Пройти тестирование по 10 заданиям
Пройти тестирование по всем заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Определите, атомы каких двух из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне четыре электрона. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:
Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1
Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде.
Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их металлических свойств. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2017 по химии, Демонстрационная версия ЕГЭ—2018 по химии, Демонстрационная версия ЕГЭ−2019 по химии
2
Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют низшую степень окисления, равную –4. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2017 по химии, Демонстрационная версия ЕГЭ−2019 по химии
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2017 по химии, Демонстрационная версия ЕГЭ−2019 по химии
2
Определите, атомы каких двух из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне один электрон. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:
Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1
Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде.
Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их металлических свойств. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
2
Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют высшую степень окисления, равную +1. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
Источник: РЕШУ ЕГЭ
3
Определите, атомы каких двух из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне пять электронов. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:
Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1
Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде.
Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их металлических свойств. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
2
Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют низшую степень окисления, равную −2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
Источник: РЕШУ ЕГЭ
4
Определите, атомы каких двух из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне два электрона. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:
Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1
Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде.
Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
2
Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют высшую степень окисления, равную +2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
Источник: РЕШУ ЕГЭ
5
Определите, атомы каких двух из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне три электрона. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:
Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1
Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде.
Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их металлических свойств. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
2
Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют высшую степень окисления, равную +3. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
Источник: РЕШУ ЕГЭ
Пройти тестирование по этим заданиям
За это задание ты можешь получить 1 балл. На решение дается около 3 минут. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 79.2%
Ответом к заданию 1 по химии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Задача 1
1) N 2) S 3) P 4) Se 5) As
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют в возбуждённом состоянии электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns1np3nd1. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Электронная конфигурация ns1np3nd1 в возбужденном состоянии показывает, что на внешнем слое у атома будет расположено 5 электронов, значит нужны элементы из пятой группы главной подгруппы, таких три: азот, фосфор и мышьяк. Однако атом азота не может переходить в возбужденное состояние, так как на втором энергетическом уровне нет d — подуровня, следовательно, ответ: фосфор и мышьяк.
Ответ: 35
Задача 2
1) Te 2) I 3) O 4) S 5) Sr
Определите, анионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 5s25p6. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Анионы образуются из нейтральных атомов неметаллов при присоединении электронов:
$Э^0 + nē = Э^{n–}$
Электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня $5s^{2}5p^{6}$ имеет ксенон Xe, который находится в главной подгруппе VIII группы пятого периода, следовательно, анионы с такой электронной конфигурацией могут образовывать атомы неметаллов, находящихся в пятом периоде, т. е. теллур (ответ — 1) и йод (ответ — 2).
Вывод: правильные ответы — 1, 2.
Ответ: 12
Задача 3
1) Al 2) S 3) P 4) Cr 5) Si
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии во внешнем слое содержат один неспаренный электрон. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Здесь лучше всего расписать конфигурации атомов, но можно и запомнить, что 1 неспаренный электрон на внешнем уровне имеют атомы элементов 1,3 и 7 групп или атомы элементы с провалом электрона. В 3 группе находится алюминий (3s2 3p1), а у хрома имеется провал электрона (3d5 4s1)
Ответ: 14
Задача 4
1) Mg 2) Bi 3) Ba 4) Sr 5) Al
Определите, катионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 3s0. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Электронная конфигурация $3s^0$ описывает строение внешнего энергетического уровня, следовательно, элемент имеет три энергетических уровня, то есть находится в третьем периоде. Из предложенных элементов в третьем периоде находятся магний(Mg) и алюминий(Al). Обрати внимание, что речь идет про катионы!
Ответ: 15
Задача 5
1) I 2) N 3) Br 4) P 5) Cl
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns2np3. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Конфигурация внешнего энергетического уровня $ns^{2}np^{3}$ означает, что на внешнем энергетическом уровне атома находится 5 электронов, следовательно, это атом элемента, стоящего в главной подгруппе V группы таблицы Менделеева. Из предложенных элементов в главной подгруппе V группы находятся N и P.
Ответ: 24
Задача 6
1) Bi 2) N 3) Br 4) P 5) Cl
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns2np5. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Электронную конфигурацию $ns^{2}np^{5}$ имеют элементы, которые находятся в 7 группе главной подгруппы, такими элементами являются бром и хлор.
Ответ: 35
Задача 7
1) K 2) S 3) Na 4) Si 5) Se
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns2np4. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Конфигурация внешнего энергетического уровня $ns^{2}np^{4}$ означает, что на внешнем энергетическом уровне атома находится 6 электронов, а заполнение только s и p подуровней указывает на элементы главной подгруппы. Следовательно, это атомы элементов, стоящих в главной подгруппе VI группы таблицы Менделеева. Из предложенных элементов в главной подгруппе VI группы находятся S и Se.
Ответ: 25
Задача 8
1) S 2) Na 3) He 4) Cl 5) Se
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns2np4. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Электронную конфигурацию $ns^{2}np^{4}$ имеют элементы, которые находятся в 6 группе главной подгруппы, такими элементами являются сера и селен.
Ответ: 15
Задача 9
1) Mg 2) Al 3) Sb 4) N 5) Bi
Определите, катионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 3s0. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Конфигурация внешнего энергетического уровня КАТИОНА $3s^0$ означает, что данный элемент, образующий такой катион, имеет три энергетических уровня, следовательно, в таблице Менделеева находится в III периоде. Из представленных элементов в III периоде находятся Mg и Al.
Ответ: 12
Задача 10
1) Cu 2) Te 3) Se 4) Ag 5) O
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns1(n–1)d10. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Элементы с такой конфигурацией должны находиться в побочной подгруппе, поскольку заполняется d подуровень ( произошел перескок электрона в связи с устойчивостью полностью заполненного d подуровня), поскольку внешних электронов 1, то группа первая. Ищем элементы I группы побочной подгруппы.
Ответ: 14
Задача 11
1) Ti 2) Cl 3) Zr 4) I 5) F
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию энергетического уровня ns2(n–1)d2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Электронная конфигурация $ns^{2}(n–1)d^2$ указывает на то, что перед нами d-элемент, а значит, находится в побочной подгруппе. Галогены Cl, I и F находятся в главной подгруппе VII группы, а титан Ti и цирконий Zr — в побочной подгруппе IV группы, имеют 2 электрона на внешнем энергетическом слое.
Ответ: 13
Задача 12
1) S 2) K 3) O 4) Te 5) Na
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns1. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня $ns^1$ имеют элементы главной подгруппы I группы. Из представленных к ним относятся калий К и натрий Na.
Ответ: 25
Задача 13
1) N 2) S 3) P 4) Se 5) As
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют в возбуждённом состоянии электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns1np3nd1. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня $ns^1np^3nd^1$ означает, что на нём находится 5 электронов (в возбуждённом состоянии количество электронов не отличается от основного состояния), следовательно, элемент находится в V группе Периодической таблицы. Из предложенных элементов в главной подгруппе V группы находятся N, P и As, но азот не имеет d- подуровня, поэтому не может иметь такую конфигурацию внешнего энергетического уровня.
Ответ: 35
Задача 14
1) Mg 2) Cl 3) S 4) Br 5) Ca
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns2np5. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня $ns^{2}np^{5}$ свидетельствует о наличии на внешнем энергетическом слое 7 электронов, следовательно, искать нужно элементы VII группы, к ним относятся Cl и Br.
Ответ: 24
Задача 15
1) Te 2) Be 3) I 4) Ba 5) Sr
Определите, катионы каких из указанных в ряду элементов могут иметь электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 5s2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Электронная конфигурация $5s^2$ у катиона(!) показывает, что на внешнем слое было как минимум 3 электрона (часть от отдал, чтобы стать катионом), при этом внешний слой – пятый. Поэтому из всех элементов выбираем те, которые находятся в 5 периоде и в группах от третьей и дальше. Таких элементов два: теллур и иод, которые в степени окисления +4 и +5, соответственно, будут иметь конфигурацию $5s^2$.
Ответ: 13
Задача 16
1) Li 2) Se 3) K 4) S 5) Cs
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в возбуждённом состоянии могут иметь электронную конфигурацию ns2np3nd1. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Электронная конфигурация $ns^{2}np^{3}nd^{1}$ говорит о наличии шести электронов на последнем энергетическом слое атома. В возбуждённом состоянии электроны переходят на другой энергетический подуровень, но количество их не меняется, поэтому оно равно номеру группы, следовательно, подходят элементы шестой группы — селен и сера.
Ответ: 24
Задача 17
1) O 2) S 3) N 4) Te 5) P
Определите, анионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 3s23p6. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Электронная конфигурация $3s^{2}3p^6$ описывает строение внешнего энергетического уровня, следовательно, элемент имеет 3 энергетических уровня, то есть находится в третьем периоде. Из предложенных элементов в третьем периоде находятся фосфор (P) и сера (S). Фосфор принимает 3 электрона, чтобы образовать анион P$^{3-}$, а сера принимает 2 электрона, чтобы образовать анион S$^{2-}$
Ответ: 25
Задача 18
1) Ga 2) S 3) B 4) In 5) Se
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в возбуждённом состоянии имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns1np3nd2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Электронная конфигурация $ns^1np^3nd^2$ в возбужденном состоянии показывает, что на внешнем слое у атома будет расположено 6 электронов, значит нужны элементы из шестой группы главной подгруппы, таких два: сера и селен.
Ответ: 25
Задача 19
1) As 2) Cr 3) Na 4) V 5) Sc
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют 1 неспаренный электрон во внешнем слое в основном состоянии. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Решение
Для определения количества неспаренных электронов на внешнем слое нужно представить электронную конфигурацию атома. Атом натрия находится в 3 периоде, поэтому имеет 3 слоя. Всего он имеет 11 электронов, поэтому на последнем слое атом натрия имеет один неспаренный электрон. Атом хрома находится в 4 периоде, он имеет 4 слоя, 3d подуровень заполняется после 4s, но у хрома происходит провал электрона, один электрон с 4s падает на 3d, чтобы быть более энергетически устойчивым, так как в таком случае атом не будет иметь пустых орбиталей на 3d. У мышьяка 3 неспаренных электрона на внешнем слое. У скандия и ванадия их нет.
Ответ: 23
- ЕГЭ по химии
Подборка заданий № 1 ЕГЭ 2022 по химии разных типов. Ответы прилагаются.
→ скачать задания (источник: vk.com/chem4you)
→ задания №1 / ответы (источник vk.com/examtop)
Примеры заданий:
Для выполнения задания используйте данный ряд химических элементов. Ответом в задании является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
[1] 1) Br 2) F 3) N 4) Li 5) S
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат на внешнем энергетическом слое семь электронов.
[2] 1) O 2) Zn 3) Cl 4) C 5) Be
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют в основном состоянии два неспаренных электрона.
[3] 1) Li 2) Cs 3) Cl 4) Al 5) S
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов содержат 1 валентный электрон.
[4] 1) Cl 2) Na 3) H 4) Al 5) O
Определите, атомам каких из указанных в ряду элементов не хватает одного электрона до завершения внешнего электронного слоя.
Смотрите также:
Подборка экзаменационных заданий 1-4 с ответами.
Задание 1 (без ответов): 1_zadania.pdf
Задание 1 (с ответами): 1_otvety.pdf
Задание 2 (без ответов): 2_zadania.pdf
Задание 2 (с ответами): 2_otvety.pdf
Задание 3 (без ответов): 3_zadania.pdf
Задание 3 (с ответами): 3_otvety.pdf
Задание 4 (без ответов): 4_zadania.pdf
Задание 4 (с ответами): 4_otvety.pdf
Типовые (тематические) тесты в формате ЕГЭ по химии по каждому заданию. Тренировочные тесты, которые соответствуют заданиям ЕГЭ-2023 по химии по темам КИМ ЕГЭ по химии.
Хотите видеть больше интересных материалов? Вы можете поддержать работу сайта:
Обратите внимание! Форма выше — это форма для сбора донатов на работу сайта.
Полные тренировочные варианты ЕГЭ по химии с автопроверкой первой части
Спецификация ЕГЭ по химии-2023
Номер задания | Тематические тесты по теме |
1 | Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырёх периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбуждённое состояния атомов |
2 | Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов |
3 | Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов |
4 | Ковалентная химическая связь, её разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решётки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения |
5 | Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная) |
6 | Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щёлочноземельных, магния, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка). Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена |
7 | Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства неорганических веществ: – простых веществ – металлов: щелочных, щёлочноземельных, магния, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа); – простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния; – оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных; – оснований и амфотерных гидроксидов; – кислот; – солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка) |
8 | Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная); Характерные химические свойства неорганических веществ: – простых веществ – металлов: щелочных, щёлочноземельных, магния, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа); – простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния; – оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных; – оснований и амфотерных гидроксидов; – кислот; – солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка) |
9 | Взаимосвязь неорганических веществ |
10 | Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) |
11 | Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа |
12 | Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории) |
13 | Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки |
14 | Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Важнейшие способы получения углеводородов. Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальные механизмы реакций в органической химии |
15 | Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Важнейшие способы получения кислородсодержащих органических соединений |
16 | Взаимосвязь углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений |
17 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии |
18 | Скорость реакции, её зависимость от различных факторов |
19 | Реакции окислительно-восстановительные |
20 | Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) |
21 | Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная |
22 | Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов |
23 | Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Расчёты количества вещества, массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ |
24 | Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений |
25 | Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки |
26 | Расчёты с использованием понятий «растворимость», «массовая доля вещества в растворе» |
27 | Расчёты теплового эффекта (по термохимическим уравнениям) |
28 | Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ. Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси |
29 | Окислитель и восстановитель. Реакции окислительно-восстановительные
Задания 29 (ранее 30) из реального ЕГЭ по химии 2021 Задания 29 (ранее 30) из реального ЕГЭ по химии 2020 |
30 | Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена
Задания 30 (ранее 31) из реального ЕГЭ по химии 2021 Задания 30 (ранее 31) из реального ЕГЭ по химии 2020 |
31 | Тренажер задания 31 по химии железа
Тренажер задания 31 ЕГЭ по химии щелочных металлов Тренажер задания 31 ЕГЭ по химии щелочноземельных металлов Тренажер задания 31 по химии азота Тренажер задания 31 по химии алюминия Тренажер задания 31 по химии галогенов Тренажер задания 31 по химии марганца Тренажер задания 31 по химии меди Тренажер задания 31 по химии серы Тренажер задания 31 по химии углерода и кремния Тренажер задания 31 по химии цинка Тренажер задания 31 по химии хрома Задания 31 (ранее 32) из реального ЕГЭ по химии 2021 Задания 31 (ранее 32) из реального ЕГЭ по химии 2020 |
32 | Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений
Органические цепочки (задания 32, ранее 33) из реального ЕГЭ по химии 2021 Органические цепочки (задания 32, ранее 33) из реального ЕГЭ по химии 2020 |
33 | Расчёты с использованием понятий «растворимость», «массовая доля вещества в растворе». Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).Расчёты массы (объёма, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смесиРасчетные задачи по неорганике (задания 33, ранее 34) из реального ЕГЭ по химии 2021Расчетные задачи по неорганике (задания 33, ранее 34) из реального ЕГЭ по химии 2020 |
34 | Установление молекулярной и структурной формул вещества
Расчетные задачи, органическая химия (задания 34, ранее 35) из реального ЕГЭ по химии 2021 Расчетные задачи, органическая химия (задания 34, ранее 35) из реального ЕГЭ по химии 2020 |
Варианты ЕГЭ по химии
Об экзамене
Химию нельзя сдать на высокий балл, просто выучив теорию. Химию надо любить. И любить всем сердцем, чтобы тот безграничный объем информации ровным слоем уложился в голове. А когда мы говорим о будущем, о профессиях, которые будут востребованы долгие годы, то практически все направления, которые связаны с химией, с рынка труда никуда не уйдут. Потребность в “химических мозгах” стабильно растет. Поэтому если вы чувствуете, что есть хоть какая-то предрасположенность к данной науке, не поленитесь и попробуйте себя. И если все получится, то вам откроется безграничное поле для новых открытий и свершений. Меняйте себя и мир вокруг!
Структура
Часть 1 содержит 29 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий высокого уровня сложности, с развернутым ответом (порядковые номера этих заданий: 30, 31, 32, 33, 34). На выполнение всех заданий отводится 3,5 часа.
Дополнительные материалы и оборудование
К каждому варианту экзаменационной работы прилагаются следующие материалы:
− Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
− таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
− электрохимический ряд напряжений металлов.
Во время выполнения экзаменационной работы разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
Пояснения к оцениванию заданий
За правильный ответ на каждое из заданий 1–8, 12–16, 20, 21, 27–29 ставится 1 балл. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый дал правильный ответ в виде последовательности цифр или числа с заданной степенью точности.
Задания 9–11, 17–19, 22–26 считаются выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ в заданиях 9–11, 17–19, 22–26 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, – 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.
Задания части 2 (с развёрнутым ответом) предусматривают проверку от трёх до пяти элементов ответа. Задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены выпускниками различными способами. Наличие каждого требуемого элемента ответа оценивается 1 баллом, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 3 до 5 баллов в зависимости от степени сложности задания: задание 30 – 3 балла; 31 – 4 балла; 32 – 5 баллов; 33 – 4 балла; 34 – 4 балла. Проверка заданий части 2 осуществляется на основе сравнения ответа выпускника с поэлементным анализом приведённого образца ответа.
Тема | Результат | Задания | |||
---|---|---|---|---|---|
1. | Строение атома | Не изучена | Отработать | ||
2. | Закономерности изменения химических свойств и их соединений | Не изучена | Отработать | ||
3. | Электроотрицательность, степень окисления, валентность | Не изучена | Отработать | ||
4. | Химическая связь. Кристаллическая решетка | Не изучена | Отработать | ||
5. | Номенклатура неорганических веществ | Не изучена | Отработать | ||
6. | Химические свойства металлов и неметаллов | Не изучена | Отработать | ||
7. | Химические свойства оксидов | Не изучена | Отработать | ||
8. | Химические свойства кислот, оснований, солей | Не изучена | Отработать | ||
9. | Взаимосвязь неорганических веществ | Не изучена | Отработать | ||
10. | Окислительно-восстановительные реакции | Не изучена | Отработать | ||
11. | Химические свойства неорганических веществ | Не изучена | Отработать | ||
12. | Классификация и номенклатура органических веществ | Не изучена | Отработать | ||
13. | Гомологи и изомеры | Не изучена | Отработать | ||
14. | Химические свойства углеводородов и их получение | Не изучена | Отработать | ||
15. | Химические свойства кислородсодержащих соединений и их получение | Не изучена | Отработать | ||
16. | Химические свойства азотсодержащих органических соединений и их получение | Не изучена | Отработать | ||
17. | Взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических веществ | Не изучена | Отработать | ||
18. | Химические свойства углеводородов. Механизмы реакций | Не изучена | Отработать | ||
19. | Химические свойства кислородсодержащих соединений | Не изучена | Отработать | ||
20. | Классификация химических реакций | Не изучена | Отработать | ||
21. | Скорость реакции | Не изучена | Отработать | ||
22. | Электролиз | Не изучена | Отработать | ||
23. | Гидролиз | Не изучена | Отработать | ||
24. | Химическое равновесие | Не изучена | Отработать | ||
25. | Качественные реакции | Не изучена | Отработать | ||
26. | Металлургия, правила работы в лаборатории, производство | Не изучена | Отработать | ||
27. | Задача на вычисление массовой доли в растворе | Не изучена | Отработать | ||
28. | Задача на расчет по уравнению реакции | Не изучена | Отработать | ||
29. | Задача на расчет по уравнению реакции | Не изучена | Отработать | ||
Часть 2 | |||||
30. | Окислительно-восстановительные реакции | Отработать | |||
31. | Взаимосвязь неорганических веществ | Отработать | |||
32. | Взаимосвязь органических веществ | Отработать | |||
33. | Расчетная задача | Отработать | |||
34. | Задача на выведение молекулярной формулы вещества | Отработать |
Любой учитель или репетитор может отслеживать результаты своих учеников по всей группе или классу.
Для этого нажмите ниже на кнопку «Создать класс», а затем отправьте приглашение всем заинтересованным.
Ознакомьтесь с подробной видеоинструкцией по использованию модуля.
Задание №1 ЕГЭ по химии
Описание задания
В Задании №1 нам необходимо уметь хорошо пользоваться таблицей Менделеева. Первое задание — это поиск атома или иона с заданной конфигурацией электронов, обычно это количество электронов на внешнем уровне (соответствует номеру группы).
Тематика заданий: электронная конфигурация атомов
Бал: 1
Сложность задания: ♦◊◊
Примерное время выполнения: 1 мин.
Разбор типовых вариантов заданий №1 ЕГЭ по химии
Вариант 1ЕХ1
Определите, атомы каких двух из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне пять электронов.
P
N
S
Al
O
Данный пример — типичный вариант первого задания — необходимо определить количество электронов на внешнем уровне. Вспоминаем, что на количество электронов на внешнем уровне указывает номер ГРУППЫ:
Напомню, что нам важно обращать внимание на то, в главной или побочной группе находится элемент. К сожалению, в таблице, которая дана на ЕГЭ нет деления на главные или побочные группы (какие-то элементы пишут правее, какие-то левее, но это не деление на главные и побочные группы), данная таблица не удобна, однако, по правилам можно пользоваться только ей. Обсуждать недостатки данной таблицы мы не будем, скажем лишь, что в условиях задания представлены всегда элементы главных групп, поэтому данный вопрос отпадает сам собой на экзамене (но нет гарантий, что не могут дать определить количество внешних электронов у кобальта, например, по номеру группы в данной таблице это не определишь).
Итак, находим наши пять элементов из условия:
Определяем номер группы — у алюминия 3 группа, у азота и фосфора — пятая, у кислорода и серы — шестая.
В условии нас спрашивают про пять электронов — значит выбираем элементы из пятой группы — азот и фосфор!
Ответ: 12
Вариант 1ЕХ2
Определите, двум атомам каких из указанных элементов до завершения внешнего уровня не хватает шести электронов.
Ba
At
Bi
Mg
Cs
Данное задание немного другого типа, в нем необходимо определить элементы, которым не хватает какого-то количества электронов до завершения внешнего уровня. В этом случае наш алгоритм прост: мы знаем, что на внешнем уровне должно быть 8 электронов (2 и 3 период, или главные группы 4,5,6.. — в заданиях в основном фигурируют именно эти элементы), а значит вычитаем из 8 заданное число — в нашем случае 6: 8-6=2. Значит, в нашем элементе должно быть два электрона на внешнем уровне и, следовательно, расположен он во второй группе. Определяем группы элементов из условия:
В данном случае элементы второй группы — магний и барий.
Ответ: 14
Вариант 1ЕХ3
Определите, атомы каких двух из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат один неспаренный электрон.
S
Na
Al
Si
Mg
Следующий вид задания на поиск элементов с неспаренным электроном. Тут все достаточно просто. Так как электроны у нас в орбиталях всегда располагаются по парам (если помните, то есть квадратик, в котором мы рисуем стрелочку вверх и низ), то логично, что неспаренный электрон образуется, когда количество электронов на внешнем уровне нечетно, то есть в элемент должен быть расположен в нечетной группе, а именно 1,3,5,7. Определяем группы указанных нам элементов:
Итак, натрий в первой группе, магний во второй, алюминий в третьей, кремний в четвертой, а сера в шестой.
Выбираем элементы в нечетных группах — это натрий и алюминий!
Ответ: 23
Вариант 1ЕХ4
Определите, атомы каких двух из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат два неспаренных электрона.
S
Mg
C
B
Li
В данном задании нужно найти два неспаренных электрона. Данное распределение можно найти, начиная с p-подуровня, а именно два неспаренных электрона образуются в четвертой группе, так как на s -подуровне два электрона + 2 должно быть на p-подуровне, и в шестой группе, где 2s+2p(спаренные)+2p(неспаренные) (так как в p-подуровне три орбитали по два электрона на каждой). Таким образом нужно найти элементы четвертой группы или шестой:
В нашем случае это углерод и сера.
Ответ: 13
Вариант 1ЕХ5
Определите, какие два из указанных элементов образуют устойчивый положительный ион, содержащий 10 электронов.
Na
K
N
Li
Al
В данном варианте задания речь идет уже об ионе, причем положительном, который содержит 10 электронов. В такого вида заданиях необходимо определить, сколько заполнено уровней у иона в зависимости от количества электронов. В нашем случае 10 электронов — это полностью заполненные первый (2) и второй (8) уровни (или периоды в таблице). Так мы говорим о положительном ионе — значит элемент потерял электроны, но у него их было больше чем 10, а значит, он расположен в третьем периоде. Ищем такие элементы:
Нам подходят натрий и алюминий.
Ответ: 15
Вариант 1ЕХ6
Определите, какие из указанных элементов образуют устойчивый отрицательный ион, содержащий 18 электронов.
N
Al
S
Cl
Ca
Отрицательный ион получается путем добавления электронов к атому. 18 электронов — это полностью заполненный третий уровень или период, значит, наши элементы расположены именно в нем (в отличии от предыдущего задания, где мы искали в следующем периоде, так как ион положительный). Смотрим на предоставленные в условии элементы:
В данном случае в третий период попали алюминий, сера и хлор. Алюминий не может принять электроны до 18, так как является металлом и отдает электроны. Наиболее типичные элементы-любители электронов расположены правее. Это сера и хлор для данного задания.
Ответ: 34
Вариант 1ЕХ7
Определите, какие из указанных элементов на внешнем уровне содержат больше s-электронов, чем p-электронов (в основном состоянии).
H
C
F
Be
P
Такие виды заданий часто встречаются в тренировочных вариантах, нужно либо определить кого меньше, когда равно или кого больше. Разберем для наглядности данный пример. s-электронов всего два, значит p-электронов должно быть 1, чтобы было меньше. В сумме у элемента на внешнем уровне получается максимум 3 электрона (но может быть и ноль p-электронов и один или два s!), а значит он в третьей, второй или первой группе.
Нам подходит водород и бериллий.
Ответ: 14.
Остальные задания очень похожи на разобранные, поэтому вы их точно сможете решить, разобравшись с выше представленными решениями.