Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками…
В чём заключается материнская любовь? Над этим вопросом размышляет Ю. Яковлев в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая о проблеме, автор повествует о матери мальчика, вместе с товарищами совершившего убийство часового. Не представляющая себе жизнь без сына, героиня без колебаний отправляется к коменданту, чтобы предотвратить казнь ребёнка: «Никого вокруг не существовало. Только мой сын. И для того, чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок». Героиню не волновала собственная судьба — ей необходимо было спасти сына. На этом примере мы видим, что материнская любовь выражается в бесстрашии и мужестве, с которыми родитель стремится защитить своего ребёнка.
Далее Ю. Яковлев описывает появление героини на месте казни. Она понимала, что сын не собирался оставлять друзей и готовился принять наказание вместе со всеми. Судьба мальчика теперь зависела от решения женщины, и мама принимает выбор сына, понимая, что «куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек». «Они все мои сыновья», — отвечает она на вопрос о том, кого из четырёх юношей нужно освободить от казни. Этот пример свидетельствует о том, что одно из проявлений родительской любви — уважение выбора ребёнка.
Дополняя друг друга, примеры показывают, что матери готовы на всё ради своих детей, даже если придётся добиться расположения коменданта или принять смерть самого дорогого человека.
Авторская позиция понятна. Ю. Яковлев считает, что материнская любовь заключается в смелости и стойкости, проявляемых как ради спасения своего дитя, так и при принятии его желаний.
Я согласна с позицией автора. Действительно, матери, в трудной ситуации, способны поступать самоотверженно ради счастья своих детей. Так, к примеру, в рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары» у восточной красавицы Али рождается девочка с синдромом Дауна. Несмотря на это, женщина не бросает ее, как это делает ее отец, а старается помочь ей адаптироваться в обществе. И даже когда находилась на волоске от смерти из-за смертельной болезни, Аля продолжала думать только о Милочке. Автор хотела нам показать, что на высшую степень самоотверженности способна только материнская любовь.
Прочитав текст Ю. Яковлева, я поняла, что материнская любовь заключается в стремлении защитить детей и дать всё самое лучшее.
Здравствуйте, Арслан!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 — Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Стоит уточнить, что дело происходит во время войны.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована.
Дополняя друг друга, примеры показывают, что матери готовы на всё ради своих детей, даже если придётся добиться расположения коменданта или принять смерть самого дорогого человека.
Пример с комендантом стоило сформулировать как-то обобщенно, ведь вы говорите в общем о самоотверженности матерей, а не только этой конкретной. Что касается второго примера, в такой формулировке складывается впечатление, что смерть какого-то другого человека надо принять ради своих детей.
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Ю. Яковлев считает, что материнская любовь заключается в смелости и стойкости, проявляемых как ради спасения своего дитя, так и при принятии его желаний.
Желания — не совсем уместное слово, оно не раскрывает сути, ведь все желания ребенка нельзя принимать, да и нет в этом ничего смелого. Корректнее: принятие нравственного выбора.
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Приведенный тезис не соответствует позиции автора, с которой вы соглашаетесь.
Действительно, матери, в трудной ситуации, способны поступать самоотверженно ради счастья своих детей.
Какого счастья добилась для сына героиня текста Яковлева?
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Судьба мальчика теперь зависела от решения женщины, и мама принимает выбор сына, понимая, что «куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек».
А кому именно «тяжелее расставаться с жизнью»? Явно не сыну, потому что он расстался с жизнью, не испытав предательства.
Прочитав текст Ю. Яковлева, я поняла, что материнская любовь заключается в стремлении защитить детей и дать всё самое лучшее.
Вывод также противоречит смыслу текста, героиня не защитила своего сына и все самое лучшее ему не дала.
K6 — Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 — Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Необоснованное обособление обстоятельства.
K9 — Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
ради спасения своего дитя
Родительный падеж слова дитя — дитяти.
И даже когда находилась на волоске от смерти из-за смертельной болезни, Аля продолжала думать только о Милочке.
Речевой недочет. В первом предложении отсутствует подлежащее, в данном случае это некорректно. Можно так: И даже находясь на волоске… либо И даже когда Аля находилась… она продолжала думать…
Автор хотела нам показать
Автор — существительное мужского (не общего) рода, независимо от гендерной принадлежности.
K10 — Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
нужно освободить от казни.
Лексическая несочетаемость.
ради спасения своего дитя
Неуместный выбор слова. Дитя уже взрослое и борется с фашистами.
K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Арслан, подбирайте свой аргумент таким образом, чтобы он соответствовал позиции автора. И учитывайте содержание текста, матери, конечно, хотят счастья своим детям, но в данной ситуации говорить об этом неуместно. Удачи в подготовке к экзаменам!
Баллы по критериям
К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 — Пример 1: 1
K2 — Пояснение к примеру 1: 1
K2 — Пример 2: 1
K2 — Пояснение к примеру 2: 1
K2 — Анализ связи между примерами: 1
К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 — Точность и выразительность речи: 1
K7 — Соблюдение орфографических норм: 3
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 — Соблюдение грамматических норм: 1
K10 — Соблюдение речевых норм: 1
K11 — Соблюдение этических норм: 1
К12 — Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл — 19
12 августа 2014
В закладки
Обсудить
Жалоба
Пишем сочинение
Разбор одного текста из ЕГЭ.
(1)Он был всем в жизни Анны Викторовны, её сын.
(2)Она ждала его долго. (3)Больше года с момента замужества лечилась, ходила на процедуры. (4)Лечащий врач ничего не гарантировал, но всё же внушал оптимизм насчёт перспектив. (5)Она не просто хотела ребенка, она хотела сына, чтобы назвать его именем безвременно ушедшего, горячо любимого отца.
(6)Когда она уже жила в ожидании ребёнка, по всем внешним признакам ей предсказывали дочь, но она упорно твердила, что у неё родится сын. (7)И он родился! (8)Крепким, здоровым и красивым! (9)С самого первого прикосновения его влажных, тёплых губ к её груди она восприняла сына как чудо, явившееся, чтобы стать ей опорой всегда и во всём. (10)Данное ему имя — Виктор — стало не только символом памяти об отце, но и знаком её побед за счастье сына.
(11)С первых лет она растила его как «маленького принца»: с изысканными манерами, почтительным отношением к старшим и представителям прекрасного пола. (12)Ради сына она изощрялась, как могла, чтобы совладать с тираническими и плейбойскими замашками мужа и сохранить семью, дабы не обрекать ребёнка на зависть к тем детям, которые живут в полных семьях. (13)Компромиссы, уступки помогали внешне создавать в доме атмосферу покоя, что позволяло отнести их семью к категории вполне благополучных.
(14)Она знала, что привлекает внимание мужчин, однако никто не мог вызвать у неё интереса, так как все её помыслы и лучшие чувства принадлежали сыну. (15)Сын учился в той же школе, где она работала все годы сразу после окончания университета, однако никто не мог упрекнуть её в «семейственности», поскольку Виктор рос настолько ярким, талантливым и усердным, что никому в голову не пришло бы заподозрить её в использовании для успехов сына своего статуса учительницы. (16)Единственная её корысть состояла в том, что мальчик всегда был у неё на глазах и она знала о нём всё, что позволяло ей высвечивать, обозначать особым смыслом его победы и подставлять ему плечо при радостях и неудачах.
(17)Дружба и привязанность между сыном и матерью вызывали удивление и даже зависть у многих. (18)Они всё обсуждали вместе, часто гуляли вдвоём, делились впечатлениями об увиденном и прочитанном, о головокружительных возможностях, связанных с развитием биологии, о его друзьях и отношениях с ними и даже о его влюблённостях. (19)Мать была его лучшим другом, и потому он всегда чувствовал себя защищенным, уверенным в себе, преисполненным чувства собственного достоинства и дружелюбия к окружающим.
(20)«Может, и правильно, что не пошла в науку, отказалась от аспирантуры после университета, — иногда рассуждала она про себя, — я чувствую неисчерпаемые возможности свои именно в качестве педагога. (21)У меня именно педагогический талант, данный мне от Бога, и мои ученики, и прежде всего мой сын тому подтверждение!» (По Л. Матрос*)
* Лариса Григорьевна Матрос — юрист по профессии, доктор философии, писатель, литературный критик.
Информация о тексте:
Примерный круг проблем и авторская позиция
1. Проблема взаимоотношений матери и сына. (Как формируются доверительные отношения между матерью и сыном?)
1. Доверительные отношения между матерью и сыном формируются в результате внимательного, бережного и заинтересованного отношения к мыслям, чувствам и устремлениям ребёнка, к его внутреннему миру.
2. Проблема проявления материнской любви. (В чём прежде всего проявляется материнская любовь?)
2. Материнская любовь проявляется прежде всего в стремлении стать своему ребёнку мудрым и надёжным другом.
3. Проблема влияния материнской любви на формирование личности ребёнка. (Какое влияние имеет любовь матери на формирование личности ребёнка?)
3. Любовь матери, её стремление стать своему ребёнку настоящим другом дарит ребёнку чувство защищённости, уверенности в себе, формирует чувство собственного достоинства и дружелюбие по отношению к окружающим.
Материнская Любовь Сочинение 9.3 По Тексту Амонашвили
➡➡➡ ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ!
Материнская Любовь Сочинение 9.3 По Тексту Амонашвили
Материнская любовь это самая чистая и настоящая любовь, которая есть на этом свете. Любовь проявляется в заботе, ласке матери к своему ребенку. Это любовь, которая практически не требует отдачи. Мама не найдет себе другого ребенка если свой не будет ее любить. Хотя не любить маму очень сложно. Такое бывает только в редких случаях. Мама даже при самой страшной ссоре будет переживать за своего ребенка. Для женщины важно испытать такие чувства хоть раз. Мама любит своего ребенка не зависимо от здоровья, внешности, характера. Просто невозможно не любить своего ребенка, которого ты девять месяцев носила около сердца. Мать всегда будет на стороне своего ребенка, даже если он совсем не прав. Для мамы ее ребенок всегда будет самым лучшим. Материнская любовь не имеет границ и ее очень сложно описать словами.
Мои слова можно подтвердить рассказом «Тарас Бульба». В нем сыновья возвращаются спустя пару месяцев в родной дом. Мама встречает их и сразу обнимает. Она ругает мужа, что он сразу начинает ссориться со своими сыновьями. Она могла получить удар от своего супруга, но ради детей смогла бы стерпеть даже такое. В этом проявляется ее настоящая материнская любовь. Она не обижается на сыновей что они не встали на путь отца и не поступили в военное заведение.
В моей жизни мама занимает самое первое место. Она всю мою жизнь поддерживает меня и никогда не обвиняет. На всех конкурсах она приходила, чтобы поддержать меня. Когда она была рядом, мне становилось намного легче, и я не волновалась. Даже если у меня что то не получалось то она всегда гордилась мной и говорила что я лучше всех. Я очень благодарна мама за ее любовь, которую она показывает мне каждый день. Мама всегда спрашивает, как у меня прошел день, какие оценки я получила, что делала после школы. Даже если она очень устала и хочет отдохнуть, то она все равно послушает мой рассказ о сегодняшнем дне. Я точно знаю, что если мне понадобиться помощь, то я могу обратиться к маме, и она всегда мне сможет помочь и дать совет.
Материнская любовь может быть не только к своему ребенку. Мама может любить как родную девушку своего сына. В школах или детских садах учительницы любят детей как своих настоящей материнской любовью. Материнская любовь никогда не может быть поддельной. Мама даже не нужно притворяться, что она любит своего ребенка, ведь это чувство исходит из самого сердца и притворятся, нет необходимости.
Мама – первая, кто встречает нас в этом мире. Её голос – первые звуки, которые мы слышим. Её руки – это первые ощущения, которые мы чувствуем. Её любовь – первое, и самое главное чувство, которое мы испытываем. Чувство очень личное, и в то же время общеизвестное.
Любовь матери никогда не умрёт. Даже после потери ребёнка, мама остаётся мамой. Известны случаи, когда женщинам настолько тяжело пережить утрату, что они на физиологическом уровне больше не могут иметь детей.
Всё закладывается в детстве. Принципы и взгляды, заложенные в те годы, руководят человеком на протяжении всего жизненного пути. Поэтому очень важно, ощущение заботы и нежности, исходящее от матери. С самых первых дней жизни, мама – своеобразный барьер между окружающим миром и тёплым семейным гнёздышком.
Отношения между матерью и ребёнком – отражение будущих отношений с собственными детьми. Если человек ощущал тепло и нежность в детстве, он обязательно постарается перенести такое отношение и к собственным детям. То же, и в отношениях между супругами. Человек, обделённый любовью матери в детстве, скорее всего, столкнётся с определёнными трудностями в собственной семье. Такие личности, обычно, достаточно замкнутые, нерешительные, преследуемые страхом перед новыми знакомствами.
Размер материнской любви невозможно измерить. Огромная сила, движущая всем живым на планете. Женщина, давшая жизнь и идущая рядом, что бы никакое ненастье, не затронуло её чадо.
Любовь мамы – нередко слепа. Мать настолько сильно и безусловно любит своё дитя, что часто закрывает глаза на слабости или не достойные поступки своего ребёнка. Такие отношения часто вредят обоим сторонам. Мать изводится от примирения с собой и моралью. А ребёнок продолжает калечить жизнь свою и, иногда, других людей. Именно такое чувство описано Фонвизиным в произведении «Недоросль». Автор демонстрирует, как гиперопека и сверхсильная любовь, влияют на жизнь человека.
Многие писатели и поэты описывали в своих произведениях это светлое чувство. Материнская любовь воспета и музыкантами. Чудо материнской любви запечатлено в картинах художников. За каждым великим человеком, стоит любящая и верящая в него женщина. Его мама.
Всё перечисленное выше, подтверждает важность, силу и чистоту материнской любви. Ответить на вопрос «Что такое материнская любовь?» в полной мере практически не возможно. Потому что каждая мать уникальна в своих порывах и чувствах. Но, безусловно, это очень чистое, светлое, нежное и жертвенное чувство. Чувство, которое одинаково важно для каждого.
Материнская любовь, наверное, самое сильное чувство, которое может испытывать человек по отношению к своему ребенку. Еще будучи в положении и, ожидая появления своего ребенка на свет, многие мамы уже чувствуют любовь и трепетность и стараются защитить своего малыша. Они стараются делать, все что в их силах, чтобы выносить и родить здорового ребенка.
Мать любит своего ребенка, несмотря ни на что, вне зависимости здоров он или болен, с отклонениями или без них. Для нее ее ребенок будет всегда самый лучший. Мама же для ребенка является источником комфорта, безопасности и даже пищей, в период грудного кормления.
В материнскую любовь входят терпение, забота, бескорыстие, понимание и переживания за свое чадо. С самого рождения ребенка, мать ухаживает за ним, успокаивает, поет колыбельные, кормит, согревает своим теплом, лечит и переживает, когда он заболел. Позже, когда ребенок чуть подрастет, она начинает знакомить его с окружающей средой, учит всему необходимому. Когда ребенку пришло время пойти в школу, мама каждое утро готовит завтраки, приготавливает для него одежду, отвозит в школу, переживает за его отметки и за взаимоотношениями с одноклассниками. В подростковые года мама опять не сидит сложа руки, она всегда поддержит в трудные минуты. Мамы переживают и ухаживают за ребенком всю свою жизнь, до последнего вздоха, несмотря на то, что дети уже выросли и стали самостоятельными личностями.
Любовь матери к своему ребенку способна творить настоящие чудеса. В тот момент, когда все отвернулись от ребенка только мать, никогда не откажется от него и будет всегда ждать и радоваться возвращению своего чада. Бывали такие случаи, когда материнская любовь служила исцелением для ребенка от тяжелых заболеваний. В отличие от любви между мужчиной и женщиной, которая не терпит предательств и измен, мать всегда остается верна своему ребенку, несмотря на боль, которую он ей причинит.
Мамину любовь необходимо ценить, дорожить ею. Ведь всю свою жизнь она старается правильно воспитать и сделать из своего ребенка хорошего и успешного человека. Нужно это понимать ведь мамы живут не вечно. Большинство детей не хотят этого понимать и не ценят, и этим самым приносят боль своему самому родному человеку.
Ребенок должен тоже любить и ценить свою маму. Даже, если между матерью и ее ребёнком преобладает большое расстояние, можно всегда и как можно чаще звонить ей и узнавать, как у нее дела.
Виктора Астафьева, советского и российского писателя, по праву считают очень талантливым человеком. В течение своей жизни он создал много произведений, в которых талантливо и правдиво описывалась деревенская жизнь.
Евгений Базаров — сильная личность в романе Тургенева «Отцы и Дети». Являлся представителем нигилистского течения. Его отец всю жизнь работал лекарем, который помогал многим людям
Учитель это не просто профессия, а призвание человека, чей труд способствует становления и развитию других. Роль учителей в современном обществе неоценима, так как именно они закладывают морально нравственный фундамент ребенка
«Герой – это человек, который совершает подвиги». В свою очередь, подвигом по определению является доблестный поступок, совершенный в трудных условиях. Но что же можно назвать подвигом сегодня и, главное, каким должен быть герой в наше время?
Как изменится мир, если бы я был волшебником? Перемены были бы необычайными. Все люди на планете имели бы волшебные способности. Каждый мог переместиться за мгновение в другую точку планеты или галактики
Сочинение Что такое Материнская любовь 9 класс ОГЭ 15.3
Сочинение на тему “Материнская любовь” — Litfest
Сочинение 9 .3 : Что такое материнская любовь ? (по тексту…)
Сочинение на тему по тексту Ш. Амонашвили (ЕГЭ по русскому)
Сочинение 9 .3 . Как проявляется материнская любовь? | 4ЕГЭ
Критерии Проверки Итогового Сочинения 2021
Особенности Проведения Итогового Сочинения В 2021
Реферат На Тему Лжедмитрий 1
Сочинение По Русскому 27 Задание Примеры
Конкурс Сочинений 4 Класс
Момент Истины
Милая, любимая моя
Дейда Варо!
Дейда
в переводе с грузинского означает «сестра матери» (тетя).
Так звали Вас ученики, так обращались к Вам даже коллеги. В этом
кем-то придуманном прозвище в тяжелые годы войны заключалась тайна
о том, какой заботливой любовью Вы любили учеников и какой
почтительной любовью они откликались.
Вы пришли
в мою жизнь тогда, когда, может быть, свершалась моя судьба. Это был
1944 год. Говорю о судьбе, которую спустя десятилетия открывал я
в себе по частям. А сегодня, в начале двадцать первого
века, я постигаю Вас как свою педагогическую совесть.
В то далекое,
более чем полувековой давности, время, я воспринимал своих учителей
как ополченных на меня людей. Отец погиб на войне, меня
с младшей сестрой воспитывала больная мать. А я, видите ли,
не мог «оправдать» надежды погибшего отца и больной матери: мои
старания в учении не увенчались успехом, и учителя, –
по физике, химии, математике, русскому, английскому и даже родному
языкам, – взвешивая мои знания на аптечных весах, выдавали мне только
двойки с усмешкой, угрозой, с чувством жалости. Были бы тогда
классы для выравнивания, я уверен, любой из моих учителей
освободился бы от меня.
Но вот пришли
Вы. И после 2–3 уроков меня, мальчика седьмого класса, подзываете
к себе и говорите шепотом: «Бичо (т. е. мальчик),
у тебя же дар поэта! Пиши стихи!»
Спустя пару недель
Вы опять зовете меня к себе, просите донести стопку тетрадей
до учительской и, оказавшись со мной наедине, говорите: «Бичо, какое
хорошее у тебя получилось сочинение! Ты можешь подарить
его мне?»
Так прошло еще
несколько месяцев. И однажды, когда мы в классе выполняли письменное
задание, Вы незаметно подошли ко мне, наклонились и шепнули
на ухо: «Бичо, мои пятерки краснеют рядом с двойками! Как быть?»
Мне запомнилось все:
вибрация Вашего голоса, Ваше озабоченное лицо, Ваши глаза, в которых любовь
поглощала слезы. Запомнилось мне Ваше скромное элегантное платье
с фамильной брошью и теплота Вашей ладони на моей голове;
запомнилась прядь снежных волос, запах которых ласкал меня.
Это был
в моей жизни момент истины, когда все мое нутро, вся моя сущность были
взорваны, дабы высвободить энергию духа.
Однако разгадать
мудрость творения педагогического Момента Истины, когда воспитателю, учителю
все подвластно, когда даже его взгляд наделяется силою свершения чуда
в жизни растущего человека, я до сих пор не в состоянии.
То и дело
закрываю глаза и в своем воображении переживаю все заново: сижу
за своей партой, выполняю задание, Вы незаметно подходите ко мне
и шепчете: «Мальчик, мои пятерки краснеют рядом с двойками!
Как быть?»
Ваш до боли
взволнованный голос, Ваша прядь снежных волос, теплота Вашей ладони, взрыв
в моем внутреннем мире…
Но тайна
Момента Истины остается тайной!
Может быть, это
и есть интуиция, Божественная педагогика, педагогическая искра Божия,
Божий дар?
И кому дается
Искра эта: только избранным или всем?
Вас уже давно
нет в живых, любимый мой человек, но я все хожу по Вашим тропам
и ищу разгадку той Святой минуты, названной мною Моментом Педагогической
Истины, когда благой учитель свершает ЧУДО.
Где эта
тайна: во мне или вне меня?
И как она выглядит: как Высшая
Божественная Мудрость или как обычная «технология»?
(Амонашвили Шалва Александрович)
Сочинение
Люди часто нуждаются в помощи, но
всегда получают ее, потому что бывает очень трудно помочь. Иногда остается
надеяться только на чудо.
На что способен человек, чтобы помочь
другому? Эту важную проблему поднимает Ш.Амонашвили в воспоминаниях о своем
школьном детстве.
Он рассказывает о чуде, которое
произошло в его жизни. Он очень слабо учился и чувствовал по отношению к себе
или угрозы, или усмешки, или жалость. Но одна пожилая учительница помогла ему
стать успешным в учебе. Как ей это удалось? Она заметила его способности,
хвалила и обращалась с ним ласково. Однажды произошел «момент истины». Автор
говорит, что это было похоже на «взрыв в его внутреннем мире». Так
подействовали на мальчика слова доброй учительницы. Наверно, он почувствовал,
что стал другим человеком и стал лучше учиться.
Амонашвили считает, что помочь
человеку можно, если найти к нему особенный подход, но для этого надо быть
очень чутким, добрым и настойчивым.
Я согласна с позицией автора. Если
хочешь кому-то помочь, то всегда найдешь способ.
Например,
Петруша Гринев, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», тоже совершил
чудо и спас свою невесту. Только подход он нашел к самому Пугачеву. Он сумел
подобрать такие слова, которые смягчили сердце этого человека.
В пьесе А.Островского «Гроза»
находим противоположный пример. Муж Катерины Тихон не проявил чуткости и
доброты к собственной жене! Он не замечал, как она нуждается в любви и защите.
Своей черствостью и бездействием он подтолкнул Катерину к смерти.
Как было бы прекрасно, если бы люди
всегда изо всех сил старались помочь друг другу!
Авторская позиция четко сформулирована в предложении
43: «Нет любви сильнее материнской…»
Я разделяю точку зрения автора. Десятки прочитанных книг, просмотренных
кинофильмов убеждают меня, что материнская любовь сильна и бескорыстна,она не
требует никакой платы за свое чувство.
Великолепные воспоминания о своей горячо любимой матери оставил А. Фадеев.
Словно прося у неё прощения, он рассказывает о горестных минутах,
которые пережил у её могилы. Известный писатель предупреждает нас, молодых, не
совершать по отношении к матерям или отцам того, о чём мы будем жалеть до конца
своих дней.
«Берегите матерей так, как они берегут нас!» – вот строки, с
которых начинает свое обращение к читателям писатель А. Алексин. Автор пишет о жертвенности
материнского чувства, говорит, что она естественна, но естественной должна быть
и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
А. Алексин размышляет над тем, что сейчас мы порой чересчур бездумно принимаем
жертвы своих матерей и что когда-нибудь об этом пожалеем…
Таким образом, могу сделать вывод, что дети должны ценить любовь,
подаренную матерью, потому что нет ничего прекраснее ее… Валентина Ц.
Что есть сильнее материнской любви? Это именно та любовь, которая долго терпит, не ищет своего, все покрывает, все переносит. Мы с рождения пребываем в материнской любви, как в коконе. Это наша зашита и опора, но не всегда мы ценим эту любовь, часто раздражаемся беспокойством о нас, уже взрослых. И, только когда мать уходит из жизни, понимаем, какое сокровище мы потеряли.
В рассказе Михаила Агеева «Случай с деньгами» герой, конечно, любит свою маму, но малодушно стесняется ее непрезентабельного вида перед товарищами. Он намеревался пробежать мимо нее неузнанным, но мама, конечно, узнала сына. Она принесла забытые сыном деньги для оплаты учебы, чтобы он не волновался. Сын же был груб с ней. Одноклассникам он не признался, что это его мать, назвал ее обнищавшей гувернанткой, ищущей место, и вместе со своими товарищами смеялся над ней. Он поступил предательски. Для матери этого мальчика стало очевидным, что сыну стыдно пред друзьями за ее бедную, поношенную одежду, за ее старость (конечно, она экономила на себе ради сына). Заплатив за гимназию, она, сгорбившись, пошла домой и больше к сыну не подошла. Взгляд ее был виноватым и горестным. Безусловно, она оправдала и простила сына, ведь материнская любовь прощает все. Но разве можно обижать свою мать?
Если говорить о силе материнской любви, то можно вспомнить стихотворение Дмитрия Кедрина «Сердце», в основу которого положена украинская легенда. В стихотворении говорится о том, как казак, одержимый любовью к дивчине Оксане, по просьбе ее приносит любимой в рушнике сердце матери. Всходя на крыльцо, казак споткнулся, выронил сердце, и оно спросило его: «Не ушибся, сынок?». Даже вырванное из груди родным сыном сердце матери продолжает болеть о нем.
Писатель А. Фадеев в воспоминаниях о своей матери повествует о горечи, пережитой им у материнской могилы. Он предостерегает молодых людей от таких поступков в отношении родителей, о которых придется сокрушаться до конца жизни.
Писатель А. Алексин призывает беречь матерей так же, как они берегут своих детей. Алексин отмечает жертвенность, свойственную матерям, и естественность ее, но, полагает писатель, дети с той же естественностью должны сопротивляться безудержному благородству материнских жертв, а не принимать их как должное. Ведь придет время, и наступит раскаянье.
Подводя итог, можно назвать материнскую любовь безмерной. Это бесценный дар, которым дети дорожат не всегда. Но необходимо ценить эту любовь, а не использовать ее, иначе отзовется холодность к матери неминуемой расплатой.
Текст для сочинения 15.3 “Что такое МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?”
(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу… (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу
в любую погоду!
(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.
– (7)Ты куда? – удивился Толя.
– (8)Тебя провожу.
– (9)Меня… провожать? (10)Что ты?
(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.
(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
(16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.
(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.
(19)«Вернулась», – с облегчением подумал он.
(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:
– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!
(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.
(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его:
– (28)Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?
(29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.
(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:
– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.
(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть:
– (38)Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка… (40)Всё хорошо! (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается. (По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.
Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ:
Проблема материнства
Проблема слепой материнской любви
Материнство как подвиг
Возможные тезисы:
Любовь матери – самое сильное чувство на свете
Быть хорошей матерью – настоящий подвиг
Мать готова на все ради своих детей
Иногда материнская любовь ослепляет, и женщина видит в своем ребенке только хорошее
Д. И. Фонвизин комедия «Недоросль»
Ярким примером слепой материнской любви является комедия Фонвизина «Недоросль». Простакова настолько сильно любила своего сына, что видела в нем только хорошее. Митрофану все спускали с рук, любые его капризы исполнялись, мать всегда шла у него на поводу. Итог очевиден – герой вырос избалованным и эгоистичным юношей, который не любит никого, кроме себя, и не равнодушен даже к собственной матери.
(58 слов)
Л. Улицкая рассказ «Дочь Бухары»
Настоящий материнский подвиг описывается в рассказе Улицкой «Дочь Бухары». Аля, главная героиня произведения, была очень красивой девушкой. Став женой Дмитрия, восточная красавица родила девочку, но вскоре выяснилось, что у ребенка синдром Дауна. Отец не смог принять неполноценного ребенка и ушел к другой женщине. А Бухара, любившая дочку всем сердцем, не сдалась и посвятила свою жизнь воспитанию девочки, сделав все возможное для ее счастья, пожертвовав собственным.
(65 слов)
А. Н. Островский пьеса «Гроза»
Не всегда материнская любовь выражается в ласке. В пьесе островского «Гроза» Кабаниха, свекровь главное героини, очень любила «воспитывать» своих детей, давая им наказания и читая морали. Неудивительно, что сын Тихон проявлял себя как безвольный, несамостоятельный человек и мямля, который не может и шагу ступить без «маменьки». Постоянное вмешательство Кабанихи в жизнь сына негативно сказалось на его жизни.
(57 слов)
Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
В романе Достоевского «Преступление и наказание» также прослеживается нескончаемая материнская любовь. Пульхерия Александровна больше всего беспокоилась о счастье сына Родиона и верила ему несмотря ни на что. Ради него женщина была готова жертвовать дочерью. Создается впечатление, что сын для Пульхерии был намного важнее Дуни.
(44 лова)
А. Н. Толстой повесть «Русский характер»
В повести Толстого «Русский характер» подчеркивается сила материнской любви. Когда танкист Егор Дремов получил ожоги, обезобразившие его лицо до неузнаваемости, он побоялся, что семья отвернется от него. Герой навестил родных под видом своего друга. Но порой материнское сердце видит яснее чем глаза. Женщина, несмотря на чужой облик, узнала в госте своего родного сына.
(53 слова)
В. Закруткин повесть «Матерь человеческая»
О том, насколько большим может оказаться сердце настоящей матери, рассказывается в повести Закруткина «Матерь человеческая». Во время войны главная героиня, потеряв мужа и сына, осталась одна со своим будущим ребенком на разграбленной фашистами земле. Ради него Мария продолжала жить, а вскоре приютила маленькую девочку Саню и полюбила ее как родную. Через некоторое время малышка умерла от болезни, героиня чуть не сошла с ума, но упорно продолжала свое дело – возрождать уничтоженное, для тех, кто, может быть, вернется. За все время беременная женщина успела приютить на своем хуторе еще семь сирот. Этот поступок можно считать настоящим материнским подвигом.
(95 слов)
В последнее время Хурдин часто вспоминал о Вихляевской горе, о велосипеде; и, думая о поездке к матери, загадывал починить старый велосипедишко и съездить на Вихляевскую гору. До самого дома больше не обмолвились словом. И чем ближе подъезжали, тем острее понимал Хурдин, какими долгими были эти пять лет разлуки.
Показать весь текст
Сочинение
За жизнь человеку приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных эмоций и чувств: что-то из этого временно и скоротечно, а что-то заседает в сердце на долгий срок. Однако ни с чем и никогда не сравнятся чувства матери к своему ребенку. В своем тексте Б. Екимов предлагает нам задуматься над вечной проблемой материнской любви.
Сердцу любящего человека, тем более матери, самую глубокую рану наносит разлука. Автор знакомит читателя с историей из жизни Хурдина, вернувшегося домой после долгих пяти лет своего отсутствия, и обращает наше внимание на то, с какими эмоциями встретила его мама. Писатель делает акцент на резкости и хаотичности движений женщины, подчеркивая тем самым переполняющие её радость и одновременно обеспокоенность. В момент встречи она совсем не рассказывает о себе, только пытается выразить свое сильнейшее волнение, съедавшее её все эти годы – но из-за за слез и переполнения эмоциями получалось лишь в исступлении колотиться «легкой седой головой о сыновью грудь». Б. Екимов подводит нас к мысли о том, что пять лет разлуки с сыном явились для этой женщины бесконечным сроком, и все те переживания, которые она испытала, истязали её не только духовно, но и физически.
Любая разлука с любимым человеком сопровождается обилием моральных и физических истязаний, но один год расставания матери с сыном приравнивается к десятилетию. Б. Екимов считает, что материнское сердце является воплощением преданности, а любовь – самым сильным и всепоглощающим чувством. И чем меньше мать знает о своем чаде, чем реже она его видит – тем сильнее и глубже её переживания.
Я полностью согласна с мыслью автора и тоже считаю, что любовь матери к своему ребенку – самое всеобъемлющее, самое глубокое и сильное чувство. Неслучайно писатели и поэты всех веков воспевали его и возвеличивали в своих произведениях, и неслучайно вскоре эта тема превратилась в вечную – наравне с любовью к своему Отечеству.
Например, А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» с помощью эпизода прощания очень емко и глубоко показал любовь Авдотьи Васильевны к Петруше. Мать, узнав о том, что сын на долгое время уезжает на службу, была шокирована и подавлена этой новостью настолько, что «уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу». Плакала Авдотья Васильевна и во время прощания с сыном, сквозь слезы желая Петруше здоровья, потому как хуже этого расставания для сердца матери быть ничего не может.
Проблему материнской любви поднял также и Д.И. Фонвизин в пьесе «Недоросль». Главную героиню он описывает как глупую, лицемерную женщину, грубую и меркантильную жену, злую и жестокую помещицу, но любовь Простаковой к Митрофанушке необъятная и искренняя настолько, что способна в какой-то степени даже заслонить многие недостатки этой героини. Однако, к сожалению, Простакова настолько сильно одаривала любовью своего сына, что он пресытился этим чувством и перестал его ценить. В тот момент, когда героиня встретилась с предательством Митрофанушки, когда наконец увидела его пренебрежение и грубость – она была не просто расстроена, сложилось ощущение, что сердце ее разорвало на куски, а вместе с тем пришло осознание того, что её сын, которого она так сильно любит и лелеет, вырос плохим человеком, не способным оценить её любовь и заботу.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что сильнее любви мамы к своему чаду не может быть ничего – это самое светлое, самое сильное и искреннее чувство. Именно поэтому нам стоит беречь и любить наших матерей, несмотря ни на что – ведь в нас заключается смысл их жизни.
План сочинения 15.3 на тему «Материнская любовь»*
Святое и сильное чувство – материнская любовь (определение);
Доброта и тактичность мамы;
Проявление материнской любви;
Для каждого материнская любовь своя.
Пример сочинения 15.3
Материнская любовь — это самое бескорыстное, сильное, светлое чувство в мире. Ведь с именем мамы связано так много. Она всегда рядом с нами, всегда найдет нужные слова для поддержки. Мама заботится о нас. Мы на протяжении всей жизни ощущаем ее нежность, силу, поддержку. Мама, как ангел, спустившийся с небес, охраняет нас и помогает преодолеть трудности.
В жизни нет ничего важнее мамы. Ее ласки, кажется, хватит не только на собственных детей, но и на всех детей в мире. Она, как огромная птица, готова закрыть детенышей от грозящей им опасности.
В предложениях 13-16 предложенного текста мы наблюдаем, как заботливо мама провожает сына в школу, как тактична она в проявлении своей опеки. Мальчик, считающий себя достаточно взрослым, не хочет, чтобы его провожали. И мама покорно кладет на место взятые вещи. Но беспокойство за сына гонит ее вслед за ним, и она, прячась, чтобы мальчик не обиделся, идет, сопровождая его до школы.… И чуть позже, в предложениях 34-41,когда герой произведения видит маму, стоящую под дождем у окон школы, его душе становится теплее потому, что мама рядом. В этих коротких строчках раскрыто всепоглощающее светлое и сильное чувство – материнская любовь.
Я помню свою маму вечной хлопотуньей. Она так много работала, но ее любви и терпения хватало на меня всегда. Она вместе со мной решала задачки, учила стихи. А если в школе что-то не ладилось, всегда давала советы. Мама была свидетельницей моей первой влюбленности и помогала пережить безответное чувство. Она была рядом, когда мне нездоровилось. И никогда не говорила о том, что у нее что-то болит или что она устала. Мама мудро ведет по жизни, и всегда старается найти оправдание моим не всегда правильным поступкам. Для нее я все еще тот малыш, о котором надо заботиться и опекать, самый лучший и любимый ребенок на свете.
Говоря о материнской любви, не могу не вспомнить стихотворение Кедрина, которое так и называется «Сердце». Герой произведения разрубил грудь матери, чтобы подарить девушке ее сердце. Когда он упал, сердце матери упало. У сына, убившего свою мать, ради любви к девушке, упавшее сердце спросило : «Не ушибся, сынок?» Эти слова еще раз подтверждают верность нашего утверждения о том, что материнская любовь способна выдержать любые испытания ради своего ребенка.
Подводя итог, можно сказать, что материнская любовь не может определяться каким-то одним термином. Это чувство не поддается определениям. Для каждого из нас материнская любовь своя и каждый понимает ее по-своему.
Комментарий педагога:
С чего начать подготовку к сочинению-рассуждению?
Начиная работу, вспомните о том, что вы должны показать свое умение рассуждать и думать на заданную тему, важно уметь убеждать в своей правоте.
Сочинение-рассуждение обычно состоит из 3-4 частей : определение темы, ее формулировка; обоснование темы (ее раскрытие) и итоговый вывод.
Обязательно надо составить план сочинения, так будет легче писать.
Части сочинения должны делиться на логические отрывки, не должно быть путаницы (то есть если говорите об одном, не вставляйте в свои рассуждения лишнее, не перескакивайте с одной мысли на другую).
Пользуйтесь словарем синонимов.
Постарайтесь пользоваться цитатами для подтверждения выводов или нумерацией предложений.
*Исходный текст для анализа:
(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу… (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!
(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.
– (7)Ты куда? – удивился Толя.
– (8)Тебя провожу.
– (9)Меня… провожать? (10)Что ты?
(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.
(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
(16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.
(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.
(19)«Вернулась», – с облегчением подумал он.
(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:
– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!
(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.
(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его:
– (28)Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?
(29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.
(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:
– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.
(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть:
– (38)Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка… (40)Всё хорошо! (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности. (из Открытого банка ФИПИ)
Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна
No related posts.
Тезисы
- Любовь матери не зависит от условий и обстоятельств, она естественна и неотделима от женщины.
- Материнская любовь сильнее всех преград и испытаний, потому что ребенок занимает главное место в сердце женщины.
- Чувства женщины к детям святы и бескорыстны. Их нельзя симулировать, нельзя купить и продать. Они — основа женской природы.
- Мать любит дитя больше себя и жертвует ради него всем, что имеет.
- Ребенок становится продолжением матери и дарует ей ключ к бессмертию души. Поэтому женщина так любит своих детей.
- Сила материнской любви закладывает нравственные основы личности ребенка: видя заботу, понимание и великодушие, он и сам становится способным на такие чувства.
- Материнская любовь сплачивает семью и влияет на формирование характеров детей.
Аргументы
Л. Толстой, «Детство». В повести Л.Н. Толстого «Детство» главная героиня была идеалом любящей и нежной матери. Сын был очень привязан к ней, потому что она всегда находила слова утешения и поддержки в трудную минуту. Наталья Николаевна никогда не дистанцировалась от детей, не гнала их от себя, хотя в то время дворянка могла позволить себе вообще не ухаживать за своими отпрысками. Она же беседовала с сыновьями и дочерью, направляла их советами и помогала справляться с трудностями. Ее материнская любовь согревала их и не давала понять, что на самом деле в семье творилось неладное: отец изменял жене и играл в азартные игры. Но Наталья Николаевна не переносила свое горе на детей. Ради них она прятала его за улыбкой. Она рано ушла из жизни, и с ее уходом детство героев прекратилось. Они сразу повзрослели, потеряв ласку и любовь матери.
М. Горький, «Детство». Образ идеальной матери в повести М. Горького «Детство» воплотила в себе бабушка главного героя — Акулина Ивановна. Несмотря на грубость и побои мужа, его злобу и скупердяйство, она смогла сохранить семейный очаг и позаботиться о детях. Она любила их нежно и преданно, защищая каждого от гнева супруга и жертвуя своими интересами ради их процветания. Материнство не сняло с нее бремени труда: она сочетала и заботу о детях, и сложную работу, и домоводство. Все это она терпела и не унывала, но ради чего? Ради дочери и сыновей, ради внуков и правнуков. Они и были смыслом ее жизни, только благодаря ей они смогли вырасти и окрепнуть в нищете и невежестве низшего класса.
Л. Толстой, «Война и мир». Материнская любовь сулит не только радости, но и печали. Так, героиня романа-эпопеи «Война и мир», графиня Ростова, пережила смерть многих своих детей. Но особенно тяжело ей далась последняя утрата: на войне погиб ее младший сын. Петруша был совсем еще молод, не успел состояться и найти себя, но его жизнь оборвалась так внезапно и трагично! Героиня с трудом пережила этот удар, едва не лишилась рассудка. Лишь поддержка любимой дочери помогла Наталье Ростовой преодолеть свою скорбь и вернуться к жизни. Но она так и не смогла восстановиться полностью. Ее воля надломилась, и старость овладела ее разумом. Матери больнее всего терять своего ребенка, потому что ее любовь делает боль утраты невыносимой.
М. Шолохов, «Тихий Дон». Вместе с детьми угасает жизнь матери. Эту печальную закономерность подметил М. Шолохов. Ильинична всю жизнь терпела издевательства и измены мужа ради детей. Они были центром ее вселенной. Только из-за них она не ушла от Пантелея и влачила жалкую жизнь в подчинении у домашнего тирана. Но судьба не вознаградила терпеливую женщину: ее старший сын погиб на войне, а младший потерялся в бесчисленных стычках за власть. Дочь же вышла замуж за убийцу брата и перешагнула через запрет матери. Не вытерпев всех этих испытаний и тревог, Ильинична постарела и осунулась, лишившись прежней энергии. Ее вечный траур не имел завершения, потому что любовь матери не проходит с годами. Она сильнее смерти и дольше жизни.
К. Паустовский, «Телеграмма». Мать всегда простит и поддержит своего ребенка, даже если он не прав. Эту закономерность доказал К.Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма». Катерина Петровна жила одна в глухой деревне, а ее единственная дочь работала в Ленинграде. Раз в несколько месяцев она посылала деньги и скупую телеграмму, думая, что этого вполне достаточно любящему сердцу матери. Но пожилая женщина не упрекала дочь и не отвлекала ее от работы, покорно принимая одиночество и жертвуя своими интересами ради будущего своего ребенка. Она не посмела обвинить дочь в равнодушии даже тогда, когда умирала без нее. Этот пример говорит о том, что мать способна даже на самоотречение, лишь бы угодить своим детям и дать им дорогу в жизнь.
М. Лермонтов, «Герой нашего времени». В известном романе М.Ю. Лермонтова о пустом и инфантильном поколении есть место искренним и сильным чувствам — материнской любви Веры к своему сыну. Героиня не имела достаточных средств, чтобы содержать его, поэтому вышла замуж по расчету, дабы обеспечить ему карьеру и солидное состояние. Юная воздушная блондинка стала супругой старика, который не мог дать ей ни любви, ни страсти, ни счастья. Ради будущего своего ребенка она сознательно лишила себя права на любовь и радость. Эта жертва угнетала ее больше, чем болезнь, и любвь к Григорию стала последней искрой в сердце героини. Не выдержав бремени лжи, она во всем призналась мужу. Но интересы сына в этой ситуации все были важнее, поэтому она безропотно согласилась последовать за супругом куда угодно, навсегда теряя любовь.
Н. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». В знаменитой поэме образу матери посвящена не одна глава. Самым ярким примером материнской любви стало отношение Матрены Тимофеевны к своим детям. Ради сына она предложила добровольно вытерпеть телесное наказание, которое предназначалось ему за то, что он отдал овцу на растерзание голодной волчице, нянчившей своих волчат. Героиня пожертвовала собой ради того, чтобы защитить своего сына! Высший подвиг матери повторялся не единожды в жизни Матрены. Ради семьи она терпела издевательства и упреки родственников мужа, своим трудом обслуживая всех домочадцев. Ради будущего детей она пала в ноги губернаторше, умоляя не забирать мужа в рекруты, иначе дети Матрены умерли бы от голода. Все эти горести закалили характер Матрены, но не умалили ее любви к детям.
Н. Гоголь, «Тарас Бульба». Материнская любовь сильнее условностей и даже физических преград. В повести Гоголя читатель видит душераздирающую сцену прощания матери и сыновей, где женщина нарушает все запреты и церемонии, бросаясь вдогонку за своими детьми, уходящими, как мы знаем, навсегда. Она почувствовала, что больше их не увидит, и нарушила запрет мужа, вырвалась из дома и на глазах у всех побежала за сыновьями. Этот эпизод демонстрирует силу и страстность материнской любви, загнанной в угол бесчеловечными условностями патриархального общества.
А. Чехов, «О любви». В знаменитом рассказе Чехова материнская любовь не позволила героине уйти из семьи. Павел Алехин и Анна Луганович полюбили друг друга, но она была замужем и имела прелестных детей. В то время развод по инициативе женщины был невозможен без осуждения общества и разлуки с детьми. Анна не могла сделать этот выбор и очень страдала, ведь была не в силах разорваться между своими чувствами. Материнская любовь перевесила страсть к мужчине и поиск счастья. Анна так и осталась с мужем, потеряв шанс на любовь всей жизни.
И. Тургенев, «Отцы и дети». Иногда материнская любовь проявляется не в удушливой опеке или нежной заботе, а в понимании и принятии выбора ребенка. Именно так было в семье Евгения Базарова. Герой редко бывал дома и не любил назойливой ласки родителей. Он просил не беспокоить себя за работой и всячески избегал бесед с матерью, ведь не находил с ней общих тем. Арина Власьевна безропотно приняла холодность и отчуждение сына. Она ловила каждое мгновение, проведенное рядом с ним, и воспринимала его как дар судьбы. Ее материнская любовь приняла вид смирения и безграничного терпения. Жаль, что судьба не пожалела бедную женщину и отняла у нее единственного сына.
М. Горький, «Мать». В повести Горького мать принимает убеждения сына и даже участвует в его деле, выполняя все, что от нее требовалось, и рискуя жизнью. Ради ребенка Пелагея терпела избиения и ругательства мужа, влачила жалкое существование под его железной пятой, защищая сына и делая все возможное, чтобы он выбился в люди. Поняв цель его политической борьбы, героиня безоговорочно разделила ее с ним, став участницей революционного движения. Апогей ее материнской любви является кульминацией произведения: зная, что сын под арестом, она бросает в толпу листовки и кричит о том, как власть наказала ее ребенка за правду и поиск справедливости. Пелагея в этот момент совершенно не думает о себе, ей важно лишь вызволить своего сына из тюрьмы любой ценой.
А. Ахматова, «Реквием». Героиня поэмы демонстрирует пример материнской любви, которая столкнулась с жестоким испытанием — арестом сына. Репрессии коснулись тысяч матерей, которые днями напролет стояли в очереди, чтобы лишь узнать о том, как чувствует себя сын в тюрьме. Они носили передачи из последних сбережений, сами недоедали, чтобы накормить детей, судьба которых оставалась неизвестной месяцами. Эти ужасные времена лирическая героиня живописует с чудовищной ясностью. Но ее любовь не знает преград и усталости, она претерпевает все муки и проходит полный терний путь, чтобы поддержать своего ребенка и стать ему опорой в самый тяжелый момент его жизни.