«Технология подготовки учащихся к ЕГЭ по физике»
Содержание.
1.
Введение.
2.
Особенности преподавания
физики в старшей школе.
3.
Основные этапы
деятельности в процессе подготовки выпускников к ЕГЭ.
4.
Организация обобщающего
повторения.
5.
Отработка навыков самостоятельной
работы.
6.
Формирование графических
умений.
7.
Формирование
информационной компетентности.
8.
Заключение.
Введение.
В свете модернизации системы образования и введения Единого Государственного
Экзамена прослеживается необходимость в специальной дополнительной подготовке
учащихся. Вопрос о системе подготовки к ЕГЭ в настоящее время предстает перед
всеми преподавателями, работающими в старшей школе. Море литературы
захлестывает и дезориентирует ребят, их родителей и даже учителей. В этих
условиях выработка конструктивной, взвешенной, согласованной системы подготовки
к итоговой аттестации, особенно необходима. Безусловно, подготовку следует
начинать еще в основной школе с 7 класса, а в старшей школе такая подготовка
становится наиболее актуальной.
Технология подготовки к ЕГЭ по физике – система деятельности,
направленная на успешную подготовку учащихся к экзамену ЕГЭ. Технология
подготовки к ЕГЭ по физике по своей специфике довольно сильно отличается от
подготовки к традиционному вступительному экзамену. Необходимо более
целенаправленно на уроках и дома внедрять задания, отражающие разные виды
деятельности учащихся, которые они должны освоить в ходе изучения физики от
умения воспринимать информацию до умения использовать физические понятия,
связанные с жизнедеятельностью человека.
Необходимость в получении всё возрастающего объёма знаний, давно в
противоречии с ограниченным временем, которое отводится на овладение учебным
материалом. Без уплотнения учебной информации обучение трудно вообразить.
Уплотнение знаний – это структурирование учебного материала более укрупнёнными
блоками, обобщающими дидактические единицы единовременного изучения.
В мой учебно-методический комплекс входят такие единицы учебной
информации по всем разделам курса физики, ко всем программным обобщающим урокам.
Они представлены в виде обобщающих таблиц. Обучающиеся могут использовать
опорные конспекты при выполнении домашних заданий, решении физических задач,
для самообразования, а также как справочник. Они служат организации памяти
обучающихся, лучшему усвоению, систематизации и обобщению основ элементарной
физики с минимальной затратой сил и времени. Особое значение они имеют для
самостоятельного восстановления забытых знаний при подготовке к итоговой
аттестации. Повторение учебного материала происходит крупным блоком, с логикой
развития раздела, темы, с наличием всех внешних и внутренних связей. Каждая
тема состоит из структурных единиц, связанных логически между собой.
Особенности преподавания физики в старшей школе.
С целью ориентации учащихся на успешную сдачу экзамена в процессе
преподавания курса физики и проведения тематического контроля знаний необходимо
целенаправленно на уроках и дома внедрять задания, отражающие разные виды
деятельности учащихся, которые они должны освоить в ходе изучения физики: от
умения воспринимать информацию, представленную им в разных видах, до умения
использовать физические понятия, связанные с жизнедеятельностью человека.
Регулярно использовать тестовые задания, в частности, направленные на проверку
понимания смысла понятий, физических величин и законов, причинно-следственных
связей между физическими величинами, графических интерпретаций этих
зависимостей. Контрольные работы можно проводить в форме ЕГЭ уже в 7-ом классе,
с обязательным включением в них заданий с использованием видов деятельности,
которые проверяются в Едином Государственном Экзамене. Методика преподавания
должна быть связана с включением учеников в процесс тематического планирования
и отличаться открытостью требований к усвоению знаний, которые должны
сопровождаться соответствующими КИМ(ми).
Изучение физики в 10 – 11 классах целесообразно строить с учетом того,
что курс основной школы является замкнутым, и, следовательно ее выпускники
имеют представление о большом числе понятий, физических величин и законов,
изучаемых на старшей ступени. В начале изучения каждой из тем в 10-11 классах
целесообразно выявлять степень усвоения тех опорных знаний по данной теме,
которые должны были быть отражены в основной школе. После изучения каждого
раздела необходима организация обобщающего повторения.
Но не стоит забывать
и о тех вопросах курса физики основной школы, которые являясь частью
тематических разделов курса средней школы, как правило не повторяются в
учебно-методических материалах для старших классов. В рамках обобщающего
повторения в конце 11 класса рекомендуется предусмотреть повторение следующих
элементов из курса основной школы: «Давление твердых тел», «Гидростатическое и
атмосферное давление», «Закон Архимеда и условия плавания тел», «Простые
механизмы».
Основные этапы
деятельности в процессе подготовки выпускников к ЕГЭ.
1. Диагностический–на
этом этапе проводится анализ результатов ЕГЭ предыдущего года и результатов
поступления в ВУЗы, входной контрольный срез по физике в 10 и 11 классах,
диагностика владения учащимися тестовой технологией, выявление степени
информированности обучающихся о ЕГЭ по физике.
Выявление пробелов в
знаниях и умениях учащихся происходит на основе:
— анализа устных
ответов учащихся на занятиях,
— проведения самостоятельных,
проверочных, контрольных работ,
— наблюдения за
учащимися на консультациях, зачетах.
В итоге
отмечаются знания и умения ученика на различных этапах учебного процесса,
начиная с первых занятий. Отражаются основные требования к уровню подготовки
учащегося, начиная с основной школы, поскольку чаще всего на начальном этапе
выявляются пробелы за курс основной школы. Систематический учет позволяет
отслеживать динамику развития учебных навыков и планировать необходимую работу
по устранению пробелов в знаниях и умениях для каждого учащегося. С этими
данными необходимо ознакомить учащихся, чтобы каждый мог видеть свое положение
дел и отмечать свое продвижение вперед, делая акцент при этом на успехах, а не
пробелах и неудачах. Такой подход позволяет создать атмосферу успешности для
учащихся, столь важную в работе с нашим контингентом учеников. Видя свои
успехи, а не промахи и неудачи, у них появляется больший стимул для дальнейшего
продвижения вперед в деле устранения пробелов и овладения новыми учебными
навыками.
Многие
выпускники, выбравшие ЕГЭ по физике и считающие себя достаточно подготовленными
по этому предмету, в действительности владеют им на базовом, т.е. минимальном
уровне.
Существуют плохо
усваиваемые темы и вопросы (насыщенные пары и влажность, уравнение теплового
баланса, потенциал и напряженность электростатического поля, принцип
суперпозиции полей, разветвление цепи постоянного тока, электромагнитная
индукция, геометрическая оптика).
Обучение
учащихся с низким уровнем подготовки анализу, систематизации и обобщению
материала осложняется необходимостью поддержания их познавательной активности.
Чтобы довести этих учащихся до уровня усвоения курса физики, необходим
индивидуальный подход.
2. Организационный —
происходит изучение нормативно-правовых документов по организации и проведению
ЕГЭ: требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по
физике, кодификатора ЕГЭ по физике, спецификации ЕГЭ по физике, демонстрационного
варианта КИМ ЕГЭ по физике; составление тематического плана консультаций,
определение оптимальных форм и методов работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ.
Знакомясь с
материалами ЕГЭ, школьники, да и педагоги пропускают, как правило,
«нормативную» часть, переходя сразу же к демонстрационному варианту. Однако для
выработки правильной стратегии подготовки и сдачи экзамена целесообразно
проанализировать именно первую часть предлагаемых материалов. Учителям нужно
чётко представлять себе основные подходы к проверке знаний и умений
выпускников, принятых в ЕГЭ по физике.
В основе любой проверки лежат требования к содержанию образования и уровню его
усвоения: именно на их основе учитель планирует результаты изучения той или
иной темы, раздела или курса. Современные тенденции, отражённые, в частности,
в требованиях Министерства образования и науки РФ к Федеральному компоненту
стандарта образования, предполагают выделить три основных направления (или,
скорее, три оси, задающие три координаты для каждого конкретного требования).
Это:
• элементы содержания образования (или кодификатор), перечень которых
представляет собой «Обязательный минимум содержания образования»;
• перечень видов деятельности,
на формирование которых в основном направлено изучение предмета;
• уровни усвоения содержания образования.
Эти координаты и представляют собой спецификацию содержания образования, которая
используется для создания контрольно-измерительных материалов единого
экзамена.
3. Практический- организация обобщающего повторения и отработка навыков
самостоятельной работы, введение в систему повторения тем, по которым в прошлом
году знания выпускников не соответствовали допустимому уровню, организация и
проведение контрольных работ по основным темам (согласно кодификатору),
дифференцированная работа с обучающимися, пробные экзамены по физике в 11
классе, индивидуальные консультации.
Для достижения
лучшего результата в процессе подготовки к экзамену возможно использование
следующих форм внеурочной работы:
Индивидуальная форма-
наиболее простая и доступная форма внеурочных занятий. Эта форма позволяет
вооружить учащихся навыками самостоятельной работы над учебной и научной
книгой, над журналом, энциклопедией, справочником.
Групповая форма–
факультативные занятия, групповые консультации.
Массовая форма–
физическая олимпиада, научно-практическая конференция.
Организация обобщающего повторения.
В процессе подготовки к итоговой аттестации по физике важное место
отводится организации повторения изученного материала. Необходимость повторения
обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения
ими.
Указывая на важность процесса повторения изученного материала,
современные исследователи показали значительную роль при этом таких
дидактических приёмов, как сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение,
содействующее интенсивному протеканию процесса запоминания. При этом
вырабатывается гибкость, подвижность ума, обобщённость знаний.
Повторение учебного
материала по физике осуществляется во всей системе учебного процесса: при
актуализации знаний — на этапе подготовки и изучения нового материала, при
формировании учителем новых понятий, при закреплении изученного ранее, при
организации самостоятельных работ различных видов, при проверке знаний
учащихся.
Школьная программа устроена так, что, не повторяя ранее изученного
материала, трудно понять новый. Поэтому повторение пройденного материала
необходимо учащимся. На практике чувствуется важность и полезность обобщающего
повторения. Обобщающие уроки являются итогом большой работы учащихся по
повторению, оказывают им практическую помощь в подготовке к экзаменам.
Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению
успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у учеников является вопрос о
повторении ранее пройденного материала.
Без прочного
сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент,
ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с
большими трудностями и не дает надлежащего эффекта.
«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более
частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений», — говорил
Каменский.
Преподавать физику, не повторяя повседневно на каждом уроке ранее
пройденный материал, это значит — передать, пересказать учащимся определенную
сумму различных законов, формул и т. п., совершенно не заботясь о том,
насколько прочно и сознательно освоили этот материал ученики; это значит не
дать детям глубоких и прочных знаний. Ранее пройденный материал должен служить
фундаментом, на который опирается изучение нового материала, который в свою
очередь, должен обогащать и расширять ранее изученные понятия.
«Старое должно подпирать новое, а новое обогащать старое».
Правильно
организованное повторение помогает ученику увидеть в старом нечто новое;
помогает установить логические связи между вновь изучаемым материалом и ранее
изученным; обогащает память ученика; расширяет его кругозор; приводит знания
ученика в систему; дисциплинирует ученика; приучает в нем уменье находить
необходимого для ответа на поставленный вопрос материал; воспитывает в ученике
чувство ответственности.
В связи с этим мы
различаем следующие виды повторения ранее пройденного материала:
1. Повторение в
начале учебного года.
2. Текущее повторение
всего, ранее пройденного:
• повторение
пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующие повторению);
• повторение
пройденного вне связи с новым материалом.
3. Tематичеcкoе
повторение (обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и
разделов программы) (Приложение1,2).
4. Заключительное
повторение (организуемое при окончании прохождения большого раздела программы
или в конце учебного года.
В процессе
организации обобщающего повторения и уплотнения изучаемого материала и весь
курс физики разбит на разделы, каждый из которых представлен тематическими
блоками. Каждый блок состоит из завершённых модулей (обобщающих таблиц)(Приложение
3).
В каждом модуле
приведены основные формулы с расшифровкой физических величин, входящих в них. В
завершении каждого блока, для активизации самостоятельной работы обучающегося и
обеспечения глубокого и сознательного изучения предмета, даются вопросы для
самоконтроля и сдачи зачёта по каждому модулю.
Отработка навыков самостоятельной работы.
При планировании
подготовки к экзамену следует обратить внимание на обобщенный план
экзаменационной работы, определить соотношение вопросов по различным разделам и
в соответствии с этим распределить отведенное на повторение время.
Для каждой из тем
необходимо выделить следующие этапы:
— повторение
теоретического материала и тренировка в выполнении тестовых заданий;
— самостоятельное
выполнение теста из заданий с выбором ответа по каждой из выделенных подтем (Приложение
4);
— решение тестовых
задач;
-решение графических
заданий;
— тренировочная
контрольная работа по решению задач и оформление ответов с учетом требований
ЕГЭ;
— обобщающее
повторение всей темы с разбором основных ошибок;
— самостоятельное
выполнение тренировочного тематического теста в форме ЕГЭ(Приложение 5).
Самое трудное в
подготовке к ЕГЭ,— это как раз научиться решать физические задачи. Одним из
недостатков, выявленных в результате анализа выполнения заданий ЕГЭ по физике,
является недостаточное понимание учащимися явлений и процессов, обнаруживаемых
в процессе проведения демонстрационных и ученических опытов. Задания,
построенные на контексте описания опытов, выполняются существенно хуже, чем
проверяющие аналогичные элементы содержания теоретические вопросы.
В
процессе обучения необходимо использовать больше заданий на построение графиков
по результатам исследований (с учетом абсолютных погрешностей измерений), на
определение по результатам эксперимента значения физических величин (косвенные
измерения), на оценку соответствия выводов имеющимся экспериментальным данным,
на объяснение результатов опытов и наблюдений на основе известных физических
явлений, законов, теорий. Все это возможно только при использовании в
преподавании предмета лабораторных работ исследовательского характера, при
выполнении которых формируется необходимая взаимосвязь всех перечисленных выше
методологических умений в целом. Использование же теоретических заданий не
может являться инструментом для формирования таких умений.
По
всему видно, что при подготовке к итоговой аттестации следует сосредоточить
внимание на обсуждении подходов к решению тех или иных типов задач, а также на
выборе способов их решения и сопоставлению этих способов, проверке получаемых
результатов на правдоподобие. Следует сосредоточить особое внимание на
формировании умения применять полученные знания в повседневной жизни и
практической деятельности, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением
заданий в формах, используемых при итоговой аттестации.
Для
качественных задач в ЕГЭ по физике используется обобщенная система оценивания,
которая построена на описании полного правильного решения. Полное правильное
решение таких заданий должно включать в себя правильный ответ (например, что
будет наблюдаться, как изменяться показания приборов, вид построенного
графика), и полное верное объяснение (логически не противоречивое и отражающее
все этапы протекания явления или процесса) с указанием наблюдаемых явлений и
законов (названий явлений и законов или необходимых формул).
Каждый ученик
должен помнить слова известного американца Джорджа Пойа: «Если вы хотите
научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать
задачи, то решайте их».
Формирование
графических умений.
В настоящие время в арсенале
современных методов познания, в методику научных исследований прочно вошёл
графический метод. Он, наряду с другими естественнонаучными методами познания,
вносит существенный вклад в решение практических и прикладных задач.
Графический метод один из общих
методов познания, включающий работу с графиками и имеющий практическую и
познавательную функцию. В процессе обучения физике и овладения графическим
методом у школьников развиваются важные операции мышления (синтез, анализ,
обобщение и т.д.), а также его компоненты и качества (сообразительность,
внимание и др.) наличие которых служит необходимой предпосылкой для высокой
творческой деятельности. Одна важная особенность графического метода
заключается в том, что в нём потенциально заложены межпредметные связи курса
физики и математики.
Следует указать ещё и на
психологическую сторону рассматриваемого вопроса. При широком использовании
графического метода привлекаются и развиваются не только мышления и память
учащихся, но также зрение и моторные действия, формируются и развиваются навыки
аккуратного и быстрого выполнения чертежа, пользования координатной сеткой,
простейшими чертёжными инструментами.
Формирование у школьников понятия
функциональной зависимости величин — сложный и длительный процесс, ни в коем
случае не ограничивающийся периодом изучения темы “Функция и её свойства” в
курсе математики в 7 классе. Это понятие формируется на протяжении всего
периода курса математики основной и средней школы и попутно — в процессе
изучения других учебных дисциплин. Уровень владения им во многом определяется
тем, какой вклад вносят другие учебные дисциплины, и прежде всего физика, в
формирования этого понятия, в какой мере скоординированы действия учителей
различных дисциплин в решении этой задачи.
Большой удельный вес в КИМах по
физике имеют задания с использованием графиков. В стандартных задачниках они встречаются
достаточно редко. Поэтому необходимо для каждой формулы (а не только для
механики и газовых законов) изучать её графическую интерпретацию. В заданиях
такого типа требуется, как правило, умение читать графики функций (находить
значения по оси абсцисс или ординат, коэффициент пропорциональности для
линейных функций и т.п.) или соотносить символическую запись закона (формулы)
с соответствующим графиком.
Формирование информационной компетентности.
Учебная деятельность
связана с формированием компетентностных свойств личности, в первую очередь
информационной компетентности. Умение найти, преобразовать, систематизировать
информацию становится неотъемлемой частью работы любого учащегося. Применение
ИКТ позволяет: создать положительную мотивацию и повысить интерес к изучению
учебного материала; визуализировать учебный материал (электронные учебники и
пособия, видеофрагменты, анимации, мультимедийные лекции); осуществить
автоматизированный контроль качества полученных знаний (тесты, контрольные
работы, тематические кроссворды.
Возможны следующие
варианты применения ИКТ: компьютерные тесты, предназначенные для контроля за
уровнем усвоения знаний обучающихся и использование на этапе закрепления и
повторения; электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабженные
гипперссылками, анимацией, речью диктора, интересными заданиями,
мультимедийными эффектами; создание слайдов с текстовым изображением; работа с
использованием Интернет-сайтов.
Электронные и
цифровые ресурсы :
Общую информацию
о ЕГЭ, новости, пособия для подготовки, контрольно-измерительные материалы,
демоверсии, методические письма и многое другое можно найти на официальных
сайтах:
http://www.ege.edu.ru/
– официальный информационный портал ЕГЭ.
http://www.fipi.ru/ –
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).
http://www.moeobrazovanie.ru/shpargalka_ege_2012_fizika
— образовательный центр «Университетские стандарты»
Научно-образовательный
портал «поступаю.рф»
Для подготовки к ЕГЭ
по физике можно использовать диски, выпускаемые известными издательскими
фирмами. Данные продукты могут быть использованы для индивидуальной
самостоятельной работы учащихся; в качестве тренажера: Образовательный комплекс
(ОК) «1С: Школа. Физика, 10–11 кл. Подготовка к ЕГЭ» (издательство «Просвещение»).
Курс «Подготовка кЕГЭ. Физика» (Издательство «ФИЗИКОН»).
Заключение.
В
данном проекте представлена технология работы учителя по подготовке учащихся к
итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) по физике. На учителя выпускных классов
ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать
качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не
утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого
предмета. Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ во многом
определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на
всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем
сформировать у обучающихся самостоятельность, то сформируем и готовность к
продолжению обучения в ВУЗе и в течение всей последующей жизни.
Дальнейшую работу целесообразно
продолжить в следующем направлении:
-внедрение в практику обучения
разработанную систему подготовки к ЕГЭ по физике;
—дополнение ее необходимыми доработками и новыми
идеями;
-разработка
тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ по физике;
-усовершенствование обобщающих
таблиц для организации повторения пройденного материала;
Список литературы:
1.Г.Д.Луппов
Молекулярная физика и электродинамика в опорных конспектах и тестах: Книга для
учителя. . //М:. «Просвещение» 1992
2.И.В.Годова Физика
10 класс. Контрольные работы в новом формате. //М:.»Интеллект-Центр»2011
3.К.Э. Немченко
Физика в схемах и таблицах. //М:.«Эксмо» 2012
4.Л.Э.Генденштейн,Ю.И.Дик Физика.10 класс. . //М:.«Мнемозина»2012
5.Н.П. Калашников. Графические
методы решения задач по физике. //М:.МГИУ 2004
6.О.А. Коновалова Обобщающий
урок по Термодинамике. [Электронный ресурс]Электронные текстовые данные(http://festival.1september.ru/articles/526456)
7.О.В. Малярова Физика в формулах и схемах. Для школьников
и абитуриентов. //СПб: Издательство «Виктория плюс» 2003
8.О.В. Шевцова Модель
подготовки к сдаче ЕГЭ. [Электронный ресурс]Электронные текстовые данные(http://wwww.openclass.ru/node/330638)
Образовательный проект
«Шаги к успеху» (система подготовки к ЕГЭ по физике)
Выполнила: Демина Е.К.
1. Аннотация
В современном школьном образовании последнее время делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными. С 2004 года в нашей школе были созданы и работают классы технологического профиля, в которых я преподаю физику. Работа в профильных классах направлена, прежде всего, на углубление и расширение знаний учащихся в области физики, формирование у них познавательной активности, творческой инициативы, самостоятельности суждений, т.е. личностных компетенций, обеспечивающих успех в любой сфере деятельности, в том числе и учебной. Важным направлением этой работы является подготовка учащихся профильного класса к Единому государственному экзамену.
ЕГЭ по физике в школах Нижегородской области проходит уже несколько лет. За это время мои учащиеся показали достойные результаты сдачи экзамена по физике: по количественному составу и среднему баллу цифры на уровне и выше средних показателей по району. Все это, а также накопленный мною профессиональный опыт как учителя-предметника, так и опыт члена областной экспертной комиссии ЕГЭ по физике, — дали мне возможность привести в систему работу по подготовке к ЕГЭ и подтолкнули к идее написания этого проекта.
Анализ требований технических ВУЗов при поступлении на престижные специальности выпускников школ с высокими баллами за ЕГЭ, запросы учеников заставляют меня как учителя-предметника искать новые методы обучения, которые смогли бы лучше подготовить школьников к ЕГЭ. Потому считаю тему «Подготовка к ЕГЭ по физике» особенно актуальной. Опыт работы показывает, что наиболее эффективную подготовку к единому государственному экзамену можно организовать не в процессе «натаскивания» (динамического тренинга) обучающихся при решении заданий ЕГЭ прошлых лет, а в систематической работе, направленной на достижение всего спектра задач школьного курса физики, с использованием современных образовательных технологий. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее значимой. С этой целью осуществлена попытка разработать единую систему по подготовке к ЕГЭ по физике для старшеклассников.
На уровне школы значимость проекта состоит в том, что составленное учителем и обучающимися пособие может быть использовано как дидактическое при подготовке к сдаче ЕГЭ по физике. Проект позволяет создать в школе образовательную и воспитательную среду, способствующую развитию самостоятельной деятельности.
Преимущество проекта состоит в том, что осуществляется в рамках урока и консультаций во внеурочное время.
2. Цели и задачи проекта
Цели проекта:
- педагогическая – создание условий для совершенствования знаний, умений и навыков, развития логического и критического мышления обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ;
- практическая – оформление методического пособия «Подготовка к ЕГЭ по физике».
Задачи проекта
Обучающие:
- найти эффективные средства и методы организации учебного процесса при подготовке к ЕГЭ;
- подобрать, изучить, систематизировать материал согласно заданиям КИМ (кодификатора);
- составить представление о структуре вариантов экзаменационной работы по числу, разнообразию форм, уровням сложности заданий;
- выявить пробелы в знаниях обучающихся.
Развивающие:
- развивать у учащихся мышление (умение анализировать, сравнивать, строить аналогии, выделять главное);
- развивать практические навыки: при оформлении сводных таблиц, памяток-алгоритмов при решении задач, при оформлении методического пособия;
- развивать коммуникативные умения: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога/полилога (при обсуждении в группах).
Воспитательная:
- воспитывать чувство само- и взаимоуважения при работе в группах;
- воспитывать в учениках средствами проекта уверенность в своих силах, чувство ценности интеллектуального труда.
3. Характеристика охваченной аудитории
Проект рассчитан на обучающихся 11 класса. В условиях образовательной среды, где я работаю, участниками проекта будут учитель-предметник и учащиеся 11А класса, выбравшие физику для сдачи экзамена в форме ЕГЭ.
11 «А» класс – класс технологического профиля, сформированный из ребят всех 9-х классов. В классе на окончание II полугодия обучались 26 учащихся: 14 мальчиков и 12 девочек. По итогам учебного года по физике имеют оценки «4» и «5» 17 учащихся (качество знаний – 65%).
Изучая уровень учебной мотивации в этом классе, можно заметить, что преобладающим типом учебной мотивации является средняя (10-12 человек). Это ученики, в основном успешно справляющиеся с учебной деятельностью. Они добросовестны и ответственны. Для этой группы учеников характерно разнообразие мотивов. Это может быть и интерес к результату учения, и оценки учителя, и интерес к новым формам усвоения знаний. Эти учащиеся готовы к итоговому самоконтролю и самооценке и испытывают положительные эмоции от соответствия внутренней самооценки и оценки учителя.
Высокую школьную мотивацию имеют достаточно много учеников (6-7 учеников). Эта группа учащихся отличается наличием высоких познавательных мотивов, стремится наиболее успешно выполнить все предъявляемые учителем требования. Они испытывают положительные эмоции при постановке нестандартных целей, хотя могут испытывать и отрицательные эмоции временной неудовлетворенности собой при столкновении с задачей новой трудности. И все же активная познавательная деятельность создает этим ребятам устойчивый оптимистический внутренний настрой. Учащихся с высоким уровнем учебной мотивации характеризует инициативное творческое отношение к учению.
1-2 ученика этого класса находятся на недостаточном уровне учебной мотивации, у них преобладает страх самореализации, страх ситуации проверки знаний. Эти учащиеся характеризуются неустойчивой базой знаний, невысоким уровнем развития памяти и концентрации внимания.
Однако не все учащиеся планируют поступление в технические ВУЗы, несмотря на обучение в профильном классе. По результатам анкетирования в середине 10 класса предмет физики назвали любимым 25 % учащихся.
По предварительным данным прошлого учебного года около 40-50% учащихся этого класса будут сдавать физику на итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Эти ученики и будут участниками проекта «Шаги к успеху» (система подготовки к ЕГЭ по физике).
4. Методика осуществления проекта (Основные идеи)
I Подготовительный этап (погружение в проект) сентябрь-октябрь |
||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Как организовать результативную подготовку к ЕГЭ?
|
|
|
Деление на две группы: «Теоретики», «Практики».
Группа |
I – «Теоретики» |
II – «Практики» |
Проблемные вопросы |
— Какие физические законы, формулы, понятия и определения нужно повторить для успешной сдачи ЕГЭ (согласно кодификатору)? — Какой справочный материал потребуется для решения части А, В, С? |
— Где получить информацию о ЕГЭ? — Какова структура вариантов экзаменационной работы по числу, разнообразию форм, уровням сложности заданий? — Каковы инструкции и рекомендации по выполнению вариантов экзаменационной работы (порядок действий, время выполнения и др.)? |
Результат деятельности |
Отбор требований к умениям и способам деятельности, элементов содержания, проверяемые заданиями КИМ (согласно кодификатору); обработка подобранной информации в виде сводных таблиц: «Краткий курс физики», «Основные законы и формулы»; подбор справочного материала (константы, приставки, множители); памятки-алгоритмы решения задач. |
Поиск и обработка информации о ЕГЭ (литература учебных изданий, электронные ресурсы официальных сайтов ФИПИ и ЕГЭ и др.); сбор инструкций и рекомендаций по выполнению вариантов экзаменационной работы; критерии оценивания. |
Форма представления результатов |
Сборник опорных конспектов по отдельным темам «Краткий курс физики»; сводные таблицы «Основные законы и формулы» и «Справочный материал»; алгоритмы решения задач в печатном и электронном виде. |
Презентация «Что надо знать о ЕГЭ», список литературы учебных изданий и ссылок электронных ресурсов официальных сайтов ФИПИ и ЕГЭ. |
II основной этап (формирование умений и навыков решения задач ЕГЭ) Ноябрь-март |
||
Данную деятельность лучше организовать и проводить в виде циклов повторения в соответствии с 4 основными разделами физики: «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электродинамика» и «Квантовая физика». |
-поэлементный анализ условия задачи; -установление связи между элементами задачи; -составление общего решения.
|
|
Структура подготовки к ЕГЭ на основном этапе
III заключительный этап (Выработка стратегии выполнения экзаменационной работы) Апрель-май |
||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|
|
5. Срок реализации проекта
Реализация данного проекта рассчитана на период одного учебного года, т. е. на срок 9 месяцев (с сентября по май). Использовать проект для подготовки к ЕГЭ можно на уроках, особенно на заключительных уроках повторения и обобщения по каждой теме, а также на занятиях элективного курса «Решение нестандартных задач по физике». Значимую роль в реализации проекта играют консультации во внеурочное время и большая самостоятельная работа учащихся дома.
6. Расчет затрат и смета расходов
№ п/п |
Наименование оборудования |
Кол-во, шт. |
Стоимость, руб. |
1 |
Документ-камера (устройство для получения электронных изображения с печатных оригиналов) |
1 |
40 000 |
2 |
Многофункциональное устройство МФУ (принтер, сканер, копир.) |
1 |
20 000 |
3 |
Электронная интерактивная доска (беспроводной стилус) |
1 |
90 000 |
4 |
Ноутбук |
1 |
30 000 |
5 |
Издание методического пособия |
500 |
20 000 |
ИТОГО: |
200 000 |
7. Анализ рисков
Проектные риски могут быть связаны как с субъективными причинами участников ЕГЭ (пропуск занятий, эмоциональный настрой, и т.д), так и с объективными причинами (отсутствие руководителя проекта во время его реализации по разным причинам: командировка, отпуск, и т.п). Представленная система подготовки к ЕГЭ не является абсолютно совершенной и подходящей каждому ученику, поэтому риски низких результатов на экзамене по физике существуют.
8. Ожидаемые результаты и эффект от реализации проекта (выводы)
Метод проекта целесообразно применить, так как для учителей и учеников существует значимая проблема «Как в кратчайшее время успешно подготовиться к ЕГЭ по физике?».
В рамках реализации проекта учащиеся должны:
- совершенствовать знания, умения учебно-познавательной, исследовательской и практической деятельности при подготовке к ЕГЭ;
- развить коммуникативные и информационные умения;
- оценить собственные способности к контролю и самоконтролю, к творческому решению учебных и практических задач;
- выработать собственную стратегию выполнения экзаменационной работы;
- участвовать в оформлении методического пособия «Подготовка к ЕГЭ»;
- преодолеть психологический барьер и приобрести уверенность при сдаче реального ЕГЭ.
Для учителя данный проект окажет помощь в трудоемкой деятельности при подготовке учащихся к ЕГЭ, так как в основу проекта положена идея о том, что в ходе подготовки к экзамену акцент надо делать на формирование общих приемов выполнения заданий и приведение их в систему.
На уровне школы значимость проекта состоит в том, что составленное учителем и обучающимися пособие может быть использовано как дидактическое при подготовке к сдаче ЕГЭ по физике. Проект позволяет создать в школе образовательную и воспитательную среду, способствующую развитию самостоятельной деятельности. Преподаватели физики, пользуясь пособием, смогут в кратчайшее время выявить пробелы в знаниях обучающихся и отработать те задания, в которых допускается больше всего ошибок, непосредственно перед экзаменом.
В случае успешной реализации проекта его результаты – методическое пособие по системе подготовки к ЕГЭ по физике – возможны к тиражированию в других образовательных учреждениях.
Основной ожидаемый эффект от реализации проекта: Повысится качество подготовки выпускников школы к итоговой аттестации по физике, тем самым увеличивая число успешно прошедших ЕГЭ и потенциальных студентов технических вузов.
В БЛОГАХ…
еще…
еще…
Очень благодарна Вам, Зоя Андреевна, что находите время посмотреть и оценить рес…
Татьяна Владимировна, большое спасибо за очередной ресурс по функциональной грам…
Ирина Александровна, Вы подготовили очень интересный материал, посвящённый творч…
Наталья Александровна, спасибо за замечательный ресурс! Ну, ОЧЕНЬ эмоциональный!
Зоя Андреевна, спасибо за очередной тренажёр по теме «Основное свойство дро…
ЕГЭ по физике
Фильтры отменить
Категория ЕГЭ по физике содержит материалов: 17
Готовимся к ЕГЭ. Задание 24: Основы астрофизики
ЕГЭ по физике
| проверка знаний, повторение, систематизация
| презентация
|
Презентация для подготовки учащихся к ЕГЭ по физике содержит различные варианты задания 24 по курсу «Основы астрофизики». Задания предполагают выбор двух верных утверждений из пяти. |
№66512 | | 0.6Mb |
5 задач по механике
|
Несложные задачи по механике предлагаю использовать при закреплении и повторении материала из раздела «Механика». Презентация простая, «легкая». 3-я задача с целью учета силы тяжести, а пятая — чтобы лучше усвоить некоторые трудно дающиеся учащимся знания из раздела «Колебания». |
№46443 | | 45.5Kb |
Интерактивный тест по физике «Фотоэффект»
|
Материал предназначен для систематизации знаний по теме «Фотоэффект», позволяет освоить общие приёмы решения задач в устной форме, а так же успешно применять расчётные формулы. Тест может быть использован для учеников с разным уровнем подготовки, как на уроке, так и на спецкурсе или факультативе. |
№39710 | | 1.0Mb |
Интерактивный тест «Законы сохранения в механике»
ЕГЭ по физике
| проверка знаний, повторение, систематизация
| презентация
|
Материал предназначен для систематизации знаний по теме «Законы сохранения в механике», он позволяет освоить общие приёмы решения задач в устной форме, а так же успешно применять расчётные формулы. Тест может быть использован для учеников с разным уровнем подготовки, как на уроке, так и на спецкурсе или факультативе. |
№36889 | | 0.5Mb |
Интерактивный тест «Молекулярная физика»
ЕГЭ по физике
| проверка знаний, повторение, систематизация
| презентация, тест
|
Материал предназначен для систематизации знаний по теме «Молекулярная физика», позволяет освоить общие приёмы решения задач в устной форме, а так же успешно применять расчётные формулы. Тест может быть использован для учеников с разным уровнем подготовки, как на уроке, так и на спецкурсе или факультативе. |
№36599 | | 457.8Kb |
Интерактивный тест «Квантовая физика»
|
Материал предназначен для систематизации знаний по теме «Квантовая физика», позволяет освоить общие приёмы решения задач в устной форме. Тест может быть использован для учеников с разным уровнем подготовки, как на уроке, так и на спецкурсе или факультативе. |
№36280 | | 1.0Mb |
Интерактивный тест «Электродинамика»
|
Материал предназначен для систематизации знаний по теме «Электродинамика», позволяет освоить общие приёмы решения задач в устной форме. Тест может быть использован для учащихся с разным уровнем подготовки, как на уроке, так и на спецкурсе или факультативе. |
№36045 | | 0.6Mb |
Интерактивный тест «Статика»
ЕГЭ по физике
| проверка знаний, повторение, систематизация
| презентация
|
Материал предназначен для систематизации знаний и умений по теме «Статика», позволяет освоить общие приёмы решения задач. Задачи рассчитаны на учеников с разным уровнем подготовки. Эти задания можно давать для совместного разбора с обучающимися, сдающими ЕГЭ. |
№35949 | | 492.5Kb |
Урок систематизации знаний «Кинематика»
ЕГЭ по физике
| повторение, систематизация
| презентация, конспект
|
Материал предназначен для актуализации и систематизации знаний и умений по теме «Кинематика» по схеме «явление-модель-законы» и позволяет освоить общие приемы повторения и систематизация знаний. |
Тест «Силы природы. Применение законов динамики»
|
Тест для подготовки к ЕГЭ по физике по теме ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ Задания многоуровневые, рассчитаны на учеников с разным уровнем подготовки. Первые 30 заданий -1 балл с 31 по 60 задания — 2 балла с 61 по 90 задания -3 балла. |
№18792 | | 35.8Kb |
Формулы по физике
|
«Повторение — мать учения!». Формулы по физике с краткими пояснениями для удобного повторения учениками я разместил в таблице. Не надо листать все учебники, писать ручкой самостоятельно. Распечатай, повторяй регулярно и они останутся в памяти. |
№9433 | | 20.4Kb |
Диагностическая книжка
|
Диагностическая книжка учащегося ведётся учителем-предметником для отчётности работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ по физике. |
Особенности подготовки к ЕГЭ по физике
|
Данная методическая разработка поможет учителю правильно организовать работу по подготовке учащихся к ЕГЭ. Работа с тестами требует особой методики обучения, которая поможет учащимся добиться максимального результата с учетом ограниченного временного параметра. |
№1624 | | 29Kb |
ЕГЭ по физике. Электромагнитная индукция
|
Презентация для подготовки к ЕГЭ по физике. Электромагнитная индукция. Данная презентация «электромагнитная индукция» предназначена для подготовки выпускников к едуногу экзамену. В разработке приведены краткие сведения по динамике в соответствии с элементами содержания, проверяемыми на ЕГЭ. |
№339 | | 0.3Mb |
Автор работы:
Викулов Дмитрий и Лавриненко Екатерина
В исследовательской работе и проекте по физике и информатике «Умный дом» на основе деталей конструктора ROBOTICS и различных дополнительных материалов авторы сделали маяк и шлагбаум: осуществили сборку роботов, составили программу для корректной работы роботов, а также провели их апробацию.
- Подробнее о Проект на тему: «Умный дом»
Автор работы:
Марченков Денис Вадимович
Оглавление
Введение
- Происхождение и история развития парашюта
- Классификация и устройство парашютов
- Конструкция парашюта
- Сравнение видов парашютов
- Организация исследования и его анализ
Заключение
Список использованных источников
- Подробнее о Проект на тему «Открывая небо…»
Автор работы:
Долматов Никита Алексеевич
В исследовательской работе и проекте по физике «Физика в спорте: футбол» автор доказал, что знание законов физики поможет достичь игроку более высоких результатов в футболе.
- Подробнее о Проект на тему «Физика в спорте: футбол»
Автор работы:
Топорков Матвей Ильич
В исследовательской работе и проекте по физике «Физика полёта ракеты» автор изучил историю создания ракеты, законы физики, действующие при взлёте ракеты, чтобы ответить на вопрос «Как работает физика полёта ракеты?».
- Подробнее о Проект на тему «Физика полёта ракеты»
Автор работы:
Кириченко Валерий Вадимович
В исследовательской работе и проекте по физике на тему «Квартирная электропроводка» учащийся изучает принцип расчета и организации электропроводки в жилой квартире. В проекте перечислено необходимое оборудование для монтажа электрической проводки.
- Подробнее о Проект на тему «Квартирная электропроводка»
Автор работы:
Холомеева Алиса
В предложенном исследовательском проекте по физике на тему «Оптические иллюзии» учащаяся 9 класса рассказывают об оптических иллюзиях и их видах, а также приводит наглядные примеры оптической иллюзии.
- Подробнее о Проект по физике «Оптические иллюзии» 9 класс
Новые Популярные Добавить материал
2
Солнечная система
Индивидуальный проект по астрономии (физике). Продуктом проекта является «Своя игра» по теме «Солнечная система»
1
Млечный путь и его центр
Индивидуальный проект по астрономии составлен в соответствии с требованиями учреждения. Продуктом данного проекта являются 2 картины, выполненные автором работы!
2
Голография.
Проектная работа содержит применение голограммам в повседневной жизни и как
создать голографический проектор.
2
Драконы:от мифа до реальности
Данная работа представляет собой проект ученицы 9 класса Веселковой Юлии. в проекте рассматриваются типы драконов, которые могли бы существовать, они оцениваются м точки зрения строения тела, крыльев, огненного дыхания. Также представлена модель дракона.
3
Проект По физике по теме: «Создание прибора, показывающего влажность почвы в теплице».
Прибор для измерения влажности почвы – это универсальный прибор, с помощью которого удаётся максимально точно и оперативно измерить уровень влажности в грунте. Сегодня это устройство пользуется большой популярностью и востребовано в сельском хозяйстве, приусадебных хозяйствах, используется в оранжереях, теплицах и гидропонике.
Цель: создание прибора, показывающего влажность почвы в теплице.
Задачи:
•Узнать о влажности почвы и познакомиться с приборами для измерения влажности почв;
•Купить необходимые материалы;
•Научиться паять провода;
•Составить схему прибора;
•Провести опыты.
Автор курса — профессиональный репетитор по физике и математике, автор учебных пособий для подготовки к ЕГЭ Игорь Вячеславович Яковлев. Оригиналы статей находятся на сайте автора .
Автор статей о секретах решения задач ЕГЭ по физике — В. З. Шапиро.
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Полный онлайн курс по физике ЕГЭ + Секреты решения заданий ЕГЭ по физике» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
09.03.2023
Конспекты по физике
Теория и решение задач.
Волновая оптика
Презентация на урок.
Формулы по физике
Основные формулы школьного курса физики.
Консультация ФИПИ о подготовке к экзамену по физике
В трансляции примет участие Сергей Стрыгин, член комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по физике.
Все формулы по физике для ЕГЭ
В сборник включены все формулы базового курса школьной программы по физике.