Сборник текстов
по развитию грамотности чтения
для 5-7 классов
Составитель:
Школина Ирина Эвальдовна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «Школа-гимназия № 5 акимата г.Шахтинска»
Предисловие
Сборник текстов по развитию грамотности чтения содержит материалы для проведения практических или итоговых работ по русскому языку для учащихся 5-7 классов школ с русским языком обучения.
В сборнике даны тексты с заданиями, которые актуальны в обновленном образовании. Сборник составлен в соответствии с программой по русскому языку для 5-7 классов и представляет собой комплексное пособие, которое позволит учителю в известной мере реализовать современные требования к формированию грамотности чтения учащихся.
Сборник может быть использован учителями в качестве дидактического материала на уроках русского языка или на внеклассных мероприятиях.
Тексты по грамотности чтения
для 5-6 классов
Вариант 1
Задание. Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже
Текст 1
Американские фермеры иногда получают огромные деньги от кукурузных полей. Но довольно необычным образом. Сначала выращивают кукурузу высотой до двух метров. Потом часть вырубают и продают билеты на интересный аттракцион – лабиринт.
1.Как американские фермеры зарабатывают деньги?
А) от пшеничных полей В) от кукурузных полей С) от цветочных полей
2.Из чего фермеры делают лабиринты? А) из кукурузы В) из камня С) из сена
3.Какой высоты должна быть кукуруза для лабиринта?
А) метр В) два метра С) десять метров
Текст 2
Современные пресмыкающиеся в основном небольшие животные. Но бывают и исключения. Среди них американский удав – анаконда. Эта змея – рекордсмен. Её длина около десяти метров. Встречаются такие гиганты в непроходимых джунглях Амазонки.
4.Существуют ли десятиметровые змеи? А) да В) нет
5.Где живут анаконды? А) в джунглях В) в горах С) в пустынях
6.Какие животные ближайшие родственники змей? А) кролики В) волки С) ящерицы
Текст 3
В Пензе, на центральной площади, поставлен памятник герою. Это не человек и даже не настоящее животное. Это – герой мультфильма «Ёжик в тумане». На международном фестивале в Токио этот мультфильм был признан «лучшим фильмом всех времён и народов».
7.Проводятся ли международные фестивали мультфильмов? А) да В) нет
8.В каком городе стоит памятник ёжику? А) в Москве В) в Токио С) в Пензе
9. Герою какого мультфильма поставлен памятник?
А) «Ёжик в тумане» В) «Ёжик в Токио» С) «Ёжик в Пензе»
Текст 4
Верблюд – одно из самых выносливых животных. Несколько недель он может идти под палящим солнцем и не пить. При этом он ещё и груз несёт. Поэтому верблюд для человека в пустыне не-заменим. Его называют «кораблём пустыни».
10.Может ли верблюд долго не пить? А) да В) нет
11.Какое животное называют «кораблём пустыни»? А) антилопу В) слона Д) верблюда
12.Используют люди верблюдов в хозяйстве? А) да В) нет
Вариант 2
Задание. Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже
Слово – одежда мысли. Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека. Бойтесь обидеть собеседника резким словом! Помните, что словом можно спасти человека, но можно и тяжело ранить! Не забывайте говорить волшебные слова! Будьте непримиримы к тем, кто допускает в своей речи грубые слова!
1.Количество побудительных предложений в тексте
А) 4 Б) 3 В) 2 Г) 5
2. Задача какого стиля не только информирование, но и воздействие
А) художественный
В) официально-деловой
С) публицистический
Д) разговорный
Е) научный
3. Стиль речи данного текста
А) художественный
В) официально-деловой
) публицистический
Д) разговорный
Е) научный
4. Количество сложных предложений в тексте А) 4 Б) 3 В) 2 Г) 5
5.Количество простых предложений в тексте А) 4 Б) 3 В) 2 Г) 5
Вариант 3
Задание. Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже
Как хорош старый хвойный лес! Какой величественный вид у опушки такого леса летом при вечернем освещении! Длинные ветки прикрывают ель шапкой густой зелени. Стеной стоят лохматые темно-зеленые ели. Среди густых чащ прохладно и в летнюю жару.
Прекрасен лес и в зимний морозный день. Деревья покрыты клочьями пушистого снега. Снежный узор блестит на солнце серебряными цветами.
1.Тип текста
А) описание
Б) повествование
В) рассуждение
2. Количество побудительных предложений в тексте
А) 4 Б) 3 В) 2 Г) 5
3. Стиль речи данного текста
А) художественный
В) официально-деловой
С) публицистический
Д) разговорный
Е) научный
4. Стилевые черты художественного стиля
А) образность, эмоциональность, экспрессивность
Б) непринужденность , неподготовленность, диалогичность
В) конкретность, точные факты, научные термины
5. Основная мысль содержится в предложении
А) Прекрасен лес и в зимний морозный день.
Б) Как хорош старый хвойный лес!
В) Какой величественный вид у опушки такого леса летом при вечернем освещении!
Вариант 4
Задание. Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже
— Рагим!…Расскажи сказку…прошу я старика.
-Зачем? – спрашивает Рагим, не оборачиваясь ко мне.
-Так! Я люблю эти сказки.
— Я тебе все уж рассказывал …Больше не знаю…-Это он хочет, чтобы он попросил его. Я прошу.
— Хочешь, я расскажу тебе песню? – соглашается Рагим. Я хочу слушать старую песню, унылом речитативным, стараясь сохранить своеобразную мелодию песни, он рассказывает.
1. Количество вопросительных предложений в тексте
А) 4 Б) 3 В) 2 Г) 5
2. Количество глаголов в тексте
А) 14 Б) 13 В) 12 Г) 15 Д) 10
3.Текст изложен в форме:
А) монолога Б) диалога В) полилога
4.Количество местоимений в тексте
А) 14 Б) 13 В) 12 Г) 15 Д) 10
5.Какой репликой можно выразить полное согласие со словами собеседника?
А) Прошу! Б) Хочешь В) Расскажи!
Вариант 5
Задание. Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже
После рождения двух сыновей я решил больше не курить. И потом всю жизнь благодарил их за это. Я научился делать много раны хороших и нужных дел. Например, хорошо готовить, мыть посуду, петь детские песни и экономить деньги. Много играл с сыновьями, поэтому стал сильным, спортивным человеком. Мальчики росли и научились играть в хоккей и футбол. Я тоже стал играть футбол и интересоваться футбольными командами и матчами. И теперь я знаю, какие самые лучшие команды в мире. Научился ремонтировать окна, мебель, одежду и обувь. Дети пошли в школу, и я вспомнил математику, рисование, английский язык, литературу, и русскую, и зарубежную. Потом мы купли детям компьютер. Я научился работать на нём, чтобы помогать моим сыновьям. Стал хорошим программистом.
Когда мальчикам купили скрипку и пианино, я стал понимать классическую музыку и узнавать музыку разных композиторов. А недавно купил много учебников и словарей, чтобы отвечать на разные «почему?» уже моим внукам. Мне кажется, что я становлюсь умнее, потому что дети и внуки очень любят спрашивать «Почему?», «Когда?», «Где?»
1.Автор начал играть
А) в футбол Б) в баскетбол В) в шахматы Г) в мини-футбол
2. Он хорошо знает компьютер, потому что…
А) Много играл с сыновьями
Б) Купил сыновьям компьютер
В) Дети пошли в школу
Г) Потому что дети и внуки очень любят спрашивать
3.Он стал сильным человеком, потому что
А) Научился ремонтировать окна, мебель, одежду и обувь
Б) Стал хорошим программистом.
В) Много проводил времени с детьми.
Г) Купил много учебников и словарей
4.Автор бросил курить, потому что
А) У него было страшное заболевание
Б) Его попросила об этом жена
В) Увлёкся компьютером.
Г) У него родились сыновья
5. Автор благодарит
А) несчастный случай
Б) неприятное событие
В) дочерей
Г) сыновей
Д) свою жену
Вариант 6
Задание. Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже
Когда вы вырастите вы должны успеть и сделать больше, чем успели мы. Ставьте перед собой задачи и обязательно добивайтесь их решения. Безвольный, ленивый и изнеженный человек ничего не сможет достигнуть. Можно и даже надо увлекаться многими вещами, но нужно успешно сочетать увлечения с главным своим делом. Для вас это учение.
И в любом своем занятии надо стремиться дойти до сути, не плавать по поверхности. Ищите ее уже сейчас, когда еще вы учитесь в школе. И еще не бойтесь трудностей и не пасуйте перед ними, в борьбе с ними закаляется и крепнет характер и происходит рождение человека. Каждому из вас, ребята, хочу пожелать: ищите большую цель в жизни.
(Д.С.Лихачёв) (107 слов)
Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1. Определите стиль данного текста.
А) научный Б) официально-деловой В) публицистический С) разговорный Д) художественный
2. Определите тип речи текста.
А) описание Б) повествование В) рассуждение
3. Тема данного текста
А) Учитесь в школе Б) Ищите друзей. В) Учение-свет С) Ставьте перед собой задачи.
Д) Надо стремиться дойти до сути.
4. Главная идея текста.
А) ищите большую цель в жизни. Б) Надо учиться В) Надо стремиться дойти до сути.
С) Учение-свет Д) Не бойтесь трудностей
5. Утверждение, соответствующие тексту
А) Надо много общаться.
Б) Можно и даже надо увлекаться многими вещами.
В) Надо читать много книг.
С) В Википедии узнавайте значения слов.
Д) Радуйтесь о того, что вы узнали каждый день что-то новое.
Тексты по грамотности чтения
для 7 класса
Вариант 1
Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Уж кто из современных художников имеет чувство юмора, так это голландец Флорентин Хофман. Художник считает, что чем предметы больше, тем они лучше. Если вещь имеет нормальный размер – это прекрасно, но намного интереснее, если она будет огромной. Может быть, инсталляции Флорентина Хофмана и не претендуют на то, чтобы стать в ряд с шедеврами мирового искусства, зато они, без сомнения, вызывают удивление, улыбку и делают мир хоть немного веселее.
Экспонаты Флорентина Хофмана не могут поместиться обычных галереях. Поэтому они располагаются обычно в публичных местах: в парках, в скверах, в любимых местах отдыха взрослых и детей.
Одна из самых известных его работ – желтый резиновый утенок, созданный в рамках выставки современного искусства Estuaire 2007 – важно покачивался на волнах реки Луары (Франция) и смотрел на зрителей с высоты своего 26-метрового роста.
На днях в акватории города Сидней появилась большая желтая уточка – гигантская копия нашей детворы из ванных комнат. Дружественный плавающий утенок обладает исцеляющими свойствами и может помочь в разрешении мировой напряженности. Резиновый утенок мягкий, доброжелательный и подходящий для всех возрастов! Жители этого австралийского города, а также его гости были весьма удивлены, когда в гавань вошла гигантская желтая уточка. Свидетелями этого события стали сразу 30 тысяч человек
Подобные игрушки есть у многих дома в ванной комнате. Они очень умилительны, а потому всегда вызывают улыбку при взгляде на них. Вот этого же эффекта и хотел добиться Флоретин Хофман, выпуская желтую утку высотой в двадцать метров в акваторию залива города Сидней.
Художник Флоретин Хофман просит не искать в этой своей работе никаких политических или социальных мотивов. Он призывает людей смотреть на гигантскую ванную уточку и улыбаться – никаких других целей он перед собой не ставил, создавая это произведение искусства.
Вопросы для расширения кругозора.
1.Вы любите животных? Почему?
2. Какие произведения литературы и каких авторов посвящены животным?
Задания по тексту. Прочитайте текст.
1. Составьте 2 «толстых» и 2 «тонких» вопроса по содержанию текста и задайте их своему соседу.
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4.Определите тип текста
А) повествование В) рассуждение С) описание
5. Определите стиль текста
А) художественный В) официально-деловой С) публицистический
Д) разговорный Е) научный
6. Определите жанр текста
А) статья из интернета В) письмо другу С) отрывок из рассказа
7. К чему призывает художник Флоретин Хофман?
А) любить и беречь родных и близких
Б) сохранить мир на земле, жить без насилия в мире и согласии
В) призывает людей смотреть на гигантскую ванную уточку и улыбаться
С) быть творческими людьми, создавая свои шедевры в живописи
8.Художник считает, что
А) мир должен измениться к лучшему
Б) его фигуры поднимают людям настроение
В) надо быть профессиональным художником
С) чем предметы больше, тем они лучше
9. Найдите утверждение, не соответствующее тексту.
А) Экспонаты Флорентина Хофмана не могут поместиться в обычных галереях.
Б) Они располагаются обычно в публичных местах
В) Экспонаты художник рекламирует в цирках, театрах, по радио и на телевидении.
С) Его экспонаты располагаются в парках, в скверах, в любимых местах отдыха взрослых и детей.
10. Найдите утверждение, не соответствующее тексту.
А) Дружественный плавающий утенок обладает исцеляющими свойствами и может помочь в разрешении мировой напряженности.
Б) Жители Лондона, а также его гости были весьма удивлены, когда в гавань вошла гигантская желтая уточка.
В) Резиновый утенок мягкий, доброжелательный и подходящий для всех возрастов!
С) Подобные игрушки есть у многих дома в ванной комнате.
Грамматические задания по тексту.
1.Подберите однокоренные слова к слову утёнок
2. В каком предложении надо поставить тире?
А) Желтый резиновый утенок это символ доброты и дружбы.
Б) Художник Флоретин Хофман просит не искать в этой своей работе никаких политических или социальных мотивов.
В) Уж кто из современных художников имеет чувство юмора так это голландец Флорентин Хофман.
С) Жители Сиднея были удивлены когда в гавань вошла гигантская желтая уточка.
3. В каком предложении надо поставить двоеточие?
А) На днях в акватории города Сидней появилась большая желтая уточка гигантская копия нашей детворы.
Б) Экспонаты располагаются обычно в публичных местах в парках в скверах в любимых местах отдыха взрослых и детей.
С) Жёлтые утята очень умилительны, а потому всегда вызывают улыбку при взгляде на них.
4.В каком предложении надо поставить запятую в сложном предложении?
А) Жители Сиднея были удивлены когда в гавань вошла гигантская желтая уточка.
Б) На днях в акватории города Сидней появилась большая желтая уточка гигантская копия нашей детворы.
В) Экспонаты располагаются обычно в публичных местах в парках в скверах в любимых местах отдыха взрослых и детей.
С) Жёлтые утята очень умилительны и вызывают улыбку при взгляде на них.
Вариант 2
Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
А знаешь ли ты, каково значение слов алфавит и азбука?
Было это давным-давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах. Им надо было общаться. И люди придумывали для этого разные способы. Например, посылали друг другу рисуночное письмо-пиктограмму. А канадские индейцы сообщали о чём-то другому племени с помощью дыма. В Африке для передачи сообщений люди били в барабан. Он назывался тамтам.
От языка сигналов, жестов, рисуночного письма люди пришли к письму буквенному. Около 5 тысяч лет назад в Египте были созданы иероглифы. Слово «иероглиф» означает «священные знаки». Каждый иероглиф – это слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.
Первый в мире алфавит был создан 2 тысячи лет назад финикийцами. Он состоял из 22 согласных звуков. Слово алфавит создано по названию первых букв «альфа» и «вита».
В 10 веке русский князь Владимир побывал в Греции и принял христианство. Он хотел, чтобы русичи тоже были образованными и велел двум братьям Кириллу и Мефодию создать русскую азбуку. Они стали переводить греческие богослужебные книги на славянский язык, чтобы люди ходили в церковь и могли понимать грамоту. Братья усовершенствовали греческий алфавит и приспособили его к славянской азбуке. Слово азбука создано по названию первых букв «аз» и «буки». По имени старшего брата азбуку назвали кириллицей. (из энциклопедии)
1. Тема текста
А) Грамоте учиться-всегда пригодится. Б) Из истории письма. В) Кирилл и Мефодий
С) Значение слов алфавит и азбука Д) А знаете ли вы историю письма?
2. Что такое пиктограмма?
А) письмо другу Б) рисуночное письмо В) пожелание С)предупреждение
3.Определите тип текста А) повествование В) рассуждение С) описание
4. Определите стиль текста
А) художественный В) официально-деловой С) публицистический
Д) разговорный Е) научный
5. Кто первый в мире создал алфавит?
А) египтяне Б) русичи В) европейцы С) американцы Д) финикийцы
6. Слово азбука создано
А) в честь славянского бога Б) в честь греческого правителя
В) по названию первых букв «аз» и «буки» С) по названию древнего племени
7.В каких странах пишут иероглифами?
А) в Америке и Бразилии Б) в Сирии и Турции В) в Корее и Сингапуре
С) в Китае и в Японии Д) в Индии и Таиланде
8.Информации, не соответствует тексту
А) Кирилл и Мифодий создали алфавит.
Б) Около 5 тысяч лет назад в Египте были созданы иероглифы.
В) В 10 веке русский князь Владимир побывал в Греции и принял христианство.
С) А канадские индейцы сообщали о чём-то другому племени с помощью дыма.
Д) В Африке для передачи сообщений люди били в барабан.
9.Согласно тексту тамтам-это
А) рисуночное письмо Б) барабан В) палочка для письма С) иероглиф Д) название буквы
10.Зачем русский князь Владимир велел создать азбуку?
А) чтобы люди были образованными Б) чтобы другие страны брали пример
В) чтобы показать её греческому правителю С) чтобы развивалось чтение и письмо.
Вариант 3
Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
На всем протяжении развития письменности, а тем более с возникновением печатания, люди применяли различный материал. Для своих первых посланий наши предки использовали неприступные скалы, каменные глыбы и плиты. В древней столице Египта Фивах хранится одна из самых больших «каменных книг» в мире. Ее страницы достигают сорокаметровой ширины и сообщают о победах египетских фараонов. Создана эта книга более трех тысяч лет назад.
По мере совершенствования письменности человек искал все более удобные и надежные материалы для письма и способы сохранения текстов, особенно таких, которые были необходимы ему в повседневной практической деятельности. В Шумере в качестве писчего материала применяли глину, на которой писали остро отточенными деревянными палочками.
Автор «Естественной истории» римский писатель, ученый и государственный деятель Плиний Старший подробно описал метод получения папируса.
Со стебля растения снимали наружную пленку, вынимали сердцевину, разрезали ее на тонкие пластинки, которые раскладывали на доске, смоченной нильской водой. Когда набиралось достаточное количество пластинок для составления листа, на них поперек накладывали новый слой. Затем легким постукиванием молоточка пластинки соединяли между собой и прессовали. В папирусе содержится клейкий сок. От ударов молоточка он выступал наружу и оклеивал ранее нарезанные пластинки. Так приготавливали гладкие ровные листы, на которых после высушивания можно было писать.
Писали черной или красной красками тонкой тростниковой палочкой, которая называлась каламом. Листы папируса гибки и их легко можно было сворачивать в свитки. Такие свитки позднее греки назвали библос, что в переводе означает книга.
Самый большой из известных дошедших до наших дней свитков — «Папирус Гариса» длиной 40,5 м, созданный в 1200 г. до н.э., — хранится в Британском музее. Но были свитки папируса и большие по размеру. Свиток «Истории Пелопонесской войны», написанной Фукидидом, имел длину 81 м, а свиток с поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея» достигал длины 150 м. На протяжении столетий папирус служил людям основным писчим материалом. Однако и в нем был один пагубный недостаток. Он «боялся» сырости.
1.Тема текста
А) Развитие письменности
Б) Материал для письма
В) Метод получения папируса
С) Писчий материал
2. Стиль и тип текста
А) научный с элементами повествования
В) публицистический с элементами повествования
С) публицистический с элементами рассуждения
D) художественный с элементами рассуждения
Е) публицистический с элементами описания
3. Люди не применяли материал для письма
А) камень В) папирус С) кожу D) пальмовые листья Е) бересту
4. Первая «библиотека» появилась
А) в Индии В) на Руси С) в Ассирии D) в Египте Е) в Риме
5. Последовательность утверждений
1. на глиняных табличках дана информация о древних цивилизациях
2. книга о победах египетских фараонов создана более трёх тысяч лет назад.
3. Гомер поэмы писал на папирусе
4. листы папируса были гладкие, ровные
5. миф о первом человеке
А) 2, 5, 1, 4, 3 В) 3, 1, 2, 5, 4 С) 1, 3, 5, 2, 4 D) 1, 2, 3, 4, 5 Е) 2, 4, 5, 3, 1
6. Систему письменности клинописью изобрели
А) египтяне В) славяне С) шумеры D) греки Е) римляне
7. Соотнесите страны и писчий материал в них
1. Индия |
А Папирус |
2.Египет |
Б глина |
3.Ассирия |
В береста |
4.Русь |
Д пальмовые листья |
А) 1 –В, 2 – Д, 3 – А, 4 — Б
В) 1 – Е, 2 – Д, 3 – Б, 4 -В
С) 1 – Е, 2 – Б, 3 – В, 4 — А
D) 1 –Д, 2 – А, 3 – Б, 4 — В
Е) 1 – А, 2 – Е, 3 – Д, 4 – Б
8.Утверждения, соответствующие тексту
1. «Каменная книга» — одна из самых больших в мире
2. Клейким соком соединяли стебли растений
3. Миф ассирийского народа о первом человеке
4. Писчий материал делали из болотного растения
5. Клинопись – основа древней письменности
А) 1, 3, 5 В) 2, 4, 3 С) 3, 4, 5 D) 2, 3, 5 Е) 1, 2, 5
9. Порядок изготовления папируса
1. вынимали сердцевину и разрезали её
2. смачивали в воде и раскладывали сушиться
3. со стебля растения снимали наружную плёнку
4. добывали сок и склеивали
5. соединяли пластинки и прессовали их.
А) 2, 3, 5, 1, 4 В) 2, 4, 5, 3, 1 С) 3, 1, 2, 5, 4 D) 1, 3, 5, 2, 4 Е) 1, 2, 3, 4, 5
10. Утверждение, не соответствующее тексту
А) В Шумере хранится одна из самых больших «каменных книг» в мире.
В) Автор «Естественной истории» римский писатель Плиний Старший.
С) Листы папируса гибки и их легко можно было сворачивать в свитки.
Д) Такие свитки позднее греки назвали библос, что в переводе означает книга.
Е) В папирусе содержится клейкий сок.
Вариант 4
Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям было в его доме хорошо?
Прежде всего хозяин должен быть приветливым. Радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его. Надо заранее подумать не только о том, чем угостить своих друзей, но и как занять их. Не следует жалеть для гостей книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы затратили, чтобы принять их хорошо. Надо быть тактичным. Хозяин не должен разговаривать на неприятную тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость-неумёхой. Хозяин должен быть доброжелательным и вежливым, не показывать гостям плохого настроения или недовольства. Вот почему важно быть гостеприимным. Это слово породило добрые и красивые слова: гостевой, гостиная, гостить, гостинец, гостевой дом. Будьте счастливы со своими родными и близкими друзьями! (По Б.Бешелёвой)
1.В предложении 1 передаётся
А) побуждение к действию
Б) риторический вопрос
В) развитие действия
Г) обобщение действия
Д) риторическое восклицание
2. В последнем предложении передаётся
А) побуждение к действию
Б) риторический вопрос
В) развитие действия
Г) обобщение действия
Д) риторическое восклицание
3. Согласно тексту
А) хозяин должен развлекать гостей
Б) хозяин должен красиво встретить гостей
В) хозяин должен быть приветливым
4. Выберите неверное утверждение Хозяин должен быть
А) приветливым Б) интересным В) доброжелательным Г) вежливым Д) гостеприимным
5. Согласно тексту Хозяин не должен
А) показывать гостям марки
Б) давать книги
В) показывать игрушки
Г) плохого настроения или недовольства
6. Тип данного текста
А) описание Б) рассуждение В) повествование
7. Стиль данного текста
А) официально-деловой Б) публицистический В) научный Г) художественный Д) разговорный
8. Тема данного текста
А) Почему надо быть вежливым в гостях?
Б) Гостеприимство
В) Чайная церемония.
Г) Манеры хозяина
Д) Секреты успеха
9. Основная мысль сосредоточена в предложении
А) Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям было в его доме хорошо?
Б) Прежде всего хозяин должен быть приветливым
В) Хозяин должен быть доброжелательным и вежливым
Г) Будьте счастливы со своими родными и близкими друзьями!
Д) Надо быть тактичным
10.Среди данных однокоренных слов этого слова нет в тексте
А) гостевой, Б) гостиная, В) гостить, Г) гостинец, Д) гостевой дом, Е) гостиница
Вариант 5
Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Целебные свойства чая люди открыли давно и успешно применяли для лечения некоторых болезней. Например, в Польше чай долгое время считался исключительным растением и продавался только в аптеках. Чай нормализует артериальное давление, обладает бактерицидным действием, способствует очищению организма от желчи и шлаков. А зелёный чай тонизирует организм во время жары
Надо сказать, что волшебное воздействие чая возможно только в том случае, если чай качественный и правильно заварен. Чай, выращенный на Цейлоне, по оценкам специалистов, сочетает в себе крепость индийского, нежность и гармоничность китайского. Высочайшее качество цейлонского чая обусловлено не только благоприятным климатом Цейлона. Чай, перед тем, как пойдёт на продажу, тестируется и контролируется специальным органом –Чайным Советом Шри-Ланки. На каждой коробочке, баночке или пакетике настоящего цейлонского чая обязательно изображён знак качества – Лев с мечом, точно такой же, как на Государственном флаге Республики Шри-Ланка.
Истинный чай с Цейлона не имеет маркировки «Maid in…», а обязательно «Pakred Ski Lanka» (упакован в Шри-Ланке)
1. Выберите неверное утверждение
А) Чай применяют для лечения некоторых болезней
Б) В Европе чай долгое время считался исключительным растением
В) Целебные свойства чая люди открыли давно
С) Чай продавался исключительно в чайных лавках
Е) Волшебное воздействие чая возможно, если чай качественно заварен
2. Какими свойствами не обладает чай?
А) нормализует артериальное давление
Б) обладает бактерицидным действием
В) способствует очищению организма от желчи и шлаков
С) тонизирует организм во время жары
Е) нормализует работу кишечника
3.Настоящий цейлонский чай имеет маркировку
А) «Pakred Ceylon» Б) «Maid in Ski Lanka» В) «Maid in Ceylon»
С) « Pakred Ski Lanka» Е) « Maid in India»
4.Перед продажей чай тестирует и контролирует специальный орган
А) Чайный Совет острова Шри-Ланка
Б) Чайный Комитет Шри-Ланка
В) Чайный Совет Цейлона
С) Чайная Палата Шри-Ланки
Е) Чайный Совет Шри-Ланка
Вариант 6
Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Испокон веку хлеб был не просто едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и мерилом человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывавшим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который нужен был умирающим от голода детям в годы войны, отдавали свои жизни сотни людей.
Конечно же, сегодня не зачерствели души наших людей, и в подавляющем большинстве своём они высоконравственно относятся к хлебу. Как-то в годовщину великой нашей Победы в одном из парков Ленинграда раздавали людям печёный хлеб. Это был не тот обычный хлеб, какой мы привыкли видеть в магазине, в столовой, дома. Это были буханки того самого блокадного ленинградского хлеба, который только напоминал собой хлеб и истинная ценность которого была в своё время равна ценности жизни.
Люди, молодые и старые, подходили, бережно, как святыню, брали этот хлеб, пробовали его. Многие плакали. Эти слёзы шли из глубины потрясённого человеческого сознания, из глубины души.
1.Утверждение, НЕ соответствующее тексту
1)во время праздника урожая гостей угощали сдобными булочками.
2) в военное время многие жертвовали собой ради хлеба. Источника жизни.
3) каравай – необходимый атрибут для встречи иностранных гостей
4) наши современники не изменили своё отношение к хлебу
5) в давние времена хлеб был единственным продуктом питания
А) 3, 4, 5 В) 1, 3, 5 С) 1, 2, 3 D) 2, 3, 4 Е) 1, 3, 4
2.Стиль текста
А) разговорный В) художественный С) официально-деловой D) публицистический Е) научный
3.Ключевые слова, соответствующие идее текста.
А) человеческое сознание, годовщина Победы
В) мерило человеческой совести, блокадный хлеб
С) блокадный ленинградский хлеб, продукт
D) святое чувство, буханка хлеба
Е) обычный хлеб, блокадный ленинградский хлеб
4. Хлеб в тексте рассматривается как
А) культурное растение, разновидность злаков
В) основной заработок, источник достатка
С) критерий нравственности, оценка совестливости
D) оценка совестливости, продукт питания
Е) продукт питания, праздничное угощение
Вариант 7
Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Каждый народ издавна отдавал предпочтение хлебу. С детства ребёнка учили уважать труд людей, которые выращивали зерно, затем его молотили, а потом из муки пекли разные виды выпечки. Ароматный лаваш у кавказских народов, душистый крендель у немцев, незабываемый багет у французов, мягкий каравай у русского народа-всё это часть национальной культуры.
Блюда из злаковых культур: проса и ржи, пшеницы, ячменя, овса – испокон веков составляли основу традиционного русского питания. В наши дни основой повседневного стола все больше становятся мясные и молочные изделия, морепродукты, а в старину зерно потребляли в любом виде – поджаривали, размачивали, взращивали (на солод), мололи; из муки варили каши и пекли лепешки в очаге, на раскаленных камнях или в печи. Из пресного теста готовили также сочни, оладьи, ватрушки, шаньги, колобки и всякие пряники на меду. Эти архаические блюда очень долго сохранялись в традиционном быту, если не как повседневная пища, то как ритуальные блюда (вспомним масленичные блины, поминальную и рождественскую кутью и многое другое).
Привычный для современного человека хлеб, приготовленный на закваске (так называемый кислый, или квасной), также был известен славянам очень давно. Форма хлеба определялась конструкцией русской печи с ее плоским подом (отсюда такие названия, как подовые пироги). Хлеб ели каждый день и при каждой трапезе. Большой круглый хлеб назывался «каравай» или «коврига». Слово «каравай» долгое время служило синонимом хлеба вообще. Привычный для нас хлеб продолговатой формы появился сравнительно недавно. Основными видами хлеба были в старину, да и до сих пор остаются, ржаной (черный) и пшеничный (белый), который различался качеством помола муки.
Из разных сортов хорошей пшеничной муки пекли как церковные просфоры, так и любимую повседневную и праздничную выпечку: разного рода калачи и пироги. На Руси в крестьянских семьях часто пекли калачи. Ручки от калача не ели, а ели ароматный мякиш. Тогда-то и появилось выражение «дойти до ручки», что означает «опустился до нищего, совсем беден.»
В тесто для пирогов добавляли сдобу – яйца и масло; постные пироги готовили с капустой, морковью, грибами и крупами, а скоромные – с рыбой и мясом, а том числе с зайчатиной. Москва традиционно славилась такими видами выпечки, как кулебяки и расстегаи (пироги, раскрытые с одного бока). Адам Олерий, посетивший Москву в 1730-х годах, говорил: «У них есть особый род печенья, который они называют пирогами… и начиняют эти пироги мелко искрошенной рыбой или говядиной с луком, затем поджаривают в масле, а в постные дни – в оливе. Такие печенья довольны вкусны, и ими угощает каждый своего гостя, если хозяин расположен к нему и хочет хорошенько накормить гостя». А знаменитая скороговорка «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь испёк спозаранку» призывает нас уважать и беречь хлеб и труд людей.
1.Согласно тексту, с детства ребёнка учили
А) печь хлеб Б) уважать труд людей В) как сажать хлеб С) как молоть хлеб
2-5 Найдите соответствия
1.у кавказских народов, 2.у немцев, 3. у французов 4. у русских |
А) каравай Б) багет В) лаваш С) крендель |
6. Из каких злаковых культур не пекли хлеб?
А) из проса Б) из кукурузы В) из ржи С) из пшеницы Д) из ячменя Е) из овса
7. Где традиционно русичи пекли хлеб? А) на раскалённых камнях В) в печи С) в очаге
8.Информация не соответствует тексту
А) В тесто для пирогов добавляли сдобу – яйца и масло.
В) Постные пироги готовили с капустой, морковью, грибами и крупами
С) Основным видом хлеба в старину был ржаной (черный) хлеб.
Д) Основными видами хлеба были в старину, да и до сих пор остаются, ржаной и пшеничный.
Е) В старину зерно потребляли в любом виде – поджаривали, размачивали, взращивали.
9. Начинка для скоромных пирогов
А) капуста В) морковь С) грибы и крупа Д) рыбой и мясо Е) рис с овощами
10. Какими видами выпечки славилась Москва?
А) пряники В) лаваш С) калачи и бублики Д) кулебяки и расстегаи Е) кексы и кренделя
11. В каких семьях чаще пекли калачи?
А) в купеческих В) в крестьянских С) в боярских Д) у простолюдинов
12. С каким видом хлеба связано выражение «дойти до ручки»?
А) с пирогом В) с расстегаем С) с пряником Д) с караваем Е) с калачом
13. Что означает выражение «дойти до ручки»?
А) «дошёл до своей цели»
В) «осуществил свою мечту»
С) «крестьянин пришёл с просьбой к барину»
Д) «опустился до нищего, совсем беден.»
14 Как назывался на Руси большой круглый хлеб?
А) бублик Б) кулич В) каравай или коврига С) кулебяка Д) калач Е) пирог
15. Основная мысль текста
А) знать разные виды хлеба В) знать, как развивалось пекарское мастерство
С) уважать и беречь хлеб и труд людей Д) знать и ценить историю хлеба
16. Что не относится к ритуальным блюдам?
А) сочни, оладьи, ватрушки В) масленичные блины
С) поминальная кутья Д) рождественская кутья
Вариант 8
Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
1.План произведения:
- Возвращение с охоты.
- Собака чует дичь.
- Воробышек на дороге.
- Подвиг старого воробья.
- Его ужас, трепет.
- Сила любви побеждает.
- Размышления автора над увиденным.
- Только любовью держится жизнь.
Главная мысль текста раскрывается в:
А) 8 пункте плана Б) 5 пункте плана В) 4 пункте плана Г) 7 пункте плана Д) 3 пункте плана
2.Это план к произведению:
А) «Бежин луг» Б) «Вешние воды» В) «Стихотворения в прозе» Г) «Муму» Д) «Хорь и Калиныч»
3. Автором данного произведения является:
А) А.Пушкин Б) М.Лермонтов В) Л.Толстой Г) А, Чехов Д) И. Тургенев
4. Отчаянный и жалкий писк , взъерошенный, искажённый вид, маленькое тело. Средства художественной выразительности:
А) олицетворение Б) эпитет В) сравнение Г) метафора Д) антитеза
5. Данное описание «с желтизной около клюва и пухом на голове» принадлежит
А) псу Трезору Б) черногрудому воробью В) синичке Г) упавшему из гнезда воробью Д) грачу
Вариант 9
Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
12 апреля 2016 года, исполнилось 55 лет со дня первого в мире полета человека в космос. В 1961 году Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космос, длившийся 108 минут. Этот день стал точкой отсчета новой эпохи достижений человечества. Об этом заговорил весь мир.
В тот же день, также, ровно 55 лет назад никому не известный ранее молодой казахский поэт Олжас Сулейменов написал знаменитые строчки «Земля, поклонись человеку», которые знал наизусть практически каждый гражданин СССР!
Разгадай:
Почему люди тянутся к звездам?
Почему в наших песнях герой – это сокол?
Почему все прекрасное,
Что он создал,
Человек, помолчав,
Называет — Высоким?
Реки вспаивают поля,
Города над рекой – В заре,
И, как сердце, летит Земля,
Перевитая жилами рек.
Нелегко проложить пути
До вчерашних туманных звезд,
Но трудней на земле найти
Путь,
Что в сердце своем пронес,
Что рекою прошел по земле,
Что навеки связал города,
Что лучом бушевал во мгле,
Освещая твои года…
Так, Земля, поклонившись человеку, открыла свои тайны Вселенной, позволила Человеку стать ближе к звездам. Этот полет дал многое для человечества в научном плане. Но прочувствовать «душу» космоса суждено только космонавтам. Именно они осознают, насколько необъятно Мироздание.
Человечество всегда интересовал космос. Ведь, кажется, что в нем скрыты все ответы на вечные вопросы о жизни, смерти и смысле. Изучение космоса наука, которая тесно переплетена с волшебством, загадкой и бесконечным желанием узнавать больше.
Сегодня полетами в космос мало кого удивишь, судя по тому, что позволить себе это могут многие. Страны вкладывают много сил в развитие космической отрасли. Потому что это будущее, которое скрывает в себе много интересного. Казахстан движется в этой области семимильными шагами. Молодое государство может гордится тремя героями нашего времени: Токтаром Аубакировым, Талгатом Мусабаевым и Айдыном Аимбетовым. Ну, а молодежь, как известно, равняется на героев. Пусть раньше желания молодых парней о профессии космонавта были в большем приоритете, чем сейчас, но сегодня в Казахстан эта тенденция постепенно возвращается.
В Евразийском национальном университете имени Н.Гумилёва в Нур-Султане уже на протяжении 7 лет готовят специалистов бакалавров специальности «Космическая техника и технологии». Здесь ребят учат проектировать и конструировать космические летальные аппараты, управлять ракетно-космической техникой.Студенты проходят производственную практику на космодроме Байконур, в АО «Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств», АО «Национальный центр космических исследований и технологий», АО «Республиканский центр космической связи», Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М.Ф.Решетнева» (г.Красноярск, РФ), МГТУ им.Н.Э.Баумана (г.Москва, РФ) и Департаменте аэронавтики и астронавтики Берлинского технического университета (Германия).В прошлом году в вузе впервые была открыта магистратура на кафедре космической техники и технологии по подготовке специалистов по приоритетным отраслям второй пятилетки ГПИИР — космическая техника и технологии на 80 мест. Будущие специалисты здесь имеют уникальную возможность слушать лекции известных ученых Казахстана, России, ГерманииВыпускники ЕНУ сегодня востребованы на объектах КазКосмоса, машиностроительных предприятиях, конструкторских и технологических бюро, и конечно же, в науке.
Космический корабль «Восток-1», на борту которого находился Юрий Гагарин, был запущен с космодрома Байконур. И было ему на тот момент — 12 апреля 1961 года всего 27 лет.
Второму, «духовному» покорителю Вселенной — Олжасу Сулейменову, стихи которого парили белыми журавлями над весенней. утопающей в радужном соцветии Алма-Атой и другими городами Казахстана, на тот момент было 25 лет.
Строка «Земля, поклонись человеку» начертана на пьедестале обелиска работы архитектора А. Рукавишникова, установленного на месте гибели Юрия Гагарина под Киржачём Владимирской области. И в этой строке нет восклицательного знака. Ибо в Памяти человеческой, не имеющей границ, важен факт величественного преклонения перед Величием.
- Соотнесите фото с фамилией казахстанских космонавтов.
А) Токтар Аубакиров Б) Талгат Мусабаев В) Айдын Аимбетов
- Слова «Земля, поклонись человеку» начертаны
А) на могиле Юрия Гагарина архитектора В.Власова
Б) на памятнике космонавтам в Москве архитектора Г.Рубенштейна
В) на обелиске погибшим космонавтам на Байконуре архитектора И.Слепакова
С) на пьедестале обелиска работы архитектора А. Рукавишникова.
3. Поэма «Земля, поклонись человеку» посвящена
А) полёту Токтара Аубакирова
Б) космонавту Талгату Мусабаеву
В) выходу Айдына Аимбетова в открытый космос
С) полёту советских космонавтов
Д) первому полёту человека в космос
4.Тема данного текста….
5. Основная мысль данного текста….
6. Соотнесите событие с датой
событие |
дата |
1. В этом году Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космос |
А) 2016 год |
2. Когда Юрий Гагарин полетел в космос, ему было… |
Б) 1961 год |
3. Когда Юрий Гагарин полетел в космос, Олжасу Сулейменову было… |
В) 25 лет |
4. В этом году исполнилось 55 лет со дня первого в мире полета человека в космос. |
С) 27 лет |
7. Тип речи данного текста
А) описание Б) рассуждение В) повествование
8. Стиль речи текста
А) официально-деловой Б) публицистический В) научный Г) художественный Д) разговорный
9.Закончите строчку из поэмы «Земля, поклонись человеку»
Нелегко проложить пути
До вчерашних туманных звезд,
Но трудней на земле…
А) жить в мире Б) найти Путь В) жить по-человечески Г) идти к цели Д) перейти через себя
10. В каком вузе Казахстана, согласно тексту, готовят будущих космонавтов
А) в Казахском национальном университете имени Аль-Фараби в Алматы
Б) в Евразийском национальном университете имени Н.Гумилёва в Нур-Султане
С) в Карагандинском государственном университете имени Е.А.Букетова
Вариант 10
Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Ажар жила в небольшом городе на севере страны. Отец девочки был инженером-строителем, а мама — учительницей. Старший брат Ажар недавно окончил институт и вернулся в родной город. Теперь он инженер-строитель и работает вместе с отцом.
Ажар долго не могла решить — кем она будет, когда окончит школу. Она думала, что тоже может стать инженером и вместе с отцом и братом будет строить свой город, который она очень любит. Но профессия мамы тоже нравилась Ажар. В школе, где училась Ажар, еѐ мама была учительницей русского языка и литературы. Уроки мамы были очень интересными. Мама учила своих учеников любить литературу и русский язык. Многие ученики мамы хотели стать преподавателями. И только Ажар не могла решить — кем стать.
Однажды, когда Ажар училась в десятом классе, сильно заболела еѐ подруга. Четыре месяца она не ходила в школу. И очень часто Ажар приходила к своей подруге. Она занималась с подругой историей, математикой, русским языком, физикой, химией. Учителя составили специальный план для больной девушки и давали ей задания. Все хотели помочь ей, но больше всех помогала Ажар. Подруга называла Ажар «моя учительница».
Пришла весна. Нужно было сдавать экзамены. Врачи уже разрешили подруге Ажар ходить в школу. Девушки вместе готовились к экзаменам. Ажар была очень рада, когда еѐ подруга хорошо сдала все экзамены. И тогда Ажар поняла, кем она хочет стать — учительницей и только
учительницей
1. Где находится городок, в котором жила Ажар
А) на юге страны
В) на севере страны
С) на востоке страны
2. Кем по образованию был брат Ажар
А) юрист В) музыкант С) инженер-строитель
3. В каком классе заболела подруга:
А) в восьмом В) в девятом С) в десятом.
4. По каким предметам Ажар помогала своей подруге
А) биология, география, английский язык
Б) английский язык, технология, всемирная история
В) история, математика, русский язык, физика, химия
5. Определите тему текста
А) Она будет учительницей
Б) Помощь больной девочке
В) Весеннее происшествие
6. План текста:
- Ажар жила в небольшом городе на севере страны.
- Ажар не могла решить — кем стать.
- Ажар помогала заболевшей подруге .
- Ажар поняла, что она хочет стать учительницей.
Главная мысль текста раскрывается в:
А) 1 пункте плана Б) 2 пункте плана В) 3 пункте плана Г) 4 пункте плана
Вариант 11
Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
– В общем, я говорю ему: «Отстань! Уроки делать надо. Не могу я больше
играть. Нет времени! И мама ругается, и папа злится».
– А он что? – спрашивает у меня Ивашкин.
– Что-что… – передразнил я Сашку. – Он так на меня смотрит, прямо
жалко… Особенно себя жалко! Секунда – и уже танки стоят наготове! Не
будешь же в самый разгар битвы уходить. Несолидно.
– Вот нахал! – говорит Ивашкин. – И что? Никак не отпускает? Может,
объясни ему как-то, мол, занят я до вечера.
– Да неудобно обидеть! Он ведь мой лучший друг!
– Да… – разочаровано сказал Ивашкин. – Мне казалось, что я твой
лучший друг…
– Я когда-то тоже так думал, – горько вздохнул я. – А теперь получается –
он.
– А может быть, ну его – этот компьютер! Выключи его из розетки,
попроси маму, чтобы новые игры не покупала и за Интернет не платила, а мы
лучше в футбол сыграем во дворе, как раньше…
– Думаешь, поможет? Надо попробовать, – нерешительно сказал я.
1. Тема данного текста
А) Друг Б) Друзья познаются в беде В) Друзья в походе
2. Текст изложен в форме:
А) монолога Б) диалога В) полилога
3.Тип речи данного текста
А) описание Б) рассуждение В) повествование
4. Стиль речи текста
А) официально-деловой Б) публицистический В) научный Г) художественный Д) разговорный
5. Согласно тексту лучшим другом для главного героя является
А) Ивашкин Б) Петя Иванов В) компьютер Д) волейбол Е) шахматы
6. Кому принадлежит данная фраза: «Мне казалось, что я твой лучший друг…»
А) Ивашкину Б) главному герою текста В) Петрову Г) Сидорову
7.Какой совет даёт Ивашкин главному герою текста?
А) «Давай лучше поиграем в шахматы или в карты на дурака»
Б) «Пойдем на День рождения к Иванову Генке»
В) «Мы лучше в футбол сыграем во дворе, как раньше… »
Читательская грамотность обучающихся в контексте ЕГЭ и ОГЭ
Умение читать и понимать текст, рефлексировать его содержание, давать оценку прочитанному, излагать свои мысли о нем – ключевые понятия «читательской грамотности», которая должна быть сформирована у выпускников 9 и 11 классов. Проблемы читательской грамотности, способность обучающихся к обобщению и синтезу литературного материала, умение постигать замысел автора, аргументировать свою позицию – вопросы, ставшие темой обсуждения 110 учителей словесности в ходе научно – методической консультации, состоявшейся в Региональном центре оценки качества образования.
Председатель предметной комиссии по литературе при проведении ЕГЭ, кандидат филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы XI – XIX веков Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева Алла Александровна Бельская обратила внимание участников вебинара на направления подготовки обучающихся к ЕГЭ: «Итоговый экзамен по литературе предъявляет комплекс требований к читательской грамотности выпускников. Однако для написания сочинения-рассуждения очень важно умение самостоятельно ставить вопросы и отвечать на них, приводить цитаты из текста, так как экзамен по литературе наряду с проверкой учебных достижений выпускников выявляет особенности их мировоззрения, которое раскрывается в суждениях и оценках применительно к художественному миру писателя (замысел, сюжет, проблематика, герои и т.д.)».
Заместитель председателя предметной комиссии по литературе, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии обучения и преподавания предметов «Института развития образования» Валерия Яковлевна Гурова отметила типичные затруднения обучающихся при выполнении экзаменационных заданий: «В практике работы над сочинением важно уделять внимание речевым ошибкам, проводить уроки анализа сочинений, работе с текстом: сюжет, герои произведения, детали, композиция». Валерия Яковлевна прокомментировала проблемы выпускников, возникающие при выполнении заданий базового и повышенного уровней, направления подготовки обучающихся с разным потенциалом развития.
Об особенностях экзаменационной модели по литературе основного государственного экзамена рассказала председатель предметной комиссии, кандидат филологических наук, доцент кафедры технологии обучения и преподавания предметов «Института развития образования» Юлия Викторовна Мелехова: «Задания по литературе усложнились, в частности добавлен критерий «грамотность» в оценивании, увеличилось количество тем сочинений, их стало 5. Выпускнику дается право выбора тем сочинений, касающихся содержания и форм произведения, самостоятельно провести анализ произведений. Тематика сочинений не связана с теми произведениями, которые встречаются в первой части заданий».
Уровень литературного развития выпускников, проявляющийся в ходе ГИА, определяется не только литературными способностями, но и сформированным уровнем читательской грамотности.
ОГЭ по литературе: изменения в структуре КИМ, рекомендации по подготовке
Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности для 5 класса функциональная грамотность, учимся для жизни по новым ФГОС 3 поколения на 2022-2023 учебный год.
Рекомендации читательская грамотность 5 класс
ChT_5_Metodicheskie_rekomendatsii_2022
Важность формирования читательских умений для успешного обучения бесспорна, поскольку уровень развития читательской грамотности во многом определяет как общую успешность обучения, так и формирования всех компонентов функциональной грамотности. Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом.
Читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. В рамках внеурочной деятельности предусмотрена работа с противоречивой, неоднозначной, непроверенной информацией, которая учит оценивать надёжность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели, в том числе манипуляции, осмыслять сообщения информационного потока и вырабатывать свою точку зрения.
Работа в рамках модуля «Читательская грамотность» курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» поможет пятикласснику развить сформированные в начальной школе читательские умения и продвинуться в овладении новыми умениями в процессе решения более сложных читательских задач. Материал занятий позволяет включить пятиклассников в активную деятельность, связанную с чтением, пониманием, анализом текстов разных типов и стилей, оценкой, содержащейся в них явной и скрытой информации.
Обратим внимание, что во ФГОС ООО 2021 г. на уровне целеполагания, планируемых результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных) зафиксирована направленность образования на формирование у обучающихся умений и навыков функциональной читательской грамотности как интегративного умения, способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Рекомендации математическая грамотность 5 класс
MG_5_MetodicheskieRekomendatsii_2022
Формирование функциональной грамотности является одной из задач обновленного стандарта основного общего образования. Деятельность учителя математики в этом направлении осуществляется и на уроках, и на внеурочных занятиях, совершенствующих математическую подготовку обучающихся. В 5 классе в рамках модуля «Математическая грамотность.
Особенностью внеурочных занятий является возможность учащихся обратиться к педагогу за помощью в выполнении любого задания как во время групповой, так и в ходе индивидуальной работы. Предлагаются 4 занятия, каждое из которых включает 3 комплексных задания, в каждом из которых по 3 задания/вопроса.
Задания каждого занятия связаны с определенной тематикой. Так, в занятии 1 ситуации, представленные в заданиях, связаны с путешествиями и отдыхом, в занятии 2 – с развлечениями и хобби, в занятии 3 – со здоровьем и занятием спортом, в занятии 4 – с домашним хозяйством.
Рекомендации глобальные компетенции 5 класс
GK_5_MetodicheskieRekomendatsii_2022
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественнонаучных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие.
В 5 классе работа по направлению «глобальные компетенции» строится на основе полученных школьниками знаний, в том числе, об окружающей среде и ее состоянии.
Пятиклассники оперируют базовыми понятиями общественнонаучных дисциплин, приводят характеристики социальных норм, активно привлекают личный социальный опыт для разбора комплексных ситуаций – кейсов.
Рабочие программы ФГОС на 2022-2023 учебный год для 1-11 класса
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
fg.resh.edu.ru — электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.
Для получения доступа к таким заданиям, необходимо быть зарегистрированным пользователем на портале Российская электронная школа (РЭШ) — resh.edu.ru. Осуществить вход можно как учитель. Также выполнить вход можно как обучающийся/эксперт.
Для того чтобы войти как учитель, потребуется воспользоваться соответствующей ссылкой, после чего указать информацию, касающуюся логина и пароля. Это логин и пароль учителя на портале РЭШ. Как только эти данные указаны, следует нажать на кнопку «Войти».
Если пользователь пока не зарегистрирован, необходимо выполнить соответствующую процедуру, для чего следует воспользоваться ссылкой «Зарегистрироваться в РЭШ». В результате этого будет предложено заполнить стандартную форму.
Что необходимо указать в ходе выполнения регистрации? Прежде всего, следует выбрать то, в качестве кого осуществляется регистрация. Зарегистрироваться на портале РЭШ может не только учитель, но также ученик и родитель.
В ходе регистрации необходимо указать адрес электронной почты (e-mail), который в последующем будет использоваться для осуществления входа в систему. Также необходимо придумать и подтвердить пароль. Он также в дальнейшем используется для осуществления входа в личный кабинет на fg.resh.edu.ru.
Помимо данных для возможности выполнения входа в систему регистрационная форма также требует указания фамилии, имени и отчества (последнее указывается по желанию). Здесь же можно выбрать пол. Далее следует заполнение информации о стране, регионе, населённом пункте и школе. Все данные следует выбирать из предлагаемых вариантов, представленных в выпадающих меню.
В том случае если нужной школы нет в списке, необходимо перейти по соответствующей ссылке. В результате будет предложено обратиться в службу поддержки, заполнив стандартную форму.
После того как все необходимые данные для регистрации заполнены, понадобится ввести код с предложенной картинки (при необходимости его можно обновить). После этого останется принять соглашение об обработке персональных данных, поставив соответствующую галочку, и нажать на «Поступить в школу».
Когда пользователь окажется зарегистрированным, он сможет в любое время выполнить вход в личный кабинет. Для этого достаточно будет указать логин и пароль. Если последний окажется утерянным, его можно будет восстановить. Для этого понадобится воспользоваться ссылкой «Я забыл пароль». Это позволит восстановить доступ на портал Российская электронная школа. Для этого в свою очередь понадобится ввести свой e-mail или логин, после чего нажать на «Отправить». В результате письмо с инструкцией по смене пароля окажется высланным на указанную электронную почту в течение нескольких минут.
На странице входа в систему также представлено руководство пользователя.
Войти в личный кабинет на сайте fg.resh.edu.ru может не только учитель, но и обучающийся/эксперт. В этом случае необходимо воспользоваться соответствующей ссылкой, после чего указать код мероприятия и пароль. Далее понадобится отметить пункт «Я не робот» и нажать на кнопку «Войти».
Таким образом, зайти в электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности ученики могут только по коду мероприятия, который необходимо получить от учителя. Само мероприятие создаётся учителем в одноимённом разделе. На странице создания нового мероприятия необходимо указание такой информации как название и дата проведения. Также флажком необходимо выбрать направление функциональной грамотности.
После этого следует указать КИМ — контрольно-измерительные материалы для каждого варианта. Для осуществления этой процедуры следует нажать на кнопку «Укажите КИМ» напротив варианта. В открывшемся окне следует выбрать КИМ из перечня доступных. Как только это сделано, необходимо нажать на кнопку «Выбрать». В результате выбранный КИМ покажется на странице создания мероприятия. Если необходимо изменить указанный контрольно-измерительный материал, следует нажать на его наименование, после чего выбрать другой КИМ. Если необходимо вовсе удалить указанный КИМ, нужно нажать на кнопку крестика напротив его названия.
Для того чтобы добавить вариант, нужно нажать на кнопку «Добавить вариант». Далее следует указать КИМ. Как только все необходимые параметры мероприятия внесены, следует нажать на кнопку «Сохранить».
После того как мероприятие сохранено, автоматически открывается страница, позволяющая осуществлять его редактирование. Какая именно информация отображается на данной странице? Здесь можно посмотреть наименование мероприятия и его код. Здесь же доступно редактирование. Также отображается информация о продолжительности выполнения диагностической работы. Среди прочего оказывается представленной ссылка, позволяющая скачать коды доступа, которые необходимы обучающимся, принимающим участие в диагностической работе. Такие коды необходимы для того, чтобы ученики могли осуществить вход в систему fg.resh.edu.ru.
Сам вход нужен для возможности прохождения диагностической работы. Стоит отметить, что до того, как происходит планирование участников диагностической работы, файл с кодами доступа оказывается пустым. Среди прочего также представлена кнопка «Добавить класс», позволяющая перейти к планированию участников мероприятия. Здесь же доступна ссылка на скачивание результатов. До того, как завершится оценивание диагностической работы, файл с результатами является пустым.
Для того чтобы запланировать классы и обучающихся, которые будут участвовать в диагностической работе, на странице проведения мероприятия необходимо нажать на кнопку «Добавить класс». Во всплывающем окне потребуется заполнить необходимые поля, после чего нажать на кнопку «Сохранить». На странице мероприятия отобразится информация о добавленном классе и количестве участников. В случае необходимости класс, который оказался добавлен, может быть отредактирован либо исключён из планирования.
Для изменения имени класса, а также количества участников потребуется нажать на кнопку «Изменить планирование», расположенную рядом с наименованием класса. В результате откроется окно, в котором необходимо внести изменения, после чего нажать на «Сохранить». Чтобы исключить класс из мероприятия, следует нажать на кнопку «Изменить планирование». В открывшемся окне редактирования класса необходимо нажать на кнопку «Исключить». После этого в появившемся диалоговом окне понадобится подтвердить своё действие по исключению класса, для чего требуется нажать на кнопку «Да». Чтобы внести изменения в предстоящее мероприятие, следует нажать на кнопку с изображением карандаша, которая расположена рядом с наименованием мероприятия. После этого откроется страница, где понадобится внести изменения, и нажать на «Сохранить».
После того как мероприятие на fg.resh.edu.ru создано, учителю необходимо пригласить учеников. Как это сделать? Прежде всего, учителю для проведения диагностической работы необходимо убедиться в том, что на запланированное мероприятие назначены все обучающиеся, которые должны принять участие в работе.
Далее следует предоставить участникам доступ к прохождению мероприятия. Для этого необходимо воспользоваться кнопкой «Скачать коды доступа». После этого на локальный диск компьютера окажется сохранён файл в формате MS Excel. В этом файле будет представлен код работы, а также индивидуальный код для каждого участника.
Для того чтобы провести мероприятие, необходимо всем ученикам направить ссылку на электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности, то есть сайт fg.resh.edu.ru. Также нужно направить код работы, который отображён в файле с перечнем индивидуальных кодов доступа (колонка «Код работы»). Отправить необходимо и индивидуальный код участника, который представлен в файле с перечнем индивидуальных кодов доступа (колонка «Индивидуальный код»). Именно последний используется в системе в качестве пароля участника мероприятия. Передать необходимую информацию можно любым удобным способом, например, отправить её на электронную почту ученика.
Ученику для прохождения тестирования потребуется перейдите по полученной от учителя ссылке на сайт fg.resh.edu.ru. Далее нужно выбрать вариант входа в качестве обучающегося. После этого понадобится указать код мероприятия и пароль, а затем нажать на Войти». Как только вход в систему осуществлён, нужно ознакомиться с информацией, представленной на стартовой странице. После этого можно приступать к выполнению диагностической работы, для чего следует воспользоваться кнопкой «Приступить к выполнению».
Стоит отметить, что приступить к выполнению работы можно только в указанный период проведения диагностической работы. Отсчёт времени, которое отводится на выполнение работы, начинается с того момента, когда ученик приступает к прохождению тестирования. Таймер обратного отсчёта можно увидеть в правой верхней части веб-страницы. Такой таймер касается выполнения текущего блока заданий диагностической работы.