«Проза военных лет»
Сочинение
На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом.
Русская литература стала литературой одной темы — темы войны, темы Родины. Писатели дышали единым дыханием с борющимся народом и чувствовали себя “окопными поэтами”, а вся литература в целом, про выражению А. Толстого, была “голосом героической души народа”.
Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались нашими писателями в годы войны.
Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза времен Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин.
Для прозы военных лет характерны усиление ро мантических и лирических элементов, широкое использование художниками декламационных и песенных интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как аллегория, символ, метафора.
Традиции литературы Великой Отечественной войны — это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы успехи, которыедостигнуты советской “военной” прозой сегодня.
Свое дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Продолжал работу над романом “Они сражались за Родину” Шолохов. Появились в первое послевоенное десятилетие и ряд произведений, над которыми плодотворно работали такие писатели, как Симонов, Коновалов, Стаднкж, Чаковский, Авижюс, Шамякин, Бондарев, Астафьев, Быков, Васильев.
Значительных успехов военная проза достигла на современном этапе своего развития.
Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой “второй войны”, писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 50-х — начале 60-х годов. Это такие прозаики, как Бондарев, Быков, Ананьев, Бакланов, Гончаров, Богомолов, Курочкин, Астафьев.
В творчестве писателей-фронтовиков, в их произведениях 50—60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия усиливался трагический акцент в изображении войны.
Война в изображении прозаиков-фронтовиков — это не только и даже не сколько эффектные герои ческие подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. И именно в этом каждодневном труде и видели советского человека писатели “второй войны”.
Тема Великой Отечественной войны — вообще центральная в творчестве Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий Константина Михайловича Симонова (выезжал в качестве корреспондента в места боев). Свидетель и участник грандиозных событий, он почти все свои произведения посвятил событиям военного времени. Сам Симонов отмечал, что почти все, что им создано, “связано с Великой Отечественной войной” и что он “до сих пор был и продолжает оставаться военным писателем”.
Симонов создал стихотворения, вписавшие его имя в историю поэзии Великой Отечественной войны. Его перу принадлежат пьесы о войне, о себе он говорит так: “Я сам себя ощущаю прозаиком. Все главное в моей работе много лет уже связано с прозой…”
Проза Симонова многогранна и разнообразна по жанрам. Очерки и публицистика, рассказы и повести, роман “Товарищи по оружию”, трилогия “Живые и мертвые” — все говорит о ключевых моментах Великой Отечественной войны, в которых проявились мужество нашего народа, жизнестойкость государства.
Общая тенденция нашей военной прозы к более широкому и более объективному изображению Великой Отечественной войны сказалась и на творчестве писателей “второй волны”, многие из которых пришли к мысли о том, что сегодня писать о войне с позиции взводного или ротного командира уже не достаточно, что надо охватывать более широкую панораму событий.
Дистанция времени, помогая писателям-фронтовикам увидеть картину войны гораздо яснее и в большем объеме, когда появились первые их произведения, была одной из причин, обусловивших эволюцию их творческого подхода к военной теме.
Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой — опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что развитие прозы о Великой Отечественной войне со всей очевидностью показывает, что в кругу основных ее проблем главной, стоящей на протяжении более чем сорока лет в центре творческого поиска наших писателей, являлась и является проблема героизма. Особенно заметно это в творчестве писателей-фронтовиков, крупным планом показавших в своих произведениях героизм наших людей, стойкость солдат.
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Разное / О Великой Отечественной Войне / Проза военных лет
Проза военных лет
На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом.
Русская литература стала литературой одной темы — темы войны, темы Родины. Писатели дышали единым дыханием с борющимся народом и чувствовали себя “окопными поэтами”, а вся литература в целом, про выражению А. Толстого, была “голосом героической души народа”.
Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались нашими писателями в годы войны.
Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза времен Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин.
Для прозы военных лет характерны усиление ро мантических и лирических элементов, широкое использование художниками декламационных и песенных интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как аллегория, символ, метафора.
Традиции литературы Великой Отечественной войны — это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы успехи, которыедостигнуты советской “военной” прозой сегодня.
Свое дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Продолжал работу над романом “Они сражались за Родину” Шолохов. Появились в первое послевоенное десятилетие и ряд произведений, над которыми плодотворно работали такие писатели, как Симонов, Коновалов, Стаднюк, Чаковский, Авижюс, Шамякин, Бондарев, Астафьев, Быков, Васильев.
Значительных успехов военная проза достигла на современном этапе своего развития.
Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой “второй войны”, писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 50-х — начале 60-х годов. Это такие прозаики, как Бондарев, Быков, Ананьев, Бакланов, Гончаров, Богомолов, Курочкин, Астафьев.
В творчестве писателей-фронтовиков, в их произведениях 50—60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия усиливался трагический акцент в изображении войны.
Война в изображении прозаиков-фронтовиков — это не только и даже не сколько эффектные герои ческие подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. И именно в этом каждодневном труде и видели советского человека писатели “второй войны”.
Тема Великой Отечественной войны — вообще центральная в творчестве Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий Константина Михайловича Симонова (выезжал в качестве корреспондента в места боев). Свидетель и участник грандиозных событий, он почти все свои произведения посвятил событиям военного времени. Сам Симонов отмечал, что почти все, что им создано, “связано с Великой Отечественной войной” и что он “до сих пор был и продолжает оставаться военным писателем”.
Симонов создал стихотворения, вписавшие его имя в историю поэзии Великой Отечественной войны. Его перу принадлежат пьесы о войне, о себе он говорит так: “Я сам себя ощущаю прозаиком. Все главное в моей работе много лет уже связано с прозой…”
Проза Симонова многогранна и разнообразна по жанрам. Очерки и публицистика, рассказы и повести, роман “Товарищи по оружию”, трилогия “Живые и мертвые” — все говорит о ключевых моментах Великой Отечественной войны, в которых проявились мужество нашего народа, жизнестойкость государства.
Общая тенденция нашей военной прозы к более широкому и более объективному изображению Великой Отечественной войны сказалась и на творчестве писателей “второй волны”, многие из которых пришли к мысли о том, что сегодня писать о войне с позиции взводного или ротного командира уже не достаточно, что надо охватывать более широкую панораму событий.
Дистанция времени, помогая писателям-фронтовикам увидеть картину войны гораздо яснее и в большем объеме, когда появились первые их произведения, была одной из причин, обусловивших эволюцию их творческого подхода к военной теме.
Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой — опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что развитие прозы о Великой Отечественной войне со всей очевидностью показывает, что в кругу основных ее проблем главной, стоящей на протяжении более чем сорока лет в центре творческого поиска наших писателей, являлась и является проблема героизма. Особенно заметно это в творчестве писателей-фронтовиков, крупным планом показавших в своих произведениях героизм наших людей, стойкость солдат.
64518 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Разное / О Великой Отечественной Войне / Проза военных лет
Пример сочинения 1
Мировая война ворвалась в СССР неожиданно для простых людей. Если политики еще могли знать или догадываться, то народ уж точно пребывал в неведении вплоть до первой бомбежки. Советы не смогли подготовиться полномасштабно, и наша армия, ограниченная в ресурсах и вооружении, в первые годы войны вынуждена была отступать. Хоть я и не был участником тех событий, я считаю своим долгом знать о них все, чтобы потом рассказать обо всем детям. Никогда мир не должен забыть о той чудовищной схватке. Так считаю не только я, но и те писатели и поэты, которые рассказали о войне мне и моим ровесникам.
Прежде всего, я имею в виду поэму Твардовского «Василий Теркин». В этом произведении автор изобразил собирательный образ русского солдата. Это жизнерадостный и твердый духом парень, который всегда готов идти в бой. Он выручает товарищей, помогает мирным гражданам, каждый день у него – молчаливый подвиг во имя спасения Родины. Но он не строит из себя героя, ему хватает юмора и скромности держаться просто и делать свое дело без лишних слов. Именно таким я вижу своего прадеда, погибшего в той войне.
Еще мне очень запомнился рассказ Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов – тоже типичный русский солдат, судьба которого вместила все горести русского народа: он потерял семью, попал в плен, и, даже вернувшись домой, едва не угодил под суд. Казалось бы, не под силу человеку выстоять под таким напористым градом ударов, но автор подчеркивает, что не один Андрей стоял – все стояли на смерть ради спасения Родины. Сила героя в его единстве с народом, который разделил его тяжкую ношу. Для Соколова все жертвы войны стали родными, поэтому он берет к себе сироту Ванечку. Такой же доброй и стойкой я представляю себе свою прабабушку, которая не дожила до дня моего рождения, зато, будучи медсестрой, выходила сотни ребятишек, которые сегодня учат меня.
Кроме того, я помню рассказ Шаламова «Последний бой майора Пугачева». Там солдат, безвинно получивший наказание, сбегает из тюрьмы, но, не сумев добиться свободы, убивает себя. Меня всегда восхищали его чувство справедливости и мужество его отстаивать. Он – сильный и достойный защитник отечества, и за его судьбу мне обидно. Но ведь те, кто сегодня забывает тот беспримерный подвиг самоотверженности наших предков, ничуть не лучше властей, что посадили Пугачева и обрекли его на гибель. Они даже хуже. Поэтому сегодня я хотел бы быть похожим на того майора, который не побоялся смерти, лишь бы отстоять правду. Сегодня правда о той войне нуждается в защите, как никогда раньше… И я ее не забуду благодаря русской литературе 20 века.
Пример сочинения 2
Великая Отечественная война нашла широкое отражение в литературе. Он ней писали и те, кто непосредственно воевал, и послевоенное поколение. Писали не только прозу, но и стихи.
Писатели и поэты уезжали на фронт военными корреспондентами и центральных, и районных газет. Многие из них пали смертью храбрых, так как не щадили себя и лезли в самое пекло, чтобы правдиво отражать события.
Мне больше всего нравится стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Это своего рода наказ солдата любимой женщине. Если он будет знать, что его ждут, ему и воевать будет легче. Есть в стихотворении такая строка «… ожиданием своим ты спасла меня…» и ещё «…просто ты умела ждать, как никто другой».
Поэма в стихах Александра Твардовского «Василий Тёркин» — это по сути собирательный образ русского солдата. Практичного, смекалистого, рукастого, храброго. Вот, например, как автор пишет про переправу через реку.
Отправили Тёркина сообщить, что «взвод на левом берегу жив-здоров на зло врагу …просит огонька туда подбросить…» Поскольку дело было зимой, и чтобы Тёркин не окоченел, его стали растирать спиртом. Тёрли, тёрли, вдруг он просит выпить, «…изнутри согреться мне, чтоб не всё на кожу тратить».
Выпил рюмку, согрелся и доложил обстановку. Сработала крестьянская смекалка.
Эти произведения публиковались в военных газетах, их вырезали, бережно хранили в карманах гимнастёрок и планшетах, переписывали друг у друга.
Ольга Бергольц и её «Ленинградская поэма» про осаждённый, но не покорённый Ленинград. Про «дорогу жизни», по которой вывозили из осаждённого города детей, стариков, раненных красноармейцев, а в город везли продовольствие. «…Дорогой жизни шёл к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим, ещё не знают на земле страшней и радостней дороги…»
Про битву за Ленинград Александром Чаковским написан роман-эпопея под названием «Блокада». Про Сталинградскую битву Юрием Бондаревым был написан роман «Горячий снег». Эти оба произведения экранизированы.
Про оборону Москвы Константин Симонов написал роман «Живые и мёртвые». Вторая книга называется «Солдатами не рождаются». Третья книга — «Последнее лето».
Про Великую Отечественную войну писали Юлия Друнина и Муса Джалиль.
Борис Васильев «А зори здесь тихие», «Аты-баты, шли солдаты», « В списках не значится». В романе « А зори здесь тихие» рассказывается о девушках-зенитчицах, которые защищали небо в Карелии. Обычная жизнь прервалась тогда, когда одна из них случайно обнаружила в лесу двух фашистских диверсантов.
Правда, потом их оказалось около двадцати. Пять девушек и старшина отправились вслед за ними, чтобы их уничтожить. Все пятеро пали смертью храбрых. Старшина всё-таки выполнил поставленную задачу. А в сводках Совинформбюро была только одна строка «… проходили бои местного значения».
И ни слова про подвиг девушек.
После войны старшина и выросший сын одной из погибших девушек в этих местах на большом валуне установили памятную доску с именами девушек.
Это только малая часть произведений о Великой Отечественной войне. Их написано гораздо больше.
Пример сочинения 3
Великая Отечественная война – это одно из центральных событий XX века. Она стала величайшей трагедией для нашего народа, но и принесла величайшую Победу. Четыре долгих года и миллионы человеческих жизней – и сейчас историки затрудняются назвать более или менее точную цифру – вот страшная статистика этой войны.
Разумеется, невозможно представить, чтобы литература, которая всегда чутко отзывается на все события жизни народа, обошла стороной Великую Отечественную войну. Созданы сотни литературных произведений, из которых десятки по праву вошли в золотой фонд великой русской литературы. Это многие произведения и в прозе, и в поэзии. Многие из них стали и моими любимыми произведениями.
Наверное, самое народное произведение о войне – это поэма Александра Твардовского «Василий Теркин». Герой этой поэму – настоящий русской богатырь, супергерой Вася Теркин. Но он простой парень, такой, какой найдется «даже в каждом взводе»: веселый, неунывающий, умеющий поднять дух друзей, не боящийся ни воды, ни огня, всегда готовый на подвиг. Причем он самый обычный, не важничает, не ставит перед собой особых глобальных целей. Он просто выполняет свой долг на войне, дружит с товарищами, помогает тем, кто нуждается в помощи, подбадривает впавших в уныние. Теркин – удивительный герой. Он такой узнаваемо-привычный и в то же время такой невероятный: и самолет из винтовки подбил, и в ледяной воде реку переплыл, и на гармошке играет, и часы починить умеет. Автор изобразил так наш народ – любящий шутку, веселье и труд, но при этом способный на героизм и невероятные подвиги, если в них возникает необходимость.
Таких же обычных людей, подчас безграмотных и не очень сообразительных, мы видим и в дилогии Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Писатель создает образы. Которые поражают своей жизненностью. Некоторые критики, как мне известно, считали, что автор не показал в романе героизма. А мне кажется, что это и есть самый настоящий героизм: без лозунгов и радостных криков, без клятв и суперменства. Победу добыли самые обычные люди, которым так же, как и нам, хотелось есть, спать, жить. Им было холодно в окопах, страшно в бою. Но они не дрогнули и победили, потому что Родина была для них все-таки важнее, чем жизнь. Именно читая романы Астафьева, я понимаю, что такое война. Я осознаю, что Победу нам принесли не супергерои, а такие же парни, как и я. И надеюсь, что в экстремальной ситуации я тоже выполню свой долг, несмотря на страх и все лишения.
Но к теме войны обращались не только писатели-фронтовики. Она раскрывается и в творчестве писателей более позднего времени. Например, в песнях Владимира Высоцкого. Я очень люблю его произведение «На братских могилах». В этом стихотворении автор раскрывает тему нашей общей памяти о трагедии, которой стала война, и героизме, который проявили наши соотечественники в борьбе с фашистскими захватчиками.
Пример сочинения 4
Давно отгремела Великая Отечественная война. Уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны. Давно отстроено, восстановлено разрушенное войной. Но почему наши писатели, поэты обращались и обращаются к тем давним дням? Может быть, память сердца не даёт им покоя…
Война по – прежнему живёт в памяти нашего народа, а не только в художественной литературе. Военная тема поднимает коренные вопросы человеческого бытия. Главным героем военной прозы становится рядовой участник войны, её незаметный труженик. Этот герой был молод, не любил рассуждать о героизме, но честно выполнял свои воинские обязанности и оказывался способным на подвиг не на словах, а на деле.
Тема Великой Отечественной войны одна из главных тем в литературе 20 века. Сколько жизней унесла война, какой ценой была завоевана победа? Читая произведения о Великой Отечественной войне невольно задаешься этими вопросами.
На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.
Нам, молодому поколению, сегодня очень сложно представить войну, мы знаем о ней только по книжным страницам и воспоминаниям ветеранов, которых с каждым днем становится все меньше и меньше. Но память о войне мы обязаны донести до потомков, донести героизм и стойкость людей, насмерть стоявших за свою отчизну.
Б. Васильев. Повесть «В списках не значился»
До глубины сердца задело чтение повести Б. Васильева «В списках не значился». Брест. Легендарная крепость. Красным отсвечивает гранитная дорожка, ведущая к могиле героев. Об одном из них, Николае Плужникове, рассказал Борис Васильев в романе «В списках не значился».
Счастливый юноша, только что получивший звание лейтенанта вместе с другими выпускниками военного училища. Николай прибыл по назначению в ночь, которая отделила мир от войны. Он не успел встать на учёт, а на рассвете начался бой, который длился для Плужникова непрерывно более 9-ти месяцев. Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, которому к моменту смерти исполнилось 20 лет, писатель показывает, как юноша становится героем, а всё его поведение в крепости – подвигом.
Николай – герой не от рождения, ещё будучи курсантом, развил в себе чувство долга и личной ответственности за настоящее и грядущее Родины – качества, без которых подвиг не состоялся бы. В жесточайших условиях войны он вынужден принимать самостоятельные решения, в первую очередь, он думает об опасности, в которой находится Родина, а не о себе. Ведь он мог уйти из крепости, и это не было бы ни дезертирством, ни изменой приказу: он не значился ни в каких списках, он был свободным человеком… В сознании героя укрепляется чувство слитности с другими защитниками крепости, со всем народом, когда он размышляет о смерти Владимира Денщика, спасшего его, и понимает, что он остался в живых только потому, что кто-то погибал за него. Н. Плужников мужественно остаётся на боевом посту солдата до конца. 12 апреля 1942 года, когда шёл уже десятый месяц войны, из крепости раздался хриплый, но торжествующий смех непокорённого. Это Николай салютовал Москве, узнав, что её не смогли взять враги. И в этот же день, он вышел, слепой, обессиленный, седой, чтобы проститься с солнцем. «Крепость не пала; она просто истекла кровью», и Плужников был её последней каплей.
В. Быков. Повесть «Знак беды»
В центре повести В.Быкова “Знак б
Сколько жизней унесла война, какой ценой была завоевана победа? Читая произведения о Великой Отечественной войне невольно задаешься этими вопросами.
На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.
Нам, молодому поколению, сегодня очень сложно представить войну, мы знаем о ней только по книжным страницам и воспоминаниям ветеранов, которых с каждым днем становится все меньше и меньше. Но память о войне мы обязаны донести до потомков, донести героизм и стойкость людей, насмерть стоявших за свою отчизну.
Б. Васильев. Повесть «В списках не значился»
До глубины сердца задело чтение повести Б. Васильева «В списках не значился». Брест. Легендарная крепость. Красным отсвечивает гранитная дорожка, ведущая к могиле героев. Об одном из них, Николае Плужникове, рассказал Борис Васильев в романе «В списках не значился».
Счастливый юноша, только что получивший звание лейтенанта вместе с другими выпускниками военного училища. Николай прибыл по назначению в ночь, которая отделила мир от войны. Он не успел встать на учёт, а на рассвете начался бой, который длился для Плужникова непрерывно более 9-ти месяцев. Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, которому к моменту смерти исполнилось 20 лет, писатель показывает, как юноша становится героем, а всё его поведение в крепости – подвигом.
Николай – герой не от рождения, ещё будучи курсантом, развил в себе чувство долга и личной ответственности за настоящее и грядущее Родины – качества, без которых подвиг не состоялся бы. В жесточайших условиях войны он вынужден принимать самостоятельные решения, в первую очередь, он думает об опасности, в которой находится Родина, а не о себе. Ведь он мог уйти из крепости, и это не было бы ни дезертирством, ни изменой приказу: он не значился ни в каких списках, он был свободным человеком… В сознании героя укрепляется чувство слитности с другими защитниками крепости, со всем народом, когда он размышляет о смерти Владимира Денщика, спасшего его, и понимает, что он остался в живых только потому, что кто-то погибал за него. Н. Плужников мужественно остаётся на боевом посту солдата до конца. 12 апреля 1942 года, когда шёл уже десятый месяц войны, из крепости раздался хриплый, но торжествующий смех непокорённого. Это Николай салютовал Москве, узнав, что её не смогли взять враги. И в этот же день, он вышел, слепой, обессиленный, седой, чтобы проститься с солнцем. «Крепость не пала; она просто истекла кровью», и Плужников был её последней каплей.
В. Быков. Повесть «Знак беды»
В центре повести В.Быкова “Знак беды” — человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петроком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними — и фашисты. Они не показаны В. Быковым жестокими и зверствующими, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, — не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома — воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекослсвно. Не позволить себя унижать — вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанида — сильный характер. Человеческое достоинство — вот главное, что движет ее поступками. “За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом”, — так пишет В. Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, — он размышляет об истоках его формирования.
То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем “знаком беды”, о котором говорит Быков. Степанида Богатько, которая “шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках”, поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз — недаром ее называют сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни. Опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: “А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?” Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доносу Левона, отправить Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиночку, Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутреннее чувство справедливости, отойти от того, что творится вокруг: “Делайте что хотите. Но без меня”. Именно в предвоенных годах следует искать источник формирования характера Степаниды, и не в том, что она была колхозницей-активисткой, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, пустыми словами о новой жизни, сумела не поддаться страху, сумела сохранить в себе человеческое начало. И в годы войны оно определило ее поведение. В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, а сопротивляясь ей до последнего. Один из критиков заметил иронически, что “был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага”. Да, видимый материальный урон не велик. Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, что она — человек, а не рабочая скотина, которую можно по корить, унизить, заставить подчиниться. В сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, даже если он один, даже если он в безвыходной ситуации.
Рядом со Степанидой Петрок показан как характер если не противоположный ей, то, во всяком случае, совсем иной — не активный, а скорее робкий и мирный, готовый к компромиссу.
Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что можно с людьми поговорить добром. И лишь в конце повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, открытый отпор.
Народная трагедия, показанная в повести В. Быкова “Знак беды”, раскрывает истоки подлинных человеческих характеров.
Ю. Бондарев. Роман «Горячий снег».
Роман « Горячий снег» Ю. Бондарева посвящён событиям под Сталинградом зимой 1942 года. Герои его не просто совершают деяния, Но и осмысливают свои действия. И поэтому роман этот – произведение не только о героизме и мужестве, но и о внутренней красоте нашего современника, победившего фашизм в кровавой войне.
Действие романа происходит в течение одних суток, начиная с того момента, как батарея лейтенанта Дроздовского разместилась на огневых позициях в ста километрах от Сталинграда и вступила в бой с танками немцев, прорывавшимися на выручку к окружённому в городе на Волге фельдмаршалу Паулюсу и его шестой армии, и кончая тем часом, когда батарейцы почти полностью павшие у своих орудий, всё же не пропустили врага. Запоминающимися фигурами на страницах романа являются старший сержант Уханов, наводчики Нечаев и Евстигнеев, старшина Скорик, ездовые Рубин и Сергуненко, санинструктор Зоя Елагина. Всех их свела святая обязанность – защищать Родину.
Ю. Бондарев говорит о том, что к созданию этого произведения его подвигла солдатская память: «Я вспоминал многое, что за протяжённостью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони…»
Сохранить память о погибших- это свято. Как высока цена этой победы! Мы не знаем точно, сколько людей погибло за эти четыре года в стране: двадцать миллионов, двадцать семь миллионов, или ещё больше. Но знаем одно: зачинщики войны — это не люди. И чем больше мы будем знать об уроках истории, и о войне в том числе, тем бдительнее будем, тем больше будем ценить мирную жизнь, уважать память павших, быть благодарными тому поколению людей, которые победили врага, дошли до самого его логова. Боль о погибших — это вечная боль нашего народа. И стереть из памяти всё, что было на войне, нельзя, так как «Это нужно не мёртвым, это нужно живым», то есть всем нам, и молодёжи в том числе.
Победа пришла к нам благодаря глубокому патриотизму бойцов. Каждый советский человек понимал, что он не вправе отдать свою Родину во власть врагам.
Я воспринимаю Великую Отечественную войну как большое горе и трагедию миллионов людей. Ведь практически каждый житель России потерял в той войне своих родных и близких. И в то же время, я вижу эту войну как грандиозное торжество патриотизма, любви к Родине. Думаю, каждый боец в то время осознавал нашу правоту и святость долга, лежащего на каждом гражданине страны.
Я глубоко благодарна нашим ветераном за то, что сейчас живу в свободной России. Война-это всегда страшно. Это боль, горе, слезы, мучения, страдания, ненависть.
Как заклинание звучат слова Р. Рождественского:
Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Обновлено: 11.03.2023
Сочинения
Тема Великой Отечественной войны это не просто отраженные в литературе работы писателей, это кладезь знаний, который воспитывает, освещает правду прошлых лет и раскрывают глаза на тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Каждый писатель старался раскрыть всю подноготную своего времени, они не могли оставаться в стороне проблем военного времени. Часто в своих произведениях художники пера опирались на события, и используя исторические сведения и справки, чтобы будущее поколение имело возможность узнать какой ценой было завоевано мирное небо. Большую роль в этом сыграли писатели военных лет. Великая Отечественная война была настоящей трагедией для всего народа, который не сдался, а встал на защиту своей Родины. Этот трагический период нашел свое отражение в литературе двадцатого века. Тема войны отразилась в поэмах, была описана в прозе и была раскрыта очевидцами тех лет, о чем мы напишем наше сочинение на тему произведения о Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война в литературе
Писатели военного времени, как правило были и сами фронтовики, поэтому войну и все события тех лет видели изнутри. Авторы видели и знали, что такое тыл, армия, партизанское движение, подполье. Писатели-фронтовики не с чужих слов были наслышаны о героизме и предательстве, о подвиге, величии и драматизме победы. Опираясь на реальные события, они показывают своим читателям тяжесть военной жизни, драму человеческих судеб, когда от решения отдельного человека зависит исход для всех. Когда от поступка в определенный момент зависит смерть или жизнь. Писатели, среди которых я бы выделила Шолохова, Васильева, Бондарева, Быкова, Некрасова, оставили после себя светлую память о прошлом. Это позволяет подробно узнать о войне, о солдатской дружбе, героизме, учит патриотизму и мужеству.
Писатели военного времени, как и их последователи дали возможность читателям оказаться на фронтах, и вместе с солдатами и партизанами защищать нашу Родину, сопереживая героям произведений. Может быть тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенного времени была немного приукрашена. Возможно многие факты того страшного времени замалчивались. В любом случае, какой бы не была правда, вся военная проза XX века заставляют задуматься и сделать свои выводы.
Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века
А какую оценку поставите вы?
Автор прошёл почти всю войну, и был отправлен домой только после ранения в начале 1945 года. Он участвовал в битве за Сталинград и одним из первых написал о ней книгу.
Борис Васильев
Борис Васильев родился в Смоленске 21 мая 1924 года. Его отцом был кадровый офицер царской, а впоследствии и Красной Армии – Васильев Лев Александрович, матерью писателя была Алексеева Елена Николаевна, происходившая из старинного дворянского рода, который был связан с именами Пушкина и Толстого. Удивительно, но выходец из такой семьи сумел стать офицером Красной Армии, а позднее и известным советским писателем. При этом его отец каким-то чудом пережил военные репрессии, которые более всего затронули именно бывших царских офицеров. Стоит признать, что с детства Борис Васильев родился под счастливой звездой.
Позднее сам Борис Васильев отмечал, что он был воспитан в традициях провинциальной русской интеллигенции, поэтому мог отнести себя к людям XIX столетия. И по уважению к истории, и по любви к литературе, и по абсолютному неумению врать. При этом появившаяся еще в самом детстве любовь к истории и литературе во многом предопределила его жизненный путь. Еще учась в воронежской школе, он уже выпускал вместе со своим другом рукописный журнал и играл в любительских спектаклях. Когда Васильев окончил 9-й класс, началась война.
Во время боевого сброса 16 марта 1943 года Борис Васильев попал на минную растяжку и получил тяжелую контузию, после чего был доставлен в госпиталь. Позднее он вспоминал о том, что ему всегда везло. В 1934 году он не умер от тифа, в 1941 не погиб в окружении под Смоленском, а в 1943 под Вязьмой, приземлившись на минную растяжку, получил тяжелую контузию, но при этом на его теле не осталось ни одной царапины.
Осенью 1943 года Васильев поступает в Военную академию бронетанковых и механизированных войск, носившую тогда имя И. В. Сталина. Здесь он встречает свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая также обучалась в данной академии. После окончания в 1946 году инженерного факультета Борис Васильев несколько лет работает испытателем гусеничных и колесных машин на Урале. В 1952 году вступает в партию, а в 1954 году увольняется из рядов вооруженных сил в звании инженер-капитана. В поданом им рапорте он указывает, что хотел бы посвятить себя литературной деятельности.
Главная героиня, девочка-подросток, спасает новорождённого, от которого отказалась мать. Цинберг вложила в образ девочки то, каким видела город — стойким, храбрым и несломленным.
Борис Полевой во время Великой Отечественной войны работал корреспондентом и даже взял себе псевдоним, отражающий этот период жизни. Но в историю автор вошёл благодаря своей художественной прозе. Она освещает события, свидетелем которых являлся писатель.
С началом войны жизнь главного героя полностью меняется. Он оставляет работу и семью и отправляется на фронт. Вскоре его берут в плен фашисты и отправляют в концлагерь. Лишь чудом военному удаётся выжить и сбежать. Но тяготы преследуют его даже по возвращении домой.
Книга основана на судьбе реального человека, которого встретил Шолохов. Писатель настолько проникся историей, что решил посвятить ей своё произведение.
Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич собрала в своей книге истории девушек и женщин, прошедших войну. Они отправлялись на фронт, укрепляли тыл, боролись с врагом и переносили нечеловеческие условия.
Книга отражает одну простую мысль: в войне нет ничего естественного. Вокруг только боль, страх, слёзы и грязь. А в головах людей лишь одна надежда и мечта — выжить.
Главные черты
Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.
Главные признаки романтизма:
- Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
- Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
- Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
- Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
- Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.
Романтизм характеризуется созерцанием эстетики и возвышенного. Романтики старались переосмыслить религию. Они называли её ощущением бесконечности. Приверженцы новой эпохи ставили необъяснимость необычных явлений выше атеизма.
Писатель ушёл на фронт добровольцем, когда ему было всего 18 лет. Пережитое убедило Астафьева в том, что война — это преступление против всего разумного, что есть на земле.
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе XX века. — презентация
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе XX века
Военная проза х годов Осмысление войны Осмысление войны как величайшей трагедии народа Три направления в русской литературе о Великой Отечественной войне: художественно- документальное героико- эпическое гуманистическое осмысление войны
Василь Быков родился в 1924 году в крестьянской семье в Белоруссии, на Витебщине. Там прошло его детство. В предвоенные годы учился в Витебском художественном училище ( это было в то время одно из лучших провинциальных художественных учебных заведений.) Писатель всегда с благодарностью вспоминал своих преподавателей этого училища.
В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести – Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжёлые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предаёт Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую ценность, он фактически становится врагом.
Спасибо за внимание!
Первая одноимённая часть цикла показывает самое начало войны глазами непосредственного участника. Поэтому тут есть место как героизму, так и простым человеческим чувствам — любви, дружбе и страху.
Виктор Некрасов появился на свет еще в царской России в Киеве 17 июня 1911 года. Происходил он из интеллигентной семьи, его отец был банковским служащим, а мать врачом. В самом раннем детстве он был увезен матерью в Лозанну, где та заканчивала учебу на медицинском факультете. После Лозанны семья на время перебралась в Париж, но с началом Первой мировой войны Некрасовы вернулись в Киев. Они вернулись на родину в 1915 году в надежде обрести здесь уют и защиту, но оказались в самом омуте гражданской войны. Любопытный факт, но в Париже в 1915 году Некрасовы жили в одном доме, в соседних квартирах с будущим наркомом просвещения страны Советов Луначарским. Во Франции же маленький Виктор начал говорить на французском языке, русский язык он выучит позднее.
Враги уже подошли к Сталинграду, и к ним спешит подкрепление. Помешать им дойти до города предстоит двум артиллерийским взводам. Солдаты должны дать отпор сотням немецких танков, ведь от результата этого противостояния зависит исход Сталинградской битвы.
На фоне сражения Бондарев показывает отношения между очень разными людьми, которых свела война. Борьба и вера в победу объединяют их, несмотря на разногласия.
На территории уже освобождённой от врага Белорусской ССР располагаются немецкие шпионы, добывающие ценную информацию. Оперативно-розыскной группе СМЕРШ предстоит найти и обезвредить агентов. В книге показаны не только бои и военные действия, но и тонкая аналитическая работа контрразведчиков.
Известные представители направления
Первыми представителями романтизма стали писатели и философы Йенской школы в Германии: В. Г. Ваккенродер, братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. Философия направления была отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. В дальнейшем немецкие романтики тяготели к мифологии и сказкам, что выразилось не только в работах братьев Гримм, но и в трудах Э. Гофмана. Г. Гейне тоже начинал своё творчество в рамках романтизма, однако позже раскритиковал это направление.
Развитие литературы в Германии повлияло и на английских поэтов Кольриджа и Вордсворта, которые относились к Озёрной школе. Когда они познакомились с философией и чертами романтизма, то установили свои рамки для этого художественного метода. Западноевропейские романтики интересовались проблемами общества. В своих произведениях они воспевали природу и простые чувства, а также критиковали современное буржуазное общество. Яркие представители английского романтизма:
- Д. Байрон;
- П. Шелли;
- У. Блейк;
- Д. Китс.
Романтизм стал популярным в Италии. В рамках этого направления писали Леопарди, А. Мандзони, Н. Фосколо. В Польше известными романтиками в литературе были А. Мицкевич, З. Красинский, Ц. Норвид, Ю. Словацкий.
Среди французов, которые писали в романтическом стиле, следует отметить В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санда, А. Дюма, Ф. Шатобриана и А. Ламартина. Писатель Стендаль тоже относил себя к романтикам, но он понимал новое направление иначе. Он выбрал реалистичное исследование характеров и поступков людей. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности. Он считал, что она привносит в искусство элемент субъективизма, когда литературные произведения должны быть просты и понятны читателю.
Также было много достойных писателей-романтиков в США. Самыми популярными считаются Э. По, У. Брайант, Н. Готорн, Г. Лонгфелло, В. Ирвинг, Ф. Купер и Г. Мелвилл.
Алесь Адамович воевал в составе партизанского отряда. Даниил Гранин был в танковых войсках. Писатели объединились, чтобы рассказать историю осаждённого Ленинграда.
В издание 2020 года вошли архивные фотографии блокадных лет.
Два солдата попадают в плен, но у каждого свой путь. Вскоре жизнь одного оказывается в руках второго. Повесть фокусируется на внутреннем выборе, который на фоне войны перерастает в муки совести и попытки, не всегда удачные, сохранить достоинство.
В центре сюжета семья Шапошниковых и их знакомые, чьи судьбы витиевато переплетаются. В их жизнь врываются Сталинградская битва, бомбардировки и обстрелы. Но многим удаётся сохранить человечность и доброту, например советскому и немецкому солдатам, которые в одном окопе спасаются от пуль.
История возникновения и определение
Грандиозные исторические события в конце XVIII века сначала обрадовали европейское общество, которое боролось за равенство и свободу. Однако через какое-то время люди разочаровались в новой культуре. Мир уже не представлялся идеальным и справедливым. Во всех сферах жизни начали появляться противоречия и контрасты. Творческие натуры говорили о духовном опустошении личности.
В начале XIX века философы открыто выражали сомнения в идеальности преобразованного мира. Они пытались осмыслить происходящее и в то же время уйти от действительности, что привело к формированию нового идейного направления — романтизма. Это определение возникло в Германии. С 1798 года немецкие писатели стали применять новое понятие в своих произведениях.
Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Писатели отошли от культа разума к культу чувств. Между классицизмом и романтизмом был плавный переход в виде сентиментализма. В этом направлении чувства становились рациональными и естественными. Сентиментализм стал своеобразным истоком романтизма, представители которого пошли дальше и полностью погрузились в свои размышления. Романтики нередко замыкались в себе и своих переживаниях.
Целью нового направления было изображение внутреннего мира человека. Романтики, разочарованные настоящим, начинали искать духовную опору в истории. В этом им помогали мотивы прошлого, культурные традиции, народная жизнь, песни и сказания. Романтизм также стал жанром живописи. Выбравшие это направление художники обычно изображали на картинах человека и разбушевавшуюся стихию. С помощью музыкальных средств композиторы выражали глубину и богатство внутреннего мира личности.
В повести Катаев поднимает страшную тему детей во время войны. Книга написана в 1944-м, когда до Дня Победы оставался ещё целый год.
У главного героя Вани Солнцева погибла вся семья: родителей убили немцы, а жизни бабушки и сестры отнял голод. Но мальчик не желает отсиживаться в тылу, он хочет служить Родине. Двенадцатилетний сирота становится солдатом. Повесть местами горькая и печальная, но не лишена юмора и доброты. Это отражает двойственность натуры героя.
Еще в 1945 г. А. Н. Толстой высказал предположение, которому суждено было сбыться. Он говорил о том, что Великая Отечественная война надолго останется отправной точкой всех искусств – от эпоса и трагедии до лирических стансов. Время от времени критика начинала писать об “усталости” военной темы, но вновь появлялись произведения, опровергавшие эту точку зрения. Причем авторами их становились не только участники войны, но и люди, которые в те годы были детьми (Ч.
Айтматов, В. Распутин, Е. Евтушенко) или родились уже в мирное время (А. Дударев,
С. Алексиевич). Мысль о неразрывной связи послевоенных поколений с историей своей страны точно выразил поэт Н. Дмитриев:
В пятидесятых рождены,
Войны не знаем мы, и все же В какой-то мере все мы тоже Вернувшиеся с той войны.
Литература о войне имеет антивоенную направленность. Правдиво показывая войну во всей ее сложности, в тяжелейших испытаниях, “крови, страданиях и смерти”, писатели выражают общее убеждение в том, что это не должно повториться никогда.
Литература о Великой Отечественной войне имеет уже свою историю. Ее возникновение приходится непосредственно на военные годы,
когда преобладали публицистические и лирические жанры. Вспомните, какие произведения, созданные в годы войны, вам известны?
Какие стихотворения вы можете прочитать наизусть? Расскажите об известных вам пьесах, поэмах и прозаических произведениях военных лет. Сделайте вывод о принципах раскрытия военной темы в литературе той поры.
Послевоенный период, наряду с другими произведениями, открывало стихотворение М. Исаковского “Враги сожгли родную хату”. Поэт говорил от имени солдат-победителей, через личные переживания человека, потерявшего семью, раскрывал народную трагедию. Бесконечно печальной тризной воина на могиле жены назвал это стихотворение-балладу А. Твардовский. Народное мироощущение, традиции фольклора питали поэзию Исаковского.
Сейчас нам трудно поверить в это, но стихотворение не было принято критикой тех лет. Прошло почти десять лет, и к теме судьбы человека обратился в своем рассказе М. Шолохов. Эту тему развили В. Кондратьев в рассказе “Сашка”, А. Дударев в пьесе “Рядовые” и другие писатели.
Настоящие, правдивые, высокохудожественные произведения о войне существовали на всем протяжении развития военной темы. Об этом говорят, например, повесть К. Воробьева “Это мы, господи!” (1943), послевоенные произведения – “В окопах Сталинграда” В. Некрасова, “Двое в степи” Э. Казакевича. Однако в первое послевоенное десятилетие утверждение принципа правды происходило в острой борьбе с теорией бесконфликтности, с помпезно-монументальным стилем.
В эти годы литература не сказала, да и не могла сказать всей правды о войне и человеке на войне, не раскрыла многие трагические стороны событий.
В литературной полемике с названными недостатками во второй половине 50-х-начале 60-х годов ярко заявила о себе так называемая “вторая волна” военной прозы. Она связана с приходом в литературу “поколения лейтенантов”, людей, которые в годы войны были солдатами или младшими офицерами и для которых важнейшим рубежом в духовном развитии стала правда о культе личности. На основе увиденного и пережитого они смогли сказать свое слово о войне.
Поколение “второй волны” представлено именами В. Астафьева, А. Адамовича, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Богомолова, В. Быкова, К. Воробьева, В. Кондратьева, Е. Носова.
Эти писатели сознательно стремились преодолеть картинное представление о войне (как говорит один из героев Г. Бакланова, “не всем на войне достается флаги водружать. Больше воюют безвестно”). В полемике с некоторыми из своих предшественников писатели “второй волны” противопоставляли панорамному, многоступенчатому изображению войны повествование о жизни переднего края, о переживаниях одного солдата, о событиях одного дня, о бое одной батареи, взвода, в крайнем случае – полка. Излюбленным жанром стали рассказы или повести с характерными названиями: “Батальоны просят огня”, “Последние залпы” (Ю.
Бондарев), “Пядь земли”, “Мертвые сраму не имут” (Г. Бакланов), “Убиты под Москвой” (К. Воробьев), “Иван” (В. Богомолов).
Писателями был найден новый поворот темы, новый ракурс видения и изображения. Они раскрыли “анатомию” войны, показали ее в мельчайших, достоверных подробностях, повседневных конфликтах, максимально приблизили читателя к фронтовому быту. Сконцентрировав действие на “пятачке”, писатели получили возможность показать крупным планом конкретного участника войны, понять его мысли и чувства.
Так произошло открытие суровой и героической правды, обогатившее наше знание о войне, ее закономерностях и противоречиях.
Названные произведения несли в себе народнуюпамять о войне, способствовали ее изображению изнутри,глазами рядового участника, от надежности которого и зависел общий спех. Как справедливо писал исследователь Г. Ломидзе, “не размер пространства и протяженность времени определяют значимость правды. Все зависит от глубины и прозорливости проникновения в ее сердцевину…
Один художник в малом, с первого взгляда несущественном увидит важное, исторически непроходящее; другой же, изображая, казалось бы, широкую панораму событий, множество человеческих судеб, не уловит биения сердца времени”.
Несколько лет бушевала дискуссия о соотношении “окопной” и “масштабной” правды, о том, возможно ли показать все значение войны через описание ограниченного участка боя и рядового солдата. Надо сказать, что со временем крайности литературной полемики тех лет сгладились, и в произведениях многих из названных писателей “окоп” стал отправной точкой их дальнейших раздумий о человеке на войне, о войне и мире. Так, например, уже в романе Ю. Бондарева “Горячий снег”найдено сочетание описания боя одной батареи с картиной Сталинградского сражения и исследованием быстрого мужания человека на войне.
В романе “Берег”нравственный максимализм лейтенанта Княжко, человечность его друга Никитина становится тем высоким духовным ориентиром, которым поверяется день сегодняшний. Это позволило увидеть сложность противоречий, разводящих людей по разным идеологическим и нравственно-философским “берегам”, заострить мысль о неестественности и опасности такого раскола мира.
Исторически значимые особенности творчества и общественно-политической деятельности писателей-фронтовиков. эволюция военной прозы в очерченный исторический период (50-е – 70-е гг. ХХ века). Изображение картин войны писателями «поколения лейтенантов».
Рубрика | Литература |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.05.2018 |
Размер файла | 93,2 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на соискание степени бакалавра по направлению образования:
5120100 — Филология и обучение языкам (русский язык)
Тема войны в русской прозе в 50-70 годов XX века
Садыков Эльнар Рифкатович
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ
ПЕРИОДА II МИРОВОЙ ВОЙНЫ
1.1 ЛИТЕРАТУРА В ГОДЫ II МИРОВОЙ ВОЙНЫ
1.2 ПРОЗА О II МИРОВОЙ ВОЙНЫ
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ВОЕННАЯ ТЕМАТИКА И ОПИСАНИЕ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
2.1 ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ
(РОМАН Ю. БОНДАРЕВА «ГОРЯЧИЙ СНЕГ
(ПОВЕСТЬ «ПАСТУХ И ПАСТУШКА
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В ХХ веке Вторая мировая война стала самым крупным историческим событием, которое оставило неизгладимый и глубочайший след в памяти русского народа. Можно утверждать, что во второй половине двадцатого столетия прошедшая война стала главной и актуальной темой русской литературы.
Первое направление — произведения художественно-документальные, содержащие в себе публицистическую составляющую. Реальные исторические события, подвиги и примеры воинской самоотверженности солдат легли в основу произведений этого направления.
Второе направление — героико-эпическая проза. В ней был воспет подвиг советского народа и была сделана попытка осмысления масштабов происходивших событий.
Пиком расцвета литературы о войне явился вторая половина 50-х годов и 60-е годы ХХ века. В этот период развития русской литературы в нее пришли писатели-фронтовики, которые были непосредственными свидетелями и участниками войны.
Актуальность темы квалификационного исследования определяется тем, что такое эпохальное событие как II Мировая война остается по-прежнему острой исторически острой и вечно современной, вневременной темой. Это событие вызывает потребность формирования выверенных представлений о нравственно-этических и социальных ценностях общества, провоцирует постановку все новых и новых вопросов, обращенных в равной степени к прошлому и настоящему.
Цель нашей работы — выявить исторически значимые особенности творчества и общественно-политической деятельности писателей-фронтовиков.
Для достижения поставленной цели нами в ходе работы осуществляется комплексное решение следующих задач:
1. Изучить отдельные стороны эволюции военной прозы в очерченный исторический период (50-е — 70-е гг. ХХ века).
3. Произвести выборочный анализ произведений Ю. Бондарева и В.Астафьева с целью определения общих черт творчества писателей и общих черт изображения картин войны.
Предметом исследования является изображение войны в русской прозе 50-х — 70-х гг. ХХ века (на примере художественных произведений Ю.Бондарева и В.Астафьева).
Апробация работы. Основные положения нашей выпускной работы были апробированы в статье, опубликованной в сборнике:
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что на материале даются обобщения и выводы об эволюционных закономерностях восприятия и художественного отражения социально значимой темы — темы войны в сознании писателей одного поколения. Названные закономерности исследуются с разных позиций — с точки зрения изменений в области конкретной тематики и мировоззренческих установок.
Научная новизна данной работы состоит в комплексном взгляде на творчество и деятельности писателей-фронтовиков; в выявлении особенностей изображения войны в прозе Ю.Бондарева, В.Астафьева, К.Симонова; поиск общих черт влияния войны на всю писательскую деятельность в целом; отношение писателей к наиболее значимым событиям общественно-политической и литературной жизни.
Нами определены основные темы творчества писателей-фронтовиков; обозначены главные черты их творческого метода.
Структура работы обусловлена задачами, которые мы ставим перед собой. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРИОДА II МИРОВОЙ ВОЙНЫ
1.1 ЛИТЕРАТУРА В ГОДЫ II МИРОВОЙ ВОЙНЫ
С момента начала Великой Отечественной войны, неотрывной части продолжительной IIМировой войны, прошло более 70 лет; но по-прежнему жив в памяти народа великий подвиг миллионов солдат. Во многом это заслуга писателей, которые посвятили свои величайшие художественные произведения теме войны. Среди этих писателей — такие выдающиеся деятели литературы, как А.Твардовский, К.Симонов, В.Гроссман, В.Некрасов, Б.Васильев, В.Астафьев, Ю.Бондареви ряд других авторов. Пожалуй, трудно назвать писателя эпохи второй половины ХХ века, который бы не обращался в своём творчестве к теме Великой Отечественной войны. Но само освещение темы войны в военной прозе в разные моменты истории страны было достаточно различным, время диктовало выбор угла зрения, под которым рассматривались эти события.
В сороковые годы создаются преимущественно лирические произведения (К.Симонов, Б.Пастернак, О.Берггольц). Лирическим героем стихов становится простой человек, которому на войне недостает прежде всего семьи, любви, дома. Бурно развивается публицистика (И.Эренбург, К.Симонов). Все писатели в тот момент едины во мнении: главная задача — победа, главное чувство — ненависть к врагу. В этот период не возникает сомнений и просто нет времени для размышлений — всем понятно, кто свой, а кто враг, а потому в произведениях того периода практически нет полутонов, сомнений, сложностей.
Крупнейшие мастера слова — А.Н.Толстой, Л.Леонов, М.Шолохов — в годы войны стали и выдающимися публицистами. Особой популярностью на фронте и в тылу пользовалось яркое, темпераментное слово И.Эренбурга.
Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов. Если в первые месяцы войны ей была присуща обнаженно-рационалистическая манера, зачастую отвлеченно-схематические способы изображения врага, то в начале 1942 года публицистика обогащается элементами психологического анализа Адамович А. Больше, чем литература. — М.: Литературное обозрение, 1995. — С.10. .
Следующий этап совпал с переломом в ходе войны, с необходимостью углубленного социально-политического рассмотрения фронта и тыла, выяснения коренных причин близящегося поражения фашизма и неотвратимости справедливого возмездия. Этими обстоятельствами вызвано обращение к таким жанрам, как памфлет и обозрение.
Публицистика военных лет — качественно иной, по сравнению с предшествующими периодами, этап развития этого боевого и действенного искусства. Глубочайший оптимизм, несокрушимая вера в победу — вот что поддерживало публицистов даже в самые трудные времена. Особую мощь их выступлениям придавало — впервые за много лет — обращение к истории, к национальным истокам патриотизма.
М.Шолохов, верный природе своего таланта, делает смелую попытку изображения Великой Отечественной войны как поистине народной эпопеи. Сам выбор главных героев, рядовых пехоты, — хлебороба Звягинцева, шахтера Лопахина, агронома Стрельцова — свидетельствуют о том, что писатель стремится показать различные слои общества, проследить, как всколыхнулось и грозно зашумело в годину суровых испытаний народное море.
Богат и многообразен духовно-нравственный мир шолоховских героев. Художник рисует широкие картины эпохи: горестные эпизоды отступлений, сцены яростных атак, взаимоотношения солдат и мирных жителей, короткие часы между боями. При этом прослеживается вся гамма человеческих переживаний — любовь и ненависть, строгость и нежность, улыбки и слезы, трагическое и комическое.
1.2 ПРОЗА О II МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В русской военной прозе, посвященной Второй Мировой (Великой Отечественной) войне можно выделить два периода:
1) проза военных лет: рассказы, очерки, повести, написанные непосредственно во время военных действий, в короткие промежутки между наступлениями и отступлениями;
Схожие и ряд других вопросов, которые нередко возникали при более пристальном внимании к документам и воспоминаниям очевидцев, возникали чаще всего уже в некотором временном отдалении от военного времени.
Описанные выше два периода — весьма условное деление, потому что литературный процесс -явление порой противоречивое и парадоксальное, и осмысление темы войны в послевоенное время было сложнее, чем в период военных действий.
Великая Отечественная война отражена в русской литературе глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье; трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило,-фронтовики; в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт.
Опираясь на героические традиции классической русской литературы и литературы первой половины ХХ века, проза времен Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. Для прозы военных лет характерно усиление романтических и лирических элементов, широкое использование художниками декламационных и песенных интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как аллегория, символ, метафора.
Во второй половине 50-х годов начинается подлинный расцвет литературы о войне, что было обусловлено некоторым расширением границ дозволенного в ней, а также приходом в литературу целого ряда писателей-фронтовиков, живых свидетелей тех лет.
Рассказывая суровую правду о начале войны, К. Симонов одновременно показывает народное сопротивление врагу, изображая подвиг советских людей, вставших на защиту родины. Это и эпизодические персонажи (артиллеристы, не бросившие свою пушку, тащившие ее на руках от Бреста до Москвы; старик колхозник, ругавший отступающую армию, но с риском для жизни спасший у себя в доме раненую; капитан Иванов, собиравший испуганных солдат из разбитых частей и ведущий их в бой), и главные герои — Серпилин и Синцов.
Образ Васкова, по сути своей, восходит к лермонтовскому Максиму Максимычу- человеку, может быть, малообразованному, однако цельному, умудренному жизнью и наделенному благородным и добрым сердцем. Васков не разбирается в тонкостях мировой политики или фашистской идеологии, однако сердцем чувствует звериную сущность этой войны и ее причин и никакими высшими интересами не может оправдать гибель пяти девушек.
Новая волна военной поэзии и прозы в конце 50 – начале 60-х годов (“лейтенантская” литература).
Подъем, расцвет военной прозы и поэзии в конце 50 – начале 60-х годов был связан с вхождением в литературу нового поколения поэтов и прозаиков. И это было начало 3-го этапа развития литературы о войне после 1-го (периода самой войны 1941-1945гг.) и 2-го (первого послевоенного десятилетия 1946-1955).
В конце 50-х – начале 60-х гг. очень ярко заявило о себе самое младшее поколение фронтовиков – тех молодых людей 1923-24 гг. рождения, кто попал на войну прямо со школьной скамьи, для кого война стала и первым испытанием, и главным делом всей жизни.
Но это поколение фронтовиков – самых молодых участников войны (из тех, кто уцелел) – за несколько послевоенных десятилетий создало большую и яркую литературу, в которой отразился их опыт военной и послевоенной жизни.
1. Усиление трагического начала
Осмысление войны как трагедии человека и народа – в эстетическом смысле – т.е. в формах трагического искусства, на языке эстетики трагического, все более глубоко пронизывает литературу о войне.
Бондарев предельно обостряет ситуацию. Два батальона пехоты с приданными им несколькими артиллерийскими орудиями переправляются на противоположный, занятый немцами берег Днепра и завязывают бой, чтобы дать возможность главным силам форсировать реку и начать мощное наступление. Батальоны дерутся в полной уверенности, что они начинают боевые действия на направлении главного удара. В этом убеждены и немцы, срочно стянувшие сюда большое количество сил и бросившие против форсировавших Днепр батальонов танки, артиллерию, самолеты.
Но наступления не будет. Вернее, оно будет, но не здесь, не на этом участке. Обстановка изменилась, и высшее командование приняло решение наносить главный удар в другом месте, и туда в срочном порядке перебрасывается дивизия полковника Иверзева, два батальона которой уже ведут бой на другой стороне Днепра. Не будет по этой причине и обещанной батальонам артиллерийской поддержки – артиллерия дивизии уходит вместе с ней.
2. Лирическое начало: герой и автор
Центральный герой всегда очень близок автору, во многом автобиографичен, но главное – ему передано авторское восприятие войны, авторский опыт и авторская оценка происходящего. Поэтому совершенно неважно, ведется ли повествование от третьего или от первого лица: сознание главного героя является организующим субъектным центром повествования.
Произошло новое открытие, казалось бы, забытых литературой человеческих чувств: любви, жалости, сострадания, недовольства собой, разочарования. неуверенности в себе, сомнения в правильности выбранного пути и т. п.
Тема Великой Отечественной войны. Тема осмысления подвига народа в Великой Отечественной войне надолго стала отправной точкой для всех видов искусства. Авторами произведений о войне были не только писатели-участники и свидетели этого исторического события (К. Симонов, А. Твардовский), но и писатели, которые в те годы были детьми или родились уже в мирное время (В. Распутин, А. Дударев, С. Алексиевич).
Эта повесть поразила современников тем, что война была показана писателем не в парадном, а в будничном, бытовом ключе, Сталинградская битва, грандиозное по своей масштабности событие, изображена через быт простых солдат. Вслед за Твардовским Некрасов показал, что победа в войне была одержана не благодаря мастерству полководцев, а благодаря самоотверженности простого солдата, русского народа.
В этом произведении К. Симонов раскрывает характеры своих персонажей (Синцов, Серпилин, Таня Овсянникова) через изображение главных событий в жизни героев, которые одновременно важны и для всей страны.
Даже несправедливый арест перед самой войной и отречение сына не сломили и не ожесточили его. Именно благодаря таким людям, как Серпилин, русский народ одержал победу в страшной, кровопролитной войне.
Особенностью творчества этих писателей является то, что в центре повествования был не панорамный показ военных событий, а переживания одного героя; показ одного дня, рассказ о бое одной батареи, взвода. Поэтому излюбленными жанрами этих писателей стали повести и рассказы, малые жанры.
Эти писатели раскрыли анатомию. войны, показав ее в мельчайших подробностях, что дало возможность увидеть конкретный живой образ человека на войне. В «лейтенантской прозе впервые прозвучала тема судьбы и сознательного выбора.
Ведь перед лицом смерти человек вынужден сделать свой выбор: или струсить, предать, по остаться в живых, или решиться на смерть, но остаться человеком. В ситуации выбора человек раскрывается наиболее полно.
К середине 1970-х годов литература о войне вышла на новый, философский уровень осмысления: исторических событий: военные коллизии служили толчком к размышлениям над проблемами бытия. Ведущими стали темы войны и мира, жизни и смерти, исторической памяти, нравственного выбора.
Она единственная осталась в живых. Казалось бы, жить уже незачем. Но Мария носит под сердцем ребенка. Ради этой не рожденной пока жизни, ради погибших односельчан продолжает Мария жить и работать (одна на сожженном хуторе в течение восьми месяцев), становясь матерью всего живого, что сохранилось на земле.
Таким образом, осмысление литературой Отечественной войны, углубление интереса к проблеме народного характера сопровождается усложнением нравственных проблем.
Одной из важнейших особенностей литературы о Великой Отечественной Войне является усиление документального публицистического начала. Это объясняется интересом читателя к объективным источникам информации, к подлинным историческим фактам, к незаслуженно забытым именам и событиям.
Во всех этих произведениях велика роль автора, который не просто фиксирует факты, но и показывает трагические реальные судьбы людей в трагических испытаниях войны.
Вопросы и задания:
Охарактеризуйте литературный процесс конца 1940-х — начала 1950-х годов.
Назовите основные тематические направления в литературе 1950-70-х годов.
Какие тенденции свойственны поэзии 1950-70-х годов? Проанализируйте одно из стихотворений Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Рубцова и др. (на выбор).
Как осмысливается опыт Великой Отечественной войны в творчестве писателей 1950-80-х годов?
Расскажите об одном из произведений о Великой Отечественной войне (на выбор).
Какие новые проблемы затрагивают в произведениях о Великой Отечественной войне авторы?
Укажите жанровый состав произведений о Великой Отечественной войне. Приведите примеры.
Читайте также:
- Сочинение про горящую свечу по химии
- Чмп спецавтотранс регулярное сообщение
- Какие комментарии можно написать в сочинение огэ
- Сочинение на тему это не только филологическая проблема
- Сочинение егэ плетенкин совесть