в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 84 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Какие два вещества могут реагировать друг с другом?
1)
2)
3)
4)
Задания Д8 № 369
Гидроксид кальция взаимодействует с каждым из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
Задания Д8 № 498
Гидроксид бария вступает в реакцию с
1)
2)
3)
4)
Задания Д8 № 799
С гидроксидом натрия взаимодействует
1)
2)
3)
4)
С гидроксидом натрия взаимодействует
1)
2)
3)
4)
Гидроксид натрия взаимодействует с каждым из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
С гидроксидом натрия взаимодействует
1)
2)
3)
4)
С гидроксидом алюминия взаимодействует каждое из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
Источник: ЕГЭ по химии 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4
Гидроксид хрома(III) превращается в комплексное соединение при взаимодействии с водным раствором
1) NaNO3
2) КОН
3) СO2
4) CaCl2
Гидроксид алюминия превращается в комплексное соединение при взаимодействии с водным раствором
1) NH3
2) NaОН
3) ZnСl2
4) SO2
Гидроксид кальция не взаимодействует с
1) оксидом углерода(II)
2) бромом
3) сероводородом
4) хлороводородом
Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную
цифрой.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задания Д8 № 584
Гидроксид калия взаимодействует с каждым из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
Задания Д8 № 885
С гидроксидом калия взаимодействует
1)
2)
3)
4)
Гидроксид рубидия может реагировать с
1)
2)
3)
4)
Гидроксид кальция вступает в реакцию с
1)
2)
3)
4)
Гидроксид алюминия реагирует с каждым из двух веществ:
1) и
2) и
3) и
4) и
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по химии
Гидроксид алюминия взаимодействует с каждым из двух веществ:
1) и
2) и
3) и
4) и
Источник: ЕГЭ по химии 24.04.2014. Досрочная волна. Вариант 1
Гидроксидом, который взаимодействует как с раствором кислоты, так и с концентрированным раствором щелочи, является
1)
2)
3)
4)
Гидроксидом, который взаимодействует как с раствором кислоты, так и с концентрированным раствором щёлочи, является
1)
2)
3)
4)
Всего: 84 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 84 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–84
Добавить в вариант
Гидроксид натрия взаимодействует с каждым из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
Какое сложное вещество может реагировать и с соляной кислотой, и с гидроксидом натрия?
1)
2)
3)
4)
В двух пробирках находился свежеосаждённый гидроксид алюминия. В одну из пробирок добавили раствор щёлочи Х, а в другую – раствор вещества Y. В обеих пробирках осадок растворился. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами
Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную
цифрой.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В одну из пробирок с осадком гидроксида алюминия добавили сильную кислоту X, а в другую — раствор вещества Y. В результате в каждой из пробирок наблюдали растворение осадка. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1) бромоводородная кислота
2) гидросульфид натрия
3) сероводородная кислота
4) гидроксид калия
5) гидрат аммиака
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по химии, Демонстрационная версия ЕГЭ—2023 по химии
Задания Д8 № 12
Гидроксид цинка реагирует с каждым из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2012 по химии
Задания Д8 № 68
Гидроксид калия взаимодействует с каждым из двух веществ
1) нитратом натрия и нитратом серебра
2) гидроксидом алюминия и нитратом серебра
3) гидроксидом цинка и оксидом меди (I)
4) хлоридом бария и оксидом фосфора (V)
Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по химии. Вариант 1.
Задания Д8 № 154
Гидроксид алюминия реагирует с каждым из двух веществ:
1) и
2) и
3) и
4) и
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по химии
Задания Д8 № 197
Гидроксид алюминия реагирует с каждым из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
Задания Д8 № 455
Гидроксид железа (III) взаимодействует с каждым из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
Задания Д8 № 541
Гидроксид натрия взаимодействует с каждым из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
Задания Д8 № 670
Гидроксид алюминия при обычных условиях взаимодействует с каждым из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
Задания Д8 № 713
Гидроксид алюминия реагирует с каждым из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
Задания Д8 № 756
С гидроксидом калия взаимодействует каждое из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
Задания Д8 № 928
Гидроксид бериллия реагирует с каждым из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
Задания Д8 № 971
Гидроксид цинка взаимодействует с каждым из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
В реакцию с гидроксидом бария вступает каждое из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
Источник: ЕГЭ по химии 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2
С гидроксидом натрия и соляной кислотой взаимодействует каждый из двух гидроксидов:
1)
2)
3)
4)
Источник: ЕГЭ по химии 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1
Вещество, которое реагирует и с раствором гидроксида натрия, и с соляной кислотой:
1)
2)
3)
4)
Вещество, которое реагирует и с разбавленной серной кислотой, и с раствором гидроксида бария:
1)
2)
3)
4)
Всего: 84 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–84
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 84 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–84
Добавить в вариант
Из предложенного перечня выберите два вещества, которые взаимодействуют с раствором гидроксида лития при комнатной температуре.
1) азот
2) алюминий
3) графит
4) кислород
5) бром
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
В двух химических стаканах находился порошок сульфида алюминия. В первый стакан добавили избыток раствора вещества Х, а во второй – избыток раствора вещества Y. В первом стакане порошок полностью растворился без выделения газа, а во втором порошок тоже растворился, но с образованием газа. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
В двух пробирках находился раствор сульфата цинка. В первую колбу добавили раствор вещества Х, а во вторую — избыток раствора вещества Y. В первой колбе выпал белый осадок, а во второй сначала выпал белый осадок, который затем растворился. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа 06.02.2023. Вариант ХИ2210302.
Гидроксид алюминия при обычных условиях взаимодействует с каждым из двух веществ:
1)
2)
3)
4)
Раствор гидроксида натрия реагирует с каждым из двух веществ
1) и
2) и
3) и
4) и
С раствором гидроксида натрия реагирует каждое из двух веществ:
1) и
2) и
3) и
4) и
Источник: ЕГЭ по химии 02.04.2016. Досрочная волна
Гидроксид алюминия реагирует с:
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите номера выбранных ответов.
И с соляной кислотой, и с гидроксидом калия реагируют:
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите номера выбранных ответов.
В двух пробирках находился свежеосаждённый гидроксид цинка. В одну из пробирок добавили раствор сильной кислоты Х, а в другую – раствор вещества Y. В обеих пробирках осадок растворился. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами
Задания Д8 № 240
В пробирку с нерастворимым соединением Х добавили несколько капель раствора вещества Y. В результате реакции наблюдали растворение осадка.
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Гидроксид, который реагирует и с раствором кислоты, и с концентрированным раствором щелочи, —
1) Mg(OH)2
2) Zn(OH)2
3) Ca(OH)2
4) Ba(OH)2
В пробирку с нерастворимым соединением Х добавили раствор Y. В результате реакции наблюдали растворение осадка.
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Источник: РЕШУ ЕГЭ
В пробирку с нерастворимым соединением Х добавили раствор Y. В результате реакции наблюдали растворение осадка.
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Источник: РЕШУ ЕГЭ
В пробирку с раствором вещества Х добавили твёрдое вещество Y. В результате реакции наблюдали выделение бесцветного газа.
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В одну пробирку с раствором вещества X добавили избыток раствора гидроксида натрия и в результате реакции наблюдали образование осадка белого цвета. В другую пробирку с раствором вещества Y также добавили раствор гидроксида натрия. В результате реакции наблюдали сначала образование осадка белого цвета, а затем его растворение. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1) сульфат алюминия
2) нитрат магния
3) фтороводородная кислота
4) силикат калия
5) гидроксид цинка
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Источник: ЕГЭ по химии 2021. Досрочная волна. Вариант 1
В двух колбах находился раствор сульфата железа(III). В первую колбу добавили раствор вещества Х, а во вторую — раствор вещества Y. В первой колбе выпал бурый осадок, а во второй выпал такой же осадок и выделился газ. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
В двух пробирках находился водный раствор нитрата серебра. В одну пробирку добавили водный раствор вещества X и наблюдали образование жёлтого осадка, а в другую — избыток водного раствора вещества Y, в результате чего сначала образовался тёмный осадок, который затем растворился. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа 09.11.2022. Вариант ХИ2210202.
Гидроксид лития взаимодействует с каждым из двух веществ:
1) и
2) и
3) и
4) и
Гидроксид меди(II) взаимодействует с каждым из двух веществ:
1) и
2) и
3) и
4) и
Водный раствор гидроксида натрия реагирует с каждым из двух веществ:
1) и
2) и
3) и
4) и
Всего: 84 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–84
Химические свойства оснований
1. Щелочи (растворимые основания) из металлов реагируют только с Zn, Be и Al:
Zn + 2NaOH + 2H2O → Na2[Zn(OH)4] + H2
Be + 2NaOH + 2H2O → Na2[Be(OH)4] + H2
2Al + 2NaOH + 6H2O → 2Na[Al(OH)4] + 3H2
Cr + NaOH → реакция не идет
Fe + NaOH → реакция не идет
2. Щелочи из неметаллов реагируют только с S, P, Si и галогенами:
3S + 6NaOH → Na2SO3 + 2Na2S + 3H2O
P4 + 3NaOH + 3H2O → PH3 + 3NaH2PO2 (t°, гипофосфит натрия)
Si + 2NaOH + H2O → Na2SiO3 + 2H2
Cl2 + 2NaOH → NaCl + NaClO + H2O (аналогично для Br2, I2)
3Cl2 + 6NaOH → 5NaCl + NaClO3 + 3H2O (при нагревании, аналогично для Br2, I2).
2F2 + 2NaOH → OF2 + 2NaF + H2O (продукты этой реакции на ЕГЭ не проверяются, но необходимо знать, что реакция протекает)
3. Основания взаимодействуют с кислотами с образованием средних, кислых или основных солей. Тип соли зависит от соотношения реагентов: например, в избытке кислоты образуются кислые соли.
Условие: один из реагентов должен быть растворимым.
H2SO4 + 2KOH → K2SO4 + 2H2O (соотношение реагентов 1:2)
H2SO4 + KOH → KHSO4 + H2O (соотношение реагентов 1:1)
HCl + Cu(OH)2 → CuOHCl + H2O или
2HCl + Cu(OH)2 → CuCl2 + 2H2O
H2SiO3 + Cu(OH)2 → реакция не идет, так как и H2SiO3 и Cu(OH)2 нерастворимые.
4. Основания взаимодействуют с солями
Условие: 1) оба реагента должны быть растворимыми; 2) должен выпадать осадок или выделяться газ.
2NaOH + ZnCl2 → Zn(OH)2 + 2NaCl
NaOH + NH4NO3 → NH3 + NaNO3 + H2O
Cu(OH)2 + NaNO3 → реакция не идет, так как гидроксид меди (II) нерастворим.
5. Основания реагируют с кислотными оксидами. Если оксид в избытке образуется кислая соль:
Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3 + H2O
Ca(OH)2 + 2CO2 → Ca(HCO3)2
6. Щелочи реагируют с амфотерными оксидами:
1) реакции в растворе:
ZnO + 2NaOH + H2O → Na2[Zn(OH)4] (тетрагидроксоцинкат натрия)
BeO + 2NaOH + H2O → Na2[Be(OH)4] (тетрагидроксобериллат натрия)
Al2O3 + 2NaOH + 3H2O → 2Na[Al(OH)4] (тетрагидроксоалюминат натрия)
2) реакции при сплавлении:
ZnO + 2NaOH → Na2ZnO2 + H2O (цинкат натрия)
BeO + 2NaOH → Na2BeO2 + H2O (бериллат натрия)
Al2O3 + 2NaOH → 2NaAlO2 + H2O (метаалюминат натрия)
7. Щелочи реагируют с амфотерными гидроксидами:
1) реакции в растворе:
Zn(OH)2 + NaOH → Na2[Zn(OH)4]
Be(OH)2 + NaOH → Na2[Be(OH)4]
Al(OH)3 + NaOH → Na[Al(OH)4]
2) реакции при сплавлении:
Zn(OH)2 + 2NaOH → Na2ZnO2 + 2H2O (кислота: H2ZnO2)
Be(OH)2 + 2NaOH → Na2BeO2 + 2H2O (кислота: H2BeO2)
Al(OH)3 + NaOH → NaAlO2 + 2H2O (кислота: HAlO2)
8. Нерастворимые основания (а также Ca(OH)2 и LiOH) разлагаются при нагревании:
Ca(OH)2 → CaO + H2O
2LiOH → Li2O + H2O
Mg(OH)2 → MgO + H2O
Fe(OH)2 → FeO + H2O
Cu(OH)2 → CuO + H2O.
Полный курс подготовки к ЕГЭ по химии-2023. Здесь приведена теория по каждому заданию в соответствии с спецификацией и кодификатором ЕГЭ по химии. Учебные материалы и теория, необходимые для подготовки к ЕГЭ по химии.
Вы можете поддержать работу сайта, разработку новых материалов и тестов. Донаты принимаются через форму:
Обратите внимание! Форма выше — это не оплата курса по химии, это форма для сбора донатов на работу сайта)
Кодификатор ЕГЭ по химии-2022
1 | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ | |
|
1.1. | Современные представления о строении атома |
1.1.1. | Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атомов и ионов. Основное и возбужденное состояния атомов
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Строение атома» (задание 1 ЕГЭ по химии) ( с ответами) |
|
1.2 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
|
1.2.1. | Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Периодический закон» (задание 2 ЕГЭ по химии) ( с ответами) |
|
1.2.2. | Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. | |
1.2.3. | Характеристика переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов | |
1.2.4. | Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов | |
1.3. | Химическая связь и строение вещества |
|
1.3.1 | Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Химические связи» (задание 4 ЕГЭ по химии) ( с ответами) |
|
1.3.2. | Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Степень окисления и валентность» (задание 3 ЕГЭ по химии) ( с ответами) |
|
1.3.3. | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения | |
1.4. | Химическая реакция | |
1.4.1. | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Классификация реакций» ( с ответами) |
|
1.4.2. | Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения | |
1.4.3. | Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Скорость реакции» ( с ответами) |
|
1.4.4. | Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Химическое равновесие реакции» ( с ответами) |
|
1.4.5. |
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты | |
1.4.6. | Реакции ионного обмена | |
1.4.7. |
Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Гидролиз» (с ответами) |
|
1.4.8. |
Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Окислительно-восстановительные реакции» (задание 19 ЕГЭ по химии) ( с ответами) |
|
1.4.9. |
Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Электролиз» (задание 20 ЕГЭ по химии) ( с ответами) |
|
1.4.10. |
Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии | |
2 | НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | |
2.1. | Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная)
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Классификация неорганических веществ» (задание 5 ЕГЭ по химии) ( с ответами) |
|
2.2. | Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа) | |
2.3. | Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния | |
2.4. | Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных | |
2.5. | Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов | |
2.6. | Характерные химические свойства кислот | |
2.7. | Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) | |
2.8. | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ | |
3. | ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | |
3.1. | Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Теория строения орг. соединений» ( с ответами) |
|
3.2. | Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа | |
3.3. | Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Классификация орг. соединений» ( с ответами) |
|
3.4. | Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола) | |
3.5. | Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. | |
3.6. | Характерные химические свойства альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров | |
3.7. | Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Свойства азотсодержащих соединений» ( с ответами) |
|
3.8. | Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды) | |
3.9. | Взаимосвязь органических соединений | |
4. | МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ | |
4.1. | Экспериментальные основы химии | |
4.1.1. | Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии | |
4.1.2. | Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ | |
4.1.3. | Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы | |
4.1.4. | Качественные реакции на неорганические вещества и ионы | |
4.1.5. | Качественные реакции органических соединений | |
4.1.6. | Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений | |
4.1.7. | Основные способы получения углеводородов (в лаборатории): алканов, алкенов, алкинов, циклоалканов, алкадиенов, аренов | |
4.1.8. | Основные способы получения органических кислородсодержащие соединений (в лаборатории): спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот | |
4.2.1. | Понятие о металлургии: общие способы получения металлов | |
4.2.2. | Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | |
4.2.3. | Природные источники углеводородов, их переработка | |
4.2.4. | Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки | |
4.3. | Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций | |
4.3.1. | Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе» | |
4.3.2. | Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях | |
4.3.3. | Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ | |
4.3.4. | Расчеты теплового эффекта реакции | |
4.3.5. | Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси) | |
4.3.6. | Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества | |
4.3.7. | Установление молекулярной и структурной формулы вещества | |
4.3.8. | Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | |
4.3.9. | Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси |
1.1.1. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атомов и ионов. Основное и возбужденное состояния атомов
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Строение атома» (задание 1 ЕГЭ по химии) ( с ответами)
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Периодический закон» (задание 2 ЕГЭ по химии) ( с ответами)
1.2.1. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам
1.2.2. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
1.2.3. Характеристика переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов
1.2.4. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов
1.3. Химическая связь и строение вещества
1.3.1. Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Химические связи» (задание 4 ЕГЭ по химии) ( с ответами)
1.3.2. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Степень окисления и валентность» (задание 3 ЕГЭ по химии) ( с ответами)
1.3.3. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения
1.4. Химическая реакция
1.4.1. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
1.4.2. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения
1.4.3. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Скорость реакции» (задание 20 ЕГЭ по химии) ( с ответами)
1.4.4. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Химическое равновесие реакции» (задание 24 ЕГЭ по химии) ( с ответами)
1.4.5. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты
1.4.6. Реакции ионного обмена
1.4.7. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Гидролиз» (задание 23 ЕГЭ по химии) ( с ответами)
1.4.8. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Окислительно-восстановительные реакции» (задание 21 ЕГЭ по химии) ( с ответами)
1.4.9. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Электролиз» (задание 22 ЕГЭ по химии) ( с ответами)
1.4.10. Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии
2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
2.1. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная)
Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Классификация неорганических веществ» (задание 5 ЕГЭ по химии) ( с ответами)
2.2. Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа)
2.3. Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния
2.4. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных
2.5. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов
2.6. Характерные химические свойства кислот
2.7. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка)
2.8. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
3. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
3.1. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах
3.2. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа
3.3. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)
3.4. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола)
3.5. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.
3.6. Характерные химические свойства альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров
3.7. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот
3.8. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды)
3.9. Взаимосвязь органических соединений
4. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
4.1. Экспериментальные основы химии
4.1.1. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии
4.1.2. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ
4.1.3. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы
4.1.4. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы
4.1.5. Качественные реакции органических соединений
4.1.6. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений
4.1.7. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории): алканов, алкенов, алкинов, циклоалканов, алкадиенов, аренов
4.1.8. Основные способы получения органических кислородсодержащие соединений (в лаборатории): спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот
4.2.1. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов
4.2.2. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия
4.2.3. Природные источники углеводородов, их переработка
4.2.4. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки
4.3. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций
4.3.1. Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»
4.3.2. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях
4.3.3. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ
4.3.4. Расчеты теплового эффекта реакции
4.3.5. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)
4.3.6. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества
4.3.7. Установление молекулярной и структурной формулы вещества
4.3.8. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного
4.3.9. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси
Курс подготовки к ЕГЭ или ОГЭ (ГИА) по химии:
Общая химия
Часть 1. Строение вещества
1. Строение атома. Электронные формулы атомов
2. Периодический закон
3. Строение молекул. Типы химических связей. Основные характеристики ковалентной связи. Межмолекулярные связи
4. Строение вещества (кристаллические решетки). Основные физические свойства различных кристаллов
5. Степень окисления и валентность химических элементов.
Часть 2. Основы неорганической химии
1. Классификация неорганических веществ
2. Номенклатура неорганических веществ
3. Способы получения оксидов
4. Химические свойства основных оксидов
5. Химические свойства кислотных оксидов
6. Химические свойства амфотерных оксидов
7. Химические свойства и способы получения кислот
8. Химические свойства и способы получения солей
9. Химические свойства и способы получения оснований
10. Взаимосвязь основных классов неорганических веществ
11. Бинарные соединения — гидриды.
12. Реакции разложения в неорганической химии
Часть 3. Физико-химия растворов:
1. Понятие о растворах, растворимость
2. Теория электролитической диссоциации
3. Реакции ионного обмена
4. Гидролиз.
Часть 4. Окислительно-восстановительные реакции
1. Окислительно-восстановительные реакции.
2. Электролиз солей. Электролиз солей карбоновых кислот. Коррозия.
Часть 5. Особенности работы в лаборатории
Часть 6. Химические реакции. Закономерности их протекания
1. Классификация химических реакций.
2. Кинетика (скорость) химических реакций и ее зависимость от разных факторов.
3. Термодинамика химических реакций: химическое равновесие и его смещение.
Органическая химия
1. Теория строения органических веществ. Классификация органических веществ. Гомологи и изомеры. Виды изомерии.
2. Алканы: химические и физические свойства, строение, получение, изомерия.
3. Алкены: химические и физические свойства, строение, получение, изомерия.
4. Алкины: химические и физические свойства, строение, получение, изомерия.
5. Алкадиены: химические и физические свойства, строение, получение, изомерия.
6. Арены: химические и физические свойства, строение, получение, изомерия.
7. Циклоалканы: химические и физические свойства, строение, получение, изомерия.
8. Спирты: химические и физические свойства, строение, изомерия и способы получения. Фенолы: химические свойства, способы получения, строение и изомерия.
9. Альдегиды и кетоны: химические и физические свойства, строение и изомерия, получение.
10. Карбоновые кислоты: химические и физические свойства, строение, номенклатура и изомерия, способы получения.
11. Сложные эфиры: химические и физические свойства, строение, получение, изомерия.
12. Жиры: химические и физические свойства, строение, получение.
13. Углеводы: химические и физические свойства, строение, получение.
14. Амины: химические и физические свойства, строение, получение, изомерия.
15. Аминокислоты: химические и физические свойства, строение, получение, изомерия.
16. Белки: химические и физические свойства, строение и получение.
17. Взаимосвязь разных классов органических веществ.
18. Качественные реакции в органической химии.
Характерные реакции в органической химии:
Реакция Дюма Электролиз солей карбоновых кислот Пиролиз метана Реакция Вагнера
Химия элементов
Часть 1. Химия щелочных металлов и их соединений. Пероксиды щелочных металлов. Гидроксиды щелочных металлов.
Часть 2. Химия щелочноземельных металлов. Оксиды щелочноземельных металлов. Гидроксиды щелочноземельных металлов.
Часть 3. Химия алюминия и его соединений. Оксид алюминия. Гидроксид алюминия. Соли алюминия.
Часть 4. Химия углерода. Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV). Угольная кислота и ее соли (карбонаты и гидрокарбонаты).
Часть 5. Химия кремния. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота. Силан. Силикаты.
Часть 6. Химия азота и его соединений. Оксиды азота. Аммиак. Нитриды. Азотная кислота и азотистая кислота. Нитраты.
Часть 7. Химия фосфора и его соединений. Фосфин. Фосфиды металлов. Оксиды фосфора III и V. Фосфорные кислоты и их соли (фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты, пирофосфаты и метафосфаты). Фосфористая кислота.
Часть 8. Химия кислорода и его соединений.
Часть 9. Химия серы и ее соединений. Сероводород и сульфиды. Оксиды серы – сернистый газ и серный ангидрид. Серная кислота и ее свойства. Сернистая кислота. Особенности химии сульфатов и сульфитов.
Часть 10. Химия галогенов и их соединений.
Часть 11. Химия d-элементов: железа, хрома, цинка, меди.
Часть 12. Химия водорода и его соединений.
Задачи: базовый блок
1. Атомно -молекулярное учение
2. Способы выражения концентрации в растворах: массовая доля, растворимость, молярная концентрация.
3. Расчеты по уравнению реакции
4. Задачи на избыток-недостаток
5. Задачи на примеси
6. Задачи на выход
Задачи повышенной сложности
1. Задачи на электролиз
2. Задачи на кристаллогидраты
3. Задачи на пластинки
4. Задачи на порции
5. Неполное разложение
6. Задачи на альтернативные реакции (кислые/средние соли, амфотерность)
7. Задачи на атомистику
8. Задачи на смеси и сплавы
9. Задачи на растворимость
Диагностические и тренировочные работы
Все реальные варианты КИМ ЕГЭ по химии
Тренировочная работа по химии в формате ЕГЭ 26 октября 2017 года
Тренировочная работа по химии для 11 классов 30 ноября 2017 года
Досрочный ЕГЭ по химии 25.03.2019
Видеоопыты
Видеоопыты по общей и неорганической химии
Видеоопыты по органической химии
Спецификация ЕГЭ по химии-2022
2. ЩЕЛОЧЬ + КИСЛОТА = СОЛЬ + ВОДА (реакция нейтрализации) (исключение H₂SiO₃).
Избыток кислоты → кислая соль, избыток щелочи → средняя)
КОН + H₂SO₄ → KНSO₄ + 2H₂O
2КОН + H₂SO₄ → K₂SO₄ + 2H₂O
3) С КИСЛОТНЫМИ ОКСИДАМИ = КИСЛЫЕ ИЛИ СРЕДНИЕ СОЛИ
избыток щелочи → средняя, избыток оксида → кислая)
SiO2(тв.)+ 2NaOH = Na2SiO3 + +H2O
2NaOH (избыток) + CO2 = Na2CO3 + H2O(средняя соль)
NaOH+ CO2(избыток) = NaНCO3 (кислая соль)
4)С РАСТВОРАМИ СРЕДНИХ СОЛЕЙ = СОЛЬ + ОСНОВАНИЕ
Исходные вещества должны быть растворимы, в продуктах — газ или осадок.
2NaOH + FeSO4 = Fe(OH)2↓+ Na2SO4
2KOH + (NH4)2SO4 = K2SO4 + 2NH3↑+ 2H2O
5)СОЛЬ АМФОТЕРНОГО МЕТАЛЛА С ЩЕЛОЧЬЮ + ГИДРОКСИД или ГИДРОКСОКОМПЛЕКС
AlCl3 + 3KOH(недостаток) = Al(OH)3↓ + 3KCl
AlCl3 + 4KOH(избыток) = 3KCl + K[Al(OH)4]
6) С КИСЛЫМИ СОЛЯМИ + СРЕДНЯЯ СОЛЬ
NaOH + NaHCO3 = H2O + Na2CO3;
7) С АМФОТЕРНЫМИ ОКСИДАМИ И ГИДРОКСИДАМИ (сплавление) = СРЕДНЯЯ СОЛЬ + ВОДА
2NaOH + Cr2O3 =2NaCrO2 (хромат натрия) + H2O
2NaOH +Zn(OH)2= Na2ZnO2 (цинкат натрия) + 2H2O
В РАСТВОРАХ = ГИДРОКСОКОМПЛЕКС.
2KOH + ZnO +H2O= K2[Zn(OH)4] (тетрагидроксоцинкат калия)
2NaOH +Zn(OH)2= Na2[Zn(OH)4] (тетрагидроксоцинкат натрия)
С АМФОТЕРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ (кроме Fe и Cr) → СРЕДНЯЯ СОЛЬ + H2↑ (сплавление)
2KOH + Zn(сплавление) = K2ZnO2 + H2↑
В РАСТВОРАХ = ГИДРОКСОКОМПЛЕКС + H2↑
2NaOH + Zn +2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2↑
9) С НЕМЕТАЛЛАМИ = СОЛЬ + H2↑,
с серой и галогенами – 2 соли (кислородсодержащая + бескислородная + H2O
(Не реагируют N2, C, O2, инертные газы)
Si + 2KOH + H2O = K2SiO3 + 2H2↑
3S + 6NaOH = 2Na2S + Na2SO3 + 3H2O
3Cl2 + 6NaOH = 5NaCl + NaClO3 + 3H2O
Исключение:
2F2 + 4NaOH = O2 или (OF2) + 4NaF + 2H2O
10) ЩЕЛОЧИ ПРИ НАГРЕВАНИИ НЕ РАЗЛАГАЮТСЯ ( исключение LiOH)
11) В РАСПЛАВАХ ПОДВЕРГАЮТСЯ ГИДРОЛИЗУ
NaOH(расплав) → Na⁰ + O2⁰ + H2O
Катод Анод
ХЛОРНОВАТИСТАЯ КИСЛОТА HCl⁺¹O.
Существует только в виде разбавленных водных растворов. HClO — слабая кислота и сильный окислитель. Соли – гипохлориты
Разлагается: на свету до хлороводорода и кислорода:
HClO (свет) = HCl+ O2↑
Без света – до хлороводорода и хлорноватой кислоты
3HClO = 2HCl + НСlO3
2) Реагирует со щелочами – образуются соли и вода:
HClO + KOH =KClO + H2O
HClO + Са(OH)2 = СаOСl2 + H2O
хлорная известь
3) Окислитель:
2HI + HClO = I2↑ + HCl + H2O
ХЛОРИСТАЯ КИСЛОТА HCl⁺³O2
Существует только в водных растворах. Соли – хлориты
Получение:
2ClO2+H2O2=2HClO2 + O2↑
Неустойчива, при хранении разлагается
4HClO2 = HCl + HClO3 + 2ClO2↑ + H2O
ХЛОРНОВАТАЯ КИСЛОТА HCl⁺⁵O3.
Устойчива только в водных растворах. Соли – хлораты
Концентрированная кислота разлагается
8HClO3 = 4HClO4 + 2Cl2 + 3O2 + 2H2O
Получение:
Ba(ClO3)2+H2SO4=2HClO3 + BaSO4
Cильный окислитель.
1) 6P+5HClO3 =3P2O5↑ + 5HCl
ХЛОРНАЯ КИСЛОТА HCl⁺⁷O4
очень сильная кислота и очень сильный окислитель.
1) При нагревании хлорная кислота и ее соли разлагаются:
4HClO4 = 4ClO2↑ + 3O2↑ + 2H2O
KClO4 = KCl + 2O2↑
2) Сильный окислитель:
HClO4 + C → CO2↑ + Cl2↑ + H2O
ХЛОРОВОДОРОД HCl¯¹
Бесцветный газ, хорошо растворим в воде. Раствор в воде – сильная хлороводородная кислота.
HCl – сильный восстановитель:
Взаимодействие с нитратом серебра (нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и ее соли);
выпадет осадок белого цвета, который не растворяется в воде, ни в кислотах:
HCl + AgNO₃ → AgCl↓ + HNO3
2) Взаимодействие с окислителями (MnO2, KMnO, KCLO3 и др.):
6HCl + KClO3 → KCl +3H2O + 3Cl2↑
ФТОРОВОДОРОД HF¯¹
Бесцветный газ, хорошо растворим в воде.
Раствор в воде – фтороводородная (плавиковая) кислота – средней силы.
Слайд 1
Задание 7 В результате выполнения задания 7 ЕГЭ по химии проверяются следующие требования/умения: Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных ; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка). Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена
Слайд 2
Основания – сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или нескольким группами атомов OH. Общая формула оснований выглядит следующим образом: Ме (ОН) n , где Ме – металл; n – индекс.
Слайд 3
Номенклатура оснований Название основания = « Гидрооксид » + название Me + валентность (в скобках) NaOH , Ca (OH) 2 , Fe(OH) 2
Слайд 4
Классификация оснований
Слайд 5
Химические свойства щелочей (Щ) 1.Водные растворы Щ изменяют окраску индикаторов, тем самым можно определить реакцию среды.
Слайд 6
2.Реакция нейтрализации NaOH + HCl → NaCl + H 2 O реакция характерна и для щелочей, и для нерастворимых оснований . 3.Для Щ характерны реакции с солями , в результате образуется другая соль и основание. 2NaOH + CuSO 4 = Cu(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4
Слайд 7
4. Могут вступать в реакции с кислотными оксидами, при этом образуется нерастворимая соль и вода . Ca (OH) 2 + CO 2 = CuCO 3 ↓ + H 2 O 5. В отличии от нерастворимых оснований, Щ не разлагаются при нагревании.
Слайд 8
Химические свойства нерастворимых оснований 1.Так же как и щелочи, могут изменять окраску индикаторов. 2.Характерна реакция нейтрализации. Fe (OH) 2 + H 2 SO 4 → FeSO 4 + 2H 2 O 3. При нагревании разлагаются с образованием основного оксида и воды Cu (ОН) 2 →С u О + H 2 O
Слайд 9
Химические свойства амфотерных гидроксидов ZnO — Zn(OH)2 ↔ H2ZnO2 Al2O3 — Al(OH)2 ↔ H3AlO3 GeO2 — Ge(OH)4 ↔ H4GeO4 В нейтральной среде не растворяются и не диссоциируют на ионы. Способны разлагаться в кислотах и щелочах.
Слайд 10
2.При взаимодействии с кислотами образуется соль и вода. Zn (OH) 2 + 2HCl = ZnCl 2 + 2H 2 O Zn (OH) 2 + 2NaOH =Na 2 [ Zn (OH) 4 ] Способны взаимодействовать с основными оксидами 2Al(OH) 3 + Na 2 O = 2NaAlO 2 + 3H 2 O 5. Так же как и щелочи взаимодействуют с солями. 2Al(OH) 3 + Na 2 CO 3 = 2NaAlO 2 + CO 2 + 3H 2 O
Слайд 12
Кальций Оксид и гидроксид кальция Соли кальция 1. Серебристо-белый металл. 2. Активный металл, окисляется простыми веществами — неметаллами: 2 Ca+O2=2CaO Ca+Cl2=CaCl2 Ca+S=CaS Ca+H2=CaH2 3. Вытесняет водород из воды: Ca+2H2O=Ca(OH)2+H2↑ 4. Вытесняет металлы из их оксидов (кальциотермия): 2 Ca+ThO2=Th+2CaO Получение Разложение электрическим током расплава хлорида кальция: CaCl2=Ca+Cl2↑ 1. Порошки белого цвета. 2. Оксид кальция (негашеная известь) проявляет свойства основного оксида: а) взаимодействует с водой с образованием основания: CaO+H2O= Ca (OH)2 б) взаимодействует с кислотными оксидами: CaO+SiO2=CaSiO3 3. Гидроксид кальция проявляет свойства сильного основания: Ca (OH)2=Ca2++2OH– Ca (OH)2+CO2=CaCO3↓+H2O; Ca (OH)2+Ca(HCO3)2=2CaCO3↓+2H2O$ Получение 1. Оксида — обжиг известняка: CaCO3=CaO+CO2↑ 2. Гидроксида — гашение негашеной извести: CaO+H2O= Ca (OH)2 1. Образует нерастворимый карбонат: Ca2++CO32−=CaCO3↓ и растворимый гидрокарбонат: CaCO3( кр )+ CO2+H2O= Ca (HCO3)2( р−р) 2. Образует нерастворимый фосфат: 3С a2++2PO43−=Ca3(PO4)2↓ и растворимый дигидрофосфат : Ca3(PO4)2( кр )+4 H3PO4=3Ca(H2PO4)2( р−р) 3. Гидрокарбонат разлагается при кипячении или испарении раствора: Ca (HCO3)2=CaCO3↓+CO2↑+H2O 4. Обожженный природный гипс: CaSO4·2H2O=CaSO4·0,5H2O+1,5H2O затвердевает при взаимодействии с водой, снова образуя кристаллогидрат: CaSO4·0,5H2O+1,5H2O=CaSO4·2H2
Слайд 13
Алюминий Соединения алюминия Оксид алюминия Гидроксид алюминия 1. Серебристо-белый легкий металл. 2. Окисляется на воздухе с образованием защитной пленки: 4Al+3O2=2Al2O3 3. Вытесняет водород из воды: 2Al+6H2O=2Al(OH)3↓+3H2↑ 4. Взаимодействует с кислотами: 2Al0+6H+=2Al3++3H20↑ 5. Взаимодействует с водным раствором щелочи: 2Al+2H2O+2NaOH=2NaAlO2+3H2↑ 6. Вытесняет металлы из их оксидов (алюминотермия): 8Al+3Fe3O4=9Fe+4Al2O3+Q Получение Разложение электрическим током расплава оксида алюминия (в криолите): 2Al2O3=4Al+3O2↑–3352кДж 1. Очень твердый порошок белого цвета 2. Амфотерный оксид, взаимодействует: а) с кислотами: Al2O3+6H+=2Al3++3H2O б) со щелочами: Al2O3+2OH–=2AlO2−+H2O Образуется: а) при окислении или горении алюминия на воздухе: 4 Al+3O2=2Al2O3 б) в реакции алюминотермии: 2 Al+Fe2O3=Al2O3+2Fe; в) при термическом разложении гидроксида алюминия: 2 Al(OH)3=Al2O3+3H2O 1. Белый нерастворимый в воде порошок. 2. Проявляет амфотерные свойства, взаимодействует: а) с кислотами: Al(OH)3+3HCl=AlCl3+3H2O Al(OH)3+3H+=Al3++3H2O б) со щелочами: Al(OH)3+NaOH=NaAlO2+2H2O Al(OH)3+OH–=AlO2−+2H2O 3. Разлагается при нагревании: 2 Al(OH)3=Al2O3+3H2O Образуется при: а) взаимодействии растворов солей алюминия с растворами щелочей (без избытка): Al3++3OH–=Al(OH)3↓ б) взаимодействии алюминатов с кислотами (без избытка): AlO2−+H++H2O=Al(OH)3↓ Соли алюминия в водных растворах гидролизуются : Al3++H2O⇄AlOH2++H+ AlOH2++H2O⇄Al(OH)2++H+ Al(OH)2++H2O⇄Al(OH)3+H+
Слайд 14
Химические свойства меди Медь ( Cu ) — элемент побочной подгруппы первой группы. Электронная формула: (…3d104s1). Десятый d-электрон атома меди подвижный, т. к. переместился с 4s-подуровня. Медь в соединениях проявляет степени окисления +1(Cu 2 O) и +2( CuO ). Медь — мягкий, блестящий металл, имеющий красную окраску, ковкий и обладает хорошими литейными качествами, хороший тепло- и электропроводник . Температура плавления 1083°С. Как и другие металлы побочной подгруппы I группы Периодической системы, медь стоит в ряду активности правее водорода и не вытесняет его из кислот, но реагирует с кислотами-окислителями: Cu+2H2SO4( конц .)=CuSO4+SO2↑+2H 2 O; Cu+4HNO3( конц .)= Cu (NO3)2+2NO2↑+2H2O. Под действием щелочей на растворы солей меди выпадает осадок слабого основания голубого цвета — гидроксида меди (II), который при нагревании разлагается на основный оксид CuO черного цвета и воду: Cu 2+ + 2OH – = Cu (OH)2↓ Cu (OH)2→tCuO+H2O
Слайд 15
Химические свойства цинка При нагревании 1. Zn+Cl2→ZnCl2 2. 2Zn+O2→2ZnO 3. Zn+S→ZnS 4. Zn+2 Н + = Zn 2+ +H 2 ↑ 5. ZnSO4+2NaOH=Zn(OH) 2 ↓+ Na 2 SO 4 6. Zn(OH)2+2NaOH=Na2[Zn(OH)4] тетрагидроксоцинкатнатрия
Слайд 16
Химические свойства хрома 1. Cr+2H + =Cr 2+ +H 2 ↑ 2. 4Cr(OH)2+O2+2H2O=4Cr(OH)3 3. Ему соответствует амфотерный оксид Cr2O3. Оксид и гидроксид хрома (в высшей степени окисления) проявляют свойства кислотных оксидов и кислот соответственно. Соли хромовой кислоты (H2CrO4) в кислой среде превращаются в дихроматы — соли дихромовой кислоты (H2Cr2O7). Окисление сопровождается изменением окраски, т.к. соли хроматы желтого цвета, а дихроматы — оранжевого.
Слайд 17
Химические свойства железа Железо Оксиды железа (II) и (III) Гидроксиды железа (II) и (III) 1. Серебристо-белый металл. 2. Взаимодействует с простыми веществами: а) горит в кислороде: 3Fe+2O 2 = Fe 3 O 4 б) реагирует с хлором: 2Fe+3Cl2=2FeCl3 в) взаимодействует с серой: Fe+S = FeS 3. Реагирует с растворами кислот: Fe+2H+=Fe2++H2↑ 4. Вытесняет водород из воды при сильном нагревании: Fe+H2O=FeO+H2↑ 5. Окисляется в присутствии воды и кислорода воздуха (с образованием ржавчины): 4Fe+6H2O+3O2=4Fe(OH)3 6. Замещает менее активный металл в растворе его соли: Fe+Cu 2+ =Fe 2 + + Cu Проявляют основные свойства, взаимодействуя с кислотами: FeO+2H+=Fe2++H2O Fe2O3+6H+=2Fe3++3H2O 2. Оксид железа (III) проявляет слабые амфотерные свойства, взаимодействуя при нагревании с основными оксидами с образованием ферритов: MnO+Fe2O3= Mn (FeO2)2 Получение Восстановление оксидов железа оксидом углерода (II), водородом или алюминием: Fe3O4+4CO=3Fe+4CO2 FeO+H2=Fe+H2O Fe2O3+2Al=2Fe+Al2O3 1. Проявляют свойства нерастворимых в воде оснований: а) взаимодействуют с кислотами: Fe(OH)2+2H+=Fe2++2H2O Fe(OH)3+3H+=Fe3++3H2O б) разлагаются при нагревании: Fe(OH)2=FeO+H2O 2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O 2. Гидроксид железа ( III) проявляет слабые амфотерные свойства, реагируя с горячими концентрированными растворами щелочей: Fe(OH)3+NaOH=NaFeO2+2H2O 3. Гидроксид железа ( II) на воздухе окисляется в гидроксид железа ( III): 4Fe(OH)2+O2+2H2O=4Fe(OH)3 4. Соли железа ( II) и ( III) гидролизуются : Fe2++H2O⇄FeOH++H+; Fe3++H2O⇄FeOH2++H+
Слайд 18
К ислоты Признаки классификации Группы кислот Примеры Наличие кислорода в кислотном остатке а) кислородные б) бескислородные H3PO4,HNO3 H2S,HCl,HBr Основность а) одноосновные б) двухосновные в) трехосновные HCl,HNO3 H2S,H2SO4 H3PO4 Растворимость в воде а) растворимые б) нерастворимые H2SO4,H2S,HNO3 H2SiO3 Летучесть а) летучие б) нелетучие H2S,HCl,HNO3 H2SO4,H2SiO3,H3PO4 Степень электролитической диссоциации а) сильные б) слабые H2SO4,HCl,HNO3 H2S,H2SO3,H2CO3 Стабильность а) стабильные б) нестабильные H2SO4,H3PO4,HCl H2SO3,H2CO3,H2SiO3
Слайд 20
Простые вещества Кислоты Mg Al Zn Fe Cr Cu P S HNO3 разбавленная Mg(NO3)2 NH4NO3 N2 Al(NO3)3 NH4NO3 N2 Zn(NO3)2 NH4NO3 N2 Fe(NO3)3 NH4NO3 N2 Cr(NO3)3 NO Cu(NO3)2 NO H3PO4 NO H2SO4 NO HNO3 концентрированная Mg(NO3)2 N2O пассивирует Zn(NO3)2 N2O пассивирует пассивирует Cu(NO3)2 N2O H3PO4 N2O H2SO4 N2O H2SO4 разбавленная MgSO4 H2 Al2(SO4)3 H2 ZnSO4 H2 FeSO4 H2 CrSO4 H2 — — — H2SO4 концентрированная горячая MgSO4 H2S Al2(SO4)3 H2S ZnSO4 H2S S Fe2(SO4)3 SO2 S Fe2(SO4)3 SO2 CuSO4 SO2 H3PO4 SO2 SO2 H2O
Слайд 21
Номенклатура солей Название кислоты Формула Название солей Формула (пример) Азотистая HNO2 Нитриты KNO2 Азотная HNO3 Нитраты Al(NO3)3 Хлороводородная (соляная) HCl Хлориды FeCl3 Сернистая H2SO3 Сульфиты K2SO3 Серная H2SO4 Сульфаты Na2SO4 Сероводородная H2S Сульфиды FeS Фосфорная H3PO4 Фосфаты Ca3(PO4)2 Угольная H2CO3 Карбонаты CaCO3 Кремниевая H2SiO3 Силикаты Na2SiO3
Слайд 25
Задание 7.1 В одну из пробирок с осадком гидроксида алюминия добавили сильную кислоту X, а в другую – раствор вещества Y. В результате в каждой из пробирок наблюдали растворение осадка. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции. 1) бромоводородная кислота 2) гидросульфид натрия 3) сероводородная кислота 4) гидроксид калия 5) гидрат аммиака 14
Слайд 26
Задание 7.2 В пробирку с раствором вещества X добавили несколько капель бесцветного раствора вещества Y. В результате реакции наблюдали выделение чёрного осадка. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию. 1) гидроксид калия 2) сульфид натрия 3) хлороводородная кислота 4) нитрат цинка 5) хлорид меди ( II) 52
Слайд 27
Задание 7.3 В пробирку с раствором соли X добавили по каплям раствор вещества Y. При этом сначала наблюдали образование осадка, а затем – его растворение. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию. 1) хлорид бария 2) гидроксид натрия 3) хлорид цинка 4) хлорид аммония 5) серная кислота 32
Слайд 28
Задание 7.4 В пробирку с раствором соли X добавили несколько капель раствора вещества Y. В результате реакции наблюдали образование белого осадка. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию. 1) хлороводородная кислота 2) фторид натрия 3) уксусная кислота 4) нитрат серебра 5) нитрат калия 41
Слайд 29
Задание 7.5 В одну пробирку с раствором сульфата меди (II) добавили вещество X и в результате реакции наблюдали образование меди. В другую пробирку с раствором сульфата меди (II) добавили раствор вещества Y. В результате реакции образовался осадок голубого цвета. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции. 1) серебро 2) хлороводородная кислота 3) железо 4) гидроксид натрия 5) бромид калия 34
Слайд 30
Задание 7.6 В пробирку с раствором соли X добавили несколько капель раствора вещества Y. В результате реакции наблюдали выделение бесцветного газа. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию. 1) карбонат железа (II) 2) карбонат калия 3) сульфат натрия 4) гидроксид калия 5) хлороводородная кислота 25
Слайд 31
Задание 7.7 Даны две пробирки с соляной кислотой. В первую пробирку добавили нерастворимое в воде вещество Х. В результате добавленное вещество полностью растворилось, выделения газа при этом не наблюдалось. Во вторую пробирку добавили раствор соли Y и наблюдали выделение газа. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые участвовали в описанных реакциях. 1) цинк 2) оксид магния 3) карбонат бария 4) гидрофосфат аммония 5) сульфит натрия 25
Слайд 32
Задание 7.8 Даны две пробирки с раствором бромида железа (III). В первую пробирку добавили раствор сильного электролита X, а во вторую — раствор слабого электролита Y. В результате в каждой из пробирок наблюдали образование осадка. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые участвовали в описанных реакциях. 1) азотная кислота 2) нитрат лития 3) аммиак (р-р) 4) фосфат калия 5) гидроксид меди (II) 43
Слайд 33
Задание 7.9 Даны две пробирки с раствором гидрокарбоната натрия. В первую пробирку добавили раствор вещества X, а во вторую — раствор вещества Y. В результате в первой пробирке образовался осадок, а во второй пробирке выделился газ. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые участвовали в описанных реакциях. 1) гидроксид железа (II) 2) бромоводород 3) аммиак 4) оксид углерода (IV) 5) гидроксид бария 52
Слайд 34
Задание 7.10 Даны две пробирки с раствором сульфата алюминия. В первую пробирку добавили раствор вещества X, в результате образовались нерастворимый гидроксид и растворимая соль. Во вторую пробирку добавили раствор вещества Y, в результате образовались две соли, одна из которых выпала в осадок. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые участвовали в описанных реакциях. 1) гидроксид магния 2) гидроксид бария 3) гидроксид калия 4) фосфат натрия 5) ацетат аммония 43
Слайд 35
Задание 7.11 Даны две пробирки с раствором хлорида магния. В одну из них добавили раствор слабого электролита X, а в другую — раствор сильного электролита Y. В результате в каждой из пробирок наблюдали образование осадка. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции. 1) фтороводород 2) нитрат серебра 3) аммиак 4) бромоводород 5) бромид кальция 32
Слайд 36
F: ЕГЭ 20 vopros_7_2018.pdf