Это происходило в большой оранжерее, принадлежавшей очень странному человеку текст А. И. Куприна из 10 варианта нового сборника Цыбулько И.П ЕГЭ 2023 русский язык 36 тренировочных вариантов для написания сочинения ЕГЭ задание 27 по русскому языку 11 класс.
Проблема текста
1. Проблема отчуждённости человека. (Почему человеку приходится вести отчуждённое существование?)
2. Проблема отсутствия человечности. (К чему ведёт отсутствие человечности в обществе?)
3. Проблема нетерпимости к «странным» людям. (Почему «странные» люди вызывают у многих нетерпимое отношение?)
4. Проблема ценности личности. (Чем определяется ценность личности? Почему за уродливым Столетником ухаживали гораздо больше, чем за другими цветами?)
5. Проблема выбора предмета поклонения. (Чем определяется выбор предмета поклонения?)
Текст Куприна А.И для сочинения ЕГЭ
Это происходило в большой оранжерее, принадлежавшей очень странному человеку, миллионеру и нелюдиму, тратившему все свои несметные доходы на редкие и красивые цветы. (2)Тысячи различных цветов наполняли воздух оранжереи своими ароматами. (З)Другие цветы, лишённые аромата, отличались пышною красотою.
(4)Но было в оранжерее одно странное растение, которое, по-видимому, ничем не могло бы обратить на себя внимание, кроме своей уродливости. (5)Прямо из корня выходили у него длинные листья, узкие, мясистые и покрытые острыми колючками. (б)Цветы никогда не показывались между ними, но зато торчал вверх длинный, прямой зелёный стержень. (7)Это растение называлось Столетником. (8)Цветы в оранжерее жили непонятной для людей жизнью.
(9)Один только урод Столетник был изгнанником в этой семье. (10)Он не знал никогда ни дружбы, ни участия, ни сострадания, ни разу в продолжение многих лет ничья любовь не согрела его своим теплом. (11)И он так привык к общему презрению, что давно уже переносил его молча, затаив в глубине души острое страдание. (12)Привык он быть и постоянным предметом общих насмешек. (13)Цветы никогда не прощают своим собратьям уродливости.
(14)Однажды июльским утром в теплице распустился цветок редкой кашемирской розы. (15)Со всех сторон послышались шумные возгласы восхищения: — Как хороша эта молодая Роза! (16)Как она свежа и ароматна! (17)Она будет лучшим украшением нашего общества! (18)Это наша царица. (19)И она слушала эти похвалы, стыдливая, вся рдеющая, вся облитая золотом солнца, точно настоящая царица. (20)И все цветы в виде привета наклоняли перед ней свои волшебные венчики. (21)Проснулся и несчастный Столетник, взглянул — и затрепетал от восторга. — (22)0, как ты прекрасна, Царица! — прошептал он.
(23)И когда он это сказал, вся оранжерея наполнилась неудержимым смехом. — (24)Кто это? — спросила, улыбаясь, молодая Царица. — (25)Этот урод? — воскликнул Пион. — (26)Никто из нас не знает, кто он и откуда, он носит очень глупое имя — Столетник. (27)Мы только удивляемся людям, которые к нам приставлены. (28)Они ухаживают за ним гораздо больше, чем за нами. (29)Точно это какое-нибудь сокровище!
(30)Так до самого полудня насмехались цветы над бедным Столетником. (31)Наконец вдали, точно рычание приближающегося зверя, послышался первый глухой раскат грома. (32)Когда перед дождём наступило мгновение томительного затишья, Роза услышала около себя слабый шёпот: — Выслушай меня, Царица. (ЗЗ)Это я, несчастный Столетник, восторг которого перед твоей красотой вызвал у тебя утром улыбку. (34)Я полюбил тебя, красавица.
(35)Не отвергай меня! (36)Я уродлив, но я открою тебе мою тайну. (37)В девственных лесах Америки, куда не ступала до сих пор человеческая нога, — там моя родина. (38)Раз в сто лет я расцветаю только на три часа и тотчас же погибаю. (39)От моих корней вырастают новые побеги, чтобы опять погибнуть через сто лет. (40)И вот я чувствую, что через несколько минут я должен расцвесть. (41)Не отвергай меня, красавица! (42)Для тебя одной я буду цвести и для тебя умру! (43)Но Роза не отвечала ни слова.
— (44)Роза, за один только миг счастья я отдам тебе целую жизнь! (45)Неужели этого мало твоей царственной гордости? (46)Но в это мгновение гроза разразилась с такой страшной силой, что Столетник должен был замолчать. (47)Когда же перед утром кончилась гроза, то в оранжерее раздался громкий треск, точно от нескольких ружейных выстрелов.
— (48)Это расцвёл Столетник, — сказал главный садовник и побежал будить владельца оранжереи, который уже две недели дожидался с нетерпением этого события.
(49) Вокруг Столетника молча стояли люди, и все цветы с испугом и восхищением обернули к нему свои головы.
(50) На высоком зелёном стержне Столетника расцвели пышные гроздья белоснежных цветов невиданной красоты, которые издавали чудный, неописуемый аромат, сразу наполнивший всю оранжерею. (51)Но не прошло и получаса, как цветы начали незаметно розоветь, потом они покраснели, сделались пурпурными и, наконец, почти чёрными.
(52)Когда же взошло солнце, цветы Столетника один за другим завяли. (53)Вслед за ними завяли и свернулись уродливые листья, и редкое растение погибло, чтобы опять возродиться через сто лет.
(54)И Царица поникла своей благоухающей головой.
По А. И. Куприну
Александр Иванович Куприн (1870-1938) — русский писатель, переводчик.
Сочинение ЕГЭ по тексту
К сожалению, общество часто не принимает людей, которые чем-то отличаются от толпы. Яркие индивидуальности подвергаются язвительным насмешкам, чувствуют себя одинокими и никому не нужными. В предложенном тексте А.И. Куприна поднимается проблема нетерпимости к «странным» людям.
В тексте рассказывается о столетнике, который всегда был изгнанником в семье, потому что «цветы никогда не прощают своим собратьям уродливости». Можно заметить, что за образом этого растения скрывается не похожий на других человек. Такие люди привыкают к всеобщему презрению и ощущают себя неполноценными, хотя на самом деле заслуживают лучшего отношения. Герой фрагмента «затаил в глубине души острое страдание», но продолжал мечтать о счастье. Однако ему постоянно приходится сталкиваться с непониманием и неприятием.
Кроме того, Столетник пытается сделать шаг навстречу прекрасной Розе и рассказывает ей свою тайну. Однако красивый цветок не верит уродливому растению и продолжает хранить упорное молчание, демонстрируя «царственную гордость». Это подчёркивает предвзятое отношение других цветов к Столетнику. То же самое можно наблюдать и в человеческом мире: «странные» люди вынуждены вести отчуждённое существование, потому что они лишены возможности быть счастливыми.
Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга, создавая трагический образ главного героя. Мы видим, что внутренняя сущность человека, к сожалению, мало интересует других людей, и они чаще всего судят «по одёжке», не обращая внимания на ум и душевную чистоту.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: «странные люди» не вписываются в привычную картину мира, и многие видят в них угрозу своему душевному комфорту.
Нельзя не согласиться с точкой зрения А.И. Куприна. Действительно, интересные личности, резко выделяющиеся из ряда других, иногда превращаются в настоящих изгоев. Вспомним, например, заглавного героя рассказа А.П. Платонова «Юшка». Люди называли его юродивым и срывали на нём свою злость, что в конечном счёте привело к необратимым последствиям. Юшка умирает, но память о нём остаётся, ведь его воспитанница оказывается замечательным врачом с добрым сердцем.
Таким образом, «странные» люди у многих вызывают нетерпимое отношение, становятся предметом насмешек и издевательств. Но в большинстве случаев за некрасивой внешней оболочкой скрывается прекрасная и светлая душа.
Позиция автора
1. Человек «странный», не похожий на других своим видом, имеющий своеобразные вкусы, интересы, ценности, не находит понимания у людей, становится предметом насмешек и издевательств. Это ведёт к тому, что он или сам изолируется от общества, или становится изгнанником.
2. Отсутствие человечности лишает людей участия, дружбы, любви, тепла, обрекает на одиночество и страдание.
3. «Странные» люди не вписываются в привычную картину мира, и многие видят в них угрозу своему душевному комфорту.
4 Люди знали, что за внешним уродством Столетника скрывается настоящее сокровище. (Ценность личности определяется её уникальностью.
Варианты в формате ЕГЭ 2023 по русскому языку
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Аргументы из литературы на тему: Человек вне общества
Каждый из нас является членом общества, разница только в активности: кто-то охотно участвует в жизни других людей, кто-то их сторонится. Однако все мы являемся частью одного большого объединения, поэтому важно находить с другими его элементами общий язык. Но чрезмерно сильное влияние этой системы отношений может навредить нам и лишить нас индивидуальности. В итоге, мы пришли к тому, что необходимо найти золотую середину между двумя крайностями взаимосвязи с социумом. Поскольку сделать это сложно, нередко случается так, что человек оказывается вне общества, то есть является лишним в его иерархии, не может найти себе места в ней. В данной подборке представлены аргументы из литературы для итогового сочинения по направлению «Человек и общество», иллюстрирующие примеры, когда личность отчуждена от своего круга и разрывает все связи с ним.
- В комедии Грибоедова «Горе от ума» герой разочаровывается в фамусовском обществе и намеревается разорвать с ним отношения. Александр Андреевич хоть и является по праву рождения полноправным членом этого избранного круга, не находит в нем понимания. Его система ценностей коренным образом отличается от того, чему поклоняются Скалозубы, Репетиловы и Молчалины. Например, он не хочет прислуживаться, то есть добиваться карьерных высот лицемерием и подхалимством. Также его не устраивает консерватизм московской элиты, которая не чуждается жестокого обращения с крестьянами и подлости на службе, но боится положительных перемен и прогрессивных взглядов. Таким образом, Чацкий оказался перед выбором между сохранением верности своим идеалам и общением с порочным обществом. Он выбрал жизнь вне своего круга, чтобы сохранить себя от его пагубного влияния.
- В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Андрей Болконский бежит из дворянских салонов на поле брани, лишь бы не слышать больше лицемерных речей и праздной болтовни. Ему чужда изнеженность и бесцельность жизни людей из его круга общения. Герою скучно даже с женой, которая разделяет их образ мыслей. Он не нашел общего языка с окружением из-за того, что отец воспитал его по-другому. Болконский-старший был суровым и дельным человеком, не терпел болтать попусту. Он редко отличался гостеприимством и сам не ходил по гостям. Зато он много работал и посвящал время воспитанию детей. Таким образом, можно сделать вывод, что неприятие традиционных общественных ценностей берет начало в семье, где личность формировалась под иным влиянием.
- В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий идет против условностей своего сообщества. У казаков в приоритете всегда были семейные узы: дети слушались родителей, младшие – старших, жены были верны мужьям, мужья – женам и т.д. Все они работали на земле, и единство семьи было залогом выживания, ведь такое количество работы не мог делать один человек. Так вот, Мелехов нарушил вековые традиции, отказавшись жить по воле отца: он изменяет жене с замужней женщиной, а после череды скандалов уходит из деревни вообще, покидая семейство. Все это случилось потому, что герой был независимой и свободолюбивой натурой с незаурядным умом. Он понял, что традиции дедов и отцов могут быть неправильными или несправедливыми. Также он усомнился в авторитете отца и в праве общества осуждать его выбор. Конечно, герой сделал множество ошибок, но нельзя отказать ему в возможности стоить личное счастье без пересудов и мнений толпы. Перед нами пример того, что личность может взбунтоваться против социума и весьма успешно.
- Пример лишнего человека мы можем наблюдать в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин со своей индивидуальностью оказался вне общества с его ограниченностью и заурядностью. Он не хотел примерять на себя ни одну из популярных социальных ролей, поэтому всегда искал возможности стать исключением из правила. Так, он играет судьбами других людей, ставя себя в нетипичные обстоятельства, развлекаясь. То он убеждает себя в любви к Бэле, то разыгрывает ухаживания перед Мари, то пускается вслед за Ундиной. В погоне за новыми впечатлениями он игнорирует моральные нормы и интересы своих попутчиков, становясь опасным для общества. Исключительность Григория была направлена не на созидание, а на разрушение, деструктивное, безнравственное, пугающее. Его бунт против окружения был без смысла и без пощады, а ради чего? Он все равно был несчастен и болен своим отчуждением. В этом случае общество могло бы многому научить человека, спасти его, если бы тот прислушался к голосу со стороны. Он не слушал, поэтому ни один выходец из того или иного круга не смог помочь Григорию, будь то Бэла, Максим Максимыч или доктор Вернер.
- В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой был насильно отделен от общества. Нельзя сказать, что Мастер был ярым оппозиционером и как-то критиковал политический строй, но его не поняли, а, значит, не приняли. Критики унизили автора и его работу, редакторы отказались печатать, сосед написал донос, и кончилось все заключением в сумасшедшем доме. Весь окружающий мир, кроме одной единственной Марго, повернулся к герою спиной. Однако в процессе чтения мы понимаем, что настоящему художнику эта травля была необходимо, чтобы он не стал таким же бездарным и ручным, как графоманы на цепи у власти, которые его оболгали. Поэтому в данном случае человек должен был оказаться вне общества, чтобы понять свое истинное предназначение.
- В поэме Лермонтова «Мцыри» герой был пленен и томился в тюрьме далеко от родины. Расторжение родственных уз с тем обществом, членом которого он был по праву рождения, глубоко ранили его душу, лишили ее покоя и счастья. Юноша тосковал по дому, по людям, что были ему близки. Он не хотел того одиночества, на которое его обрекли. И не напрасно, ведь мы понимаем, как много Мцыри мог сделать для своей страны. Именно там он мог реализовать свой потенциал и согреть кого-то огнем своего сердца. Из этого примера мы можем сделать вывод, что отчуждение от общества – это далеко не всегда освобождение от зла или предел мечтаний талантливого человека. Это может быть и трагедией узника, нежно привязанного к родственным душам за пределами тюрьмы, где он заточен.
- В романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров – лишний человек. Он не находит себе места в сложившейся сословной системе. Поэтому он демонстративно презирает дворян и тянется к народу, в котором видит больше свойственных ему черт. Однако и от простого люда он безнадежно далек, ведь его образованность и категоричность не понятны невежественным и консервативным крестьянам. Так он оказывается вне общества со своими прогрессивными идеями и научным мышлением. Одиночество и отчуждение терзают его, но это открывается только в финале романа, когда он лежит на смертном одре и сетует на свою неприкаянность. Таким образом, оторванность от людей не делает человека счастливым, напротив, зачастую приносит страдания.
- В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» герой намеренно отчуждается от общества, ведь высокомерие не позволяет ему быть с окружающими на одной волне. Он всех мерит размером кошелька, а тех, чье состояние меньше его, и вовсе не замечает. Для него они всего лишь обслуживающий персонал, не достойный внимания. Казалось, такое расслоение социума естественно, богатые и бедные не найдут общий язык, но автор в символичном названии судна («Атлантида») намекает, что такой «естественный» уклад жизни ведет нас всех к катастрофе. Так и оказывается в финале: господин умирает, а его тело, которое уже не сулит чаевых, убирают в коробку из-под содовой. Очевидна уже наступившая нравственная катастрофа, которая привела всех пассажиров к повальному равнодушию друг к другу. Никто не выразил сожаления, никто не прекратил веселье и пляски, хотя рядом лежал труп того, кого так тщательно ублажали еще недавно. На этом примере видно, что конфликт личности и общества не всегда красив и романтичен. В реальной жизни он может привести к трагедии для всех его участников.
- В повести Булгакова «Собачье сердце» профессор находится вне общества, так как он является представителем интеллигенции в стране победившего пролетариата. Основная масса людей из-за пропаганды свыше ненавидит его «буржуазный» образ жизни и не понимает его ценностей. Преображенский, по их мнению, занимает незаслуженно много площади в доме и пользуется непозволительной роскошью, недоступной простым людям. Швондер и ему подобные не признают заслуг научного деятеля. Они готовы растерзать героя из зависти его к уму и положению. Но Филипп Филиппович не поддается на провокации. Ему удается абстрагироваться от большинства и сохранить лучшие качества прошлого: духовность, благородство, эрудированность. На фоне грубой и пошлой толпы профессор выглядит Гулливером среди лилипутов. Масштаб такой гениальной личности обществу никогда не разглядеть вблизи, для этого нужны столетия.
- В романе Достоевского «Преступление и наказание» человек идет против общества. Он принижает его в своих глазах, нарекая себя судьей и «право имеющим». Герой буквально заболевает идеей своего превосходства и в порыве «правосудия» губит две жизни. Причиной такого духовного нездоровья и последующих событий является тот факт, что Раскольников на некоторое время выбыл из социума: отчислился из университета, забросил подработки, был далек от семьи. Недостаток общения и понимания привел его к умопомрачению, которое смогли рассеять только люди. Обретая понимание в лице Сони, Родион выздоравливает и вновь возвращается в общество, из которого сам себя вычеркнул. Постепенно он осознает, что любовь к ближним – это истинное призвание любой души.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Метки:
- 11 класс
- аргумент из литературы
- итоговое сочинение
- человек и общество
Читайте также:
К.Г. Паустовский — рассказ «Телеграмма». В этом рассказе автор поднимает проблему отчужденности и разрыва связей между поколениями. Главная героиня рассказа, Настя, живет яркой, насыщенной, интересной жизнью. Она работает в Союзе художников, старается помочь людям, восстановить справедливость — устраивает выставку одному из талантливых скульпторов. При этом Настя остается равнодушной к судьбе собственной матери, живущей далеко от нее. Она не успевает приехать даже на ее похороны. В финале героиня Паустовского горько плачет, внезапно осознав, что она потеряла. Поведение Насти и жестоко, и безнравственно. По мысли писателя, суета и мелкие заботы не должны поглощать человека. Вся показная доброта и забота ничего не стоят, если мы равнодушны к своим близким.
А. Алексин — повесть «Раздел имущества». В этой повести писатель поднимает проблему душевной черствости, отчуждения в семейных отношениях. Главная героиня Вера была ребенком, имеющим родовую травму. Ее выходила и практически поставила на ноги бабушка Анисья. Именно эта героиня воплощает в повести доброту, любовь, готовность прийти на помощь. Мать же Верочки — это воплощение практицизма, бездуховности, равнодушия к ближнему. В финале это противостояние матери и бабушки завершается трагически: бабушка уезжает в деревню умирать, а Верочка вновь тяжело заболевает.
В. Астафьев — рассказ «Записка». Сюжет рассказа чудовищен: сын «забывает» свою мать на автовокзале, оставляя в её кармане записку: «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна». Этот герой не просто жесток, безнравствен. Он обрубает свои корни, а без корней жизнь человека бессмысленна. Отказаться от матери — это преступление. В. Астафьев пишет в финале: «Жаль, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я лично бы нарубил виц, порол бы его, порол до крови, до визга, чтобы далеко и всем было слышно». Он писал так: «Берегите матерей. Люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может. Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, — он пережил свою мать».
Вступление
Равнодушие и отзывчивость — два противоположных понятия, обозначающих различное отношение людей к тому, что происходит вокруг. То и другое явление имеет место быть в современном нам обществе, причем равнодушие, по мнению психологов и социологов, значительно преобладает.
Проблема
Основной проблемой наших взаимоотношений с окружающими становится различное отношение людей к одной и той же ситуации, к одному и тому же событию. Почему одни равнодушны к проблемам ближних, а другие не могут не помочь человеку в трудной жизненной ситуации?
Тезис №1
Я считаю, что нельзя быть равнодушными к несчастьям и бедам окружающих, потому что невозможно знать заранее, что тебя ожидает в дальнейшем и вполне возможно, что завтра тебе самому может потребоваться чья-то помощь.
Аргументация
Так в стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Нищий» лирический герой не может пройти мимо нищего старика, просящего подаяния. Он настолько растерян, когда не может ничего найти, что могло бы пригодиться просящему, что, в конце концов, просто протягивает ему руку и говорит, что у него нет ничего, называя старика братом.
В ответ нищий благодарит его и отвечает, что это тоже подаяние, когда человек неравнодушный старается помочь тем, что у него есть. А не находя ничего, проявляет простое человеческое отношение к просящему.
Вывод
Чем менее равнодушными мы будем к окружающим, чем больше отзывчивости будем проявлять, тем больше шансов у нашего общества к построению светлого будущего.
Тезис №2
Равнодушие — самое страшное, чего следует опасаться людям.
Аргументация
Об этом говорит и известный американский поэт Ричард Эберхарт. Размышляя о том, чего следует бояться, он убежден, что врагов бояться не стоит, так как самое большое, что они смогут сделать — убить. Друзей тоже нет смысла бояться. Все, что они могут — предать. «Бойся равнодушных, — говорит он, — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
Вывод
Равнодушие — страшный грех, так как оно порождает мертвенность души.
Тезис №3
Все мы — часть единого целого, страдание одних вызывает несчастья других. Чем быстрее мы это осознаем, тем проще будет находить общий язык друг с другом.
Аргументация
Эрнест Хемингуэй в своем романе «По ком звонит колокол» утверждает, что все мы — часть одного большого материка, и все мы зависим друг от друга. По его мнению, если часть суши смоет, то это отразится на всем человечестве. «Смерть каждого человека умаляет и меня, — говорит он, — ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».
Вывод
Только отзывчивость и взаимопомощь помогут нам сохранить общество, человечность и нравственность.
Общий вывод (заключение)
Мы сами строим свою жизнь, выстраиваем взаимоотношения с окружающими нас людьми. Только от нас зависит, будут ли эти взаимоотношения построены на любви и уважении, или же они будут наполнены холодностью и цинизмом.
Равнодушие и отзывчивость — две стороны одной медали. В зависимости от того, какую сторону выберет большинство из нас, наша жизнь будет наполняться соответствующими эмоциями. В интересах каждого из нас, чтобы она была наполнена милосердием и взаимопомощью.
На чтение 3 мин Просмотров 1.4к.
Обновлено 1 ноября, 2020
Итоговое сочинение на тему: «По каким причинам общество может отвернуться от человека?» относится к направлению «Я и другие». Данное направление раскрывает вопросы взаимодействия личности и общества, поэтому в основе сочинения должны находиться рассуждения о причинах образования недопонимания среди людей и предполагаемые пути разрешения межличностных конфликтов. Полного раскрытия темы можно достигнуть при помощи обращения к литературным источникам, предоставленным в данной работе.
Вариант 1
Человек и общество изначально составляют одно целое. Нельзя развить своё мышление и речь, не находясь в обществе себе подобных. Однако и общество не может существовать без каждой отдельной личности. Так по каким же причинам общество может отвернуться от человека? Этот вопрос на протяжении многих веков волновал умы философов и писателей. Взять, к примеру, рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».
Ларра – это главный пример личности, от которой отвернулось общество. В давние времена орёл украл красивую девушку и забрал её к себе в горы, там она родила ему сына и жила двадцать лет. После смерти орла, мать с сыном спустились к людям. Ларра не привык жить в обществе, поэтому вёл себя слишком высокомерно и считал, что лучше других. Он не прислушивался ни к старейшинам племени, ни к каким-либо ещё людям.
Народ был возмущён таким поведением, но терпел гордыню юноши до тех пор, пока он не убил молодую девушку. Она просто отказалась быть с Ларрой, отвергнув его желание завладеть её сердцем. Люди долго не могли придумать наказание виновному, потому как не в силах были понять мотивов его преступления. Один старейшина предложил наказать юношу вечным одиночеством, раз он не умел жить по человеческим законам. С этих пор Ларра не мог нигде найти себе пристанища и получил имя Отверженный. Так общество отстранилось от того, кто не смог себе найти в нём места.
Другим примером человека, которого не могло принять общество, является главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Александр Андреевич Чацкий на протяжении трёх лет учился заграницей, после возвращения в родные места, он осознал, что не сможет жить согласно сложившимся порядкам. Его разногласия с фамусовским обществом касались всего: крепостного права, государственной службы, чинопочитания, воспитания, образования, семейных ценностей и др. Чацкий понимает, что никакие общественные проблемы не решаются, всё остаётся на своих местах. Дворяне привыкли к определённому образу жизни, и не собираются ничего менять, а тех, кто пытается это исправить, они без раздумий отвергают. Именно поэтому Чацкий представляет собой опасность для окружающих, его идеи пугают местных чиновников. Фамусов даже назвал его революционером, которого нельзя подпускать к столице.
Представители дворянства боялись каких-либо перемен, они тщательно избегали новых идей, используя ради этого любые методы. Таким образом, был изгнан из «приличного» общества Чацкий, представляющий настоящую угрозу устоявшимся порядкам.
Подводя итог, я хочу сказать, что общество может отвернуться от человека только тогда, когда не понимает его. Всё неизведанное пугает людей, держит их на расстоянии. Но не всегда непонятым остаётся лишь тот, кто идёт против общества. Часто бывает так, что изгоем становится хороший человек, просто его идеи не совпадают с образом мыслей большинства. Поэтому нельзя делить мир строго на чёрное и белое, нужно во всём искать положительные стороны.
Дополнительные аргументы
Предлагаем вашему вниманию дополнительные аргументы по направлению «Я и другие», с которыми вы сможете ознакомиться в разделе «Банк аргументов».
Гюстав Доре. Отец, мне помощи уже не нужно.
Вступление
Равнодушие людей не только наносит урон духовному развитию человека, оно часто становится опасным для окружающих, в особенности тех, которые просят о помощи. Безразличное отношение к жизни свидетельствует об абсолютном отсутствии у человека интереса к окружающей его действительности, крайне спокойном восприятии происходящих вокруг человеческих трагедий.
Проблема
В предложенном тексте Александр Иванович Куприн, русский классик конца 19 века, заставляет читателя задуматься о серьезнейших морально-нравственных категориях. Он поднимает проблему, которая не теряет своей актуальности до сих пор, – проблему человеческого равнодушия, «черствого благоразумия».
Комментарий
Проблему текста автор раскрывает на примере поведения семьи, которая среди зимней холодной ночи слышит чей-то призыв о помощи. Люди, проживающие за крепкими заборами, закрытые на замки от нежданных гостей, не просто проявляют жестокое равнодушие по отношению к попавшему в беду, но и пытаются оправдать свое ужасающее безразличие, отказ в помощи заплутавшему человеку. Обитателей дома волнует только спокойствие и безмятежность своей жизни, собственная безопасность. Герои один за другим пытаются объяснить, почему они не хотят помочь несчастному. Отец отговаривается отсутствием ружья, дед говорит, что нормальный человек не станет гулять во время вьюги, мать претворяется, что вообще не слышит криков о помощи. Ребенок осторожно призывает взрослых помочь незнакомцу, но их действия учат малыша «не высовываться», радоваться тому, что у них все хорошо и они в безопасности. Сказка об особенных людях, которую рассказывает женщина, нацеливает ребенка на презрение к окружающим и уважение к себе.
Авторская позиция
После прочтения становится понятно, что люди проповедуют совершенно безнравственную, аморальную жизненную позицию. Автор старается напомнить читателю, что равнодушие, эгоизм, себялюбие – одни из самых ужасных грехов. Концовка находится за пределами текста, но вполне возможно, что человек, которому так безразлично отказали в помощи, погиб.
Своя позиция
Полностью поддерживаю позицию автора текста. Равнодушное отношение – причина множества несчастий, которых можно было не допустить. И в наше время люди часто предпочитают притихнуть в квартирах, когда слышат душераздирающие крики о помощи за стенами своего жилища. Об этом стоит напоминать людям, потому что может случиться так, что когда-нибудь они сами окажутся в ситуации, когда окружающим будет безразлична их жизнь.
Аргумент №1
Многие русские писатели неустанно поднимают тему равнодушия и отзывчивости людей к судьбам других. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» проблема раскрывается на примере образа княжны Марьи. Девушка не устает помогать нищим странникам-аскетам, которые решили отказаться от привычных мирских благ во имя безоговорочного воспевания Христа. Она крайне отзывчива по отношению к ним, чем придает им силы идти дальше. Хотя ничего особенного, кроме обычной еды и внимательного слушания, она им не дает. Всего лишь элементарное человеческое внимание способно сделать мир гармоничнее, а людей счастливее.
Аргумент №2
В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» представлена история успешного предпринимателя, который главной ценностью собственного существования считает материальное благополучие. Чтобы как-то отметить свое высокое положение, главный герой с женой и дочерью отправляется в путешествие на корабле. Окружающие воспринимают его лишь как образец статуса и богатства, не видя его человеческих качеств. Когда герой внезапно прощается с жизнью, его семья оказывается лицом к лицу с безразличием людей, которым проще представить, что мертвого человека вообще нет на корабле, чем хоть как-то поддержать его близких. Жизнь преподает герою урок высшей справедливости – за свое равнодушие Господин из Сан-Франциско получил безразличие в ответ.
Заключение
Равнодушие сродни омертвению души. Если оно поселилось в сердце человека, это плохо отразится на здоровье его внутреннего мира и эмоций. Нужно всеми силами искоренять безразличие в обществе, иначе оно приведет к скорой гибели человечества. Стоит всегда помнить, что на месте оказавшихся в непростой жизненной ситуации может оказаться каждый из нас. И если мы сейчас проявим отзывчивость и внимание к проблемам близких, доброта непременно вернется к нам в лице неравнодушных к нашему благополучию людей.
Даниил Романович | Просмотров: 7.6k
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Проблема душевной черствости, отчужденности, непонимания в отношениях отцов и детей
- Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
- А.С. Пушкин — повесть «Станционный смотритель» (см. сочинение «Проблема разрыва связей между поколениями»).
- К.Г. Паустовский — рассказ «Телеграмма». В этом рассказе автор поднимает проблему отчужденности и разрыва связей между поколениями. Главная героиня рассказа, Настя, живет яркой, насыщенной, интересной жизнью. Она работает в Союзе художников, старается помочь людям, восстановить справедливость — устраивает выставку одному из талантливых скульпторов. При этом Настя остается равнодушной к судьбе собственной матери, живущей далеко от нее. Она не успевает приехать даже на ее похороны. В финале героиня Паустовского горько плачет, внезапно осознав, что она потеряла. Поведение Насти и жестоко, и безнравственно. По мысли писателя, суета и мелкие заботы не должны поглощать человека. Вся показная доброта и забота ничего не стоят, если мы равнодушны к своим близким.
-
- А. Алексин — повесть «Раздел имущества». В этой повести писатель поднимает проблему душевной черствости, отчуждения в семейных отношениях. Главная героиня Вера была ребенком, имеющим родовую травму. Ее выходила и практически поставила на ноги бабушка Анисья. Именно эта героиня воплощает в повести доброту, любовь, готовность прийти на помощь. Мать же Верочки — это воплощение практицизма, бездуховности, равнодушия к ближнему. В финале это противостояние матери и бабушки завершается трагически: бабушка уезжает в деревню умирать, а Верочка вновь тяжело заболевает.
- В. Астафьев — рассказ «Записка». Сюжет рассказа чудовищен: сын «забывает» свою мать на автовокзале, оставляя в её кармане записку: «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна». Этот герой не просто жесток, безнравствен. Он обрубает свои корни, а без корней жизнь человека бессмысленна. Отказаться от матери — это преступление. В. Астафьев пишет в финале: «Жаль, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я лично бы нарубил виц, порол бы его, порол до крови, до визга, чтобы далеко и всем было слышно». Он писал так: «Берегите матерей. Люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может. Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, — он пережил свою мать».