Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Спрятать решение
Решение.
Кислород реагирует с магнием, угарным газом, оксидом фосфора (III), медью, карбидом кальция. Поэтому верный вариант ответа № 2.
Вода реагирует с магнием, оксидом фосфора (III), оксидом фосфора (V), карбидом кальция, оксидом натрия. Поэтому верный вариант ответа № 5.
Гидроксид натрия реагирует с сульфатом меди (II), оксидом фосфора (III), соляной кислотой, серной кислотой, хлоридом аммония, оксидом фосфора (V). Поэтому верный вариант ответа № 4.
Гидрокарбонат натрия реагирует с магнием, сульфатом меди (II), соляной кислотой, гидроксидом калия, серной кислотой. Поэтому верный вариант ответа № 3.
Ответ: 2543.
Источник: ЕГЭ по химии 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2
- 09.03.2023
Пятый тренировочный вариант, составленный на основе демоверсии ЕГЭ 2023 года по химии от ФИПИ. Вариант включает все задания кодификатора 2023 года и учитывает все изменения, которые произошли в 2023 году (полный список изменений). Вариант содержит правильные ответы и подробные разборы для второй части теста — задания повышенной сложности. Ответы сохранены в конце варианта.
- Другие тренировочные варианты по химии
В варианте присутствуют задания на знание химических элементов и соединений, на составление и балансировку химических уравнений, на расчет массы вещества и концентрации растворов, а также на проведение простых химических экспериментов. Сам тренировочный вариант состоит из нескольких частей. В первой части представлены задания на знание химических элементов и соединений. Вторая часть содержит задания на балансировку химических уравнений и расчет массы вещества. Третья часть включает задания на расчет концентрации растворов и проведение простых химических экспериментов.
Задания из тренировочного варианта №5
Вещества для заданий с 1 по 3. 1) Не 2) Са 3) Cr 4) Cl 5) Se
Задание 1. Из указанных в ряду элементов выберите два элемента, атомы которых имеют сходную конфигурацию внешнего электронного слоя.
Задание 2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, находящихся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке увеличения электроотрицательности.
Задание 3. Из указанных в ряду элементов выберите два элемента, в соединении с которыми водород способен проявлять отрицательную степень окисления.
Задание 4. Из предложенного перечня выберите два вещества, между молекулами которых образуются водородные связи.
- метилэтиловый эфир
- аланин
- триметиламин
- плавиковая кислота
- серная кислота
Задание 11. Из предложенного перечня выберите два вещества, являющиеся межклассовыми изомерами.
- нитроэтан
- пропанол-1
- глицин
- диметиловый эфир
- этиламин
Задание 13. Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых может взаимодействовать метиламин.
- С6Н6
- О2
- СН4
- KOH
- СН3(СН2)2СООН
Задание 17. Из предложенного перечня выберите все наборы веществ, реакция между которыми протекает без изменения степени окисления.
- C2H6 и Cl2 (hν)
- фенол и NaOH
- NO2 и H2O
- Na2O2 и H2O (t°)
- K2CrO4 и H2SO4
Задание 18. Из предложенного перечня выберите все факторы, приводящие к уменьшению скорости реакции алюминиевой пластинки с 15%-ным раствором серной кислоты.
- добавление твердой щелочи
- добавление хлорида алюминия
- увеличение концентрации кислоты до 95%
- использование пластинки большей толщины
- замена серной кислоты на уксусную такой же концентрации
Задание 21. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).
- поваренная соль
- серная кислота
- нитрит натрия
- акриловая кислота
Запишите номера веществ в порядке возрастания значения pH их водных растворов, учитывая, что концентрация всех растворов (моль/л) одинаковая.
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Какие официальные изменения появились в КИМах (контрольно-измерительных материалах), и по каким предметам. Tutortop выяснил последние новости сдачи экзамена в 2023 году на 10 марта. Смотрите, какие изменения затронут школьников со всей России, о чём важно знать при экзаменационной подготовке.
Согласно официальному сайту ФИПИ, наибольшее количество изменений в 2023 году появилось в КИМах ЕГЭ для экзамена по русскому языку, а также по базовой и профильной математике. Выпускников, которые будут сдавать экзамен по географии, изменения ЕГЭ в 2023 году не коснулись.
ЕГЭ по русскому языку
В части 1 экзамена:
- В этом году изменился порядок экзаменационных заданий на основе микротекста.
- Изменения в формулировке задания № 2, у школьников появилась возможность выбрать несколько вариантов ответа.
- № 3, 21, 26 получили статус повышенного уровня.
- Обновились материалы для подготовки, Орфоэпический словник для № 4, появилась возможность выбрать несколько вариантов ответа, и Словарик паронимов для № 5. Ранее в них было меньше слов.
- За № 8 можно получить 3 балла вместо 5.
- Задание № 9 стало похоже на № 10–12.
В части 2 экзамена:
- Изменилась формулировка в № 27 и критерии оценки текста, в материалах больше нет понятия «негрубая ошибка», максимальный балл теперь 5 вместо 6.
- Изменились критерии оценивания сочинения, касающиеся фактических ошибок.
- Исчезли ограничения на максимальный объём сочинения и количество слов.
- Изменён первичный балл за сочинение, в этом году составит 54 вместо 58.
ЕГЭ по математике
Базовый уровень экзамена по математике: В самих задачах изменений нет, в материалах их распределили по группам: практические задачи из разных разделов математики, задачи по геометрии, по алгебре и по началам математического анализа.
Профильный уровень экзамена по математике: Содержание задач не менялось, как и в базовом уровне, их перегруппировали по блокам: задачи по геометрии, по комбинаторике, статистике и теории вероятностей, в конце — алгебра и начала математического анализа.
ЕГЭ по физике
- В этом году во вторую часть добавились задачи по статистике к задачам на применение законов Ньютона и законов сохранения.
- Перегруппировались задания первой части, линии 1 и 2 перенесли на линии 21 и 22.
ЕГЭ по химии
- В задании № 23 теперь все элементы будут в виде текста вместо таблицы.
- Поменялись местами № 33 и 34.
- № 9, 12 и 16 теперь повышенного уровня сложности.
ЕГЭ по биологии
- В первой части теперь на одно задание больше: 29 вместо 28.
- Задания перегруппировали в единые модули: «Многообразие растений и грибов» и «Многообразие животных» — 9–12, «Организм человека и его здоровье» — 13–16.
- Вопросы с кратким ответом теперь будут в разделе «Клетка и организм — биологические системы» — № 5–6.
- Больше не будет линии 24 с анализом биологической информации. № 23 и 24 теперь являются общим модулем, проверяющим методологические умения школьников.
ЕГЭ по истории
- Большее внимание уделяется истории Великой Отечественной войны, не менее 20% вопросов будут проверять знания школьников по этой теме.
- Увеличилось количество заданий: 21 вместо 19. Появилось задание на проверку фактов Великой Отечественной войны и на сравнение исторических явлений.
- Максимальная оценка теперь 42 вместо 38.
- Уточнили критерии оценки № 18 и 19.
- Увеличилось время выполнения работы: 210 минут вместо 180.
ЕГЭ по обществознанию
- Изменилась формулировка задания № 18.
- За № 25 теперь можно получить 6 баллов вместо 4.
- А вот за № 3 теперь можно получить только 1 балл.
- Максимальная оценка в этом году — 58 вместо 57.
ЕГЭ по литературе
- Правильное количество ответов в задании № 9 теперь может варьироваться от 2 до 4.
- Скорректировали первый критерий оценивания сочинения.
ЕГЭ по иностранным языкам: английский, немецкий, французский, испанский язык
- В разделе «Грамматика и лексика» количество заданий сократили до 18.
- Максимум за выполнение № 1 и 11 в письменной части составит 3 балла, за выполнение № 2 и 10 — 4 балла.
- Максимальный первичный балл уменьшился: 86 вместо 100.
- Уточнены формулировки и критерии оценивания заданий № 3, 4, 37, 38.
ЕГЭ по китайскому языку
- В задании № 17 нужно заполнить пропуск подходящей лексической единицей, в № 23 — результативной морфемой, в № 26 установить верную последовательность фрагментов с точки зрения грамматики.
- В № 15, 16, 17, 18, 22, 23 теперь всего 4 варианта ответа вместо 5.
- В разделе «Говорение» для выпускников повысились требования, ответ на № 2 теперь должен состоять из 10–12 фраз. Скорректирована формулировка № 3.
ЕГЭ Информатика
- Изменилось содержание задания № 6, теперь в нем будет два задания — анализ алгоритма для конкретного исполнителя и вычисление простейших результатов работы: вычислительных алгоритмов и алгоритмов управления исполнителями.
- В № 22 вам предложат специальный файл для решения задачи по параллельному программированию и технологиям организации многопроцессорных вычислений.
ЕГЭ География
Изменений нет.
Как видите, новости совсем не страшные, основной упор сделан на организацию материала в КИМах и сами формулировки вопросов. Изменения не сильно затронули сам процесс сдачи и политику проведения ЕГЭ в этом году. Выпускникам осталось только подготовиться к экзамену и выбрать дальнейший образовательный маршрут.
Для школьников, занятых подготовкой к ОГЭ, важно помнить, что в этом году разработан новый порядок проведения ЕГЭ в России, который вступит в силу не ранее сентября 2023 года. Если проект утвердят, выпускники смогут вносить изменения в перечень предметов по выбору, который указали ранее.
Новый пробник ЕГЭ 2023 по химии 11 класс 2 тренировочных варианта для подготовки к экзамену с ответами и решениями для подготовки в формате реального экзамена. Дата проведения пробного экзамена 11 марта 2023 года.
- Скачать весь 1 вариант
- Скачать весь 2 вариант
- Скачать ответы и решения
Мониторинговая работа состоит из двух частей, включающих в себя 21 задание. Часть 1 содержит 12 заданий, часть 2 содержит 9 заданий. На выполнение мониторинговой работы по истории отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:
1) Cr
2) Mn
3) Cl
4) P
5) Al
Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют 13 электронов на третьем энергетическом уровне. Запишите номера выбранных элементов.
2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три р-элемента. Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения электроотрицательности. Запишите номера выбранных элементов в нужной последовательности.
3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента с одинаковой разностью между высшей и низшей степенью окисления. Запишите номера выбранных элементов.
4. Из предложенного перечня выберите два вещества немолекулярного строения, в молекулах которых присутствует ковалентная неполярная связь.
1) фенолят натрия
2) пероксид натрия
3) метан
4) диоксид кремния
5) оксид магния
5. Среди предложенных формул и названий веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулу или название, соответствующее: А) кислотному оксиду, Б) кислой соли, В) щелочи.
6. Раствор силикат калия поместили в две пробирки. В первую пробирку добавили раствор вещества X, во вторую – вещества Y. В результате проведенных реакций в первой пробирке образовался нерастворимый гидроксид, а второй – осадок. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y:
1. соляная кислота
2. гидроксид натрия
3. ортофосфат кальция
4. хлорид бария
5. гидроксид меди (II)
7. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
8. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
9. Задана следующая схема превращений H2O2 𝑀𝑛𝑂2 → X 𝑌 → K2SO4 Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) сера
2) кислород
3) оксид серы (IV)
4) сульфит калия
5) водород
10. Установите соответствие между тривиальным названием вещества и общей формулой гомологического ряда, к которому оно принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
11. Из предложенного перечня веществ выберите два вещества, которые имеют в своем составе только один третичный атом углерода. 1) метилизопропиламин 2) анилин 3) кумол 4) толуол 5) изопрен
12. Из предложенного перечня выберите все вещества, при взаимодействии которых с азотной кислотой образуется нитросоединение. 1) глицерин 2) кумол 3) бутанол-1 4) этиленгликоль 5) бензол
13. Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует диэтиламин. 1) гидроксид бария 2) хлорид натрия 3) уксусная кислота 4) бромоводород 5) сульфат калия
14. Установите соответствие между схемой превращений и реагентом Х, который в ней участвует: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
15. Установите соответствие между схемой реакции и основным углеродсодержащим продуктом Х, который преимущественно в ней образуется: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
16. Задана схема превращений веществ: Х → Y → ацетальдегид Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y. 1) метанол 2) хлорэтан 3) уксусная кислота 4) ацетилен 5) метан
17. Из предложенного перечня выберите все реагенты, вступающие с гидроксидом бария в реакцию нейтрализации. 1) оксид серы (IV) 2) карбонат натрия 3) бромоводород 4) азотная кислота 5) сульфат марганца (II)
18. Из предложенного перечня выберите все реакции, которые при одинаковой температуре и концентрации кислот идут быстрее, чем взаимодействие гранул цинка с уксусной кислотой. 1) реакция порошка цинка с уксусной кислотой 2) реакция железа с уксусной кислотой 3) реакция гранул цинка с соляной кислотой 4) реакция стружки магния с соляной кислотой 5) реакция карбоната натрия (р-р) с уксусной кислотой
19. Установите соответствие между схемой реакции и ролью атома металла в ней: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
20. Установите соответствие между названиями солей и продуктами восстановления, образующимися при электролизе растворов этих солей: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
21. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов: 1) CH3COOK 2) SrCl2 3) HNO3 4) KOH
26. Сколько миллилитров этилового спирта (ρ = 0,8 г/мл) необходимо растворить в 140 г воды, чтобы получить 12,5%-ный (по массе) раствор спирта. Ответ запишите с точностью до целых.
27. Теплота образования газообразного хлороводорода равна 92,3 кДж/моль. Вычислите объем хлора (н.у.), вступившего в реакцию с водородом, если в процессе превращения выделилось 64,61 кДж тепла. (Ответ запишите с точностью до сотых).
28. Вычислите массу карбида алюминия, необходимую для получения 4,032 л метана (н.у.), если выход в реакции гидролиза составляет 80% от теоретически возможного. (Запишите ответ в граммах с точностью до десятых.)
29. Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми окислительновосстановительная реакция протекает с образованием двух нерастворимых веществ. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
30. Из предложенного перечня выберите два вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена с образованием слабого электролита. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакции с участием выбранных веществ.
31. Смешали растворы хлорида бария и фосфата натрия. Выделившийся при этом осадок отделили и провели электролиз оставшегося раствора. Выделившийся на аноде газ пропустили через горячий раствор гидроксида калия. Одну из получившихся при этом солей выделили из раствора и сплавили с оксидом хрома(III) и гидроксидом калия.
33. Органическое вещество А, содержащее по массе 69,42% углерода, 4,13% водорода и кислорода, вступает в реакцию с гидроксидом калия в соотношении 1 : 4. На основании данных условия задачи: 1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу органического вещества А; 2) составьте возможную структурную формулу вещества А, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле; 3) напишите уравнение реакции вещества А с водным раствором гидроксида калия, используя структурную формулу вещества.
34. В растворе массой 284 г с массовой долей сульфата металла (III) 1,38% содержится в сумме 3,01•1022 ионов металла (III) и сульфат-ионов. Какую массу 3%-го щелочного раствора пероксида водорода добавили к данному раствору соли, если известно, что атомы восстановителя отдали 1,806•1022 электронов? В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин).
2 вариант ЕГЭ 2023 по химии 11 класс
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов: 1) P 2) S 3) Cr 4) Al 5) Mn Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии имеют одинаковое количество неспаренных электронов на d-подуровне. Запишите номера выбранных элементов.
2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, расположенные в Периодической системе Д.И. Менделеева в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке усиления кислотных свойств образованных ими оксидов. Запишите номера выбранных элементов в нужной последовательности.
3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента с одинаковой разностью между высшей и низшей степенью окисления. Запишите номера выбранных элементов.
4. Из предложенного перечня выберите два вещества немолекулярного строения, в которых присутствует ковалентная полярная связь. 1) метилат калия 2) вода 3) диоксид кремния 4) метиловый спирт 5) оксид натрия
5. Среди предложенных формул и названий веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулу или название, соответствующее: А) пищевой соде, Б) соли сернистой кислоты, В) кислотному оксиду
6. К раствору гидроксида калия добавили твердое вещество Х, при этом выделился газ. Если добавить вещество Х к раствору вещества Y, то выделится тот же газ. Из предложенного перечня веществ выберите вещества X и Y. 1. оксид цинка 2. цинк 3. соляная кислота 4. хлорид аммония 5. серебро
11. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые существуют в виде геометрических изомеров. 1) гексен-3 2) стирол 3) бутин-2 4) 1,2-диметилциклопропан 5) 2-метилбутен-2
12. Из предложенного перечня выберите все вещества, вступающие в реакцию с гидроксидом диамминсеребра (I). 1) муравьиная кислота 2) бутин-1 3) ацетон 4) ацетальдегид 5) бутин-2
13. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые вступают в реакцию как с глюкозой, так и с триолеатом глицерина. 1) метанол 2) водород 3) натрий 4) гидроксид меди (II) 5) кислород
17. Из предложенного перечня выберите все вещества, вступающие друг с другом в реакцию замещения: 1) пропен и водород 2) кальций и вода 3) хлорид железа (III) и железо 4) магний и хлороводород 5) оксид меди (II) и водород
19. Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и ролью атома металла в ней: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
21. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов: 1) KHCO3 2) Li2SO4 3) Ca(OH)2 4) CuCl2
23. В реактор постоянного объема поместили оксид углерода (II) и водород. При этом исходная концентрация оксида углерода (II) составляла 0,5 моль/л. В результате протекания обратимой реакции СО(г) + 3Н2(г) ⇄ СН4(г) + Н2О(г) в реакционной системе установилось химическое равновесие, при котором концентрации водорода, метана и воды составили 0,1 моль/л, 0,2 моль/л и 0,2 моль/л соответственно. Определите равновесную концентрацию монооксида углерода (Х) и исходную концентрацию водорода (Y).
26. Какую массу 18%-ного раствора хлорида аммония надо взять, чтобы при добавлении 10 г воды, получить 10%-ный раствор? (Ответ запишите в граммах с точностью до десятых).
27. Для разложения 1 моль нитрата калия требуется 123 кДж теплоты. Вычислите объем кислорода (н.у.), который образовался в ходе разложения образца нитрата калия, если для проведения реакции затратили 98,4 кДж теплоты. (Ответ запишите в литрах с точностью до сотых).
28. Какая масса 10%-ного раствора соляной кислоты может вступить в реакцию с 60 г известняка,
содержащего 15% примесей нерастворимых в соляной кислоте? (Запишите ответ в граммах с
точностью до десятых).
29. Из предложенного перечня выберите вещества, окислительно-восстановительная реакция между которыми протекает с образованием раствора голубого цвета, при этом нет выделения газа или выпадения осадка. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительновосстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
30. Из предложенного перечня выберите два вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена, если известно, что в реакцию вступает сильный электролит. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакции с участием выбранных веществ.
31. Пищевую соду смешали с раствором гидроксида натрия. К полученному раствору добавили раствор бромида хрома(III), в результате чего выпал осадок и образовался газ. Осадок отделили, поместили его в раствор, содержащий пероксид водорода и гидроксид калия, и нагрели. Полученную в результате соль поместили в раствор серной кислоты и наблюдали изменение окраски раствора.
33. При окислении органического вещества А сернокислым раствором перманганата калия образуется 2 моль углекислого газа и 1 моль вещества Б. При сжигании 6,16 г вещества Б выделяется 7,39 л (н.у.) углекислого газа и 3,96 мл воды. Известно, что вещество Б содержит только вторичные атомы углерода, функциональные группы расположены у соседних атомов углерода. Известно, что 1 моль вещества А способен максимально присоединить 2 моль водорода. На основании данных условия задачи: 1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу вещества Б; 2) составьте возможную структурную формулу вещества Б, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле; 3) напишите уравнение получения вещества Б окисление вещества А сернокислым раствором перманганата калия (используйте структурные формулы органических веществ).
34. Смесь перманганата калия и хлората калия массой 68,35 г, в которой N(O)/N(K)=3,4, нагревали до тех пор, пока N(O)/N(K) в твердом остатке не стало равным 2,4. Найдите степень разложения перманганата калия, если известно, что она в 2 раза меньше степени разложения хлората калия. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физический величин).
Статград химия 11 класс ЕГЭ 2023 варианты ХИ2210401-ХИ2210404 и ответы
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Для того чтобы решить расчетную задачу по химии, нужно воспользоваться следующим алгоритмом:
1. Составить уравнение химической реакции.
2. Над формулами веществ записать значения известных и неизвестных величин с соответствующими единицами величин (только для чистых веществ, т.е. не содержащих примесей).
Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества; если в условии задачи идет речь о растворе, то сначала надо вычислить массу растворенного вещества.
3. Под формулами веществ с известными и неизвестными величинами записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакции.
4. Составить и решить пропорцию.
5. Записать ответ.
Задача 1. Железо количеством вещества $0.5$ моль прореагировало без остатка с соляной кислотой. Определите массу образовавшегося хлорида железа (II).
Дано:
$n(Fe)=0.5$ моль
$m(FeCl_2)-?$
Решение:
1. Запишем уравнение химической реакции:
$Fe+2HCl=FeCl_2+H_2↑$.
2. Запишем известные и неизвестные числовые значения над формулами веществ в уравнении.
${Fe}↖{56}+2HCl={FeCl_2}↖{127}+H_2$
$M(Fe)=56$г/моль; $m(Fe)=56$г/м $·1$моль$=56$г
$M(FeCl_2)=56+35.5·2=127$г/моль;
$m(FeCl_2)=127$г/моль $·1$моль$=127$г
3. Найдем заданную химическим уравнением массу $0.5$ моль железа и запишем полученное значение под его формулой.
$m(Fe)=M·n=56$г/моль $·0.5$моль$=28$г
4. Уравнение примет вид:
${Fe}↙{28}↖{56}+2HCl={FeCl_2}↙{x}↖{127}+H_2↑$
5. Составим и решим пропорцию:
${56}/{28}={127}/{x}; x={28·127}/{56}=63.5$г.
Ответ: $m(FeCl_2)=63.5$ г.
Задача 2. В каком объеме кислорода (н.у.) нужно сжигать железо, чтобы получить $0.2$ моль оксида железа (III)?
Дано:
$n(Fe_2O_3)=0.2$моль
$V(O_2)-?$
Решение:
$1.4Fe+3O_2=2Fe_2O_3.$
$2.M_r(Fe_2O_3)=56·2+16·3=16$г/моль;
$m(Fe_2O_3)=M_r·n=16$г/моль $·2$моль$=320$г
$M_r(O_2)=16+16=32$/моль;
$m(O_2)=32$г/моль $·2$моль$=96$г
$4Fe+{3O_2}↙{x_{моль}}↖{96}={2Fe_2O_3}↙{0.2_{моль}}↖{320}$
$3.{96}/{x}={320}/{0.2}; x={96·0.2}/{320}=0.06$моль
$4.V=V_m·n=22.4$л/моль $·0.06$моль$=1.3$л
Ответ: $V(O_2)=1.34$л.