Проблема судьбы русской деревни сочинение егэ распутин

Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя. А потому в русской литературе советского периода взаимоотношения человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». И мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку.

И наконец, пришло время, когда лучшие писатели и публицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать. Ю. Черниченко сравнил современные отношения человека и природы с гражданской войной: «Не было бы граждан — не было бы никакой войны». С призывом задуматься о проблемах экологии выступили такие замечательные писатели, как Ч. Айтматов, В. Астафьев, С. Залыгин, В. Распутин. На одном произведении мне бы хотелось остановиться подробнее.

«Прощание с Матерой» — книга о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная.

Не случайно слова «Родина», «народ», «родник», «природа» — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Оттерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья: «Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодела она. Одну бы только Матеру?!» Другая жительница деревни, Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит ее и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете — это лишить человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: «Кто ж старое дерево пересаживает?!»

Символична та весть, которая побудила героев начать активное сопротивление. Принес ее Богодул — герой, который воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры (живет он на острове одному богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил: «Мертвых грабят!» Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем». Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище — нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, «задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит». Ее поддерживает вся деревня…

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. «Любовь к отеческим гробам» еще А. С. Пушкин назвал основой человеческой нравственности.

В. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений жителей деревни. Получаете, что чем дальше, тем слабее становятся связи. Старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главнее. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Он, не задумываясь, принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров, И вообще, он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть В. Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, и, когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются.

А такие, как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает разрушение, лишь бы за него платили деньги. Своеобразным символом предупреждения становится новый поселок, куда должны перебраться жители деревни. Поселок хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, не по-людски. Наверное, прощаться в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой. Но будет ли человек чувствовать себя хозяином этой земли, сколько поколений должно смениться, прежде чем возродится утерянная связь человека с «почвой»? Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнет свою жизнь с «прощания с Матерой»? «Если земля — территория, и только, то отношение к ней соответствующее. Землю — родную землю, Родину — освобождают, территорию захватывают… Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — обращается к своим читателям В. Распутин. И его повесть — это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.

Вернемся к роману. Матёра — это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары.

Эта перспектива не радует стариков, которых Распутин почти всегда вводит в свои произведения. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матёре не только она выросла. Это родина ее предков, а сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что «нам Ма-тёру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».

Суть противопоставления в том, что для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Так, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. По их логике это естественно, это первоочередная задача, так как размытые рукотворным морем захоронения могут быть источником болезней. А противоположная сторона антитезы — Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, — размышляет она, — а совесть, поди-ка та же… наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Чё про совесть, ежели этакое творится!»

Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Но не все. Противопоставление нового и старого заметно и среди аборигенов Матёры. Остались верными ей лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиной.

Писатель заставляет задуматься: будет ли человек, покинувший родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым и, сжигая мосты, покидая Матёру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелее всех. Он разрывается на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но с прежнего места еще не вывезена мать. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.

Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним — традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.

Что же теперь будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов? Что будет с тем гармоничным миром, который для каждого человека становится святым местом на земле? Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матёру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матёры весна, и передавать родную землю некому.

В истории Матёры легко прочитывается судьба родной деревни Распутина — Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. Писатель не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в людях. В силах человека сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

Сочинения ЕГЭ по тексту В.Г. Распутина моё детство прошло в глухой ангарской деревне в четырёхстах километрах, 9 готовых примеров сочинений проблема текста с аргументами из литературы с реального ЕГЭ прошлых лет по русскому языку для 11 класса.

Проблема текста:

  • Проблема влияния деревенского уклада на душу и судьбу человека. (В чём заключается особенность деревенского уклада? Влияет ли бедность деревенского быта на богатство души?)
  • Проблема особенностей деревенской речи. (В чём заключается особенность деревенской речи? В чём её ценность?)
  • Проблема «несовременности» деревенского языка. Проблема замены деревенского языка «городским». Проблема «своего» и «чужого» в языке. Проблема обогащения языка. Проблема сохранения «досельного русского языка». (Почему происходит замена деревенского языка «городским»? Почему люди, вышедшие из деревни, стыдятся своего языка?
  • Проблема отличия диалектов от «досельного русского языка». Проблема использования диалектов в литературе. (Чем диалект отличается от «досельного русского языка»?)
  • Проблема взаимосвязи языка, речи и личности. (Как связаны личность человека и особенности его языка, речи?)

Позиция автора:

  • Деревенский народ не гонится за «современностью», он живёт в естественном ритме, в беспрестанных трудах, является хранителем традиций. Деревенская бедность быта никак не влияет на богатство души. Деревенские судьбы незаурядны, богаты, интересны.
  • Речь деревенских жителей богата, образна, она меткая и точная, в ней масса пословиц и поговорок, это «досельный» русский язык, который удерживает человека «в отчих пределах».
  • Люди часто не понимают, каким богатством является исконный деревенский язык, считают его несовременным. А сами деревенские жители, попадая в город, зачастую начинают стыдиться своего языка, пытаются избавиться от него, стремятся активно использовать в своей речи современные «словечки».
  • Диалект – это «местные прибавки к языку», пользоваться ими нужно разумно. Но деревенский, «досельный русский язык» не исчерпывается только диалектизмами. За ним стоит «корневая порода», отличающаяся образностью, красками. «Досельный русский язык» – это живой язык, точный и меткий, пришедший к нам из древности, прошедший через поколения, без «наростов».
  • Язык, особенности речи являются отражением личности человека. Попытка самобытного писателя из деревни «подстроить» свою речь под нормы «современной моды» приводит к неестественности. В художественном произведении невозможно в полной мере передать характер героя, исказив его язык.

Моё детство прошло в глухой ангарской деревне сочинение ЕГЭ

В чем заключается ценность деревенской речи? Такой вопрос волнует автора в данном тексте. Простая деревенская речь – это, несомненно, опора культуры нашего народа. Это крупица народного бытия и всего русского языка, который постоянно «впитывает» в себя всю современность нашего общества. К сожалению, в настоящее время люди утратили ту великую речь, потому что не знают, какую ценность и какое богатство она в себе хранит. Поэтому поставленная автором проблема важна для рассмотрения.

В.Г.Распутин обращается к воспоминаниям из детства и повествует нам о том, как жил он в глухой ангарской деревне. Несмотря на бедность быта, народ, проживающий в этой деревне, имел огромное богатство души. Люди жили здесь своими традициями, обычаями, в беспрестанных трудах и в заботах.

Но главным богатством этого народа была их деревенская речь. «У нас все знали уйму пословиц, без них речь не лепилась», — говорит автор, тем самым показывает нам особенности народного языка. Деревенская речь не только объединяла людей. Она сохраняла в себе и отдавала всю свою красоту и непринужденность. Автор восхищается: «И какая же это была живая речь!». Действительно, эта «живая» речь была неотделимой частью нашего народа. Она обогащала духовный мир русского человека, показывая простоту, скромность и единство деревенской жизни.

Эти цитаты, взятые из текста, показывают нам, что деревенская речь имеет свои особенные черты, отличные от нашей современной речи. Именно это делает ее живой, красивой, неповторимой и показывает дух русского народа.

Позиция автора абсолютно ясна: речь деревенских жителей заключает в себе великое достояние и великолепие русской культуры. Именно деревенская речь удерживает человека в «в отчих пределах».

Я полностью согласна с мнением автора. Народная речь дала людям коренное богатство, и люди, не понимающие эту значимость, начинают это богатство истощать. Обратимся к произведению Солженицына « Матренин двор». Особенность образа главной героини проявляется в использовании ею народного языка. Речь Матрены эмоциональна, точна, естественна и напевна. Она включает в себя просторечные слова, тем самым уносит читателя в атмосферу тихой, дружной и спокойной деревенской жизни.

Таким образом, ценность деревенской речи заключается в создании нашей русской культуры, которую мы передавали и передаем из поколения в поколение веков, и в заложении в эту культуру обыденности и народной красоты. Поэтому так важно помнить о значимости и сохранении этой речи в настоящее время.

В чем заключается особенность деревенской речи? сочинение ЕГЭ

В чем заключается особенность деревенской речи? Именно это проблема находится в центре внимания В. Г. Распутина.

Отвечая на поставленный вопрос, автор рассказывает о своей жизни в ангарской деревне. Он отмечает, что там люди говорили «метко» и «точно», «не растекаясь мыслью по древу», поэтому «болтовня» среди жителей высмеивалась. На этом примере мы можем увидеть, что деревенский язык славится своей лаконичностью.

Далее В. Г. Распутин обращает внимание на то, что в селах люди по русскому языку «ходили пешком, по рабочему» сесте, вследствие этого речь была «живой» и простой. Кроме того, автор упоминает о том, что в деревне абсолютно все знали «уйму» пословиц, при использовании которых речь всегда становится яркой и интересной.

На этом примере мы видим, что деревенский язык красивый и «немудреный». Для автора одинаково важны и простота языка, и его лаконичность, и изящество — все это создает целостную картину сельской речи.

В. Г. Распутин считает, что особенность заключается в том, что речь деревенских жителей меткая и точная, живая и простая, красочная и интересная, она богата пословицами и заключает в себе все великолепие русского языка.

Я согласна с мнением автора и считаю, что деревенская речь особенна тем, что помогает описать во всех деталях характер, внешность и поведения героя в различных художественных произведениях. Например, в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» яркий образ деревенской жительницы Матрены создан при помощи диалектизмов сельской речи.

В заключение хотелось бы сказать, что деревенская речь по-своему уникальна, поэтому важно сохранить ее в настоящее время.

В чем заключается своеобразность деревенского говора? сочинение ЕГЭ

В чем заключается своеобразность деревенского говора? В чем его ценность? Именно на эти вопросы отвечает автор, поднимая проблему особенности деревенской речи.

Автор подчеркивает, что характерность деревенской речи объясняется меткостью и точностью. Действительно, жители деревень «одним словом умели сказать много», при этом болтливость и словесная мелочь была не в ходу. Прозвища же выбирались так метко и четко, что потом намертво приставали к его обладателю. В качестве примера, подтверждающего особенности деревенской речи, Распутин также пишет о том, что речь в деревне живая, без напускного и вычурного.

Так, человек, родившийся в деревне, никогда не станет сравнивать городскую речь с родной деревенской, поскольку для него речь городских обывателей всегда будет казаться тусклой и наигранной. При этом Распутин приводит яркий пример из собственной жизни, повествуя о том, что только после использования «не чужого» городского, а собственного деревенского языка, он смог «освободиться от вычурной «книжности»». Оба приведенных примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть всю необычность и особенность деревенской речи.

Итак, автор убеждает нас в том, что деревенская речь уникальна в своем своеобразии. Она метка и точна, наполнена пословицами и поговорками, без которых не так красива, а также в том, что речь деревень всегда живая и яркая, без напускного и неинтересного.

Я согласен с мнением автора и считаю, что деревенская речь может быть намного более точной и конкретной, эмоциональной и живой, нежели городская, даже при том, что речь городов более обогащенная и насыщенная все появляющимися новыми терминами. Так, например, в рассказе «Матренин двор» Солженицын создает яркий образ деревенской жительницы Матрены, использую диалектизмы и народную, деревенскую речь, а также добавляя просторечные слова и звучные, напевные мотивы.

В заключение, хотелось бы отметить, что, действительно, своеобразие деревенской речи заключается в ее простоте, лаконичности и нечрезмерности. А также именно яркость и неподдельность становятся основой ее особенностей.

Каково отношение людей к деревенской лексике? сочинение ЕГЭ

Русский язык богат и разнообразен. В нём много различных диалектов. Одним из них является деревенский. Каково отношение людей к деревенской лексике? Над этим вопросом в предложенном для анализа тексте размышляет знаменитый русский писатель В. Г. Распутин.

Желая привлечь внимание читателей к проблеме, рассказчик вспоминает речь жителей своей родной сибирской деревни.

Сельчане «одним словом умели сказать многое», «знали уйму пословиц». Действительно, сельский диалект при своей простоте богат и точен.

Однако многие люди не осознают это, не ценят богатство, которым обладает деревенская лексика. Выходцы из сёл часто «стесняются своего деревенского языка, считая его несовременным», самого рассказчика «много упрекали за деревенский диалект», в то время как сам он считал, что «деревенский язык нуждается в обогащении», а не замене. Стремясь угнаться за временем, люди часто отказываются своей родной речи и заменяют её на кажущуюся им современную. И это обедняет их язык, лишает его индивидуальности и образности.

Эти размышления автора позволяют понять, что беспокоит рассказчика, которому не безразлична судьба родного языка.

Авторская позиция довольно ясна: деревенский диалект отличается простотой, он очень богат и колоритен, но многие из-за современных веяний стремятся забыть о нём, «зарыть поглубже», но так поступать с родной речью нельзя.

С писателем невозможно не согласиться. Язык нужно не только обогащать, но и сохранять. В современной жизни прослеживается зарубежное влияние: появляются новые слова родом из других языков, которые не расширяют нашу речь, а заменяют исконно русские слова, хотя в этом нет необходимости. К примеру, замена русского слова «покупки» на английское «шопинг» безосновательна.

Этот текст ценен тем, что призывает нас обогащать нашу речь и в условиях глобализации не забыть собственный язык и не потерять его богатство.

Проблема влияния бедности быта на богатство души сочинение ЕГЭ

Думаю, многие согласятся с тем, что на становление человека как личности оказывают влияние и внешние факторы: окружающие люди, обстановка, условия жизни. У человека, выросшего в деревне, явно будут другие ценности и взгляды на мир, нежели у того, кто родился и вырос в городе. Именно проблему влияния бедности быта на богатство души ставит В. Г. Распутин в своём тексте.

Автор рассказывает про свое детство, прошедшее в глухой бедной деревне: частые неурожаи не давали колхозу вылезти из долгов.

Но публицист утверждает, что в его «неказистой деревне русский дух сохранился лучше, чем в людных местах». Этот народ не гнался за современностью: беспрестанный труд и почитание традиций сохранились почти во всех книгах писателя, отражая судьбу односельчан.

Было время, когда автор стыдился своего деревенского языка на фоне «современности». Но всё же Распутин восхищается живой речью своего народа, его умением одним словом сказать многое. Желание отразить хотя бы часть «простой красоты деревенского языка в своих книгах» со временем только усиливалось. Именно поэтому деревенский быт особенный — начиная с манеры общения, заканчивая укладом жизни.

Позиция автора ясна. В. Г. Распутин считает, что бедность быта не лишает человека богатства души, а, наоборот, делает судьбу каждого человека особенной.

С позицией автора я, конечно же, соглашусь. Ведь, действительно, богатство души не определяется социальным положением, деньгами, квартирой в городе или домиком в деревне. Внутренний мир и нравственные качества играют ключевую роль. Так, вспомним произведение А. И. Солженицына “Матрёнин двор”. Героиня — добрая пожилая старушка с трагичной судьбой. Несмотря на то что Матрена жила в трудных условиях, она ни на что не жаловалась. Наоборот, посвятила себя другим: до конца своих дней помогала окружающим, даже когда ей нездоровилось. Бедность быта и деревенский уклад, может, и повлияли на жизнь Матрены, но доброту, искренность и простоту ничто не смогло “отнять”. Поэтому к корыстным соседям героиня относилась с пониманием и уважением: она не старалась кому-либо угодить, а делала всё от чистого сердца.

Таким образом, мы видим, что на богатство души и нравственные ценности оказывает влияние многое, но никак не деревенский уклад жизни и бедность быта.

Проблема отношения к деревенской языковой традиции сочинение ЕГЭ

В тексте, предложенном для анализа, русский писатель и публицист В. Г. Распутин поднимает проблему отношения к деревенской языковой традиции.

Обращаясь к воспоминаниям детства, автор говорит о том, что в глухой ангарской деревне, в которой он родился и вырос не просто говорили, а «баско баяли, не растекаясь мыслью по древу». Каждое слово было к месту, прозвища приставали намертво, болтливость была не в почёте. Эта языковая традиция передавалась из поколения в поколение. Распутин признаётся, что, став студентом университета, стыдился своего деревенского языка, старался изжить его и в первых своих писательских опытах пытался соответствовать филологической выправке. «Получалось вычурно, неестественно», — признаётся писатель.

И героиня рассказа Василиса «решительно отказывалась говорить на чужом языке». Когда же она «заговорила» своим словом, она «выручила» автора, «заставила избавиться от вычурной книжности».

Распутин считает, что деревенская речь, меткая, точная, с уймой пословиц, – это по-настоящему живая речь. Это богатство, которого не нужно стесняться, которым, наоборот, нужно обогащаться, потому что оно «удерживает нас в отчих пределах».

Я согласна с авторской позицией. Хочется подчеркнуть, что писателям исконно народный язык позволяет создавать правдивые образы, погружать читателя в атмосферу колоритной деревенской жизни.

Обратимся к рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор». Создавая образ героини, писатель использует сочный народный язык. Речь Матрёны напевна, поэтична, эмоциональна, пестрит просторечными и диалектными словами и выражениями: «мятель – дуель», «ну и местечко — любота одна», «к ужоткому», «суп картонный», «не умемши, не варёмши – как утрафишь». Наблюдая за речью героини, читатель переносится в ту атмосферу «нутряной» России, в которой оказался автор. Исконно русский язык Матрёны ярко подчёркивает неиспорченную сторону характера истинной русской праведницы, живущей по законам высокой нравственности.

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», — писал К. Г. Паустовский. Бережное отношение к деревенской, народной языковой традиции – залог сбережения языка как национального достояния.

Проблема «несовременности» деревенского языка сочинение ЕГЭ

Великий русский писатель Валентин Григорьевич Распутин в данном тексте затрагивает проблему «несовременности» деревенского языка.

Рассуждая об этой проблеме, автор рассказывает про своё детство в ангарской деревне. Люди жили в ней бедно, но у них была богатая, чистая и добрая душа. Жители сохранили традиции русского народа, всегда держались вместе и не были испорчены городской жизнью. Но самое главное они сохранили простой русский язык. Это была живая речь!

Автор приводит пример, как он учась в университете, стал стыдиться своего деревенского языка, считать его несовременным. Получается, побоявшись насмешек, он предал традиции своего народа. Чтобы соответствовать современным меркам, автор начал менять себя. Но откуда это взялось, что быть деревенским стыдно и плохо?Также Валентин Григорьевич приводит пример, что многие слова мы заимствуем у иностранцев вместо своих: «своё забываем, а чужое из «красивых» стран принимаем с великими почестями.» Выходит мы не уважаем свой язык, не уважаем самих себя…

Позиция автора такова: мы не должны забывать откуда мы родом, свои корни, своих предков. Нам нужно гордиться своей страной, своим народом, своим языком!

Я согласна с мнением рассказчика, не нужно гнаться за современностью, нужно быть самим собой, честным и порядочным человеком.

Проблема отношения к деревенской языковой традиции по тексту В.Г. Распутина

Язык народа отражает его культуру и передает ее из поколения в поколение, поэтому он так необходим для каждого человека. Деревенская речь не менее важна, но не все люди это понимают, сейчас все больше и больше в языке появляется иностранных слов, и русский язык утрачивает свою неповторимость и самобытность. Проблеме сохранения этих качеств языка посвящен текст.

Знаменитый отечественный писатель В.Г. Распутин в тексте, предложенном для анализа, рассказывает, как он жил в деревне, в которой люди дорожили своими обычаями и традициями. Но переехав в город, он стал стесняться всего, что было свято в родном селе, в том числе и деревенской речи. Он понимал, что это настоящий, подлинный русский язык. Деревенская речь не только объединяла людей, она хранила красоту и непринуждённость общения, соблюдения традиций. Автор восхищается: «И какая же это была живая речь!». Действительно, эта «живая» речь была неотделимой частью нашего народа. Она обогащала духовный мир русского человека, показывая простоту, скромность и единство деревенской жизни.

Такое же было и у Шукшина: «Позже я прочитал у Шукшина, что и он, попав в Москву, прикусывал своё простонародное слово, стараясь говорить на городской манер». Автор говорит: «Вынесенный из деревни язык, конечно, нуждался в обогащении… Но в обогащении, а не замене». Деревенский язык является богатством и не в коем случае не стоит его скрывать.

Эти два примера показывают нам, что деревенская речь имеет свои особенные черты, отличные от нашего современного языка. Именно это делает его живым, красивым, неповторимым и демонстрирует особенный дух русского народа. Позиция автора абсолютно ясна, речь деревенских жителей заключает в себе великое достояние и своеобразие русской культуры.

Я полностью согласен с мнением автора, деревенская речь является, можно сказать, истинно русской. Она очень близка и во многом похожа на старинные рукописи и знаменитые произведения древнерусских авторов.

Таким образом, ценность деревенской речи заключается в создании самобытности нашей русской культуры, которую передавали до нас, и наша святая обязанность передать её последующим поколениям и внести в эту культуру обыденность и народность истинной красоты. Поэтому так важно помнить о значимости и сохранении этой речи в настоящее время.

Проблема отношения к языку сочинение ЕГЭ

Язык народа отражает его культуру и передает ее из поколения в поколение, поэтому он так важен для каждого человека.

Так как же люди относятся к языку? Именно этот вопрос поднимает в своем тексте В.Г. Распутин. Автора волнует проблема отношения к языку, поэтому он и нас стремится привлечь к совместным рассуждениям.

В.Г. Распутин предается воспоминаниям о своем прошлом. Мужчина родом из ангарской деревни, где речь у жителей необычна и не похожа на городской слог. «А как говорили у нас в деревне, как говорили! Баско баяли –метко, точно, не растекаясь мыслью по дереву»,- подчеркивает писатель. Такое различие между деревенским языком и городским поначалу пугало автора, он даже стыдился его. Однако после, когда мужчина понял, какую роль диалект способен сыграть в жизни героев его произведений, он изменил свое отношение: «Получив свое слово, Василиса сразу заговорила легко – и заставила освободиться от вычурной «книжности» и меня».

По мнению В.Г. Распутина, слог, отличный от общепринятого, не должен каким-либо образом притесняться: его нужно и можно использовать, но только разумно.

Автор считает, что люди должны с достоинством использовать диалекты в речи, ведь они обогащают «родным, удерживающим нас в отчих приделах». Человек не должен стесняться своего слога.

И действительно, с автором сложно не согласиться. Родная речь раскрепощает людей, делает их особенными, несмотря на то деревенский это слог или городской.

Соглашаясь с такой точкой зрения автора, хочу вспомнить произведение Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Создавая книгу, писатель внимательно и глубоко изучал разговорный язык. Автор широко использовал диалектизмы, которые служат средством создания колорита места действий и помогают более точно и ясно выразить мысли героев.

Также, рассуждая о проблеме, представленной в данном тексте, можно привести в пример роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Гости салона А.П. Шерер отражают всю сущность петербургского общества. Они разговаривают на изысканном французском языке, забыв о богатстве и величии родного . Однако, невзирая на то что гости считали, что употребление иностранного языка делает их выше среди остальных, герои пропитаны лицемерием и ложью. Пренебрежение родным языком сделало общество нравственно хуже.

Предложенный для анализа текст, натолкнул меня на размышления о том, что человек должен гордиться родным слогом и с уважением относиться к нему, ведь зачастую то, как мы говорим, является отражением нашей души.

Текст В.Г. Распутина для сочинения

(1)Моё детство прошло в глухой ангарской деревне, в четырёхстах километрах от Иркутска. (2)Жили мы бедно, и не мы одни, вся деревня жила бедно, земли для хлебов были худородные, мошка (мелкий гнус) заедала скотину, которая днями во всё лето спасалась только под дымокуром и лишь на короткие ночные часы выбегала на выгон. (3)Да и сами мы ходили в сетках из конского волоса, натягиваемых на голову, мазались дёгтем.

(4)Колхоз наш не вылезал из долгов, они время от времени списывались и снова нарастали, и жила деревня огородами. (5)Да ещё тайгой и Ангарой. (6)Но бедность быта никак не влияла на богатство души. (7)Судьба моих односельчан и моей деревни почти во всех книгах. (8)И их, этих судеб, хватило бы ещё на многие. (9)Будь у меня три жизни и пиши я в десять раз быстрей (а я всегда писал медленно), то и тогда мне вполовину не выбрать судеб, которые складывались только в одной нашей деревне, тихой, незаметной, полусонной.

(10)Но в этой неказистой деревне жила часть русского народа, пусть очень малая часть, но той же кости, того же духа, сохранившегося ещё и лучше, чем в людных местах, на семи ветрах. (11)Да и что такое «полусонная» деревня, если этот народ жил в беспрестанных трудах, играл свадьбы, рожал детей и воспитывал их, хранил традиции, держался вместе и не гнался за «современностью»? (12)А как говорили у нас в деревне, как говорили! (13)Баско баяли – метко, точно, не растекаясь мыслью по древу. (14)У нас все знали уйму пословиц, без них речь не лепилась.

(15)Все имели прозвища, пристававшие намертво. (16)Одним словом умели сказать многое, словесная мелочь была не в ходу. (17)Болтливость высмеивалась. (18)По русскому языку, да позволено будет так выразиться, ходили пешком, пo-рабочему, а не разъезжали в лимузинах. (19)И какая же это была живая речь! (20)И так мне хочется передать хотя бы часть этой простой красоты деревенского языка в своих книгах! (21)Должен признаться я в грехе: было время, когда я, смущённый университетом, образованием, стал стыдиться своего деревенского языка, считать его несовременным.

(22)О, эта «современность», скольким она закружила головы! (23)Позже я прочитал у Шукшина, что и он, попав в Москву, прикусывал своё простонародное слово, стараясь говорить на городской манер. (24)То же самое было и со мной в Иркутском университете. (25)Как же – ведь я изучал теперь Гомера и Шекспира! (26)Надо было соответствовать филологической выправке, не показывать себя лаптем. (27)Вынесенный из деревни язык, конечно, нуждался в обогащении… (28)Но в обогащении, а не замене. (29)Я и не подозревал, каким владел богатством, заталкивая его поглубже и с удовольствием названивая всякими «эквивалентами» и «экзистенциализмами».

(30)И даже когда начал писать – начал вычурно, неестественно. (31)О самых первых своих опытах я стараюсь не вспоминать, там были и Хемингуэй, и Ремарк, и Борхерт. (32)Выручила бабушка, моя незабвенная Марья Герасимовна. (33)Когда я задумал рассказ о ней, тот самый, где она Василиса, эта самая Василиса решительно отказалась говорить на чужом языке. (34)Я и так и этак, послащивая городским, давал для утешения погорчить во рту деревенским – ничего не выходило. (35)Пришлось подчиниться. (36)Мне с самого начала следовало догадаться, что их «в одну телегу впрячь неможно».

(37)Получив своё слово, Василиса сразу заговорила легко – и заставила освободиться от вычурной «книжности» и меня. (38)Меня много упрекали за сибирский диалект, которым я пользуюсь якобы без меры. (39)Но что такое диалект? (40)Это местные прибавки к языку, заимствования от местных народов, подвёрнутые под нашу речь, обозначение областной предметности. (41)Пользоваться диалектом действительно нужно разумно. (42)Но ведь за диалект зачастую принимают сам досельный русский язык, его заглубленную позднейшими наростами корневую породу.

(43)А её предлагают зарыть ещё глубже: своё зарыть, а чужое, валом повалившее из «красивых» стран, принять с великими почестями. (44)Ничего плохого, я считаю, нет в том, если читатель, встретив незнакомое слово, пороется в памяти, пороется в словарях и – вспомнит, ещё на одну крупицу обогатится родным, удерживающим нас в отчих пределах. (45)Это не может быть только филологической радостью: смысловой звук, вставший на своё место, – это радость исцеляющегося человека.

(по В.Г. Распутину)

Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015) — русский писатель и публицист, общественный деятель, один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

Смотрите также на нашем сайте:

Сочинение ЕГЭ по русскому языку 11 класс примеры с проблемами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

СОЧИНЕНИЕ

            ПРОБЛЕМА К1

Валентин Григорьевич Распутин — русский писатель и
публицист, общественный деятель, один из наиболее значительных представителей
«деревенской прозы» — рассказывает о своем детстве, о жизни в «в глухой ангарской деревне» и ставит проблему сохранения
национальной самобытности
.

КОММЕНТАРИЙ К2 ПРИМЕР 1

Говоря о бедности послевоенной деревни
(«колхоз наш не вылезал из долгов», «жила деревня огородами»), Распутин
подчеркивает, что «бедность быта никак не влияла на богатство души», а замечательные
судьбы его односельчан, свидетельствуют о богатстве души всего русского народа,
который, хоть и жил в трудах и всегда бедно,  но «рожал детей и воспитывал их, хранил традиции,
держался вместе и не гнался за «современностью»
. Можно, наверное, сказать, что
самобытность сохраняется в бедности и во внутреннем богатстве души. Таков мой
первый пример-иллюстрация, важный для понимания проблемы.

КОММЕНТАРИЙ К2 ПРИМЕР 2

Распутин считает, что его маленькая
деревня, как и многие другие «незаметные, полусонные» деревни России сохранили
дух и кость русского народа: нравственную стойкость, ясность и простоту уклада
жизни, а также самобытность характеров и красоту простого деревенского языка. По
мнению Распутина, сохранение самобытности возможно при сохранении простого
деревенского языка.  Это мой второй пример-иллюстрация,
важный для понимания проблемы.

КОММЕНТАРИЙ К2 СВЯЗЬ ПРИМЕРОВ

Эти примеры жизни послевоенной деревни: бедность быта,
но богатство души и красота языка, как считает Распутин, – залог сохранения национальной самобытности.
Эта связь бедности быта при богатстве души и богатстве языка, по мнению Валентина
Распутина, — основа русского народа.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ К3

Итак, рассказывая о своей деревне и
красоте родного языка, Распутин ставит проблему сохранения национальной
самобытности и считает, что нельзя «своё зарыть, а чужое, валом повалившее из
«красивых» стран, принять с великими почестями»
, что можно «обогатится родным,
удерживающим нас в отчих пределах».

ОБОСНОВАНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К4

Мне, конечно, понятно, что национальная
самобытность виднее в деревне, а не в городе, и что в деревне может сохранится
«досельный русский язык». Также я понимаю, что, соприкоснувшись с естественной
природной жизнью ангарской деревни, городской человек может испытать «радость
исцеляющегося человека».

265 слов

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Моё детство прошло в глухой ангарской деревне, в четырёхстах километрах от Иркутска. (2)Жили мы бедно, и не мы одни, вся деревня жила бедно, земли для хлебов были худородные, мошка (мелкий гнус) заедала скотину, которая днями во всё лето спасалась только под дымокуром и лишь на короткие ночные часы выбегала на выгон. (3)Да и сами мы ходили в сетках из конского волоса, натягиваемых на голову, мазались дёгтем. (4)Колхоз наш не вылезал из долгов, они время от времени списывались и снова нарастали, и жила деревня огородами. (5)Да ещё тайгой и Ангарой.

(6)Но бедность быта никак не влияла на богатство души. (7)Судьба моих односельчан и моей деревни почти во всех книгах. (8)И их, этих судеб, хватило бы ещё на многие. (9)Будь у меня три жизни и пиши я в десять раз быстрей (а я всегда писал медленно), то и тогда мне вполовину не выбрать судеб, которые складывались только в одной нашей деревне, тихой, незаметной, полусонной. (10)Но в этой неказистой деревне жила часть русского народа, пусть очень малая часть, но той же кости, того же духа, сохранившегося ещё и лучше, чем в людных местах, на семи ветрах. (11)Да и что такое «полусонная» деревня, если этот народ жил в беспрестанных трудах, играл свадьбы, рожал детей и воспитывал их, хранил традиции, держался вместе и не гнался за «современностью»?

(12)А как говорили у нас в деревне, как говорили! (13)Баско баяли – метко, точно, не растекаясь мыслью по древу. (14)У нас все знали уйму пословиц, без них речь не лепилась. (15)Все имели прозвища, пристававшие намертво. (16)Одним словом умели сказать многое, словесная мелочь была не в ходу. (17)Болтливость высмеивалась. (18)По русскому языку, да позволено будет так выразиться, ходили пешком, пo-рабочему, а не разъезжали в лимузинах. (19)И какая же это была живая речь! (20)И так мне хочется передать хотя бы часть этой простой красоты деревенского языка в своих книгах!

(21)Должен признаться я в грехе: было время, когда я, смущённый университетом, образованием, стал стыдиться своего деревенского языка, считать его несовременным. (22)О, эта «современность», скольким она закружила головы! (23)Позже я прочитал у Шукшина, что и он, попав в Москву, прикусывал своё простонародное слово, стараясь говорить на городской манер. (24)То же самое было и со мной в Иркутском университете. (25)Как же – ведь я изучал теперь Гомера и Шекспира! (26)Надо было соответствовать филологической выправке, не показывать себя лаптем. (27)Вынесенный из деревни язык, конечно, нуждался в обогащении… (28)Но в обогащении, а не замене. (29)Я и не подозревал, каким владел богатством, заталкивая его поглубже и с удовольствием названивая всякими «эквивалентами» и «экзистенциализмами». (30)И даже когда начал писать – начал вычурно, неестественно. (31)О самых первых своих опытах я стараюсь не вспоминать, там были и Хемингуэй, и Ремарк, и Борхерт. (32)Выручила бабушка, моя незабвенная Марья Герасимовна. (33)Когда я задумал рассказ о ней, тот самый, где она Василиса, эта самая Василиса решительно отказалась говорить на чужом языке. (34)Я и так и этак, послащивая городским, давал для утешения погорчить во рту деревенским – ничего не выходило. (35)Пришлось подчиниться. (36)Мне с самого начала следовало догадаться, что их «в одну телегу впрячь неможно». (37)Получив своё слово, Василиса сразу заговорила легко – и заставила освободиться от вычурной «книжности» и меня.

(38)Меня много упрекали за сибирский диалект, которым я пользуюсь якобы без меры. (39)Но что такое диалект? (40)Это местные прибавки к языку, заимствования от местных народов, подвёрнутые под нашу речь, обозначение областной предметности. (41)Пользоваться диалектом действительно нужно разумно. (42)Но ведь за диалект зачастую принимают сам досельный русский язык, его заглубленную позднейшими наростами корневую породу. (43)А её предлагают зарыть ещё глубже: своё зарыть, а чужое, валом повалившее из «красивых» стран, принять с великими почестями.

(44)Ничего плохого, я считаю, нет в том, если читатель, встретив незнакомое слово, пороется в памяти, пороется в словарях и – вспомнит, ещё на одну крупицу обогатится родным, удерживающим нас в отчих пределах. (45)Это не может быть только филологической радостью: смысловой звук, вставший на своё место, – это радость исцеляющегося человека.

(по В.Г. Распутину*)

* Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015) — русский писатель и публицист, общественный деятель, один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

 265 слов

Добрый день! В данной статье мы рассмотрим тему из сборника ЕГЭ 2019 по русскому языку И.П, Цыбулько, посвященную проблеме судьбы русских деревень по тексту В. П. Астафьева, «Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях…» из варианта 18.

Содержание

  1. Текст задания
  2. Вступление
  3. Определение и формулировка проблемы
  4. Комментарий
  5. Пример-иллюстрация №1
  6. Пример-иллюстрация №2
  7. Позиция автора
  8. Отношение к позиции автора
  9. Вывод

Текст задания

Если текст не отображается, обновите страницу.

Вступление

Проблема запустения русских деревень остро стояла в период жизни автора. Покинутые посёлки, разрушающиеся дома и брошенные поля у любого патриота вызывают тягостные чувства. В. П. Астафьев поднимает эту проблему в своём тексте, заодно сличая то, насколько по-разному могут выглядеть и восприниматься пустующие хозяйства.

Определение и формулировка проблемы

Печально видеть, как упадок приходит туда, где раньше кипела жизнь и трудились люди. Астафьев в приведённом отрывке рассказывает о том, какие непохожие друг на друга впечатления могут оставлять дома из, казалось бы, одной и той же деревни, покинутые своими владельцами. Даже после давнего ухода, хорошего, домовитого и ответственного хозяина можно легко отличить от необязательного и равнодушного.

Комментарий

Текст пронизан сожалением о том, что деревни отступают, а урбанизация набирает обороты. Только оставленные дома напоминают о том, какими были эти места. Горечь от происходящего прослеживается во всём отрывке, автор неуютно чувствует себя в покинутых поселениях, грустит и старается представить то, какой была ещё жилая деревня.

Присоединиться к вебинару

Пример-иллюстрация №1

В ней ещё не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задёрнут выцветшей ситцевой занавеской. На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье — ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и берёзовые. За лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи. 3десь жили хозяева! Настоящие. Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придёт не браконьером и бродягой — жителем придёт, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него всё необходимое…

Автор осматривает один из домов и видит, что в покинутом доме раньше была хозяйственная, ответственная семья. Всё оставлено так, чтобы желающему вселиться было комфортно и удобно начать быт заново. Здесь жили люди, любившие свой дом и покидавшие его с сожалением. Им хотелось бы, чтобы у их хозяйства появился владелец и ему было бы хорошо и спокойно жить здесь. Неторопливо собравшись, приведя всё в порядок, бывшие жильцы оставили всё как можно более аккуратным. У таких хозяев жизнь была упорядочена, и хозяйство велось разумно и аккуратно.

Пример-иллюстрация №2

А через дорогу, уже затянутую ромашкой, травой-муравой, одуванчиком и подорожником, изба распахнута настежь. Ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали, поленницы свалены, козлина опрокинута вниз «рогами», валяются обломок пилы, колун, мясорубка, и всякого железа, тряпья, хомутов, колёс — ступить некуда. В самой избе кавардак невообразимый. На столе после еды всё брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. Меж ними птичий и мышиный помёт, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами. Везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружьё, пустые гильзы, подполье чёрным зевом испускает гнилой дух овощей, печка закопчена и скособочена, порванные тетради и книжки валяются по полу, — отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было памяти, отсюда отступали <…>

А вот дом, находящийся рядом, производит иное впечатление на автора. Он брошен в бардаке и грязи, завален хламом. Астафьев с некоторым презрением говорит о том, какой он видит и саму избу, и какой ему видится хозяйка дома. Это и понятно — хороший хозяин не оставит своё, пусть уже и бывшее имущество в таком состоянии. Потому, что невозможно бросить в неприглядном виде то, во что вкладывались силы, любовь, о чём заботились. Из того, как выглядит вторая изба, автор делает вывод о том, что хозяева своё жилище не любили и не старались поддерживать в хорошем состоянии.

Позиция автора

Противопоставляя два описанных в отрывке дома, автор отдаёт предпочтение первому. О нём он рассказывает со светлой грустью — мол, жили хорошие, хозяйственные люди, обстоятельные и спокойные. И оставили после себя хозяйство, которое, быть может, ещё приглянётся кому-то и будет восстановлено. В рассказе о второй избе сквозит недовольство и огорчение, и хозяева видятся ему в неприглядном свете.

Пробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!

Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания!  

Перейти к выбору теста!

Отношение к позиции автора

С позицией автора очень тяжело не согласиться — ответственный и внимательный хозяин постарается оставить своё бывшее жильё в хорошем виде. Впрочем, ему для этого, скорее всего, и не придётся делать ничего слишком сложного — такие люди обычно постоянно поддерживают порядок и чистоту. Описание второго дома и у меня вызывает неприятные ощущения, ведь такая обстановка говорит о спешных сборах и равнодушии бывших владельцев не только к тому, кто может увидеть их покинутое жильё, но и к самому своему хозяйству.

Вывод

Как ни жаль, но деревни постепенно исчезают. Быт там трудный и физически тяжёлый, люди всё больше переселяются в города. Однако, у тех домов, чьи владельцы оставили их в пристойном виде, больше шансов снова стать жилыми, если найдутся люди, которые захотят жить в этой деревне.

метки: Деревня, Уничтожение, Россия, Исчезновение, Земля, Проблема, Человек, Распутин

Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя. А потому в русской литературе советского периода взаимоотношения человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». И мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку.

И наконец, пришло время, когда лучшие писатели и публицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать. Ю. Черниченко сравнил современные отношения человека и природы с гражданской войной: «Не было бы граждан — не было бы никакой войны». С призывом задуматься о проблемах экологии выступили такие замечательные писатели, как Ч. Айтматов, В. Астафьев, С. Залыгин, В. Распутин. На одном произведении мне бы хотелось остановиться подробнее.

«Прощание с Матерой» — книга о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная.

Не случайно слова «Родина», «народ», «родник», «природа» — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Оттерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья: «Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодела она. Одну бы только Матеру?!» Другая жительница деревни, Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит ее и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете — это лишить человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: «Кто ж старое дерево пересаживает?!»

Символична та весть, которая побудила героев начать активное сопротивление. Принес ее Богодул — герой, который воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры (живет он на острове одному богу известно сколько).

Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил: «Мертвых грабят!» Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем». Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище — нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, «задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит». Ее поддерживает вся деревня…

6 стр., 2867 слов

Сочинение человек и природа в современной литературе

… природу, мы убиваем себя и свое будущее. читать похожие: Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев) Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем нас мире. Отравленные воздух, реки, земля … начинает отчаянно сопротивляться, защищая свою старую избу, свою Матеру. Жалеет деревню и се сын Павел, который говорит, что не …

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. «Любовь к отеческим гробам» еще А. С. Пушкин назвал основой человеческой нравственности.

В. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений жителей деревни. Получаете, что чем дальше, тем слабее становятся связи. Старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главнее. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Он, не задумываясь, принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров, И вообще, он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть В. Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, и, когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются.

А такие, как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает разрушение, лишь бы за него платили деньги. Своеобразным символом предупреждения становится новый поселок, куда должны перебраться жители деревни. Поселок хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, не по-людски. Наверное, прощаться в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой. Но будет ли человек чувствовать себя хозяином этой земли, сколько поколений должно смениться, прежде чем возродится утерянная связь человека с «почвой»? Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнет свою жизнь с «прощания с Матерой»? «Если земля — территория, и только, то отношение к ней соответствующее. Землю — родную землю, Родину — освобождают, территорию захватывают… Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — обращается к своим читателям В. Распутин. И его повесть — это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.

Вернемся к роману. Матёра — это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары.

12 стр., 5578 слов

Роль мамы в жизни человека – Какова роль матери в жизни ребенка?

… маму – эссе по теме Сочинение про маму предполагает рассуждение о роли мамы в жизни каждого человека. Это самый близкий и родной человек на протяжении всей жизни. Данный материал поможет написать эссе … их гармония. Российский педагог и публицист Иван Федорович Гончаров в своем тексте главной проблемой ставит роль матери в жизни человека. О на, бесспорно, является актуальной, ведь для любого …

Эта перспектива не радует стариков, которых Распутин почти всегда вводит в свои произведения. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матёре не только она выросла. Это родина ее предков, а сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что «нам Ма-тёру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».

Суть противопоставления в том, что для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Так, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. По их логике это естественно, это первоочередная задача, так как размытые рукотворным морем захоронения могут быть источником болезней. А противоположная сторона антитезы — Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, — размышляет она, — а совесть, поди-ка та же… наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Чё про совесть, ежели этакое творится!»

Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Но не все. Противопоставление нового и старого заметно и среди аборигенов Матёры. Остались верными ей лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиной.

Писатель заставляет задуматься: будет ли человек, покинувший родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым и, сжигая мосты, покидая Матёру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелее всех. Он разрывается на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но с прежнего места еще не вывезена мать. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.

Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним — традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.

Что же теперь будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов? Что будет с тем гармоничным миром, который для каждого человека становится святым местом на земле? Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матёру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матёры весна, и передавать родную землю некому.

В истории Матёры легко прочитывается судьба родной деревни Распутина — Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. Писатель не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в людях. В силах человека сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

3 стр., 1081 слов

Должен ли человек чтить своих предков?

… считает, что только люди без совести способны разрушить кладбище. Она свято чтит традиции, хранит память о предках. Именно поэтому … любви, построению мирной жизни. Дополнительные аргументы При написании сочинения по направлению «Забвению не подлежит» вам могут понадобиться … с Матёрой» В.Г. Распутин рассуждает о том, что может произойти, если человек не будет чтить предков. Сюжет произведения …

5 октября 2018

В закладки

Обсудить

Жалоба

Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. Ох, какое это зрелище! К нему не притерпеться, не привыкнуть.

Сочинение написано в соответствии с новыми критериями оценивания 2019.

Сочинение

Виктор Петрович Астафьев — советский и российский писатель, автор них произведений о русской деревне. В данном тексте он поднимает проблему судьбы русских деревень.

Раскрывая данную проблему, Виктор Петрович две противоположные картины, которые он увидел в покинутых деревнях. В одном доме «ещё не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу». Здесь все осталось так, как при жизни хозяев, можно было зайти и жить снова: «3атопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу — ив ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме». Совсем другой была обстановка в избе через дорогу — «отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было памяти, отсюда отступали, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламлённую избу с презрением: «Хватит! Поворочала! Теперь в городе жить стану, как барыня!..» — вот из-за таких людей и гибнет русская деревня. Вторую картину автор показывает специально, чтобы задумались селяне о земле русской, о том, что и в деревне жить можно припеваючи, только жизнь эту можно только самим создать, а не надеяться на доброго волшебника, который сделает и дороги гладкими и дома благоустроенными.

Сразу становится понятной и позиция автора: судьба русских деревень печальна: люди покидают деревенские избы «из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации».

Я совершенно согласна с позицией автора, так как сама живу среди умирающих деревень. За последние 15-20 лет многие жители села уехали в город, стремясь получить хорошую работу, купить квартиру, устроить жизнь детей. И от этого становится печально. Наша страна – обладательница огромных пространств, тысячи и тысячи человек могли бы развивать русскую деревню, урбанизировать ее, а не урбанизироваться самим. Но пока наблюдается обратный процесс: люди покидают свои дома, местные чиновники закрывают малокомплектные школы, ФАПы, и невыносимой становится жизнь старожил. Хочется надеяться, что наступят еще времена, когда вернуться люди в деревню, сделают ее современной, удобной. Наверное, это время уже не за горами, так как в городе воздух отравлен, жизнь в многоэтажке становится неудобной, да и многие уже тянутся к земле, не утих во многих душах зов предков.

Таким образом, совершенно прав автор стихотворения, которое можно встретить в Интернете:

Зарастает усадьба крапивой, где нахмурился домик пустой.

Не гуляют стада за деревней и не радует поле зерном.

Что ж случилось с тобою, Россия? Без села мы же все пропадём…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Проблема равнодушия сочинение егэ аргументы
  • Проблема судьбы русских деревень сочинение егэ распутин
  • Проблема равнодушия егэ по русскому языку
  • Проблема судьбы в романе герой нашего времени сочинение 9 класс
  • Проблема равнодушия в повести шинель сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии