Экзаменационная работа
для проведения итоговой аттестации
обучающихся 8 класса
по биологии
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей и включает 13 заданий.
Часть 1 содержит 10 заданий (А1 – А10). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный.
Часть 2 включает 2 задания с кратким ответом (В1 – В2). Ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте.
Часть 3 содержит 1 задание (С1), на которое следует дать развернутый ответ.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант — 1
Фамилия . . . . . . . . . . . . .
Имя . . . . . . . . . . . . . . . .
Отчество . . . . . . . . . . . .
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (задания А1 –А10) поставьте знак «+» рядом с правильным ответом в работе:
А 1. Гуморальная регуляция в организме человека осуществляется с помощью
1) желез внутренней секреции 2) желез внешней секреции
3) нервных импульсов 4) нервных импульсов и эндокринных желез
А 2. Под внутренней средой организма понимают:
1) внутренние органы 2) клетки тела
3) содержимое внутренних органов 4) кровь, тканевую жидкость, лимфу
А 3. Пульсом называют:
1) ритмические колебания стенок кровеносных сосудов 2) давление крови на стенки сосудов
3) сокращения предсердий 4) сокращение желудочков
А 4. Рост кости в толщину происходит за счет деления клеток:
1) суставного хряща 2) красного костного мозга
3) желтого костного мозга 4) надкостницы
А 5. В рецепторах органа зрения:
1) |
свет преобразуется в нервные импульсы |
2) |
происходит различение формы предметов, их окраски, величины, расположения |
3) |
воспринимаются сигналы из центральной нервной системы |
4) |
нервные импульсы проводятся в зрительную зону коры головного мозга |
А 6. Исследователь неожиданно для испытуемого дотронулся до его правого плеча. Испытуемый быстро повернул голову направо. Как называется наблюдаемой явление?
1) безусловный рефлекс 2) инстинкт
3) условный рефлекс 4) произвольное движение
А 7. На голосовые связки вредное влияние оказывает:
1) употребление алкоголя и курение 2) бессвязная речь
3) употребление сладостей 4) заболевания внутреннего уха
А 8. Кого из перечисленных ученых считают создателем учения об иммунитете:
1) И. И. Мечникова 2) Т. Моргана
3) Н. И. Вавилова 4) И. В. Мичурина
А 9. Чтобы избежать осложнений при ушибах конечностей следует, оказывая первую помощь,
1) приложить к месту травмы пузырь со льдом или холодный компресс
2) наложить шину на место ушиба
3) туго забинтовать повреждённую конечность
4) сделать согревающий компресс
А 10. Гипоталамус находится:
1) в продолговатом мозге 2) в среднем мозге
3) в промежуточном мозге 4) в мозжечке
Часть 2
Выберите три верных ответа из шести. Отметьте номера выбранных ответов знаком «+» и запишите выбранные цифры в порядке возрастания в указанном месте.
В 1. Симпатическая нервная система оказывает следующие воздействия на органы кровообращения
1) снижает кровяное давление
2) расширяет кровеносные сосуды мозга
3) уменьшает частоту сокращений сердца
4) расширяет кровеносные сосуды скелетных мышц
5) поддерживает тонус кровеносных сосудов кишечника
6) увеличивает амплитуду сокращений сердца
Ответ: ____________________________.
В 2. Установите соответствие между функцией и слоем кожи человека. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.
ФУНКЦИЯ СЛОЙ КОЖИ
А) теплорегуляторная 1) эпидермис
Б) термоизоляция 2) дерма
В) запасающая 3) подкожная жировая клетчатка
Г) дыхательная
Д) пигмент меланин, защищающий от УФ лучей
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Часть 3
Ответьте на вопрос:
С1. Объясните, почему надо дышать через нос, а не через рот?
Вариант 2
Фамилия . . . . . . . . . . . . .
Имя . . . . . . . . . . . . . . . .
Отчество . . . . . . . . . . . .
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (задания А1 –А10) поставьте знак «+» рядом с правильным ответом в работе:
А 1. Соматическая нервная система управляет работой
1) скелетных мышц 2) сердца
3) кишечника 4) почек
А 2. Межклеточное вещество, просочившееся в лимфатические капилляры, называют
1) плазмой 2) сывороткой
3) клеточным соком 4) вакциной
А 3. Кровяное давление – это:
1) |
ритмичное сокращение стенок кровеносных сосудов 2) сокращение желудочков |
3) |
давление крови на стенки сосудов |
4) |
способность сердечной мышцы ритмически сокращаться независимо от внешних воздействий |
А 4. В состав пояса верхних конечностей человека входит
1) голень 2) плечо 3) предплечье 4) ключица
А 5. Регулирование количества света, попадающего внутрь глаза, происходит за счет изменения
1) роговицы 2) диаметра зрачка 3) кривизны хрусталика 4) кривизны клетчатки
А 6. Назовите категорию физиологических явлений, к которой относятся двигательные навыки,
чтение, письмо, счет в уме и т.д.
1) безусловные рефлексы 2) инстинкты
3) условные рефлексы 4) произвольные движения
А 7. Чтобы максимально обеззаразить продукты питания, надо
1) поместить их в морозильную камеру 2) засолить
3) ошпарить кипятком 4) подвергнуть длительной тепловой обработке
А 8. СПИДом можно заразиться:
1) при переливании крови 2) при общении с больным СПИДом
3) при резком охлаждении организма 4) при использовании посуды, общей с больным
А 9. Наложение шины на сломанную конечность
1) предупреждает смещение сломанной кости 2) уменьшает отек конечности
3) препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома 4) уменьшает кровотечение16. А
А 10. Вкусовая зона коры больших полушарий расположена:
1) в теменных долях 2) в затылочных долях
3) в височных долях изнутри 4) в височных долях снаружи.
Часть 2
В1. Выберите три верных ответа из шести. Отметьте номера выбранных ответов
знаком «+» и запишите выбранные цифры в порядке возрастания в указанном месте.
Что характерно для нервной регуляции в отличие от гуморальной?
1) более быстрое распространение сигнала
2) сигнал приходит к органам в виде химического вещества
3) вещества распространяются по крови
4) сигнал к органам приходит в виде электрического тока
5) более медленное прохождение сигнала по телу
6) сигналы проходят по нервным клеткам
Ответ: ________________________ .
В 2. Установите соотношение между процессами пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает у человека:
Процессы пищеварения Отделы пищеварительного канала
1.обработка пищевой массы А. желудок
желчью Б. тонкая кишка
2. первичное расщепление В. толстый кишечник
белков
3.интенсивное всасывание
питательных веществ
4. расщепление клетчатки
5. завершение расщепления белков,
углеводов, жиров
Часть 3
Ответьте на вопрос:
С 1. Объясните, в чем заключается вред применения наркотиков?
О Т В Е Т Ы:
Вариант – 1.
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
1 |
4 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
В1: 2, 4, 6.
В2:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
С1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) функции: воздух в носовой полости
а) согревается; б) увлажняется; в) частично очищается от пыли и микроорганизмов; г)анализируется
2) особенности строения:
а) воздух согревается кровью, протекающей по многочисленным капиллярам;
б) железы слизистой выделяют слизь;
в) мерцательный эпителий слизистой оболочки очищает воздух, способствует продвижению слизи к носоглотке;
г) анализируется с помощью обонятельного анализатора.
Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок. |
2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки. |
1 |
Ответ включает один — два элемента при наличии грубых биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает один из названных выше элементов, при наличии негрубых биологических ошибок. ИЛИ Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Вариант – 2
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
1 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
1 |
1 |
3 |
В1: 1, 4, 6.
В2.
С1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Наркотики являются ядовитыми веществами и вызывают отравление организма.
2) Употребление наркотиков вызывает привыкание и человек становится зависимым от них.
МАХ – 20 баллов.
Рекомендации по переводу первичного балла в отметки за выполнение
экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале
Каждый вариант содержит:
• 10 заданий базового уровня (все задания с выбором ответа); эти задания
проверяют следующие учебные умения: узнавать типичные биологические
объекты, процессы, явления; называть важнейшие биологические понятия;
находить основные биологические термины и понятия. Каждое задание
оценивается в 1 балл. Максимальный балл за правильное выполнение
заданий базового уровня — 10 баллов;
• 2 задания повышенного уровня сложности (одно задание с
выбором нескольких верных ответов (оценивается в 3 балла); одно задание на установление соответствия (задание оценивается в 5 баллов);
задания проверяют умение
применять знания в знакомой ситуации для объяснения,
сравнения, а так же они проверяют
умение применять знания для установления
причинно-следственных связей. Максимальный балл за
правильное выполнение заданий повышенного уровня — 8 баллов;
• 3 задания высокого уровня сложности (одно задание с кратким
ответом. Максимальный балл за правильное выполнение задания высокого уровня сложности — 2 балла.
Отметка за выполнение экзаменационной работы по биологии определяется
на основании суммы баллов за правильно выполненные задания, используя шкалу перевода баллов (таблица 1).
Таблица 1.
Шкала перевода баллов в отметки за выполнение экзаменационной
работы по биологии
Балл |
менее 6 |
6 — 14 |
14 — 18 |
19-20 |
Отметка |
2 |
3 |
4 |
5 |
Отметка за выполнение экзаменационной работы по биологии также может
определяться на основании количества правильно выполненных заданий.
- Отметка «2» выставляется, если учащийся правильно выполнил менее 60 % заданий базового уровня.
- Отметка «3» выставляется, если учащийся правильно выполнил более 60 % заданий базового уровня. Верхняя граница отметки «удовлетворительно» определяется выполнением 100 % заданий базового уровня и 25% заданий повышенного уровня.
- Отметка «4» выставляется, если выпускник правильно выполнил 100%
заданий базового уровня и более 25% заданий повышенного уровня. Верхняя
граница отметки «хорошо» определяется выполнением 100 % заданий базового и повышенного уровня сложности.
- Отметка «5» выставляется, если выпускник правильно выполнил 100%
заданий базового уровня, повышенного уровня и задание высокого уровня сложности.
Экзаменационная комиссия может скорректировать шкалу перевода баллов в отметки в соответствии с полученными результатами, шкалу перевода можно сдвигать «вниз», но не более чем на 2 балла. Изменение шкалы перевода «вверх» – по усмотрению комиссии.
Онлайн тесты по биологии с ответами – лучшая подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ по биологии доставляет немало головной боли ученикам. Этот
предмет только кажется легким – на самом деле очень сложно запомнить все названия и термины,
классы и подвиды.
Одним из полезных упражнений, которое способно не только проверить уровень ваших знаний, но и
помочь проконтролировать себя – это онлайн тесты по биологии. Очень полезно
проходить тесты время от времени, сверяться с ответами и заново повторять те темы, которые ты
знаешь не так хорошо, как могло показаться сначала.
Тесты по биологии могут стать вашим надежным помощником при подготовке к
экзаменам и ЕГЭ, а также неплохим развлечением в свободное время.
Тесты по биологии, за 7, 8, и 9 класс вы можете пройти на нашем сайте абсолютно
бесплатно.
Экзаменационная работа
для проведения переводной аттестации
обучающихся 8 класса
по биологии
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 40
минут. Работа состоит из 2 частей и включает 11 заданий.
Часть 1 содержит
7 заданий (1 – 7). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых
только один верный.
Часть 2 включает
задания с кратким ответом. Ответ записывается в экзаменационной работе в
отведенном для этого месте.
Советуем выполнять задания в
том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте
задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если
после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к
пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и
набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!
1
вариант
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (задания 1 –7) поставьте
знак «+» рядом с правильным ответом в работе:
1.Какой сустав изображён на рентгеновском снимке?
1) тазобедренный
2) коленный
3) локтевой
4) лучезапястный
2.Пассивный искусственный
иммунитет у человека
1) возникает
как результат действия лечебной сыворотки
2) вырабатывается
после перенесённого инфекционного заболевания
3) формируется после
введения вакцины
4) является
наследственным
3.Какой кровеносный
сосуд обозначен на рисунке цифрой 4?
1) лёгочная артерия
2) нижняя полая
вена
3) аорта
4) лёгочная вена
4.Просветы главных
бронхов не сужаются вследствие того, что имеют
1) утолщения
соединительнотканной оболочки
2) хрящевые
полукольца
3) кольца из
хряща и плотной соединительной ткани
4) участки,
образованные многослойным эпителием
5.Почему человек
дрожит, когда ему очень холодно?
1) чтобы остановить
проникновение холода сквозь кожу
2) чтобы создать
с помощью мышечной активности дополнительную энергию
3) чтобы улучшить
передачу сигнала о холоде в мозг
4) чтобы
доставить больше крови к поверхности кожи
6.Во время завтрака
между двумя уроками по школьному радио сообщили о том, что ученик 8
класса должен срочно явиться в кабинет директора. В каком нервном центре у
учащегося возникнет торможение?
1) дыхательном
2)
сердечно-сосудистом
3)
пищеварительном
4) двигательном
7.Что из
перечисленного является самым распространённым способом коррекции близорукости?
1) приём лекарственных препаратов
2) двояковыпуклые линзы
3) специальные упражнения для глаз
4) двояковогнутые линзы
Часть 2
При выполнении заданий 8-11 с кратким ответом запишите ответ
так, как указано в тексте задания
Выберите три
верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны:
8.Какие структуры
относят к периферической нервной системе человека?
1)
спинно-мозговые нервы
2) передний
мозг
3) нервные
узлы
4) спинной мозг
5)
черепно-мозговые нервы
6) продолговатый
мозг
9.Расположите в
правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргивании руки от
горячего предмета. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) вставочный нейрон
2)
чувствительный нейрон
3) рецепторы
кожи
4) скелетная
мышца
5)
исполнительный нейрон
10.По данным
департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак лёгких и
гортани, эмфизема легких и ишемическая болезнь сердца связаны с
курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зависимость в
процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на
вопросы.
1) Какое заболевание представляет наибольший риск, как для
некурящих, так и для курящих людей?
2) Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания
у курильщиков?
3) Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей
степени в результате курения?
11.Вставьте в
текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя
для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а
затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую
ниже таблицу.
СИСТЕМЫ
ОРГАНОВ
В организме
человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная,
дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез
___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества —
___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря
другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К
органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________
(Г) и др.
ПЕРЕЧЕНЬ
ТЕРМИНОВ:
1) внешняя |
2) внутренняя |
3) фермент |
4) гормон |
5) антитело |
6) селезёнка |
7) надпочечник |
|
Экзаменационная
работа по биологии 8 класс
2
вариант
Часть 1
При
выполнении заданий с выбором ответа (задания 1 –7) поставьте знак «+»
рядом с правильным ответом в работе:
1.Какой сустав изображён на рентгеновском снимке?
1) тазобедренный
2) коленный
3) локтевой
4) лучезапястный
2.Лечебная сыворотка отличается от вакцины тем, что в ней содержатся
1) белки
фибрин и фибриноген
2) убитые возбудители заболевания
3) ослабленные возбудители заболевания
4) готовые антитела против возбудителя инфекции
3.Какой кровеносный
сосуд обозначен на рисунке цифрой 1?
1) лёгочная
артерия
2) нижняя полая
вена
3) аорта
4) лёгочная вена
4.Интенсивное
всасывание воды в пищеварительном канале человека происходит в
1) прямой кишке
2) желудке
3) тонкой кишке
4) толстой кишке
5.Пластический
обмен в организме направлен на:
1) удаление продуктов
распада из организма
2) сбор и использование
организмом поступающей информации
3) биологическое
окисление с освобождением энергии
4) синтез
веществ, специфичных для данного организма
6.Что служит
примером условного торможения?
1) задержка
дыхания при погружении в холодную воду
2) прекращение
пережёвывания пищи при внезапной встрече с другом
3) потеря навыка
катания на роликовых коньках
4) отдёргивание
руки от острого лезвия ножа
7.Иван болен
диабетом. Какой из следующих продуктов он должен употреблять с большой
осторожностью?
1) яйца
2) молоко
3) фруктовый сок
4) говядина
Часть
2
При выполнении заданий 8-11 с кратким ответом запишите ответ
так, как указано в тексте задания
Выберите три верных
ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
8.Какие
структуры относят к центральной нервной системе человека?
1) кора больших полушарий
2) мозжечок
3) двигательные нервы
4) чувствительные нервы
5) продолговатый мозг
6) нервные узлы
9.Расположите в
правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. В
ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)
двигательный нейрон
2) чувствительный нейрон
3) спинной мозг
4) рецепторы сухожилия
5) четырёхглавая мышца бедра
10.По данным департамента
здравоохранения многие заболевания, в том числе рак лёгких и гортани, эмфизема
легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице
представлены данные, отражающие эту зависимость в процентах от числа
обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Какое заболевание
представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?
2) Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания
у курильщиков?
3) Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей
степени в результате курения?
11.Вставьте в
текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя
для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а
затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую
ниже таблицу.
СИСТЕМЫ
ОРГАНОВ
Орган — это
___________ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну
или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и
___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют
системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным
органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во
внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ
ТЕРМИНОВ:
1) ткань |
2) часть тела |
3) нервы |
4) кишечник |
5) желудок |
6) почки |
7) продукт обмена |
остатки пищи |
Система
оценивания
Часть 1 (Вариант 1 и 2)
За верное
выполнение заданий 1–7 выставляется 1 балл
№ задания |
ответ |
№ задания 2 в. |
ответ |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
2 |
5 |
4 |
6 |
3 |
6 |
3 |
7 |
4 |
7 |
3 |
Часть 2
1 вариант
№8 – 1,3,5
№9-32154
№10- 1) ишемическая болезнь сердца
2) сердце, гортань
3) гортань
№ 11.А -2, Б-4, В-7,Г-6
2 вариант
№8 – 1,2,5
№9-42315
№10- 1) ишемическая болезнь сердца
2) сердце, гортань
3) гортань
№ 11.А -2, Б-3, В-6,Г-7
Рекомендации по переводу
первичного балла в отметки за выполнение
экзаменационной работы в
отметки по пятибалльной шкале
Каждый вариант содержит:
• 7 заданий базового
уровня (все задания с выбором ответа).
Каждое задание оценивается в 1 балл. Максимальный
балл за правильное выполнение заданий базового уровня — 7 баллов;
• 4 задания повышенного
уровня сложности (одно задание с
выбором нескольких верных ответов
(оценивается в 2 балла); одно задание на установление последовательности
(задание оценивается в 2 балла); одно задание на анализ табличных данных
(оценивается в 3 балла); и одно задание на анализ текста с пропущенными
терминами (оценивается в 4 балла).
За ответ на задание 8
выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и 0 баллов, если допущено 2 и
более ошибки. За ответ на задание 9 выставляется 1 балл, если в
последовательности цифр допущена одна ошибка, т.е. переставлены местами любые
две цифры, 0 баллов – во всех остальных случаях. За полные ответы на задание №
10 выставляется 3 балла, по 1 баллу на каждый правильный ответ на вопрос.
Задание 11 оценивается в 4 балла, по 1 баллу за правильно выбранный термин.
Максимальный балл за правильное выполнение
заданий повышенного уровня — 11 баллов;
Максимальное количество баллов за
экзаменационную работу -18.
Отметка за выполнение экзаменационной
работы по биологии определяется
на основании суммы баллов за правильно
выполненные задания, используя шкалу перевода баллов (таблица 1).
Шкала перевода баллов в отметки
за выполнение экзаменационной
работы по биологии
Таблица 1.
Балл |
6 баллов и менее |
7-12 |
13-15 |
16-18 |
Отметка |
2 |
3 |
4 |
5 |
Отметка за выполнение экзаменационной
работы по биологии также может
определяться на основании количества
правильно выполненных заданий.
- Отметка «2» выставляется, если учащийся правильно выполнил
менее 80 % заданий базового уровня. - Отметка «3» выставляется, если учащийся правильно выполнил
более 80 % заданий базового уровня. Верхняя граница отметки
«удовлетворительно» определяется выполнением 100 % заданий базового уровня
и 25% заданий повышенного уровня. - Отметка «4» выставляется, если выпускник правильно выполнил
100%
заданий базового уровня и более 50% заданий
повышенного уровня. Верхняя
граница отметки «хорошо» определяется
выполнением 100 % заданий базового и 75% повышенного уровня сложности.
- Отметка «5» выставляется, если выпускник правильно выполнил
100%
заданий базового уровня и более 80% повышенного
уровня сложности.
Экзаменационная комиссия может
скорректировать шкалу перевода баллов в отметки в соответствии с полученными
результатами, шкалу перевода можно сдвигать «вниз», но не более чем на 1
балл. Изменение шкалы перевода «вверх» – по усмотрению комиссии.
Экзаменационная работа 8 класс
Вариант 1
Часть 1
А1 Из современных человекообразных обезьян человек имеет наибольшее родство с
1) гиббоном 2) шимпанзе 3) гориллой 4) орангутаном
А2.В какой доле коры головного мозга расположены центры, в которых происходит анализ зрительной информации?
1) теменной 2) височной 3) затылочной 4) лобной
А3. Основой какой системы является изображённая на рисунке клетка?
1) мышечной
2) кровеносной
3) выделительной
4) нервной
А4. Какая кость в скелете человека является самой крупной?
1) большая берцовая 2) лучевая 3) бедренная 4) локтевая
А5. Эритроциты крови имеют большую поверхность за счёт
1) выростов клеток 2) наличия одного ядра
3) двояковогнутой формы 4) ложноножек
А6. Где кровь движется с наименьшей скоростью?
1) в капиллярах
2) в плечевой артерии
3) в верхней полой вене
4) в нижней полой вене
А7. Какое вещество начинает расщепляться под действием ферментов в ротовой полости человека?
1) белок 2) ДНК 3) крахмал 4) жир
А8. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?
1) собирательная трубка
2) почечная артерия
3) капсула нефрона
4) извитой каналец
А9. Зрачок расположен в середине
1) сетчатой оболочки 2) радужки
3) роговицы 4) белочной оболочки
А10. Что является примером врождённого рефлекса у человека?
1) движение пешехода на зелёный сигнал светофора
2) сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение
3) выделение желудочного сока на запах пищи
4) возникновение обиды на отметку «2», поставленную педагогом
А11. Для диагностики какого заболевания используется данный медицинский прибор?
1) гастрита
2) гипертонии
3) гриппа
4) пневмонии
А12. Иван болен диабетом. Какой из следующих продуктов он должен употреблять с большой осторожностью?
1) яйца 2) молоко 3) фруктовый сок 4) говядина
А13. Какой цифрой на рисунке обозначена сальная железа?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
А14. Необходимую для жизнедеятельности энергию человек получает в процессе
1) роста
2) развития
3) распада веществ 4) передачи нервного импульса
А15. Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки?
1) растворённое вещество 2) газообразное вещество
3) температуру 4) сухое вещество
В1. Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК |
ТИП КЛЕТОК КРОВИ |
A) в зрелом состоянии отсутствует ядро |
1) эритроциты |
Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы |
2) лейкоциты |
В) образуют антитела |
|
Г) имеют форму двояковогнутого диска |
|
Д) содержат гемоглобин |
В2. Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот в кровь
2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи
3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны
4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела
5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком
В3. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) внешняя |
2) внутренняя |
3) фермент |
4) гормон |
5) антитело |
6) селезёнка |
7) надпочечник |
|
С1. Британские учёные в течение 12 лет проводили исследование, в котором участвовали 3760 младенцев, рождённых в одной из больниц Лондона. Собирались данные о весе детей при рождении и данные о ранней смертности. Целью исследования было определить, есть ли воздействие естественного отбора на массу детей при рождении. В таблице приведены данные о весе младенцев при рождении и процент младенцев, умерших в возрасте до 4 месяцев.
Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:
1. Какой вес имело большинство детей при рождении?
2. Дети какого веса имели наименьшую раннюю смертность?
3. Как Вы считаете, существует ли давление естественного отбора на вес детей при рождении? Ответ поясните.
Таблица 1
Вес детей при рождении и детская смертность
Экзаменационная работа 8 класс
Вариант 2
Часть 1
А1. Какой признак характерен для вида Человек разумный?
1) наличие ногтей
2) развитый ствол головного мозга
3) хорошо развитый подбородок
4) объёмное зрение
А2. В какой доле коры головного мозга расположены центры, контролирующие произвольные движения?
1) лобной 2) височной 3) затылочной 4) теменной
А3. Какой цифрой на рисунке обозначен дендрит?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
А4. Какой отдел позвоночника образован наименьшим числом позвонков?
1) поясничный 2) копчиковый 3) грудной 4) шейный
А5. Разрушение эритроцитов происходит в
1) красном костном мозге
2) капиллярах
3) селезёнке и печени
4) лёгких
А6. Где кровь движется с наибольшей скоростью?
1) в аорте
2) в капиллярах
3) в нижней полой вене
4) в верхней полой вене
А7. Слюнные железы — это железы внешней секреции, потому что
1) в их составе имеются дезинфицирующие вещества
2) они смачивают сухую пищу
3) в них содержатся гормоны
4) их секрет выводится по протокам в ротовую полость
А8.Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?
1) извитой каналец
2) собирательная трубка
3) почечная артерия
4) капсула нефрона
А9. В глазном яблоке человека за стекловидным телом следует
1) роговица 2) хрусталик
3) передняя камера 4) сетчатка
А10. Какой тип нервной системы характерен для меланхолика?
1) сильный, уравновешенный
2) сильный, неуравновешенный
3) слабый, неуравновешенный
4) сильный, инертный
А11. Для диагностики какого заболевания используется изображённый на фотографии глюкометр?
1) сахарного диабета
2) гигантизма
3) пневмонии
4) нефрит
А12. Какое заболевание возникает у детей, испытывающих недостаток солей кальция и фосфора в питании?
1) цинга
2) гиподинамия
3) малокровие
4) рахит
А13. Какой цифрой на рисунке обозначена потовая железа?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
А14. Наибольшее количество тепла в организме человека при своей работе выделяют(-ет)
1) мозг 2) желудок
3) скелетные мышцы 4) сердце
А15. Какой цифрой на рисунке отмечена зона языка, отвечающая за распознавание горького вкуса?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
В1.Установите соответствие между признаком и типом авитаминоза, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК |
ТИП АВИТАМИНОЗА |
A) снижение иммунитета |
1) недостаток витамина С |
Б) выпадение зубов |
2) недостаток витамина D |
В) размягчение и деформация костей черепа и конечностей |
|
Г) кровоточивость дёсен |
|
Д) нарушение мышечной и нервной деятельности |
В2. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) двигательный нейрон
2) чувствительный нейрон
3) спинной мозг
4) рецепторы сухожилия
5) четырёхглавая мышца бедра
В3. Вставьте в текст «Формирование условного рефлекса» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА
Выработка условного слюноотделительного рефлекса начинается с подачи будущего ___________ (А) раздражителя, например зажигания лампочки. После этого животному дают пищу — ___________ (Б) раздражитель. Пища вызывает возбуждение в ___________ (В), и выделяется слюна. Если данную процедуру повторить несколько раз, то постепенно между зрительным и пищевым центрами образуется ___________ (Г), что свидетельствует о сформированности условного рефлекса.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) безусловный |
2) условный |
3) сильный |
4) пищеварительный тракт |
5) большие полушария |
6) постоянная связь |
7) временная связь |
|
С1. По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак лёгких и гортани, эмфизема легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зависимость в процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?
2) Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязнённой среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков?
3) Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?
Ответы:
Вариант 1
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
А1 |
2 |
А7 |
3 |
А13 |
4 |
А2 |
3 |
А8 |
4 |
А14 |
3 |
А3 |
4 |
А9 |
2 |
А15 |
1 |
А4 |
3 |
А10 |
2 |
В1 |
12211 |
А5 |
3 |
А11 |
2 |
В2 |
35214 |
А6 |
1 |
А12 |
3 |
В3 |
2476 |
С1.Пояснение.
1. От 3 до 3,5 кг ИЛИ от 2,5 до 3,5 кг
2. От 3 до 3,5 кг
3. Да, давление естественного отбора есть, т. к. лучше выживают дети, имеющие среднее значение веса при рождении
Вариант 2
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
А1 |
3 |
А7 |
4 |
А13 |
2 |
А2 |
1 |
А8 |
2 |
А14 |
3 |
А3 |
1 |
А9 |
4 |
А15 |
1 |
А4 |
2 |
А10 |
3 |
В1 |
11212 |
А5 |
3 |
А11 |
1 |
В2 |
42315 |
А6 |
1 |
А12 |
4 |
В3 |
2187 |
С1.Пояснение.
1) Ишемическая болезнь сердца
2) Курение увеличивает риск возникновения лёгочных заболеваний
3) Гортань
Вопрос №
1
Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
физиология
гигиена
анатомия
медицина
Вопрос №
2
Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур?
цитоплазма
клеточная стенка
вакуоль
рибосома
Вопрос №
3
Лишайники не растут в крупных городах потому, что там
загрязнён воздух
недостаточная влажность
нет водорослей
нет грибов
Вопрос №
4
Что происходит в листьях при дыхании?
выделяется кислород
поглощается углекислый газ
образуются органические вещества
расщепляются органические вещества
Вопрос №
5
Сходство строения большинства систем органов у млекопитающих животных и человека служит доказательством их
родства
жизни в одинаковых условиях
происхождения от земноводных
возникновения в одно и то же историческое время
Вопрос №
6
Что придаёт костям упругость?
вода
белки
углеводы
соединения фосфора
Вопрос №
7
Какая из перечисленных желёз участвует в поддержании постоянной концентрации глюкозы в крови человека?
щитовидная
надпочечник
гипофиз
поджелудочная
Вопрос №
8
Из правого желудочка сердца кровь попадает в
лёгочную вену
лёгочную артерию
полую вену
аорту
Вопрос №
9
Какой орган пищеварительного канала обладает функциями переваривания пищи?
прямая кишка
пищевод
глотка
желудок
Вопрос №
10
На языке человека имеются рецепторы, воспринимающие четыре базовых вкусовых ощущения: сладкое, кислое, солёное и
терпкое
горькое
жгучее
жирное
Вопрос №
11
Симптомами какого состояния являются повышенная сонливость, плохое настроение и нежелание принимать решения в течение длительного времени?
высокой температуры
депрессии
пищевого отравления
голода
Вопрос №
12
Как называется кровотечение, при котором кровь выделяется со всей поверхности ранения?
капиллярное
артериальное
венозное
внутреннее
Вопрос №
13
В какой среде обитания живут майские жуки на взрослой стадии развития?
почвенной
организменной
водной
наземно-воздушной
Вопрос №
14
К биогеографическим доказательствам эволюции можно отнести
распространение сумчатых в основном в Австралии
обнаружение окаменевших останков динозавров
сходное строение конечностей человека и лягушки
сходство эмбрионов рептилий и птиц
Вопрос №
15
Верны ли следующие суждения о значении птиц в природе?
А. Насекомоядные птицы распространяют плоды и семена растений в природе.
Б. Хищные птицы в природе регулируют численность мелких птиц.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Экзаменационная работа по БИОЛОГИИ
для обучающихся 8 классов
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из 2 частей, включающих 18 заданий.
Часть 1 содержит 15 заданий (А1–А15). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа. Верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.
Часть 2 включает 3 задания с кратким ответом (В1–В3). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Система оценивания экзаменационной работы по БИОЛОГИИ
Часть 1
За верное выполнение заданий А1–А20 выставляется 1 балл.
№ задания |
ответ |
№ задания |
ответ |
№ задания |
ответ |
А1 |
3 |
А8 |
4 |
А15 |
2 |
А2 |
1 |
А9 |
4 |
||
А3 |
2 |
А10 |
3 |
||
А4 |
2 |
А11 |
2 |
||
А5 |
2 |
А12 |
2 |
||
А6 |
3 |
А13 |
4 |
||
А7 |
2 |
А14 |
4 |
№ задания |
ответ |
В1 |
256 |
В2 |
21211 |
В3 |
АГВБДЕ |
Часть 2
За верный ответ на каждое из заданий В1–В3 выставляется 2 балла.
За ответ на задание В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
За ответ на задания В2 выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и 0 баллов, если допущено 2 и более ошибки.
За ответ на задание В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1–А15)обведите кружком номер правильного ответа в контрольной работе.
А1. Применение какого научного метода иллюстрирует фистульная собака И.П.Павлова?
|
1) моделирование 2) наблюдение 3) эксперимент 4) измерение |
А2. Основная функция митохондрий — это синтез:
1) АТФ
2) белка
3) углеводов
4) клетчатки
А3. Какую систему органов образуют железы внутренней секреции человека?
1) кровеносную
2) эндокринную
3) пищеварительную
4) выделительную
А4. В виде чего при осуществлении гуморальной регуляции в организме человека приходит «приказ»?
1) нервного импульса
2) гормонов
3) ферментов
4) витаминов
А5. На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена затылочная кость?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
А6. До применения вакцин многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?
1) естественный врожденный
2) искусственный активный
3) естественный приобретенный
4) искусственный пассивный
А7. В каком из перечисленных сосудов течет артериальная кровь?
1) В грудном лимфатическом протоке
2) В легочной вене
3) В легочной артерии
4) В верхней полой вене
А8. Как называется соединение кислорода с гемоглобином?
1. Карбогемоглобин.
2. Миоглобин.
3. Карбоксигемоглобин.
4. Оксигемоглобин
А9. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?
1) участвуют в образовании витаминов
2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания
3) нейтрализую поступающие с пищей вредные вещества
4) увеличивают поверхность соприкосновения кишечника с пищей
А10. Содержание, какого витамина в организме человека пополняется за счет приёма в пищу растения, изображенного на рисунке?
1) D 2) С 3) А 4) В1
А11. Выделительную функцию выполняют:
1) сердце, кожа, почки
2) кожа, почки, легкие
3) почки, легкие, мышцы
4) кожа, почки, желудок
A12. В коже нет рецепторов, воспринимающих
1) давление
2) равновесие
3) холод
4) тепло
А13. При сужении сосудов кожи
1) увеличивается теплопродукция
2) снижается теплопродукция
3) увеличивается теплоотдача
4) снижается теплоотдача
А14. В производстве гормонов принимают участие следующие органы тела человека:
1) печень
2) слюнные железы
3) сальные железы
4) гипофиз
А15. Рассмотрите рисунок рефлекторной дуги. Под каким номером на нем изображен вставочный нейрон?
1) 2 2) 3 3) 4 4) 6
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом В1-В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Выберите три верных ответа из шести. Внесите в бланк ответов в виде последовательности трех цифр в возрастающем порядке, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 123)
Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой:
1) состоит из многоядерных волокон;
2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;
3) обладает большей скоростью и энергией сокращения;
4) составляет основу скелетной мускулатуры;
5) располагается в стенках внутренних органов;
6) сокращается и расслабляется медленно, ритмично, непроизвольно.
Ответ: __________________
B2. Установите соответствие между типом отростков нейрона и их строением и функциями.
Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. Внесите в бланк ответов в виде последовательности цифр, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 12211)
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОТРОСТКИ НЕЙРОНА
A) Обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона. 1) Аксон
Б) Снаружи покрыт миелиновой оболочкой. 2) Дендрит
В) Короткий и сильно ветвится.
Г) Участвует в образовании нервных волокон.
Д) Обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
B3. Укажите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам слухового анализатора. Внесите в бланк ответов в виде последовательности цифр, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания
A. Наружное ухо.
Б. Перепонка овального окна.
B. Слуховые косточки.
Г. Барабанная перепонка.
Д. Жидкость в улитке.
Е. Слуховые рецепторы.
Ответ: __________________