5.3. Разделение властей.
ПЛАН.
- Сущность понятия «государственная власть».
- Разделение властей (понятие, суть).
- ЦЕЛИ разделения властей в государстве.
- Разделение государственной власти по горизонтали и вертикали.
- Разделение властей в РФ.
- Дополнительная информация.
Государственная власть – это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения как одно из средств соблюдения законов и распоряжений.
Разделение властей.
Разделение властей – это деление власти на три ветви:
- законодательную;
- исполнительную;
- судебную.
Суть разделения властей:
- все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции;
- никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти;
- никакая власть не может быть устранена другой;
- все ветви власти решают задачу взаимного контроля и сдерживания («система сдержек и противовесов»);
- судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.
ЦЕЛИ разделения властей в государстве:
- предотвращение сосредоточения власти в одних руках или в руках группы лиц;
- недопущение злоупотребления государственной властью;
- чёткое определение функций, компетенции и ответственности каждого органа государственной власти;
- ведение к минимуму ошибок в управлении;
- гармоничное соединение различных противоречивых элементов общественной жизни – государства и гражданского общества.
Разделение государственной власти по горизонтали:
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
Разделение властей в РФ:
- законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы;
- исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами;
- судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней) – следит за соблюдением законов.
Разделение государственной власти по вертикали
(отражает круг полномочий центральной власти и регионов, на которые разделено государство):
- центральная (общегосударственная) власть
- региональная власть.
Дополнительная информация.
В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах английского мыслителя Джона Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»).
Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах французского мыслителя Ш. Монтескье («О духе законов»), а также в работах американских философов А.Гамильтона и Дж. Мэдисона ( XVII – XVIII вв.)
Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.
Компетенция – это круг полномочий какого-либо учреждения или лица.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 135 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Задания Д22 C3 № 104
В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.
Показать
1
Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Политика. Федеративное устройство Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «демократия»;
— объясните связь названных автором принципов построения Российской Федерации. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, назовите еще две характеристики конституционного строя РФ. Прокомментируйте одну из данных характеристик.
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
4
Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
Предметная область: Политика. Федеративное устройство Российской Федерации
5
Автор пишет о федерализма в РФ. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государственное устройство». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации
Выберите верные суждения о власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Признаком государственной власти является монопольное право использовать силу в пределах страны.
2) В соответствии с целями своей деятельности государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.
3) Принцип разделения властей реализуется только в демократических государствах.
4) По основному субъекту осуществления власть бывает унитарная и республиканская.
5) Политической властью называют способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 14.04.2020. Досрочная волна. Вариант 1
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «разделение властей»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об основных ветвях государственной власти;
− одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса проявление системы сдержек и противовесов, которая есть в российской политико-правовой системе.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Осуществление политической власти лежит в основе института государства.
2) Государственная власть является более широким понятием, чем политическая власть.
3) Государственная власть действует на основе правовых норм.
4) Под легитимностью политической власти понимается строгое соблюдение органами власти законов государства.
5) Во всех современных государствах политическая власть разделена на три самостоятельных ветви.
В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Политика. Федеративное устройство Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «демократия»;
— объясните связь названных автором принципов построения Российской Федерации. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, назовите еще две характеристики конституционного строя РФ. Прокомментируйте одну из данных характеристик.
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
4
Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
Предметная область: Политика. Федеративное устройство Российской Федерации
5
Задания Д22 C3 № 104
В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «правовое государство». Какие признаки правового государства приводит автор? (Назовите любые два признака.) Какую роль в системе разделения властей играет теория парламентаризма, с точки зрения автора?
Показать
1
Какое определение понятию «парламентаризм» даёт автор? В чём проявляется практическая значимость теории парламентаризма? Укажите два любых проявления, названных автором. В чём проявляется практическая значимость модели «правовой государственности», с точки зрения автора?
2
Какие механизмы нахождения согласия среди ветвей власти и населения по поводу общего восприятия справедливости и «правильности» в современной государственности приведены в тексте? Назовите два любых механизма. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих механизмов. (Сначала указывайте механизм, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
3
Автор пишет, что становлению правового государства способствует множество факторов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три фактора становления правового государства.
4
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «правовое государство».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Задания Д16 № 203
В чем наиболее полно выражается демократический смысл Конституции РФ?
1) во введении двухпалатного парламента
2) в закреплении основных обязанностей граждан
3) в провозглашении федеративного устройства государства
4) в закреплении принципа разделения властей
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
С помощью ________________(А) правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей _________________(Б), не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, _________________(В), равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и _________________(Г). Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в __________________(Д) другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он ещё и обставляется системой ____________________(Е) властей. Подобная система устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) «сдержки и противовесы» | 2) компетенция | 3) естественное право |
4) разделение властей | 5) импичмент | 6) судебная власть |
7) полномочия | |
9) суспензивное вето |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки
Верны ли следующие суждения о принципе разделения властей?
А. Принцип разделения властей обеспечивает систему сдержек и противовесов в демократическом государстве.
Б. Принцип разделения властей является основополагающим признаком авторитарного государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 6.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
С помощью ________________(А) правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей _________________(Б), не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, _________________(В), равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и _________________(Г). Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в __________________(Д) другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он ещё и обставляется системой ____________________(Е) властей. Подобная система устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) «сдержки и противовесы» | 2) компетенция | 3) естественное право |
4) разделение властей | 5) импичмент | 6) судебная власть |
7) полномочия | |
9) суспензивное вето |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.
Показать
1
Назовите принципы правового государства, приведенные автором. Всего укажите четыре принципа.
Предметная область: Право. Право в системе социальных норм
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «правовое государство»;
— объясните связь названных автором принципов правового государства. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Автор утверждает, что основная функция правового государства — защита и охрана прав и свобод граждан. Приведите три органа государственной власти, которые осуществляют данную функцию в РФ и кратко поясните, каким образом это осуществляется.
Предметная область: Право. Право в системе социальных норм
4
Задания Д22 C3 № 511
Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».
Предметная область: Право. Право в системе социальных норм
Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина, Право. Право в системе социальных норм
Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К признакам политического режима относят процедуры отбора правящих элит и политических лидеров.
2) К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека.
4) Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).
5) Политическому режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «конституционный строй»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ;
− одно предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Демократическое государство Z является унитарным. Какие из перечисленных признаков отличают унитарное государство? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единая система законодательства без предоставления какой-либо составной части государства законодательных полномочий
2) республиканская форма правления
3) разделение государства на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью
4) верховенство права и разделение властей
5) наличие системы налогообложения
6) однопалатный представительный законодательный орган государственной власти
Конституция провозглашает государство Z правовым. Найдите в приведённом ниже списке признаки, которые отличают Z как правовое государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Разделение власти в Z на законодательную, исполнительную и судебную.
2) Активное участие государства Z в международных отношениях.
3) Проведение выборов в высшие органы государственной власти Z.
4) Следование принципу верховенства права в государстве и обществе Z.
5) Соответствие принимаемых нормативных актов конституции Z.
6) Приоритет, гарантии и защита прав и свобод граждан Z.
В стране Z происходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки позволят сделать вывод, что в стране Z утвердился демократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент обладает широкими полномочиями.
2) В стране существует свободная конкуренция политических партий.
3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет.
4) В стране действует конституция.
5) Права и свободы граждан гарантированы и защищены законом.
6) В государстве действует принцип разделения властей.
Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Для правового государства обязательно соблюдение принципа разделения властей.
Б. Правовым может быть государство как с республиканской формой правления, так и с монархической.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Предметная область: Политика. Гражданское общество и государство
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 5.
Найдите в приведённом ниже списке признаки, присущие любому государству как общественному институту. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) законодательная деятельность
2) выборность органов власти
3) суверенитет
4) территориальная целостность
5) наличие публичной власти
6) разделение властей
Выберите верные суждения о форме государства и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Форму государства представляют форма правления, территориально-государственное устройство и политический режим.
2) По форме территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.
3) Демократический политический режим не может функционировать в монархических государствах.
4) При абсолютной монархии реализуется принцип разделения властей.
5) В республиках граждане участвуют в формировании высших органов государственной власти.
Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением двух, являются принципами только правового государства.
1) верховенство права; 2) незыблемость прав и свобод граждан; 3) государственный контроль над обществом; 4) разделение властей на три ветви; 5) взаимная ответственность государства и личности; 6) суверенитет
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс
Всего: 135 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Политическая власть – это совокупность механизмов, средств и способов, определяющих воздействие политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение политических объектов (социальных общностей, больших групп людей) с целью управления, координации, согласования и подчинения интересов всех членов общества определённой политической воле.
Особенности политической власти:
1) легальность использования силы;
2) верховенство, обязательность решений власти для общества;
3) суверенность – независимость от других внутренних и внешних сил;
4) публичность, т.е. всеобщность (обращение ко всем гражданам), и безличность (обращение от имени всего общества в форме закона);
5) многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других).
Способы властвования:
– побуждение объекта к определённым, угодным власти действиям;
– блокирование нежелательных для руководства видов поведения.
Политика – сфера общественных отношений, которая связана с деятельностью людей по осуществлению общих интересов, основным из которых является власть.
Политическая система, ее структура и функции
Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:
- участие в делах государства;
- историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать;
- политика — наука государственного управления (В. И. Даль). П Политик, по Далю, это умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать;
- политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс);
- политика — искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.
В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.
Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное — может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.
Политическая деятельность — это деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения, в свою очередь, — это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.
Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности — это политическое руководство, включающее в себя следующие звенья:
- выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы;
- определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности;
- подбор и расстановка кадров.
Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов можно назвать направлениями политики. Есть политика внутренняя, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач — поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика внешняя, она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача — отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее — надгосударственная. Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.
Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например, те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов, можно назвать экономической политикой. Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги — все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите, что Государственная дума обсудила и приняла (или не приняла) в первом чтении новый Налоговый кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее.
Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы — студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы — женщины, мы заинтересованы в том, чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Людей преклонного возраста волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры. Разрешить все эти проблемы и призвана экономическая политика государства.
Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика. От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов, и задача государства — найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.
Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств — империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы, вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому — распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуществованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов, призвана решать национальная политика.
Должно государство заботиться и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации — залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика. Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость — это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.
Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику — деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии. Все это — задачи государства.
Есть и многие другие направления государственной деятельности.
Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступностью. Политик много, и в то же самое время она — одна и представляет собой в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.
Политическая система — совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.
Функции политической системы:
- определение целей, задач и путей развития общества;
- организация деятельности общества;
- распределение духовных и материальных ресурсов;
- согласование разных политических интересов;
- пропаганда различных норм поведения;
- приобщение людей к политической жизни;
- контроль за выполнением решений и соблюдением норм.
Основные элементы политической системы:
- Институциональная подсистема — политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.
- Коммуникативная подсистема — совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.
- Нормативная подсистема — нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).
- Культурно-идеологическая подсистема — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня — теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).
- Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
Классификация политических систем:
- в зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные);
- открытые (конкурентность) — закрытые (назначение);
- военные — гражданские — теократические;
- диктаторские (опора на насилие) — либеральные (свобода личности и общества);
Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, суверенитета народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические — коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использования любых средств ради достижения поставленных целей, утопизма (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.
Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни — при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.
Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так, некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующее положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь, в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.
Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология использует различные методы исследования:
- институциональный: изучение политических институтов: государства, его органов, партий, средств массовой информации;
- системный: предполагающий рассмотрение политической жизни общества в виде сложной системы институтов, норм, отношений, традиций, идей, системы самоорганизующейся и саморегулирующейся; также системный подход позволяет учитывать взаимосвязи и взаимодействия с иными сферами общественной жизни;
- сравнительный: направлен на сравнительный анализ различных политических систем между собою, что дает основание для составления различных прогнозов;
- исторический: предполагает рассмотрение политических явлений в развитии от прошлого к настоящему, выявление повторяющихся в истории явлений и процессов;
- социологический: с его помощью выявляется взаимосвязь политики от развития общества в целом;
- нормативно-ценностный: предполагающий выявление значимости для общества тех или иных политических явлений, их роли в повышении общественного благосостояния, в приближении общества к некоему идеалу.
Политическая система общества – сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов (организаций), норм, идеологий, ценностей и коммуникаций.
Компоненты (подсистемы) политической системы общества
Название | Характеристика |
Институциональный (организационный) | совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих интересов: государство, органы местного самоуправления, общественно-политические организации |
Нормативный | политические нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие политическое поведение субъектов: политико-правовые нормы, традиции и обычаи, моральные нормы, корпоративные нормы (уставы партий, объединений) |
Культурный | политическая идеология – форма политического сознания, воздействующая на содержание властных отношений; политическая культура
– способ деятельности в политике, отражающий уровень политической активности и зрелости субъектов |
Коммуникативный | система вертикальных и горизонтальных отношений в политике между подсистемами политической системы, сферами общественной жизни, политическими системами разных стран, участие средств массовой информации |
Функциональный | Основные направления деятельности политических институтов по реализации своих целей, задач, осуществлению государственной власти |
Либерализм – индивидуализм, свобода личности, неотчуждаемость прав и свобод, частная собственность, государство – «ночной сторож».
Консерватизм – традиционализм, стабильность, приоритет общества и государства над личностью, главные ценности – семья, церковь, нравственность.
Фашизм – оправдание агрессивных действий властей во имя блага нации, чистоты расы, безграничная воля государства, милитаризм, ультрареакционная антигуманная идеология.
Основные идеологии современности
Социал-демократизм – достижение социально справедливого общества путём реформ, демократическое государство проводит активную социальную политику, идея социального партнёрства.
Коммунизм – коммунистическое общество строится на основе общественной собственности; классовая борьба – движущая сила общества, принцип однопартийности, всеобщая трудовая повинность.
Политический режим – совокупность средств, методов и приёмов осуществления власти и достижения политических целей.
Демократический политический режим | Авторитарный политический режим | Тоталитарный политический режим |
1) признание народа единственным источником суверенитета; | 1) концентрация реальной власти в руках политического лидера или политической группы, возможность проникновения в которую строго ограничена; | 1) однопартийная система, господство единственной массовой партии, лидер которой одновременно является лидером государства; |
2) гарантии гражданских, политических, социально-экономических прав личности, признание их естественными и неотчуждаемыми;
3) формирование органов власти путём свободных выборов на принципах всеобщего, равного и тайного избирательного права; 4) создание условий для деятельности партий, уважение большинством мнения и интересов меньшинства; 5) реализация принципа разделения властей; 6) многообразие и равноправие форм собственности, рыночная экономика; 7) развитая система органов местного самоуправления; |
2) осуществление политической власти административно-командными методами с применением принуждения или угрозы применения силы;
3) разрешение определённого идейного и политического многообразия, границы которого строго определены, реальная политическая борьба за власть не допускается; 4) ограничение и регламентация политических и личных прав граждан; 5) ограничение свободы СМИ; 6) относительно независимыми от государства являются: экономика, производство, повседневная жизнь, общественные организации |
2) единственно разрешённая обязательная идеология;
3) монополия партии и государства на средства массовой информации; 4) разветвлённая система политической полиции, тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни; 5) централизованный характер управления экономикой |
Объект авторского права ООО «Литрес»
Вертикаль власти это в обществознании
Государственная власть – это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения как одно из средств соблюдения законов и распоряжений.
Разделение властей.
Разделение властей – это деление власти на три ветви:
- законодательную; исполнительную; судебную.
Суть разделения властей:
- все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции; никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти; никакая власть не может быть устранена другой; все ветви власти решают задачу взаимного контроля и сдерживания («система сдержек и противовесов»); судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.
ЦЕЛИ разделения властей в государстве:
- предотвращение сосредоточения власти в одних руках или в руках группы лиц; недопущение злоупотребления государственной властью; чёткое определение функций, компетенции и ответственности каждого органа государственной власти; ведение к минимуму ошибок в управлении; гармоничное соединение различных противоречивых элементов общественной жизни – государства и гражданского общества.
Разделение государственной власти по горизонтали:
- законодательная; исполнительная; судебная.
Разделение властей в РФ:
- Законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы; Исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами; Судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней) – следит за соблюдением законов.
Разделение государственной власти по вертикали
(отражает круг полномочий Центральной власти и регионов, на которые разделено государство):
- центральная (общегосударственная) власть региональная власть.
Дополнительная информация.
В политической теории Принцип разделения властей был Впервые обоснован в работах английского мыслителя Джона Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»).
Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах французского мыслителя Ш. Монтескье («О духе законов»), а также в работах американских философов А. Гамильтона и Дж. Мэдисона ( XVII – XVIII вв.)
Принцип разделения властей Наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.
Компетенция – это круг полномочий какого-либо учреждения или лица.
Государственная власть – это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения как одно из средств соблюдения законов и распоряжений.
Разделение властей – это деление власти на три ветви:
- законодательную; исполнительную; судебную.
Дополнительная информация.
Obschestvoznanie-ege. ru
03.03.2020 11:22:05
2020-03-03 11:22:05
Источники:
Http://obschestvoznanie-ege. ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-44/
Вертикаль власти себя изжила — Ведомости » /> » /> .keyword { color: red; } Вертикаль власти это в обществознании
Вертикаль власти себя изжила
Вертикаль власти себя изжила
Новый рабочий год начался бурными дискуссиями. Два текста у всех на слуху, – статья Олега Вьюгина «Пожар потушен, время строить» («Ведомости» от 3.09.2009) и знаменитая статья Дмитрия Медведева «Россия, вперед!». Последняя поразила зияющим разрывом между трезвой оценкой системного кризиса (отсталая экономика, хроническая коррупция, полусоветская социальная система) и набором вполне абстрактных «благожеланий» («Россия должна стать» и проч.).
Между тем эти статьи, положенные рядом, позволяют ясно и четко увидеть главное: в российской элите практически сложился консенсус относительно исчерпанности той модели развития, которая сформировалась в последние 5–6 лет. Анализ управленческой и экономической несостоятельности этой модели с предельной точностью и лапидарностью дан в статье Олега Вьюгина: «рентная и долговая модель развития» несовместима с инновациями и диверсификацией, подавляет конкуренцию, ведет к перманентному перераспределению активов, формированию госмонополий. И, добавим, в конце концов ведет к накоплению критических дисбалансов между возрастающим объемом перераспределяемого богатства и снижающейся эффективностью экономической деятельности. Статья Дмитрия Медведева добавляет к этой картине несколько значимых штрихов: прежде всего представление о коррупции как системном элементе механизма управления и всей жизни общества.
Но в обеих статьях можно заметить важное умолчание. Оно связано с оценкой той политической системы, которая сложилась в России в прошедшие годы и составляет неразрывное целое с описанной выше системой экономического перераспределения. Каждому, кто жил в России в последнее десятилетие или интересовался Россией, прекрасно известно то ключевое понятие, которое описывает основной принцип этой политической системы. Это понятие – «вертикаль власти». Это понятие, этот институт подменил собой другое ключевое понятие современного общества – «верховенство закона». Вертикаль власти принципиально стоит над законом, рассматривает и использует закон лишь как подсобное средство своего функционирования и достижения своих целей. В результате постепенно этот институт подминает под себя все другие институты, разрушает механизмы саморегуляции, искажает баланс прав и ответственности как политических субъектов, так и субъектов экономической деятельности, лишая их стимулов к развитию и конкуренции.
Важно помнить, что Россия – большая и многоукладная страна; именно поэтому здесь никогда не работали и не работают классические авторитарные модели, основанные на сквозном прямом контроле сверху донизу. Политико-бюрократическая модель здесь выглядит скорее как матрешка или как большая пирамида, выстроенная из множества маленьких пирамидок. Принцип взаимоотношений, установленных наверху, многократно повторяется и редуплицируется на нижних этажах. Приоритет вертикали власти над верховенством закона оборачивается тем, что беззаконие и манипулирование законом становятся основным принципом, пронизывающим всю систему общественных взаимоотношений сверху вниз. Вертикаль не способна транслировать вниз те или иные импульсы (например, импульсы модернизации), она способна транслировать лишь принцип своего существования.
В системе вертикали (или, как ее еще называют, «системе ручного управления») никто не может быть уверен, что сохранит за собой завтра даже те права, что имеет сегодня. Но рыночная экономика не может эффективно функционировать в таких условиях; рыночная экономика не может функционировать без четкого ограничения прав внерыночного принуждения и регулирования. В противном случае она неизбежно превращается в «капитализм для друзей» и в перманентный процесс перераспределения ренты – бюджетной, административной, сырьевой. Именно поэтому, как справедливо было сказано по поводу статьи Дмитрия Медведева, демократия для нас – это не роскошь и не почетный приз за успехи в деле модернизации. Демократия для нас – это необходимость. Не беседка с чаем в конце пути, а условие движения по дороге.
Упомянутая особенность российской управленческой системы («матрешечность») и сырьевой характер экономики не оставляют для нас рационального выбора между централизацией и децентрализацией. Попытка централизации политических прав на фоне чудовищного перекоса в структуре наших доходов неизбежно приводит к критическому перекосу всего государственного механизма – к болезненному возрождению тотального государства, выступающего и как главный распорядитель прав и ресурсов, и как конечный держатель псевдорыночных и социальных обязательств. Это не вопрос удачной или неудачной попытки централизованных реформ, это физический закон нашего государственного тела. И как невозможно ездить на велосипеде, имея только одну ногу и одну руку, так невозможно запустить механизмы развития в России без децентрализации как в вертикальном (политическая конкуренция), так и в горизонтальном (реальный федерализм) разрезе без создания надежных механизмов, исключающих возможность концентрации политических рычагов и экономических ресурсов в одном центре.
У проекта авторитарной модернизации в России было и время, и ресурсы, и общественная поддержка. Тезисы о необходимости диверсификации экономики звучали в ранних путинских выступлениях не менее жестко, а иногда и более конкретно, нежели в статье Дмитрия Медведева. Немало говорилось об инновационной экономике. А чтобы снизить давление на бизнес, был принят целый пакет законов. Сегодня, почти 10 лет спустя, все эти темы свежи, как майские тюльпаны. А большая часть времени и сил ушла на установление прямого контроля над источниками ренты и перераспределение ее в целях обеспечения стабильности этого контроля. В конце этого пути мы обнаружили себя в том положении, о котором емко и точно сказано в статьях Медведева и Вьюгина. В этом, собственно, и состоит «ресурсное проклятие» для стран со слабыми политическими институтами.
Отдавая сегодня себе отчет в кризисе «рентно-долговой модели», в невозможности опереться на нее в сколько-нибудь долгосрочной перспективе, в невозможности вырваться на ее основе не только из объятий сырьевой экономики, но и из сопутствующей ей социально-политической парадигмы «рента – коррупция – монополия», необходимо иметь в виду ту политико-правовую (точнее – квазиправовую) рамку, с которой существование этой модели неразрывно связано. Поставив себя выше закона, вертикаль разрушила сами основы и условия продуктивной конкуренции в обществе. Конкуренция невозможна без «правил», возможны только «обман» и «отъем».
Крупнейшие кризисы в жизни государств связаны, как правило, не с внешними шоками и не с циклическими кризисами, но с попыткой сохранить политический режим, экономическая основа которого уже подорвана. Попытка сохранить в новых условиях политическую модель, сложившуюся в тучные годы, когда доходы от внешней торговли в стоимостном выражении росли на 20–30% в год, а приток капитала увеличивался ежегодно в 1,5–2 раза, когда победоносное становление этой модели оплачивалось ежегодным ростом доходов населения на 10–15%, – это и есть главное антимодернизационное решение, главная угроза будущему страны. Хуже того – это грабли, на которые мы уже наступали при жизни нынешнего поколения. Можно, конечно, запретить называть грабли граблями во всех средствах массовой информации и даже в приватных разговорах. Но стоит помнить, что, когда вы наступаете на «это», оно со всей силы бьет вам по лбу.
Демократия для нас это необходимость.
Www. vedomosti. ru
29.10.2019 17:22:13
2019-10-29 17:22:13
Источники:
Https://www. vedomosti. ru/opinion/articles/2009/09/23/vertikal-vlasti-sebya-izzhila
Вертикаль власти | это. Что такое Вертикаль власти? » /> » /> .keyword { color: red; } Вертикаль власти это в обществознании
Вертикаль власти
Вертикаль власти
Укрепление вертикали (исполнительной) власти — комплекс мер, предпринятых президентом России Владимиром Путиным в 2000-е годы с целью укрепления центральной власти в стране и ослабления региональных элит и политической оппозиции.
- Реформа Совета Федерации (2000 − 2002), в результате которой главы исполнительной и законодательной власти регионов, ранее являвшиеся по должности членами Совета Федерации (верхней палаты Федерального Собрания РФ), лишились возможности лично представлять свои регионы в Москве, а орган этот из избираемого стал назначаемым (по одному представителю от исполнительной и законодательной власти каждого региона); Создание, в качестве «компенсации» для руководителей регионов, Госсовета России — совещательного органа при президенте России, призванного координировать деятельность губернаторов по решению важнейших государственных проблем (сентябрь 2000); Приведение законодательства субъектов федерации (особенно республик) в соответствие с Конституцией РФ; Формирование семи новых территориальных образований — федеральных округов (май 2000), ставших дополнительным звеном государственно-административного управления, не предусмотренным Конституцией РФ; Отмена принципа выборности глав субъектов России и введение их назначаемости президентом с согласия региональных парламентов (сентябрь 2004), а также предоставление президенту права распускать региональное законодательное собрание в случае повторного несогласия с его решением о назначении главы субъекта федерации. Одновременно, в качестве «компенсации» и с целью создания в России «гражданского общества», Владимир Путин предложил создать Общественную палату России в качестве совещательного органа, призванного представлять гражданское общество, и перейти к выборам в Государственную думу на исключительно партийной основе. Основным поводом для реформ, начатых в 2004 году, стал террористический акт в Беслане; Владимир Путин в обращении к народу 4 сентября 2004 года обозначил в качестве причин ослабление власти и доверия к ней, ослабление охраны правопорядка и ухудшение управления государством. Уже следующие парламентские выборы 2007 года прошли в соответствии с новым законом, установившим, что выборы проводятся на исключительно партийной основе, и поднявшим барьер для прохождения в Госдуму до 7 %. Политические партии, представляющие оппозицию существующему режиму (СПС и «Яблоко»), фактически отстранены от участия в парламентской деятельности с конца 2003 года. Жёсткое подавление сепаратистских устремлений в Чечне с широким использованием Вооружённых сил и спецслужб. Российское руководство в связи с военной кампанией в Чечне неоднократно подвергалось обвинениям в серьёзных нарушениях международных и российских правовых норм, касающихся применения Вооружённых сил и тяжёлых видов вооружения на собственной территории (в том числе, против мирного населения) [1] . Согласно свидетельствам международных правозащитных организаций, таких как «Human Rights Watch» [2] , и независимых журналистов (например, Анны Политковской[3] ), действия спецслужб характеризовались массовым применением насилия, необоснованных массовых задержаний и незаконных методов следствия, пыток, похищений и убийств людей.
См. также
Источники
↑Некоторые правовые аспекты проведения военной акции в Чечне. Маргарита Петросян, научный сотрудник Института США и Канады РАН, сотрудник программы «Миграция и право» Правозащитного центра «Мемориал». 27 декабря 1999 года. Страница прочитана 27 января 2007 года. ↑Chechnya: Research Shows Widespread and Systematic Use of Torture (англ.) , 13 ноября 2006 года ↑ПубликацииАнны Политковской в «Новой Газете» (1998—2006)
Wikimedia Foundation. 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Вертикаль власти» в других словарях:
ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ — (vertical line of power) вошедшее в употребление осмысление распределения власти, управленческих функций снизу доверху, по вертикальной линии … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ВЕРТИКАЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — группа иерархически установленных законом по прямой линии государственных и муниципальных должностей, которые предоставляют возможность занимающим их лицам осуществлять руководство и контроль на подчиненной территории, имеющей государственные или … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ВЕРТИКАЛЬ — и; ж. Вертикальная линия (противоп.: горизонталь). Провести в. ◁ По вертикали, в зн. нареч. 1. = Вертикально. Расположить рисунки по вертикали. Читать по вертикали. 2. Сверху, центральными органами управления, власти. Установление хозяйственных… … Энциклопедический словарь
Укрепление вертикали власти в России — Укрепление вертикали власти комплекс мер, предпринятых в России в период президентства Б. Н. Ельцина[1] и В. В. Путина с целью централизации и укрепления власти. Под понятием «укрепление вертикали» понимают меры по повышению… … Википедия
Закон о люстрации власти на Украине — Слово люстрация происходит от лат. lustratio очищение. В Верховной раде Украины были зарегистрированы несколько законопроектов о люстрации. Верховная рада Украины приняла за основу проект закона об очистке власти №4359а. Законопроект был… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ВЛАСТНАЯ ВЕРТИКАЛЬ — (vertical line of power) , иерархическое строение властных органов со строгой системой подчинения. В качестве такой вертикали правомерно рассматривать и построение государственной службы … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ЭЛЕМЕНТЫ ВЛАСТИ — (elements of power, от лат. elemental стихия, первоначальное вещество) основы, начала, слагаемые власти, которые можно выделять, анализируя властную вертикаль или горизонталь. По вертикали в основе будут лежать те изначальные структуры, звенья,… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Александр Лукашенко — (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора
Шаймиев, Минтимер — Государственный советник Республики Татарстан Государственный советник Республики Татарстан с апреля 2010 года, старший советник президента Международной федерации шахмат Кирсана Илюмжинова с января 2011 года, сопредседатель Высшего совета партии … Энциклопедия ньюсмейкеров
См. также
↑Некоторые правовые аспекты проведения военной акции в Чечне. Маргарита Петросян, научный сотрудник Института США и Канады РАН, сотрудник программы «Миграция и право» Правозащитного центра «Мемориал». 27 декабря 1999 года. Страница прочитана 27 января 2007 года. ↑Chechnya: Research Shows Widespread and Systematic Use of Torture (англ.) , 13 ноября 2006 года ↑ПубликацииАнны Политковской в «Новой Газете» (1998—2006)
Wikimedia Foundation. 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Вертикаль власти» в других словарях:
ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ — (vertical line of power) вошедшее в употребление осмысление распределения власти, управленческих функций снизу доверху, по вертикальной линии … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ВЕРТИКАЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — группа иерархически установленных законом по прямой линии государственных и муниципальных должностей, которые предоставляют возможность занимающим их лицам осуществлять руководство и контроль на подчиненной территории, имеющей государственные или … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ВЕРТИКАЛЬ — и; ж. Вертикальная линия (противоп.: горизонталь). Провести в. ◁ По вертикали, в зн. нареч. 1. = Вертикально. Расположить рисунки по вертикали. Читать по вертикали. 2. Сверху, центральными органами управления, власти. Установление хозяйственных… … Энциклопедический словарь
Укрепление вертикали власти в России — Укрепление вертикали власти комплекс мер, предпринятых в России в период президентства Б. Н. Ельцина[1] и В. В. Путина с целью централизации и укрепления власти. Под понятием «укрепление вертикали» понимают меры по повышению… … Википедия
Закон о люстрации власти на Украине — Слово люстрация происходит от лат. lustratio очищение. В Верховной раде Украины были зарегистрированы несколько законопроектов о люстрации. Верховная рада Украины приняла за основу проект закона об очистке власти №4359а. Законопроект был… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ВЛАСТНАЯ ВЕРТИКАЛЬ — (vertical line of power) , иерархическое строение властных органов со строгой системой подчинения. В качестве такой вертикали правомерно рассматривать и построение государственной службы … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ЭЛЕМЕНТЫ ВЛАСТИ — (elements of power, от лат. elemental стихия, первоначальное вещество) основы, начала, слагаемые власти, которые можно выделять, анализируя властную вертикаль или горизонталь. По вертикали в основе будут лежать те изначальные структуры, звенья,… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Александр Лукашенко — (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора
Шаймиев, Минтимер — Государственный советник Республики Татарстан Государственный советник Республики Татарстан с апреля 2010 года, старший советник президента Международной федерации шахмат Кирсана Илюмжинова с января 2011 года, сопредседатель Высшего совета партии … Энциклопедия ньюсмейкеров
ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ vertical line of power вошедшее в употребление осмысление распределения власти, управленческих функций снизу доверху, по вертикальной линии Власть.
Dic. academic. ru
02.06.2017 15:16:39
2017-06-02 15:16:39
Источники:
Https://dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/838663
Полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема. Кажется, что нужно выучить всю Конституцию РФ, чтобы справиться с ней. Но не стоит паниковать! Сейчас я расскажу несколько секретов, как разобраться в этой теме. Прочитаете статью — и сможете решать задания на полномочия органов власти в ЕГЭ без ошибок.
Почему полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема?
Теория по полномочиям органов государственной власти вызывает сложности у школьников, которые сдают ЕГЭ по обществознанию. Она очень обширна. Поэтому некоторые полномочия вам все-таки придется выучить.
Рассматриваемая теория относится к блоку «политика» и встречается в 14 задании ЕГЭ по обществознанию. Там просят соотнести орган государственной власти и функцию, которую он выполняет. Еще эта теория может встретиться во второй части.
Эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно на наших онлайн-курсах. Мы расскажем, как правильно организовать свой день и учиться онлайн, не теряя эффективности.
Какие полномочия органов власти в ЕГЭ необходимо знать?
Для начала нужно разобраться, полномочия каких органов власти могут встретиться в ЕГЭ по обществознанию.
Теория разделения властей
Разбор полномочий необходимо начать с теории разделения властей. Здесь всё очень просто! Власть делится на три основные ветви — законодательную, судебную и исполнительную. Каждой ветви соответствуют конкретные органы государственной власти, которые к ней относятся. Ни одна из ветвей власти не возглавляет другую, но находится с ней в определенных взаимоотношениях.
- Законодательная ветвь: Федеральное Собрание, состоящие из двух палат. Верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума.
- Исполнительная ветвь: принадлежит Правительство РФ, а также различные министерства и ведомства.
- Судебная ветвь: Верховный суд и Конституционный суд.
Еще необходимо обратить внимание на полномочия Президента РФ. Он не относится ни к одной из ветвей власти, но чьи полномочия также встречаются на экзамене.
Совет Федерации
Итак, начнём с законодательной ветви, а именно с Совета Федерации. Попытаемся понять, чем он занимается, с помощью рассуждений.
В Совете Федерации сидят представители субъектов РФ. Значит, он будет заниматься вопросами, связанными с субъектами. Отсюда первое полномочие — он утверждает изменение границ между субъектами РФ.
Кроме того, Совет Федерации больше, чем Государственная Дума связан с Президентом. Именно он одобряет многие его решения. Значит, утверждение чрезвычайного и военного положения, решение вопроса об использовании вооруженных сил за рубежом будут относиться к полномочиям Совета Федерации.
К тому же, именно Совет Федерации назначает выборы президента и отрешает его от должности (при наличии серьезного основания). Наконец, Совет Федерации назначает на должность судей Верховного и Конституционного суда.
Государственная Дума
Перейдём к нижней палате парламента — Государственной Думе. Если Совет Федерации более тесно связан с Президентом, то Государственная Дума — с Правительством. Именно поэтому Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение председателя Правительства. Отсюда вытекает следующее полномочие — решение вопроса о доверии правительству.
Также Госдума может выдвигать обвинения против Президента. Мы уже знаем, что отрешение Президента от должности — это полномочие Совета Федерации, но такое серьезное решение должно приниматься коллективно и по серьезным основаниям. Поэтому именно Госдума предъявляет президенту конкретное обвинение.
Кстати, раз уж мы говорим об обвинениях, нельзя не упомянуть амнистию. Безусловно, в головах у выпускников путаница с двумя понятиями: амнистией и помилованием. Оба понятия обозначают досрочное освобождение виновного лица. Воспользуемся лайфхаком. Амнистия — освобождение большого количества людей. Следовательно, для этого потребуется много участников — 450 депутатов Государственной Думы. Помилование — дарование свободы одному конкретному человеку, поэтому осуществляет его также одно лицо – Президент. Здесь действует принцип: один человек освобождает одного, много человек освобождают многих.
Также необходимо запомнить, что Государственная Дума назначает Председателя Центрального банка, Председателя счетной палаты, а также Уполномоченного по правам человека. Подытожим полномочия Государственной Думы и Совета Федерации для лучшего запоминания с помощью таблицы.
Государственная Дума | Совет Федерации |
Назначает: — председателя Центрального Банка — Уполномоченного по правам человека |
Назначает: — выборы президента — судей Конституционного и Верховного суда — председателя счетной палаты (ранее это была функция ГД) |
Исполняет функции: — дает согласие Президенту на назначение председателя правительства — занимается решением вопроса о доверии правительству — объявляет амнистии — выдвигает обвинения против Президента |
Исполняет функции: — утверждает изменение границ между субъектами — утверждает указы президента о военном, чрезвычайном положении — занимается решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил — отрешает Президента от должности |
Правительство РФ
Исполнительная ветвь, а конкретно Правительство РФ занимается реализацией предписаний, принятых законодательной ветвью власти. Именно отсюда следуют полномочия Правительства РФ. Безусловно, можно выучить все нужные статьи из Конституции, но это будет неэффективно, да и времени потребует много. Поэтому альтернативный способ — это опираться на слова-маркеры.
Если в задании вам встречаются слова «обеспечение» и «мера» — речь 100% идет о полномочиях Правительства. Если вы видите слова «осуществление» и «проведение», вероятно, речь также идет о Правительстве. Ведь именно Правительство как исполнительный орган власти занимается осуществлением тех решений, которые были приняты другими органами власти. То есть, к полномочиям Правительства РФ будут относиться следующие:
- обеспечение проведения единой финансовой политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
- осуществление управления федеральной собственностью
- меры по обеспечению обороны страны
- меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка
Еще Правительство РФ занимается разработкой федерального бюджета. И здесь вновь воспользуемся методом рассуждения: именно Правительству РФ нужны деньги для реализации политики, приведения решения в жизнь. Получается, тот, кто использует бюджет, его и разрабатывает.
Президент РФ
У Президента РФ много полномочий. В Конституции РФ им посвящена целая глава. Можно просто выучить эту главу от корки до корки, но мы используем альтернативный подход, который позволит быстрее и эффективней запомнить полномочия Президента. Давайте структурируем все полномочия, разделив их на несколько областей:
- полномочия в военной сфере;
- в отношении законодательной власти и исполнительной власти;
- полномочия, которые относятся к особым компетенциям.
Полномочия Президента в военной сфере
В данной области Президент РФ является верховным главнокомандующим. Он утверждает военную доктрину, вводит на территории страны военное и чрезвычайное положение (при утверждении Совета Федерации).
Полномочия в отношении законодательной и исполнительной власти
В отношении законодательной власти Президент имеет ряд важнейших полномочий. Он подписывает принятые парламентом законы и даже может их не одобрить (наложить вето), тогда закон придется рассматривать повторно. Кроме того, Президент может распустить нижнюю палату парламента — Государственную Думу. Однако сделать это не так просто. Также, в соотвествии с новыми поправками в Конституцию, Президент назначает Генерального прокурора РФ. Ранее это была функция Совета Федерации.
Не менее сильное влияние Президент оказывает и на исполнительную власть. Он обладает полномочием по роспуску Правительства (правда в обоих случаях роспуска потребуется согласование с другими органами власти). Президент назначает Председателя Правительства, а также издает указы и распоряжения, которые необходимо исполнять, поскольку они являются подзаконными актами.
Особые полномочия
Есть полномочия Президента, которые сложно отнести к предыдущим категориям. Так, в его исключительной компетенции находится выдача государственных наград, гражданства, осуществление помилования, подписание международных договоров.
Полномочия органов власти в ЕГЭ: пример задания
Теперь рассмотрим, как полномочия органов власти могут встретиться в ЕГЭ. Например, возьмем 14 задание ЕГЭ по обществознанию.
ФУНКЦИИ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ |
А) осуществление помилования. Сразу вспоминаем главный принцип — один человек освобождает одного (помилование), много человек освобождают многих (амнистия). Значит это полномочие Президента РФ. | 1)Президент РФ |
Б) осуществление управления федеральной собственностью. Ориентируемся на слово-маркер «осуществление», которое указывает на то, что это полномочие Правительства | 2) Совет Федерации |
В) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации. Это, как мы уже знаем полномочие Государственной Думы |
3) Государственная Дума |
Г) разработка федерального бюджета. Кто реализует бюджет, тот его и разрабатывает. Соответственно, это полномочие Правительства РФ |
4) Правительство РФ |
Д) назначать выборы Президента РФ. Полномочие Совета Федерации, так как именно этот орган власти больше всего связан с президентом |
Ответ: 14342
Как видите, запомнить полномочия органов государственной власти в ЕГЭ не так сложно. Главное — знать некоторые секреты и лайфхаки, чтобы не приходилось учить Конституцию наизусть.
Узнать такие лайфхаки для других заданий ЕГЭ можно на наших онлайн-курсах. Записывайтесь — и удачи с подготовкой!
Разделение властей
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 83.
Обновлено 12 Августа, 2022
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 83.
Обновлено 12 Августа, 2022
В прошлом существовало множество государств с монархической формой правления. Их отличительной чертой было сосредоточение власти в руках одного правителя (царя, императора, фараона). Для современного мира, в большинстве стран которого провозглашены демократические ценности и идеалы, такой способ организации власти нетипичен. Узнаем, что такое разделение властей, для чего оно осуществляется.
Причины разделения властей
В истории известно множество ситуаций, при которых один человек управлял государством, самостоятельно принимал законы и контролировал их выполнение, выносил решение по важнейшим вопросам. Власть при этом основывалась на авторитарной форме правления. По мере развития общества люди пришли к пониманию необходимости разделения властей на три ветви. Кратко познакомимся с причинами этого процесса.
- Предотвращение диктатуры и тирании, при которых власть находится в руках одного лица или политического движения.
- Разделение полномочий между тремя ветвями позволило организовать более чёткое соблюдение баланса между всеми сферами жизни в государстве.
- Пресечение злоупотреблений властью.
- Своевременное выявление ошибок в функционировании государственного аппарата.
Тем, кто придумал понятие «разделение властей», стал английский учёный и философ Джон Локк. Его идею в своих работах развил и дополнил Шарль Монтескьё, живший во Франции в первой половине XVIII века. Он считал, что такое деление необходимо для лучшего функционирования всех органов власти. Его учение легло в основу трудов многих общественных деятелей, рассуждавших о том, зачем нужно разделение.
Сущность разделения властей
Согласно принципу разделения властей, выделяются следующие ветви власти:
- законодательная — занимается формулированием законов, которые должны способствовать процветанию государства, улучшать жизнь всех членов общества;
- исполнительная — обеспечивает осуществление законов, способствует стабильному развитию общества, отслеживает случаи правонарушений;
- судебная — на основе существующих в государстве нормативно-правовых актов осуществляет охрану прав и свобод граждан, вершит правосудие.
Каждая из ветвей власти представляет собой отдельную чётко организованную структуру, не зависящую от других. Так, люди, занимающие должности в законодательных органах, не имеют влияния на вынесение судебных решений. В свою очередь, судьи подчиняются закону государства и не могут действовать вопреки установленным нормам.
Все три ветви контролируют деятельность друг друга, отслеживают законность производимых действий. При этом ни одна ветвь не может быть устранена другими.
В РФ функцию законодательной власти выполняет двухпалатное Федеральное собрание. Оно подчиняется конституционным нормам. Исполнительную власть осуществляет Правительство, в состав которого входят различные министерства и ведомства. Система судебной власти имеет разветвлённую структуру.
В других демократических государствах также прослеживается разделение властей. Так, в США законодательным органом является Конгресс, исполнительная ветвь представлена Администрацией Президента, судебная основывается на Конституции США.
Что мы узнали?
Для того чтобы избежать ситуации, при которой власть заключена в руках одного государственного деятеля, была разработана система разделения властей. Законодательная ветвь занимается принятием законов, исполнительная следит за их внедрением, судебная обеспечивает их соблюдение, пресекает случаи нарушения норм права.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Кристина Габараева
9/10
Оценка доклада
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 83.
А какая ваша оценка?