в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 312 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Установите соответствие между организмами и экологическими ролями, которые эти организмы имеют в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМ
А) берёза
Б) волк
В) петров крест
Г) опёнок
Д) гриб трутовик
Е) хлорелла
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ
1) продуцент
2) консумент
3) редуцент
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Раздел: Основы экологии
Установите соответствие между организмами и их ролью в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) сосна
Б) подосиновик
В) навозный жук
Г) трутовый гриб
Д) мох
Е) волк
РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМАХ
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пищевые цепи». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Перенос веществ и энергии в биогеоценозе от их источника через ряд организмов называется пищевая цепь. (2) Пастбищная пищевая цепь биогеоценоза включает в себя продуцентов и консументов. (3) Первым звеном пищевой цепи являются продуценты. (4) Консументами I порядка являются растительноядные животные. (5) Консументы II порядка формируют второй трофический уровень. (6) Редуценты живут в организмах и разлагают органические вещества до неорганических веществ. (7) Пищевая цепь другого типа – детритная – начинается от мелких почвенных животных и заканчивается крупными животными.
Источник: ЕГЭ по биологии 2020. Досрочная волна. Вариант 1
Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМ
А) гриб опёнок
Б) горох посевной
В) гриб спорынья
Г) бактерия сенная палочка
Д) железобактерии
Е) чёрный хорь
ГРУППА
1) продуцент
2) консумент
3) редуцент
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между организмами и их ролью в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМ
А) лютик
Б) денитрифицирующая бактерия
В) повилика
Г) заяц
Д) дуб
Е) опёнок
РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМАХ
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между организмами, населяющими биогеоценоз, и их функциями в нём: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМ
А) жуки-короеды
Б) почвенные грибы
В) мхи
Г) сапротрофные бактерии
Д) личинки стрекоз
Е) синезелёные водоросли
ФУНКЦИЯ
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между организмами и их трофическим уровнем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) бактерия сенная палочка
Б) трутовый гриб
В) заяц-беляк
Г) цианобактерии
Д) гриб мукор
Е) клевер луговой
ТРОФИЧЕСКИЕ УРОВНИ
1) продуцент
2) консумент
3) редуцент
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между организмами и экологическими ролями, которые эти организмы имеют в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМ
А) клевер
Б) дождевой червь
В) волк
Г) ель
Д) карась
Е) скорпион
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых ниже примеров верны для пищевой цепи выедания?
1) начинается с растительного опада
2) последним звеном в цепи являются редуценты
3) с одного трофического уровня на другой передаётся около 10% энергии
4) продуценты в цепи отсутствуют
5) присутствуют продуценты и консументы
6) длина цепи зависит от продуктивности экосистемы
Раздел: Основы экологии
Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда.
РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ
А) прибрежная растительность
Б) карп
В) личинки земноводных
Г) фитопланктон
Д) растения дна
Е) большой прудовик
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
1) продуценты
2) консументы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?
1) консументы → продуценты → редуценты
2) редуценты → продуценты → консументы
3) редуценты → консументы → продуценты
4) продуценты → консументы → редуценты
Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят.
ОРГАНИЗМЫ
A) мхи, папоротники
Б) беззубки и перловицы
B) ели, лиственницы
Г) плесневые грибы
Д) гнилостные бактерии
Е) амёбы и инфузории
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 3.
Организмы, разлагающие органические вещества до ми неральных, заканчивающие потребление солнечной энергии в био геоценозе, —
Производители органических веществ в экосистеме
Установите соответствие между примерами обитателей экосистем и функциональными группами, к которым их относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Петров крест
Б) Хвощ полевой
В) Мукор
Г) Жук-навозник
Д) Цианобактерии
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между примерами обитателей экосистем и функциональными группами, к которым их относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) инфузория-туфелька
Б) морская звезда
В) ламинария (морская капуста)
Г) бактерии гниения
Д) аспергилл
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Цепи питания и экологическая пирамида». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1)К продуцентам относят организмы, способные производить органические вещества из неорганических, а к консументам — организмы, потребляющие готовые органические вещества. (2)В качестве примера консумента первого порядка в экосистеме тайги можно привести волка. (3)Экологическая пирамида — графическое изображение соотношения между продуцентами и консументами всех трофических уровней в экосистеме. (4)Экологические пирамиды чаще всего составляют для отображения биомасс, численности и энергии на уровнях. (5)Правило экологической пирамиды гласит, что при переходе от одного трофического уровня к следующему сохраняется примерно 1% энергии. (6)В пастбищных пищевых цепях на первом трофическом уровне находятся травоядные животные. (7)В морских экосистемах пирамида биомасс перевёрнута — продуцентов в море меньше, чем консументов.
К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве
Основным потребителем углекислого газа в биосфере являются
Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.
ОСОБЕННОСТИ
А) включает растения, некоторые бактерии
Б) поглощает готовые органические вещества
В) поглощает неорганические вещества
Г) включает животных
Д) аккумулирует солнечную энергию
Е) источник энергии — животная и растительная пища
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
1) продуценты
2) консументы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Всего: 312 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Экосистема (греч. oikos — жилище) — единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой
их обитания, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему.
Вы можете встретить синоним понятия экосистема — биогеоценоз (греч. bios — жизнь + geo — земля + koinos — общий). Следует разделять
биогеоценоз и биоценоз. В понятие биоценоз не входит компонент окружающей среды, биоценоз — совокупность исключительно живых организмов со
связями между ними.
Совокупность биогеоценозов образует живую оболочку Земли — биосферу.
Продуценты, консументы и редуценты
Организмы, населяющие биогеоценоз, по своим функциям разделены на:
- Продуцентов
- Консументы
- Редуценты
Растения, преобразующие энергию солнечного света в энергию химических связей. Создают органические
вещества, потребляемые животными.
Животные — потребители готового органического вещества. Встречаются консументы I порядка — растительноядные
организмы, консументы II, III и т.д. порядка — хищники.
Это сапротрофы (греч. sapros — гнилой + trophos — питание) — грибы и бактерии, а также некоторые
растения, которые разлагают останки мертвых организмов. Редуценты обеспечивают круговорот веществ, они
преобразуют накопленные организмами органические вещества в неорганические.
Продуценты, консументы и редуценты образуют в экосистеме так называемые трофические уровни (греч. trophos — питание), которые
тесно взаимосвязаны между собой переносом питательных веществ и энергии — процессом, который необходим для круговорота веществ,
рождения новой жизни.
Пищевые цепи
Взаимоотношения между организмами разных трофических уровней отражаются в пищевых цепочках (трофических цепях), в которых каждое
предыдущее звено служит пищей для последующего звена. Поток энергии и веществ идет однонаправленно: продуценты → консументы → редуценты.
Трофические цепи бывают двух типов:
- Пастбищные — начинаются с продуцентов (растений), производителей органического вещества
- Детритные (лат. detritus — истертый) — начинаются с органических веществ отмерших растений и животных
В естественных сообществах пищевые цепи часто переплетаются, в результате чего образуются пищевые сети. Это связано с тем,
что один и тот же организм может быть пищей для нескольких разных видов. Например, филины охотятся на полевок, лесных мышей, летучих
мышей, некоторых птиц, змей, зайцев.
Экосистемы обладают важным свойством — устойчивостью, которая противостоит колебаниям внешних факторов
среды и помогает сохранить экосистему и ее отдельные компоненты. Устойчивость экосистемы обусловлена:
- Большим разнообразием обитающих видов
- Длинными пищевыми цепочками
- Разветвленностью пищевых цепочек, образующих пищевую сеть
- Наличием форм взаимоотношений между организмами (симбиоз)
Экологическая пирамида
Экологическая пирамида представляет собой графическую модель отражения числа особей (пирамида чисел), количества их биомассы
(пирамида биомасс), заключенной в них энергии (пирамида энергии) для каждого уровня и указывающая на снижение всех показателей
с повышением трофического уровня.
Существует правило 10%, которое вы можете встретить в задачах по экологии. Оно гласит, что на каждый последующий уровень экологической
пирамиды переходит лишь 10% энергии (массы), остальное рассеивается в виде тепла.
Представим следующую пищевую цепочку: фитопланктон → зоопланктон → растительноядные рыбы → рыбы-хищники → дельфин. В соответствии с
изученным правилом, чтобы дельфин набрал 1кг массы нужно 10 кг рыб хищников, 100 кг растительноядных рыб, 1000 кг зоопланктона и
10000 кг фитопланктона.
Агроценоз
Агроценоз — искусственно созданный биоценоз. Между агроценозом и биоценозом существует ряд важных отличий. Агроценоз
характеризуется:
- Преобладает искусственный отбор — выживают особи с полезными для человека признаками и свойствами
- Источник энергии — солнце (открытая система)
- Круговорот веществ — незамкнутый, так как часть веществ и энергии изымается человеком (сбор урожая)
- Видовой состав — скудный, преобладают 1-2 вида (поле пшеницы, ржи)
- Устойчивость экосистемы — снижена, так как пищевые цепочки короткие, пищевые сети неразветвленные
- Биомассы на единицу площади — мало
Биоценоз характеризуется:
- Преобладает естественный отбор — выживают наиболее приспособленные особи
- Источник энергии — солнце (открытая система)
- Круговорот веществ — замкнутый
- Видовой состав — разнообразный, тысячи видов
- Устойчивость экосистемы — высокая, так как пищевые цепочки длинные, разветвленные
- Биомассы на единицу площади — много
Факторы экосистемы
Любой организм в экосистеме находится под влиянием определенных факторов, называемых экологическими факторами.
Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.
- Абиотические (греч. α — отрицание + βίος — жизнь)
- Биотические (греч. βίος — жизнь)
- Антропогенные (греч. anthropos — человек)
К абиотическим факторам относятся факторы неживой природы. Существуют физические — климат, рельеф, химические —
состав воды, почвы, воздуха. В понятие климата можно включить такие важные факторы как освещенность,
температура, влажность.
К биотическим факторам относятся все живые существа и продукты их жизнедеятельности. Например: хищники регулируют
численность своих жертв, животные-опылители влияют на цветковые растения и т.д. Это и самые разнообразные формы
взаимоотношений между животными (нейтрализм, комменсализм, симбиоз).
К антропогенным факторам относится влияние человека на окружающую среду в процессе хозяйственной и другой деятельности.
Человек «разумный» (Homo «sapiens») вырубает леса, осушает болота, распахивает земли — уничтожает дом для сотен видов животных.
В результате деятельности человека произошли глобальные изменения: над Антарктикой появились «озоновые дыры», ускорилось
глобальное потепление, которое ведет к таянию ледников и повышению уровня мирового океана.
За миллионы лет эволюции растения и животные вырабатывают приспособления к тем условиям среды, где они обитают. Так у алоэ,
растения живущего в засушливом климате, имеются толстые мясистые листья с большим запасом воды на случай засухи. У каждого
организма вырабатывается своя адаптация.
Формируются привычные биологические ритмы (биоритмы): организм адаптируется к изменениям освещенности, температуры, магнитного
поля и т.д. Эти факторы играют важную роль в таких событиях как сезонные перелеты птиц, осенний листопад.
Если адаптация не вырабатывается, или это происходит слишком медленно по сравнению с другими видами, то данный вид подвергается
биологическому регрессу: количество особей и ареал их обитания уменьшаются и со временем вид исчезает. Иногда деятельность
человека играет решающую роль в исчезновении видов.
Закон оптимума
Если фактор оказывает на жизнедеятельность организма благоприятное влияние (отлично подходит для животного/растения), то
про фактор говорят — оптимальный, значение фактора в зоне оптимума. Зона оптимума — диапазон действия фактора, наиболее благоприятный
для жизнедеятельности.
За пределами зоны оптимума начинается зона угнетения (пессимума). Если значение фактора лежит в зоне пессимума,
то организм испытывает угнетение, однако процесс жизнедеятельности может продолжаться. Таким образом, зона пессимума лежит в пределах
выносливости организма. За пределами выносливости организма происходит его гибель.
Фактор, по своему значению находящийся на пределе выносливости организма, или выходящий за такое значение, называется ограничивающим
(лимитирующим). Существует закон ограничивающего фактора (закон минимума Либиха), гласящий, что для организма наиболее значим фактор,
который более всего отклоняется от своего оптимального значения.
Метафорически представить этот закон можно с помощью «бочки Либиха». Смысл данной метафоры в том, что вода при заполнении бочки начинает
переливаться через наименьшую доску, таким образом, длина остальных досок уже не играет роли. Так и наличие выраженного ограничивающего фактора
сводит на нет благоприятность остальных факторов.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2023
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера (множественный выбор)
Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Раскрыть
Скрыть
Среди предложенных факторов выберите те, которые относятся к биотическим.
Варианты:
- круговорот веществ в природе
- конкуренция между видами
- отношения «хищник – жертва»
- образование микоризы
- повышение температуры воздуха
- движение ветра
Выберите три антропогенных фактора, которые могут привести к сокращению численности травянистых растений в лесу.
Варианты:
- увеличение численности лосей и зубров
- вытаптывание растений туристами
- увеличение нор грызунов
- сбор редких растений для букетов
- вырубка дуплистых деревьев
- загрязнение среды обитания растений
К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы.
Варианты:
- сокращение численности сов, ежей, лис
- большой урожай семян ели
- увеличение численности паразитов
- рубка деревьев
- глубокий снежный покров зимой
- уменьшение численности паразитов
Среди экологических факторов укажите биотические.
Варианты:
- наводнение
- конкуренция между особями вида
- понижение температуры
- хищничество
- недостаток света
- образование микоризы
В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между
Варианты:
- березами и елями
- березами и грибами-трутовиками
- тлями и муравьями
- лисами и мышевидными грызунами
- березами и подберезовиками
- дубами и белыми грибами
Выберите верные утверждения. В агроценозе, в отличие от природной экосистемы:
Варианты:
- используются дополнительные источники энергии, кроме солнечной
- осуществляется замкнутый круговорот веществ
- обитает небольшое количество видов продуцентов
- представлены все функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты
- цепи питания короткие
- действует естественный отбор
Выберите три признака, характерных для биогеоценоза:
Варианты:
- осуществление круговорота веществ
- проявление искусственного отбора
- использование минеральных удобрений
- относительная устойчивость и стабильность
- отсутствие редуцентов
- разветвлённые пищевые цепи
Выберите верные утверждения. В агроэкосистеме ячменного поля, как и в любой другой экосистеме:
Варианты:
- имеются продуценты, консументы и редуценты
- образуются разветвлённые цепи питания
- осуществляется замкнутый круговорот веществ
- образуются пищевые связи
- используется солнечная энергия
- осуществляется саморегуляция
Что характеризует саморегуляцию в естественной экосистеме?
Варианты:
- поддержание видового состава на определенном уровне
- сокращение численности продуцентов за счет лесных пожаров
- изменение численности консументов в зависимости от урожая продуцентов
- ограничение численности консументов первого порядка хищниками
- полное уничтожение растительноядных животных
- сокращение численности продуцентов и консументов в результате массового размножения паразитов
Чем характеризуется биоценоз заливного луга?
Варианты:
- верхний ярус продуцентов образуют древесные растения
- солнечная энергия потребляется травянистыми растениями
- консументы 1-го порядка – насекомые и грызуны
- недостаток света является ограничивающим фактором
- звеньями пищевой цепи обеспечивается круговорот веществ
- отсутствуют редуценты
В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется
Варианты:
- большим разнообразием видов
- разнообразными цепями питания
- незамкнутым круговоротом веществ
- преобладанием одного – двух видов
- влиянием антропогенного фактора
- замкнутым круговоротом веществ
В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и:
Варианты:
- майскими жуками
- черемухой
- грибами
- шиповником
- орешником
- мышами
Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется:
Варианты:
- большим видовым разнообразием
- отсутствием редуцентов
- короткими пищевыми цепями
- разветвлёнными пищевыми сетями
- колебанием численности популяций
- замкнутым круговоротом веществ
Какова роль бактерий и грибов в экосистеме? Выберите 3 варианта.
Варианты:
- превращают органические вещества организмов в минеральные
- обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии
- образуют первичную продукцию в экосистеме
- служат первым звеном в цепи питания
- образуют доступные растениям неорганические вещества
- являются консументами II порядка
Какие организмы можно отнести к группе продуцентов?
Варианты:
- зелёные растения
- плесневые грибы
- цианобактерии
- растительноядные животные
- красные водоросли
- болезнетворные прокариоты
В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся:
Варианты:
- лоси, зубры
- кроты, бурозубки
- зайцы, косули
- клесты, снегири
- волки, лисицы
- синицы, поползни
Выберите 3 варианта верно составленных цепей питания.
Варианты:
- водоросли → мальки рыб → окунь → чайка
- чайка → окунь → мальки рыб → водоросли
- сосна → личинки насекомых → синица → ястреб
- личинки насекомых → сосна → синица → ястреб
- ёж → дождевой червь ·→ листовой опад → лисица
- листовой опад → дождевой червь → ёж → лисица
В экосистеме тайги первый трофический уровень в цепях питания составляют:
Варианты:
- ели, лиственницы
- копытень, кислица
- шляпочные грибы, бактерии-сапротрофы
- мхи, папоротники
- личинки насекомых, дождевые черви
- бактерии гниения
Начало работы
Привет сейчас ты за 5 шагов узнаешь, как пользоваться платформой
Смотреть
Выбери тест
«Выбери тест, предмет и нажми кнопку «Начать решать»
1 / 6
Вкладки
После выбора предмета необходимо выбрать на вкладке задания, варианты ЕГЭ, ОГЭ или другого теста, или теорию
2 / 6
Задания
Решай задания и записывай ответы. После 1-ой попытки
ты сможешь посмотреть решение
3 / 6
Статистика
Сбоку ты можешь посмотреть статистику и прогресс по предмету
4 / 6
Решение
Нажми, чтобы начать решать вариант. Как только ты перейдешь
на страницу, запустится счетчик времени, поэтому подготовь заранее все, что может тебе понадобиться
5 / 6
Отметки
Отмечай те статьи, что прочитал, чтобы было удобнее ориентироваться в оглавлении
6 / 6
Молодец!
Ты прошел обучение! Теперь ты знаешь как пользоваться сайтом
и можешь переходить к решению заданий
Задание — просто радость абитуриента. Относится к повышенному уровню сложности, но притом не является таковым. При правильном выполнении можно получить 2 балла. Представляет из себя упражнение на соотношение. Не нужно обладать огромной базой знаний для выполнения.
Задание EB1821
Установите соответствие между экологическими факторами и их группами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | ГРУППЫ |
А) вырубка леса Б) выкармливание кукушонка птицами другого вида В) уменьшение численности белок при снижении урожая семян ели Г) подтопление леса во время половодья Д) внесение минеральных удобрений Е) линька зайца при изменении длины светового дня |
1) антропогенные 2) абиотические 3) биотические |
Антропогенные факторы – то влияние, которое оказал человек.
Биотические факторы – факторы живой природы.
Абиотические факторы – факторы неживой природы.
- Вырубка леса производится человеком, антропогенный фактор.
- Кукушонок-подкидыш в гнезде по отношению к другим птенцам – биотический фактор.
- Снижении урожая семян ели, влияющие на численность белок – биотический фактор.
- Подтопление леса – влияние неживой природы, абиотический фактор.
- Внесение минеральных удобрений производится в хозяйстве человеком, антропогенный фактор.
- Изменение длинны светового дня – влияние неживой природы, абиотический фактор.
Ответ: 133212
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB1818D
Установите соответствие между характеристиками и видами экосистем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ |
А) разветвлённые пищевые сети Б) несбалансированный круговорот веществ В) большая биомасса монокультуры Г) наличие саморегуляции Д) богатое видовое разнообразие |
1) агроценоз 2) биогеоценоз |
Агроценоз и биоценоз в своих характеристиках абсолютно противоположны. Для того чтобы понять эту разницу, нужно иметь в голове всего пару примеров. Агроценоз – поле какой-то культуры, например, пшеницы. Биоценоз – экосистема естественного происхождения, например, злаково-разнотравный луг.
Разветвлённые пищевые сети – признак биоценоза, там много растений и животных, в отличии от поля пшеницы.
Несбалансированный круговорот – признак агроценоза, так как там круговорот незамкнут, урожай собирают, в почву ничего не возвращается.
Большая биомасса монокультуры – признак агроценоза, там произрастает только одна культура (и немного сорняков, но пшеница преобладает).
Наличие саморегуляции возможно лишь при наличии круговорота. В искусственных системах саморегуляции нет, все зависит от человека.
Богатое видовое разнообразие – естественно это луг, а не поле, речь идет о биоценозе.
Ответ: 21122
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB1819t
Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ |
А) базальт Б) каменный уголь В) глина Г) вода Д) почва |
1) биогенное 2) косное 3) биокосное |
Биогенное вещество по Вернадскому – те вещества, которые создают живые организмы.
В происхождении косного вещества живые организмы не участвуют.
В происхождении биокосного вещества принимают участие и живые организмы, и процессы к ним не относящиеся.
Базальт – магматическая вулканическая порода, живые организмы участие не принимали, косное вещество.
Каменный уголь – биогенное вещество, т.к эта порода образуется в результате разложения остатков растений.
Глина образуется в результате выветривания горных пород, живое не принимает участия, косное вещество.
В образовании воды живое тоже участия не принимает, косное вещество.
Почва – результате работы и живого, и неживого, ведь сам по себе плодородный слой образуется только в результате жизнедеятельности различных организмов, например, червей.
Ответ: 21223
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB1819D
Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМОВ | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ЭКОСИСТЕМЕ |
А) возвращают свободный азот в атмосферу Б) образуют первичную продукцию В) образуют органические вещества в результате хемосинтеза Г) составляют второй трофический уровень Д) минерализуют органические остатки |
1) консументы 2) продуценты 3) редуценты |
Продуценты производят органический вещества самостоятельно. Например, растения получают органику в результате фотосинтеза.
Консументы не способны сами производить органику, они потребляют готовую, то есть это растительноядные или плотоядные животные.
Редуценты – разрушители, они производят преобразование органики в неорганику, разлагают трупы растений и животных, возвращая минеральные вещества в круговорот веществ.
А) редуценты, возврат в круговорот.
Б) Первичная продукция – растения, продуценты.
В) Органика получена самостоятельно, продуценты.
Г) Первый уровень – растения, затем растительноядное животное, затем плотоядное, затем редуцент. Второй уровень – консумент.
Д) Преобразование органики в неорганику – редуценты.
Ответ: 32213
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB1820D
Установите соответствие между характеристиками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ЭКОСИСТЕМЫ |
А) сбалансированный круговорот веществ Б) пищевые цепи короткие, состоящие из двух-трёх звеньев В) преобладание монокультуры Г) использование дополнительной энергии Д) большое видовое разнообразие Е) действие естественного и искусственного отборов |
1) мелколиственный лес 2) гречишное поле |
Мелколиственный лес – естественная экосистема, а гречишное поле – искусственная.
В своих характеристиках биоценоз (естественная система) и агроценоз (искусственная) совершенно противоположны.
- Сбалансированный круговорот веществ – признак биоценоза. В агроценозе круговорота толком и нет, цикл незамкнут, т.к культуру собирают с полей, в почку ничего не возвращается.
- Короткие пищевые цепи – признак агроценоза, т.к там произрастает только одна культура, а сами посадки обрабатываются об вредителей, что тоже сокращает пищевые цепи. В устойчивом биоценозе пищевые цепи состоят из большего количества звеньев.
- Монокультура – в нашем случае, гречиха, агроценоз.
- Использование дополнительной энергии – речь идет об агроценозе. Например, если мы в искусственных условиях устанавливаем лампы для рассады, чтобы она не вытягивалась.
- Большое видовое разнообразие – признак биоценоза, противоположно пункту 3).
- Действие естественного и искусственного отборов – агроценоз. В биоценозе никто искусственный отбор не осуществляет. А в поле естественный отбор никто не отменял.
Ответ: 122212
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB12388
Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.
ФАКТОР | ВИД ФАКТОРА |
A) хищничество Б) отсутствие корма B) снежный покров Г) бобровая плотина Д) внесение удобрений в почву Е) смена времен года |
1) абиотический 2) биотический 3) антропогенный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Хищничество и отсутствие корма – форма взаимодействия между особями разных видов, поэтому это биотические факторы.
Снежный покров – абиотический фактор.
Бобровая плотина – биотический фактор (взаимодействие бобра и дерева).
Внесение удобрений в почву – антропогенный фактор.
Смена времен года – абиотический фактор.
Ответ: 221231
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB21755
Установите соответствие между составом экосистемы и экосистемой, для которой этот состав характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ | ЭКОСИСТЕМА |
А) Главный продуцент — фитопланктон. Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме. В) Дикорастущие растения считаются сорняками. Г) Консументы первого порядка — зоопланктон. Д) Видовое разнообразие невелико. Е) Круговорот веществ несбалансированный. |
1) озеро 2) смешанный лес 3) агроэкосистема |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) Главный продуцент — фитопланктон.Разбирать будем по пунктам:
Фитопланктон обитает в озере.
Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме.
Это смешанный лес. В зависимости от ярусности поступает разное количество света, а от количества опавшей листвы и хвои — температура.
В) Дикорастущие растения считаются сорняками.
Это агроэкосистема.
Г) Консументы первого порядка — зоопланктон.
Зоопланктон, как и фитопланктон, обитает в озере.
Д) Видовое разнообразие невелико.
Это агроэкосистема. Поле с несколькими культурами явно проигрывает в разнообразии даже маленькому лугу
Е) Круговорот веществ несбалансированный.
Несбалансированный круговорот характерен для искусственных экосистем, так как круговорот разомкнут. Агроэкосистема.
Ответ: 123133
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB18970
Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ | ЭКОСИСТЕМА |
А) включает большое разнообразие видов Б) продукция частично изымается из системы В) используются удобрения разных видов Г) круговорот веществ незамкнутый Д) является саморегулирующейся системой Е) имеет разветвлённые сети питания |
1) пшеничное поле 2) смешанный лес |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пшеничное поле — искусственная экосистема, смешанный лес — естественная. Все, что нужно знать и понимать, что естественная экосистема более устойчивая, как раз-таки за счёт широкого биоразнообразия, а круговорот веществ замкнут.
Пшеничное поле:
Б) продукция частично изымается из системы
В) используются удобрения разных видов
Г) круговорот веществ незамкнутый
Смешанный лес:
А) включает большое разнообразие видов
Д) является саморегулирующейся системой
Е) имеет разветвлённые сети питания
Ответ: 211122
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB22966
Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | ТИП |
А. широкий лентец и щука Б. плоды репейника и шерсть собаки В. жаба или ящерица в норе сурка Г. петров крест и липа Д. растения эпифиты и тропические деревья |
1. паразитизм 2. комменсализм (нахлебничество) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А. широкий лентец и щука
«Лентец» очень похож на ленточного червя, если не знаем, то такой широкий лентец, то предполагаем, что это плоский червь, паразит.
Б. плоды репейника и шерсть собаки
Репейник не приносит вреда собаке, но притом распространяется, получая пользу. Комменсализм.
В. жаба или ящерица в норе сурка
Жаба или ящерица в норе сурка не приносят вреда сурку, но получают пользу для себя.
Г. петров крест и липа
Вряд ли кто-то интересовался тем, что такое «петров крест», но название мрачное, так что скорее всего, это паразит.
Д. растения эпифиты и тропические деревья
Эпифиты — растения, произрастающие или постоянно прикреплённые на других растениях
Они не приносят вреда. Пример с орхидеей.
Ответ: 12212
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB21508
Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ | ОТНОШЕНИЯ |
А) чёрный и рыжий тараканы Б) свиной цепень и человек В) самцы пауков птицеедов Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз Д) таёжный клещ и лиса Е) гриб трутовик и берёза |
1) конкуренция 2) паразитизм |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Конкуренция:
А) чёрный и рыжий тараканы
В) самцы пауков птицеедов
Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз
Паразитизм:
Б) свиной цепень и человек
Д) таёжный клещ и лиса
Е) гриб трутовик и берёза
Ответ: 121122
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB12438
Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.
ПРИМЕРЫ | ТИП ОТНОШЕНИЙ |
A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых Б) акула и рыба-прилипало B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях Г) бактерии в организме человека и животных Д) клубеньковые бактерии Е) микориза |
1) симбиоз 2) комменсализм |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых
Польза растению и насекомому. Симбиоз.
По мнению составителей, здесь нужно рассуждать так: для растения опыление однозначно полезно, а насекомому оно не нейтрально, потому что в его интересах сделать так, чтобы было много растений, чтобы был нектар.
Б) акула и рыба-прилипало
Польза прилипале, нейтрально для акулы. Комменсализм.
Прилипала подъедает за акулой, не принося ей вреда.
B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях
Польза орхидее, нейтрально дереву. Комменсализм.
Орхидея использует дерево как опору, не отбирая у него питательные вещества.
Г) бактерии в организме человека и животных
Польза и бактериям, и животномучеловеку. Симбиоз.
Для бактерии организм — благоприятная среда обитания, а для организма бактерии — помощники.
Д) клубеньковые бактерии
Польза и бактериям, и растению. Симбиоз.
Для бактерий — среда обитания, для растений- азот, который бактерии переводят в легкоусваиваемою форму.
Е) микориза
Польза и грибам, и дереву. Симбиоз.
От грибов растение получает при помощи гифов гриба больше воды и минеральных солей, а грибам достаются продукты жизнедеятельности растения, пригодные для их питания.
Ответ: 122111
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB16267
Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу питания
ЖИВОТНОЕ | ГРУППА |
А) волк Б) пресноводная гидра В) полевая мышь Г) божья коровка Д) заяц-беляк Е) колорадский жук |
1) растительноядные 2) плотоядные |
Хищники:
А) волк
Б) пресноводная гидра
Г) божья коровка (питается тлёй)
Растительноядные:
В) полевая мышь
Д) заяц-беляк
Е) колорадский жук
Ответ: 221211
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB22938
Установите соответствие между примерами организмов и способами гетеротрофного питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР |
СПОСОБ |
А. мукор Б. болгарская палочка В. туберкулёзная палочка Г. спорынья Д. сенная палочка |
1. сапротрофы 2. паразиты |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Сапротрофы — гетеротрофные организмы, использующие для питания органические соединения мёртвых тел или выделения (экскременты) животных. Участвуя в минерализации органических соединений, сапротрофы составляют важное звено в биологическом круговороте веществ и энергии. К сапротрофам относятся бактерии, актиномицеты, грибы.
Паразиты — гетеротрофные организмы, использующие для питания органические соединения живых организмов.
Совершенно не понимаю, откуда абитуриентам знать о болгарской палочке и сенной палочке, но лучше запомните, что они сапрофиты.
Мукор — сапрофит.
Туберкулезная палочка — паразит.
Спорынья — паразит.
Ответ: 11221
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB22273
Установите соответствие между особенностями и типами питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ | ТИПЫ ПИТАНИЯ |
А) преобразуют солнечную энергию в энергию органических веществ Б) питаются за счёт фагоцитоза или осмотрофного способа питания В) выделяют кислород при фотолизе воды в процессе фотосинтеза Г) используют готовые органические вещества Д) способны к хемосинтезу Е) используют энергию окисления неорганических веществ |
1) автотрофы 2) гетеротрофы |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Автотрофы — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
Гетеротрофы — организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.
Преобразование солнечной энергии в органику – автотрофы. 1
Фагоцитоз и осмос — гетеротрофы. 2
Фотосинтез — автотрофы. 1
Питание готовой органикой — гетеротрофы. 2
Хемосинтез — автотрофы. 1
Окисление неорганики — автотрофы. 1
Ответ: 121211
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB10604
Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда.
ОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА |
А) прибрежная растительность Б) карп В) личинки земноводных Г) фитопланктон Д) растения дна Е) большой прудовик |
1) продуценты 2) консументы |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Найдем все, что способно к фотосинтезу, это будут продуценты:
А) прибрежная растительность
Г) фитопланктон
Д) растения дна
Консументы, соответственно:
Б) карп
В) личинки земноводных
Е) большой прудовик
Ответ: 122112
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB17889
Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги.
ЖИВОТНЫЕ | РОЛИ В БИОЦИНОЗЕ |
А) кедровка Б) ястреб-тетеревятник В) обыкновенная лисица Г) благородный олень Д) заяц-русак Е) обыкновенный волк |
1) консумент 1 порядка 2) консумент 2 порядка |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Консументы 1 порядка – растительноядные животные.
2 порядка – хищники.
Кедровка. Допустим, вы не в курсе, кто это: грызун или птица. Не важно. Исходя из названия, можно сделать вывод, что питается она орешками кедра, следовательно, консумент 1 порядка.
Ястреб-тетеревятник — хищник. Консумент 2 порядка.
Лисица — хищник. Консумент 2 порядка.
Олень — травоядное. Консумент 1 порядка.
Заяц — травоядное. Консумент 1 порядка.
Волк — хищник. Консумент 2 порядка.
Ответ: 122112
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB10605
Различие роли участия консументов первого порядка и продуцентов в круговороте веществ и превращении энергии в экосистеме луга состоит в том что они:
РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА |
А) аккумулируют солнечную энергию Б) потребляют органические вещества В) синтезируют органические вещества из неорганических Г) преобразуют органические вещества Д) освобождают заключенную в органических веществах энергию Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ |
1) консументы первого порядка 2) продуценты
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Разберемся с тем, что такое «консумент 1 порядка».
Итак, это те организмы, которые следуют за продуцентами, то есть вторые в цепи. Есть консументы 2, 3, 4 и т.д. порядков.
Пусть есть колосок — продуцент. Его поедает мышь — консумент 1 порядка, мышь поедает хищная птица — консумент 2 порядка, птицу поедает крупный хищник — консумент 3 порядка, труп этого хищника разлагает редуцент. Цепи могут быть очень длинными.
Здесь так же нужно следовать определениям понятий:
Аккумулируют солнечную энергию — продуценты. 2
Потребляют органику — консументы. 1
Синтез органики из неорганики — продуценты. 2
Преобразуют органические вещества в энергию — консументы. 1, 1
Используют в качестве источника углекислый газ — продуценты. 2
Ответ: 212112
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB11494
Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА |
А) являются первым звеном в цепи питания Б) синтезируют органические вещества из неорганических В) используют энергию солнечного света Г) питаются готовыми органическими веществами Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы Е) разлагают органические вещества до минеральных |
1) продуценты 2) редуценты |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Здесь нужно снова вернуться к определениям. Первое звено в цепи питания — продуценты. 1
Синтез органики из неорганики — продуценты. 1
Используют энергию солнечного света — продуценты. 1
Питаются готовой органикой — редуценты. 2
Возвращают минеральные вещества в экосистемы, то есть разлагают органику до неорганики — редуценты. 2,2
Ответ: 111222
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB14188
Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят.
ОРГАНИЗМЫ | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА |
A) мхи, папоротники Б) беззубки и перловицы B) ели, лиственницы Г) плесневые грибы Д) гнилостные бактерии Е) амёбы и инфузории |
1) продуценты 2) консументы 3) редуценты |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Мхи и папоротники, если и лиственницы способны к фотосинтезу, а значит, они- продуценты.
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 1 |
Плесневые грибы и гнилостные бактерии разлагают органику, они-редуценты.
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 1 | 3 | 3 |
Беззубка — двустворчатый моллюск, консумент.
Амеба — вообще хищник, тоже консумент.
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 |
Ответ: 121332
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB12273
Установите соответствие между функциями компонентов биогеоценоза и компонентами
ФУНКЦИИ КОМПОНЕНТОВ | КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА |
А) производят органическое вещество Б) потребители органического вещества В) разлагают органические соединения Г) выполняют «санитарную» функцию |
1) продуценты 2) редуценты 3) консументы |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Здесь все четко по определениям, кроме «санитарной функции». Предполагается, что абитуриент будет рассуждать, что от падали распространятся болезни, а редуценты эту падаль перерабатывают.
Ответ: 1322
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB21880
Установите соответствие между характеристикой среды обитания и средой, соответствующей данной характеристике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | СРЕДА |
А) стабильный температурный режим Б) ограниченность пространства В) небольшие колебания температуры Г) сложность широкого распространения большинства организма Д) высокое содержание углекислого газа Е) плотность высокая |
1) почвенная 2) внутриорганизменная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Итак, температурный режим. У взрослого человека в норме температура 36,6 во все сезоны и дни. У грунта же в этом плане жизнь более насыщенная: все меняется в зависимости от сезона и погодных условий. Колебания, конечно, могут быть большими, но по нашим вариантам, предположим, что сравниваем температуру утром и вечером.Сравнивать будем, приводя самим себе примеры: тело человека и грунт на улице.
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 1 |
Сравним пространство. Грунт практически неограничен, в отличии от полости тела человека:
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 2 | 1 |
Из предыдущего пункта вытекает и «сложность широкого распространения большинства организма». Семенам проще попасть на другое поле, чем паразиту одного организма в организм другого.
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 2 | 1 | 2 |
В полости тела человека углекислого газа будет явно больше, чем в открытом поле.
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Плотность почвы выше, чем плотность, например, плотность переваривающейся в тонком кишечнике пищи, если говорить об аскаридах.
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Ответ: 221221
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB10602
Установите соответствие между представителями ракообразных и средой их обитания.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ | СРЕДА |
А) Речной рак Б) Камчатский краб В) Дафния Г) Мокрица Д) Циклоп Е) Креветки |
1) дно моря 2) придонная часть пресных водоемов 3) толща морской воды 4) влажная почва городов, лесная подстилка 5) толща воды пресных водоемов |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Для данного задания будет полезно посмотреть, как выглядят некоторые организмы, представленные во вариантах ответа:
Дафниями, как мы видим, кормят рыбок. Размеры у них не самые внушительные. Дафнии — маленькие рачки.
Мокрица — интересное ракообразное, ошибочно можно предположить, что это насекомое.
Фотографии циклопа, как и дафнии, сделаны под микроскопом.
Начнем с более крупных организмов:
Речной рак. Раз рак речное, то, естественно, средой его обитания будет пресный водоем. Не секрет, что раки ходят по дну, закапываются в иле. Им будет соответствовать вариант 2) придонная часть пресных водоемов.
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 |
Камчатский краб. Предположим, мы не интересовались, в какой воде живет камчатский краб, но вполне очевидно, что живет он на дне. Дно пресного водоема занято, поэтому остается морское дно.
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 1 |
Креветки. Не очень крупные организмы, живут в море. Исходя из этого минимума информации, выбираем вариант 3) толща морской воды
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 1 | 3 |
Теперь более мелкие:
Начнем с мокрицы. Она внешне схожа с насекомыми, поэтому определим ее место проживания, как 4) влажная почва городов, лесная подстилка.
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 1 | 4 | 3 |
Дафния и циклоп — мелкие рачки, поэтому их место обитания — толща пресной воды.
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 1 | 5 | 4 | 5 | 3 |
Ответ: 215453
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB10601
Установите соответствие между животным и средой, в которой оно обитает.
ЖИВОТНЫЕ | СРЕДА |
А) Печёночный сосальщик Б) Щука В) Дятел Г) Дождевой червь Д) Крот Е) Аскарида |
1) водная 2) наземно-воздушная 3) почвенная 4) организменная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Здесь даже метод исключения не нужен, все очень просто и банально:
Печеночный сосальщик — паразит, плоский червь, поэтому его среда — организменная — 4.
Щука – рыба, среда водная — 1.
Дятел – птица, среда наземно-воздушная — 2.
Дождевой червь — кольчатый червь — среда почвенная — 3.
Крот — млекопитающее, среда почвенная — 3.
Аскарида – паразит, круглый червь, среда организменная — 4.
Ответ: 412334
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание 1
Установите соответствие между организмами и функциональными группами биоценоза: 1) консументы, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1,2,3 в порядке, соответствующем буквам.
А) поглощают из окружающей среды углекислый газ;
Б)участвуют в разложении органические вещества до минеральных;
В) образуют вторичную продукцию экосистемы;
Г)используют биомассу предшественников для увеличения своей;
Д) формируют первичную биомассу;
Е) образуют доступные растениям неорганические вещества;
Ж) потребление синтезированной продукции для собственной жизнедеятельности;
З) синтезируют органические вещества из неорганических;
И) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии.
ОТВЕТ: 132213213
Задание 2
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биогеоценозе автотрофы, в отличие от гетеротрофов
1) извлекают органические вещества из пищи;
2) обеспечивают смену экосистем;
3) выполняют роль консументов или редуцентов;
4) являются продуцентами;
5) превращают органические остатки в минеральные соединения;
6) увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере.
ОТВЕТ:135
Задание 3
Заполните таблицу «Экологическая структура экосистемы», используя организмы перечисленные ниже и дополнительный материал.
Экологическая структура экосистемы
Продуценты |
Консументы |
Редуценты |
почвенная бактерия, беззубки и перловицы, пеницилл, верблюжья колючка, вошь обыкновенная, улотрикс, бактерии — сапрофиты, плесневые грибы, сурепка обыкновенная, двустворчатые моллюски, бактерии брожения,мукор, гриб-трутовик, цианобактерии, гнилостные бактерии.
Дополнительный материал
Бактерии гниения (гнилостные бактерии) — это помощник в процессе расщепления белковых соединений, а также жиров и других соединений, содержащих в себе азот. Проведя сложную химическую реакцию, они разрывают связи между молекулами органических организмов и захватывают молекулы белка, аминокислот. Расщепляясь, молекулы высвобождают аммиак, сероводород и другие вредные вещества. Они ядовиты и могут вызывать отравление у людей и животных.
Бактерии брожения при помощи ферментов способны расщеплять углеводы. Эту способность люди заметили еще в древние времена и используют такие бактерии для изготовления молочнокислых продуктов, уксусов, а также других продуктов питания до сих пор.
Почвенные бактерии — выполняют важные функции в почве, разлагая органические остатки из ферментов, секретируемых в почве.
Беззубки и перловицы — питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками, пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов.
Плесневые грибы — питаются путем всасывания органических веществ. Причем вначале плесень выделяет пищеварительные ферменты для переваривания пищи, а затем поглощает расщепленные до более простых органические соединения. Так как у плесневых грибов нет возможности передвигаться для поиска пищи, то они «обитают» в самой пище.
Грибы-паразиты (пеницилл и мукор) провоцируют порчу продуктов, а также принимают активное участие в разложении тканей, имеющих животное и растительное происхождение. Осуществляется это благодаря большому количеству ферментов.
Двустворчатые моллюски — исключительно водные животные, они в основном ведут малоподвижный образ жизни. Большинство из них живет в морях (мидии, устрицы, морские гребешки), и лишь незначительная часть обитает в пресных водоёмах (беззубка, перловица, дрейсена речная). Характерная особенность двустворчатых — отсутствие головы. Раковина двустворчатых моллюсков состоит из двух створок (отсюда и название класса). Двустворчатые моллюски являются фильтраторами воды, кормом для животных, используются в пищу человеком (устрицы, гребешки, мидии), производителями перламутра и натурального жемчуга.
Цианобактерии, или сине-зеленые водоросли (лат.Cyanobacteria) — обширная группа грамотрицательных бактерий крупных размеров, отличительной особенностью которых является способность к фотосинтезу. Цианобактерии — это наиболее сложно устроенные и дифференцированные прокариоты. Так как эти организмы по своей физиологии имеют много общих черт с эукариотическимиводоростями, то согласно некоторым классификациям, цианобактерии рассматриваются в составе растений как сине-зеленые водоросли
Цианобактерии
Улотрикс(Ulothrix) — род улотриксовых водорослей. Включает св. 25 видов, обитающих преимущественно в пресных водах. Таллом имеет вид неветвящихся нитей, все его клетки одинаковы, за исключением бесцветной ризоидальной, с помощью которой нить прикрепляется к субстрату. Большая часть клетки занята вакуолью с клеточным соком. В постеночном слое цитоплазмы располагаются ядро и хроматофор в виде незамкнутого пояска или кольца. Оболочка целлюлозная. Преимущественно пресноводные виды. Предпочитают быстротекущие реки, где образуют зеленые дерновинки на камнях, сваях, корягах и т.д.
Гриб – трутовик — это многолетний гриб. Встретить его можно на протяжении круглого года. Трутовики настоящие селятся на валежнике и пнях, а также они паразитируют на ослабленных живых деревьях. Они выбирают лиственные породы, в основном бук, ольху, березы
Бактерии — сапрофиты — это гетеротрофы, которые питаются органическим веществом, образующимся в результате разложения мертвых организмов. Наиболее часто это происходит путем впрыскивания в субстрат ферментов с последующим поглощением полученного раствора.
Верблюжья колючка — колючий полукустарник семейства бобовых высотой до 1 метра. Стебель растопыренноветвистый с многочисленными колючками. Корень длинный с глубоко расположенными горизонтальными побегами.Листья простые, очередные, овальные, с видоизмененными побегами-колючками в пазухах. Цветет с мая до осени. Цветки розовые или красные типичного мотылькового строения. Расположены на колючках. Плод – боб с 4-5 почковидными семенами. Созревать начинает в июле. Верблюжья колючка имеет рекордно длинный корень — 30-35 метров.
Верблюжья колючка
Сурепка обыкновенная — растение космополит (растение, произрастающее во многих странах мира). Стебель прямой, гладкий, в высоту достигающий 80 см. Листья в нижней части растения лировидные, а в верхней части они овальной формы, цельные, с зубчиками по краям листа. Цветки желтого цвета с четырьмя лепестками (Данный вид растения является космополитом (растение, произрастающее во многих странах мира). Стебель прямой, гладкий, в высоту достигающий 80 см. Листья в нижней части растения лировидные, а в верхней части они овальной формы, цельные, с зубчиками по краям листа. Цветки желтого цвета с четырьмя лепестками.
Сурепка обыкновенная
Вошь обыкновенная — это членистоногое насекомое, которое относятся к подклассу крылатые насекомые, инфраклассуновокрылые насекомые, отряду пухоеды и вши, подотряду вши. С брюшной стороны у вшей находится ротовое отверстие, расположенное на кольцевой складке, отступающей от переднего края головы. Оно представляет собой короткий ротовой конус с мелкими хитиновыми крючьями. Именно ими вошь прикрепляется к коже хозяина для того, чтобы сосать кровь.
Задание 4
Приведите примеры продуцентов, консументов и редуцентов населяющих биогеоценоз смешанного леса средней полосы России, данные занесите в таблицу.
Обитатели смешанного леса средней полосы России
Продуценты |
Консументы |
Редуценты |