Решу егэ хищник жертва

Установите соответствие между организмами и видами взаимодействия между ними: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  дельфин и сельдь

Б)  треска и минога

В)  росянка и муха

Г)  человек и комар

Д)  лошадь и аскарида

Е)  берёза и трутовый гриб

ВИД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1)  хищник — жертва

2)  паразит — хозяин

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

А Б В Г Д Е

Спрятать пояснение

Пояснение.

1)  хищник  — жертва: А) дельфин и сельдь; В) росянка и муха

2)  паразит  — хозяин: Б) треска и минога; Г) человек и комар; Д) лошадь и аскарида; Е) берёза и трутовый гриб

Ответ: 121222.

в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах

Категория:

Атрибут:

Всего: 162    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 | 101–120 | 121–140 …

Добавить в вариант

Какие отношения формируются в биоценозе между организмами со сходными потребностями?

Источник: ЕГЭ по биологии 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 1.


Внутривидовая борьба более напряжённая, чем межвидовая, по причине

1) сходства потребностей особей вида

2) отсутствия полового отбора

3) высокой плодовитости особей

4) агрессивности хищников

Источник: ЕГЭ по биологии 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.


Верны ли следующие суждения о биотических связях в экосистеме?

А.   Форму сожительства организмов разных видов, при котором один организм живёт за счёт другого, используя его в качестве среды обитания и источника пищи, относят к симбиозу.

Б.   Отношения в экосистеме между организмами разных видов со сходными потребностями относят к типу хищник  — жертва.

Источник: ЕГЭ по биологии 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 4.


Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их

1.  К типу Плоские черви относят белую планарию, свиного цепня,эхинококка и дождевого червя. 2. Свободноживущие черви отличаются от паразитических форм строением, образом жизни и другими особенностями. 3. Белая планария – это активный хищник. 4. У неё имеется сквозной кишечник с ротовым и анальным отверстиями. 5. При активном образе жизни белой планарии необходимо много энергии, поэтому у неё хорошо развита дыхательная система.


Какие организмы обеспечивают устойчивость лесного сообщества, минерализуя органические вещества в почве?

1)  сапротрофные бактерии

2)  насекомые

3)  хищники

4)  растительноядные животные

Источник: ЕГЭ 18.04.2015. Досрочная волна.


Причиной заболачивания водоёмов может служить

1)  разнообразие видов

2)  отсутствие хищников

3)  отмирание растений

4)  пасмурная погода


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется. Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  большим видовым разнообразием

2)  отсутствием редуцентов

3)  большой численностью хищников

4)  разветвлёнными пищевыми сетями

5)  колебанием численности популяций

6)  замкнутым круговоротом веществ

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по биологии, Демонстрационная версия ЕГЭ—2023 по биологии


Известно, что утконос  — млекопитающее из отряда однопроходных, отлично приспособленное к полуводному образу жизни. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1)  Масса утконоса составляет 2 кг, а длина его тела около 40 см.

2)  Самцы примерно на треть крупнее самок.

3)  Тело утконоса покрыто шерстью. Лицевой отдел головы вытянут в плоский кожистый клюв длиной 65 мм и шириной 50 мм. Конечности пятипалые с плавательной перепонкой.

4)  У ехидны и утконоса есть клоака, в которую открываются кишечник, мочеточники и половые пути, что позволяет их отнести к однопроходным.

5)  После спаривания самка утконоса роет выводковую нору, которая заканчивается гнездовой камерой, а вход в нее она закупоривает изнутри несколькими земляными пробками по 15- 20 см толщиной для защиты от хищников.

6)  Самка утконоса обычно откладывает 2 яйца. Выводковой сумки у нее нет. Вылупившихся детенышей она вскармливает молоком.

Источник: РЕШУ ОГЭ


Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б)  — это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа  — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1)  биосфера

2)  производитель

3)  разрушитель

4)  потребитель

5)  агроценоз

6)  биогеоценоз

7)  популяция

8)  хищник

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Источник: РЕШУ ОГЭ


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания генетического критерия вида волка европейского. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Волк европейский распространён в Прибалтике, России, Белоруссии и других странах. (2) Кариотип волка представлен 78 хромосомами. (3) Европейский волк  — хищник, достигающий 1,6 м в длину и 90 см в высоту. (4) Ведёт стайный образ жизни. (5) Гибриды волков и немецких овчарок плодовиты. (6) При скрещивании волка, например, с американским волком (койотом) рождается бесплодное потомство.


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых ниже особенностей характерны только для детритных пищевых цепей?

1)  Хищные животные находятся на уровне консументов 2-го порядка и выше.

2)  Продуцентом служат хвойные растения.

3)  Первый трофический уровень представлен мёртвым органическим веществом.

4)  Консументы первого порядка поедают листовой опад.

5)  Консументами первого порядка являются детритофаги.

6)  Численность высших хищников крайне мала.


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Песец обыкновенный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Песец  — единственный представитель семейства Псовые, у которого зимой окраска шерсти становится иной, бурая шерсть сменяется на белую. (2) Благодаря наличию густой шерсти и способности накапливать толстый слой подкожного жира песцы выдерживают морозные зимы. (3)Они едят любую живность, которая попадается на их территории. (4)Самка приносит 10–20 детёнышей, но лишь в условиях обилия пищевых ресурсов большинство щенков имеет шанс стать взрослыми. (5)Продолжительность жизни песцов 6–10 лет. (6)Но многие особи погибают гораздо раньше, так как песцов поедают более крупные хищники, такие как волки и росомахи.


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых факторов среды можно отнести к абиотическим?

1)  увеличение численности хищников

2)  выделение углекислого газа электростанцией

3)  среднегодовая температура

4)  годовая норма осадков

5)  образование водохранилища

6)  крутизна склона горы


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие утверждения о строении и жизнедеятельности беззубки обыкновенной являются верными?

1)  обитает в пресноводных водоёмах

2)  движение моллюска осуществляется за счёт ноги

3)  беззубка  — активный хищник

4)  личинки беззубки  — глохидии паразитируют на покровах рыб

5)  тело делится на голову, туловище и ногу

6)  голова снабжена органами чувств


Бабочка павлиний глаз имеет яркие глазчатые пятна только на верхней стороне крыльев. Назовите тип её окраски, объясните значение окраски, а также относительный характер приспособленности.

Раздел: Основы эволюционного учения

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 5.


На рисунке изображен Тритемнодон — вымершее животное, обитавшее 50 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ — на уровне отряда, семейства). По каким признакам можно сделать данный вывод?

Геохронологическая таблица

ЭРА Период и
продолжительность
(в млн лет)
Животный и растительный мир
Название и
продолжительность
(в млн лет)
Возраст
(в млн лет
назад)
Кайнозойская (новой жизни),
67
67 Антропоген, 1,5 Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик
Неоген, 23,5 Господство млекопитающих и птиц
Палеоген, 42 Появление хвостатых лемуров, долгопятов, позднее  — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений
Мезозойская (средней жизни),
163
230 Меловой, 70 Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений
Юрский, 58 Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Процветание головоногих моллюсков. Господство голосеменных
Триасовый, 35 Начало расцвета пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих, настоящих костистых рыб
Палеозойская (древней жизни),
340
Возможно, 570 Пермский, 55 Быстрое развитие пресмыкающихся. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Вымирание трилобитов. Исчезновение каменноугольных лесов. Богатая флора голосеменных
Каменноугольный,
75—65
Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Появление летающих форм насекомых, пауков, скорпионов. Заметное уменьшение трилобитов. Расцвет папоротникообразных. Появление семенных папоротников
Девонский, 60 Расцвет щитковых. Появление кистепёрых рыб. Появление стегоцефалов. Распространение на суше высших споровых
Силурийский, 30 Пышное развитие кораллов, трилобитов. Появление бесчелюстных позвоночных  — щитковых. Выход растений на сушу  — псилофиты. Широкое распространение водорослей.
Ордовикский, 60
Кембрийский, 70
Процветают морские беспозвоночные. Широкое распространение трилобитов, водорослей
Протерозойская (ранней жизни),
свыше 2000
2700 Органические остатки редки и малочисленны, но относятся ко всем типам беспозвоночных. Появление первичных хордовых  — подтипа бесчерепных
Архейская (самая древняя в истории Земли),около 1000 Возможно,
>3500
Следы жизни незначительны

Источник: ЕГЭ — 2018


На теле зебры, обитающей в африканских саваннах, чередуются тёмные и светлые полосы. Назовите тип её защитной окраски, объясните её значение, а также относительный характер приспособленности.

Раздел: Основы эволюционного учения

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 5., ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.


Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)  липа

2)  ястреб перепелятник

3)  жук пахучий красотел

4)  обыкновенный скворец

5)  гусеница непарного шелкопряда

Источник: РЕШУ ОГЭ


В экосистеме пресного водоёма обитают беззубки, караси, окуни и щуки. Какие биотические отношения сложились между перечисленными видами организмов с учётом всех этапов их жизненных циклов? Ответ обоснуйте.

Источник: ЕГЭ по биологии 2022. Досрочная волна


Как расположены глаза у крупных хищных и травоядных млекопитающих? В чем преимущество такого расположения глаз у этих групп животных?

Источник: ЕГЭ по биологии 14.06.2022. Основная волна. Разные задачи

Всего: 162    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 | 101–120 | 121–140 …

Пробник ЕГЭ 2023 по биологии новый тренировочный вариант №6 от BioFamily задания и ответы с решением в новом формате реального экзамена решу ЕГЭ 2023 года данный вариант вы можете скачать или решать онлайн на сайте.

▶Скачать тренировочный вариант

▶Скачать ответы и решения для варианта

▶Другие варианты ЕГЭ 2023 по биологии

BioFamily__Probnik_6_EGE_2023

Ответы и решения для варианта

BioFamily__Probnik_6_otveti

1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живого» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. Куриный эмбрион.

2. Исследователь поместил растения овса в герметичную освещенную камеру и повысил в ней концентрацию углекислого газа с 0,04% до 0,1%. Как спустя час у растений изменится интенсивность дыхания и интенсивность фотосинтеза? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

3. В сперматозоиде быка содержится 30 хромосом. Определите число половых хромосом в клетке кожи коровы. В ответ запишите только соответствующее число.

4. Определите вероятность (%) рождения здорового сына в браке женщиныносительницы гена гемофилии и мужчины с нормальной свертываемостью крови. В ответ запишите только соответствующее число.

5. Каким номером на рисунке обозначена клетка, находящаяся в фазе роста?

6. Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) формируется овоцит первого порядка
Б) деление гаплоидных клеток
В) образуется оотида
Г) происходит репликация ДНК
Д) редукционное деление
Е) сопровождается расхождением двухроматидных хромосом

7. Выберите три признака, которые соответствуют молекуле, изображенной на рисунке. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • 1) может связываться с аминокислотами
  • 2) участвует в транскрипции
  • 3) имеет антикодоновую петлю
  • 4) содержит углевод рибозу
  • 5) мономеры связаны пептидными связями
  • 6) имеет гидрофильную головку

8. Установите последовательность этапов энергетического обмена гриба, растущего на древесине. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) образование глюкозы
  • 2) выделение углекислого газа
  • 3) расщепление целлюлозы
  • 4) транспорт пирувата в митохондрии
  • 5) окислительное фосфорилирование

9. Каким номером на рисунке обозначен организм, относящийся к типу Моллюски?

10. Установите соответствие между характеристиками и представителями беспозвоночных животных, обозначенных на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) имеет первичную полость тела
Б) развитие со сменой хозяина
В) гермафродит
Г) замкнутая кровеносная система
Д) тело сегментировано
Е) один слой продольных мышц

11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для растения, изображенного на рисунке, характерно:

  • 1) доминирование спорофита
  • 2) формирование весенних и летних побегов
  • 3) опыление ветром
  • 4) образование спор в стробилах
  • 5) дихотомическое ветвление
  • 6) наличие главного корня

12. Установите последовательность систематических групп, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) Двудольные
  • 2) Сложноцветные
  • 3) Покрытосеменные
  • 4) Растения
  • 5) Ромашка
  • 6) Ромашка аптечная

13. Какой цифрой на рисунке обозначена слуховая косточка наковальня?

14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) соединяется с носоглоткой
Б) относится к проводниковой части слухового анализатора
В) содержит кортиев орган
Г) проводит воздух в полость среднего уха
Д) имеет рецепторные клетки
Е) черепной нерв

15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Мозговое вещество надпочечников:

  • 1) формируется из мозгового вещества почек
  • 2) вырабатывает стероидные гормоны
  • 3) выделяет в кровь адреналин и норадреналин
  • 4) при гиперфункции вызывает базедову болезнь
  • 5) иннервируется симпатической нервной системой
  • 6) синтезирует гормоны, повышающие артериальное давление

16. Установите правильную последовательность прохождения порции изотопов меченого йода, введенного с пищей, по органам и структурам в теле человека до места аккумуляции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) капилляры ворсинок кишечника
  • 2) правое предсердие
  • 3) воротная вена печени
  • 4) левый желудочек
  • 5) капилляры щитовидной железы

17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры идиоадаптаций змей. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Тело змей покрыто сухой ороговевшей кожей, защищающей их от потерь влаги. (2) Особое строение челюстей, растяжимая глотка и мускульный пищевод позволяют змеям заглатывать добычу, в несколько раз превышающую толщину их тела. (3) Сердце змей трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке, в связи с чем внутренние органы снабжаются смешанной кровью. (4) У змей наблюдается упрощение строения органа слуха, например, утрачивается барабанная перепонка, но при этом лучше развит так называемый «сейсмический слух». (5) В шейном отделе змей имеется несколько позвонков. (6) При этом количество грудных позвонков сильно увеличено, а скелет конечностей редуцирован.

18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Взаимоотношения «хищник-жертва» наблюдаются в следующих парах организмов:

  • 1) речной рак и дафния
  • 2) минога и лосось
  • 3) окунь и пескарь
  • 4) соболь и бурундук
  • 5) омела и тополь
  • 6) барсук и лягушка

19. Установите соответствие между доказательствами эволюции и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) формирование ногтевой пластины у человека и шимпанзе бонобо
Б) обитание кошачьих лемуров только на территории Мадагаскара
В) наличие фрагментов вирусных генов в одинаковых участках хромосом человека и шимпанзе
Г) различие флоры и фауны Северной и Южной Америки
Д) наличие грифельных косточек у лошадей
Е) идентичность генетического кода у человека и мыши

20. Установите последовательность событий в эволюции позвоночных животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) формирование головного мозга
  • 2) использование кожного дыхания
  • 3) окостенение позвонков
  • 4) появление теплокровности
  • 5) формирование амниона

21. Проанализируйте таблицу «Типы плодов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

22. Проанализируйте график, отражающий концентрацию хорионического гонадотропина (ХГЧ) в крови женщины на разных сроках беременности. Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  • 1) Снижение уровня ХГЧ в первые недели беременности может привести к самопроизвольному аборту.
  • 2) Максимальная концентрация ХГЧ наблюдается на 10 неделе беременности.
  • 3) После 10 недели беременности уровень ХГЧ не опускается ниже 10 МЕ/мл.
  • 4) В течение 6-10 недели беременности концентрация ХГЧ резко возрастает.
  • 5) В моче беременной женщины ХГЧ можно обнаружить начиная с 5 недели беременности.

23. Какую нулевую гипотезу* смогли сформулировать исследователи перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в течение всего эксперимента температура в помещении, где находились колбы, должна была поддерживаться на одинаковом уровне? Почему результаты эксперимента могли быть недостоверными, если виноградное сусло в различных колбах было получено путем отжимания сока из ягод разных сортов винограда?

24. Какой процесс энергетического обмена преобладал у дрожжей в колбах, закрытых пробками? Объясните, почему при отсутствии воздуха плотность живых клеток дрожжей в среде была ниже, чем при наличии кислорода. Для чего необходимо было снабдить пробки гидрозатворным клапаном? Почему колбы прикрывали ватными тампонами, а не оставляли просто открытыми? Ответ поясните.

25. Рассмотрите рисунок. Представителю какого пола принадлежит данная кариограмма? Ответ поясните. Какое нарушение можно обнаружить на данной кариограмме? Какой тип мутации является ее причиной? Какой наследственный синдром развивается вследствие такой мутации? Объясните, чем обусловлено название этого синдрома.

26. Насекомые являются типичными обитателями пустынь. Какие особенности строения и функционирования покровов, дыхательной и выделительной систем обеспечивают насекомым сохранение влаги в теле? Ответ объясните.

27. В английском языке есть выражение «use it or lose it» — используй или потеряешь. Эта закономерность издавна замечена и эволюционистами. Как редукция органов и структур, например, головы у двустворчатых моллюсков, может быть объяснена с позиций ламаркизма? Какой закон Ламарка она иллюстрирует? Как это же эволюционное событие необходимо объяснять с позиций синтетической теории эволюции? Примером какого пути достижения биологического прогресса оно является? Какие преимущества дала утрата головы предкам двустворчатых?

28. Вирус гриппа А в качестве генетического материала несет минус-нитевую РНК. Такая РНК не может служить матрицей для трансляции вирусных белков. Под действием вирусной РНК-зависимой РНК-полимеразы на матрице геномной минус-нитевой РНК происходит транскрипция. Образующаяся при этом вирусная плюс-нитевая иРНК способна связываться с рибосомами клетки для трансляции. Фрагмент генома вируса гриппа А имеет следующую последовательность нуклеотидов: 5′-АУГЦУГГЦЦУАГАГГУУА-3′. Определите, с какого нуклеотида во фрагменте вирусной иРНК начинается синтез белка и первичную структуру фрагмента вирусного белка, если известно, что он содержит не менее четырех аминокислот. Ответ поясните. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

29. На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Общая цветовая слепота и нарушение развития скелета вызываются рецессивными генами, расположенными на псевдоаутосомных участках. Дигетерозиготная женщина вышла замуж за мужчину, страдающего общей цветовой слепотой и нарушением развития скелета. Их сын, имеющий нормальное цветовое зрение и нарушение развития скелета, женился на моногомозиготной женщине-носительнице гена общей цветовой слепоты, в семье которой не было случаев нарушения развития скелета. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства.

Тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по биологии задания с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

5605. Установите соответствие между организмами и типами их взаимоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А) личинка божьей коровки и тля
Б) чесоточный зудень и человек
В) гидра и дафния
Г) носорог и воловья птица
Д) щука и карась

ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

1) хищник — жертва
2) паразит — хозяин
3) симбиоз

Добавить в избранное

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 5605.

5297. Установите соответствие между организмами и типами их взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А) осина — трутовик
Б) минога — рыба
В) человек — кишечная палочка
Г) берёза — подберёзовик
Д) тля — муравей
Е) слива — повилика

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1) паразитизм
2) симбиоз

Добавить в избранное

Верный ответ: 112221

Паразитизм (1). Трутовик — паразитический гриб, питается готовыми органическими веществами из транспортной системы живого растения (А). Минога — паразит рыб, этот представитель отряда бесчелюстных присасывается к рыбам и питается их кровью (Б). Повилика — паразитическое растение, питается органическими веществами другого (Е).

Симбиоз (2). Кишечная палочка — кишечный симбионт (В) человека (становится паразитом лишь в своих патогенных штаммах, но это встречается лишь у нездоровых людей). Своей микоризой подберезовик помогает дереву впитывать воду и минеральные вещества, а сам гриб так получает больше органических веществ (Г). Тли и муравьи — симбионты: муравьи разводят и пасут «стада» тли на верхушках деревьев, защищают их от врагов, а тля дает муравьям раствор сахаров (Д).

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 5297.

5269. Установите соответствие между организмами и типами их взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А) актиния — рак-отшельник
Б) листовой опад — дождевой червь
В) человек — кишечная палочка
Г) заяц — лиса
Д) клевер — шмель
Е) берёза — подберёзовик

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1) выедание
2) симбиоз

Добавить в избранное

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 5269.

5241. Установите соответствие между организмами и типами их взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А) минога — скумбрия
Б) лягушка — уж
В) тля — божья коровка
Г) заяц — лиса
Д) гусеница — наездник
Е) человек — аскарида

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1) паразит — хозяин
2) хищник — жертва

Добавить в избранное

Верный ответ: 122211

Паразитизм (1). Минога — паразит рыб, этот отряд бесчелюстных присасывается к рыбам и питается их кровью (А). Наездники откладывают яйца в кладки и личинки других насекомых и пауков, позже, вырастая, новые наездники поедают ткани хозяина и уничтожают его (Д). Аскарида — паразитический круглый червь (Е).

Хищничество (2). Уж питается лягушками и мелкими грызунами (Б). Божьи коровки питаются тлей (В). Лиса охотится на зайца (Г).

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 5241.

5212. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Отношения хищник — жертва устанавливаются между

1. зайцем и лисой2. человеком и свиным цепнем3. майским жуком и насекомоядными птицами4. свиньёй и человеком5. собакой и блохами6. лососем и миногой

Добавить в избранное

Верный ответ: 134

Хищничество. Лиса охотится на зайца (1). Насекомоядные птицы питаются жуками, в том числе майскими (3). Человек употребляет в пищу свиней (4).

Паразитизм. Свиной цепень (2) — паразитический ленточный червь. Блохи (5) — кровососущие паразиты животных. Минога (6) — факультативный паразит рыб.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 5212.


Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще

Модель взаимодействия двух видов типа «хищник — жертва» (модель Лотки – Вольтерры) названа в честь её авторов (Лотка, 1925; Вольтерра, 1926), которые независимо друг от друга предложили модельные уравнения, описывающие эти взаимодействия. Но эта модель не описывает ситуацию, если популяция одного из видов исчезнет полностью. Что произойдет с численностью популяции зайца в краткосрочном и долгосрочном прогнозах, если человек полностью уничтожит популяцию волка? Ответ обоснуйте.

  1. численность популяции зайца сначала возрастёт, потом сократится;
  2. сначала численность популяции зайца возрастёт, потому что зайцы не будут уничтожаться волками;
  3. в дальнейшем численность популяции зайца сократится, поскольку в результате роста численности зайцев начнутся голод (сократятся их пищевые ресурсы) и болезни (в результате роста численности паразитов)

Пробник ЕГЭ 2023 по биологии новый тренировочный вариант №6 от BioFamily задания и ответы с решением в новом формате реального экзамена решу ЕГЭ 2023 года данный вариант вы можете скачать или решать онлайн на сайте.

▶Скачать тренировочный вариант

▶Скачать ответы и решения для варианта

▶Другие варианты ЕГЭ 2023 по биологии

BioFamily__Probnik_6_EGE_2023

Ответы и решения для варианта

BioFamily__Probnik_6_otveti

1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живого» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. Куриный эмбрион.

2. Исследователь поместил растения овса в герметичную освещенную камеру и повысил в ней концентрацию углекислого газа с 0,04% до 0,1%. Как спустя час у растений изменится интенсивность дыхания и интенсивность фотосинтеза? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

3. В сперматозоиде быка содержится 30 хромосом. Определите число половых хромосом в клетке кожи коровы. В ответ запишите только соответствующее число.

4. Определите вероятность (%) рождения здорового сына в браке женщиныносительницы гена гемофилии и мужчины с нормальной свертываемостью крови. В ответ запишите только соответствующее число.

5. Каким номером на рисунке обозначена клетка, находящаяся в фазе роста?

6. Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) формируется овоцит первого порядка
Б) деление гаплоидных клеток
В) образуется оотида
Г) происходит репликация ДНК
Д) редукционное деление
Е) сопровождается расхождением двухроматидных хромосом

7. Выберите три признака, которые соответствуют молекуле, изображенной на рисунке. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • 1) может связываться с аминокислотами
  • 2) участвует в транскрипции
  • 3) имеет антикодоновую петлю
  • 4) содержит углевод рибозу
  • 5) мономеры связаны пептидными связями
  • 6) имеет гидрофильную головку

8. Установите последовательность этапов энергетического обмена гриба, растущего на древесине. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) образование глюкозы
  • 2) выделение углекислого газа
  • 3) расщепление целлюлозы
  • 4) транспорт пирувата в митохондрии
  • 5) окислительное фосфорилирование

9. Каким номером на рисунке обозначен организм, относящийся к типу Моллюски?

10. Установите соответствие между характеристиками и представителями беспозвоночных животных, обозначенных на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) имеет первичную полость тела
Б) развитие со сменой хозяина
В) гермафродит
Г) замкнутая кровеносная система
Д) тело сегментировано
Е) один слой продольных мышц

11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для растения, изображенного на рисунке, характерно:

  • 1) доминирование спорофита
  • 2) формирование весенних и летних побегов
  • 3) опыление ветром
  • 4) образование спор в стробилах
  • 5) дихотомическое ветвление
  • 6) наличие главного корня

12. Установите последовательность систематических групп, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) Двудольные
  • 2) Сложноцветные
  • 3) Покрытосеменные
  • 4) Растения
  • 5) Ромашка
  • 6) Ромашка аптечная

13. Какой цифрой на рисунке обозначена слуховая косточка наковальня?

14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) соединяется с носоглоткой
Б) относится к проводниковой части слухового анализатора
В) содержит кортиев орган
Г) проводит воздух в полость среднего уха
Д) имеет рецепторные клетки
Е) черепной нерв

15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Мозговое вещество надпочечников:

  • 1) формируется из мозгового вещества почек
  • 2) вырабатывает стероидные гормоны
  • 3) выделяет в кровь адреналин и норадреналин
  • 4) при гиперфункции вызывает базедову болезнь
  • 5) иннервируется симпатической нервной системой
  • 6) синтезирует гормоны, повышающие артериальное давление

16. Установите правильную последовательность прохождения порции изотопов меченого йода, введенного с пищей, по органам и структурам в теле человека до места аккумуляции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) капилляры ворсинок кишечника
  • 2) правое предсердие
  • 3) воротная вена печени
  • 4) левый желудочек
  • 5) капилляры щитовидной железы

17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры идиоадаптаций змей. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Тело змей покрыто сухой ороговевшей кожей, защищающей их от потерь влаги. (2) Особое строение челюстей, растяжимая глотка и мускульный пищевод позволяют змеям заглатывать добычу, в несколько раз превышающую толщину их тела. (3) Сердце змей трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке, в связи с чем внутренние органы снабжаются смешанной кровью. (4) У змей наблюдается упрощение строения органа слуха, например, утрачивается барабанная перепонка, но при этом лучше развит так называемый «сейсмический слух». (5) В шейном отделе змей имеется несколько позвонков. (6) При этом количество грудных позвонков сильно увеличено, а скелет конечностей редуцирован.

18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Взаимоотношения «хищник-жертва» наблюдаются в следующих парах организмов:

  • 1) речной рак и дафния
  • 2) минога и лосось
  • 3) окунь и пескарь
  • 4) соболь и бурундук
  • 5) омела и тополь
  • 6) барсук и лягушка

19. Установите соответствие между доказательствами эволюции и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) формирование ногтевой пластины у человека и шимпанзе бонобо
Б) обитание кошачьих лемуров только на территории Мадагаскара
В) наличие фрагментов вирусных генов в одинаковых участках хромосом человека и шимпанзе
Г) различие флоры и фауны Северной и Южной Америки
Д) наличие грифельных косточек у лошадей
Е) идентичность генетического кода у человека и мыши

20. Установите последовательность событий в эволюции позвоночных животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) формирование головного мозга
  • 2) использование кожного дыхания
  • 3) окостенение позвонков
  • 4) появление теплокровности
  • 5) формирование амниона

21. Проанализируйте таблицу «Типы плодов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

22. Проанализируйте график, отражающий концентрацию хорионического гонадотропина (ХГЧ) в крови женщины на разных сроках беременности. Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  • 1) Снижение уровня ХГЧ в первые недели беременности может привести к самопроизвольному аборту.
  • 2) Максимальная концентрация ХГЧ наблюдается на 10 неделе беременности.
  • 3) После 10 недели беременности уровень ХГЧ не опускается ниже 10 МЕ/мл.
  • 4) В течение 6-10 недели беременности концентрация ХГЧ резко возрастает.
  • 5) В моче беременной женщины ХГЧ можно обнаружить начиная с 5 недели беременности.

23. Какую нулевую гипотезу* смогли сформулировать исследователи перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в течение всего эксперимента температура в помещении, где находились колбы, должна была поддерживаться на одинаковом уровне? Почему результаты эксперимента могли быть недостоверными, если виноградное сусло в различных колбах было получено путем отжимания сока из ягод разных сортов винограда?

24. Какой процесс энергетического обмена преобладал у дрожжей в колбах, закрытых пробками? Объясните, почему при отсутствии воздуха плотность живых клеток дрожжей в среде была ниже, чем при наличии кислорода. Для чего необходимо было снабдить пробки гидрозатворным клапаном? Почему колбы прикрывали ватными тампонами, а не оставляли просто открытыми? Ответ поясните.

25. Рассмотрите рисунок. Представителю какого пола принадлежит данная кариограмма? Ответ поясните. Какое нарушение можно обнаружить на данной кариограмме? Какой тип мутации является ее причиной? Какой наследственный синдром развивается вследствие такой мутации? Объясните, чем обусловлено название этого синдрома.

26. Насекомые являются типичными обитателями пустынь. Какие особенности строения и функционирования покровов, дыхательной и выделительной систем обеспечивают насекомым сохранение влаги в теле? Ответ объясните.

27. В английском языке есть выражение «use it or lose it» — используй или потеряешь. Эта закономерность издавна замечена и эволюционистами. Как редукция органов и структур, например, головы у двустворчатых моллюсков, может быть объяснена с позиций ламаркизма? Какой закон Ламарка она иллюстрирует? Как это же эволюционное событие необходимо объяснять с позиций синтетической теории эволюции? Примером какого пути достижения биологического прогресса оно является? Какие преимущества дала утрата головы предкам двустворчатых?

28. Вирус гриппа А в качестве генетического материала несет минус-нитевую РНК. Такая РНК не может служить матрицей для трансляции вирусных белков. Под действием вирусной РНК-зависимой РНК-полимеразы на матрице геномной минус-нитевой РНК происходит транскрипция. Образующаяся при этом вирусная плюс-нитевая иРНК способна связываться с рибосомами клетки для трансляции. Фрагмент генома вируса гриппа А имеет следующую последовательность нуклеотидов: 5′-АУГЦУГГЦЦУАГАГГУУА-3′. Определите, с какого нуклеотида во фрагменте вирусной иРНК начинается синтез белка и первичную структуру фрагмента вирусного белка, если известно, что он содержит не менее четырех аминокислот. Ответ поясните. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

29. На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Общая цветовая слепота и нарушение развития скелета вызываются рецессивными генами, расположенными на псевдоаутосомных участках. Дигетерозиготная женщина вышла замуж за мужчину, страдающего общей цветовой слепотой и нарушением развития скелета. Их сын, имеющий нормальное цветовое зрение и нарушение развития скелета, женился на моногомозиготной женщине-носительнице гена общей цветовой слепоты, в семье которой не было случаев нарушения развития скелета. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства.

Тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по биологии задания с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Время на прочтение
5 мин

Количество просмотров 10K

Недавно по сети прошел всплеск упоминаний игры Жизнь, в связи в основном с тем, что умер ее создатель.

Время сейчас такое, все стали интересоваться биологией, везде эти графики выживания, ну и у меня из закромов памяти вдруг выбралась интересная модель, по которой когда-то писал курсовую.

Модель похожа на Жизнь тем, что это такой же циклический процесс, на который можно смотреть как на огонь, бесконечно медитировать и размышлять о вечном.

Это — Хищник-жертва, вполне себе серьезная модель из прикладной математики (Predator-prey в англоязычном мире).

Суть процесса заключается в том, что в некотором лесу живет стадо оленей (в альтернативной версии — зайцев, но не суть), которые едят в волю и размножаются безудержно, и рано или поздно заполоняют всю территорию.

Однако в том же лесу есть еще и хищники, которые питаются этими оленями (волки, но для зайцев — обычно лисы).

Пара хищников, оказавшаяся в этом изобильном лесу, очень бодро размножается по экспоненте в соответствии с законом Мальтуса, но в какой-то момент ресурсы-олени начинают иссякать, волки — голодать и вымирать, экспонента стремительно летит вниз и там выживают только самые стойкие.

Загнанные было в угол олени поднимают головы, включают свою экспоненту и начинают доминировать над лесом, но пережившие пост волки на свежем мясе находят в себе силы на новую волну рождаемости… и так по кругу и до бесконечности.

Вот график (утащен с Википедии):

Математическая модель этого процесса была описана в начале 20ого века Лоткой и Вольтеррой и названа в их честь.

Почему эта модель существует уже сотню лет и все равно актуальна?

Основных причины две: она очень простая и описывает процесс достаточно реалистично.

У модели всего четыре параметра:

  • альфа) скорость размножения оленей
  • бета) скорость поедания оленей волками
  • гамма) скорость вымирания голодных волков
  • дельта) скорость размножения сытых волков

Модель содержит минимальную нелинейность и считается аналитически. При удачно подобранных параметрах она устойчива (ни олени, ни волки до конца не вымирают) и реалистично описывает динамику колебаний в популяциях.

За сто лет было много попыток сделать что-то более реалистичное — но любое повышение сложности ведет к нелинейной системе более высокого уровня и дальше все упирается в непробиваемые интегральные уравнения, которые решить можно только численными методами.

Есть еще один метод — просто запрограммировать этот процесс как игру.

На самом деле такой подход называется мультиагентным моделированием и вполне годится, чтобы сдать курсовую.

Выбираем технологию

Хочется, чтобы программа имела визуализацию, не только на машине автора, но у как можно большей аудитории, причем чтобы оно все само, при минимальных усилиях и все такое.
Логично, что решением будет запустить программу в браузере и, следовательно, писать ее придется на javascript.

Ну а чтобы не плодить зоопарк технологий, сервер тоже на нем напишем.

Стандартные шаги по установке node.js и всего необходимого описаны на Гитхабе.

Модель оленьего роста

Переходим к самому интересному — размножению. Без хищников у нас мальтузианская модель в условиях ограниченных ресурсов (в мире математики описывается логистической функцией или уравнением Ферхюльста), ее теперь как-то надо применить к агентам.

Можно подобрать вероятностные коэффициенты к каждому оленю и все должно получиться.
Но чем хорошо агентное моделирование — можно задавать именно поведение, не ограничивая себя несколькими коэффициентами.

В общем, модель оленей жизни выглядит так:

  • оленям необходимо двигаться. Олень, который не смог сдвинуться с места за единицу времени — погибает (а сдвинуться он не смог бы только потому, что все соседние клетки заняты его друзьями).
  • дальше припишем оленям немного деликатности и поставим условие, что размножаться они могут, только если на соседних клетках никого нет.

  breed(u) {
    var spots = MapUtil.get_adj(u.point, this.W, this.H)
    if (!spots || spots.length < 1)
      return false
    var free = spots.filter(p => !this.GM.get(p))
    if (free.length < spots.length)
      return false
    var spot = _.sample(spots)
    if (!spot)
      return false
    var born = new Wild(u.kind)
    born.move(spot)
    this.add_wild(born)
    this.born.push(born)
  }

Дальше сделаем легкий тестовый апп, который создает лесной мир 20×20, запускает в самый центр оленя, и прогоняет 100 циклов, каждый раз печатая статус в csv.

Получившийся csv-файл загоним в Google Spreadsheet и сгенерим график:

Вполне себе экспоненточка получается. Видим, что численность стабилизируется на 200+ оленей, это легко объяснить тем, что необходимость движения требует для оленя не менее двух клеток, а площадь всего леса — 400.

Максимальный прирост случается довольно рано — на 14-15 ходу, а последние 20 ходов численность стоит на месте с незначительнеми колебаниями.

В целом, что хочется подчеркнуть — простейшая агентная модель ведет себя очень реалистично, вполне похожа на логистическую кривую, разбавленную легким шумом.

Но мы сюда не столько за цифрами пришли, сколько за картинками на которые можно смотреть и расслабляться.

Итак, пришло время сделать страничку с картой и графиками, а прогон модели перенести на сервер.

Ставим express и socket.io, а рисовать будем прямо на html5 canvas (с js-движками я не знаком, да и задача не особо сложная).

Смотрим и нервничаем от того, как олени буквально заполоняют лес за считанные итерации, а потом ассимптотически флуктуируют вокруг максимума.

С одной стороны, это всего лишь модель, но кое-где это реальная проблема — достаточно погуглить deers overpopulation и удивиться обилию материала на эту тему.

Эта модель не учитывает деградацию леса, но на самом деле олени довольно жадные потребители — они выедают побеги, вытаптывают землю и в общем разрушают свои леса.

Что делать хозяину леса в таком случае?

Он покупает волков, вешает на каждого gps-датчик и молится, чтобы они не пропали.

Волки

Пора внедрить волка и в нашу модель.

Надо решить две вещи — как волк ест и размножается.

Охотиться просто, когда есть на кого — если в любой соседней клетке есть олень — просто едим его.

Если оленя нет, то можно выжить какой-то период времени.

Для начала положим, что есть волк может каждый ход, но если за два хода не удалось — на обочину эволюции.

С размножением вариантов побольше.

Для начала — уберем деликатность, пусть волки размножаются всегда когда есть свободное место.

И добавим ограничение — голодные волки не размножаются.

Первый блин

Дадим оленям немного размножиться и закинем волка в толпу:

Модель получилась, мягко говоря, неустойчивая — волки моментально выкосили всех оленей и быстренько сами вымерли.

Одно расстройство, никакого дзена.

Вторая попытка

Надо что-то менять.

Режет глаз, какими взрывными темпами плодятся волки.

Немного усложним им жизнь — поставим условие, что размножаться можно только, если на соседних клетках оленей больше чем волков.

    var preys = spots.map(p => this.GM.get(p)).filter(u => u && u.kind == Wilds.DEER)
    var preds = spots.map(p => this.GM.get(p)).filter(u => u && u.kind == Wilds.WOLF)
    if (preys.length <= preds.length)
      return false

И забросим волков, когда оленья популяция достигает максимума.

Эта попытка удалась намного лучше.

Баланс хищников и жертв постоянно в движении, оленья популяция сильно сократилась и теперь даже близко не подбирается к своему максимуму.

Однако случиться может всякое, и почти каждый раз происходит так, что волки умудряются вымереть, а олени вновь торжествующе заполоняют чащу.

Вот в этом прогоне волки продержались долго:

Третий круг

Придется закрутить гайки размножения еще сильней.

Поставим теперь условие: рядом должны быть олени, но не должно быть волков.
Такие вот нежные волки, не терпят конкуренции.

Система получается более устойчивой.

В сравнении с предыдущим графиком пики сглажены как у оленей, так и у волков.

В общем, понятно куда двигаться, чтобы получился такой же гладкий график как в Википедии.
В итоге приходим к банальному выводу — размножаться надо сознательно, а не по максимуму.
Звучит как реклама гедонизма, но можно и дальше понижать плодовитость волков в расчете «на повышение качества и продолжительности их жизни»…

Развертывание

В качестве эпилога — инструкция по развертыванию.

Она очень короткая:

1. Пишем простенький докер-файл:

FROM node:14
ADD https://github.com/tprlab/predator-prey/archive/master.zip /
RUN unzip /master.zip
WORKDIR /predator-prey-master
RUN npm install
EXPOSE 8081
CMD ["node", "server.js"]

2. docker build. -t predator-prey

3. docker run -p 8081:8081 predator-prey

Для самых ленивых я собрал и выложил образ на Docker Hub

Если не хочется возиться с докером — на странице репо (ссылка ниже) есть инструкция по установке с нуля.

Ссылки

  • Модель Хищник-жертва
  • Модель Лотки-Вольтерры
  • Репо на Гитхабе

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Решу егэ химия цепочки превращений органика
  • Решу егэ химия цепочки по углеводородам
  • Решу егэ химия установите соответствие
  • Решу егэ химия углеводороды задания
  • Решу егэ химия термохимические уравнения

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии