Автор работы:
Чевтайкина Мария
Данная исследовательская работа по психологии на тему «Психологическая характеристика 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» посвящена исследованию психологического климата деловых и личностных взаимоотношений в 9 «Б» классе МОУ Сынковская СОШ в 2018-2019 учебном году.
- Подробнее о Психологическая характеристика учащихся 9 класса
Автор работы:
Ульянов Глеб
В представленной исследовательской работе по психологии «Очевидное в неочевидном» автор рассматривает типы характеров человека, а также их влияние на мышление, на примере восприятия графического рисунка нидерландского художника И. Босха.
- Подробнее о Исследовательский проект «Очевидное в неочевидном»
Синдром выученной беспомощности у детей
Автор:
Власов Владимир Алексеевич
Исследовательский проект по психологии на тему «Синдром выученной беспомощности у детей» посвящен изучению данного явления, проблемы его возникновения и способов ее решения для сохранения психологического здоровья и правильного формирования личности ребенка.
«Приёмы театральных методик в освоении учебных навыков в школе»
Автор:
Жарёхина Виктория Александровна
В предложенном исследовательском проекте по психологии на тему «Приёмы театральных методик в освоении учебных навыков в школе» учащаяся 9 класса школы изучает развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества между обучающимися.
Проект «Реклама в жизни общества»
Ученический исследовательский проект по психологии на тему «Реклама в жизни общества» содержит интересные сведения из истории появления рекламы, а также подробно разбирает все виды рекламы, способы ее создания и воздействие не общество.
Проект «Гибкость мышления и способы его развития»
Автор:
Базыкина Марина Денисовна
Исследовательский проект по психологии на тему «Гибкость мышления и способы его развития» посвящен изучению гибкости мышления у учащихся 8 класса МБОУ «Радищевская СШ №2 им.А.Н.Радищева» и определению способов его развития.
Проект «Психология толпы»
Готовый исследовательский проект по психологии на тему «Психология толпы» содержит интересные сведения о понятии и сущности толпы с точки зрения психологии. Автор проекта приводит основные характеристики толпы и изучает методы управления толпой.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска « Средняя общеобразовательная школа №158»
К ЗАЩИТЕ
Директор МБОУ СОШ№158
Д. В. Фролов
«___»_________ 20__г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Предметная область: биология, обществознание, психология, педагогика
Тема: Психологический кризис в подростковом возрасте
Исполнитель
Учащийся 9 «Б» ________________ (Д.Н. Матюхова)
(подпись, дата)
Руководитель ________________ (Е.В. Ощепков)
(подпись, дата)
Нормоконтроль ________________ (Н.В. Спирина)
(подпись, дата)
Новосибирск 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………7
1.1. Сущность подросткового психологического кризиса……………………………………………………………………………….7
1.2. Особенности проявления психологического кризиса у подростков…………………………………………………………………….11-14
1.3. Признаки психологического кризиса у подростков……………15-18
1.4. Причины психологического кризиса…………………………..19-20
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………..
2.1. Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросника CDI………………………………………………………………21-27
2.2. Рекомендации родителям в помощи преодоления п/к у ребёнка………………………………………………………………………28-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….30-31
Список использованной литературы и источников……………….32-33
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех периодов взросления в жизни человека, представляющий собой период становления личности. Главным комплектующим подросткового возраста является его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются колоссальной перестройке, проявляются и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки и некие нормы восприятия. Этот период процесса преобразования определяет все основные особенности личности подросткового возраста. Для переходного возраста характерна переориентация отношений подростка с родителями, учителями и другими людьми. Старые авторитеты подвергаются переоценке, идёт поиск новых, порой, вовсе в противоположную сторону. Также для подростков характерно тяготение к группированию со сверстниками, где вырабатываются и формируются навыки нового социального взаимодействия.
Каждый возраст хорош и индивидуален по-своему. Но в то же время в каждом возрасте есть свои особенности, сложности к восприятию социума и общества.
Подростковый возраст самый длительный по продолжительности и самый проблематичный переходный период в жизни каждого человека, характеризующийся рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, этот период можно даже назвать вторым рождением личности. До этого некое составленное мировоззрение начинает ломаться и строиться заново.
Всё это происходит в подростковом возрасте. Следовательно, к детям в подростковом возрасте следует относиться с пониманием, и окружать их поддержкой, дабы избежать глобально-негативных последствий, в случае если произойдёт «сбой» и ребёнок начнёт морально или же духовно, развиваться не в том направлении, то это может понести за собой непоправимые последствия.
Гипотеза: предполагаем, что обострённую стадию и депрессию у подростков можно избежать, если своевременно осуществлять психологическую диагностику и коррекцию депрессивных состояний у подростков
Цель: изучить аспекты, симптомы, причины, последствия и пути профилактики психологического кризиса у подростков.
Задачи:
-
Изучить теории развития ребёнка, включая подростковый возраст, периодизацию и характерные черты, выделяемые в исследованиях психологов;
-
Рассмотреть понятие «подростковый кризис», установить его признаки и способы проявления;
-
Представить методические рекомендации для педагогов и родителей по сопровождению подросткового кризиса;
-
Провести анкетирование среди подростков;
-
Проанализировать материалы теоретического и практического исследования;
-
Разработать и выдвинуть рекомендации для родителей по профилактике психологического кризиса и депрессивных состояний;
Методы исследования:
-
Систематизация, сопоставление, анализ, обобщение и интерпретация информации, содержащейся в готовых информационных объектах;
-
Выделение главной и избыточной информации, выполнение смыслового свертывания выделенных фактов, мыслей; представление информации в сжатой словесной форме;
-
Приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладение умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принятие решения.
-
Предоставить рекомендации родителям, дабы помочь избежать обострение кризисного состояния у ребёнка;
Планируемые результаты:
-
Работать над проектом, соблюдая структуру, композиционное единство;
-
Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения психологии;
-
Работать над проектом (индивидуальным), рассматривая множество теорий по данной теме;
-
Предоставить результаты депрессивных состояний у подростков, проведя анкетирование Бека;
-
Составить выводы к каждой главе, чтобы выявить заключение к данной проблеме;
-
Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-
Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной обострения психологического кризиса, выявлять причины и следствия кризиса.
Структура работы: введение, основная часть , состоящая из 2-х глав, разбитых на 6 параграфов, заключение и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.1. Сущность подросткового психологического кризиса.
В психологическом развитии многих детей настигает, так называемый, переломный момент, который известен под названием «подросткового кризиса». Внешне это как правило проявляется в грубости и нарочитости поведения ребенка, стремлении действовать наперекор потребностям, желаниям и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и так далее.
Подростковый кризис так же является главным составляющим фактором переходного периода от детства к взрослости. Но так же бывают случаи бескризисного развития ребенка. В основе этого, это происходит когда взрослые очень внимательны и чутки по отношению к своему ребенку, а то бишь его потребностям и при первых появлениях изменений этих самых потребностей изменяют свои отношения с детьми таким образом, чтобы те могли удовлетворить свои новые потребности. Порой развитие лишь кажется бескризисным, ибо кризис может протекать в так называемой сглаженной форме, так же возможно и смещение во времени, в связи с теми или иными причинами.
Кризисный характер перехода от одного к другому периоду, его развития демонстрирует, что у субъекта проявились новые потребности, удовлетворение которых безусловно сильно затруднено.
Подростковый кризис является самым продолговатым из всех. Есть предложение что это связано с ускоренным темпом физического и умственного развития подростков, в связи с которым образуются такие потребности, которые не могут быть удовлетворены ибо субъекту в данном возрасте характерна недостаточность социальной зрелости школьников, но при этом данные потребности очень сильные и напряжённые.
На образование подросткового кризиса влияют внутренние и внешние факторы. За внутренние факторы отвечают привычки и такие черты характера, которые всячески мешают подростку осуществить задуманное, как правило это являются внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и другое. Внешние же факторы состоят в зависимости и опеке, под вечным контролем со стороны взрослых, от которых подросток всячески пытается отвязаться, возомнив себя уже достаточно взрослым, дабы самостоятельно принимать, на его взгляд верные решения и действовать по своему усмотрению.
Кризис подросткового возраста связан с появлением как такового нового уровня самосознания, в связи с которым у подростков появляются способности и потребности познать самого себя как личность. У подростков рождается стремление к самоутверджению, самовоспитанию и самовыражению, они всячески пытаются проявить себя. Рефлексия является механизмом развития самосознания. Дети в подростковом возрасте слишком самокритичны, они переживают за свои черты характера, которые якобы мешают им саморазвиваться и контактировать с другими людьми, в связи с чем дружба и взаимоотношения не складываются.
Данные переживания обостряются из-за упрёков и замечаний об отрицательных чертах их характера, со стороны учителей и других взрослых. В итоге чего всё приводит к ярко выраженным вспышкам и конфликтам. Подростки как правило требуют к себе отношения как к будучи уже взрослым людям, ибо их категорически не устраивает отношение к себе как к детям, они желают равноправие с взрослыми, а так же подлинного уважения. Иные отношения к ним унижают их и всячески оскорбляют.
По сути дела, как таковое протекание подросткового кризиса, всячески зависит от самих взрослых и их воспитания. Родителям всячески стоит научиться держать себя в руках и иметь крепкое терпение, дабы отношения с подростком не испортились окончательно. Кризис подросткового возраста подойдёт к концу, лишь когда одни фазы сменятся на другие.
Не смотря на детскую внешность подростка, они уже имеют взрослый внутренний мир, как таковое сформированное мировоззрение. Лишь от окружающих людей зависит, какие законы жизни примет ребёнок и как вообще сформируется его дальнейшее мировоззрение.
Так же существуют некие фазы кризиса, это как:
• Предкритическая или негативная. Ранее приобретённые привычки и стереотипы начинают ломаться. В связи с этим, у родителей и других взрослых проявяются серьёзные проблемы в общении с ребёнком.
• Кульминационная точка кризиса. У взрослых и детей слишком завышена как таковая точка кипения, из-за этого подростки начинают присоединяться к разнообразным группировкам, компаниям и субкультурам. Необходимо понимать ребёнка как можно лучше, а так же учитывать его мнение.
• Поскритическая. Строятся новые взаимоотношения. Подростковый кризис, а точнее его начало и конец — дело сугубо индивидуальное, так же и любые точные предсказания в этом, будут крайне неизбежно носить спекуляционный характер.
Вывод по 1.1:
Исходя их всего этого, подростковый кризис – это болезненный переломный момент в жизни каждого ребёнка, когда детство подошло к концу, а взрослая и самостоятельная жизнь еще не наступила. В этот самый период умственное и физическое развитие ребёнка идёт самым быстрым темпом. Подростки нуждаются в понимании и поддержке со стороны взрослых. Лишь от родителей и педагогов зависит то, как скажется подростковый кризис на эмоциональном состоянии ребёнка.
1.2. Особенности проявления психологического кризиса у подростков
В подростковом возрасте у детей глобально перестраивается организм, он несёт в себе множество изменений.
Изначально начинает меняться эндокринная система. Для развития и роста тканей, в кровь начинает поступать уйма гормонов. Скорость роста детей сильно возрастает. Одновременно с этим, так же происходит интенсивное половое созревание. У девочек данные процессы начинаются в 11-13 лет, а у мальчиков в 13-15.
Также изменяется скелето-мышечная система. Эти перемены ярко выражены, ибо происходит некий скачок в росте. Следовательно, у подростков видоизменяются пропорции тела, проявляются мужские и женские черты.
Изначально, до взрослых размеров достигает голова, ступни и кисти рук, далее удлиняются конечности, и на самом последнем месте это туловище.
Также в это период, подвержены изменениям сердечно-сосудистая и нервная система. В связи с тем, что организм довольно-таки быстро развивается, могут возникать проблемы в работоспособности лёгких, сердца и кровоснобжении головного мозга.
При становлении ребёнка как личности, важнейшим является половое созревание. Когда ребёнок начинает быть внешне похожим на взрослого, он ощущает себя иначе (старше, самостоятельнее).
Физиологические и психические процессы, ведут к ряду изменений. Ребёнок начинает осознано управлять своими мыслительными процессами, как раз в этом возрасте. Это влиять на психические процессы: внимание, восприятие, память. Восприятие ребёнка становится более осмысленным. Само мышление, оперирование гипотезами и различными понятиями увлекает его.
В этот же период происходит процесс развития интеллекта, то есть ребёнок начинает осознанно и целенаправленно воспринимать информацию.
В первый период прогрессирует функция общения. Личность ребёнка адаптируется, усваиваются правила и моральные нормы социума.
Начинается формирование самосознания личности ребёнка. Ребёнок осознаёт свою роль в семейной жизни. С помощью родителей, а точнее их слов в свой адрес, ребёнок узнаёт о себе и составляет мнение, благодаря которому складываются его дальнейшие отношения с другими людьми. Это один из самых важных моментов, ибо в этот период ребёнок-подросток начинает ставить какие-то конкретные цели, которые он оценивает по своим возможностям и как таковым потребностям, чтобы их осуществить. Начинает сильнее проявляться потребность понять самого себя. Когда подросток изучает самого себя, он пытается в первую очередь найти в себе какие-либо недостатки и, при выявлении этих недостатков, стремится устранить их. Со временем ребёнок начинает проявлять смирение по отношению к своим недостаткам, он воспринимает их как собственную индивидуальность. С данного периода он переоценивает себя, свои возможности и потребности, начинает разумно оценивать и воспринимать их.
В этом возрасте вполне нормальным считается создавать идеалы, находить их в других субъектах и подражать им. Дети, только вступившие в подростковый период, в поисках своих идеалов, ищут не личностные качества, а более типичное поведение и поступки. К примеру, подросток желает стать человеком-добродетелем, всем и вся помогающим. Подростки более старшего возраста, в основном не стремятся быть похожими на кого-то конкретного. Они выделяют для себя лишь какие-то конкретный личностные качества: воля, нравственность, мужество, отвага и так далее. Как правило, идеалом для них является человек старше по возрасту.
Основой подросткового возраста, является противоречивость. В данный период, для подростков вполне характерно желание состоять в каком-либо коллективе или группе, так как у подростков начинают формироваться межличностные контакты.
Подросток формируется как личность, становится самостоятельным, меняет взгляды на окружающий мир. Также особенности могут перерождаться в некий комплекс ребёнка:
1) мнение и требования других людей о внешнем виде ребёнка, его возможностях, деятельности, умениях и другое;
2) подростки самонадеянны, они самоуверенно и резко высказывают своё мнение, ибо считают его единственным верным и правдивым;
3) проявление неких полярных чувств, поступков и поведения. Подростки могут быть скромными и в то же время развязными, милосердными и жестокими, могут не воспринимать и вовсе быть против общепризнанных людей, а быть зависимым от случайного идеала.
Также у подростков проявляется акцентуация их характера. В данный период у детей особенно прогрессирует гиперактивность, повышенная эмоциональность. Все эти процессы связаны с формированием характера и личности подростка.
Вывод по 1.2:
Дабы вовремя выявить психологический кризис, родителям стоит быть более наблюдательными к своему ребёнку. Нужно с понимаением относиться к подростку, иначе можно спровоцировать негативные факторы данного кризиса, что повлечёт за собой расстройство личности, или вовсе не даст ей формироваться и это может породить различные психические отклонения и асоциальное поведение.
1.3. Признаки психологического кризиса у подростков
Зачастую родители не сразу могут заметить подростковый кризис, в связи с этим взрослые думают, что ребёнок нарочно хамит им, не слушается, игнорирует их замечания. Некоторые родители видят в этом влияние плохой компании или употребление наркотических веществ. Родители понимают, что у ребёнка наступил подростковый кризис, лишь тогда, когда конфликты и разногласия становятся обыденными и продолжительными.
Для того чтобы помочь ребёнку пережить кризис более умиротворённо и без критически негативных последствий, требуется как можно скорее выявить его начало при помощи соответствующих признаков.
Возрастает уровень разногласий и конфликтов в семье и школе. Ранее появившиеся увлечения, хобби и интересы становятся подростку безразличны, отбрасываются все занятия, которые ранее интересовали. Как таковые уговоры наладить учёбу, записаться в какой-нибудь кружок и многое другое воспринимается ребёнком как навязывание чужого мнения, потребностей и ограничение свободы, а не благоприятного совета, дабы улучшить жизнь, поэтому родители со стороны подростка получают отказ.
Как таковой разницей в зависимости от обстоятельств и группы окружающих лиц, поведение зачастую не постоянное, следовательно не только от некой вспышки агрессии. Ребёнок в кругу своей семьи и в школе среди сверстников, ведёт себя абсолютно иначе, как два разных человека, это так же можно определить не только по приоритетам, а по реакциям на одни и те же высказывания и неким действиям в идентичных ситуациях. Подросток изо всех сил старается всем угодить и быть удобным для каждого, но зачастую этого не выходит, ибо пока что слишком сложно жить по одной линии поведения, а как таковые оптимальные черты для сверстников не всегда являются приемлемыми дома.
В связи с негативными обстоятельствами в семье, у ребёнка так же проявляется дистанционное поведение в невежестве. Данное поведение ребёнка может относиться ко всем, или же только к каким-то конкретным лицам.
Дети, тяжело переживающие подростковый кризис, зачастую прекращают какую-либо связь с окружающими людьми, обрывают все возможные контакты, они погружаются в себя, в свои мысли или же в игры, книги; какие-то отстраняются от сверстников и друзей близкого к ним возраста. Это зависит лишь от обстоятельств, насколько сильно ребёнок погружен в собственные мысли, проблемы и события, ранящие его душу и психику, чем чаще такие события в жизни настигают его, тем меньше становится количество его связей и контактов.
В связи с тем, что социальные взаимодействия интересуют его больше чем получение знаний, то учебная продуктивность снижается. Какие-либо занятия могут посещаться лишь из-за того, что там человек, который симпатичен, а не из-за стремления и желания получать знания. Характерно этому отбираются любимые занятия и предметы.
Если же сразу не были замечены как таковые признаки психологического кризиса, то ситуация в разы может ухудшиться и повлечь за собой непоправимые последствия. Ситуация может перерасти в депрессию последней стадии, в нервозы, попытки суицида. Из-за конфликтов в семье подростки сбегают из дома и проживают в притонах, это приводит к наркомании и алкогольной зависимости; по итогу всего этого – формируется антисоциальный тип взаимодействия.
Сами признаки, или симптомы, психологического кризиса подразделяются на три подгруппы:
1) психологические;
2) социальные;
3) биологические.
В когнитивных и поведенческих изменениях проявляются основные черты психологического кризиса:
• теряется влечение и интерес к прошлым занятиям и увлечениям;
• проявляется негативизм, то есть непослушание и отказ в подчинении;
• принимается парадоксальность бытия;
• ухудшается продуктивность когнитивных функций, что влечет за собой ухудшение успеваемости;
•проявляется страх перед будущим, неизвестностью дальнейшей жизни;
• формируется чувство неполноценности;
• проявляется девиантное поведения, стремление проявить себя, показать свою независимость и индивидуальность.
Социальные признаки психологического кризиса:
• снижение авторитета взрослых людей;
• сепарация – некое стремление и желание к самостоятельной жизни и независимости от родителей и других взрослых людей;
• изменение связей подростков: отношения со сверстниками и друзьями становится куда важнее и необходимее, чем со взрослыми;
• потребность в объединениях группы: в младшем возрасте группы однополые; в старшем возрасте проявляется интерес и влечение к противоположному полу;
• занижается или повышается самооценка, это зависит от взаимоотношений со сверстниками и друзьями;
• сомнения самом себе и окружающем мире;
К биологическим признаками относятся:
• проявление половых вторичных признаков, то бишь половое созревание;
• видоизменение тела, быстрый рост;
• голосовые связки подвержены мутации;
• сильное потоотделение, в связи с этим резкий запах;
• истощение или резкая смена настроения;
• сыпь на коже; обострение аллергических реакций.
Данные признаки могут наблюдаться в течение всего взросления. Связан этот сложный этап в жизни каждого ребёнка, не только с психологическими изменениями.
Вывод по 1.3:
Родителям и педагогам нужно быть крайне наблюдательными, ибо необходимо вовремя заметить признаки психологического кризиса, в особенности, когда переходит в болезненную стадию, так как именно в этот период кардинально меняется жизнь ребёнка.
1.4. Причины психологического кризиса
Безусловно, на появление психологического кризиса, влияют психотравмирующие ситуации.
Есть такие причины как:
• тяжёлые заболевания;
• гормоны;
• избыточная самокритичность;
• расставание с семьёй, родителями;
• дефицит внимания;
• смерть родного или близкого человека;
• принадлежность к сексуальным меньшинствам;
• возрастные кризисы;
• зависимость от другого человека;
• неблагополучная семья;
• резкие перемены, смена деятельности или вовсе уход из какой-либо сферы;
• нарушение баланса нейромедиаторов;
• повышение или понижение социального статуса;
• ситуации эмоционального или физического насилия;
• травмы самого раннего детства;
• самобичевание;
• проблемные отношения со сверстниками;
Можно разбить некие подгруппы причин на четыре типа.
Первый тип: кризис удовольствия. Причиной может оказаться невозможность получить удовлетворение и заключается в отбрасывании всего отрицательного, в уходе из реальности. Пробуждаются некие механизмы психологической самозащиты, подросток как бы впадает в летаргический сон и замирает. Таким образом психика ребёнка самозащищается от кардинальных переживаний.
Второй тип: фустрация– отсутствие средств удовлетворения сильной потребности. Дабы удовлетворить свою потребность, подросток подбирает себе формы некого поведения и таким образом идёт к своей цели.
Третий тип причин кризиса: ценностный, в его основе– борьба мотивов. У ребёнка имеются различные отношения, основой которых служит многообразие разных видов деятельности и их реализации, каждый из видов имеют свои мотивы. Борьба данных отношений представляет собой борьбу мотивов. Мотивы выбираются в зависимости с ценностями личности подростка.
Четвёртый тип: целостный кризис, или же некий кризис творческого процесса и воли. У ребёнка строится в сознании практическая и теоретическая составляющие. В теоретическом сознании строятся творческие мысли, где и хранятся ценности и мотивы. Практическое же сознание, отвечает за перевод с теоретических мыслей, на практический язык; воплощает на реальную основу некие планы теоретического сознания.
Вывод по 1.4:
Во избежании данных причин психологического кризиса, стоит помочь подростку обеспечить межличностное общение, эмоционально тёплую атмосферу, поиск новых поведенческих форм, пересмотр цели. Помочь своему ребёнку избежать все негативные ситуации, которые могут спровоцировать обострение кризиса, так же стоит помогать предотвращать это и другим людям.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросника CDI
Шкала депрессии Бека
Одним из самых актуальных и полных, на данный момент, способов выявления заболевания является тест — шкала депрессии Бека.
А.Т.Бек – профессор психиатрии, автор многих трудов в этой области. Именно он создал психотерапию когнитивного характера и предположил, что все психологические проблемы не что иное, как ошибки мышления
Опросник состоит из 21 группы утверждений, при этом они составлены в порядке увеличения своего вклада в общий уровень депрессивного состояния.
Методика оценивания
Выбрать соответствующие состоянию утверждения следует здесь, затем нужно оценить результаты. Заполнив опросник, надо подсчитать количество баллов. Всего их может быть 63 и это максимальное значение свидетельствует про наличие тяжелой степени депрессии.
Оценка результатов:
Не более 9 – депрессии нет,
10-15 — легкий уровень депрессии (субдепрессия),
16-19 — умеренная депрессия,
20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести),
30-63 — тяжёлая депрессия.
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждую группу приведённых в опроснике утверждений и выберите один ответ, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Бланк опросника CDI:
1
0) Я не чувствую себя расстроенным, печальным.
1) Я расстроен.
2) Я все время расстроен и не могу от этого отключиться.
3) Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать.
2
0) Я не тревожусь о своем будущем.
1) Я чувствую, что озадачен будущим.
2) Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем.
3) Мое будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему.
3
0) Я не чувствую себя неудачником.
1) Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди.
2) Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач.
3) Я чувствую, что как личность я — полный неудачник.
4
0) Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.
1) Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.
2) Я больше не получаю удовлетворения ни от чего.
3) Я полностью не удовлетворен жизнью и мне все надоело.
5
0) Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым.
1) Достаточно часто я чувствую себя виноватым.
2) Большую часть времени я чувствую себя виноватым.
3) Я постоянно испытываю чувство вины
6
0) Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо.
1) Я чувствую, что могу быть наказан.
2) Я ожидаю, что могу быть наказан.
3) Я чувствую себя уже наказанным.
7
0) Я не разочаровался в себе.
1) Я разочаровался в себе.
2) Я себе противен.
3) Я себя ненавижу.
8
0) Я знаю, что я не хуже других.
1) Я критикую себя за ошибки и слабости.
2) Я все время обвиняю себя за свои поступки.
3) Я виню себя во всем плохом, что происходит.
9
0) Я никогда не думал покончить с собой.
1) Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять.
2) Я хотел бы покончить с собой.
3) Я бы убил себя, если бы представился случай.
10
0) Я плачу не больше, чем обычно.
1) Сейчас я плачу чаще, чем раньше.
2) Теперь я все время плачу.
3) Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется.
11
0) Сейчас я раздражителен не более, чем обычно.
1) Я более легко раздражаюсь, чем раньше.
2) Теперь я постоянно чувствую, что раздражен.
3) Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали.
12
0) Я не утратил интереса к другим людям.
1) Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше.
2) Я почти потерял интерес к другим людям.
3) Я полностью утратил интерес к другим людям.
13
0) Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше.
1) Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения.
2) Мне труднее принимать решения, чем раньше.
3) Я больше не могу принимать решения.
14
0) Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно.
1) Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным.
2) Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным.
3) Я знаю, что выгляжу безобразно.
15
0) Я могу работать так же хорошо, как и раньше.
1) Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь.
2) Я с трудом заставляю себя делать что-либо.
3) Я совсем не могу выполнять никакую работу.
16
0) Я сплю так же хорошо, как и раньше.
1) Сейчас я сплю хуже, чем раньше.
2) Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, и мне трудно заснуть опять.
3) Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть.
17
0) Я устаю не больше, чем обычно.
1) Теперь я устаю быстрее, чем раньше.
2) Я устаю почти от всего, что я делаю.
3) Я не могу ничего делать из-за усталости.
18
0) Мой аппетит не хуже, чем обычно.
1) Мой аппетит стал хуже, чем раньше.
2) Мой аппетит теперь значительно хуже.
3) У меня вообще нет аппетита.
19
0) В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной.
1) За последнее время я потерял более 2 кг.
2) Я потерял более 5 кг.
3) Я потерял более 7 кr. Я намеренно стараюсь похудеть и ем меньше (отметить крестиком). Да_________ Нет_________
20
0) Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.
1) Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т.д.
2) Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом.
3) Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать.
21
0) В последнее время я не замечал изменения своего интереса к близости.
1) Меня меньше занимают проблемы близости, чем раньше.
2) Сейчас я значительно меньше интересуюсь межполовыми отношениями, чем раньше.
3) Я полностью утратил либидо интерес.
В анкетировании было задействовано двадцать подростков 15-ти лет.
Вывод по 2.1:
Диагностика анкетирования показала, что:
-
у 60% испытуемых подростков, депрессивное состояние полностью отсутствует;
-
20% — облегчённая стадия, которую ещё называют субдепрессией;
-
15% — умеренное депрессивное состояние, которое ещё не сведетельствует о серьёзных проблемах, но должно вызвать определённое беспокойство. При первом же удобном случае необходимо записаться на приём к психотерапевту, чтобы поговорить о своём состоянии для постановки точного диагноза.
-
5% — ярко выраженное депрессивное состояние средней тяжести, при котором рекомендуется незамедлительно записаться на приём к психотерапевту, получить квалификационную и профессиональную помощь.
-
0% — состояние тяжёлой депрессии, в котором человеку требуется срочная психологическая помощь.
2.2 Рекомендации родителям по преодолению психологического кризиса их ребёнка
Большинство родителей, однако, несправедливы по отношению к своему ребёнку, они обвиняют его за отсутствие помощи, постоянные упрёки за провождение своего времени в пустую и какое-либо бездействие, приводя в аргументы на это- отсутствие забот и проблем. Но родители зачастую ошибаются в своих выводах по этому поводу. То, что ребёнок не желает выполнять работу по дому, обусловлено абсолютно иными причинами. Главной проблемой детей подросткового возраста, является желание разобраться в себе и своей личной жизни, следовательно желание заниматься общественными делами– уходит на задний план. То, что не является некой причиной расстройства для уже взрослого человека, становится кардинальным барьером для ребёнка.
Так же можно предоставить родителям рекомендации помощи ребёнку, в преодолении психологического кризиса:
1. Необходимо создать для ребёнка атмосферу заботы, доверия и любви в вашей семье;
2. Как можно больше времени проводить вместе;
3. Всячески интересоваться жизнью вашего ребёнка;
4. Будьте откровенны со своим ребёнком, говорите на различные темы;
5. Начните уважать интересы, вкусы и выбор вашего ребёнка;
6. Найдите общий язык с ребёнком;
7. Войдите в положение вашего ребёнка, с позиции его возраста проникните в его проблемы;
8. Всегда пробуйте договориться с ребёнком, ни в коем случае не ставьте ему ультиматумы;
9. В ходе возникшего конфликта, идите на компромиссные выходы из ситуаций;
10. Не будьте так бестактны и назойливы ему;
11. Не стоит его столь настойчиво и открыто контролировать;
12. Цените, любите и уважайте его таким, какой он есть;
13. Не делайте акцент на его неудачах и поражениях, а наоборот, как можно чаще хвалите его за хорошие поступки и активную продуктивность в чём-либо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель и задачи исследования выполнены.
В данной работе были рассмотрены основные аспекты подросткового возраста, которые исследуют самый сложный и трудный возрастной период, ведь он отвечает за формирование личности и мировоззрения, что и считается самым важным в жизни каждого человека. Можно сделать вывод:
В данный возрастной период происходит некий фундаментальный процесс имеющегося психологического строя: личность ребёнка кардинально меняется, формирование этических норм, социальные установки, утверждается основа сознания поступков, отношение к обществу, к людям, к себе.
Основные линии побуждения данного возраста связаны с тем, что ребёнок в подростковом возрасте стремится к личностному совершенствованию самого себя, к познанию, самовыражению и утверждению себя среди сверстников и других людей. Так же можно сказать, что изменение ценностей, ориентиров подростка, некое стремление к самостоятельности и взрослости, порождает в юношеском мышлении– эгоцентризм, что влечёт за собой уйму внешних межличностных и внутри личностных конфликтов.
Подростковый возраст– это возраст ненасытного порыва к познанию всего нового, неких исканий, активного образа жизни, порыва к знаниям и принятия важных решений. Интенсивный рост и изменение организма оказывает серьёзное влияние на психику подростка.
В ходе изучения литературы по данной теме и, проведя опросник по выявлению депрессии среди подростков 15-ти лет, хочу сделать вывод по своей работе:
Каждый человек в своей жизни проходит этот этап, а точнее психологический кризис будучи ребёнком. У кого-то кризис проявляется раньше, у кого-то позже, так же у каждого разные стадии кризиса, он может проходить очень болезненно или же вовсе едва заметно, это зависит от того, какие ситуации были пережиты ребёнком и в каких обстоятельствах он проживает, но главную роль играет отношение родителей к своему ребёнку.
Таким образом, хочу ещё раз упомянуть важность психологического кризиса в развитии личности подростка. С каждым последующим годом, изучение данной темы учёными, приобретает всё большую актуальность и необходимость в жизни современного общества. Соответственно, воспитание детей в подростковом возрасте, их привычки, особенности и проблемы, лежат на ответственности членах семьи, педагогах и психологах, так как с их стороны это требует особого внимания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
-
Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков [Электронный ресурс] / Ю.Ф. Антропов. — М.: Изд-во Медпрактика, 2000. — 224 с.
-
Бодалев А.А. Личность и общение. Избр. труды [Электронный ресурс] / А.А. Бодалев. — М.: Педагогика, 1983.- 139 с.
-
Божович Л.И. Подростковый возраст. [Электронный ресурс]
-
Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по разному. Хрестоматия по возрастной психологии. [Электронный ресурс] /Т.В. Драгунова, под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 567 c.
-
Ковалев, Ю.В. Депрессия, клинический аспект [Текст] /Ю.В. Ковалев, О.Н. Золотухина. — М.: Медицинская книга, 2001. — 144 с.
-
Кон, И.С. Психология старшеклассника [Электронный ресурс] / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1980. — 267 с.
-
Корниенко Н.А. Психология и педагогика: Учебно-методическое пособие. — Новосибирск, 1999. — 328 с.
-
Кулагина И.Ю., Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н. Калюцкий. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 459с.
-
Антропов Ю.С. Психосоматические расстройства у детей.[Электронный ресурс]: https://studfile.net/preview/2491286/ (Дата обращения:01.02.2020)
-
http://www.many-books.org/auth/3892/book/11392/bodalev_aa/psihologiya_obscheniya/read/30
-
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/51.php
-
https://ebooks.grsu.by/psihologia/dragunova-t-v-krizis-ob-yasnyali-po-raznomu.htm
-
Книга
-
https://ebooks.grsu.by/psihologia/kon-i-s-psikhologiya-starsheklassnika.htm
-
Книга
-
Книга
https://studfile.net/preview/2491286/
ПРОЕКТ по
направлению:
психология
«Барьеры общения, их выявление и устранение»
Тип проекта: социальный
(социально-ориентированный)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………3с.
- РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ…………………………5с.
1.1. Классификация барьеров общения…………………5с.
1.2.Основные виды барьеров общения …………………6с.
1.3.Причины возникновения барьеров общения………7с.
- РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ
И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. ………………………………………………9с.
2.1.Описание программы и методики исследования…..9с.
2.2.Описание и анализ результатов……………………12с.
2.3. Способы преодоления барьеров общения…….…13с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….….………15с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Общение настолько привычная категория существования людей в социуме, что мы просто перестаем ее замечать. Без общения человек, да и не только человек (любое живое существо, обитающее в конкретном социуме) не мыслит себя. Люди общаются дома, на улице, в транспорте, на работе, в школе и т.д. Мы привыкли к тому, что слышим речь и понимаем ее, а если не понимаем, то учим язык, и понимаем собеседника. Однако «камнем преткновения» для общения между людьми становятся не столько языковые барьеры, но и психологические. «Переступить» их самостоятельно можно, нужно только знать как правильно поступить.
Актуальность проблемы затруднений в общении обусловлена целым рядом факторов. Начиная от личностных особенностей и заканчивая семейным воспитанием. Общение для некоторых людей становится очень сложным, а иногда и невыносимым. Рассматриваемая тема проекта и его продукт может представлять информационный интерес.
Коммуникативные барьеры существенно мешают как общению отдельных людей, так и целых социальных слоёв. Барьеры общения подрастающего поколения и их родителей нередко создают непонимание и напряжённую обстановку в семье. Барьеры общения между обучающимися в школе приводят к уменьшению позитивного настроя между ними и как следствие к снижению эмоциональной и умственной деятельности. Между тем человек — существо социальное — общение ему просто необходимо.
Правильная речь — это манера говорить, которая складывается из верного тона, артикуляции, произношения, громкости и точного подбора слов.
Речь — это центральный элемент имиджа любого человека, а в телефонном разговоре и вовсе является тем единственным каналом, через который можно внушить собеседнику представление о себе. Сам голос и используемые выражения — это ещё один компонент образа самого человека.
Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Барьеры — это препятствия, мешающие эффективному общению и жизни в целом.
Коммуникативная сторона общения или коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися в том числе между обучающимися.
Предметом данного проекта является — особенности исследования коммуникативных барьеров.
Объектом данного проекта являются — коммуникативные барьеры.
Целью данного проекта является — изучение особенностей коммуникативных барьеров, определение причины их возникновения и нахождение способов решения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретические источники по проблеме общения;
— рассмотреть различные классификации коммуникативных барьеров;
— определить предпосылки возникновения барьеров в общении;
— выявить правила и принципы построения эффективной коммуникации;
— найти пути и средства возможного преодоления этих барьеров.
Методы и приемы исследования работы над проектом:
-Диагностика уровня общения (автор Ряховский).
— Диагностика уровня самооценки (автор Пономаренко).
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ.
- Классификация барьеров общения.
Общение — это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между людьми, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Но иногда, в условиях человеческой коммуникации могут возникать барьеры.
Всю совокупность барьеров общения можно разделить на две основные группы: коммуникативные и психологические.
Психологические барьеры возникают вследствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента, самооценки), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия). Определяющим для возникновения ситуаций непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира субъективно, оценивает их сточки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять партнера по общению, у которого другая точка зрения и другие особенности восприятия.
К основным типам психологических барьеров относятся:
Мотивационные — проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.
Интеллектуальные — заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития.
Эстетические — возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника.
Сложность общения возникает, если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей[4,стр34].
К основным типам коммуникативных барьеров относятся:
Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках.
Таким образом, мы выяснили, что существуют две основные группы барьеров общения, коммуникативная и психологическая, которые причинят непоправимый вред человеческому общению.
1.2.Основные виды барьеров общения.
Общение для современного человека так же естественно и необходимо, как дыхание. И почти каждый, рано или поздно, сталкивается с барьерами, которые не позволяют получать от него радость и пользу. Какие же встречаются трудности в общении и как можно с ними справиться?
Порой возникает ощущение, что собеседник словно отгораживается стеной, уходя в оборону. Взаимодействие с ним затрудняется, становится безрадостным и неэффективным. Предпосылок к появлению таких барьеров бывает множество. Чаще всего причиной становится переплетение особенностей характеров собеседников и ситуации.
Чем скорее собеседники смогут выявить основу их недопонимания, тем эффективнее будет их общение. Порой барьеры существуют только в их воображении, и уже этого достаточно, чтобы их общение застопорилось.
Общению может мешать субъективность толкования смысла. Вся информация воспринимается человеком сквозь призму индивидуального опыта.
Можно выделить следующие виды барьеров общения:
Семантический барьер обусловлен тем, что собеседники могут вкладывать в одни и те же слова различное значение.
Логический барьер. Проблема, заложенная в непонимании такого рода, заключается в особенностях мышления собеседников.
Фонетический барьер появляется, когда собеседники разговаривают на разных языках и диалектах, либо в их речи присутствуют серьёзные дефекты (слишком громкий или тихий разговор, использование звуков-паразитов, монотонная речь, проглатывание слов и т. д.).
Стилистический барьер. Порой стиль речи одного из собеседников не соответствует ситуации общения или намерениям партнёра.
Видов барьеров существует много, еще больше человек может себе на придумывать и на домысливать. Не понимая тем самым в какую глубину невозврата он окунается лишая себя общения с другими людьми.
1.3.Причины возникновения барьеров общения.
Одна из главных причин, это боязнь контакта и проблемы с самооценкой. Сама мысль о том, что придётся завязать разговор с незнакомым или мало знакомым человеком, вызывает много тревоги, которая впоследствии помешает формулировать свои мысли, а впоследствии только усилит комплексы.
Главные причины боязни контакта:
Ожидание непонимания. Человек, исходя из предыдущего травматичного опыта, начинает предвосхищать события, то есть становится заранее убеждённым, что его не поймут. Такое прогнозирование впоследствии мешает адекватно оценить обстановку. Это потому что зацикленность на своём убеждении не даёт увидеть реальную обстановку.
Неготовность слушать и слышать. То есть, когда человек полагается только на свои суждения, отстаивает их и не может приспосабливаться к переменам. Это очень серьёзное препятствие на пути межличностного общения. Потому что неспособность прислушиваться к другим людям, нежелание узнавать и познавать их со временем приведёт к ухудшению даже самых близких отношений, и нежеланию контактировать.
Проекция или перенос, возникает когда человек приписывает другому качества или эмоции, которые испытывает и имеет сам. Порой происходит наоборот, что-то в себе он не принимает, к примеру, агрессивность, и тогда часто замечает её в других, но отрицает наличие у себя. А вот добрый и отзывчивый человек не способен замечать реалии мира, что окружающие могут предать, обмануть и быть жестокими к нему, живя, как говорится, в «розовых очках».
Изучая особенности барьеров в общении можно выделить для себя несколько типичных ошибок, характерных для общения людей:
— неправильные ожидания в отношении других людей (неправильные ожидания возникают в результате следующей ошибки: если мы знаем человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом);
— нам кажется, что человек должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше сразу четко сформулировать свои ожидания, объяснить причины и т.д.);
— не улавливаем подтекст разговора (часто мы не предполагаем, что партнер тоже может прямо не высказывать свои желания и истинное настроение);
— если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло (причина же может быть совсем в другом; людей обычно огорчают и раздражают несправедливые обвинения в плохом отношении, получается, что мы сами и провоцируем конфликт);
Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.
- РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ
И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1.Описание программы и методики исследования.
Цель практического исследования — изучить уровень общительности детей (Тест Ряховского) и самооценки (Тест Пономаренко), а так же определить их влияние на коммуникативные способности.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Никологорская средняя школа». Выборка составила 15 человек из 5 класса, это дети которые по мнению одноклассников, учителей и их самих, испытывают коммуникативные сложности.
Для проведения исследования нами были подобраны и использованы следующие методики:
- «Тест Ряховского» на исследование уровня общения.
- Тест для исследования самооценки (Модификация Л.П. Пономаренко).
- «Тест Ряховского» на исследование уровня общения.
Для исследования уровня общения существует много различных методик.
Нами же была использована методика изучения уровня общения «Ряховского». Данная методика основана на непосредственном оценивании уровня общения самого обследуемого.
Согласно инструкции необходимо ответить на 16 простых вопросов
(Приложение 1).
Тест оценки уровня общительности, коммуникативности Ряховского содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Испытуемому необходимо отвечать на вопросы, используя три варианта ответов: «Да», «Иногда» и «Нет». Эти ответы оцениваются определенным количеством очков.
«Да» – 2 очка, «Иногда» – 1 очко, «Нет» – 0 очков.
Полученные очки суммируются и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.
30–31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.
25–29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей.
19–24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания.
14–18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми.
9–13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить.
4–8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении.
- Тест для исследования самооценки (Модификация Пономаренко)
Наряду с «Тестом Ряховского» на исследование уровня общения, нами был использован тест для исследования самооценки (Модификация Пономаренко), как один из основных факторов, ухудшающих коммуникативные взаимоотношения между людьми.
Обучающимся было предложено пройти тест. На бланке представлено 15 свойств характера, имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре определить, как это свойство проявляется у вас. В середине бланка имеются колонки, имеющие номера от 1 до 7 — необходимо ответить к какому полюсу человек больше себя относит ( Приложение 2).
После того как все участники выполнили это задание, можно приступать ко 2 этапу работы. Теперь нужно снова вернуться к первой паре полярных характеристик и оценить, как бы вы хотели, чтобы это свойство было развито у вас, т.е. каким бы вы хотели быть.
Обработка результатов. По каждой паре полярных свойств посчитайте разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Заключительный этап работы состоит в суммировании всех 15 цифр, представляющих собой разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Полученная сумма сравнивается с ключом.
Цифра более 25 свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя, и как следствие низкая значимость коммуникации с другими людьми. Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам, причем переживания бывают глубоки и длительными.
Если вы набрали балл более 25, вам следует пересмотреть свое отношение к себе. «Полюбите себя самого!» — вот главная задача для вас. Избавляйтесь от негативных мыслей, чаще хвалите самого себя, извлекайте пользу даже из неудач!
Цифра от 10 до 25 свидетельствует об адекватной самооценке. Такие люди трезво оценивают себя, видят в себе как достоинства, так и недостатки, способны реагировать на обстоятельства. Принимая во внимание сигналы извне, они могут изменяться и самосовершенствоваться. Как неудачи, так и победы воспринимают адекватно, делают выводы, учатся на ошибках и готовы воспринимать новое.
Результат менее 10 баллов может означать следующее, что его «реальное Я» почти не отличается от «идеального Я», можно говорить о завышенной самооценке, т.е. такие люди уверены в собственной непогрешимости, и тогда с ними достаточно сложно взаимодействовать, так как они не готовы «слышать» других, воспринимать сигналы извне, требующие каких-то изменений в своем поведении, и это тоже может быть причиной барьеров в общении.
2.2.Описание и анализ результатов.
Для начала нужно определить уровень общительности обучающихся в 5 классе. Используя методы математической обработки мы вычислили средний балл общительности каждого ученика (методика Ряховского). Данная интерпретация представлена в ( Приложении 3).
Анализируя результаты исследования детей, мы видим, что результаты подтвердились, и дети действительно испытывают трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.
Результаты исследования самооценки детей (методика Пономаренко)
приведены в (Приложение 4). Из данных результатов мы видим, что у детей имеющих сложности в общении, так же либо занижена либо завышена самооценка. Сопоставляя уровень общительности и самооценки детей, мы получили следующие результаты (Приложение 5). Каждый ребенок соответствует определенному номеру записанному у организаторов диагностики. Анализируя результаты сопоставления, мы видим, что дети которые испытывают трудности в общении, так же имеют либо низкую самооценку либо высокую самооценку.
- . Способы преодоления барьеров общения.
Для того, чтобы преодолеть сложности в общении, необходимо применить — методы развития коммуникативных способностей. Детям даны были рекомендации на улучшение коммуникативных способов общения, улучшения самооценки, а так же проведен ряд занятий.
Цель занятия: Познакомить обучающихся с методами развития коммуникативных способностей; дать представление о видах, правилах комфортного взаимодействия, а так же улучшить их самооценку.
Успешность общения во многом зависит от умения слушать собеседника. Слушая, люди, к сожалению, часто не слышат друг друга. Древнегреческий писатель и историк Плутарх отмечал, что нужно научиться слушать и тогда можно извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо[2,стр56]. При кажущейся простоте (многие думают, что слушать означает помалкивать) слушание — это сложный процесс, который требует навыков культуры общения.
В психологии существует множество приемов повышения эффективности общения. Их принято называть «техниками общения». Рассмотрим главные из них.
1. Прием «имя собственное» основан на произнесении вслух имени — отчества партнера по общению. Этот прием вызывает положительные эмоции; снимает сопротивление с собеседника; демонстрирует расположение к нему.
2.Прием «золотые слова» или искусство подачи комплиментов, что позволяет настраивать собеседника на общение; вызывать положительные эмоции; создавать атмосферу доверия и взаимоуважения.
3. Прием «зеркало отношений» включает в себя улыбку, доброжелательное выражение лица, что способствует положительному настрою, демонстрирует уважение к партнеру по общению и создает у него чувство уверенности.
4. Прием «терпеливый слушатель» означает терпеливое и внимательное выслушивание проблем собеседника. В результате удовлетворяется важнейшая потребность в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное расположение.
Успех в общении, по мнению специалистов, во многом зависит от того, как мы умеем учитывать интересы людей, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни, и, прежде всего, с обучающимися в школе .
По мнению Дейла Карнеги существует важнейший закон человеческого поведения, суть которого в следующем: всегда внушайте собеседнику сознание его значимости. При этом, показывая собеседнику свое отношение к нему как к уважаемому человеку, не следует льстить, тем более за счет унижения собственного достоинства. Вековой опыт психологии и педагогики говорит о том, что нужно опираться на положительное в человеке, тогда в ответ ты получишь хорошее человеческое отношение.
Во время беседы смотрите собеседнику в глаза (но не пристально и не вызывающе), чтобы показать вашу заинтересованность.
1. Не перебивайте вашего собеседника. Используйте приемы нерефлексивного слушания: кивайте головой, давая понять, что Вы его слушаете и понимаете.
2. При приветствии улыбайтесь — это снимает напряжение и настраивает на доверие. Дружелюбие и искренность с Вашей стороны позволят почувствовать, что он важен для вашего общения.
3. Не делайте отрицательных, критических замечаний.
4. Не навязывайте разговор, если собеседник занят или торопится куда-то.
5. Будьте спокойны и неторопливы при разговоре.
6. Не рассматривайте пристально т.к. это может спровоцировать агрессию или закрытость.
Таким образом, соблюдая правила общения, можно преодолевать сложности в коммуникации с людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение является одним из главных видов деятельности между людьми. Осуществление коммуникаций между людьми — это связующий процесс, необходимый для любого взаимодействия. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры. Это помехи и препятствия, которые искажают исходный смысл общения, мешают конструктивному и грамотному диалогу, а так же неприятные ощущения у самого человека.
Исследование, проведенное в данной работе является одной из многих попыток разобраться в некоторых аспектах общения. Мы постарались доказать наличие взаимосвязи между самооценкой, установками и психологическими барьерами общении, а так же показать пути выхода из проблемной ситуации. В результате теоретического анализа литературы по интересующей нас теме, мы смогли отобрать и систематизировать необходимый материал, чтобы конкретизировать и уточнить те аспекты общения, на которые направлено настоящее исследование. Сложный этап работы — подбор диагностического комплекса, так как тема общения сложна своей широтой, и при выборе методик необходимо четко придерживаться поставленной цели. Математическая обработка с помощью статистического критерия, показала взаимосвязь между неадекватной самооценкой, негативными установками и возникающими психологическими барьерами общения. Очень сложно наладить правильную работу в общении с учетом того, что неправильный стиль формировался годами, а положительного результата хочется добиться в кратчайшие сроки. И это самая сложная задача. В целом, данная работа является еще одним доказательством, что многие вопросы темы общения до сих пор остаются не изученными, а это важно, ведь общение — основная деятельность человека на протяжении всей жизни. Таким образом, барьеры в коммуникациях неизбежно ведут к неэффективному взаимодействию и мешают комфортно общаться, если вовремя не принимаются меры по их устранению. Данные рекомендации помогут значительно улучшить коммуникативные навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.- 5-е изд.- М.: Аспект Пресс, 2008.- 363 ст.
- Бодалев, А.А. Психология общения.- М.: «Институт практической психологии».- Воронеж, 1996.-256 ст.
- Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.- 544 ст.
- Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 1994. – 112 ст.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов.-СПб.:Питер,2008.-583 ст.
- Рогов, Е.И. Психология общения.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 336 с.
- Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения Москва, Издательский центр «Академия» 2015г. -107ст.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
№ |
Вопрос |
Да |
Иногда |
Нет |
1 |
Вам предстоит обычная или важная встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? |
|||
2 |
Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии? |
|||
3 |
Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента? |
|||
4 |
Вам предлагают выехать в другой город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой поездки? |
|||
5 |
Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? |
|||
6 |
Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)? |
|||
7 |
Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? |
|||
8 |
Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть вещь, которую взял несколько месяцев назад? |
|||
9 |
В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку? |
|||
10 |
Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? |
|||
11 |
Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании? |
|||
12 |
Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций? |
|||
13 |
У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так? |
|||
14 |
Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор? |
|||
15 |
Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином вопросе или учебной теме? |
|||
16 |
Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной? |
Приложение 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
1 |
Добрый |
Злой |
|||||||
2 |
Общительный |
Замкнутый |
|||||||
3 |
Уверенный в себе |
Неуверенный в себе |
|||||||
4 |
Раздражительный |
Спокойный |
|||||||
5 |
Неоткровенный |
Откровенный |
|||||||
6 |
Нерешительный |
Решительный |
|||||||
7 |
Понимающий других |
Не понимающий других |
|||||||
8 |
Смелый |
Робкий |
|||||||
9 |
Симпатичный |
Несимпатичный |
|||||||
10 |
Нуждающийся в поддержке других |
Самодостаточный |
|||||||
11 |
Импульсивный |
Уравновешенный |
|||||||
12 |
Подчиняющийся |
Доминирующий |
|||||||
13 |
Умный |
Глупый |
|||||||
14 |
Активный |
Пассивный |
|||||||
15 |
Целеустремленный |
Беспорядочный |
Приложение 3
Ребенок |
Уровень общительности |
1 |
Низкий |
2 |
Низкий |
3 |
Низкий |
4 |
Низкий |
5 |
Низкий |
6 |
Низкий |
7 |
Низкий |
8 |
Низкий |
9 |
Низкий |
10 |
Низкий |
11 |
Низкий |
12 |
Низкий |
13 |
Низкий |
14 |
Низкий |
15 |
Низкий |
Приложение 4
Ребенок |
Уровень самооценки |
1 |
Низкий |
2 |
Низкий |
3 |
Высокий |
4 |
Низкий |
5 |
Низкий |
6 |
Низкий |
7 |
Высокий |
8 |
Низкий |
9 |
Низкий |
10 |
Высокий |
11 |
Низкий |
12 |
Высокий |
13 |
Высокий |
14 |
Низкий |
15 |
Низкий |
Приложение 5
Ученик |
Уровень общительности |
Уровень самооценки |
1 |
Низкий |
Низкий |
2 |
Низкий |
Низкий |
3 |
Низкий |
Высокий |
4 |
Низкий |
Низкий |
5 |
Низкий |
Низкий |
6 |
Низкий |
Низкий |
7 |
Низкий |
Высокий |
8 |
Низкий |
Низкий |
9 |
Низкий |
Низкий |
10 |
Низкий |
Высокий |
11 |
Низкий |
Низкий |
12 |
Низкий |
Высокий |
13 |
Низкий |
Высокий |
14 |
Низкий |
Низкий |
15 |
Низкий |
Низкий |
Новые Популярные Добавить материал
4
Имя и профессия
С древнейших времён известно, что имя оказывает влияние на человека. Значение имени изучали астрологи, нумерологи, психологи, используя для этого различные теории. Психологи не отрицают связи имени человека с его характером; нумерологи приводят достойные аргументы, доказывая связь имени и судьбы. Существует ли связь между именем и выбором профессии? Этому вопросу посвящена исследовательская работа «Имя и профессия» (на примере профессий учителя и врача).
5
Исследовательский проект «ВАНДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»
Цель исследования: исследование вандального поведения подростков и разработка занятия направленного на снижение уровня склонности к вандальному поведению.
Гипотезы исследования:
1. Возможно, существуют различия в уровне выраженности вандального поведения у мальчиков и девочек: мальчики в большей степени склонны к вандальному поведению нежели девочки.
2.Вероятно, обучающиеся ГБОУ СО «СОШ №2» 10 класса в большей степени склоны к такому типу вандального поведения как конформный и из-за скуки.
2
Загадки зрительного восприятия человека
В современном обществе любое знание – это сила, так необходимая в условиях постоянной конкуренции. Детальное изучение обманов зрения может помочь человеку (например, на уровне общения между двумя людьми) добиться своих целей и склонить в свою сторону любого.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
-
Главная -
9 класс
-
Психология
ВсеДля детей 2 летДля детей 3 летДля детей 4 летДля детей 5 летДля детей 6 лет1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 классДля студентов
Любой языкРусскийУкраинскийКазахскийМеждународный
Сортировать —
по популярности
по дате
по рейтингу
по актуальности
Всего 222 презентации
Как вести себя в конфликтной ситуации
Посмотреть презенацию
5-11 класс
21
Презентация на тему Как вести себя в конфликтной ситуации
- Как распознать конфликт;
- Стратегии разрешения конфликта;
- Этапы разрешения конфликтной ситуации.
Открыть презентацию »
Стресс
Посмотреть презенацию
8-11 класс
17
Презентация на тему Стресс
Открыть презентацию »
Молодежь в современном обществе
Посмотреть презенацию
5-11 класс
15
Презентация на тему Молодежь в современном обществе
- Молодые граждане;
- Молодежь с точки зрения правового статуса;
- Проблемы молодежи;
- Молодежная культура;
- Молодежная субкультура.
Открыть презентацию »
Жизнь Прекрасна
Посмотреть презенацию
5-11 класс
7
Презентация на тему Жизнь Прекрасна
Открыть презентацию »
Жесты
Посмотреть презенацию
9-11 класс
21
Презентация на тему Жесты
Открыть презентацию »
Юношеский период
Посмотреть презенацию
7-11 класс
28
Презентация на тему Юношеский период
- Юношеский возраст;
- Физическое развитие;
- Когнитивное развитие;
- Развитие памяти, мышления;
- Эмоционально-личностное развитие;
- Развитие самосознания.
Открыть презентацию »
Влияние цвета на человека
Посмотреть презенацию
9 класс
18
Презентация на тему Влияние цвета на человека
Открыть презентацию »
Культура общения
Посмотреть презенацию
9-11 класс
22
Презентация на тему Культура общения
- Правила этикета общения;
- Иллюзия общения;
- Психика личности;
- Суть искусства общения.
Открыть презентацию »
Физиогномика
Посмотреть презенацию
5-11 класс
10
Презентация на тему Физиогномика
- Что такое физиогномика;
- Происхождение метода;
- Психодиагностика человека по 3-м частям лица: нос, рот, подбородок.
Открыть презентацию »
Агрессия и агрессивность. Агрессивное поведение ребенка
Посмотреть презенацию
1-11 класс
32
Презентация на тему Агрессия и агрессивность. Агрессивное поведение ребенка
- Признаки агрессивности;
- Особенности личностных характеристик агрессивных детей;
- Агрессия, агрессивность, агрессивное поведение;
- Патологическое агрессивное поведение;
- Варианты проявления детской агрессивности;
- Ошибки родителей.
Открыть презентацию »
Психология. Что это такое?
Посмотреть презенацию
9-11 класс
37
Презентация на тему Психология. Что это такое?
- Цель психологии как науки;
- Личность в психологии;
- Темперамент и его типы;
- Свойства нервных процессов.
Открыть презентацию »
Депрессия у детей и подростков
Посмотреть презенацию
7-11 класс
15
Презентация на тему Депрессия у детей и подростков
Открыть презентацию »
Психологический портрет
Посмотреть презенацию
9-11 класс
10
Презентация на тему Психологический портрет
- Методология создания психологического портрета личности;
- Определение характера по предпочтениям в еде и напитках;
- Определение характера по автомобилю;
- Определение характера по позе сна.
Открыть презентацию »
Подростковый возраст. Психологические особенности
Посмотреть презенацию
6-9 класс
17
Презентация на тему Подростковый возраст. Психологические особенности
Открыть презентацию »
Подростковый возраст. Психологические особенности
Посмотреть презенацию
9 класс
21
Презентация на тему Подростковый возраст. Психологические особенности
- Проявления возраста;
- Причина психологических трудностей;
- Пик эмоциональной неустойчивости;
- Полярность психики;
- Как вести себя родителям.
Открыть презентацию »
Типы темперамента
Посмотреть презенацию
8-10 класс
18
Презентация на тему Типы темперамента
- Темперамент
- Холерический тип
- Сангвинический тип
- Флегматический тип
- Меланхолический тип
- Тип темперамента и выдающиеся исторические личности
- Характер
- Группы черт характера
Открыть презентацию »
Виктимное поведение
Посмотреть презенацию
9-11 класс
14
Презентация на тему Виктимное поведение
- Виктимность
- Закон «О безопасности»
- Типы личности
- Жертва
- Виктимология как наука
- Насилие
- Виды насилия
- Примеры насилия
- Факты
Открыть презентацию »
Сознание, его свойства, формы, уровни
Посмотреть презенацию
5-11 класс
6
Презентация на тему Сознание, его свойства, формы, уровни
- Общественное и индивидуальное сознание;
- Формы общественного сознания;
- Уровни общественного сознания.
Открыть презентацию »
Конфликты между родителями и детьми в семье
Посмотреть презенацию
5-9 класс
14
Презентация на тему Конфликты между родителями и детьми в семье
- Психологические причины
- Деструктивность семейного воспитания
- Возрастные кризисы ребенка
- Личностные особенности родителей
- Реакция (стратегия) ребенка на конфликт
- Неконструктивное разрешение конфликта
- Алгоритм действий
- Родители!!!
Открыть презентацию »
Здоровье души
Посмотреть презенацию
1-11 класс
9
Презентация на тему Здоровье души
- Виды боли;
- Связь физической и душевной боли.
Открыть презентацию »