Введение:
Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена. Одновременно развивается своеобразная унификация правил и норм регулирования международного обмена товарами и услугами. На этой основе формируется современная международная торговая система, организующим центром которой постепенно становится ВТО.
Интересы России требуют, чтобы она завершила свою роль наблюдателя и стала активным участником этого процесса. Россия уже располагает рыночными механизмами хозяйствования, отказалась от ряда ограничений на экономическую деятельность, и в тоже время, до сих пор отличается резкими диспропорциями в экономике.
Сохранение позиций на внешних рынках и дальнейшее наращивание экспорта требуют решения проблем доступа на внешние рынки, устранения необоснованных ограничений в отношении российского экспорта и угрозы их применения в будущем. Эта задача становится все более значимой, поскольку открывает возможность зарабатывать деньги на мировых рынках там, где Россия имеет реальные конкурентные преимущества, что очевидно, предпочтительнее прямой финансовой помощи, предоставлению западными странами и международными финансовыми институтами кредитов России.
Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями.
История создания ВТО:
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.
ВТО — это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
Главные задачи ВТО — либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается 164, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.
Плюсы и минусы вступления России в ВТО:
Плюсы:
А) Принятый в цивилизованном мире инновационный путь экономического развития невозможен без приобщения к высоким технологиям. Их стандарты задает система ВТО, стимулируя, таким образом, не столько товарообмен, сколько технический прогресс. Находясь вне системы, Россия обрекает себя на самоизоляцию, техническую отсталость, усиление сырьевой ориентации, сохранение форм хозяйствования, непригодных в рыночных условиях. Притом, что национальная безопасность все более зависит от безопасности технологической. Она же, в свою очередь, определяется состоянием экономики в целом, а не только военно-промышленного комплекса.
Б) Со вступлением в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования.
В) ВТО выступает в роли верховного арбитра в многочисленных международных хозяйственных спорах. Членство в ВТО автоматически избавит нас от американской поправки Джексона-Вэника, с 1974 года ограничивавшей номенклатуру импорта в нашу страну — из-за тогдашних проблем с еврейской эмиграцией.
Г) ВТО защищает права на интеллектуальную собственность, в частности, регулирует острую для России проблему “утечки мозгов”.
Д) Адаптация страны к нормам ВТО предполагает уступки ей со стороны международного сообщества — в виде удовлетворения ряда встречных требований по “чувствительным” позициям экспорта.
Минусы:
А) На мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем — объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров невелики. Поэтому нет смысла вступать в ВТО прежде, чем повысится их конкурентоспособность. Иными словами, нам поставят то, что захотят и сколько захотят, а мы — то, что всегда.
Б) Защита прав на интеллектуальную собственность на практике обращена в пользу сильнейшего. К тому же это далеко не основная функция Всемирной торговой организации.
В) Интересы национальной безопасности требуют снижения зависимости от импорта высокотехнологичных товаров. Тем более нельзя допустить захвата иностранным капиталом ключевых позиций в стратегически важных сегментах российского рынка.
Г) ВТО строит свою политику в смычке с Международным Валютным Фондом — известным лоббистом интересов США. “Внедряясь” в “американоцентричную” мировую экономику, мы разделяем не только ее проблемы (например, далеко не гармоничные отношения между долларом, евро, иеной, в будущем и юанем), но и ответственность за политическую составляющую макроэкономических процессов. Поэтому мы оказываемся ближе к не самым актуальным для России проблемам тех же энергопоставок с Ближнего и Среднего Востока. Иными словами, приобщение к международным торгово-экономическим стандартам подспудно усиливает нашу зависимость от преимущественных интересов других стран.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что присоединение России к ВТО позволит создать предсказуемые условия для деятельности как российских, так и иностранных экономических операторов. Будут созданы более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок.
- Значение для России вступление в ВТО: плюсы и минусы (развитие международной торговли)
- СЕТЕВОЙ ГРАФИК КАК ИНСТРУМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА
- Протекционизм и свобода торговли в современной мировой экономике
- Kaspersky Internet Security (пакет программ для комплексной защиты персональных компьютеров)
- Виды износа и устареваний в оценочной деятельности (бухгалтерский учет активов)
- Понятие и содержание налоговых правоотношений в Российской Федерации
- Ставка дисконтирования и ставка капитализации: сущность, методы формирования (Доходный подход)
- Основные положения законодательства
- Саморегулирование на российском финансовом рынке
- Внедрение финансового продукта на российском рынке на примере экспресс-кредитования
- В последнее время стремительно растет популярность антивирусной программы — Doctor Web
- Роботостроение — развитая отрасль промышленности
Содержание
- Введение
- 1. ВТО
- 1.1 История создания
- 1.2 Что ждёт Россию при вступлении в ВТО (предсказания 2012 года)
- 2. Экономическая безопасность России
- 3. Первые результаты вступления России в ВТО
- Риски нефтегазовой отрасли
- Риски сельского хозяйства
- Риски полномасштабного использования компьютерных технологий
- Заключение
Введение
Ни для кого не секрет, что ВТО устанавливает правила международной торговли и разрешает все связанные с ней споры во всём мире. Согласно основным принципам Всемирной Торговой Организации, каждая страна, состоящая в данной организации, может рассчитывать на устранение дискриминации со стороны торговых партнеров и обеспечение либерализации торговли. А самым главным преимуществом является то, что стране гарантирована конкуренция в международной торговле. Но в нашем случае нельзя однозначно сказать, что на экономике нашей страны конкуренция скажется только положительно, важно понимать, что механизм конкуренции в России из средства оздоровления слабых хозяйств переродился в инструмент их уничтожения.
Лишь немногие российские деловые люди сообщают о каких-либо экономических преимуществах. В подавляющем же большинстве отраслей ситуация заметно ухудшилась.
После того, как Россия вступила в ВТО, экономика страны столкнулась с новыми угрозами экономической безопасности, возникло определенное поле международных экономико-политических стандартов. В сложившейся ситуации, важно правильно оценивать возможные риски, имея в виду опасности для национальной экономики.
Именно поэтому вопрос влияния вступления России в ВТО на экономическую безопасность страны является актуальной на данный момент.
1. ВТО
1.1 История создания
Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (т.н. Уругвайского раунда) между странами-членами ГАТТ. Полностью заменила ГАТТ после годового переходного периода 1 января 1996 года.
Цели ВТО — либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.
Функции ВТО — контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.
Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:
- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
- взаимное предоставление национального режима (HP) товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
- отказ от использования количественных и иных ограничений;
- транспарентность торговой политики;
- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
По состоянию на 01.01.2014 г. список стран-членов ВТО составляют 160 стран, в том числе и Россия (22.08.2012).
1.2 Что ждёт Россию при вступлении в ВТО (предсказания 2012 года)
Что же ждёт Россию при вступлении во Всемирную торговую организацию:
- снижение пошлин на иномарки. Сборы начнут снижаться с 2013-го года и к 2017-ому сократятся в два раза — с 30 до 15 процентов для новых автомобилей. Это экономия для потребителей в размере около $1,5 млрд;
- снижение цен на иностранные лекарства примерно на 5-10%;
- снижение цен на зарубежные фрукты, мясо птицы, свинину, сахар, мебель, часы;
- повышение цен на компьютеры, так как будет введена 10-процентная пошлина.
Поскольку члены ВТО будут обязаны открыть перед нами свой рынок, то выиграют российские производители металлов.
Смягчение импортных ограничений при присоединении РФ к ВТО может негативно сказаться на отечественных производителях.
С присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации последняя будет контролировать около 97% мировой торговли. Но будет ли плюсом для экономики России “быть со всеми в одной лодке”?..
Экономисты задаются вопросами:
- не погибнет ли в конкурентной борьбе наша промышленность;
- насколько выгодно для России открыть свои рынки для импортной продукции?..
Вступление в ВТО не означает полное отсутствие государственной поддержки. Но пока Правительство РФ не пришло к согласованному решению по вопросу защиты отраслей экономики (прежде всего это АПК, легкая промышленность, сельхозмашиностроение, автомобильная промышленность, авиапром) в связи со вступлением страны во Всемирную торговую организацию.
При вступлении России во Всемирную торговую организацию российским предприятиям даётся 7 лет переходного периода. Например, если сейчас страны, входящие в ВТО, навязали нам лимит госсубсидий для сельского хозяйства в $9 млрд, то через 7 лет поддержка со стороны государства может быть только $4,4 миллиарда. В США, Европе эти цифры на порядок больше.
Вступление России в ВТО не коснётся двух третей экономики страны. Например, банковский сектор, пошлины на газ, нефть и нефтепродукты.
2. Экономическая безопасность России
Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.
Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости.
Существуют следующие виды государственной безопасности:
- геополитическая безопасность;
- политическая безопасность;
- военная безопасность;
- экономическая безопасность.
Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.
Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики — главный признак экономической безопасности.
Поэтому в сжатом (концентрированном), виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз.
Членство в ВТО таит в себе и угрозы экономической безопасности страны.
Главными угрозами экономической безопасности России при членстве в ВТО могут выступить: сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.
К вероятным угрозам, например, от участия России в ВТО относятся:
- значительное усиление конкуренции со стороны импортёров;
- ограничение роли государства в регулировании экономикой;
- сокращение доходов Федерального бюджета в виде таможенных платежей;
- регулирование ВТО деятельности государственных коммерческих предприятий.
К потенциальным угрозам, не оценка, не упреждение которых делает экономическую безопасность страны уязвимой так же нужно отнести: расширение сферы коррупции чиновников и должностных лиц; банкротство или поглощение мелких отечественных финансовых институтов и слабых производств; угрозы малому бизнесу; инвестиционный кризис; кризис в социальной сфере (рост безработицы, снижение жизненного уровня, рост преступности); продовольственная зависимость; кризис промышленной политики (ВТО определяет промышленную политику); усиление роли ТНК в экономике страны; угроза усиления оттока капиталов; кризис отраслей высокотехнологичных производств (производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и продукции на их основе) и выталкивание их с международных рынков; иммиграционные процессы и др.
При этом основными потенциальными внешними факторами угроз экономической безопасности России в системе ВТО могут выступать: стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств — участников Содружества Независимых Государств; притязания на территорию Российской Федерации.
3. Первые результаты вступления России в ВТО
Больше всех от вступления России в ВТО пока выигрывают соседние страны. Из-за снижения пошлин на молочную продукцию и новых, менее строгих правил валютного обмена на отечественный рынок хлынули продукты из Финляндии, Прибалтики и стран СНГ. Всего за несколько осенних месяцев на российских прилавках стало вдвое больше иностранного сыра, сгущенки и масла, а импорт сухого молока вырос более чем в 3 раза. В новом году ввозные пошлины будут снижаться еще больше, а субсидии отечественным производителям сократятся. В таких условиях российская молочная отрасль в принципе не сможет бороться с импортом.
Еще одной жертвой ВТО стало российское свиноводство. Импорт свинины вырос на 50% сразу после вступления в ВТО, и зарубежные производители наращивали свою долю на рынке вплоть до Нового года. В итоге цены на необработанную свинину рухнули с 94 до 65 рублей за килограмм, что сделает выращивание свиней в России в следующем году нерентабельным. Для потребителей обострение конкуренции в мясной отрасли означает неизбежное снижение цен, так как под конец года свинина уже начала дешеветь примерно на полпроцента в месяц.
Российскому автопрому пока удается выжить в условиях ВТО, говорят эксперты, но лишь благодаря введению утилизационного сбора, который компенсировал отмену ввозных пошлин на иномарки. Скачок импорта автомобилей был зафиксирован только в августе, затем рынок вернулся к привычным объемам. Властям удалось на время защитить отечественного производителя, но повышение сборов с импорта не решает главной проблемы — низкого качества российских автомобилей. «Единственное, что может спасти, — это внедрение новых технологий, покупки новых технологий. Даже рынок вторичных автомобилей все равно выигрывает по количеству и качеству, чем новые автомобили российских производителей», — говорит независимый аналитик Роберт Краснов. По уровню протекционизма в последние годы Россия прочно занимала одно из первых мест в международных рейтингах. Эксперты предсказывают, что со вступлением в ВТО отечественный рынок станет более открытым. В свою очередь другие страны тоже будут вынуждены снимать барьеры. Всего за первые 4 месяца членства России в ВТО были отменены 13 из 73 заградительных пошлин и тарифов против российских производителей.
Риски нефтегазовой отрасли
Основными рисками России в данной сфере называют подъем цен на нефтепродукты, промышленный и бытовой газ до общемирового уровня и как следствие, вымывание с российского рынка данных стратегических ресурсов.
На самом деле указанные негативные ожидания — не что иное, как мифы. Причин для такого утверждения несколько:
- ВТО не касается рыночного принципа цен напрямую, она «следит» только за соблюдением рыночного характера ценообразования. Никто не сможет диктовать России, как и любой другой стране мира, ее внутреннее ценообразование на что угодно. А искажение рыночного принципа ценообразования возможно вследствие государственного влияния (в виде дотаций по всей цепочке затрат) как на производителя товара (ресурса), так и на его потребителя, либо излишнего таможенного регулирования. Вот это в ВТО будет исключаться или заранее обговариваться;
- волатильность внутренних цен на социально-значимые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо) в общероссийском масштабе определяются не государственным влиянием (дотациями), а монопольным характером рынка;
- качество российского бензина, как основного продукта нефтепереработки, по совокупности намного уступает европейскому.
Как можно охарактеризовать результат влияния данных причин на жизнь россиян? Ведь именно эта оценка может определить наше отношение к вступлению России в ВТО и прогнозу разумного ее действия в этой организации после данного события.
Усиление рыночного характера ценообразования будет действовать двояко. С одной стороны, должны исчезнуть прямые «топливные» дотации государства различным внутренним нефте- и газопотребителям. С другой стороны, жесткость и программируемость таможенного регулирования снизятся. Но в первом случае мы (т.е. дотируемые потребители) ничего не почувствуем, поскольку государственные дотации, как таковые уже давно вышли из арсенала российской макроэкономики. Их заменили всевозможные «круглые столы» полугосударственных и чисто коммерческих, но лояльных государству, нефтеперерабатывающих холдингов с нужной повесткой дня, на которых «добровольно» определяется необходимость помощи указанных государством товаропроизводителям.
В отношении таможенных регуляторов, действующих по отношению к продуктам нефте- и газодобычи мы вообще получаем патовую ситуацию состояния между Сциллой (ОПЕК) и Харибдой (потребители нефти из ВТО). И кстати, одним из последних вопросов перед вступлением России в ВТО было согласование с Саудовской Аравией ценовой политики Газпрома. А данная ситуация для России в этом вопросе — это скорее возможность дополнительного маневра, а совсем не ограничение.
Исключение «нерыночного» влияния государства на ценообразование в области нефтепродуктов и газа может привести, наоборот, к положительным последствиям для населения и внутренних потребителей. Поскольку низкие внутренние цены — это наше следствие недостаточной развитости экономики. Основными факторами естественного роста себестоимости продукции являются заработная плата и экологические платежи. Рост первого фактора возможен в границах 100% от текущего уровня. А усиление строгости применения экологического законодательства также обладает значительным и согласующимся с принципами ВТО потенциалом.
Исключение монопольного сговора производителей нефтепродуктов приведет к рыночным тенденциям в оптовой ценовой динамике автомобильного топлива. И, как показал опыт применения антимонопольного законодательства в кризисный и посткризисный период, результаты данных мер не приводит к негативным последствиям для микроэкономики в масштабе страны. А вот качество автомобильного топлива только улучшиться, что положительно будет оценено и населением, и организациями.
Поэтому вступление России в ВТО и связанные с этим возможные незначительные стоимостные изменения в отдельных статьях ценообразования продуктов нефте- и газодобычи никаким негативным потенциалом не обладают. Известные и применяющиеся в настоящее время макроэкономические процедуры достаточны и эффективны.
Риски сельского хозяйства
Основные риски вступления России в ВТО связаны с ожиданием значительного снижения уровня государственных дотаций предприятиям агропромышленного комплекса, а также массовой экспансией сельскохозяйственных товаров из других стран, подрывающих своей дешевизной (но не качеством) отечественных товаропроизводителей. При этом предполагается, что сельхоз товаропроизводители из этих других стран как раз пользуются значительной поддержкой своих государств.
Разберем данные риски. Для их проявления в реальности необходимо выполнение следующих условий: значительное снижение господдержки российским сельскохозяйственным товаропроизводителям и невозможность защиты внутреннего рынка от поставок сельскохозяйственных продуктов из- за рубежа.
Первое условие практически исключено в связи с согласованием разрешенных России уровней государственных дотаций. Так по результатам последних (сентябрь 2010 г.) переговоров в Женеве министра сельского хозяйства России г-жи Е.Б. Скрынник с представителями ВТО установлены следующие параметры государственной поддержки сельского хозяйства страны:
а) $9 млрд. в год — на период 2010-2012 г.г.;
б) поэтапное снижение с указанного уровня до $4,4 млрд. в период с 2013 по 2017 г.г.;
в) отсутствие экспортных субсидий.
Следует заметить, что в настоящее время уровень государственной помощи сельскому хозяйству составляет как раз $4,4 млрд. и намного превышает указанный показатель советского периода и новой российской истории.
Ясно, что обозначенный объем государственной поддержки позволит полностью реализовать все нынешние и планируемые программы по развитию и модернизации отечественного сельского хозяйства в рамках реализуемой в настоящее время Госпрограммы. Что еще надо?
Вопрос с установлением выгодных для российского сельхоз товаропроизводителя ввозных таможенных пошлин на наиболее критичные виды продукции (сахар, молочные и мясные продукты) также решен в нашу пользу. Правда, неизвестно какую. Ведь для потребителей данных продуктов вопрос цены имеет большое значение. Остается надеяться, что дополнительное финансирование нашими кошельками наших родных сельских тружеников будет компенсироваться хотя бы более высоким качеством продуктов, т.е. их экологической чистотой.
Но, говоря о вступлении России в ВТО, нельзя пройти мимо еще одного вопроса. Он касается не только фермеров, но и любых российских предпринимателей и определяет значительное улучшение условий ведения бизнеса. Это вопрос кредитования и страхования.
Улучшение условий кредитования — это не только просто ощутимый финансовый ресурс, но и мощный фактор роста. Приход иностранного банковского менеджмента в Россию обосновано связывается с резким улучшением кредитного потенциала, способного значительно снизить процентную и обеспечивающую нагрузку на предпринимателей, а также поставить на предпринимательскую стезю более широкий и не менее активный и предприимчивый человеческий ресурс российского общества. По отношению к перспективам сельского хозяйства России можно ожидать, что не только увеличится финансовая (кредитная) поддержка села, но и произойдет значительное перераспределение направленности такой поддержки от функционирующих известных предприятий в сторону новых перспективных молодых сельских хозяйств и кооперативов.
Таким образом, и российскому сельскохозяйственному бизнесу вступление в ВТО ничем не угрожает, а наоборот, создает дополнительные условия для развития как уже существующих хозяйств, так и новых участников этого непростого вида предпринимательства. А вот использовать максимальные допустимые уровни таможенных барьеров на пути иностранных сельхоз товаров на российский прилавок следует осторожно, поскольку это может противоречить интересам наших потребителей. Почему-то, говоря о более высоких госдотациях иностранным фермерам, всегда выбирается сторона наших сельских товаропроизводителей, а интересы наших потребителей забываются. Но ведь как плохо это для первых, также хорошо это для вторых.
Безопасность важна, но, сколько можно ее финансировать кошельками рядовых потребителей?
Риски полномасштабного использования компьютерных технологий
Использование компьютерных технологий в России связано с масштабным уровнем авторского пиратства, являющийся одним из самых значительных и масштабных рисков. Введение требуемых обязательных при вступлении в ВТО законодательных актов, предотвратят этот перекос. Необходимые для вступления в ВТО законодательные акты уже приняты. Эти законы таковы, что с учетом наработанных мировой практикой технологий авторского надзора, они будут строго исполняться. Основные последствия связывают с прецедентами судебной практики. Теперь ГК соответствует «Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС), которое подписывают все участники ВТО, и
Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Копирование бесплатно разрешается «исключительно в личных целях и при необходимости». Невыполнение — штраф от 10000 руб до 5000000 руб или лишение свободы на срок до 2-х лет.
Кроме указанных поправок в законодательные нормы по защите авторского права, изложенные в ГК РФ, также приняты поправки в законодательство, ужесточающие требования для организаций, имеющих лицензию на производство компакт-дисков, содержание которых защищено авторским правом или смежными правами. Теперь в выдаче лицензий на воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей будет отказано лицам, у которых такая лицензия была ранее отозвана по решению суда, либо у обладателей лицензии будет отсутствовать в собственности соответствующее оборудование. Это позволит создать дополнительные условия для предотвращения правонарушений в этой сфере. Данные законодательные нормы создают риски только для пассивных пиратов-пользователей. Но с этим придется смириться путем планирования дополнительной статьи личных и семейных расходов.
В заключение необходимо отметить, что согласованные условия вступления России в ВТО обеспечивают защиту интересов российских товаропроизводителей в наиболее чувствительных отраслях отечественной экономики, а более широкое проникновение в нашу действительность рыночных основ предпринимательства на всех уровнях будет создавать невозможные до этого события условия экономического подъема. Единственное, что необходимо предпринимать руководству страны после вступления в ВТО, так это активное проникновение российских представителей в бюрократическую машину данной организации с целью исключения негативного действия её административного ресурса по отношению к России.
Заключение
Если посмотреть на функционирование экономики хотя бы одной страны, которая уже давно входит во Всемирную Торговую Организацию, то можно выделить основные факторы, которые, определяют выгоды членства страны в ВТО. Конечно же, это высокий уровень международной конкурентоспособности национальной экономики, достигающийся с помощью постоянной модернизации, использования современных технологий во всех сферах производства. Нельзя не отметить эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также немалое количество экономических ресурсов для обеспечения устойчивого экономического развития. Важным фактором является создание государством благоприятных условий для стабильного развития экономики страны во всех секторах экономики.
Так как же государство может способствовать экономической безопасности страны после вступления России в ВТО? Какие меры оно может применить?
Во-первых, государство должно защищать внутренний рынок. Основной целью применения мер защиты внутреннего рынка является противодействие резко возросшему импорту или несправедливой конкуренции со стороны импортируемых товаров.
Во-вторых, правительство должно заняться вопросом всесторонней модернизации и технологического обновления производственной сферы, чтобы отечественные производители получили возможность конкурировать с иностранными предприятиями не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Также, должен быть взят курс на изменение модели экономки нашей страны, необходимо совершенствовать, менять структуру производства и экспорта.
В-третьих, немаловажное значение имеет укрепление финансовых рынков, создание нормативно-правовой основы их регулирования.
В-четвертых, мы должны развивать национальную инновационную систему в целях реализации высокоэффективных проектов высокотехнологичных секторов экономики, развивать индустрию информационных и телекоммуникационных технологий, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.
И, наконец, в-пятых, российская экономика должна стать более открытой для инвесторов. Для чего? Для того чтобы прекратился отток капитала за границу, чтобы отечественные инвесторы перестали думать, что, вкладываясь в нашу экономику, они не получат ничего, кроме убытка. В итоге, наша главная задача — сделать экономику инвестиционнопривлекательной в ближайшие несколько лет.
Таким образом, членство в ВТО — это значительные преимущества, но только в долгосрочной перспективе. Присоединение к ВТО дает России толчок к модернизации всех сфер и отраслей национальной экономики, улучшению делового климата в стране. В конце концов, это позволит нашей стране занять более выгодные позиции в мировой экономике, повысить инвестиционную привлекательность рынка для вложения инвестиций. Но в то же время, возможность использования преимуществ членства в ВТО возможна только за счет целенаправленной, эффективной и согласованной политики государства. Такая политика должна быть направлена на активное продвижение отечественной продукции на рынки других стран, защиту внутреннего рынка, масштабное привлечение не столько иностранных, сколько отечественных инвестиций под создание новых производств.
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
3 марта 2022 года стало известно, что Канада лишила Россию и Белоруссию статуса наиболее благоприятствуемых наций и облагает товары оттуда повышенной пошлиной 35%. 16 марта 2022-го так же поступила и Япония. О намерении ввести аналогичные меры против РФ заявляли и страны ЕС и США. Часть этих стран также уже запретила импорт товаров из России. Помимо лишения статуса, 14 стран также предлагали исключить РФ из ВТО.
На фоне этих событий группа депутатов из фракции «Справедливая Россия — За правду» внесла в Государственную думу законопроект о выходе России из Всемирной торговой организации (ВТО). Он предполагает денонсацию протокола о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО, а принятый в 2012 году закон о его ратификации утратит силу.
В пояснительной записке отмечается, что вступление в ВТО первоначально имело для России определенный позитивный эффект: она получила режим наиболее благоприятствуемой нации, к ней запретили применять ограничения на транзит и субсидии.
Уже с 2014 года «на фоне общего ухудшения двухсторонних отношений с Европейским союзом, США и рядом других стран» стало расти количество санкций в отношении России, которые сводили преимущества на нет. А в 2022-м давление на Россию «оказалось беспрецедентным по своим масштабам». В результате таких мер РФ, по сути, лишили статуса наиболее благоприятствуемой нации, считают депутаты.
По мнению авторов закона, санкции призваны нарушить или полностью порвать экономические связи России с другими государствами, что противоречит принципам ВТО. В таких условиях для защиты национальных интересов и протекционистской политики в качестве ответных мер на санкции России необходимо выйти из ВТО и отказаться от связанных с этим обязательств, уверены депутаты.
После вступления в силу этого закона Россия будет свободна от ранее взятых на себя обязательства в рамках деятельности ВТО, говорится в пояснительной записке.
Правда, единого мнения у власти на этот счет нет. 25 марта директор департамента экономического сотрудничества МИД Дмитрий Биричевский назвал эту меру контрпродуктивной.
Россия в ВТО
Всемирная торговая организация — глобальная международная организация, которая занимается разработкой и регулированием правил торговли между странами с 1995 года. Сейчас ее участниками являются 164 государства (98% мировой торговли). Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.
Соглашения организации охватывают товары, услуги и интеллектуальную собственность. В соответствии с ними страны — члены ВТО должны снижать свои таможенные тарифы и другие торговые барьеры, бороться с протекционизмом и торговой дискриминацией, поощрять конкуренцию и свободную торговлю.
К основным задачам ВТО относится:
- Повышение уровня жизни и уменьшение цен.
- Разрешение споров и снижение торговой напряженности между странами.
- Стимулирование экономического роста.
- Снижение стоимости ведения бизнеса.
- Ускорение экономического роста и развития.
Вступая в ВТО, каждый ее участник также берет на себя индивидуальные обязательства. Например, Россия обязалась снизить тарифы по импортным пошлинам на многие товары в среднем до 7,8%. Некоторые тарифы даже опустились почти до нуля, например для хлопка и продуктов информационных технологий. Изменились и экспортные сборы. Так, Россия договорилась повысить пошлину на соевые бобы с 5 до 20%, а также не изменять пошлину по природному газу, которая осталась на уровне 30%. Кроме того, РФ приняла на себя обязательства по 116 секторам услуг. Например, в сфере страхования Россия обязалась повысить общую квоту иностранного участия с 25 до 50%.
Еще предусмотрен порядок урегулирования торговых споров между правительствами, когда одна сторона считает, что другое государство нарушает соглашения или обязательство в рамках ВТО. С 1995 года в организации было вынесено более 350 решений, некоторые из них касаются России. Например, в 2016 году арбитры ВТО признали дискриминацией отказ РФ от европейской свинины, который российские власти ввели из-за случаев африканской чумы свиней.
По словам Артема Кукина, партнера
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)
группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)
группа
Банкротство (споры high market)
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)
группа
Антимонопольное право (включая споры)
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Семейное и наследственное право
группа
Цифровая экономика
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
Санкционное право
группа
Уголовное право
Профайл компании
, Россия длительное время стремилась стать членом ВТО, доказывая, что является страной с рыночной экономикой.
Вступление в ВТО, с одной стороны, позволило расширить доступ на зарубежные рынки, повысить инвестиционную привлекательность, получить доступ к механизму разрешения споров по правилам организации. С другой стороны, членство в организации наложило на Россию определенные обязательства, касающиеся снижения импортных пошлин многие товары, а также уплаты членских взносов.
После вступления в ВТО российский процесс законотворчества стал более прозрачным, предприниматели смогли участвовать в формировании бизнес-среды, а отечественные производители получили доступ к новым рынкам, указывает Артем Денисов, управляющий партнер
Региональный рейтинг.
группа
Антимонопольное право (включая споры)
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Интеллектуальная собственность
Но в то же время Россия больше не может защищать свой бизнес с помощью пошлин и других подобных мер, отмечает эксперт.
Последствия выхода
В случае выхода России из ВТО для нее, прежде всего, перестанут действовать все соглашения, которые упрощали торговлю с другими странами-участницами, объясняет Анастасия Гончарова, юрист компании
Федеральный рейтинг.
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)
7место
По количеству юристов
17место
По выручке
23место
По выручке на юриста
Россия может потерять защиту от внутренних торговых барьеров иностранных государств: например, от высоких налогов, акцизов, таможенных сборов и пошлин, гарантии свободного транзита, гарантии от иного внешнеэкономического торгового давления, поясняет Кристина Севеева, юрист
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)
группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Страховое право
группа
АПК и сельское хозяйство
группа
Банкротство (споры high market)
группа
Морское право
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Уголовное право
группа
Частный капитал
9место
По количеству юристов
18место
По выручке
19место
По выручке на юриста
Профайл компании
По словам Жанны Томашевской, управляющего партнера
Федеральный рейтинг.
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Частный капитал
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Комплаенс
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
, в отношении российского бизнеса также могут быть установлены ограничения на инвестиции, трансграничное оказание услуг и дискриминационный режим (неравноправные условия) в отношении интеллектуальной собственности.
«Зеркальных мер» стоит ожидать и со стороны российских властей, которые также могут повысить сборы и пошлины на ввозимые товары. Это в первую очередь ударит по обычным потребителям, которые лишатся дешевого импорта и будут вынуждены искать отечественные аналоги по более высоким ценам.
Всеволод Назаренко, юрист
Федеральный рейтинг.
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)
Часть экспертов считает, что выход из ВТО поможет российским производителям. По словам Дмитрия Савочкина, партнера
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)
группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)
группа
Банкротство (споры high market)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры)
группа
Международные судебные разбирательства
группа
Уголовное право
группа
Частный капитал
Профайл компании
, после вступления России в ВТО многие отрасли оказались в уязвимом положении по сравнению с западными. Среди пострадавших эксперт называет авиационную промышленность, станкостроение, машиностроение и автомобилестроение. В текущих условиях выход России из ВТО может способствовать принятию мер по защите собственных отраслей производства, считает эксперт. По мнению Антона Именнова, управляющего партнера московского офиса КА
Федеральный рейтинг.
, выход из ВТО также может позитивно отразиться на сельском хозяйстве.
Пусть отказ от ВТО позволит защитить отечественного производителя согласен и Артем Кукин. Но вместе с тем, по мнению эксперта, выход из организации все равно приведет к закрытию внутреннего российского рынка, а также к выходу России из системы международной торговли и международного торгового права. Иностранные государства могут перестать рассматривать экономику России как рыночную, что чревато установлением долгосрочных ограничений, таких как известная «поправка Джексона — Вэника» в законе «О торговле» США, предостерегает юрист.
Одна из главных задач ВТО — установить общие принципы международной торговли, такие как равные права для всех, взаимность и прозрачность. ВТО, помимо прочего, определяет права и обязанности участников торговых процессов. Выход из этой системы координат неизбежно приведет к аннулированию установленных правил как для России, так и для ее внешних торговых партнеров. Станет крайне трудно обеспечивать нормальное и единообразное функционирование международной торговой деятельности.
Александр Кукуев, старший партнер
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
Санкционное право
группа
Семейное и наследственное право
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Ритейл, FMCG, общественное питание
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Уголовное право
Антон Именнов также обращает внимание, что членство в ВТО позволяет России принимать участие в многосторонних торговых переговорах и продвигать свою позицию.
Помимо контроля за выполнением существующих правил и норм, в ВТО идет постоянная работа по выработке новых условий международной торговли и адаптации мировой торговой системы к тенденциям мирового рынка. Выход из подобной организации может лишить российских предпринимателей еще одного средства защиты своих интересов.
Антон Именнов
Ян Гончаров, юрист КА
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Санкционное право
группа
Антимонопольное право (включая споры)
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
Профайл компании
, отмечает, что выход из ВТО также усложнит торговлю и с теми странами, с которыми у России нет политических противоречий. Большинство участников ВТО не вводили санкции против РФ, поэтому решение о выходе может быть преждевременным, говорит эксперт.
Кроме того, Россия больше не сможет обращаться в орган по разрешению споров ВТО, чтобы обжаловать торговые меры, предпринятые другими государствами. Но по словам Александра Стрижова, старшего юриста
Федеральный рейтинг.
группа
Антимонопольное право (включая споры)
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
группа
Комплаенс
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
группа
Цифровая экономика
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)
группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Интеллектуальная собственность (Регистрация)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Семейное и наследственное право
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Финансовое/Банковское право
группа
Международный арбитраж
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Экологическое право
, практика такого обжалования не приобрела массового характера, поэтому она не оказывает существенного влияния на развитие российской экономики в целом.
Порядок выхода и исключения
В соответствии со ст. XV Марракешского соглашения любой член ВТО может выйти из этого соглашения. Для этого страна должна направить генеральному директору ВТО письменное уведомление о выходе, которое вступит в силу после истечения шести месяцев с даты его получения. Такой выход будет распространяться не только на Марракешское соглашение, но и на все иные торговые договоры ВТО.
Но сейчас довольно сложно предсказать, как на практике может быть организован выход России из ВТО, так как до сих пор ни одно государство не выходило из организации, отмечает Анастасия Гончарова.
По словам экс-директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова, Россию вряд ли смогут исключить из ВТО без ее желания.
«Есть многочисленные процедурные проблемы, поэтому я не думаю, что эта идея вообще сейчас всерьез рассматривается. Она не имеет каких-либо серьезных шансов на реализацию. Но даже если чудом этот процесс будет начат, среди 164 стран ВТО нужно будет провести два голосования, и за исключение России из ВТО на одном получить две трети голосов, на втором — три четверти. Это почти невероятно», — рассказал Медведков журналистам РИА «Новости».
Как можно избежать негативных последствий?
В случае выхода из ВТО российским властям, прежде всего, будет необходимо поддерживать отечественных производителей для развития импортозамещения, считают эксперты. При этом, учитывая, что российские предприниматели по большей части лишатся возможности продавать свои товары за рубежом, государство должно будет обеспечить субсидирование отечественного производства, отмечает Павел Ганин, партнер юридической компании
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)
группа
Банкротство (споры mid market)
. Кроме того, для минимизации негативных последствий для населения Россия может уменьшить или устранить ввозные пошлины, а также иные препятствия для импорта товаров, считает Жанна Томашевская.
По мнению Севеевой, возможным способом борьбы с негативными последствиями могут стать и новые международные соглашения с иностранными государствами. В них может быть определен порядок осуществления экспортно-импортных операций с каждой отдельной страной или с отдельным блоком, поясняет эксперт. Например, Договор о ЕАЭС, который регулирует движение товаров, услуг и капитала между государствами — членами союза: Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
По мнению Гончарова, двусторонние и многосторонние торговые соглашения действительно могут уменьшить негативные последствия выхода из ВТО, но не исключить их. Но минимизировать негативные последствия в долгосрочной перспективе даже при гипотетической отмене или смягчении санкций будет крайне трудно, говорит Кукин.
Режим наибольшего благоприятствования
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) — это базовый принцип ВТО. Он означает, что любая льгота или привилегия, которая предоставляется одним государством — членом ВТО товару, услуге или поставщику услуги другого государства, распространяется и на остальных членов ВТО. Этот режим позволяет исключить дискриминацию между иностранными товарами, услугами и поставщиками, а также ставит их в равные условия, объясняет Анастасия Гончарова. Именно этот режим в отношении России отменили некоторые страны — участники ВТО. По мнению российских властей, подобные ограничения нарушают «основные правила ВТО».
Но правила ВТО в некоторых случаях допускают определенные ограничения РНБ, отмечают эксперты. По словам Гончаровой, возможность введения экономических санкций по политическим причинам в теории можно обосновать при помощи ст. XXI ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) «Исключения по соображениям безопасности», которую используют для введения торговых ограничений «для защиты суверенных интересов своей безопасности». Но вопрос, действительно ли эта статья позволяет вводить торговые ограничения по политическим причинам, все же является дискуссионным, так как ВТО создавалась для либерализации торговли, в то время как санкции направлены на ее ограничение, поясняет эксперт. Например, Маартен Смеетс, бывший советник ВТО, считает, что торговые ограничения, введенные по политическим мотивам, прямо противоречат принципам торговой системы ВТО, указывает Гончарова.
Механизм приостановки режима наибольшего благоприятствования в отношении отдельно взятой страны действительно является спорным, отмечает Назаренко. С одной стороны, Марракешское соглашение не содержит положений, которые бы позволяли применять подобные меры. С другой стороны, иные соглашений ВТО, например ГАТТ, все же позволяют вводить некоторые ограничения, говорит юрист. При этом практика РНБ приостановки уже применялась, поэтому такие меры все же советуют условиям ВТО, считает эксперт.
В соглашениях ВТО нет процедур приостановки режима наибольшего благоприятствования. Государства приостанавливают режим в одностороннем порядке. Декларируемым обоснованием таких решений выступают соображения национальной безопасности, так как соглашения ВТО позволяют странам отступать от своих обязательств при существенной угрозе.
Жанна Томашевская
Отмена или «приостановка» РНБ означает, что Россия лишается тарифной защиты, что позволяет другим государствам — членам ВТО вводить повышенные ставки на ввоз товаров, обязательное одобрение торговых сделок или особый режим таможенного оформления, в результате чего экспорт из РФ становится более дорогим, объясняет Ксения Степанищева, советник
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)
группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Страховое право
группа
АПК и сельское хозяйство
группа
Банкротство (споры high market)
группа
Морское право
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Уголовное право
группа
Частный капитал
9место
По количеству юристов
18место
По выручке
19место
По выручке на юриста
Профайл компании
. По словам Назаренко, подобные меры негативно влияют на конкурентоспособность отечественных товаров на зарубежных рынках. От этого могут пострадать не только отечественные предприниматели и потребители, но и иностранные, так как им придется либо отказаться от российских товаров, либо платить за них повышенную цену, говорит юрист.
По мнению Кукина, отмена РНБ «замораживает» участие России в ВТО в отношении части государств-членов, в том числе и ведущих. Можно сказать, что такие санкции подталкивают Россию к выходу из ВТО по своей инициативе, но приостановление отношений в рамках ВТО само по себе не сжигает мосты и не означает невозможности быстрого восстановления отношений в будущем, уверен эксперт.
Типичные заблуждения относительно ВТО
Существуют различные точки зрения на многостороннюю торговую систему и на ВТО как форум, на котором страны могут разрешать свои разногласия по торговым вопросам. Критика ВТО, однако, зачастую основана на неправильном представлении о том, как работает эта организация. Наиболее часто встречающиеся критические замечания будут рассмотрены ниже.
“ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов”
Это неверно. ВТО не указывает правительствам, как им проводить свою торговую политику — организацией руководят ее участники. Соглашения ВТО принимаются в результате переговоров между правительствами стран-членов на основе консенсуса и ратифицируются парламентами.
Механизм принуждения может использоваться лишь в случае отхода члена от выполнения своих обязательств, возникновения торгового спора и вынесения его в ВТО. Тогда Орган по разрешению споров, в состав которого входят все страны-члены, принимает по нему решение путем утверждения выводов, сделанных группой экспертов по разрешению споров или итогов рассмотрения апелляции. Это решение носит узкий характер и представляет собой суждение относительно того, нарушило ли правительство какое-либо соглашение ВТО. Если член ВТО, нарушивший обязательства, не намерен исправлять ситуацию, он может столкнуться с ответными действиями, которые будут санкционированы ВТО.
Секретариат при этом не принимает решения, а скоре обеспечивает административную и техническую поддержку ВТО и ее членам.
Таким образом, ВТО не диктует политику своим членам; напротив, ее участники формируют политику организации.
“Членство в ВТО ведет к потере суверенитета участников”
Это не так. В реальности ВТО ничем не отличается от других международных организаций, которые не предполагают делегирования какой-либо части национального суверенитета наднациональным международным органам. В этом ее отличие от организаций интеграционного типа, таких как Европейский Союз. Кроме того, обязательства стран вытекают и из других международных соглашений экономического характера, причем большинство из них содержат те или иные ограничения для подписавших их правительств.
Круг ведения ВТО гораздо уже, чем представление о нем в общественном мнении. Так ВТО не регулирует отношения собственности, макроэкономическую, структурную, антимонопольную политику, политику валютного курса, бюджетные отношения, режим инвестиций (за исключением инвестиций в сектора услуг, а также торговых мер, связанных с инвестициями); она не вмешивается в вопросы обороны и безопасности.
Условия участия в любом торговом соглашении, в том числе и во Всемирной торговой организации, не препятствуют государству реализовать свое суверенное право на выход из соглашения тогда, когда оно сочтет это нужным.
“Участие в ВТО – это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой”
Это неверно. Несмотря на то, что один из принципов системы ВТО — снижение странами своих торговых барьеров и обеспечение более свободного осуществления торговли, о том, насколько эти барьеры должны понижаться, страны-участницы договариваются друг с другом. Их позиция на переговорах зависит от того, насколько они готовы к понижению барьеров и что хотят получить в ответ от других членов. Таким образом, при присоединении к ВТО новые члены могут сохранять необходимый уровень тарифной защиты рынка товаров и услуг.
Впоследствии члены ВТО сохраняют возможность применять ограничительные меры против импорта, например, в случаях, когда такой импорт наносит серьезный ущерб национальным производителям товаров или ведет к нарушению нормального состояния платежного баланса. Специальные положения предусмотрены и для развивающихся стран. Все подобные ограничения вводятся на основе четко определенных правил, установленных ВТО.
Таким образом, несмотря на то, что свободная торговля –одна из главных целей ВТО, обеспечению торговли справедливой, основанной на принципах недискриминации и гласности, придается при этом не меньшее значение.
“Преследование коммерческих интересов в ВТО становится более приоритетной задачей, чем развитие”
Свободная торговля способствует экономическому росту и поддерживает развитие. Этот факт лежит в основе торговой системы ВТО.
В то же время, вопрос о том, в достаточной ли степени развивающиеся страны выигрывают от системы ВТО, является предметом продолжающихся споров.
Соглашения ВТО включают в себя многие важные положения, которые принимают во внимание интересы развивающихся стран. Так, для них предусматривается более продолжительный период времени для внесения изменений, необходимых в соответствии с правилами ВТО. К наименее развитым странам предусмотрен специальный подход, в том числе исключения из многих положений соглашений. Необходимость решения вопросов развития может также быть использована для обоснования действий, которые обычно запрещаются соглашениями ВТО, например, предоставления правительственных субсидий.
“Коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды”
Это не так; во многих положениях особое внимание уделяется вопросам защиты окружающей среды.
В преамбуле Марракешского соглашения, учреждающего Всемирную торговую организацию, среди прочих задач предусмотрено оптимальное использование мировых ресурсов, поддержка развития и защита окружающей среды.
В так называемых зонтичных положениях, таких как статья 20 Генерального соглашения о тарифах и торговле, странам позволено предпринимать действия по защите жизни и здоровья человека, животных или растений; государства также имеют возможность сохранять истощающиеся природные ресурсы.
“Члены ВТО могут, должны и уже принимают меры по защите видов, подвергаемых опасности, а также по другим направлениям защиты окружающей среды”, – говорится в отчете по решению, принятому по одному из вынесенных на рассмотрение ВТО споров, касающемся импорта креветок и защиты морских черепах.
Особое внимание задачам защиты окружающей среды уделяется в соглашениях ВТО, касающихся стандартов на продукцию, безопасности пищевых продуктов, защиты прав интеллектуальной собственности и т.д. Для защиты окружающей среды разрешены субсидии.
Важно, однако, чтобы меры, принимаемые для защиты окружающей среды, не были несправедливыми и дискриминационными. Нельзя быть снисходительным к своим собственным производителям и в то же время проявлять строгость по отношению к иностранным товарам и услугам, как нельзя и допускать дискриминацию различных торговых партнеров. Этот момент оговаривается в положении о регулировании споров.
Правила системы ВТО могут помочь странам распределять редкие ресурсы более эффективно. К примеру, сокращение промышленных и сельскохозяйственных субсидий, о котором ведутся сейчас переговоры, снизит расточительное перепроизводство и позволит сохранить природные ресурсы.
Установление международных норм и правил по защите окружающей среды — задача специализированных международных агентств и конвенций, а не непосредственно Всемирной торговой организации. Однако до сих пор документы ВТО и международные соглашения по защите окружающей среды не вступали в противоречие друг с другом, напротив, в них существуют частичные совпадения (к примеру, в соглашениях по вопросам ограничений импорта и др.)
“Коммерческие интересы преобладают над вопросами здоровья и безопасности человека”
Это не так. Ключевые положения в соглашениях ВТО, такие как статья 20 ГАТТ, позволяют правительствам предпринимать действия по защите жизни и здоровья людей, животных или растений. Ряд соглашений затрагивают вопросы стандартов на продовольственную продукцию, качества и безопасности пищи и другой продукции животного и растительного происхождения. Их целью является защита прав правительств на обеспечение безопасности своих граждан.
Но эти действия определенным образом регулируются для предотвращения использования норм и правил безопасности в качестве оправдания для защиты внутренних производителей и дискриминации иностранных товаров и услуг, “замаскированного” протекционизма. Для этого применяемые меры должны быть основаны на научных фактах или стандартах, признанных во всем мире, например, нормах Кодекса Алиментариус, устанавливающего рекомендуемый уровень стандартов безопасности продуктов в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Правительства, однако, могут устанавливать и собственные стандарты при условии, что они совместимы с международными требованиями и не являются произвольными или дискриминационными.
“ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными”
Это обвинение неточно; оно излишне упрощает факты. Способствуя экономическому росту, торговля является мощным рычагом для создания рабочих мест и сокращения бедности. Однако почти всегда ситуация осложняется тем, что необходим определенный период адаптации для решения проблем потери рабочих мест. Протекционизм как альтернатива – это не решение.
Наибольшую выгоду в сфере занятости от свободной торговли получает страна, которая понижает свои собственные торговые барьеры. Страны, осуществляющие экспорт в эту страну, выигрывают также, особенно отрасли, работающие на экспорт, в которых ситуация более стабильна и заработная плата выше.
При понижении торговых барьеров производители, которые раньше были защищены, сталкиваются с большей конкуренцией, и эффективность их приспособления к новым условиям становится жизненно важной. Страны с более действенной адаптационной политикой приспосабливаются лучше, чем те, которые упускают новые возможности, открываемые развитием торговли и экономики в целом.
Проблема приспособления производителей к существованию в условиях свободной торговли решается в ВТО несколькими путями.
Так, либерализация в рамках ВТО проводится путем переговоров, и когда страны чувствуют, что определенные изменения существующих мер защиты неприемлемы, они могут продолжать сопротивляться требованиям открытия соответствующих секторов своих рынков.
Кроме того, либерализация рынков согласно уже достигнутым договоренностям осуществляется постепенно, что дает странам время на необходимую адаптацию. Соглашения также позволяют странам предпринимать ограничительные меры против импорта, который наносит особый вред отечественной экономике, но делать это согласно строго определенным правилам.
Протекционизм как альтернатива торговле в целях сохранения рабочих мест неэффективен, так как он повышает издержки на выпуск продукции и поощряет низкую производительность. Так, в соответствии с расчетами ОЭСР, взимание 30%-ой пошлины на импорт из развивающихся стран фактически сократило бы зарплату неквалифицированных рабочих в стране-импортере на 1% и зарплату квалифицированных рабочих на 5%, то есть применение протекционистских мер понижает уровень оплаты труда в стране.
Кроме того, существует множество факторов, не связанных с деятельностью ВТО, которые влияют на изменения в уровне заработной платы. Так, тот факт, что в развитых странах увеличивается разрыв между оплатой труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих, либерализацией торговли не объяснить. Большая часть изменений в зарплате в развитых странах объясняется технологическими изменениями, связанными с квалификацией, импорт же из стран с низким уровнем заработной платы, по данным ОЭСР, объясняет только 10-20% этих изменений.
Кроме того, анализ исключительно импорта товаров искажает картину. В развитых странах 70% экономической деятельности – это услуги, где иностранная конкуренция влияет на рабочие места по-другому: если, к примеру, телекоммуникационная компания открывает бизнес в стране, она в большинстве случаев нанимает на работу местный персонал.
Наконец, хотя уровень жизни 1.5 миллиардов людей все еще чрезвычайно низок, либерализация торговли со времен Второй мировой войны способствовала тому, что около 3 миллиардов человек были выведены из состояния нищеты.
“Маленькие страны в ВТО бессильны”
Это неверно. В торговой системе ВТО все придерживаются одних и тех же правил, что расширяет переговорные возможности маленьких стран. Так, в рамках процедуры разрешения споров развивающиеся страны успешно оспаривали в ВТО действия, предпринятые индустриальными государствами. Вне данной системы эти страны были бы бессильны в своих действиях против более влиятельных торговых партнеров.
И развивающиеся, и развитые страны в ходе переговоров должны идти на уступки. Так, Уругвайский Раунд (1986-94), стал возможным только потому, что индустриальные страны согласились провести реформы в сфере торговли продукцией текстильной промышленности и сельского хозяйства, а обе эти отрасли были жизненно важны для развивающихся стран.
“ВТО – это инструмент мощного лоббирования”
Это неверно. Такая точка зрения связана с неправильным представлением о членстве во Всемирной торговой организации. Бизнес, неправительственные организации и другие группы лоббистов не участвуют в работе ВТО, за исключением специальных мероприятий, таких как семинары и симпозиумы, и могут оказывать влияние на решения ВТО только через свои правительства.
И наоборот, правительство может использовать членство в ВТО для сопротивления лоббированию узких интересов отдельными группами. В ходе переговоров ему легче противостоять давлению лоббистов, приводя аргументы, свидетельствующие о том, что существует необходимость принятия общего пакета мер в интересах страны в целом.
“У более слабых стран нет выбора, они вынуждены присоединяться к ВТО”
Это не так. Быть или не быть в ВТО – добровольный выбор любой страны, и поэтому на данный момент переговоры ведут как большие, так и маленькие государства. Причины того, что все большее количество стран хотят присоединиться к данной системе, скорее позитивные, чем негативные; они заложены в ключевых принципах ВТО, таких как недискриминация и прозрачность. Присоединяясь к ВТО, даже небольшая страна автоматически пользуется всеми гарантированными преимуществами членства.
Альтернативой присоединению могли бы быть переговоры по двусторонним соглашениям с каждым торговым партнером, однако для этого правительствам понадобилось бы больше средств, что является серьезной проблемой для небольших стран. Кроме того, их переговорные возможности в двусторонних переговорах слабее, чем они могли бы быть в ВТО, где небольшие страны объединяются в союзы с другими государствами, с которыми у них есть общие интересы.
Вступая в ВТО, страна берет на себя обязательства, не требуя взаимности, по снижению таможенных тарифов, внося тем самым свой вклад в процесс торговой либерализации. Формой этих обязательств является список тарифных уступок, состоящий из уровней ставки пошлин, которые страна-участница обязуется не превышать. Это требование едино для всех новых членов, и страны при вступлении также соглашаются на его выполнение добровольно.
“ВТО – недемократичная организация”
Это неверно. Решения в ВТО обычно принимаются путем консенсуса, что даже более демократично, чем принятие решений большинством голосов. Принятые соглашения ратифицируются в парламентах стран-участниц.
Несмотря на то, что не каждая страна располагает одинаковыми переговорными возможностями, правило консенсуса означает, что каждый член организации имеет голос и решение принимается только тогда, когда несогласных нет.
Таким образом, механизм ВТО обеспечивает равные возможности для правительств всех стран-участниц.