в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 784 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 | 101–120 | 121–140 …
Добавить в вариант
Решите уравнение:
Решите уравнение:
Источник: Добровольное тренировочное тестирование Санкт-Петербург 2013.
a) Решите уравнение
б) Определите, являются ли решениями уравнения числа 1,5 и
Решите уравнение:
Решите уравнение
Источник: ЕГЭ — 2018. Основная волна 01.06.2018. Астраханская Область
Решите уравнение Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.
Решите уравнение Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.
а) Решите уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Раздел: Алгебра
Источник/автор: Александр Иванов
Решите уравнение Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите больший из корней.
Найдите все а, при каждом из которых уравнение
имеет ровно один корень на промежутке
Источник: А. Ларин: Тренировочный вариант № 171.
Найдите все значения a, при которых уравнение имеет на промежутке
единственный корень.
Найдите все значения a, при которых уравнение имеет на промежутке
единственный корень.
Источник: ЕГЭ по математике 19.06.2013. Основная волна, резервная волна. Центр. Вариант 501, Задания 18 (С6) ЕГЭ 2013
Найдите все значение a, при каждом из которых уравнение
имеет ровно один корень.
Источник: ЕГЭ — 2016. Основная волна по математике 06.06.2016. Вариант 437. Юг
Дано квадратное уравнение где a, b и c — натуральные числа, не превосходящие 100. Также известно, что числа a, b и c попарно отличаются друг от друга не менее, чем на 2.
а) Может ли такое уравнение иметь корень –7?
б) Может ли такое уравнение иметь корень –53?
в) Какой наименьший целый корень может иметь такое уравнение?
Источник: Пробный экзамен Санкт-Петербург, 11.04.2017. Вариант 1., Пробный экзамен Санкт-Петербург, 11.04.2017. Вариант 1. (C часть).
Дано квадратное уравнение где a, b, c — натуральные числа, не превосходящие 200. Также известно, что числа a, b и c попарно отличаются друг от друга не менее, чем на 2.
а) Может ли такое уравнение иметь корень 9?
б) Может ли такое уравнение иметь корень 135?
в) Какой наибольший целый корень может иметь такое уравнение?
Источник: Пробный экзамен Санкт-Петербург, 11.04.2017. Вариант 2., Пробный экзамен Санкт-Петербург, 11.04.2017. Вариант 2. (C часть).
Найдите все значения a, при каждом из которых уравнение
имеет ровно один корень на отрезке [4; 8].
Источник: ЕГЭ по математике 28.06.2017. Резервная волна. Восток (C часть)
Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение
имеет ровно один корень на отрезке [0; 2].
Источник: А. Ларин. Тренировочный вариант № 391.
а) Уравнения и
имеют корни, которые являются целыми числами. Коэффициенты уравнений являются натуральными числами (необязательно различными). Причем корни первого уравнения равны корням второго. Решите эти уравнения.
б) Найдите квадратные уравнения для которых коэффициенты a, b, c являются корнями.
в) Три числа a, b, c отличны от нуля. Квадратные уравнения
имеют общий корень. Решите эти уравнения.
Источник: А. Ларин. Тренировочный вариант № 402.
Найдите все значения a, при которых уравнение имеет хотя бы один корень, принадлежащий промежутку (−1; 1].
Источник: ЕГЭ по математике 23.04.2013. Досрочная волна. Вариант 901., Задания 18 (С6) ЕГЭ 2013
Найдите все значения a, при которых уравнение имеет хотя бы один корень, принадлежащий промежутку
Источник: ЕГЭ по математике 23.04.2013. Досрочная волна. Вариант 902.
Всего: 784 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 | 101–120 | 121–140 …
ЕГЭ Профиль №13. Иррациональные уравнения
1. Вспоминай формулы по каждой теме
2. Решай новые задачи каждый день
3. Вдумчиво разбирай решения
Иррациональные уравнения (со знаком корня)
Иррациональное уравнение – уравнение, содержащее переменную (x) под знаком корня любой степени.
Стандартное иррациональное уравнение:
[{large{ sqrt[n]{f(x)}=g(x)}}, text{ где }n -text{ натуральное
число.}]
(blacktriangleright) Если (n) – четное, то данное уравнение имеет решения только при (g(x)geqslant 0) и (f(x)geqslant 0) ввиду определения корня четной степени. Значит:
[{large{sqrt[n]{f(x)}=g(x) quad Leftrightarrow quad
begin{cases}
f(x)=g^n(x)\
g(x)geqslant 0
end{cases}}}]
(условие (f(x)geqslant 0) автоматически выполняется в данной системе)
(blacktriangleright) Если (n) – нечетное, то данное уравнение имеет решения при любых (f(x)) и (g(x)). Значит:
[{large{ sqrt[n]{f(x)}=g(x)quad Leftrightarrow quad
f(x)=g^n(x)}}]
Задание
1
#365
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Найдите корень уравнения (sqrt{x + 12} = 6).
ОДЗ: (x geq -12). Решим на ОДЗ:
При возведении в квадрат левой и правой части уравнения в общем случае могут приобретаться лишние корни, но не могут теряться корни исходного уравнения.
Возведём в квадрат левую и правую часть, найдём корни получившегося уравнения и проверим подстановкой, все ли они являются корнями исходного уравнения: (x + 12 = 36), что равносильно (x = 24).
Подставим в исходное уравнение: (sqrt{24 + 12} = 6) – верное равенство, таким образом, ответ (x = 24).
Ответ: 24
Задание
2
#366
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Найдите корень уравнения (sqrt{4x + 5} = 6).
ОДЗ: (4x + 5 geq 0), что равносильно (x geq -1,25). Решим на ОДЗ:
При возведении в квадрат левой и правой части уравнения в общем случае могут приобретаться лишние корни, но не могут теряться корни исходного уравнения.
Возведём в квадрат левую и правую часть, найдём корни получившегося уравнения и проверим подстановкой, все ли они являются корнями исходного уравнения: (4x + 5 = 36), что равносильно (x = 7,75).
Подставим в исходное уравнение: (sqrt{4 cdot 7,75 + 5} = 6) – верное равенство, таким образом, ответ (x = 7,75).
Ответ: 7,75
Задание
3
#367
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Найдите корень уравнения (sqrt{6 — x} = 3).
ОДЗ: (6 — x geq 0), что равносильно (x leq 6). Решим на ОДЗ:
При возведении в квадрат левой и правой части уравнения в общем случае могут приобретаться лишние корни, но не могут теряться корни исходного уравнения.
Возведём в квадрат левую и правую часть, найдём корни получившегося уравнения и проверим подстановкой, все ли они являются корнями исходного уравнения: (6 — x = 9), что равносильно (x = -3).
Подставим в исходное уравнение: (sqrt{6 — (-3)} = 9) – верное равенство, таким образом, ответ (x = -3).
Ответ: -3
Задание
4
#369
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Найдите корень уравнения (sqrt{dfrac{2x — 9}{5}} = dfrac{2}{5}).
ОДЗ: (dfrac{2x — 9}{5} geq 0), что равносильно (x geq 4,5). Решим на ОДЗ:
При возведении в квадрат левой и правой части уравнения в общем случае могут приобретаться лишние корни, но не могут теряться корни исходного уравнения.
Возведём в квадрат левую и правую часть, найдём корни получившегося уравнения и проверим подстановкой, все ли они являются корнями исходного уравнения: [dfrac{2x — 9}{5} = dfrac{4}{25}qquadLeftrightarrowqquad 2x — 9 = dfrac{4}{5}qquadLeftrightarrowqquad x = 4,9.] Подставим в исходное уравнение: [sqrt{dfrac{2cdot 4,9 — 9}{5}} = dfrac{2}{5}] – верное равенство, таким образом, ответ (x = 4,9).
Ответ: 4,9
Задание
5
#370
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Найдите корень уравнения (sqrt{dfrac{13 — 2x}{10}} = dfrac{4}{25}).
ОДЗ: (dfrac{13 — 2x}{10} geq 0), что равносильно (x leq 6,5). Решим на ОДЗ:
При возведении в квадрат левой и правой части уравнения в общем случае могут приобретаться лишние корни, но не могут теряться корни исходного уравнения.
Возведём в квадрат левую и правую часть, найдём корни получившегося уравнения и проверим подстановкой, все ли они являются корнями исходного уравнения: [dfrac{13 — 2x}{10} = dfrac{16}{625}qquadLeftrightarrowqquad 13 — 2x = dfrac{256}{1000}qquadLeftrightarrowqquad x = 6,372.] Подставим в исходное уравнение: [sqrt{dfrac{13 — 2cdot 6,372}{10}} = dfrac{4}{25}] – верное равенство, таким образом, ответ (x = 6,372).
Ответ: 6,372
Задание
6
#3847
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Найдите корень уравнения [sqrt{2x+31}=9]
ОДЗ уравнения: (2x+31geqslant 0). Так как правая часть уравнения неотрицательна, то данное уравнение имеет решения и преобразуется в: [2x+31=81quadRightarrowquad x=25] Данный корень подходит под ОДЗ.
Ответ: 25
Задание
7
#371
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Найдите корень уравнения (sqrt{dfrac{x + 23}{6}} = dfrac{5}{sqrt{3}}).
ОДЗ: (dfrac{x + 23}{6} geq 0), что равносильно (x geq -23). Решим на ОДЗ:
При возведении в квадрат левой и правой части уравнения в общем случае могут приобретаться лишние корни, но не могут теряться корни исходного уравнения.
Возведём в квадрат левую и правую часть, найдём корни получившегося уравнения и проверим подстановкой, все ли они являются корнями исходного уравнения: [dfrac{x + 23}{6} = dfrac{25}{3}qquadLeftrightarrowqquad x + 23 = 50qquadLeftrightarrowqquad x = 27.] Подставим в исходное уравнение: [sqrt{dfrac{27 + 23}{6}} = dfrac{5}{sqrt{3}}] – верное равенство, таким образом, ответ (x = 27).
Ответ: 27
При подготовке к ЕГЭ по математике у многих выпускников вызывает трудности решение иррациональных уравнений и неравенств. Вывод переменных из-под знака корня и возведение в степени часто сопровождаются ошибками в вычислениях, поэтому стоит обратить внимание на подобные задания. Мы предлагаем школьникам изучить теоретические материалы, рассмотреть типовые примеры с решениями иррациональных уравнений. Также ученики могут попробовать свои силы в выполнении более сложных задач с неизвестными.
Подготовка к ЕГЭ по математике со «Школково» — залог успеха!
Чтобы легко решать иррациональные уравнения со знаком корня, советуем регулярно заниматься на нашем портале. С помощью «Школково» вы сможете получить всю необходимую теоретическую информацию по теме, а также попрактиковаться в решении типовых задач, которые обязательно будут включены в итоговое тестирование.
Наши преподаватели собрали все полезные материалы, систематизировали и изложили их таким образом, чтобы школьникам было проще вспомнить и усвоить информацию даже по сложным темам. База постоянно обновляется и дополняется новыми упражнениями, поэтому выпускники будут получать и решать задания без повторений.
Мы предлагаем начать с легких уравнений и постепенно переходить к более сложным. Так ученикам проще определить свои слабые стороны и сделать упор на те темы, которые даются сложнее всего.
Если простые примеры не вызывают трудностей, пропускайте несколько упражнений и переходите к уравнениям профильного уровня. При необходимости повторите правила и вернитесь к заданию.
Обратите внимание, что занятия на нашем портале доступны не только старшеклассникам из Москвы, но и учащимся из других городов России.
Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ
Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ
17
Окт 2013
Категория: Иррациональные выражения, уравнения и неравенства
Иррациональные уравнения
2013-10-17
2016-09-14
Простейшие иррациональные уравнения мы рассматривали здесь.
С простейшими иррациональными уравнениями мы сталкиваемся в части В ЕГЭ по математике.
Сегодня же работаем с иррациональными уравнениями, с которыми вы можете столкнуться в части С ЕГЭ по математике.
Предлагаю решать уравнения способом равносильных переходов.
Это не единственный способ. Можно, например, переходить к уравнениям-следствиям, после чего полученные корни подвергать проверке. Но это не всегда удобно…
Задание 1.
Решить уравнение:
Решение:+ показать
Задание 2.
Решить уравнение:
Решение: + показать
Задание 3.
Решить уравнение:
Решение: + показать
Задание 4.
Решить уравнение:
Решение: + показать
Задание 5.
Решить уравнение:
Решение: + показать
Задание 6.
Решить уравнение:
Решение: + показать
Задание 7.
Решить уравнение:
Решение: + показать
Задание 8.
Решить уравнение:
Решение: + показать
Задание 9.
Решить уравнение:
Решение: + показать
Задание 10.
Решить уравнение:
Решение: + показать
Продолжение смотрите здесь.
Задания для самостоятельной работы
Решить уравнения:
1.
Ответ: + показать
2.
Ответ: + показать
3.
Ответ: + показать
4.
Ответ: + показать
5.
Ответ: + показать
6.
Ответ: + показать
7.
Ответ: + показать
8.
Ответ: + показать
9.
Ответ: + показать
10.
Ответ: + показать
Автор: egeMax |
комментариев 10
Корни и степени
-
Степень с натуральным показателем
-
Степень с целым показателем
-
Кубический корень
-
Корень -ной степени
-
Сравнение арифметических корней
-
Как избавиться от иррациональности в знаменателе
-
Как упрощать иррациональные выражения, пользуясь формулами сокращенного умножения
Степенью называется выражение вида .
Здесь — основание степени,
— показатель степени.
к оглавлению ▴
Степень с натуральным показателем
Проще всего определяется степень с натуральным (то есть целым положительным) показателем.
По определению, .
Выражения «возвести в квадрат» и «возвести в куб» нам давно знакомы.
Возвести число в квадрат — значит умножить его само на себя.
.
Возвести число в куб — значит умножить его само на себя три раза.
.
Возвести число в натуральную степень — значит умножить его само на себя
раз:
к оглавлению ▴
Степень с целым показателем
Показатель степени может быть не только натуральным (то есть целым положительным), но и равным нулю, а также целым отрицательным.
По определению,
.
Это верно для . Выражение 00 не определено.
Определим также, что такое степень с целым отрицательным показателем.
Конечно, все это верно для , поскольку на ноль делить нельзя.
Например,
Заметим, что при возведении в минус первую степень дробь переворачивается.
Показатель степени может быть не только целым, но и дробным, то есть рациональным числом. В статье «Числовые множества» мы говорили, что такое рациональные числа. Это числа, которые можно записать в виде дроби , где
— целое,
— натуральное.
Здесь нам понадобится новое понятие — корень -степени. Корни и степени — две взаимосвязанные темы. Начнем с уже знакомого вам арифметического квадратного корня.
Определение.
Арифметический квадратный корень из числа — это такое неотрицательное число, квадрат которого равен
.
Согласно определению,
В школьной математике мы извлекаем корень только из неотрицательных чисел. Выражение для нас сейчас имеет смысл только при
.
Выражение всегда неотрицательно, т.е.
. Например,
.
Свойства арифметического квадратного корня:
Запомним важное правило:
По определению, .
к оглавлению ▴
Кубический корень
Аналогично, кубический корень из — это такое число, которое при возведении в третью степень дает число
.
Например, , так как
;
, так как
;
, так как
.
Обратите внимание, что корень третьей степени можно извлекать как из положительных, так и из отрицательных чисел.
Теперь мы можем дать определение корня -ной степени для любого целого
.
к оглавлению ▴
Корень
-ной степени
Корень -ной степени из числа
— это такое число, при возведении которого в
-ную степень получается число
.
Например,
Заметим, что корень третьей, пятой, девятой — словом, любой нечетной степени, — можно извлекать как из положительных, так и из отрицательных чисел.
Квадратный корень, а также корень четвертой, десятой, в общем, любой четной степени можно извлекать только из неотрицательных чисел.
Итак, — такое число, что
. Оказывается, корни можно записывать в виде степеней с рациональным показателем. Это удобно.
По определению,
в общем случае .
Сразу договоримся, что основание степени больше 0.
Например,
Выражение по определению равно
.
При этом также выполняется условие, что больше 0.
Например,
Запомним правила действий со степенями:
— при перемножении степеней показатели складываются;
— при делении степени на степень показатели вычитаются;
— при возведении степени в степень показатели перемножаются;
Покажем, как применяются эти формулы в заданиях ЕГЭ по математике:
1.
Внесли все под общий корень, разложили на множители, сократили дробь и извлекли корень.
2.
3.
Здесь мы записали корни в виде степеней и использовали формулы действий со степенями.
4. Найдите значение выражения при
Решение:
При получим
Ответ: -0,5.
5. Найдите значение выражения при
Решение:
При a = 12 получим
Мы воспользовались свойствами степеней.
Ответ: 144.
6. Найдите значение выражения при b = — 5.
Решение:
При b = — 5 получим:
Ответ: -125.
7. Расположите в порядке возрастания:
Решение:
Запишем выражения как степени с положительным показателем и сравним.
Так как
то
Так как
то
Сравним и
для этого оценим их разность:
значит
Получим : поэтому
Ответ:
8. Представьте выражение в виде степени:
Решение:
Вынесем за скобку степень с меньшим показателем:
Ответ:
9. Упростите выражение:
Решение:
Приведем основания 6 и 12 к основаниям 2 и 3:
(выполним деление степеней с одинаковыми основаниями)
Ответ: 0,25.
10. Чему равно значение выражения при
?
Решение:
При получим
Ответ: 9.
к оглавлению ▴
Сравнение арифметических корней
11. Какое из чисел больше: или
?
Решение:
Возведем в квадрат оба числа (числа положительные):
Найдем разность полученных результатов:
так как
Значит, первое число больше второго.
Ответ:
к оглавлению ▴
Как избавиться от иррациональности в знаменателе
Если дана дробь вида то нужно умножить числитель и знаменатель дроби на
:
Тогда знаменатель станет рациональным.
Если дана дробь вида или
то нужно умножить числитель и знаменатель дроби на сопряженное выражение, чтобы получить в знаменателе разность квадратов.
Сопряженные выражения — это выражения, отличающиеся только знаками. Например,
и
и
— сопряженные выражения.
Пример:
12. Вот несколько примеров — как избавиться от иррациональности в знаменателе:
Пример 1.
Пример 2.
Пример 3.
Пример 4.
Совет. Если в знаменателе дана сумма двух корней, то в разности первым числом пишите то, которое больше, и тогда разность квадратов корней будет положительным числом.
Пример 5.
13. Сравните и
1)
2) Сравним и 14.
то и
а значит,
Ответ: меньше.
к оглавлению ▴
Как упрощать иррациональные выражения, пользуясь формулами сокращенного умножения
Покажем несколько примеров.
14. Упростите: выражения:
Пример 5.
т.к.
Пример 6.
Пример 7.
так как
Следующие несколько задач решаются с помощью формулы:
Решение:
Получим уравнение
Ответ:
19. Вычислите значение выражения:
Решение:
Ответ: 1.
20. Вычислите значение выражения:
Решение:
Ответ: 1.
21. Вычислите значение выражения: если
Решение.
Если то
следовательно
Ответ: — 1.
22. Вычислите:
Решение:
Ответ: 1.
Рассмотрим уравнение вида где
Это равенство выполняется, только если
Подробно об таких уравнениях — в статье «Показательные уравнения».
При решении уравнений такого вида мы пользуемся монотонностью показательной функции.
23. Решите уравнение:
а)
б)
в)
Решение.
23. Решите уравнение:
Решение:
тогда
Ответ: -1.
24. Решите уравнение:
Решение:
Ответ: 4.
25. Решите уравнение:
Решение:
Значит,
Ответ: -0,2.
Если вы хотите разобрать большее количество примеров — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по математике онлайн
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Корни и степени» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.
Публикация обновлена:
09.03.2023
Корень квадратный
Положительное число, квадрат которого равен aa.
Например, уравнение вида x2=9x^2 = 9 имеет два решения 33 и −3-3, поскольку оба числа при возведении в квадрат дают результат 9. Именно для выполнения таких арифметических операций используют понятие корня a=xsqrt a=x. Однако результатом подкоренного выражения число −3-3 являться не может
Свойства арифметического квадратного корня
- a=x→x2=a,sqrt a=x rightarrow x^2=a, a≥0ageq0
- a⋅a=asqrt acdotsqrt a=a
- a2=asqrt{a^2}=a
- ab=a⋅b,sqrt{ab}=sqrt acdotsqrt b, a≥0,ageq0, b≥0bgeq0
- ab=ab,sqrt{frac{a}{b}}=frac{sqrt a}{sqrt b}, a≥0,ageq0, b≥0bgeq0
- (a)n=an, a≥0left(sqrt aright)^n=sqrt{a^n}, ageq0
- (a)−n=1anleft(sqrt aright)^{-n}=frac{1}{sqrt{a^n}}
При сравнении арифметических корней нужно знать, что чем больше подкоренное выражение, тем больше корень этого числа.
Пример 1
Вычислить выражение
98⋅12−3162:163⋅2:3frac{sqrt{98}cdot{sqrt{12}}^{-3}}{sqrt{{16}^2}:sqrt{{16}^3}cdotsqrt2:sqrt3}
Решение
- Преобразуем подкоренное выражение 98sqrt{98} по свойству 4 и свойству 3:
98=7⋅7⋅2=7⋅7⋅2=72⋅2=72sqrt{98}=sqrt{7cdot7cdot2}=sqrt{7cdot7}cdotsqrt2=sqrt{7^2}cdotsqrt2=7sqrt2
- На основании свойств 7 и 4 упростим 12−3{sqrt{12}}^{-3}
12−3=1123=1(4⋅3)3=143⋅33=142⋅41⋅32⋅31=14⋅4⋅3⋅3=124⋅3{sqrt{12}}^{-3}=frac{1}{sqrt{{12}^3}}=frac{1}{sqrt{{(4cdot3)}^3}}=frac{1}{sqrt{4^3}cdotsqrt{3^3}}=frac{1}{sqrt{4^2}cdotsqrt{4^1}cdotsqrt{3^2}cdotsqrt{3^1}}=frac{1}{4cdotsqrt4cdot3cdotsqrt3}=frac{1}{24cdotsqrt3}
Получили
72⋅112cdot4⋅3162:163⋅2:3=7224⋅3162163⋅23frac{7sqrt2cdotfrac{1}{12cdotsqrt4cdotsqrt3}}{sqrt{{16}^2}:sqrt{{16}^3}cdotsqrt2:sqrt3}=frac{frac{7sqrt2}{24cdotsqrt3}}{frac{sqrt{{16}^2}}{sqrt{{16}^3}}cdotfrac{sqrt2}{sqrt3}}
- Преобразуем 162163frac{sqrt{{16}^2}}{sqrt{{16}^3}} по свойству 5
162163=162163=116=14frac{sqrt{{16}^2}}{sqrt{{16}^3}}=sqrt{frac{{16}^2}{{16}^3}}=sqrt{frac{1}{16}}=frac{1}{4}
Получили
7224∙314⋅23=72243243=72243⋅432frac{frac{7sqrt2}{24bulletsqrt3}}{frac{1}{4}cdotfrac{sqrt2}{sqrt3}}=frac{frac{7sqrt2}{24sqrt3}}{frac{sqrt2}{4sqrt3}}=frac{7sqrt2}{24sqrt3}cdotfrac{4sqrt3}{sqrt2}
- Выполним сокращения
72243⋅432=7⋅46⋅4=76frac{7sqrt2}{24sqrt3}cdotfrac{4sqrt3}{sqrt2}=frac{7cdot4}{6cdot4}=frac{7}{6}
Ответ: 98⋅12−3162:163⋅2:3=76frac{sqrt{98}cdot{sqrt{12}}^{-3}}{sqrt{{16}^2}:sqrt{{16}^3}cdotsqrt2:sqrt3}=frac{7}{6}
Пример 2
Вычислить выражение при x=2x = 2
x2−1⋅(x+5)2(x+5)⋅(x2−1)4:(x−1)(x+1)frac{sqrt{x^2-1}cdotsqrt{{(x+5)}^2}}{(x+5)cdotsqrt{left(x^2-1right)^4}:sqrt{(x-1)(x+1)}}
Решение
- Упростим знаменатель, для чего свернем выражение
(x−1)(x+1)=x2−1left(x-1right)left(x+1right)=x^2-1
Таким образом,
x2−1⋅(x+5)2(x+5)⋅(x2−1)4:x2−1=x2−1⋅(x+5)2⋅x2−1(x+5)⋅(x2−1)4frac{sqrt{x^2-1}cdotsqrt{{(x+5)}^2}}{(x+5)cdotsqrt{left(x^2-1right)^4}:sqrt{x^2-1}}=frac{sqrt{x^2-1}cdotsqrt{{(x+5)}^2}cdotsqrt{x^2-1}}{(x+5)cdotsqrt{left(x^2-1right)^4}}
- По свойству 2
x2−1⋅x2−1=x2−1sqrt{x^2-1}cdotsqrt{x^2-1}=x^2-1
Значит,
x2−1⋅(x+5)2(x+5)⋅(x2−1)4frac{x^2-1cdotsqrt{{(x+5)}^2}}{(x+5)cdotsqrt{left(x^2-1right)^4}}
- По свойству 3
(x+5)2=(x+5)sqrt{{(x+5)}^2}=(x+5)
Получим
x2−1⋅(x+5)(x+5)⋅(x2−1)4frac{x^2-1cdot(x+5)}{(x+5)cdotsqrt{left(x^2-1right)^4}}
- Разобьем корень на слагаемые
(x2−1)4=(x2−1)2⋅(x2−1)2=(x2−1)⋅(x2−1)sqrt{left(x^2-1right)^4}=sqrt{left(x^2-1right)^2}cdotsqrt{left(x^2-1right)^2}=left(x^2-1right)cdotleft(x^2-1right)
- Упростим выражение, выполнив сокращения
x2−1⋅(x+5)(x+5)⋅(x2−1)⋅(x2−1)=x2−1(x2−1)⋅(x2−1)=1(x2−1)frac{x^2-1cdot(x+5)}{(x+5)cdotleft(x^2-1right)cdotleft(x^2-1right)}=frac{x^2-1}{left(x^2-1right)cdotleft(x^2-1right)}=frac{1}{left(x^2-1right)}
Заменим х известным значением
1(x2−1)=1(22−1)=13frac{1}{left(x^2-1right)}=frac{1}{left(2^2-1right)}=frac{1}{3}
Ответ: При x=2x = 2, выражение
x2−1⋅(x+5)2(x+5)⋅(x2−1)4:(x−1)(x+1)=13frac{sqrt{x^2-1}cdotsqrt{{(x+5)}^2}}{(x+5)cdotsqrt{left(x^2-1right)^4}:sqrt{(x-1)(x+1)}}=frac{1}{3}
Корень степени n
Число, nn степень которого равна aa.
Корень nn степени может быть определен только в следующих случаях:
- если nn – четное число (2, 4, 6 и др.), то корень извлекается только при положительном подкоренном выражении;
- если nn – число нечетное (3, 5, 7 и др.), то корень извлекается при любом значении выражения под корнем.
Кубический корень в отличие от квадратного существует при a≥0ageq0 и a<0a<0.
Свойства корня nn степени:
- an=x →xn=asqrt[n]{a}=x rightarrow x^n=a
- an∙am=an+mилиan:am=an−msqrt[n]{a}bulletsqrt[m]{a}=sqrt[n+m]{a} или sqrt[n]{a}:sqrt[m]{a}=sqrt[n-m]{a}
- ann=asqrt[n]{a^n}=a
- abn=an⋅bnsqrt[n]{ab}=sqrt[n]{a}cdotsqrt[n]{b}
- abn=anbnsqrt[n]{frac{a}{b}}=frac{sqrt[n]{a}}{sqrt[n]{b}}
- (an)m=amnleft(sqrt[n]{a}right)^m=sqrt[n]{a^m}
- (an)−m=1amnleft(sqrt[n]{a}right)^{-m}=frac{1}{sqrt[n]{a^m}}
- amn=amnsqrt[n]{a^m}=a^frac{m}{n}
Для удобства корни степени nn можно преобразовать к степени по свойству 8
Пример 1
Упростить выражение
253⋅75xy53⋅143⋅573⋅253xy1423⋅5frac{sqrt[3]{25}cdotsqrt[5]{7}xy}{sqrt[3]{5}cdotsqrt[3]{14}}cdotfrac{5sqrt{7^3}cdotsqrt[3]{25}xy}{sqrt[3]{{14}^2}cdot5}
Решение
- Представим подкоренные выражения в виде произведения простых множителей
5⋅53⋅75xy53⋅7⋅23⋅573⋅5⋅53(7⋅2)23⋅5xyfrac{sqrt[3]{5cdot5}cdotsqrt[5]{7}xy}{sqrt[3]{5}cdotsqrt[3]{7cdot2}}cdotfrac{5sqrt{7^3}cdotsqrt[3]{5cdot5}}{sqrt[3]{left(7cdot2right)^2}cdot5}xy
- По свойству 4 выполним следующие действия
53⋅53⋅75xy53⋅73⋅23⋅573⋅53⋅537⋅2⋅7⋅23⋅5xy=53⋅53⋅75xy53⋅73⋅23⋅573⋅53⋅5373⋅23⋅73⋅23⋅5xfrac{sqrt[3]{5}cdotsqrt[3]{5}cdotsqrt[5]{7}xy}{sqrt[3]{5}cdotsqrt[3]{7}cdotsqrt[3]{2}}cdotfrac{5sqrt{7^3}cdotsqrt[3]{5}cdotsqrt[3]{5}}{sqrt[3]{7cdot2cdot7cdot2}cdot5xy}=frac{sqrt[3]{5}cdotsqrt[3]{5}cdotsqrt[5]{7}xy}{sqrt[3]{5}cdotsqrt[3]{7}cdotsqrt[3]{2}}cdotfrac{5sqrt{7^3}cdotsqrt[3]{5}cdotsqrt[3]{5}}{sqrt[3]{7}cdotsqrt[3]{2}cdotsqrt[3]{7}cdotsqrt[3]{2}cdot5}x
- Сократим числитель и знаменатель
53⋅53⋅75xy53⋅73⋅23⋅573⋅53⋅5373⋅23⋅73⋅23⋅5xy=53⋅75xy73⋅23⋅73⋅53⋅5373⋅23⋅73⋅23xyfrac{sqrt[3]{5}cdotsqrt[3]{5}cdotsqrt[5]{7}xy}{sqrt[3]{5}cdotsqrt[3]{7}cdotsqrt[3]{2}}cdotfrac{5sqrt{7^3}cdotsqrt[3]{5}cdotsqrt[3]{5}}{sqrt[3]{7}cdotsqrt[3]{2}cdotsqrt[3]{7}cdotsqrt[3]{2}cdot5xy}=frac{sqrt[3]{5}cdotsqrt[5]{7}xy}{sqrt[3]{7}cdotsqrt[3]{2}}cdotfrac{sqrt{7^3}cdotsqrt[3]{5}cdotsqrt[3]{5}}{sqrt[3]{7}cdotsqrt[3]{2}cdotsqrt[3]{7}cdotsqrt[3]{2}}xy
По свойству 2
7573=75−3=7253⋅72xy23⋅73⋅53⋅5373⋅23⋅73⋅23xfrac{sqrt[5]{7}}{sqrt[3]{7}}=sqrt[5-3]{7}=sqrt[2]{7}
frac{sqrt[3]{5}cdotsqrt[2]{7}xy}{sqrt[3]{2}}cdotfrac{sqrt{7^3}cdotsqrt[3]{5}cdotsqrt[3]{5}}{sqrt[3]{7}cdotsqrt[3]{2}cdotsqrt[3]{7}cdotsqrt[3]{2}}x
- По свойству 8 перейдем от корней к степеням
513⋅712xy213⋅732⋅513⋅513713⋅213⋅713⋅213⋅xy=513⋅712xy213⋅732⋅523723⋅223xyfrac{5^frac{1}{3}cdot7^frac{1}{2}xy}{2^frac{1}{3}}cdotfrac{7^frac{3}{2}cdot5^frac{1}{3}cdot5^frac{1}{3}}{7^frac{1}{3}cdot2^frac{1}{3}cdot7^frac{1}{3}cdot2^frac{1}{3}cdot x y}=frac{5^frac{1}{3}cdot7^frac{1}{2}xy}{2^frac{1}{3}}cdotfrac{7^frac{3}{2}cdot5^frac{2}{3}}{7^frac{2}{3}cdot2^frac{2}{3}}xy
- По свойству степеней 732:723=732+23=7567^frac{3}{2}:7^frac{2}{3}=7^{frac{3}{2}+frac{2}{3}}=7^frac{5}{6}
513⋅712xy213⋅756⋅523xy223=513⋅712xy⋅756⋅523xy213+23=533⋅743(xy)2233=52743(xy)2frac{5^frac{1}{3}cdot7^frac{1}{2}xy}{2^frac{1}{3}}cdotfrac{7^frac{5}{6}cdot5^frac{2}{3}xy}{2^frac{2}{3}}=frac{5^frac{1}{3}cdot7^frac{1}{2}xycdot7^frac{5}{6}cdot5^frac{2}{3}xy}{2^{frac{1}{3}+frac{2}{3}}}=frac{5^frac{3}{3}cdot7^frac{4}{3}left(xyright)^2}{2^frac{3}{3}}=frac{5}{2}7^frac{4}{3}left(xyright)^2
Ответ: 253⋅75xy53⋅143+573⋅253xy1423⋅5=52743(xy)2frac{sqrt[3]{25}cdotsqrt[5]{7}xy}{sqrt[3]{5}cdotsqrt[3]{14}}+frac{5sqrt{7^3}cdotsqrt[3]{25}xy}{sqrt[3]{{14}^2}cdot5}=frac{5}{2}7^frac{4}{3}left(xyright)^2