Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 122 человека из 46 регионов
- Сейчас обучается 32 человека из 17 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 155 075 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 04.12.2021
- 420
- 26
- 04.12.2021
- 191
- 1
Игра по творчеству Н.В. Гоголя
- Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
- Тема: «Заколдованное место». Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви
- 04.12.2021
- 228
- 2
- 04.12.2021
- 163
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кезская средняя общеобразовательная школа №1»
Кезского района Удмуртской Республики
«Первые шаги »
Проект
Автор:
Поздеева Наталья Андреевна
учащаяся 7г класса
МБОУ «Кезская СОШ №1»
Руководитель:
Чечегова Галина Вячеславовна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ» «Кезская СОШ №1»
Кез, 2013
Содержание
1. Введение………………………………………………………….3
2. Основная часть……………………………………………………4
3.Заключение………………………………………………………..5
4. Список литературы……………………………………………….6
5. Приложения………………………………………………………7
Введение
Я выбрала эту тему, потому что у меня есть несколько стихотворений собственного сочинения и решила собрать их в одну брошюру. Эта тема актуальна для меня, потому что у меня есть желание писать хорошие стихи и печататься, а поэтического кружка у нас в школе нет.
Цель моей работы – совершенствовать мои стихотворения.
Проектным продуктом будет брошюра, состоящая из моих стихов. Этот продукт может достичь цели проекта, так как мне придётся изучить теорию стихосложения, рассмотреть сборники стихов других поэтов, изучить, как составляется сборник стихотворений, на этой основе поработать над качеством стихов.
План моей работы:
- Изучить теорию стихосложения.
- Рассмотреть сборники стихотворений поэтов-классиков.
- Поработать над качеством своих стихов.
- Придумать название брошюре.
- Написать аннотацию к стихам.
- Изучить, как делается брошюра.
- Составить брошюру и распечатать.
3
Основная часть
Я начала работу с того, что нашла материал в Интернете « Советы для начинающих поэтов», « Нормы стихосложения», « Что такое стихотворение в прозе». Изучила данные статьи и закрепила знания о размерах стиха, о рифме, о том, как искать рифму, что главное в стихотворении – это ритм стиха.
Потом я изучила сборники стихотворений А. С. Пушкина и других классиков.
Затем я приступила к совершенствованию своих стихотворений, изменила некоторые слова, нашла рифмы, написала стихотворение в прозе.
После этого я написала аннотацию к своим стихам и напечатала содержание брошюры.
Завершила я работу печатанием брошюры с моими стихами.
4
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что мне удалось совершенствовать свои стихи. Я лучше стала владеть теорией стихосложения, и у меня есть желание дополнить список моих стихотворений, я научилась правильно распределять время, планировать свою работу и добиваться цели.
5
Список литературы.
1.Основы стихосложения.
http://www.stihi.ru/2004/05/24-221
http://www.tutoronline.ru/blog/jan_2012/osnovy-stihoslozhenija.aspx
2. Размер стиха.
http://www.zolotayastrofa.ru/articles/ritm.php
РИТМ Ритм — это основа основ стихосложения. Собственно, единственное,
что отделяет стихи от прозы — это ритм. Все системы стихосложения у всех …
Как определить размер стиха :: Наука :: KakProsto.ru: как просто …
http://www.kakprosto.ru/kak-14254-kak-opredelit-razmer-stiha
29 апр 2011 … Размер стиха, или метр, — это порядок чередования ударных и безударных
слогов и количество этих слогов. Во всякой метрической …
Размер стиха: Справочник Литературных терминов
http://lit100.ru/text.php?t=1703
Описание литературных терминов: Размер стиха.
6
Дорогой читатель!
Мои стихи рождаются в минуты, когда я испытываю глубокие чувства радости или грусти, сопереживания, возмущения, сострадания по поводу каких-то событий в окружающей жизни либо увиденных картин, которые особенно запечатлелись в моей памяти и задели мою душу.
Они не объединены какой-то общей темой, они разные, чаще в них выражаются мои мысли и переживания.
Я хочу, чтобы на моей планете « Земля» было больше света и радости, добра и милосердия. И буду очень рада, если мои стихи помогут кому-то пробудиться, задуматься о происходящем, посеют семя любви и уважения к окружающей природе и к человеку.
Дельфин
Из глубины морских чудес
Плывёт дельфин прекрасный.
Дельфин задорен, словно бес,
Играющий вдоль мачты.
Моряк сказал ему: «Привет!
Привет тебе и счастья!»
Дельфин махнул ему лишь вслед,
Махнул ему на счастье.
Весёлым был дельфин всегда,
Пока не пришло горе:
Пропал отец, пропала мать
В морских сетях в неволе.
Остался наш дружок один,
Остался он на воле,
И отомстить решил он всем
Людским отродьям в море.
И каждый раз, когда плывут
Те люди на просторе,
Он зол, он бешен,
Он бьет водой, он бьет водой от горя.
2012 год
Мальчик
Маленький мальчик однажды зимой
Снегом решил покидаться с сестрой
Первый ком, второй — не беда,
Только вот третий попал ей в глаза.
Девочка плачет и рвётся домой,
Мальчик смеётся над плаксой — сестрой.
Мама на плач к ним скорей подошла,
Брата с сестрою домой увела.
Думает мальчик над младшей сестрой:
«Лучше бы был здесь кто-то другой,
Я бы в игрушки с ним поиграл,
Бегали бы мы с ним по лугам».
Мальчик подрос, и стал он большой,
И вспоминает, что было зимой,
Думает он: «Хорошо, что сестра
В детстве мне сдачи давать не могла!»
2013год
Памяти Алексея Лекомцева 1
Война за флаг
Удмуртия! Край родниковый
Прославлен поэтом, поэтом не новым.
Но я вам открою великое горе,
Великое горе в краю родниковом.
А горе такое – война за спиною,
За нашей спиною, не чьей-то другою.
Парней невиновных мы в бой провожали
С чеченским солдатом… За что – мы не знаем?!
В свинцовом гробу привезли того Лёшу,
За что он погиб? За что эта ноша?
В сердцах матерей залегла боль о Лёше.
Война – вот причина, за что погиб Лёша.
Парней было много, погибших как Лёша,
Погибших за флаг – такая вот ноша,
За флаг наш российский, за честь государства…
Так много их было, таких вот хороших…
2011 год
1Лекомцев Алексей Юрьевич (22.09.1975 – 10.01.1994), выпускник 1992 года МОУ «Кезская СОШ №1», был смертельно ранен при штурме президентского дворца в г.Грозный. Похоронен на Юскинском кладбище Кезского района УР.
Одинокая рябина.
На лесной поляне стоит рябина. Её стройный ствол изгибается под сильным холодным ветром. Раскидистые темно-серые ветви голые. Средь серую завесу можно рассмотреть красные глазки, их так много.
Но вот ветер утих, и ее стройный стан нежно и тихо стали покрывать белые хлопья снега. Одна за другой они кутали рябину пуховым одеялом. Красные глазки заблестели радостью.
Отдыхай, рябина. Пусть приснится тебе чудесная зимняя сказка!
2012 год
Отзывы о стихотворениях.
Мне интересны стихи Натальи Поздеевой тем, что они поднимают актуальные проблемы современной жизни. Вместе с лирическим героем скорбишь по погибшим молодым парням в чеченской войне, сочувствуешь природе. Стихотворения Наташи пропитаны любовью к миру и природе и призывают людей быть разумными в своих поступках.
Г. В. Чечегова
Мне понравилось стихотворение « Мальчик», потому что Наташе удалось правильно угадать то, что мальчики больше любят играть с братиками, чем с сестрёнками. Стихотворение читается легко, в нём присутствует юмор.
Д. Спешилов, ученик 7г класса
Мне очень понравилась метафора «красные глазки» в стихотворении в прозе « Одинокая рябина». Как удачно Наташа сравнила ягоды рябины с глазками. А олицетворение « красные глазки заблестели радостью» оживило рябину. На душе становится светло и спокойно.
Ю. Ефремова, ученица 7г класса
«Дельфин задорен, словно бес, играющий вдоль мачты…» — какое сравнение! Задорен, как бес…Почему «как бес»? Дельфин — самое доброе и умное животное, спасает людей от гибели, а бес – тёмная сила. Но, видно, появление образа беса предупреждает о будущей трагедии, которая произойдёт с матерью и отцом дельфина.
Ю.Максимова, ученица 7г класса
Автор: Притульская Ангелина Ивановна
Место работы/учебы (аффилиация): БОУ «Воронцовская СШ», Омская область, 9 класс
Актуальность. Почему люди создали такой странный способ выражения мыслей и чувств, как стихи? Ведь в жизни стихами вряд ли кто друг с другом разговаривает. Зачем же тогда пишут стихи? Стихи служат для выражения не обыкновенных, не простых, не будничных, не прозаических, а наиболее высоких, сильных, ярких человеческих чувств. В стихах выражается особое, необычайное душевное волнение.
В своей исследовательской работе я хотела бы показать, как рождаются стихи, как уловить между строк настроение автора, его мысли, мечты, что побуждает писать стихи.
Гипотеза работы: если понять, как рождаются стихи, возможно ли, что все станут поэтами?
Цель: изучить творчество поэтов — земляков. Развивать способность творчески мыслить через собственные стихотворения.
Задачи, поставленные перед нами:
- Выяснить, что такое стихотворение и тема стихотворения. О чем можно рассказать в стихотворении.
- Рассмотреть, что такое строфа, ритм, рифма.
- Вспомнить известные стихотворения о родине омских поэтов.
- Попробовать себя в роли поэта и сочинить собственный стих.
Практическая значимость: Результаты данной исследовательской работы можно представить на неделе литературы в школе, готовый материал предоставить в школьный музей, в школьную библиотеку, выступить на литературном мероприятии, посвящённом поэтическому творчеству.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Проект
«Где жизнь, там и поэзия»
Автор Александрова Валерия, ученица 9В класса
Руководитель: Морженакова Ольга Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Черногорск , 2019 г.
Содержание
Аннотация.
I. Введение
1.1.Выбор темы, актуальность проекта
1.2.Цель, задачи, вид продукта, жизнедеятельность проекта,
ожидаемые результаты
II. Основная часть «Где жизнь, там и поэзия…».
2.1 Роль поэзии в жизни человека.
2 2 Как писать стихи? Как научиться писать стихи
2.3 Афоризмы великих людей о поэзии.
2.4 Презентация сборника стихотворений под названием «Мои первые шаги»
III. Заключение
IV. Список литературы
Аннотация
Мой проект посвящен рождению стихов. Рифмы посетили меня в тот миг, когда я ощущала красоту окружающего мира: первый весенний дождь, пение птиц, красивую мелодию, любовь и доброту мамы… Позже я стала сочинять небольшие четверостишия, затем появились первые стихотворения. Так родилась мысль выполнить проект, создать свой сборник стихотворений. В 2018 году я впервые отправила стихи на конкурс, к моей радости, мое поэтическое творчество было оценено. Я стала победителем Всероссийского конкурса «Проба пера».
Я начала свою работу с того, что я сформулировала цель, выдвинула задачи, определила актуальность, подумала, какой продукт получу. В ходе проекта изучила литературу о роли поэзии в жизни человека, ее многогранности, о правилах написания стихотворений. Я завершила работу тем, что составила таблицу афоризмов великих людей о поэзии и презентацию сборника собственных стихов.
1.Подготовительной этап
Выбрав тему, определила актуальность проекта, сформулировала цель проекта, поставила задачи, подобрала список для изучения литературы по теме проекта.
2. Основной этап:
Изучила литературу по теме проекта, подобрала афоризмы великих людей о роли поэзии в жизни человека, составила таблицу. Подготовила собственные стихи для составления сборника стихов.
3. Подвела итог своей работы, сделала выводы.
Введение
Выбор темы
Мы рождаемся, учимся, работаем и умираем. Жизнь состоит из разных побед и неудач, из веселых и грустных моментов, она полна решительности и сомнений. Да, сейчас множество источников, которые рассказывают, зачем и как нам нужно жить, но так было не всегда. Раньше о смысле жизни, ее прелестях, об окружающем мире люди узнавали из рассказов и стихотворений поэтов, которые, несмотря на все угрозы, проливали свет истины в своих произведениях. Поэзия — это не только проводник в мир дум и познаний, от нее зависит в каком состоянии останется душа человека, получит ли он какой -либо урок или же останется равнодушным. Одни любят фантастику и детективы, другие — исторические и любовные романы. Среди читающих людей есть и любители поэзии, потому что без поэзии прожить невозможно. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным.
Хорошие стихи — всегда тайна. Стихотворения можно, а иногда и нужно анализировать. Зачастую поэтические строки с первого раза понять сложно. Чтобы понять стихотворение, нужно многое увидеть и услышать. Ведь мы, имея зрение, многое не замечаем; мы слышим, но не всегда вникаем в смысл сказанного.
Актуальность: тема моего проекта актуальна. В наш бурный век, когда стремительно развивается наука, увеличивается ритм жизни, вопрос влиянии искусства на человека остается актуальным. Мы не раз задумывались о тех или иных событиях в нашей жизни, где же можно найти ответы на многие вопросы. Ответ прост: конечно же, в поэзии, в трогательных и жизненных строчках. Ведь поэты- это голос человечества, очень часто в произведениях поднимаются актуальные темы, волнующие людей и призывающие к чему- либо. Мир меняется, а проблемы остаются неизменными, поэтому многие произведения поэтов прошлых веков до сих пор волнуют сердца людей. Мы, современные люди, воплощаем наши мысли, чувства в стихах.
Проект— индивидуальный, творческий, учебно-образовательный, краткосрочный.
Цель проекта: создание сборника стихотворений собственного сочинения.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме: «Где жизнь, там и поэзия…Роль поэзии в жизни человека».
2. Подобрать афоризмы великих людей о роли поэзии в жизни человека.
3. Изучить литературу о том, как пишутся стихи.
4. Создать буклет: «Правила написания стихотворений».
4. Создать собственный сборник стихов.
Продукт: сборник стихов.
Жизнедеятельность проекта: предлагаю использовать мой проект учителям русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты: мой проект позволит мне узнать больше о поэзии и стихосложении. Я предполагаю, что, погрузившись в работу над проектом, прибавятся не только знания о поэзии, но и мои стихи станут более осмысленными.
II. «Где жизнь, там и поэзия…»
2.1 Роль поэзии в жизни человека.
Особую эмоциональную реакцию в душе человека вызывает поэзия. Поэзия объемна и многогранна в отношении тематического плана: поэзия не значит только «стихи о любви», это произведения на разные темы – философские, военные и др. Читателя не оставляют равнодушным искренние строки Ахматовой и Цветаевой, ставшие уже родными стихотворения Пушкина и Лермонтова, бессмертные слова Твардовского, философские размышления Пастернака и Мандельштама.
Поэзия от греческого — означает творчество, сотворение. В узком смысле под поэзией понимают стихотворную, ритмически организованную речь. В этом смысле поэзии противопоставляют прозу. Поэзия, по словам Плеханова (русского мыслителя), возникает тогда, когда человек снова вызывает в себе чувства и мысли, испытанные им под влиянием окружающей действительности, и придает им образное выражение.
Таким образом, основным признаком поэзии является наличие в ней образов. Поэзия – мир, созданный для духовного развития и обогащения творческой личности. Это сокровищница литературного языка, которая позволяет через традицию сохранять индивидуальность народа.
Поэзия представляет собой уникальный способ организации речи, заключающийся в построении фраз путем использования необязательных для обычного общения средств (рифм, размеров, ритма). Поэзия часто ассоциируется со стихотворными формами и является обобщающим для них понятием. 1
2.2 Как писать стихи? Как научиться писать стихи.
Многие люди пробуют себя в стихосложении, и вы тоже можете творить, если чувствуете такое желание. Конечно, никто не даст гарантии, что вы станете хорошим поэтом, но и напрасным такой опыт не будет. Главное, вы поймёте, как писать. Стих и строфа – уточняем значения. Если вы пробуете свои силы в поэзии, то совсем не лишним будет знать некоторые важные понятия, связанные со стихосложением. Стих… У этого слова есть два значения. Первое: поэтическая речь, организованная в той или иной традиции (например, «пушкинский стих»). Второе: ритмично выстроенная строка стихотворного текста. Неверно употреблять слово «стих» в значении «стихотворение», поскольку первое является составной частью второго или (в некоторых случаях) гораздо более широким понятием, чем одно произведение. Объединение двух и более стихотворных строк (стихов) называется строфой. Среди таких сочетаний различают двустишие, трёхстишие, четверостишие… и так далее, вплоть до десяти стихов. Далее в статье будет объяснено ещё несколько важных понятий. Мы поняли, почему пишут стихи разные люди и чем это может быть полезно, а также разобрались в значениях слов, которые путают читатели и многие начинающие поэты. Дальше пойдёт речь о секретах написания хорошего стихотворения. Первый шаг: с чего начать? Если вы никогда раньше не занимались стихосложением, то разумнее всего начать с чтения поэтических произведений признанных авторов. Не обязательно сразу хвататься за классику, если она не очень вам по душе. Начните с современных авторов, затем переходите на поэтов Серебряного века, а дальше можно усложнять свой читательский репертуар. Если пока не знаете, как начать писать стихи, то просто найдите и почитайте то, что найдёт отклик в вашей душе. При этом очень возможно, что первые самостоятельные опусы у вас будут похожи на творчество тех поэтов, которые вам больше всего нравятся. Относитесь к этому как к первому этапу обучения и продолжайте сочинять, как получается. Не секрет, что первые стихи многих впоследствии прославленных поэтов были подражательными. Но целеустремлённый человек сумеет развить свой талант и найти собственный стиль письма. Верьте в себя, пробуйте, экспериментируйте.
Жанры стихотворений
Но чтобы знать, в каком направлении двигаться, разберёмся в основных разновидностях поэтических произведений. Поговорим о том, какой можно попробовать жанр. Для тонко чувствующих натур подойдёт лирическая и философская поэзия, а также баллады и стансы. Тем, кто активно интересуется окружающей социальной жизнью, можно попробовать писать публицистические стихи. Также заслуживает внимания пародийная, сатирическая и юмористическая поэзия – отдельные экземпляры этих жанров любимы читателями не меньше, чем серьёзные стихотворения.
Разновидности стихосложения Избранный жанр и стиль подскажут, как писать. Стих в значении «способ выражения поэтической речи» слагается по определённым правилам. Перечислим виды поэтических произведений: белый стих (отсутствует рифма, но чётко сохраняется размер и ритм); акростих (манера письма, при которой первые буквы каждой строки образуют вместе слово, реже два или три); смешанный стих (способ написания без сохранения одинакового размера на протяжении всего произведения); стихи в прозе (нет рифмы и ритма, но особый выразительный стиль позволяет относить их к поэзии); верлибр (непростой стиль, отличающийся особым построением строк, краткими и насыщенными образами и отсутствием рифмы).Далее мы разберёмся в основных составляющих стихотворения: рифме, размере и ритме.
Как складывается рифма?
Итак, вы определились, какие поэтические стили и способы стихосложения хотите попробовать сами. Но мало одного желания заниматься поэзией, нужно знать, как. Писать стих – каждую строку вашего произведения – необходимо по определённым правилам. Одним из важнейших пунктов является рифма – созвучное окончание двух и более слов. Как известно, в стихотворении такие слова помещаются на конец строчки. При этом рифмоваться могут соседние два стиха либо через один, реже два. У рифмы есть свои разновидности: мужская (с ударением на последнем слоге); женская (ударение падает на предпоследний слог); дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге стиха); гипердактилическая (ударение на четвёртом слоге или ещё дальше). Существуют и многие другие разновидности, но начинающему поэту можно пока ознакомиться с основными. Важно найти подходящую и оригинальную рифму, не похожую на «любовь – кровь» или «никогда – навсегда». А кроме того, выбранные для рифмы слова должны органично входить в текст стихотворения, создавая тот образ, который задумал передать поэт.
Если вы хотите знать, как правильно писать стихи, то ознакомьтесь также с понятиями поэтического размера и ритма. Зачем нужны размер и ритм?
Размер стихотворения крайне важен, поскольку определяет звучание, мелодику, настроение произведения. Определить размер можно по сочетанию ударных и безударных слогов в 2-3 строчках поэтического произведения. Если вы думаете о том, как научиться писать стихи, то попробуйте проанализировать любимые произведения на предмет размерности и понять, как автор получил нужный эффект. Двухсложные размеры: ямб; хорей. Один ударный слог и один безударный. В ямбе ударение падает на второй слог, а в хорее на первый. Трёхсложные размеры: дактиль; амфибрахий; анапест. Один слог ударный, а два других — безударные. Различие в том, на какой слог падает ударение: первый – дактиль, второй – амфибрахий, третий – анапест. Поможет ли знание стихотворных размеров научиться, как правильно писать стихи? Само по себе – едва ли, однако заглянуть «внутрь» того или иного стихотворения всё же полезно. Такой анализ открывает то, что не заметно при обычном чтении, и позволяет научиться строить поэтический рисунок. Ещё одним немаловажным фактором является ритм – цикличное чередование безударных слогов с ударными. Чтобы лучше почувствовать ритм, нужно прочесть написанное стихотворение вслух.
Поэтические приёмы
Мы многое узнали о поэзии, но ещё не до конца решили вопрос, как писать. Стих – это отдельная строка, из сочетания которых слагается стихотворение. Чтобы оно обладало не только формой, но и содержанием, нужно знать и уметь применять поэтические приёмы. Вот некоторые из них: аллегория; аллитерация (звукопись); анафора; антитеза (противопоставление); восклицание; гипербола; градация (усиление); инверсия; ирония; каламбур; метафора; метонимия; обращение; оксюморон; олицетворение; рефрен; риторическое обращение или вопрос; синекдоха; умолчание; эвфемизм; эпитет; эпифора. Знание этих приёмов само по себе не подскажет, как научиться писать стихи. Но если привыкнуть находить художественные средства в чужих произведениях, то станет понятно, что можно применять в собственном творчестве.
Поэт или графоман? Предположим, вы уже написали одно или несколько стихотворений. Как определить, насколько они хороши? Сделать это самостоятельно – непросто, ведь не рассудком, а в порыве вдохновения мы пишем стихи. Сами при этом можем обожать каждую строчку собственного творчества, но вызовет ли оно такой же восторг у других? Способ это проверить один – дать почитать свои стихи другим людям. Если смогли заинтересовать своим творчеством кого-то другого, значит, приблизились к пониманию, как писать хорошие стихи. Основные признаки удачного стихотворения: читатель ощущает то чувство, которое вложил автор, или видит описанную картину; свежие, оригинальные рифмы, подходящие по смыслу и настроению; соблюдается размер и ритм во всех строках; отсутствуют речевые, стилистические и прочие ошибки (кроме случаев, когда это входит в творческий приём).
«Хочу стихи писать, что делать?».
Ответ один – писать. А ещё читать, причём творения не только признанных мастеров, но и начинающих авторов. Практикуясь и анализируя чужие опусы, вы научитесь технике написания стихов и разовьёте способность отличать удачные строки от неудачных. Но будьте готовы к тому, что тренироваться в выработке своего стиля вам предстоит много лет, если не всю жизнь.2
2.3 Афоризмы великих людей о поэзии в цитатах
Произнесенные когда-то людьми простые слова, но имеющие очень глубокий смысл, затрагивающие душу, со временем становятся афоризмами. Из поколения они передаются на устах, о них пишут книги, составляют сборники. Афоризмы – настоящий кладезь народных мудростей, собрание мыслей мудрейших людей или просто удачных высказываний. Некоторые из них прошли сквозь века, но и в наше время не потеряли своей актуальности.
Одним из главных достоинств афоризмов является простота и доступность. Благодаря лаконичности фраз их легко запомнить. Тут важно повторить высказывание дословно, чтобы оно не потеряло своего смысла и остроты. Цитировать афоризмы могут люди разных специальностей: учителя, прорабы, хирурги и даже домохозяйки. Становится модным на симпозиумах и на лекциях приводить мысли умных людей, ссылаясь на автора, и таким образом повышать доверие слушателей к сказанному.
Я подобрала афоризмы о роли поэзии, о воздействии поэтического СЛОВА надушу человека. Одним из лучших афоризмов я считаю слова Л.Н.Толстого: «Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело». Во мне загорелся этот огонь поэзии.
Федерико Гарсиа Лорка |
Поэтическое воображение странствует и перевоплощает вещи, придает им самый их чистый смысл и определяет взаимосвязи, дотоле неведомые, но всегда, всегда, всегда орудует фактами самой что ни на есть ясной и четкой реальности. Оно внутри человеческой логики и контролируется разумом, от которого не может отделиться. |
Валерий Яковлевич Брюсов |
Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда ни потратил. |
Валерий Яковлевич Брюсов |
…Стихи — совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков — грешно и стыдно |
Константин Георгиевич Паустовский |
Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! |
Валерий Яковлевич Брюсов |
Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляется сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты. Только культура ума делает возможной культуру духа. |
Цицерон Марк Туллий |
Мы ведь знаем мнение величайших ученых, что разные отрасли знания требуют изучения и наставления, поэтическую же способность создает сама природа, и поэт творит из своего духа и в то же время как бы вдохновляется свыше. |
. Е. Винокуров. |
Когда поэзия есть, она может некоторыми не замечаться, но, когда ее нет, люди задыхаются |
Готхольд Эфраим Лессинг |
Я давно уже считал, что двор — не место для поэта, который должен изучать природу. Но если пышность и этикет превращают людей в машины, то обязанность поэта — снова сделать из этих машин людей. |
Константин Георгиевич Паустовский |
Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! |
Вывод: стихи – это уникальная возможность развить фантазию и абстрактное мышление, поэтому, проанализировав свои стихи, я решила создать собственный сборник.
2.5 Составляя сборник собственных стихотворений, я решила назвать его так: «Мои первые шаги».
Цель: отображение мира моих чувств, моего философского осмысления жизни, моего отношения к окружающему миру.
Как многие поэты я выбираю темы для своих стихотворений из жизни. Человека окружает множество различных ситуаций, которые могут вдохновить так сильно, что нужно будет об этом кому-либо рассказать, в моем случае преданным слушателем является лист бумаги.
Я живу в необычайном месте в Республике Хакасия, которая полна живописных мест, поэтому темой для стихотворений становится природа. Но как ни крути, человека окружает не только красота. В мире много несправедливости и предательства, о которых я стараюсь сказать в своих стихах. Эти темы я беру из программ новостей, комментариев родителей, из окружающей меня жизни. Вдохновение посещает меня на уроках литературы. На них мы обсуждаем проблемы и пороки человечества, которые не могут оставить мое сердце и душу равнодушным. Поэтому пометки к стихам я могу делать прямо на уроке, во время прогулки с друзьями. Я считаю, что в стихах раскрывается душа и мое представление о мире, выражается моя точка зрения.
III.Заключение
Ни растущий перевес прозаических стихий в языке, ни мощный расцвет науки, ни возможные преобразования общественного уклада не грозят существованию поэзии, хотя могут повлиять решительным образом на её формы. Роль её по-прежнему громадна; её эмоциональность даёт ей возможность влиять там, где сухие формулы науки бессильны. Давая наиболее тонкое и в то же время понятное выражение душевной жизни, поэзия роднит людей, усложняет их мысль и упрощает их отношения. В этом её преимущественное значение, в этом причина её уникального положения. Поэзия эмоционально обогащает человека, воспитывает духовный мир, влияет на выбор нравственных ориентиров.
IV. Список литературы:
http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-poezii
http://www.i- kiss.ru/rubrika/poyezija
http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/rol-poezii-v-vospitanii-rebyenka/
Fabiana Walles — http://fb.ru/article/190900/kak-pisat-stihi-kak-nauchitsya-pisat-stihi
Источник: http://www.aphorisme.ru/articles/aforizmi-v-nashey-zhizni/?q=2185
Приложение
Мои стихи
Много лет прошло с тех пор,
Как из камня был топор,
Как в пещерах темных жили,
Когда зверей не приучили,
Как огонь святым считали
И старейшин уважали,
Как менялся человек
За пошедший трудный век.
Сколько платьев поменялось,
Знаний много прибавлялось,
Изменился этикет,
В жизнь труднее стал билет.
Много жадности, греха,
Все жестокости, «ха-ха»,
Все насмешки и упеки
Появились на пороге.
Говорят, стал жестким мир,
Полный страхов и сатир,
Но причем же тут земля,
Богом нам она дана,
Человечество само
В руки гнева отдано,
Эту землю мы же сами
Воевали, разделяли,
Лгали часто и хитрили,
В общем, просто «мирно жили»
И чем дальше, тем сильней
Нам хотелось ширь полей.
Вот достигли совершенства,
Технологий и блаженства,
А сейчас царит вопрос:
«Почему гневом зарос
Ми и души всех людей?»
Нам не надо уж полей.
Ходит гордый человек
И психологов совет,
Все решает, как же быть
Глупый люд освободить,
От своих же тараканов
И депрессий на диванах,
Вся болит у нас душа,
А в кармане ни гроша.
Зависть к людям побогаче,
К их большой, большой удаче,
Но, конечно, есть же люди,
Кто не ест ту злость на блюде,
Честно мыслит, сам собой,
Не кривит своей душой.
Да, ты хочешь лучше мир,
Измени тогда свой тир,
Не стреляй в места глупцов
В царство дурости, пантов,
Проще будь и всё тогда,
Будет легче, чем всегда.
Наш дом планета Земля
И предками нам отдана.
Чтоб мы ее сохранили,
Отдали, как получили.
Посмотришь на право, речка течёт,
На ветке берёзы птица поёт.
Расстелются горы зелёной волной,
И сверху улягутся цветы пеленой.
Родные просторы знакомы до слёз:
И ветер, и горы планетой зовёшь.
И мама, и папа, и брат, и сестра,
Всё это тебе планета дала.
Но мы загрязняем планеты дары,
Не будет у нас зелёной травы,
Широких полей, бескрайних простор.
Всё это увянет и будет засор.
Давайте беречь планету свою,
Любить, как любите семью,
Холить и лелеялеть, рассветы встречать
И счастье своё от нее получать.
С чего начинается Родина?
С белеющих в поле берёз,
С растущей в саду смородины
Иль с радостных, мечтательных грёз.
С волшебных маминых сказок,
С весёлых и глупых обид,
С несущихся резвых салазок,
Пусть даже уже моросит.
С семейных вечеров у камина,
С доброй и шумной игры,
С первой ужасной ангины,
А что можешь вспомнить ты?
Дружба — радость и страданья,
Весёлый миг, ожиданья,
Дружба- сказка, дружба- смех.
Дружба — это не для всех.
Можно встретить человека.
Как понять, что это друг?
Но не каждый из-за твоего совета,
Обойдёт весь мир вокруг.
Будет в радости, в беде
Помогать всегда тебе.
Но для качественной дружбы,
Должен честным быть всегда
И должны тебе быть чужды
Эти скверные слова:
«Ты мне не друг иди отсюда,
Ведь я не звал тебя суда».
Ты должен рад быть видеть друга,
Ведь он же рад видеть тебя.
Я видел радугу -дугу.
Она блеснула ярким светом,
Рассеяв дождевую мглу,
Холодным днем, прощаясь с летом.
Когда зелёная вода
Сливалась с тёмным, тёмным небом,
Она, разрезав облака,
Вселила радость своим цветом.
Я видел радугу- дугу.
Её прекрасней в мире нету,
Воспоминанья берегу
Холодным днем, прощаясь с летом.
Бывает, ты теряешь путь,
Не знаешь, где куда свернуть.
И каждый, даже яркий день,
Бросает в душу только тень.
Ничто не радует тебя,
Ни вкусный завтрак, ни друзья.
Ты ходишь бледный и немой,
Как будто в ссоре ты с собой.
И в этот сложный, грустный миг,
Когда совсем душой поник.
Забудь о всем и помечтай,
Придумай для себя свой рай.
Вдруг сзади крылья отрастут
И взмахом мощным отнесут
В мир сказки, счастья и чудес,
Откроет он таинств и мест.
Лишь только ты в себя войдешь,
Вдруг снова радость обретешь.
И все вернётся на места,
Не будет больше жизнь пуста.
Музыка-это тайна,
Музыка-это смех,
Музыка-это счастье,
Музыка-это грех.
Музыка может быть в жестах,
Музыка бродит в саду,
У музыки нет особого места,
Она живет на лету.
Можно заметить часто,
Музыку в пении птиц,
Музыка-это прекрасно,
Она даже в сердце столиц.
Осенью листья в ногах шелестят,
Это ведь тоже она,
Ну, а с морозцем снежинки хрустят,
Значит скоро зима.
Музыка жизнь может найти,
Даже в зеленой траве,
Вот полетела букашка, смотри,
Она уже на листве.
Музыка вам согревает сердца,
А может, душу скрести,
Ей никогда не будет конца,
Она глубоко есть внутри.
Каждое слово, что сказано было,
Может она примерить,
Ты произнес, а она подхватила
И вдруг смогла окрылить.
Браво, супер, просто шик
Говорили все в тот миг,
Это здорово, талант,
Лгал толпы глупый парад.
Ярко, рук не пожалев
Слов удачи лился блеф
И, стараясь угодить,
Самолюбие открыть,
Так болтать могли хоть час,
Подпитав лишь свой рассказ,
Доказательств, глупый след
Находили в этот бред.
В чем мораль тогда была,
Похвалили, где беда?
Катастрофа только в том,
Не бывать свинье орлом.
Как прекрасно в этом мире,
Жить на свете, жить в квартире,
Быть любимым и любить,
Как приятно просто жить.
Можно многого добиться,
И всему здесь научиться.
В мире есть одна беда,
Жить мешает всем она.
Если папа не богат,
Потерял ты в жизни блат.
Не прекрасно в этом мире,
Жить на свете, не в квартире,
Стать чужим, но полюбить,
Неприятно будет жить.
Темно. Луна. Неблизок день,
Идет война, где свет, где тень.
Ручей. Волна. И тишь, и гладь,
Секунда. Две. Пора всем спать.
Кувшинка, тоненький камыш,
Лишь ветер дунет и шуршит.
Окно. Часы. Там два часа,
Чтоб не уснуть чаек до дна.
Есть дума, есть печальный сон,
Боится он зайти в твой дом.
Глубока дума. Бой в душе.
Пора уснуть, уж спят везде.
Коварно. Тихо. По пятам.
Долина грез. То тут, то там,
Ручонки тянет, щекочет нос,
Но ветер вдруг в окно принес
Частичку свежести, взбодрись,
Обдумай все и спать ложись.
Печальный дом. Тоскует он.
Один фонарик. Свет окон
Горит. Покой нарушен, суета,
Страдает зло, вся темнота,
Но только свет. Глубокий свет,
Его роднее в мире нет,
Он как спасенье для души,
Есть милый дом. Его огни.
Ты проиграл, взведен курок.
Ты будешь холоден в песок,
Закопан, с грязью погребен,
Продлится вечно этот сон.
Ты был прекрасен и хитер.
И словом мог закончить спор.
Дерзил ты жизни свысока,
Плевал в лицо ты недруга.
Смеялся часто и курил,
Своих всех братьев пережил,
Но ты промазал, ты лишь грязь.
И сердцем ты большая мразь,
Взведен курок и близок час,
Ты словно труп, ты жалок сейчас.
И нет надежды на спасенье,
Плевать нам на твое везенье,
Но вдруг забил часовни звон,
Когда блеснул светила сон,
И в окнах радостно разлился,
Лучом надежды заискрился,
А пуля весело смеется,
И дуло об висок уж трется,
И в горле ком…Народ кругом…
Надежда есть, она твой дом,
Даль жизни манит и зовет,
А в небе место то уж ждет.
И будто мир сейчас тебя,
Раздавит, словно муравья.
И ты стоишь, и ты молишь,
Ты жалко просишь и грустишь,
Но страх прошел, вдруг свет погас…
Тебя… Уж нет давно для нас…
Могилка ждет, грехи зовут,
Теперь ты пыль, твой прах раздут.
Не говори ты никогда,
Я ни за что и, чур, меня,
Не говори себе ты: нет,
Когда не знаешь, в чем секрет.
Не слушай то, что говорят,
Весь мир злодеями объят,
Ты не ведись на поводу,
Своему злобному врагу.
Не отступай на полпути,
Неважно, что, а ты иди,
Не прекращай верить в себя,
Лишь только трусам жизнь легка.
И помни, если есть задача,
То к ней всегда найдешь ответ,
Жизнь бьет, а ты ей дай -ка сдачи,
Ведь силы есть, сомнений нет.
Утро раннее. Борьба.
Солнца свет и темнота.
Заплутавшими тенями,
На земле отблески сами.
Тень, окутавшая лес.
Ужас, страх. В ней нет чудес.
На земле, как на войне.
Холод. Мрак. Все в пустоте,
Но у солнца луч хитер,
Не уйдет веселья вор
И за темной пеленой.
Доброта. Душа. Покой.
Утро. Холод. Солнца луч,
Небо ясно и без туч.
Величавый лес стоит,
Буйный холод не страшит
И с повинной головой
Ель заснула. В ней покой.
Речку лед сковал суровый,
Даже воздух невеселый,
Он объят морозным льдом
И при виде клонит в сон.
Вот повозка. Не спеша
Едет мирно от моста,
Лошадь тяжко тащит воз,
А вокруг мороз, мороз.
Угол, угол, запятая.
Вот ирония какая.
Черный стержень, черный ствол.
Мир, работа, рок-Н-рол.
Плоский ум, но яркий взор,
Лишь бы раз сработал он.
Грусть, тоска, но в роже смех,
Будто смелость -это грех.
Ненадежность, враг себе.
Скукота, рывок к мечте.
Ложь и ложь и здесь, и там,
Себе я вру. Себе и вам.
Леность полненькая сил,
Сам себе не выносим,
«Я» не значит ничего,
В мыслях настежь есть окно.
Солнце, свет, трава, земля,
Может, это красота?
За последних 10 лет,
Только в ней я вижу свет.
Бело-черные дома,
Темно-серые моря.
Дым. Он грации лишен,
Грустной клятвой мир скреплен.
Недовольство всем и вся,
Как прекрасна жизнь моя!
Ах, какое напряженье,
Долговое тяготенье.
Мыслей нужный хоровод,
Улетучился в поход.
Если б были бы идеи,
Так бы птицы налетели
И давай щипать нутро,
Содвигая на добро.
Эх, мы б гением бывали,
Сами думали и знали,
Просвещеннейших словец,
Был бы полон наш конец,
Но мечты мечтами есть,
Ну а явь погрязла в месь,
Разговоров в три словца
Своенравного глупца.
1 http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-poezii
Автор материала: В. Александрова (9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
п. Степной им. Никифорова В. С.»
Проект
СОЗДАНИЕ СБОРНИКА СТИХОВ
жительницы п.Степной
Гончаровой Ж.Н.
Выполнил: Максим Козин,
обучающийся 10 класса
Руководитель: Козина Ю.Г.,
учитель русского языка
и литературы
2022 год
Содержание
Введение
Раздел 1 «О сборниках стихов»
-
Что такое «Сборник стихов»
-
Правила создания сборника стихов
-
Виды сборника стихов
Раздел 2 «Стихи Гончаровой Ж.Н.»
-
Биография
-
Стихотворения Ж.Н.Гончаровой
-
Создание сборника
Введение
Когда я учился в 5 классе, я познакомился с Жанной Николаевной, после недолгого общения с ней я узнал, что она пишет стихи, меня это очень заинтересовало. Она выступала на концертах, и каждый раз я слушал её произведения. После её смерти я решил почтить её память и создать сборник её стихов!
В своём исследовании я использовал теоретические методы: опрос, для того что бы узнать о Жанне Николаевне больше информации; анализ, при работе со стихотворениями для сборника.
Объектом моего исследования являются стихи Гончаровой Ж. Н.
Цель: Создание сборника стихов жительницы посёлка Степной Гончаровой Жанны Николаевны
Задачи:
-
Связаться с родственниками Жанны Николаевны Гончаровой, для того чтобы узнать информацию о ней и для того чтобы они отправили мне её стихи.
-
Обработка и систематизация материалов
-
Создание сборника стихов
Чтобы достичь поставленной цели, мне нужно разобраться, что такое «сборник стихов» и какие есть правила для его создания и оформления.
Раздел 1
Что такое «сборник стихов»?
«Сборник стихов» представляет собой совокупность работ поэта или редактора произведения поэта, который часто одновременно публикуется и ранее не публиковался, составленный за определенный период работы поэта или за всю жизнь поэта, который представляет собой более полное или окончательное издание творчества поэта.
Сборник может включать в себя любое количество стихотворений, начиная от нескольких (например, четыре длинных стихотворения в четырех квартетах Т. С. Элиота) до нескольких сотен стихотворений (как это часто бывает в сборниках хайку).
Правила создания сборника стихов
Вопрос: как публиковать стихи – одно на странице или подряд? Конечно, выигрышнее стихотворение смотрится — по одному на странице-двух. Бывает, что длинная строчка не умещается на одной строке. Это следует специально проверять – «сброшенные» в начало следующей строки слова выглядят некрасиво и бессмысленно.
Тогда строчку сознательно разбивают на две — «лесенкой»
Затем каждое стихотворение распечатывают на отдельном листе бумаги (можно на черновиках) и формируют поэтический ряд, последовательность стихотворений. После этого необходима корректура. Орфография, пунктуация редко дружат с самым большим талантом.
Количество страниц должно быть кратно четырём. В книге в твёрдой обложке — кратно 16. Это особенности полиграфической техники.
Не переборщить с рисунками – они отвлекают от текста. Тем более недопустимы фотографии из архива автора. Если нет возможности стильно и современно оформить книгу – это, уверяю, очень трудно — лучше обойтись совсем без рисунков. Найти минимальные средства оформления. Словом, лучше посмотреть, как эту проблему решили другие в уже опубликованных книгах.
Виды сборников стихов
Сборник может быть с твёрдым переплётом и с мягким. Твердый переплет — это, как следует из названия, книга в защитном переплете. Обычно сверху есть суперобложка. В наши дни также становятся популярными книги без обложки. Цель выпуска книги в твердом переплете — обеспечить прочность и большую защиту. Книги, которые очень популярны, легко найти в твердом переплете, поскольку они становятся предметами коллекционирования. В библиотеках и колледжах предпочитают издания в твердом переплете из-за их прочности и долговечности. Книгу в твердом переплете не так легко повредить. Это еще не все. В изданиях в твердом переплете особое внимание уделяется выбору внутренней бумаги. Используемая бумага не содержит кислоты, что подразумевает значение pH 7, которое считается нейтральным. Этот тип бумаги более прочен и не изнашивается. Как упоминалось ранее, справочники, периодические издания, книги для библиотек и бестселлеры обычно создаются в твердом переплете, поскольку они долговечны.
Что касается мягкой обложки, обложка сделана из тонкой бумаги, и есть клей, чтобы приклеить ее к листьям. Мягкие обложки предназначены для более коротких чтений; для книг, читаемых в салонах, самолетах и залах ожидания. Книги, не представляющие большой ценности, или те, чьи издания в твердом переплете уже есть на рынке, можно увидеть в изданиях в мягкой обложке. Некоммерческие работы в основном находятся в мягкой обложке, чтобы добиться хотя бы рентабельности, поскольку прибыль — последнее, о чём думает издатель. В случае писателя-бестселлера первое издание всегда в твердом переплете, а в мягкой обложке следует его примеру. Это сделано намеренно, так как ожидается, что любители писателя соберут издание в твердом переплете. Все новые писательские книги выпускаются в мягкой обложке. Это потому, что издатели не уверены в реакции публики на эту новую книгу и не хотят нести убытки, если книга не будет продана.
Раздел 2
Стихи Гончаровой Ж.Н.
После изучения материала об особенностях создания сборника, я готов приступить к выполнению цели проекта, для этого я связался с дочерью Жанны Николаевны, Анастасией Гончаровой. Она согласилась сотрудничать и предоставить материал для работы:
Биография
Знакомиться с творчество любого поэта следует с биографии, так же решил поступить и я. Со слов дочерей, Гончарова (Успехова) Жанна Николаевна родилась 27 сентября 1964 года в посёлке Сосновка Свердловской области. В 1969 году с родителями и с младшей сестрой приехала жить в п.Степной где жила до конца своих дней… У неё было среднее образование и неоконченное в техникуме на проводника электропоездов.
В 1985 г. Вышла замуж и взяла фамилию Гончарова. В браке родились две дочки Анастасия и Надежда. В 1995г. Развелась с мужем. С 1996г. По 2000г. Проживала в гражданском браке, в 1997г. Родила третью дочь Яну.
Работала в детском саду помощником воспитателя, в школе сторожем, почтальоном. В основном всю свою рабочую деятельность посвятила «Центру досуга п. Степной».
Стихи начала писать в 8 лет. Самые душевные и красивые в 19 лет, после замужества. Неоднократно участвовала в конкурсах чтецов , где занимала призовые места. Часто выезжала с коллективом на выступления в район, пела с хором в соседних посёлках.
Главным её увлечением было участие во всех мероприятиях и конкурсах, написание и переделывание сценариев и песен, её отдушиной было чтение книг и пение караоке.
К 56-и годам своей жизни она имела множество заболеваний (одно из серьёзных – сахарный диабет), которые дали осложнение на сердце. 27 июля 2021 г. Утром она скончалась в больнице… После себя она оставила троих дочерей и пять внуков. У всех в памяти она осталась светлым, жизнерадостным и отзывчивым человеком.
Мне также удалось побеседовать с библиотекарем п. Степного Батыль Мариной Дмитриевной, которая тоже отметила жизнерадостность, приветливость Жанны Николаевны, которая одинаково легко могла общаться как с детьми, так и молодёжью. Своим юмором, искренней добротой она могла расположить любого собеседника, поддержать беседу и дать совет.
М.Д. Батыль поделилась опытом создания сборника, в краеведческом музее п. Степной, хранится сборник творчества жителей посёлка Степной «Край родной в стихах и песнях» в нём собраны произведения Зюськовой А.С., Веснина Н.И., Скращука А.Л., Годицкой Л.М., Пьяных Е.М., Бочаговой А.Д., Лескиной В.П., Гриних Н.В. и выпускников школы. Есть в этом сборнике и стихотворение Гончаровой Ж.Н.
Стихотворения Ж.Н. Гончаровой
При анализе стихотворений я заметил, что они были связаны с событиями, происходившими в жизни Гончаровой Ж.Н., например: приезд семьи в посёлок, взросление, взаимоотношение с односельчанами, любовь к родине, наступление осени жизни и другое.
Дочерьми Ж.Н. Гончаровой мне было предоставлено 8 стихотворений
«Простите, я не при параде…», «Стареем, милый мой, стареем…», «Годы идут, годы движутся…», «У деревни у всей на виду…», «Не успела оглянуться, а уже за 50…», «Давайте сохраним свою деревню…», «Шестьдесят девятый год…», «Весна, осень со двора…», «Не Ахматова я, не Цветаева…» (Приложение 1)
Составляя сборник, я решил располагать стихи в том порядке, в котором они были написаны, для того чтобы читатель мог проследить, как менялась тематика стихотворений из-за событий, происходивших в жизни Жанны Николаевны.
Создание сборника
После анализа стихотворений я приступил к созданию самого сборника стихов. Для начала мне нужно было перенести все стихотворения в электронный вид, для того чтобы с ними было удобнее работать.
Далее мне нужно было распределить стихотворения так, что бы при совмещении листов, всё было на своём месте.
Так же я должен был высчитать, где какая страница будет находиться.
После печати стихотворений и биографии, которая будет в начале сборника, я начал скреплять всё в одну книгу.
Заключение
По окончанию работы, поставленная мною цель была выполнена,
Я смог создать сборник стихов Жанны Николаевны Гончаровой
Через поставленные задачи. После того как я научился составлять сборник я сделаю несколько экземпляров для дочерей Жанны Николаевны
Источники
https://ru.wikipedia.org/?cur
https://universal_ru_en.academic.ru/
https://kartaslov.ru/
https://stihi.ru/2014/12/29/8187
https://vslovarike.ru
https://ridero.ru/l/poetry/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_content=6858695669&utm_term=сборник%20стихов&utm_campaign=poetry&yclid=11252865404181938175
6
Муниципальный конкурс проектных работ
«Ступеньки знаний»
1
Проект по теме: «Я сочиняю стихи»
Автор:
Хожибоева Ирода Наврузовна
Руководитель: Калганова Инна Александровна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории 2
п. Пионерский
Аннотация :
Цель проекта:
Создание печатного сборника стихов «Зимушказима».
Актуальность:
Творчество – оно предаёт нашей жизни смысл и красоту. Практически все мы любим,
смотреть на закат или восход, а ведь это всё тоже природы творчество. Мы можем часами
любоваться на чудесные картины Репина или Айвазовского, не менее очаровательны
архитектурные сооружения, к созданию которых приложили свою руку известнейшие люди
мира. Я тоже человек творческий, конечно, я не создаю скульптуры, не возвожу чудесные
здания, не пишу картины, но зато я пишу стихи! Это тоже творчество, которому я
посвящаю много времени. Вы не представляете, как это замечательно. Это занятие
захватывает, и ты не можешь остановиться, ведь с каждой новой написанной строчкой у
тебя возникает всё больше идей, которые все хочется воплотить в жизнь.
Я научилась читать, когда мне было шесть лет. С той поры я стала частым гостем в
поселковой библиотеке и в книжных магазинах. С первых дней меня привлекли детские
книги со стихами. Какие они красочные, глаз не оторвешь! Сколько интересного,
познавательного и развивающего материала можно увидеть на страницах. Я очень люблю
сочинять, любоваться природой, собирать интересную информацию о ней, подмечать
необычное в обычном, фантазировать и мыслить. С первого класса у меня накопилось
много интересного, поучительного, занимательного материала. Всё это составляет мою
личную копилку. В ней собран материал, который сочинила и я сама.
Я также очень люблю читать стихи, особенно меня захватывает творчество Лермонтова,
Пушкина, а также Фета. Я думаю, что произведения этих великих людей всем без сомнения
нравятся. Я очень надеюсь, что однажды я тоже стану знаменитой, и мои стихи будут
любить сотни, а то и тысячи людей. Я хочу сказать, что писать стихи это замечательно. Вопервых, вы развиваете себя духовно,
становитесь более образованным человеком. Вовторых, вы развиваетесь умственно, ваш
словарный запас всё время будет пополняться новыми красивыми фразами и словами. В
третьих, это так замечательно иметь собственное дело, которому ты можешь повязать всё
своё свободное время.
3
Практическая значимость:
Практическая значимость моей работы заключается в том, что созданная мною брошюра ,
может стать интересной для людей . Сейчас многие проводят все дни напролёт перед
монитором компьютера. А зачем? Ведь есть реальная жизнь, которая прекрасна! Я
стараюсь показать эту красоту в своих стихах, и очень надеюсь, что у меня это
действительно выходит. Я хочу, чтобы люди, читая мои стихи, слышали мой голос… Это
выходит только у самых талантливых писателей, я очень надеюсь, что и у меня когда
нибудь получится так писать стихи.
Задачи: 1.Проанализировать написанные мною стихи.
спроектировать брошюру.
2.Сделать подборку своих стихов по единой тематике и
3. Создать брошюру одного экземпляра.
Методы и приёмы :
проектирование сборника.
изучение научнопознавательной литературы
консультация учителя. 4
Оглавление:
1.Введение…………………………………………………………………..5стр.
2. Основная часть…………………………………………….….…6стр.
3. Заключение……………………………………………………..…7стр.
4. Список использованной литературы…………………12стр. 5
ВВЕДЕНИЕ:
Тема моего проекта: «Я сочиняю стихи»
Я выбрала эту тему потому, что уже с первого класса я сочиняю стихи,
рассказы и сказки, и записываю их в блокнотик. Я всегда рассказываю их моим
родным людям: маме, папе, братьям. А ещё я люблю участвовать в различных
творческих конкурсах: я рисую, пишу сочинения, сочиняю стихи, участвую в конкурсах
чтецов, не раз была награждена подарками и грамотами, а в этом году стала победителем
конкурса «Синяя птица». Я решила сделать свой небольшой сборник стихов и подарить его
одноклассникам.
Цель моей работы: Создание сборника стихов.
Проектным продуктом будет: Сборник стихов «Зимушказима».
Этот продукт может достичь цели проекта, т.к. станет интересным для прочтения.
План моей работы:
Проект долгосрочный
Этапы работы над проектом:
I этап. Введение в тему
Цель: на классных часах, беседах, на уроках чтения раскрыть роль поэзии как особого
вида искусства, влияние чтения, книги на становление личности читателя.
1. На классных часах познакомить одноклассников с историей возникновения книги, с её
строением, с профессиями людей, занятых в издательстве печатной продукции, с
отношением великих людей к чтению литературы. Примерная тематика классных часов:
«Чтобы книгу написать, нужно всё о ней узнать», «Как появилась книга?», «Кто и как
создаёт книгу?», «Великие люди о книге» и др. 6
2. На уроках чтения познакомиться с понятиями «рифма»,
«четверостишие» и др. (коллективное сочинение небылиц и потешек).
II этап. Работа над проектом
Работа над проектом представляет собой индивидуальную работу по сочинению
стихов. Сочинённые стихотворения выносятся на совместное обсуждение перед классом,
где школьники высказывают альтернативные мнения, подсказывают более удачную рифму,
заменяют слово или строку. Учитель оказывает помощь в отборе текстов и комплектации и
оформлении страниц.
«строфа», «размер»,
III этап. Презентация сборника творческих работ «Ступеньки знаний»
Цель: показать результат проектной деятельности.
Работа над данным проектом показала, что младший школьник может сочинять
собственные произведения, создавать основы творческого потенциала, прививать интерес к
книге.
Основная часть :
Практически у каждого в жизни был такой момент, когда внезапно объявшее чувство
невозможно выразить словами. А ведь так хочется не только сохранить память об этом
моменте, но и поделиться своими переживаниями с родными и друзьями. И чаще всего
единственное, что может помочь – это поэзия. Поэзия позволяет передать малейшие
оттенки чувств. В поэзии раскрываются те тонкие и неуловимые образы, которые так
трудно заключить в рамки обыденных слов. «Хочу научиться писать стихи!», нередко
можно услышать такое от людей, умеющих видеть прекрасное, и жаждущих поделиться
увиденным. Но как научиться писать стихи? И можно ли научиться писать стихи, не будучи
с детства одаренным, не находя в себе таланта, а лишь почувствовав желание выразить
душевные переживания в поэзии? А если это и возможно, то, как начать писать стихи, если
познания об этом искусстве ограничиваются лишь школьной программой и сборником
поэзии, прочтенным на досуге?
Первый шаг.
Я очень долго думала и задавала вопрос «Как же начать писать?» Вдруг возникла мысль: А
чего я сейчас хочу ? Праздника!!!
Второй шаг.
Идея над созданием стихов возникла в зимние каникулы.
Однажды, проснувшись утром, я решила посмотреть в окно. Какая красота! Легкие
пушистые снежинки, будто кружась в хороводе, медленно падают на землю и устилают ее
белоснежным ковром. Что решать, какую выбрать тему? Ну, конечно же, зима! Вот и
решено, свой первый сборник посвятить любимому времени года.
Третий шаг. 7
Когда у меня хорошее настроение, я сочиняю стихи. Мне это доставляет огромное
удовольствие. В данном сборнике стихи собственного сочинения о зиме и новогоднем
празднике.
Кроме стихов собственного сочинения, я люблю фантазировать, придумывать интересные,
на мой взгляд, истории. Ведь можно, например, сочинить сказку, которая не только будет
интересной, но и поучительной, из прочтения её можно узнать чтото для себя новое.
Я начала работу с того, что собрала написанные мною стихи по определённой тематике.
Потом я приступила к их редакции и оформлению..
Я завершила работу тем , что оформила сборник стихов по теме «Зимушказима».
В работе я не столкнулась с проблемами, а при возникновении малейших вопросов мне
помогала учитель.
Заключение:
Проектная деятельность является неотъемлемой частью современной школы. Она
способствует осуществлению связи урочной и внеурочной деятельности, являясь одной из
важных составляющих внеклассной деятельности по новым стандартам общего
образования. Проблемы, решаемые в ходе проекта, активизируют деятельность учащихся,
делают восприятие учебной информации более целостным, творческим, учат применять,
полученные на уроках знания в новых, нестандартных ситуациях, а также развивает
творческий потенциал, способствует укреплению связей ученик – ученик, учитель –
ученик, родитель – ученик, библиотекарь – ученик внутри детского коллектива. Одна из
целей, которую преследует метод проектов – это научить школьников работать с
источниками информации, обрабатывать полученную информацию (анализировать,
систематизировать, выделять главное). 8
Список использованной литературы:
1. Стихи детских писателей: Б. Заходер «Мохнатая азбука», издательство «Интербук»
1998.
2. Г. Сапгир «А напишука я стихи», «Лесачудеса», http://DetiOnline.com
3. Сборник «Стихи любимых поэтов», издательство «Харвест», 2012
4. В. Писарук «Как научиться писать стихи». Познавательный журнал «Школа
жизни.ру»
5. Основы стихосложения в помощь начинающим поэтам. Методиколитературный
интернет сервер: http://www.mlis.ru.
6. Стихотворные размеры. http://mosliter.ru.
7. Учебник стихосложения. http://www.stihi.ru/
8. Д. Маштаков. «Как самому научиться писать стихи». http://www.proza.ru 9
Слайд 1 VIII Районная научно – практическая конференция учащихся начальных классов
«Первые шаги»
МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа»
Презентация сборника стихотворений
собственного сочинения
Бухаева Александра
ученица 2 «а» класса
Руководитель: Парнухаева А.Г.
Слайд 2
В этом году у меня возникла идея собрать все свои
стихотворения в один сборник.
Я решила попытаться сделать это, потому что в нашем классе есть ребята, которые хорошо рисуют и смогли бы мне помочь создать такой сборник, подобрать нужные иллюстрации, подходящее оформление.
2 . Вот что я придумала для того, чтобы сделать то, что задумала:
собрать все стихотворения, которые я сочинила раньше в один сборник;
спроектировать с одноклассниками дизайн моего сборника.
3. Для того, чтобы выполнить задуманное …
представила ученикам в классе свои стихотворения;
я посоветовалась с ребятами, как будет выглядеть мой сборник;
4. В результате у меня получилось:
составить свой сборник стихов.
Слайд 3Всё, что задумывалось в начале работы, получилось. Наверное, благодаря тому, что
с раннего детства я очень люблю сочинять стихотворения.
Труднее всего было найти все стихотворения, которые раньше я писала в разных блокнотах, на листах бумаги, в записных книгах и собрать их в один сборник. Теперь я все свои стихотворения и рассказы буду записывать в специальную книгу, тем самым пополнять свой сборник.
Слайд 4
Цикл стихотворений «Моя семья»
«Мой папа»
Мой папа самый лучший
Он сильный и могучий!
Читает сказки по ночам,
Но дома не бывает, по целым месяцам
Потому что далеко работать, уезжает по горам.
Когда домой с работы приезжает
Всех нас целует, обнимает
Папочку люблю и обожаю!
Стихи свои, ему я посвящаю!
Слайд 5 «Мой брат»
Женя Женечка — мой брат
У тебя счастливый взгляд!
Все в округе говорят
Какой хороший, Сашин брат!
Слайд 6«Мамочка любимая»
Милая неповторимая, мамочка любимая
Ты моя хорошая, ты моя красивая,
Добрая и
нежная,
Очень, очень сильная!
Ты нас кормишь, одеваешь,
Любишь, нежишь и ласкаешь,
Иногда чуть-чуть ругаешь.
Если я заплачу, заболею
Ты обнимешь, поцелуешь
И теплом своим согреешь!
Золотая ты моя, ты как солнце светишь
Дорогая ты моя – лучшая на свете!
Любим мы тебя сильно очень!
Братик мой и я – твоя Саша- доча!
Слайд 7
Цикл стихотворений «Мой мир»
«Моя Родина»
Я живу в Кырене-это родина моя!
Нет красивей во вселенной, чем моя Тунка!
Когда куда то уезжаю, по дому очень я скучаю!
Скорей вернуться я хочу, в свою любимую Тунку!
Слайд 8«Школа»
В школу я хожу, знанье получаю!
С девчонками, мальчишками дружу
Пишу, рисую и
читаю!
В классе нашем все хорошие друзья!
Вместе мы — отличная семья!
Слайд 9«Солнышко»
Утром солнышко встает
Нас лучами согревает
Всех на улицу зовет
Тепло и свет нам