Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) малая группа
2) неформальная группа
3) большая группа
4) референтная группа
5) профессиональная группа
6) формальная группа
Спрятать пояснение
Пояснение.
1) малая группа — да, верно, это социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения.
2) неформальная группа — нет, неверно.
3) большая группа — нет, неверно.
4) референтная группа — нет, неверно.
5) профессиональная группа — да, верно, это социальная группа, объединяющая людей одной профессии.
6) формальная группа — да, верно, это социальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями.
Ответ: 156.
Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы
Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) малая группа
2) неформальная группа
3) большая группа
4) референтная группа
5) профессиональная группа
6) формальная группа
ПОЯСНЕНИЕ:
1) малая группа — да, верно, это социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения.
2) неформальная группа — нет, неверно.
3) большая группа — нет, неверно.
4) референтная группа — нет, неверно.
5) профессиональная группа — да, верно, это социальная группа, объединяющая людей одной профессии.
6) формальная группа — да, верно, это социальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями.
Ответ: 156.
Тематическое задание по подготовке к ЕГЭ по обществознанию «Социальные отношения»
Задание 11
Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Задание 11
Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) бойкот
2) аплодисменты
3) насмешка
4) выговор
5) комплименты
6) улыбка
Задание 11
Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии
Задание 11
Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фирмы
2) сословия
3) партии
4) касты
5) классы
Задание 11
Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обучение детей трудовым навыкам
2) материальная поддержка неработающих членов семьи
3) семейное предпринимательство
4) наделение наследственным статусом
5) организация досуга
Задание 11
Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная
2) восходящая
3) миграция
4) горизонтальная
5) нисходящая
6) межпоколенная
Задание 11
В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нуклеарная
2) партнёрская
3) традиционная
4) многопоколенная
5) демократическая
6) моногамная
Задание 11
Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».
2) Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад.
3) В. получил на заводе премию за своё изобретение.
4) Л. присвоена степень доктора физико-математических наук.
5) Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.
6) Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание.
Задание 11
Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) малая группа
2) неформальная группа
3) большая группа
4) референтная группа
5) профессиональная группа
6) формальная группа
Задание 11
Найдите в приведённом ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) семья
2) племя
3) народность
4) община
5) государство
Задание 11
Гражданин Н. создал объединение, состоящее из 10 ландшафтных дизайнеров. Большинство входящих в него людей — друзья, вместе обучавшиеся в институте. Выберите в приведенном ниже списке признаки социальной группы, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) профессиональная
2) малая
3) неформальная
4) референтная
5) условная
Задание 11
Укажите в приведенном ниже списке неформальные позитивные санкции.
1) правительственная премия
2) спонсорский грант
3) похвала
4) аплодисменты
5) дружеское рукопожатие
Задание 11
В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.
1) демократическая
2) патриархальная
3) партнерская
4) нуклеарная
5) моногамная
Задание 11
Найдите в приведенных ниже примерах социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.
2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.
3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.
4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.
5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.
Задание 11
Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Задание 11
Найдите в списке проявления хозяйственно-экономической функции семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) составление семейного бюджета
2) обработка огорода на дачном участке
3) организация семейного отдыха
4) содействие членам семьи в продвижении по службе
5) распределение домашнего труда
6) первичный социальный контроль
Задание 11
Найдите в списке этнические общности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) племена
2) провинциалы
3) народности
4) нации
5) творческие союзы
6) граждане
Задание 11
Найдите в приведённом ниже списке социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18-20-летнего возраста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) член неформальной молодёжной группы
2) военнослужащий срочной службы
3) губернатор
4) Президент РФ
5) избиратель
6) мировой судья
Задание 11
Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.
2) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.
3) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.
4) Приказом по заводу директор завода объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.
5) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.
6) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.
Задание 11
Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учителю школы была присвоена высшая квалификационная категория.
2) Одноклассники похвалили Р. за подготовку музыкального вечера.
3) В. получил первую премию на конкурсе молодых исполнителей.
4) Л. получил степень кандидата медицинских наук.
5) Выступление танцевальной группы на юбилее школы сопровождалось бурными аплодисментами.
6) Известный врач был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством».
Задание 11
Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.
2) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.
3) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.
4) Приказом по заводу директор завода объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.
5) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.
6) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.
Задание 11
Найдите в приведённом ниже списке общности, образованные в соответствии с территориальным (поселенческим) критерием, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) украинцы
2) москвичи
3) киевляне
4) белорусы
5) молдаване
6) харьковчане
Задание 11
Найдите в приведённом списке этнические общности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) молодёжь
2) россияне
3) трудящиеся
4) украинцы
5) парижане
6) русские
Задание 11
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессиям, должностям, роду занятий.
Задание 11
Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Разновидностью этноса является народность.
2) Появление наций предшествовало возникновению государства.
3) В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.
4) Различают этническое и гражданское понимание нации.
5) Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.
Задание 11
Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без улучшения или ухудшения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2) Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.
Задание 11
Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Для молодежи характерна собственная субкультура.
2) Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.
3) Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.
4) В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.
5) Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.
Задание 11
Выберите верные суждения об отличиях молодежи от других социальных групп и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Молодежь отличается от других групп социальной активностью.
2) Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения.
3) В отличие от других социальных групп, жизнедеятельность молодежи целенаправленна.
4) К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности.
5) Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места в жизни.
Задание 11
Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратификации и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы.
2) Доиндустриальное общество было социально однородным.
3) Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности профессиональной деятельности.
4) Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека.
5) Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации.
Задание 11
Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Социальная группа представляет собой объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак.
2) Созданию групп способствует осознание того факта, что при объединении можно достичь большего результата, чем при индивидуальном действии.
3) Социальные группы основаны на специфике врожденных свойств людей.
4) В деятельности социальных групп люди удовлетворяют свои биологические потребности.
5) Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей.
Задание 11
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) В любом обществе социальный контроль держится на неписаных правилах, передаваемых из поколения в поколение.
2) Социальный контроль обеспечивает следование социальным нормам.
3) Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.
4) Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.
5) Социальный контроль всегда обеспечивается внешним воздействием на человека.
Задание 11
Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.
2) Социализация происходит в результате стихийного и целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.
3) Социализация свойственна взрослому человеку и нехарактерна для ребенка.
4) Социализация обеспечивает включение человека в ту или иную социальную группу.
5) Социализация завершается с получением профессии и началом трудовой деятельности.
Задание 11
Выберите верные суждения о семье и ее функциях в современном обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Появлению семьи способствовало возникновение государства.
2) В современном обществе семья остается главной производственной ячейкой.
3) Одной из функций семьи является психологическая и эмоциональная поддержка членами семьи друг друга.
4) Функции семьи как социального института меняются с изменением условий общественного развития.
5) Семья — единственный социальный институт, осуществляющий социализацию подрастающего поколения.
Задание 11
Выберите верные суждения о социализации человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Процесс социализации продолжается всю жизнь.
2) Социологи различают первичную и вторичную социализацию.
3) Главным институтом социализации человека на всех этапах его жизни остается семья.
4) Десоциализация представляет собой усвоение одних правил вместо других.
5) Социализация предполагает усвоение человеком накопленной обществом культуры.
Задание 11
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.
2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.
3) Социальный контроль служит важным средством предотвращения девиантного поведения.
4) Награждение государственным орденом служит примером неформальной позитивной санкции.
5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.
Задание 11
Выберите верные суждения о социальных ролях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальная роль является динамической составляющей социального статуса.
2) Неприязненные отношения между соседями служат примером ролевого конфликта.
3) К типичным социальным ролям относится роль потребителя.
4) В ролевом репертуаре личности различают главные и второстепенные роли.
5) Выбор ролевого поведения определяется только внутренними установками личности.
Задание 11
Выберите верные суждения о типах социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Классовый тип стратификации характерен для ранних периодов развития общества.
2) В истории человечества существовали разные типы социальной стратификации.
3) Сословная стратификация господствовала в период Средневековья.
4) В условиях кастового строя социальная мобильность отсутствует.
5) Одним из проявлений классовой стратификации в современном обществе служит юридическое закрепление прав и обязанностей за отдельными социальными группами.
Задание 11
Выберите верные суждения о видах социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Внутрипоколенная мобильность предполагает изменение социального статуса от одного поколения к другому.
2) Наряду с индивидуальной мобильностью существует и групповая мобильность.
3) Повышение человека в должности служит примером горизонтальной восходящей мобильности.
4) С переходом к индустриальному обществу социальная мобильность возрастает.
5) Неоднократное изменение человеком на протяжении жизни своего социального статуса служит проявлением межпоколенной мобильности.
Задание 11
Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В современном обществе социальный статус многих людей многократно меняется.
2) Социальный статус выступает динамическим выражением социальной роли.
3) Отдельные статусные позиции люди получают при рождении.
4) Одним из важных критериев социального статуса человека в современном обществе выступает уровень образования.
5) Социологи различают устойчивый и переменный статусы.
Задание 11
Выберите верные суждения об отличиях семьи от других социальных институтов и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию моральной регламентации поведения.
2) Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.
3) В отличие от других социальных институтов, семья выполняет функцию биологического воспроизводства.
4) Особенностью семьи, отличающей её от любого другого социального института, является функция социализации молодого поколения.
5) В отличие от любого другого социального института, семья занимается воспитанием и обучением.
Продюсер Н. создал музыкальную группу «Индиго»: заключил коммерческий договор с…
Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 1 мин. 0 сек.
ЕГЭ по обществознанию 2023 задание 8: номер 65 | ibuw7 | Продюсер Н. создал музыкальну…
35
Продюсер Н. создал музыкальную группу «Индиго»: заключил коммерческий договор с двумя солистами и тремя музыкантами, записал с ними концертную программу и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке суждения, которые верно характеризуют данную группу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- По численности «Индиго» является малой группой.
- Музыкальная группа является неформальной по своему характеру.
- Группа может быть отнесена к категории квазигрупп.
- Эта группа является референтной для многих молодых исполнителей.
- Это профессиональная группа.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Семья Новиковых состоит из восьми человек. Какая дополнительная информация позволит определить тип семьи в зависимости от её структуры? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- В…
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Мораль — один из важных регуляторов общественной жизни людей.
- Спектр применения норм права шире сферы…
Выберите верные суждения о социально-этнической общности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся устойчивая совокуп…
Какие примеры иллюстрируют хозяйственную функцию современной семьи? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк…
Тест 11 класс «Социальная структура общества» 1 вариант
Задание 1
Что из перечисленного относится к типам открытой социальной структуры?
1) рабство
2) классы
3) сословия
4) страты
5) касты
Задание 2
К высшему среднему классу социологи относят…
1) крупных бизнесменов
2) известных учёных
3) топ—менеджеров
4) политическую элиту страны
5) высококвалифицированных рабочих
Задание 3
Верны ли следующие утверждения?
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ Социальная зависимость может быть явной и скрытой.
__ Основным признаком, по которому выделяются социальные классы,
марксисты считали отношение к собственности на средства производства.
__ Социальные отношения – устойчивые, осознаваемые участниками,
ненормированные социальные взаимодействия.
__ «Синими воротничками» социологи называют представителей рабочего
класса, которые, как правило, заняты физическим трудом.
Задание 4
Что из перечисленного не относится к социальным признакам?
1) уровень образования
2) профессия
3) возраст
4) статус
5) национальность
6) уровень дохода
Задание 5
Выберите верные суждения о социальной стратификации.
1) К критериям социальной стратификации относят объём власти.
2) Одним из критериев социальной стратификации являются
индивидуальные психологические черты человека.
3) Учёные выделяют два вида социальной стратификации: прогрессивную и
регрессивную.
4) Деление общества на страты допускает наличие привилегий у
представителей некоторых страт.
5) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и
критериев социального расслоения.
Задание 6
Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и
нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в
гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке
характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) малая группа
2) неформальная группа
3) большая группа
4) референтная группа
5) профессиональная группа
6) формальная группа
Задание 7
Найдите социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной
социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую
школу.
2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической
операции, получил новое воинское звание досрочно.
3) Секретарь—референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.
4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.
5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность
начальника отдела логистики.
Задание 8
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения,
происходящие в обществе.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на соци—
альные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно
одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной
стратификации: доход, власть.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв
в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с
социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к
тем или иным профессии, должности, роду занятий.
Задание 9
Выберите верные суждения о типах социальной стратификации и запи—
шите цифры, под которыми они указаны.
1) Классовый тип стратификации характерен для ранних периодов разви—
тия общества.
2) В истории человечества существовали разные типы социальной
стратификации.
3) Сословная стратификация господствовала в период Средневековья.
4) В условиях кастового строя вертикальная социальная мобильность
отсутствует.
5) Одним из проявлений классовой стратификации в современном обще—
стве служит юридическое закрепление прав и обязанностей за отдельными
социальными группами.
Задание 10
Выберите верные утверждения о социальной мобильности.
1) Вертикальная социальная мобильность предполагает смену социально—
го статуса.
2) Расторжение брака является примером вертикальной социальной
мобильности.
3) Один человек может иметь несколько социальных статусов.
4) Социальная мобильность характерна как для отдельных людей, так и
для социальных групп.
5) Понятие социального лифта связано с горизонтальной социальной
мобильностью.
Задание 11
Выберите верные суждения о социальной группе и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Социальные группы позволяют удовлетворить важные психологиче—
ские или социальные проблемы людей.
2) Социальные группы помогают в достижении целей, которые человек
не смог бы осуществить в одиночку.
3) Любое сообщество людей социологи рассматривают в качестве соци—
альной группы.
4) Группа является второстепенным элементом социальной структуры
общества.
5) Одним из признаков первичной социальной группы является высокий
уровень ее эмоциональности.
Задание 12
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков в тексте.
«Социальное неравенство характеризует соотносительное положение
отдельных личностей и социальных __________(А). Конкретные групповые
или индивидуальные __________(Б) признаны членами общества, и в
общественном мнении им приписана некая значимость. Социальное
неравенство в современном обществе чаще всего понимается как
__________(В) – распределение общественных групп в иерархическом
порядке. И понятие «средний класс» как раз и описывает такое социально
комфортное положение: экономическое благополучие, наличие
собственности, ценимая в обществе __________(Г), гражданские права.
Социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и
__________(Д) функций, выполняемых для общества. В современном
обществе профессия становится определяющим __________(Е) социального
статуса».
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем
Вам потребуется для заполнения пропусков.
Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:
1) статус 4) критерий 7) авторитет
2) стратификация 5) социализация мобильность
3) престиж 6) группа 9) профессия
Тест 11 класс «Социальная структура общества» 2 вариант
Задание 1
Студент работает над рефератом о вертикальной социальной
мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть
в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на долж—
ность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих
воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря
службе в армии
Задание 2
Гражданин Н. создал объединение, состоящее из 10 ландшафтных
дизайнеров. Большинство входящих в него людей — друзья, вместе
обучавшиеся в институте. Выберите в приведенном ниже списке признаки
социальной группы, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) профессиональная
2) малая
3) неформальная
4) референтная
5) условная
Задание 3
Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратифи—
кации и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Социальная дифференциация выражается в разделении общества на
социальные группы.
2) Доиндустриальное общество было социально однородным.
3) Одним из видов социальной дифференциации является выделение
групп по общности профессиональной деятельности.
4) Основным критерием социальной стратификации выступают личные
качества человека.
5) Кастовое деление общества служит примером социальной
стратификации.
Задание 4
Выберите верные суждения о видах социальной мобильности и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Внутрипоколенная мобильность предполагает изменение социального
статуса от одного поколения к другому.
2) Наряду с индивидуальной мобильностью существует и групповая
мобильность.
3) Повышение человека в должности служит примером горизонтальной
восходящей мобильности.
4) С переходом к индустриальному обществу социальная мобильность
возрастает.
5) Неоднократное изменение человеком на протяжении жизни своего со—
циального статуса служит проявлением межпоколенной мобильности.
Задание 5
Выберите верные суждения о видах социальных групп и запишите
цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Взаимодействие членов первичной группы носит непосредственный,
межличностный характер.
2) Реальную социальную группу учёные выделяют для целей
статистического учёта населения и решения крупных социально—
экономических проблем.
3) В формальной группе статус членов и цель деятельности не всегда
чётко определены.
4) Члены реальной группы чётко идентифицируют себя с ней, ощущают
свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.
5) Малой группой называется немногочисленная общность людей,
объединённых совместной деятельностью и находящихся в
непосредственном личном общении.
Задание 6
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) В основу деления общества на страты положены доход, профессия,
образование.
2) Одним из критериев социальной стратификации являются
индивидуально—психологические особенности личности.
3) Социальная стратификация отражает строение общества.
4) Изменение социального статуса индивида в процессе вертикальной
мобильности называют социальной стратификацией.
5) Стратификационная структура общества отражает социальное
неравенство людей.
Задание 7
Что из перечисленного относится к типам открытой социальной структуры?
1) рабство
2) классы
3) сословия
4) страты
5) касты
Задание 8
К высшему среднему классу социологи относят…
1) крупных бизнесменов
2) известных учёных
3) топ—менеджеров
4) политическую элиту страны
5) высококвалифицированных рабочих
Задание 9
Верны ли следующие утверждения?
__ Социальная зависимость может быть явной и скрытой.
__ Основным признаком, по которому выделяются социальные классы,
марксисты считали отношение к собственности на средства производства.
__ Социальные отношения – устойчивые, осознаваемые участниками,
ненормированные социальные взаимодействия.
__ «Синими воротничками» социологи называют представителей рабочего
класса, которые, как правило, заняты физическим трудом.
Задание 10
Что из перечисленного не относится к социальным признакам?
1) уровень образования
2) профессия
3) возраст
4) статус
5) национальность
6) уровень дохода
Задание 11
Выберите верные суждения о социальной стратификации.
1) К критериям социальной стратификации относят объём власти.
2) Одним из критериев социальной стратификации являются
индивидуальные психологические черты человека.
3) Учёные выделяют два вида социальной стратификации: прогрессивную и
регрессивную.
4) Деление общества на страты допускает наличие привилегий у
представителей некоторых страт.
5) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и
критериев социального расслоения.
Задание 12
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков в тексте.
«Социальное неравенство характеризует соотносительное положение
отдельных личностей и социальных __________(А). Конкретные групповые
или индивидуальные __________(Б) признаны членами общества, и в
общественном мнении им приписана некая значимость. Социальное
неравенство в современном обществе чаще всего понимается как
__________(В) – распределение общественных групп в иерархическом
порядке. И понятие «средний класс» как раз и описывает такое социально
комфортное положение: экономическое благополучие, наличие
собственности, ценимая в обществе __________(Г), гражданские права.
Социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и
__________(Д) функций, выполняемых для общества. В современном
обществе профессия становится определяющим __________(Е) социального
статуса».
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем
Вам потребуется для заполнения пропусков.
Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:
1) статус 4) критерий 7) авторитет
2) стратификация 5) социализация мобильность
3) престиж 6) группа 9) профессия
Практикум по теме «Малая группа»
1.
Продюсер В.
создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов,
записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране.
Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) малая группа
2) неформальная
группа
3) большая
группа
4) референтная
группа
5) профессиональная
группа
6) формальная
группа
2. Вам поручено подготовить развёрнутый
ответ по теме «Малые группы и их роль в обществе». Составьте план, в соответствии
с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее
трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
3. Прочитайте
приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого
списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Семья — это основанная на
___________ (А) и/или кровном родстве малая ___________ (Б), члены
которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего
хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (В) по отношению
друг к другу. Также семьей называется социальный ___________ (Г),
т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках
которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей,
т. е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ___________ (Д)
детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского
обслуживания, особенно по отношению к ___________ (Е) и лицам пожилого
возраста».
Слова в списке даны в
именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано
только один раз.
Выбирайте последовательно
одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание
на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения
пропусков.
1) дети |
2) брак |
3) социализация |
4) коллектив |
5) обязанности |
6) институт |
7) отношения |
|
9) любовь |
4. Гражданин
Н. создал объединение, состоящее из 10 ландшафтных дизайнеров. Большинство
входящих в него людей – друзья, вместе обучавшиеся в институте.
Выберите
в приведенном ниже списке признаки социальной группы, иллюстрируемые
данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) профессиональная
2) малая
3) неформальная
4) референтная
5) условная
5. Социализация — процесс,
в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в
обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть
культуры, в которой он родился. Социализация не является разновидностью
некоего «культурного программирования», во время которого ребёнок
пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в
контакт. с самых первых мгновений своей жизни новорождённый испытывает
нужды и потребности, которые, в свою очередь, влияют на поведение
тех, кто должен о нём заботиться.
Социализация связывает
друг с другом различные поколения. Рождение ребёнка изменяет жизнь
тех, кто ответственен за его воспитание и кто таким образом приобретает
новый опыт. Родительские обязанности, как правило, связывают родителей
и детей на весь остаток жизни. Старики остаются родителями даже тогда,
когда у них появляются внуки, и эти связи позволяют объединять различные
поколения. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает
более интенсивно в младенчестве и раннем детстве, чем на позднейших
стадиях, обучение и приспособление пронизывают весь жизненный
цикл человека…
Во всех культурах
семья является для ребёнка основным социализирующим агентом… Другим
важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская
компания детей примерно одного возраста… Значение семьи для социализации
индивида достаточно очевидно, поскольку мироощущение маленького
ребёнка формируется вначале более или менее исключительно в её рамках.
В современной ситуации, когда большое число женщин работает, а их
дети в это время находятся в детских центрах, отношения сверстников
являются ещё более значимыми, чем раньше… Отношения со сверстниками
часто сохраняют значение на протяжении всей жизни человека. Особенно
это характерно для поселений с невысокой мобильностью, где индивиды
могут быть членами одной неформальной группы или иметь одну и ту же группу
друзей практически всю жизнь. Даже когда это не так, отношения со сверстниками,
по-видимому, оказывают значительное влияние и после периодов детства
и отрочества. Неформальные группы людей одного возраста на работе,
да и в других ситуациях, обычно оказываются очень важными при формировании
позиций и привычек индивида.
Школьное образование — формальный
процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых
предметов. Однако школы действуют как агенты социализации и в несколько
ином отношении. Наряду с формальным набором учебных дисциплин существует
то, что некоторые социологи называют скрытой программой, определяющей
специфические условия обучения…
Не подлежит сомнению,
что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие
на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие
информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты,книги,
радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные
журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не
имели бы ни малейшего представления… (Э. Гидденс)
21. Какие функции социализации рассмотрены
в тексте? (Укажите любые две функции). 22. Какие четыре агента социализации
названы автором?
23. Используя
факты личного социального опыта, проиллюстрируйте тремя примерами
«скрытую программу, определяющую специфические условия обучения»
в школе.
24. Используя
текст и обществоведческие знания, поцтвердите тремя аргументами
мысль автора о том, что «социализация не является разновидностью
некоего «культурного программирования»
Контрольная работа по теме «Социальная сфера» (11 класс)
1.Запишите слово, пропущенное в таблице
Социальные явления |
Характеристики |
Социальная мобильность |
Любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую |
Социальная … |
Существующее в обществе структурированное неравенство между различными социальными группами по уровню их богатства, власти или престижа |
2.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт, общество как система, социальная группа, сфера общественной жизни, общественные отношения.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стратификацию современного общества. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) объём власти 2) уровень образования 3) этническая принадлежность
4) престиж занимаемой позиции 5) доход 6) возраст
4. Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) малая группа 2) неформальная группа 3) большая группа
4) референтная группа 5) профессиональная группа 6) формальная группа
5. Выберите верные суждения о видах социальной мобильности. Цифры укажите в порядке возрастания
1) внутрипоколенная мобильность предполагает изменение социального статуса от одного поколения к другому
2) наряду с индивидуальной мобильностью существует и групповая мобильность
3) повышение человека в должности служит примером горизонтальной восходящей мобильности
4) с переходом к индустриальному обществу социальная мобильность возрастает
5) неоднократное изменение человеком на протяжении жизни своего социального статуса служит проявлением межпоколенной мобильности
6. Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны
1) репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта
2) члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью
3) семья является одним из субъектов социального контроля
4) семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка
5) своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу
7. Выберите верные суждения о социальных группах и их видах. Цифры укажите в порядке возрастания
1) социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации)
2) демографические группы выделяют по этносоциальному составу
3) в формальной группе межличностные взаимодействия, как правило, основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке
4) принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе
5) группы и организации оказывают влияние на поведение человека
8. Укажите в приведенном ниже списке неформальные позитивные санкции
1) правительственная премия 2) спонсорский грант 3) похвала
4) аплодисменты 5) дружеское рукопожатие
9. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны
1) исполнение этических норм обеспечивается самоконтролем, совестью человека
2) социальные нормы отражают модели должного поведения
3) традиции фиксируются в нормативных актах
4) принятый в компании дресс-код относится к корпоративным нормам
5) порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали
10. Выберите верные суждения о гендере и запишите цифры, под которыми они указаны
1) понятие «гендер» не связано с осознанием человеком себя как представителя данного пола, ощущением своего мужского или женского тела, оно существует исключительно в социальном контексте
2) значительную роль в обретении человеком гендерного статуса играет процесс обучения, в ходе которого происходит принятие роли, овладение поведенческими действиями
3) гендер не исчерпывается понятием роли или совокупностью ролей, предписанных обществом по признаку пола, — это проявление множества культурных составляющих пола
4) гендер — это социальные роль и статус, которые определяют индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, семейной роли и репродуктивном поведении
5) гендер — это наш биологический пол, связанный исключительно с тем, что нам дается от рождения, на него не влияют социальная среда, власть, режим, религия
11. Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны
1) один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства
2) этническими общностями являются племена, народности, нации
3) одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами
4) все этнические общности обязательно имеют свою государственность
5) один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности
12. Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания
1) возраст является основным решающим критерием для определения молодёжи, как группы
2) ведущим видом деятельности молодёжи является чаще всего ценностно-ориентировочная
3) для молодёжи как группы характерен особый психологический склад
4) ведущим видом деятельности молодёжи является учебная
5) для молодёжи всегда характерна приверженность патриархальным ценностям
13. Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны
1) наименьшая доля опрошенных юношей видит причину отклоняющегося поведения во влиянии социального окружения
2) доля тех, кто считает, что отклоняющееся поведение человека связано с его образом жизни, среди девушек выше, чем среди юношей
3) одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера
4) три четверти опрошенных каждой группы считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека
5) доля тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, среди девушек выше, чем среди юношей
14. Установите соответствие между примерами и типами семей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Примеры |
Типы семей |
A) жена гражданина К. решила получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возьмет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла совмещать учёбу с работой Б) в семье С. всю работу по дому выполняет жена; муж считает, что он зарабатывает деньги, а обязанность жены — домашние дела B) отец семейства решил отправить сына учиться в кадетский корпус, а возражения матери оставил без внимания Г) на семейном совете было решено, что жена поедет в отпуск с подругой, а муж останется дома и займётся ремонтом квартиры Д) муж и жена решили потратить деньги, отложенные на совместный летний отдых, на путёвку в санаторий для бабушки жены |
1) патриархальная 2) партнерская |
15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и ___ (А), называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его ___ (Б) (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем ___ (В) и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной ___ (Г). Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли, совокупности__ (Д), которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом. Она распадается на ролевые ожидания и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей ___ (Е).
1) поведение 2) действие 3)обязанность 4) должность 5) система
6) деятельность 7) роль 8)предписание 9) принцип
16. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения».
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
17. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «религиозная организация»
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах религиозных организаций;
− одно предложение, характеризующее функции религиозных организаций.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.