Проблема ответственности за судьбу родного языка сочинение егэ чуковский

(1) Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.
(2) Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт.
(3)«Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта…

Сочинение

Мы нечасто задумываемся над тем, какую роль можем играть в судьбе будущих поколений. Вся наша культура, наша речь, манеры поведения, даже вкусы и предпочтения-все это, так или иначе, может отразиться на нашем будущем и будущем наших детей. Имеет ли смысл контролировать свою речь? И кто это должен делать? На ком лежит ответственность за судьбу родного языка? Этими вопросами задается в своем тексте К.И. Чуковский.

Рассуждения автора состоят из двух совершенно противоположных истин, каждая из которых дополняет друг друга. Суть первой заключается в том, что человек, как отдельный субъект, сколько бы культурным и образованным он ни был, никоим образом не может повлиять на судьбу всего языка, так как мнение большинства обычно выигрывает. Однако писатель акцентирует наше внимание на том, что «в прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан», а сейчас все повернулось совершенно в другую сторону. Вторую истину писатель преподносит с точки зрения отказа от философии «бездействия и отказа непротивления злу». И тут он обращает взор читателя на то, что в эпоху завоевания космоса, в тот век, когда исключительную важность имеют такие рычаги воздействия, как радио, кино и телевидение, человек обязан ощущать за собой совершенно иную власть и пользоваться данными ему полномочиями в правильной степени.

Мысль К.И Чуковского такова: ответственность за судьбу родного языка лежит не только на обществе в целом, но и на каждом человеке в отдельности. И потому писатель считает, что «чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта».

Невозможно не согласиться с автором. Я так же считаю, что человек недооценивает собственный вклад в настоящее и будущее своей страны. Общий культурный уровень всего общества складывается из усилий каждого отдельного человека. Ответственность за судьбу родного языка лежит на нас, на каждом отдельном человеке, и поэтому очень важно постоянно следить за собственным уровнем культуры и образованности, саморазвиваться и призывать к этому других.

В поэзии И.С. Тургенева существует всем известное стихотворение «Русский язык». В нем слова автора обращены непосредственно к самому языку как к свободной стихии, однако читателю становится понятно, что автор осознает и свой личный вклад, и вклад своего народа в величие русского языка. «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!», — восклицает И.С. Тургенев, делая акцент на том, что язык и люди, на нем говорящие, тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. И так же, как и язык может быть поддержкой и опорой для человека, последний может постоянно развивать и совершенствовать свою речь, поднимая тем самым общий культурный уровень своей страны.

О том, как очень быстро в обществе налаживаются негативные тенденции изменения языка, написал А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума». Фамусовское общество, на контрасте с образованным Чацким, пестрило пошлостью и безграмотностью. В приоритете у этих людей было богатство, они, как это было модно, пренебрегали русской культурой и языком, и очень часто употребляли французские слова, что и ставил им в упрек один из главных героев произведения, Александр Чацкий, однако его усилия не могли увенчаться успехом. Фамусовское общество нельзя было исправить и поставить «на пусть истинный», однако А.С. Грибоедов подводит читателя к мысли о том, что судьба русского языка не потеряна до той поры, пока существуют такие ответственные люди, как Александр Чацкий, способные в любой ситуации, при любом обществе сохранять самообладание.

Таким образом, можно сделать вывод, что русский язык – это, безусловно, стихия свободная и великая, однако такой она является только благодаря усилию русского народа. Стараниями каждого из нас мы можем сохранить свой язык, стоит лишь не прогибаться под модные тенденции и веяния необразованной толпы.

Проблема отношения людей к судьбе родного языка. По К. И. Чуковскому

Проблема отношения людей к судьбе родного языка. По К. И. Чуковскому

Родной язык… «Великий и могучий» — именно такие определения дал ему И. С. Тургенев. Должна ли нас волновать судьба русского языка? Эти вопросы поставлены в тексте К. И. Чуковского, взятом из его книги «Живой как жизнь», посвящённой проблемам культуры русского языка. 

Раскрывая проблему отношения людей к судьбе русского языка, автор проводит исторические параллели, с помощью цитирования обращается к авторитету выдающихся деятелей культуры, лингвистов и писателей. Чуковский противопоставляет два типа отношения к изменениям, происходящим в языке. В прошлом язык ощущался как слепая стихия, которой невозможно управлять. Об этом писал лингвист Гумбольдт, утверждая, что язык совершенно независим от отдельного субъекта. Чтобы быть убедительнее и образнее, автор использует метафору, «могучая речевая река», изображая бессильных лингвистов и педагогов, которые только смотрят с берега, «сколько всякой дребедени несут на себе её волны». Но сегодня другое время – «эпоха завоевания космоса, эпоха искусственных рек и морей». Нельзя быть равнодушным к родному языку, нужно целенаправленно, планомерно, решительно восстать «против уродств нашей нынешней речи». В борьбе за чистоту родного языка должны активно принимать участие не только средства массовой информации, но и каждый носитель языка. 

Автор подводит нас к мысли о том, что нельзя следовать в отношении к родному языку философии бездействия. Нужно делать всё, что способствует очищению языка от ненужных и случайных слов. 

Мне понятна позиция автора, и я полностью её поддерживаю, потому что нельзя засорять наш прекрасный язык, язык Пушкина и Толстого, нужно беречь его и в вопросе экологии языка занимать активную позицию. 

В произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» высмеивается Элочка Людоедова, лексикон которой убог и беде и состоит всего из трёх десятков слов, типа «парниша», «блеск», «жуть». Этот ограниченный словарь отражает бездуховный, мещанский мир героини. 

Подводя итог, подчеркну, что культура языка, его чистота и развитие зависят от общей культуры, от нравственного развития. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!


Текст К. И. Чуковского


(1)Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.
(2)Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт.
(3)«Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта… (4)Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна».
(5)Это воззрение сохранилось до нашей эпохи. (6)«Сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они — мы это знаем — от того не исчезнут, а если исчезнут, то не потому, что эстеты или лингвисты возмущались», — так писал один даровитый учёный. (7)«В том и беда, — говорил он с тоской, — что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет… (8)3а них говорят грамматика и логика, здравый смысл и хороший вкус, благозвучие и благопристойность, но из всего этого натиска грамматики, риторики и стилистики на бесшабашную, безобразную, безоглядную живую речь не выходит ничего». (9)Приведя образцы всевозможных речевых «безобразий», учёный воплотил свою печаль в безрадостном и безнадёжном афоризме: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение».
(10)В прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан. (И)Нечего было и думать о том, чтобы дружно, планомерно, сплочёнными силами вмешаться в совершающиеся языковые процессы и направить их по желанному руслу. (12)Старик Карамзин очень точно выразил это общее чувство смиренной покорности перед стихийными силами языка: «Слова входят в наш язык самовластно».
(13)   С тех пор крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи.
(14)   Все так и представляли себе: будто мимо них протекает могучая речевая река, а они стоят на берегу и с бессильным негодованием следят, сколько всякой дребедени несут на себе её волны.
— (15)Незачем, — говорили они, — кипятиться и драться. (16)До сих пор ещё не было случая, чтобы попытка блюстителей чистоты языка исправить языковые ошибки сколько-нибудь значительной массы людей увенчалась хотя бы малейшим успехом.
(17)Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? (18)Неужели мы, писатели, педагоги, лингвисты, можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык, но не смеем и думать о том, чтобы мопщыми усилиями воли подчинить его коллективному разуму?
(19)Пусть философия бездействия имела свой смысл в былые эпохи, когда творческая воля людей так часто бывала бессильна в борьбе со стихиями — в том числе и со стихией языка. (20)Но в эпоху завоевания космоса, в эпоху искусственных рек и морей неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка?
(21)Всякому ясно, что эта власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею. (22)Ведь существуют же в нашей стране такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях. (23)Я уже не говорю о множестве газет и журналов — районных, областных, городских, — подчинённых единому идейному плану, вполне владеющих умами миллионов читателей.
(24)   Стоит только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором — и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер…
(25)   Правда, я очень хорошо понимаю, что всех этих мер недостаточно.
(26)   Ведь культура речи неотделима от общей культуры. (27)Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. (28)Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие заплесневелые фразы! (29)Какая худосочная душевная жизнь отражается в них!
(ЗО)Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. (31)Этого никакими походами за чистоту языка не добьёшься. (32)3десь нужны другие, более длительные, более широкие методы. (ЗЗ)Для подлинного просвещения создано столько библиотек, школ, университетов, институтов и т. д. (34)Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка.
(35)Но, конечно, это не освобождает любого из нас от посильного участия в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.

(По К. И. Чуковскому)

В произведениях известного русского писателя и публициста Корнея Ивановича Чуковского очень часто поднимается важная на сегодняшний день проблема ответственности за будущее родного языка.

Рассуждая над данной проблемой, автор приводит два аргумента, которые абсолютно противоположны друг другу. В первом аргументе говорится о том, что любой человек, будучи отдельным субъектом, никак не способен оказать влияние непосредственно на сам язык, потому что мнение большинства всегда играет большую роль. Однако автор говорит также и о том, что в прежние времена такой пессимистический настрой был оправдан. На данный же момент направление мысли изменилось абсолютно кардинально.

Что касается второго аргумента, то здесь Корней Иванович Чуковский говорит уже с точки зрения отказа от философии «бездействия и отказа непротивления злу». В этом аргументе акцентируется внимание на самом времени: освоение космоса, создание искусственных рек и озер и иные технологические и научные прорывы. Автор хочет показать читателю то, что у человека есть все силы и возможности на борьбу: радио, телевидение, кино. Через эти так называемые рычаги воздействия человек должен регулировать ситуацию с языком.

Мысль, которую хочет донести до читателя Корней Иванович Чуковский, такова: не только одно лишь общество несет ответственность за будущую судьбу языка, но и каждый человек в нем. Именно по этой причине публицист, говоря о повышении качества языка, заявляет о качестве сердца человека, а также и об интеллектуальном развитии самого человека.
Персонально я разделяю авторскую позицию, потому что я тоже считаю, что каждый человек и само общество в целом должны нести ответственность за состав собственного языка. Именно по этой причине необходимо постоянно отслеживать и контролировать его состояние.

Для подтверждения своих мыслей воспользуюсь примером из произведения русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык». В этом стихотворении автор говорит о том, что человек и язык, на котором он говорит, очень тесно связаны между собой. Язык дополняет человека, а человек дополняет язык. Непосредственно сам язык служит опорой и поддержкой для любого человека. А человек развивает и пополняет этот самый язык.

Итак, подводя итоги, хочется сказать о том, что язык сохраняется и развивается стараниями как каждого отдельно взятого-человека, так и всем обществом в целом.

ВСТУПЛЕНИЕ

+

ПРОБЛЕМА

Как известно, красота родного языка, воспетая многими писателями и поэтами, требует не только признания, но и бережного отношения. Сохранить достояние русской словесности есть прямая обязанность, долг человека, рожденного и воспитанного согласно традициям нашей культуры. Однако многовековой путь становления языка сдается под натиском живого просторечия, стремящегося загрязнить, опорочить слово. Чтобы остановить этот процесс, необходимо вступиться за красоту родной речи. Именно проблему борьбы за чистоту русского языка поднимает в тексте К.И. Чуковский.

ПРИМЕР

Известный советский поэт, детский писатель и публицист приводит слова одного даровитого ученого: «В том и беда, что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет…»

ПОЯСНЕНИЕ

Этим примером К. Чуковский показывает, что люди, усердно и искренне старающиеся сохранить благозвучие русской речи, не достигают значительных результатов, порою просто не находят отклика в умах общественности.

СВЯЗКА

Но неужели нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка? Ответ на этот вопрос содержится в следующем примере.

ПРИМЕР

Корней Чуковский обращает наше внимание на то, что существуют «сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение…». Нужно просто дать им возможность «дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей речи, громко заклеймить их всенародным позором». В то же время автор признает, что «культура речи не отделима от общей культуры», которую, в свою очередь, также необходимо развивать (предложение 27).

ПОЯСНЕНИЕ

Этим примером автор показывает, что только с помощью целенаправленного воздействия на культуру языка можно сознательно управлять процессами формирования речи, тем самым сохранить ее ослепительное богатство и благопристойную изящность.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Думаю, авторская позиция такова: каждому из нас следует принимать посильное участие в борьбе за чистоту и красоту русского языка, избавляя его от «всевозможных речевых безобразий».

СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

И я согласна с мнением К.И. Чуковского. Красота языка не хранящийся в музее артефакт, а значит, именно мы должны оберегать чистоту речи, не поддаваясь напору слов, стремящихся самовластно войти в наш быт. Для этого в школах ученики активно изучают орфоэпические и грамматические нормы, проникаются богатством и выразительностью Слова на примере произведений, созданных великими классиками.

ВЫВОД

Таким образом, прочитав тест К.И. Чуковского, еще раз понимаешь, как важно, следя за чистотой речи, бороться за сохранение великого и могучего русского языка.

Текст ЕГЭ. К.И. Чуковский. О русском языке. Примерный круг проблем.

(1)Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.
(2)Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт. (3)«Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта… (4)Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна».
(5)Это воззрение сохранилось до нашей эпохи. (6)«Сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они — мы это знаем — от того не исчезнут, а если исчезнут, то не потому, что эстеты или лингвисты возмущались», — так писал один даровитый учёный. (7)«В том и беда, — говорил он с тоской, — что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет… (8)3а них говорят грамматика и логика, здравый смысл и хороший вкус, благозвучие и благопристойность, но из всего этого натиска грамматики, риторики и стилистики на бесшабашную, безобразную, безоглядную живую речь не выходит ничего». (9)Приведя образцы всевозможных речевых «безобразий», учёный воплотил свою печаль в безрадостном и безнадёжном афоризме: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение».
(10)В прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан. (11)Нечего было и думать о том, чтобы дружно, планомерно, сплочёнными силами вмешаться в совершающиеся языковые процессы и направить их по желанному руслу. (12)Старик Карамзин очень точно выразил это общее чувство смиренной покорности перед стихийными силами языка: «Слова входят в наш язык самовластно».
(13)С тех пор крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи.
(14)Все так и представляли себе: будто мимо них протекает могучая речевая река, а они стоят на берегу и с бессильным негодованием следят, сколько всякой дребедени несут на себе её волны.
— (15)Незачем, — говорили они, — кипятиться и драться. (16)До сих пор ещё не было случая, чтобы попытка блюстителей чистоты языка исправить языковые ошибки сколько-нибудь значительной массы людей увенчалась хотя бы малейшим успехом.
(17)Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? (18)Неужели мы, писатели, педагоги, лингвисты, можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык, но не смеем и думать о том, чтобы мощными усилиями воли подчинить его коллективному разуму?
(19)Пусть философия бездействия имела свой смысл в былые эпохи, когда творческая воля людей так часто бывала бессильна в борьбе со стихиями — в том числе и со стихией языка. (20)Но в эпоху завоевания космоса, в эпоху искусственных рек и морей неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка?
(21)Всякому ясно, что эта власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею. (22)Ведь существуют же в нашей стране такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях. (23)Я уже не говорю о множестве газет и журналов — районных, областных, городских, — подчинённых единому идейному плану, вполне владеющих умами миллионов читателей.
(24)Стоит только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором — и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер…
(25)Правда, я очень хорошо понимаю, что всех этих мер недостаточно.
(26)Ведь культура речи неотделима от общей культуры. (27)Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. (28)Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие заплесневелые фразы! (29)Какая худосочная душевная жизнь отражается в них!
(30)Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. (31)Этого никакими походами за чистоту языка не добьёшься. (32)3десь нужны другие, более длительные, более широкие методы. (33)Для подлинного просвещения создано столько библиотек, школ, университетов, институтов и т. д. (34)Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка.
(35)Но, конечно, это не освобождает любого из нас от посильного участия в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.
(По К. И. Чуковскому*)
*Корней Иванович Чуковский
 (1882-1969) — русский и советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.
Примерный круг проблем:

  1. Как люди относятся к судьбе родного языка? 
2. Какие существуют способы повышения культуры речи? 
3. На ком лежит ответственность за судьбу родного языка?  

Чуковский живой как жизнь егэ

Кто несёт ответственность за судьбу родного языка? Проблему ответственности за судьбу родного языка поднимает в своём тексте Корней Иванович Чуковский.

Раскрывая проблему, автор задаёт вопросы: «Неужели мы. можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык. «, «Неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка?» Далее автор даёт ответ на эти вопросы, он пишет, что «власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею». Этим примером Корней Чуковский показывает, что ответственность за судьбу родного языка несут сами люди. Другим примером является фраза автора: «Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка». Этот пример тоже показывает то, что ответственность за культуру языка несет народ, который обязан поднимать свою культуру, повышать «качество своего сердца, своего интеллекта» для того, чтобы сохранить и укрепить мощь родного языка.

Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что все люди обязаны вносить свой вклад в повышение культуры родного языка.

Авторская позиция такова: каждый несёт ответственность за судьбу родного языка, и все люди должны принимать посильное участие «в борьбе за чистоту и красоту нашей речи».

Я полностью согласна с позицией автора и тоже считаю, что культура речи зависит от самих людей, от уровня их образованности и интеллекта.

Например, проблема, затронутая Корнеем Чуковским, поднималась также и в других произведениях русских писателей. Одним из таких произведений является роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». На вечере в салоне Анны Павловны Шерер гости разговаривали на французском языке, забыв о богатстве и величии своего родного русского языка. Не все могут уловить суть в такой речи. Вся обстановка, сложившаяся на этом вечере, обедняет русский язык. Этот пример показывает, что люди должны понимать свою ответственность за сохранение ценности родного языка и не пренебрегать им, считая, что иностранный язык делает речь более выразительной.

Таким образом, судьба языка зависит от культурного уровня народа. Людям необходимо повышать своё образование, грамотность и интеллект, чтобы сохранить величие родного языка и повысить его качество и культуру.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Авторская позиция такова каждый несёт ответственность за судьбу родного языка, и все люди должны принимать посильное участие в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.

Www. kritika24.ru

16.02.2020 14:28:45

2020-02-16 14:28:45

Источники:

Https://www. kritika24.ru/page. php? id=55923

Текст с ЕГЭ 2017. Чуковский Живой как жизнь. О духовной культуре. » Рустьюторс » /> » /> .keyword { color: red; } Чуковский живой как жизнь егэ

Чуковский живой как жизнь егэ

Текст с ЕГЭ 2017. Чуковский «Живой как жизнь». О духовной культуре.

Не нужно забывать, что подлинная грамотность — не только в правильном написании и произнесении слов. На днях пришла ко мне молодая студентка, незнакомая, бойкая, с какой-то незатейливой просьбой. Исполнив ее просьбу, я со своей стороны попросил ее сделать мне милость и прочитать вслух из какой-нибудь книги хоть пять или десять страничек, чтобы я мог полчаса отдохнуть. Она согласилась охотно. Я дал ей первое, что попалось мне под руку, — повесть Гоголя «Невский проспект», закрыл глаза и с удовольствием приготовился слушать. Таков мой любимый отдых. Первые страницы этой упоительной повести прямо-таки невозможно читать без восторга: такое в ней разнообразие живых интонаций и такая чудесная смесь убийственной иронии, сарказма и лирики. Ко всему этому девушка оказалась слепа и глуха. Читала Гоголя, как расписание поездов, — безучастно, монотонно и тускло. Перед нею была великолепная, узорчатая, многоцветная ткань, сверкающая яркими радугами, но для нее эта ткань была серая. Конечно, при чтении она сделала немало ошибок. Вместо блага прочитала блага, вместо меркантильный — мекрантильный и сбилась, как семилетняя школьница, когда дошла до слова фантасмагория, явно не известного ей. Но что такое безграмотность буквенная по сравнению с душевной безграмотностью! Не почувствовать дивного юмора! Не откликнуться душой на красоту! Девушка показалась мне монстром, и я вспомнил, что именно так — тупо, без единой улыбки — читал того же Гоголя один пациент Харьковской психиатрической клиники. Чтобы проверить свое впечатление, я взял с полки другую книгу и попросил девушку прочитать хоть страницу «Былого и дум».Здесь она спасовала совсем, словно Герцен был иностранный писатель, изъяснявшийся на неведомом ей языке. Все его словесные фейерверки оказались впустую: она даже не заметила их. Девушка окончила десятилетнюю школу и благополучно училась в педагогическом вузе. Никто не научил ее восхищаться искусством — радоваться Гоголю, Лермонтову, сделать своими вечными спутниками Пушкина, Баратынского, Тютчева, и я пожалел ее, как жалеют калеку. Ведь человек, не испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом, как бы ни преуспевал он в науке и технике.

При первом же знакомстве с такими людьми я всегда замечаю их страшный изъян — убожество их психики, их «тупосердие» (по выражению Герцена).Невозможно стать истинно культурным человеком, не пережив эстетического восхищения искусством. У того, кто не пережил этих возвышенных чувств, и лицо другое, и самый звук его голоса другой. Подлинно культурного человека я всегда узнаю по эластичности и богатству его интонаций. А человек с нищенски-бедной психической жизнью бубнит однообразно и нудно, как та девушка, что читала мне «Невский проспект».Но всегда ли школа обогащает литературой, поэзией, искусством духовную, эмоциональную жизнь своих юных питомцев?

Нет, для множества школьников литература — самый скучный, ненавистный предмет. Главное качество, которое усваивают дети на уроках словесности, — скрытность, лицемерие, неискренность. Школьников насильно принуждают любить тех писателей, к которым они равнодушны, приучают лукавить и фальшивить, скрывать свои настоящие мнения об авторах, навязанных им школьной программой, и заявлять о своем пылком преклонении перед теми из них, кто внушает им зевотную скуку. Я уже не говорю о том, что вульгарно социологический метод, давно отвергнутый нашей наукой, все еще свирепствует в школе, и это отнимает у педагогов возможность внушить школярам эмоциональное, живое отношение к искусству. Поэтому нынче, когда я встречаю юнцов, которые уверяют меня, будто Тургенев жил в XVIII веке, а Лев Толстой участвовал в Бородинском сражении, и путают старинного поэта Алексея Кольцова с советским журналистом Михаилом Кольцовым, я считаю, что все это закономерно, что иначе и быть не может. Все дело в отсутствии любви, в равнодушии, во внутреннем сопротивлении школьников тем принудительным методам, при помощи которых их хотят приобщить к гениальному (и негениальному) творчеству наших великих (и невеликих) писателей. Без энтузиазма, без жаркой любви все такие попытки обречены на провал. Теперь много пишут в газетах о катастрофически плохой орфографии в сочинениях нынешних школьников, которые немилосердно коверкают самые простые слова. Но орфографию невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен. Ликвидируйте эту безграмотность, и все остальное приложится.

Примерный круг проблем:

1. В чем заключается подлинная грамотность? (не только в правильном написании слов, но и в духовном восприятии литературы, в возможности иметь «духовную грамотность»)

2. В чем разница между подлинной и ложной грамотностью? (в умении пропускать литературу и искусство через сердце)

3. В чем проявляется (или заключается) «духовное уродство» человека? (Ведь человек, не испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом, как бы ни преуспевал он в науке и технике.)

4. В чем проявляется духовная безграмотность? (в неумении прочувствовать)

5. Как искусство влияет на человека? (Добавляет в его жизнь интонации, способность чувствовать, меняет его даже внешне)

6. Какие качества раскрывает искусство в человеке? (Положительные..см. в тексте)

7. Что должно давать образование школьникам и студентам? (Прежде всего духовную культуру)

8. Как привить школьниками любовь к литературе? (Перестать использовать принудительные методы)

9. Всегда ли школа обогащает литературой, поэзией, искусством духовную, эмоциональную жизнь учеников? (Нет, для множества школьников литература — самый скучный, ненавистный предмет)

Ликвидируйте эту безграмотность, и все остальное приложится.

Rustutors. ru

13.10.2019 20:28:53

2019-10-13 20:28:53

Источники:

Https://rustutors. ru/vsetekstiege/teksty-s-ege-2017/82-tekst-s-ege-2018-chukovskiy-zhivoy-kak-zhizn-duhovnaya-kultura. html

Русский язык. ЕГЭ Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Язык. Речь. » ский « Живой как жизнь» | | Эссе ЕГЭ » /> » /> .keyword { color: red; } Чуковский живой как жизнь егэ

Эссе ЕГЭ

Эссе ЕГЭ

Русский язык. ЕГЭ Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Язык. Речь. » К. И.Чуковский « Живой как жизнь»

чук

Об авторе.К. И.Чуковский известен всем как автор многих детских стихов. На них воспитывалось не одно поколение детей. Однако поэт очень беспокоился о том, как говорят люди, особенно молодёжь. Его волновала судьба русского языка. Поэтому К. Чуковский написал книгу «Живой как жизнь», в которой выразил все свои мысли по поводу сохранения чистоты языка. Она была издана в 1962 году.

Глава 2. Мнимые болезни и – подлинные.

К. Чуковский размышляет о том, как развивается язык, как слова приобретают новый смысл. Однако не всё он принимает, называя это « болезнью слов», хотя подчёркивает, что развитие языка — это естественное явление.(Приводит пример, как изменилось значение слова «кавардак». Раньше это были неочищенные овощи, лук и прочее, что солдаты бросали в котёл. А теперь это «сумятица», «беспорядок»)

Глава 3. Иноплемённые слова.

Каково место иноязычных слов в языке. Почему вызывает тревогу у людей засилье иноязычной лексики — об этом автор написал в данной главе.

Глава 4.Умслопогасы

О чрезмерном и совсем не всегда нужном сокращении слов размышляет автор в данной главе.( например, «Твербуль Пампуш» вместо «Тверской бульвар, памятник Пушкину»).

Глава 5. Вульгаризмы.

Разложение языка при помощи вульгаризмов ведёт к разрушению личности — эту мысль подчёркивает автор.( Его примеры: «фуфло», «кадришка» и др.)

Глава 6. Канцелярит.

Канцелярит — это язык бюрократии, деловых документов. В обычной же речи необходимо избегать канцелярита ( например, «зелёный массив» вместо «зелёный лес»)

Глава 7.Наперекор стихиям.

Автор считает, что языку нужно учиться, тем более что сейчас так много возможностей получать образование. Никто не имеет права быть безграмотным, этим он просто не уважает себя.

Необходимо искоренять ненужные слова и обороты, культура народа должна расти, а не падать.

Таким образом, в данной книге автор размышляет о судьбе языка, о его прошлом, настоящем и будущем. Он уверен, что в силах людей сохранить красоту и чистоту языка. Для этого необходимо учиться, получать образование, уделять большое вними воспитанию. Развитие языковой культуры — часть общего нравственного развития человека.

Эссе ЕГЭ

Об авторе.К. И.Чуковский известен всем как автор многих детских стихов. На них воспитывалось не одно поколение детей. Однако поэт очень беспокоился о том, как говорят люди, особенно молодёжь. Его волновала судьба русского языка. Поэтому К. Чуковский написал книгу «Живой как жизнь», в которой выразил все свои мысли по поводу сохранения чистоты языка. Она была издана в 1962 году.

Глава 2. Мнимые болезни и – подлинные.

К. Чуковский размышляет о том, как развивается язык, как слова приобретают новый смысл. Однако не всё он принимает, называя это « болезнью слов», хотя подчёркивает, что развитие языка — это естественное явление.(Приводит пример, как изменилось значение слова «кавардак». Раньше это были неочищенные овощи, лук и прочее, что солдаты бросали в котёл. А теперь это «сумятица», «беспорядок»)

Глава 3. Иноплемённые слова.

Каково место иноязычных слов в языке. Почему вызывает тревогу у людей засилье иноязычной лексики — об этом автор написал в данной главе.

Глава 4.Умслопогасы

О чрезмерном и совсем не всегда нужном сокращении слов размышляет автор в данной главе.( например, «Твербуль Пампуш» вместо «Тверской бульвар, памятник Пушкину»).

Глава 5. Вульгаризмы.

Разложение языка при помощи вульгаризмов ведёт к разрушению личности — эту мысль подчёркивает автор.( Его примеры: «фуфло», «кадришка» и др.)

Глава 6. Канцелярит.

Канцелярит — это язык бюрократии, деловых документов. В обычной же речи необходимо избегать канцелярита ( например, «зелёный массив» вместо «зелёный лес»)

Глава 7.Наперекор стихиям.

Автор считает, что языку нужно учиться, тем более что сейчас так много возможностей получать образование. Никто не имеет права быть безграмотным, этим он просто не уважает себя.

Необходимо искоренять ненужные слова и обороты, культура народа должна расти, а не падать.

Таким образом, в данной книге автор размышляет о судьбе языка, о его прошлом, настоящем и будущем. Он уверен, что в силах людей сохранить красоту и чистоту языка. Для этого необходимо учиться, получать образование, уделять большое вними воспитанию. Развитие языковой культуры — часть общего нравственного развития человека.

Чуковский Живой как жизнь.

Esse-ege. ru

17.05.2017 18:23:18

2017-05-17 18:23:18

Источники:

Https://esse-ege. ru/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA-%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA-%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%B0%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE/

метки: Чуковский, Рассуждение, Болезнь, Чистота, Культура, Слово, Родной, Существовать

+

ПРОБЛЕМА

Как известно, красота родного языка, воспетая многими писателями и поэтами, требует не только признания, но и бережного отношения. Сохранить достояние русской словесности есть прямая обязанность, долг человека, рожденного и воспитанного согласно традициям нашей культуры. Однако многовековой путь становления языка сдается под натиском живого просторечия, стремящегося загрязнить, опорочить слово. Чтобы остановить этот процесс, необходимо вступиться за красоту родной речи. Именно проблему борьбы за чистоту русского языка поднимает в тексте К.И. Чуковский.

ПРИМЕР

Известный советский поэт, детский писатель и публицист приводит слова одного даровитого ученого: «В том и беда, что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет…»

ПОЯСНЕНИЕ

Этим примером К. Чуковский показывает, что люди, усердно и искренне старающиеся сохранить благозвучие русской речи, не достигают значительных результатов, порою просто не находят отклика в умах общественности.

СВЯЗКА

Но неужели нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка? Ответ на этот вопрос содержится в следующем примере.

ПРИМЕР

Корней Чуковский обращает наше внимание на то, что существуют «сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение…». Нужно просто дать им возможность «дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей речи, громко заклеймить их всенародным позором». В то же время автор признает, что «культура речи не отделима от общей культуры», которую, в свою очередь, также необходимо развивать (предложение 27).

ПОЯСНЕНИЕ

Этим примером автор показывает, что только с помощью целенаправленного воздействия на культуру языка можно сознательно управлять процессами формирования речи, тем самым сохранить ее ослепительное богатство и благопристойную изящность.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Думаю, авторская позиция такова: каждому из нас следует принимать посильное участие в борьбе за чистоту и красоту русского языка, избавляя его от «всевозможных речевых безобразий».

СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

И я согласна с мнением К.И. Чуковского. Красота языка не хранящийся в музее артефакт, а значит, именно мы должны оберегать чистоту речи, не поддаваясь напору слов, стремящихся самовластно войти в наш быт. Для этого в школах ученики активно изучают орфоэпические и грамматические нормы, проникаются богатством и выразительностью Слова на примере произведений, созданных великими классиками.

ВЫВОД

Таким образом, прочитав тест К.И. Чуковского, еще раз понимаешь, как важно, следя за чистотой речи, бороться за сохранение великого и могучего русского языка.

Текст ЕГЭ. К.И. Чуковский. О русском языке. Примерный круг проблем.

(1)Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.

(2)Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт. (3)«Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта… (4)Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна».

(5)Это воззрение сохранилось до нашей эпохи. (6)«Сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они — мы это знаем — от того не исчезнут, а если исчезнут, то не потому, что эстеты или лингвисты возмущались», — так писал один даровитый учёный. (7)«В том и беда, — говорил он с тоской, — что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет… (8)3а них говорят грамматика и логика, здравый смысл и хороший вкус, благозвучие и благопристойность, но из всего этого натиска грамматики, риторики и стилистики на бесшабашную, безобразную, безоглядную живую речь не выходит ничего». (9)Приведя образцы всевозможных речевых «безобразий», учёный воплотил свою печаль в безрадостном и безнадёжном афоризме: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение».

(10)В прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан. (11)Нечего было и думать о том, чтобы дружно, планомерно, сплочёнными силами вмешаться в совершающиеся языковые процессы и направить их по желанному руслу. (12)Старик Карамзин очень точно выразил это общее чувство смиренной покорности перед стихийными силами языка: «Слова входят в наш язык самовластно».

(13)С тех пор крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи.

(14)Все так и представляли себе: будто мимо них протекает могучая речевая река, а они стоят на берегу и с бессильным негодованием следят, сколько всякой дребедени несут на себе её волны.

  • (15)Незачем, — говорили они, — кипятиться и драться. (16)До сих пор ещё не было случая, чтобы попытка блюстителей чистоты языка исправить языковые ошибки сколько-нибудь значительной массы людей увенчалась хотя бы малейшим успехом.

(17)Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? (18)Неужели мы, писатели, педагоги, лингвисты, можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык, но не смеем и думать о том, чтобы мощными усилиями воли подчинить его коллективному разуму?

(19)Пусть философия бездействия имела свой смысл в былые эпохи, когда творческая воля людей так часто бывала бессильна в борьбе со стихиями — в том числе и со стихией языка. (20)Но в эпоху завоевания космоса, в эпоху искусственных рек и морей неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка?

(21)Всякому ясно, что эта власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею. (22)Ведь существуют же в нашей стране такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях. (23)Я уже не говорю о множестве газет и журналов — районных, областных, городских, — подчинённых единому идейному плану, вполне владеющих умами миллионов читателей.

(24)Стоит только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором — и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер…

(25)Правда, я очень хорошо понимаю, что всех этих мер недостаточно.

(26)Ведь культура речи неотделима от общей культуры. (27)Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. (28)Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие заплесневелые фразы! (29)Какая худосочная душевная жизнь отражается в них!

(30)Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. (31)Этого никакими походами за чистоту языка не добьёшься. (32)3десь нужны другие, более длительные, более широкие методы. (33)Для подлинного просвещения создано столько библиотек, школ, университетов, институтов и т. д. (34)Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка.

(35)Но, конечно, это не освобождает любого из нас от посильного участия в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.

(По К. И. Чуковскому*)

*Корней Иванович Чуковский (1882-1969) — русский и советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.

Примерный круг проблем:

1. Как люди относятся к судьбе родного языка?

2. Какие существуют способы повышения культуры речи?

3. На ком лежит ответственность за судьбу родного языка?

Комментарий в сочинении по тексту К.И. Чуковского по проблеме повышения культуры речи.

Автор обеспокоен тем, что многие ученые считают невозможным изменить культуру речевого общения русского народа, так как всяческие попытки исправить речевые ошибки у значительной части людей давали очень низкий результат.

В свою очередь Чуковский предлагает свои способы повышения речевой культуры русского народа.

Корней Иванович Чуковский

Корней Иванович Чуковский

Содержание статьи

  • 1 Исходный текст для сочинения №26
  • 2 Работа над комментарием в сочинении №26
  • 3 Примеры-иллюстрации для сочинения по тексту К.И.Чуковского (№ 26)
  • 4 Образец комментария в сочинении по тексту К.И. Чуковского №26

Исходный текст для сочинения №26

Текст К.И.Чуковского №26 для написания сочинения ЕГЭ

Скачать

Из чего должен состоять комментарий, смотрим в статье «Структура сочинения», и приступаем к работе.

Работа над комментарием в сочинении №26

Читаем внимательно исходный текст и определяем проблему.

В данном тексте К.И.Чуковского можно выделить 3 проблемы

  1. Проблема отношения людей к судьбе родного языка.
  2. Проблема повышения культуры речи.
  3. Проблема ответственности за судьбу родного языка.

Напишем комментарий по второй проблеме — проблеме повышения культуры речи.

Находим в тексте примеры, иллюстрирующие её.

Примеры-иллюстрации для сочинения по тексту К.И.Чуковского (№ 26)

Примеры-иллюстрации для сочинения по тексту Чуковского №26

Скачать

Смысловая связь между примерами

Примеры противопоставлены друг другу. Они помогают понять активную позицию автора: на смену философии бездействия, провозглашавшей бессилие людей в борьбе с языковой стихией, приходит понимание, что в наших силах влиять на развитие русского языка, бороться за его чистоту.

Образец комментария в сочинении по тексту К.И. Чуковского №26

К.И.Чуковский в предоставленном тексте размышляет над очень актуальной на сегодняшний день проблемой повышения культуры речи.

В начале статьи он приводит точку зрения известного учёного В. Гумбольдта, рассматривавшего язык как стихию, на которую невозможно повлиять.

Автор приводит высказывания учёного (предложения 6 — 9), о том, что «сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они…от этого не исчезнут».

И даже приводит созданный В.Гумбольтом афоризм о невозможности искоренить «безобразную, безоглядную живую речь»: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение».

Мы понимаем эту метафору так: никакое знание разных наук и повышение образованности людей не смогут повлиять на жизнь в языке бранных и грубых слов.

Писатель говорит, что такое мнение существовало очень длительное время.

И многие ученые и писатели говорили о невозможности распоряжаться «процессами формирования нашей речи».

Такой подход к языку никак не может принять К.И.Чуковский.

Поэтому он задаёт в тексте вопрос: «Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу?».

Писатель искренне полагает, что в современном мире есть «власть», которая способна повлиять на «стихию» языка, и это «такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение», газеты и журналы.

Используя планомерно данные рычаги, по мнению К.И.Чуковского, можно всеобщими усилиями сделать так, что грубые слова «навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер…».

В то же время автор статьи утверждает, что для улучшения культуры речи нужно работать над общей культурой людей.

Таким образом, примеры противоположных мнений о возможности повышения культуры языка дают понимание активной позиции автора в данном вопросе.

К. И. Чуковский считает, что общественность должна понять: можно и нужно бороться за совершенствование культуры русского языка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Проблема ответственности аргументы егэ
  • Проблема осознания музыкантом своего предназначения сочинение
  • Проблема осмысления особенностей памяти сочинение егэ
  • Проблема осмысления красоты природы сочинение егэ 2 вариант
  • Проблема ораторского искусства в обществе сочинение егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии