Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Примечательно (1) что за домом разбит розарий (2) регулярный стиль (3) которого (4) подчёркивают ажурные решётки с плетистыми розами.
Спрятать пояснение
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
[Примечательно], (1) (что за домом разбит розарий), (2) (регулярный стиль (3) которого (4) подчёркивают ажурные решётки с плетистыми розами).
Запятая под номером 1 отделяет придаточную часть «что за домом разбит розарий» от главной «Примечательно». Запятая под номером 2 выделяет придаточное предложение «регулярный стиль которого подчёркивают ажурные решётки с плетистыми розами».
Ответ: 12|21
Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь
Русский язык (Знаки препинания в сложноподчиненном предложении)
Приобретите наш курс
Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков
- 1
- 2
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Примечательно (1) что за домом разбит розарий (2) регулярный стиль (3) которого (4) подчёркивают ажурные решётки с плетистыми розами.
Посмотрите видеоурок по этой теме
Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Новый тренировочный вариант №25367020 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки, данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются решения и правильные ответы.
Скачать тренировочный вариант
Скачать ответы
Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант №25367020
Ответы для варианта:
Интенсификация деятельности человека в последнее столетие привела к значительному нарушению сложившегося в природе равновесия, в результате чего возникло множество проблем, связанных с защитой окружающей среды. Среди […] серьезных проблем экологического плана наибольшее беспокойство вызывает нарастающее загрязнение воздушного бассейна Земли примесями, имеющими антропогенную природу. Атмосферный воздух является основной средой деятельности биосферы, в том числе человека.
В период промышленной и научно-технической революции увеличился объем эмиссии в атмосферу газов и аэрозолей антропогенного происхождения. По ориентировочным данным ежегодно в атмосферу поступают сотни миллионов тонн оксидов серы, азота, галогенопроизводных и других соединений. Основными источниками атмосферных загрязнений являются энергетические установки, в которых используется минеральное топливо, предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, авиационный и автомобильный транспорт. Попадая в атмосферу, многие загрязнения подвергаются химическим или фотохимическим превращениям с участием компонентов воздуха.
Конечные продукты химических превращений удаляются из атмосферы с осадками или выпадают на поверхность Земли с аэрозолями. Попадая на поверхность биологических объектов, строительных конструкций и других предметов, загрязнения и продукты их превращения интенсифицируют физико-химические процессы разрушения органических веществ, металлов и неорганических материалов.
Ущерб, наносимый живой природе атмосферными загрязнениями и продуктам производственной деятельности человека, трудно оценить, но гибель лесов, загрязнение водных бассейнов, распространение аллергических заболеваний, нарушение биологического равновесия в экосистемах не в последнюю очередь связаны с высокими концентрациями агрессивных примесей в атмосфере.
Задание 1 № 38852 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) В тексте чаще других используются слова, обозначающие качества, свойства предметов, их признаки (существительные, прилагательные, наречия), что служит основой текста-описания.
- 2) Сферой применения данного текста является сфера делопроизводства.
- 3) Для текста характерно стремление к синтаксической компрессии— к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста, поэтому часто встречаются словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (продуктами деятельности, концентрацией примесей).
- 4) Характерная черта научного стиля— высокая терминологичность (насыщенность терминами).
- 5) Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор текста использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.
Ответ — 34
Задание 2 № 38853 Самостоятельно подберите наречие меры (степени), которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это наречие.
Ответ — весьма
Задание 3 № 38854 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПРЕДМЕТ
- 1) Всякое конкретное, материальное явление, воспринимаемое органами чувств и мышлением как нечто существующее особо. Одушевленный предмет. Неодушевленный предмет.
- 2) Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена познавательная или творческая деятельность. Предмет научного исследования. Предмет лекции.
- 3) Человек, внушающий другому любовь, влечение к себе. Предмет его воздыханий теперь оказался рядом с ней.
- 4) Круг знаний, образующий особую дисциплину преподавания. Он успевал по всем школьным предметам.
Ответ — 1
Задание 4 № 1673 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
- укрАла
- клАла
- звонИт
- прИняли
- сливОвый (сок)
Ответ — сливовый
Задание 5 № 2395 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Рыбак быстро НАДЕЛ наживку на крючок и забросил удочку в воду. Особой гордостью державы был океанический РЫБОЛОВЕЦКИЙ флот. Многие любители лёгкой наживы ОТКЛОНЯЮТСЯ от честной трудовой жизни. В офисе компании нам ПРЕДОСТАВИЛИ всю необходимую информацию. Мастер стоял в ГОРДЕЛИВОЙ позе, не сдерживая довольной ухмылки.
Ответ — уклоняются
Задание 6 № 13881 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Когда я писал этот рассказ, я всё время старался сохранить ощущение холодного ветра с ночных гор, это было как бы основным лейтмотивом рассказа.
Ответ — основным
Задание 7 № 3102 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пара ДЖИНСОВ более СВЕТЛЫЙ ЗАПРЕТЯЩИЙ игры более ПОЛУТОРАСТА зрителей около трех АРШИН.
Ответ — запрещающий
Задание 9 № 30041 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) аплодировать, шпионаж, вестибюль 2) распропагандировать, плечо, запастись (провизией) 3) иждивенец, аристократ, кондуктор 4) непозволительно, выскочка, пловчиха 5) полагать, выращенный, ладонь
Ответ — 13
Задание 10 № 14582 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..неприятный, пр..обладать, пр..красный; 2) неп..правимый, з..брошенный, р..скрученный; 3) бе..жизненный, не..держанный, ..делка; 4) б..ёт, фамил..ярный, л..ёт; 5) вз..мать, воз..меть, под..мать.
Ответ — 14
Задание 11 № 18103 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) матерч..тый, помещ..чий 2) издавн.., агитир..вать 3) ветр..ная (мельница), удоста..вая 4) завед..вал, (переписать) набел.. 5) фланел..вый, затм..вать
Ответ — 45
Задание 12 № 14484 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) они улучш..т, смеш..нные (чувства) 2) они сдерж..т, выкруч..нный 3) они противореч..т, ремонтиру..мая (машина) 4) он перевяж..т, угнета..мый 5) он выдерж..т, подстёгива..мый
Ответ — 14
Задание 13 № 2529 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте. (Не)спавший от боли в ноге Иванихин всё видел. Ответы студента были далеко (не)верными и сбивчивыми. Дверь в комнату была (не)закрыта. Сквозь (не)задёрнутые шторы видно было ярко освещенную комнату.
Ответ — незадёрнутые
Задание 14 № 3265 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Зарплата менеджера (НА)ПРЯМУЮ зависит (ОТ)ТОГО, сколько сделок ему удастся заключить в течение месяца. НА(ПОСЛЕДОК) он рассказал весёлую историю, и дети ОТ(ДУШИ) посмеялись. В(ТЕЧЕНИЕ) всей жизни он был эгоистом, и ПО(ЭТОМУ) старость его проходит в одиночестве. ЧТО(БЫ) не попасть В(ПРОСАК) , тебе нужно немедленно искать выход из сложившейся ситуации. (КАК)БУДТО и не было этих каникул – КАК(ТО) быстро они пролетели.
Ответ — чтобы впросак
Задание 15 № 12433 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания. Анна Ахматова позволяла себе иронизировать по поводу своих знаменитейших стихов, и это ничуть не противоречило её царстве(1)ости, не нарушало её внутре(2)ей поэтической гармонии, а только обогащало её образ, сообщало ему то «четвёртое измерение», по которому Мандельштам отличал подли(3)ую поэзию от рифмова(4)ых строк.
Ответ — 1234
Задание 16 № 6740 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Настало утро и золотые блики молодого солнца заплясали на едва заметных волнах спокойного моря. 2) Старый товарищ пригласил меня к себе погостить и мне впервые довелось побывать в верховьях Волги. 3) Бережно вынул он из пазухи башмаки и снова изумился дорогой работе и чудному происшествию прошлой ночи. 4) Через несколько часов он покинет дом и хутор и поедет куда-то на юг. 5) Островки мать-и-мачехи и полыни и жидкие кустики жёлтого донника оживляли склон оврага.
Ответ — 21
Задание 17 № 5499 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации (3) мы остановились (4) наслаждаясь ароматом.
Ответ — 34
Задание 18 № 5578 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Но это только лишь вступленье(1) вернее(2)присказка одна. Вот (3) был ли счастлив в жизни Ленин, без оговорок и сполна? Конечно(4) был. И не отчасти, а грозной волей главаря, когда вокруг кипело счастье штыков и флагов Октября. Да, был, хотя и без идиллий, когда опять, примкнув штыки, на фронт без песен уходили Москвы и Питера полки. Он счастлив был, смеясь по-детски, когда, знамена пронося, впервые праздник свой советский Россия праздновала вся. Он (5)кстати(6) счастлив был и дома, в лесу, когда еще темно… Но это счастье всем знакомо, а то — не каждому дано. (Ярослав Смеляков)
Ответ — 12456
Задание 19 № 12853 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Примечательно (1) что за домом разбит розарий (2) регулярный стиль (3) которого (4) подчёркивают ажурные решётки с плетистыми розами.
Ответ — 12
Задание 20 № 5543 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). С Кузнецкого моста я заехал в кондитерскую на Тверской (1) и (2) хотя желал притвориться (3) что меня в кондитерской преимущественно интересуют газеты (4) не смог удержаться от нескольких сладких пирожков.
Ответ — 234
Задание 21 № 14111 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Давным-давно, почти четыреста лет назад, первые землепроходцы – енисейские казаки – вышли на берега громадного пресноводного озера Байкал. 2) Очень интересно это озеро и загадочно его происхождение. 3) Оно занимает гигантскую тектоническую впадину, расположенную на высоте 453 метров над уровнем моря. 4) Очевидно, здесь когда-то в юности нашей Земли произошла колоссальная передвижка земной коры. 5) В результате в одних местах появились скалистые горные складки, а в другом месте образовалась глубокая впадина. 6) Это самое большое озеро из всех пресных озёр, имеющихся на континенте Азии и Европы. 7) Питается Байкал водами впадающих в него рек и речушек. Рек в Байкал впадает много – вытекает только красавица Ангара.
Ответ — 36
Задание 22 № 8920 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Студенты давно собирались сбить замок с Мишкиной тумбочки, чтобы конфисковать его продукты. 2) Рассказчик отправился домой, чтобы принести товарищам каравай хлеба. 3) Мишка сам захотел, чтобы ребята — соседи по комнате — проверили его тумбочку. 4) Мишкин отец доставал продукты, так как работал на складе. 5) Товарищи рассказчика, несмотря на голод, пытались уговорить его не ходить в деревню за хлебом.
Ответ — 245
Задание 26 № 8924 «Стремясь объяснить причины поступка персонажа, автор достоверно передаёт его состояние, используя синтаксическое средство выразительности — (А) _______ (в предложениях 37, 38) и троп — (Б) _______ («как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча» в предложении 37, «тёмной волной» в предложении 38). (В) _______ («жадюги», «хапуги» в предложении 28) и троп — (Г) _______ . («бесстыдная Мишкина ложь» в предложении 37), использованные автором, обнаруживают отношение студентов к тем, кто, преследуя свою выгоду, способен совершить низкий поступок».
Ответ — 7269
Другие тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку 11 класс:
23.09.2021 РЯ2110101 РЯ2110102 русский язык 11 класс ЕГЭ 2022 статград ответы и задания
Тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку задания с ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Задание ОГЭ на тему: Примечательно (1) что за домом разбит розарий (2) регулярный стиль (3) которого (4) подчёркивают ажурные решётки с плетистыми розами.
Основной Государственный Экзамен 2020-2021 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ. Решебник.
Вот и наступает жаркая пора, когда пришло время сдавать в школе ОГЭ / ГИА. Здесь, на страничке для школьников 9 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ОГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! После прохождения данных тестов, вы сами себе скажите, что я решу ОГЭ! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ОГЭ / ГИА
Скачать сочинение и изложение ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3
Задание ОГЭ по Русскому Языку. 9 класс.
Задание 19 № 12853
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Примечательно (1) что за домом разбит розарий (2) регулярный стиль (3) которого (4) подчёркивают ажурные решётки с плетистыми розами.
Посмотреть правильные ответы и пояснения на данные задания ОГЭ
Скачать готовое сочинение или изложение ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3
.
Задание 19. Пунктуация в сложноподчинённых предложениях
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Задание 1.
Впереди войска (1) колонны (2) которого (3) растянулись на пять миль (4) ехал великий победоносный Курфюрст, за ним следовала личная охрана и позади на гнедой кобыле ― главный кригсман, недавний библиотекарь Готлиб.
Задание 2.
Он раздобыл где-то магнитофон (1) корпус (2) которого (3) был весь замотан изолентой (4) отчего казался раздувшимся, будто щека с флюсом.
Задание 3.
Сквозь окно (1) возле (2) которого (3) стоял Андрей (4) была видна мёртвая голова с бешено развевающимися на ветру волосами ― она неслась в трех метрах над насыпью, и её наполовину закрытые глаза были обращены к небу (5) которое постепенно затягивали высокие синие тучи.
Задание 4.
Заказывала, конечно, в Воспитательном доме (1) главным доходом (2) и (3) привилегией (4) которого (5) было изготовление игральных карт.
Задание 5.
Это были слова, ушедшие из культуры в народ со своим евангелием-букварём (1) в пределах (2) которого (3) составлялись агитлистовки и революционные лозунги.
Задание 6.
На колокольне Михайловского монастыря пробило четыре (1) когда я, перейдя пустырь, вступил в боковую аллею Александровского парка (2) в глубине (3) которого (4) между чёрных стволов обнажённых деревьев просматривалась Александровская колонна.
Задание 7
1969-й был для рок-музыки годом решающим: продюсеры начали осознавать (1) что такая музыка (2) повсеместное увлечение (3) которой, как они раньше считали, закончится через пару недель (4) может прожить ещё очень долго.
Задание 8
Докучливые жильцы стали писать во все возможные и невозможные инстанции о том (1) как худо им живётся в родном доме (2) ремонт (3) которого (4) ежедневно лишает их сна и покоя.
Задание 9
Примечательно (1) что за домом разбит розарий (2) регулярный стиль (3) которого (4) подчёркивают ажурные решётки с плетистыми розами.
Задание#T595
Давно я искал случая познакомиться с Вами (1) потому что (2) сердечно уважаю тех людей (3) знаменитые имена (4) которых (5) гремят по всему миру.
Задание 10.
Тем временем институт уже работает над созданием одёжных тканей (1) температуру (2) которых (3) можно будет корректировать автоматически в зависимости от реакции и температуры тела (4) того (5) кто их носит.
Задание 11
Сейчас капитан Брянов верил (1) что перед Россией едва ли не впервые в истории поставлена воистину благороднейшая задача (2) решение (3) которой (4) зависит уже не от воли всевластного повелителя.
Задание 12
Соседка (1) в присутствии (2) которой (3) составлялась опись (4) подтвердила (5) что в квартире постоянно никто не проживает.
Задание 13
Он был назначен начальником той самой комиссии (1) о создании (2) которой (3) он так хлопотал в мирное время (4) и теперь разрывался на части (5) потому что (6) поток раненых был огромным.
Задание 14.
В состоянии внезапного озарения он поглядел на Курта (1) ибо только в эту кратчайшую секунду восстановил в уме все недостающие звенья той огромной цепи причин и событий (2) в начале (3) которой (4) стоял приход садовника Курта на виллу и в конце – разговор с Войциком.
Задание 15.
В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Задание 16.
В тайге (1) растут берёзы (2) стволы (3) которых (4) имеют большие наросты.
Задание 17.
Горький говорил о Чехове (1) что это такой писатель (2) одного слова (3) которого достаточно (4) чтобы создать образ (5) и одной фразы (6) чтобы сотворить дивный рассказ.
Задание 18
Солнце осветило ещё по-утреннему зыбкие массивы гор (1) красоту (2) которых (3) бессильно выразить человеческое слово.
Задание 19.
По внешнему виду Спирьки (1) в воспаленном сознании (2) которого уже созрел план мести (3) Сергей мог догадаться (4) о предстоящем выстреле.
Задание 20
Я думал о том человеке (1) слова (2) которого (3) оказались пророческими.
Задание 21
Фёдор понял (1) что заблудился в незнакомом городе (2) и пошёл наугад туда (3) где виднелся купол собора.
Задание 22
Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на всё (1) что тут было (2) прочёл бы только желание (3) кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий (4)лишь бы отделаться от них.
Задание 23
Мир человеческих страданий (1) в изображении (2) которых (3) Достоевский не знает себе равных (4) является основой реалистического творчества писателя.
Задание 24
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьёзно петь (1) и (2) в особенности (3) оттого (4) что Денисов восторгался её пением.
Задание 25
Первым движением Юры (1) когда он слез с подоконника (2) было желание одеться и бежать на улицу (3) чтобы что-то (4) предпринять.
Задание 26
До самого горизонта (1) сколько ни вглядывайся (2) одна вода (3) посреди которой (4) кое-где возвышаются кусочки суши.
Задание 27
Мука эта продолжалась до начала первого часа дня (1) когда Никанор Иванович просто сбежал из своей квартиры в помещение управления у ворот (2) но когда увидел он (3) что и там его подкарауливают (4) убежал и оттуда.
Задание 28
Однажды (1) когда гудящий ветер уносил шапки (2) и (3) прятались птицы (4) рухнула стоящая на краю поляны старая ель.
Задание 29
Мы видели (1) что борьба между старым и новым шла уже давно (2) и давно уже (3) она приняла такой характер (4) который не мог содействовать смягчению нравов.
Задание 30
Лес (1) огромные деревья которого (2) смыкались вверху (3) и не пропускали солнечных лучей (4) тянулся на многие километры.
Задание 31
Экономические параметры работы предприятия (1) при изменении (2) которых (3) автоматически корректируется и заработная плата (4) должны быть заранее согласованы с профсоюзом.
Задание 32
Керосиновая лампа (1) яркости (2) которой (3) едва хватило бы для маленькой комнаты (4) освещала только центр обширного пространства зала.
Задание#T3157
В романе «Игрок» (1) действие (2) которого (3) разворачивается в Западной Европе (4) исключительно сильны автобиографические мотивы.
Задание 33
Деревья (1) возле (2)которых (3) мы расположились (4) одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.
Задание 34
Когда в 1807 году раненный в сражении под Гейльсбергом Батюшков (1) попал в Ригу (2) он поселился в доме мясоторговца Мюгеля (3) жена и дочь (4) которого выхаживали больного.
Задание 35
Устройство народных чтений (1) во время (2) которых преподаватели показывали картинки (3) с помощью «волшебного фонаря» (4) было основной формой внешкольной работы сельских учителей дореволюционной России.
Задание 36
Создатели документального сериала «Голубая планета» (1) сделали новый фильм (2) невероятные по красоте пейзажи (3) которого (4) поражают воображение.
Задание 37
В детстве (1) главным сокровищем в нашей квартире был для меня книжный шкаф (2) содержимое (3) которого (4) властно притягивало меня.
Задание 38
Говорят, что двенадцать знаков зодиака (1) на каждый (2) из которых (3) приходится по тридцать градусов зодиакального круга (4) были изобретены в Вавилоне в пятом веке до нашей эры.
Задание 39
Пушкин крайне заинтересовался рассказом П.В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа (1) герой (2) которого (3) в первоначальном плане (4) фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.
Задание 40
Во время одного из восстаний (1) подробности (2) которого (3) нам неизвестны (4) мумия Хеопса была выброшена из склепа и бесследно исчезла.
Задание 41
После знакомства с ним мне стало ясно (1) почему в самом ближайшем его окружении постоянно находились люди (2) присутствие (3) которых (4) бывало мне тягостно.
Задание 42
А школа профучёбы (1) создание (2) которой (3) Скумбриевич ставил себе в особенную заслугу (4) всё время перестраивалась (5) что, как известно, обозначает полную бездеятельность.
Задание 43
Он был назначен начальником той самой комиссии (1) о создании (2) которой (3) он так хлопотал в мирное время (4) и теперь разрывался на части (5) потому что (6) поток раненых был огромным.
Задание 44
В состоянии внезапного озарения он поглядел на Курта (1) ибо только в эту кратчайшую секунду восстановил в уме все недостающие звенья той огромной цепи причин и событий (2) в начале (3) которой (4) стоял приход садовника Курта на виллу и в конце – разговор с Войциком.
Задание 45
Только после того как Павел ещё раз открыл глаза (1) он вспомнил (2) что находится в своей квартире (3) что дети дома (4) потому что в школе каникулы (5) и что он в отпуске (6) до окончания (7) которого (8) осталась неделя.
Задание 46
Писателем овладело какое-то беспокойство (1) причину (2) которого (3) он несколько минут не мог понять, а потом вспомнил (4) что сегодня должна состояться важная встреча.
Задание 47
Через несколько минут (1) в течение (2) которых (3) сановник успел заметить два раза (4) что он очень рад успеть к обеду (5) всё общество отправилось в столовую.
Задание 48
Все с участием спрашивали об её здоровье и слышали в ответ (1) что она занята необходимыми делами (2) по окончании (3) которых (4) непременно явится.
Задание 49
С западной стороны была стена (1) взобраться (2) на которую (3) не составляло большого труда (4) поскольку в ней было множество трещин.
Задание 50
Трудно было понять (1) как это могут кончиться горы (2) цепь (3) которых (4) настолько длинна (5) что её хватило бы на целую неделю пути.
Задание 51
Когда Андрей подошёл к дому (1) он обратил внимание на то (2) что его новый сосед стоит рядом с Раисой Сергеевной (3) и говорит ей что-то про новогоднюю ночь и прогулку на свежем воздухе (4) во время (5) которой (6) все сильно замёрзли.
Задание 52
Николай Петрович с Аркадием и Базаровым прошли через темный зал (1) из-за двери (2) которого (3) мелькнуло молодое женское лицо (4) в гостиную.
Задание 53
В этом разнообразии (1) коренная причина (2) которого (3) заключается в бесконечных изменениях взаимодействия исторических сил (4) самое важное есть то (5) что элементы общежития в различных сочетаниях и положениях обнаруживают неодинаковые свойства и действия.
Задание 54
Главная трудность учёного-первооткрывателя заключается как раз в том (1) что ему нужно увидеть вещь в новом качестве (2) чтобы в буквальном смысле слова «открыть» свойство (3) наличие (4) которого (5) не являлось до сих пор очевидным.
Задание 55
Журналист начал рассказывать историю о том (1) как к известному экстрасенсу пришла немолодая женщина (2) сын (3) которой (4) пропал несколько лет назад (5) когда был ещё ребёнком.
Задание 19. Пунктуация в сложноподчинённых предложениях
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Задание 1
Впереди войска (1) колонны (2) которого (3) растянулись на пять миль (4) ехал великий победоносный Курфюрст, за ним следовала личная охрана и позади на гнедой кобыле ― главный кригсман, недавний библиотекарь Готлиб.
Ответ: 14
Задание 2.
Он раздобыл где-то магнитофон (1) корпус (2) которого (3) был весь замотан изолентой (4) отчего казался раздувшимся, будто щека с флюсом.
Ответ: 14
Задание 3
Сквозь окно (1) возле (2) которого (3) стоял Андрей (4) была видна мёртвая голова с бешено развевающимися на ветру волосами ― она неслась в трех метрах над насыпью, и её наполовину закрытые глаза были обращены к небу (5) которое постепенно затягивали высокие синие тучи.
Ответ: 145
Задание 4
Заказывала, конечно, в Воспитательном доме (1) главным доходом (2) и (3) привилегией (4) которого (5) было изготовление игральных карт.
Ответ: 1
Задание 5
Это были слова, ушедшие из культуры в народ со своим евангелием-букварём (1) в пределах (2) которого (3) составлялись агитлистовки и революционные лозунги.
Ответ: 1
Задание 6
На колокольне Михайловского монастыря пробило четыре (1) когда я, перейдя пустырь, вступил в боковую аллею Александровского парка (2) в глубине (3) которого (4) между чёрных стволов обнажённых деревьев просматривалась Александровская колонна.
Ответ: 12
Задание 7.
1969-й был для рок-музыки годом решающим: продюсеры начали осознавать (1) что такая музыка (2) повсеместное увлечение (3) которой, как они раньше считали, закончится через пару недель (4) может прожить ещё очень долго.
Ответ: 124
Задание 8
Докучливые жильцы стали писать во все возможные и невозможные инстанции о том (1) как худо им живётся в родном доме (2) ремонт (3) которого (4) ежедневно лишает их сна и покоя.
Ответ: 12
Задание 9
Примечательно (1) что за домом разбит розарий (2) регулярный стиль (3) которого (4) подчёркивают ажурные решётки с плетистыми розами.
Ответ: 12
Задание 10.
Давно я искал случая познакомиться с Вами (1) потому что (2) сердечно уважаю тех людей (3) знаменитые имена (4) которых (5) гремят по всему миру.
Ответ: 13
Задание 11
Тем временем институт уже работает над созданием одёжных тканей (1) температуру (2) которых (3) можно будет корректировать автоматически в зависимости от реакции и температуры тела (4) того (5) кто их носит.
Ответ: 15
Задание 12.
Сейчас капитан Брянов верил (1) что перед Россией едва ли не впервые в истории поставлена воистину благороднейшая задача (2) решение (3) которой (4) зависит уже не от воли всевластного повелителя.
Ответ: 12
Задание 13.
Соседка (1) в присутствии (2) которой (3) составлялась опись (4) подтвердила (5) что в квартире постоянно никто не проживает.
Ответ: 145
Задание 14.
Он был назначен начальником той самой комиссии (1) о создании (2) которой (3) он так хлопотал в мирное время (4) и теперь разрывался на части (5) потому что (6) поток раненых был огромным.
Ответ: 145
Задание 15.
В состоянии внезапного озарения он поглядел на Курта (1) ибо только в эту кратчайшую секунду восстановил в уме все недостающие звенья той огромной цепи причин и событий (2) в начале (3) которой (4) стоял приход садовника Курта на виллу и в конце – разговор с Войциком.
Ответ: 12
Задание 16.
В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Ответ: 2
Задание 17
В тайге (1) растут берёзы (2) стволы (3) которых (4) имеют большие наросты.
Ответ: 2
Задание 18
Горький говорил о Чехове (1) что это такой писатель (2) одного слова (3) которого достаточно (4) чтобы создать образ (5) и одной фразы (6) чтобы сотворить дивный рассказ.
Ответ: 12456
Задание 19
Солнце осветило ещё по-утреннему зыбкие массивы гор (1) красоту (2) которых (3) бессильно выразить человеческое слово.
Ответ: 1
Задание 20
По внешнему виду Спирьки (1) в воспаленном сознании (2) которого уже созрел план мести (3) Сергей мог догадаться (4) о предстоящем выстреле.
Ответ: 13
Задание 21
Я думал о том человеке (1) слова (2) которого (3) оказались пророческими.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ответ: 1
Задание 22
Фёдор понял (1) что заблудился в незнакомом городе (2) и пошёл наугад туда (3) где виднелся купол собора.
Ответ: 123
Задание 23
Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на всё (1) что тут было (2) прочёл бы только желание (3) кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий (4)лишь бы отделаться от них.
Ответ: 124
Задание 24
Мир человеческих страданий (1) в изображении (2) которых (3) Достоевский не знает себе равных (4) является основой реалистического творчества писателя.
Ответ: 14 или 41
Задание 25
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьёзно петь (1) и (2) в особенности (3) оттого (4) что Денисов восторгался её пением.
Ответ: 4
Задание 26
Первым движением Юры (1) когда он слез с подоконника (2) было желание одеться и бежать на улицу (3) чтобы что-то (4) предпринять.
Ответ: 123
Задание 27
До самого горизонта (1) сколько ни вглядывайся (2) одна вода (3) посреди которой (4) кое-где возвышаются кусочки суши.
Ответ: 123
Задание 28
Мука эта продолжалась до начала первого часа дня (1) когда Никанор Иванович просто сбежал из своей квартиры в помещение управления у ворот (2) но когда увидел он (3) что и там его подкарауливают (4) убежал и оттуда.
Ответ: 1234
Задание 29
Однажды (1) когда гудящий ветер уносил шапки (2) и (3) прятались птицы (4) рухнула стоящая на краю поляны старая ель.
Ответ: 14 или 41
Задание 30
Мы видели (1) что борьба между старым и новым шла уже давно (2) и давно уже (3) она приняла такой характер (4) который не мог содействовать смягчению нравов.
Ответ: 14 или 41
Задание 31
Лес (1) огромные деревья которого (2) смыкались вверху (3) и не пропускали солнечных лучей (4) тянулся на многие километры.
Ответ: 14 или 41
Задание 32
Экономические параметры работы предприятия (1) при изменении (2) которых (3) автоматически корректируется и заработная плата (4) должны быть заранее согласованы с профсоюзом.
Ответ: 14 или 41
Задание 33
Керосиновая лампа (1) яркости (2) которой (3) едва хватило бы для маленькой комнаты (4) освещала только центр обширного пространства зала.
Ответ: 14 или 41
Задание 34
В романе «Игрок» (1) действие (2) которого (3) разворачивается в Западной Европе (4) исключительно сильны автобиографические мотивы.
Ответ: 14 или 41
Задание 35
Деревья (1) возле (2)которых (3) мы расположились (4) одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.
Ответ: 14 или 41
Задание 36
Когда в 1807 году раненный в сражении под Гейльсбергом Батюшков (1) попал в Ригу (2) он поселился в доме мясоторговца Мюгеля (3) жена и дочь (4) которого выхаживали больного.
Ответ: 23 или 32
Задание 37
Устройство народных чтений (1) во время (2) которых преподаватели показывали картинки (3) с помощью «волшебного фонаря» (4) было основной формой внешкольной работы сельских учителей дореволюционной России.
Ответ: 14 или 41
Задание 38
Создатели документального сериала «Голубая планета» (1) сделали новый фильм (2) невероятные по красоте пейзажи (3) которого (4) поражают воображение.
Ответ: 2
Задание 39
В детстве (1) главным сокровищем в нашей квартире был для меня книжный шкаф (2) содержимое (3) которого (4) властно притягивало меня.
Ответ: 2
Задание 40
Говорят, что двенадцать знаков зодиака (1) на каждый (2) из которых (3) приходится по тридцать градусов зодиакального круга (4) были изобретены в Вавилоне в пятом веке до нашей эры.
Ответ: 14 или 41
Задание 41
Пушкин крайне заинтересовался рассказом П.В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа (1) герой (2) которого (3) в первоначальном плане (4) фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.
Ответ: 1
Задание 42
Во время одного из восстаний (1) подробности (2) которого (3) нам неизвестны (4) мумия Хеопса была выброшена из склепа и бесследно исчезла.
Ответ: 14 или 41
Задание 43
После знакомства с ним мне стало ясно (1) почему в самом ближайшем его окружении постоянно находились люди (2) присутствие (3) которых (4) бывало мне тягостно.
Ответ: 12 или 21
Задание 44
А школа профучёбы (1) создание (2) которой (3) Скумбриевич ставил себе в особенную заслугу (4) всё время перестраивалась (5) что, как известно, обозначает полную бездеятельность.
Ответ: 145
Задание 45
Он был назначен начальником той самой комиссии (1) о создании (2) которой (3) он так хлопотал в мирное время (4) и теперь разрывался на части (5) потому что (6) поток раненых был огромным.
Ответ: 145
Задание 46
В состоянии внезапного озарения он поглядел на Курта (1) ибо только в эту кратчайшую секунду восстановил в уме все недостающие звенья той огромной цепи причин и событий (2) в начале (3) которой (4) стоял приход садовника Курта на виллу и в конце – разговор с Войциком.
Ответ: 12 или 21
Задание 47
Только после того как Павел ещё раз открыл глаза (1) он вспомнил (2) что находится в своей квартире (3) что дети дома (4) потому что в школе каникулы (5) и что он в отпуске (6) до окончания (7) которого (8) осталась неделя.
Ответ: 123456
Задание 48
Писателем овладело какое-то беспокойство (1) причину (2) которого (3) он несколько минут не мог понять, а потом вспомнил (4) что сегодня должна состояться важная встреча.
Ответ: 14
Задание 49
Через несколько минут (1) в течение (2) которых (3) сановник успел заметить два раза (4) что он очень рад успеть к обеду (5) всё общество отправилось в столовую.
Ответ: 145
Задание 50
Все с участием спрашивали об её здоровье и слышали в ответ (1) что она занята необходимыми делами (2) по окончании (3) которых (4) непременно явится.
Ответ: 12 или 21
Задание 51
С западной стороны была стена (1) взобраться (2) на которую (3) не составляло большого труда (4) поскольку в ней было множество трещин.
Ответ: 14 или 41
Задание 52
Трудно было понять (1) как это могут кончиться горы (2) цепь (3) которых (4) настолько длинна (5) что её хватило бы на целую неделю пути.
Ответ: 125
Задание 53
Когда Андрей подошёл к дому (1) он обратил внимание на то (2) что его новый сосед стоит рядом с Раисой Сергеевной (3) и говорит ей что-то про новогоднюю ночь и прогулку на свежем воздухе (4) во время (5) которой (6) все сильно замёрзли.
Ответ: 124
Задание 54
Николай Петрович с Аркадием и Базаровым прошли через темный зал (1) из-за двери (2) которого (3) мелькнуло молодое женское лицо (4) в гостиную.
Ответ: 14 или 41
Задание 55
В этом разнообразии (1) коренная причина (2) которого (3) заключается в бесконечных изменениях взаимодействия исторических сил (4) самое важное есть то (5) что элементы общежития в различных сочетаниях и положениях обнаруживают неодинаковые свойства и действия.
Ответ: 145
Задание 56
Главная трудность учёного-первооткрывателя заключается как раз в том (1) что ему нужно увидеть вещь в новом качестве (2) чтобы в буквальном смысле слова «открыть» свойство (3) наличие (4) которого (5) не являлось до сих пор очевидным.
Ответ: 123
Задание 57
Журналист начал рассказывать историю о том (1) как к известному экстрасенсу пришла немолодая женщина (2) сын (3) которой (4) пропал несколько лет назад (5) когда был ещё ребёнком.
Ответ: 125
Межшкольное тестирование по русскому языку
1 вариант
Задание 1
Укажите номера предложений, в которых верно
передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих
предложений.
1) Французские учёные Мирбель и Ламарк
установили, что все животные организмы и растения состоят из клеток, однако
впервые идея о том, что клетка является основной структурной единицей любого
организма, была высказана Робертом Гуком.
2) В 1808 году французский учёный Мирбель
установил, что все растения состоят из клеток, однако аналогичный вывод о
клеточной структуре животных организмов был сделан уже не Мирбелем, а другим
французским ботаником, Ламарком.
3) Разделённые перегородками крошечные ячейки,
обнаруженные Робертом Гуком при изучении через микроскоп тонких срезов дерева,
были названы им клетками (англ. cell – клетка, сота) , так как показались
учёному внешне похожими на соты в пчелиных ульях.
4) Клетка была открыта в 1665 году Робертом
Гуком, однако английский учёный не предполагал, что клеточное строение
характерно для любого организма, и данный вывод был сделан Мирбелем и Ламарком
лишь спустя век.
5) Открыв клетку в 1665 году, Роберт Гук,
английский учёный, даже не мог предположить, что клеточное строение характерно
для любого организма, и такой вывод был сделан лишь век спустя учёными Ламарком
и Мирбелем.
(1)В 1665
году английский естествоиспытатель Роберт Гук, разглядывая в микроскоп тонкие
срезы сердцевины бузины и пробкового дерева, обнаружил множество разделённых
перегородками крошечных ячеек, напомнивших ему соты в пчелиных ульях, и эти
ячейки были названы учёным клетками (англ. cell — клетка, сота).
(2)Однако в работе Гука, содержавшей подробный рассказ о клеточном строении
пробки и бузины, не было и намёка на то, что клетка является основной
структурной единицей любого организма. (3)<…> в 1808 году французским
учёным Мирбелем было установлено, что из тканей, образованных клетками,
состоят все растения, а через год другой французский ботаник, Ламарк,
доказал, что из клеток состоят также все животные организмы, что и привело к
созданию в 1839 году клеточной теории, отражающей безусловное единство
животного и растительного мира.
Задание 2
Самостоятельно подберите частицу, которая
должна быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой
приводятся значения слова ТЕОРИЯ. Определите значение, в котором это слово
употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую
этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТЕО́РИЯ, -и, жен.
1. Учение, система научных принципов, идей,
обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества,
мышления. Философская т. Т. познания. Т. относительности.
2. Совокупность обобщённых положений,
образующих науку или раздел какой-н. науки, а также совокупность правил в
области какого-н. мастерства. Лингвистическая т. Т. шахматной игры.
3. Сложившееся у кого-н. мнение, суждение,
взгляд на что-н. У него на этот счёт своя т. В оправдание своего
поведения придумал целую теорию.
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена
ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук. Выпишите это слово.
Иксы
вручИт
кровотОчащий
насорИт
кремнЯ
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в
котором мы все оказались.
В ИГОРНОМ зале казино было уже много людей.
В процессе реформы хозяйственной системы Китая КОРЕННЫЕ перемены
затронули и рынок страхования.
Несмотря на учёную степень, мой собеседник оказался редкостным
НЕВЕЖДОЙ, мало что знающим в области науки.
Вот БОЛОТИСТАЯ речонка, никак не знаешь, где перейти.
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной
кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца,
наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды
больше, чем все моря и океаны.
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка
в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДЛИННЕЕ
ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее
ЗАМОРОЗКОВ
на ОБОИХ берегах
старых БАСНЕЙ
Задание 8
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с косвенной речью Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Д) ошибка в употреблении имени числительного |
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 9) |
Установите соответствие
между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
Запишите в ответ цифры,
расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех
словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
номера ответов.
1) выскочка, блистательный, замирать
2) период, уберечь, замечательный
3) расплавлять (металл), зоологический,
примирить (врагов)
4) пóнятый (текст), выгорать, озарение
5) душераздирающий, (по) касательной, сложение
(основ)
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех
словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..образовать, пр..неприятный,
пр..следовать
2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный
3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера
4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
5) вз..скать, без..нициативный,
сверх..зысканный
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих
словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) отта..в, ореш..к
2) вкрадч..вый, меньш..нство
3) запрыг..вать, движ..мый
4) алюмини..вый, пород..стый
5) задумч..вый, гир..вой (спорт)
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых во всех
словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) постро..шь, (можно) наде..ться
2) задерж..вшийся, раду..щийся
3) раскле..шь, намет..ть (план)
4) пропол..шь, упроща..шь
5) (он) расстел..т, заправ..шь
Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом
пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Мне (не)(к)(кому) обратиться за помощью.
Человеку, (не)верящему в свои силы, трудно
победить.
Он предпочёл остаться (не)узнанным.
Можно ли жить, (не)жертвуя ничем?
Ошибки в работе по-прежнему (не)исправлены.
Задание 14
Определите предложение, в котором оба
выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Эксперимент был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ)
впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.
(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными,
морозными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.
Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению,
но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.
Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым,
добрым; (ЗА)ТО её и любили в деревне.
ГДЕ(ТО) на ЮГО(ВОСТОКЕ) шел бой.
Задание 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется
одна буква Н.
На картине Вермеера «Улочка» мостовая вымете(1)а, мощё(2)ое
плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбеле(3)ы извёсткой.
Задание 16
Расставьте знаки препинания.
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Запишите номера этих предложений.
1) Я хотел подарить маме на день рождения
шкатулку или шляпку или шёлковое кашне.
2) По ночам подмораживало и звёзды усеивали
небо.
3) На Птичьем рынке можно было как купить
понравившуюся живность так и просто полюбоваться ею.
4) Сверкнула молния и лес на несколько
мгновений озарился невыразимо ярким светом наполнился причудливыми тенями.
5) Коперник размышлял над Птолемеевой системой
мира и поражался её сложности и искусственности нелогичности и запутанности.
Задание 17
Расставьте все знаки препинания: укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Привлечённые запахом (1) цветущей в
парке (2) акации (3) мы остановились (4) наслаждаясь ароматом.
Задание 18
Расставьте все недостающие знаки
препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Глаза (1) наконец (2) привыкли к
темноте, и нам (3) кажется (4) удалось что-то разглядеть в глубине подвала.
Задание 19
Расставьте все знаки препинания: укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Примечательно (1) что за домом
разбит розарий (2) регулярный стиль (3) которого (4) подчёркивают ажурные
решётки с плетистыми розами.
Задание 20
Расставьте все знаки препинания: укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пусть во все времена на Руси растут богатыри
такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть
Россию (4) и даже думать об этом не смог.
Задание 21
Найдите предложения, в которых запятая ставится
в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих
предложений.
1) Давным-давно, почти четыреста лет назад,
первые землепроходцы – енисейские казаки – вышли на берега громадного
пресноводного озера Байкал. 2) Очень интересно это озеро и загадочно его
происхождение. 3) Оно занимает гигантскую тектоническую впадину, расположенную
на высоте 453 метров над уровнем моря. 4) Очевидно, здесь когда-то в юности
нашей Земли произошла колоссальная передвижка земной коры. 5) В результате в
одних местах появились скалистые горные складки, а в другом месте образовалась
глубокая впадина. 6) Это самое большое озеро из всех пресных озёр, имеющихся на
континенте Азии и Европы. 7) Питается Байкал водами впадающих в него рек и
речушек. Рек в Байкал впадает много – вытекает только красавица Ангара.
Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию
текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Студенты давно собирались сбить замок с
Мишкиной тумбочки, чтобы конфисковать его продукты.
2) Рассказчик отправился домой, чтобы принести
товарищам каравай хлеба.
3) Мишка сам захотел, чтобы ребята — соседи по
комнате — проверили его тумбочку.
4) Мишкин отец доставал продукты, так как работал
на складе.
5) Товарищи рассказчика, несмотря на голод,
пытались уговорить его не ходить в деревню за хлебом.
(1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние
мальчишки, пока ещё не попали. (2)Время было голодное. (3)По студенческим
карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба.
(4) А между тем даже сливочное масло, окорок,
яйца, сметана существовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки
Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну
и приносил свежую обильную еду.
(5) На Мишкиной тумбочке висел замок. (6)Мы
даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у
человека веками и была священна во все времена, исключая социальные катаклизмы
— стихийные бунты или закономерные революции.
(7)Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что
пойду к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. (8)Ребята меня
отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель.
(9)Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.
(10)Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я
добрался до родительского дома. (11)Переночевав и положив драгоценный каравай в
заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студёном, голодном
общежитии.
(12)Должно быть, я простудился, и теперь
начиналась болезнь. (13)Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже
двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику.
— (14)Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил
шофёр. — (15)Э, да что с тобой разговаривать!
— (16)Дяденька, не уезжайте! (17)У меня хлеб
есть.
(18)Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай
в надежде, что шофёр отрежет часть и за это довезёт до Владимира. (19)Но весь
каравай исчез в кабине грузовика. (20)Видимо, болезнь крепко захватила меня,
если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенёс такие муки, было
мне уже безразлично.
(21)Придя в общежитие, я разделся, залез в
ледяное нутро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку.
— (22)А кипяток-то с чем?.. (23)Ты из дома-то
неужели совсем ничего не принёс?
(24)Я рассказал им, как было дело.
— (25)А не был ли похож тот шофёр на нашего
Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарёв.
— (26)Был, — удивился я, вспоминая круглую
красную харю шофёра с маленькими серыми глазками. — (27)А ты как узнал?
— (28)Да все хапуги и жадюги должны же быть
похожи друг на друга!
(29)Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не
выдержав, впервые
обратились к нему с просьбой.
— (30)Видишь, захворал человек. (31)Дал бы ему
хоть чего-нибудь поесть.
(32)Никто не ждал, что Мишку взорвёт таким
образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого.
— (33)Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то
глядеть! (34)Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить. (35)Разрешается.
(36)При этом он успел метнуть хитрый взгляд на
свой тяжёлый замок .
(37)Навалившаяся болезнь, страшная усталость,
сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с
которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принёс его, забота
ребят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во
мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча. (38)Клубы
росли, расширялись, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг тёмной волной.
(39)Говорили мне потом, что я спокойно взял
клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и
согреться, и двинулся к тумбочке с замком. (40)Я поднял клюшку и раз, и два, и
вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со
сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и
поменьше полетели в разные стороны, на дне под свёртками показался хлеб.
— (41)Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке,
— будто бы распорядился я, прежде чем лёг в постель. (42)Самому мне есть не
хотелось, даже подташнивало. (43)Скоро я впал в забытьё, потому что болезнь
вошла в полную силу.
(44)Мишка никому не пожаловался, но жить в
нашей комнате больше не стал. (45)Его замок долго валялся около печки, как
ненужный и бесполезный предмет. (46)Потом его унёс комендант общежития.
(По В. Солоухину)
Солоухин Владимир Алексеевич (1924—1997 гг.) —
русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». В наследии
писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор
осмысляет историю России XX века.
Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются
верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Предложение 2 объясняет содержание
предложения 3.
2) В предложениях 10—11 содержится
повествование.
3) Предложения 37—38 включают описание
состояния человека.
4) В предложениях 39—40 представлено
рассуждение.
5) В предложениях 44—46 представлено описание.
Задание 24
Из предложения 40 выпишите антонимы (антонимическую
пару).
Задание 25
Среди предложений 32—38 найдите такое(-ие), которое(-ые)
связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов. Напишите номер(-а)
этого(-их) предложения(-ий).
Задание 26
«Стремясь объяснить причины
поступка персонажа, автор достоверно передаёт его состояние, используя
синтаксическое средство выразительности — (А) _______ (в предложениях 37, 38) и
троп — (Б) _______ («как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская
грозовая туча» в предложении 37, «тёмной волной» в предложении 38). (В) _______
(«жадюги», «хапуги» в предложении 28) и троп — (Г) _______ . («бесстыдная
Мишкина ложь» в предложении 37), использованные автором, обнаруживают отношение
студентов к тем, кто, преследуя свою выгоду, способен совершить низкий
поступок».
Список терминов:
1) анафора
2) сравнение
3) диалектизмы
4) фразеологизмы
5) парцелляция
6) эмоционально-оценочные слова
7) ряды однородных членов
литота
9) эпитет
Задание 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных
автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему.
Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте
чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по
проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный
текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.
Слайд 1
Теория и практика Задание 19 Чепурных Л.Г., учитель Шарангской СШ
Слайд 2
Алгоритм выполнения задания 19 1. Прочитайте внимательно задание и предложение, выделите грамматические основы. 2. Найдите главное предложение и определите, каким образом связано/ ы с ним придаточное/ ые . 3. Если СПП с одним придаточным предложением, необходимо поставить запятую на границе предложений. Если придаточная стоит до или после главной части, то необходима одна запятая . Если придаточная часть «разрывает» главное предложение, то необходимо поставить две запятые . 4. Если в СПП больше одного придаточного предложения, то лучше нарисовать схему, чтобы точно узнать тип подчинения (однородное, последовательное или параллельное). От этого зависит количество запятых. Не забывайте о том, что придаточные предложения тоже могут быть однородными, могут быть связаны союзом или нет. 5. В соответствии с правилами расставьте запятые и проверьте еще раз схему предложения.
Слайд 3
Формулировка задания 19 ЕГЭ: Расставьте знаки препинания: укажите цифру(- ы ), на месте которой(- ых ) в предложении должна(- ы ) стоять запятая(- ые ). В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И.Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Правильный ответ: 2
Слайд 4
Количество запятых в СПП с одним придаточным зависит от местоположения придаточной части. 1) Придаточное предложение может стоять ПОСЛЕ главного. [ ], ( ) Природа находилась еще в том состоянии покоя, когда все дремлет и наслаждается предрассветным отдыхом (В. Арсеньев). 2) Придаточное предложение может стоять ПЕРЕД главным. ( ), [ ] Пока наездники о чем-то говорили, обе лошади шли некоторое время рядом (А. Куприн). 3) Придаточное предложение может РАЗРЫВАТЬ главное. [ ,( ), ] Лошади хорошо знали, что сейчас будут засыпать овес, и от нетерпения негромко покряхтывали у решеток (А. Куприн).
Слайд 5
В СПП главное и придаточное предложения могут быть связаны как СОЮЗОМ, так и СОЮЗНЫМ словом. Запятая НЕ ВСЕГДА ставится перед союзом; союзу или союзному слову могут предшествовать другие слова. Чаще всего это касается СПП с придаточным определительным. Примеры: Две обозначенные в траве колеи вели к полосатому шлагбауму, около которого прохаживался часовой в голубой форме. (С. Ястребов) Самым заметным сооружением в местечке была древняя церковь, купола которой были видны издалёка. (В. Быков)
Слайд 6
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). 1.Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем . 2.По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды . 3.Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого (3) производится подразделение стран на развитые и развивающиеся.
Слайд 7
4.Около деревьев (1) можно посадить луковичные растения (2) яркие пятна (3) которых (4) ранней весной создают ощущение праздника . 5.Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ . 6.Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей .
Слайд 8
7.Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным. 8. Примечательно (1) что за домом разбит розарий (2) регулярный стиль (3) которого (4) подчёркивают ажурные решётки с плетистыми розами . 9.Семья Шишкиных жила в доме (1) из окна (2) которого (3) было видно (4) петляющую по заливным лугам реку.
Слайд 9
10.Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей. 11. Давно я искал случая познакомиться с Вами (1) потому что (2) сердечно уважаю тех людей (3) знаменитые имена (4) которых (5) гремят по всему миру . 12.Автором этого стихотворения оказался Маяковский (1) к личности (2) и творчеству (3) которого (4) Замятин давно испытывал интерес.
Слайд 10
13.Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём. 14. С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали . 15.Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.
Слайд 11
16.Солнечным и ясным утром Володя и Лида шли по красивой аллее (1) в глубине (2) которой (3) виднелось двухэтажное белое здание (4) и мило беседовали. 17.Древнегреческая цивилизация (1) дала миру немало превосходных философов (2) в концепции (3) которых (4) вплетены бесценные мысли о воспитании. 18. А . С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.
Слайд 12
19.В печати не раз появлялись статьи (1) авторы (2) которых (3) пробуют объяснить загадки древней истории (4) с помощью гипотезы о космических пришельцах. 20.На колокольне Михайловского монастыря пробило четыре (1) когда я, перейдя пустырь, вступил в боковую аллею Александровского парка (2) в глубине (3) которого (4) между чёрных стволов обнажённых деревьев просматривалась Александровская колонна.
Слайд 13
21. Около живописного старого дома (1) неподалёку (2) от которого (3) рос фруктовый сад (4) я остановился (5) чтобы сделать набросок на бумаге. 22. 1969-й был для рок-музыки годом решающим: продюсеры начали осознавать (1) что такая музыка (2) повсеместное увлечение (3) которой, как они раньше считали, закончится через пару недель (4) может прожить ещё очень долго.
Слайд 14
23.Зимой домашнее растение (1) листья (2) которого (3) плохо переносят сухой воздух помещений (4) необходимо ежедневно опрыскивать. 24. Света подошла к мальчику (1) старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе (4) и поздоровалась. 25. Купец слез с лошади (1) бока (2) которой (3) высоко вздымались от усталости (4) и торжественно пообещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня.