Проекты для допуска к егэ

Законен ли не допуск для сдачи ЕГЭ без выполнения «индивидуального проекта» в старших классах(11 класс)?

30 мая 2020, 06:59, Анна, г. Москва

Здравствуйте, Анна! Поскольку индивидуальный итоговый проект включен в ФГОС, не выполнение данного проекта считается невыполнением учебного плана.

А в силу ч. 6 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся,не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

Таким образом, для допуска к ЕГЭ нужно выполнить вышеуказанный индивидуальный итоговый проект. 

Если у Вас остались вопросы по данной теме, Вы можете задать уточняющие вопросы под этим ответом. Если у Вас возникнет необходимость получения индивидуальной консультации или составления юридических документов, Вы можете обратиться ко мне в чат. Услуги в чате предоставляются на возмездной основе. С уважением, юрист Мартюшев Николай Сергеевич.

30 мая 2020, 07:25

Похожие вопросы

Предпринимательское право

В планах-магистратура, но могут ли не отправить в запас, а призвать по мобилизации?

В 2023получит диплом за бакалавриат, в ВУЗе нет военной кафедры, поэтому с 3-его курса несколько студентов пошли заниматься в военно-учебном центре и в том же 2023 получают звание сержанта и уходят в запас.В планах-магистратура, но могут ли не отправить в запас, а призвать по мобилизации? Ведь в магистратуру можно просто не успеть подать документы….

17 октября 2022, 16:59, вопрос №3454167, Виктория, г. Москва

Законно ли учителя занимаются нраво учением и давлением и ущемлением ребенка?

Добрый день. У ребенка освобождение от физ-ры в 4 классе по болезни Шинца, то есть проходим лечение. Учитель говорит ему что нужно еще больше заниматься физической культурой, и говорит что больные дети у них не учатся и заставляют перевестись в другую школу, ребенку говорят а не родителям, то же самое говорит его учитель начального класса. По всем предметам мы учимся хорошо, только физ -ра у нас хромает. Законно ли учителя занимаются нраво учением и давлением и ущемлением ребенка?

17 октября 2022, 16:11, вопрос №3454076, сергей, г. Москва

Так вот, если я не явлюсь 20 числа за это будет административное/уголовное наказание?

Вопрос такой: вызывали две недели назад в военкомат. Дали повестку «до особого распоряжения» в ней я расписался и забрали у меня военный билет. Вчера позвонили сказали, что 20 числа с вещами придти в военкомат. По вус, я не подхожу. Служил в химических войсках, специальность старший химик. Так вот, если я не явлюсь 20 числа за это будет административное/уголовное наказание? По идее же они должны были выдать повестку с датой и обязательной явкой

16 октября 2022, 12:14, вопрос №3452387, Артём, г. Москва

Законен ли тот факт, что гражданин Рф, имеющий только постоянную регистрацию в квартире, которая находиться в

Добрый день.

Помогите, пожалуйста.

Законен ли тот факт, что гражданин Рф,имеющий только постоянную регистрацию в квартире, которая находиться в единоличной собственности его совершеннолетней дочери, оформил временную регистрацию Иностранному гражданину в этой квартире, без ведома и без согласия собственницы, никаких договоров аренды собственника и иностранного гражданина нет.Во вложенном файле список документов с портала гос.услуг для постановки на учет иностранного гражданина по месту прибывания.

СПАСИБО!

16 октября 2022, 06:20, вопрос №3452022, Наталья, г. Санкт-Петербург

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, если учишься в колледже на базе 9 классов 2 года, можно ли не заканчивая колледж поступить в ВУЗ

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, если учишься в колледже на базе 9 классов 2 года, можно ли не заканчивая колледж поступить в ВУЗ

16 октября 2022, 06:04, вопрос №3452006, Юлия, г. Москва

Новые Популярные Добавить материал


3

Социальный проект благоустройства школьного двора

В рамках акции «Гражданин Воронежского края — гражданин России» в номинации«Развитие культурного и исторического наследия» группой учащихся 8 класса разработан проект благоустройства школьной территории «Мой школьный двор»





0

Тема работы: «Подростковый терроризм»

В ходе работы над индивидуальным проектом была достигнута
поставленная цель, которая заключалась в изучении возникновения
терроризма среди подростков.


0

Творческий проект на тему: «Дизайн интерьера»

Люди начали оформлять
помещения, создавать эстетичную обстановку в квартирах и в
производственных помещениях. Но не все понимают как всѐ это делать, в
том числе и я. Если бы люди научились декорировать свои помещения сами,
то не пришлось бы тратить большое количество средств на услуги
дизайнеров. Поэтому я считаю, что эта тема актуальна



2

Добровольческий онлайн- проект «Мы памяти нашей верны»

Проект «Мы памяти нашей верны» направлен на работу по воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей к изучению знаменательных событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов



0

Использование биологически активных добавок в приготовлении мучных блюд

По результатам исследований Российской Академии медицинских наук витамин С является одним из самых дефицитных витаминов.
Снижается доля потребления свежих фруктов и овощей.
Сегодня недостаточно уделяется внимания вопросам разработки технологий специализированных продуктов питания массового потребления, содержащих в физиологически значимых количествах незаменимые витамины. Целью настоящего исследования стало использование биологически активных добавок в производстве мучных блюд.На основании выполненных исследований разработана рецептура и технология нового изделия–лапша домашняя с шиповником


Введение    Уважаемые ребята,
руководители проектных работ, заинтересованные родители, данное пособие поможет
вам выполнить интересную, но не всегда простую работу: подготовить и защитить
индивидуальный итоговый проект (далее ИИП) в 9 и 11 классах.

   Проектная деятельность активно вошла не только в
школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека. Что же такое
проект? Понятие «проект» имеет несколько определений. Например, временное
предприятие, направленное на создание уникальных продуктов или результатов.
Ключевое слово «временное», то есть у проекта есть начало и конец. Некоторые
определения говорят о том, что проект выполняется отдельной группой людей,
специально выделенной для этого мероприятия. Какое бы определение вы ни взяли
за основу, есть четкие признаки, по которым можно определить, что происходящее
– именно проект.    Признаки проекта:

1.          
Есть конкретная дата начала.

2.          
Есть конкретная дата конца или конечный результат.

3.          
Результат проекта уникален. Уникальный не значит абсолютно новый
для всех, он может быть
уникальным для Вас.

4.          
Ресурсы ограничены.

   Проект — это «пять П»: проблема — план — поиск
информации — продукт — презентация.
   Шестое «П» проекта — его ПОРТФОЛИО,
т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики,
планы, отчеты и т.д.

   Почему
обучающиеся 9 и 11 классов должны писать ИИП?

   ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и
исследовательской деятельности в основной школе. В главных нормативных
документах (ООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых результатов)
определены основные направления и цели оценочной деятельности в соответствии с
требованиями Стандарта:  оценка
за выполнение итоговых контрольных работ по всем учебным предметам;  оценка за выполнение итоговой
комплексной работы на межпредметной основе;   оценка
за выполнение и защиту индивидуального проекта;   оценки
за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ). 

   Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан
написать и защитить итоговый проект.

   Где выпускникам 9
и 11 классов научиться писать проектную работу?
 

   В МБОУ Зимёнковской СОШ формирование навыков
проектной деятельности ведется с 1-го класса через урочные и внеурочные
занятия. Обучающиеся осуществляют многократный выбор (направления, курсов, тем
проектов), позволяющий определиться с наиболее интересным для него
направлением, а в дальнейшем профилем обучения на уровне СОО. Данные курсы
предполагают обязательное ведение проектной деятельности. В течение 10 лет
школьники учатся писать проектные работы, тем самым осуществляют подготовку к
ИИП. 

   Как происходит
защита проектных работ?

   Защита проектных работ согласно определенным
школой срокам проводится в форме итоговой конференции обучающихся 9 классов по
направлениям.

   Итоговая оценка обучающихся 9-х классов
складывается из результатов внутренней и внешней оценки: 

     
к результатам внешней оценки относятся результаты ОГЭ и ЕГЭ;

     
к результатам внутренней оценки относятся предметные результаты
годовой промежуточной аттестации, проектной деятельности и комплексной работы.

   Итоговая оценка по предмету фиксируется в
аттестате об основном общем образовании и среднем общем образовании.

Требования к
содержанию проекта

   Индивидуальный итоговый проект – учебный проект,
выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с
целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и
методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способности
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность
(учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую,
иную).

   Типы учебных
проектов (по Е.С. Полат)

1) По доминирующей деятельности:
информационные, исследовательские, творческие, прикладные или
практико-ориентированные.

Информационный проект направлен на сбор
информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно,
обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо
продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над
проектом.

Исследовательский проект предполагает
четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют
хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта
для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе
экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном
объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она
включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования,
выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения
проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.

Исследовательские проекты, как
правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой
учащихся или конкурсной внеурочной работой.

Практико-ориентированный проект также
предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит
прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для школьного
музея, подготовить сборник материалов для решения экзаменационных вопросов и
т.д.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности
участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на
социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм,
звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал,
пр.)

Творческий проект в наибольшей степени
учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие
проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только
намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам
участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых
результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре,
экспедиции, пр.).

Форма представления проекта может
быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с
использованием информационных программ.

2)                    
По предметно-содержательной области: монопредметные,
межпредметные и надпредметные.

3)                    
По продолжительности: от кратковременных, когда планирование,
реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на
спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и
более.

4)                    
По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые,
коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени
самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

   Важное правило:
результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт!

Структура работы.

   Любая проектная работа должна содержать следующие
разделы:

1.       
Титульный лист.

2.       
Содержание (список, состоящий из обоснования
проекта, описания проекта, заключения и приложений с указанием их положения по
страницам в работе).

3.       
Обоснование проекта, в котором обосновывается
значимость темы, актуальность проблемы, на разрешение которой направлен проект
;

формулируется
цель проектной работы;

определяются задачи;

определяется продукт
проектной деятельности; характеризуются конкретные
ожидаемые результаты.

4.       
Описание проекта. 

В этой части:

  излагается
путь решения проблемы, предложенные методы и способы реализации проекта;

  приводится
план выполнения проекта – последовательность действий (по этапам), привлекаемые
ресурсы.

5.       
Ожидаемые результаты.

6.       
Заключение. 

  Содержит
общие выводы, степень достижения целей и задач проекта.

7.       
Список литературы.

8.       
Приложения.

   В качестве приложений может быть использован
фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели,
изготовленных творческих работ и т.п. В обязательном порядке к описанию проекта
прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/
аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности).

   Продуктом проектной деятельности могут быть
аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная
творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации,
макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.

Алгоритм организации
проектно-исследовательской деятельности

Этапы работы над проектом

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Подготовительный

Определение темы. 

Анализ проблемы. Формулировка цели, задач.

Обсуждают
тему проекта с учителем и получают при

необходимости дополнительную информацию.

Организационный

А)        Определение источников необходимой
информации.

Б)
Определение способов сбора и анализа информации.

В) Определение типа
проекта, способа представления результатов, продукта проектной деятельности

Формулируют
задачи проекта, вырабатывают план действий.

Практический

Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, наблюдения,
эксперименты и т.д.) Выявление и

обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения
проекта.

Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное

Выполнение задач проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Презентационный 

Публичная презентация продуктов проектной деятельности.

Представляют проект,
продукт проектной деятельности.

Аналитический

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
(успехов и неудач) и причин этого. Подготовка описания проекта.

Проводят самоанализ проектной деятельности, Результатов проекта.
Оформляют описание проекта.

Рекомендации по созданию и предъявлению презентации для
защиты проектной работы

   Структура

   Титульный слайд включает в себя название проекта
(по центру) и информацию об авторе и руководителе (в правом нижнем углу). 

   На остальных слайдах располагаются материалы введения,
основной части описания проекта (этапы, виды деятельности), заключения
(результаты, выводы); «слайд обратной связи» (благодарность за внимание,
вопросы, обращение).

   Количество слайдов в презентации не более 13-15 на
10 минут выступления.

   Содержание

   Основная часть презентации – предъявление
содержания проекта (от анализа проблемы, от цели и задач проекта до
предъявления продукта). Содержание следует излагать чётко, кратко, не
перегружая слайды избыточной текстовой информацией. Детализированное описание
следует размещать в тексте работы. Следует придерживаться одного из важнейших
принципов презентации – минимум текстовой информации, максимум визуализации.

   Оформление

 
Следует использовать единую цветовую схему (не более 3-х цветов).

 
Цвет текста определяется по контрасту с основным цветовым фоном
презентации.

 
Размер шрифта: для заголовка – не менее 28, для текста –18–22.

Устное предъявление

 
Время устного предъявления – 10 минут.

 
Приветствуется интерактивный контакт с аудиторией.

Критерии оценивания проектных работ

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый (1 балл)

Повышенный (2балла)

Значимость и актуальность выдвинутых проблем,
оригинальность проекта

Проблема, на решение

которой направлен проект, актуальна для обучающегося.

Работа стандартна, не содержит авторской
индивидуальности.

Проблема, на решение которой направлен проект, актуальна для
обучающегося. Работа оригинальна, в ней видны авторские находки.

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания

выполненной работы. В работе и ответах на вопросы по содержанию работы
отсутствуют грубые ошибки. В основном представлены знания, связанные с
материалом школьной программы.

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности.
Ошибки отсутствуют. Продемонстрированы знания, выходящие за рамки школьной
программы.

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и предоставлена комиссии; некоторые этапы
выполнялись при поддержке руководителя. Вносились существенные корректировки
в план реализации проекта.

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована,
своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и

представления. Контроль и коррекция осуществлялись
самостоятельно.

Коммуникация

Продемонстрированы навыки подготовки презентации для представления
проектной работы. Автор отвечает на вопросы.

При выступлении тема ясно определена и пояснена. Текст
выступления хорошо структурирован, все мысли выражены ясно, логично,
последовательно,

аргументированно. Автор свободно отвечает на вопросы.

Соответствие требованиям написания и оформления проекта

Проект структурно соответствует требованиям, есть незначительные ошибки
в структуре и оформлении проекта.

Проект полностью соответствует требованиям к содержанию и оформлению
проектных работ.

Степень достижения результатов,

продукт

Результаты соответствуют цели. Результаты проекта
достигнуты частично, проект реализован не в полном объеме. Продукт отвечает
исходному замыслу.

Результаты соответствуют цели. Результаты проекта достигнуты, проект
реализован в полном объеме. Продукт отвечает исходному замыслу.

10-12 баллов – проект выполнен на повышенном уровне

6-8 баллов – проект выполнен на базовом уровне

Менее 6 баллов – обучающийся не овладел проектными
навыками Требования к оформлению проекта

Общие требования

1.      Текст
работы представляется на белой бумаге формата А4 (297*210), текст располагается
только на одной стороне листа.

2.      Ориентация
– книжная, размер полей: левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1,5
см.

3.      Заголовки
и основной шрифт текста – Тimes New Roman.

4.      Размер
шрифта – 14 пунктов

1.       
Межстрочный интервал – 1,5

2.       
Абзацный отступ – 1,25 см

3.       
Выравнивание основного текста по ширине, заголовки по центру

4.       
Заголовки жирным шрифтом, точка не ставится

5.       
Страницы должны быть пронумерованы. Нумерация страниц начинается
с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не
ставится. Далее все страницы работы, включая список литературы и приложения,
нумеруются по порядку до последней.

6.       
Нумерация страниц по центру.

7.       
Каждая часть проекта оформляется на отдельном листе.

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

   Объем текста исследовательской работы, включая
формулы и список литературы:

1-4– класс — до 5 машинописных страниц;

5       
– класс до 6 машинописных страниц;

6       
– класс — до 7 машинописных страниц;

7       
– класс — до 8 машинописных страниц; 8 – класс — до 15 машинописных страниц;

9 – 11 классы – до 20 машинописных страниц.

Для приложений может быть отведено дополнительно не
более 10 стандартных страниц. Основной

текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы
приложений – римскими цифрами.

Образец титульного листа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Зимёнковская средняя общеобразовательная школа (шрифт 14)

Наименование секции/подсекции:
(шрифт 14)

Исследовательская работа (Проект)

Тема: «Наименование   работы» (шрифт
16)
 

Автор работы: (шрифт
14)

Фамилия, имя (полностью), класс,   Руководитель: (шрифт 14)

 Ф.И.О.(полностью),
должность. 

п.Зимёнки

2021

Образец оформления оглавления индивидуального проекта

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..2

ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ………………………………………………………………………….3
1.1.
……………………………………………………………………………………………..3

1.2. ……………………………………………………………………………………………..

2.  ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ………………………………………………………………..

2.1………………………………………………………………………………………………..

2.2. ………………………………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….

        СПИСОК
ИНФОРМАЦИОННЫХ                ИСТОЧНИКОВ ………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ
……………………………………………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

(не менее1 и не более 3 страниц)

Введение, в
котором необходимо:
назвать тему проекта;

   
сформулировать проблему проекта, которую ты решал, создавая
свой проект, показать, чем она интересна и важна не только для тебя, но и для
других;

   
рассказать, в чем состоит цель твоего проекта, чего ты добился
в результате работы, обосновать, что, достигнув цели проекта, ты решил проблему
проекта;

   
указать, какой ты сделал проектный продукт, показать связь
между темой, проблемой, целью и продуктом твоего проекта;

   
дать развернутый, детализированный план работы над проектом
с указанием всех основных этапов и всех более мелких шагов внутри каждого
этапа, ожидаемых результатов каждого этапа, сроков выполнения каждого этапа.

Во введении
необходимо выделить жирным шрифтом слова: тема, цель, проблема, гипотеза
(всех проектов, где она есть), проектный продукт, план.

Тема проекта и её
актуальность:

(может ли тема проекта и его продукт представлять
научный, практический, информационный интерес, аргументировать свой выбор темы)

Цель проекта:

(цель – это определить
свои потребности; для этого надо описать, проанализировать ситуацию, найти
противоречия, сформулировать проблему, определить тип проекта) Задачи:

(что надо сделать для достижения цели)

1.      ….

2.      ….

3.     

4.     

5.      ….

Этапы работы над
проектом:

(смотри АЛГОРИТМ)

Методы и приёмы:

(если использовались)

ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ

   В основной части следует показать, какое решение
проблемы проекта ты нашел и как воплотил его в проектном продукте, привести
описание хода своей работы над проектом, в том числе обосновать все принятые
тобою решения и возникшие у тебя идеи, все ресурсы, которые ты использовал в
своей работе.    Материалы, из которых ты создал проектный продукт; люди,
которые тебе помогали, в том числе ребята, принимавшие участие в твоих опросах,
классных часах, уроков и т.д.; информация, которой ты пользовался, и где ты ее добывал
– все это ресурсы твоей проектной работы.

   Кроме того, в основной части можно показать свою
точку зрения на проблему проекта и обосновать ее, ссылаясь на собственные
исследования, наблюдения, опыты, опросы, анализ найденной тобой информации, мнения
специалистов.

РАЗДЕЛ I.(теоретический) (по объёму не менее 4 и не
более 8 страниц,

может иметь наименование в соответствии с темой проекта)

надо
показать интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения,
проанализировать

литературу
по теме, представить информационно-содержательный материал, раскрыть основные
понятия

РАЗДЕЛ II. (практический)

(по объёму не менее 7 и не более 15 страниц, может иметь
наименование в соответствии с темой проекта)

в
этом разделе делают описание проектной работы и её результатов, т.е. что
делали
в ходе работы над проектом на каждом этапе, какой материал
собрали, что изготовили (продукт), к каким выводам пришли

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(по объёму не более 1 страницы, подведение итогов по проекту)
В заключении надо:

     проанализировать
все твои усилия по достижению цели проекта (что было самым трудным и самым
легким, что было наиболее интересным и запоминающемся, чему ты научился в ходе
работы надо проектом, как изменились твои взгляды и т.п.);

     оценить
результат своего проекта (что у тебя получилось или не получилось и почему;
удалось ли тебе добиться того, что ты запланировал, когда начинал свой проект и
почему, как бы ты стал действовать, чтобы не допустить ошибок, если бы начал
свою работы заново);

     показать
перспективы возможной дальнейшей работы по проблеме твоего проекта (что бы ты
посоветовал тому, кого заинтересовала твоя работа и кто хочет продолжить
разрабатывать ее дальше, исчерпан ли твой собственный интерес к проблеме
проекта).

Кратко
ответить на вопросы
:

     что
планировали

-какую цель ставили

-все ли задачи выполнили

-использованы ли предполагаемые методы и приемы

-все ли этапы проекта завершены

-получен ли результат, как он соотносится с целью

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

(включает не менее 8 источников,

Оформляется в соответствии с ГОСТом)

Список использованных
источников информации, где ты представишь:

     список
использованных в печатных источниках в алфавитном порядке с указанием выходных
данных книг и статей;

     адреса
сайтов в Интернете, с которым ты работал;

     ссылки
на интервью, если ты брал их у специалистов (с указанием должности, места
работы и ученого звания специалиста);

     фильмы,
музейные экспозиции и прочее, если они являются источниками информации по
твоему проекту

Литература в списке приводится в следующем порядке:

Нормативно-правовые акты 1.Конституция Российской
Федерации. — М.: Эксмо,2013. -63 с.

Научная и учебная литература (книги, учебные пособия,
справочники, статьи в журналах) 1.Власов, О.И. Толковый словарь О.И.Власов. –
М.:Дрофа,2010.-1020 с. 2.Иванов, К.И. Основы права: учебник для вузов /
К.И.Иванов.- М.: Дрофа,2012. – 256 с.

Электронные ресурсы

Экономический словарь [Электронный ресурс]. – http://… 
(адрес указывается полностью
)

   Общим требованием ко всем работам является
необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные
источники. В случае заимствования текста работы без указания ссылок на источник
(плагиат) проект к защите не допускается.

ПРИЛОЖЕНИЯ

(можно оформить в отдельную папку «Портфолио проекта»)

Это
таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, графики, фото.

Все
они должны быть пронумерованы и иметь названия т.к. в тексте работы на них
должны быть ссылки в [ ] 

(например, [рис.1] или [таб.2] или [фото3])

Структура
презентации на защиту ИИП

(время
на защиту 3-4 минуты)

     
Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 15
слайдов.

     
Титульный лист презентации включает:

а) полное наименование образовательной организации;

б) сведения об авторе и руководителе проекта;

в) год разработки проекта.

     
Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную
информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления
каждого раздела.

     
Слайды должны быть озаглавлены.

     
Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи анимации,
цветовых эффектов, иллюстраций, графиков, схем, таблиц.

     
Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы
Microsoft Power Point.

     
ВНИМАНИЕ! Не включать цветовые и анимационные эффекты, т.к. они
отвлекают внимание слушателей от сути проекта.

Слайд 1

Тема: «——————————-»

          Тип проекта: ______________

Автор: ____________________

Руководитель: _____________

Слайд 2

Актуальность (см. описание проекта-
введение)

Гипотеза (для исследовательского
проекта)

Слайд 3

Цель: ____________________

Задачи: ___________________

(см. описание проекта, введение)

Слайд 4

Этапы работы над проектом

Слайды 5-9

Аннотация проекта, планируемые результаты

Слайд 10

Выводы

Успешная
защита
индивидуального проекта является
необходимым условием окончания школы

Предзащита
проекта осуществляется во 2 полугодии 10 класса, 1 полугодии 11 класса.

 Защита
проекта проходит форме публичного выступления на конференции.

Защита
работы проходит обычно в течение 6-10 минут (5-7 минут на выступление, 1-3
минуты – ответы на вопросы).

Чтобы
дать возможность выступить всем участникам, необходимо строго соблюдать
регламент выступления. Важно хорошо ориентироваться в количестве необходимого
времени, для этого нужно несколько раз озвучить доклад заранее, убирая из него
все лишнее, отрепетировать выступление вместе с учителем.

Великий
оратор Цицерон говорил: «Обязанность оратора заключается в следующем: найти,
что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму;
утвердить все это в памяти; произнести».

Защита
проекта считается успешной при получении определенного количества баллов.

По
причине того, что виды, цели и результаты проектной деятельности могут быть
разнообразны, в определенной степени могут различаться формы и средства его
защиты. 

К
публичной защите проекта Вы должны подготовить
:

1.     
Письменное описание проекта

2.     
Отзыв руководителя (по желанию и
возможности)
.

3.     
Проектный продукт.

4.     
Публичное выступление, раскрывающее
суть вашей работы.

Проектный
продукт может быть представлен в разных формах. В зависимости от его специфики,
стоит решить вопрос о целесообразности использования мультимедийной
презентации.

Общий
план публичного выступления
выглядит
следующим образом:

1.     
Приветствие.

2.     
Актуальность и цель проекта.

3.     
Основные этапы проекта и их задачи,
методы и средства их достижения.

5.  Характеристика (презентация) проектного продукта.

6.  Самоанализ успешности проектной работы, перспективы
развития проекта.

7.  Ответы на вопросы комиссии.

Более подробную информацию о защите проекта смотрите в
разделе «Защита проекта» Например:

«Уважаемые
слушатели, члены комиссии! Я ученик (ца)___класса, …(Фамилия Имя).
Руководитель моей работы ….(Фамилия И.О., должность) Тема моего проекта..
Выбранная тема является актуальной, потому что… Таким образом, целью проекта
было … Для достижения которой потребовалось решить следующие задачи… Для
этого я ……. изучил источники (краткая характеристика источников
информации)/работал в библиотеках/побывал на экскурсии/провёл опрос, поставил
опыты и т.д. В результате мне удалось создать… К преимуществам/ недочетам
работы можно отнести…. В процессе работы над проектом я научился… Буду
продолжать работать над проектом или буду работать над другой темой (почему?)
Благодарю за внимание. Готов (а) ответить на Ваши вопросы»

Кроме
содержания выступления, нужно помнить о том, как это содержание подается.
Выступающий должен говорить (не читать!) свободно, достаточно громко,
эмоционально, грамотно, логично, уверенно, обращаясь к залу, членам жюри,
наглядному материалу или слайдам.

Если
по какой-то причине вы не уложились в установленное для доклада время, после
напоминания судьи вам следует в течение 15-30 секунд красиво завершить
выступление: «…о моей работе можно сказать еще многое, но я перехожу к
основным выводам…»

После
комиссия задаёт дополнительные вопросы
, чтобы удостовериться, насколько
качественно вы реализовали проект. Лучше всего заранее продумать ответы на
возможные вопросы (Подумайте, какие вопросы вы задали бы себе на месте члена
жюри?). Наиболее часто члены жюри задают следующие вопросы (многих из
них можно избежать, если грамотно и четко выстроить первую часть выступления,
качественно оформить письменную часть, проектный продукт и презентацию):

1.  Почему вы выбрали именно эту тему? В чем ее актуальность?
Какие цель и задачи ставили? Удалось ли их достичь? Какие перспективы развития
темы?

2.  Вопросы связанные с глубиной понимания предметного
содержания. Например: Какой смысл вы вкладывали в то или понятие? Как вы
аргументируете сделанный выбор? Почему вы выбрали именно эти методы и способы
ведения проекта?

3.  Какими источники информации вы пользовались? Почему они
заслуживают доверия?

4.  Как вы сами оцениваете свою работу (отдельные этапы
проекта)? Что получилось лучше, что хуже? Почему? Как справлялись с
возникающими трудностями?

Не
бойтесь самостоятельно назвать преимущества и недочеты вашей работы.
Способность к честному и объективному самоанализу является чертой талантливого
человека. Скромно похвалите себя, назовите ошибки, которые вы учтете в будущем,
чему научились в процессе работы над проектом.

На
каждый вопрос нужно быстро реагировать, ориентироваться и отвечать. Таким
образом проверяют, насколько хорошо ученик подготовился к защите, знает свою
тему и может аргументированно отстаивать свою позицию.

Если
вы не знаете ответа на поставленный вопрос, постарайтесь не волноваться и
отвечать так, как понимаете тему. Если вы не уверены в том, что правильно
поняли вопрос, можно попросить его переформулировать или задать уточняющие
вопросы.

Главное
не бояться преподавателей и помнить, что они не хотят «завалить», а просто
разговаривают, как с равным, и также пытаются понять, насколько вы можете
раскрыть тему и проанализировать свою работу самостоятельно.

Важным
составляющим успеха является качество презентации и наглядных материалов.
Заранее продумайте, в  какой форме вы сможете выгоднее всего представить свой
проектный продукт.

Если
вы решили использовать мультимедийную презентацию, то предлагаем вам прочитать
советы по созданию презентаций

1.      
Сведите к минимуму количество
слайдов.
Это поможет четко
сформулировать свои мысли и завоевать внимание аудитории.

2.      
Выберите шрифт, который будет хорошо
виден всем зрителям с любого возможного расстояния.
Правильный выбор шрифта, такого как Helvetica или Arial,
способствует более быстрому пониманию смысла сообщения. Избегайте узких
шрифтов, таких как Arial Narrow, а также шрифтов с засечками, таких как Times.
Рекомендуемый размер основного шрифта: 24. Заголовки могут быть чуть крупнее.

3.      
Поддерживайте четкую структуру
текста, используя точки-маркеры или короткие предложения.
Используйте маркированные списки или короткие предложения
и постарайтесь разместить каждый пункт в одной строке, не перенося текст.
Необходимо, чтобы аудитория слушала доклад, а не вчитывалась в текст на экране.
Некоторые проекторы обрезают края слайдов, поэтому длинные предложения могут
быть обрезаны. Чтобы сократить объем текста в строке, можно удалить слова, не
несущие смысла.

4.      
Используйте картинки, чтобы более
образно преподнести свою мысль.

Используйте графические изображения, улучшающие восприятие. Однако не следует
перегружать слайд графикой. Делайте ясные надписи на диаграммах и графиках.
Используйте столько текста, сколько требуется, но не больше.

5.      
Выбирайте неяркий и равномерный
фон слайдов. Используйте контрастирующие цвета фона и текста.

7.      Проверяйте правописание.

8.      Придите пораньше и проверьте работу оборудования.

9.     
Не читайте текст презентации. Отрепетируйте показ презентации, чтобы излагать мысль,
опираясь на точки-маркеры. Текст должен быть ключом к словам докладчика, а не
совпадать с тем, что сообщается аудитории.

10.  Следите за временем. Обращайте внимание на поведение
аудитории.

Автор работы: 

Сентбекирова Анастасия Назимовна

В представленном исследовательском проекте по музыке «Глинка, музыка и я» автор подбирает ряд музыкальных отрывков для разработки теоретических задания для их практического выполнения.

  • Подробнее о Проект на тему «Глинка, музыка и я»

Автор работы: 

Берницкая Валерия Сергеевна

В данной исследовательской работе и проекте по экологии на тему «Дирижабль: пережиток прошлого или светлое будущее?» показана возможность расширения сферы использования дирижаблей с учётом их эколого-биологической безопасности.

  • Подробнее о Дирижабль: пережиток прошлого или светлое будущее?

Автор работы: 

Аманжолов Роман Берикович

Оглавление

Введение

  1. Описание и составление содержания мультимедийной игры и презентации
  2. Изготовление игры и презентации

Заключение
Список использованных источников

  • Подробнее о Проект на тему «Петербург в цифрах»

Автор работы: 

Наталенко Надежда Олеговна

Оглавление

  1. Подбор иллюстративного ряда, составление содержания мультимедийной игры
  2. Изготовление игры и презентации

Заключение
Список использованных источников

  • Подробнее о Красота Петербурга на языке математики

Автор работы: 

Чмелева Полина Витальевна

Оглавление

Введение

  1. Из истории слова «Лайфхак»
  2. Обзор используемых в работе источников
  3. «Лайфхак» в математике
  4. Характеристика понятийного аппарата
  5. Продукт проекта

Заключение
Список использованных источников
Приложения

  • Подробнее о Лайфхаки к ЕГЭ по математике

Автор работы: 

Недозор Софья

Готовый исследовательский проект на тему «Конкурс «Слово года» как зеркало жизни общества» содержит интересные сведения об исторически сложившихся правил русского языка и их применении в современной устной и письменной речи.

  • Подробнее о Конкурс «Слово года» как зеркало жизни общества

Автор работы: 

Герасименко Анастасия Владимировна

Готовый исследовательский проект на тему «Значение слова «экзамен» в русской поэзии» содержит интересные сведения об исторически сложившихся правил русского языка и их применении в современной устной и письменной речи.

  • Подробнее о Значение слова «экзамен» в русской поэзии

Автор работы: 

Титанов Иван Алексеевич

В исследовательской работе и проекте по истории «Война 1812 года глазами французов» автор рассказал о воспоминаниях французских военнослужащих, оживил память о событиях отечественной войны 1812 года.

  • Подробнее о Война 1812 года глазами французов

Автор работы: 

Валентина Голубева

В исследовательской работе и проекте по литературе «Владимир Маяковский в публицистике ХХI века» автор проанализировала особенности публицистики, изучила образ и слово Владимира Маяковского в современном публицистическом тексте.

  • Подробнее о Владимир Маяковский в публицистике ХХI века

Автор работы: 

Чибисов Никита Владиславович

В исследовательской работе и проекте по иностранному языку «Диалекты в английском языке» автор изучил особенности основных диалектов английского языка, установил область их использования и путём анализа результатов опроса — установил значимость знания диалектов английского языка.

  • Подробнее о Проект «Диалекты в английском языке»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ярцевская средняя школа №1»

Ярцевского района Смоленской области

Итоговый индивидуальный исследовательский проект

«Типичные страхи старших школьников»

Автор:

Валеева Екатерина Альбертовна,

обучающаяся 11 Б класса

Руководитель:

Богомолов Артём Сергеевич,

педагог-психолог

Ярцево

2021

Оглавление

1. Паспорт проекта        3

2. Введение        5

3. Этапы работы над проектом        7

3.1. Мотивационный этап        7

3.2. Подготовительный этап        8

3.3. Аналитический этап        9

3.4. Практический этап        20

3.5. Заключительный этап        21

4. Заключение        22

5. Список информационных ресурсов        23

6. Приложения        24

6.1. Анкета по выявлению страхов у старшеклассников        24

6.2. Соотношение школьников с разным уровнем страха (диаграмма)        27

6.3. Типичные страхи обучающихся 9, 10, 11 классов (диаграмма)        27

1. Паспорт проекта

Наименование ОУ

МБОУ

«Ярцевская средняя школа №1»

Вид работы

Исследовательский

Тема проекта

Типичные страхи старших школьников

Области знаний

Информатика, литература, биология, обществознание, психология

Автор

Валеева Екатерина Альбертовна

Руководитель

Богомолов Артём Сергеевич

Целевая аудитория

Обучающиеся 9-11 классов, родители, учителя

Цель

Создание условий для преодоления страхов у подростков

Задачи

1. Собрать и проанализировать информационные источники

2. Разработать опросный лист

3. Провести анкетирование и проанализировать его результаты

4. Организовать и провести интервьюирование

5. Провести исследование

6. Разработать дизайн информационного плаката

7. Создать продукт

Гипотеза

Я предполагаю, что абсолютно каждый старшеклассник обладает ярко выраженным страхом

Объект исследования

Обучающиеся 9-11 классов

Предмет исследования

Преобладающие страхи старшеклассников и причины их возникновения

Методы

1. Сбор информации

2. Анализ информации

3. Интервьюирование

4. Анкетирование

5. Обобщение

Этапы

  1. Мотивационный (сентябрь-октябрь 2020)
  2. Подготовительный (ноябрь 2020)
  3. Аналитический (декабрь 2020)
  4. Практический (январь 2021)
  5. Заключительный (февраль 2021)

Проектный продукт

Информационный буклет «Разновидности страхов и способы борьбы с ними»

Оборудование

Персональный компьютер, программы MicrosoftOfficeWord, MicrosoftOffice Publisher, цветной принтер, бумага для принтера, пластиковые скоросшиватели  

2. Введение

В моём исследовании я затронула проблему, касающуюся большинства, если не сказать каждого человека. И эта проблема – человеческие страхи и фобии. По оценкам экспертов, от фобий страдают более 10 млн. человек, но боязнь некоторых признать существование этой проблемы затрудняет выяснение точного их числа. Первым врачом, который поставил диагноз «фобия», был Гиппократ, живший около 460 года до н. э. И до сих пор эта тема актуальна, ведь испытывать страх присуще каждому человеку без исключения, кроме пациентов, миндалевидное тело которых оказалось разрушено вследствие болезни Урбаха-Вите, наблюдается полное отсутствие страха. Некоторые бояться лечить зубы, другие бояться насекомых, а третьи бояться высоты. Для большинства людей такой страх является незначительным. Но для некоторых, эти опасения настолько серьёзны, что они вызывают огромное беспокойство и мешают нормальной повседневной жизни.

В процессе работы над проектом я узнаю много нового и получу интересную информацию. Я делаю этот проект для того чтобы привлечь внимание к этой проблеме и других учеников. Выбирая тему для проекта, я выбрала тему страхов, так как сейчас эта тема актуальна.

Актуальность

Актуальность работы  заключается  в  том,  что  сейчас у большинства людей есть страхи и я решила помочь людям, окружающих меня, с ними справиться.

Проблема

Я общаюсь со многими людьми. Часто мои собеседники жалуются на разные страхи, беспокойство по поводу того или иного явления жизни. Мне захотелось им помочь. Считаю, чтобы помочь людям справиться со страхами, нужно узнать причины их возникновения.

Цель

Создание условий для преодоления страхов и фобий у подростков

Задачи

1. Собрать и проанализировать информационные источники

2. Провести исследование:

2.1. Разработать опросный лист

2.2. Провести анкетирование и проанализировать его результаты

2.3. Организовать и провести интервьюирование

3. Разработать дизайн информационного плаката

4. Создать продукт

Методы и методики  исследования

1. Сбор информации

2. Анализ информации

3. Интервьюирование

4. Анкетирование

5. Анкета по выявлению страхов старшеклассников

5. Обобщение

Объект исследования

Обучающиеся 9-11 классов

Предмет исследования

Преобладающие страхи старшеклассников и причины их возникновения

Срок работы над проектом

        С сентября 2020 года по февраль 2021 года

3. Этапы работы над проектом

3.1. Мотивационный этап

Интересуясь психологией, меня очень заинтересовала тема фобий и страхов. В современное время встретить абсолютно смелого человека нереально, поскольку у каждого есть свои страхи. И я захотела разобраться какие бывают фобии и из-за чего люди подвергаются им, так как появляются всё больше и больше разнообразных страхов, названия которых многие не знают.

Таким образом, у меня зародилась идея с предложенным проектом.

Я взялась за изучение информации по заданной теме, поскольку это способствовало бы не только моему всеобщему развитию, но и удовлетворению интереса. Мне захотелось узнать, какие страхи есть у моего окружения и как именно они влияют на их организм.

3.2. Подготовительный этап

Страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Страх выполняет разные функции в жизни человека. На протяжении всего этапа развития человеческого рода страх являлся организатором борьбы людей со стихией. Страх помогает избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Потому страх рассматривается как естественное сопровождение человеческого развития.

Большая часть страхов обусловлена возрастными особенностями и имеет временный характер. Когда мы правильно относимся к детским страхам, понимаем причины их появления, они обычно исчезают бесследно.

Так, я решила провести опрос среди школьников и тем самым привлечь внимание к этой проблеме.

  1. Найти необходимую информацию по заданной теме «Типичные страхи старшеклассников»
  • Что такое фобия и страх
  • Виды фобий
  • Признаки страха
  • Причины возникновения фобий
  1. Проанализировать полученную информацию и скомпоновать её
  2. При помощи имеющихся данных разработать опросный лист
  3. Провести анкетирование и проанализировать его результаты
  4. Провести исследования по данным опроса
  5. Разработать дизайн буклета
  6. Создать свой продукт

3.3. Аналитический этап

Понятие страха и фобии

Страх всегда имеет реальную причину. Исчезла угроза – пропал страх. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Cтрах – это чувство, знакомое всем, часто не поддающееся здравому смыслу, портящее многим жизнь. Но страх, так же, как и любая человеческая эмоция, по-своему интересен и, конечно, бывает разным. Есть даже люди, которые специально ищут острых ощущений. Для них создана целая индустрия для обслуживания подобных стремлений.

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. Если бы не было страхов, то человечество давно бы вымерло. Страх – это уникальный защитный механизм, который в экстремальной ситуации помогает принять верное решение и часто спасает нам жизнь. Обычно страх выражается как резкое физическое и психическое напряжение. В самом центре мозга есть особая зона, которая отвечает за чувство страха и недоверия — так называемая мозжечковая миндалина. Каждый раз, когда человек чувствует приближение опасности, эта зона активизируется. Человек рождается бесстрашным маленький ребёнок не боится дотронуться до огня, споткнуться, упасть. Все эти страхи приходят потом и являются естественной человеческой реакцией. Они необходимы нам для выживания, так как позволяют чувствовать опасность и избегать её. Но вместе с полезными страхами часто приобретаются и бесполезные. Когда они становятся слишком сильными, их называют фобиями.

Фобия (от греч.φόβος — «страх») — симптом, сутью которого является иррациональный неконтролируемый страх или устойчивое переживание излишней тревоги в определённых ситуациях или в присутствии (ожидании) некоего известного объекта. Существует огромное количество разновидностей фобий. Оказывается, что есть даже такой вид, как «фобофобия» — боязнь обзавестись какой-нибудь фобией.

Интересно, когда же страх превращается в фобию?

Фобия — это болезнь? Исследователи этого явления считают, что так называемые «фобии» могут быть у абсолютно здорового и спокойного человека. Например, мы можем немного или сильно бояться стоматологов, экзаменов, контрольных и зачётов, самолётов, собак и т.д. Можем не спать ночью перед походом к доктору, визжать при виде мыши или паука. Наш страх при этом может быть не затяжным и после события все наши «страшные переживания» приходят в норму. А фобия имеет навязчивую природу, т.е. тревога, страх, сильное волнение, могут иметь длительный или повторяющийся характер. При этом человек испытывает такие физические проявления, как: сердцебиение, сухость во рту, головокружение, изменение кровяного давления, и пр. Большинство учёных считает, что фобия всегда имеет психологическую причину.

Подходы к классификации страхов

Страхов существует столько, что разобраться в них, «разобрать по полочкам», непросто. Существует много способов классифицировать их по какому-то признаку. Например, их можно разделить на группы исходя из того, чего боится человек, — это так называемая классификация по фабуле страха. Например, известный психиатр Карвасарский различал восемь основных фабул страха. К первой из них он относил боязнь пространства, проявляемую в различных формах. Пожалуй, широкой публике из этого ряда наиболее известна клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства. Она нередко возникает у шахтеров после обвала, у подводников после аварий и может возникнуть даже в обыденной жизни (например, если человек надолго окажется запертым в кабине застрявшего лифта). Однако бывает и противоположное явление — некоторые люди панически боятся открытых пространств. В тяжелой форме такое заболевание — агорафобия — может приводить к тому, что человек будет целый день сидеть дома и предпочтет голодать, нежели перейдет широкую площадь для того, чтобы купить себе еды. К этой же группе относят страх глубины и страх высоты. К страху высоты близко примыкает страх глубины, который иногда обозначают как страх воды (аквафобия). Скрытым, длительным страхом перед водой страдал, например, советский писатель М.Зощенко.

Ко второй группе фобий по классификации Карвасарского относятся так называемые социофобии, связанные с общественной жизнью. Они включают в себя эретрофобию — страх покраснеть в присутствии людей, страх публичных выступлений, страх из-за невозможности совершить какое-либо действие в присутствии посторонних и многие другие, столь же нелепые, по мнению окружающих, и столь же драматичные для их носителей боязни.

К социофобиям относится весьма распространенный среди людей страх публичных выступлений, и в то же время, по уверению специалистов, его преодоление не представляет трудностей и зависит только от регулярной тренировки.

К третьей группе, по классификации Карвасарского, относятся нозофобии — страхи заболеть каким-то заболеванием. Это вид навязчивого страха в той или иной мере всегда присутствует в обществе, но особо обостряется и принимает массовый характер во времена эпидемий.

К четвертой группе навязчивых страхов, по Карвасарскому, относится танатофобия — страх смерти, к пятой страхи нанести вред себе или близким, к шестой «контрастные» фобии. И, наконец, седьмая группа страхов — это фобофобии, или, другими словами, страхи бояться чего-либо.

1. «Природные страхи»:

1.1         Атмосферные явления.

Страх грома и молнии относится к наиболее древним страхам человечества. Любое живое существо боится сильных звуков и ярких вспышек, и в этом отношении равны и царь зверей — лев, и полевая мышь. Этот страх заложен эволюцией в мозг животных на уровне каждого врожденного инстинкта, и человек здесь не является исключением. Исследования показали, что и в настоящее время страх грозы продолжает оставаться актуальным для многих людей, обгоняя по значимости такие боязни, как страх темноты или страх смерти.

1.2       Астрономические явления.

К числу природных явлений, в древности внушавшим людям сильнейший страх, относились солнечные затмения. Эти явления происходили крайне редко — полное солнечное затмение в каждой точке Земли бывает лишь один-два раза в столетие, и начало его всегда неожиданно для не посвященного в тайны астрономии человека. Внезапное исчезновение солнца при ясном небе вызывало у людей панический ужас, так как воспринималось как конец света.    

Вторым по силе небесным явлением, внушающим ужас народу, были кометы, периодически прилетавшие к нашей планете из глубин космоса. Так как войны на Земле велись практически постоянно, неурожай и голод были привычным явлением, а эпидемии периодически опустошали города и села, люди связывали эти беды с косматыми звездными скитальцами и дрожали от одного их вида.

1.3         Вулканы и землетрясения

Извержения вулканов и сопровождавшие их землетрясения весьма сильно воздействуют на психику людей, часто являясь причиной страха и паники. Это связано с тем, что твердость земной оболочки с рождения представляется нам чем-то незыблемым и абсолютным, и, когда земля начинает уходить из-под ног, человек ощущает жуткий страх. Даже небольшое землетрясение, сопровождающееся звоном посуды в шкафах и

раскачиванием люстры, уже неприятно действует на нервы. Когда же начинают рушиться крыши домов, погребающих под своими обломками людей, ужас и паника охватывают людей. Не меньший ужас вызывают извержения вулканов.

1.4       Животные.

На протяжении своей истории, осваивая новые области земли, люди встречались с невиданными ранее животными и, естественно, испытывали к ним страх. К животным, вызывавшим у людей сильный страх, несомненно, относятся разнообразные змеи.

Нам понятны эмоции моряков древности, впервые в жизни увидевших гигантских зверей, но ведь люди зачастую испытывают страх, не имея для этого достаточного повода. Например, находясь в индийских джунглях, вполне естественно бояться ядовитых змей, но довольно трудно логично объяснить природу арахнофобии — патологической боязни пауков, которые при всем желании не могут причинить человеку ни малейшего вреда. Существует достаточно много легенд и суеверий относительно ядовитости пауков, особенно тарантулов. Но в настоящее время установлено, что челюсти тарантула вызывают только местное воспаление и не более опасны, чем жало пчелы.

2. «Социальные страхи»

Социальной фобией называется страх определенных ситуаций, связанных с возможностью испытать в них смущение или унижение. Это очень распространенное заболевание. Примерами социальной фобии могут служить страх публичных выступлений и действий, страх пользования общественным транспортом, страх есть на публике, страх вступать в разговоры с другими людьми. Попытки людей с социальной фобией избегать пугающих их социальных ситуаций часто отражаются на их личной семейной жизни и профессиональной деятельности.

Социальные страхи могут вытекать из страхов биологических, но всегда имеют специфический социальный компонент, который в них выходит на первое место, оттесняя более примитивные факты выживания. Конкретные формы проявления социальных страхов зависят от особенностей исторической эпохи и типа общества. Например, страх прослыть трусом у дворянина, получившего вызов на дуэль, был сильнее страха вероятной смерти, почти неизбежной, если противник был заведомо сильнее.

Характер вещей и явлений, которые пугают и тревожат человека, закономерно меняется с возрастом, и по мере взросления ребенка страхи биологические отходят как бы на второй план, уступая место социальным страхам и тревогам.

2.1 Страх ответственности

Многим людским страхам можно найти аналоги в животном мире: человек, как и «братья его меньшие», пугается грома, огня, хищников, стихийных бедствий, однако есть чисто человеческие страхи, которые отсутствуют в дикой природе. К таким явлениям можно отнести страх ответственности, влияние которого на развитие сердечно-сосудистых заболеваний во всем мире трудно переоценить. Это страх, послуживший отправной точкой миллионов случаев гипертонии, атеросклероза, язвы желудка, инфарктов и инсультов, унес больше человеческих жизней, чем все войны на Земле, страх ответственности практически не имеет под собой биологических корней, а обусловливается почти исключительно социальными механизмами. Сущность этого страха заключается в том, что, принимая какое-то важное решение, человек берет на себя ответственность за его последствия, а в случае неудачи, ему грозит не только осуждение или наказание со стороны социума, но, что еще хуже, зачастую он обречен на длительные самообвинения, способные отравить всю последующую жизнь.

Именно поэтому многие люди не любят принимать ответственных решений, предпочитая, чтобы за них это делали другие.

Как показали исследования, «страх принятия ответственных решений» в большей степени выражен у женщин, чем у мужчин и постепенно уменьшался с возрастом. Компьютерный анализ показал, что люди, для которых характерен этот вид страха, больше остальных боятся и выступать перед большой аудиторией.

2.2 Страх перед экзаменами

Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуацию «экзаменов» — тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную состоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта. В принципе, симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю. Классический пример «экзаменационного стресса» можно обнаружить в периоды сессии в любом учебном заведении. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях вот типичные проявления страха перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно¬сосудистую, иммунную и др.

Интересно, что боящиеся экзамена студенты предпочитают искать причину предэкзаменационной тревоги во внешних факторах, снимая с себя ответственность за свой страх. На вопрос: «Что тревожит вас больше всего перед экзаменами и вызывает сомнение в успешной его сдаче?» — 49% опрошенных в качестве фактора, затрудняющего получение хорошей оценки, отметили «сложный билет», 21% — «недоброжелательное отношение экзаменатора», 11% — «неуверенность в себе», 10% — «плохое физическое состояние» и только 8,5% студентов указали на «низкий уровень знаний».

2.3 Страхи и тревоги у подростков

Едва ли вы найдете в жизни человека такой же сложный этап развития, как подростковый. Возраст от 11 до 15 лет не без основания называют сложнейшим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов, отношений. Если изменения проходят быстро и интенсивно, то развитие приобретает скачкообразный и бурный характер. Эти изменения сопровождаются большими субъективными трудностями возникающими у ребенка.

Подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых. У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по-разному представлены в характере, потребностях и способностях.

Подросток открывает свое «Я», ищет свое место в человеческих отношениях, строит планы относительно своего развития и будущей жизни. Иначе говоря, он становится автором своей собственной биографии, своего предназначения. «Я» подростка сначала окрашено эмоциями, оно импульсивно. Ему хочется наполнить окружающее пространство этим «Я». Порой ему кажется, что самое большое зло — от скуки и инертности. Человек начинает совершать поступки только ради того, чтобы обратить на себя внимание. Для него сейчас главное — не согласиться с тем, что есть раскритиковать то, что предполагают взрослые (родители в том числе), затем попробовать новое мироустройство… оказывается, для того, чтобы что-то переделать или сделать иначе, нужно послушать советы старших, научиться планировать, организовывать, доводить дело до конца, сверяя то, что выходит, с тем, что хотелось. Надо быть личностью с убеждениями, обладать правами, иметь возможность, пользоваться санкциями.

В процессе взросления подросток испытывает различные переживания, беспокойства, тревоги и страхи. Без страха и беспокойства ребенок никогда бы не научился не выбегать на дорогу с транспортом или не был бы мотивирован готовиться к экзамену. Каждый взрослый и также ребенок переживают тревогу.

Тревожность      это врожденная и полезная эмоция. Тревожность сигнализирует    приближение    опасности   или    внезапную    перемену, предупреждая и подготавливая ответную реакцию человека. Существует много способов, которыми дети школьного возраста выражают свою тревожность: у них дрожит голос, они кусают ногти, облизывают губы, жалуются на головную боль или боль в желудке, ссорятся с другими детьми. В то же время старшие дети смело смотрят фильмы ужасов и катаются в парках на каруселях, пытаясь управлять своей тревожностью. Важно помнить, что некоторые дети испытывают большую тревожность, чем другие. Однако некоторые испытывают интенсивную тревожность почти всегда. Эта тревожность связана с их способностью заводить и удерживать друзей, работать и сотрудничать в рамках семьи и справиться со школой Дети, жизнь которых доминирована страхом и напряжением, могут страдать от тревожного расстройства. Эти расстройства могут включать: повышенное тревожное расстройство детства, панические атаки и фобии.

Существенными характеристиками генерализированного тревожного расстройства или повышенного тревожного расстройства детства, являются избыточная тревожность и беспокойства (ожидания, полного страха), длящиеся не меньше месяца, по поводу определенных событий и деятельности. В дополнение к ожиданиям беспокойства и страха ребенок испытывает трудности контроля своих беспокойств. Эти тревожность и беспокойство сопровождаются по крайней мере четырьмя дополнительными симптомами, такими как неугомонность, легкая утомляемость, проблемы в концентрации внимания, раздражительность, мышечное напряжение и расстройства сна. Могут наблюдаться и такие явления, как дрожание, судороги, тряска и мышечная чувствительность. Многие дети с тревожными расстройствами также испытывают соматические симптомы (т.е. холодные руки, сухость во рту, потоотделение, тошнота или диарея, трудности в глотании и т.п.) и преувеличенная ответная реакция вздрагивания, что часто наблюдается у тех молодых людей, у которых наблюдается посттравматическое стрессовое расстройство после пережитого травматического события. Ребенок находит трудным удержать беспокойные мысли от влияния на внимание к заданиям и проблемы в сдерживании беспокойства. Дети особенно беспокоятся о своей компетентности или качестве успеваемости.

С течением времени и во время расстройства беспокойство может переходить от одного предмета к другому. Это примерно как тревога за успеваемость, с которой большинство детей справляются с течением времени. Однако для тех, кто переживает тревожное расстройство, такая тревога может быть парализующей, приводя детей к избеганию каких-то ситуаций в поведении, например, отказ идти в школу. Как было сказано выше при описании расстройств накладывается друг на друга, и эти два состояния сосуществуют у одного и того же ребенка. Эта комбинация расстройств может сделать этих детей еще более уязвимыми, особенно во время стресса, в отличие от тех, кто страдает только депрессией.

Существует несколько категорий тревожных расстройств. Сюда включаются: повышенное тревожное расстройство детства (генерализованное тревожное расстройство взрослых), тревожные расстройства, обусловленные общим медицинским состоянием, и тревожные расстройства, вызванные употреблением медикаментов или наркотиков (вторичные по отношению к медикаментам или вызванные наркотиками).

Критерии повышенного тревожного расстройства детства:

1) Ребенок  или  подросток  переживает  избыточную  тревожность  и беспокойство, продолжающиеся не менее чем 6 месяцев по поводу каких-либо событий или деятельности (например, работа или учеба в школе);

2)  Ребенку или подростку трудно контролировать беспокойство;

3) Тревожность  или  беспокойство,  связаны  хотя  бы  с  одним  из приведенных ниже симптомов, имевших место в течение последних 6 месяцев. Примечание: для взрослых должно присутствовать три или более симптомов:

•    Неугомонность или взвинченность, или доведенность до края.

• Легкая утомляемость. Трудность концентрации внимания или  опустошенность.

• Раздражительность. Мышечное напряжение.

• Расстройство сна.

4) Содержание или причина тревоги или беспокойства не являются следствием паническим расстройств, социальной фобии, обессивно-компульсивного    расстройства,    анорексии    (потеря    аппетита), соматических    расстройств,    ипохондрии    или    исключительно постравматического стрессового расстройства;

5) Эти симптомы тревожности, беспокойства или физические симптомы, являются причиной клинически значимого дистресса, или ухудшения социального,   школьного   или   какого-нибудь   другого   важного функционирования;

6) Расстройство не вызвано прямым физиологическим воздействием наркотиков или медикаментов, или общим медицинским заболеванием (т.е.   гипотиреодизм)   и   не   имеет   место   исключительно   при расстройствах настроения, психотических расстройствах или глубоких личностных расстройствах.

Проявление тревожности и страха имеет значительные культуральные вариации (т.е. в некоторых культурах страх выражается через соматические симптомы, в других — через когнитивные).

У детей, и, особенно, подростков страх и беспокойство часто вызваны их ценностью, успеваемостью или компетенцией в школе или в спортивной деятельности, даже в нормальной обстановке, когда их деятельность не ценится другими. Однако в военных ситуациях эти страхи усложняются беспокойством за свою безопасность и безопасность их близких. Часто эти тревоги становятся такими сокрушающими, что они парализуют ребенка и влияют на ежедневную деятельность.

Самые распространенные страхи

Страх смерти – естественное явление, чувство, сформированное в процессе эволюции, отвечающее за сохранение жизни и рода человека. Оно формируется на подсознательном уровне, возникает в критических ситуациях, составляющих угрозу для жизни.

Страх перед агрессией-страхи агрессии физической (нападение, драка) или психической (крика, хамства, унижения). Водобоязнь, страх перед начальством…

Зависимостный страх-боязнь нехватки или отсутствия агента зависимости (еды, денег, табака, алкоголя, наркотика…) Ревность, кстати, коренится как раз в таком виде страха.

Общебытийный страх-такие страхи, как боязнь войны, стихийных бедствий, одиночества, старения, страх за своих близких и т.д.

Мистический страх-боязнь порчи, сглаза, наговора, богобоязнь и дьяволобоязнь, страх сойти с ума.

Страх перед судьбой-перед узостью или отсутствием пространства выбора (профессии, спутника жизни); страх широты выбора (“бегство от свободы”), страх неизвестности или случайности.

Школьный страх- страх отвечать у доски, боязнь экзаменов, страх получить плохую оценку, страх быть отвергнутым одноклассниками.

Признаки страха

Чувство страха, хорошо знакомо любому человеку, даже самым отчаянным храбрецам, оно всегда вызывает ряд физиологических изменений в человеческом организме.

Страх моментально вызывает несколько реакций, которые позволяют человеку приспособиться к внезапно изменившейся и угрожающей ситуации. Явными видимыми внешними проявлениями являются широко открытые глаза и замирание. Широкое раскрытие глаз помогает максимально расширить поле зрения, а замирание является первичной и мгновенной маскировочной мерой.

В организме происходит сильнейший выброс адреналина и норадреналина, вызывающие учащение дыхания и сердцебиения, увеличение артериального давления, покраснение или побледнение лица, выделение пота на ладонях, появляется сухость во рту. Все эти проявления доступны для внимательного наблюдателя.

Также страх выдает внутреннее напряжение, которое проявляется через повышенный мышечный тонус. Этот тонус распространяется и на мышцы лица. Длительное напряжение может привести к дрожанию всего организма, или тремору конечностей, губ.

Допустимая реакция на страх — волосы встают дыбом, это для того, чтобы агрессор испугался.

У людей, испытывающих страх, дело не ограничивается напряжением мышц. Человек старается защитить наиболее уязвимые места: шею, живот, область гениталий. Следовательно, к общему напряжению добавляется сутулость, желание пригнуться, сгруппироваться, и особенно реакция втянуть голову в плечи. Значит тот, кто не ощущает себя в безопасности, обладает поднятыми плечами, сгорбленной спиной и немного опущенной головой. Страх необходимо преодолевать и для этого есть много эффективных способов.

Каждому человеку, независимо от возраста, важно уметь преодолеть свой страх, фобии, которые сформировались в разные периоды жизни, в противном случае невозможно чего-то достичь в своей жизни. Человек будет бояться общественного мнения, начальства, своей несостоятельности – умственной или физической, возможностей, препятствий и так далее, и будет жить, каждый день мучаясь от того, что не в силах что-то изменить. На самом деле, изменить можно все, так как каждый из нас – хозяин своей жизни и сам решает, что ему выбирать и как действовать.

Способы, которые помогут справиться со своими страхами:

1. Взять тайм-аут. Человеку, находящемуся под влиянием страха или беспокойства, сложно ясно мыслить. Биение сердце, потливость ладоней и дрожь по телу являются результатом адреналина. Поэтому, необходимо взять тайм-аут, чтобы можно было физически успокоиться. Помогает расслабиться 15 минутная прогулка пешком, чашечка чая или принятие горячей ванны. Лишь после полного физического успокоения и чувства облегчения можно принимать решения или что-то делать.

2. Поговорить о страхах. Обмен страхами помогает объяснить окружающим предмет вашего страха. Если трудно поговорить с другом или членом семьи, можно позвонить в телефон доверия или обратитесь к специалисту.

3. Здоровый образ жизни, медитация. Направлены на освобождение, выброс застоявшейся в нашем теле энергетики.

4. Разозлиться на страх. Если человек панически боится какой-то ситуации, например, похода к стоматологу, достаточно разозлиться на того стоматолога по вине которого впервые возникло чувство страха перед лечением зубов.

5. Смеяться. Любой страх боится смеха. Смех полностью уничтожает страх. Необходимо смеяться, когда думаешь о страхе. Как только найдется причина посмеяться, страх исчезнет.

6. Поговорить с самим собой. Разговор с собой полезен так как он переводит во внешний план внутренние, часто запутанные переживания — он их распутывает, выстраивает в стройную цепочку причинно-следственные связи, объясняет себе то, что произошло, и в каком положении вы оказались. Такой размеренный разговор с самим собой успокаивает, нормализует сердечный ритм, другие вегетативные проявления. Называя себя по имени, человек обращается к памяти детства — ведь именно в детстве мы в максимальной степени защищены, находимся в безопасности, и именно в детстве нас называют по имени.

3.4. Практический этап

Выявление страхов у обучающихся школы

Таким образом, на основе изученной информации, я составила опросный лист для обучающихся старших классов для выявления их страхов и оценке информированности учеников в данной области. (Приложение №1)

Анализ опроса

В опросе приняло участие 52 человека. При его анализе выяснилось, что далеко не у всех старшеклассников имеются ярко выраженные страхи. Таким образом, я решила распределить обучающихся на две группы: ученики с повышенным уровнем страха, и ученики с пониженным уровнем страха. С повышенным уровнем страха оказалось 75% , а с пониженным 25% старшеклассников. (Приложение №2).

На основе опроса я выявила, какие страхи преобладают у учеников с повышенным уровнем страха. (Приложение №3)

Моя гипотеза не подтвердилась. Выяснилось, что 75% учеников умеют ярко выраженный страх, а 25% почти не имеют страхов.

Создание буклета

Для получения краткой и наглядной информации ученикам о разновидностях страхов и как с ними бороться, я решила создать буклет с кратким описанием фобий, на основе того, какие страхи преобладают у старшеклассников.

Я нахожу этот вариант наиболее подходящим для полного освоения материала.

При создании буклета мне пришлось кратко изложить изученные сведения, что способствовала закреплению материала. Я лично пообщалась с некоторыми учениками своей школы и узнала их мнение на рассматриваемый мною вопрос.

Работа над проектом

При выполнение буклета я научилась изготавливать буклеты и грамотно выделять важную информацию. А также составила опросный лист для обучающихся.

Были использованы такие методы как: сбор информации, анализ информации, интервьюирование, анкетирование.

Мне пригодились знания в области информатики, психологии, биологии, обществознания.

Для анализа опросов была составлена диаграмма.

В итоге был создан такой проектный продукт – буклет «Разновидности страхов и способы борьбы с ними».

3.5. Заключительный этап

В феврале я представлю свою работу: расскажу о ней, представлю результаты исследования и созданный проектный продукт. Педагоги школы оценят полученные результаты.

4. Заключение

Выводы и самоанализ

В завершении моей работы я достигла цели проекта, выполнила поставленные задачи. Я составила анкету для учеников, провела опрос, на его основе проанализировала все полученные ответы и составила диаграмму, определила тему проекта, нашла проблемы, поставила цель проекта, проанализировала имеющеюся информацию, собрала и изучила информацию, выбрала оптимальный способ достижения цели, построила алгоритм деятельности, составление плана реализации проекта, изучила возможностей использования результатов проекта, проанализировала результат выполнения проекта, провела самооценку.

В итоге гипотеза, не подтвердилась. Далеко не каждый старшеклассник имеет ярко выраженный страх. Данная работа позволила увидеть существующие проблемы у учащихся старших классов. Это устойчивые страхи, с которыми не могут они самостоятельно справиться. Эти страхи сохраняются длительное время, вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. Преодолеть их учащиеся смогут только с помощью взрослых: родителей, психологов и учителей.

Надеюсь, что мой проект и в будущем будет полез обучающимся нашей школы.

Проблемы

В ходе выполнения проекта я столкнулась с проблемами: в интернете было мало информации, связанной с методами борьбы с различными страхами; я не могла разобраться с программой MicrosoftPublisher , которая нудна была мне для создания буклета.

Мне понравилось работать над этим проектом. Это было интересно  и познавательно.

5. Список информационных ресурсов

  1. http://www.neuroplus.ru/bolezni/fobii/fobii-i-strahi.html
  2. http://www.boimsya.ru/
  3. http://raut.ru/article/vidi_fobij.html

        4. «Психология эмоций», КэрролЭ.Изард – СПб.: Питер, 2007

        5. «Психология страха», Щербатых Ю.В. – М.: Изд-во Эксмо, 2006

        6. Еженедельная газета «Школьный психолог» №8 (296), — М.:Изд-во «Первое сентября», февраль 2004

          7. Еженедельная газета «Школьный психолог» №20 (354), — М.:Изд-во «Первое сентября», октябрь 2005

         8.«Психологическая помощь в экстремальных ситуациях», Д.Айдукович – ГУП «Полиграфический комбинат «ИНГУШЕТИЯ», 30.03.2002 г.206-1000

6. Приложения

6.1. Анкета по выявлению страхов у старшеклассников

  1. С утра чувствую себя не вполне уверенно.
  2. Боюсь отвечать у доски
  3. При волнении у меня проявляются такие признаки, как головокружение, сердцебиение и т д.
  4. При разговоре с людьми легко смущаюсь.
  5. Обычно стараюсь не рисковать.
  6.  Мне трудно начинать новые дела из-за боязни неудач.
  7. Люди в основном не заслуживают доверия.
  8. Некоторые люди действуют на меня подавляюще.
  9. Волнуюсь перед публичными выступлениями, экзаменами и т д.
  10.  Боюсь своей смерти.
  11.  Постоянно испытываю беспокойство за здоровье близких людей.
  12.  Иногда на меня накатывает беспричинная тревога.
  13.  Выучив урок, не могу дать четкий ответ в классе.
  14.  Мне случалось испытывать беспричинную панику.
  15.  Жизнь для меня страшна.
  16.  Избегаю длительных дружеских отношений.
  17.  Боюсь транспортных средств.
  18.  Боюсь темноты.
  19.  Некоторые животные вызывают у меня ужас или отвращение.
  20.  Боюсь разлук с близкими.
  21.  В одиночестве мне не комфортно.
  22. (для девушек) Если возвращаюсь домой поздно, прошу встретить меня.
  23. (для юношей.) При нахождении на улице боюсь попасть в драку.
  24. (для юношей) Когда иду с девушкой, не захожу в места, где на нас могут напасть.
  25.  Мне случалось оставаться бездейственным, когда при мне кого — то избивали, унижали.
  26.  Я оставлял без ответа открытую наглость, хамство, и мне неприятно это вспоминать.
  27.  Мне приходилось испытывать страх перед врачами, родителями.
  28.  Если в подъезде стоит незнакомая компания мужчин, дожидаюсь того, кто смог бы сопроводить меня.
  29.  Не переношу крови, открытых ран.
  1.  Чувствую дискомфорт, когда учитель выбирает в журнале фамилию ученика для опроса.
  2.  Чтобы снять беспокойство, больше ем.
  3.  Состояние моего здоровья внушает мне опасения.
  4.  Боюсь заболеть раком СПИДом, инфарктом.
  5.  Опасаюсь оставаться в местах, где невозможна скорая медицинская помощь.
  6.  Не терплю одиночества, испытываю фобические расстройства.
  7.  По несколько раз проверяю, закрыта ли квартира, ничего ли не забыл дома.
  8.  Иногда я кажусь странным.
  9.  Избегаю повторяющихся ситуаций.
  10.  Мне сняться страшные сны
  11.  Стараюсь откладывать деньги про запас на черный день.
  12.  Меня тревожит перспектива остаться бедным.
  13.  Испытываю тревогу, когда остаюсь без денег, еды.
  14.  Боюсь стихийных бедствий.
  15.  Боюсь сглаза, магии и т д.
  16.  Есть в моей жизни то, чего я боюсь и боялся с детства.
  17.  Боюсь головокружения и других фобических расстройств.
  18.  Если я слышу смех за спиной, мне кажется, что смеются надо мной
  19.  Иногда боюсь своих мыслей.
  20.  Боюсь уронить своё достоинство в глазах людей.
  21.  Ощущаю симптомы беспричинного стыда.
  22.  Предпочитаю не знакомиться с новыми людьми.
  23.  Мой дом — моя крепость, а за пределами ее находиться мне страшно.
  24.  Мне кажется, на окружающих я произвожу негативное впечатление.
  25.  Общения с противоположным полом избегаю.
  26.  Очень зависим от мнения окружающих.
  27.  В транспорте придерживаюсь мест около дверей.
  28.  Мне не нравится, когда на меня пристально смотрят.
  29.  Боюсь любить или быть любимым
  30.  Боюсь бояться.
  31.  По большей части чувствую себя скованно, сжато, дискомфортно
  32.  Когда отвечаю у доски, кажется, что все одноклассники меня недоброжелательно рассматривают и обсуждают.
  33.  Иногда кажется, что я сойду с ума.
  1. Боюсь уколов, стоматологов.
  2.  Когда вижу перешептывающихся одноклассников, мне кажется, что они говорят обо мне.
  3.  В делах для меня неприятен момент выбора.

Бланк ответов

пол: мужской/женский, возраст:___________лет, класс:___________

1

11

21

31

41

51

61

ССБ:

2

12

22

32

42

52

62

СФ:

3

13

23

33

43

53

63

СПА:

4

14

24

34

44

54

64

ЗС:

5

15

25

35

45

55

65

ОБС:

6

16

26

36

46

56

МС:

7

17

27

37

47

57

СПС:

8

18

28

38

48

58

ШФ:

9

19

29

39

49

59

ВСЕГО

10

20

30

40

50

60

6.2. Соотношение школьников с разным уровнем страха (диаграмма)

6.3. Типичные страхи обучающихся 9, 10, 11 классов (диаграмма)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Проекты для 9 класса для допуска к экзамену примеры
  • Проекты для 9 класса для допуска к экзамену по истории
  • Проекты для 9 класса для допуска к экзамену по информатике
  • Проекты для 9 класса для допуска к экзамену по биологии
  • Проекты для 9 класса для допуска к экзамену образец

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии