Должны ли люди быть человечными? По И.Ф. Смольникову
Разбор сочинения ЕГЭ по тексту И.Ф. Смольникова. Ниже в таблице рассмотрим готовое сочинение по абзацам.
Абзац | Содержимое абзаца | Сочинение |
1 | Проблема | Должны ли люди быть человечными? Именно об этой проблеме нам предлагает задуматься писатель И.Ф. Смольников в предложенном для анализа тексте. |
2 | Комментарий Первый пример иллюстрации и пояснение |
Размышляя над вопросом о гуманном отношении к людям, автор рассказывает историю о Всеволоде Михайловиче, приютившем во время войны у себя в доме чужую семью. В первую очередь писатель заостряет наше внимание на том, что людей, бежавших от ужасов войны, принимают не родные, близкие люди, а именно незнакомый человек. Автор останавливается на характеристике поступка дяди Севы, который жил в маленькой квартире, но был готов разделить свое жилище с бедствующими людьми: «Быть может, вы согласитесь пойти ко мне? Комнатка у меня не ахти, да я живу один, не помешаю». Данным примером ( можно сразу « Автор обращает внимание…») автор обращает наше внимание на отзывчивость главного героя даже по отношению к совершенно незнакомым для него людям и несмотря на то, что сам находится не в самом выгодном положении. И это, с точки зрения автора, очень важно, потому что именно такие взаимоотношения делают нас людьми. |
3 | Комментарий Второй пример — иллюстрации и пояснение |
Далее автор с чувством уважения ( симпатии) приводит в пример слова главного героя, в которых выражено желание пойти на фронт и «побить врага», вопреки своей брони и слабой военной подготовке. Тем самым писатель показывает готовность журналиста выполнить свой долг перед человечеством, защитить людей. |
4 | Комментарий(Смысловая связь) | Сравнивая эти примеры, мы можем увидеть, что человечность проявляется не только в способности защитить родину, но и в готовности помочь пусть даже и чужим людям в трудное время. |
5 | Позиция автора | Так автор приходит к выводу о том, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком и стремиться исполнить свой долг перед Отечеством |
6 | Ваша позиция + обоснование |
Я согласен с автором и тоже считаю, что человек должен проявлять такое качество, как человечность, так как его окружают такие же люди, ничем не хуже его самого, достойные внимания и, если нужно, помощи. В качестве аргумента, подтверждающего мою позицию, могу привести пример из произведения «Война и мир» Л.Н. Толстого, где семья Ростовых, несмотря на желание спасти свое имущество, пожертвовала подводы для перевозки раненых, тем самым проявив человечность и не забыв о бедствующих рядом людях. |
7 | Вывод | В итоге можно сказать, что человек, несомненно, должен быть гуманным и помогать нуждающимся в трудную минуту, не забывать о своем долге перед людьми и перед всем человечеством в целом. Зная, что тебя вырастили и воспитали такие же, как и ты, люди, готовые протянуть утопающему руку, разве можно остаться бесчеловечным по отношению к ним? |
Текст И.Ф. Смольникова
(1) Положение у нас было неплохое — для того страшного лета сорок первого года. (2)Нас вывезли из Витебска и переправили в Смоленск, там погрузили на открытые платформы и с тысячами других беженцев повезли на восток.
(3) Через две недели наше семейство высадилось в Куйбышеве. (4)По пыльным улицам, булыжнику и раскалённому асфальту мы еле дотащились до зелёного дворика, внутри которого притаился двухэтажный дом. (6)Хотелось пить, хотелось в тень. (6)Мы устали, и за две недели нас и пропылило, и пропесочило, и проуглило, ведь всю гарь и несгоревший уголь от паровоза валило на нас. (7)А в глубине двора под деревьями и кустами таилась прекрасная, прохладная чащоба для игр. (8)Две мои сестры смотрели туда же, их одолевали те же чувства. (9)А брат был слишком мал, чтобы присоединиться к нам. (Ю)Он беспокойно таращился на дверь дома, за которой исчезла его мать, моя тётка.
(II) И вот наконец показалась тётушка. (12)Она медленно прошла к лавочке, которую заняла наша изнурённая команда, и опустилась рядом с моей матерью. (13)Слишком растерянным, каким-то перевёрнутым было её лицо.
— (14)Не пускают? — упавшим голосом спросила мама. — (15)Ты скажи, мы только на одну ночь, мы подыщем жильё…
— (16)Я говорила.
— (17)У нас ведь дети.
— (18)Я говорила, — сказала тётушка и заплакала.
(19)Она была ошеломлена. (20)Это она уговорила сестру не ехать далеко на Урал, а высадиться поближе: как-никак в Куйбышеве родные, брат мужа с семьёй, уж на первое-то время приютят, да и вообще лучше остановиться в городе, где есть родственники.
(21)За то время, что мы топали пешком и ехали на восток, я как-то ни разу не тревожился о ночлеге. (22)Где-нибудь и как-нибудь переночуем! (23)Мы ночевали даже на кафельном полу какой-то железнодорожной станции. (24)Я заснул тогда мгновенно, а проснулся оттого, что из-под меня рванули этот кафель: немцы на заре бомбили станцию.
(25)Там, под Витебском и Смоленском, мы уходили от этих взрывов, от чёрных стервятников с крестами на крыльях, уходили в толпах таких же беженцев, что и мы. (26)Уходили от воя самолётов и выстрелов, от смрада горящих цистерн, от разбитых домов и срезанных осколками деревьев. (27)А здесь была тишина, мирные улицы и дома, такие же, как мы оставили там, в своём родном городе, за чертой смерти. (28)Но всё это спасение, вся эта благодать оказались для нас недоступны.
(29)Брат на руках тётушки жалобно заплакал, он хотел пить. (30)И в этот отчаянный момент из дверей дома вышел человек. (31 )У человека были карие глаза и застенчивая улыбка.
— (32)Может быть, вы согласитесь пойти ко мне? — спросил он не очень уверенно. — (33)Это недалеко, мы через дворы пройдём. (34)Комнатка, правда, у меня не ахти, да я живу один, не помешаю. (35)Помоетесь, отдохнёте с дороги. (36)Ну, как? (37)Пойдёмте?
(38) Всеволод Михайлович — так звали человека — привёл нас в свою комнату, показал, где что, и быстренько ушёл, сославшись на дела, а мы остались в доме, где суждено было нам провести четыре военных года.
(39) Дядя Сева сразу решил главные наши проблемы. (40)Свою комнату он предоставил нам в полное наше распоряжение. (41)Уходил рано утром, приходил поздно, осторожно стучал и пристраивался с книгой на стуле возле двери. (42)А размещались мы в его восьмиметровой комнате на ночь так: четверо на диване — поперёк, с поставленными для ног стульями, двое у окна — на диванных подушках, половиках и одеяле, и хозяин — на матрасе у дверей.
(43)С дядей Севой мы прожили до лета 1942 года. (44)Всё это время он ходил на работу в свою газету — он был журналистом, а свободные часы проводил на военной подготовке. (45)Он был сугубо штатским, мирным человеком, уже не очень молодым, с какой-то застарелой кворью. (46)Военная подготовка давалась ему нелегко, и он с юмором рассказывал вечером у кухонного стола, как нынче швырял гранату (да не дошвырнул) или как полз по-пластунски под колючей проволокой (и порвал пальто)… (47)Это было не очень смешно, потому что приходил он с этих занятий до предела вымотанный, съедал свой ужин и сразу засыпал.
(48)То ли из-за своего здоровья, то ли из-за работы дядя Сева имел бронь. (49)И вот эта бронь, ради которой некоторые шли на всё, была самой главной отравой его жизни. (50)Он рвался на фронт, а его не пускали. (51)Он писал заявления и в военкомат, и своему начальству, а ему отказывали. (52)Но, несмотря ни на что, дядя Сева всю осень, зиму и весну ходил на военную подготовку, чтобы иметь, как он говорил, главный козырь.
— (53)Ничего, — посмеивался дядя Сева, — скоро я буду настоящим пехотинцем. (54)Тяжело в ученье — легко в бою. (55)Верно? (56)Кто это сказал?
(57)Он всегда обращался ко мне, а я с удовольствием ему отвечал, если, разумеется, знал ответ. (58)И я знал, что, когда бы он ни пришёл, для меня непременно будет интересный разговор: о самолётах, партизанах или, чаще всего, о военных действиях на фронте. (59)Уж дядя-то Сева разбирался в этом лучше всех наших знакомых. (60)И сведения у него были самые горячие, из редакции, те, что только наутро появлялись в газетах.
(61 )Я читал ему письма отца. (62)Каждый раз, приходя с работы, дядя Сева спрашивал, нет ли писем от отца. (63)Свежее письмо мы ещё*раз читали вслух. (64)Это совместное чтение сближало нас ещё больше. (65)Ближе дяди Севы не было для меня человека в Куйбышеве. (66)Кроме, разумеется, мамы и родной сестры.
(67)Это было в 1942 году. (68)И в этом же году, летом, дядя Сева пришёл однажды домой днём, в неурочное время, возбуждённый и широко улыбающийся.
— (69)Ну вот, дорогие мои, — громко сказал он, — можете меня поздравить. (70)Я ухожу на фронт.
(71)Он посмотрел на меня, и у меня задрожали губы. (72)Дядя Сева, перестав улыбаться, сказал другим, усталым голосом:
— Не могу я сидеть в редакции, когда немец лезет к Волге.
(73) Я запомнил и этот глухой, усталый голос, и эти слова, и его лицо, с крупными, мягкими и добрыми чертами, которые в этот момент стали чужими, неласковыми.
(74) Через два месяца на мамино имя прислали извещение. (75)В нём было написано, что её родственник Всеволод Михайлович Муравьёв, проявив мужество и героизм, верный военной присяге, пал смертью храбрых в борьбе за Советскую Родину.
(76)Его убило в первой же атаке, на подступах к Сталинграду, куда был брошен его пехотный полк.(По И.Ф. Смольникову)
(I) Положение у нас было неплохое — для того страшного лета сорок первого года. (2)Нас вывезли из Витебска и переправили в Смоленск, там погрузили на открытые платформы и с тысячами других беженцев повезли на восток.
(З)Через две недели наше семейство высадилось в Куйбышеве. (4)По пыльным улицам, булыжнику и раскалённому асфальту мы еле дотащились до зелёного дворика, внутри которого притаился двухэтажный дом. (б)Хотелось пить, хотелось в тень. (6)Мы устали, и за две недели нас и пропылило, и пропесочило, и проуглило, ведь всю гарь и несгоревший уголь от паровоза валило на нас. (7)А в глубине двора под деревьями и кустами таилась прекрасная, прохладная чащоба для игр. (8)Две мои сестры смотрели туда же, их одолевали те же чувства. (9)А брат был слишком мал, чтобы присоединиться к нам. (Ю)Он беспокойно таращился на дверь дома, за которой исчезла его мать, моя тётка.
(II) И вот наконец показалась тётушка. (12)Она медленно прошла к лавочке, которую заняла наша изнурённая команда, и опустилась рядом с моей матерью. (13)Слишком растерянным, каким-то перевёрнутым было её лицо.
— (14)Не пускают? — упавшим голосом спросила мама. — (15)Ты скажи, мы только на одну ночь, мы подыщем жильё…
— (16)Я говорила.
— (17)У нас ведь дети.
— (18)Я говорила, — сказала тётушка и заплакала.
(19)0на была ошеломлена. (20)Это она уговорила сестру не ехать далеко на Урал, а высадиться поближе: как-никак в Куйбышеве родные, брат мужа с семьёй, уж на первое-то время приютят, да и вообще лучше остановиться в городе, где есть родственники.
(21)3а то время, что мы топали пешком и ехали на восток, я как-то ни разу не тревожился о ночлеге. (22)Где-нибудь и как-нибудь переночуем! (23)Мы ночевали даже на кафельном полу какой-то железнодорожной станции. (24)Я заснул тогда мгновенно, а проснулся оттого, что из-под меня рванули этот кафель: немцы на заре бомбили станцию.
(25)Там, под Витебском и Смоленском, мы уходили от этих взрывов, от чёрных стервятников с крестами на крыльях, уходили в толпах таких же беженцев, что и мы. (26)Уходили от воя самолётов и выстрелов, от смрада горящих цистерн, от разбитых домов и срезанных осколками деревьев. (27)А здесь была тишина, мирные улицы и дома, такие же, как мы оставили там, в своём родном городе, за чертой смерти. (28)Но всё это спасение, вся эта благодать оказались для нас недоступны.
(29)Брат на руках тётушки жалобно заплакал, он хотел пить. (30)И в этот отчаянный момент из дверей дома вышел человек. (31 )У человека были карие глаза и застенчивая улыбка.
— (32)Может быть, вы согласитесь пойти ко мне? — спросил он не очень уверенно. — (ЗЗ)Это недалеко, мы через дворы пройдём. (34)Комнатка, правда, у меня не ахти, да я живу один, не помешаю. (35)Помоетесь, отдохнёте с дороги. (36)Ну, как? (37)Пойдёмте?
(38) Всеволод Михайлович — так звали человека — привёл нас в свою комнату, показал, где что, и быстренько ушёл, сославшись на дела, а мы остались в доме, где суждено было нам провести четыре военных года.
(39) Дядя Сева сразу решил главные наши проблемы. (40)Свою комнату он предоставил нам в полное наше распоряжение. (41)Уходил рано утром, приходил поздно, осторожно стучал и пристраивался с книгой на стуле возле двери. (42)А размещались мы в его восьмиметровой комнате на ночь так: четверо на диване — поперёк, с поставленными для ног стульями, двое у окна — на диванных подушках, половиках и одеяле, и хозяин — на матрасе у дверей.
(43)С дядей Севой мы прожили до лета 1942 года. (44)Всё это время он ходил на работу в свою газету — он был журналистом, а свободные часы проводил на военной подготовке. (45)Он был сугубо штатским, мирным человеком, уже не очень молодым, с какой-то застарелой кво-рью. (46)Военная подготовка давалась ему нелегко, и он с юмором рассказывал вечером у кухонного стола, как нынче швырял гранату (да не дошвырнул) или как полз по-пластунски под колючей проволокой (и порвал пальто)… (47)Это было не очень смешно, потому что приходил он с этих занятий до предела вымотанный, съедал свой ужин и сразу засыпал.
(48)То ли из-за своего здоровья, то ли из-за работы дядя Сева имел бронь. (49)И вот эта бронь, ради которой некоторые шли на всё, была самой главной отравой его жизни. (50)0н рвался на фронт, а его не пускали. (51)Он писал заявления и в военкомат, и своему начальству, а ему отказывали. (52)Но, несмотря ни на что, дядя Сева всю осень, зиму и весну ходил на военную подготовку, чтобы иметь, как он говорил, главный козырь.
— (53)Ничего, — посмеивался дядя Сева, — скоро я буду настоящим пехотинцем. (54)Тяжело в ученье — легко в бою. (55)Верно? (56)Кто это сказал?
(57)Он всегда обращался ко мне, а я с удовольствием ему отвечал, если, разумеется, знал ответ. (58)И я знал, что, когда бы он ни пришёл, для меня непременно будет интересный разговор: о самолётах, партизанах или, чаще всего, о военных действиях на фронте. (59)Уж дядя-то Сева разбирался в этом лучше всех наших знакомых. (60)И сведения у него были самые горячие, из редакции, те, что только наутро появлялись в газетах.
(61 )Я читал ему письма отца. (62)Каждый раз, приходя с работы, дядя Сева спрашивал, нет ли писем от отца. (бЗ)Свежее письмо мы ещё*раз читали вслух. (64)Это совместное чтение сближало нас ещё больше. (65)Ближе дяди Севы не было для меня человека в Куйбышеве. (бб)Кроме, разумеется, мамы и родной сестры.
(67)Это было в 1942 году. (68)И в этом же году, летом, дядя Сева пришёл однажды домой днём, в неурочное время, возбуждённый и широко улыбающийся.
— (69)Ну вот, дорогие мои, — громко сказал он, — можете меня поздравить. (70)Я ухожу на фронт.
(71)Он посмотрел на меня, и у меня задрожали губы. (72)Дядя Сева, перестав улыбаться, сказал другим, усталым голосом:
— Не могу я сидеть в редакции, когда немец лезет к Волге.
(73) Я запомнил и этот глухой, усталый голос, и эти слова, и его лицо, с крупными, мягкими и добрыми чертами, которые в этот момент стали чужими, неласковыми.
(74) Через два месяца на мамино имя прислали извещение. (75)В нём было написано, что её родственник Всеволод Михайлович Муравьёв, проявив мужество и героизм, верный военной присяге, пал смертью храбрых в борьбе за Советскую Родину.
(76)Его убило в первой же атаке, на подступах к Сталинграду, куда был брошен его пехотный полк.
(По И.Ф. Смольникову*}
★Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.) — писатель, автор более двадцати книг, а также очерков и статей, посвящённых преимущественно литературе и изобразительному искусству.
Примерный круг проблем
1) Проблема проявления человечности. (В чём проявляется человечность?)
2) Проблема человеческого подвига. (В чём состоит человеческий подвиг?)
3) Проблема понимания человеческого долга. (Как герой текста понимал свой долг?)
4) Проблема преодоления тягот войны. (Что помогало людям преодолевать тяготы войны?)
5) Проблема проявления любви к Родине. (В чём проявляется любовь к Родине?)
Авторская позиция
1) Человечность проявляется в способности поддержать в трудную минуту людей, даже незнакомых, не только словом, но и поступком, даже жертвуя своим спокойствием и благополучием.
2) Человеческий подвиг состоит в способности пожертвовать всем, чем располагает человек, даже своей жизнью, ради счастья других людей.
3) Герой текста понимал свой долг как обязанность предоставить всё то, чем он располагал, людям, нуждающимся в поддержке и крове, как обязанность защищать Родину, несмотря на недомогания и потребность в нём в тылу. Он предпринял все усилия, чтобы оказаться в рядах защитников Отечества.
4) Тяготы войны людям помогала преодолевать сплочённость, поддержка близких, взаимовыручка, бескорыстная помощь соотечественников.
5) Любовь к Родине проявляется в готовности защищать её от врагов, в неспособности сидеть сложа руки, когда Отечество в опасности.
(I) Положение у нас было неплохое — для того страшного лета сорок первого года. (2)Нас вывезли из Витебска и переправили в Смоленск, там погрузили на открытые платформы и с тысячами других беженцев повезли на восток.
(З)Через две недели наше семейство высадилось в Куйбышеве. (4)По пыльным улицам, булыжнику и раскалённому асфальту мы еле дотащились до зелёного дворика, внутри которого притаился двухэтажный дом. (б)Хотелось пить, хотелось в тень. (6)Мы устали, и за две недели нас и пропылило, и пропесочило, и проуглило, ведь всю гарь и несгоревший уголь от паровоза валило на нас. (7)А в глубине двора под деревьями и кустами таилась прекрасная, прохладная чащоба для игр. (8)Две мои сестры смотрели туда же, их одолевали те же чувства. (9)А брат был слишком мал, чтобы присоединиться к нам. (Ю)Он беспокойно таращился на дверь дома, за которой исчезла его мать, моя тётка.
(II) И вот наконец показалась тётушка. (12)Она медленно прошла к лавочке, которую заняла наша изнурённая команда, и опустилась рядом с моей матерью. (13)Слишком растерянным, каким-то перевёрнутым было её лицо.
— (14)Не пускают? — упавшим голосом спросила мама. — (15)Ты скажи, мы только на одну ночь, мы подыщем жильё…
— (16)Я говорила.
— (17)У нас ведь дети.
— (18)Я говорила, — сказала тётушка и заплакала.
(19)0на была ошеломлена. (20)Это она уговорила сестру не ехать далеко на Урал, а высадиться поближе: как-никак в Куйбышеве родные, брат мужа с семьёй, уж на первое-то время приютят, да и вообще лучше остановиться в городе, где есть родственники.
(21)3а то время, что мы топали пешком и ехали на восток, я как-то ни разу не тревожился о ночлеге. (22)Где-нибудь и как-нибудь переночуем! (23)Мы ночевали даже на кафельном полу какой-то железнодорожной станции. (24)Я заснул тогда мгновенно, а проснулся оттого, что из-под меня рванули этот кафель: немцы на заре бомбили станцию.
(25)Там, под Витебском и Смоленском, мы уходили от этих взрывов, от чёрных стервятников с крестами на крыльях, уходили в толпах таких же беженцев, что и мы. (26)Уходили от воя самолётов и выстрелов, от смрада горящих цистерн, от разбитых домов и срезанных осколками деревьев. (27)А здесь была тишина, мирные улицы и дома, такие же, как мы оставили там, в своём родном городе, за чертой смерти. (28)Но всё это спасение, вся эта благодать оказались для нас недоступны.
(29)Брат на руках тётушки жалобно заплакал, он хотел пить. (30)И в этот отчаянный момент из дверей дома вышел человек. (31 )У человека были карие глаза и застенчивая улыбка.
— (32)Может быть, вы согласитесь пойти ко мне? — спросил он не очень уверенно. — (ЗЗ)Это недалеко, мы через дворы пройдём. (34)Комнатка, правда, у меня не ахти, да я живу один, не помешаю. (35)Помоетесь, отдохнёте с дороги. (36)Ну, как? (37)Пойдёмте?
(38) Всеволод Михайлович — так звали человека — привёл нас в свою комнату, показал, где что, и быстренько ушёл, сославшись на дела, а мы остались в доме, где суждено было нам провести четыре военных года.
(39) Дядя Сева сразу решил главные наши проблемы. (40)Свою комнату он предоставил нам в полное наше распоряжение. (41)Уходил рано утром, приходил поздно, осторожно стучал и пристраивался с книгой на стуле возле двери. (42)А размещались мы в его восьмиметровой комнате на ночь так: четверо на диване — поперёк, с поставленными для ног стульями, двое у окна — на диванных подушках, половиках и одеяле, и хозяин — на матрасе у дверей.
(43)С дядей Севой мы прожили до лета 1942 года. (44)Всё это время он ходил на работу в свою газету — он был журналистом, а свободные часы проводил на военной подготовке. (45)Он был сугубо штатским, мирным человеком, уже не очень молодым, с какой-то застарелой кво-рью. (46)Военная подготовка давалась ему нелегко, и он с юмором рассказывал вечером у кухонного стола, как нынче швырял гранату (да не дошвырнул) или как полз по-пластунски под колючей проволокой (и порвал пальто)… (47)Это было не очень смешно, потому что приходил он с этих занятий до предела вымотанный, съедал свой ужин и сразу засыпал.
(48)То ли из-за своего здоровья, то ли из-за работы дядя Сева имел бронь. (49)И вот эта бронь, ради которой некоторые шли на всё, была самой главной отравой его жизни. (50)0н рвался на фронт, а его не пускали. (51)Он писал заявления и в военкомат, и своему начальству, а ему отказывали. (52)Но, несмотря ни на что, дядя Сева всю осень, зиму и весну ходил на военную подготовку, чтобы иметь, как он говорил, главный козырь.
— (53)Ничего, — посмеивался дядя Сева, — скоро я буду настоящим пехотинцем. (54)Тяжело в ученье — легко в бою. (55)Верно? (56)Кто это сказал?
(57)Он всегда обращался ко мне, а я с удовольствием ему отвечал, если, разумеется, знал ответ. (58)И я знал, что, когда бы он ни пришёл, для меня непременно будет интересный разговор: о самолётах, партизанах или, чаще всего, о военных действиях на фронте. (59)Уж дядя-то Сева разбирался в этом лучше всех наших знакомых. (60)И сведения у него были самые горячие, из редакции, те, что только наутро появлялись в газетах.
(61 )Я читал ему письма отца. (62)Каждый раз, приходя с работы, дядя Сева спрашивал, нет ли писем от отца. (бЗ)Свежее письмо мы ещё*раз читали вслух. (64)Это совместное чтение сближало нас ещё больше. (65)Ближе дяди Севы не было для меня человека в Куйбышеве. (бб)Кроме, разумеется, мамы и родной сестры.
(67)Это было в 1942 году. (68)И в этом же году, летом, дядя Сева пришёл однажды домой днём, в неурочное время, возбуждённый и широко улыбающийся.
— (69)Ну вот, дорогие мои, — громко сказал он, — можете меня поздравить. (70)Я ухожу на фронт.
(71)Он посмотрел на меня, и у меня задрожали губы. (72)Дядя Сева, перестав улыбаться, сказал другим, усталым голосом:
— Не могу я сидеть в редакции, когда немец лезет к Волге.
(73) Я запомнил и этот глухой, усталый голос, и эти слова, и его лицо, с крупными, мягкими и добрыми чертами, которые в этот момент стали чужими, неласковыми.
(74) Через два месяца на мамино имя прислали извещение. (75)В нём было написано, что её родственник Всеволод Михайлович Муравьёв, проявив мужество и героизм, верный военной присяге, пал смертью храбрых в борьбе за Советскую Родину.
(76)Его убило в первой же атаке, на подступах к Сталинграду, куда был брошен его пехотный полк.
(По И.Ф. Смольникову*}
★Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.) — писатель, автор более двадцати книг, а также очерков и статей, посвящённых преимущественно литературе и изобразительному искусству.
Примерный круг проблем
1) Проблема проявления человечности. (В чём проявляется человечность?)
2) Проблема человеческого подвига. (В чём состоит человеческий подвиг?)
3) Проблема понимания человеческого долга. (Как герой текста понимал свой долг?)
4) Проблема преодоления тягот войны. (Что помогало людям преодолевать тяготы войны?)
5) Проблема проявления любви к Родине. (В чём проявляется любовь к Родине?)
Авторская позиция
1) Человечность проявляется в способности поддержать в трудную минуту людей, даже незнакомых, не только словом, но и поступком, даже жертвуя своим спокойствием и благополучием.
2) Человеческий подвиг состоит в способности пожертвовать всем, чем располагает человек, даже своей жизнью, ради счастья других людей.
3) Герой текста понимал свой долг как обязанность предоставить всё то, чем он располагал, людям, нуждающимся в поддержке и крове, как обязанность защищать Родину, несмотря на недомогания и потребность в нём в тылу. Он предпринял все усилия, чтобы оказаться в рядах защитников Отечества.
4) Тяготы войны людям помогала преодолевать сплочённость, поддержка близких, взаимовыручка, бескорыстная помощь соотечественников.
5) Любовь к Родине проявляется в готовности защищать её от врагов, в неспособности сидеть сложа руки, когда Отечество в опасности.
автор: Ekaterina
16.08.2019
Здесь вы найдете сочинение по тексту Игоря Федоровича Смольникова, которое может быть использовано для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Сочинение
В предложенном для анализа тексте И.Ф. Смольников рассматривает тему героического поступка, а также долга и сострадания, во времена Великой Отечественной войны.
Раскрывая данную тему, автор описывает историю из личного опыта. Писатель со своей семьёй – мать, тетка и дети, всего шесть человек, в разгар эвакуации 1941 года оказываются без крова над головой, так как дальние родственники отказались их приютить. Но выход из такой непростой ситуации пришел оттуда, откуда не ждали – незнакомый человек, случайно услышавший их диалог, пришёл к ним на помощь. «Может быть, вы согласитесь пойти ко мне? …я живу и один, не помешаю» – Всеволод Михайлович не мог оставаться равнодушным. Автор показывает, что мужчина рад помочь окружающим людям при любой возможности. При том, что сам ютился в маленькой комнатушке — всего 8 квадратных метров.
Однако окончательно осознаёшь, что Всеволод Михайлович совершил настоящий подвиг, позже. «Дядя Сева», как его называл автор, на протяжении года ходил на военную подготовку, но «то ли из-за своего здоровья, то ли из-за работы имел бронь». Он никак не мог смириться с тем, что он не может пойти на войну, и писал различные письма в соответствующие инстанции, но ему постоянно отказывали. Однако в 1942 году Всеволод Михайлович, наконец, сообщил: «Я ухожу на фронт. Не могу я сидеть в редакции, когда немец лезет к Волге». Желание спасти Отчизну и окружающих людей – вот в чём состоит подвиг героя.
Поведение Всеволода Михайловича демонстрирует, на что способен пойти человек ради защиты своей Родины. Позиция И.Ф. Смольникова выражена чётко: человеческий подвиг состоит в умении принести в жертву всё, что у него есть, даже собственную жизнь, ради спасения других. Дядя Сева погибнет в первом же бою под Сталинградом. В извещении будет сказано, что он умер, как герой, «проявив мужество и героизм».
С позицией автора нельзя не согласиться. Говоря о подвигах, хочется вспомнить героический поступок лётчика Николая Гастелло. Снаряд врага привёл в негодность бак для топлива самолёта, из-за чего загорелся воздушный транспорт. У лётчика была возможность спастись, но он не пожалел жизни ради долга Отчизне. Николай Францевич направил горящую машину на воинское формирование врага.
Даже обычные люди совершают настоящие подвиги ради спасения окружающих, часто жертвуя собственной жизнью. И грядущие поколения должны беречь память о тех героических поступках, ведь мирная жизнь сейчас – заслуга всех тех, кто превозмог личные интересы, приподнялся над собственным эгоизмом и смог проявить свои лучшие качества во имя высокой цели.
Сочинение по тексту Смольникова предоставлено Кожевникой Кристиной.
Советую почитать:
Сочинение по тексту Бондарева для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::
Разбор сочинения ЕГЭ по тексту И.Ф. Смольникова. Ниже в таблице рассмотрим готовое сочинение по абзацам.
Абзац | Содержимое абзаца | Сочинение |
1 | Проблема | Должны ли люди быть человечными? Именно об этой проблеме нам предлагает задуматься писатель И.Ф. Смольников в предложенном для анализа тексте. |
2 | Комментарий Первый пример иллюстрации и пояснение |
Размышляя над вопросом о гуманном отношении к людям, автор рассказывает историю о Всеволоде Михайловиче, приютившем во время войны у себя в доме чужую семью. В первую очередь писатель заостряет наше внимание на том, что людей, бежавших от ужасов войны, принимают не родные, близкие люди, а именно незнакомый человек. Автор останавливается на характеристике поступка дяди Севы, который жил в маленькой квартире, но был готов разделить свое жилище с бедствующими людьми: «Быть может, вы согласитесь пойти ко мне? Комнатка у меня не ахти, да я живу один, не помешаю». Данным примером ( можно сразу « Автор обращает внимание…») автор обращает наше внимание на отзывчивость главного героя даже по отношению к совершенно незнакомым для него людям и несмотря на то, что сам находится не в самом выгодном положении. И это, с точки зрения автора, очень важно, потому что именно такие взаимоотношения делают нас людьми. |
3 | Комментарий Второй пример — иллюстрации и пояснение |
Далее автор с чувством уважения ( симпатии) приводит в пример слова главного героя, в которых выражено желание пойти на фронт и «побить врага», вопреки своей брони и слабой военной подготовке. Тем самым писатель показывает готовность журналиста выполнить свой долг перед человечеством, защитить людей. |
4 | Комментарий(Смысловая связь) | Сравнивая эти примеры, мы можем увидеть, что человечность проявляется не только в способности защитить родину, но и в готовности помочь пусть даже и чужим людям в трудное время. |
5 | Позиция автора | Так автор приходит к выводу о том, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком и стремиться исполнить свой долг перед Отечеством |
6 | Ваша позиция + обоснование |
Я согласен с автором и тоже считаю, что человек должен проявлять такое качество, как человечность, так как его окружают такие же люди, ничем не хуже его самого, достойные внимания и, если нужно, помощи. В качестве аргумента, подтверждающего мою позицию, могу привести пример из произведения «Война и мир» Л.Н. Толстого, где семья Ростовых, несмотря на желание спасти свое имущество, пожертвовала подводы для перевозки раненых, тем самым проявив человечность и не забыв о бедствующих рядом людях. |
7 | Вывод | В итоге можно сказать, что человек, несомненно, должен быть гуманным и помогать нуждающимся в трудную минуту, не забывать о своем долге перед людьми и перед всем человечеством в целом. Зная, что тебя вырастили и воспитали такие же, как и ты, люди, готовые протянуть утопающему руку, разве можно остаться бесчеловечным по отношению к ним? |
Текст И.Ф. Смольникова
(1) Положение у нас было неплохое — для того страшного лета сорок первого года. (2)Нас вывезли из Витебска и переправили в Смоленск, там погрузили на открытые платформы и с тысячами других беженцев повезли на восток.
(3) Через две недели наше семейство высадилось в Куйбышеве. (4)По пыльным улицам, булыжнику и раскалённому асфальту мы еле дотащились до зелёного дворика, внутри которого притаился двухэтажный дом. (6)Хотелось пить, хотелось в тень. (6)Мы устали, и за две недели нас и пропылило, и пропесочило, и проуглило, ведь всю гарь и несгоревший уголь от паровоза валило на нас. (7)А в глубине двора под деревьями и кустами таилась прекрасная, прохладная чащоба для игр. (8)Две мои сестры смотрели туда же, их одолевали те же чувства. (9)А брат был слишком мал, чтобы присоединиться к нам. (Ю)Он беспокойно таращился на дверь дома, за которой исчезла его мать, моя тётка.
(II) И вот наконец показалась тётушка. (12)Она медленно прошла к лавочке, которую заняла наша изнурённая команда, и опустилась рядом с моей матерью. (13)Слишком растерянным, каким-то перевёрнутым было её лицо.
— (14)Не пускают? — упавшим голосом спросила мама. — (15)Ты скажи, мы только на одну ночь, мы подыщем жильё…
— (16)Я говорила.
— (17)У нас ведь дети.
— (18)Я говорила, — сказала тётушка и заплакала.
(19)Она была ошеломлена. (20)Это она уговорила сестру не ехать далеко на Урал, а высадиться поближе: как-никак в Куйбышеве родные, брат мужа с семьёй, уж на первое-то время приютят, да и вообще лучше остановиться в городе, где есть родственники.
(21)За то время, что мы топали пешком и ехали на восток, я как-то ни разу не тревожился о ночлеге. (22)Где-нибудь и как-нибудь переночуем! (23)Мы ночевали даже на кафельном полу какой-то железнодорожной станции. (24)Я заснул тогда мгновенно, а проснулся оттого, что из-под меня рванули этот кафель: немцы на заре бомбили станцию.
(25)Там, под Витебском и Смоленском, мы уходили от этих взрывов, от чёрных стервятников с крестами на крыльях, уходили в толпах таких же беженцев, что и мы. (26)Уходили от воя самолётов и выстрелов, от смрада горящих цистерн, от разбитых домов и срезанных осколками деревьев. (27)А здесь была тишина, мирные улицы и дома, такие же, как мы оставили там, в своём родном городе, за чертой смерти. (28)Но всё это спасение, вся эта благодать оказались для нас недоступны.
(29)Брат на руках тётушки жалобно заплакал, он хотел пить. (30)И в этот отчаянный момент из дверей дома вышел человек. (31 )У человека были карие глаза и застенчивая улыбка.
— (32)Может быть, вы согласитесь пойти ко мне? — спросил он не очень уверенно. — (33)Это недалеко, мы через дворы пройдём. (34)Комнатка, правда, у меня не ахти, да я живу один, не помешаю. (35)Помоетесь, отдохнёте с дороги. (36)Ну, как? (37)Пойдёмте?
(38) Всеволод Михайлович — так звали человека — привёл нас в свою комнату, показал, где что, и быстренько ушёл, сославшись на дела, а мы остались в доме, где суждено было нам провести четыре военных года.
(39) Дядя Сева сразу решил главные наши проблемы. (40)Свою комнату он предоставил нам в полное наше распоряжение. (41)Уходил рано утром, приходил поздно, осторожно стучал и пристраивался с книгой на стуле возле двери. (42)А размещались мы в его восьмиметровой комнате на ночь так: четверо на диване — поперёк, с поставленными для ног стульями, двое у окна — на диванных подушках, половиках и одеяле, и хозяин — на матрасе у дверей.
(43)С дядей Севой мы прожили до лета 1942 года. (44)Всё это время он ходил на работу в свою газету — он был журналистом, а свободные часы проводил на военной подготовке. (45)Он был сугубо штатским, мирным человеком, уже не очень молодым, с какой-то застарелой кворью. (46)Военная подготовка давалась ему нелегко, и он с юмором рассказывал вечером у кухонного стола, как нынче швырял гранату (да не дошвырнул) или как полз по-пластунски под колючей проволокой (и порвал пальто)… (47)Это было не очень смешно, потому что приходил он с этих занятий до предела вымотанный, съедал свой ужин и сразу засыпал.
(48)То ли из-за своего здоровья, то ли из-за работы дядя Сева имел бронь. (49)И вот эта бронь, ради которой некоторые шли на всё, была самой главной отравой его жизни. (50)Он рвался на фронт, а его не пускали. (51)Он писал заявления и в военкомат, и своему начальству, а ему отказывали. (52)Но, несмотря ни на что, дядя Сева всю осень, зиму и весну ходил на военную подготовку, чтобы иметь, как он говорил, главный козырь.
— (53)Ничего, — посмеивался дядя Сева, — скоро я буду настоящим пехотинцем. (54)Тяжело в ученье — легко в бою. (55)Верно? (56)Кто это сказал?
(57)Он всегда обращался ко мне, а я с удовольствием ему отвечал, если, разумеется, знал ответ. (58)И я знал, что, когда бы он ни пришёл, для меня непременно будет интересный разговор: о самолётах, партизанах или, чаще всего, о военных действиях на фронте. (59)Уж дядя-то Сева разбирался в этом лучше всех наших знакомых. (60)И сведения у него были самые горячие, из редакции, те, что только наутро появлялись в газетах.
(61 )Я читал ему письма отца. (62)Каждый раз, приходя с работы, дядя Сева спрашивал, нет ли писем от отца. (63)Свежее письмо мы ещё*раз читали вслух. (64)Это совместное чтение сближало нас ещё больше. (65)Ближе дяди Севы не было для меня человека в Куйбышеве. (66)Кроме, разумеется, мамы и родной сестры.
(67)Это было в 1942 году. (68)И в этом же году, летом, дядя Сева пришёл однажды домой днём, в неурочное время, возбуждённый и широко улыбающийся.
— (69)Ну вот, дорогие мои, — громко сказал он, — можете меня поздравить. (70)Я ухожу на фронт.
(71)Он посмотрел на меня, и у меня задрожали губы. (72)Дядя Сева, перестав улыбаться, сказал другим, усталым голосом:
— Не могу я сидеть в редакции, когда немец лезет к Волге.
(73) Я запомнил и этот глухой, усталый голос, и эти слова, и его лицо, с крупными, мягкими и добрыми чертами, которые в этот момент стали чужими, неласковыми.
(74) Через два месяца на мамино имя прислали извещение. (75)В нём было написано, что её родственник Всеволод Михайлович Муравьёв, проявив мужество и героизм, верный военной присяге, пал смертью храбрых в борьбе за Советскую Родину.
(76)Его убило в первой же атаке, на подступах к Сталинграду, куда был брошен его пехотный полк.(По И.Ф. Смольникову)
Учимся формулировать
проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование
NEW
Сочинение ЕГЭ 2022 на 25 баллов
Интерактивные чек-листы ЕГЭ 2022
NEW
ЗАДАНИЕ 1 ЕГЭ 2022
Пособие «Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ»
ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ
300+ заданий 6 ЕГЭ
ЕГЭ-навигатор 2022
Чек-лист подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2022
СКИДКА
Исключения и трудности ЕГЭ 2022
ОГЭ-навигатор 2022
Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2022
СКИДКА
1000 НАРЕЧИЙ
Слитно, раздельно, через дефис
200+ аргументов для сочинения ОГЭ
Проверка сочинения и изложения ОГЭ 2022
NEW
Проверка сочинения ЕГЭ 2022
NEW
Текст ЕГЭ. И. Смольников. Об отношении к природе. Примерный круг проблем.
(1)Отец имел привычку пробовать заточенный карандаш или новое перо. (2)Появлялась строчка из двух слов: «Природа и люди». (3)Так было до войны. (4)Так было и после войны, после четырёх сокрушительных лет, которые, казалось бы, должны были выветрить все наши довоенные привычки.(5)А вот не выветрили. (6)До одного случая я не догадывался о том, что любовь к природе и людям стала у него после войны обнажённее и острее.
(7)Однажды отправились я, моя маленькая дочка Маша и отец на прогулку. (8)Мы подходили к молодой дубовой рощице, которая покрывала пологий склон. (9)Стройные, невысокие дубки рядами поднимались по склону холма и пропадали за его вершиной. (10)Их высаживали ещё до войны. (11)Дубки задорно зеленели, крепко держась за :клон своими тонкими стволами, отливавшими лёгким фиолетовым цветом. (12)Вдруг спокойный шаг отца сбился, ускорился. (13)Он выпустил руку внучки, лицо его сделалось жёстким — таким я его раньше не видел.
(14)— Что там? — спросил я и тоже увидел какую-то фигуру возле дубков.
(15)Человек, стоявший на краю рощи, видимо, почуял угрозу со стороны военного в кителе, который так стремительно свернул к нему с дороги.
(16)Я всё ещё не мог понять, в чём дело. (17)Я лишь видел, что надвигается что-то неотвратимое: отец с побледневшим лицом и этот человек, в руке которого блеснул нож.
(18)— Ты что же делаешь? — негромко, но с внятной угрозой спросил отец, шагнув к незнакомцу вплотную. — (19)Брось нож!
(20)И столько бешенства было в его голосе, что незнакомец бросил нож.
(21)Отец поднял его и, держа двумя руками, резким ударом о колено переломил. (22)Обломки полетели в стороны.
(23)Маша прижалась ко мне и с испугом смотрела на то, что происходит.
(24)— Вы чего? — озлился незнакомец. (25)— Ножи денег стоят!
(26)Он был не старше отца. (27)Белёсые, цепкие глаза перебегали от отца ко мне. (28)На нём были кепка, серый пиджак, брюки, заправленные в кирзовые сапоги. (29)Такой, в общем, ничем не примечательный мужичок, точнее, горожанин. (30)Он, скорее, был из тех, кто и в городе имеет своё хозяйство, держит в сарайчике свинью, кроликов, уток и тому подобное. (31)Я таких мужичков знал неплохо, ещё с военного времени, когда наши семейные заботы заставляли идти на барахолку, прикупать или выменивать какие-то продукты. (32)У меня, мальчишки, бывали с ними свои счёты, ибо эти прижимистые обладатели сала, крупы, кроличьих тушек и прочего норовили заполучить побольше за свой съедобный товар. (ЗЗ)Бывало, и обжуливали.
(34)Но почему вдруг отец так вскипел на него? (35)Это был обыкновенный кородёр, мимо которого я бы раньше прошёл, не повернув в его сторону головы.
(36)А сейчас у меня словно открылись глаза. (37)Я увидел плоды его рук: несколько дубов матово желтели голыми стволами. (38)Под ними в траве лежали ремни свежей коры.
(39)Они кровоточили резким, странным для меня запахом, который вдруг вытеснил все остальные на этой благоухающей опушке.
(40)— Чтобы я вас больше здесь не видел! — перешёл на вы отец, но голос его по-прежнему не предвещал ничего хорошего.
(41)— Это почему? — вскинулся кородёр.
(42)— Потому что вы — грабитель.
(43)— Что я граблю, что? — закричал тот.
(44)— Природу, — сказал отец, но это было словно на чужом языке, я видел: этот добытчик дубового лыка не понимает отца.
(45)— Ваши они, что ли, дубки? — опять выкрикнул он.
(46)— Мои, — спокойно сказал отец, — и вот его и её, — он кивнул в нашу сторону — и других, которые растут и сюда приходить будут.
(47)— Я все, что ли, обдираю? (48)Вон их сколько тут.
(49)— Я вижу, — осадил его ледяным тоном отец. (50)— Обдираете с расчётом: на будущий год опять потребуется.
(51)— А как же! (52)Неужто я без понятия?
(53)— Без совести! (54)Погубили молодые деревья! (55)Эти вот погибнут. (56)Им бы расти и расти. (57)Войну выстояли! (58)Идите, — отец надвинулся на него.
(59)— Ладно, ладно, — подчинился тот с неохотой, отступая к дороге. (60)Вдруг он забеспокоился:
— А это кто заберёт? (61)Всё равно уж. (62)Не валяться же. (63)В голосе его и в жестах замельтешила тоска. (64) Отец махнул рукой.
(65)Мужичок быстренько вернулся, стал запихивать гибкое, выскользавшее из его рук корьё в мешок. (66) Вскинул его на плечо и так же быстренько, спотыкаясь, поковылял вниз к дороге.
(67) —Деда, ты что? — приникла к отцу Маша.
(68)Он обнял её, привлёк к себе. (69)Не отпуская внучку, сел на траву. (70)Снял фуражку,
достал платок, вытер лоб.
(71)Всё гладил и гладил ладонью матово-жёлтый, обнажённый ствол, который лишён
был живой шероховатости и над которым, как и над другими, неизуродованными стволами, продолжала трепетать листва.
(72)— Ты вот спрашиваешь, — сказал он через несколько минут нашего молчания, —как
там было, на фронте? (73)Всякое было. (74)Не только люди гибли. (75)Бывало, и природа гибла, и такие вот рощи. (76)Но то — война.
(77)Я чувствовал, что в нём трепещет всё то, что осталось там, на войне, и что вот сейчас. ]
в этот момент, соединилось коротким замыканием с этой нашей, майски шелестящей рощицей.
(78)Он, кажется, хотел сказать ещё что-то, но махнул рукой и отвернулся, скрывая блеснувшие в глазах слёзы.
(79)А я-то думал, что моему лихому фронтовику-отцу всё нипочём.
(По И.Ф. Смольникову*)
*Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.) — писатель, автор более двадцати книг, а также разнообразных очерков и статей, посвящённых преимущественно литературе и изобразительному искусству.
Примерный круг проблем:
1. Как человек должен относиться к природе?
2. Почему необходимо охранять природу?
3. Какова связь любви к природе и любви к людям?
4. Что происходит с жизненными принципами человека, прошедшего войну?
- Подготовка к сочинению ЕГЭ
- Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Война
Текст ЕГЭ о бесчеловечности войны. В…
Природа
Текст ЕГЭ.В.М. Песков. Тема: Природа и..
Природа
Текст ЕГЭ. Смольников И. Тема: Природа..
Что значит человеческий долг? Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство, «обязанность человека, освященная его совестью». Каждый человек имеет чувство долга перед родиной, семьей. Чувство долга может проявляться в стремлении человека защитить свою страну, дом, друзей, семью. У каждого человека есть свое понятия долга. Именно поэтому Игорь Федорович Смольников в своем тексте поднимает проблему понимания человеческого долга.
Автор рассказывает, как во время войны семья беженцев оказалась в чужом городе.
Голодные, грязные и без жилья они ищут помощь. Им на помощь пришел Всеволод Михайлович, который не остался равнодушен к чужому горю. Он разрешает им поселиться у него в небольшой комнате. Всеволод Михайлович поступил так, потому что считал это своим долгом. Он не мог пройти мимо людей нуждающихся в помощи. Быть милосердным, великодушным долг каждого добросовестного человека. Автор повествует нам, что Всеволод Михайлович хочет пойти на фронт. Все свободное время дядя Сева тратил на военную подготовку. Он был сугубо мирным человеком и уже не молодым, поэтому военная подготовка давалась ему с трудом. Дядя Сева очень сильно хотел на фронт, но его не брали. Поступаете в 2019 году?
Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Однажды вернувшись, домой он радостный сообщает, что уходит на фронт. Через два месяца пришло извещение. В нем говорилось, что Всеволод Михайлович пал смертью храбрых в борьбе за свою Родину. Он не мог спокойно отсиживаться пока солдаты, жертвуя свои жизни, защищали нашу страну. Всеволод говорил: «Не могу я сидеть в редакции, когда немец лезет к Волге». Для него защищать свою Родину было долгом, который он стремился исполнить любой ценой. Всеволод Михайлович образцовый показатель высоконравственного человека, умеющий исполнять свой долг.
Я согласен с позицией автора. Долг каждого человека—это всегда помогать людям в беде и быть готовым пойти на защиту Родины. В литературе мы можем встретить множество примеров человеческого долга. В повести Б.Н. Полевого » Повесть о настоящем человеке», главный герой лишается ног, но даже не имя их он хочет защищать свою родину. Он считает своим долгом сражаться с немцами. Еще один пример мы видим в произведение Пушкина «Капитанская дочка». В момент захвата Белогорской крепости Пугачевым юный офицер доказывает делом, что его долг — защищать это место до последнего издыхания. Чувство долга торжествует над человеческой слабостью, и Гринев этим гордится. На этих примерах мы убеждаемся, что многие люди понимают важность долга.
Подводя итоги сказанному можно сказать, что исполнить свой долг может только сильный духом человек. Обязанность каждого человека заключается в самоотверженности.
Полезный материал по теме:
- Валентин Петрович Катаев в своем тексте поднимает проблему героизма на войне. Одна в темном нетопленом доме, Ольга Ивановна,… Вариант 12
- Лев Васильевич Успенский в своем тексте поднимает проблему роли языка в жизни человека. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека… Вариант 1
- Проблема чувства долга в годы войны. (Почему люди готовы погибнуть во имя исполнения долга?)
- По В.П.Катаеву Проблема чувства долга в годы войны. (Почему люди готовы погибнуть во имя исполнения долга?)
- По Ф.Сологубу. Проблема долга перед Родиной. (В чём заключается долг перед Родиной?) Демонстрационный вариант ФИПИ 2018
(1)Отец имел привычку пробовать заточенный карандаш или новое перо. (2)Появлялась строчка из двух слов: «Природа и люди». (3)Так было до войны. (4)Так было и после войны, после четырёх сокрушительных лет, которые, казалось бы, должны были выветрить все наши довоенные привычки.
(5)А вот не выветрили. (6)До одного случая я не догадывался о том, что любовь к природе и людям стала у него после войны обнажённее и острее.
(7) Однажды отправились я, моя маленькая дочка Маша и отец на прогулку.
(8) Мы подходили к молодой дубовой рощице, которая покрывала пологий склон.
(9)Стройные, невысокие дубки рядами поднимались по склону холма и пропадали за его вершиной. (10)Их высаживали ещё до войны. (11)Дубки задорно зеленели, крепко держась за склон своими тонкими стволами, отливавшими лёгким фиолетовым цветом.
(12)Вдруг спокойный шаг отца сбился, ускорился. (13)Он выпустил руку внучки, лицо его сделалось жёстким — таким я его раньше не видел.
(14) — Что там? — спросил я и тоже увидел какую-то фигуру возле дубков.
(15) Человек, стоявший на краю рощи, видимо, почуял угрозу со стороны военного в кителе, который так стремительно свернул к нему с дороги.
(16) Я всё ещё не мог понять, в чём дело. (17)Я лишь видел, что надвигается что-то неотвратимое: отец с побледневшим лицом и этот человек, в руке которого блеснул нож.
(18)— Ты что же делаешь? — негромко, но с внятной угрозой спросил отец, шагнув к незнакомцу вплотную. — (19)Брось нож!
(20) И столько бешенства было в его голосе, что незнакомец бросил нож.
(21) Отец поднял его и, держа двумя руками, резким ударом о колено переломил.
(22)Обломки полетели в стороны.
(23) Маша прижалась ко мне и с испугом смотрела на то, что происходит.
(24) — Вы чего? — озлился незнакомец. (25)— Ножи денег стоят!
(26)Он был не старше отца. (27)Белёсые, цепкие глаза перебегали от отца ко мне. (28)На нём были кепка, серый пиджак, брюки, заправленные в кирзовые сапоги. (29)Такой, в общем, ничем не примечательный мужичок, точнее, горожанин. (30)Он, скорее, был из тех, кто и в городе имеет своё хозяйство, держит в сарайчике свинью, кроликов, уток и тому подобное. (31)Я таких мужичков знал неплохо, ещё с военного времени, когда наши семейные заботы заставляли идти на барахолку, прикупать или выменивать какие-то продукты. (32)У меня, мальчишки, бывали с ними свои счёты, ибо эти прижимистые обладатели сала, крупы, кроличьих тушек и прочего норовили заполучить побольше за свой съедобный товар. (33)Бывало, и обжуливали.
(34)Но почему вдруг отец так вскипел на него? (35)Это был обыкновенный кородёр, мимо которого я бы раньше прошёл, не повернув в его сторону головы.
(36)А сейчас у меня словно открылись глаза. (37)Я увидел плоды его рук: несколько дубков матово желтели голыми стволами. (38)Под ними в траве лежали ремни свежей коры. (39)Они кровоточили резким, странным для меня запахом, который вдруг вытеснил все остальные на этой благоухающей опушке.
(40) — Чтобы я вас больше здесь не видел! — перешёл на вы отец, но голос его по-прежнему не предвещал ничего хорошего.
(41) — Это почему? — вскинулся кородёр.
(42) — Потому что вы — грабитель.
(43) — Что я граблю, что? — закричал тот.
(44) — Природу, — сказал отец, но это было словно на чужом языке, я видел: этот добытчик дубового лыка не понимает отца.
(45) — Ваши они, что ли, дубки? — опять выкрикнул он.
(46) — Мои, — спокойно сказал отец, — и вот его и её, — он кивнул в нашу сторону — и других, которые растут и сюда приходить будут.
(47) — Я все, что ли, обдираю? (48)Вон их сколько тут.
(49)— Я вижу, — осадил его ледяным тоном отец. (50)— Обдираете с расчётом: на будущий год опять потребуется.
(51)— А как же! (52)Неужто я без понятия?
(53)— Без совести! (54)Погубили молодые деревья! (55)Эти вот погибнут. (56)Им бы расти и расти. (57)Войну выстояли! (58)Идите, — отец надвинулся на него.
(59)— Ладно, ладно, — подчинился тот с неохотой, отступая к дороге. (60)Вдруг он забеспокоился:
— А это кто заберёт? (61)Всё равно уж. (62)Не валяться же.
(63)В голосе его и в жестах замельтешила тоска. (64)Отец махнул рукой. (бб)Мужичок быстренько вернулся, стал запихивать гибкое, выскользавшее из его рук корьё в мешок.
(66)Вскинул его на плечо и так же быстренько, спотыкаясь, поковылял вниз к дороге.
(67) — Деда, ты что? — приникла к отцу Маша.
(68) Он обнял её, привлёк к себе. (69)Не отпуская внучку, сел на траву. (70)Снял фуражку, достал платок, вытер лоб.
(71) Всё гладил и гладил ладонью матово-жёлтый, обнажённый ствол, который лишён был живой шероховатости и над которым, как и над другими, неизуродованными стволами, продолжала трепетать листва.
(72) — Ты вот спрашиваешь, — сказал он через несколько минут нашего молчания, — как там было, на фронте? (73)Всякое было. (74)Не только люди гибли. (75)Бывало, и природа гибла, и такие вот рощи. (76)Но то — война.
(77) Я чувствовал, что в нём трепещет всё то, что осталось там, на войне, и что вот сейчас, в этот момент, соединилось коротким замыканием с этой нашей, майски шелестящей рощицей.
(78) Он, кажется, хотел сказать ещё что-то, но махнул рукой и отвернулся, скрывая блеснувшие в глазах слёзы.
(79) А я-то думал, что моему лихому фронтовику-отцу всё нипочём.
(По И.Ф. Смольникову*)
*Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.) — русский писатель, автор более двадцати книг, а также разнообразных очерков и статей, посвящённых преимущественно литературе и изобразительному искусству.
В представленном для анализа тексте русский писатель И.Ф.Смольников поднимает важную проблему бережного отношения к природе.
Размышляя над этой проблемой, автор повествует о том, как герой- рассказчик с отцом и дочерью ходили в рощу, где неизвестный мужчина занимался кородёрством. Этот безжалостный человек без зазрений совести обдирал кору деревьев, чтобы заработать на её продаже. Мужчине не было стыдно за то, что он уродует и калечит природу ради получения собственной выгоды, незнакомец даже был уверен в том, что на следующий год вернется за новой добычей. Очевидно, что И.Ф.Смольников презирает кородёра за его безразличие к живой природе, и это мы понимаем по реакции отца героя.
Старый мужчина прошел войну, видел все ее ужасы, и это поменяло его отношение к окружающему миру. Герой понял, насколько важно беречь и охранять природу от таких ко всему равнодушных людей.
Когда мужчина увидел кородёра, он озверел от гнева: сломал нож незнакомца и пригрозил, да так, что можно с уверенность сказать, что тот не вернется в эту рощу. Автор гордится своим героем: И.Ф.Смольников счастлив, что есть еще такие люди, которые ценят природу и берегут ее.
Автор противопоставляет поступки героев, чтобы на контрасте их отношения к окружающему миру показать, что её состояние зависит от человека.
Позиция И.Ф.Смольникова ясна: люди должны понимать, что природа – это живой организм, поэтому задача человека – беречь и охранять её; природа- это наш дом, уничтожая её, мы прежде всего убиваем себя.
Я согласна с мнением автора, действительно, природа нуждается в нашей защите, мы должны бережно к ней относиться и защищать. И в этом меня убеждает многое, в частности произведения художественной литературы. Герой романа Б.Л.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», Егор Полушкин, добродушный простак, он искренне заботится обо всем живом. Копая траншею, герой наткнулся на муравейник – он не смог уничтожить дом насекомых и решил его обогнуть, чтобы не навредить муравьям. Егор бережно относится к природе, любит её и охраняет.
Таким образом, человек – это часть природы: он должен бережно к ней относиться, заботиться о ней. Не будет природы – не будет и человека.
Сочинение по тексту Смольникова для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
16.08.2019
Здесь вы найдете сочинение по тексту Игоря Федоровича Смольникова, которое может быть использовано для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Сочинение
В предложенном для анализа тексте И.Ф. Смольников рассматривает тему героического поступка, а также долга и сострадания, во времена Великой Отечественной войны.
Раскрывая данную тему, автор описывает историю из личного опыта. Писатель со своей семьёй – мать, тетка и дети, всего шесть человек, в разгар эвакуации 1941 года оказываются без крова над головой, так как дальние родственники отказались их приютить. Но выход из такой непростой ситуации пришел оттуда, откуда не ждали – незнакомый человек, случайно услышавший их диалог, пришёл к ним на помощь. «Может быть, вы согласитесь пойти ко мне? …я живу и один, не помешаю» – Всеволод Михайлович не мог оставаться равнодушным. Автор показывает, что мужчина рад помочь окружающим людям при любой возможности. При том, что сам ютился в маленькой комнатушке — всего 8 квадратных метров.
Однако окончательно осознаёшь, что Всеволод Михайлович совершил настоящий подвиг, позже. «Дядя Сева», как его называл автор, на протяжении года ходил на военную подготовку, но «то ли из-за своего здоровья, то ли из-за работы имел бронь». Он никак не мог смириться с тем, что он не может пойти на войну, и писал различные письма в соответствующие инстанции, но ему постоянно отказывали. Однако в 1942 году Всеволод Михайлович, наконец, сообщил: «Я ухожу на фронт. Не могу я сидеть в редакции, когда немец лезет к Волге». Желание спасти Отчизну и окружающих людей – вот в чём состоит подвиг героя.
Поведение Всеволода Михайловича демонстрирует, на что способен пойти человек ради защиты своей Родины. Позиция И.Ф. Смольникова выражена чётко: человеческий подвиг состоит в умении принести в жертву всё, что у него есть, даже собственную жизнь, ради спасения других. Дядя Сева погибнет в первом же бою под Сталинградом. В извещении будет сказано, что он умер, как герой, «проявив мужество и героизм».
С позицией автора нельзя не согласиться. Говоря о подвигах, хочется вспомнить героический поступок лётчика Николая Гастелло. Снаряд врага привёл в негодность бак для топлива самолёта, из-за чего загорелся воздушный транспорт. У лётчика была возможность спастись, но он не пожалел жизни ради долга Отчизне. Николай Францевич направил горящую машину на воинское формирование врага.
Даже обычные люди совершают настоящие подвиги ради спасения окружающих, часто жертвуя собственной жизнью. И грядущие поколения должны беречь память о тех героических поступках, ведь мирная жизнь сейчас – заслуга всех тех, кто превозмог личные интересы, приподнялся над собственным эгоизмом и смог проявить свои лучшие качества во имя высокой цели.
Сочинение по тексту Смольникова предоставлено Кожевникой Кристиной.
Советую почитать:
Сочинение по тексту Бондарева для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::
Должны ли люди быть человечными? Именно об этой проблеме нам предлагает задуматься писатель И. Ф. Смольников в предложенном для анализа тексте.Размышляя над вопросом о гуманном отношении к людям, автор рассказывает историю о Всеволоде Михайловиче, приютившем во время войны у себя в доме чужую семью. В первую очередь писатель заостряет наше внимание на том, что людей, бежавших от ужасов войны, принимают не родные, близкие люди, а именно незнакомый человек.
Автор останавливается на характеристике поступка дяди Севы, который жил в маленькой квартире, но был готов разделить свое жилище с бедствующими людьми: «Быть может, вы согласитесь пойти ко мне? Комнатка у меня не ахти, да я живу один, не помешаю». Данным примером, автор обращает наше внимание на отзывчивость главного героя даже по отношению к совершенно незнакомым для него людям и несмотря на то, что сам находится не в самом выгодном положении. И это, с точки зрения автора, очень важно, потому что именно такие взаимоотношения делают нас людьми.
Далее автор с чувством уважения (симпатии) приводит в пример слова главного героя, в которых выражено желание пойти на фронт и «побить врага», вопреки своей брони и слабой военной подготовке. Тем самым писатель показывает готовность журналиста выполнить свой долг перед человечеством, защитить людей.
Сравнивая эти примеры, мы можем увидеть, что человечность проявляется не только в способности защитить родину, но и в готовности помочь людям в трудное время, пусть даже и чужим.
Так автор приходит к выводу о том, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком и стремиться исполнить свой долг перед Отечеством.
Я согласен с автором и тоже считаю, что человек должен проявлять такое качество, как человечность, так как его окружают такие же люди, ничем не хуже его самого, достойные внимания и, если нужно, помощи. В качестве аргумента, подтверждающего мою позицию, могу привести пример из произведения «Война и мир» Л. Н. Толстого, где семья Ростовых, несмотря на желание спасти свое имущество, пожертвовала подводы для перевозки раненых, тем самым проявив человечность и не забыв о бедствующих рядом людях.
В итоге можно сказать, что человек, несомненно, должен быть гуманным и помогать нуждающимся в трудную минуту, не забывать о своем долге перед людьми и перед всем человечеством в целом. Зная, что тебя вырастили и воспитали такие же, как и ты, люди, готовые протянуть утопающему руку, разве можно остаться бесчеловечным по отношению к ним?
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Цена сочинения
Автор: Светлана