крупными неприятностями для похитителей. Сказочная малахитовая шкатулка стала символом богатств Урала.

4 этап- Просмотр фильма Каменный цветок сопровождается чтением текста:

Об уральском малахите поэтично писал П.П. Бажов в Малахитовой шкатулке.

«И вот они пошли. Хозяйка Медной горы впереди, Данил идет за ней.

Куда она идет — все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены

у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинки. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Одним словом изукрашенные, что и сказать нельзя…

И вот видит он громадную комнату, а в ней постель, столы, табуреточки — все из

Корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом. А потолок темно- красный под чернетью, а на нем цветки медны.

5. этап-Демонстрация натуральных образцов цветных камней.

На земле много таких минералов и горных пород, которые не используются для получения металлов или в качестве топлива и тем не менее представляют большую ценность. Прежде всего это драгоценные камни, т.е прозрачные камни, а также красиво окрашенные непрозрачные- агат, бирюза…

Самоцветы- это дивные глаза самой Земли, дающие нам, людям, возможность увидеть и познать истинную красоту самой жизни…

Слайд44

В неповторимо индивидуальном цвете каждого камня сосредоточены все вс краски природы: весны и лета, осени и зимы, теплый и холодный блеск, яркие и приглушенные тона. Может быть, по сравнению с нами, живущими на Земле

Лишь краткий миг, природа, утверждает свою вечность и незыблемость в камне?

Бирюза. Слайд 45, 46

f:драгоценые камниscan46.jpg

Нет на свете другого камня, кроме бирюзы, который бы так и соответствовал бесконечной голубизне южного полуденного неба во всем разнообразии его оттенка.

Аптеки считали бирюзу окаменевшими слезами богини неба.

Ее красоту особенно ценили египетские фараоны, персидские цари, китайские императоры.

А название ее произошло от персидского слова «фируза»- камень счастья.

бирюзы происходит в зоне выветривания на глубине до 70 км, в умеренно- влажном климате. Интересно, что в природных условиях бирюза легко разрушается. В зоне поверхностного выветривания при длительном воздействии воы, тепла и органических кислот она белеет и превращается в жирное глинистое вещество, а при погружении в недра Земли даже в условиях небольшого повышения температуры и давления бирюза разлагается. По мере разработки известных рудных районов исчезают ресурсы бирюзы. Уже нигде не добывают ее высококачественные сорта, постепенно сокращаются и резервы камня низкого качества. Из четырех районов мировой добычи бирюзы. Синайский и Среднеазиатский почти обработаны, а на юге Северной Америки ее запасы близки к истощению. И только в Северном Иране еще идет добыча.

Из поступающей сейчас на мировой рынок бирюзы около 80%- пропитанные жидким пластиком или берлинской лазурью низкокачественного сорта. Однако благодаря высокой поверхностной проницаемости этого камня обнаружить искусствененное окрашивание очень просто при осмотре камня.

В наши дни высококачественная окрашенная бирюза стоит на мировом рынке дороже золота.

С бирюзой связано много поверий и легенд. И по сей день он принадлежит к числу наиболее почитаемых талисманов. Полагают, что бирюза прекращает ссоры, способствует миру в семье, отводит гнев, дает достаток. Бирюза считается счастливым камнем, родившимся в декабре.

Несмотря на то, что в будущем этот камень в природе исчезнет, создаются современные заводы по синтезу бирюзы

Жемчуг. Слайд 47, 48

f:самоцвет сссрscan90.jpg

Испокон веков люди находили внутри некоторых двухстворчатых раковин непрозрачные зернышки или шарики с радужным отливом- жемчуг , который считался символом красоты и богатства. Из – за него велись войны, его дарили возлюбленным.

Но жемчуг к драгоценным камням можно отнести лишь условно.

Великий фантаст Жюль Вери писал : «для поэта… жемчужина — слеза моря, для женщины – драгоценный камень, для химика- соединение фосфорнокислых с солей с углекислым кальцием, для натуралиста- просто болезненный нарост у некоторых моллюсков».

Жемчужина образуется в тех случаях, когда внутрь раковины попадает песчинка.

Чтобы не пораниться об эту песчинку, моллюск обволакивает ее слоями жемчужного вещества. Видимо, поэтому почти не сохранились жемчужные украшения наших далеких предков. Наиболее древние относятся к первым векам новой эры. На Руси жемчуг в основном использовался в художественном шитье, обрамляли оклады для икон и переплетов богослужебных книг, покровы и разнообразные праздничные одеяния для церковных иерархов.

Сейчас первое место в мире по выращиванию жемчуга занимает Япония, которая в конце 19 века переняла это искусство у китайцев.

Чароит. Слайд 49. 50, 51

c:usersuserpictures05.jpg

Появление в ювелирном промышленности в 1977 году красивого сиреневого камня чароита по имени реки Чары в Иркутской области, произвело сенсацию среди специалистов по цветным камням — он обладает редкой цветовой гаммой, у него просматривается красивейший узор из тонких волокон.

Образовался чароит на большой глубине в результате высокотемпературных магматических процессов.

Сразу же после открытия он завоевал популярность как ювелирно — поделочный камень

Земной шар, вырезанный из чароита, был главным призом на 14 Московском международном фестивале.

Аметист. Слайд 52, 53, 54

f:драгоценые камниscan33.jpg

Русский писатель Куприн отмечал, что цветом аметисты похожи на фиалки, распускающие в лесах у подножия Ливийских гор.

В древнем Китае аметисты использовались для изготовления шкатулок и флаконов.

В древнем Египте символ счастья и здоровья. В древнерусских рукописях сказано, что»… мысли лихие отдаляют, добрый разум делает и во всех делах помощь дает».

Аметисты кладут под подушку, чтобы видеть хорошие сны.

Янтарь. Слайд 55

f:самоцвет сссрscan128.jpg

Это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на обширных пространствах нашей планеты 38- 120 млн. лет назад. Особую привлекательность и научную ценность янтарю придают заключенные в нем остатки растений и животных – комары, жуки, бабочки, пауки. Практическое применение, по-видимому было связанно с магией . На стоянках древнейших людей времен палеолита (примерно до 10 тысячелетия до н. э.) найденных в Пиренеях, в пещерах Чехии , археология обнаружили куски янтаря, которые служили амулетами первобытным охотникам.

Позднее из янтаря изготовляли бусы, фигурки животных.

В эпоху античности в произведениях знаменитых греческих и римских поэтов этот камень упоминался довольно часто. Например знаменитый римский поэт Марциал с присущим ему юмором пишет:

« В тополевой тени гуляя. Муравей

В прилипчивой смоле увяз ногой своей.

Хотя он у людей был в жизнь свою

Презрен,

По смерти в янтаре у них же стал

Почтен.

( Перевод М. В. Ломоносова).

Римские патриции считали, что янтарь охраняет от дурного глаза, спасает от слабоумия, лихорадки желтухи, изгоняет камни из почек и печени.

На популярность янтаря в средние века указывает тот факт, что рыцари Тевтонского ордена после завоевания Прибалтики в 13 веке объявили своей собственностью весь янтарь, который, будет там найден. И даже приказали казнить каждого, кто без разрешения станет добывать его.

Подлинным шедевром мирового камнерезного искусства является Янтарная комната, созданная в 1709 г. В 1716г прусский король Фридрих Вильгельм 1 подарил ее русскому царю Петру Первому . в 1755 г. Комната была перевезена из Зимнего дворца в Санкт- Петербурге в Большой ( Екатеринский) дворец Царского Села.

Ученные установили, что масштабное образование янтаря происходило только один раз за всю историю Земля- около 38- 120 млн. лет назад.

Это был период, когда растительный покров нашей планеты резко изменился.

Климат стал умеренно теплый, появились новее хвойно- широколиственной растительности , вытеснившие цикадовые и папортниковые.

Ресурсы этого удивительного камня не исчерпаны.

АГАТ . слайд 56. 57.

Агат происходит от греческого слова «счастливый». Наиболее красивые «глазковые» агаты. Такие камни иногда называли «совиными глазами» Окраска индивидуальна у каждого камня. Месторождения связаны с вулканическими породами (лавы, туф), встречаются почти во всех странах мира. В России — на Урале.

Перстень с агатом придает мужчине очарование в глазах женщин. Черный агат считается мужским талисманом, защищающим владельца от злых сил. Агат защищает от энергетических атак и энергетического вампиризма, принимая на себя отрицательную энергию. Это оберег. В Грузии новорожденным во время крещения надевали на запястье бусинку из белого агата, хранившую младенца от негативных влияний внешнего мира. Считается что агат – это амулет от сглаза.

Оставшиеся слайды

6 этап: Закрепление пройденного материала.

7 этап: Подведение итогов урока.

Что мы планировали.

Что мы узнали.

Назовите камни, с какими вы познакомились сегодня.

Что интересного вы о них узнали.

Поделитесь впечатлениями о сегодняшнем уроке.

Список используемой литературы.

  1. Гураль С. Драгоценные камни – М.: ЭКСМО,-2011.-304с.:ил.
  2. Стоун Д. Все о лечебных и магических минералах. – СПб.: ООО «СЗКЭО», 2011.-112с.:ил.

Как доисторические наскальные рисунки сохранились до наших дней

Несмотря на то, что ученые по всему миру уже не первое столетие находят наскальные рисунки, каждый раз искусство, сокрытое в древних пещерах, поражает первооткрывателей. Некоторым наскальным рисункам около 50 000 лет! Как же они смогли так хорошо сохраниться?

Как доисторические наскальные рисунки сохранились до наших дней

Wikimedia

Даже перманентный маркер может быть стерт с любой поверхность, а вот доисторические рисунки…

Первые наскальные рисунки были обнаружены в конце XIX века. Несмотря на утверждения о том, что они относятся к временам палеолита, многие ученые не верили в это, так как в то время это противоречило антропологическим представлениям о ранних людях и их когнитивных способностях. Однако с каждым новым рисунком ученые все больше убеждались в том, что наши древние предки были более способными, чем считалось.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ряд захватывающих открытий по всей Франции и Испании привлек большое внимание к этой области, и наскальные рисунки стали важнейшими объектами для изучения истории неандертальцев и современного человека. Живопись ранних людей показывала животных, охотников и даже специфические символы. Все это говорило об уровне сложности и символическом языке доисторического человека.

Возраст наскальных рисунков сильно разнится от региона к региону. Например, знаменитым рисункам в пещере Ласко около 18 000 лет. А в 2019 году ученые обнаружили изображение кабана, которому в 45 500 лет! Открытие было сделано в Индонезии на острове Сулавеси.

Безусловно, изучая возраст рисунков, ученым не давал покоя вопрос о том, как такие древние изображения смогли противостоять стихи и не исчезли. И тут есть несколько секретов. Во-первых, краски, используемые этими ранними художниками, были органическими. Они содержали железо или гематит, которые образовывали пигмент охру. Этот пигмент обычно смешивался с углем, обожженными костями или животным жиром. Почти все из этих ингредиентов обладают высокой устойчивостью в выцветанию, если только они не подвергаются воздействию огня или химических веществ.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также на стенах некоторых известняковых пещер образуется покрытие из гидрокарбоната из-за просачивания воды. Он эффективно защищает картины, позволяя им оставаться яркими в течение тысяч лет. 

Однако ученые говорят, что самым важным фактором в сохранении картин является их удаленность от внешних условий. Многие из обнаруженных пещер не подвержены изменениям уровня воды или структурным изменениям в результате тектонического движения/вулканической активности. Температура и влажность в таких пещерах почти не меняется, а эрозия и коррозия просто не могут произойти в закрытом пространстве. 

Последним, но немаловажным фактором является отсутствие людей. Некоторые из этих пещер, возможно, были необитаемыми и нетронутыми в течение тысячелетий. А как мы знаем, самое большое разрушение несет именно человек! От внимания со стороны людей уже успели пострадать знаменитая пещера Ласко. В горячие сезоны пещеру могли посетить свыше 100 000 туристов в день. Миллионы вспышек фотокамер и выбросы углекислого газа в замкнутом пространстве оказались разрушительными для картин, поэтому пещера в конце концов была закрыта. Вместо этого была возведена точная копия ее стен. 

Узнайте с ребенком историю красок

Кто из нас не рисовал красками? Гуашь, акварель, масло и не только… Варианты на любой вкус и цвет! Предлагаем вам и ребёнку познакомиться получше с их творческой историей.

Представьте на секунду мир без красок: серые дома, заборы, однотонная одежда и игрушки… Люди ещё в древности поняли, что хотят разукрашивать свои жилища. Хотят творить и добавлять краски в свою жизнь! И вот как это было.

Первобытные времена

Первой краской стала глина. Она бывает разных цветов: красная, жёлтая, белая. Первобытные художники смешивали её с жиром и наносили на стены пещер — так получались первые наскальные рисунки. Позже наши предки заметили, что в природе много разноцветных минералов. Например, уголь, лазурит или охра. И придумали растирать их в порошок при помощи камней, а для стойкости добавлять жир. Так появились минеральные краски. Они очень долго сохли на стенах пещер, но зато сохранились на тысячелетия!

Краска из растений

С рисунками на стенах разобрались. Но как быть, если захотелось покрасить одежду? Углём мазать? Не годится. И люди придумали делать краску из растений! Брали яркую кору деревьев, ягоды или скорлупу орехов, сутки выдерживали в воде, а потом кипятили ткань в полученной краске. Но и этого было мало! Наши предки пробовали получать краски практически из всего, что видели. Например, в Древнем Египте добывали пурпурную краску… из раковин улиток-багрянок!

Первая акварель

Первые акварельные краски появились в Китае. Здесь придумали добавлять к красящим пигментам мёд, глицерин и сахар. Но акварель хорошо ложилась только на бумагу — для покраски стен или древесины не годилась. А где изобрели бумагу? Правильно, в Китае! Так что всё очень закономерно.

Праздник для художников

В Средние века придумали стойкие и быстросохнущие масляные краски. В их основе были растительные масла. Масляные краски можно было накладывать разными мазками, поэтому картины художников этого времени приобрели глубину и сочность цветов. Иногда краску делали даже на основе яичного белка и молочного казеина. В те времена краски получали ужасно тяжело: сначала нужно было раздобыть все ингредиенты, а потом долго и нудно их смешивать. На это уходило слишком много времени и сил!

Революция в мире красок

И вот тут-то появились искусственные краски. Природные компоненты в их составе заменили синтетическими. Производить такие краски было намного дешевле и быстрее, а хранились они дольше. Это стало настоящим переворотом для художников! Появились целые заводы по производству красок. Так что теперь мы можем пойти в любой художественный магазин и выбрать ту краску, которая нам по душе: акрил или акварель, гуашь или масло. А может, кто-то хочет рисовать пастелью? Тогда купим сразу несколько разных!

Скачайте материал в печатном качестве по ссылке >>>

Зарегистрируйтесь — чтобы скачать

Купить номер «Классного журнала» с этим заданием >>>

СМОТРЕТЬ ПОХОЖИЕ ЗАДАНИЯ

Удивительные наскальные рисунки, найденные в пещерах по всему миру.

Удивительные наскальные рисунки, найденные в пещерах по всему миру.

Открытие древней наскальной росписи в пещере Гибралтара, которая, как считают ученые, была сделана неандертальцами около 39 000 лет назад, стало настоящей сенсацией в научном мире. Если открытие окажется правдой, то историю придётся переписывать, ведь получается, что неандертальцы были вовсе не примитивно-глупыми дикарями, как принято считать сегодня. В нашем обзоре десятка уникальных наскальных рисунков, которые были найдены в разное время и произвели настоящий фурор в мире науки.

1. Скала белого шамана

Скала белого шамана.

Скала белого шамана.

Эта древняя наскальная картина возрастом 4000 лет находится в низовье реки Пеко в Техасе. На гигантском изображении (3,5 м) показана центральная фигура в окружении других людей, проводящих какие-то ритуалы. Предполагается, что в центре изображена фигура шамана, а сама картина изображает культ некой забытой древней религии.

2. Парк Какаду

Парк Какаду.

Парк Какаду.

Национальный парк Какаду — одно из самых красивых мест для туристов в Австралии. Особо он ценится своим богатым культурным наследием — в парке собрана впечатляющая коллекция искусства местных аборигенов. Некоторым из наскальных картин в Какаду (который был включен в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО) исполнилось почти 20 000 лет.

3. Пещера Шове

Пещера Шове.

Пещера Шове.

Еще один объект из всемирного наследия ЮНЕСКО расположен на юге Франции. В пещере Шове можно найти более 1000 различных изображений, большинство из них — животные и антропоморфные фигуры. Это одни из самых древних изображений, известных человеку: их возраст датируется 30 000 – 32 000 годами. Около 20 000 лет пещеру завалило камнями и она сохранилась в великолепном состоянии до наших дней.

4. Куэва-де-Эль-Кастильо

Куэва-де-Эль-Кастильо.

Куэва-де-Эль-Кастильо.

В Испании недавно была открыта «Пещера Замка» или Куэва-де-Эль-Кастильо, на стенах которой нашли самые древние наскальные рисунки в Европе, их возраст на 4 000 лет больше всех наскальных росписей, которые находили ранее в Старом Свете. На большинстве изображений встречаются отпечатки рук и простые геометрические фигуры, хотя также есть изображения странных животных. Один из рисунков, простой красный диск, был сделан 40 800 лет назад. Предполагается, что эти росписи были сделаны неандертальцами.

5. Лаас-Гааль

Лаас-Гааль.

Лаас-Гааль.

Одни из самых древних и хорошо сохранившихся наскальных росписей на африканском континенте можно найти в Сомали, в пещерном комплексе Лаас-Гааль (Верблюжий колодец). Несмотря на то, что их возраст составляет «всего» 5 000 – 12 000 лет, эти наскальные картины сохранились просто идеально. На них изображены в основном животные и люди в церемониальных одеждах и различных украшениях. К сожалению, этот замечательный культурный объект не может получить статус всемирного наследия, поскольку он расположен в районе, где постоянно идет война.

6. Скальные жилища Бхимбетка

Скальные жилища Бхимбетка.

Скальные жилища Бхимбетка.

Скальные жилища в Бхимбетка представляют собой одни из самых ранних следов жизни человека на индийском субконтиненте. В естественных скальных укрытиях на стенах встречаются рисунки, которым исполнилось около 30000 лет. Эти росписи представляют период развития цивилизации от мезолита до конца доисторического времени. На рисунках изображены животные и люди за повседневной деятельностью, такой как охота, религиозные обряды и, что интересно, танцы.

7. Магура

Магура.

Магура.

В Болгари наскальные рисунки, найденные в пещере Магура, не очень старые – им от 4 000 до 8 000 лет. Интересны они материалом, который использовался для нанесения изображений — гуано (помет) летучей мыши. Кроме того, сама пещера образовалась миллионы лет назад и в ней были найдены другие археологические артефакты, такие как кости вымерших животных (к примеру, пещерного медведя).

8. Куэва-де-лас-Манос

Куэва-де-лас-Манос.

Куэва-де-лас-Манос.

«Пещера рук» в Аргентине славится своей обширной коллекцией оттисков и изображений человеческих рук. Датируется эта наскальная живопись 9 000 — 13 000 годами. Сама пещера (если точнее, система пещер) использовалась древними людьми еще 1 500 лет назад. Также в Куэва-де-лас-Манос можно найти различные геометрические фигуры и изображения охоты.

9. Пещера Альтамира

Пещера Альтамира.

Пещера Альтамира.

Картины, найденные в пещере Альтамира в Испании, считаются шедевром древней культуры. Каменная живопись эпохи верхнего палеолита (14 000 – 20 000 лет) находится в исключительном состоянии. Как и в пещере Шове, обвал наглухо запечатал вход в эту пещеру около 13 000 лет назад, поэтому изображения остались в первозданном виде. На самом деле, эти рисунки сохранились так хорошо, что когда они были впервые обнаружены в 19-й веке, ученые посчитали их поддельными. Потребовалось много времени, пока технология не позволила подтвердить подлинность наскальной живописи. С тех пор пещера оказалась так популярна среди туристов, что ее пришлось закрыть в конце 1970-х, поскольку большое количество диоксида углерода от дыхания посетителей начало приводить к разрушению живописи.

10. Пещера Ласко

Пещера Ласко.

Пещера Ласко.

Это, безусловно, самая известная и самая значительная коллекция наскального искусства в мире. В этой системе пещер во Франции можно найти одни из самых красивых 17 000-летних картин в мире. Они очень сложные, очень тщательно сделаны и при этом прекрасно сохранились. К сожалению, пещера была закрыта более 50 лет назад из-за того, что под влиянием углекислого газа, выдыхаемого посетителями, уникальные изображения начали разрушаться. В 1983 году была открыта репродукция части пещеры под названием Ласко 2.

Огромный интерес вызывают и 5 удивительных археологических находок, которые были сделаны в 2015 году . Они будут интересны не только профессиональным историкам и искусствоведам, но и всем, кто интересуется историей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Рисунки к экзамену по гистологии
  • Ритуал на сдачу экзамена форум
  • Рисунки к экзамену по анатомии
  • Ритуал на сдачу экзамена таро
  • Рисунки егэ по биологии ботаника

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии