Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 9 № 6638
Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам:
X | Y |
Спрятать решение
Решение.
Превратить серу в её диоксид можно по реакции конпропорционирования с серной кислотой, далее перевести диоксид в сульфит кальция можно, поглотив оксид серы(IV) с помощью гидроксида кальция.
Ответ: 45.
Раздел кодификатора ФИПИ: 2.8 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
Спрятать решение
·
·
Сообщить об ошибке · Помощь
14. Химические свойства кислородсодержащих органических соединений
Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Раскрыть
Скрыть
При взаимодействии муравьиной и уксусной кислот с магнием образуются соответственно
- паральдегид
- формиат магния и вода
- ацетат магния и вода
- формиат магния и водород
- ацетат магния и водород
Уксусная кислота может реагировать с
- карбонатом калия
- серебром
- муравьиной кислотой
- оксидом серы(IV)
- хлором
Ненасыщенными жирными кислотами являются
- пальмитиновая
- масляная
- олеиновая
- стеариновая
- линолевая
Уксусная кислота проявляет восстановительные свойства при взаимодействии с
- гидроксидом калия
- карбонатом натрия
- оксидом меди
- хлором
- кислородом
Уксусная кислота не взаимодействует с веществом, формула которого
- Mg
- Cu(OH)2
- Cu
- NaOH
- Na2SO4
Какие кислоты могут присоединять водород в присутствии никелевого катализатора?
- олеиновая
- масляная
- бензойная
- линолевая
- валериановая
Этиловый эфир муравьиной кислоты и метилацетат образуются соответственно при взаимодействии
- метановой кислоты и этанола
- муравьиной кислоты и этана
- уксусной кислоты и метанола
- этанола и формальдегида
- муравьиной кислоты и этаналя
Кислота и спирт, содержащие одинаковое количество атомов углерода, образуют сложный эфир
- метилпропионат
- изопропилформиат
- бутилацетат
- этилацетат
- муравьинометиловый эфир
Начало работы
Привет сейчас ты за 5 шагов узнаешь, как пользоваться платформой
Смотреть
Выбери тест
«Выбери тест, предмет и нажми кнопку «Начать решать»
1 / 6
Вкладки
После выбора предмета необходимо выбрать на вкладке задания, варианты ЕГЭ, ОГЭ или другого теста, или теорию
2 / 6
Задания
Решай задания и записывай ответы. После 1-ой попытки
ты сможешь посмотреть решение
3 / 6
Статистика
Сбоку ты можешь посмотреть статистику и прогресс по предмету
4 / 6
Решение
Нажми, чтобы начать решать вариант. Как только ты перейдешь
на страницу, запустится счетчик времени, поэтому подготовь заранее все, что может тебе понадобиться
5 / 6
Отметки
Отмечай те статьи, что прочитал, чтобы было удобнее ориентироваться в оглавлении
6 / 6
Молодец!
Ты прошел обучение! Теперь ты знаешь как пользоваться сайтом
и можешь переходить к решению заданий
Установите соответствие между названием органического вещества и его формулой: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА
А) аминоуксусная кислота
Б) триметиламин
В) нитроэтан
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
1) C2H5NO2
2) (CH3)2NH
3) CH3 — CH (NH2) — COOH
4) C3H9N
Установите соответствие между веществом и продуктом его дегидрирования при нагревании с катализатором: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО
А) циклогексан
Б) изобутан
В) гептан
Г) гексан
ПРОДУКТ ДЕГИДРИРОВАНИЯ
1) бензол
2) 2-метилпропен
3) циклогептан
4) 2-гексин
5) бутадиен-1,2
6) толуол
Из предложенного перечня выберите все утверждения, которые правильно характеризуют роль катализатора в химической реакции.
1) Катализатор расходуется в реакции.
2) Катализатор ускоряет как прямую, так и обратную реакцию.
3) Катализатор не взаимодействует с реагентами.
4) Катализатор смещает равновесие в сторону продуктов.
5) Катализатор участвует в реакции и направляет её по другому пути, но с теми же продуктами.
Катализатор — химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции. Он не расходуется в процессе реакции, не меняет её тепловой эффект и не влияет на положение равновесия. Механизм действия катализаторов заключается в том, что он участвует в реакции и направляет её по другому пути, но с теми же продуктами. Так же катализатор ускоряет как прямую, так и обратную реакцию.
Ответ: 25.
Установите соответствие между солями и окраской пламени, которую они дают: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СОЛЬ
A) соли борной кислоты
Б) соли стронция
В) соли калия
Г) соли меди
ОКРАСКА ПЛАМЕНИ
1) оранжевое
2) зеленое
3) фиолетовое
4) карминово-красное
5) желтое
Тренировочная работа №4 статград пробник ЕГЭ 2023 по химии 11 класс 4 тренировочных варианта ХИ2210401, ХИ2210402, ХИ2210403, ХИ2210404 с ответами и решением. Официальная дата проведения работы: 3 марта 2023 года.
Скачать ответы и решения для вариантов
Статград химия 11 класс ЕГЭ 2023 варианты и ответы
Инструкция по выполнению работы
Работа по химии состоит из двух частей, включающих в себя 34 задания. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут). Ответом к заданиям части 1 является последовательность цифр или число.
Ответы к заданиям части 2 (29–34) включают в себя подробное описание всего хода выполнения задания. На отдельном листе укажите номер задания и запишите его полное решение. Ответы записываются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Вариант ХИ2210401 и ответы
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:
- 1) Mg,
- 2) C,
- 3) B,
- 4) Si,
- 5) Li.
Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1. Какие из указанных элементов имеют в первом возбуждённом состоянии конфигурацию внешнего уровня ns1 np3 ? Запишите номера выбранных элементов.
2. Из указанного ряда выберите три элемента, принадлежащие одному периоду Периодической системы, и расположите их в порядке увеличения первой энергии ионизации атома. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
3. Из указанного ряда выберите два элемента, у которых разность между высшей и низшей степенями окисления равна 8. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
4. Из предложенного перечня выберите две частицы, в которых один из элементов образует четыре ковалентные связи. Запишите номера выбранных ответов.
- 1) NH3
- 2) H2O2
- 3) BF4 –
- 4) P4O6
- 5) SO2
5. Среди предложенных формул/названий веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы/названия: А) сильного основания; Б) основной соли; В) одноосновной кислоты. Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.
6. В двух пробирках находился раствор карбоната аммония. В первую пробирку добавили раствор вещества Х, а во вторую – раствор вещества Y. В первой пробирке видимых признаков реакции не наблюдалось даже при нагревании, а во второй выпал желтоватый осадок. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
- 1) NaOH
- 2) CaCl2
- 3) AgNO3
- 4) K2SO4
- 5) CuSO4
7. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
8. Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и продуктами, которые образуются при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
10. Установите соответствие между названием гомологического ряда и его общей формулой: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
11. Из предложенного перечня выберите два межклассовых изомера. Запишите номера выбранных ответов.
- 1) пентанон-3
- 2) пентанол-1
- 3) 3-метилбутанон
- 4) пентановая кислота
- 5) этилизопропиловый эфир
12. Из предложенного перечня выберите все вещества, которые при определённых условиях могут быть восстановлены до первичного спирта. Запишите номера выбранных ответов.
- 1) ацетон
- 2) масляная кислота
- 3) фенол
- 4) этилацетат
- 5) 2-метилпропаналь
13. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые проявляют более сильные основные свойства, чем аммиак. Запишите номера выбранных ответов.
- 1) нитробензол
- 2) 1,2-диаминоэтан
- 3) анилин
- 4) пиридин
- 5) диметиламин
14. Установите соответствие между схемой реакции и веществом Х, принимающим в ней участие: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
15. Установите соответствие между реагирующими веществами и углеродсодержащим продуктом, который образуется при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
17. Из предложенного перечня выберите все реакции присоединения. Запишите номера выбранных ответов.
- 1) взаимодействие хлорэтана со спиртовым раствором щёлочи
- 2) взаимодействие циклопропана с бромом
- 3) взаимодействие пентана с бромом на свету
- 4) взаимодействие бутадиена с хлороводородом
- 5) димеризация ацетилена в присутствии катализатора
18. Из предложенного перечня выберите все реакции, скорость которых зависит от давления. Запишите номера выбранных ответов.
- 1) взаимодействие хлора с раствором щёлочи
- 2) растворение железа в соляной кислоте
- 3) восстановление оксида меди(II) водородом
- 4) нитрование бензола
- 5) горение алюминия в кислороде
19. Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и степенью окисления элемента-восстановителя: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
20. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза водного раствора или расплава этого вещества, выделившимися на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
21. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую молярную концентрацию. Запишите номера веществ в порядке возрастания значения pH их водных растворов.
- 1) K2SO4
- 2) K2SO3
- 3) KHSO4
- 4) K2S
22. Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему CO3 2– (р-р) + H2O(ж.) HCO3 – (р-р) + OH– (р-р) – Q и направлением смещения равновесия при этом воздействии: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
23. В реакторе постоянного объёма смешали азот и водород. В результате обратимой реакции: N2(г) + 3H2(г) ←→ 2NH3(г) в реакторе установилось равновесие. Исходная концентрация азота была равна 1,0 моль/л, а равновесные концентрации водорода и аммиака составили 2,0 моль/л и 0,8 моль/л, соответственно. Найдите равновесную концентрацию азота (X) и исходную концентрацию водорода (Y). Выберите из списка номера правильных ответов.
- 1) 0,4 моль/л
- 2) 0,6 моль/л
- 3) 0,8 моль/л
- 4) 1,2 моль/л
- 5) 2,4 моль/л
- 6) 3,2 моль/л
24. Установите соответствие между названием вещества и признаком реакции, который наблюдается при взаимодействии вещества с водным раствором аммиака: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
25. Установите соответствие между смесью веществ и методом её разделения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
26. При охлаждении 200 г раствора гидрокарбоната аммония выпал осадок – безводная соль. Раствор над осадком имел массу 150 г и содержал 18 % соли по массе. Найдите массовую долю (в %) соли в исходном растворе. (Запишите число с точностью до десятых.)
27. Горение угарного газа описывается термохимическим уравнением: CO(г) + 1/2O2(г) = CO2(г) + 284 кДж Сколько литров кислорода (н. у.) потребуется для получения 213 кДж теплоты сжиганием угарного газа? (Запишите число с точностью до десятых.)
28. Сколько килограммов бутадиена-1,3 можно получить из 20 кг 96 %-го этанола, если выход в реакции Лебедева составляет 71 %? (Ответ запишите с точностью до целых.)
29. Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительновосстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
30. Из предложенного перечня веществ выберите вещества, которые вступают в реакцию ионного обмена с выделением газа. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
31. Серебро растворили в разбавленной азотной кислоте. Через полученный раствор пропустили сероводород, из раствора выпал чёрный осадок. Осадок отфильтровали и прокалили на воздухе. Газ, выделившийся при прокаливании, поглотили известковой водой, в результате из раствора выпал осадок. Напишите молекулярные уравнения четырёх описанных реакций.
32. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: С3H6 → C3H6Br2 → X1 → пропандиовая кислота → X2 → C2H3OCl При написании уравнений реакций указывайте преимущественно образующиеся продукты, используйте структурные формулы органических веществ.
33. Органическое вещество X относится к ароматическим соединениям и проявляет слабые основные свойства. Оно реагирует с одним эквивалентом хлороводорода, образуя вещество, содержащее 27,4 % хлора и 10,8 % азота по массе. Вещество X окисляется перманганатом калия, не реагирует с бромной водой и азотистой кислотой. На основании данных условия задачи: 1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу вещества X; 2) составьте возможную структурную формулу вещества X, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле; 3) напишите уравнение реакции вещества X с горячим водным раствором перманганата калия (в уравнении используйте структурные формулы органических веществ).
34. Навеску хлорида фосфора(V) растворили в 50 мл горячей воды. Для полной нейтрализации полученного раствора потребовалось 190 г 3,6 %-го раствора гидроксида бария. Выпавший осадок отфильтровали. Рассчитайте массу осадка и массовую долю соли в фильтрате. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин).
Вариант ХИ2210402 и ответы
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов: 1) Na, 2) O, 3) Ar, 4) B, 5) Al Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1. Какие из указанных элементов имеют в первом возбуждённом состоянии конфигурацию внешнего уровня ns1 np2 ? Запишите номера выбранных элементов.
2. Из указанного ряда выберите три элемента, принадлежащие одному периоду Периодической системы, и расположите их в порядке уменьшения первой энергии ионизации атома. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
3. Из указанного ряда выберите два элемента, способные проявлять отрицательную степень окисления. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
4. Из предложенного перечня выберите две частицы, в которых один из элементов образует три ковалентные связи. Запишите номера выбранных ответов.
- 1) NH4 +
- 2) SO3
- 3) AlH4 –
- 4) H3O+
- 5) HCN
5. Среди предложенных формул/названий веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы/названия: А) основного оксида; Б) бескислородной кислоты; В) кислой соли. Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.
6. В двух пробирках находился раствор иодида алюминия. В первую пробирку добавили раствор вещества Х, а во вторую – раствор вещества Y. В первой пробирке видимых признаков реакции не наблюдалось, а во второй выпал белый осадок, при этом газ не выделялся. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
- 1) NH4Cl
- 2) Pb(NO3)2
- 3) K2CO3
- 4) NH3
- 5) (NH4)2S
7. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
8. Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и продуктами, которые образуются при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
10. Установите соответствие между названием гомологического ряда и его общей формулой: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
11. Из предложенного перечня выберите два структурных изомера. Запишите номера выбранных ответов.
- 1) пентандиол-2,3
- 2) пропилацетат
- 3) дипропиловый эфир
- 4) циклопентанол
- 5) 2-метилбутаналь
12. Из предложенного перечня выберите все вещества, при гидролизе которых в кислой среде образуется карбоновая кислота. Запишите номера выбранных ответов.
- 1) 2,2-дихлопропан
- 2) уксусный ангидрид
- 3) 1,1,1-трихлорэтан
- 4) цианометан
- 5) метоксибензол
13. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые проявляют основные свойства, но являются более слабыми основаниями, чем аммиак. Запишите номера выбранных ответов.
- 1) пиррол
- 2) пиридин
- 3) триметиламин
- 4) метилат натрия
- 5) 2-метиланилин
14. Установите соответствие между схемой реакции и веществом Х, принимающим в ней участие: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
15. Установите соответствие между реагирующими веществами и органическим продуктом, который преимущественно образуется при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
17. Из предложенного перечня выберите все реакции замещения. Запишите номера выбранных ответов.
- 1) взаимодействие 2-хлорпропана с водным раствором щёлочи
- 2) взаимодействие фенола с разбавленной азотной кислотой
- 3) нагревание 1,3-дибромпропана с цинком
- 4) взаимодействие ацетона с водородом
- 5) взаимодействие метиламина с хлорметаном
18. Из предложенного перечня выберите все реакции, скорость которых не зависит от давления. Запишите номера выбранных ответов.
- 1) горение серы в кислороде
- 2) растворение алюминия в растворе щёлочи
- 3) нейтрализация азотной кислоты гидроксидом бария
- 4) изомеризация α-глюкозы в β-глюкозу
- 5) взаимодействие аммиака и хлороводорода
19. Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и степенью окисления элемента-окислителя: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
20. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза водного раствора или расплава этого вещества, выделившимися на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
21. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л). Запишите номера веществ в порядке уменьшения значения pH их водных растворов.
- 1) NaHCO3
- 2) NaI
- 3) NaOH
- 4) HI
23. В реакторе постоянного объёма смешали оксид серы(IV) и кислород. В результате обратимой реакции: 2SO2(г) + O2(г) ←→ 2SO3(г) в реакторе установилось равновесие. Исходная концентрация кислорода была равна 0,1 моль/л, а равновесные концентрации оксида серы(VI) и оксида серы(IV) составили 0,08 моль/л и 0,12 моль/л, соответственно. Найдите равновесную концентрацию кислорода (X) и исходную концентрацию оксида серы(IV) (Y). Выберите из списка номера правильных ответов.
- 1) 0,04 моль/л
- 2) 0,06 моль/л
- 3) 0,08 моль/л
- 4) 0,12 моль/л
- 5) 0,16 моль/л
- 6) 0,2 моль/л
24. Установите соответствие между названием вещества и признаком реакции, который наблюдается при взаимодействии вещества с разбавленной соляной кислотой: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
25. Установите соответствие между смесью веществ и методом её разделения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
26. При охлаждении 400 г 70 %-го раствора нитрата аммония выпал осадок – безводная соль. В образовавшемся растворе массовая доля нитрата аммония снизилась до 60 %. Найдите массу осадка (в г). (Запишите число с точностью до целых.)
27. Горение бутана описывается термохимическим уравнением: C4H10(г) + 6,5O2(г) = 4CO2(г) + 5H2O(ж) + 2880 кДж Сколько миллилитров углекислого газа (н.у.) выделится в атмосферу при получении 360 Дж теплоты сжиганием бутана? (Ответ запишите с точностью до десятых).
28. В результате тримеризации пропина объёмом 74 л (н. у.) получили смесь триметилбензолов общей массой 99 г. Рассчитайте общий выход (в %) продуктов тримеризации. (Ответ запишите с точностью до целых.)
29. Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с выделением газа и изменением цвета раствора. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительновосстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
30. Из предложенного перечня веществ выберите вещества, которые вступают в реакцию ионного обмена с образованием осадка. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
31. Чёрное вещество, образовавшееся при прокаливании нитрата меди, растворили в соляной кислоте. Через полученный раствор пропустили сернистый газ, в результате выпал белый осадок, который растворяется в аммиачной воде. Напишите молекулярные уравнения четырёх описанных реакций.
32. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: C4H10O → бутен-2 → X1 → бутин-2 → X2 → C12H6O12 При написании уравнений реакций указывайте преимущественно образующиеся продукты, используйте структурные формулы органических веществ.
33. Органическое вещество X представляет собой бесцветную жидкость с запахом аммиака. Оно реагирует с двумя эквивалентами бромоводорода, образуя вещество, содержащее 72,1 % брома и 12,6 % азота по массе. Вещество X реагирует с азотистой кислотой, при этом выделяется в 2 раза больше азота, чем при сгорании X. На основании данных условия задачи:
- 1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу вещества X;
- 2) составьте структурную формулу вещества X, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
- 3) напишите уравнение реакции вещества X с избытком гидроксида калия (в уравнении используйте структурные формулы органических веществ).
34. Для полной нейтрализации раствора, полученного взаимодействием хлорангидрида серной кислоты SO2Cl2 со 100 мл горячей воды, потребовалось 380 г 2,7 %-го раствора гидроксида бария. Выпавший осадок отфильтровали. Рассчитайте массу осадка и массовую долю соли в фильтрате. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин).
Работы статград по химии ЕГЭ ОГЭ для 9 и 11 класса
Метки: ЕГЭ 2023заданияответыстатградтренировочная работахимия 11 класс
- 09.03.2023
Пятый тренировочный вариант, составленный на основе демоверсии ЕГЭ 2023 года по химии от ФИПИ. Вариант включает все задания кодификатора 2023 года и учитывает все изменения, которые произошли в 2023 году (полный список изменений). Вариант содержит правильные ответы и подробные разборы для второй части теста — задания повышенной сложности. Ответы сохранены в конце варианта.
- Другие тренировочные варианты по химии
В варианте присутствуют задания на знание химических элементов и соединений, на составление и балансировку химических уравнений, на расчет массы вещества и концентрации растворов, а также на проведение простых химических экспериментов. Сам тренировочный вариант состоит из нескольких частей. В первой части представлены задания на знание химических элементов и соединений. Вторая часть содержит задания на балансировку химических уравнений и расчет массы вещества. Третья часть включает задания на расчет концентрации растворов и проведение простых химических экспериментов.
Задания из тренировочного варианта №5
Вещества для заданий с 1 по 3. 1) Не 2) Са 3) Cr 4) Cl 5) Se
Задание 1. Из указанных в ряду элементов выберите два элемента, атомы которых имеют сходную конфигурацию внешнего электронного слоя.
Задание 2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, находящихся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке увеличения электроотрицательности.
Задание 3. Из указанных в ряду элементов выберите два элемента, в соединении с которыми водород способен проявлять отрицательную степень окисления.
Задание 4. Из предложенного перечня выберите два вещества, между молекулами которых образуются водородные связи.
- метилэтиловый эфир
- аланин
- триметиламин
- плавиковая кислота
- серная кислота
Задание 11. Из предложенного перечня выберите два вещества, являющиеся межклассовыми изомерами.
- нитроэтан
- пропанол-1
- глицин
- диметиловый эфир
- этиламин
Задание 13. Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых может взаимодействовать метиламин.
- С6Н6
- О2
- СН4
- KOH
- СН3(СН2)2СООН
Задание 17. Из предложенного перечня выберите все наборы веществ, реакция между которыми протекает без изменения степени окисления.
- C2H6 и Cl2 (hν)
- фенол и NaOH
- NO2 и H2O
- Na2O2 и H2O (t°)
- K2CrO4 и H2SO4
Задание 18. Из предложенного перечня выберите все факторы, приводящие к уменьшению скорости реакции алюминиевой пластинки с 15%-ным раствором серной кислоты.
- добавление твердой щелочи
- добавление хлорида алюминия
- увеличение концентрации кислоты до 95%
- использование пластинки большей толщины
- замена серной кислоты на уксусную такой же концентрации
Задание 21. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).
- поваренная соль
- серная кислота
- нитрит натрия
- акриловая кислота
Запишите номера веществ в порядке возрастания значения pH их водных растворов, учитывая, что концентрация всех растворов (моль/л) одинаковая.
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
.011. Электронная конфигурация атома
.0217. Классификация химических реакций
.0318. Скорость химической реакции
.0419. Общие сведения об окислительно-восстановительных реакциях
.052. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам
.0620. Электролиз растворов и расплавов
.0721. Гидролиз солей. рН водных растворов солей, кислот, щелочей
.0822. Химическое равновесие
.0923. Расчёты параметров равновесной реакции
.1024. Качественные реакции и признаки реакций
.1125. Химия и жизнь
.123. Степень окисления и валентность химических элементов в их соединениях
.134. Типы химической связи. Тип кристаллической решётки вещества
.14Электролиз расплавов и растворов
За это задание ты можешь получить 2 балла. На решение дается около 3 минут. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 70.3%
Ответом к заданию 6 по химии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Задача 1
В пробирку с раствором соли калия X добавили раствор вещества Y. В результате произошла реакция, которую описывает сокращённое ионное уравнение
$S^{2–} + Zn^{2+} = ZnS$
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.
- сульфид калия
- сульфит калия
- сероводород
- гидроксид цинка
- сульфат цинка
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Вещество X должно быть солью и давать сульфид-анион, выбираем сульфид калия. Вещество Y – должно вступать реакцию ионного обмена с сульфидом калия и содержать катионы цинка в своем составе. Гидроксид цинка не реагирует, выбираем сульфат цинка
Ответ: 15
Задача 2
В пробирку с раствором соли X добавили раствор вещества Y. В результате произошла реакция, которую описывает следующее сокращённое ионное уравнение:
$S^{2–} + 2Н^{+} = H_2S↑$
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.
- сульфит калия
- угольная кислота
- бромоводород
- сульфид цинка
- сульфид натрия
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Сокращённое ионное уравнение: $S^{2–} + 2Н^{+} = H_2S$
описывает взаимодействие растворимого сульфида с сильной кислотой (реагенты должны быть сильными электролитами, чтобы диссоциировать на ионы в растворе). Среди предложенных веществ растворимым сульфидом является сульфид натрия, а сильной кислотой — бромоводород.
Ответ: 53
Задача 3
В пробирки, содержащие избыток раствора гидроксида калия, добавили вещества X и Y. В обоих случаях образуется только одна соль и вода. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
- $Cl_2$
- $NO_2$
- $CO_2$
- $Br_2$
- $SO_3$
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
3) $2KOH + CO_2 = K_2CO_3 + H_2O$ (обычная реакция кислого оксида и щелочи, нет особых свойств как у оксида азота(IV) )
5) $2KOH + SO_3 = K_2SO_4 + H_2O$ (как и в третьей строчке, нет никаких особенностей)
Ответ: 35
Задача 4
В пробирку с раствором вещества X добавили раствор кислоты Y. В результате произошла реакция, которую описывает следующее сокращённое ионное уравнение:
$HCO_3^{–} + H^{+} = H_2O + CO_2↑$
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.
- гидрокарбонат кальция
- уксусная кислота
- азотная кислота
- карбонат кальция
- карбонат натрия
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Данное ионное уравнение описывает взаимодействие растворимых гидрокарбонатов (вещество Х) с кислотами, являющимися сильными электролитами (вещество Y). Среди предложенных веществ есть гидрокарбонат кальция — вещество Х. Веществом Y является азотная кислота (уксусная кислота — слабый электролит).
Ответ: 13
Задача 5
В пробирку с раствором вещества X добавили раствор соли Y. В результате произошла реакция, которую описывает следующее сокращённое ионное уравнение:
$SO_3^{2–} + 2H^{+} = H_2O + SO_2$
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.
- сульфид натрия
- плавиковая кислота
- серная кислота
- сульфит калия
- карбонат натрия
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
В предложенном сокращенном ионном уравнении описывается взаимодействие растворимого сульфита с сильной кислотой (реагенты должны быть сильными электролитами, чтобы диссоциировать на ионы в растворе). Среди предложенных веществ растворимым сульфитом является сульфит калия, а сильной кислотой – серная кислота.
Ответ: 34
Задача 6
В пробирку с раствором соли натрия X добавили вещество Y. В результате произошла реакция, которую описывает сокращённое ионное уравнение:
$HCO_3^{–} + Ca^{2+} + OH^{–} = CaCO_3 + H_2O$
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.
- кальцинированная сода
- известковая вода
- пищевая сода
- негашёная известь
- малахит
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Из представленных веществ только пищевая сода ($NaHCO_3$) является гидрокарбонатом — солью натрия, а второе вещество должно иметь группу OH и Кальций, а это $Ca(OH)_2$, то есть известковая вода.
Ответ: 32
Задача 7
В пробирку с раствором вещества X добавили раствор соли Y. В результате произошла реакция, которую описывает следующее сокращённое ионное уравнение:
$2H^{+} + CO_3^{2–} = H_2O + CO_2$
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.
- гидрокарбонат магния
- уксусная кислота
- соляная кислота
- сульфит калия
- карбонат калия
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Ион водорода мы можем найти в сильной кислоте, так как слабая не распадается на ионы, так что нам не подходит уксусная, а только соляная. Ион $CO_3$ можно найти только в растворимой соли, например, в карбонате калия, а в гидрокарбонате будет ион $HCO_3$.
Ответ: 35
Задача 8
В пробирку с раствором соли X добавили раствор вещества Y. В результате произошла реакция, которую описывает следующее сокращённое ионное уравнение:
$SO_3^{2–} + 2H^{+} = H_2O + SO_2↑$
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.
- сульфид натрия
- сероводородная кислота
- серная кислота
- сульфат натрия
- сульфит натрия
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Поскольку сульфит-анион находится в виде иона, то он содержится в сильном электролите. Сульфит-анион есть в составе сульфита натрия — это соль Х.
Катион водорода в виде иона в ионном уравнении может быть от сильной кислоты, поэтому выбираем серную — вещество Y.
Ответ: 53
Задача 9
В раствор соли Х медленно по каплям добавили раствор вещества Y. В результате наблюдали выпадение белого объёмного осадка, который растворяется при добавлении избытка вещества Y. Из предложенного перечня выберите вещества Х и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.
- HBr
- $Mg(OH)_2$
- $FeSO_4$
- $Na_2[Zn(OH)_4]$
- $Ba(NO_3)_2$
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Представим реакцию:
$Na_2[Zn(OH)_4] + 2HBr = Zn(OH)_2↓ + 2NaBr + 2H_2O$
Нерастворимый гидроксид цинка выпадает осадок, но если продолжить добавлять HBr, то гидроксид вступит с ним реакцию и растворится:
$Zn(OH)_2 + 2HBr = ZnBr_2 + 2H_2O$
Ответ: 41
Задача 10
В пробирку, содержащую раствор соединения бария (вещество X), добавили вещество Y. В результате произошла реакция, которую описывает следующее сокращённое ионное уравнение:
$Ba^{2+} + SO_4^{2–} = BaSO_4$
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.
- серная кислота
- оксид серы(VI)
- гидроксид бария
- бромид бария
- сульфит бария
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Вещества Х и Y сильные электролиты, потому что только они смогут распасться на ионы, и не осадки. Для получения иона бария нужно взять растворимую соль бария, сульфит бария нерастворим, не подходит, остается гидроксид и бромид. Для получения иона $SO_4^{-2}$ нужно взять вещество, которое его содержит. Подходит только серная кислота, а к ней не подходит гидроксид бария, потому что вдобавок к сульфату образуется еще и вода, которая не распадается на ионы, следовательно, вещество X — бромид бария.
Ответ: 41
Задача 11
В одну из пробирок с раствором соляной кислоты добавили вещество X, при этом выделился газ без цвета и запаха. В другую пробирку добавили вещество Y, в результате выделился газ с характерным запахом. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
- $Mg(OH)_2$
- $Na_2SiO_3$
- $Na_2CO_3$
- $AgNO_3$
- $Na_2SO_3$
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Бесцветный газ без запаха может дать карбонат натрия, при взаимодействии с соляной кислотой выделится оксид углерода (IV). Чтобы выделился газ с резким запахом, нужно, чтобы соляная кислота взаимодействовала с сульфитом натрия, выделится $SO_2$, который имеет резкий запах.
Ответ: 35
Задача 12
При нагревании твёрдого гидросульфата калия с веществом X выделяется газ, с веществом Y — вода. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
- NaCl
- $H_2SO_4$
- $H_2O$
- NaOH
- $CuSO_4$
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Гидросульфат натрия способен давать газ при сплавлении с хлоридом натрия — выделяется газообразный хлороводород:
$KHSO_{4(тв.)} + 2NaCl_{(тв.)} = KCl + Na_2SO_4 + HCl$
Воду кислые соли образуют при взаимодействии с щелочами, например, с NaOH:
$2KHSO_{4(тв.)} + 2NaOH_{(тв.)} = K_2SO_4 + Na_2SO_4 + 2H_2O$
Ответ: 14
Задача 13
В одну пробирку с осадком карбоната бария добавили раствор сильной кислоты X и в результате реакции наблюдали полное растворение осадка. В другую пробирку с осадком карбоната бария добавили воду и пропускали газ Y. В результате реакции наблюдали растворение осадка. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
- бромоводородная кислота
- аммиак
- углекислый газ
- азотистая кислота
- серная кислота
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
В результате взаимодействия карбоната с сильной кислотой бария исчезает осадок. Следовательно, из двух предложенных сильных кислот (серной и бромоводородной) в качестве вещества Х выберем бромоводородную, т.к серная даст осадок в виде сульфата бария. Воду и углекислый газ можно представить, как угольную кислоту, которая при взаимодействии с карбонатом бария доведет его до растворимого гидрокарбоната бария. Вещество Y — углекислый газ.
Ответ: 13
Задача 14
В раствор соли Х, которая способна окрашиваться в бурый цвет, вследствие окисления на воздухе, добавили раствор вещества Y. В результате произошла реакция, которую описывает сокращённое ионное уравнение
$SO_4^{2–} + Ba^{2+} = BaSO_4$
Из предложенного перечня выберите вещества Х и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.
- нитрат бария
- гидроксид магния
- сульфат железа(II)
- гидроксид натрия
- сернистая кислота
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
В предложенном сокращенном ионном уравнении описывается взаимодействие растворимого сульфата с растворимой солью бария (реагенты должны быть сильными электролитами, чтобы диссоциировать на ионы в растворе). Среди предложенных веществ растворимым сульфатом является сульфат железа (II), а растворимой солью бария – нитрат бария.
Ответ: 31
Задача 15
В пробирку с раствором кислоты X добавили раствор вещества Y. В результате произошла реакция, которую описывает сокращённое ионное уравнение
$H^{+} + OH^{–} = H_2O$
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые вступили в описанную реакцию.
- угольная кислота
- сульфит натрия
- серная кислота
- гидроксид бария
- гидроксид натрия
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Нам нужны сильные электролиты, потому что они смогут распасться на ионы. Судя по тем ионным осадкам, которые мы имеем, нам нужна сильная кислота и щелочь, также они не должны давать осадка. Выбираем серную кислоту и гидроксид натрия (натрий в солях и гидроксидах растворим).
Ответ: 35
Задача 16
В одну из пробирок с соляной кислотой добавили вещество X, в другую — вещество Y. В обоих случаях наблюдали выделение газа, причём во втором случае газ был окрашен. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
- Ba(NO3)2
- FeS
- KMnO4
- SO2
- I2
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Решение
Соляная кислота HCl — сильная однооснóвная кислота. Может реагировать с а) металлами, находящимися в ряду активности левее водорода; б) оснóвными и амфотерными оксидами и гидроксидами; в) солями, если соблюдаются условия протекания реакций обмена, т. е. один из продуктов реакции удаляется из сферы реакции (образуются осадок, газ, вода и другой слабый электролит); г) взаимодействовать с сильными окислителями.
1) $HCl + Ba(NO_3)_2 ≠ (BaCl_2 + HNO_3)$
Реакция не протекает, т. к. не соблюдаются условия осуществления реакций ионного обмена — оба продукта реакции растворимы в воде.
Вывод: ответ неверный.
2) $2HCl + FeS = FeCl_2 + H_2S↑$
Реакция возможна, т. к. один из продуктов реакции ($H_2S$) удаляется из сферы реакции.
Вывод: ответ правильный.
3) $16HCl + 2KMnO_4 = 5Cl_2↑ + 2KCl + 2MnCl_2 + 8H_2O$
Окислительно-восстановительная реакция: хлорид-ионы окисляются перманганатом калия (очень сильный окислитель) и выделяется хлор — ядовитый газ жёлто-зелёного цвета.
Вывод: правильные ответы (2, 3) найдены, оставшиеся варианты ответов рассматривать не будем.
Ответ: 23