Мой сын был на амбулаторном лечении. Перед этим педагоги всем сказали, что резервного дня для пересдачи предмета по выбору нет. Сын, приняв таблетки, пошел сдавать ЕГЭ по обществознанию. В результате не сдал, потому что чувствовал себя плохо. Мы все потом объяснили, и нам сказали: «Представьте справку и письменное заявление от вас, как от родителя». Мы все принесли, но нам почему-то отказали.
Что теперь делать? Резервный день для пересдачи — 2 июля. Что еще можно предпринять и куда обратиться, чтобы ничего не терять?
Екатерина Александрова
разбирается в законах в сфере образования
Профиль автора
Из вопроса не совсем ясно, как трактовать выражение «не сдал». Поэтому я разберу две ситуации: когда можно пересдать экзамен по выбору в текущем году и когда нельзя.
В идеале стоит заранее познакомить ребенка с порядком проведения ЕГЭ. В некоторых случаях школьнику нужно самостоятельно запросить у организаторов документы прямо во время экзамена или пока он не покинул пункт его проведения. После того как ребенок покинул здание школы, сделать ничего нельзя — заявления от родителей тоже бессмысленны.
Основные понятия
В ответе я упомяну несколько терминов и сокращений.
ГИА — это государственная итоговая аттестация. Ею заканчивается освоение программ среднего общего образования. Регулирует ГИА порядок ее проведения.
ППЭ — пункт проведения экзамена. Это помещение внутри здания, где проходит экзамен. Его границы очерчены рамками металлоискателей.
ГЭК — государственная экзаменационная комиссия. Комиссии создаются, чтобы обеспечить порядок проведения ГИА, доставки экзаменационных материалов в ППЭ в день экзамена, взаимодействия между лицами в ППЭ, принятия решений об удалении участников с экзамена.
Конфликтная комиссия рассматривает апелляции о нарушении порядка проведения ГИА.
Основной период сдачи ЕГЭ традиционно проходит с конца мая по конец июня.
Резервный срок основного периода — это дополнительные дни проведения ЕГЭ основного периода для тех, кто не смог прийти на экзамен в основные сроки по уважительной причине. Резервные дни есть для всех предметов.
Кого не допускают до повторной сдачи экзамена
Предметы, которые ребята сдают в рамках ЕГЭ, делятся на две категории: обязательные, куда входят базовая или профильная математика и русский язык, и по выбору — все остальные школьные предметы, включая обществознание.
Предметы из первой группы школьники сдают, чтобы получить аттестат о среднем общем образовании, а из второй — добровольно, чтобы показать результаты во время приема в вуз на ту или иную специальность.
По каждому предмету Рособрнадзор устанавливает минимальное количество баллов, которое необходимо для поступления на бакалавриат или специалитет. В 2022 году для обществознания это 42 балла. Если школьник получил меньше, экзамен он не сдал — и поэтому не может использовать результаты для поступления.
В таком случае пересдать экзамен по выбору в резервные сроки в текущем году нельзя. Но можно попробовать сделать это в следующем году в качестве выпускника прошлых лет — Тинькофф Журнал уже рассказывал, как это сделать.
А при некоторых других обстоятельствах школьник может снова прийти на экзамен по выбору — расскажу о них ниже.
Когда ученик не сдал один из обязательных предметов, можно прийти на экзамен повторно в резервный срок. Если завалить математику или русский во второй раз, третья попытка будет в сентябре — в новом учебном году.
Кого допускают до повторной сдачи предмета по выбору
В порядке проведения ГИА описаны пять ситуаций, когда по решению председателя ГЭК учеников повторно допускают к сдаче экзамена в текущем учебном году в резервные сроки. Про первую я уже говорила — она касается только обязательных предметов. Разберем остальные четыре — они применимы и к экзаменам по выбору.
Участник не явился на экзамен по уважительной причине, и у него есть подтверждающие документы. Если ученик не пришел на ЕГЭ в назначенный день, например, из-за болезни, ему предоставят возможность написать тест повторно. Но для этого потребуется документ, который подтверждает причину отсутствия. Эту бумагу нужно направить председателю ГЭК, например, через классного руководителя.
В течение двух дней после регистрации обращения документ рассмотрит конфликтная комиссия, а после нее — председатель ГЭК. Он и вынесет решение о повторном допуске на экзамен. Регламентированных сроков рассмотрения документов председателем нет, то есть в теории он может и не успеть принять решение до резервной даты.
В порядке проведения помимо болезни также указаны «иные причины». Трудно сказать, что под ними подразумевают. Например, во всем поселке, где расположен ППЭ, могут отключить свет в день проведения экзамена — и его никак не начать. В таком случае результаты аннулируют из-за неявки. Главное, чтобы она была задокументирована.
Участник не завершил экзамен по уважительной причине, и него есть подтверждающие документы. В таком случае ученик досрочно покидает аудиторию. Вот как действовать, если сильно поплохело.
Для начала нужно обратиться к организаторам — они отведут участника к медицинскому работнику и пригласят в кабинет члена ГЭК. Медработник осмотрит школьника и сделает заключение, может ли он продолжить экзамен.
Если да, ученик будет дорешивать задания за оставшееся время — срок проведения экзамена для него не увеличится. Если нет и при этом школьник согласен досрочно завершить экзамен, член ГЭК и медицинский работник составят акт об этом. Организатор поставит в бланке регистрации участника экзамена соответствующую отметку.
Эти акты составляются в двух экземплярах. Один экземпляр получает школьник, а другой в тот же день направляют в ГЭК и региональный центр обработки информации для учета при проверке экзаменационных работ.
Акт нельзя потерять, потому что он служит повторным допуском на экзамен. В резервную дату его нужно взять с собой в ППЭ.
Документы оформляют, пока ученик не покинул ППЭ, — границей считается металлоискатель. Если ребенок пришел домой и сказал, что на экзамене ему было плохо, но он ничего не предпринял, исправить ситуацию невозможно.
Конфликтная комиссия удовлетворила апелляцию школьника о нарушениях в проведении ГИА. Если ученик посчитал, что на ЕГЭ его права были нарушены — допустим, ему не оказали медицинскую помощь до того, как он покинул ППЭ, — он может подать апелляцию о нарушении проведения ГИА. При этом нужно находиться в ППЭ.
Апелляцию подают члену ГЭК, который находится в ППЭ. Он организует проверку описанных сведений уже после экзамена. Результаты проверки оформляются в форме заключения. Апелляцию и заключение о результатах проверки член ГЭК в тот же день передает в конфликтную комиссию.
Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию и заключение о результатах проверки — и отклоняет апелляцию или удовлетворяет ее.
Когда апелляцию отклонили, пересдать экзамен нельзя. А если ее удовлетворили, работа аннулируется и участнику экзамена предоставляют возможность сдать экзамен по соответствующему предмету в иной день по расписанию ЕГЭ. Если ученик не подал апелляцию до момента, как покинул ППЭ, требование аннулировать результаты не рассматривают.
Экзамен не получилось сдать по вине третьих лиц, в том числе неустановленных. Если экзамен сорвался не из-за личных причин вроде болезни, а из-за тех, кто участвует в его проведении, ученик тоже может написать апелляцию. К таким лицам относятся:
- руководитель образовательной организации, в помещениях которой организован ППЭ, или уполномоченное им лицо;
- руководитель и организаторы ППЭ;
- члены ГЭК;
- технический специалист по работе с программным обеспечением, который помогает руководителю и организаторам ППЭ, члену ГЭК;
- сотрудники, осуществляющие охрану правопорядка, или сотрудники органов внутренних дел — полиции;
- медицинские работники;
- ассистенты — при необходимости;
- экзаменаторы-собеседники — в случае проведения ГВЭ в устной форме;
- должностные лица Рособрнадзора.
Одна из возможных ситуаций: ученик потребовал дополнительный бланк для письменных ответов, а организатор отказал, мотивируя ответ отсутствием бумаги. А в 2019 году в одной из школ в Иванове ребята ждали начала экзамена пять часов из-за долгой печати заданий. В этом случае школьникам дали выбор: сдать ЕГЭ сразу или прийти в резервный день.
Что в итоге
Ученик может написать ЕГЭ по выбору в резервный день проведения экзамена, если у него есть уважительная причина. Например, если на руках есть акт о досрочном завершении экзамена.
Внимание! Эти правила снова были изменены: про новую редакцию, которая будет действовать в приёмную компанию 2023 года, читайте здесь
В Порядок приёма на обучение по образовательным программам высшего образования (утверждён приказом от 21.08.20 №1076), который действует всего год, внесены изменения. Источник — приказ Минобрнауки от 13.09.21 №753, он был зарегистрирован в Минюсте 14.09.21.
Это те новшества, о которых стало известно летом (мы упоминали о них, рассказывая о проблемах приёмной кампании — 2021), но кое в чём их изменили по сравнению с изначально предполагавшимся вариантом.
Сразу скажем главное: вторую волну приёма, отказ от которой в этом году и стал причиной проблем с поступлением у многих абитуриентов, не вернули. Остаётся одна волна, как было и в этот раз. Какие нужны баллы для поступления, вы можете подробно прочитать в этой статье.
Пункт 18 Порядка, который в первоначальном варианте этих поправок вызвал больше всего вопросов и волнений, в финальной версии изменился. Напомним, в обнародованном летом проекте было написано так:
«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного организацией минимального количества баллов (результат ЕГЭ, или результат общеобразовательного вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, или результат вступительного испытания на базе профессионального образования, или результат централизованного тестирования, признаваемый в соответствии с порядком, установленным организацией высшего образования)».
Из-за того, что там через союз «или» перечислялись ЕГЭ и вступительные экзамены самого вуза, многие поняли этот пункт таким образом: якобы всем абитуриентам дадут варианты на выбор — поступить по результатам ЕГЭ или общеобразовательного вступительного экзамена, который проводит сам вуз. Чтобы можно было сдать, например, и ЕГЭ, и общеобразовательный экзамен в вузе, посмотреть, где выше получились баллы, — и предъявить на конкурс наиболее выгодные результаты.
Однако в Минобрнауки значение этого пункта объяснили для «Российской газеты» по-другому: если у поступающего есть результаты сразу нескольких ЕГЭ по одним и тем же предметам, но за разные годы (напомним, результаты действительны четыре года, поэтому можно сдавать его каждый год и иметь набор разных итогов), то, согласно этому пункту, не сам абитуриент выбирает, какой результат предъявить, а вуз автоматически учитывает для него наивысший по баллам результат.
В финальном варианте Порядка пункт 18 сформулирован так, что из него следует именно такое толкование:
«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов вступительных испытаний, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного минимального количества баллов, в соответствии с установленными на основании пунктов 15 — 17.1 Порядка перечнем и формой вступительных испытаний».
Для поступающих на базе среднего общего образования (после 11-го класса) возможность зачесть вместо ЕГЭ (то есть не дополнительно к нему, а вместо него) вступительный экзамен в вузе, как и раньше, не предусмотрена. Для них баллы за вступительные в вузе по-прежнему могут быть лишь дополнительными к баллам ЕГЭ (как обычно — в отдельных университетах, которым предоставлено право проводить такие допэкзамены, например в МГУ имени М. В. Ломоносова).
А вот возможность учесть либо ЕГЭ, либо вступительные испытания, проводимые самим вузом (в зависимости от того, где баллы выше), касается лишь тех, кто поступает не сразу после школы, а с дипломом о среднем специальном образовании (СПО). Ведь ничто не мешает им и сдать ЕГЭ, и пройти испытания в университете. К тому же у них может быть действительный результат ЕГЭ, который они сдавали ещё до поступления в колледж, если эти ребята пошли туда после 11-го класса. Как раз у таких абитуриентов могут быть одновременно результаты ЕГЭ и экзамена в вузе по одному и тому же предмету, но с разными баллами. Однако, если из предложенной летом формулировки пункта 18 Порядка следовало, что в таком случае для поступления нужно зачесть наивысший результат либо ЕГЭ, либо вступительного в вузе, то из финальной формулировки это напрямую не следует. Вероятно, на этот счёт понадобятся отдельные разъяснения Минобрнауки. Кстати, в порядке приёма выпускников на базе профессионального образования кое-что поменялось. Об этом ниже.
Для абитуриентов на базе профессионального образования вуз может проводить несколько различных по содержанию вариантов вступительного испытания.
При этом вступительные испытания для поступающих на базе среднего профессионального образования (СПО) устанавливаются в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ СПО, родственных программам бакалавриата или специалитета, на которые ведётся приём. Родственность образовательных программ определяет вуз. Что касается экзамена по русскому языку, то проводить ли его с учётом профиля СПО или без учёта, каждый университет решает самостоятельно.
Как и раньше, вуз может установить, что формой вступительного испытания на базе СПО является ЕГЭ, и не проводить свои вступительные экзамены.
В новой редакции пункта 26 Порядка сказано:
«При приёме на обучение в рамках контрольных цифр поступающий использует право на приём без вступительных испытаний для подачи заявления о приёме на обучение только в одну организацию высшего образования только на одну образовательную программу по выбору поступающего (вне зависимости от количества оснований, обусловливающих соответствующее особое право). Право на приём без вступительных испытаний может быть использовано поступающим при подаче заявления о приёме на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы».
В прежней редакции Порядка была аналогичная норма, но наряду с ней действовала ещё такая оговорка: «Каждое из указанных особых прав может быть использовано поступающим при одновременном поступлении на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы». В новой редакции её нет.
Получается, не имеет значения, сколько грамот о победах в разных олимпиадах предъявит абитуриент, на основании их всех он сможет подать заявление о приёме вне конкурса только на одну программу.
Установлено, что на места в пределах целевой квоты по общему правилу проводится однопрофильный конкурс. Провести многопрофильный тоже можно, но предварительно надо распределить контрольные цифры между специальностями или направлениями подготовки. Эта возможность будет зависеть также от того, детализировал федеральный государственный орган свою целевую квоту или нет. Если детализировал, то поступающий участвует в конкурсе по одной детализированной квоте по данной специальности или направлению подготовки.
Напомним, многопрофильный конкурс проводится:
- по нескольким специальностям либо по нескольким направлениям подготовки в пределах укрупнённой группы;
- по нескольким однопрофильным образовательным программам различных специальностей либо по нескольким направлениям подготовки в пределах укрупнённой группы.
Новая редакция Порядка закрепила возможность приёма граждан Беларуси на основании результатов проводимого в их стране централизованного тестирования. Эти результаты приравниваются к результатам общеобразовательного вступительного испытания (то есть к ЕГЭ), если абитуриент не сдавал в соответствующем году российский ЕГЭ. Но важно, чтобы это тестирование было пройдено в текущем или предшествующем календарном году. Порядок признания результатов белорусского централизованного тестирования в качестве результатов общеобразовательных вступительных испытаний вуз устанавливает сам.
Кроме прочего, поправки затронули процедуру приёма. Их несколько, мы назовём самые важные.
Продлены сроки основного этапа зачисления — теперь он будет длиться с 3 по 9 августа.
Дистанционная подача документов в электронной форме сохраняется наряду с очной и почтовой, причём вуз обязан предоставить абитуриентам возможность подавать документы всеми тремя способами (но конкретно через суперсервис — только в случае его использования).
Отчисление из вуза за непересдачу экзамена: детали
Я учусь на втором курсе университета. В рамках летней сессии не сдал один предмет. На его пересдачу дали одну неделю. Имеют ли право меня отчислить, если я его не сдам в этот срок?
Владимир Иванов
Консультаций: 597
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
На основании ч. 5 ст. 58 данного закона обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
Следовательно, обучающийся, имеющий академическую задолженность, имеет право ее пересдать не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности.
Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана (ч. 11 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Таким образом, если обучающийся не сможет пересдать академическую задолженность два раза в установленный срок, то университет будет вправе его отчислить.
5. Восстановление в число студентов университета и зачисление в порядке перевода из другого вуза
5.1. Общие положения.
Восстановление в число студентов университета и перевод производятся на конкурсной основе, как правило, на второй и последующие курсы в период каникул с учетом наличия вакантных бюджетных мест на данном курсе1 и при условии сдачи задолженностей по учебному плану за предыдущие курсы или разницы в учебных планах.
Предпочтение при восстановлении рекомендуется отдавать лицам, прервавшим обучение в вузе по уважительной причине (см. п. 2.1.). Собеседование с лицами, претендующими на восстановление или перевод в университет, проводит специально сформированная комиссия факультета, в компетенцию которой входит определение уровня подготовки и возможностей претендента успешно продолжить обучение в университете. При этом следует иметь в виду, что разница в учебных планах по сравнению с планами ЯрГУ не должна превышать трех-четырех дисциплин, включая экзамены и зачеты.
Гражданин имеет право на восстановление в университет в течение 5 лет после отчисления из вуза по собственному желанию или по уважительной причине и в течение 3 лет — после отчисления по неуважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.
Общая продолжительность обучения студента не должна превышать срока, установленного соответствующим стандартом (с учетом формы обучения), более чем на 1 учебный год. Исключения могут быть допущены только для определенных категорий граждан по согласованию с Минобразованием России.
Восстановление и перевод на первый курс производятся в порядке исключения не ранее чем со второго семестра. При этом каждый случай рассматривается строго в индивидуальном порядке.
За гражданами, призванными на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в том образовательном учреждении, где они обучались до призыва.
Военнослужащие, имеющие незаконченное высшее или высшее военное образование, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право на зачисление в университет без вступительных экзаменов на первый и последующие курсы.
Прием указанных лиц производится в течение всего учебного года дополнительно к установленному университету плану приема2 .
Для лиц, обучавшихся ранее в аккредитованных вузах, ликвидация разницы в учебных планах или сдача задолженности, производимая еще до зачисления в университет, проходит на платной основе в соответствии с Положением ЯрГУ о порядке образования, распределения и использования фондов внебюджетных средств, утвержденным 10.06.97 г., а перезачет оценок по дисциплинам, изученным ранее, — в соответствии с приказом ректора ЯрГУ от 11.02.96 г. № 42.
Перевод граждан, получающих образование в неаккредитованных вузах, может осуществляться после аттестации через экстернат в соответствии с пунктами 4 и 5 Положения об экстернате, утвержденного приказом Минобразования России от 14.10.97 года №2033, кроме тех направлений и специальностей, получение;; которых в форме экстерната не допускается.
При наличии вакантных бюджетных мест на соответствующем курсе обучения по интересующей гражданина основной образовательной программе нельзя проводить восстановление (перевод) на договорной основе с оплатой юридическими или физическими лицами, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
При положительном решении вопроса о восстановлении или зачислении виза декана на заявлении претендента должна содержать информацию о ликвидации им задолженностей или разницы в учебных планах, курсе и группе, куда он зачисляется, размере назначаемой стипендии.
Лица, рекомендуемые деканатом к зачислению в университет, заполняют анкету для внесения информации о них в банк данных ЭВМ. Заполненная анкета прилагается к заявлению и передается вместе с остальными документами в учебный отдел.
5.2. Восстановление лиц, отчисленных из ЯрГУ, производится на основании их личного заявления с учетом результатов собеседования, проводимого комиссией факультета. При определении семестра, с которого студент может возобновить обучение, не следует без явной необходимости допускать восстановление на курс, на котором студент уже обучался до отчисления.
При восстановлении студента на курс, с которого он был отчислен, декан указанием по факультету определяет, какие из имеющихся у студента оценок перезачесть и по каким дисциплинам студент обязан вновь сдавать экзамены и зачеты.
5.3. Зачисление лиц, прервавших ранее обучение в других вузах, производится на основании их личного заявления на имя ректора университета и академической справки установленного образца.
На основании собеседования, проводимого комиссией факультета, и изучения представленных документов деканат может принять решение о допуске гражданина к сдаче разницы в учебных планах, если таковая имеется. Информация об итогах собеседования, разница в планах, сведения о выданных направлениях на сдачу экзаменов и зачетов фиксируются деканом на заявлении студента.
5.4. Перевод студентов из другого вуза в ЯрГУ производится по итогам собеседования, проводимого комиссией факультета, и анализа представленных документов (заявление с подтверждением согласия на перевод ректора другого вуза. Подпись последнего должна быть заверена гербовой печатью. Ксерокопия правильно оформленной зачетной книжки, заверенная подписью декана и печатью факультета).
После принятия комиссией положительного решения студент пишет заявление на имя ректора университета с просьбой о зачислении в порядке перевода из вуза, в котором он ранее обучался. На заявлении фиксируется решение комиссии о допуске студента к ликвидации разницы в учебных планах, дается перечень этих дисциплин и делается отметка о выдаче направлений на сдачу недостающих экзаменов и зачетов.
При переводе студентов на ту же основную образовательную программу, по которой он обучался ранее, или родственную основную образовательную программу, сдаче подлежит:
разница в учебных планах, возникшая из-за методических отличий в последовательности реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта по направлению подготовки или специальности;
разница в дисциплинах, устанавливаемых Ученым советом вуза.
Дисциплины, изученные студентом по его выбору в вузе, из которого он переводится, перезачитываются принимающим вузом без дополнительной аттестации.
В других случаях перевода, сопровождающихся переходом на другую основную образовательную программу, перечень дисциплин (разделов), подлежащих сдаче, и их объемы полностью определяет принимающий факультет по согласованию с заинтересованной кафедрой в соответствии с
Положением о порядке перезачета оценок.
На заявлении студента, ликвидировавшего разницу в учебных планах, декан констатирует этот факт и рекомендует ректору допустить студента до занятий в соответствующую группу определенного курса. Одновременно решается вопрос о назначении стипендии.
При положительном решении вопроса о переводе студент допускается до занятий приказом ректора. Ему отделом кадров выдается на руки (или отправляется по почте в вуз, где обучался студент) справка установленного образца (см. Приложение).
Указанную справку и письменное заявление об отчислении в связи с переводом студент представляет в высшее учебное заведение, в котором он обучался.
На основании представленной справки и заявления студента ректор вуза, из которого студент переводится, в течение 10 дней со дня подачи заявления издает приказ о его отчислении с формулировкой: «Отчислен в связи с переводом в …. вуз». Из личного дела студента извлекается и выдается ему на руки документ об образовании, на основании которого он был зачислен в вуз (далее — документ об образовании), а также оформляется и выдается академическая справка установленного образца.
В личном деле остается копия документа об образовании, заверенная вузом, и выписка из приказа об отчислении в связи с переводом, а также сданные студентом студенческий билет и зачетная книжка.
В университете формируется и ставится на учет новое личное дело студента, в которое заносится заявление о переводе, академическая справка, документ об образовании и выписка из приказа о зачислении в порядке перевода, а также договор, если зачисление осуществляется на место с оплатой стоимости обучения.
5.5. Зачисление лиц, имеющих высшее образование, для получения второй специальности производится по договору на условиях полной самоокупаемости на основании диплома и вкладыша в диплом или их копий, заверенных нотариально, и личного заявления на имя ректора университета.
При соответствии ранее полученной подготовки вновь избранной специальности и при условии выполнения в предшествующем вузе в полном объеме учебного плана за первый и последующие курсы по специальности ЯрГУ указанные лица, независимо от профиля их работы, могут быть зачислены соответственно на второй или последующие курсы. При невозможности зачисления на второй курс в силу несоответствия пройденных дисциплин или программных требований, желающие получить вторую специальность поступают в университет на общих основаниях.
Вопрос о правомерности восстановления претендента на второй или последующие курсы решает комиссия факультета на основании собеседования с ним и анализа представленных документов. Решение комиссии и прочие записи на заявлении делаются в порядке, изложенном в разделе 5.4.
5.6. Зачисление в университет граждан, проходящих военную службу по контракту, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно штатными мероприятиями из числа имеющих незаконченное или законченное высшее военное образование, производится на основании личного заявления на имя ректора, диплома о высшем образовании и приложения к диплому или их нотариально заверенных копий (академической справки для имеющих незаконченное высшее военное образование) и документа об увольнении в запас по вышеизложенным причинам.
Зачислению на второй и последующие курсы должна предшествовать сдача разницы в учебных планах за соответствующий курс, которая устанавливается комиссией факультета, проводящей собеседование.
5.7. Студенты, желающие реализовать свое право на изучение любых дополнительных курсов, преподаваемых в университете или другом вузе, включая прохождение интересующих их видов практики, пишут заявление на имя ректора с просьбой разрешить посещать занятия на другой специальности (направлении) по определенным дисциплинам и сдавать по ним экзамены и зачеты.
При согласии декана, подтвержденном письменно на заявлении студента, ректор рассматривает заявление и при положительном решении издает приказ по университету.
При допуске к занятиям студентов других вузов требуется согласие ректоров обоих вузов.
На специальностях, пользующихся особой популярностью у студентов, с целью предотвращения переполнения академических групп Совет факультета может ежегодно устанавливать определенную квоту, отбирая претендентов на конкурсной основе.
Итоги сдаваемых студентами экзаменов и зачетов фиксируются в отдельной ведомости, которая хранится в деканате факультета, где студент слушает курсы. Кроме того, оценки заносятся в зачетную книжку студента и в направления, выдаваемые студенту деканатом факультета, на котором он слушает дополнительные дисциплины. Эти направления студент сдает в деканат по основному месту учебы, где они подшиваются к экзаменационным ведомостям группы. По окончании студентом университета оценки по дополнительно изученным дисциплинам вносятся в приложение к его диплому.
6. Порядок предоставления студентам академического отпуска
6.1. Основанием для предоставления студентам академического отпуска по медицинским показаниям является снижение трудоспособности вследствие нарушения функций организма, обусловленного хроническими заболеваниями, анатомическими дефектами, длительными и частыми заболеваниями.
Вопрос о предоставлении академического отпуска по болезни решает ректор на основании заключения ВКК или главного врача студенческой поликлиники. Медицинское освидетельствование студента производится на основании запроса деканата по этому поводу. Справка ВКК и личное заявление сдаются студентом в деканат, а оттуда с соответствующей визой декана или его заместителя передаются в учебный отдел для оформления проекта приказа.
Студенты 1-го курса дневного отделения во всех случаях обострения хронических заболеваний, сопровождающихся временной утратой трудоспособности в течение четырех месяцев в учебном году, отчисляются из университета или переводятся на другой факультет, где обучение по состоянию здоровья не противопоказано. Вопрос о предоставлении академического отпуска студентам 1-го курса решает администрация университета строго в индивидуальном порядке.
Студенты, не высказывающие жалоб на состояние здоровья до начала экзаменационной сессии, но получившие во время сессии неудовлетворительные оценки и возбудившие после этого ходатайство о предоставлении академического отпуска, считаются неуспевающими, и академический отпуск им не предоставляется.
Срок академического отпуска по болезни ограничивается одним годом.
6.2. Академический отпуск студенткам по беременности и родам предоставляется на основании медицинской справки из женской консультации. Отпуск по уходу за ребенком сроком до трех лет может быть предоставлен студентам на основании копии свидетельства о рождении ребенка и личного заявления на имя ректора.
6.3. Отчисление студента с правом восстановления (вне зависимости от наличия вакантных мест) в связи с призывом на действительную военную службу производится на основании личного заявления студента на имя ректора и копии повестки райвоенкомата.
Примечание: Возвращение студентов из академического отпуска и отпуска по уходу за ребенком оформляется приказом ректора на основании личного заявления студента, а в случае, указанном в п. 6.1., студент представляет также медицинскую справку из студенческой поликлиники после обследования по заболеванию, явившемуся причиной отпуска.
6.4. Правом повторного обучения на одном из курсов пользуются студенты, не выполнившие учебный план за данный курс, в связи с продолжительными пропусками занятий (не менее 1,5-2 мес.) по болезни, по уходу за больным членом семьи, в связи с длительными служебными командировками и другими обстоятельствами, подтвержденными в каждом конкретном случае соответствующими документами.
На повторное обучение могут быть оставлены студенты, возвратившиеся с действительной военной службы в течение учебного года и не выполнившие в связи с этим программные требования за соответствующий курс.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет