1 августа 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Официальная демоверсия ЕГЭ 2023 от ФИПИ.
Изменения в КИМ 2023 года в сравнении с КИМ 2022 года
1) В экзаменационной работе 2023 г. сокращено с 20 до 18 количество заданий в разделе 3 «Грамматика и лексика».
2) Уменьшено максимальное количество баллов за выполнение заданий 1, 2, 10 и 11. Максимальный балл за верное выполнение заданий 1 и 11 стал равен 3 баллам, за верное выполнение заданий 2 и 10 — 4 баллам.
3) Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы уменьшен со 100 до 86 баллов.
4) Уточнены формулировки задания 38 письменной части и задания 4 устной части, а также критерии оценивания задания 37 письменной части и задания 3 устной части.
На выполнение письменной части экзаменационной работы предоставляется 3 часа 10 минут.
На выполнение устной части экзаменационной работы предоставляется 17 минут, включая время для подготовки.
Обновлено 10 ноября. Демоверсия утверждена.
→ Демоверсия (устная часть): aja-11-ege-2023-demo_uch.pdf
→ Демоверсия (письменная часть): aja-11-ege-2023-demo_pch.pdf
→ Спецификация: injaz-11-ege-2023-spec.pdf
→ Кодификатор: aja-11-ege-2023-kodif.pdf
→ Аудиозапись (устная часть): aja_uch.mp3
→ Аудиозапись (письменная часть): aja_pch.mp3
→ Скачать одним архивом: aya_11_2023.zip
Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2023 года
Номер задания | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания |
Макси мальный балл за выполнение задания |
При мерное время выпол нения задания (мин.) |
ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ | ||||
Раздел 1. Аудирование | ||||
1 | Понимание основного содержания прослушанного текста | Б | 3 | 8 |
2 | Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации | П | 4 | 8 |
3 | Полное понимание прослушанного текста | В | 1 | 2 |
4 | В | 1 | 2 | |
5 | В | 1 | 2 | |
6 | В | 1 | 2 | |
7 | В | 1 | 2 | |
8 | В | 1 | 2 | |
9 | В | 1 | 2 | |
Итого | 14 | |||
Раздел 2. Чтение | ||||
10 | Понимание основного содержания текста | Б | 4 | 8 |
11 | Понимание структурно-смысловых связей в тексте | П | 3 | 8 |
12 | Полное понимание информации в тексте | В | 1 | 2 |
13 | В | 1 | 2 | |
14 | В | 1 | 2 | |
15 | В | 1 | 2 | |
16 | В | 1 | 2 | |
17 | В | 1 | 2 | |
18 | В | 1 | 2 | |
Итого | 14 | |||
Раздел 3. Грамматика и лексика | ||||
19 | Грамматические навыки | Б | 1 | 2 |
20 | Б | 1 | 2 | |
21 | Б | 1 | 2 | |
22 | Б | 1 | 2 | |
23 | Б | 1 | 2 | |
24 | Б | 1 | 2 | |
25 | Лексико-грамматические навыки | Б | 1 | 2 |
26 | Б | 1 | 2 | |
27 | Б | 1 | 2 | |
28 | Б | 1 | 2 | |
29 | Б | 1 | 2 | |
30 | Лексико-грамматические навыки | В | 1 | 2 |
31 | В | 1 | 2 | |
32 | В | 1 | 2 | |
33 | В | 1 | 2 | |
34 | В | 1 | 2 | |
35 | В | 1 | 2 | |
36 | В | 1 | 2 | |
Итого | 18 | |||
Раздел 4. Письменная речь | ||||
37 | Электронное письмо личного характера | Б | 6 | 30 |
38 | Письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы | В | 14 | 60 |
Итого | 20 | |||
УСТНАЯ ЧАСТЬ | ||||
Раздел 5. Говорение | ||||
39(1) | Чтение текста вслух | Б | 1 | |
40 (2) | Условный диалог-расспрос (экзаменуемый задаёт вопросы) | Б | 4 | |
41(3) | Условный диалог-интервью (экзаменуемый отвечает на вопросы) | Б | 5 | |
42 (4) | Связное тематическое монологическое высказывание с элементами рассуждения (обоснование выбора фотографий-иллюстраций к предложенной теме проектной работы и выражение собственного мнения по теме проекта) | В | 10 | |
Итого | 20 | 17 | ||
Всего заданий — 42, из них: по типу заданий: заданий с выбором и записью ответа — 21; заданий на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, — 4; заданий на заполнение пропуска в связном тексте — 11; заданий с развёрнутым ответом — 6; по уровню сложности: Б — 17; П — 2; В — 23. Максимальный первичный балл за работу — 86. Время выполнения заданий письменной части экзаменационной работы — 3 часа 10 минут. Время выполнения заданий устной части экзаменационной работы — 17 минут. Общее время выполнения экзаменационной работы — 207 минут. |
Не пугаемся и никуда не бежим: изменения в проектной демоверсии ЕГЭ по английскому языку этого года НЕ такие существенные, как были в прошлом. Хотя сначала кажется иначе.
Перед описанием изменений уточню, что все, что мы видим ниже – проект, а не 100%-ный формат ЕГЭ, который увидим в июне 2023 года. Утвержденную демоверсию ждем в конце осени, а сейчас смотрим на предлагаемые изменения. Но по опыту мы с вами знаем, что скорее всего они все и останутся, внесут пару корректировок в текст заданий и до свидания, идите на экзамен.
Кстати, план подготовки к ЕГЭ 2023 учитывает все изменения последней демоверсии! Если вы собрались готовить к экзамену, эта книга точно облегчит ваше знакомство с форматом, потому что в нем собраны все необходимые ссылки на материалы и стратегии выполнения разделов.
Первичный и вторичный балл
Это – самое значительное изменение 2023 года. Вот как было раньше:
Максимально понятно. Сколько правильных ответов написал – столько баллов получил.
А вот что придумали сейчас:
Теперь за весь экзамен можно получить максимум 86 баллов, а не 100, как было раньше. То есть, 86 баллов = 100%. Если ученик получил 56 баллов, то при переводе в процент (где 86 баллов=100) это составит 65%. Высчитать можно по математической формуле или на калькуляторе:
Как еще усложнили подсчет баллов
Те, кто готовят к ЕГЭ давно, знают, что в экзамене есть задания базового (А2), среднего (B1) и повышенного (B2) уровня сложности. До этого года за правильные ответы в заданиях любой сложности давали баллы. Но теперь ситуация поменялась.
Количество заданий и в разделе “Аудирование”, и в разделе “Чтение” осталось одинаковым. А подсчет баллов изменился.
Цитирую ФИПИ: “за каждое неверное указание элемента балл снижается на один“. Расшифровываю: 6 ответов правильно = 3 балла. 5 ответов правильно = 2 балла. 4 ответа правильно = 1 балл. 1-3 ответа правильно = 0 баллов, гуляй Вася.
Такая же история и со 2ым заданием аудированием, и с заданиями 10 и 11 (это два первых чтения).
Раздел 3 (Грамматика и лексика)
Раньше здесь было 20 заданий, теперь их 18.
1 задание убрали из грамматики, 1 задание убрали из словообразования. Наглядно:
Изменений в формате тут нет, просто убрали 2 задания.
Письменная часть
Электронное письмо
Теперь это задание под №37, сдвинулась нумерация из-за удаления двух заданий в 3-м разделе.
И уточнили формулировку в критериях оценивания:
Графики
Здесь произошли изменения, которые всех больше всего пугают, потому что вместо bar chart появился pie chart. Но суть осталась та же самая, потому что пирожочек описывает те же тенденции, просто нарисовано по-другому:
Вот на что здесь нужно обратить внимание, так это на изменение формулировки в задании. Теперь мы не просто сравниваем, но и комментируем, и в конце не просто выражаем мнение, а его и объясняем. Но в прошлом году все так и делали, и так же советовала в своей статье и книге по графикам. И еще переписали 4-ый пункт с “arise with” на “one can face”, последнее и правда звучит лучше.
Устная часть
И последние изменения в экзамене.
Задание 3
Уточнили критерии оценивания:
Теперь нас просят не рассусоливать в интервью, а говорить 2-3 фразы, и уточняют, что ошибки уровня elementary балл не принесут.
Задание 4
Здесь изменения коснулись формулировки задания:
Первые два пункта сжали в один и advantages/disadvantages выделили в два разных параграфа. По сути, все тоже самое – просто формулировку поменяли.
Итого
Все изменения – на мой взгляд, косметика, а не правка самого формата. Самое сложное из всего этого – расчет первичного и вторичного балла за весь экзамен.
С проектной демоверсией-2023 можно ознакомиться на сайте fipi.ru
И не забудьте положить в корзину план подготовки к ЕГЭ 2023
Что думаете об изменениях? 👇🏻
ELTgram от Ирины Кузнецовой
Выпускники уже подстроились под ритм последнего учебного года, а на сайте ФИПИ опубликован проект демоверсии КИМ ЕГЭ по английскому языку на 2023 год? Значит, пора активно готовиться экзамену. Нет смысла ждать ноябрьского утверждения демонстрационного варианта, потому что обычно в него попадают все летние корректировки. В этой статье расскажем, что в этот раз разработчики приготовили для выпускников.
Содержание:
- Общая информация о ЕГЭ 2023
- Изменения в части Writing
- Изменения в части Speaking
Общая информация о ЕГЭ 2023
Изменение 1
Часть по лексике и грамматике сократили с 20 до 18 заданий. Сокращение произошло в первом и втором заданиях лексико-грамматического блока.
Изменение 2
Предложена новая схема оценивания заданий 1 и 11 (listening task 1 и reading task 2). Теперь за них максимально можно получить 3 балла вместо 6. Это значит, что если ученик правильно ответил на три вопроса и меньше, то он получит 0 баллов.
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2023
Изменение 3
За задания 2 и 10 (listening task 2 и reading task 1) максимальный балл уменьшен до 4.
Изменение 4
Общее количество заданий в письменной части — 38. Некоторые из них поменяли номера. Личное электронное письмо в проекте демоверсии идет под номер 37, а развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы или диаграммы представлено в задании 40.
Изменение 5
Теперь первичный балл равен 86 вместо 100. Для перевода в итоговый балл будет использоваться специальная шкала.
Изменения в части Writing ЕГЭ 2023
Изменение 6
В задании 38 (раньше 40) данные представлены в форме pie chart.
Изменение 7
В третьем абзаце задания 38 выпускникам обязательно нужно дать комментарий.
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2023
Изменение 8
В пятом абзаце ученик должен не только высказать свое мнение, но и обосновать его.
Изменения в части Speaking ЕГЭ 2023
Изменение 9
Уточнен список элементов содержания, обязательных к освоению на уровнях А1–А2. Владение ими участник экзамена покажет в задании 3.
Источник: сайт fipi.ru
Изменение 10
В задании 4 поменялся план: различия ушли в первый пункт, преимущества и недостатки двух видов деятельности обозначены в пунктах 2 и 3.
Дополнительно предлагаем заглянуть в эти статьи:
Проект демоверсии еще может измениться. Утвержденный вариант преподаватели английского и выпускники увидят только в ноябре, а пока команда разработчиков ФИПИ приглашает всех принять участие в обсуждении корректировок. Интересно, вы откликнитесь?
Экзамен по английскому — не злобный цербер, а милый королевский корги. Но только при условии, что к этому предмету вы готовитесь системно. Разбираемся, как приручить ЕГЭ 2023 по английскому за 207 минут и как решать самые хитрые задания, чтобы получить 100 баллов. И заодно поговорим про ЕГЭ 2023 по другим иностранным языкам 🙃
ЕГЭ по английскому: немного статистики
С каждым годом число участников ЕГЭ по английскому языку неуклонно растет. Например, в 2020 году экзамен сдавало 83 175 человек, в 2021 — 89 804, а в 2022 — уже 109 тысяч.
Вопрос в том, какие результаты получают участники экзамена. Средний балл в 2022 году составил 73,3. Лучше всего одиннадцатиклассники справляются с заданиями аудирования и чтения. Чуть хуже, но примерно одинаково(на уровне 70%) выпускники решили блоки Лексика и Грамматика и Письмо. Наиболее сложным разделом экзамена остается устная часть — средний процент ее выполнения около 65%:
Кстати, больше 90% учеников нашего образовательного центра сдают ЕГЭ на 80+. Это на 8-10 баллов выше среднего по стране!
Хотите оказаться среди этих счастливчиков и поступить в вуз мечты? Приходите к нам на курсы подготовке к ЕГЭ, и мы сделаем все, чтобы вы получили максимальный балл.
Структура ЕГЭ по английскому 2023
Экзамен состоит из двух частей: письменной и устной. По сути, это два отдельных экзамена (да, вы можете не пойти на устную часть, но я так делать не советую, ведьчасть Говорение может добавить до 20 баллов к результату).
В этом году длительность экзамена осталась прежней: 207 минут. 3 часа 10 минут идут на письменную часть и 17 минут — на устную.
Письменная часть
Письменная часть делится на четыре блока:
- «Аудирование»;
- «Чтение»;
- «Грамматика и лексика»;
- «Письменная речь».
В каждом блоке (кроме «Письменной речи») — три задания, которые идут по нарастанию уровня сложности от базового к повышенному и затем к высокому. Задания базового уровня проверяют знания языка на уровне А2, повышенного — B1, высокого — B2. В блоке «Письменная речь» два задания базового и высокого уровней сложности соответственно.
Устная часть
Устная часть состоит из 4 заданий, которые также идут по повышению сложности.
ЕГЭ по английскому языку вращается вокруг лексических и грамматических тем из кодификатора (его можно скачать здесь). Очень важно понимать, что задания не имеют привязки к конкретной лексической и грамматической теме. То есть задание 1 «Аудирования» необязательно будет по теме Hobby, и не факт, что в задании 19 вам нужно будет обязательно вставить какое-то время глагола.
Да, структура у ЕГЭ по английскому та еще. И анализ графика напиши, и разговоры послушай и пойми, и сложный текст прочитай, и на вопросы экзаменатора без единой грамматической ошибки ответь… Получить высокий балл по этому предмету не так-то просто: нужно запоминать все правила и изучать форматы заданий. А еще не забывать про практику! Как бы хорошо вы не знали язык в теории, спонтанно говорить на нем очень сложно.
На этих трех моментах — правила, формат и практика — я акцентирую большую часть внимания своих учеников. При подготовке к ЕГЭ по английскому мы занимаемся по проверенным учебникам, где вся теория сопровождается заданиями для тренировки. Мы изучаем критерии и разбираем письменную часть, чтобы знать, что можно писать на экзамене, а что — нельзя. И конечно же мы очень много говорим!
После такой подготовки мои ученики приходят на экзамен, ни капли не сомневаясь в своих силах и знаниях. И в итоге сдают ЕГЭ на 80+! Хотите так же? Записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ 💪🤓
Изменения ЕГЭ по английскому 2023
Раньше каждый блок письменной части (Аудирование, Чтение, Грамматика и лексика, Письменная речь) стоил 20 баллов. То есть всего за письменную часть можно было получить 80 баллов, плюс 20 за устную — суммарно 100 без необходимости перевода первичных баллов во вторичные.
Теперь в ЕГЭ 2023 по английскому языку максимум 86 первичных баллов:
- Аудирование — 14 баллов
- Чтение — 14 баллов
- Лексика и Грамматика — 18 баллов
- Письмо — 20 баллов
- Устная часть — 20 баллов
Изменились правила подсчета баллов в 1 и 2 заданиях блоков Аудирование и Чтение. В двух заданиях блока Лексика и Грамматика теперь на один вопрос меньше.
Помимо этого, ФИПИ немного уточнил пункты плана во втором письменном задании (теперь это задания 38.1 и 38.2 на выбор — анализ визуальной информации) и скорректировали план ответа в четвертом устном задании. Обновилась также и нумерация некоторых заданий.
Задание 37 письменной части
В задании 37, где в 2021 году нужно было написать письмо своему другу по переписке, в 2022 появилась более современная установка, которая сохраняется и в 2023, — нужно написать имейл. Это сделали, чтобы задание было приближенным к реальной жизни. Даже если это изменение кажется несущественным, от него одни плюсы:
- ура, больше не нужно указывать дату и адрес, давать ссылку на предыдущие контакты;
- можно использовать разговорные грамматические формы типа gonna и wanna и даже аббревиатуры вроде ASAP.
Нет, это не сон, подробнее об этом можно почитать здесь. При этом не забывайте, что все еще необходимо соблюдать основные правила письменного общения и нормы вежливости.
Задание 38 письменной части
Более серьезные изменения в прошлом году претерпело задание 38 (по старой нумерации — 40), в рамках которого с 2009 по 2021 гг. одиннадцатиклассники писали эссе с элементами рассуждения «Мое мнение». С 2022 года это задание представляет собой письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы или диаграммы.
Если вы уже успели накрутить себя, что теперь придется описывать страшные-ужасные графики, прямо как в IELTS, то сразу говорю: нет, не придется. Нет, это не графики. Нет, это вообще не как в IELTS (можете поверить мне на слово: я из Вышки и писала миллион описаний графиков). Так что отставить панику!
Задание 38.1, ФИПИ, ЕГЭ по английскому 2023 Задание 38.2, ФИПИ, ЕГЭ по английскому 2023
Это задание также встроено в определенную коммуникативную ситуацию:
- ученик выполняет проектную работу на указанную тему;
- он нашел статистические данные по теме;
- их надо прокомментировать и сравнить, выразив свое мнение;
- и привести свои рассуждения по теме проекта с обоснованием мнения.
Что не изменилось, так это возможность выбора. Ученикам по-прежнему предлагается два варианта задания. Выбрать можно любое, но я советую выбирать то, где вы сможете показать свой запас крутой лексики и грамматических конструкций во всей красе.
Однако все-таки у этого задания есть одно «но»: задание 38 в его настоящем виде — задание высокого уровня сложности, предназначенное для обучавшихся по программе углубленного уровня. То есть эксперты ФИПИ позиционируют его как дифференцирующее: ученики с уровнем А2 или В1 не должны иметь начальные навыки делового общения на иностранном языке (что включает в себя понимание таблиц и диаграмм). А вот те, кто претендует на уровень В2, уже должны. Только они и смогут справиться с этим заданием на высокий балл.
Задание 2 устной части
Для тех, у кого возникали трудности с вопросами, у меня хорошие новости! Начиная с прошлого года во втором задании устной части нужно задать не 5 вопросов, а 4. Соответственно, максимальный балл за это задание тоже 4.
Задание 3 устной части
Хорошие новости и для тех, кому не нравилось описывать картинку, — этого задания больше нет. Задание 3 с 2022 года представляет собой диалог-интервью. Ученику предлагается дать интервью на актуальную тему, развернуто ответив на пять вопросов. Для записи каждого ответа есть 40 секунд. Каждый из ответов оценивается по 0-1 баллов. Если дан развернутый ответ (две и более уместные фразы), нет существенных фонетических и лексико-грамматических погрешностей, то выставляется 1 балл. Максимальный балл за задание — 5.
Задание 4 устной части
Это задание высокого уровня сложности. Оно объединило в себе элементы описания и сравнения картинок, прибавив к ним элемент рассуждения. С 2022 участник экзамена находится в следующей коммуникативной ситуации: он вместе с другом выполняет проектную работу и нашел две фотографии по теме проекта, которые можно использовать как иллюстрации. Его задача состоит в том, чтобы записать голосовое сообщение (вау!) другу, представив две фотографии в рамках заданной проектной работы.
Как видите, это задание также постарались сделать более приближенным к реальной жизни.
После опыта ЕГЭ 2022 ФИПИ незначительно скорректировали пункты плана в этом задании, чтобы «голосовое» другу звучало более естественно и логично:
— сначала объяснить, почему именно эти картинки подходят к проекту,
— упомянуть 1-2 преимущества представленных на фото типов (типы шоппинга, отдыха и т.д.),
— дать 1-2 недостатка этих типов,
— выразить и объяснить своё мнение по теме проекта.
Особенности ЕГЭ 2023 по другим иностранным языкам
Английский — не единственный иностранный язык, по которому можно сдать ЕГЭ. Есть также ЕГЭ по немецкому, французскому, испанскому и китайскому.
Экзамены по всем языкам, кроме китайского, идентичны экзамену по английскому: от частей, блоков и заданий до максимального количества баллов за каждый блок, ровно как и общего.
Интереснее выглядит ЕГЭ по китайскому. Блоки «Аудирование» и «Чтение» точно такие же, как и в ЕГЭ по английскому, только вопросов поменьше. Совсем другой вид имеет блок «Грамматика и лексика»: в нем учитывается специфика языка, поэтому каждое задание — это отдельный вопрос.
Например, в блоке «Грамматика и лексика» в ЕГЭ по китайскому спрашивают, какое сочетание тонов соответствует сочетанию тонов в данном слове, какое числительное представлено в иероглифической записи и т.д.
Ребята, сдающие китайский, точно так же пишут имейл другу. А вот второе письменное задание у них значительно проще: не нужно анализировать таблицы и диаграммы, достаточно ответить на вопрос и привести три аргумента для своего мнения. В устной части нет задания на чтение текста, но остались вопросы и описание картинки из фотоальбома — как в старой версии ЕГЭ по английскому языку до 2022 года. Есть также голосовое сообщение другу для обсуждения картинок для школьного проекта — из новой версии ЕГЭ 2022 и 2023.
Советы по подготовке
В кодификаторе указаны лексические блоки и грамматические темы, которые должны быть освоены одиннадцатиклассниками, поэтому вам в первую очередь сюда.
Слова лучше учить не списком, а в контексте. Например, придумывать с ними свои предложения. Чтобы запомнить их, выполняйте упражнения на подстановку в контекст. Еще очень эффективно учить слова с помощью карточек. Самое главное: не забывайте использовать выученную лексику в заданиях письменного блока и устной части.
Перед тем, как начать осваивать грамматику:
- распечатайте список тем из кодификатора;
- отметьте, какие вы помните хорошо, в каких сомневаетесь и какие совсем не знаете.
После этого идите от простого к сложному: не стоит бросаться в пассивный залог, если у вас есть проблемы с настоящим временем.
На курсах подготовки к ЕГЭ по английскому в MAXIMUM Education я помогаю своим ученикам осваивать все грамматические и лексические темы в полном соответствии с кодификатором и рекомендациями ФИПИ. Наш Департамент исследований и разработки ежегодно готовит обновленные учебные пособия, так что я использую лучшие методики обучения. Так, я делюсь с учениками лайфхаками решения заданий, даю эффективные стратегии решения и детально объясняю формат и структуру экзамена. Записывайтесь на наши курсы — вас ждет много интересного и полезного!
И напоследок…
От английского нужно получать удовольствие, поэтому не превращайте подготовку в пытку. Любое взаимодействие с языком, даже вне подготовки к экзамену, будет полезно. Поэтому в свободное время смотреть сериалы на английском не возбраняется. А если еще и без субтитров (ну, или хотя бы не с русскими), то вообще красота! И слушайте музыку, конечно же 😉
Давайте ознакомимся с изменениями, которые ожидают ребят, сдающих ЕГЭ по английскому языку в 2023 году!
Во-первых, изменилась система подсчета и распределения баллов: появился первичный (максимальный – 86 за обе части) и общий балл (максимальный – 100 баллов).
Изменения в распределении баллов по разделам экзамена представлены в таблице:
РАЗДЕЛ РАБОТЫ | КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ | МАКСИМАЛЬНЫЙ ПЕРВИЧНЫЙ БАЛЛ | ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ К ОБЩЕМУ БАЛЛУ (100) |
“Аудирование” | 9 | 14 | 16,5 |
“Чтение” | 9 | 14 | 16,5 |
“Грамматика и лексика” | 18 | 18 | 21 |
“Письмо” | 2 | 20 | 23 |
“Устная часть” | 4 | 20 | 23 |
Всего: | 42 | 86 | 100 |
Мы видим, что в процентном соотношении и количестве баллов выросла значимость заданий разделов “Письмо” и “Устная часть” – вместе 46 баллов.
В разделе “Аудирование” остались те же три задания: соотнесение высказываний с утверждениями из списка, диалог (true/false/not stated) и интервью (выбор одного варианта ответа из трех предложенных). Максимальное количество первичных баллов – 14.
В разделе “Чтение” также остаются три задания, изменений по сравнению с предыдущим годом нет.
В разделе “Грамматика и лексика” остались три группы заданий: на грамматику (19-24), словообразование (25-30) и задание повышенного уровня сложности (30-36). Общее количество отдельных тестовых заданий было уменьшено с 20 до 18.
Что касается раздела “Письмо”, не пугаемся, больших изменений нет: изменилась нумерация заданий (вместо 39 – 37, вместо 40 – 38), а также были внесены уточнения в план задания 38 – написание письменного высказывания с элементами рассуждения на основе таблицы или диаграммы.
В демонстрационном варианте на 2023 год задания 38.1 и 38.2 выглядят следующим образом:
В представленных заданиях обратим внимание на третий и пятый пункты плана. В третьем абзаце мы теперь должны будем добавить свои комментарии при сравнении, а в последнем абзаце – выразить и объяснить свое мнение.
В устной части экзамена изменения претерпело задание номер 4. С моей точки зрения, его значительно упростили, но при этом критерии оценивания стали строже. Давайте посмотрим, как выглядит задание 4 в демоверсии на 2023 год:
Как и в прошлом году, предлагается оставить аудиосообщение другу, в котором необходимо объяснить выбор иллюстраций для предполагаемого проекта, описать и сравнить их. Следуя второму и третьему пунктам плана, требуется обозначить преимущества и недостатки представленных на фото видов деятельности и сделать вывод с обоснованием своего мнения по теме (указывается в самом задании).
На подготовку к выполнению задания отводится 2,5 минуты, а на сам ответ – не более 3 минут. В высказывании должно быть 12-15 предложений (фраз).
Также были изменены критерии оценивания заданий 3 и 4 устной части. В целом, задания ЕГЭ в 2023 году выполнить будет проще, но оценивание станет строже.
А подготовиться к ЕГЭ вам помогут мои пособия:
Методичка “Письменная часть ЕГЭ-2023: задания 37 и 38”
Методичка “Устная часть ЕГЭ-2023”
Методичка “Грамматика для ЕГЭ и ОГЭ”
Методичка: “Словообразование для ЕГЭ и ОГЭ”
Методичка: “Фразовые глаголы”
Удачи на экзамене!
Экстренное включение от Кристины Спенсер, преподавателя английского языка в Вебиуме. В этой статье подробно разбираем демоверсию ЕГЭ 2023: анализируем каждое задание и ищем изменения в структуре экзамена.
В конце статьи — видео с подробным разбором демоверсии ЕГЭ 2023 по английскому языку.
Какие произошли изменения в ЕГЭ 2023 по английскому языку
Главное изменение связано с системой оценивания: первичных баллов стало меньше. Теперь за ЕГЭ по английскому языку можно получить максимум 86 первичных балла, которые означают 100 вторичных.
Раньше не было необходимости считать первичные и вторичные баллы, поскольку один первичный балл равнялся одному вторичному.
Также:
- Появилась шкала перевода баллов;
- Изменилось оценивание в заданиях 1,2,10 и 11;
- Появилось уточнение про комментарии в задании 38;
- Изменился план в задании 4 устной части.
Письменная часть
Задание 1
Формат остался таким же: вы по-прежнему слушаете спикеров и соотносите правильные ответы с их высказываниями.
Изменилось оценивание — теперь вы можете получить максимум 3 балла за верно выполненное задание.
Одна неверная цифра — 2 балла;
Две неверные цифры — 1 балл;
Три неверные цифры — 0 баллов.
Чтобы успешно выполнять задания в разделе аудирования, необходимо научиться понимать английскую речь на слух. Как это сделать, рассказала Кристина Спенсер в этой статье.
Задание 2
Структура выполнения задания осталась прежней, а оценивание ужесточилось. Ранее за каждый правильный ответ можно было получить один балл. Теперь максимум — 4 балла.
Одна неверная цифра — 3 балла;
Две неверные цифры — 2 балла;
Три неверные цифры — 1 балл;
Четыре неверные цифры — 0 баллов.
Если вы не знаете, с чего начать подготовку к аудированию, то составить учебный план поможет наша шпаргалка.
Задания 3–9
Ничего не изменилось: формат остался прежним, как и оценивание. Вы можете получить 7 баллов за правильно выполненное задание, 1 балл = один верный ответ.
Задание 10
Приступаем к разбору блока чтения. Структура выполнения прежняя, изменилось оценивание. Теперь вы можете получить 4 балла максимум за это задание.
Одна неверная цифра — 3 балла;
Две неверные цифры — 2 балла;
Три неверные цифры — 1 балл;
Четыре неверные цифры — 0 баллов.
Задание 11
Снова изменилось только оценивание! За правильно выполненное задание вы получите 3 балла.
Одна неверная цифра — 2 балла;
Две неверные цифры — 1 балл;
Три неверные цифры — 0 баллов.
Задания 12–18
Всё осталось по-прежнему — как структура, так и оценивание. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.
Задания 19–24
Переходим к блоку грамматики и лексики. Одно задание убрали, но формат никак не изменился. Система оценивания прежняя — максимум вы можете получить 6 баллов.
В статье о запоминании английской лексики рассказали о пассивном и активном вокабуляре, а также поделились проверенными источниками для расширения словарного запаса.
Задания 25–29
Точно такие же изменения, как и с заданиями 19–24: один номер убрали, а система оценивания осталась прежней.
Задания 30–36
Ничего не изменилось: формат прежний, как и оценивание. За верно выполненное задание вы получить 6 баллов.
Задание 37: email
Никаких изменений не произошло — это задание смогут выполнить ребята даже с небольшим уровнем английского языка. В шпаргалке поделились шаблоном этого задания.
ФИПИ написали, что уточнили критерий, однако отличий в оценивании 2022 года и 2023 года нет. Возможно, они опечатались или предоставят информацию позднее.
Задание 38: графики и таблицы
38.1 — никаких изменений нет, формат остался прежним.
38.2 — появились круговые диаграммы. Это не должно вас напугать, поскольку задание от этого не меняется. Составители дали ещё один вид представления информации. Также в плане уточнили формулировку: предлагают проблему, с которой может столкнуться человек, изучающий литературу.
Важное изменение в выполнении письменного задания: к сравнениям теперь обязателен комментарий.
Устная часть
Задание 1
Ничего не изменилось: формат прежний, как и оценивание. Максимум — 1 балл.
Задание 2
Структура выполнения и оценивания прежние, максимум — 4 балла.
Задание 3
Снова никаких изменений, кроме уточнение критерия, где так и не появилось никакой новой информации.
Задание 4
Изменилась структура выполнения задания: сейчас формулировать ответ стало гораздо легче, поскольку главным критерием теперь является пояснение. С новой формулировкой плана будет гораздо легче угодить эксперту ЕГЭ.
Также мы теперь отдельно говорим о преимущества и недостатках проекта, раньше эти пункты были совмещены в один.
Пережить все изменения в структуре и оценивании ЕГЭ 2023 будет проще с курсом «Основа». Это девять месяцев подготовки в компании единомышленников и с личным наставником. У вас будут актуальные шаблоны для выполнения заданий письменной и устной части, методички и конспекты.
⚡️ Подробный разбор демоверсии ЕГЭ 2023 по английскому языку
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Ольга Ивицкая
Преподаватель английского языка
Этот обзор изменений в содержании ЕГЭ по английскому языку написан по инициативе редакции специально для нашего блога. Обзор адресован преподавателям английского языка, занимающимся подготовкой учеников к ЕГЭ. Автор Ольга Ивицкая имеет большой опыт преподавания как университетский преподаватель и как репетитор. Она соавтор учебника «Hello, Britain», подготовила много учеников к международным экзаменам и к ЕГЭ по английскому языку, давно и плодотворно сотрудничает с нашей компанией, принимала участие в наших проектах по созданию мультимедийных программ по английскому. Ее анкета на нашем сайте.
Наступила осень, с ней прилетели демоверсии ЕГЭ в том числе и по английскому. Опять не обошлось без сюрпризов. Правда, наиболее значительные изменения уже произошли в 2022 году. Тогда все накупили новые книги и успокоились. Как оказалось, преждевременно.
В 2023 году нас ждут значительные уточнения, поэтому сегодня мы затронем как изменения 2022, так и уточнения на 2023.
Я буду ссылаться на официальные документы Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и приводить из них выдержки. Для того, чтобы читателю не пришлось ходить по ссылкам, нужные фрагменты официальных документов вставлены прямо сюда, в текст обзора. Из-за этих вставок объем получился огромным. Прошу читателя простить за это.
Для полноты картины все же стоит иметь под рукой полные версии документов.
На момент написания этой статьи весь комплект официальных документов в виде единого архива доступен на сайте ФИПИ по этой ссылке.
А вот отдельные документы из этого комплекта (версии, актуальные на 01.11.2022):
Демонстрационный вариант ЕГЭ (письменная часть),
Демонстрационный вариант ЕГЭ (устная часть),
Кодификатор,
Спецификация
И еще одно официальное издание ФИПИ — Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по иностранным языкам. Авторы: М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, А.Е. Бажанов, Е.В. Кузьмина, Е.И. Ратникова, Л.Ш. Рахимбекова.
Важное предупреждение. Статья адресована коллегам-преподавателям, которые хорошо ориентируются в структуре ЕГЭ по английскому и знают хотя бы в старой версии основные критерии оценивания. Для тех коллег, кто пока не изучил это, статья может стать стимулом для того, чтобы во всем этом разобраться (приведенные ссылки – в помощь), и только уже потом продолжить чтение этого текста. Коллеги, как бы ни были высоки ваше педагогическое мастерство и ваш уровень владения английским языком, вам просто необходимо будет изучить структуру ЕГЭ и критерии оценивания.
Ну, а вместе с теми, кто продолжит чтение, вздохнем по тем добрым временам, когда учителям иностранных языков не надо было переводить первичные баллы во вторичные и каждое правильно решенное задание давало ученику один балл. Теперь все сложнее, и вздыхать по этому вопросу нам придется несколько раз по ходу этого обзора: предстоит переводить первичные баллы во вторичные (окончательные), но — все по порядку.
Начнем с письменной части
По сравнению с прошлыми годами (этот обзор написан в октябре 2022 г.) основные секции, типы заданий, а также правила заполнения бланков остались прежними, но количество заданий уменьшилось на два.
Теперь мы имеем:
- 36 заданий в тестовой части
- задание № 37 – электронное письмо другу
- задание № 38 – «эссе». Ставлю условное название в кавычки, затрудняюсь определить этот жанр, но об этом чуть позже.
Разделы 1 и 2. Аудирование и Чтение соответственно. Все задания точно соответствуют образцам последних лет, даже сами тексты плавно перекочевали в 2023 год.
На первый взгляд, казалось бы, все замечательно, все знакомо и понятно, но мы же преподаватели опытные, поэтому заглянем еще и в систему оценивания заданий (Демонстрационный вариант (письменная часть) Приложение 2 на стр. 26). И … surprise, surprise! Я уже предупредила, что теперь нас ждет перевод первичных баллов во вторичные. И вот настал момент поговорить об этом.
Общее количество первичных баллов теперь 86. За счет чего это достигается, спросите Вы? Как раз за счет заданий 1, 2, 10 и 11 по аудированию и чтению. Смотрим первоисточник (здесь и далее используются скриншоты):
Небольшое лирическое отступление. В 2022 году средний балл ЕГЭ по иностранным языкам составил более 73, что гораздо выше, чем по любому другому предмету, включая русский язык, математику и др. При этом самый высокий процент правильного выполнения заданий как раз пришелся на аудирование и чтение (см. Анализ типичных ошибок). Это наводит на мысль о том, что эти задания плохо дифференцируют слабых и сильных учеников. Как учит нас Cambridge, законодатель мод в сфере тестирования, именно differentiation – важнейшая функция теста.
А что у нас? Слабые ученики, допустившие 3 ошибки из 6 возможных в заданиях 1 и 11, получат 0 баллов. За 4 ошибки из 7 возможных в заданиях 2 и 10 в 2023 году будут давать 0 баллов, тогда как в прошлые годы эти ученики получили бы 4 и 3 балла за 4 и 3 правильно выполненных задания соответственно. Итак, представим это в виде сводной таблицы, где первая цифра – количество правильно выполненных заданий, правая – количество получаемых первичных баллов:
№ 1 и 11 |
6 – 3 |
5 – 2 |
4 – 1 |
3 — 0 |
|
№ 2 и 10 |
7 – 4 |
6 – 3 |
5 – 2 |
4 — 1 |
3 – 0 |
В документе Спецификация КИМ ЕГЭ 2023 приведены максимально возможные первичные и вторичные баллы:
Раздел 3. Лексика и грамматика. Именно здесь сократили два пункта, по одному в первых двух секциях, за счет чего дальше сдвинулась вся нумерация. Теперь задания на изменение грамматической формы имеют номера с 19 по 24, т.е. вместо 7 заданий ученики будут выполнять 6. В заданиях на словообразование теперь 5 пунктов вместо 6, это задания 25 – 29. Последняя секция осталась без существенных изменений, кроме нумерации – теперь с 30 по 36.
Раздел 4. Письменная речь.
Задание № 37. Электронное письмо. Оно в прошлом году заменило обычное письмо, на данный момент никаких изменений это задание больше не претерпело, только идет под № 37.
Для того, чтобы полностью постичь всю премудрость ФИПИ, необходимо внимательно посмотреть, нет ли еще изменений в критериях оценивания заданий. Заглянем в конец документа «Демонстрационный вариант (письменная часть)» на стр. 28.
Мы увидим, что в критериях оценивания письма (задание
№ 37) по РКЗ (решение коммуникативной задачи) есть
небольшие уточнения – появился новый пункт, объясняющий, за что можно получить
0 по данному критерию, а значит, и 0 за все задание (см. выделение цветом).
По-видимому, это сделано для того, чтобы четче дифференцировать оценки в 1 и 0
баллов по РКЗ. Дополнительная схема
соответствует версии прошлого года (тогда внесли выделенный ниже пункт, т.е.
начиная с прошлого года можно писать что-то одно – или благодарить или
радоваться, или писать и то, и другое). И мы несказанно радуемся этой
возможности и выражаем положительные эмоции!
Но на этом новшества не заканчиваются. Теперь – the icing on the cake, она же – вишенка на торте.
Задание № 38.1 и 38.2. В прошлом году это задание вызвало наибольшую панику, т.к. неожиданно полностью заменило эссе предыдущих лет. При этом определение данного жанра ставит многих в тупик, его часто ошибочно принимают за задание № 1 из письменной части международного экзамена IELTS.
Лично мне это задание сразу напомнило фразу Максима Галкина (исполняя требование закона сообщаем, Максим Галкин признан иностранным агентом – редакция блога) про ошибку бога — животное кенгуру – сверху кролик, снизу конь. В данном случае мы имеем сверху – введение из проектной работы, в середине – описание и анализ графиков, снизу – эссе с элементами рассуждения. Такое вот уникальное животное, поэтому и подходить к нему надо соответственно, но в этом обзоре мы хотим всего лишь разобраться в уточнениях и изменениях.
Кстати, в версии прошлого года многих смущал тот факт, что сумма процентов в таблице (table) или диаграмме со столбцами (bar chart) иногда не составляла 100%. В демоверсии этого года такого не наблюдается. Кроме того, вместо последнего варианта появилась круговая диаграмма (pie chart), но это большой роли для выполнения задания не играет.
Если вы посмотрите внимательно на план задания в демоверсии 2023, то увидите два важных новых элемента (выделены цветом), однако при этом общий объем слов не увеличился:
Демонстрационный вариант (письменная часть) стр. 19
Таким образом, теперь необходимо обязательно прокомментировать выбор элементов для сравнения в третьем пункте плана и обосновать свое мнение в заключении, что, впрочем, кажется вполне логичным, если закрыть глаза на отмеченные выше характеристики жанра в целом. Как и в прошлом году, первую часть работы пишем с опорой на таблицу, вторую – кто как может, исходя из своего жизненного опыта и логики рассуждений.
Ни в критериях оценивания, ни в дополнительной схеме существенных изменений по сравнению с прошлым годом в данном задании нет, только отражено оценивание новых элементов плана.
В плане задания под круговой диаграммой имеется новая формулировка ввода проблемы, вместо “a problem that can arise” стоит фраза “a problem that one can face”, при этом непонятно, забыли ли просто заменить прошлогоднюю формулировку в первом варианте или решили дать две разные. Возможно, что сути дела это не меняет:
(Демонстрационный вариант (письменная часть) стр. 20)
Теперь перейдем к устной части
Задания 1 и 2. В этом году изменений никаких нет, на всякий случай, если кто не помнит, в прошлом году из задания 2 убрали один вопрос, и осталось только 4. Также в 2022 большие затруднения вызвал вопрос про equipment rental, в документе «Анализ типичных ошибок» он подробно разобран, даны рекомендации.
Задание 3. В 2022 году вместо описания картинок ввели ответы на вопросы. Поскольку аналогичное задание давно есть в ОГЭ, это никого не удивило, а скорее порадовало. И зря. Как говорится, “the devil is in the details”. Объясню подводные камни. Для этого опять заглянем в критерии оценивания (Демонстрационный вариант (устная часть) Приложения 1 и 2 с. 12 — 13), где приводится список элементов, владение которыми должен продемонстрировать ученик в этом задании.
В переводе с языка научно-методического на русский это означает примерно следующее.
Возьмем для примера слабого ученика Петю с уровнем А2, который в ответ на вопросы What is your favourite food? Why do you like it so much? Отвечает: I like pasta because it is tasty. И получает свой заветный 1 балл (при условии, конечно, что он это произнес разборчиво). Сильный, склонный к философствованию (что сильно усложняет сдачу ЕГЭ) ученик Митя со стабильным уровнем В2 отвечает: Generally I’d say I favour any kind of pasta with meat, such as spaghetti Bolognese, as it is nourishing and keep me going for the whole day. Митя опускает -s в третьем лице единственного числа: хрестоматийная ошибка (нужно было сказать keeps), прописанная во всех книгах по методике как «fossilised mistake», которая не нарушает коммуникацию. И … получает за свой ответ 0 баллов. Как говорится, no comment.
Приведенный выше список давно ушел в педагогический народ, где его окрестили «черным списком». В этом году из него убрали один элемент — Adverbial phrases of time, place and frequency и добавили Present Continuous, но это, как говорится, погоды не делает.
В демоверсии 2023 в этом задании на самом деле приводятся целых 3 вопроса в одном пункте (см фрагмент ниже), что вызвало не один обморок учеников и учителей.
Спойлер: такого на экзамене не будет! Откуда это известно, спросите Вы? Пишите в ФИПИ, не бойтесь, задавайте вопросы, просите разъяснений, и все будет прекрасно! Одна коллега так и поступила. На удивление, ФИПИ своевременно отвечает, и разъяснения были получены. Нет, трех вопросов не может быть, но по два вопроса в одном мы, вероятно, услышим.
Задание 4. Опять новости. Как не вспомнить тут Вильяма, нашего батюшку, Шекспира, с его “when sorrows come, they come not single spies, but in battalions”. Для непосвященных – ученик наговаривает сообщение другу о найденных иллюстрациях для их общего проекта. Это — новое задание из 2022, введено в прошлом году, затем оно несколько раз претерпело видоизменения. И, voilà, вот его формулировка на настоящий момент:
Task 4. Imagine that you and your friend are doing a school project “Shopping”. You have found some illustrations and want to share the news. Leave a voice message to your friend. In 2.5 minutes be ready to:
Здесь просто заменили together with your friend на you and your friend. Само же задание изменилось более существенно (см выделенные элементы):
Новый план сам по себе на первый взгляд кажется вполне логичным и понятным, только опять получилось сверху – кролик, снизу – конь; первый пункт плана – про картинки к проекту, остальные – рассуждения на тему. И где же здесь коммуникативная задача? Впрочем, это вопрос риторический. Да и успеть все сказать за три минуты – тот еще квест. Также смущает множественное число слова differences в первом пункте плана, что означает необходимость привести, как минимум, два различия. Однако, формулировка в дополнительной схеме подразумевает указание (в единственном числе) на различия. Казалось бы, мелочь, но в таких документах все должно читаться совершенно однозначно…
Таким образом, это некая пока до конца неясная grey area, которую, скорее всего, пояснят в Методических рекомендациях; последние традиционно выходят каждый год в … феврале. По законам детективного жанра ФИПИ держит интригу до конца.
А мы пока работаем, готовим учеников и надеемся на лучшее!