Правда войны в севастопольских рассказах л н толстого сочинение

3 сочинения по «Севастопольским рассказам» Льва Толстого

­«Севастопольские рассказы», по сути являются художественно оформленные записки Льва Толстого, о боевых действиях во время Русско-Турецкой войны, в которых писатель принимал участие в 1854-1855 годах.

Эти произведения правдивы. В них показаны стойкость и мужество русского народа в непростой ситуации, когда решается судьба государства.

«Севастопольские рассказы» подтверждает мнение, что порождение героического духа исходит от народа. Что именно солдаты и лучшие офицеры в состоянии разумно побеждать, без излишних потерь и кровопролития.

Но Толстой нам показывает и других, те кто ради очередной звездочки на погоне, готовы пожертвовать сотнями других жизней.

Главной темой «Севастопольских рассказов» конечно можно назвать тему народа и войны, тему народного единства и национального русского характера.


Пример сочинения 1 

В середине 50-х годов в «Современнике» был опубликован цикл «Севастопольских рассказов», явившийся заметной вехой в эволюции творчества Толстого. Для читателей того Времени, с напряженным вниманием ожидавших известий о Крымской войне, очерки Толстого представляли интерес прежде всего как живое свидетельство очевидца, как своеобразный репортаж с места события (на такое восприятие произведений наталкивали и заглавия: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года»). Как всякий настоящий художник, Толстой не ограничивался простым воспроизведением тех или иных событий, пусть даже самых героических. Севастопольским рассказам свойственна широта художественного обобщения.

Первый рассказ из севастопольского цикла был посвящен описанию общей атмосферы осажденного города и включал не только военные эпизоды, но и бытовые сцены, свидетельствующие о мужестве солдат, матросов, жителей города. Рассказчик стремится приблизить читателя к явлениям ужасным и грустным, великим и забавным, сделать его непосредственным свидетелем своих наблюдений, участником событий, описанных в произведении. Отсюда особая манера повествования, которая выходит за пределы только личного, субъективного восприятия рассказчиком всего увиденного: «Вы подходите к пристани…», «предлагают вам…», «Вы выбираете…» и т. д. И в конечном счете рассказчик вместе с воображаемым читателем приобщается к величию подвига народа: «…вы…, не обращая никакого внимания на ядра и пули…, идете спокойно, возвысившимся духом».

Личное участие в обороне Севастополя позволило Толстому с зоркостью писателя-реалиста полно и объективно изобразить разнообразные человеческие характеры. Писатель приходит к мысли (ставшей генеральной для всего его последующего творчества), что русские солдаты, простой народ есть та главная сила, которая порождает героический дух защитников города-героя.

В последующих частях цикла у Толстого усиливается критический пафос, появляется ясно выраженное обличительное начало.

Рассказчика (и стоящего за ним автора) поражает различие между подлинным величием солдат, их простотой, естественностью поведения в минуту самой грозной опасности и тщеславным желанием высших офицеров, «метящих в Наполеоны», «затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья» («Севастополь в мае»). Только лучшие из офицеров близки к народной массе; общение с солдатами помогает им обрести стойкость и мужество, определяет их нравственную ценность (братья Козельцовы в рассказе «Севастополь в августе…»).

Севастопольские рассказы стали важным этапом в формировании писательского таланта Толстого. Впервые в его творчестве возник обобщенный образ русского народа, в грозное время встающего на защиту своей родины. Было положено начало реалистическому изображению войны и психологического состояния человека на войне в русской литературе. Новый взгляд на войну, как на тяжелую работу, лишенную ореола красивости, восприятие ее с точки зрения простых солдат явилось художественным открытием Толстого. Он предупреждал читателей, что в его произведениях им предстоит увидеть «войну не в правильном, красивом строе, с музыкой и барабанном боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а… в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, В смерти…».


Пример сочинения 2

Тема: Нужна ли народу война?

Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща и занимали его на протяжении жизни. Толстой бескомпромиссно осуждает войну. “Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?” Осенью 1853 года началась война России с Турцией, Толстому разрешено было перевестись в Севастополь. Попав в осажденный город, Толстой был потрясен героическим духом войска и населения. “Дух в войсках выше всякого описания,— писал он брату Сергею.— Во времена Древней Греции не было столько геройства”.Под грохот орудий четвертого бастиона, окутанный пороховым дымом, Л. Н. Толстой начал писать свой первый рассказ о героической обороне города, “Севастополь в декабре месяце”, за ним последовали два других: “Севастополь в мае” и “Севастополь в августе 1855 года”.

В своих рассказах о трех этапах Крымской эпопеи Толстой показал войну “не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении— в крови, в страдании, в смерти…”. Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Но как много дают эти картины! Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ, драгоценное для историка показание участника.

Первый рассказ говорит о Севастополе в декабре 1854 года. Это был момент некоторого ослабления и замедления военных действий, промежуток между кровавой битвой под Инкерманом и под Евпаторией. Но если могла несколько поотдохнуть и поправиться полевая русская армия, стоявшая в окрестностях Севастополя, то город и его гарнизон не знали передышки и забыли, что значит слово “покой”. Солдаты и матросы трудились под снегом и проливным дождем, полуголодные, истерзанные.

Толстой рассказывает о матросе с оторванной ногой, которого несут на носилках, а он просит остановиться, чтобы посмотреть на залп нашей батареи. “Ничего, нас тут двести человек на бастионе, дня на два еще нас хватит!” Такие ответы давали солдаты и матросы, и никто из них при этом даже не подозревал, каким надо быть мужественным, презирающим смерть человеком, чтобы так просто, спокойно, деловито говорить о своей собственной завтрашней или послезавтрашней неизбежной гибели! Безропотно переносили страшные увечья и смерть женщины, эти достойные своих мужей подруги. Второй рассказ относится к маю 1855 года, а помечен этот рассказ уже 26 июня 1855 года. В мае произошла кровавая •битва гарнизона против почти всей осаждающей город армии, желавшей во что бы то ни стало овладеть тремя передовыми укреплениями. Толстой не описывает этих кровавых майских .и июньских встреч, но читателю рассказа ясно по всему, что совсем недавно, только что, произошли очень крупные события у осажденного города.

Толстой показывает, как используют солдаты короткое перемирие, чтобы убрать и захоронить убитых. Неужели враги, только что в яростной рукопашной борьбе резавшие и коловшие друг друга, могут так дружелюбно разговаривать, с такой лаской, так любезно и предупредительно относиться друг к другу? Но и здесь, как и везде, Толстой предельно искренен и правдив, он очевидец, ему не надо придумывать, домысливать, действительность намного богаче фантазии.

Третий рассказ повествует о Севастополе в августе 1855 года. Это последний, самый страшный месяц долгой осады, непрерывных, жесточайших, днем и ночью не утихающих бомбардировок, месяц падения Севастополя. “Во время обеда недалеко от дома, в котором сидели офицеры, упала бомба. Пол и стены задрожали, как от землетрясения, и окна застлало пороховым дымом.— Вы этого, я думаю, в Петербурге не видали; а здесь часто бывают такие сюрпризы,— сказал батарейный командир.— Посмотрите, Вланг, где это лопнула”. Писатель показывает героизм людей, привыкших к повседневным обстрелам. Живущих привычной жизнью. Они не осознают себя героями, а выполняют свой долг. Без громких фраз, буднично, эти прекрасные люди вершат историю, порой “уходя” в небытие. Толстой показывает, что только превосходство союзников Турции в военной технике и материальных ресурсах физически сломило бесстрашных русских героев.Разоблачая войну, писатель утверждает моральное величие и силу русских людей, мужественно воспринявших отступление русской армии из Севастополя.

Новаторство Л. Толстого в изображении войны, реализм, художественные достоинства “Севастопольских рассказов” снискали высокую оценку современников.

Некрасов писал: “Достоинства повести первоклассные: меткая, своеобразная наблюдательность, глубокое проникновение в сущность вещей и характеров, строгая, ни перед чем ие отступающая правда…”


Пример сочинения 3

«Севастопольские рассказы» – произведение Льва Толстого, в котором он описывает Крымскую войну и оборону Севастополя. «Рассказы» написаны в виде очерков и разделены на три части – Севастополь в декабре, мае, и августе 1855 года. Каждый рассказ пропитан своей особой атмосферой, но все они объединены одним – реализмом.

При написании этого произведения Толстой не стремился описывать войну красиво, «с музыкой и барабанным боем», а хотел показать ее такой, какая она есть – с человеческими потерями, порохом битв, ужасающими смертями. Он очень остро прочувствовал все трудности войны, так как сам являлся непосредственным участником сражений – в 1854 году он был переведен в Крым в четвертый бастион в звании офицера-артиллериста, и собственными глазами видел героизм солдат, тяготы сражений и многочисленные смерти безвинных людей. Обо всем этом он стремился как можно правдивее поделиться с читателями, отмечая каждую, даже самую незначительную, мелочь.

В своем произведении Толстой широко использует контрасты: например, война не отделяется от мирной обстановки, с одной стороны мы видим смерть и разрушения, а с другой – какое-то волнительное оживление жителей осажденного города. Также на контрастах построены и характеры персонажей: мы сразу видим, кто из персонажей готов сражаться до последней капли крови, а у кого война обнажает все отрицательные качества – трусость, склонность к предательству и лжи.

Толстой писал, что никогда не видел смысла в войне, не понимал, зачем люди, которые все одинаковы, созданы одной природой, и живущие в одном мире одной огромной семьей, сражаются между собой не на жизнь, а на смерть. Такой же вопрос, пожалуй, задавали себе многие люди на протяжении всех исторических войн, но войны были и есть на планете, к большому сожалению мирных жителей, и с этим нельзя что-либо сделать. Война ломает судьбы людей, забирает у них жизнь и меняет характер. Обо всем этом Толстой и пишет в «Севастопольских рассказах», которые до сих пор являются одной из самых правдивых летописей войны.

Каждый рассказ пропитан своей особой атмосферой, но все они объединены одним – реализмом.

При написании этого произведения Толстой не стремился описывать войну красиво, «с музыкой и барабанным боем», а хотел показать ее такой, какая она есть – с человеческими потерями, порохом битв, ужасающими смертями. Он очень остро прочувствовал все трудности войны, так как сам являлся непосредственным участником сражений – в 1854 году он был переведен в Крым в четвертый бастион в звании офицера-артиллериста, и собственными глазами видел героизм солдат, тяготы сражений и многочисленные смерти безвинных людей. Обо всем этом он стремился как можно правдивее поделиться с читателями, отмечая каждую, даже самую незначительную, мелочь.

В своем произведении Толстой широко использует контрасты: например, война не отделяется от мирной обстановки, с одной стороны мы видим смерть и разрушения, а с другой – какое-то волнительное оживление жителей осажденного города. Также на контрастах построены и характеры персонажей: мы сразу видим, кто из персонажей готов сражаться до последней капли крови, а у кого война обнажает все отрицательные качества – трусость, склонность к предательству и лжи.

Толстой писал, что никогда не видел смысла в войне, не понимал, зачем люди, которые все одинаковы, созданы одной природой, и живущие в одном мире одной огромной семьей, сражаются между собой не на жизнь, а на смерть. Такой же вопрос, пожалуй, задавали себе многие люди на протяжении всех исторических войн, но войны были и есть на планете, к большому сожалению мирных жителей, и с этим нельзя что-либо сделать. Война ломает судьбы людей, забирает у них жизнь и меняет характер. Обо всем этом Толстой и пишет в «Севастопольских рассказах», которые до сих пор являются одной из самых правдивых летописей войны.

Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща и занимали его на протяжении жизни.

Толстой бескомпромиссно осуждает войну. “Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?” Осенью 1853 года началась война России с Турцией, Толстому разрешено было перевестись в Севастополь. Попав в осажденный город, Толстой был потрясен героическим духом войска

и населения. “Дух в войсках выше всякого описания,- писал он брату Сергею.- Во времена Древней Греции не было столько геройства”.
Под грохот орудий четвертого бастиона, окутанный пороховым дымом, Л. Н. Толстой начал писать свой первый рассказ о героической обороне города, “Севастополь в декабре месяце”, за ним последовали два других: “Севастополь в мае” и “Севастополь в августе 1855 года”.

В своих рассказах о трех этапах Крымской эпопеи Толстой показал войну “не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами…

а в настоящем ее выражении- в крови, в страдании, в смерти…”. Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем.

Но как много дают эти картины! Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ, драгоценное для историка показание участника.

Первый рассказ говорит о Севастополе в декабре 1854 года. Это был момент некоторого ослабления и замедления военных действий, промежуток между кровавой битвой под Инкерманом и под Евпаторией. Но если могла несколько поотдохнуть и поправиться полевая русская армия, стоявшая в окрестностях Севастополя, то город и его гарнизон не знали передышки и забыли, что значит слово “покой”.

Солдаты и матросы трудились под снегом и проливным дождем, полуголодные, истерзанные.

Толстой рассказывает о матросе с оторванной ногой, которого несут на носилках, а он просит остановиться, чтобы посмотреть на залп нашей батареи. “Ничего, нас тут двести человек на бастионе, дня на два еще нас хватит!” Такие ответы давали солдаты и матросы, и никто из них при этом даже не подозревал, каким надо быть мужественным, презирающим смерть человеком, чтобы так просто, спокойно, деловито говорить о своей собственной завтрашней или послезавтрашней неизбежной гибели! Безропотно переносили страшные увечья и смерть женщины, эти достойные своих мужей подруги. Второй рассказ относится к маю 1855 года, а помечен этот рассказ уже 26 июня 1855 года.

В мае произошла кровавая -битва гарнизона против почти всей осаждающей город армии, желавшей во что бы то ни стало овладеть тремя передовыми укреплениями. Толстой не описывает этих кровавых майских. и июньских встреч, но читателю рассказа ясно по всему, что совсем недавно, только что, произошли очень крупные события у осажденного города.

Толстой показывает, как используют солдаты короткое перемирие, чтобы убрать и захоронить убитых. Неужели враги, только что в яростной рукопашной борьбе резавшие и коловшие друг друга, могут так дружелюбно разговаривать, с такой лаской, так любезно и предупредительно относиться друг к другу? Но и здесь, как и везде, Толстой предельно искренен и правдив, он очевидец, ему не надо придумывать, домысливать, действительность намного богаче фантазии.

Третий рассказ повествует о Севастополе в августе 1855 года. Это последний, самый страшный месяц долгой осады, непрерывных, жесточайших, днем и ночью не утихающих бомбардировок, месяц падения Севастополя. “Во время обеда недалеко от дома, в котором сидели офицеры, упала бомба. Пол и стены задрожали, как от землетрясения, и окна застлало пороховым дымом.- Вы этого, я думаю, в Петербурге не видали; а здесь часто бывают такие сюрпризы,- сказал батарейный командир.- Посмотрите, Вланг, где это лопнула”. Писатель показывает героизм людей, привыкших к повседневным обстрелам.

Живущих привычной жизнью. Они не осознают себя героями, а выполняют свой долг. Без громких фраз, буднично, эти прекрасные люди вершат историю, порой “уходя” в небытие.

Толстой показывает, что только превосходство союзников Турции в военной технике и материальных ресурсах физически сломило бесстрашных русских героев.
Разоблачая войну, писатель утверждает моральное величие и силу русских людей, мужественно воспринявших отступление русской армии из Севастополя.

Новаторство Л. Толстого в изображении войны, реализм, художественные достоинства “Севастопольских рассказов” снискали высокую оценку современников.

Некрасов писал: “Достоинства повести первоклассные: меткая, своеобразная наблюдательность, глубокое проникновение в сущность вещей и характеров, строгая, ни перед чем ие отступающая правда…” Не в этом ли кроется секрет неослабевающей популярности рассказов Толстого, полных патриотического пафоса и, несмотря ни на что, великого призыва к миру, отрицания войны как убийства.

Loading…

«Правда жизни русской армии в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого»

Сочинение


Толстой родом из дворянской семьи и относился к высшему обществу Петербурга, но это высшее общество он не любил из-за его постоянного обмана и ненастоящих чувств. Толстому ближе был про стой народ. И Толстой решил в своих рассказах показать всю правду войны. Рассказать, где, кто и как воевал.
В высших кругах общества царило всеобщее восхищение войной, были слышны восторженные речи, хотя никто из тех людей, кто эти речи произносил, в войне не участвовали и представления не имели, что там на самом деле делается. А Толстой в “Севастопольских рассказах” показал всю правду войны: солдаты, простые мужики, живут в грязи, в нечеловеческих условиях. Что ударами ядер и взрывами гранат у них отрывало руки, ноги, разрывало их на части. Больницы были переполнены, раненые лежали на кроватях, а кто и на полу. Людей, чтобы за ними ухаживать, не хватало, медикаментов не было, людей оперировали без обезболивающих средств, везде стоял запах гнилого мяса, везде были слышны стоны и крики. И Толстой с горечью показывает, в каких условиях находятся люди, которые отдают свою жизнь за свободу Севастополя. Но, несмотря на такие условия существования, в их душах живет любовь к родине. В своих рассказах Толстой рассуждает об этой войне. Зачем она нужна? Кому она нужна? Кто говорит красивые слова и строит планы, кто эти планы осуществляет? Во всех рассказах мы видим одно: грязь, кровь, смерть. Простые мужики без всяких благородных речей идут под пули. Никто из этих солдат ничего не получил, ими воспользовались, искалечили им жизнь и выбросили. Никто из них не требует какого-нибудь вознаграждения. Для них лучшая награда — это их жизнь. А люди, имеющие высокое звание, не получили и царапины, хотят, чтобы им дали медали за их геройство, компенсацию за их риск быть убитыми или ранеными. Эти люди рассказывают про свои подвиги, про свое бесстрашие,
а все остальные с таким доверчивым и восхищенным лицом их слушают.
“Севастопольские рассказы” сделали Толстого известным писателем. Эта правда поразила всю Россию. К его рассказам все обращались, как к единственному источнику, из которого можно узнать правду о том, что действительно было на войне в Севастополе. Но Толстой не смог всем людям раскрыть глаза на эту войну, а некоторым его правда очень мешала получать медали и компенсации. Толстой понял, что его попытка обратиться к государственным чиновникам бесполезна, но он не переставал показывать правду в других произведениях.

Другие сочинения по этому произведению


Сочинение по циклу «Севастопольских рассказов» Л. Толстого
Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
Истоки пацифизма Л. Н. Толстого (по «Севастопольским рассказам»)

Как Толстой изображает войну в севастопольских рассказах

Севастопольские рассказы – цикл из 3 произведений великого русского писателя Льва Толстого, описывающий оборону Севастополя во время крымской войны 1854-1855 гг. Писатель, находясь в рядах действующий армии, принимал непосредственное участие в военных действиях, сообщая общественности о происходящем посредством своих произведений.

Оборона Севастополя (Франц Рубо)

По своей сути Севастопольские рассказы являются военными репортажами, поэтому можно сказать, что Толстой был первым военным корреспондентом. В осажденном Севастополе и его окрестностях он находился в самый разгар крымской войны, с ноября 1854 г. по август 1855г.

За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя 1854—1855» и «В память войны 1853—1856 гг.»

Севастополь в декабре месяце

Первый рассказ называется «Севастополь в декабре месяце», в нем писатель передает свои первые севастопольские впечатления. В этом произведении Толстой впервые показал всей стране осажденный город без художественных прикрас и пафосных фраз, которыми сопровождались официальные новости в газетах и журналах того времени. В рассказе описывается будничная жизнь осажденного города, наполненная взрывами гранат, ударами ядер, мучениями раненных в переполненных госпиталях, тяжелым трудом защитников города, кровью, грязью и смертью. Первый рассказ севастопольского цикла Толстого является ключевым, в нем писатель рассказывает о общенациональном героизме русских людей обороняющих город. Здесь же он раскрывает понимание причин этого героизма: «Эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к Родине».

Севастополь в мае

Следующий рассказ данного цикла называется «Севастополь в мае», сюжетная линия и форма повествования второго рассказа во многом схожи с декабрьским. Но здесь уже четко видна новая фаза войны, не оправдавшей надежд писателя на единение нации. «Севастополь в мае» посвящен описанию поведения аристократической офицерской элиты, не выдерживающей тяжелого испытания войной. В кругу людей стоящих у власти главным стимулами поведения являются эгоизм и тщеславие, а не патриотизм. Ради наград и продвижения по карьерной лестнице они готовы бездумно жертвовать жизнями простых солдат. В майском рассказе впервые проявляется толстовская критика официальной государственной политики и идеологии, ставшая впоследствии характерной чертой творчества писателя.

«Севастополь в мае» был опубликован в изуродованном виде – его выправила цензура. И тем не менее общественность была потрясена.

Севастополь в августе 1855 года

Третий рассказ севастопольского цикла описывает самый страшный период осады города – август 855 года. В течении этого месяца город подвергался беспрерывным жесточайшим бомбардировкам, в конце августа Севастополь пал. Героями этого рассказа выступают не родовитые люди – представители мелкого и среднего дворянства, которые в ожидании последнего неприятельского штурма понимают и принимают точку зрения простых солдат и отрекаются от офицерской верхушки. Толстой описывает печальную участь осажденного Севастополя, подчеркивая, что сломить волю бесстрашных русских защитников города, неприятелю позволило только значительное превосходство в военной технике и материальных ресурсах. Город пал, но русский народ оставил его непобежденным духовно. Сам писатель вместе с товарищами по оружию плакал, покидая пылающий город. В конце последнего севастопольского рассказа отражены гнев, боль, скорбь о погибших героях, звучат угрозы врагам России и проклятия войне.

Источники:

  • Севастопольские рассказы

Автор статьи

Наталья Викторовна Степура

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

«Севастопольские рассказы» — это цикл из трёх рассказов об обороне Севастополя, написанных Л. Н. Толстым в 1855 году.

Изображение войны в «Севастопольских рассказах»

Л.Н. Толстой, находясь на службе, мучительно думал о войне – о том, что такое война, для чего и для кого она нужна. Эти вопросы перед писателем встали перед началом его литературной деятельности и интересовали его на протяжении всей жизни. Писатель бескомпромиссно осуждает войну. Осенью 1853 года началась война между Россией и Турцией. Л.Н. Толстому было разрешено перевестись в Севастополь.

Замечание 1

Толстой, оказавшись в осажденном городе, был потрясен героическим духом армии и населения. В своем письме брату Сергею он писал: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства».

Профессия «Аналитик данных»

Научись работать с метриками продукта и маркетинга, проводить сбор данных, применять знания статистики для анализа

Выбрать занятия

Свой первый рассказ о героической обороне Севастополя Толстой начал писать под грохот орудий четвертого бастиона. Всего Толстой написал три рассказа о Севастополе:

  • «Севастополь в декабре месяце»;
  • «Севастополь в мае»;
  • «Севастополь в августе 1855 года».

В этих произведениях о трех этапах Крымской эпопеи писатель показал войну в настоящем ее выражении – в страдании, в крови и в смерти, а не в «правильном, красивом и блестящем строе». Под пером Толстого воскресает героическая оборона города. Писатель берет только три момента, показывает лишь три картины из той неравной, отчаянной битвы, почти год не утихавшей под Севастополем. Но эти картины дают так много. «Севастопольские рассказы» — это не только выдающееся художественное произведение, это – правдивый исторический документ, показание участника событий, столь драгоценное для историков.

В первом рассказе говорится о Севастополе в декабре 1854 года, в момент некоторого ослабления военных действий, в небольшой промежуток между кровавыми битвами под Инкерманом и Евпаторией. Но если полевая русская армия, стоявшая в окрестностях города, могла немного передохнуть, оправиться, то сам Севастополь и его гарнизон передышки не знали. Матросы и солдаты, истерзанные, полуголодные, трудились под проливным дождем и снегом.

«Особенности изображения смерти и войны в «Севастопольских рассказах» Л. Толстого » 👇

Писатель рассказывает о матросе, которому оторвало ногу. Его несут на носилках, а он просит остановиться, чтобы посмотреть на залп батареи. Солдаты и матросы спокойно, деловито говорили о своей завтрашней или послезавтрашней смерти. Женщины, верные подруги своих мужей, безропотно переносили все испытания.

Второй рассказ относится к маю 1855 года, но помечен он 26 июня 1855 года. В мае 1855 года произошла кровопролитная битва гарнизона против армии, осаждающей город. Противник желал любой ценой овладеть тремя передовыми укреплениями. Писатель не описывает эти кровопролитные сражения, но читатель понимает, что совсем недавно произошли значимые события.

Толстой показывает, как солдаты используют короткое перемирие для того, чтобы убрать убитых и захоронить их. Неужели враги, которые только что в яростной борьбе кололи и резали друг друга, могут разговаривать так дружелюбно, и так предупредительно и любезно относиться друг к другу? Толстой и здесь, как и везде, предельно правдив и искренен. Он очевидец, и нет необходимости ему придумывать и домысливать, ведь действительность богаче фантазии.

В третьем рассказе речь идет о Севастополе в августе 1855 года. Август – самый последний и самый страшный месяц осады, месяц жесточайших, непрерывных, не утихающих ни днем, ни ночью бомбардировок. Август – это месяц падения Севастополя. Толстой показывает героизм людей, которые привыкли к повседневным обстрелам. Эти люди выполняют свой долг и не считают себя героями. Буднично, без громких фраз они вершат историю. Толстой показывает, что лишь превосходство союзников Турции в материальных ресурсах и военной технике физически сломило русских героев.

Писатель разоблачает войну и утверждает моральное величие, силу русских людей, который мужественно восприняли отступление русской армии.

Новаторство Толстого в изображении войны, художественные достоинства и реализм «Севастопольских рассказов» были высоко оценены современниками.

Герои «Севастопольских рассказов»

Толстой в «Севастопольских рассказах» заглядывает и на поле сражения, и в траншеи, и в лазарет, и в квартиру к офицеру, и на бульвар, где гуляют жители осажденного Севастополя. Писатель заглядывает в души разных людей, рисует их настроения в разные моменты жизни города – во время боя, во время отдыха. И всегда показывает, что они думают и ощущают, как веселятся в свободную минуту, как шутят под свистящими пулями, как иногда мучительно боятся, как отдаются тщеславным чувствам, мечтам о славе, о наградах, как просто и спокойно совершают подвиги великодушия и мужества.

Толстой не боится «истины», какой бы она не была. И эта «истина» становится лучшим помощником писателя в доказательстве того, что война – это величайшее зло.

В первом рассказе писатель показывает жизнь города в начале осады, когда его жители и защитники верили, что им удастся отстоять Севастополь. Поэтому в настроении масс еще нет ощущения опасности, жизнь людей разнообразна, по-прежнему обыденна и довольно пошла.

Во втором рассказе картина уже меняется. Настроение у всех приподнятое, но все чувствуют опасность. В этом рассказе перед читателем проносится целый ряд живых, разнообразных образов, и в них без труда можно прочесть мелкие и крупные страсти людей, светлые и темные стороны их души.

На первом плане оказывается штабс-капитан Михайлов. Толстой, помня о том, что «все хороши и все дурны», в своем герое рисует человека хорошего, но имеющего и дурные качества. Михайлов – храбрый, честный слуга родины, порядочный, послушный, способный на самопожертвование. Но в то же время он глупо тщеславен и мелочно честолюбив. Идя умирать за родину, он мечтает о крестах.

Наряду с офицерами, которые даже смерти в глаза не могут смотреть «без задней мысли», Толстой выводит в своих рассказах солдат, которые сражаются и умирают без рисовки. В их храбрости нет ничего эффектного, и писатель преклоняется перед их простотой. В душах солдат и матросов он видит величие, «молчаливое и бессознательное». Толстой рисует их спокойно-мужественными на поле битвы, терпеливо умирающими в лазаретах и добродушно беседующими с врагами во время короткого перемирия.

В третьем рассказе Толстой представляет последние минуты Севастополя. Дух жителей и защитников уже иной. Сознание важности момента вносит определенную долю торжественности вих настроения. Прежнюю беспечность сменяет некоторая растерянность и одновременно с этим готовность умереть. В третьем рассказе центральными героями становятся братья Козельцовы. Старший брат – спокойный человек, живущий без особых душевных тревог и порывов, серьезно и просто смотрит смерти в глаза и делает свое дело без задних мыслей и шумихи. Это простая и цельная натура. Его младший брат Володя – романтически настроенный, восторженный юноша-мечтатель, живущий благородным порывом патриотизма. Он впечатлителен и чувствителен, болезненно переживает все впечатления, полученные от знакомства с «обратной» стороной войны.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой много размышлял о войне: её назначении для человечества, её кровавой сущности и ущербе, который она несёт всему живому. Толстой осуждал любые вооружённый конфликты, не находя оправдания ни одному из них. Однако воинский долг перед родиной вынуждал будущего писателя участвовать в кровопролитиях, которые он ненавидел. Лев Николаевич так и не смог понять, зачем люди убивают друг друга. Можно сказать, что именно многочасовые размышления о войне и подтолкнули его к писательскому труду.

В 1853 году Российская империя начала войну с Турцией. Вскоре Льву Николаевичу был разрешён перевод в Севастополь, оказавшись в котором будущий писатель понял, что настоящее человеческое мужество и патриотизм он может увидеть только в этом городе. В письмах к брату Толстой уверял, что такого героизма не существовало даже среди древних греков. Доблесть соотечественников заставила Льва Николаевича взяться за перо и написать свой первый рассказ.

Начинающий писатель хотел изобразить войну такой, какая она есть, оставив за кулисами гарцующих генералов, барабанный бой и развивающиеся знамёна, свойственные военному параду и не имеющие ничего общего с ожесточённой, кровопролитной борьбой одного народа с другим. Толстой хотел запечатлеть войну непосредственно на поле боя, изобразить раненные и обезображенные тела воинов. Рассказ должен был стать назиданием для будущих поколений, вызывать у потомков отвращение к войне и всей её атрибутике. Лев Николаевич пытался создать не художественное произведение, а исторический документ, который мог бы служить историку.

Осада города

Севастополь зимой

Первый из рассказов о Севастополе повествует о событиях декабря 1854 года. Один из героев рассказа, матрос, которому оторвало ногу, совершенно не обращает внимания на своё изуродованное тело и просит санитаров, несущих его на носилках, дать ему возможность увидеть залп российской батареи. Матрос радуется тому, что у русских воинов достаточно сил ещё на двое суток. Жёны бойцов полностью разделяют участь своих мужей и стойко переносят лишения и голод.

Севастополь весной

Второй рассказ был написан в конце весны-начале лета 1855 года. В мае город пережил кровавую битву. Осаждавшая армия пыталась захватить 3 стратегически важных укрепления. Боевые действия в конце весны 1855 года были настолько ужасны, что автор избегает прямых описаний кровопролитий. Более всего писателя впечатлили короткие перемирия между битвами, во время которых можно было унести с поля раненных и тела павших воинов. Российские солдаты дружелюбно и даже ласково беседовали со своими недавними врагами, отвечавшими такой же любезностью. Ещё одна цель автора – предотвратить в своём читателе ненависть к вражеским воинам. Эти люди, безусловно, не хотят воевать. Тем не менее, они обязаны защищать интересы правителей.

Севастополь летом

События третьего рассказа происходят в конце лета 1855 года. Август стал самым страшным месяцем осады Севастополя. Автор показывает презрение своих соотечественников к смерти. Бомбардировки никого не пугают.

Самозабвенная жертвенность
Разрушения от падающих бомб воспринимаются как нечто естественное. Русские военные не чувствуют себя героями, считая свои действия и поведение долгом. Каждый солдат понимает, что небытие может настигнуть его в любую минуту. Но поражение страшит больше, чем собственная смерть.

Толстой с сожалением отмечает, что врагу всё-таки удалось сломить боевой дух русского бойца. Союзники Турции превосходили Российскую империю в материальных ресурсах, а также военной технике. Однако автор не видит в поражении русских признака их духовной или физической слабости. Воины стояли до последнего и сделали всё, что от них зависело.

Признание таланта

Признание таланта

Начинающий писатель и не ожидал, что его первое произведение принесёт ему такую известность. «Севастопольские рассказы» начали печатать в журнале «Современник» летом 1855 года. Некрасов был одним из первых, кто оставил положительный отзыв о новом произведении. Писатель отметил в своём молодом собрате по перу «своеобразную наблюдательность» и «ни перед чем не отступающую правду». В одном произведении Толстой нашёл место и для пафоса патриотизма, и для полного отрицания вооружённых конфликтов и отчаянного призыва к мирному сосуществованию.

Задолго до Толстого попытку правдиво описать войну предпринимал М. Ю. Лермонтов. Однако попытка эта оказалась настолько робкой, что Лермонтову так и не удалось до конца осуществить задуманное. Новаторство Толстого заключается в том, что в центре своего повествования он поместил человека и его ощущения. Сам писатель смог вернуться с войны живым и невредимым. Но к огромному количеству его современников судьба не была так благосклонна. Автор пытается увидеть поле боя не только своими глазами, глазами человека, которому суждено сохранить жизнь и здоровье, но и глазами тех людей, которые обречены закончить жизнь среди ужасов войны.

Молодой новатор

Показать человека из народа настоящим героем – безусловное новаторство. Многие во времена Толстого полагали, что храбрость, героизм и мужество свойственны только представителям дворянства, людям с «голубой кровью». «Простые смертные» подобны животным, не способным на глубокие чувства. Толстой видит в обычном матросе человека, достойного восхищения не меньше, чем генерал.

Молодой новатор

Рядовой солдат навсегда останется на поле сражения. О его подвиге никто не вспомнит. Все почести достанутся генералу, который будет гарцевать перед восхищённой толпой на военном параде. Задача автора – прожить несколько жизней, чтобы показать читателю разные типажи и характеры, не акцентируя внимания только на «высокопоставленных» воинах.

Особое место в «Рассказах» Толстого занимают предсмертные размышления героев. Жизнь нередко становится однообразным сном, в котором человек играет роль стороннего наблюдателя. Только перед лицом смертельной опасности наступает пробуждение. Человек начинает чувствовать себя здесь и сейчас, понимая, что его жизнь подошла к концу, и уже через несколько секунд он не будет ни видеть, ни слышать окружающий его мир. В эти последние мгновения чувства особенно обостряются, события жизни одно за другим проносятся перед глазами. Последние минуты бытия наиболее осознанны.

И снова о войне

Размышляя о войне, Толстой не остановился на «Севастопольских рассказах». Первое произведение стало подготовкой к более масштабному литературному труду – роману «Война и мир». По мнению Б. М. Эйхенбаума, «Рассказы» можно смело назвать этюдами к самому объёмному роману Л. Н. Толстого.

Завершив работу над своим первым произведением, молодой писатель понял, что не должен останавливаться на достигнутом. Его «Рассказы» привлекли к себе огромное внимание. Публика не осталась безучастной, а значит, его послание человечеству было услышано. Толстой усложняет задачу. Теперь он должен не просто описать поля сражений. Ему необходимо рассказать о жизни людей в тылу. Великий русский писатель не знал, что война с Турцией – не последнее испытание для России. Впереди ожидало чудовищное кровопролитие середины ХХ века.

Л.Н.Толстой.  Вся правда о войне в
« Севастопольских рассказах»
В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л.Толстой вместе с братом 
Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему 
спокойствия, он подаёт прошение об отставке и получает отказ. Тогда он 
добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь
« Храбрый офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять 
спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, 
не суетливый, но упорный»­ таким был Л.Толстой, по свидетельствам 
очевидцев, на 4 бастионе, самом опасном месте
2апреля­ «Я живу в Севастополе. Потерь у нас уже до 5 тысяч, но держимся мы 
не только хорошо , но так, что защита эта должна доказать неприятелю 
(невозможность) когда бы то ни было взять Севасто­ поль».
3­7 апреля­ «Третьего дня ночевал на 4 бастионе. Изредка стреляет какой­то 
пароход по городу. Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые по 
улице играли в лошадки: они обнялись и упали вместе. Девочка­ дочь матроски. 
Каждый день ходит на квартиру под ядра и бомбы…»
Оборона Севастополя стала героической страницей в истории русского народа. 
И этому подвигу прославленного города посвящён литературный памятник 
Л.Н.Толстого
То, о чём пишет Толстой в своих рассказах, он пишет не понаслышке, не со 
стороны, а как человек, сам всё переживший и по собственному опыту всё 
знающий
Анализ «Севастопольских рассказов» показывает, что личное участие автора 
в обороне этого города позволили полно и объективно изобразить и 
происходящие события, и человеческие характеры. Толстой находился на 
службе, когда началась война Турции и России. Толстой получил разрешение 
перевестись в Севастополь. С ноября 1854 года по ноябрь 1855­го он 
находился в окрестностях Севастополя. Попав в осажденный город, писатель был потрясен героизмом простого 
населения и солдат. Свой первый рассказ он начал писать под грохот орудий. 
Под гениальным пером мастера оборона оживает героическая защита 
Севастополя. Даже самый беглый анализ «Севастопольских рассказов» 
позволит отметить, что это не только художественное произведение, но и 
исторический документ, столь драгоценное для историков свидетельство 
участника.
Как участник описываемых событий, автор пришел к мысли, что русский 
солдат, простой русский народ и есть та движущая сила, которая и 
порождает героический дух. Рассказчика повествования удивляет различие 
между искренностью простых солдат и тщеславием офицеров, «затеять 
сражение», убить сотню­другую человек, чтобы получить очередное звание 
или звездочку. К народной массе близки только лучшие из офицеров.
«Севастопольские рассказы» сыграли свою роль в формировании Толстого­
писателя. Впервые в своем творчестве он отобразил русский народ, встающий
на защиту своего отечества. Так в русской литературе было положено начало 
реалистичному изображению войны и психологии человека. Новый, честный, 
взгляд писателя на войну, лишенную ореола красивости, позволил и 
читателям увидеть за музыкой и барабанным боем, за красивым строем и 
гарцующими генералами, ­ боль, кровь, страдания и смерть.
Толстой бескомпромиссно осуждает войну в «Севастопольских рассказах». 
Краткий анализ художественных особенностей этого цикла сводится к одному: 
автор не желает приукрашивать события, его цель – изобразить все так, как 
происходит на самом деле. Основная тема этого цикла ­ испытания духовной и 
нравственной силой нации. Война ломает привычный ход жизни, характеры и 
судьбы людей, но они не только остаются людьми в нечеловеческих условиях, но
и способны на любовь к родине и героизм.
История войн – не только история красивых сражений, побед и героизма. Это 
ещё и история боли раненых солдат, история ужаса и слёз, пережитых мирным 
населением»[1]. Оборона Севастополя как ключевое событие Крымской войны 
1853 – 1856 годов является этому ярким примером. 
Изучение истории Крымского полуострова представляет интерес в связи с тем, 
что этот регион совсем недавно снова стал частью Российской Федерации. Данное событие повлекло за собой обострение международной обстановки, 
введение санкций и ухудшение отношений между государствами. Анализируя 
современную ситуацию в сфере международных отношений, можно сделать 
вывод о том, что человечество не учится на ошибках прошлого, в разных 
уголках планеты постоянно вспыхивают всё новые конфликты. 
Вместе с тем, любое историческое событие находит отражение не только в 
политической жизни, но и в исторических источниках, а затем и в памятниках 
культуры: архитектуре, живописи, музыке. Наиболее ярко передают факты и 
переживания участников событий художественные произведения. Но насколько 
могут быть достоверны эти источники информации? 
История человечества – это история войн. Россия XIX века не стала в этом 
смысле исключением. Одним из важнейших военно­политических событий стала 
Крымская война 1853­1856 гг. Одним из ключевых художественных 
произведений, посвящённых Крымской войне, а именно обороне Севастополя, 
являются «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. 
«Севастополь в декабре месяце»
Рассказ «Севастополь в декабре месяце» Толстого описывает 
настроения в городе и непосредственно на бастионах: в 
городе идет совершенно обычная жизнь, как будто рядом нет 
никакой войны, а на бастионах люди уверены, что мощь 
русского оружия непоколебима и что никому не под силу взять
Севастополь. При этом Толстой показывает, насколько данная
война жестока, ненормальна и бессмысленна: множество 
людей теряют жизни и здоровье, в то время как дипломаты не 
преуспевают в своей работе.
«Севастополь в мае»
Рассказ «Севастополь в мае» Толстого переносит читателя на 
полгода вперед: город уже изрядно потрепан осадой, 
множество народу убито и ранено, мирное население 
уменьшается, а дипломаты все так же не преуспевают. 
Военные живут своей жизнью: когда нужно воевать, они воют,
а когда наступает перемирие, они с удовольствием общаются 
со своими вчерашними (и завтрашними) врагами.
«Севастополь в августе 1855 года» Рассказ «Севастополь в августе 1855 года» Толстого 
переносит нас уже в самый конец обороны Севастополя: в 
городе уже почти нет мирной жизни, а война все идет и идет. 
Толстой описывает, как в город едут 2 брата: один, смелый и 
любимый солдатами, возвращается после ранения, второй, 
молодой, добровольцем вызвался защищать Отечество. Оба 
брата в итоге погибают: один геройски, поведя в атаку свое 
подразделение, а второй ­ будучи застигнутым врасплох 
обходным маневром французов. На этом история обороны 
города печально заканчивается: русские войска отходят, флот
уничтожается, неприятель занимает город.
Смысл
Лев Николаевич Толстой в своих рассказах о Севастополе 
предстает перед нами как военный корреспондент, даже не 
смотря на то, что рассказы не столь документальны (скорее 
художественны), как мы привыкли. Будучи непосредственным 
участником описываемых событий, Толстой описывает быт, 
настроения и мысли участников обороны без прикрас. Одни 
искренне хотят защищать свое Отечество, другие не 
понимают, ради чего нужно было бросать все и ехать на 
войну. Одни рассчитывают на медали, другие бояться 
умереть. Одни готовы пойди на любые жертвы, другие 
стремятся извлечь все возможные выгодны из войны, включая 
материальные.
Несмотря на гордость за защищающуюся русскую армию, цикл 
«Севастопольские рассказы» Толстого носит скорее 
антивоенный характер. Бессмысленность войны показывается 
большим количеством убитых и раненых людей, гнетущей 
атмосферой госпиталей, жаждой наживы ответственных лиц, 
стремлением к наградам любой ценой и т.п.. Погружаясь в эту 
атмосферу, почти любой начинает чуть больше задумываться 
о смысле происходящего. Изображение войны в 
«Севастопольских рассказах» Толстого весьма правдиво, 
натуралистично, непоэтично и неромантично: герои, поехавшие на войну из­за возвышенных представлений о ней, 
неизбежно их теряют, иногда вместе со здоровьем или 
жизнью. Как говорит сам Толстой, главный герой 
«Севастопольских рассказов» ­ правда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Права человека по конституции рф таблица егэ
  • Права человека определение егэ
  • Права человека заканчиваются там где начинаются права другого человека сочинение
  • Ппд экзамен в гаи беларусь 2022 онлайн с изменениями
  • Ппд экзамен в гаи беларусь 2021 онлайн с изменениями

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии