Главная>Сочинения по произведению Горе от ума
Дальнейшая судьба героев
27 предложений/ 359 слов
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» имеет открытый финал. Завершается произведение тем, что главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий, приехавший в Москву ради своей возлюбленной Софьи Фамусовой и разочаровавшись в ней и ее окружении, покидает город. Такое завершение пьесы невольно заставляет читателя задуматься: «А что же будет с героями дальше?»
Умный и свободолюбивый Чацкий на самом деле давно уже понимал, что ему нет места в российской дворянской среде, где по-прежнему сильны пережитки крепостного строя. Именно поэтому он уехал из дома Фамусова, не появлялся там три года и почти не писал. Но в нем жила надежда, что, быть может, за это время в Москве что-то изменилось. А еще герой верил, что там его ждет возлюбленная Софья, разделяющая его взгляды.
Когда же Чацкий осознал, что в Москве по-прежнему «дома новы, но предрассудки стары», что Софья предпочла ему Молчалина, предала и назвала сумасшедшим, герой в спешке покидает этот город. Он говорит: «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, // Где оскорбленному есть чувству уголок!»
Мне кажется, что такой «уголок» найдется для Чацкого лишь заграницей. Только там люди смогут понять и разделить его прогрессивные взгляды. Потому что он, по словам А. И. Гончарова, человек, который «начинает новый век». Но чтобы этот «новый век» наступил в России, должно пройти еще много времени.
А что же Софья? В финале произведения она расстается с Молчалиным, открыв для себя, что вся его любовь была притворством. Но притворства много не только в ее поклоннике, но и вокруг девушки, а также в ней самой. А этого уже Софье разглядеть не под силу. Потому она так и останется частью фамусовского общества. Возможно, повиновавшись отцу, девушка выйдет замуж за Скалозуба. Возможно, как в сердцах сказал Чацкий, простит Молчалина, потому что «муж-мальчик, муж-слуга» — это действительно «высокий идеал московских всех мужей». А возможно, судьба Софьи сложится совсем иным, но в любом случае угодным для ее окружения образом.
Что касается Молчалина, то он непременно найдет способ подняться по карьерной лестнице: «Там моську вовремя погладит! // Тут в пору карточку вотрет!» Сам же Фамусов останется доживать свой век, ведя привычную светскую жизнь: балы, обеды, поминки, крестины. А наблюдать за этим и подшучивать над хозяевами по-прежнему будут верные слуги дома Фамусовых: Лиза и Петруша.
см. также:
Другие сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов
Характеристики главных героев произведения Горе от ума, Грибоедов
Краткое содержание Горе от ума, Грибоедов
Краткая биография Александра Грибоедова
Пример сочинения 1
А.С. Грибоедов обладал несколькими талантами. Отличный дипломат, гениальный драматург, публицист, музыкант, композитор. Несмотря на это, мир запомнил его как автора одного литературного произведения. Им стала пьеса «Горе от ума». Автор назвал ее комедией, некоторые критики окрестили драмой. Неоднозначность произведения до сих пор тревожит умы читателей и театралов.
Противоречивость жанра
Жанр комедии в драматургии никогда не был юмористическим. «Недоросль» Фонвизина трудно сравнить с добрыми, ироничными рассказами Зощенко или даже с жесткой сатирой Салтыкова-Щедрина. Социальная комедия – это текст, обличающий пороки человеческие. Такие произведения направлены на оздоровление зараженного общества. Пропаганда, нравоучения скучны, не вызывают интереса публики. А с помощью юмора, можно создать яркие, узнаваемые образы. Высмеянные пороки легче донести до читателя. Забавное легче запоминается толпой. И у цензуры меньше претензий к шуткам.
Комедия в стихах – это авторское определение неотступно сопровождает «Горе от ума». Но, если вспомнить особенности жанра, возникают вопросы. Юмористические произведения должны вызывать смех. Текст местами дарит улыбку. Но эта улыбка не всегда веселая. А есть моменты, провоцирующие только неприятные эмоции: ужас, досаду, обиду, злость, жалость.
Трагедия
Присутствует здесь также любовная линия. Треугольник, который оборачивается драмой с двух сторон. Чацкий любит Софью. Но та выбирает в избранники человека низкого, двуличного, лживого. Она сама убеждается в его подлости в конце сюжета. В этом ее личная трагедия.
Но основной трагизм ситуации переживает Чацкий. Он попадает в общество, где ценны лишь низменные качества, чины и деньги. Здесь не нужно быть достойным, добрым, умным, скромным, а важно лишь таковым казаться. Низкопоклонничество, подхалимство, чинопочитание – неизменные спутники «фамусовского» общества. А герою все это «тошно». Он готов служить, но ему претит прислуживаться, хочет быть полезен делу, а не лицам. Его мнение вызывает шок.
Драма
Героя объявляют сумасшедшим и дружно разносят этот слух. Чацкому приходится покинуть Москву в сильном смятении чувств. Он нескоро еще раз захочет посетить Родину. Для меня «Горе от ума» не комедия, и не драма. Это универсальное произведение о жизни людей в нашей стране. Которое не теряет своей актуальности и сегодня.
Пример сочинения 2
Пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума» написана в той особой манере, которая не позволяет однозначно определить литературный жанр данного произведения. Сам Грибоедов назвал свое творение комедией в стихах. И это отчасти верно. Современники же писателя охарактеризовали пьесу «Горе от ума» как высокую комедию.
И это также отчасти верно. Правда же состоит в том, что Александр Грибоедов сознательно смешал разные жанры и сюжетные линии под «прикрытием» комедии – обманчиво простой литературной формы.
Первое нарушение правил комедии состоит в драматичных переживаниях Софьи и Чацкого в отношении своих избранников – Молчалина и Софьи соответственно. Второй «проступок» против жанра заключается в том, что бурные чувства Софьи и Чацкого завершаются глубоким разочарованием в своих избранниках, которое распространяется на все окружающее их общество, а затем и на всю жизнь. Третье «преступление» против комедийного «закона» подстерегает читателя в финале пьесы, который никак не подпадает под категорию счастливого конца. Итог произведения весьма печален – глубокое разочарование главного героя (Чацкого) в людях и нравственных идеалах.
Именно этот последний аккорд «Горя от ума» и оправдывает название пьесы. Тем самым к сладости стихотворной комедии Грибоедов добавляет горечь драмы. Но и этого писателю показалось мало, и он привносит в сюжет элементы социальной сатиры. Он откровенно куражится над плутовскими повадками своих персонажей (А.А. Загорецкий), высмеивает их безграмотность (С.С. Скалозуб) и вульгарность (А.С.Молчалин), презирает их бездуховность (семья Тугоуховских) и общественные нормы поведения (П.А. Фамусов). Все это добавляет привкус кислого в и без того густо замешанную сладко-горькую жанровую смесь. И в этот художественный винегрет Грибоедов еще подсыпает горсть острого перца в виде основного рефрена произведения – мучения просвещенного интеллектуала. Эта сюжетная линия книги берет начало в библейской мудрости, высказанной легендарным царем Соломоном: «много знаний – много печали». Столь явная связь идеи пьесы с древней философией окончательно перечеркивает ее изначально игривый характер – книга приобретает монументальный характер с характерными звуками вечности.
Поистине поразительным фактом является то, что, создав многоплановую литературную смесь, Александр Грибоедов не нарушил стихотворную легкость своей комедии и все-таки сумел остаться в рамках этого жанра.
Как ему это удалось?
Ответ лежит в специфике личности самого Грибоедова. Вспомним, что помимо всего прочего он был пианистом-любителем, который оставил своим потомкам два великолепных фортепианных вальса. Причем эти вальсы обладают теми же качествами, что и его литературная пьеса – изяществом, легкостью, блеском и глубиной. Видимо, все эти качества органично уживались в душе Грибоедова и естественным образом переносились в его произведения – как литературные, так и музыкальные.
Нельзя не отметить и другое – нотки трагизма в его произведениях. Они не слишком акцентируются, не выпячиваются, но незримо присутствуют. И это «послевкусие» также неразрывно связано с личностью Александра Грибоедова, ведь его блестящая служба и судьба рано прервались – в 34 года он был растерзан толпой религиозных фанатиков в Персии. Трагизм жизни Грибоедова простирается за ее пределы и выражен в скорбном панегирике ему от его горячо любимой жены Нино Чавчавадзе: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Такой человек, проживший такую жизнь, просто не мог вместить свой многогранный талант в пьесу какого-то одного жанра. Выход из положения один – создать оригинальное многожанровое литературное произведение. И Александр Грибоедов прекрасно справился с этой задачей.
Пример сочинения 3
Комедия А.С. Грибоедова » Горе от ума » является одним из великих произведений русской литературы. И у меня появился один волнующий вопрос : » Горе от ума» — это комедия или драма? Чацкий — главный герой этого произведения, который возвращается из путешествия в родную Москву. Цель его пребывания — Софья, которую он очень любит.
Однако сердце его любимой девушки украл господин Молчалин, у которого нет никаких искренних чувств к ней, который лишь ищет свою выгоду из этих отношений. Влюбленная Софья этого не замечает и видит в этом подлом человеке исключительно хорошие качества. Этим она ранит сердце Чацкого, который действительно любит ее, готов отдать все ради нее. Он не понимает, почему Софье нравится Молчалин, в котором нет ни души, ни сердца. А Софья говорит ему о Молчалине:
«Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких…»
Но она не понимала, какой гнилой, лживый он был внутри. Молчалин скрывался под маской, играл роль » честного и хорошего » человека. Но в реальности оказался иным.
Любовь Чацкого и Софьи не смогла вырасти и окрепнуть, потому что они еще совсем молоды. Разлука погубила чувства молодой девушки, но не смогла погубить чувства главного героя. Отсюда и возникает любовная драма.
Чацкий встретил непонимание в обществе, которое отвергало его. Герой свободно высказывает свое мнение, обвиняет многих в корысти, жестокости и необразованности. Его не устраивает образ жизни богатых людей. Убеждения Чацкого и фамусовского общества различаются. Он осуждает подражание иностранному, крепостное право, отсутствие у людей стремления к образованию и просвещение. Чацкий не может находиться в обществе низких, подлых и глупых людей, которые осудили его за стремление к свободе слова, честность и ум. Главный герой одинок в этой борьбе со взглядами московского общества, в котором ему нет места.
Все проблемы морально давят на Чацкого. Его не любит Софья, отвергает общество, называя его сумасшедшим. Проиграл ли Чацкий в этой борьбе ? Он сдался, не продолжил бороться за свою любовь, тем самым дал повод считать себя побежденным. Но Чацкий был и победителем, потому что не захотел уподобиться этому стаду глупых, жестоких людей. Пускай его не поняли, оклеветали, он остался собой и стал победителем в этой игре по имени жизнь. И перед тем, как уйти, Чацкий говорит всему фамусовскому обществу:
«Вы правы : из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день побыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И с кем рассудок уцелеет…»
Эта цитата показывает, что герой все равно придерживается своей точки зрения. Гончаров в статье » Мильон терзаний » так сказал о Чацком : » Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.» И я могу согласиться с этим мнением.
Таким образом, могу сделать вывод о том, что » Горе от ума » — комедия. Потому что автор хотел высмеять недостатки московского общества. У А.С.Грибоедова получилось показать серьезность темы через смех.
Пример сочинения 4
Произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» бесспорно является одним из величайших творений в русской литературе. Однако, многие задаются следующим вопросом: какой у этого произведения жанр (преимущественно) — комедия или драма? Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит обратиться к сюжету самого произведения.
Главным персонажем является Чацкий. Он возвращается в свой родной город (Москву) после путешествия. В первую очередь он хочет увидеть свою возлюбленную — Софью.
Однако, Софья теперь влюблена в господина Молчалина, который на самом деле заводит отношения с ней лишь ради собственной выгоды (но никак не ради любви). Сама Софья же этого не замечает. Она видит в Молчалине только хорошие качества, ничего не подозревая. Этот факт глубоко ранит Чацкого. Ведь он искренне любит её, совершенно не осознает, есть ли в Молчалине какие-то хорошие качества вообще, в то время как Софья говорит о нем так:
« …Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких!»
Но она не понимает, что на самом деле все это — лишь маска, под которой прячется черствый, лживый человек, лишь играющий «роль» благородного.
Любовь Чацкого и Софьи не успела стать достаточно крепка, поскольку они ещё слишком молоды. Расставание героев (когда Чацкий покинул город, отправившись в путешествие) погасило тёплые чувства в Софье, чего нельзя сказать о центральном персонаже произведения. Это и есть очаг любовной драмы.
Более того, главный герой оказывается одиноким в московском обществе. Он в нем не находит себе места потому, что его не устраивают взгляды богатых людей. Он обвиняет их в необразованности, корысти и черствости. Чацкий считает людей, относящихся к фамусовскому обществу низкими и подлыми, потому он не может находиться с ними.
Сложившаяся ситуация не нравится Чацкому, он с трудом выносит текущую обстановку. Его не признает возлюбленная, доверяя подлецу, его после попыток борьбы с представителями фамусовского общества объявляют сумасшедшим. Этим Чацкий дал повод считать себя проигравшим в этой борьбе. На деле же он стал победителем, поскольку не поддался общественному влиянию и не стал одним из этих подлых, необразованных и лживых людей. Его фраза «Вы правы : из огня тот выйдет невредим, кто с вами день побыть успеет, подышит воздухом одним, и с кем рассудок уцелеет…» показывает, что он, будучи изгнанным из московского общества и оклеветанным, продолжает придерживаться своей точки зрения.
А. С. Грибоедов, показывая читателю все «прелести» фамусовского общества через переживания главного персонажа, через его жизненную драму, высмеивает его (московского общества) нравы. Именно это и является стержнем произведения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что «Горе от ума» — комедия.
Однако, многие задаются следующим вопросом: какой у этого произведения жанр (преимущественно) — комедия или драма? Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит обратиться к сюжету самого произведения.
Главным персонажем является Чацкий. Он возвращается в свой родной город (Москву) после путешествия. В первую очередь он хочет увидеть свою возлюбленную — Софью.
Однако, Софья теперь влюблена в господина Молчалина, который на самом деле заводит отношения с ней лишь ради собственной выгоды (но никак не ради любви). Сама Софья же этого не замечает. Она видит в Молчалине только хорошие качества, ничего не подозревая. Этот факт глубоко ранит Чацкого. Ведь он искренне любит её, совершенно не осознает, есть ли в Молчалине какие-то хорошие качества вообще, в то время как Софья говорит о нем так:
« …Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких!»
Но она не понимает, что на самом деле все это — лишь маска, под которой прячется черствый, лживый человек, лишь играющий «роль» благородного.
Любовь Чацкого и Софьи не успела стать достаточно крепка, поскольку они ещё слишком молоды. Расставание героев (когда Чацкий покинул город, отправившись в путешествие) погасило тёплые чувства в Софье, чего нельзя сказать о центральном персонаже произведения. Это и есть очаг любовной драмы.
Более того, главный герой оказывается одиноким в московском обществе. Он в нем не находит себе места потому, что его не устраивают взгляды богатых людей. Он обвиняет их в необразованности, корысти и черствости. Чацкий считает людей, относящихся к фамусовскому обществу низкими и подлыми, потому он не может находиться с ними.
Сложившаяся ситуация не нравится Чацкому, он с трудом выносит текущую обстановку. Его не признает возлюбленная, доверяя подлецу, его после попыток борьбы с представителями фамусовского общества объявляют сумасшедшим. Этим Чацкий дал повод считать себя проигравшим в этой борьбе. На деле же он стал победителем, поскольку не поддался общественному влиянию и не стал одним из этих подлых, необразованных и лживых людей. Его фраза «Вы правы : из огня тот выйдет невредим, кто с вами день побыть успеет, подышит воздухом одним, и с кем рассудок уцелеет…» показывает, что он, будучи изгнанным из московского общества и оклеветанным, продолжает придерживаться своей точки зрения.
А. С. Грибоедов, показывая читателю все «прелести» фамусовского общества через переживания главного персонажа, через его жизненную драму, высмеивает его (московского общества) нравы. Именно это и является стержнем произведения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что «Горе от ума» — комедия.
14
Продолжение пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Возможно, после прочтения произведения великого русского писателя А.С.Грибоедова «Горе от ума» учащимся захочется подумать над своим продолжением пьесы… Мои размышления о судьбах главных героев я представила в своем захватывающем продолжении, которое можно предложить девятиклассникам прочитать или инсценировать на уроке и в школьном театре.
Продолжение пьесы Горе от ума
PDF / 563.56 Кб
Опубликовано 24.02.22 в 18:50 в группе «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы»
Дальнейшая судьба Чацкого. Сочинение по комедии «Горе от ума»
Дальнейшая судьба Чацкого.
В конце комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий покидает имение Фамусова. Он разочарован в московском обществе и подавлен. Но какова же его дальнейшая судьба? Попробуем разобрать данный вопрос.
Он определённо не пойдёт служить. Ведь «прислуживаться» не в его правилах, а по-другому карьеру в фамусовском обществе карьеру не построить. Чацкий привык «служить делу, а не лицам», поэтому для него будет тяжело жить среди людей, которые предпочитают поступать наоборот.
Возможно, Чацкий станет вести уединённый образ жизни, займётся творчеством. Из него бы вышел прекрасный писатель, которого бы оценили по достоинству если не современники, то представители следующих поколений.
А может случиться и так, что Чацкий не станет мириться с действительностью. Он найдёт единомышленников и станет бороться с фамусовскими идеалами. В таком случае нельзя предсказать последствий. Возможно, стремления Чацкого будут пресечены обществом Фамусова, которое является подавляющим большинством. Или же Чацкий сможет добиться некоторых успехов. Тогда общество изменилось бы в лучшую сторону. Появились бы последователи его идеалов, мышлений. Служащие перестали б лебезить, стали бы более прямолинейными, где это нужно, и честными.
В любом случае Чацкий оставит свой отпечаток в истории.
Обновлено: 11.03.2023
Эта пьеса поражает своим новаторством. Ведь здесь целых два конфликта, а не один, как это было ранее. Затрагивается и социальный конфликт, и любовный. К тому же, эти конфликты взаимосвязаны и идут один из другого.
Но социальный конфликт все же будет первостепенным, а из него вытекает и любовная интрига. Хотя, на первый взгляд может показаться иначе. Ведь пьеса начинается именно с любовного конфликта. Встречи во мраке ночи Молчалина и Софьи дают любовную завязку. И добавляется немного смуты в этих искренних чувствах, когда служанка Лиза обращается к воспоминаниям, когда Софья любила Чацкого. Так и образуется настоящий любовный треугольник. Но стоит появиться на пороге дома Фамусова самому Чацкому, то начинает прорисовываться социальный конфликт.
Для пущей абсурдности ситуации автор добавляет еще несколько любовных треугольников. Как любовь Молчалина к служанке Лизе, когда Софья влюблена в него и строит надежды на совместное будущее. И любовь самой служанки Лизы к буфетчику Петруше, о чем она и боится признаться. Все эти линии тесно переплетаются друг с другом.
Социальный конфликт берет свое начало из борьбы между прогрессивным дворянством, то есть нынешним современным поколением и теми, кто еще придерживается консерваторских взглядов. Сторонником прогрессивных взглядов оказался как раз Чацкий. Он поддерживает и восхищается достижения науки, наслаждается искусством. Ему не чужды идеи Просвещения, и он придерживается мысли, что главное – нравственные идеалы, своя верность делу. Все это далеко и безумно сильно отличается от жизненных ценностей любого из консерваторов в пьесе. К примеру, сам Фамусов. Ради получения чина или любого другого значимого блага он готов даже выслуживаться перед вышестоящими по положению в обществе. Этого человека беспокоит мнение других, он зависим от него.
Фамусов хотел бы сосватать Софью полковнику Скалозубову. Это совсем глупый человек, но у него есть деньги, и он признан обществом. Скоро он получит чин генерала и лучше жениха для дочери не найти. Взгляды Чацкого ему чужды, он бежит от них в страхе. Ему проще быть, как его дядя, который падал перед императрицей забавы ради, чтобы той услужить. Именно этот случай в жизни своих родных вызывает у него неподдельную гордость.
Не стоит думать, что здесь имеет быть место конфликту отцов и детей. Представители более младшего поколения все равно придерживаются таких же глупых и наивных взглядов. Тот же Молчалин прислуживает Фамусову и свято верит в его ценности, что только чины и деньги важны в нынешнем обществе. Он даже принимает любовь Софьи только, чтобы получить выгоду перед ее отцом.
Саму Софью нельзя отнести ни к одним взглядам. Ее противоборство с отцом всего лишь из-за ее нежных чувств к Молчалину. При этом взгляды на общество отличаются прогрессивностью. Фамусов, заигрывая со служанкой Лизой, вряд ли подает хороший пример своей дочери. Но Софья и против Чацкого, ведь это она распускала про него слухи, а впоследствии и она произнесла его изгнание из столь опротивевшего ему общества. А все это было из-за страха девушки, что он способен помешать ее любви.
Именно благодаря образовавшемуся любовному конфликту созрел и социальный. Из-за первого происходит столкновение Чацкого и консерваторских взглядов многих представителей. Но социальный все равно остается главенствующим.
Вариант 2
С такой же политикой жизни живут Скалозуб и Молчалин.
Скалозуб Сергей Сергеевич не образованный, и к тому же грубый. Но зато богатый и очень доволен самим собой. Фамусов считает его идеальным женихом для своей дочери, но он не мил сердцу девушки.
Молчанин Алексей Степанович, был секретарем Фамусова, в комедии он второстепенный герой. Он очень увлечен построением карьеры, аккуратный, внимательный. Он знает, как правильно прислужить, может поладить с любыми людьми, а также приспособиться к любым условиям труда.
Все эти образы можно назвать отрицательными, а вот образ главного героя вовсе другой. И следует обратить внимание, что он один такой среди всего общества того времени.
Чадский очень серьезно относиться к браку. К сожалению, его возлюбленная не ответила ему взаимностью. Молчанин, стал человеком, которого она полюбила. И вообще ей близок тот мир, который чужд Чадскому. Вышло так, что они стали абсолютно разными людьми. Софья стала частью общества, которое Чадский не понимает и не принимает. С неразделенным чувством любви и огромным горем, он решает уехать из Москвы.
Сочинение 3
Александр Чацкий, приехавший в Россию из-за границы в дом своего воспитателя, приходит в ужас. Все кажется ему чужим. Он не может найти своих единомышленников среди людей. Александр Чацкий понимает значимость образования и любит учиться. Он знает, что от этого зависит будущее. Его ужасает преклонение перед чинами, с которым он встречается в Москве.
Павел Фамусов, герой, в доме которого происходит действие, не злой человек. Однако, дворянин не принимает образование и книги. Он считает это лишним делом. Фамусов, как представитель старого поколение, никак не может признать, что время поменялось. Он все еще придерживается старых традиций и пропагандирует их.
В его доме живет его слуга Алексей Молчалин. Он мечтает продвинуться по карьерной лестнице, женившись на Софье, дочери Фамусова. Молчалин — трусливый, тщеславный, эгоистичный человек. Для него не имеют значения чувства и переживания Софьи. Она для него лишь инструмент для достижения своих целей.
Софья обиделась на Чацкого, который признался ей в чувствах и уехал за границу. Ей казалось, что молодой человек бросил ее. Софья не глупа, однако, ей не хватает моральных сил, чтобы противостоять тем устоям, которые приняты в обществе. Ей не нравится Молчалин, но она принимает его ухаживания.
Чацкий, попав в такое общество, чувствует себя очень неуютно. Это человек, привыкший не скрывать своих эмоций, чувствующий ярко и страстно. Ему не комфортно в окружении тех, кто не искренен и не показывает свою настоящую душу. Чацкий, как натура пылкая, стремится вступать в спор с Фамусовым, Молчалиным и другими. Соперники не могут дать достойного ответа, однако, побеждают количеством. Это выводит Чацкого из себя. Ему неприятно, что злое и неправильное, держит верх за счет своего объема.
К концу комедии молодой человек полностью расстраивается и разочаровывается в том обществе, где он оказался. Александр Чацкий понимает, что один человек не может противостоять группе. Еще очень рано для наступления перемен, думает автор и отражает это в своем герое. Чацкий покидает Москву.
Также читают:
Картинка к сочинению По комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
Аркадий Павлович Пеночкин является одним из основных персонажей произведения. Пеночкин представляется автором в образе отставного гвардейского офицера, рассудительного человека
Здравствуй, дорогой дедушка Мороз! Я не знаю, веришь ли ты в меня, но я в тебя всё ещё верю. Прошедший год был очень удачным. Я без троек закончил четвёртый, и перешёл в пятый класс
В порыве повседневной суеты иногда важно остановиться и задуматься, что совершенства требует не только тело, но и душа. В быстротечной и суетливой жизни мы ищем некую внутреннюю свободу, источник сил и энергии
Это принципиальное положение позволяет правильно оценить и понять как проблематику, так и героев комедии, а значит, разобраться в том, каков смысл ее финала. Но прежде всего надо определить, о каком финале идет речь. Ведь если, как убедительно говорит об этом Гончаров, в комедии две интриги, два конфликта, значит, и развязок должно быть две. Начнем с более традиционного — личного — конфликта.
Чацкий должен был бы играть роль первого, удачливого любовника, который в финале, успешно преодолев все трудности, благополучно женится на своей возлюбленной. Но развитие действия комедии и особенно ее финал опровергают возможность такой трактовки: Софья явно предпочитает Молчалина, она дает ход сплетне о сумасшествии Чацкого, что вынуждает Чацкого покинуть не только дом Фамусова, но и Москву и, вместе с тем, расстаться с надеждами на взаимность Софьи. Кроме того, в Чацком есть и черты героя-резонера, который в произведениях классицизма служил выразителем идей автора.
А меня так пробирает дрожь,
И при одной я мысли трушу,
Что Павел Афанасьич раз
Когда-нибудь поймает нас,
Так, Софья явно ошиблась в Молчалине, но она верит, что тихий молодой человек на самом деле похож на благородных героев сентиментальных романов, которые она так любит читать. В то же время, предпочитая повелевать, а не подчиняться, она резко отвергает благородного, но излишне пылкого, иногда даже запальчивого в спорах Чацкого, умудряющегося ненароком задеть столь дорогого сердцу Софьи Молчалина. В результате вместо того, чтобы развлечь, рассмешить девушку, Чацкий вызывает на себя бурю ее гнева. Она жестоко мстит незадачливому влюбленному: запускает в общество сплетню о его сумасшествии. Но и саму ее ждет глубокое разочарование: Молчалин оказывается обыкновенным карьеристом и подлецом.
Не подличайте, встаньте…
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ждать, не стоите вы их, —
гневно бросает Софья Молчалину, уличенному во лжи по отношению к ней, но прозрение наступает лишь в финале.
Но и Чацкого ждет весьма неожиданное открытие. С самого начала он жил в мире своих иллюзий: он почему-то решил, что Софья, после его неожиданного отъезда из дома Фамусова три года назад, относится к нему все с той же симпатией, хотя никаких оснований для этого мы не видим — ведь он даже писем ей не писал. Потом, почувствовав наконец ее холодность, он начинает искать соперника — и находит его в лице Скалозуба, опять же без всяких на то оснований в поведении или словах со стороны Софьи. Она девушка независимая и вряд ли так легко может принять мнение своего отца о молодом и перспективном полковнике. У нее свои представления о муже, впрочем, тоже в чем-то напоминающие традиционный для фамусовского общества образ мужа-мальчика, мужа-слуги.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа!
К таким людям относится главный герой этого произведения Чацкий Александр Андреевич. Единственный положительный персонаж. Он очень образованный и умный человек, который борется с несправедливостью и обманом, что как видим, не приносит ему счастья и успехов в жизни. В Чацком автор пытается показать мудрость и ум людей, которые не бояться идти против устарелых порядков и устоев общества, эгоизма и лжи. Своим примером он пытается показать, что нужно не бояться своих взглядов и высказывать свое мнение, даже если общество думает в другом направлении.
Можно сказать, что Чацкий вступает в схватку с фамусовким обществом, которое слепо верит в какие-то идеалы, которое совершенно не стремится совершенствоваться и обучаться. Что же заставило вернуться его в такое общество? А вернулся он ради своей возлюбленной Софьи, которая по ночи напролет разговаривает с секретарем отца Молчалиным. Он полностью поддерживает взгляды и мировоззрение Фамусова, и путем обмана и лести пытается закрепиться или даже улучшить свое положение в фамусовском обществе. Он пытается угождать всем высокопоставленным людям. И за Софьей он ухаживает лишь для того, чтобы быть ближе к ее отцу, на самом деле Молчалин влюблен в служанку Елизавету.
До отъезда Софья дружила с Чацким и разделяла его взгляды на общество и жизнь. Но Софья, находясь в таком обществе, начала деградировать и стараться соответствовать обществу. Он не понимает, как она могла полюбить Молчалина и пытается открыть ей, своей возлюбленной, глаза на все происходящее, и на глупых людей, которые ее окружают, и на обман Молчалина. Но Софья слепа в своей любви и во взглядах на жизнь. Ведь это именно она распустила слух о его сумасшествии. Чацкий не боится высоких чинов, и говорит то, что думает и идет против общества. Именно поэтому про слух его не здоровом уме поверили все.
Полностью разочаровавшись в высшем обществе, в любви, он не желает более оставаться в Москве и в спешке уезжает. Его умственный способности и здравость мышления не принесли ему счастья. И скорее всего Чацкий обречен на одиночество.
Сочинение про Чацкого
Интересно, что главный герой произведения является, по своей сути, воплощением автора, его идей и страстей. Чацкий долгое время путешествовал по миру, в результате чего вдохновился идеями равенства, братства и свободы личности. Но возвратившись на родину, герой видит, что ничего вокруг не изменилось, люди остались прежними. В доме Фамусова не рады приезду Чацкого, и главный герой это сразу замечает. Он видит, что общество в стране построено на лицемерии и обмане, а главными занятиями московского дворянства являются бесконечные празднества, танцы и застолья.
Чацкий принадлежит к дворянам, небогат, в свое время отказался от военной службы. Свой поступок он объяснил тем, что не видит в этом деле никакой пользы и что рад был бы служить, а не прислуживаться.
Чацкий противостоит жителям фамусовского дома: Скалозубу, Молчалину, Репетилову и самому Фамусову. В комедии автор высмеивает и осуждает этих людей как представителей светского общества того времени.
Причиной возвращения главного героя на родину стала его безграничная любовь к Софье. Оказавшись в Москве, он сразу же направляется в дом Фамусова и признается девушке в своих чувствах. По этому поступку можно охарактеризовать Чацкого как человека пылкого, страстного и романтичного. Любовь для него – высшее чувство, святыня. Какую же боль ему приходится испытать, когда он узнает, что Софья любит Молчалина.
Чацкий образован, обладает тонким, острым умом и находчивостью. Но все эти качества окружающие будто не замечали, и только служанка Лиза смогла их отметить в разговоре с Софьей. Но та на слова девушки не обратила никакого внимания.
Сочинение Горе от ума
Горе от ума-яркое литературное произведение первой половины девятнадцатого века, написанное Грибоедовым. Хотя произведение было известно в общественных кругах, цензура не разрешала его публиковать долгое время. И долгое время пьеса существовала в виде рукописей. Для русской литературы это произведение является первой реалистической комедией. События в нём происходят в доме Фамусовых и имею несколько сюжетных линий: любовная драма и общественное противоречие.
Социальный конфликт выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим призванием не службу (государственную или военную), а развитие личности, выраженное в обучении различным наукам, познании роли человека в общества. Конечно подобные взгляды расцениваются Фамусовым как якобинство. Человек глубокого ума не принимается обществом. Общество пытается его изгнать, что очень хорошо ощутил на себе Чацкий, когда его объявили сумашедшим. Ему неуютно в такой компании. Обществу пришлось бы меня свой жизненный уклад, если бы оно приняло взгляды Чацкого, а этого было им неудобно и потому ненужно. В противоречиях старого дворянского общества и представителя нового уклада поднимается много вопросов: уклад в семье, крепостное право, служение государству и другие.
Вместе с этим, персонажи комедии не имеют чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждая личность имеет разный набор характеристик, позволяющий увидеть героя и с положительной и с отрицательной стороны.
Самым сложным персонажем пьесы считается Софья. Она начитана и любит искусство, даже высказывает презрение, в разговоре с Молчалиным, к мнению света, что характерно для нового общества. В то же время она прекрасно лжёт, изворачивается и притворяется, как представители старого дворянства.
Противоречивым характером обладает и Чацкий. Он умный и смелый, и, одновременно, вспыльчивый и бесцеремонный. На протяжении всей пьесы Софья укоряет его за бесцеремонность и привычку высмеивать других людей. Действительно, тот его резкий и безжалостный по отношению к собеседнику. Стоит отметить, что такая грубость не имеет целью оскорбить собеседника. Она получается сомопроизвольно, как резкий всплеск в душе Чацкого на безнравственность общества.
Вариант 3
В наше время очень популярны американские фильмы, снятые по комиксам и разного рода боевики, где один герой борется с десятком противников. Чацкий — это прототип такого героя в русской литературе, только борется он не физически, а духовно.
Александр Андреевич обладает самыми лучшими качествами человека: честностью, достоинством, честью, отвагой, сообразительностью, остроумием. Когда он возвращается в Москву, чтобы встретиться с любовью всей своей жизни, Софьей, он приходит в большой шок, потому что любимая девушка теперь с ним холодна, а общество, которое образовалось вокруг её отца, поражает Чацкого своей глупостью, наивностью, преклонностью перед всем иностранным, лицемерием и абсурдностью своих размышлений. Чего только стоит один Скалозуб, который утверждает, что книги плохо сказываются на людях.
Увидав весь этот цирк в лице общества Фамусова, наш герой решает с ним бороться, доказать Софье, что их любовь ещё жива. Он путешествовал три года, но его любовь не прошла. Он прожил всё своё детство и юношество в доме Фамусовых, и он прекрасно помнит, как весело ему было тогда. Сейчас же перед ним восстал голем абсурда, являющий общество дома Фамусовых.
На балу он ни разу не стесняется говорить всем присутствующим в глаза, какие они невежды, как мелочна их жизнь, как жалко их преклонение перед иностранным, как недостойно они себя ведут. Люди же, будучи огромной массой, и из-за этого имеющие большую силу общественного мнения сходятся на том, что Чацкий сошёл с ума, и это идея как пуля пролетает по всему обществу.
Чацкий — это инородное тело в желудке, который пропитан лицемерием и испорченностью. Отравленный и пьяный модой общества орган пытается извергнуть инородное тело из себя, общество Фамусова во главе с хозяином дома пытаются сделать из Чацкого ненормального человека, потому что всё, что противоречит их законам — ненормально, но они не допускают, что это не Чацкий лишний в этом органе, это сам желудок стоило бы вырезать, как загноившуюся рану, потому что он не несет никакой пользы, а даже скорее воздействует пагубно на весь организм, зовущийся Россией.
Образец 4
Мы видим, что мировоззрение Чацкого произошло в период подъема. Он рос в доме Фамусова любознательным, общительным и ранимым мальчуганом. Монотонность устоявшегося быта, духовная бедность московской аристократии вызывали у него тоску и полное отвращение. Он был весь погружен в вольнолюбивые мысли о том, как бы переустроить старое общество, и поэтому совсем не посещал дом, где рос. Даже Софья это подметила. Ведь Чацкий в юношестве уезжает, бросая девушку, для того, чтобы попутешествовать и одновременно обогатить свой ум.
Софья была конечно же испытывала к нему пылкие чувства, но не могла понять, как молодой человек рисковал личным счастьем ради всеобщего блага. Ограниченность в мировоззрениях не позволяет ей оценить образ Чацкого по достоинству. Но, молодой человек ничуть не отклонял чувства Софьи. Он духовные требования ставил шире личных. Возвращаясь в Москву, пламя его любви полно надежд на взаимность. Однако, со временем девушка изменилась. Рассудительная, серьезная девушка, начитавшись романтических произведений, ищет такой же искренней любви, как и Чацкий. Она трезво дает оценку пустым фразам и ограниченному кругозору Скалозуба. Молчалин же кажется лишь только милым и впечатлительным юношей. И если Софья полюбит его, значит, она автоматически примкнет к обществу фамусовых.
Чацкий же прямо дает оценку характеру Молчалина, что обижает девушку. Но точные высказывания в адрес героев пьесы и острый ум кажутся Софье пренебрежением молодого человека к людям. И когда девушка оценивает Молчалина вначале, это дает какую-то надежду Чацкому. Но потом, узнав о том, что Софья все-таки предпочла соперника в супруги его сильно оскорбляет. Наш герой страдает от того, что его унизили, поставив его рядом с Молчалиным. Мы видим, как Чацкий беспощадно срывает маски двуличия и подлости с представителей светского общества, которое погрязло в интригах и развлечениях, разврате и коррупции. Наш герой представлен гуманистом. Он верит, что люди должны стремиться к лучшему. И такие герои, как он, есть. Чацкий говорил о той передовой молодежи, которая пусть и в небольшом количестве, начинала выдвигать передовые идеи. И, несмотря на то, что персонаж терпит поражение от Фамусова и его сторонников, его образ воспринимается с положительной точки зрения. Ведь такие люди существуют всегда, где ведется борьба старого поколения с новым.
Другие сочинения: ← Фамусовская Москва в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовСмысл названия комедии Горе от ума →
Вариант 2
Александр Чацкий против крепостного права. Его цель изменить это общество и освободить русский народ. Чацкий не понимает того, как вообще можно продавать людей, ведь это вовсе не вещи. У каждого человека ведь есть свои цели и мечты.
Горе от ума
Анализ произведения
Чацкий и Фамусов — главные действующие лица в произведении. Они противопоставляются друг другу в пьесе, так как имеют разные взгляды и суждения.
Краткое содержание
Главный герой Чацкий Александр Александрович вернулся из-за границы в Москву. До отъезда он проживал в доме Фамусова. Этот человек его приютил после смерти родителей. Александр вернулся спустя 3 года. До поездки он был влюблен в дочь Фамусова Софью, поэтому главный герой торопился увидеться с ней.
Однако встреча оказалась не такой, какой ее себе представлял Чацкий. Девушка с холодом отнеслась к нему. Софья была влюблена в секретаря своего отца, о чем пока еще никто не знал, кроме самих любовников и служанки Лизы. Главный герой узнает об этом гораздо позже.
Александр понял, что в Москве ничего не изменилось за время его отсутствия. В светском обществе продолжали вести праздный образ жизни, бездельничать, ни о чем не задумываться. Это вынудило Чацкого выразить протест дворянству. У Александра и Фамусова разнились мнения по поводу воспитания детей, отношений в семье, крепостного права, военной службы, коррупции.
Критика Александра не нравилась Фамусову и его окружению. Он сторонился и опасался Чацкого. Фамусовское общество, да и дворянство в целом, не готовы были к изменениям. Никто из них не хотел расставаться с комфортной жизнью, праздностью и ленью. Всех все устраивало. Из-за этого Александра считали опасным, а его выходки революционными. Окружение Фамусова делало все возможное для получения отличной репутации, оно было готово на прислуживание, кланяться чинам и высшей знати.
Отец Софьи считал себя прекрасным примером и образцом для нее. В обществе он славился монашеским поведением. Но когда вокруг никого не было, он позволял себе всякие вольности. Ярким примером служит эпизод, когда Фамусов отчитывает дочь за связь с Молчалиным. Сам тем временем пристает к служанке, говорит недвусмысленные намеки.
Продолжение истории
Фамусов хочет отдать замуж Софью за Скалозуба, так как для него важно обзавестись знатной родней. Девушка была против, она считала этого человека глупым. Чацкий был удивлен такому положению. Он понял, что для фамусовского общества важны только чины и деньги. Душа человека их не волнует.
На балу Софья сказала, что Чацкий сумасшедший. Этот слух разлетелся молниеносно. Девушка боялась, что Александр помещает ей быть с Молчалиным, поэтому увидела в нем угрозу своему счастью.
Главный герой сокрушался по поводу поведения дворянства, их нежеланием видеть истинную суть человека, его внутренний мир, а не кошелек и звание. Он обличил пороки светского общества, но не одержал победу над ними. Александр был одинок в своих суждениях и размышлениях, а знатные лица не готовы на перемены. Чацкий решил покинуть этих людей, так как ему не место среди них.
Перед уходом он застал сцену, где Молчалин говорит служанке Лизе, что не хочет жениться на дочери Фамусова, общается с ней, только чтобы выслужиться перед ее отцом. Софья услышала это и прогнала его. Александр не понимал, почему она предала их любовь. Но девушка считала, что между ними не было никаких чувств. Если кратко, то в этот момент Чацкий осознал, что на Софью повлияло воспитание Фамусова. Она стала такой же, как отец. Настоящие чувства ее не интересовали.
Примеры работ
Перед тем как приступить к написанию работы, нужно выделить основную идею текста и составить план. Написав сочинение, следует его проверить на ошибки и вычитать. Нужно вспомнить правила пунктуации и орфограммы (проверочные слова).
Первый вариант
- искренность;
- острый язык;
- ум;
- верность;
- преданность.
Александр не мог оставаться равнодушным к тому, что происходило в обществе. Благодаря таким людям, как он, страна меняется в лучшую сторону. Герой все больше разочаровывается в людях, пытаясь открыть им глаза, показать их пороки. Но дворян устраивало все. Лицемерие, подлость, обман — вот на что они закрывают глаза ради личной выгоды.
Чацкий отличался от фамусовского общества, поэтому его не принимали. Можно сказать, что он герой не своего времени. Я восхищаюсь его поступками. Мне близок по духу Александр. Считаю, что его взгляды способны изменить жизнь людей в лучшую сторону. Мы должны меняться, так как застой обычно ни к чему хорошему не приводит. Перемены важны и нужны.
Воспитание в семье — это самое важное для общества. Какими вырастут дети, такой и будет страна. С самого детства нужно прививать положительные качества ребенку. Показывать своим примером любовь к семье, Родине, людям. Объяснять, что взаимопомощь — главное качество при построении отношений с людьми, а вот лицемерие, подлость, пошлость и обман только приведут к моральной деградации.
Другой образец
Чацкий — особенный персонаж, которому присущи твердые взгляды и ценности. Александр не вписывается в дворянское общество. Герой следует своим принципам и моральным нормам. Он ни под кого не подстраивается, поэтому это мой любимый герой, так как серьезно и ответственно относится к своей жизни, уважает людей, у него есть стремление сделать мир лучше.
Порой читателю может показаться, что Александр горд и заносчив, но это не так. У него есть свои взгляды, которых он придерживается и не собирается прогибаться под чужое мнение. Такие люди заслуживают уважения и восхищения. Безделье, лень и праздность отвергаются главным героем. Ему непонятно, как дворяне могут жить среди иллюзий, обмана и фальши.
Фамусовское общество поглощает всех, кто находится в их круге. Люди становятся такими же алчными, лживыми, стремятся к личной выгоде, что и случилось с Софьей.
Чацкий имеет следующие характеристики:
- твердость;
- мужественность;
- принципиальность;
- смелость;
- патриотизм.
Читайте также:
- Сочинение хочешь чтоб были полны закрома вставай с криком петуха
- Сочинение на тему выходной день который запомнился больше всего
- Средневековое сочинение которое содержит запись важнейших событий по годам
- Джим неподвижно замер у двери сочинение
- Сочинение на тему гандбол
Пример сочинения 1 (с цитатами)
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была завершена в 1824 году. Она создавалась в период смены одного мировоззрения другим, и вольнодумство в те времена уже имело место. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году. Передовая для своего времени комедия вызвала особый интерес в обществе. Опальный Пушкин, находившийся в ссылке в Михайловском, прочтя комедию, был в восторге от нее. Основной проблемой произведения является так характерная для того времени проблема противостояния двух эпох, проблема двух мировоззрений: «века минувшего», защищающего старые устои, и «века нынешнего», выступающего за решительные перемены.
«В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека», — писал Грибоедов. Действительно, в «Горе от ума» «век нынешний» представляет на сцене один Чацкий, а «век минувший» — все остальные. Но один Чацкий стоит их всех: он умен, образован, честен, справедлив, уважает русскую культуру. Он полон передовых идей, которые в обществе не принимают. Моральные и духовные ценности Чацкого в корне расходятся с ценностями патриархальной Москвы. Вот почему главному герою так чужды нравы и обычаи «века минувшего». Чацкому не свойственны лицемерие, карьеризм, невежество:
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок… или:
Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету…
Однако в начале комедии автор показывает нам совсем другого Чацкого: это страстно влюбленный молодой человек, он «остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив». Нет даже никаких намеков на вольнодумство. Все происходит согласно правилам классицизма: Чацкий влюблен в Софью, а та любит Молчалина. Но ситуация резко меняется, когда герой начинает общаться с представителями «века минувшего». Из пылко влюбленного он моментально превращается в обличителя старых устоев.
В комедии появляется новый конфликт — общественный, который выражается в столкновении «века нынешнего» и «века минувшего». «Горе от ума» превращается из любовной комедии в общественную. В ней широко развертывается борьба Чацкого с «веком минувшим», представленным в лице Фамусова, Скалозуба, Хлестовой и других, которые не желают менять жизнь, их устраивает сложившаяся система жизненных принципов и ценностей. Они выступают против образования, свободы, передовых идей:
Нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
И эти люди «века минувшего» способны погубить каждого, кто посмеет бороться с их устоями:
Они тотчас: разбой! Пожар! И прослывет у них мечтателем! Опасным!
Но Чацкий посмел бороться. Разве может терпеть передовой человек советы Фамусова поступать так, как Максим Петрович, который готов был играть роль шута, чтобы добиться расположения вышестоящих? Разве может он терпеть то, что Софья готова выйти замуж за Скалозуба только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы»? Конечно, нет! Чацкий открыто высказывает свое мнение, он не боится обличать тех, кто, по его мнению, нарушает моральные устои общества: Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…
Однако таких людей, как Чацкий, мало. Сторонников же Фамусова гораздо больше: это все дворяне России, причем не только они. Молчалин ведь тоже всецело принадлежит фамусовскому обществу. Итак, поддерживающих «век минувший» большинство, а, как известно, мнение большинства определяет судьбу остальных. Мыслящего и живущего иначе Чацкого они считают «карбонарием», «якобинцем», вольнодумцем, а с последними, как известно, обходились очень сурово.
Постепенно о Чацком формируется мнение, что он сумасшедший. На самом же деле в основе сплетни лежит каламбур: «Вот нехотя с ума свела», — говорит Софья, подразумевая сумасшествие любовное. Но не привыкшее мыслить глубоко общество понимает все дословно: Чацкий — сумасшедший. Слух о его безумии распространяется молниеносно, чему активно способствовали два эпизодических персонажа: господин N. и господин В.
Итак, Чацкий пал жертвой сплетен. Он попытался бороться с обществом, но оно оказалось сильнее, объявило героя сумасшедшим, избавившись таким образом от неугодного человека. Борьба Чацкого с фамусовским обществом закончилась: он проиграл и вынужден уехать из Москвы. Но он сделал свое дело: спокойная жизнь фамусовского общества кончилась.
Таким образом, проблема «века нынешнего» и «века минувшего» — это проблема не только XIX века, она остается всегда. Поэтому комедия актуальна и в наши дни.
Пример сочинения 2
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году. Она создавалась во времена, люди начинали мыслить и жить по-новому. Люди старого поколения следовали жизни, которая была раньше, а люди, века нового устали от этого, и хотели новых порядков.
В комедии представителями «века минувшего» были фамусов и окружающее его дворянство.
Они думали, что раньше было лучше, старые порядки им были по нраву. Фамусов ностальгировал по минувшему веку и с сожалением говорил: «Тогда не то что ныне…»
«Век нынешний» представлял Чацкий. Он хотел поменять жизнь старого света в лучшую сторону, к которым он относится с неодобрением. Чацкий хочет, чтобы окружение поняло, что минувший век и нынешний нельзя сравнивать. Чацкий считает тот век веком покорности и страха.
Один из первых конфликтов Чацкого с обществом был на счет службы. Все считали, что служить надо из-за наград, званий, денег. Их не интересовало как это было получено. Чацкий же утверждал, что служить нужно на благо народу, делу, а не людям выше стоящим.
Сначала можно подумать, что люди думающие старыми порядками, это люди в возрасте. Но так думают так же люди молодые, такие как Софья и Мочалин. Они жили под влияниям своих отцов и матерей, впитали порядки из этого окружения. Они привыкли жить по ним, и теперь не принимают порядки нового века.
Хоть и людей в произведении Грибоедова, живущих по-старому было гораздо больше, в конце концов порядки «века нынешнего» заменят порядки «века минувшего». Это является естественным законом, по которому сменяются поколения, закон жизни.
Таким образом, старые порядки, по которым жили предыдущие поколения не вечны, и на их смену приходят новые порядки.
Пример сочинения 3
В произведении Грибоедова «Горе от ума» представлено противостояние «века минувшего», представителями которого является Фамусов и его приближенные (то есть московская знать) «веку нынешнему», который представляют Чацкий, декабристы и прогрессивная молодежь.
Время, описанное в комедии, стало переломным для России. Молодые, образованные, умные люди понимали, что по-старому жить нельзя, что стране необходимы перемены, она должна двигаться вперед. Но архаичная аристократия изо всех сил держалась за свои застарелые порядки и не хотела сдавать позиции. Для этих людей устоявшийся образ жизни был естественным и единственно верным.
Фамусов, осознавая неизбежность перемен, говорил: «Тогда не то, что ныне…». Ему отчаянно хотелось сохранить мир в привычном виде, и рассуждения Чацкого казались ему глупыми, ненормальными. Фамусов и его общество были ограниченными, отсталыми людьми. Они не видели ничего плохого в крепостном праве, считали, что в жизни главное — хорошо устроиться, а общение с человеком должно строиться на пользе, которую он может принести.
Чацкий же, напротив, утверждал, что служба должна быть делу, а не чинам: «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он был уверен, что человека эксплуатировать нельзя, а отношение к нему должно основываться на его личных качествах, а не на положении в обществе. Также герой считал необходимым продвигать русскую культуру, науку и просвещение, в отличие от фамусовского общества, которое боготворило все заморское.
К сожалению, это общество не приняло Чацкого с его идеями, а за то, что он стал возмутителем спокойствия, объявило его сумасшедшим. Так Грибоедов показал отсталость и регресс «века минувшего», подчеркнув тем самым неизбежность его устранения. Чацкий стал «первой ласточкой», показавшей, что новое поколение не намерено терпеть устаревший порядок.