Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Согласно современному пониманию, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью ________(А), которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. Следует отметить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития экономики как науки.
Как и всякая наука, экономика выполняет прежде всего ________(Б). Она теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, в чём суть, причины, последствия ________(B) (как банки делают деньги, каковы причины инфляции и т. п.). На основе анализа реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть, формулирует ________(Г) экономического поведения.
Экономика выполняет и ________(Д). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации, предлагает рецепты действий. Эта функция экономики тесно связана с ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) ограниченные ресурсы
2) принципы
3) экономический кризис
4) экономические процессы
5) национальная экономика
6) духовная культура
7) познавательная функция
8) общественные блага
9) практическая функция
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
«Глобализация — это необратимый процесс, новый этап в ___(А), который состоит в том, что человечество становится более сплочённым в процессе обмена информацией, товаров, знаний и культуры. Это очень непростой процесс, ускоряющий развитие людей, к нему необходимо приспособиться, ведь он может создавать много трудностей на пути к экономическому благосостоянию. Быстрые перемены в жизни общества могут привести к не очень приятным ___(Б), поэтому государства всячески стремятся контролировать процесс глобализации. С усовершенствованием информационных технологий и средств ____(В) и быстрым распространением их по всему земному шару возросло экономическое и социальное взаимодействие между людьми. Информационные технологии объединили большую часть планеты в единое сообщество с общим экономическим и информационным пространством, и, по мнению большинства учёных, это и является основным ____(Г) глобализационного процесса. Глобализация затрагивает все сферы общественной жизни, она в равной степени влияет на ___(Д), идеологию, культуру и социальную жизнь общества. Процесс глобализации заключается не только в увеличении взаимодействия между многочисленными странами мира, но и экономическом ___(Е) всего мира в целом».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) коммуникации | 2) критерий | 3) совершенствование |
4) общество | 5) последствие | 6) политика |
7) предпосылка | |
9) развитие |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 181 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 …
Добавить в вариант
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека.
Показать
1
Какое определение правосознания дано автором? Что автор считает главной чертой правосознания?
2
Какие три компонента правовой культуры названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите объяснение того, какую роль играет каждый из этих компонентов в обеспечении правопорядка.
3
Задания Д22 C3 № 8624
Назовите три сферы действия правовых норм, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну сферу действия правовых норм, не указанную в тексте.
Какие три компонента правовой культуры названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите объяснение того, какую роль играет каждый из этих компонентов в обеспечении правопорядка.
Показать
1
Какое определение правосознания дано автором? Что автор считает главной чертой правосознания?
2
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека.
3
Задания Д22 C3 № 8624
Назовите три сферы действия правовых норм, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну сферу действия правовых норм, не указанную в тексте.
Какие тенденции современного образования, связанные с задачами нового направления культуры, названного автором, указаны в тексте? Назовите две тенденции. С опорой на текст и обществоведческие знания обоснуйте связь каждой из них с задачами этого направления.
Показать
1
Какую роль в современном образовании отводит автор идее опережающего образования? Какие две составляющие этой идеи называет автор?
2
Автор пишет, что «страх перед будущим — «футуршок» — одна из наиболее серьёзных социальных проблем современности». Назовите две другие любые глобальные социальные проблемы современности. Объясните их связь со страхом перед будущим.
3
Задания Д22 C3 № 8495
Какое новое направление развития культуры называет автор? Какие задачи он ставит перед этим направлением? Назовите две задачи. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите любую тенденцию развития современной культуры, не названную в тексте.
Автор пишет, что успех выборов зависит «от наличия или отсутствия высокой гражданской культуры». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три компонента политической культуры и поясните связь каждого с успехом выборов.
Показать
1
Какое определение даёт автор понятию «власть»? Какие две формы участия граждан в управлении государством он приводит? Какое условие обеспечения демократических свобод называет автор?
2
Автор пишет, что «кризис легитимности обычно возникает тогда, когда между властью и народом возникает трещина». Назовите две ситуации, которые указывает автор, при которых происходит кризис легитимности власти. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждую из них. (Сначала указывайте ситуацию, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют.) Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.
3
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «выборы». Какое определение понятия «легитимность» приводит автор? Какие два основных принципа демократических выборов называет автор?
Назовите проявления позитивного и негативного влияния экономической глобализации на субъекты экономической деятельности.
Показать
1
Как авторы определяют экономическую суть глобализации? Какой, по мнению авторов, главный фактор глобализации, разрушающий границы национальных экономик? В чём авторы видят сложность создания в настоящее время единой интеграционной модели мирового хозяйства?
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 61. (Часть С)
2
Какой, по мнению авторов, фактор способствует успешной экономической интеграции? Назовите два примера экономической интеграции.
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 61. (Часть С)
3
Задания Д22 C3 № 8729
Какие перспективы видят мировые державы и развивающиеся страны в интеграции мировой экономики? Почему данное различие, по мнению авторов, является потенциальным источником конфликтов? Опирать на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «глобализация».
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 61. (Часть С)
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 61. (Часть С)
Как авторы определяют экономическую суть глобализации? Какой, по мнению авторов, главный фактор глобализации, разрушающий границы национальных экономик? В чём авторы видят сложность создания в настоящее время единой интеграционной модели мирового хозяйства?
Показать
1
Какой, по мнению авторов, фактор способствует успешной экономической интеграции? Назовите два примера экономической интеграции.
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 61. (Часть С)
2
Назовите проявления позитивного и негативного влияния экономической глобализации на субъекты экономической деятельности.
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 61. (Часть С)
3
Задания Д22 C3 № 8729
Какие перспективы видят мировые державы и развивающиеся страны в интеграции мировой экономики? Почему данное различие, по мнению авторов, является потенциальным источником конфликтов? Опирать на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «глобализация».
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 61. (Часть С)
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 61. (Часть С)
Какой, по мнению авторов, фактор способствует успешной экономической интеграции? Назовите два примера экономической интеграции.
Показать
1
Как авторы определяют экономическую суть глобализации? Какой, по мнению авторов, главный фактор глобализации, разрушающий границы национальных экономик? В чём авторы видят сложность создания в настоящее время единой интеграционной модели мирового хозяйства?
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 61. (Часть С)
2
Назовите проявления позитивного и негативного влияния экономической глобализации на субъекты экономической деятельности.
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 61. (Часть С)
3
Задания Д22 C3 № 8729
Какие перспективы видят мировые державы и развивающиеся страны в интеграции мировой экономики? Почему данное различие, по мнению авторов, является потенциальным источником конфликтов? Опирать на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «глобализация».
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 61. (Часть С)
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 61. (Часть С)
Каково, по мнению авторов, экономическое последствие попыток введения уравнительного распределения? Опираясь на обществоведческие знания и знания из смежных дисциплин, поясните этот вывод и конкретизируйте его на примере.
Показать
1
Приведите названные авторами четыре причины недостижимости полного социального равенства.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность
2
Авторы утверждают, что «наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций». Приведите названные авторами две причины, которые обусловливают эту остроту, и, опираясь на знания обществоведческого курса и смежных дисциплин, проиллюстрируйте одним примером сделанное авторами утверждение.
Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность
3
Задания Д22 C3 № 2324
Авторы пишут о неоднозначности влияния неравенства на общество. Приведите по одному данному авторами объяснению положительного и отрицательного влияния неравенства на общество. Приведите вывод, который сделали авторы, проанализировав влияние неравенства. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальное неравенство».
Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность
Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность
Международное разделение труда и международное производство являются проявлениями в экономической сфере более общей тенденции современного общественного развития. Назовите эту тенденцию. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два её проявления в двух других сферах общественной жизни. Снчала укажите сферу, затем проявление.
Показать
1
Назовите три разновидности международного разделения труда, которые выделяет автор текста.
2
Назовите три упомянутые в тексте формы международного производства и проиллюстрируйте примером каждую из названных форм.
3
Задания Д22 C3 № 4853
На основании текста назовите четыре фактора, которые способствовали становлению международного производства. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «мировое хозяйство».
Как автор, ссылаясь на современную экономическую литературу, характеризует понятие «человеческий капитал»? Как он оценивает роль человеческого капитала в достижении экономического успеха? Почему фирмы, по мнению автора, всё чаще вкладывают средства в обучение персонала?
Показать
1
В тексте указывается, что одним из приоритетов социально-экономической политики нашей страны является развитие инфраструктуры. Используя факты общественной жизни, приведите два примера инвестиций в развитие инфраструктуры и объясните, как развитие инфраструктуры может влиять на экономический рост.
Источник: ЕГЭ 2016 по обществознанию. (часть С, вариант 421)
2
Автор утверждает, что на экономический рост влияют большие инвестиции в различные составляющие человеческого капитала. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения этого утверждения.
Источник: ЕГЭ 2016 по обществознанию. (часть С, вариант 421)
3
Какие три характерных свойства общественных благ названы в тексте? Используя обществоведческие знания, объясните сущность одного любого из них.
Источник: ЕГЭ 2016 по обществознанию. (часть С, вариант 421)
Источник: ЕГЭ 2016 по обществознанию. (часть С, вариант 421)
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономический рост». Как в тексте охарактеризована коммерческая деятельность? Какие условия, по мнению автора, определяют характер целевых установок фирмы? (Укажите любые три условия.)
Показать
1
Как в тексте раскрыта сущность предпринимательского потенциала? В чём, по мнению автора, состоит уникальность предпринимательства как вида деятельности? Какие качества (умения), по мнению автора, необходимы для эффективной реализации предпринимательских способностей? (Укажите любые три таких качества (умения).)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 2021. Досрочная волна. Май
2
Назовите три составляющие предпринимательских способностей, рассмотренные автором. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером функционирование каждой из них. (В каждом случае сначала назовите составляющую из текста, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 2021. Досрочная волна. Май
3
Используя обществоведческие знания, приведите три собственных (не из текста) аргумента, подтверждающих, что «не обременённая чрезмерным регулированием рыночная экономика создаёт наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства». (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 2021. Досрочная волна. Май
4
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономический рост».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 2021. Досрочная волна. Май
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономический рост».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Как в тексте раскрыта сущность предпринимательского потенциала? В чём, по мнению автора, состоит уникальность предпринимательства как вида деятельности? Какие качества (умения), по мнению автора, необходимы для эффективной реализации предпринимательских способностей? (Укажите любые три таких качества (умения).)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 2021. Досрочная волна. Май
2
Назовите три составляющие предпринимательских способностей, рассмотренные автором. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером функционирование каждой из них. (В каждом случае сначала назовите составляющую из текста, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 2021. Досрочная волна. Май
3
Используя обществоведческие знания, приведите три собственных (не из текста) аргумента, подтверждающих, что «не обременённая чрезмерным регулированием рыночная экономика создаёт наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства». (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 2021. Досрочная волна. Май
4
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономический рост». Как в тексте охарактеризована коммерческая деятельность? Какие условия, по мнению автора, определяют характер целевых установок фирмы? (Укажите любые три условия.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 2021. Досрочная волна. Май
Автор отмечает, что «у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания». Выразите своё отношение к позиции автора. Опираясь на знания курсов обществознания и истории, приведите три аргумента в обоснование заявленной Вами позиции (согласие либо несогласие).
Показать
1
Что автор понимает под религией? Выпишите из текста любые три определения религии.
2
Автор пишет: «Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными». Приведите, опираясь на обществоведческие знания и личный социальный опыт, два примера вопросов, рассматриваемых и решаемых в религии. Укажите как данные вопросы решаются в какой-либо религии.
3
Задания Д22 C3 № 3317
Приведите три авторские характеристики роли (функций) религии в жизни людей. Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «религия».
Задания Д22 C3 № 6179
Назовите три социально-экономических явления в жизни общества, которые, по мнению автора, находятся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно социально-экономическое явление, зависящее от роли государства, не указанное в тексте.
Показать
1
Как автор характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
2
О каких двух способах воздействия государства на рыночный механизм рассказывает автор текста? Привлекая обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите два примера способов воздействия государства на рыночный механизм.
3
Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения значения конкуренции для рыночной экономики.
4
Назовите три социально-экономических явления в жизни общества, которые, по мнению автора, находятся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно социально-экономическое явление, зависящее от роли государства, не указанное в тексте.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Назовите три социально-экономических явления в жизни общества, которые, по мнению автора, находятся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно социально-экономическое явление, зависящее от роли государства, не указанное в тексте.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Как автор характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
2
О каких двух способах воздействия государства на рыночный механизм рассказывает автор текста? Привлекая обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите два примера способов воздействия государства на рыночный механизм.
3
Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения значения конкуренции для рыночной экономики.
4
Задания Д22 C3 № 6179
Назовите три социально-экономических явления в жизни общества, которые, по мнению автора, находятся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно социально-экономическое явление, зависящее от роли государства, не указанное в тексте.
Автор утверждает, что существует необходимость определённого вмешательства государства в экономическую жизнь. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера участия государства в экономике в условиях рынка, в каждом примере укажите функцию, которую выполняет государство в рыночной экономике. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию государства. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Показать
1
Какое определение понятия «рыночная экономика» дано в тексте? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, в условиях рыночной экономики происходят определённые потери общественного труда? Какую связь отмечает автор между ориентацией рыночного механизма на получение прибыли и эффективностью решения ряда общественных задач?
2
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о функциях рынка, которые связаны с регулированием общественного производства. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
3
Автор упоминает о безработице для наемных работников в условиях рынка. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «безработица». (В объяснении смысла / определении понятия «безработица» должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение / определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны. Какие факторы, по мнению автора делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого? Чем, по мнению автора выступают урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины?
Показать
1
В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих данное утверждение.
2
А. Д. Сахаров допускает два варианта судьбы человечества — его гибель или спасение. Что делают люди в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.
3
Задания Д22 C3 № 1695
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «общественный прогресс». Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?
Как автор характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
Показать
1
О каких двух способах воздействия государства на рыночный механизм рассказывает автор текста? Привлекая обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите два примера способов воздействия государства на рыночный механизм.
2
Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения значения конкуренции для рыночной экономики.
3
Задания Д22 C3 № 6179
Назовите три социально-экономических явления в жизни общества, которые, по мнению автора, находятся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно социально-экономическое явление, зависящее от роли государства, не указанное в тексте.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМА ЭТНОСА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Племя | Объединение на основе кровнородственных связей и веры в общность происхождения. |
… | Объединение на основе прочных связей исторического, экономического, культурного и территориально-политического характера. |
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «глобализация»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о любом позитивном проявлении глобализации в экономической сфере;
— одно предложение, раскрывающее любое негативное проявление глобализации в духовной сфере.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 14.04.2020. Досрочная волна. Вариант 1
Всего: 181 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 …
Экономическая культура.
Экономическая культура общества — это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, призванных регламентировать экономические отношения и поведение.
Структура экономической культуры:
- знания (совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ) и практические умения;
- экономическое мышление (позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации);
- экономическая направленность (потребности, интересы, мотивы деятельности человека в экономической сфере);
- способы организации деятельности;
- нормы, регулирующие отношения и поведение человека (бережливость, дисциплинированность, хозяйственность и др.)
Функции экономической культуры:
- адаптационная – применение норм, ценностей, образцов поведения к изменяющимся социально-экономическим условиям своей жизни;
- познавательная – познание законов, способов и методов экономической деятельности;
- нормативная – определенные стандарты и правила поведения в экономической деятельности;
- трансляционная – передача накопленного опыта экономической деятельности, соответствие её нормам и правилам поведения в экономике;
- селекционная – выявление и отбор из унаследованных ценностей норм, образцов поведения тех, которые в наибольшей степени соответствуют изменившимся социально-экономическим условиям и необходимы для экономической деятельности в новых условиях;
- инновационная – выработка новых, ранее не существовавших ценностей и нормы, стандартов экономического поведения и социально-экономических отношений;
- целеполагающая – постановка целей экономической деятельности;
- информационная – получение индивидом, социальной группой и обществом в целом достоверной экономической информации;
- коммуникативная – передача, приём, осмысление информации, общение людей, их групп, общностей;
- мотивационная – определение мотивов, побуждающих действовать в экономике;
- мобилизующая — побуждение отдельных индивидов, общностей, социальных организаций к определенным целенаправленным действиям, мобилизация их воли, интеллекта, чувств, действий для достижения определенных социальных и экономических целей и решения вытекающих из них задач.
Элементы экономической культуры.
Культура производства:
- повышение образовательного и профессионального мастерства работников;
- использование передовой техники и технологий;
- переход от экстенсивного к интенсивному способу хозяйствования;
- рациональное использование ресурсов на основе применения энергосберегающих технологий;
- улучшение облика производства;
- создание условий для комфортной работы;
- культура управления.
Культура потребления:
- повышение требований к качеству благ и услуг;
- рациональное использование благ, потребление не только материальных, но и духовных благ, выделение средств на занятия спортом, учёбу, отдых.
Экономический интерес.
Экономический интерес – это мотивы экономической деятельности человека, стремление удовлетворить возрастающие материальные и духовные потребности.
Ярким примером экономического интереса является желание покупателя купить наиболее качественный товар по доступной цене, и желание продавца продать товар. Главным регулятором экономических интересов членов общества выступает рыночный механизм, который предоставляет возможность удовлетворить интерес одной стороны, не ущемляя при этом интересов другой.
Классификация экономических интересов:
- общественные – групповые — личные
- национальные — региональные – ведомственные
Задача общества – поиск способов разрешения противоречий, которые возникают между интересами в обществе.
Экономическая свобода.
Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий.
Способы проявления экономической свободы:
- выбор форм собственности,
- выбор сферы применения своих способностей, знаний, возможностей,
- способы распределения доходов.
Экономическая ответственность.
Экономическая свобода реализуется на базе законодательных государственных норм, она неотделима от экономической ответственности.
Экономическая свобода без регламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы.
Ответственность – особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.
Вначале социальная ответственность связывалась прежде всего с соблюдением законов.
Затем её необходимым признаком стало предвосхищение будущего (создание «завтрашнего потребителя», обеспечение экологической безопасности, социальной, политической, стабильности общества, повышение уровня образования и культуры).
Социальная ответственность участников экономической деятельности сегодня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания. Обострение экологических проблем привело к изменению отношения предпринимателей к окружающей среде.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Тест: « Экономическая культура»
1. Запишите слово, пропущенное в таблице
Фактор производства |
Характеристика |
Капитал |
Денежные средства, знания, сооружения, оборудование, используемые при производстве товаров и услуг |
Используемые в процессе производства товаров и услуг физические и умственные способности людей |
2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание). Налог на прибыль, прямой налог, налог на наследство, подоходный налог, налог на имущество.
3. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание). Равновесная цена, спрос, предложение, рынок, продавцы, потребители.
4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам постиндустриального общества.
I) преобладание удаленных коммуникаций; 2) защита интеллектуальной собственности; 3) специализация производства; 4) промышленный переворот; 5) рост влияния СМИ; 6) глобальные информационные сети.
5. Выберите верные суждения о потребностях и их видах и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Потребности — это ценности и идеалы, усвоенные личностью в процессе социализации. 2) К первичным потребностям относят физиологические потребности индивида. 3) Потребность в знаниях и творческой деятельности относят к социальным потребностям личности. 4) Потребности являются одним из мотивов деятельности. 5) Удовлетворение материальных потребностей людей связано с функционированием экономической сферы общества.
6. Установите соответствие между фактами общественной жизни и глобальными проблемами, с которыми они связаны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Факты |
Глобальные проблемы |
А) заключение международного договора о борьбе с захватом заложников и угоном воздушных судов |
1. «Север-Юг» |
Б) помощь развивающимся странам в модернизации аграрного сектора экономики |
2. экологическая |
В) регламентация использования ресурсов Мирового океана |
3. международного терроризма |
Г) создание и финансирование специальных программ по развитию африканских стран |
|
Д) изучение глобального изменения климата |
7. В стране Z в первой половине XX в. произошли значительные перемены. Какие факты свидетельствуют о том, что они связаны с созданием индустриального общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение доли населения, занятой в промышленности 2) сфера услуг стала определяющей в общественной жизни 3) ориентация промышленности на производство средств производства 4) компьютеризация образовательного процесса 5) преобладание религиозного мировоззрения рост числа городов и городского населения
8. Выберите верные суждения о потребителе в условиях рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Потребитель в условиях рыночной экономики заинтересован в централизованном планировании производства. 2) В условиях рыночной экономики потребитель выигрывает при устранении монополизации экономики 3) Потребителю в условиях рыночной экономики выгодно установление ввозных пошлин. 4) Потребитель заинтересован в сохранении рыночной конкуренции. 5) В условиях рыночной экономики потребителю выгодно повышение налогов на производителя
9. Выберите верные суждения о сбережениях потребителя
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Росту сбережений потребителей способствует увеличение его доходов.
2) Увеличить сбережения помогает отсутствие дефицита товаров.
3) Сохранить сбережения потребителя позволяет улучшение качества товаров и услуг. 4) Росту сбережений способствует увеличение подоходного налога.
5) К росту сбережений приводит рост потребительских расходов.
10. Установите соответствие между особенностями заработной платы и ее видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Особенности |
Виды заработной платы |
А) начисляется работникам номинальная за отработанное время |
1. номинальная |
Б) выражается в материальных благах и услугах |
2. реальная |
В) зависит от цен на приобретаемые товары |
|
Г) начисляется работникам за сверхурочные работы |
|
Д) начисляется работникам за определенное количество и качество выполненных работ |
11. Установите соответствие между примерами и сферами экономической жизни, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры |
Сферы экономической жизни |
А) использование в быту отопления |
1. сфера производства |
Б) оказание страховых ус луг |
2. сфера потребления |
В) изготовление продуктов массового спроса |
|
Г) получение благ, находящихся в семейной собственности |
|
Д) пользование общественными благами |
12. Гражданин А. купил привилегированную акцию одной из промышленных компаний. Какие права он приобретает, становясь владельцем этой акции? Запишите цифры, под которыми указаны эти права.
1) на получение фиксированного дивиденда независимо от голосования акционеров
2) на получение суммы долга, удостоверенного ценной бумагой, в указанный срок
3) на получение части выручки после того, как будут выданы дивиденды по обычным акциям
4) на получение части прибыли, зависящей от ее величины
5) на управление акционерным обществом через участие в собрании акционеров 6) на получение определенной части имущества в случае ликвидации компании до того, как оно будет разделено между владельцами обыкновенных акций
13.Финансовый консультант объясняет своему клиенту отличия привилегированных акций от акций обыкновенных. Какие права, предоставляемые привилегированными акциями, должен осветить консультант? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Эти акции дают право на участие в управлении компанией.
2) Эти акции дают право на получение фиксированного дивиденда.
3) Размер дивиденда по этим акциям и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций.
4) Эти акции дают первоочередное право на получение части имущества фирмы в случае ее банкротства.
5) Источником выплат дивидендов по привилегированным акциям является чистая прибыль акционерного общества за текущий год.
6) Эти акции дают право на безусловный возврат их номинальной стоимости по истечении срока погашения.
14. На графике отражена ситуация на рынке систем связи: линия сароса D переместилась в новое положение D. (На графике Р — цена товара; Q — объем спроса товара.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) появление на рынке систем связи самых последних марок
2) сокращение числа крупных корпоративных заказчиков систем связи
3)предложение комплексных решений, включающих системы связи, безопасности» документооборота
4) совершенствование технологий производства систем связи
5) снижение доходов заказчиков систем связи
15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова» которые необходимо вставить на место пропусков.
«Существует множество факторов, определяющих различия в доходах и, соответственно, ……. А) жизни как отдельных людей, так и социальных ……….(Б). К ним, прежде всего, можно отнести многоотраслевой характер ……….(В), при котором развитие разных отраслей идет, как правило, неодинаково. Другой фактор — персональные различия людей в ………(Г), опыте, знаниях. Значительным является также обладание………..(Д). Доходы населения в любом …………(Е) дифференцированы».
Список терминов:
1) группы
2) общество
3) качество
4) уровень
5) экономика
6) специализация
7) имущество
доходы
9) образование
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ключ к тесту: «Экономическая культура»
№ |
Вариант |
балл |
1 |
труд |
1 |
2 |
прямой налог |
1 |
3 |
рынок |
1 |
4 |
3, 4 |
1 |
5 |
2,4,5 |
2 |
6 |
31212 |
2 |
7 |
136 |
2 |
8 |
2,4 |
2 |
9 |
1, 3 |
2 |
10 |
12211 |
2 |
11 |
21122 |
2 |
12 |
1, 6 |
2 |
13 |
2,3,4 |
2 |
14 |
2,5 |
1 |
15 |
415972 |
2 |
«5» — 23 — 25 баллов
«4» — 18 — 22 баллов
«3» — 13 — 17 баллов
«2» — 12 и менее баллов
План развернутого ответа на тему «Экономическая культура».
1. Экономическая культура как совокупность идей, норм и целей в экономики.
2. Структура экономической культуры:
а) экономические качества личности;
б) целенаправленность личности;
в) экономические идеи и навыки.
3. Отношения в экономической культуре:
а) производство;
б) обмен;
в) потребление;
г) распределение.
4. Участники экономической культуры:
а) производитель;
б) потребитель.
5. Связь экономической свободы с ответственностью.
6. Роль экономической культуры в жизни человека.
ДРУГИЕ ПЛАНЫ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК ПЛАНОВ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА
Экономическая культура — теория по обществознанию для ЕГЭ
- 04.10.2013
Здесь подобрана теория для подготовки к егэ по обществознанию на тему «Экономическая культура».
В конце каждого раздела теории содержатся небольшие практические задания для отработки навыка решения заданий такого типа.
Эта теория поможет вам более качественно подготовиться к предстоящему ЕГЭ по обществу.
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: Скачайте в pdf файле.
Добавить комментарий
Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.