Продолжительность светового дня география егэ


Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1)  40º с. ш.

2)  10º ю. ш.

3)  30º ю. ш.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2016 по географии.


2

Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 24 июля: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЯВЛЕНИЕ

А)  полярный день

Б)  полярная ночь

В)  зенитальное положение Солнца

ПАРАЛЛЕЛЬ

1)  20º с. ш.

2)  20º ю. ш.

3)  80º с. ш.

4)  80º ю. ш.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2016 по географии.


3

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 февраля, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью.

1)  50° с. ш.

2)  10° ю. ш.

3)  50° ю. ш.


4

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью

1)  40° с. ш.

2)  10° ю. ш.

3)  30° ю. ш.


5

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 февраля, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью.

1)  40° с. ш.

2)  10° с. ш.

3)  40° ю. ш.

Пройти тестирование по этим заданиям

На ЕГЭ мы с вами встречаем разные варианты заданий. Но наша задача – подготовиться ко всем уловкам, которые мы можем встретить на экзамене. Сегодня мы разберем варианты третьего задания на ЕГЭ.
Для начала обратимся к кодификатору ЕГЭ, ведь именно он регламентирует, какие блоки тем мы должны изучить, чтобы справиться с конкретным заданием. В третьем задании мы можем встретить следующие темы:

  • «Земля как планета»
  • «Климат России»
  • «Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв России»

Возникает вопрос: что же это все значит и что конкретно мне нужно выучить? Ну что ж, друзья, обо всем по порядку.
Задание номер 3 представляет собой задание базового уровня сложности, которое оценивается 1 первичным баллом. Данное задание предполагает выявление и запись определенной последовательности цифр, которые и будут являться ответом. Для того, чтобы верно эту последовательность выстроить, необходимо знать базовую теорию по блокам, которые мы выделили из кодификатора ЕГЭ.
«ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА».
На самом деле, это достаточно обширный блок, который нам с вами может пригодиться во многих заданиях как первой, так и второй части ЕГЭ по географии, ведь процессы, которые мы можем наблюдать вокруг нас, связаны с движением Земли как вокруг собственной оси, так и по орбите вокруг Солнца. Но в 3 задании все сводится к нескольким тезисам и основным закономерностям.
Для нас важно выучить так называемые «критериальные даты». Что это и для чего? Земля двигается по орбите вокруг Солнца – звезды нашей Галактики Млечный Путь. Следствием этого вращения является видимая на Земле смена времен года. Это обусловлено неодинаковой освещенностью полушарий Земли при разном положении на орбите относительно Солнца из-за наклона земной оси (он составляет 23,5°). Поэтому мы выделяем 4 важнейшие даты, которые позволят нам определить, где находится Солнце в зените, исходя из указанной даты в задании.
Как решать 3 задание на ЕГЭ по географии”, изображение №1КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ДАТЫ:

  • 21 марта – день весеннего равноденствия
  • 21 июня – летнее солнцестояние на Северном тропике
  • 23 сентября – день осеннего равноденствия
  • 22 декабря – зимнее солнцестояние на Южном тропике

Условно, мы можем представить, что Солнце «гуляет» между тропиками, которые имеют широту 23,5° северного и южного полушария. Можно представить, что на тропиках расположены магазины, а Солнце очень любит «шопиться» в них. Поэтому 21 июня оно идет на Северный тропик, а после к 22 декабря доходит уже до Южного.
Как решать 3 задание на ЕГЭ по географии”, изображение №2Есть несколько ключевых моментов, которые мы можем определить:

  • Угол падения солнечных лучей
  • Продолжительность светового дня

Угол падения измеряется в градусах от 0° до 90°. Когда у нас Солнце в зените, значит, угол падения солнечных лучей самый большой. Мы должны понимать, что дальше тропиков солнечные лучи никогда не будут падать отвесно, т.е. угол падения дальше тропиков (севернее или южнее в зависимости от полушария) не будет уже равен 90°. Поэтому запоминаем, что только по дороге в магазин и в самом магазине лучи Солнца могут падать перпендикулярно.
Продолжительность светового дня также зависит от положения Солнца. Если, например, Северное полушарие освещено лучше, то и продолжительность дня там будет выше.
Познакомимся с двумя понятиями:

  • Полярный день – это период, при котором Солнце не заходит за горизонт более суток. Наблюдается, например, в Северном полушарии за Северным полярным кругом летом, а в Южном полушарии – зимой.
  • Полярная ночь – это период, при котором Солнце не появляется из-за горизонта более суток. Наблюдается, например, в Северном полушарии за Северным полярным кругом зимой, а в Южном полушарии – летом.

ЗАПОМНИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ:

  • Летом продолжительность дня уменьшается при движении от Северного полюса к Южному.
  • Зимой продолжительность дня уменьшается при движении от Южного полюса к Северному.
  • 21 июня максимальный угол падения солнечных лучей будет на Северном тропике, а при движении от него на север и на юг он будет уменьшаться.
  • 23 сентября и 21 марта день будет равен ночи. В эти дни Солнце пересекает экватор, поэтому именно на нем оно будет в зените.
  • 22 декабря максимальный угол падения солнечных лучей будет на Южном тропике, а при движении от него на север и на юг он будет уменьшаться.

Как решать 3 задание на ЕГЭ по географии”, изображение №3Как рассуждаем? Если нам дана в задании дата «3 июня», мы понимаем, что Солнце уже пересекло экватор 21 марта и направляется к Северному тропику, на котором оно будет 21 июня. Значит, Солнце уже находится в Северном полушарии, поэтому за Северным полярным кругом день и продолжительность дня будет уменьшаться при движении от Северного полюса к Южному.
Отметим, что из года в год даты зенитального положения немного изменяются, поэтому для ЕГЭ мы с вами берем усредненные значения.
«КЛИМАТ РОССИИ»
Начнем с определения. Климат – это многолетний режим погоды, типичный в данном месте. В отличие от погоды климат обладает устойчивостью, постоянством, хотя ежегодно бывают отклонения.
Как решать 3 задание на ЕГЭ по географии”, изображение №4Российская Федерация располагается в 4 климатических поясах:

  • Арктическом климатическом поясе
  • Субарктическом климатическом поясе
  • Умеренном климатическом поясе
  • Субтропическом климатическом поясе

Для третьего задания нам необходимо запомнить главную общую закономерность: чем южнее мы поедем, тем более благоприятные климатические условия у нас будут для ведения хозяйства. Стоит сказать, что данная закономерность не учитывает всех климатообразующих факторов, поэтому не стоит ее принимать как аксиому, но для третьего задания она очень хорошо подходит.
«ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ, РАЗМЕЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ПОЧВ РОССИИ»
В данном задании мы также сталкиваемся с почвенным покровом, хотя та теория, которая нас с вами здесь интересует, очень близка к климату.
Выделим здесь термин «Сумма активных температур» – это годовая сумма средних суточных температур воздуха или почвы, превышающих определённый порог: 0 °С, +5 °С, +10 °С и т.д. Важна закономерность: чем выше сумма активных температур на определённой территории, тем более теплолюбивые сельскохозяйственные культуры можно возделывать на этой территории. Иными словами, чем южнее мы с вами отправимся, тем будет больше сумма активных температур, значит, в данных областях можно выращивать теплолюбивые культуры. Не зря же арбузы, которые так все любят кушать в знойный летний день, выращивают на юге России, а не на севере. По этим арбузам можем запомнить данную закономерность!)
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Задание 1.
Сумма активных температур – это годовая сумма средних суточных температур воздуха или почвы, превышающих определённый порог: 0 °С, +5 °С, +10 °С и т.д. Чем выше сумма активных температур на определённой территории, тем более теплолюбивые сельскохозяйственные культуры можно возделывать на этой территории. Расположите перечисленные регионы в порядке повышения степени благоприятности их природных условий для выращивания теплолюбивых культур.

  1. Мурманская область
  2. Тверская область
  3. Ростовская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.
Задание 1. Пояснение
Рассуждаем… Нас просят «расположить перечисленные регионы в порядке повышения степени благоприятности их природных условий для выращивания теплолюбивых культур», значит, вспоминаем закономерность: чем южнее расположен субъект, тем выше в нем сумма активных температур. Что нам нужно сделать? Мы должны расставить предложенные субъекты РФ с севера на юг (от самых неблагоприятных к самым благоприятным условиям, так как об этом говорится в задании). Для того, чтобы не ошибиться, используем административную карту России, которая выдается на экзамене с комплектом КИМ! Для себя аккуратно пометим данные субъекты на карте, после чего мы без труда расставим их с севера на юг.
Как решать 3 задание на ЕГЭ по географии”, изображение №5В ответе мы получим последовательность 123. Записываем ее в бланк ответом №1 и получаем 1 первичный балл.
Задание 2.
Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 8 июня, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

  1. Элиста
  2. Мурманск
  3. Воронеж

Запишите получившуюся последовательность цифр.
Задание 2. Пояснение
В задании нам дана дата «8 июня», исходя из которой мы должны расставить города в порядке увеличения продолжительности дня. Рассуждаем: 8 июня Солнце уже находится в Северном полушарии и приближается к Северному тропику. Значит, Северное полушарие лучше освещено, за Северным полярным кругом наблюдается полярный день (т.е. максимальная продолжительность светового дня), поэтому продолжительность дня будет увеличиваться при движении с юга на север. На карте подписаны только субъекты РФ, а данный города являются их центрами. Вспомним, что Элиста является столицей Республики Калмыкия, Мурманск – Мурманской области, Воронеж – Воронежской области. Отметим аккуратно эти регионы на карте.
Как решать 3 задание на ЕГЭ по географии”, изображение №6Далее расставим регионы с юга на север, исходя из выявленной нами закономерности. Получаем последовательность 132.
Подведем итог! Третье задание на ЕГЭ – это задание базового уровня, которое требует знаний по трем основным разделам, краткую теорию из которых мы сегодня разобрали. Добавлю, что здесь стоит еще знать столицы субъектов РФ для того, чтобы без проблем располагать не регионы, а города в необходимой последовательности.

Обновлено: 29 дек. 2022 г.

1. Солнечные лучи нужны для выработки дофамина — гормона бодрости — и мелатонина — гормона сна. Продолжительность светового дня напрямую влияет на поступление ультрафиолетовых лучей, и как следствие, выработку данных гормонов. Из-за непродолжительного светового дня выработка дофамина значительно снижается, а мелатонин начинает появляться в больших количествах. Поэтому большинство людей в зимний период испытывают недостаток энергии и постоянно хотят спать. Это значительно снижает работоспособность. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности светового дня 15 ноября, начиная с города с наименьшей его продолжительностью.

  1. Ставрополь

  2. Казань

  3. Ульяновск

Запишите получившуюся последовательность цифр.

2. При воздействии солнечного света на кожу в организме человека вырабатывается витамин D, оказывающий важное значение для иммунной системы человека. При нехватке солнечного света у человека снижается общий и местный иммунитет, из-за чего человек становится более подвержен вирусным и инфекционным заболеваниям. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности воздействия солнечного света 25 апреля, начиная с города с наименьшей его продолжительностью.

  1. Нижний Новгород

  2. Сыктывкар

  3. Саратов

Запишите получившуюся последовательность цифр.

3. В результате недостаточной продолжительности светового дня, человек использует искусственное освещение, которое воздействует на сетчатку и вызывает быструю усталость глаз. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности использования искусственного освещения 20 августа, начиная с города с наименьшей его продолжительностью.

  1. Хабаровск

  2. Магадан

  3. Владивосток

Запишите получившуюся последовательность цифр.

4. Естественный свет создаёт нормальные условия для трудовой деятельности. Неудовлетворительная освещенность на рабочем месте или на рабочей зоне может являться причиной снижения производительности и качества труда, получения различных травм. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности естественного освещения 20 декабря, начиная с города с наименьшей его продолжительностью.

  1. Ханты-Мансийск

  2. Сургут

  3. Томск

Запишите получившуюся последовательность цифр.

5. Ультрафиолетовое излучение — электромагнитное излучение, занимающее диапазон между фиолетовой границей видимого излучения и количество ультрафиолетового излучения полезно и необходимо для выработки витамина D, оказывающего важное значение для иммунной системы человека. При нехватке солнечного света у человека снижается общий и местный иммунитет, из-за чего человек становится более подвержен вирусным и инфекционным заболеваниям. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности воздействия солнечного света 10 января, начиная с города с наименьшей его продолжительностью.

  1. Самара

  2. Саратов

  3. Салехард

Запишите получившуюся последовательность цифр.

6. Среди многочисленных физических, химических и биологических факторов, влияющих на рост и развитие растительного мира, одним из главных является освещение. Световые лучи способны ускорять или замедлять химические процессы в клетках растений, стимулировать обменные реакции и регулировать процессы роста. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности воздействия солнечного света 4 января, начиная с города с наименьшей его продолжительностью.

  1. Санкт-Петербург

  2. Мурманск

  3. Петрозаводск

Запишите получившуюся последовательность цифр.

7. Отсутствие достаточного количества естественного света сказывается на психо-эмоциональном состоянии. В периоды низкой продолжительности светового дня многие жалуются на депрессии, головные боли, бессонницы и раздражительность. В организме снижается синтез естественного витамина Д, что влечет за собой снижение защитных свойств иммунной системы, поэтому общее количество заболеваний и обострений хронических патологических процессов в это время года самое высокое. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности воздействия солнечного света 15 июня, начиная с города с наименьшей его продолжительностью.

  1. Псков

  2. Воронеж

  3. Орёл

Запишите получившуюся последовательность цифр.

8. Солнечные лучи нужны для выработки дофамина — гормона бодрости — и мелатонина — гормона сна. Продолжительность светового дня напрямую влияет на поступление ультрафиолетовых лучей, и как следствие, выработку данных гормонов. Из-за непродолжительного светового дня выработка дофамина значительно снижается, а мелатонин начинает появляться в больших количествах. Поэтому большинство людей в зимний период испытывают недостаток энергии и постоянно хотят спать. Это значительно снижает работоспособность. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности светового дня 15 июля, начиная с города с наименьшей его продолжительностью.

  1. Санкт-Петербург

  2. Тверь

  3. Сочи

Запишите получившуюся последовательность цифр.

9. В результате недостаточной продолжительности светового дня, человек использует искусственное освещение, которое воздействует на сетчатку и вызывает быструю усталость глаз. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности использования искусственного освещения 15 апреля, начиная с города с наименьшей его продолжительностью.

  1. Махачкала

  2. Курск

  3. Воркута

Запишите получившуюся последовательность цифр.

10. Естественный свет создаёт нормальные условия для трудовой деятельности. Неудовлетворительная освещенность на рабочем месте или на рабочей зоне может являться причиной снижения производительности и качества труда, получения различных травм. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности естественного освещения 20 мая, начиная с города с наименьшей его продолжительностью.

  1. Екатеринбург

  2. Оренбург

  3. Челябинск

Запишите получившуюся последовательность цифр.

11. Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Расположите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 июня, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня

  1. Чебоксары

  2. Ханты-Мансийск

  3. Элиста

Запишите получившуюся последовательность цифр.

12. Для энергоснабжения домов в настоящее время всё больше используются солнечные панели. В разных географических условиях одинаковые панели с одинаковой площадью могут вырабатывать разное количество энергии. Это зависит, в том числе, от продолжительности светового дня. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности светового дня 12 ноября, начиная с города с наименьшей его продолжительностью.

  1. Санкт-Петербург

  2. Казань

  3. Краснодар

Запишите получившуюся последовательность цифр.

13. Для нормальной жизнедеятельности организму человека необходимо воздействие прямого солнечного света не менее двух часов в день. В осенне-зимнее время, в период короткого светового дня многие люди испытывают дефицит солнечного света. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности светового дня в декабре, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

  1. Сыктывкар

  2. Нижний Новгород

  3. Самара

Запишите получившуюся последовательность цифр.

14. Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности времени, на которое необходимо 1 ноября включать уличное освещение, начиная с города с наименьшей продолжительностью этого времени.

  1. Архангельск

  2. Белгород

  3. Ростов-на-Дону

Запишите получившуюся последовательность цифр.

15. Освещение влияет на рост и развитие живых организмов, регулируя обмен веществ и его устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности светового дня 3 августа, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

  1. Архангельск

  2. Вологда

  3. Иркутск

Запишите получившуюся последовательность цифр.

16. Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года в значительной степени зависят от средних зимних температур воздуха. Запишите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней температуры января в них, начиная с города с самой низкой температурой.

  1. Самара

  2. Калининград

  3. Иркутск

Запишите получившуюся последовательность цифр.

17. Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года в значительной степени зависят от средних зимних температур воздуха. Запишите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней температуры января в них, начиная с города с самой низкой температурой.

  1. Ростов-на-Дону

  2. Верхоянск

  3. Екатеринбург

Запишите получившуюся последовательность цифр.

18. Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года в значительной степени зависят от средних зимних температур воздуха. Запишите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней температуры января в них, начиная с города с самой низкой температурой.

  1. Архангельск

  2. Калининград

  3. Братск

Запишите получившуюся последовательность цифр.

19. Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года в значительной степени зависят от средних зимних температур воздуха. Запишите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней температуры января в них, начиная с города с самой низкой температурой.

  1. Нижний Новгород

  2. Чита

  3. Омск

Запишите получившуюся последовательность цифр.

20. Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года в значительной степени зависят от средних зимних температур воздуха. Запишите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней температуры января в них, начиная с города с самой низкой температурой.

  1. Нижневартовск

  2. Воронеж

  3. Улан-Удэ

Запишите получившуюся последовательность цифр.

21. Температура воздуха, превысившая отметку в +30°С, несёт опасность для человека. В этот момент процессы «самоохлаждения» организма начинают работать на износ. Высокая температура окружающей среды вызывает обильное потоотделение, превышающее норму в 4-5 раз. Запишите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней температуры июля в них, начиная с города с самой низкой температурой.

  1. Воркута

  2. Якутск

  3. Волгоград

Запишите получившуюся последовательность цифр.

22. Температура воздуха, превысившая отметку в +30°С, несёт опасность для человека. В этот момент процессы «самоохлаждения» организма начинают работать на износ. Высокая температура окружающей среды вызывает обильное потоотделение, превышающее норму в 4-5 раз. Запишите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней температуры июля в них, начиная с города с самой низкой температурой.

  1. Мурманск

  2. Астрахань

  3. Казань

Запишите получившуюся последовательность цифр.

23. Температура воздуха, превысившая отметку в +30°С, несёт опасность для человека. В этот момент процессы «самоохлаждения» организма начинают работать на износ. Высокая температура окружающей среды вызывает обильное потоотделение, превышающее норму в 4-5 раз. Запишите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней температуры июля в них, начиная с города с самой низкой температурой.

  1. Саратов

  2. Пермь

  3. Архангельск

Запишите получившуюся последовательность цифр.

24. Температура воздуха, превысившая отметку в +30°С, несёт опасность для человека. В этот момент процессы «самоохлаждения» организма начинают работать на износ. Высокая температура окружающей среды вызывает обильное потоотделение, превышающее норму в 4-5 раз. Запишите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней температуры июля в них, начиная с города с самой низкой температурой.

  1. Санкт-Петербург

  2. Махачкала

  3. Воронеж

Запишите получившуюся последовательность цифр.

25. Температура воздуха, превысившая отметку в +30°С, несёт опасность для человека. В этот момент процессы «самоохлаждения» организма начинают работать на износ. Высокая температура окружающей среды вызывает обильное потоотделение, превышающее норму в 4-5 раз. Запишите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней температуры июля в них, начиная с города с самой низкой температурой.

  1. Норильск

  2. Элиста

  3. Новосибирск

Запишите получившуюся последовательность цифр.

26. Влажность почвы влияет на производство сельскохозяйственных растений. Влаголюбивые растения при недостаточном увлажнении почвы хуже развиваются, их вытесняют сорняки, у которых корневая система расположена глубже. Расположите перечисленные регионы в порядке увеличения среднегодового количества атмосферных осадков на их территории.

  1. Республика Калмыкия

  2. Тульская область

  3. Курганская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.

27. Влажность почвы влияет на производство сельскохозяйственных растений. Влаголюбивые растения при недостаточном увлажнении почвы хуже развиваются, их вытесняют сорняки, у которых корневая система расположена глубже. Расположите перечисленные регионы в порядке увеличения среднегодового количества атмосферных осадков на их территории.

  1. Ростовская область

  2. Калининградская область

  3. Забайкальский край

Запишите получившуюся последовательность цифр.

28. Влажность почвы влияет на производство сельскохозяйственных растений. Влаголюбивые растения при недостаточном увлажнении почвы хуже развиваются, их вытесняют сорняки, у которых корневая система расположена глубже. Расположите перечисленные регионы в порядке увеличения среднегодового количества атмосферных осадков на их территории.

  1. Приморский край

  2. Республика Саха (Якутия)

  3. Тюменская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.

29. Влажность почвы влияет на производство сельскохозяйственных растений. Влаголюбивые растения при недостаточном увлажнении почвы хуже развиваются, их вытесняют сорняки, у которых корневая система расположена глубже. Расположите перечисленные регионы в порядке увеличения среднегодового количества атмосферных осадков на их территории.

  1. Смоленская область

  2. Республика Башкортостан

  3. Алтайский край

Запишите получившуюся последовательность цифр.

30. Влажность почвы влияет на производство сельскохозяйственных растений. Влаголюбивые растения при недостаточном увлажнении почвы хуже развиваются, их вытесняют сорняки, у которых корневая система расположена глубже. Расположите перечисленные регионы в порядке увеличения среднегодового количества атмосферных осадков на их территории.

  1. Саратовская область

  2. Ивановская область

  3. Камчатский край

Запишите получившуюся последовательность цифр.

31. На распределение атмосферных осадков влияет температурный режим территории, преобладающее атмосферное давление. На количество осадков влияют удалённость территории от океана, близость теплых и холодных течений, а также особенности рельефа. Расположите перечисленные регионы в порядке уменьшения среднегодового количества атмосферных осадков на их территории.

  1. Мурманская область

  2. Пермский край

  3. Республика Калмыкия

Запишите получившуюся последовательность цифр.

32. На распределение атмосферных осадков влияет температурный режим территории, преобладающее атмосферное давление. На количество осадков влияют удалённость территории от океана, близость теплых и холодных течений, а также особенности рельефа. Расположите перечисленные регионы в порядке уменьшения среднегодового количества атмосферных осадков на их территории.

  1. Республика Тыва

  2. Новосибирская область

  3. Сахалинская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.

33. На распределение атмосферных осадков влияет температурный режим территории, преобладающее атмосферное давление. На количество осадков влияют удалённость территории от океана, близость теплых и холодных течений, а также особенности рельефа. Расположите перечисленные регионы в порядке уменьшения среднегодового количества атмосферных осадков на их территории.

  1. Ульяновская область

  2. Волгоградская область

  3. Астраханская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.

34. На распределение атмосферных осадков влияет температурный режим территории, преобладающее атмосферное давление. На количество осадков влияют удалённость территории от океана, близость теплых и холодных течений, а также особенности рельефа. Расположите перечисленные регионы в порядке уменьшения среднегодового количества атмосферных осадков на их территории.

  1. Республика Бурятия

  2. Кемеровская область

  3. Кировская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.

35. На распределение атмосферных осадков влияет температурный режим территории, преобладающее атмосферное давление. На количество осадков влияют удалённость территории от океана, близость теплых и холодных течений, а также особенности рельефа. Расположите перечисленные регионы в порядке уменьшения среднегодового количества атмосферных осадков на их территории.

  1. Ленинградская область

  2. Забайкальский край

  3. Томская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.

36. Снег проводит тепло примерно в 10 раз слабее почвы. Благодаря своей малой теплопроводности снежный покров предохраняет посевы от вредного воздействия низких температур, от резких колебаний температуры воздуха, влияет на температуру, влажность и глубину промерзания почвы, защищает почву от глубокого промерзания. Расположите перечисленные регионы в порядке увеличения высоты снежного покрова на их территории.

  1. Пермский край

  2. Омская область

  3. Забайкальский край

Запишите получившуюся последовательность цифр.

37. Снег проводит тепло примерно в 10 раз слабее почвы. Благодаря своей малой теплопроводности снежный покров предохраняет посевы от вредного воздействия низких температур, от резких колебаний температуры воздуха, влияет на температуру, влажность и глубину промерзания почвы, защищает почву от глубокого промерзания. Расположите перечисленные регионы в порядке увеличения высоты снежного покрова на их территории.

  1. Республика Бурятия

  2. Республика Алтай

  3. Тамбовская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.

38. Продолжительность зимы как климатического сезона с наиболее низкими для данной территории температурами воздуха отличается в зависимости от географической широты, расстояния территории от океана, количества осадков, близости к океаническим течениям и т. д. Расположите перечисленные регионы в порядке увеличения числа дней со снежным покровом на их территории.

  1. Ставропольский край

  2. Магаданская область

  3. Новосибирская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.

39. Продолжительность зимы как климатического сезона с наиболее низкими для данной территории температурами воздуха отличается в зависимости от географической широты, расстояния территории от океана, количества осадков, близости к океаническим течениям и т. д. Расположите перечисленные регионы в порядке увеличения числа дней со снежным покровом на их территории.

  1. Волгоградская область

  2. Нижегородская область

  3. Республика Тыва

Запишите получившуюся последовательность цифр.

40. Ледоставом принято называть не только слой льда, покрывающий реки, но и процесс образование ледяного покрова, а главное – временной отрезок, в течение которого лёд не тает. Расположите перечисленные регионы в порядке увеличения продолжительности ледостава на их территории.

  1. Республика Саха (Якутия)

  2. Ростовская область

  3. Свердловская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.

41. Паромные переправы не только способ транспортировки грузов через реки и озёра, а также важный способ перемещения жителей между населенными пунктами, расположенными по разным берегам водоёма. На продолжительность сезона работы паромных переправ влияет множество факторов, главным из которых является период ледостава на реках. Расположите перечисленные регионы в порядке увеличения продолжительности ледостава на их территории.

  1. Белгородская область

  2. Магаданская область

  3. Курганская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.

42. Паромные переправы не только способ транспортировки грузов через реки и озёра, а также важный способ перемещения жителей между населенными пунктами, расположенными по разным берегам водоёма. На продолжительность сезона работы паромных переправ влияет множество факторов, главным из которых является период ледостава на реках. Расположите перечисленные регионы в порядке увеличения продолжительности ледостава на их территории.

  1. Республика Татарстан

  2. Волгоградская область

  3. Забайкальский край

Запишите получившуюся последовательность цифр.

43. Урожайность сельскохозяйственных культур в значительной степени зависит от естественного плодородия почв. Расположите перечисленные регионы в порядке повышения плодородия почв, преобладающих на их территории, начиная с региона с наименее плодородными почвами.

  1. Ленинградская область

  2. Нижегородская область

  3. Саратовская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.

44. Урожайность сельскохозяйственных культур в значительной степени зависит от естественного плодородия почв. Расположите перечисленные регионы в порядке повышения плодородия почв, преобладающих на их территории, начиная с региона с наименее плодородными почвами.

  1. Архангельская область

  2. Тамбовская область

  3. Астраханская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.

45. Урожайность сельскохозяйственных культур в значительной степени зависит от естественного плодородия почв. Расположите перечисленные регионы в порядке повышения плодородия почв, преобладающих на их территории, начиная с региона с наименее плодородными почвами.

  1. Оренбургская область

  2. Кировская область

  3. Республика Татарстан

Запишите получившуюся последовательность цифр.

46. Урожайность сельскохозяйственных культур в значительной степени зависит от естественного плодородия почв. Расположите перечисленные регионы в порядке повышения плодородия почв, преобладающих на их территории, начиная с региона с наименее плодородными почвами.

  1. Республика Калмыкия

  2. Белгородская область

  3. Мурманская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.

47. Сумма биологически активных температур – это сумма за год средних суточных температур воздуха, превышающих 0, +5, +10 (или др.) градусов. Чем выше сумма биологически активных температур на определённой территории, тем более теплолюбивые сельскохозяйственные культуры можно выращивать на этой территории. Запишите перечисленные регионы в порядке увеличения суммы биологически активных температур выше +10 °С, начиная с региона с наименьшим значением этого показателя.

  1. Воронежская область

  2. Тверская область

  3. Краснодарский край

Запишите получившуюся последовательность цифр.

48. Показатель энергоёмкости валового регионального продукта отдельных регионов зависит не только от наличия на их территории энергоёмких производств, но и от затрат энергии на отопление жилых и производственных помещений, которые определяются в том числе и продолжительностью «отопительного периода» – периода, в течение которого среднесуточная температура воздуха не превышает +8 °C. Запишите перечисленные города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода, начиная с города с его наименьшей продолжительностью.

  1. Санкт-Петербург

  2. Магадан

  3. Ростов-на-Дону

Запишите получившуюся последовательность цифр.

49. Коэффициент увлажнения – основная характеристика обеспеченности территории влагой. Он в значительной степени определяет особенности таких природных компонентов, как поверхностные воды, почвенно-растительный покров, животный мир. Для оценки обеспеченности территории влагой используется коэффициент увлажнения – отношение годового количества атмосферных осадков к испаряемости. Запишите перечисленные регионы в порядке повышения коэффициента увлажнения в них, начиная с региона с самым низким значением коэффициента.

  1. Ленинградская область

  2. Астраханская область

  3. Тамбовская область

Запишите получившуюся последовательность цифр.

50. Коэффициент увлажнения – основная характеристика обеспеченности территории влагой. Он в значительной степени определяет особенности таких природных компонентов, как поверхностные воды, почвенно-растительный покров, животный мир. Для оценки обеспеченности территории влагой используется коэффициент увлажнения – отношение годового количества атмосферных осадков к испаряемости. Запишите перечисленные регионы в порядке повышения коэффициента увлажнения в них, начиная с региона с самым низким значением коэффициента.

  1. Забайкальский край

  2. Саратовская область

  3. Приморский край

Запишите получившуюся последовательность цифр.

Разбор 6 задания ЕГЭ 2020 по географии из демонстрационного варианта.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 40º с.ш.
2) 10º ю.ш.
3) 30º ю.ш.

Запишите получившуюся последовательность цифр.

Чтобы выполнить это задание, следует вспомнить, что летом продолжительность светового дня увеличивается по мере увеличения широты местности. Так, за полярным кругом царит полярный день и солнце вообще не заходит.

В более южных местах, наблюдаются белые ночи, а Солнце восходит не на западе, а на северо-западе.

Чем южнее, тем короче становится продолжительность дня.

Первого июня в северном полушарии лето, в южном — зима. Продолжительность дня увеличивается при движении к северному полюсу. Следовательно составлять список параллелей следует с южного полушария: 321

Ответ: 321

Опубликовано: 15.06.2020
Обновлено: 24.06.2020

Задание №6. Форма, размеры, движение Земли

  • Угол наклона земной оси к плоскости орбиты Земли равен 66,5. В течение года Солнце больше освещает то Северное, то Южное полушарие.

  • 22 июнядень летнего солнцестояния, в Северном полушарии самый длинный день. Солнце поднимается над горизонтом выше всего. В Южном полушарии — июнь, июль, август — зимние месяцы. 22 июня полуденное солнце находится в зените на параллели 23,5 с.ш.

  • 22 декабря — самый длинный день в Южном полушарии. В этот день в Южном полушарии Солнце поднимается над горизонтом выше, чем в любой другой день в году. 22декабря полуденное солнце стоит в зените на параллели 23,5 ю. ш. – Южном тропике.

  • К северу от Северного тропика и к югу от Южного тропика Солнце никогда не бывает в зените.

  • Два раза в год, 21 марта и 23 сентября, Северное и Южное полушария освещены одинаково. Это дни равноденствия: и в Северном, и в Южном полушарии день равен ночи. В эти дни Солнце находится в зените на экваторе.

  • Так как Земля шарообразна, угол падения солнечных лучей на земную поверхность уменьшается от экватора к полюсам.

  • 22 июня, когда в Северном полушарии самый длинный день, на параллели 66,5 с.ш. в течение суток солнце не скрывается за горизонтом, то есть наблюдается полярный день.

  • 22 декабря, наоборот, круглые сутки — полярная ночь. Параллель 66,5 с. ш. называется Северным полярным кругом.

  • В Южном полушарии на параллели 66,5 ю. ш. полярный день наблюдается 22 декабря, а полярная ночь – 22 июня. Параллель 66,5 ю. ш.- Южный полярный круг.

  • От полярных кругов к полюсам продолжительность полярного дня и полярной ночи увеличивается. На полюсах полярный день и полярная ночь длятся приблизительно по шесть месяцев. От полярных кругов к экватору наблюдается суточная смена дня и ночи.

  • Земля вращается с запада на восток. Чем восточнее находится точка, тем раньше там над горизонтом поднимется Солнце.

  • Главное следствие осевого вращения – смена дня и ночи.

  • На экваторе долгота дня всегда одинакова – 12 часов 7 мин.

1.  Установите со­от­вет­ствие между яв­ле­ни­ем и параллелью,

на ко­то­рой оно на­блю­да­ет­ся 24 июля: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

А) по­ляр­ный день

Б) по­ляр­ная ночь

В) зе­ни­таль­ное по­ло­же­ние Солнца

1) 20º с.ш.

2) 20º ю.ш.

3) 80º с.ш.

4) 80º ю.ш.

А

Б

В

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

Пояснение. 24 июля — день вб­ли­зи лет­не­го солнцестояния. Солн­це в зе­ни­те вб­ли­зи 23,5º с. ш. В се­вер­ном полушарии — лето, за ли­ни­ей се­вер­но­го по­ляр­но­го круга — по­ляр­ный день. Ответ: 341

6. Установите со­от­вет­ствие между яв­ле­ни­ем и параллелью, на ко­то­рой оно на­блю­да­ет­ся 1 августа: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

A) полярный день

Б) по­ляр­ная ночь

B) Солнце в зените

1) 19° с. ш.

2) 19° ю. ш.

3) 79° с. ш.

4) 79° ю. ш.

А

Б

В

А

Б

В

Пояснение. 1 ав­гу­ста лучше осве­ще­но северное полушарие. Здесь будет по­ляр­ный день и Солн­це в зените. Отв. 341

14. Установите со­от­вет­ствие между яв­ле­ни­ем и параллелью, на ко­то­рой оно на­блю­да­ет­ся 24 июля: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

А) по­ляр­ный день

Б) по­ляр­ная ночь

В) зе­ни­таль­ное по­ло­же­ние Солнца

1) 23º 27′ с.ш.

2) 23º 27′ ю.ш.

3) 87º с.ш.

4) 87º ю.ш.

  Пояснение. В июле лучше осве­ще­но се­вер­ное полушарие. За ли­ни­ей по­ляр­но­го круга — по­ляр­ный день в се­вер­ном по­лу­ша­рии и по­ляр­ная ночь — в южном. Солн­це в зе­ни­те в рай­о­не от эк­ва­то­ра до се­вер­но­го тропика. Ответ: 341

15. Установите со­от­вет­ствие между яв­ле­ни­ем и параллелью, на ко­то­рой оно на­блю­да­ет­ся 6 августа: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

А) по­ляр­ный день

Б) по­ляр­ная ночь

В) зе­ни­таль­ное по­ло­же­ние Солнца

1) 75º с.ш.

2) 75º ю.ш.

3) 17º с.ш.

4) 27º ю.ш.

А

Б

В

Пояснение. В ав­гу­сте лучше осве­ще­но се­вер­ное полушарие. За ли­ни­ей по­ляр­но­го круга — по­ляр­ный день в се­вер­ном по­лу­ша­рии и по­ляр­ная ночь — в южном. Солн­це в зе­ни­те в рай­о­не от эк­ва­то­ра до се­вер­но­го тропика. Ответ: 123

8. Установите со­от­вет­ствие между яв­ле­ни­ем и параллелью, на ко­то­рой оно на­блю­да­ет­ся 14 сентября: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

A) по­ляр­ная ночь

Б) по­ляр­ный день

B) Солнце в зените

1) 4° с. ш.

2) 4° ю. ш.

3) 88° с. ш.

4) 88° ю. ш.

А

Б

В

Пояснение. В пе­ри­од между ве­сен­ним (21 марта) и осен­ним равноденствием (23 сентября) лучше осве­ще­но северное по­лу­ша­рие Земли. Здесь, в се­вер­ном полушарии, на­блю­да­ют­ся явления по­ляр­но­го дня и Солн­ца в зените. Ответ: 431.

21. Установите со­от­вет­ствие между яв­ле­ни­ем и параллелью, на ко­то­рой оно на­блю­да­ет­ся 21 июня: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

А) по­ляр­ный день

Б) по­ляр­ная ночь

В) зе­ни­таль­ное по­ло­же­ние Солнца

1) 23,5º с.ш.

2) 66,5º с.ш.

3) 80º с.ш.

4) 80º ю.ш.

А

Б

В

Пояснение. В июне лучше осве­ще­но се­вер­ное полушарие. За ли­ни­ей по­ляр­но­го круга — по­ляр­ный день в се­вер­ном по­лу­ша­рии и по­ляр­ная ночь — в южном. Солн­це в зе­ни­те в рай­о­не от эк­ва­то­ра до се­вер­но­го тропика. Ответ: 341

26. Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 1 сентября: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

А) зенитальное положение Солнца

Б) полярный день

В) полярная ночь

А

Б

В

1) 8º с.ш.

2) 8º ю.ш.

3) 85º ю.ш.

4) 85º с.ш.

Пояснение. 1 сентября Солнце еще в зените в северном полушарии между экватором и северным тропиком. В южное полушарие Солнце перейдет после осеннего равноденствия. Полярный день на исходе — в северном полушарии, а полярная ночь — в южном. Ответ: 143

28. Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 1 августа: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

 ТОЧКА

ПАРАЛЛЕЛЬ

А) Солнце в зените

Б) полярная ночь

В) полярный день

A

Б

В

1) 79º с. ш.

2) 79º ю. ш.

3) 19º с. ш.

4) 19º ю. ш.

  Пояснение. 1 августа Солнце в зените в северном полушарии. Полярный день в северном полушарии, полярная ночь — в южном. Ответ: 321.

33. Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

  ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

А) полярный день

Б) полярная ночь

В) зенитальное положение Солнца

1) 23° с. ш.

2) 23° ю. ш.

3) 85° с. ш.

4) 85° ю. ш.

А

Б

В

 

Пояснение. Речь идет о 22 июня. Зенитальное положение Солнца в этот день рядом с северным тропиком – 23° с. ш. Полярный день к северу от северного полярного круга, а полярная ночь к югу от южного полярного круга. Ответ: 341

34. Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 23 декабря: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

А) зенитальное положение Солнца

Б) полярный день

В) полярная ночь

1) 23° с.ш.

2) 23° ю.ш.

3) 70° с.ш.

4) 70° ю.ш.

A

Б

В

 

Пояснение. Речь идет о 23 декабря. Зенитальное положение Солнца в этот день рядом с южным тропиком – 23° ю.ш. Полярный день к югу от южного полярного круга, а полярная ночь к северу от северного полярного круга. Ответ: 243

Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 14 ноября: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

А) 

зенитальное положение Солнца

Б) 

полярная ночь

В) 

полярный день

1) 

80º ю.ш.

2) 

80º с.ш.

3) 

18º ю.ш.

4) 

18º с.ш.

Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 30 октября: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

А)

полярная ночь

Б)

полярный день

В)

зенитальное положение Солнца

1) 

84º ю.ш.

2) 

84º с.ш.

3) 

12º ю.ш.

4) 

12º с.ш.

Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 21 ноября: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

А)

зенитальное положение Солнца

Б)

полярная ночь

В)

полярный день

1) 

19º ю.ш.

2) 

19º с.ш.

3) 

79º ю.ш.

4) 

79º с.ш.

Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 1 сентября: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

А) 

зенитальное положение Солнца

Б) 

полярная ночь

В) 

полярный день

1) 

85º ю.ш.

2) 

85º с.ш.

3) 

8º ю.ш.

4) 

8º с.ш.

Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 30 октября: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

А) 

зенитальное положение Солнца

Б) 

полярная ночь

В) 

полярный день

1) 

81º ю.ш.

2) 

81º с.ш.

3) 

12º ю.ш.

4) 

12º с.ш.

Установите соответствие между явлением и параллелью на которой оно наблюдается 1 августа: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЯВЛЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬ

А) 

полярный день

Б) 

полярная ночь

В) 

Солнце в зените

1) 

19º с.ш.

2) 

19º ю.ш.

3) 

79º с.ш.

4) 

79º ю.ш.

На продолжительность светового дня влияет удаленность от экватора и от зенитального положения Солнца. На это влияет месяц года

июне Солнце в северном полушарии, а это значит, что продолжительность дня в северном полушарии больше, чем в южном; в декабре Солнце в южном полушарии и продолжительность дня в южном полушарии больше, чем в северном; на экваторе она всегда одинаковая).

2.  Рас­по­ло­жи­те пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти дня 1 июня, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей про­дол­жи­тель­но­стью дня.

1) 40º с.ш.

2) 10º ю.ш.

3) 30º ю.ш.

 За­пи­ши­те в ответ по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

Пояснение. Первого июня в се­вер­ном полушарии лето, в южном — зима. Про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся при дви­же­нии к север­но­му полюсу. Следовательно, наи­мень­шая продолжительность дня будет на па­рал­ле­ли. Ответ: 321

3. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти све­то­во­го дня 1 февраля, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей продолжительностью.

1) 50° с. ш.

2) 10° ю. ш.

3) 50° ю. ш.

Пояснение. В фев­ра­ле про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся на юг. Рас­ста­вим па­рал­ле­ли с се­ве­ра на юг: Ответ: 123

4. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти све­то­во­го дня 1 июня, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей продолжительностью

1) 40° с. ш.

2) 10° ю. ш.

3) 30° ю. ш.

Пояснение. В июне про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся на север. Рас­ста­вим ва­ри­ан­ты от­ве­тов с юга на север: Ответ: 321

5. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти све­то­во­го дня 1 февраля, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей продолжительностью.

1) 40° с. ш.

2) 10° с. ш.

3) 40° ю. ш.

Пояснение. В фев­ра­ле про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся на юг. Рас­ста­вим ва­ри­ан­ты от­ве­тов с се­ве­ра на юг: Ответ: 123

7. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти све­то­во­го дня 1 декабря, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей про­дол­жи­тель­но­стью .

1) 10° ю. ш.

2) 30° ю. ш.

3) 50° ю. ш.

Пояснение. В де­каб­ре продолжительность све­то­во­го дня уве­ли­чи­ва­ет­ся на юг. Рас­ста­вим варианты от­ве­тов с се­ве­ра на юг: Ответ: 123

9. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти све­то­во­го дня 1 января, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей про­дол­жи­тель­но­стью.

1) 50° ю. ш.

2) 25° ю. ш.

3) 10° ю. ш.

Пояснение. 1 ян­ва­ря про­дол­жи­тель­ность све­то­во­го дня уве­ли­чи­ва­ет­ся на юг. Рас­ста­вим дан­ные с се­ве­ра на юг: Ответ: 321

10. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти све­то­во­го дня 10 мая, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей продолжительностью.

1) 50° с. ш.

2) 25° с. ш.

3) 25° ю. ш.

Пояснение. 10 мая про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся к северу. Рас­ста­вим данные с юга на север: Ответ: 321.

11. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти све­то­во­го дня 1 января, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей продолжительностью.

1) 50° с. ш.

2) 25° с. ш.

3) 10° ю. ш.

Пояснение. 1 ян­ва­ря продолжительность све­то­во­го дня уве­ли­чи­ва­ет­ся на юг. Рас­ста­вим данные с се­ве­ра на юг: Ответ: 123

12. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти све­то­во­го дня 1 июня, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей продолжительностью.

1) 55° ю. ш.

2) 35° ю. ш.

3) 15° ю. ш.

Пояснение. 1 июня про­дол­жи­тель­ность светового дня уве­ли­чи­ва­ет­ся к северу. Рас­ста­вим данные с юга на север: Ответ: 123

13. Рас­по­ло­жи­те пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти дня 10 июля, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей про­дол­жи­тель­но­стью.

1) 2° ю. ш.

2) 35° с. ш.

3) 45° ю. ш.

Пояснение. В июле про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся к се­вер­но­му полюсу. То есть от 90° ю. ш до 0 и от 0 до 90° с. ш. Ответ: 312

16. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти све­то­во­го дня 5 февраля, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей продолжительностью.

1) 12° с.ш

2) 35° ю.ш

3) 55° ю.ш

Пояснение. В фев­ра­ле про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся к юж­но­му полюсу. То есть от 90° с. ш. до 0 и от 0 до 90° ю. ш. Ответ: 123

17. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти све­то­во­го дня 15 октября, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей продолжительностью.

1) 40° ю.ш 2) 13° ю.ш 3) 23° с.ш

Пояснение. В ок­тяб­ре про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся к юж­но­му полюсу. То есть от 90° с. ш. до 0 и от 0 до 90° ю. ш. Ответ: 321

18. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти дня 23 июня, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей продолжительностью.

1) 45° ю.ш.

2) 20° ю.ш

3) 0° ш.

Пояснение. В июне про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся к се­вер­но­му полюсу. То есть от 90° ю. ш. до 0 и от 0 до 90° с. ш. Ответ: 123

19. Рас­по­ло­жи­те пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти дня 23 июня, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей про­дол­жи­тель­но­стью.

1) 35° ю. ш.

2) 70° ю. ш.

3) 35° с. ш.

Пояснение. В июне про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся к се­вер­но­му по­лю­су. То есть от 90° ю. ш. до 0 и от 0 до 90° с. ш. Ответ: 213

20. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти све­то­во­го дня 25 июня, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей продолжительностью.

1) 35° с.ш.

2) 70° с.ш.

3) 0° ш.

Пояснение. В июне про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся к се­вер­но­му по­лю­су. То есть от 90° ю. ш. до 0 и от 0 до 90° с. ш. Ответ: 312

22. Рас­по­ло­жи­те пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти све­то­во­го дня 22 декабря, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей про­дол­жи­тель­но­стью.

1) 60° с.ш.

2) 20° с.ш.

3) 60° ю.ш.

Пояснение. 22 де­каб­ря про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся к юж­но­му полюсу. То есть от 90° с. ш. до 0 и от 0 до 90° ю. ш. Ответ: 123

23. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти дня 1 мая, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей про­дол­жи­тель­но­стью дня.

1) 10º ю. ш.

2) 15º с. ш.

3) 25º с. ш.

  Пояснение. В мае про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся на север. Рас­ста­вим ва­ри­ан­ты от­ве­тов с юга на север: Ответ: 123.

24. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти дня 1 января, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей про­дол­жи­тель­но­стью дня.

1) 40° с. ш.

2) 15° с. ш.

3) 15° ю. ш.

Пояснение. В ян­ва­ре про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся к югу. Рас­ста­вим точки с се­ве­ра на юг: Ответ: 123

25. Расположите пе­ре­чис­лен­ные па­рал­ле­ли в по­ряд­ке уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти све­то­во­го дня 2 июля, на­чи­ная с па­рал­ле­ли с наи­мень­шей про­дол­жи­тель­но­стью дня.

1) 70º с.ш.

2) 15º с.ш.

3) 30º ю.ш.

Пояснение. В июле про­дол­жи­тель­ность дня уве­ли­чи­ва­ет­ся к се­вер­но­му полюсу. Следовательно, чем се­вер­нее точка, тем про­дол­жи­тель­нее день. Самый ко­рот­кий день в точке 3, потом 2 и затем 1. Ответ: 321

27. Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 10 февраля, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

1) 30° ю. ш.

2) 15° ю. ш.

3) 15° с. ш.

Пояснение. В феврале продолжительность дня растет к югу. Поэтому надо расставить города с севера на юг. Ответ: 321.

29. Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 10 мая, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

1) 30º ю. ш.

2) 15º ю. ш.

3) 15º с. ш.

Пояснение. В мае Солнце в зените в северном полушарии. Продолжительность дня увеличивается к северу. Надо расставить города с юга на север. Ответ: 123

30. Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 10 декабря, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 35º ю.ш.

2) 15º с.ш.

3) 35º с.ш.

Пояснение. В декабре продолжительность дня растет к югу. Надо расставить города с севера на юг. Ответ: 321

31. Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 20 декабря, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 20º с.ш.

2) 50º с.ш.

3) 20º ю.ш.

 Пояснение. В задании речь идет о 20 декабря. Это значит, что менее всего день длится в северном полушарии и чем дальше от экватора, тем меньше его продолжительность. Ответ: 213

32. Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 30º ю.ш.

2) 45º с.ш.

3) 25º с.ш.

Пояснение. В задании речь идет о 1 июня. Это значит, что менее всего день длится в южном полушарии и чем дальше от экватора, тем меньше его продолжительность, а в северном полушарии наоборот, чем дальше от экватора, тем более продолжительный день. Ответ: 132

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 10 ноября, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 

55º с.ш.

2) 

35º ю.ш.

3) 

25º ю.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 21 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 

65º с.ш.

2) 

10º с.ш.

3) 

35º ю.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 июля, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 

65º с.ш.

2) 

25º с.ш.

3) 

25º ю.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения  продолжительности светового дня 10 декабря, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью светового дня.

1) 

35° с.ш.

2) 

15° с.ш.

3) 

35° ю.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 23 декабря, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 

65º с.ш.

2) 

20º с.ш.

3) 

45º с.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 27 мая, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 

30º ю.ш.

2) 

0º ш.

3) 

65º с.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 17 декабря, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 

60º с.ш.

2) 

20º с.ш.

3) 

50º с.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 12 октября, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 

53° ю.ш.

2) 

33° ю.ш.

3) 

23° ю.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 28 декабря, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 

60º с.ш.

2) 

35º с.ш.

3) 

20º ю.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 15 декабря, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 

50º с.ш.

2) 

20º с.ш.

3) 

0º ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения  продолжительности светового дня 2 июля, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1)

70º с.ш.

2)

15º с.ш.

3)

30º ю.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения  продолжительности светового дня 25 декабря, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1)

60º с.ш.

2)

30º с.ш.

3)

10º ю.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 26 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1)

75º с.ш.

2)

0º ш.

3)

55º ю.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения  продолжительности светового дня 13 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1)

50º ю.ш.

2)

5º ю.ш.

3)

60º с.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения  продолжительности светового дня 15 декабря, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1)

50º с.ш.

2)

10º с.ш.

3)

40º ю.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения  продолжительности светового дня 15 мая, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью светового дня.

1)

15° с.ш.

2)

5° с.ш.

3)

15° ю.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 15 декабря, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью светового дня.

1)

25° с.ш.

2)

5° с.ш.

3)

25° ю.ш.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 12 июня, начиная с параллели  с наименьшей продолжительностью светового дня.

1) 

57º с.ш.

2) 

27º с.ш.

3) 

7º с. ш.

Выберите в приведенном списке три верных утверждения

1) Расстояние от центра Земли до экватора меньше, чем от центра Земли до Северного полюса.

2) Орбитальное движение Земли — причина смены дня и ночи.

3) Полярная ночь наблюдается в широтах к северу от параллели 66,5° с.ш. И к югу от параллели 66,5° ю.ш.

4) Средний радиус Земли составляет примерно 6371 км.

5) Длина экватора составляет около 40 000 км.

6) Над экватором Солнце в полдень всегда находится в Зените (на высоте 90° над горизонтом).

Ответ: 345

Расстояние от центра Земли до экватора (6378,2 км) больше, чем до Северного полюса (6356,8 км)

Движение по орбите Земли является причиной смены времен года

Над экватором Солнце в зените бывает два раза в год, а угол высоты над горизонтом не всегда 90°

Расположите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности светового дня 3 января, начиная с города с наименьшей продолжительностью.

1) Пхеньян

2) Джакарта

3) Монтевидео

Ответ: 123 3 января — время зимнего солнцестояния (Солнце больше прогревает Южные районы планеты). Определяем примерные координаты стран: Пхеньян — 39º с.ш.; Джакарта — 6º ю.ш.; Монтевидео — 34º ю.ш. Чем точка южнее, тем там больше продолжительность дня.

Расположите перечисленные страны в порядке уменьшения продолжительности светового дня 23 декабря.

1) Индия

2) Россия

3) Папуа-Новая Гвинея

Ответ: 312 23 декабря — время зимнего солнцестояния (Солнце больше прогревает Южные районы планеты).

Определяем примерные координаты стран: Россия — 55º с.ш.; Индия — 20º с.ш.; Папуа-Новая Гвинея — 5º ю.ш. Чем точка южнее, тем там больше продолжительность дня.

Продолжительность дня и ночи на разных географических широтах (Таблица)

Продолжительность дня и ночи на разных географических широтах

Географическая широта, °

Продолжительность дня и ночи

Самого длинного дня

Самого короткого дня

0

12 час. 00 мин.

12 час. 00 мин.

10

12 час. 35 мин.

11 час.250 мин.

20

!3час. 13 мин.

10 час. 47 мин.

30

13 час. 56 мин.

10 час. 04 мин.

40

14 час. 51 мин.

9 час. 09 мин.

50

16 час. 09 мин.

7 час. 51 мин.

60

18 час. 30 мин.

5 час. 30 мин.

66,5

24 час. 00 мин.

00 час. 00 мин.

Продолжительность полярного и дня и ночи

Географическая широта, °

Полярный день (Солнце не заходит)

Полярная ночь (Солнце не восходит)

66,5

1 сутки

1 сутки

70 с.ш.

65 суток

60 суток

80 с.ш.

134 суток

127 суток

Северный полюс

186 суток

179 суток

70 ю.ш.

60 суток

65 суток

80 ю.ш.

127 суток

134 суток

Южный полюс

179 суток

186 суток

_______________

Источник информации: Ромашова Т.В. География в цифрах и фактах: Учебнометодическое пособие/ — Томск: 2008.

Слайд 1

Решение задач на определение широты места в зависимости от угла падения солнечных лучей, изменения высоты Солнца над горизонтом и продолжительности светового дня Шабалдина С.А. учитель географии МОУ СОШ п.Лопуховка Аткарского района Саратовской области

Слайд 3

22 июня День летнего солнцестояния Солнце в зените над северным тропиком, здесь наибольшая высота солнца над горизонтом в полдень Северное полушарие получает больше тепла и света День длиннее и солнце всходит раньше чем ближе к северному тропику (23 0 с.ш) За полярным кругом (66 0 с.ш) солнце не заходит за горизонт – полярный день

Слайд 4

22 декабря День зимнего солнцестояния Солнце в зените над южным тропиком, здесь наибольшая высота солнца над горизонтом в полдень Южное полушарие получает больше тепла и света День длиннее и солнце всходит раньше чем ближе к южному тропику (23 0 ю.ш) За полярным кругом (66 0 ю.ш) солнце не заходит за горизонт – полярный день

Слайд 5

21 марта и 23 сентября Дни весеннего и осеннего равноденствия Солнце в зените над экватором, здесь наибольшая высота солнца над горизонтом в полдень Одинаково освещены северное и южное полушарие День равен ночи

Слайд 6

Пример 1

Слайд 7

Положение 3 наблюдается 22 декабря – день зимнего солнцестояния В этот день Солнце находится в зените над южным тропиком (23 0 ю.ш.) Здесь наблюдается максимальная продолжительность дня В северном полушарии продолжительность дня уменьшается от экватора к северу В южном увеличивается от экватора к югу Ближе всего к южному тропику находится параллель 20 0 ю.ш Правильный ответ — 20 0 ю.ш

Слайд 8

Пример 2

Слайд 9

Положение 1 наблюдается 22 июня – день летнего солнцестояния В этот день Солнце находится в зените над северным тропиком (23 0 с.ш.) Чем ближе к данной параллели, тем выше солнце над горизонтом Ближе всего расположена параллель 20 0 с.ш Правильный ответ — 20 0 с.ш

Слайд 10

Пример 3

Слайд 11

20 декабря – близко день зимнего солнцестояния В этот день Солнце находится в зените над южным тропиком (23 0 ю.ш.) Здесь наблюдается максимальная продолжительность дня В северном полушарии продолжительность дня уменьшается от экватора к северу Солнце раньше восходит в пункте расположенном восточнее и южнее Правильный ответ – пункт С, он расположен восточнее А и южнее В

Слайд 12

Пример 4 Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте России, 21 мая Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Запишите обоснование Вашего ответа.

Слайд 13

21 мая – день ближе к дню летнего солнцестояния В это время солнце больше освещает северное полушарие, а за полярным кругом не заходит за горизонт Раньше солнце восходит на востоке Правильный ответ – пункт С, так как он расположен восточнее А и ближе к северному полярному кругу, то есть севернее В

Слайд 14

Карта часовых поясов щщ

Слайд 15

Пример 5

Слайд 16

Искомый пункт определяется путем сравнения времени суток в указанных пунктах 12 часов (полдень) – 2 часа =10 часов (разница во времени между пунктами) 10 часов х 15 0 (ширина часового пояса) =150 0 На меридиане 150 0 – полдень Ближайший к нему пункт Д Правильный ответ — пункт Д

Слайд 17

Пример 6 Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Евразии, Солнце будет находиться выше всего над горизонтом 1 декабря в 8 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана

Слайд 18

Искомый пункт определяется путем сравнения времени суток в указанных пунктах Если на Гринвическом меридиане 8 часов , то 12 часов может быть в пункте : 12 часов (полдень) –8 часов =4часа (разница во времени между пунктами) 4 часа х 15 0 (ширина часового пояса) =60 0 На меридиане 60 0 в.д – полдень Ближе к нему пункт В Правильный ответ — пункт В

Слайд 19

Пример 7 Определите, в какой из точек, географические координаты которых находятся в таблице, 21 марта солнце будет находится выше всего над горизонтом в 17 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана . Точка Географические координаты широта долгота А 50 0 с.ш 75 0 з.д В 40 0 с.ш 75 0 з.д С 40 0 с.ш 60 0 з.д

Слайд 20

Сначала определим на каком меридиане полдень 17 -12=5(разница во времени между пунктами) 5 х 15 0 = 75 0 з.д 75 0 з.д – меридиан на котором полдень 21 марта – день равноденствия Солнце в зените над экватором В северном полушарии чем ближе к экватору тем солнце выше над горизонтом Правильный ответ – пункт В, так как он находится на 75 меридиане в отличии от С и южнее пункта А (ближе к экватору)

Слайд 21

Пример 8 Определите географические координаты пункта, расположенного в США, если известно, что 23 сентября в 17 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 53 0 над горизонтом 23 сентября – день равноденствия. Солнце находится в зените над экватором 90 0 – 53 0 = 37 0 Так как пункт находится в США, то это с . ш Время в пункте отличается от гринвичского 17-12=5часов 5 х 15 0 (ширина часового пояса)=75 0 з.д Правильный ответ– координаты пункта 37 0 с.ш 75 0 з.д

Слайд 22

Спасибо за внимание !

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Продолжительность письменного экзамена по английскому языку егэ
  • Продолжительность егэ по химии 2023
  • Продолжительность егэ по химии 11 класс
  • Продолжительность егэ по физике 2022
  • Продолжительность егэ по русскому языку время

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии