Автор работы:
Тарасов Роман
Готовая ученическая исследовательская работа по географии «Географические открытия 20 века» посвящена изучению самых знаменательных открытий, сделанных в области географии в прошлом столетии, и рассматривает их значение для человечества.
- Подробнее о Проект «Географические открытия 20 века»
Автор работы:
Плотников Владислав Дмитриевич
В исследовательской работе и проекте по географии на тему «Деды Морозы Европы. Новый год» учащийся школы изучил, откуда пришла традиция наряжать елку и как называется Дед Мороз в разных странах.
- Подробнее о Проект «Деды Морозы Европы. Новый год»
Автор работы:
Пашутин Кирилл Сергеевич
Учебная исследовательская работа по географии «Проблемы Антарктиды» содержит интересные факты об Антарктиде: история открытия, растительный и животный мир материка, а также исследование этой земли человеком.
- Подробнее о Проект «Проблемы Антарктиды»
Автор работы:
Лепехин Максим Игоревич; Гапонюк Александр Николаевич
Готовая ученическая исследовательская работа по географии «Вулканы мира» посвящена изучению самых знаменитых вулканов на нашей планете. В работе указано их расположение, географические особенности и значение названия, которое они носят.
- Подробнее о Проект «Вулканы мира «
Автор работы:
Попова Нина
Учебная исследовательская работа по географии «Заповедники России» содержит интересные сведения по изучению заповедных мест в нашей стране и тех редких видах растений и животных, которые имеются на их территории.
- Подробнее о Проект «Заповедники России»
Автор работы:
Алексеева Дарья Владимировна
В ученической исследовательской работе по географии «География на купюрах» авторка собирает справочную информацию о возникновении и развитии монет и банкнот, а также изучает, что такое деньги и для чего они на самом деле нужны.
- Подробнее о Проект «География на купюрах»
Автор работы:
Крейнерт Богдан Викторович
Готовая ученическая исследовательская работа по географии «Туризм на Дальнем Востоке» посвящена изучению туристических мест в регионах Дальнего Востока, где можно отлично отдохнуть, увидеть много интересного и зарядиться положительными эмоциями.
- Подробнее о Туризм на Дальнем Востоке
Автор работы:
Цеденова Валерия Хонгоровна
Готовая ученическая исследовательская работа по географии «Экономико-географическая характеристика Чограйского гидроузла» посвящена изучению физико-географических характеристик Чограйского водохранилища — его географического положения, рельефа, климата.
- Подробнее о Экономико-географическая характеристика Чограйского гидроузла
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №70
Петроградского района Санкт-Петербурга
Проект по теме:
«Динамика численности населения России на рубеже веков»
Проект подготовил
Ученик 9Б класса
Куликов Игорь
Куратор проекта
Учитель географии
В.Ю. Бурмистрова
Санкт-Петербург
2020 год
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Демография. 5
Глава 2 Динамика численности населения в России 12
Заключение 16
Литература 18
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в нашей стране с 90-х. годов начался процесс депопуляции, когда смертность начала превышать рождаемость. Вследствие чего с 1992-2002 гг. население страны уменьшилось на 3,5 млн. человек, и оно продолжает сокращаться.
Последнее время во многих странах обострилась демографическая проблема. Это объясняется низким уровнем рождаемости. Россия в этом плане не стала исключением. В нашей стране эта проблема обостряется еще и тем, что длительное время вся демографическая информация находилась под грифом «Совершенно секретно». Конечно после восемьдесят пятого года прошлого века данные о численности населения, о смертности и рождаемости населения приводились, но данные о продолжительности жизни, младенческой смертности и числе абортов не публиковались никогда и нигде. А ведь именно эти данные отражают суть – состояние государства. Видимо, властям было, что скрывать.
Современная Россия является правопреемницей СССР. И поэтому, как и следовало ожидать, в ней демографические тенденции практически не изменились, так как не изменился народ, традиции и отношение властей к своему народу.
Проблема, затронутая в данной работе, очень важна, так как в результате последняя перепись населения показала, что в стране продолжается демографический кризис – процесс уменьшения численности населения. Если бы территории стран были пропорциональны количеству жителей, Россия давно бы ютилась на задворках Китая. И это отлично видно на картограмме мирового населения, где за одну клеточку берется один миллион жителей (Рис.1).
Рис.1 Анаморфоза по численности населения.
Цель работы:
- Выявить динамику численности населения России на рубеже веков
Задачи:
- Сопоставить данные о численности населения за 1990, 2000 и 2010 года;
- Понять по каким причинам изменялась численность населения РФ;
- Узнать, что такое демография и как она связана с численностью населения государства.
Объект исследования: численность населения России.
Предмет исследования: изменения численности населения за период с 1990-2010 года.
Глава 1 Демография.
Демография (греч. demos — народ, grapho — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений.
Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения. Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и пр.
История формирования демографии.
История демографической науки долгое время была связана с развитием эмпирической формой познания, ограничиваясь сбором, обработкой и интерпретации данных о населении в соответствии с практическими потребностями. Выполнение этой функции сопровождалось постоянным совершенствованием методов исследования.
Термин «демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» (A. Guillard, Eléments de statistique humaine ou Démographie comparée? — 1855). Он рассматривал демографию в широком смысле как «естественную и социальную историю человеческого рода» или более узко как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния».
Официальное признание понятие «демография» получило в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии, проходившего в Женеве в 1882 г.
Этапы развития демографии.
Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Еще древние испытывали необходимость регистрировать население. В Античном мире, Древнем Китае и во времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки регулировать семейное поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности населения и ее общего развития (Конфуций, Платон, Аристотель).
Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века).
Рождаются новые цели и задачи: определить динамику численности населения, ее зависимость от рождаемости, смертности, структурных и территориальных перемещений. В XVIII веке были предприняты первые попытки наблюдать изменение числа умерших и родившихся и численности населения в отдельных странах.
Родоначальник демографической статистики (политической арифметики) — Дж. Граунт — обратил внимание на многие законы, сделал анализ бюллетеней смертности, построил первую простейшую модель таблицы смертности. В 1693 году Галлей построил полную таблицу смертности для населения города Бреславля (Вроцлав), включил в нее младенческую и детскую смертность.
В конце XVIII — начале XIX века в США были заложены основы современной переписи населения (1790), был налажен текущий учет населения. В России в середине XVIII века М. В. Ломоносов первый обратил внимание на проблемы «сохранения и умножения российского народа». К тому же периоду относятся и работы Д. Бернулли и Л. Эйлсра, посвященные математическому анализу смертности.
Возникновение демографической науки (XIX век).
В XIX веке встал вопрос о роли и месте демографии в социально-экономическом развитии. Повышается описательный характер, рассматриваются состав и движение населения. В середине XIX века предпринимаются попытки изучения социальной дифференциации рождаемости и смертности такими учеными, как Г. Ф. Кнапп (Германия), Л. А. Бертильон (Франция).
Выделяются демографическая статистика и демографическая динамика (движение населения).
Утверждение демографической науки (конец XIX — первая половина XX века).
Центральным объектом изучения в демографии становится воспроизводство населения, в связи с чем в ряде стран принимаются различные законы, касающиеся народонаселения. Исследователи второй половины XIX века подходят к трактовке воспроизводства населения как единого взаимосвязанного процесса. В. Борткевич начал, а Р. Бек и Р. Кучинский завершили разработку показателей, характеризующих результат воспроизводственного процесса.
В 20-30-ые годы были сделаны шаги к международному сотрудничеству. Предпринимаются первые попытки вести демографические исследования во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Демография утверждается в роли общественной науки.
Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня).
За последние полвека наблюдается тенденция к повышению внимания к изучению демографии с т.з. экономических и социальных факторов общего развития.
В середине 70-ых ООН публикует труд «Детерминанты и последствия демографических тенденций», в котором отмечаются:
- увеличение объема демографической информации и источниковой основы
- быстрое увеличение количества демографических исследований и повышение степени их специализации
- успехи в области демографического анализа
В XX столетии становление и развитие демографии нашло отражение в трудах К. Германа, П. Семенова-Тяньшаньского, А. И. Чупрова. Ю. А. Янсона.
Отечественная демография.
После Октябрьской революции вплоть до начала 1930-х годов в СССР велись активные демографические исследования. Были организованы в 1919 г. Демографический институт АН УССР в Киеве, и в 1930 г. Демографический институт АН СССР в Ленинграде. Исследовались проблемы воспроизводства населения: закономерности смертности и рождаемости, причем большое, внимание уделялось социальным факторам рождаемости, тенденциям, формирования и развития семьи. Развивалась методология демографического прогнозирования. Отечественная демография в этот период связана с именами С. А. Новосельского, В. В. Паевского, О. А. Квиткина, С. Т. Струмилина, М. В. Птухи. С. А. Томилина и др. В 1930 — 1940 гг. в СССР значительно сократился объем работ по демографическим проблемам.
Возрождение отечественной демографии началось лишь в конце 1950-х гг. когда возникла потребность во всестороннем изучении населения. Стали проводиться научные дискуссии, развертывались исследования, выходили публикации, совершенствовалась подготовка кадров. Изучение закономерностей воспроизводства населения, а также взаимосвязи роста населения и социально-экономического развития позволило демографии оформиться в самостоятельную общественную науку. С конца 1950-х до начала 1960-х годов стал очевиден объективный процесс необходимости комплексного изучения широкого круга проблем народонаселения, осуществляемого наряду с демографией целым рядом других наук и научных направлений.
Огромный вклад в разработку теоретических проблем взаимосвязи наук внес коллективный труд под редакцией Д. И. Валентея «Система знаний о народонаселении», изданный в 1976 г. В нем впервые был сформулирован предмет системы знаний о народонаселении познание закономерностей развития народонаселения, в том числе и демографического воспроизводства [2].
В настоящее время крупными центрами изучения демографии в России являются центр по изучению проблем народонаселения при экономическом факультете МГУ, институт социально-экономических проблем народонаселения РАН и другие.
Система демографических наук.
Демография:
- Уровень теоретической интерпретации
- Демографическая статистика
- Описательная демография
- Формальная демография
- Математическая демография
- Теоретическая демография
- Объектно-предметный критерий
- Экономическая демография
- Социальная демография
- Социологическая демография
- Медицинская демография
- Этнодемография
- Демография семьи
- Геодемография
- Историческая демография
- Связь с практикой
- Демографический анализ
- Политическая демография
- Военная демография
- Электоральная демография
- Демогрэфикс
- Прикладная демография
- Региональная демография
- Демографическое прогнозирование
Демографическая политика
Демографическая политика — система специальных мер, предпринимаемых государством для увеличения или снижения темпов естественного прироста населения.
В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума [5].
Цели демографической политики.
- В развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв — снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения за счёт контрацепции, санитарного просвещения, консультации по вопросам планирования семьи, добровольная стерилизация, экономические и административные меры. Также есть факт большой смертности в развивающихся странах.
- В экономически развитых странах — повышение уровня рождаемости и естественного прироста (особенно активно демполитика проводилась в Восточной Европе до конца 80-х) благодаря ссудам молодожёнам, пособиям на рождение каждого ребёнка, льготам на жильё, длительного отпуска для беременных. По оценкам сейчас усилилась политика такого рода во Франции и Швеции
Меры демографической политики.
- экономические
- оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества
- возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале
- ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости
- преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости
- административно-правовые
- законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин
- воспитательные, пропагандистские
- формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения
- определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям
- политика планирования семьи
- половое образование молодёжи
О профессии демографа.
Демограф — это специалист, который занимается анализом тенденций развития народонаселения и составляет демографический прогноз на длительную перспективу по приросту или убытию населения территории или страны. Результаты демографического анализа и демографических прогнозов используются в построении программ и планов развития экономики, системы здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения.
Демограф, как и социолог, может работать в социологических службах и центрах по изучению общественного мнения. Причем в сравнении с социологом он будет обладать даже рядом преимуществ, поскольку демографы лучше знают источники данных о населении – переписи, текущую демографическую иммиграционную статистику, административные источники информации. Поэтому демографы могут найти себе применение в такой сфере, как, маркетинг. Выпускники программ по демографии решают такую маркетинговую задачу, как сегментирование рынка и выполнение соответствующих прогнозных оценок. Они владеют необходимыми для этого методами, знают, где искать и как обрабатывать необходимую информацию, разбираются в демографических тенденциях, которые сегодня нельзя не учитывать при развитии бизнеса.
Демографические знания необходимы также в страховании и при работе в пенсионных фондах, поскольку с помощью демографических методов выполняются многие расчеты, а специалисты-страховщики должны разбираться в таких понятиях, как продолжительность жизни, знать тенденции относительно смертности и здоровья населения.
Специалист-демограф востребован в аналитических службах и отделах разного рода предприятий. Знания о тенденциях развития населения в России, в ее регионах, городах и даже муниципальных образованиях, в разных странах мира интересуют и политиков, и бизнес, и науку, и широкую общественность [4].
Естественный прирост населения.
Естественный прирост населения — превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени. Служит наиболее общей характеристикой интенсивности роста населения, измеряется обычно коэффициентом естественного прироста населения на 1000 жителей в год. Может быть как положительным (например, в Нигере естественный прирост населения в 2011 составлял 36,8 ‰), так и отрицательным (например, в Черногории он составляет −8,5 ‰). Отрицательный естественный прирост населения означает, что в стране умирает больше человек, чем рождается (то есть естественная убыль населения).
Естественный прирост как разница между рождаемостью (количество рождённых людей на 1000 жителей) и смертностью (количество умерших людей на 1000 жителей) измеряется коэффициентом, в промилле (‰), который соответствует одной тысячной доле числа или одной десятой доле процента. То есть коэффициент естественного прироста (убыли) −8,5 ‰ соответствует −0,85 %, а коэффициент естественного прироста в 36,8 ‰ соответствует +3,68 % [3].
- Формула: ЕП=р-с, где ЕП — естественный прирост (коэффициент), р — рождаемость (количество рождённых людей на 1000 жителей, коэффициент), с — смертность (количество умерших людей на 1000 жителей, коэффициент).
- Формула подробная: ЕП=((Р-С)/Н)*1000, где ЕП — естественный прирост (коэффициент), Р — количественное значение рождаемости (численность рождённых, чел.), С — количественное значение смертности (численность умерших, чел.), Н — численность населения (чел.)
Механический прирост населения.
Механический прирост населения — разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из нее за определенный срок.
МП=Sп-Sу
МП – механический прирост
Sп – число прибывших
Sу – число убывших
Глава 2 Динамика численности населения в России
Причины изменения естественного прироста РФ.
На естественный прирост влияет большое число факторов. Уровень рождаемости зависит от социально-экономической структуры общества, условий жизни людей. Но важно отметить, что эта зависимость не является прямой. Например, когда женщины активнее участвуют в производстве и общественной жизни, возрастают затраты на их воспитание, увеличиваются сроки обучения детей; рождаемость снижается несмотря на рост материальной обеспеченности семьи. Это является одной из основных причин того, что часто в относительно более богатых семьях детей не больше, а иногда даже меньше, чем в менее обеспеченных. В то же время рост доходов может служить и стимулом к повышению рождаемости.
Следует также учитывать, что показатель рождаемости очень сильно зависит от национальных и религиозных традиций и от того, насколько эти традиции сохранились. Можно вспомнить, например, многодетные мусульманские семьи, сохранившиеся до наших дней. Традиционные многодетные православные семьи только начинают возрождаться в современном обществе.
Кроме того, нельзя также забывать об уровне среднего брачного возраста, прочности семейных устоев, характере расселения, климатических особенностях.
Сильное отрицательное влияние на воспроизводство оказывают войны.
Уровень смертности обусловлен, в первую очередь, уровнем благосостояния людей, культурой питания и степенью развития общественных служб здравоохранения.
Из-за вышеуказанных причин существуют большие различия в территориальном распределении естественного прироста. Так, для народов Северного Кавказа и некоторых народов Поволжья традиционно характерны многодетные семьи и большой естественный прирост. В областях Нечерноземья вследствие оттока молодежи очень велика доля пожилых людей. Поэтому естественный прирост здесь один из самых низких в стране.
В Сибири и на Дальнем Востоке численность населения увеличивалась последние 50 лет за счет притока молодежи из Европейской части. Это создает предпосылки для роста естественного прироста [6].
Коэффициент рождаемости в настоящее время составляет в России 9,2%о. а смертность — 14,8%о (Рис.2).Таким образом, естественный прирост равен минус 5,6%о и, в связи с резким сокращением рождаемости и увеличением смертности, продолжает уменьшаться. Численность населения России на протяжение девяностых годов уменьшается. Изменения численности населения страны на протяжении многовековой истории были связаны также с многочисленными войнами, эпидемиями, неурожаями. Одними из первых источников сведений о численности населения стали писцовые книги. С XVII в. проводились переписи населения, называвшиеся «ревизиями». Но в них сначала учитывалось только количество крестьянских дворов, а затем «мужских душ». Первая же всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в 1897 году (по ее итогам стало известно, что в империи проживало 124,6 млн. чел., из которых 67.5 млн. чел. — в России). В СССР было проведено семь переписей (1926,1937,1939,1959,1970,1979 и 1989 гг.). В результате естественного прироста население России увеличилось за годы советской власти на 56 млн. чел.
Увеличение населения было бы значительно выше, если бы не влияние демографических кризисов. Человеческие потери страны в периоды революции, голода 1933-1934 гг., массовых репрессий, в годы Великой Отечественной войны составили десятки миллионов человек.
В мирное время число родившихся напрямую зависит от исторически сложившегося типа воспроизводства населения.
Под воспроизводством населения понимают процесс смены поколений. Выделяется несколько типов воспроизводства населения, каждый из которых характеризуется определенным уровнем рождаемости, смертности, естественного прироста и других демографических показателей. В России вплоть до конца XIX преобладал традиционный тип воспроизводства (т.е. высокая рождаемость и высокая смертность и сравнительно медленный рост численности населения).
Начало перехода к современному типу воспроизводства пришелся в России на начало XX в. — время великих социальных потрясений. Поэтому период «демографического взрыва» практически не проявился в нашей стране [6].
В 60-х гг. в большинстве регионов России завершилась стадия перехода к современному типу воспроизводства, при котором в одной семье рождалось в среднем двое детей, из которых до 15 лет доживало 95%, а до 60 лет — 90% женщин и 66% мужчин.
Но кризисная ситуация в России в конце восьмидесятых привела к новому демографическому кризису. Он выразился в росте уровня смертности, снижении рождаемости и естественного прироста. Особенно тревожным является резкое увеличение детской и младенческой смертности. Этот процесс наиболее ярко отражает понижение уровня социально-экономического благополучия населения, качества его жизни, уровня медицинского обслуживания. Высокая детская смертность в условиях низкой рождаемости ухудшает возрастную структуру населения: доля молодых возрастов уменьшается, а доля пожилых увеличивается. Потенциал воспроизводства населения страны находится в угрожающем состоянии.
Соотношение численности мужчин и женщин в Российской Федерации следующее: 46,9% и 53,1 соответственно.
По трудоспособному возрасту население России распределяется так: лица моложе трудоспособного возраста — 22,4%, население в трудоспособном возрасте — 57,0%. люди пенсионного возраста — 20,6% [7].
Рис. 2 График изменения численности населения РФ с 1990 по 2011 год
Перепись населения.
Перепись — это процедура систематического получения и регистрации информации о составе населения определенной территории. Это регулярный и официальный подсчет населения конкретной территории. Данный термин используется в основном в связи с переписью населения страны и жилищного фонда; другие общие переписи включают в себя сельскохозяйственные переписи, переписи предприятий и переписи транспортных средств. Организация Объединенных Наций определяет основные характеристики переписи населения и жилищного фонда как «индивидуальное перечисление, всеобщность на определенной территории, одновременность и определенная периодичность», и рекомендует проводить перепись населения по крайней мере каждые 10 лет. Рекомендации Организации Объединенных Наций также охватывают данные, которые должны быть собраны в результате переписи, официальные определения, классификации и другую полезную информацию для координации международной практики.
Для чего нужна перепись населения?
С помощью переписи собираются данные о многих характеристиках населения, не только о количестве людей, но также в настоящее время перепись занимает свое место в системе исследований, в которых она и образовалась, как единственный способ сбора национальных демографических данных. Хотя оценка численности населения остается важной функцией переписи, включающей в себя именно географическое распределение населения, статистические данные могут быть получены о комбинациях характеристик населения, таких как, например, образование по возрасту и полу в разных регионах. Существующие административные системы данных позволяют использовать другие подходы к пересчету населения с тем же уровнем детализации, но вызывают обеспокоенность в отношении конфиденциальности и возможности смещения оценок.
Заключение
Смена общественного строя в России в конце прошлого века привела к огромным негативным последствиям. Причем самая опасная для страны угроза – это сокращение ее населения.
Демографическая ситуация формируется на основе показателей рождаемости, смертности и миграции.
Рождаемость в стране катастрофически падает. Для обеспечения простого воспроизводства численности населения коэффициент рождаемости должен составлять 2,15, сегодня он равен 1,3, а это значит, что население в прямом смысле вымирает. Нигде падение рождаемости не приняло столь экстремальные формы, как в России! Нет ни одной страны в мире, где бы произошло нечто похожее за такой короткий срок! Поэтому одна из важнейших проблем стимулирование рождаемости.
Вторая проблема – смертность. По показателю смертности Россия сравнялась с африканскими странами. Если положение сохранится, лишь 54% нынешних 16-летних доживут до своей пенсии. Страна практически достигла предела, когда вымирание населения начинает приобретать необратимый процесс. Население ни одного европейского государства не находится в таком катастрофическом состоянии, как в России. Естественная убыль имеет место в некоторых развитых европейских странах. Но там основной ее причиной является низкая рождаемость, тогда как в нашей стране – большая смертность населения. Трудоспособное население страны во множестве умирает от болезней системы кровообращения и новообразований, а также от так называемых неестественных причин: в результате убийств, самоубийств, несчастных случаев и отравлений людей со смертельным исходом Россия вышла на первое место.
По ожидаемой продолжительности жизни мужчин Россия занимает 136 место в мире, женщин – 91 место. В истории человечества случаи столь стремительного сокращения населения в мирное время, без особых природных катаклизмов и эпидемий вряд ли можно припомнить.
Основные усилия государства по преодолению демографической катастрофы должны быть направлены на социально-экономическое развитие страны. Чтобы остановить вымирание нации, нужны не разрозненные меры, а комплексная государственная программа и реальная организация ее выполнения.
Мощь государства определяется увеличением его населения. Как здесь не вспомнить слова Ломоносова «…самым главным делом сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей», ведь государство, не заботящееся о сохранении и приумножении своего населения, не думает о своем будущем.
Литература
- https://bigenc.ru/text/3039828
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Демография
- https://www.gks.ru/folder/12781
- https://www.syl.ru/article/179838/new_chislennost-naseleniya-rossii-chislennost-naseleniya-rossii-po-godam
- Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года: том 14 (сводный). – М.: ИИЦ Статистика России, 2005. – С. 10–83.
- Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Росстат. – М., 2005. – С. 81–105.
- Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. – М., 2006. – С. 81–105.
Проект «Глобальные проблемы человечества»
В детском исследовательском проекте по географии на тему «Глобальные проблемы человечества» изучаются те угрозы, которые остаются актуальными для человечества и в наши дни, дается их характеристика и анализ.
Проект «Альтернативные источники энергии»
В процессе работы над исследовательским проектом по географии «Альтернативные источники энергии» ученицей 9 класса была поставлена цель изучить разнообразие альтернативных источников энергии, сравнить их и выяснить пользу каждого вида.
Проект «Атмосферное давление в жизни человека»
Автор:
Никитченко Арина Евгеньевна
В ученической исследовательской работе по географии «Атмосферное давление в жизни человека» дается объемная характеристика атмосферного давления, а также изучается вопрос изменения атмосферного давления на территории России и его воздействия на метеозависимых людей.
Тайны Бермудского треугольника
В ученической исследовательской работе по географии «Тайны Бермудского треугольника» рассматривается история о загадочных и удивительных тайнах Бермудского треугольника, выясняется, насколько тайны Бермудского треугольника близки к выдумке и насколько объяснимы с точки зрения науки.
Проект на тему «Вулканы»
В индивидуальном исследовательском проекте по географии на тему «Вулканы» автор дает определение понятию «вулкан», рассматривает строение и образование вулканов, дает классификацию вулканов по внешним принципам и их функции.
Чистый воздух — чистый снег
В представленном творческом исследовательском проекте по географии «Чистый воздух — чистый снег» автор изучает, что такое атмосфера и ее состав, а также выясняет, отчего зависит чистота снега.
Альтернативные источники энергии в Краснодарском крае
В представленном творческом исследовательском проекте по географии «Альтернативные источники энергии в Краснодарском крае» автор изучает технологии, которые позволят вырабатывать электроэнергию с помощью природных ресурсов.
Российская
Федерация
Департамент
образования мэрии города Новосибирска
_________________________
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя
общеобразовательная школа № 65»
География в профессиях
Работа ученика 8 А
класса
Устинов Алексей
Руководитель
проекта
Мельник Марина
Сергеевна
Работа
допущена к защите «_____» _______________ 2021г.
Подпись
руководителя проекта ____________________(__________________)
Г. Новосибирск
2020 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
1. Основные группы
«географических» профессий………………..4
1.1. Краткая
характеристика географических профессий……………..5
1.2. Профессии, связанные с географией, которые можно получить…6
в Новосибирске
2. Проведение
анкетирования…………………………………………7
Заключение………………………………………………………………8
Список
литературы……………………………………………………..9
Введение
География — основа многих профессий. Она способна сформировать
мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые
предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов. Чтобы поднять престиж
географии нужно культивировать профессию географа, способствовать достижению
обществом понимания того, что действительно «без
географии вы нигде!» Таким образом, актуальность данной работы
заключается в популяризации географических специальностей.
Цель — выявление степени осведомленности
учащихся о диапазоне имеющихся географических специальностей.
Задачи
1.
Выяснить, какими качествами должен обладать профессионал той или
иной профессии, связанной с географией и где получить образование по данной
специальности.
2.
Выявить отношение школьников к предмету «география», своему
будущему, в том числе в плане трудоустройства.
Гипотеза: проект
позволит узнать о различных видах географических профессий и возможностях
обучения этим профессиям.
Методы исследования:
·
сбор
информации
·
анализ собранной информации
·
синтез собранной информации
·
социологический опрос (метод анкетного опроса)
·
анализ анкетных данных
·
сравнение, обобщение
1. Основные
группы «географических» профессий
Рассмотрев классификацию
профессий, я решил выяснить, в каких профессиях необходимо знание географии.
Этот перечень достаточно велик. Вот некоторые из них: агроном, археолог,
военный, геолог, геоморфолог, геодезист, гидролог, горный инженер, демограф, дипломат,
журналист, инженер – градостроитель, капитан корабля, картограф, климатолог,
ландшафтный архитектор, лесник, логистик, медицинский географ, маркетолог,
менеджер в туризме, метеоролог, океанограф, пилот, социолог, таможенник,
торговый аналитик, тур агент, фермер, эколог, экономист в сельском хозяйстве и
др.
Несмотря на обилие современных
географических специальностей, всех их можно сгруппировать по нескольким
признакам.
Есть «старые», возникшие еще в
конце XIX — начале XX века, традиционные географические специальности
(например, геоморфология, землеведение, климатология), и есть «новые»,
сравнительно недавно появившиеся (например, биоклиматология, география туризма
или географическая планетология).
Есть наиболее и наименее
популярные географические специальности. Например, самый высокий конкурс при
выборе специализации на географическом факультете МГУ отмечается на таких
кафедрах: географии мирового хозяйства, экономической и социальной географии
зарубежных стран мира, геоинформатики, рационального природопользования.
Динамично развивается новая специальность — туристическая география.
Ореол романтизма, присущего
географии как таковой, достигает своей максимальной силы на кафедрах, с
которыми так или иначе были связаны известные мореплаватели, путешественники
(океанология, биогеография).
Можно выделить группу
географических специальностей, где широко применяются методы точных и
естественных наук, особенно математические вычисления: метеорология и
климатология, океанология и гидрология, картография и топография с геодезией,
гляциология и криолитология (мерзлотоведение).
В группе
экономико-географических специальностей широкое применение нашли статистические
методы, компьютерно-математическое моделирование. Экономико-географ также
должен разбираться в основах промышленного и сельскохозяйственного производства
[1].
1.1.
Краткая
характеристика географических профессий
Спелеолог — это геолог, который занимается
изучением пещер. Профессия помогает изучить состояние Земли в древние времена,
оценить возможность прокладки коммуникаций и т. д.
Аэрофотосъемщик
занимается изучением рельефа местности, системы ориентиров на ней, проводит необходимые
расчеты, готовит съемочные карты, фотографирует земную поверхность с самолета
или вертолета, наносит на карту будущие повороты воздушного судна, следит за
высотой полета. В своей работе он опирается на знания математики, географии,
астрономии, организации аэрофотосъемочных работ, должен знать основы
фотохимической и фотограмметрической обработки снимков, иметь навыки черчения.
Кадастровыйинженер
— это одна из наиболее «молодых» и востребованных профессий в государствах
постсоветского пространства. Официальное утверждение должности произошло в 2011
году, а до этого вся нагрузка ложилась на землеустроителей. … В работе специалиста
ключевое значение имеет точность выполненных замеров. Недоработки в этом
вопросе приводят к неправильному отражению данных и спорам между соседями.
Топограф— специалист по описанию местности
специальными условными знаками с применением методов, инструментов и приборов
для измерений земной поверхности с целью ее графического отображения в бумажном
и электронном виде. С древнегреческого языка слово топограф можно разделить на
два слова τοπος (топо), что означает «место» и
γραϕω (граф) соответственно – «пишу».
Метеоролог — это специалист,
который занимается сбором и анализом данных. Каждые 3 часа он по приборам
снимает показания (температуру воздуха, давление, ветер и т.д.) и записывает их
в журнал погоды
Картограф – специалист по составлению бумажных и электронных
карт. Это отличная профессия, а подходит ли она вам? С большим уважением к
вашему будущему и лично к вам мы разработали точный инструмент, помогающий
сильно сузить круг подходящих вам профессий.
Геодезист
– это специалист, занимающийся изыскательскими, топографическими, разбивочными,
проектировочными и другими работам с целью составления карт и описания
характеристик рельефа местности, состояния строительного объекта. Также в его
обязанности входит проведение расчетов, на основе полученных данных и их
документальное оформление. Внутри профессии существует квалификационное
разделение на техников и инженеров [2].
1.2.
Профессии, связанные с географией, которые можно
получить в Новосибирске
Новосибирские средне-специальные
и высшие учебные заведения предоставляют достаточно широкий спектр
географических специальностей. Некоторые из них можно увидеть в таблице:
Спелеолог: |
Сибирский геофизический колледж |
Аэрофотосъемщик: |
Сибирский
|
Географ: |
Новосибирский
|
Геоинформатик: |
Сибирский
|
Инженер по кадастру: |
Новосибирский
|
Топограф |
Сибирский
|
Геолог: |
Новосибирский
|
Метеоролог: |
Сибирский
|
Картограф: |
Сибирский
|
Геодезист: |
Новосибирский
|
2.Практическая часть
Для выявления степени
осведомленности мною была проведена анкета на знание профессий, о которых я
выше рассказал, с помощью платформы «Google Опрос».
Для
опроса были подготовлены 9 вопросов, с тремя вариантами ответов. В Опросе
участвовали 11 учащихся 8 А класса. Опрашиваемым было необходимо выбрать, чем
занимается, каждая из предложенных профессий: геодезист, кадастровый инженер, спелеолог,
метеоролог, картограф, топограф, аэрофотосъемщик.
Ниже предоставлена
общая сводка ответов в виде диаграммы:
В
диаграмме мною были взяты данные ответов опрошенных одноклассников, и можно сделать
вывод, что большее количество учащихся ответило верно на 50% (37% опрошенных)
и среднее количество процентов (27% опрошенных) верных ответов на 75%, также
одинаковое число верных ответов на 25 и 100 процентов (по 18% опрошенных).
Мой вывод
такой: большее количество моих одноклассников плохо владеют информацией о
профессиях напрямую связанных с географией. Таких результатов, по-моему, можно
было ожидать т.к. на сегодняшний день многие считают, что такие профессии не
популярны и не востребованы.
Практическая
значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты
исследования могут быть использованы в составлении общей статистики о знаниях о этих
профессиях вместе с другими классами. Данная работа была сделана для того чтобы
показать как на сегодняшний день подростки владеют информацией о данного рода
профессий. Возможно
полученные результаты акцентируют внимание учителя географии на более частое
упоминание географических специальностей при изучении различных тем.
Заключение
География – одна из древнейших наук. Люди всегда интересовались тем,
что их окружает, пытались изучать близлежащие и отдаленные земли. Первые
исследователи привозили из своих экспедиций не только карты и планы местности,
но и описания рельефа, почвы, растительности. Они изучали и население других
территорий, культуру и быт людей, их численность… Казалось бы, Земля изучена
уже вдоль и поперек. Однако предметы исследований географов очень изменчивы и
подвержены множеству факторов. Поэтому данным специалистам вряд ли когда-нибудь
придется бездельничать.
В зависимости от основного предмета изучения, географы специализируются
на почвах, ледниках (гляциологи), океанах, вулканах, озерах (лимнологи),
составе и численности населения, истории развития земной коры (палеогеографы),
географию распространения болезней (медицинские географы), туристические
ресурсы (география туризма) и др. Раньше, когда еще не все территории были
открыты и исследованы, географы занимались главным образом описанием своих
наблюдений. Сегодня же основная их деятельность – это объяснение тех или иных
процессов и явлений, выявление их причин и составление прогнозов на будущее [3].
Таким
образом, в результате выполнения работы можно сделать вывод, что
осведомленность учащихся о географических специальностях недостаточная. Лишь
30% учащихся известен род деятельности самых распространенных географических
профессий. Возможна популяризация данных специальностей на уроках географии,
это будет способствовать профессиональной ориентации учащихся.
Литература
1. «География — основа многих профессий»
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://obuchonok.ru/node/6132
2. Профессии,
связанные с географией [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.profguide.io/professions/school-items/geographia/
3. Географ
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moeobrazovanie.ru/professions_geograf.html
Скачано с www.znanio.ru