Сочинение ЕГЭ 2021
Шаталов растопил печку…. (по Конецкому)
В данном тексте автор рассказывает о штурмане гидрографического судна Шаталове, который вызвался исправить погасший маяк, вышел с другими моряками в море на вельботе, сам едва не погиб и рисковал жизнью своих товарищей.
Автор ставит проблему самоуверенности, халатности людей, переоценивающих свои силы. Данная проблема всегда актуальна. Есть люди, которые любят похвалиться своими умениями, знаниями, а на самом деле оказывается, что они ничего не знают и не умеют, но не желают в этом признаваться. Вот и Конецкий рассказывает, что Шаталов запустил отчётную документацию, вызвался исправить маяк, уверил командира, что он хорошо знает проходы к острову. Штурман не только не выполнял своих обязанностей по документации, но и обманул своих товарищей.
Позиция автора такова: он хочет сказать, что недобросовестное отношение к своим обязанностям, халатность, обман всегда приводят к печальным последствиям.
Герой повести Е. Носова «Не погаснет, не замёрзнет» старший сын байкальского рыбака Валерий — умный, сильный юноша. Он хочет стать морским капитаном, но к цели идёт окольными путями. Берёт деньги за сёмгу, которую воруют в его дежурство ловкие люди, уводит друзей в тундру, где ребята едва не погибли. Отправляется на лодке по Байкалу, в результате чего утонул его младший брат. Нежелание Валерия честно жить и трудиться привело к несчастью.
В повести А. Алексина «Безумная Евдокия» Оленька, единственная дочь любящих родителей, не думает никогда о других людях. Для неё мир сосредоточен на ней. Она хочет быть лучшей и первой во всём, не замечает ни друзей, ни родных. В результате мать Оленьки попадает в больницу после душевного потрясения. Писатели в своих произведениях подчёркивают, что ложная самоуверенность, переоценка своих сил не приносят ни пользы, ни счастья ни самим людям, ни их близким.
В заключение хотелось бы сказать, что поступки таких людей отражаются и на чужих судьбах.
Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ (старые версии)
Сочинение ЕГЭ 2021
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)Зато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила… (19) Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)За неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
(По В. Конецкому*)
*Виктор Викторович Конецкий (1929—2002) — капитан дальнего плавания, прозаик, сценарист. В своих произведениях отразил жизнь моряков-полярников.
1. Проблема случайности и закономерности в жизни человека, в его судьбе. (Может ли случай изменить судьбу? Насколько случайны «случайности»?) | Обычный случай может стать водоразделом целой судьбы, но все случайности закономерны. |
2. Проблема ответственности человека за свои поступки. (Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки и предвидеть их последствия?) | Человек ответствен за всё с ним происходящее, за все последствия своих поступков. |
3. Проблема ответственности командира за судьбы подчинённых. (Имеет ли право командир, отвечающий за подчинённых, на неоправданный риск?) | Морской офицер, командир ответствен за судьбы своих подчиненных, он не имеет права неоправданно рисковать. |
4. Проблема завышенной оценки человеком своих возможностей. (К чему может привести завышенная человеком оценка своих возможностей?) | Завышенная оценка своих возможностей может привести человека к крушению собственных целей и подвести других людей. |
метки: Шаталов, Конецкий, Растопить, Рассуждение, Поступок, Иногда, Аргумент, Человек
к проблеме воспитания истинных мастеров искусства.
Эта проблема очень остро поставлена в современном обществе. Искусство всегда играло одну из самых главных ролей в нашем мире. Многие люди, окончив школу, стремятся посвятить свою жизнь творчеству. С каждым годом появляется всё больше и больше учебных заведений, готовящих актеров, музыкантов, певцов, художников. Кто-то считает, что полгода достаточно, чтобы стать лучшим в профессии, связанной с исполнительным искусством. Другие же уверены, что истинный талант приходит спустя время, чтобы появился талантливый певец, музыкант или актер, необходимо затратить немало усилий.
приходит к выводу,
Я точку зрения автора полностью разделяю. Действительно, как можно научиться быть лучшим в своем деле всего за полгода? Особенно, если это касается деятелей искусства. Ведь это тяжелый труд, который достигается большими усилиями. И за полгода научиться петь, играть на музыкальном инструменте или сочинять музыку невозможно. Ведь основное назначение искусства — это сеять «доброе, разумное и вечное». А научиться этому за короткий промежуток времени нельзя. Тот, кто пытается уверить в обратном, просто не достоин называться истинным мастером.
повесть Н. В. Гоголя «Портрет».
Таким образом, необходимо серьезно относиться к воспитанию деятелей искусства. Необходимо прикладывать много усилий, чтобы стать истинным служителем искусству и восхищать окружающих своими шедеврами. Иначе ничего хорошего просто не получится.
47. По В. Конецкому. Шаталов растопил печку…
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…
Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.
(5)Шаталов – в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна – запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии
Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила… (19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(По В. Конецкому*)
Основные проблемы: | Позиция автора: |
1. Проблема случайности и закономерности в жизни человека, в его судьбе. (Может ли случай изменить судьбу? Насколько случайны « случайности » ?) 2. Проблема ответственности человека за свои поступки. (Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки и предвидеть их последствия?) 3. Проблема ответственности командира за судьбы подчинённых. (Имеет ли право командир, отвечающий за подчинённых, на неоправданный риск?) 4. Проблема завышенной оценки человеком своих возможностей. (К чему может привести завышенная человеком оценка своих возможностей?) | 1. Обычный случай может стать водоразделом целой судьбы, но все случайности закономерны. 2. Человек ответствен за всё с ним происходящее, за все последствия своих поступков. 3. Морской офицер, командир ответствен за судьбы своих подчиненных, он не имеет права неоправданно рисковать. 4. Завышенная оценка своих возможностей может привести человека к крушению собственных целей и подвести других людей. |
Проблема ответственности за свои поступки.
Читайте в этой же книге: | Сочинение | Сочинение | По Т. Жаровой. Какое же зеркало жизни наш язык! | Сочинение | Сочинение | Актуальность проблемы | Сочинение | Сочинение | Сочинение |
<== предыдущая страница | | | следующая страница ==> |
| |
— 2015-2021 год. (0.01 сек.)
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)3ато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила… (19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
(По В. Конецкому*)
Показать текст целиком
Иногда люди не задумываются, какие последствия могут понести за собой необдуманные, эгоистичные действия. В.В. Конецкий поднимает проблему ответственности за свои поступки.
Рассматривая эту проблему, автор рассказывает о старшем лейтенанте Шаталове, который из-за нежелания работать с документами, решил помочь в деле, которым никогда не занимался. «Уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь», но на самом деле «даже близко здесь не был». Шаталов совершил безответственный поступок, ведь из-за своей лжи поставил под опасность не только свою жизнь, но и всех, кто находился с ним нам корабле.
Этим примером В.В. Конецкий показывает, что человек из-за своей халатности, глупости может поставить под вопрос жизнь людей.
Также автор повествует о том, что повлекли за собой безответственные действия Щаталова. Все пошло не по плану старшего лейтенанта. Он потерял ориентацию среди волн, произошел удар. Сам Шаталов заработал себе ревмокардит, а за совершенные действия был демобилизован.
Этим примеров автор показывает, что безответственные действия никогда не приводят к хорошим последствиям.
Оба примера
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay
Критерии
- 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
- 4 из 6К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
- 1 из 1К4Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
- 0 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 0 из 2К6Точность и выразительность речи
- 2 из 3К7Соблюдение орфографических норм
- 1 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
- 0 из 2К9Соблюдение языковых норм
- 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
- 1 из 1К11Соблюдение этических норм
- 0 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 11 из 25
Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых
Сочинение по тексту: «Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил.» Конецкий В. В. |
|
Просмотров: 9479 | Добавил: аgent (25.03.2019) (Изменено: 25.03.2019) |
Всего ответов: 1 |
|
Обсуждение вопроса:Всего ответов: 1 Порядок вывода комментариев: Biz-ledy 25.03.2019 оставил(а) комментарий: О превратностях судьбы, случайном и закономерном в жизни человека, о нравственной ответственности за свои поступки размышляет капитан дальнего плаванья, писатель В. Конецкий. В тексте рассказывается о том, как штурман Шаталов, не успевая к сроку сдать отчетную документацию, вдруг получает желанную отсрочку — приказ выйти в море исправить испортившийся маяк. Герой молод, его не смутила штормовая погода, «он прыгал козлом» и даже уверил командира, что знает подходы к острову, хотя на самом деле никогда там не бывал. В результате экипаж только чудом не погиб, а спустя пол года, проведенного в госпитале, Шаталова демобилизовали по состоянию здоровья. Он сокрушается о том, как «маленький, рядовой» случай стал «водоразделом целой судьбы», что судьба ему изменила. Позиция В. Конецкого не выражена явно. Но, на мой взгляд, автор не совсем согласен с героем. Он не снимает с него ответственности за крутой поворот в его жизненном пути, называя поведение штурмана «неоправданным лихачеством». Мне близка точка зрения писателя. Наличие рока (злого, слепого), судьбы (написанной на небесах) не освобождает человека от ответственности за свои поступки. Вспоминаются слова Воланда, сказанные в ответ на опасения Маргариты: «Всё будет правильно. На этом построен мир». Не бывает наказания без преступления. Как и преступления без наказания. Давно известно, что любая случайность закономерна. Однако в большом и малом — человеку всегда предоставлено право выбора. И в этом смысле каждый является хозяином своей судьбы, а не наоборот. |
|
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Егэ по русскому языку сочинение по тексту в конецкого
В. В.Конецкий «Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил» Проблема ответственности человека за свои поступки (ЕГЭ по русскому)
Прозаик ХХ века В. В.Конецкий, в произведениях которого отразилась жизнь моряков-полярников, поднимает проблему ответственности человека за свои поступки.
Автор рассказывает о штурмане судна, который принял решение, не дожидаясь ослабления шторма, высадиться на берег, чтобы зажечь маяк. Он радовался тому, что наконец-то он будет участвовать в настоящем деле, ведь ему так надоело оформление документации. Он даже убедил командира в том, что знает эти места. В результате действий слишком самонадеянного штурмана чуть не погибли люди.
Авторское отношение к безрассудному поведению штурмана заключается в восклицательном предложении 11, где даётся описание состояния этого человека сравнения – «козлом прыгал». Радость избавления от бумажной работы, бесшабашная удаль – всё это и явилось причиной безответственного выбора командира, который должен был понимать свой долг основательнее, серьёзнее. В. Конецкий пишет, что действия этого человека были расценены как «неоправданное лихачество».
Я согласна с автором в том, что безответственный человек – такой, который не управляет своими мыслями, эмоциями и принимает неправильные решения, от которых зависит не только его жизнь, но и жизнь подчинённых.
Руководитель должен справляться с личными желаниями. Чувство долга таких людей должно быть повышенным, поведение — обдуманным до мелочей.
Безответственным, безвольным человеком в начале жизненного пути показан один из главных героев романа Л. Н.Толстого «Война и мир» Пьер Безухов. Он, получив образование, приехал из-за границы. Его взрослый друг князь Андрей Болконский советовал ему перестать посещать компанию безалаберного Анатоля Курагина. Пьер дал обещание Болконскому, но не сдержал слово, объяснив себе, что раньше он дал слово Анатолю Курагину, и снова участвовал в кутежах. Впоследствии, постепенно пройдя через ошибки в поисках смысла жизни, Безухов пришёл к пониманию пользы общественной деятельности – декабризма.
Примером человека, который не несёт ответственность ни за какие свои поступки, является герой романа Ч. Айтматова «Плаха» Базарбай Нойгутов. Трудиться он не любил, завидовал чабану Бостону Уркунчиеву. Базарбай взял волчат из логова, продал их и деньги пропил. Волк Ташчайнар и волчица Акбара искали волчат в том месте, где жил Бостон. Базарбай не отдал волчат Бостону, который хотел выкупить их у него и вернуть их в логово. Случилось непоправимая беда. Волчица приняла маленького сына Бостона за своего детёныша и утащила его. Стреляя по волчице, Бостон убил вместе с ней и сына. Потом он застрелил Базарбая. Человек, живущий по принципам безответственности, сам лишился жизни и стал причиной гибели других.
Итак, ответственный человек обдумывает последствия своих поступков, а безответственный – нет. Он плывёт по течению жизни, в большинстве случаев не задумываясь о том, как его действия отразятся на своей судьбе и на судьбе других людей. Непродуманность поступков и недисциплинированность могут привести к преступлению. Каждый должен стараться не нарушать ни нравственные, ни другие законы жизни.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Примером человека, который не несёт ответственность ни за какие свои поступки, является герой романа Ч.
Www. kritika24.ru
27.03.2019 22:23:53
2019-03-27 22:23:53
Источники:
Https://www. kritika24.ru/page. php? id=19564
Сочинение ЕГЭ. По тексту Конецкого о любви к Родине | ЕГЭ 2021 | ЕГЭ Русский язык » /> » /> .keyword { color: red; } Егэ по русскому языку сочинение по тексту в конецкого
Сочинение ЕГЭ. По тексту Конецкого о любви к Родине
Сочинение ЕГЭ. По тексту Конецкого о любви к Родине.
В предложенном тексте говорится о скворцах, опустившихся на палубу теплохода на отдых, о русских художниках, на картинах которых изображена природа России.
Одна из проблем, поставленных автором в данном тексте, — это проблема ощущения Родины. Над данной проблемой, я думаю, задумываются многие. С чем связано в нас ощущение родины? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Как рассказывает автор, приход весны, прилёт грачей будит наши души, возвращает в детство, приносит радость от ощущения неразрывной связи с тем, что мы называем родиной.
Конецкий утверждает, что «самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России». С этой позицией автора нельзя не согласиться. Человек без родины что дерево без корней. Любовь к ней должна быть неотъемлемой частью души.
Многие годы великий русский писатель И. А. Бунин прожил за границей. Здесь были написаны многие его произведения, во Франции он и похоронен. Но всегда были живы в нём ощущение родины, любовь к России. Все его книги о русских и о родной стране. В годы Великой Отечественной войны он с волнением следил за борьбой советского народа с фашистскими захватчиками. Писатель мечтал вернуться в Россию, но многие обстоятельства мешали этому. И хотя более тридцати лет Бунин прожил за границей, прежде всего – он русский писатель.
Ощущением любви к России наполнена чудесная песня, которую, наверное, слышал каждый. «С чего начинается Родина?» — это первая строка всех куплетов. Родина начинается с тропинки, ведущей в школу, с цветущих полей и лугов, с тихой речки, с белых берёз, с соловьиного пения и многого другого, мимо чего нельзя пройти. Неяркая, но тонкая красота России нашла отражение не только в песнях, стихах, но и в картинах русских художников, которых объединяет «простая функция искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины».
В заключение хотелось бы сказать, что в «наш сложный век» не нужно забывать о простой истине: Родину нужно не только любить, но и беречь её красоту.
И хотя более тридцати лет Бунин прожил за границей, прежде всего он русский писатель.
Rusulitka. ru
03.01.2020 9:21:05
2020-01-03 09:21:05
Источники:
Https://rusulitka. ru/sochinenie-egje-po-tekstu-koneckogo-o-ljubvi-k-rodine. html
Сочинение ЕГЭ. По тексту Конецкого о самоуверенности — Справочник — ЕГЭ 2022 » /> » /> .keyword { color: red; } Егэ по русскому языку сочинение по тексту в конецкого
Сочинение ЕГЭ. По тексту Конецкого о самоуверенности
Сочинение ЕГЭ. По тексту Конецкого о самоуверенности.
В данном тексте автор рассказывает о штурмане гидрографического судна Шаталове, который вызвался исправить погасший маяк, вышел с другими моряками в море на вельботе, сам едва не погиб и рисковал жизнью своих товарищей.
Автор ставит проблему самоуверенности, халатности людей, переоценивающих свои силы. Данная проблема всегда актуальна. Есть люди, которые любят похвалиться своими умениями, знаниями, а на самом деле оказывается, что они ничего не знают и не умеют, но не желают в этом признаваться. Вот и Конецкий рассказывает, что Шаталов запустил отчётную документацию, вызвался исправить маяк, уверил командира, что он хорошо знает проходы к острову. Штурман не только не выполнял своих обязанностей по документации, но и обманул своих товарищей.
Позиция автора такова: он хочет сказать, что недобросовестное отношение к своим обязанностям, халатность, обман всегда приводят к печальным последствиям.
Герой повести Е. Носова «Не погаснет, не замёрзнет» старший сын байкальского рыбака Валерий — умный, сильный юноша. Он хочет стать морским капитаном, но к цели идёт окольными путями. Берёт деньги за сёмгу, которую воруют в его дежурство ловкие люди, уводит друзей в тундру, где ребята едва не погибли. Отправляется на лодке по Байкалу, в результате чего утонул его младший брат. Нежелание Валерия честно жить и трудиться привело к несчастью.
В повести А. Алексина «Безумная Евдокия» Оленька, единственная дочь любящих родителей, не думает никогда о других людях. Для неё мир сосредоточен на ней. Она хочет быть лучшей и первой во всём, не замечает ни друзей, ни родных. В результате мать Оленьки попадает в больницу после душевного потрясения. Писатели в своих произведениях подчёркивают, что ложная самоуверенность, переоценка своих сил не приносят ни пользы, ни счастья ни самим людям, ни их близким.
В заключение хотелось бы сказать, что поступки таких людей отражаются и на чужих судьбах.
По тексту Конецкого о самоуверенности.
Источники:
Сочинение ЕГЭ. По тексту Конецкого о назначении искусства | ЕГЭ 2021 | ЕГЭ Русский язык » /> » /> .keyword < color: red; >Сочинение по конецкому егэ русский язык
Сочинение ЕГЭ. По тексту Конецкого о назначении искусства
Сочинение ЕГЭ. По тексту Конецкого о назначении искусства.
В предложенном тексте говорится о скворцах, опустившихся на палубу теплохода на отдых, о русских художниках, на картинах которых изображена природа России.
Автор поднимает проблему назначения искусства, его воздействия на чувства человека.
Данная проблема, несомненно, актуальна, особенно для молодого поколения. В настоящее время немного найдёшь молодых людей, которые интересуются живописью, музыкой, театром, читают книги. Словом, искусство не занимает в их жизни должного места, не находит в их душах отклика. Конецкий же говорит о том, что в наш век не следует забывать людям искусства, в частности художникам, о своём главном предназначении – воздействовать на чувства человека, пробуждать любовь к родной земле.
Автор утверждает, что главная функция искусства – «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». С этим нельзя не согласиться. Действительно, произведения искусства прежде всего воспитывают патриотизм.
Не только живопись, но и литература призвана пробуждать в человеке любовь к родине. Вспомним стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке…», в котором поэт создаёт картину «застенчивой русской природы». В ней нет ярких красок, особых красот и богатств, но она привлекает своей неброской красотой и прелестью. Стихотворение Рыленкова учит понимать и любить родную природу, а значит – и родину.
Недавно в Доме культуры проходила выставка местного художника. На его полотнах изображены окрестности нашего посёлка. И перед зрителями, пришедшими на выставку, по-новому открылось то, что они наблюдают каждый день: незаметная красота окружающих нас полей, лесов, перелесков, тихого озера, светлых просторов.
В заключение хотелось бы сказать, что искусство должно быть частью жизни каждого, потому что именно оно пробуждает в человеке лучшие чувства.
Рыленкова Всё в тающей дымке, в котором поэт создаёт картину застенчивой русской природы.
Источники:
Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2022 » /> » /> .keyword < color: red; >Сочинение по конецкому егэ русский язык
Сочинение по конецкому егэ русский язык
Сочинение ЕГЭ 2022 по русскому языку
Проблема в сочинении ЕГЭ по русскому языку — это то, ради чего создается текст. Это вопрос, который волнует автора и на который он ищет ответ. В публицистическом тексте проблема может быть сформулирована самим автором, ее не нужно долго искать, а в художественном тексте часто необходим анализ текста, определение тематики, главных героев, морали текста.
↑ КОММЕНТАРИЙ (К2)
Комментарий в сочинении ЕГЭ — это ваш анализ исходного текста. Посредством комментария вы показываете свои умения следить за логикой текста, подмечать важные для понимания проблемы участки текста и использовать их для формулировки позиции автора и собственной позиции.
↑ АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ (К3)
Авторская позиция в сочинении ЕГЭ — это главная мысль, ради которой создавался текст. Это то, к чему автор вел читателя, вывод его размышлений. В публицистическом тексте позиция автора обычно бывает сформулирована четко, в художественном тексте позицию автора необходимо понять, проанализировав поступки героя, отношение автора к героям повествования, описания внешности, поведения, которыми автор сопровождает героев своего текста.
↑ СВОЯ ПОЗИЦИЯ + ОБОСНОВАНИЕ (К4)
Ваше мнение — это не только согласие или несогласие с автором текста. В своих размышлениях вы можете пойти дальше, объяснив, почему вы так думаете. Конечно, важно подкрепить ваши умозаключения аргументом. В сочинении можно привести практический любой аргумент (из литературы, из личного опыта, факты истории и т. д.)
↑ ЛОГИКА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ (К5)
Чтобы сочинение было последовательным, связным, логически выверенным, необходимо уметь составлять план, использовать средства связи между предложениями и структурными элементами сочинения. Каждое предложение вашего сочинения должно быть связано с предыдущим(и). Не забывайте об абзацном членении.
↑ ТОЧНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (К6)
Точность речи заключается в умении четко донести смысл высказывания. Большое количество повторов, грамматические и речевые ошибки затрудняют понимание текста. Выразительность сочинения ЕГЭ заключена в использовании средств выразительности, интересных синтаксических конструкций, стилистических приемов.
Постарайтесь не использовать канцелярит в своей речи, не нанизывайте огромное количество Родительных падежей.
О точности и выразительности речи лучше всего Вам расскажет замечательная Нора Галь
↑ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЙ, ЯЗЫКОВЫЕ (ГРАММАТИЧЕСКИЕ), РЕЧЕВЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ, ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (К7-К12)
Большое количество ошибок в сочинении может лишить вас половины баллов за сочинение. Поэтому будьте внимательны при написании, повторите орфографические и пунктуационные правила. Если вы не уверены в том, как пишется слово, лучше замените его на синоним, в котором вы уверены. То же самое со знаками препинания: когда вы пишите слишком длинные предложения с большим количество грамматических основ, предложения с разными видами связи и с несколькими придаточными, осложненные причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, вы рискуете пропустить запятые. Более того, важно помнить, что запятая не единственный знак пунктуации в русском языке, есть еще бессоюзные предложения, в которых бывают тире, точка с запятой, двоеточие. В общем, если вы на 100 процентов уверены в знании пунктуации русского языка, то дерзайте, если же сомневаетесь, лучше упростить предложения.
От грамматических и речевых ошибок вас спасет умение критически оценивать написанное. Не используйте слова, которые вы не употребляете. Написать просто не значит плохо. А. С. Пушкин писал просто, но гениально. Попробуйте так же.
↑ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2022 К1-К12
Обязательно изучите таблицу с критериями, а также прочитайте подробное описание каждого критерия от РУСТЬЮТОРС.
↑ ТЕКСТЫ ЕГЭ
ЕГЭ существует с 2001 года. За это время собралось огромное количество текстов. Мы подготовили для вас целый сборник текстов, все они разбиты по темам. Это очень удобно, так как вы сможете потренироваться в написании сочинения на разные темы, а не только на те, что есть в сборниках тестов.
↑ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 27 (СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ)
«Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту)! не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.»
Сочинение ЕГЭ 2022 по русскому языку
Проблема в сочинении ЕГЭ по русскому языку — это то, ради чего создается текст. Это вопрос, который волнует автора и на который он ищет ответ. В публицистическом тексте проблема может быть сформулирована самим автором, ее не нужно долго искать, а в художественном тексте часто необходим анализ текста, определение тематики, главных героев, морали текста.
Комментарий в сочинении ЕГЭ — это ваш анализ исходного текста. Посредством комментария вы показываете свои умения следить за логикой текста, подмечать важные для понимания проблемы участки текста и использовать их для формулировки позиции автора и собственной позиции.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЙ, ЯЗЫКОВЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ, РЕЧЕВЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ, ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ К7-К12.
Источники:
Сочинение ЕГЭ. По тексту Конецкого о назначении искусства | ЕГЭ 2021 | ЕГЭ Русский язык » /> » /> .keyword < color: red; >Сочинение по конецкому егэ русский язык
В предложенном тексте говорится о скворцах, опустившихся на палубу теплохода на отдых, о русских художниках, на картинах которых изображена природа России.
Автор поднимает проблему назначения искусства, его воздействия на чувства человека.
Данная проблема, несомненно, актуальна, особенно для молодого поколения. В настоящее время немного найдёшь молодых людей, которые интересуются живописью, музыкой, театром, читают книги. Словом, искусство не занимает в их жизни должного места, не находит в их душах отклика. Конецкий же говорит о том, что в наш век не следует забывать людям искусства, в частности художникам, о своём главном предназначении – воздействовать на чувства человека, пробуждать любовь к родной земле.
Автор утверждает, что главная функция искусства – «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». С этим нельзя не согласиться. Действительно, произведения искусства прежде всего воспитывают патриотизм.
Не только живопись, но и литература призвана пробуждать в человеке любовь к родине. Вспомним стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке…», в котором поэт создаёт картину «застенчивой русской природы». В ней нет ярких красок, особых красот и богатств, но она привлекает своей неброской красотой и прелестью. Стихотворение Рыленкова учит понимать и любить родную природу, а значит – и родину.
Недавно в Доме культуры проходила выставка местного художника. На его полотнах изображены окрестности нашего посёлка. И перед зрителями, пришедшими на выставку, по-новому открылось то, что они наблюдают каждый день: незаметная красота окружающих нас полей, лесов, перелесков, тихого озера, светлых просторов.
В заключение хотелось бы сказать, что искусство должно быть частью жизни каждого, потому что именно оно пробуждает в человеке лучшие чувства.
Рыленкова Всё в тающей дымке, в котором поэт создаёт картину застенчивой русской природы.
В данном тексте автор рассказывает о штурмане гидрографического судна Шаталове, который вызвался исправить погасший маяк, вышел с другими моряками в море на вельботе, сам едва не погиб и рисковал жизнью своих товарищей.
Dankonoy. com
30.08.2019 15:21:13
2019-08-30 15:21:13
Источники:
Https://dankonoy. com/ege/ege4/archives/5020
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)3ато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила… (19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
(По В. Конецкому*)
Показать текст целиком
Иногда люди не задумываются, какие последствия могут понести за собой необдуманные, эгоистичные действия. В.В. Конецкий поднимает проблему ответственности за свои поступки.
Рассматривая эту проблему, автор рассказывает о старшем лейтенанте Шаталове, который из-за нежелания работать с документами, решил помочь в деле, которым никогда не занимался. «Уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь», но на самом деле «даже близко здесь не был». Шаталов совершил безответственный поступок, ведь из-за своей лжи поставил под опасность не только свою жизнь, но и всех, кто находился с ним нам корабле.
Этим примером В.В. Конецкий показывает, что человек из-за своей халатности, глупости может поставить под вопрос жизнь людей.
Также автор повествует о том, что повлекли за собой безответственные действия Щаталова. Все пошло не по плану старшего лейтенанта. Он потерял ориентацию среди волн, произошел удар. Сам Шаталов заработал себе ревмокардит, а за совершенные действия был демобилизован.
Этим примеров автор показывает, что безответственные действия никогда не приводят к хорошим последствиям.
Оба примера
Вы видите 35% текста.
Оплатите один раз, чтобы читать целиком это
и другие 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен навсегда, откроется сразу после оплаты.
Купить пожизненный доступ за 499 ₽
Критерии
- 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
- 4 из 6К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
- 1 из 1К4Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
- 0 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 0 из 2К6Точность и выразительность речи
- 2 из 3К7Соблюдение орфографических норм
- 1 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
- 0 из 2К9Соблюдение языковых норм
- 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
- 1 из 1К11Соблюдение этических норм
- 0 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 11 из 25
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых
Текст
(1)Шаталов
растопил печку, сам уселся на стул верхом
и закурил. (2)Боль в костях усилилась,
монотонная, нудная…
(З)Все
неприятности начались тогда же, когда
он заработал этот треклятый ревмокардит.
(4)Удивительно глупо бывает иногда:
маленький, рядовой случай становится
водоразделом целой судьбы.
(б)Шаталов
— в те времена старший лейтенант, штурман
гидрографического судна — запустил
отчётную документацию и неделю не
вылезал из каюты, занимаясь журналами
боевой подготовки, актами на списание
шкиперского и штурманского имущества,
конспектами занятий с личным составом.
(6)От бесконечных «разделов», «подразделов»,
«параграфов» и «примечаний» уже рябило
в глазах и почему-то чесалось за шиворотом.
(7)Сроки сдачи документации надвигались
неумолимо, командир корабля при встрече
хмурил брови, а конца работе всё не было
видно.
(8)И
вдруг приказ выходить в море: где-то на
островке испортился автоматический
маяк, и надо было сменить горелку.
(9)Осенняя Балтика штормила, но штурман
ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом
прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора
к эхолоту: ведь никто теперь не мог
загнать его в каюту и заставить писать
акты инвентарной комиссии — он вёл
корабль через штормовое море!
(12)Островок
был замкнут в кольцо прибоя, но штурман
вызвался идти туда на вельботе. (13)Он
уверил командира в том, что уже неоднократно
высаживался здесь, что знает проходы в
прибрежных камнях. (14)Он никогда даже
близко здесь не был и не ведал никаких
проходов. (15)Зато он хорошо понимал, что
срок сдачи документации будет продлён,
если удастся наладить маяк, не дожидаясь
ослабления штормового ветра.
(1б)Нет,
это не была совсем уж отчаянная авантюра.
(17)Шаталов был хорошим моряком и румпель
вельбота чувствовал не только ладонью,
но и всем своим существом. (18)Просто
судьба изменила… (19)Он потерял ориентировку
среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда
запомнились скользкий блеск на миг
обнажившегося камня под самым бортом
вельбота, удар, треск ломающихся вёсел,
перекошенные рты на матросских лицах
и рык ветра… (21)Только чудом никто не
погиб. (22)Израненные, простывшие, они
больше суток провели на островке, пока
не затих шторм.
(23)Хотя
Шаталов маячного огня и не зажёг, но от
документации избавился: угодил на
полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное
лихачество ему не присвоили очередное
звание, а когда началось новое сокращение
вооружённых сил, демобилизовали одним
из первых.
(По
В. Конецкому*)
Сочинение№1
Должен
ли человек осознавать ответственность
за свои поступки? Как могут отразиться
наши необдуманные поступки на судьбах
окружающих? Вот на такие вопросы ищет
ответ автор текста В. Конецкий.
Думаю,
что актуальность данной проблемы
(ответственности человека за свои
поступки) ни у кого не вызывает сомнений.
Сегодня самый распространенный стереотип
в России – это стереотип безответственности.
Давно уже перешли в разряд обычных
страшные репортажи о замерзающих домах,
о неприземлившихся самолетах, о терактах
в различных регионах, в том числе и в
Москве… Разве можно оставаться
равнодушным ко всему этому?
Вот
и автор, бывший моряк, не на шутку
встревожен поведением штурмана Шаталова.
Вызвавшись зажечь маяк в штормовую
погоду, он, во-первых, преследовал
корыстную цель – хотел продлить срок
сдачи документации, во-вторых, солгал
командиру, сказав, что хорошо знает
проходы в прибрежных камнях. По мнению
Конецкого, Шаталов не имел права
неоправданно рисковать жизнью подчиненных,
ведь человек живет в мире, где всё связано
между собой.
Да,
каждый человек должен нести ответственность
за свои поступки, должен ответственно
трудиться на том участке, где работает
по роду деятельности. Учитель несет
ответственность за знания и воспитанность
подопечных, врач – за состояние здоровья
пациентов, ученый – за результат своих
открытий. В противном случае обществу
грозит разруха, грозит деградация.
Проблеме
ответственности родителей за своих
детей много внимания уделяет ведущий
телешоу «Пусть говорят» А. Малахов. Так,
в одной из передач он озвучил историю
трагической гибели двухлетней малышки.
Девочка замерзла по вине родителей –
пьяниц, по той же причине в другой семье
повесился сын. Разве можно после этого
их назвать родителями?!
Проблема
ответственности нашла отражение и в
русской литературе: в рассказе А.
Платонова «Усомнившийся Макар», в
повестях М. Булгакова «Собачье сердце»
и «Роковые яйца». Чувство ответственности
за монстра, созданного в результате
операции на бездомную собаку, заставляет
профессора Преображенского предпринимать
все, чтобы вернуть Шарика в прежнее
состояние. А герой рассказа Ильфа и
Петрова «Директивный бантик», увидев
в магазине мужские костюмы «цвета
траура», спрашивает с иронией:»…только
забыли о летних одеждах для покупательской
массы. Когда это кончится?» Кончится
ли? Извлечем ли мы уроки из всего, что
приводит к чудовищным последствиям?
Должны!
Сочинение№2
Сегодня
ни один выпуск новостей, ни одно печатное
издание не обходится без сообщений о
страшных последствиях безответственности
в стране. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС,
лесные пожары летом 2010 г, теракт в
аэропорту Домодедово, авиакатастрофы…
Слушаешь, читаешь эти репортажи, и порой
«сердце заходится». Никого они не могут
оставить равнодушными! Вот и Конецкий,
бывший моряк, писатель, заставляет
читателя серьезно задуматься над
проблемой ответственности человека за
свои поступки, за судьбы окружающих.
Обратившись
к примеру из своей жизни, автор показывает,
как необдуманный поступок штурмана
гидрографического судна Шаталова едва
не привело к трагическим последствиям.
Чтоб продлить срок сдачи документации,
он вызвался вести корабль через штормовое
море, рискуя собой и жизнью подчиненных.
Конецкий осуждает своего героя за
неоправданное «лихачество». Прежде чем
решиться на отчаянный шаг, штурман
должен был взвесить все «за» и «против».
Ведь он, как морской офицер, командир,
несет ответственность за каждого члена
экипажа. Вот к такому выводу подводит
нас автор, «бесшабашный, жизнерадостный»
моряк.
Да,
каждый человек – от воспитателя детского
сада до руководителя высокого ранга –
несет ответственность за судьбы
окружающих, за судьбы подчиненных. Как
же иначе? Если хирург не будет отвечать
за благополучный исход операции, летчик
– за жизнь экипажа, работники пищевой
отрасли – за качество производимой
продукции? Но события последних лет
показывают, что не все одинаково чувствуют
ответственность за происходящее в
стране. Если б руководители правоохранительных
органах ответственно относились к своим
обязанностям, своевременно пресекали
любое преступление, не разыгралась бы
чудовищная трагедия в Краснодарском
крае. Трагедии можно было избежать
(одноклассница спрыгнула со II этажа),
если б герой статьи Г. Андреева задумался
б о последствиях происходящего. Вместо
того чтобы отговорить одноклассницу
от необдуманного шага, он сначала
подзадорил её, потом ничего не сделал,
чтоб остановить…схватить. Снова “если
б…” Сколько их в нашей жизни. Чтоб не
пришло запоздалое раскаяние, чтоб
жесткие репортажи не рвали душу, пусть
каждый почувствует ответственность за
судьбы окружающих. Пусть каждый помнит
никто не имеет права на неоправдвнный
риск!
Соседние файлы в папке sochineniaDOC
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Работаем над комментарием к сформулированной проблеме
(текст по В. Конецкому)
Работа с текстом художественного стиля
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы…
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)3ато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила… (19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
(По В. Конецкому)
*Виктор Викторович Конецкий (1929-2002) — капитан дальнего плавания, прозаик, сценарист. В своих произведениях отразил жизнь моряков-полярников.
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы….
Ретроспекция как категория текста предполагает целенаправленное действие со стороны автора, который, обращаясь мысленно к прошлому и описывая прошедшие события, стремится направить внимание читателя на факты, которые могут быть основополагающими для раскрытия основной идеи всего произведения.
И. Р. Гальперин
Благодаря ретроспекции читатель может
-
узнать неизвестные ранее сведения,
-
переосмыслить их,
-
проникнуть в авторский замысел.
Ретроспекция в художественном тексте может осуществляться на уровнях |
|
композиции |
На уровне композиции ретроспекция выполняет функции прояснения какого-либо элемента текущего действия (когда возникает необходимость вспомнить ситуацию, относящуюся к развитию сюжета), объясняет события настоящего. Завязка драматического сюжета находится за временными пределами настоящего — в недавнем прошлом героя. |
авторской позиции |
Ретроспективная позиция автора позволяет читателю сосредоточить внимание не столько на событии, сколько на поведении героя. |
изображения героя |
При изображении героя ретроспекция осуществляется в формах его, воспоминаний, последовательных событий. Основные функции ретроспекции: сообщение о прошлой истории героя, оценка, ключи к пониманию персонажа или его мотивации, усиление драмы в настоящем. |
изобразительно-выразительных средств |
Характерными изобразительно-выразительными средствами приема ретроспекции в литературе являются простые противопоставления (здесь — там, теперь — тогда, ложь – правда, вымысел –истина и т.д.), противопоставления времени и видов глагола (наст. вр., сов. вид — прош. вр., несов. в.), организация самой речи, язык и т.п. |
Роль начала художественного текста
1. Вводит систему координат модели мира, созданного автором
2. Выполняет функцию фонового описания
3. Участвует в создании характеристик как главных, так и второстепенных персонажей
4. Заключает в сжатом виде основное содержание текста или его части.
Кто? Где? Когда?
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.
-
не зажёг маячный огонь
-
угодил на полгода в госпиталь
-
не присвоили очередное звание
-
демобилизовали одним из первых
НЕПРИЯТНЫЙ, ая, ое; тен, тна.
-
Не нравящийся своими качествами, противный. Н. вкус.
-
Вызывающий неудовольствие, волнение, нарушающий спокойствие. Неприятная встреча.
| сущ. неприятность, и, ж.
Синонимы: беда, горе, огорчение, удар, скорбь, несчастье, зло
(4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.
(19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
Начало текста
Кроме того, помогает понять проблематику текста, передаёт его основную мысль.
Позволяет увидеть
-
психологический портрет героя, в основе которого лежит безответственное отношение к жизни и к окружающим.
-
отношение героя к окружающим, своим поступкам («маленький, рядовой случай»);
-
восприятие реальности Шаталовым («неприятности»);
Алгоритм работы над сочинением
Формулируем ПОСТАВЛЕННУЮ проблему текста
(проблема ответственности человека за свои поступки)
Находим первый пример, иллюстрирующий аспекты проблемы
Поясняем первый пример
Находим второй пример, иллюстрирующий
аспекты проблемы
Поясняем второй пример
Определяем вид смысловой связи между ними
Указываем смысловую связь между примерами и анализируем её
Формулируем авторскую позицию
Формулируем собственную позицию
Обосновываем свою точку зрения
Работаем с текстом
Прошлое «Водораздел судьбы» – Настоящее
Старший лейтенант, «маленький, рядовой Треклятый ревмокардит,
случай» увольнение из армии,
штурман, хороший несостоявшаяся карьера
моряк
Можно СОПОСТАВИТЬ или ПРОТИВОПОСТАВИТЬ события
Можно выяснить ПРИЧИНЫ событий и указать их ПОСЛЕДСТВИЯ
Можно УТОЧНИТЬ, ДОПОЛНИТЬ предыдущую информацию
Можно рассмотреть настоящее как ИТОГ, РЕЗУЛЬТАТ прошлых событий
Проблема ответственности человека за свои поступки
Причина безответственного поведения: «запустил отчётную документацию»
следствие:
— решился идти в море в сильнейший шторм
— бездумно распорядился судьбами как минимум 4-х человек (вельбот)
— обманул командира
— подверг смертельной опасности матросов
— получил серьёзное заболевание («треклятый ревмокардит»)
— загубил карьеру: не присвоили очередное звание, затем сократили и демобилизовали
Каково значение этих смысловых отношений для раскрытия аспектов поставленной проблемы?
Лень, недобросовестное отношение к своим обязанностям могут стать причиной очень серьёзных последствий. В данном случае безответственность Шаталова разрушила его жизнь.
Проблема ответственности человека за свои поступки
Противопоставление частей информации
(13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях.
(14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов.
В чём смысл противопоставления данных примеров-иллюстраций?
Противопоставление информации ещё отчётливее помогает увидеть безответственное отношение Шаталова к своему делу и к окружающим. Герой идёт на поводу собственной лени, совершенно не задумываясь о том, как могут обернуться обстоятельства.
Проблема ответственности человека за свои поступки
Сопоставление частей информации
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.(4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы. (18)Просто судьба изменила…
(20)…Удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
В чём смысл сопоставления этих частей информации?
Сопоставление этих частей информации помогает понять, что герой так и не осознал безответственности своего поступка. Убеждение, что в случившейся трагедии виновата судьба, а не он сам, привело к закономерному результату: Шаталов одинок, болен и несчастлив.
Проблема ответственности человека за свои поступки
Уточнение, дополнение информации
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна -запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах … (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто
теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
Решение Шаталова отправиться к маяку можно было бы отчасти объяснить его молодостью, но из дополнительной информации становится понятна истинная причина его поступка – нежелание выполнять свои должностные обязанности.
Проблема ответственности человека за свои поступки
Итог, вывод, обобщение информации
Причина безответственности Шаталова + её последствия
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
Итогом преступного легкомыслия и безответственного отношения к делу могут стать тяжёлое заболевание, несостоявшаяся карьера, искалеченная судьба человека.
Вступление
Каждый из нас несет ответственность за то, что мы делаем, говорим или даже думаем. Рано или поздно придется держать ответ перед окружающими или перед самими собой за то, что совершили мы против своей совести или против общепринятых нравственных норм.
Проблема
С подобной ситуацией столкнулся Сергей Николаевич Плетенкин – главный герой текста С. С. Качалова. На примере жизнеописания своего героя, рассказа одного удивительного случая из его повседневности автор поднимает проблему ответственности за свои поступки.
Комментарий
В тексте несколькими словами обрисована простая и неторопливая жизнь Плетенкина. У него есть жена и дочь, быт налажен, работа приносит стабильный доход. Иногда, в особо удачные дни, ему удается еще и неплохо подработать, довозя людей за деньги.
В тексте представлен как раз один из таких удачных дней. Вернувшись домой, где его уже ждал горячи ужин, Плетенкин рассказал жене, как ему удалось удачно выманить деньги из встретившейся по пути женщины. За проезд он попросил 300 рублей, явно завысив цену, видя, что перед ним женщина состоятельная. Та подала ему 500, на что Сергей Николаевич не нашел сдачи. Девушка попросила его оставить сдачу себе. Вот такая удача.
Уже спустя некоторое время герой понял, что знал эту женщину, что, будучи старшеклассником, обманул ее, воспользовался ее доверием. Не первая красавица, Наташа Абросимова (так звали случайную попутчицу) в юности не пользовалась особым вниманием парней. Плетенкин начал ухаживать за ней, провожать домой, и за это попросил девушку написать за него сочинение на общегородской конкурс. Та с радостью согласилась.
Когда же молодой человек конкурс выиграл и получил путевку в Санкт-Петербург, он даже здороваться с Наташей перестал. И только на выпускном нашел в себе силы повиниться. Но девушка только сказала: “Разве ты меня обманул?” И ушла, оставив в памяти героя лишь свой тоскливый глубокий взгляд. Таким взглядом смотрела она на него и сегодня.
Нахмурившись от своих воспоминаний, Плетенкин решил, что при встрече отдаст ей все деньги. Но тут же понял, что никогда этого не сделает.
Авторская позиция
Автор убежден, что нечестный поступок не имеет срока давности. Рано или поздно он напомнит о себе и заставит платить по счетам. Дважды обманув девушку, герой рассказа, в первую очередь, обманул самого себя. И это чувство вины перед ней не покинет его до конца дней.
Своя позиция
С автором невозможно не согласиться. Решаясь на какое-то действие или поступок, необходимо хорошенько подумать, каково тебе с этим будет жить, не пожалеешь ли ты потом. Потому что исправить то, что натворил, не всегда будет возможным.
Аргумент №1
В литературе практически в каждом произведении раскрывается тема ответственности за собственные поступки. К примеру, в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского многие герои несут на себе тяжесть ответственности за совершенные ими действия. Родион Раскольников, убивая старушку-процентщицу, а вместе с ней и ее слабоумную сестру на сносях, настолько претерпевал муки совести, что буквально лишался чувств.
Поняв, что все его поступки не имеют оправдания, он на каторге в молитвах добывал себе прощение у бога, перечитывая Евангелие и вспоминая самого светлого человека в своей жизни – Соню Мармеладову.
Аргумент №2
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» главный герой Эраст, обманувший Лизу, продавший свою любовь за женитьбу на богатой даме, всю оставшуюся жизнь будет мучаться от того, что стал причиной гибели молодой и наивной девушки. Его бездумные эгоистичные поступки привели к тому, что бросилась в реку искренне любящая его Лиза, не сумев перенести предательство и ложь любимого человека.
Заключение
Что бы мы ни делали в жизни, к чему бы ни стремились, всегда есть то, что ограничивает нас – наша совесть. Идти
вопреки ей нельзя, так как впоследствии она не раз напомнит о себе. Мы ответственны за собственную судьбу, за собственную жизнь и за свои поступки, хорошие и плохие. Жить нужно так, чтобы впоследствии не было стыдно за самих себя и совершенные действия.
Даниил Романович | Просмотров: 13.9k