Защита индивидуального проекта
Успешная защита индивидуального проекта является необходимым условием окончания школы.
Предзащита проекта осуществляется во 2 полугодии 10 класса, 1 полугодии 11 класса.
Защита проекта проходит форме публичного выступления на конференции.
Защита работы проходит обычно в течение 6-10 минут (5-7 минут на выступление, 1-3 минуты – ответы на вопросы).
Чтобы дать возможность выступить всем участникам, необходимо строго соблюдать регламент выступления. Важно хорошо ориентироваться в количестве необходимого времени, для этого нужно несколько раз озвучить доклад заранее, убирая из него все лишнее, отрепетировать выступление вместе с учителем.
Великий оратор Цицерон говорил: «Обязанность оратора заключается в следующем: найти, что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести».
Защита проекта считается успешной при получение в определенного количества баллов.
По причине того, что виды, цели и результаты проектной деятельности могут быть разнообразны, в определенной степени могут различаться формы и средства его защиты.
К публичной защите проекта Вы должны подготовить:
- Письменное описание проекта
- Отзыв руководителя (по желанию и возможности).
- Проектный продукт.
- Публичное выступление, раскрывающее суть вашей работы.
Проектный продукт может быть представлен в разных формах. В зависимости от его специфики, стоит решить вопрос о целесообразности использования мультимедийной презентации.
Общий план публичного выступления выглядит следующим образом:
- Приветствие.
- Актуальность и цель проекта.
- Основные этапы проекта и их задачи, методы и средства их достижения.
5. Характеристика (презентация) проектного продукта.
6. Самоанализ успешности проектной работы, перспективы развития проекта.
7. Ответы на вопросы комиссии.
Более подробную информацию о защите проекта смотрите в разделе «Защита проекта»
Например:
«Уважаемые слушатели, члены комиссии! Я ученик (ца)___класса, …(Фамилия Имя). Руководитель моей работы ….(Фамилия И.О., должность) Тема моего проекта.. Выбранная тема является актуальной, потому что… Таким образом, целью проекта было … Для достижения которой потребовалось решить следующие задачи… Для этого я ……. изучил источники (краткая характеристика источников информации)/работал в библиотеках/побывал на экскурсии/провёл опрос, поставил опыты и т.д. В результате мне удалось создать… К преимуществам/ недочетам работы можно отнести…. В процессе работы над проектом я научился… Буду продолжать работать над проектом или буду работать над другой темой (почему?) Благодарю за внимание. Готов (а) ответить на Ваши вопросы»
Кроме содержания выступления, нужно помнить о том, как это содержание подается. Выступающий должен говорить (не читать!) свободно, достаточно громко, эмоционально, грамотно, логично, уверенно, обращаясь к залу, членам жюри, наглядному материалу или слайдам.
Если по какой-то причине вы не уложились в установленное для доклада время, после напоминания судьи вам следует в течение 15-30 секунд красиво завершить выступление: «…о моей работе можно сказать еще многое, но я перехожу к основным выводам…»
После комиссия задаёт дополнительные вопросы, чтобы удостовериться, насколько качественно вы реализовали проект. Лучше всего заранее продумать ответы на возможные вопросы (Подумайте, какие вопросы вы задали бы себе на месте члена жюри?). Наиболее часто члены жюри задают следующие вопросы (многих из них можно избежать, если грамотно и четко выстроить первую часть выступления, качественно оформить письменную часть, проектный продукт и презентацию):
1. Почему вы выбрали именно эту тему? В чем ее актуальность? Какие цель и задачи ставили? Удалось ли их достичь? Какие перспективы развития темы?
2. Вопросы связанные с глубиной понимания предметного содержания. Например: Какой смысл вы вкладывали в то или понятие? Как вы аргументируете сделанный выбор? Почему вы выбрали именно эти методы и способы ведения проекта?
3. Какими источники информации вы пользовались? Почему они заслуживают доверия?
4. Как вы сами оцениваете свою работу (отдельные этапы проекта)? Что получилось лучше, что хуже? Почему? Как справлялись с возникающими трудностями?
Не бойтесь самостоятельно назвать преимущества и недочеты вашей работы. Способность к честному и объективному самоанализу является чертой талантливого человека. Скромно похвалите себя, назовите ошибки, которые вы учтете в будущем, чему научились в процессе работы над проектом.
На каждый вопрос нужно быстро реагировать, ориентироваться и отвечать. Таким образом проверяют, насколько хорошо ученик подготовился к защите, знает свою тему и может аргументированно отстаивать свою позицию.
Если вы не знаете ответа на поставленный вопрос, постарайтесь не волноваться и отвечать так, как понимаете тему. Если вы не уверены в том, что правильно поняли вопрос, можно попросить его переформулировать или задать уточняющие вопросы.
Главное не бояться преподавателей и помнить, что они не хотят «завалить», а просто разговаривают, как с равным, и также пытаются понять, насколько вы можете раскрыть тему и проанализировать свою работу самостоятельно.
Важным составляющим успеха является качество презентации и наглядных материалов. Заранее продумайте, в какой форме вы сможете выгоднее всего представить свой проектный продукт.
Если вы решили использовать мультимедийную презентацию, то предлагаем вам прочитать советы по созданию презентаций
1. Сведите к минимуму количество слайдов. Это поможет четко сформулировать свои мысли и завоевать внимание аудитории.
2. Выберите шрифт, который будет хорошо виден всем зрителям с любого возможного расстояния. Правильный выбор шрифта, такого как Helvetica или Arial, способствует более быстрому пониманию смысла сообщения. Избегайте узких шрифтов, таких как Arial Narrow, а также шрифтов с засечками, таких как Times. Рекомендуемый размер основного шрифта: 24. Заголовки могут быть чуть крупнее.
3. Поддерживайте четкую структуру текста, используя точки-маркеры или короткие предложения. Используйте маркированные списки или короткие предложения и постарайтесь разместить каждый пункт в одной строке, не перенося текст. Необходимо, чтобы аудитория слушала доклад, а не вчитывалась в текст на экране. Некоторые проекторы обрезают края слайдов, поэтому длинные предложения могут быть обрезаны. Чтобы сократить объем текста в строке, можно удалить слова, не несущие смысла.
4. Используйте картинки, чтобы более образно преподнести свою мысль. Используйте графические изображения, улучшающие восприятие. Однако не следует перегружать слайд графикой. Делайте ясные надписи на диаграммах и графиках. Используйте столько текста, сколько требуется, но не больше.
5. Выбирайте неяркий и равномерный фон слайдов. Используйте контрастирующие цвета фона и текста.
7. Проверяйте правописание.
8. Придите пораньше и проверьте работу оборудования.
9. Не читайте текст презентации. Отрепетируйте показ презентации, чтобы излагать мысль, опираясь на точки-маркеры. Текст должен быть ключом к словам докладчика, а не совпадать с тем, что сообщается аудитории.
10. Следите за временем. Обращайте внимание на поведение аудитории.
- Цели и задачи выполнения индивидуального итогового проекта
2.1. Цели выполнения ИИП
для учащихся:
- продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области;
для педагогов:
- создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей, навыка исследовательской деятельности, самостоятельности, логического мышления.
2.2 Задачи выполнения проекта:
- самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
- обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
- развитие умений пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- формирование и развитие навыка публичного выступления;
- развитие системного мышления;
- обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения;
- поддержка мотивации в обучении;
- реализация личностного потенциала старшеклассника;
- мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Задачами выполнения ИИП являются формирование первоначальных умений научно-исследовательской и (или) проектной, изобретательской деятельности, которые выражаются в том, чтобы:
- найти актуальную проблему и решить ее, используя методы научного исследования и проектирования;
- планировать свою деятельность по решению данной проблемы: обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы;
- формировать позитивное отношение к научно-исследовательской и (или) проектной деятельности;
- формировать навыки анализа и синтеза;
- формировать навыки сбора и обработки информации, умении выбрать необходимую информацию и правильно её использовать;
- формировать навыки публичного выступления;
- формировать навыки использования ИКТ;
- формировать способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
- Этапы и примерные сроки работы над проектом
3.1.Выполнение индивидуального итогового проекта является обязательным для каждого обучающегося 10-11 класса, перешедшего на обучение по ФГОС СОО, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
3.2. Работа над индивидуальным итоговым проектом делится на два этапа:
1 этап (10 класс) включает в себя:
- самостоятельный выбор темы;
- изучение вопроса;
- составление плана работы над проектом;
- непосредственная работа над проектом в соответствии с планом;
- публичная защита темы проекта.
Контрольными сроками на этом этапе являются даты утверждения темы проекта и публичной защиты.
Выбор темы проекта осуществляется учащимися до 1 декабря учебного года 10 класса и утверждается приказом директора.
Публичная защита темы проекта проводится в конце учебного года (апрель-май). В ходе защиты темы проекта должны быть выявлены недостатки работы, которые необходимо устранить до заключительного этапа. В отдельных случаях возможна корректировка формулировки темы проекта, а иногда и ее изменение.
2 этап (11 класс) включает в себя:
- окончательная формулировка темы;
- окончание работы над проектом (исследованием);
- представление проекта (исследования) на различных конференциях или конкурсах (это желательно для проектов, заслуживающих высокую оценку)
- публичная защита реализованного проекта.
Контрольными сроками на этом этапе являются дата окончательной формулировки темы (до середины сентября 11 класса) и дата публичной защиты реализованного проекта (декабрь-январь учебного года 11 класса).
3.3. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
3.4. Подготовительный этап: выбор темы и руководителя проекта. Темы проектов утверждаются приказом директора гимназии не позднее декабря месяца.
3.5. Основной этап (декабрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы.
3.6. В марте-апреле руководитель проекта предоставляет по определённой форме отчёт о предварительных результатах работы учащегося над проектом с выставлением промежуточной оценки за работу над проектом. Результаты отчёта оформляются в виде справки и ведомости оценок.
3.7.Классный руководитель контролирует занятость учащихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта и предварительных результатах работы учащегося над проектом.
3.8.Окончательная защита проекта проходит в декабре-январе 11 класса на школьной научно – практической конференции.
4. Возможные типы работ и формы их представления
4.1. Письменная работа: аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад.
4.2. Художественная творческая работа в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств.
4.3. Материальный объект: макет, иное конструкторское изделие.
4.4. Отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
5. Требования к оформлению ИИП
5.1. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной печатной страницы) с указанием для всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
5.2. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
6. Требования к защите проекта
6.1. На защите могут присутствовать представители администрации, другие учителя-предметники, классный руководитель, родители. У ученика имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности. Ученик может использовать мультимедийные формы для представления своего проекта.
Результаты выполнения проекта оцениваются комиссией. По итогам защиты представленного продукта, составленной учеником краткой пояснительной записке, руководитель проекта пишет отзыв и выставляет оценку. Отзыв руководителя должен содержать краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
7. Требования к оформлению итогового проекта
7.1. Индивидуальный проект должен содержать:
титульный лист;
оглавление;
введение;
основную часть;
заключение;
список литературы (библиографический список);
приложения.
7.2. Титульный лист должен содержать:
название работы;
вид работы;
сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, образовательное учреждение, класс);
сведения о руководителе проекта (фамилия, имя, отчество, должность, место работы);
год выполнения работы.
7.3. В оглавление должны быть включены:
введение;
названия глав или параграфов;
заключение;
список используемых источников;
приложения.
Введение должно включать в себя формулировку поставленной проблемы, обоснование актуальности выбранной темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и иных источников, степень изученности данного вопроса, описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы.
Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно:
— описание основных рассматриваемых фактов;
— гипотезу;
— характеристику методов решения проблемы;
— сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения;
— описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.).
Основная часть делится на главы.
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическом у использованию результатов исследования.
В список используемых источников заносятся публикации, издания и источники, использованные автором в работе над проектом.
Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой последовательности:
— фамилия, инициалы автора;
— название издания;
— выходные данные издательства;
— год издания;
— № выпуска (если издание периодическое);
— количество страниц.
Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.
Список используемой литературы и другие источники составляются в следующей последовательности:
законы, постановления правительства;
художественные произведения;
специальная литература;
периодические издания;
Интернет-источники.
В работе необходимо соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
7.4. Текст работы печатается на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210х297, горизонталь 210 см), Шрифт Times New Roman, размер 12 пт, межстрочный интервал 1,5.Поля: слева 25 мм, справа 10 мм, снизу и сверху — 20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т.п.).
Текст работы от 10 до 20 печатных листов (не считая титульного).
Приложения могут занимать до 5 дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. Автор ИИП должен на них ссылаться в тексте работы.
Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуются скоросшиватели и пластиковые файлы).
8. Критерии оценки проектной работы
8.1. Для оценивания проектной работы педагог руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности.
8.2.Индивидуальный итоговый проект оценивается в баллах в два этапа: промежуточная оценка по результатам защиты темы проекта (приложение 1) и оценка по результатам защиты самого проекта (приложение 2).
8.3. Итоговая оценка индивидуального итогового проекта является суммированным результатом коллегиального решения всех членов комиссии и оценок за каждый этап защиты.
8.4. Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.
Базовый уровень |
отметка «удовлетворительно» |
4 – 6 первичных баллов |
Повышенный уровень |
отметка «хорошо» отметка «отлично» |
7—9 первичных баллов 10—12 первичных баллов |
8.5.Отметка за выполнение проекта выставляется на предмет, сопряженный с темой проекта.
Законен ли не допуск для сдачи ЕГЭ без выполнения «индивидуального проекта» в старших классах(11 класс)?
30 мая 2020, 06:59, Анна, г. Москва
Здравствуйте, Анна! Поскольку индивидуальный итоговый проект включен в ФГОС, не выполнение данного проекта считается невыполнением учебного плана.
А в силу ч. 6 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся,не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
Таким образом, для допуска к ЕГЭ нужно выполнить вышеуказанный индивидуальный итоговый проект.
Если у Вас остались вопросы по данной теме, Вы можете задать уточняющие вопросы под этим ответом. Если у Вас возникнет необходимость получения индивидуальной консультации или составления юридических документов, Вы можете обратиться ко мне в чат. Услуги в чате предоставляются на возмездной основе. С уважением, юрист Мартюшев Николай Сергеевич.
30 мая 2020, 07:25
Похожие вопросы
Предпринимательское право
В планах-магистратура, но могут ли не отправить в запас, а призвать по мобилизации?
В 2023получит диплом за бакалавриат, в ВУЗе нет военной кафедры, поэтому с 3-его курса несколько студентов пошли заниматься в военно-учебном центре и в том же 2023 получают звание сержанта и уходят в запас.В планах-магистратура, но могут ли не отправить в запас, а призвать по мобилизации? Ведь в магистратуру можно просто не успеть подать документы….
17 октября 2022, 16:59, вопрос №3454167, Виктория, г. Москва
Законно ли учителя занимаются нраво учением и давлением и ущемлением ребенка?
Добрый день. У ребенка освобождение от физ-ры в 4 классе по болезни Шинца, то есть проходим лечение. Учитель говорит ему что нужно еще больше заниматься физической культурой, и говорит что больные дети у них не учатся и заставляют перевестись в другую школу, ребенку говорят а не родителям, то же самое говорит его учитель начального класса. По всем предметам мы учимся хорошо, только физ -ра у нас хромает. Законно ли учителя занимаются нраво учением и давлением и ущемлением ребенка?
17 октября 2022, 16:11, вопрос №3454076, сергей, г. Москва
Так вот, если я не явлюсь 20 числа за это будет административное/уголовное наказание?
Вопрос такой: вызывали две недели назад в военкомат. Дали повестку «до особого распоряжения» в ней я расписался и забрали у меня военный билет. Вчера позвонили сказали, что 20 числа с вещами придти в военкомат. По вус, я не подхожу. Служил в химических войсках, специальность старший химик. Так вот, если я не явлюсь 20 числа за это будет административное/уголовное наказание? По идее же они должны были выдать повестку с датой и обязательной явкой
16 октября 2022, 12:14, вопрос №3452387, Артём, г. Москва
Законен ли тот факт, что гражданин Рф, имеющий только постоянную регистрацию в квартире, которая находиться в
Добрый день.
Помогите, пожалуйста.
Законен ли тот факт, что гражданин Рф,имеющий только постоянную регистрацию в квартире, которая находиться в единоличной собственности его совершеннолетней дочери, оформил временную регистрацию Иностранному гражданину в этой квартире, без ведома и без согласия собственницы, никаких договоров аренды собственника и иностранного гражданина нет.Во вложенном файле список документов с портала гос.услуг для постановки на учет иностранного гражданина по месту прибывания.
СПАСИБО!
16 октября 2022, 06:20, вопрос №3452022, Наталья, г. Санкт-Петербург
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, если учишься в колледже на базе 9 классов 2 года, можно ли не заканчивая колледж поступить в ВУЗ
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, если учишься в колледже на базе 9 классов 2 года, можно ли не заканчивая колледж поступить в ВУЗ
16 октября 2022, 06:04, вопрос №3452006, Юлия, г. Москва
Содержание
- Что такое индивидуальный учебный проект в школе?
- Типы индивидуальных проектов
- Что такое этапы проекта?
- Защита проекта
- Формы представления результатов
- Требования к содержанию индивидуального проекта
- Требования к оформлению работы
- Требования к защите индивидуального проекта
- Рекомендуемый план выступления на защите проекта
- Проектная комиссия
- Примерные темы учебных проектов
- ФИЗИКА
- ИНФОРМАТИКА
Что такое индивидуальный учебный проект в школе?
Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя. Выполняя проект вы можете показать свои знания и умения, полученные на занятиях по технологии и другим предметам.
Выполнение индивидуального проекта является обязательным для каждого обучающегося на уровне среднего общего образования. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Каждый ученик 10-го класса имеет возможность выбрать себе тему(ы) индивидуального(ых) проекта(ов), приняв решение о количестве выполняемых проектов и сроке их (его) выполнения. Возможны следующие варианты:
- В течение двух лет, в 10 и 11 классе, выполняется один индивидуальный проект по выбранной теме с представлением промежуточного результата работы в конце 10 класса и завершенного учебного исследования или разработанного проекта в 11 классе.
- В течение двух лет ученик выполняет два индивидуальных проекта, каждый из которых представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта в конце 10 класса и 11 класса соответственно.
В каком документе сказано про индивидуальный проект?
За индивидуальный проект отвечает раздел II «Содержательный раздел примерной основной образовательной программы среднего общего образования». Обратите Ваше внимание на п.п II.1.4
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями для индивидуального проекта являются:
- социальное;
- бизнес-проектирование;
- исследовательское;
- инженерное;
- информационное.
Типы индивидуальных проектов
По предметно-содержательной области (количеству предметов, которые охватывает проект):
- Монопредметный проект – проект в рамках одной учебной дисциплины.
- Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам.
- Метапредметный проект – внепредметный проект выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки учебных дисциплин.
По доминирующей деятельности:
- Исследовательский проект напоминает по форме научное исследование. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической части. Примером такого проекта может служить проект по истории.
- Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д.
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ.
- Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей, но зато вызывают наибольший резонанс и, как следствие, больше всего запоминаются. Примером такого проекта может служить постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм и т. д.
- Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.
- Конструкторский проект – материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и
применения. - Инженерный проект – проект с инженерно-техническим содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования
(инженерного решения) какого-то объекта с описанием и научным обоснованием его применения.
Что такое этапы проекта?
Этап проекта – это определенный отрезок времени (1 неделя, 2 недели, месяц, и т.д.) с закреплённым за ним списком задач. Любой проект можно разбить на этапы, особенно удобно это для долгосрочных проектов. Этапы проекта позволяют планировать сроки и объемы работы с большей точностью и дают представление о прогрессе проекта.
Примерный план этапов школьного проекта
Этап 1. Подготовительный
Определение темы проекта. Анализ проблемы. Определяются задачи проекта. Вырабатывается план действий. Выбираются и обосновываются критерии успеха проектной деятельности.
Этап 2. Практический
Самый продолжительный по времени. На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом учащиеся реализовывают (осваивают) различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований и т.д.).
Этап 3. Презентационный
Подготовка отчета о проделанной работе. Публичная презентация продуктов проектной деятельности.
Защита проекта
Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих оценки образовательных достижений обучающегося. Невыполнение выпускником индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету.
Отметка за выполнение проекта выставляется как в 10 классе, так и в 11 классе в электронный журнал на отдельной странице «Индивидуальный проект». Итоговая
отметка в аттестат по дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии с порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов о среднем общем
образовании.
Защита проекта подразумевает возможность услышать все достоинства и возможные недостатки, а также планирование дальнейшего его использования. Защита проекта – важный заключительный этап.
Перед защитой необходимо подготовить все необходимые документы, конечный продукт и презентацию. Защита проекта показывает технологические знания и умения разработчика, его способность грамотно представить свой проект тем, кто его оценивает.
Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:
- защита темы проекта (проектной идеи);
- защита реализованного проекта.
На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены:
- актуальность проекта;
- положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;
- ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;
- риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта;
В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.
На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:
- Тема и краткое описание сути проекта.
- Актуальность проекта.
- Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.
- Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
- Ход реализации проекта.
- Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
Формы представления результатов
Формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности):
- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
- постеры, презентации;
- альбомы, буклеты, брошюры, книги;
- реконструкции событий;
- печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки;
- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
- документальные фильмы, мультфильмы;
- выставки, игры, тематические вечера, концерты;
- сценарии мероприятий;
- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
Требования к содержанию индивидуального проекта
Тема проекта должна быть сформулирована грамотно (в том числе с литературной точки зрения) и отражать содержание проекта.
Структура проекта содержит в себе:
- титульный лист (приложение 1),
- оглавление,
- введение,
- основную часть,
- заключение,
- список литературы.
Введение должно быть кратким и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Введение включает в себя ряд следующих положений:
- обоснование актуальности выбранной темы;
- формулировка гипотезы;
- постановка цели работы ;
- формулировка задач, которые необходимо решить для достижения цели;
- желательно указать методы и методики, которые использовались при разработке проекта, осветить практическую значимость своей работы;
- указать срок работы над проектом (один или два года).
Основная часть проекта состоит их двух разделов. Первый раздел содержит теоретический материал, а второй – практический (экспериментальный). Основная
часть работы состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты.
В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор, описать, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, подтверждена
или опровергнута гипотеза, отметить новизну подхода и/или полученных решений, актуальность и практическую значимость полученных результатов (продукта деятельности).
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов —
описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы.
Требования к оформлению работы
Работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word (или аналогичном) с соблюдением следующих требований:
- работа должна быть отпечатана на листах белой бумаги формата А4 (допускается двусторонняя печать) с полями: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм;
- размер шрифта 14 (Times New Roman);
- интервал – полуторный;
- нумерация страниц – сквозная, арабскими цифрами;
- страницы нумеруются в правом верхнем углу. Первая страница (титульный лист) и вторая (оглавление) не нумеруются;
- каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен 1,25 см;
- в случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать:
- единственная иллюстрация и таблица не нумеруются;
- нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рис. 4.1. Рис. 5.2 и т.п.);
- в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком « — » либо писать «нет», «нет данных».
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Требования к защите индивидуального проекта
Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с общешкольным графиком защиты проектов.
На защиту индивидуального проекта выносится:
- папка с содержанием индивидуального проекта,
- продукт проектной деятельности,
- презентация проекта, сопровождающая выступление учащегося на защите,
- отзыв руководителя проекта, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта (при необходимости).
Рекомендуемый план выступления на защите проекта
- Представление (приветствие, представить себя — класс, ФИ, представить руководителя).
- Тема проекта, сроки работы над проектом.
- Актуальность темы (если для подтверждения актуальности темы проводилось исследование, то представить результаты). На данном этапе выступления нужно ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для Вас и для окружающих?».
- Озвучить цели, задачи проектной работы, гипотезу (при наличии).
- Описать ход работы над проектом, т.е. рассказать не содержание работы, а то, как Вы работу выполняли. Отвечаем на вопрос: «Что я делал(а)?».
- Представить результат работы, т.е. представить продукт деятельности. В чем новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов продукта деятельности (кто, как и где его может использовать)? Продукт надо показать.
- Сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель работы?», «Выполнены ли задачи проекта?». «Подтверждена или опровергнута гипотеза?».
- Сформулировать задачи 2-го года работы над проектом (если работа рассчитана на 2 года).
Проектная комиссия
Для проведения защиты проектов создаётся комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные педагогические работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек.
Комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
Примерные темы учебных проектов
ФИЗИКА
- Альтернативные виды энергии. Архитектура мостов.
- Беспроводная передача энергии.
- Двигатель внутреннего сгорания. Сравнительный анализ систем.
- Изготовление и испытание модели телескопа
- Изучение принципа работы люминесцентной лампочки
- Изучение электромагнитных полей бытовых приборов.
- Использование энергии Солнца на Земле
- История развития электрического освещения
- Магнитное поле Земли
- Солнечное и лунное затмения
- Определение КПД солнечной батареи
- Светодиоды и их применение
- Солнечные батареи и их применение.
- Сохранение электрической энергии в домашних условиях.
- Трансформатор Тесла.
ИНФОРМАТИКА
- SEO-Специалист – профессия, которой не учат в университете.
- Блоггер – хобби или профессия? Разработка блога.
- Виртуальные обучающие системы, тренажеры.
- Виртуальные предприятия. Организация управления виртуальным предприятием.
- Влияние ПК на костно- мышечный аппарат учащихся.
- Искусственный интеллект. Модели, проектирование, разработка.
- История информатики в лицах.
- Как доставить интернет в отдаленные уголки планеты.
- Компьютерное моделирование процессов.
- Нейронные сети и их применение.
- Применение современных моделей автоматизации (математическое моделирование, процессное моделирование, нейронные сети, метод графов и пр.).
- Разработка и внедрение on-line игр в образовательный процесс.
- Сервисы Google и Яндекса.
- Современные алгоритмы шифрования.
- Создание 3D-модели.
- Создание полноценной игры.
- Создание тематического Web-сайта.
- Чат-боты в социальных сетях.
Примерные темы для индивидуальных проектов по другим предметам (Биология, Химия, Математика, История и д.р.)
ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговом индивидуальном проекте обучающихся
в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38»
- Общие положения
1.1 Настоящее положение регламентирует процедуру итоговой оценки достижения метапредметных результатов образования в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и основного общего (далее ФГОС СОО и ФГОС ООО). Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
1.2 Нормативно-правовой базой для разработки настоящего положения является:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 года № 413 с изменениями и дополнениями)
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17 декабря 2010 года с изменениями от 31.12 2015г.;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38».
- Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38».
- Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38» (далее сокращенно именуемое МБОУ «СОШ № 38»)
1.3 Настоящее Положение является локальным актом МБОУ «СОШ № 38» и определяет принципы и особенности подготовки и защиты итогового индивидуального проекта в условиях реализации ФГОС СОО и ФГОС ООО:
- место итогового индивидуального проекта (далее сокращенно именуемый ИИП) в образовательном процессе МБОУ «СОШ № 38» ,
- права и функциональные обязанности участников и организаторов подготовки и защиты ИИП,
- основы организации работы над индивидуальным проектом,
- особенности оценивания индивидуального проекта,
- перечень и порядок оформления проектной документации
1.4 Настоящее Положение утверждается Педагогическим Советом МБОУ «СОШ№38», имеющим право вносить в него изменения и дополнения.
- Цель и задачи реализации индивидуального проекта в МБОУ «СОШ № 38»
2.1 Индивидуальный проект — учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую)
2.2Задачи:
2.2.1 Сформировать предметные знания и способы действий, проявляющиеся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
2.2.2.Сформировать познавательные УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющиеся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
2.2.3.Сформировать регулятивные действия, проявляющиеся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
2.2.4.Сформировать коммуникативные действия, проявляющиеся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
3.Место итогового индивидуального проекта в образовательной системе МБОУ «СОШ № 38»
3.1 Индивидуальный проект является обязательной формой обучения и входит в перечень учебных предметов 10 класса. Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 9 класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Проект является формой допуска обучающегося к ГИА. В течение года обучения обучающийся обязан выполнить один итоговый проект.
3.2. Для успешного создания итоговой проектной работы в учебном плане МБОУ «СОШ № 38» предусмотрено 68 учебных часов в год на изучение предмета «Индивидуальный проект» в 10 классе и курс в рамках внеурочной деятельности в 9 классе. По окончании изучения предмета в 10 классе выставляется итоговая оценка, изучение спецкурса «Индивидуальный проект» в 9 классе завершается допуском к защите проекта в виде зачета.
3.3. При отсутствии возможности (желания) у школьников посещать специализированный курс «Индивидуальный проект» в 9 классе, ученики имеют возможность самостоятельно освоить теоретический курс и сдать зачет, пользуясь интернет -ресурсом, специально созданным на сайте школы.
3.4. Для оценки проектной работы в МБОУ «СОШ № 38» создается школьная аттестационная комиссия, (далее ШАК) в которую входят педагоги и представители администрации образовательных организаций.
3.5. Оценивание производится на основе критериальной модели, разработанной Настоящим Положением в пункте (8.Оценивание ИИП)
3.6 Итоговая отметка за выполнение проекта выставляется в электронный журнал, личное дело обучающегося, в аттестат об основном среднем образовании отметка выставляется в свободную строку.
3.7 Защита индивидуального итогового проекта проходит в марте – апреле и является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. Оценка проекта переводится в пятибалльную систему и выставляется в электронном журнале в графе «Защита проекта».
3.8 Индивидуальная проектная работа может участвовать во внешкольных конференциях и конкурсах муниципального, регионального и всероссийских уровней. Победы в этих конкурсах, по решению Педагогического Совета МБОУ «СОШ № 38», могут повлиять на итоговую отметку, выставляемую автору проекта.
- Организаторы и участники процесса подготовки и защиты ИИП и их функциональные обязанности и права.
- Организатором процесса подготовки и защиты ИИП со стороны администрации МБОУ «СОШ № 38» является заместитель директора, курирующий осуществление проектной деятельности в школе.
- Руководителями проекта, осуществляющими непосредственный контроль над выполнением проектной работы, являются педагогические работники, именуемые далее кураторами. Куратором может выступать учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования или сотрудник иного образовательного учреждения, в т. ч. и высшего.
- В качестве автора –разработчика ИИП выступают обучающиеся МБОУ «СОШ № 38»
- В качестве организатора проектной деятельности на начальном этапе работы над ИИП выступают классные руководители 9-10 классов.
- Родители (законные представители) принимают непосредственное участие в контроле над выполнением ИИП.
Функциональные обязанности заместителя директора, курирующего организацию выполнения обучающимися ИИП
4.5. Формирует единый список тем ИИП для выбора обучающимися.
4.6. Оказывает методическую и консультационную помощь педагогам школы, осуществляющим проектную деятельность.
4.7. Контролирует формирование проектных групп на основе списков обучающихся, являющихся исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли кураторов ИИП.
4.8. Контролирует деятельность кураторов ИИП.
Функциональные обязанности руководителя ИИП обучающегося
4.9. Совместно с обучающимся выбирает проблемную область, формулирует темы ИИП.
4.10. Проводит консультации с участниками проектов и осуществляет методическую поддержку,
планирует совместно с обучающимися работу в течение всего проектного периода.
4.11. Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
4.12. Осуществляет экспертизу готового продукта и теоретической составляющей проекта.
4.13. Выявляет недоработки, определяет пути устранения выявленных недостатков, оказывает помощь обучающемуся в подготовке к презентации проекта.
4.14. Обеспечивает соблюдение сроков выполнения проекта.
Права руководителя итогового индивидуального проекта обучающегося
Право использовать в своей работе имеющиеся в МБОУ «СОШ № 38» информационные ресурсы;
Право требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
Право, в случае систематических пропусков и игнорирования консультаций куратора, а также непредставления результатов промежуточных этапов выполнения работы, информировать родителей о неудовлетворительном ходе работы над ИИП. В случае неэффективности подобного информирования, ходатайствовать о созыве Совета профилактики школы с приглашением обучающегося и его родителей (законных представителей) на заседание.
Функциональные обязанности классного руководителя обучающихся, выполняющих итоговый индивидуальный проект
4.16 На начальном этапе проектной деятельности осуществляет контроль 100% охвата школьников проектной деятельностью: составляет список обучающихся с выбором темы и руководителя ИИП, передает его заместителю директора.
4.17 Информирует обучающихся и родителей о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных работ, порядке и сроках работы над проектами.
4.18 Координирует взаимодействие родителей, руководителей проектов и обучающихся с целью успешного выполнения последними итоговых индивидуальных проектов.
Функциональные обязанности обучающегося, осуществляющего работу на ИИП.
4.19 Самостоятельно выбирает направление исследования и тему ИИП точно в отведенные для этого сроки (сентябрь – октябрь месяц)
4.20 Регулярно посещает консультации, организованные куратором, и занятия, посвященные работе над индивидуальным проектом.
4.21. В рамках проводимых занятий, оформляет паспорт проектной работы и следует намеченному вместе с куратором плану.
4.22. Подробно знакомится с требованиями к содержанию и оформлению ИИП, изложенными в настоящем положении, и следует им при создании проектной работы.
4.23 Ответственно относится к требованиям и рекомендациям куратора, выполняя все намеченные этапы разработки проекта.
4.24. Не позднее, чем за месяц до намеченной защиты проекта сдает письменную часть работы для экспертизы и проверки на антиплагиат.
4.25.Своевременно и качественно вносит коррективы в проектную работу, в случае несоответствия работы действующим требованиям.
4.26 Осуществляет защиту проекта в указанные сроки и предоставляет все, регламентируемые настоящим положением, составляющие проектной работы.
Права обучающегося, осуществляющего работу над ИИП
Право на самостоятельный выбор темы проекта, свою собственную формулировку названия его, своё видение структуры проекта и формата конечного продукта, на проявление творческой инициативы на любом из этапов выполнения проекта;
Право на изменение темы проекта, в случае неудачного ее выбора. Заявление о замене темы обучающийся подает завучу, курирующему проектную деятельность, не позднее, чем за три месяца до обозначенного срока защиты.
Право на самостоятельный выбор руководителя проекта. В случае межпредметной направленности проектной работы обучающийся может иметь несколько кураторов, представляющих различные школьные дисциплины.
Право на консультации и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения ИИП.
Право на использование для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсов МБОУ «СОШ №38»;
Право на участие с выполненным проектом в любом внешкольном научном или общественном мероприятии любого уровня;
Право на перенос даты защиты при наличии весомых уважительных причин.
Право на пересмотр итоговой оценки выполненного проекта при наличии оснований, определённых Настоящим Положением.
Роль родителей в выполнении обучающимся итогового индивидуального проекта
На всех этапах выполнения обучающимися итогового индивидуального проекта роль родителей заключается в оказании своим детям помощи, которая заключается не в возложении на себя обязанностей по выполнению работы детей над проектом, а в проявлении заинтересованности, помощи советом, сбором информации и расходными материалами для выполнения проекта.
5.Особенности выбора типов ИИП в МБОУ «СОШ № 38»
5.1. По временному критерию классификации ИИП, создаваемый в школе является долгосрочным.
5.2. Поскольку оценка за ИИП выставляется индивидуально, то приемлемой считается только индивидуальный тип проекта.
5.3. Ориентируясь на характер исследуемой образовательной области, обучающийся может выбрать монопредметный, метапредметный, межпредметный тип проектной работы.
5.4.Ориентируясь на доминирующий в проекте вид деятельности, обучающийся имеет право выбрать: практико-ориентированный, исследовательский, творческий тип проектной работы.
6.Требования к содержанию и направленности ИИП.
6.1 Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.
6.2 Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.
6.3 Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
6.4 Требования к формулировке темы ИИП
6.4.1 Обучающиеся выбирают направление и тему исследования самостоятельно;
6.4.2 Обучающийся может ориентироваться на примерный перечень тем индивидуального проектирования, которые предоставляет для ознакомления куратор.
6.4.3 Тема проекта должна быть сформулирована грамотно с литературной и научной точки зрения, и отражать проблему, рассматриваемую в проекте.
6.4.4 Обучающийся и куратор имеют право вносить коррективы в рабочую формулировку темы, не меняя при этом предмет, объект и объектную область исследования.
6.5 Обязательные требования к структуре ИИП
6.5.1. Структура проекта содержит в себе следующие структурные части: введение, основную часть, заключение, список литературы.
6.5.2. Структурная часть «Введение» должно содержать обоснование выбора темы обучающимся.
6.5.3. В структурной части «Введение» должна быть отражена актуальность выбранной темы, рамках которой дается аналитический обзор фактов, уже известных в науке и практике и оставшихся еще не раскрытыми и требующими разрешения; на этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект; на основании выявленного противоречия формулируется проблема;
6.5.4.Определяется цель работы — то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом, при исследовательском типе проекта выдвижение гипотезы является обязательным требованием.
6.5.5Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
6.5.6. Указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
6.5.7.Определяется в какой форме будет представлен продукт проекта.
6.5.8 Основная часть проекта должна состоять из нескольких разделов.
6.5.9 Первый раздел должен содержать материал, представляющий собой теоретическую часть, которая может включать несколько самостоятельных глав, логически связанных между собой и отражающих проблематику и историографию изучаемого предмета исследования, необходимую терминологию и.т.д.
6.5.10. Теоретическая часть может представлять собой компиляцию не менее, чем из 5 источников с обязательным приведением ссылок на авторство.
6.5.11. Недопустимо заимствовать готовые авторские исследовательские работы без указания ссылок на авторство. Использование единственного источника в качестве теоретической части ИИП считается плагиатом.
6.5.12. Второй раздел основной части должен носить экспериментальный, практический или поисковый характер.
6.5.13. Второй раздел может представлять собой описание эксперимента, банк идей по решению проектной проблемы, технологическую карту с этапами создания продукта проекта и прочие виды исследовательской деятельности, в которых обучающийся демонстрирует сформированность познавательных и регулятивных УУД.
6.5.14. Каждая из глав «Основной части» должна заканчиваться краткими выводами.
6.5.15. В структурной части «Заключение» формулируются общие выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, доказана ли гипотеза.
6.5.16.Экспериментальный раздел основной части, а также введение и заключение должны быть созданы обучающимися самостоятельно. Текст указанных разделов проходит проверку на уникальность.
7.Требования к оформлению ИИП.
7.1 Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с одинарным интервалом между строк Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
7.2 Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
7.3 Титульный лист содержит информацию: название ОО, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО ученика, класс, допуск к защите, город, год. ( приложение 3.)
7.4. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами. Нумерация страниц: снизу, по центру.
7.5. Оглавление включает перечень тематических названий всех разделов проекта в порядке их следования.
7.6. Оформление рисунков, фото, схем, графиков, диаграмм: шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте;
7.7.Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
7.8. Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
7.9. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
7.10. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и Правил цитирования, ссылок на различные источники.
7.11Список использованных источников и литературы должен быть оформлен в алфавитном порядке в соответствии с правилами, указанными в Приказе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 года № 95-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»; и ГОСТ 7.1-2003. № 332-ст «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», введенным Постановлением Госстандарта РФ от 25 ноября 2003 год.
7.12 Объем текста проектной работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц
8. Критерии и процедура оценивания ИИП
8.1 Для оценки проектной работы в МБОУ «СОШ № 38» создается школьная аттестационная комиссия, (далее ШАК) в которую входят педагоги и представители администрации образовательной организации.
8.2 Оценивание производится на основе критериальной модели, разработанной Настоящим Положением в Приложении 1.Оценивание каждого критерия ведется по пятибальной системе.
8.3. Для оценивания проектной работы каждый член ШАК руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности.
8.4. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, презентации) по каждому из критериев.
8.5 Одним из важных критериев является процент уникальности работы, определяемый проверкой части работы на антиплагиат. Таблица переведения процентов уникальности проектной работы в пятибалльную систему представлена в Приложении 2.
8.6 Итоговая оценка ИИП в 10 классе складывается из трех оценок: оценки за непосредственную защиту проекта, оцениваемую по критериям (приложение 1), оценки за освоение теоретического курса «Индивидуальный проект» и отдельной оценки за продукт проекта.
8.7 При оценке продукта проекта учитывается его новизна, оригинальность, соответствие проблематике проектной работы.
8.8. Итоговая оценка проекта в 9 классе складывается из оценки за непосредственную защиту проекта, оцениваемую по критериям (приложение 1), предусмотренным данным положением и зачета теоретического курса «Индивидуальный проект»
8.9 Итоговая отметка за выполнение проекта выставляется в электронный журнал, личное дело обучающегося, в аттестат об основном среднем образовании отметка выставляется в свободную строку.
Источники:
hhttps://docplayer.ru/75386840-4-trebovaniya-k-soderzhaniyu-i-napravlennosti-proekta.html
https://fgosreestr.ru
Приложение 1
Критерии оценки индивидуального проекта
JPG / 163.23 Кб
Приложение 2.
Таблица перевода процента уникальности в пятибальную систему оценивания при проверке на плагиат.
Оценка |
% уникальности |
% экспериментальной части проекта по отношению ко всей работе |
|
Оценка 5 (отлично) |
90-100% |
50% и больше |
|
Оценка 4 (хорошо) |
70-80% |
30% |
|
Оценка 3 (удовлетворительно) |
60-70% |
20% |
|
Оценка 2 (неудовлетворительно) |
50% и ниже |
меньше 20% |
Индивидуальный проект — обязательная часть индивидуальной образовательной программы каждого учащегося 11 класса Школы Диалога. Учащиеся самостоятельно выбирают руководителя, тему и тип проекта (практико – ориентированный или исследовательский), а затем — конференцию или конкурс, на котором будет представлена работа.
При подготовке и защите проекта учащиеся должны продемонстрировать умения:
- Планировать и реализовывать проект, проявляя инициативу.
- Четко формулировать ключевой вопрос (вопрос исследования).
- Собирать и интерпретировать информацию из различных источников в соответствии с поставленным ключевым вопросом.
- Структурировать информацию и делать выводы на основе собранного материала.
- Представлять свое исследование в формате, принятом для исследований в выбранной области знаний, четко указывая цитируемые источники принятым в академической среде способом.
- Использовать терминологию и язык, соответствующие предмету исследования и/или объекту проектирования.
- Применять навыки анализа и оценки, проявляя понимание контекста, места и роли исследования и работы над проектом.
Типы проектов
Исследовательский проект направлен на частичное или полное решение теоретической или практической проблемы. Результат исследования не известен с самого начала, результатом работы является новое знание.
Практико – ориентированный проект направлен на частичное или полное решение существующей практической проблемы. Результат работы – продукт проекта — известен заранее, на его создание и направлена работа.
Главный критерий оценки – работает или нет тот продукт, который планировали сделать в самом начале, и помог ли он решить заявленную проблему. Если продукт должен использоваться для достижения какого-то результата – комиссия будет оценивать, достигнут этот результат или нет.
Этапы работы
Этап | Дата |
Выбор предметной области для написания проекта | До 16 сентября 2022 |
Определение руководителя и темы проекта | До 30 сентября 2022 |
Защита идеи проекта | 20 — 21 октября 2022 |
Подготовка паспортов проектов | До 28 октября 2022 |
Предзащита | 14 января 2023 |
Подготовка текста работы | До 13 февраля 2023 |
Оценка текста работы | До 17 февраля 2023 |
Защита и рефлексия | 20 февраля 2023 |
Оценка руководителем | До 20 февраля 2023 |
Подробное описание этапов работы
1) Подготовка идеи проекта
- Определить направление будущего проекта. Тема может быть связана с содержанием учебного предмета (или нескольких учебных предметов), или не связана ни с одним из них.
- Выбрать руководителя проекта.
- Сформулировать ключевой вопрос проекта
Что такое ключевой вопрос?
Ключевой вопрос – самое важное при планировании исследования. От того как вы его сформулируете, будет зависеть качество вашего исследования. Ключевой вопрос обязательно должен затрагивать причинно-следственные связи и отношения, касающиеся объекта исследования. Кроме того, он должен быть сфокусирован на конкретных аспектах выбранной темы. Если тема не сфокусирована, то скорее всего ваше итоговое сочинение получится чисто описательным, что резко снизит его качество.
- Описать способы решения проблемы
- Определить тему проекта и выбрать тип проекта
- Если выбран практико – ориентированный проект, описать конечный продукт проекта.
- Заполнить таблицу «Идея проекта».
2) Подготовка паспорта проекта (будущее введение к работе)
- Определить цели и задачи проекта
- Сформулировать гипотезу исследования (при необходимости)
- Описать целевую аудиторию практико – ориентированного проекта
- Описать методы и этапы работы
- Заполнить и загрузить паспорт проекта
Паспорт практико – ориентированного проекта
Паспорт практико – ориентированного проекта в сфере IT
Паспорт исследования по гуманитарным и социальным дисциплинам
Паспорт исследования по химии, биологии, физике
3) Предзащита
- Описать промежуточные результаты проекта (какие этапы уже пройдены, что выполнено, что предстоит сделать)
- Описать теоретическую часть работы (какие источники информации – книги, статьи – были изучены автором, какие выводы были сделаны)
4) Подготовка итогового текста работы
5) Защита проекта
- Подготовить текст выступления: описать проблему, цель, задачи и результаты работы
- Подготовить компьютерную презентацию
- Представить продукт практико – ориентированного проекта
6) Самооценка работы над проектом
Требования к структуре работы
- Титульный лист;
- Оглавление с указанием страниц;
- Введение, содержание которого соответствует паспорту работы;
- Основная часть с теоретическим блоком, кратким описанием хода выполнения проекта и полученных результатов (главы и параграфы);
- Заключение;
- Список используемых источников и литературы.
- Приложения (при необходимости).
Требования к оформлению работы
Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером 12 кегль; интервал между строк – 1,15.
Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 2 см., левое – 3см., правое – 1,5 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями библиографического ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, наименование издательства, место и год издания.
Пример оформления списка литературы
Оценка работ
Оценку работ осуществляет экспертная комиссия по следующим критериям:
Исследовательские проекты:
- Обоснование актуальности исследования (проблемное поле)
- Ключевой вопрос и гипотеза исследования
- Логика поэтапного планирования (задачи)
- Выводы
- Защита (представление работы)
- Оформление итогового текста
- Оригинальность
Практико – ориентированные проекты:
- Обоснование актуальности проекта (Проблемное поле)
- Образ продукта (проектная идея)
- Логика поэтапного планирования (задачи)
- Качество продукта
- Защита (представление работы)
- Оформление исследования
- Оригинальность
Детальное описание критериев можно посмотреть здесь
FAQ
1) Где взять информацию для проекта? Какие источники использовать?
https://school.hse.ru/nis/library – перечень надёжных ресурсов для поиска научной информации
2) Куда я должен отправлять паспорт работы и итоговый текст?
Работа над индивидуальными проектами в 11 классах организованы с помощью Google Classroom. Все работы загружаются в курс после публикации заданий.
3) Где я могу познакомиться с методами проведения исследований?
Рекомендуем внимательно прочитать описание методов исследования по вашему направлению и использовать их во время работы над проектом:
https://school.hse.ru/nis/sociologia — об исследовательских работах по социологии
https://school.hse.ru/nis/researchinhistory — об исследовательских работах по истории
https://school.hse.ru/nis/itprojectguide — о проектах в сфере IT
https://school.hse.ru/nis/scienceresearch — о исследованиях по естественным наукам
https://school.hse.ru/nis/news/217195310.html — об исследованиях по психологии
4) Как подготовить презентацию для защиты?
Подготовить текст выступления и наглядную компьютерную презентацию. Кратко рассказать о проблеме, на решение которой был направлен проект, целях и задачах работы, и основных результатах и выводах. Если это практико – ориентированный проект – продемонстрировать продукт проекта, рассказать о его внедрении и о том, как он помог решить названную проблему.