Среди школьников и их родителей бытует мнение, что варианты заданий ЕГЭ на Дальнем Востоке сложнее, чем в западных регионах России. Делается это, якобы, для того, чтобы выпускники не получили высокие баллы для поступления и оставались «в провинции». Так ли это?Будучи основателем онлайн-школы, которая в этом году подготовила выпускников по всей России к ЕГЭ по истории и обществознанию, я получила чудесную возможность собрать варианты всех регионов, ответы на них учащихся и их оценивание. После получения выпускниками результатов у меня появилось около 1000 работ, после чего я решила провести сравнение регионов и ответить на вопрос «Где ЕГЭ сложнее?». Мне этот вопрос как дальневосточнику стал очень интересен.
Делюсь с вами результатами моего исследования: изучение всех заданий дает однозначно понять, что никакой связи между регионами и сложностью заданий нет. Поэтому, однозначно могу сказать, что никаких усложненных вариантов для ДВ нет. По крайней мере, по истории и обществознанию. Но существует другая взаимосвязь. Оценивание работ учащихся экспертами, на мой взгляд, действительно отличается в различных регионах. Но преимущество здесь на стороне ДВ. Эксперты западных регионов более строго оценивают развернутые вопросы учащихся. Особенно это касается обществознания. Чем такое различие вызвано тяжело сказать.
Поэтому миф о том, что дальневосточникам сдавать ЕГЭ сложнее – всего лишь миф. Никаких «специальных» вариантов для низких баллов учеников ДВ нет.
ЕГЭ по математике профильного уровня в этом году ознаменовали сразу два скандала. В Москве среди выпускников школы только и разговоров, что задания для столичных одиннадцатиклассников сделали не в пример сложнее, чем в прочих регионах, чтобы тем самым усилить приток в вузы ребят из провинции. И поставленной цели, снизив результаты москвичей, похоже, добились. Тем временем в Санкт-Петербурге «Учитель года России-2007», основатель проекта «Решу ЕГЭ», математик Дмитрий Гущин заявил, что подлинные задачи по профильной математике «утекли» в интернет еще накануне экзамена и оказались доступными для всех желающих.
«Не пора ли ответственным лицам меры принять?» — задает он риторический вопрос.
По заверениям Гущина в соцсетях, экзаменационные задания, попавшие к нему накануне ЕГЭ по профильной математике, оказались подлинными: «Школьники из Дальнего Востока, Сибири, Центра, Петербурга, Москвы сообщают, что сегодня на экзамене у них встречались именно эти задания. Не одно или два — в сборке по нескольку типов каждого из самых трудных заданий 13-18 экзаменационного варианта», — пишет он в соцсети. — Они были много раз перепечатаны, переписаны, набраны на компьютерах. Трудно даже представить, сколько тысяч человек знало задания заранее. Но точно можно сказать, что за их решение должны будут выставить 16 «первичных» баллов, что соответствует 74 баллам по стобалльной шкале. Этого уровня обычно достигает всего несколько процентов сдающих”.
Затем Гущин, что называется, ставит вопрос ребром:
— Экзамены не могут быть «почти честными». Они либо честные, честные для всех, либо к ним нет доверия. Либо все общество так устроено, что в школе надо учиться, а в вузы поступают умные и честные, либо успех — это купить в интернете украденные задания за неделю до экзамена. Последние лет 10 у меня лично задания ЕГЭ и ОГЭ появляются заранее. Все эти годы я задаю один и тот же вопрос — не пора ли ответственным лицам меры принять?
С тем же вопросом обратились в «МК» и московские выпускники. Правда, по другому поводу: доставшиеся им задания по профильной математике, уверяют они, оказались гораздо сложнее тех, что решали ребята в регионах. И сделано это было якобы осознанно: чтобы поднять шансы последних попасть в хорошие вузы.
— Так было или не было?- задался вопросом «МК».
— Да пусть бы нам даже кто-то прямо приказал «замочить» Москву, мы все равно не смогли бы этого сделать!- заявил «МК» директор Центра педагогического мастерства и глава разработчиков заданий по математике Иван Ященко.- Обеспечить кому-то более легкие или более сложные варианты невозможно в принципе, ведь куда какие задания пойдут, определяют не разработчики, а компьютер! Да и сама технология разработки материалов ЕГЭ такова, чтобы всем обеспечить равные условия. И статистика ежегодно подтверждает, что уровень сложности каждого варианта «в целом» одинаков. Что же касается жалоб на то, что у кого-то задания сложнее, чем в другом регионе, то они звучат каждый год. Вот и сейчас нам написали с Дальнего Востока, что там задания сложнее, чем, к слову сказать, в Москве. Психологически это объяснимо, ведь решать свой вариант на экзамене всегда труднее, чем чужой, сидя дома на диване.
Что же касается «утечек» материалов ЕГЭ, то тут, по его словам, ситуация такая:
— В отличие от олимпиадных, задания ЕГЭ — типовые, без изысков. А потому и найти им аналоги в демоверсиях или задачах прошлых лет несложно. Есть такие аналоги и к заданиям, выложенным в соцсетях Гущиным. Но я видел их и могу утверждать: ни одно из этих заданий не тождественно реальным! А частично угадать условия, учитывая объемы имеющихся в открытом доступе типовых материалов, несложно.
В Рособрнадзоре также заверили журналистов, что никаких утечек не было:
— Мы очень серьезно относимся к любым сообщениям об утечках. Поэтому, получив эту информацию, специалисты Рособрнадзора и Федерального института педагогических измерений провели тщательную проверку, — заявил «МК» глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Мы взяли все задачи, которые были опубликованы в интернете, и сверили их с базой реальных заданий. Никаких утечек, как в 2013 году, когда в интернете появлялись оригинальные материалы, в этом году не было! Были лишь отдельные аналогичные задания. Таким образом, с полным основанием могу заявить, что это была провокация.
— За всей этой ситуацией, — добавил замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев, — стоят попытки обладателей ресурсов по подготовке к ЕГЭ раскрутить свои сайты. И некоторые выпускники, к сожалению, на этот фейк купились. И сегодня кое-кто всю ночь ждал утечек по русскому языку, но не дождался и явился на экзамен не выспавшимся. Мы намерены подать в суд на распространителей этой недостоверной информации!
СПРАВКА «МК». 6 июня прошёл ЕГЭ по русскому языку. Заявки на участие в нём подали более 656 тысяч человек, включая более 643 тысячи выпускников текущего года. Это самый массовый экзамен основного периода ЕГЭ, на который зарегистрировал 94% участников. Экзамен по русскому является одним из двух обязательных предметов для получения аттестата. Минимальное количество баллов для получения аттестата — 24, а для поступления в вуз — 36. В этот же день были подведены предварительные итоги апробации итогового собеседования по русскому языку для выпускников 9-х классов. С ней справились более 95% участников испытания.
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27700 от 7 июня 2018
Заголовок в газете:
Честность ЕГЭ оказалась под вопросом
Темы без ответов | Активные темы
Автор | Сообщение | |||
---|---|---|---|---|
Заголовок сообщения: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
||||
|
Сегодня узнала, что уровень сложности ЕГЭ — разный по регионам. В центральных регионах — легче. В некоторых регионах (таких как ДВ) — сложнее. |
|||
Вернуться к началу |
|
Meyk |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
|
|
Вернуться к началу |
|
Дальняя |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
||
|
Но какие сказки нам всем рассказывали, когда вводили ЕГЭ. Как нам всем пели о том, что именно ЕГЭ уравняет шансы всех детей при поступлении и даже если ты живёшь в самой глухой деревне, то легко сможешь поступить в МГУ, просто сдав ЕГЭ. |
||
Вернуться к началу |
|
Катичкина** |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
|
И только если хорошо поискать, можно узнать, что сложность экзамена разная. Заведомо наши дети поставлены в неравные условия. я наивная, наверное, слишком… Я полагала, что ЕГЭ это справедливый экзамен |
Вернуться к началу |
|
Terracotta |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
|
Не скажу про все предметы, но в отношении английского в этом году на ЕГЭ очень разделялись уровни по регионам — особенно в отношении 40-ого задания (эссе). В зависимости от региона, ребятам досталась одна из тем: Максимальное количество заваливших это задание — те, кому досталась цифровая грамотность и про необходимость чтения о достопримечательностях. Что и говорить, Москва про дружбу написала без особых проблем, естественно) После экзамена педагоги написали петицию главному разработчику ЕГЭ по английскому — Вербицкой — по поводу очень отличающихся уровней заданий и сложности лексики в них, та дала официальный ответ, что никаких нарушений нет |
Вернуться к началу |
|
Мартуша |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
Имя: Марта |
Слышала о ЕГЭшном туризме. В Москву и Питер, за год до поступления, у кого есть родственники или возможность. И еще в глубинку, где еще нет систем видео наблюдения. |
Вернуться к началу |
|
◇ASI◇ |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
Имя: Светлана |
Наши дети ещё пишут экзамен, а их уже одолевают дети из центральных регионов с вопросами о заданиях, вошедших в ЕГЭ в этом году. Цитата: правительство старается удержать молодежь на ДВ. |
Вернуться к началу |
|
Барби на пенсии |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
Имя: Наталья |
|
Вернуться к началу |
|
Be-ba |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
||
|
Таким образом правительство старается удержать молодежь на Д Лично мне кажется, что правительство наоборот делает все возможное, чтобы народ сам сваливал с ДВ. Т.е на словах -одно, а на деле подталкивают население к переезду отсюда. Последний раз редактировалось Be-ba 02 июл 2018, 22:23, всего редактировалось 1 раз. |
||
Вернуться к началу |
|
Аспен |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
|
Наши дети ещё пишут экзамен, а их уже одолевают дети из центральных регионов с вопросами о заданиях, вошедших в ЕГЭ в этом году.С «поля боя» так сказать. Весь интернет першит «Help! …».И наши дальневосточные детки конечно делятся и для ребят в центральной части России некоторые задания уже не являются неожиданностью (несомненный для них плюс разницы во времени). Второй для них плюс — уровень сложности ЕГЭ (последние три года точно не в нашу пользу). В чем тогда смысл, узнавать какие были задания на ДВ, если в центральной части РФ эти задания все равно другие? |
Вернуться к началу |
|
KsenyaV |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
||
|
Мартуша, |
||
Вернуться к началу |
|
◇ASI◇ |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
Имя: Светлана |
Цитата: В чем тогда смысл, узнавать какие были задания на ДВ, если в центральной части РФ эти задания все равно другие? Это вопрос не ко мне, а к ребятам, которые атакуют все социальные сети. Кто-то хочет соломку подстелить. И им удаётся. Добавлено спустя 10 минут 55 секунд: |
Вернуться к началу |
|
карапузик L |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
||
|
У знакомых девочка в прошлом году спокойно поступила в мск на бюджет. Хотя и не стремилась туда, просто подала доки. Родственники были очень удивлены-не думали что поедет. Училась стабильно хорошо, доп занятия в двфу посещала. |
||
Вернуться к началу |
|
Valiko |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
|
Ничего удивительного в поступлении на бюджет в Мск нет) Добавлено спустя 10 минут 49 секунд: Про то что на ДВ варианты сложнее давно говорят, я честно говоря не знаю как к этому относится. Ведь и у нас пишут ребята на высокий результат, значит возможно. Значит и уровень подготовки имеет значение. |
Вернуться к началу |
|
Энергия |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
|
Наши дети ещё пишут экзамен, а их уже одолевают дети из центральных регионов с вопросами о заданиях, вошедших в ЕГЭ в этом году. да это действительно так, сама лично в этом убедилась, это последние года задания разные, раньше они были одинаковые, и запад уже был на готове наших детей трясти с ответами. При чем когда я сделала большие глаза, мне «москвич» спокойно сказал, да это давно так….. я была конечно немного в шоке….. И про сложность тоже правда, сравнивали задания…. Обидно за детей. очень….. |
Вернуться к началу |
|
Аспен |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
|
А что, в эпоху до ЕГЭ, экзамены на ДВ и в Москве сдавались одновременно? Добавлено спустя 2 минуты 23 секунды: |
Вернуться к началу |
|
Палочка без ноля |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
||
|
Мне странно, что есть те, кто считает разность уровня сложности нормой Если есть норматив, принцип подхода к измерению знаний, то он должен быть един В спорте ведь нет разницы в нормативах на сдачу на разряды Почему это должно быть в «науке»? Не думайте плохо о тех, о ком можно вообще не думать |
||
Вернуться к началу |
|
Аспен |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
|
Палочка без ноля, Добавлено спустя 2 минуты 36 секунд: |
Вернуться к началу |
|
Valiko |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
|
Аспен, |
Вернуться к началу |
|
belladonna |
Заголовок сообщения: Re: Разный уровень сложности ЕГЭ по регионам
|
||
|
Мне не верится в заговор, имхо раздули эту байку и все) Добавлено спустя 1 минуту 56 секунд: Добавлено спустя 45 секунд: Подпись временно отключена за нарушение правил. |
||
Вернуться к началу |
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения |
В понедельник прошел первый день сдачи ЕГЭ-2021. В этот день выпускники проверяли свои знания по литературе, химии и географии. Результаты участники экзамена узнают не позднее 17 июня. А пока они делятся с «ПУ» историями о том, как прошел экзамен:
Литература
— Экзамен прошел замечательно! Вариант мне попался классный. Я, видимо, выиграла эту жизнь сегодня. Во время подготовки я решала пробники во много раз сложнее. Я три дня подряд перед экзаменом думала про Салтыкова-Щедрина. И как вы думаете, кто из писателей мне попался в прозаической части? Именно Салтыков-Щедрин! Я была на седьмом небе от счастья.
Я бы посоветовала будущим выпускникам не переживать и готовиться. Если бы я не занималась все это время, то даже этот легкий вариант мне был бы не под силу. (Татьяна Старостенкова).
— Ни для кого ни секрет, что у дальневосточников самые сложные варианты. Так было и в этот раз. Я уже вычислила несколько ошибок, но в целом довольна, так как долго и усердно готовилась. Некоторые задания были некорректными, например, определение жанра «Капитанской дочки». Некоторые современные литературоведы определяют ее как исторический роман, сам Пушкин как повесть. Что писать в тесте — непонятно. Или вопрос о названии главы, из которой взят фрагмент. Понятно, когда это спрашивают про «Героя нашего времени». Но когда это из «Капитанской дочки», в которой очень много глав, это выглядит как полнейшее издевательство.
Шпоры были, свою я готовила очень долго и спрятала в пришитый карманчик на лифчике. Но он оказался не по размеру. Самой шпорой я не воспользовалась, но была очень близка к провалу. Шпора вылезла из кармана и предательски поползла сначала вниз под футболкой, а потом и по штанам, когда я начала сдавать работу.
Что касательно организации, то все было на нижайшем уровне. Организаторы по пять минут несли бланки, хотя время идет на секунды. Мне не разрешали пронести салфетки, несмотря на явную аллергию и насморк. И как вишенка на торте — туалеты. В одной кабинке дверь отсутствовала напрочь, в других не закрывалась, даже если сильно на себя потянуть. Когда я пожаловалась на отсутствие личного пространства, то получила фееричный ответ, что «личное пространство будет дома, а здесь школа». И чего это дети такие агрессивные вырастают, да?
В целом хочу сказать, что ЕГЭ — не самый приятный экспириенс, 0 из 10. Даже не кормят. (Екатерина Шляхтина)
— Советую, не терять время во время экзамена и сразу начинать читать КИМ, а не слушать инструктаж. Многие девочки, которые сдавали со мной, потеряли много времени, две не успели переписать из черновика в бланк. Времени все-таки катастрофично мало.
Признаюсь честно, во время экзамена я выходила посмотреть шпору, помогла немного, но пришлось устроить спектакль типа мне плохо.
Но вообще, я расстроилась, когда увидела КИМ. У меня был Чехов «Человек в футляре» и стихотворение которое я первый раз видела. Но я решила не сидеть и не думать, а лучше все-таки писать. Могло бы быть проще, но могло бы и сложнее. ЕГЭ — это одно из жизненных испытаний, которое по силам каждому. (Екатерина Соловьева).
— Экзамен по литературе мне показался не очень сложным. Задания были вполне решаемыми, но формулировка отличалась от типичной. Удивило задание на сопоставление стихотворений — я разобрал более 100 тем с сайта ФИПИ, но попалась тема «славы», которую никогда не встречал.
У меня в первой части был роман «Отцы и дети», нужно было привести произведения, в которых изображен конфликт отцов и детей. Во второй — стихотворение В.Н Соколова «Я славы не искал, зачем огласка?» и тема славы для сопоставления. В третьей части я выбрал сочинение «Тема семьи в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»». Также были темы на выбор по творчеству Есенина, а также про жизнь Пьера Безухова.
Вроде никто не списывал, но некоторые подозрительно часто выходили в туалет.
Я советую всем и каждому начать подготовку как можно раньше. Не ленитесь, прочитайте произведения и закупитесь сборниками с теорией. Учите стихи и цитаты заранее — это вам очень поможет. (Давид Аракелян).
Химия
— Все прошло для меня вполне нормально. Хотя, конечно, опрометчиво говорить это до объявления результатов. Паники не было, организаторы подготовлены. Так получилось, что задания, которые всегда давались мне тяжело, попались простые. Но те, что всегда шли как по маслу, заставили подумать. В целом при подготовке я провешивал как более легкие, так и более сложные КИМы. Очень редко при подготовке попадались задания на равновесие системы, в которых добавляют отрешенные от написанной реакции вещества, поэтому я не очень разобрался с этим. Именно это мне и попалось на ЕГЭ, где я благополучно допустил ошибку
Для тех, кто будет готовиться после меня скажу: ребят, не делайте, как я. Учите все по мере поступления, а не с горящей головой в последние три дня огромные тонны материалов. И все у вас будет хорошо! (Андрей Островский).
— Экзамен был сложный. Заданий такого уровня не было ни в одном пробнике. Может быть, конечно, я решал мало вариантов, а те, которые делал, были слишком щадящими, но в любом случае экзамен оказался сложным. Кроме того, наложился стресс от антиковидных мер — такой механизм проведения экзамена (дистанция полтора метра, разные входы) был в новинку. Систематика заданий, как мне показалось, изменилась. Я думал, что если первая часть окажется сложной, то вторая должна быть полегче или же наоборот. А на реальном экзамене были лишь «островки», то есть отдельные задания относительно простого уровня, а в общем обе части оказались продвинутого уровня. Не понравилось первое задание — я не встречался с такой формулировкой. Решил третье, на высшую и низшую степень окисления. В четвертом задании были соли, которые никогда не встречались в заданиях, Ca(OCl)2, MgOHCl, карбонат аммония. Было очень сложное тридцатое, я не сделал окислительно-восстановительную реакцию. (Глеб Буделеев).
— Мы не готовились, что будет так сложно. Все ребята сидели до конца, организация была хорошей. После экзамена все испытывали странные чувства, но больше всего — тревогу и страх. Возможно, нужно было готовиться лучше, но никто не знал, что будет так. Мне не понравилась вторая часть, потому что мы не решали заданий такого уровня. (София Федорова).
География
— Первый экзамен всегда самый напряженный. Я очень сильно волновалась, но все прошло неплохо. Хотя я думала, что задания будут намного проще. Некоторые я видела впервые, хотя прорешала достаточно много пробников. (Ольга И.).
— Я бы не сказал что было прям сложно, но вариант сам по себе был не простой. Да, некоторые задание были совсем другими.
Нарушений на экзамене лично я не заметил. Все учителя были в масках, при входе в кабинет руки нам обрабатывали антисептиком.
Сам не списывал, мне это не было нужно, да и в аудитории, я думаю, никто не списывал. Досматривали на уровне дозволенного. (Сергей Сорокин).
— Все прошло отлично в плане и организации самого экзамена, и в самой атмосфере сдачи. Уровень сложности был нормальный, но чуть труднее, чем демоверсии. В заданиях были некоторые ловушки. Также попались номера в закрытой части, отличающиеся от тех, что публикуются на ФИПИ и Решу.егэ. Например, попалось необычное задание про полезные ископаемые, за 2 года подготовки я увидела подобное впервые.
Открытая часть была гораздо легче, все номера в ней были очень типичны.
Организовано все было хорошо. Так как экзамен по географии был первый, то к нам приехал губернатор области с телевидением (но оно никак не помешало, лишний стресс никто не испытал). Нарушений не было никаких. Разрешили взять с собой в аудиторию бутылку воды без этикетки и шоколад. Мне показалось странным лишь то, что наклейку от воды нас заставили снять, а про шоколад никто ничего не сказал.
Я взяла с собой 2 подсказки: климатическую карту и список столиц российских республик. Задания по ним попались легкие, поэтому нужны пользоваться подсказками не было. В аудитории никто не списывал, так как никто (за исключением меня) в туалет не выходил.
При подготовке к ЕГЭ я советую всем больше практиковаться: по моему мнению, теория запоминается именно в решении однотипных заданий. Также не стоит долгое время сидеть над подготовкой: 1,5-3 часа в день (не более) хватит. Готовиться я рекомендую всем с начала 11 класса. Для решений вариантов очень рекомендую сайт Решу.егэ, так как сложность самого экзамена совпала с тем, что было на этом сайте. (Алиса Смирнова).
— Мне кажется, что экзамен по географии один из самых простых на ЕГЭ. Но учить приходится тоже немало, нужно много смотреть карты и решать задания. Ощущение, что с каждым годом географию сдают все меньше и меньше выпускников. В этом году я была одна со своей школы и это было немного странно. (Елизавета К.).
ЕГЭ по математике профильного уровня в этом году ознаменовали сразу два скандала. В Москве среди выпускников школы только и разговоров, что задания для столичных одиннадцатиклассников сделали не в пример сложнее, чем в прочих регионах, чтобы тем самым усилить приток в вузы ребят из провинции. И поставленной цели, снизив результаты москвичей, похоже, добились. Тем временем в Санкт-Петербурге «Учитель года России-2007», основатель проекта «Решу ЕГЭ», математик Дмитрий Гущин заявил, что подлинные задачи по профильной математике «утекли» в интернет еще накануне экзамена и оказались доступными для всех желающих.
«Не пора ли ответственным лицам меры принять?» — задает он риторический вопрос.
По заверениям Гущина в соцсетях, экзаменационные задания, попавшие к нему накануне ЕГЭ по профильной математике, оказались подлинными: «Школьники из Дальнего Востока, Сибири, Центра, Петербурга, Москвы сообщают, что сегодня на экзамене у них встречались именно эти задания. Не одно или два — в сборке по нескольку типов каждого из самых трудных заданий 13-18 экзаменационного варианта», — пишет он в соцсети. — Они были много раз перепечатаны, переписаны, набраны на компьютерах. Трудно даже представить, сколько тысяч человек знало задания заранее. Но точно можно сказать, что за их решение должны будут выставить 16 «первичных» баллов, что соответствует 74 баллам по стобалльной шкале. Этого уровня обычно достигает всего несколько процентов сдающих”.
Затем Гущин, что называется, ставит вопрос ребром:
— Экзамены не могут быть «почти честными». Они либо честные, честные для всех, либо к ним нет доверия. Либо все общество так устроено, что в школе надо учиться, а в вузы поступают умные и честные, либо успех — это купить в интернете украденные задания за неделю до экзамена. Последние лет 10 у меня лично задания ЕГЭ и ОГЭ появляются заранее. Все эти годы я задаю один и тот же вопрос — не пора ли ответственным лицам меры принять?
С тем же вопросом обратились в «МК» и московские выпускники. Правда, по другому поводу: доставшиеся им задания по профильной математике, уверяют они, оказались гораздо сложнее тех, что решали ребята в регионах. И сделано это было якобы осознанно: чтобы поднять шансы последних попасть в хорошие вузы.
— Так было или не было?- задался вопросом «МК».
— Да пусть бы нам даже кто-то прямо приказал «замочить» Москву, мы все равно не смогли бы этого сделать!- заявил «МК» директор Центра педагогического мастерства и глава разработчиков заданий по математике Иван Ященко.- Обеспечить кому-то более легкие или более сложные варианты невозможно в принципе, ведь куда какие задания пойдут, определяют не разработчики, а компьютер! Да и сама технология разработки материалов ЕГЭ такова, чтобы всем обеспечить равные условия. И статистика ежегодно подтверждает, что уровень сложности каждого варианта «в целом» одинаков. Что же касается жалоб на то, что у кого-то задания сложнее, чем в другом регионе, то они звучат каждый год. Вот и сейчас нам написали с Дальнего Востока, что там задания сложнее, чем, к слову сказать, в Москве. Психологически это объяснимо, ведь решать свой вариант на экзамене всегда труднее, чем чужой, сидя дома на диване.
Что же касается «утечек» материалов ЕГЭ, то тут, по его словам, ситуация такая:
— В отличие от олимпиадных, задания ЕГЭ — типовые, без изысков. А потому и найти им аналоги в демоверсиях или задачах прошлых лет несложно. Есть такие аналоги и к заданиям, выложенным в соцсетях Гущиным. Но я видел их и могу утверждать: ни одно из этих заданий не тождественно реальным! А частично угадать условия, учитывая объемы имеющихся в открытом доступе типовых материалов, несложно.
В Рособрнадзоре также заверили журналистов, что никаких утечек не было:
— Мы очень серьезно относимся к любым сообщениям об утечках. Поэтому, получив эту информацию, специалисты Рособрнадзора и Федерального института педагогических измерений провели тщательную проверку, — заявил «МК» глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Мы взяли все задачи, которые были опубликованы в интернете, и сверили их с базой реальных заданий. Никаких утечек, как в 2013 году, когда в интернете появлялись оригинальные материалы, в этом году не было! Были лишь отдельные аналогичные задания. Таким образом, с полным основанием могу заявить, что это была провокация.
— За всей этой ситуацией, — добавил замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев, — стоят попытки обладателей ресурсов по подготовке к ЕГЭ раскрутить свои сайты. И некоторые выпускники, к сожалению, на этот фейк купились. И сегодня кое-кто всю ночь ждал утечек по русскому языку, но не дождался и явился на экзамен не выспавшимся. Мы намерены подать в суд на распространителей этой недостоверной информации!
СПРАВКА «МК». 6 июня прошёл ЕГЭ по русскому языку. Заявки на участие в нём подали более 656 тысяч человек, включая более 643 тысячи выпускников текущего года. Это самый массовый экзамен основного периода ЕГЭ, на который зарегистрировал 94% участников. Экзамен по русскому является одним из двух обязательных предметов для получения аттестата. Минимальное количество баллов для получения аттестата — 24, а для поступления в вуз — 36. В этот же день были подведены предварительные итоги апробации итогового собеседования по русскому языку для выпускников 9-х классов. С ней справились более 95% участников испытания.
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27700 от 7 июня 2018
Заголовок в газете:
Честность ЕГЭ оказалась под вопросом
В понедельник прошел первый день сдачи ЕГЭ-2021. В этот день выпускники проверяли свои знания по литературе, химии и географии. Результаты участники экзамена узнают не позднее 17 июня. А пока они делятся с «ПУ» историями о том, как прошел экзамен:
Литература
— Экзамен прошел замечательно! Вариант мне попался классный. Я, видимо, выиграла эту жизнь сегодня. Во время подготовки я решала пробники во много раз сложнее. Я три дня подряд перед экзаменом думала про Салтыкова-Щедрина. И как вы думаете, кто из писателей мне попался в прозаической части? Именно Салтыков-Щедрин! Я была на седьмом небе от счастья.
Я бы посоветовала будущим выпускникам не переживать и готовиться. Если бы я не занималась все это время, то даже этот легкий вариант мне был бы не под силу. (Татьяна Старостенкова).
— Ни для кого ни секрет, что у дальневосточников самые сложные варианты. Так было и в этот раз. Я уже вычислила несколько ошибок, но в целом довольна, так как долго и усердно готовилась. Некоторые задания были некорректными, например, определение жанра «Капитанской дочки». Некоторые современные литературоведы определяют ее как исторический роман, сам Пушкин как повесть. Что писать в тесте — непонятно. Или вопрос о названии главы, из которой взят фрагмент. Понятно, когда это спрашивают про «Героя нашего времени». Но когда это из «Капитанской дочки», в которой очень много глав, это выглядит как полнейшее издевательство.
Шпоры были, свою я готовила очень долго и спрятала в пришитый карманчик на лифчике. Но он оказался не по размеру. Самой шпорой я не воспользовалась, но была очень близка к провалу. Шпора вылезла из кармана и предательски поползла сначала вниз под футболкой, а потом и по штанам, когда я начала сдавать работу.
Что касательно организации, то все было на нижайшем уровне. Организаторы по пять минут несли бланки, хотя время идет на секунды. Мне не разрешали пронести салфетки, несмотря на явную аллергию и насморк. И как вишенка на торте — туалеты. В одной кабинке дверь отсутствовала напрочь, в других не закрывалась, даже если сильно на себя потянуть. Когда я пожаловалась на отсутствие личного пространства, то получила фееричный ответ, что «личное пространство будет дома, а здесь школа». И чего это дети такие агрессивные вырастают, да?
В целом хочу сказать, что ЕГЭ — не самый приятный экспириенс, 0 из 10. Даже не кормят. (Екатерина Шляхтина)
— Советую, не терять время во время экзамена и сразу начинать читать КИМ, а не слушать инструктаж. Многие девочки, которые сдавали со мной, потеряли много времени, две не успели переписать из черновика в бланк. Времени все-таки катастрофично мало.
Признаюсь честно, во время экзамена я выходила посмотреть шпору, помогла немного, но пришлось устроить спектакль типа мне плохо.
Но вообще, я расстроилась, когда увидела КИМ. У меня был Чехов «Человек в футляре» и стихотворение которое я первый раз видела. Но я решила не сидеть и не думать, а лучше все-таки писать. Могло бы быть проще, но могло бы и сложнее. ЕГЭ — это одно из жизненных испытаний, которое по силам каждому. (Екатерина Соловьева).
— Экзамен по литературе мне показался не очень сложным. Задания были вполне решаемыми, но формулировка отличалась от типичной. Удивило задание на сопоставление стихотворений — я разобрал более 100 тем с сайта ФИПИ, но попалась тема «славы», которую никогда не встречал.
У меня в первой части был роман «Отцы и дети», нужно было привести произведения, в которых изображен конфликт отцов и детей. Во второй — стихотворение В.Н Соколова «Я славы не искал, зачем огласка?» и тема славы для сопоставления. В третьей части я выбрал сочинение «Тема семьи в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»». Также были темы на выбор по творчеству Есенина, а также про жизнь Пьера Безухова.
Вроде никто не списывал, но некоторые подозрительно часто выходили в туалет.
Я советую всем и каждому начать подготовку как можно раньше. Не ленитесь, прочитайте произведения и закупитесь сборниками с теорией. Учите стихи и цитаты заранее — это вам очень поможет. (Давид Аракелян).
Химия
— Все прошло для меня вполне нормально. Хотя, конечно, опрометчиво говорить это до объявления результатов. Паники не было, организаторы подготовлены. Так получилось, что задания, которые всегда давались мне тяжело, попались простые. Но те, что всегда шли как по маслу, заставили подумать. В целом при подготовке я провешивал как более легкие, так и более сложные КИМы. Очень редко при подготовке попадались задания на равновесие системы, в которых добавляют отрешенные от написанной реакции вещества, поэтому я не очень разобрался с этим. Именно это мне и попалось на ЕГЭ, где я благополучно допустил ошибку
Для тех, кто будет готовиться после меня скажу: ребят, не делайте, как я. Учите все по мере поступления, а не с горящей головой в последние три дня огромные тонны материалов. И все у вас будет хорошо! (Андрей Островский).
— Экзамен был сложный. Заданий такого уровня не было ни в одном пробнике. Может быть, конечно, я решал мало вариантов, а те, которые делал, были слишком щадящими, но в любом случае экзамен оказался сложным. Кроме того, наложился стресс от антиковидных мер — такой механизм проведения экзамена (дистанция полтора метра, разные входы) был в новинку. Систематика заданий, как мне показалось, изменилась. Я думал, что если первая часть окажется сложной, то вторая должна быть полегче или же наоборот. А на реальном экзамене были лишь «островки», то есть отдельные задания относительно простого уровня, а в общем обе части оказались продвинутого уровня. Не понравилось первое задание — я не встречался с такой формулировкой. Решил третье, на высшую и низшую степень окисления. В четвертом задании были соли, которые никогда не встречались в заданиях, Ca(OCl)2, MgOHCl, карбонат аммония. Было очень сложное тридцатое, я не сделал окислительно-восстановительную реакцию. (Глеб Буделеев).
— Мы не готовились, что будет так сложно. Все ребята сидели до конца, организация была хорошей. После экзамена все испытывали странные чувства, но больше всего — тревогу и страх. Возможно, нужно было готовиться лучше, но никто не знал, что будет так. Мне не понравилась вторая часть, потому что мы не решали заданий такого уровня. (София Федорова).
География
— Первый экзамен всегда самый напряженный. Я очень сильно волновалась, но все прошло неплохо. Хотя я думала, что задания будут намного проще. Некоторые я видела впервые, хотя прорешала достаточно много пробников. (Ольга И.).
— Я бы не сказал что было прям сложно, но вариант сам по себе был не простой. Да, некоторые задание были совсем другими.
Нарушений на экзамене лично я не заметил. Все учителя были в масках, при входе в кабинет руки нам обрабатывали антисептиком.
Сам не списывал, мне это не было нужно, да и в аудитории, я думаю, никто не списывал. Досматривали на уровне дозволенного. (Сергей Сорокин).
— Все прошло отлично в плане и организации самого экзамена, и в самой атмосфере сдачи. Уровень сложности был нормальный, но чуть труднее, чем демоверсии. В заданиях были некоторые ловушки. Также попались номера в закрытой части, отличающиеся от тех, что публикуются на ФИПИ и Решу.егэ. Например, попалось необычное задание про полезные ископаемые, за 2 года подготовки я увидела подобное впервые.
Открытая часть была гораздо легче, все номера в ней были очень типичны.
Организовано все было хорошо. Так как экзамен по географии был первый, то к нам приехал губернатор области с телевидением (но оно никак не помешало, лишний стресс никто не испытал). Нарушений не было никаких. Разрешили взять с собой в аудиторию бутылку воды без этикетки и шоколад. Мне показалось странным лишь то, что наклейку от воды нас заставили снять, а про шоколад никто ничего не сказал.
Я взяла с собой 2 подсказки: климатическую карту и список столиц российских республик. Задания по ним попались легкие, поэтому нужны пользоваться подсказками не было. В аудитории никто не списывал, так как никто (за исключением меня) в туалет не выходил.
При подготовке к ЕГЭ я советую всем больше практиковаться: по моему мнению, теория запоминается именно в решении однотипных заданий. Также не стоит долгое время сидеть над подготовкой: 1,5-3 часа в день (не более) хватит. Готовиться я рекомендую всем с начала 11 класса. Для решений вариантов очень рекомендую сайт Решу.егэ, так как сложность самого экзамена совпала с тем, что было на этом сайте. (Алиса Смирнова).
— Мне кажется, что экзамен по географии один из самых простых на ЕГЭ. Но учить приходится тоже немало, нужно много смотреть карты и решать задания. Ощущение, что с каждым годом географию сдают все меньше и меньше выпускников. В этом году я была одна со своей школы и это было немного странно. (Елизавета К.).
ЕГЭвакуация с востока
11.02.2021 01:38
Единый государственный экзамен стал инструментом перекачки талантливой молодежи из регионов Дальнего Востока на запад страны. Может ли отмена ЕГЭ остановить отток самых мозговитых молодых людей из ДФО?
Единый госэкзамен отчасти задумывался как «великий уравнитель» — он дал шанс школьникам из самых дальних уголков поступить в ведущие вузы страны. Однако большинство уехавших на учебу назад не возвращаются. Ситуация может измениться с отменой ЕГЭ – разговоры об этом идут с момента его введения. В начале 2021 года об этом вспомнили снова. Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов предложил поэтапно отказаться от ЕГЭ, для начала — освободить от него тех, кто поступает в колледжи и техникумы. А зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев заявил, что сейчас разрабатывается законопроект об отказе от ОГЭ (который сдают в конце 9 класса) — и отметил, что следующим шагом может стать отмена ЕГЭ. Одним из основных мотивов отказаться от ЕГЭ сторонники этой меры называют его спорную эффективность. И если вдруг это произойдёт, каковы будут последствия для «интеллектуальной миграции»?
minobrnauki.gov.ru
УЕХАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ
Ученица 11 класса хабаровской школы Анастасия Заяц хочет поступить в вуз в Санкт-Петербурге. Чтобы пройти на международное право, ей нужно сдать три ЕГЭ: по русскому, английскому и обществознанию. Максимум за три экзамена — 300 баллов, плюс индивидуальные достижения, которые добавляют очков. Конкурс на бюджетные места большой — значит, чем больше баллов будет в сумме, тем лучше.
«В Хабаровске я не совсем вижу возможности для будущего развития в сфере международного права», — говорит Анастасия Заяц.
Родители выпускницы тратят по 3800 рублей в месяц на репетитора по русскому языку, по 3500 — на онлайн-курсы по английскому, столько же — на обществознание. Если подготовка стартует с начала учебного года и длится по май включительно, то в сумме выходит 97 200 рублей.
«Мне кажется, что в центрах, которые больше развиваются в России — то есть Москва, Санкт-Петербург — там как-то больше идет финансирование в вузы. И образование, соответственно, лучше», — так размышляет абитуриентка.
И так же считают многие школьники. Семьи, в которых есть возможность отправить ребенка в столичный вуз — не на бюджет, так на платное обучение — стараются ею воспользоваться. В ближайшем окружении Анастасии есть только один человек, который точно решил, что будет учиться в Хабаровске. Остальные приняли решение уезжать.
По данным Хабаровскстата, за 2019 год из Хабаровского края в другие регионы России выехало 42 472 человека. За неполный 2020-й (не считая декабря) — 35 166 человек: очевидно, на снижение миграции повлияла пандемия коронавируса. Но для дальневосточного субъекта это скорее исключение, подтверждающее правило: население Хабаровского края неумолимо сокращается.
Вузы принимают абитуриентов в основном по результатам ЕГЭ. Значит, нужно хорошо его сдать, чтобы очутиться в какой-то другой жизни.
ЕГЭ В ОДИН КОНЕЦ
С 2009 года, когда ЕГЭ стал обязательным во всех регионах страны, и по 2020 год включительно край покинуло (в абсолютных числах) 33 340 человек в возрасте от 15 до 19 лет. То есть в среднем уже на протяжении 11 лет из региона уезжает около 3 тысяч школьников в год. А выпускается — примерно по 5-7 тысяч человек. Повлиял ли ЕГЭ на отток молодежи из регионов?
«Если сказать очень кратко и просто, то да, безусловно. Я сейчас не говорю ни о каких «но», которые за этим следуют. Но да, ЕГЭ — это тот инструмент, который позволил границы значительно стереть. Значительно. Однозначно — и статистика об этом говорит — после того как ввели ЕГЭ, потоки очень сильно увеличились. И это специфика не только нашего Дальневосточного региона, это специфика всех. Но мы — на порядок выше», — отметил кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и социологии ДВИУ РАНХиГС Юрий Березутский.
Школьники предпочитают западные вузы страны дальневосточным, поскольку уверены: «региональное» качество высшего образования проигрывает «столичному». Но вариант после учебы трудоустроиться в своем регионе не рассматривает почти никто. Студентов подкупает уровень жизни в столицах: проведя несколько лет в комфортных условиях и получив доступ к новым возможностям для развития, молодые люди уже не хотят обратно.
«Я уже увидела, насколько обширными возможности могут здесь быть и насколько разные люди находят себе место в больших городах»
«В Хабаровске мало открытых галерей, мастерских, творческих объединений, в которых молодежь могла бы как-то себя проявлять. Те же курсы по керамике, или по дизайну, или по фотографии стоят зачастую не столько, сколько может потратить школьник или студент начальных курсов. А в Петербурге общественные площадки предоставляют возможность людям от 15 до 30 лет бесплатно приходить в коворкинги на курсы и на мастер-классы. Наверное, полностью я бы не вернулась [в Хабаровск] совсем. Если бы была какая-то возможность сотрудничать с Дальним Востоком, то, наверное, о таком варианте я бы задумалась. Но переехать туда снова я не хочу, потому что уже увидела, насколько обширными возможности могут здесь быть и насколько разные люди находят себе место в больших городах», — рассказала поступившая в питерский вуз хабаровчанка Екатерина Лапшаева.
РОДИТЕЛИ ТОЛЬКО «ЗА»
Хабаровчанка Дарья Сайгушинская переехала в Санкт-Петербург больше трех лет назад. Поступила в вуз, в который проходила по баллам. Решила не оставаться в Хабаровске, потому что так советовала мама.
«Это самая важная, наверное, причина. Она меня на это настраивала очень долгие годы. Вуз я выбирала только потому, что по конкурсу туда прошла. Город (Санкт-Петербург) имел значение, потому что не хотела в Москву — хотя сейчас учусь именно здесь. Сейчас я довольна своим образованием, мне нравится большинство преподавателей. По моему мнению, именно преподаватели делают образование качественным, а не конкретное место», — отметила Дарья.
«Именно преподаватели делают образование качественным, а не конкретное место»
Ее мама, Лариса Сайгушинская, считает, что в хабаровских вузах нет такого сильного профессорско-преподавательского состава, как в столичных. Отсюда и разница в качестве образования студентов.
«У Даши в вузе очень сильный педсостав. Это профессора, это люди с огромнейшим опытом и практики, и теории. Это люди, которые пишут научные работы, научные статьи, принимают участие в конференциях, выезжают за границу. Естественно, в Хабаровске такого педсостава нет даже близко. Возьми любую специальность, любое направление. Не дают у нас такого образования, которое дают в Москве», — рассуждает Лариса Сайгушинская.
Получить доступ к «такому образованию» удается, судя по цифрам, примерно трети выпускников. Но отмена ЕГЭ сама по себе, как считают эксперты, не решит проблемы оттока молодежи.
«На мой взгляд, это ничего не изменит. Хотя, наверное, я чуть лукавлю: конечно, немножко изменит. Но альтернатива-то какая? Предложить просто сдавать экзамены, как раньше? Поезд этого ЕГЭ — он же прет. Если сейчас его убрать, не будет равнозначной замены», — считает Юрий Березутский.
В ПОГОНЕ ЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, одно из ключевых отличий высшего образования от школы и профессионального колледжа — в том, что оно учит студентов не только принимать знание, но и оспаривать его, сомневаться и опровергать.
«Став массовым, высшее образование в XX веке во многом утратило эту особенность, свою корневую черту, стало во многом просто транслировать готовое знание. Сейчас настоящих исследовательских университетов в мире — едва ли треть, остальные фактически не формируют инноваторов», — заявил Ярослав Кузьминов в интервью ТАСС.
А чтобы формировать этих самых инноваторов, нужны условия: годная теоретическая база, грамотные проводники в мир знаний (преподаватели), а также возможности для обмена опытом и расширения собственных горизонтов. Причем такие возможности должны быть и у студентов, и у их «проводников».
«Мы в среднем в год на наш маленький вуз тратили по 600-800 тысяч на поездки студентов по научным направлениям. Целыми командами ездили: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Ростов… Это я не считаю Дальний Восток. Было много поездок, много призовых мест, дипломов, грамот, кубков — и это только по научному направлению. А потом — ограничения финансирования. Так же сократились и поездки преподавательского состава на стажировки», — отметил кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и социологии ДВИУ РАНХиГС Юрий Березутский.
Экономический кризис в России 2014-2015 годов привел к сокращению финансирования во всех сферах. Но был небольшой список вузов, о которых и в такое непростое время государство особенно заботилось. Эти вузы — участники проекта «5-100».
СЛИВКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Проект «5-100» был запущен в 2013 году. По задумке, за семь лет не менее пяти вузов страны должны были войти в первую сотню ведущих мировых университетов. Финансовую поддержку тогда получило 21 учебное заведение со статусом федерального, но задумка не получилась. К концу 2020 года в сотне лучших вузов планеты находился только один российский — Московский государственный университет имени Ломоносова, который в проект «5-100» вообще не входил.
Да, концентрация на «опорных» университетах дала определенные результаты. В международном рейтинге RUR по качеству преподавания сразу семь вузов России вошли в сотню лучших. Многие вузы-участники проекта отметили, что они укрепили свой мировой имидж, усовершенствовали учебный и административный процесс. Однако эта же концентрация на «опорных» университетах привела к тому, что в них стекаются все ресурсы: и материальные, и человеческие.
«Простой пример: открыли ДВФУ. Шикарнейшие зарплаты, условия. Я там несколько раз был на конференциях — ну это просто космос, давайте будем называть вещи своими именами. Мы жили в гостинице, где живут студенты — по два человека. И они даже там порядок сами не наводят», — вспомнил Юрий Березутский.
Социолог отметил, что в его окружении почти нет преподавателей, которые покинули Хабаровский край и устроились в ДВФУ. Но на других реклама «шикарнейших зарплат и условий» сработала. Проект «5-100» выкачивает в опорные вузы лучших наставников — прямо как ЕГЭ выкачивает из регионов талантливую молодежь.
А КТО ОСТАЕТСЯ?
Остаются те, кто не может пройти по баллам в ведущие вузы страны. Проходным баллом называют результаты экзаменов последнего в списке зачисленных на бюджет. Сравним проходной балл на юриспруденцию в 2020 году в разных вузах. В Санкт-Петербургский государственный (второй по популярности в стране) он составил 295. Разница с вузами в регионах колоссальная: в ДВФУ — 243, в Хабаровском государственном университете экономики и права — 235, в Тихоокеанском государственном университете — 230.
Однако бывает и так, что абитуриенты с высокими баллами остаются в родных городах. Хабаровчанка Анна Мещерякова в свое время сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов. У нее была возможность поступить в любой вуз страны вне конкурса — на те направления, где требуется литература. Но Анна решила остаться в Хабаровске.
«Я была на тот момент влюблена. Я хотела остаться в этом городе с любимым человеком, — признается она. — Вообще я твердо убеждена в том, что человек может получить достойное образование в любом месте. Потому что ты можешь и у лучшего профессора из состава кафедры в Санкт-Петербурге ничего не взять. И тогда город и вуз тебе не помогут. Я взяла в своем вузе, на своей кафедре, наверное, действительно все, что мне было важно».
Анна получила профильное образование в ТОГУ. Хотела поступить на магистратуру в Санкт-Петербург, но не получилось. Трудоустроилась по специальности в родном Хабаровске — и считает, что здесь вполне можно достойно жить, работать, развлекаться в свободное время.
«Ты понимаешь, что практически все уедут. Это немного грустно осознавать, но потом ты примиряешься с этим и спокойно живешь»
«Мне нравится наш город. Мне очень нравится его архитектура, нравится атмосфера спокойствия — когда она, конечно, спокойная. Я люблю наш город за то, что он развивается, за то, что можно увидеть, как строятся новые дома, открываются новые торговые центры, как сюда приходят крупные федеральные компании», — делится Анна Мещерякова.
Из-за отдаленности ДФО от столицы России (и из-за высоких цен на билеты до Москвы, сопоставимых с месячной зарплатой начинающего специалиста) у многих дальневосточников есть ощущение оторванности от центра общественной, политической, культурной жизни страны. Кто-то чувствует себя как в ссылке. Но у Анны этого ощущения нет — зато есть другое. И оно про то, что исключения подтверждают правило.
«Единственное ощущение, которое у меня есть и которого наверняка нет у людей, живущих в Москве — это тотальное понимание того, что, вероятно, где-то 60 процентов близких тебе людей, особенно со школы, переедут жить на запад. Это фатум, что ли, хабаровский. Возможно, в принципе дальневосточный. Ты понимаешь, что практически все уедут. Это немного грустно осознавать, но потом ты примиряешься с этим и спокойно живешь».
Полина Овчаренко
Теги:
ЕГЭвакуация с востока
11.02.2021 01:38
Единый государственный экзамен стал инструментом перекачки талантливой молодежи из регионов Дальнего Востока на запад страны. Может ли отмена ЕГЭ остановить отток самых мозговитых молодых людей из ДФО?
Единый госэкзамен отчасти задумывался как «великий уравнитель» — он дал шанс школьникам из самых дальних уголков поступить в ведущие вузы страны. Однако большинство уехавших на учебу назад не возвращаются. Ситуация может измениться с отменой ЕГЭ – разговоры об этом идут с момента его введения. В начале 2021 года об этом вспомнили снова. Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов предложил поэтапно отказаться от ЕГЭ, для начала — освободить от него тех, кто поступает в колледжи и техникумы. А зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев заявил, что сейчас разрабатывается законопроект об отказе от ОГЭ (который сдают в конце 9 класса) — и отметил, что следующим шагом может стать отмена ЕГЭ. Одним из основных мотивов отказаться от ЕГЭ сторонники этой меры называют его спорную эффективность. И если вдруг это произойдёт, каковы будут последствия для «интеллектуальной миграции»?
minobrnauki.gov.ru
УЕХАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ
Ученица 11 класса хабаровской школы Анастасия Заяц хочет поступить в вуз в Санкт-Петербурге. Чтобы пройти на международное право, ей нужно сдать три ЕГЭ: по русскому, английскому и обществознанию. Максимум за три экзамена — 300 баллов, плюс индивидуальные достижения, которые добавляют очков. Конкурс на бюджетные места большой — значит, чем больше баллов будет в сумме, тем лучше.
«В Хабаровске я не совсем вижу возможности для будущего развития в сфере международного права», — говорит Анастасия Заяц.
Родители выпускницы тратят по 3800 рублей в месяц на репетитора по русскому языку, по 3500 — на онлайн-курсы по английскому, столько же — на обществознание. Если подготовка стартует с начала учебного года и длится по май включительно, то в сумме выходит 97 200 рублей.
«Мне кажется, что в центрах, которые больше развиваются в России — то есть Москва, Санкт-Петербург — там как-то больше идет финансирование в вузы. И образование, соответственно, лучше», — так размышляет абитуриентка.
И так же считают многие школьники. Семьи, в которых есть возможность отправить ребенка в столичный вуз — не на бюджет, так на платное обучение — стараются ею воспользоваться. В ближайшем окружении Анастасии есть только один человек, который точно решил, что будет учиться в Хабаровске. Остальные приняли решение уезжать.
По данным Хабаровскстата, за 2019 год из Хабаровского края в другие регионы России выехало 42 472 человека. За неполный 2020-й (не считая декабря) — 35 166 человек: очевидно, на снижение миграции повлияла пандемия коронавируса. Но для дальневосточного субъекта это скорее исключение, подтверждающее правило: население Хабаровского края неумолимо сокращается.
Вузы принимают абитуриентов в основном по результатам ЕГЭ. Значит, нужно хорошо его сдать, чтобы очутиться в какой-то другой жизни.
ЕГЭ В ОДИН КОНЕЦ
С 2009 года, когда ЕГЭ стал обязательным во всех регионах страны, и по 2020 год включительно край покинуло (в абсолютных числах) 33 340 человек в возрасте от 15 до 19 лет. То есть в среднем уже на протяжении 11 лет из региона уезжает около 3 тысяч школьников в год. А выпускается — примерно по 5-7 тысяч человек. Повлиял ли ЕГЭ на отток молодежи из регионов?
«Если сказать очень кратко и просто, то да, безусловно. Я сейчас не говорю ни о каких «но», которые за этим следуют. Но да, ЕГЭ — это тот инструмент, который позволил границы значительно стереть. Значительно. Однозначно — и статистика об этом говорит — после того как ввели ЕГЭ, потоки очень сильно увеличились. И это специфика не только нашего Дальневосточного региона, это специфика всех. Но мы — на порядок выше», — отметил кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и социологии ДВИУ РАНХиГС Юрий Березутский.
Школьники предпочитают западные вузы страны дальневосточным, поскольку уверены: «региональное» качество высшего образования проигрывает «столичному». Но вариант после учебы трудоустроиться в своем регионе не рассматривает почти никто. Студентов подкупает уровень жизни в столицах: проведя несколько лет в комфортных условиях и получив доступ к новым возможностям для развития, молодые люди уже не хотят обратно.
«Я уже увидела, насколько обширными возможности могут здесь быть и насколько разные люди находят себе место в больших городах»
«В Хабаровске мало открытых галерей, мастерских, творческих объединений, в которых молодежь могла бы как-то себя проявлять. Те же курсы по керамике, или по дизайну, или по фотографии стоят зачастую не столько, сколько может потратить школьник или студент начальных курсов. А в Петербурге общественные площадки предоставляют возможность людям от 15 до 30 лет бесплатно приходить в коворкинги на курсы и на мастер-классы. Наверное, полностью я бы не вернулась [в Хабаровск] совсем. Если бы была какая-то возможность сотрудничать с Дальним Востоком, то, наверное, о таком варианте я бы задумалась. Но переехать туда снова я не хочу, потому что уже увидела, насколько обширными возможности могут здесь быть и насколько разные люди находят себе место в больших городах», — рассказала поступившая в питерский вуз хабаровчанка Екатерина Лапшаева.
РОДИТЕЛИ ТОЛЬКО «ЗА»
Хабаровчанка Дарья Сайгушинская переехала в Санкт-Петербург больше трех лет назад. Поступила в вуз, в который проходила по баллам. Решила не оставаться в Хабаровске, потому что так советовала мама.
«Это самая важная, наверное, причина. Она меня на это настраивала очень долгие годы. Вуз я выбирала только потому, что по конкурсу туда прошла. Город (Санкт-Петербург) имел значение, потому что не хотела в Москву — хотя сейчас учусь именно здесь. Сейчас я довольна своим образованием, мне нравится большинство преподавателей. По моему мнению, именно преподаватели делают образование качественным, а не конкретное место», — отметила Дарья.
«Именно преподаватели делают образование качественным, а не конкретное место»
Ее мама, Лариса Сайгушинская, считает, что в хабаровских вузах нет такого сильного профессорско-преподавательского состава, как в столичных. Отсюда и разница в качестве образования студентов.
«У Даши в вузе очень сильный педсостав. Это профессора, это люди с огромнейшим опытом и практики, и теории. Это люди, которые пишут научные работы, научные статьи, принимают участие в конференциях, выезжают за границу. Естественно, в Хабаровске такого педсостава нет даже близко. Возьми любую специальность, любое направление. Не дают у нас такого образования, которое дают в Москве», — рассуждает Лариса Сайгушинская.
Получить доступ к «такому образованию» удается, судя по цифрам, примерно трети выпускников. Но отмена ЕГЭ сама по себе, как считают эксперты, не решит проблемы оттока молодежи.
«На мой взгляд, это ничего не изменит. Хотя, наверное, я чуть лукавлю: конечно, немножко изменит. Но альтернатива-то какая? Предложить просто сдавать экзамены, как раньше? Поезд этого ЕГЭ — он же прет. Если сейчас его убрать, не будет равнозначной замены», — считает Юрий Березутский.
В ПОГОНЕ ЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, одно из ключевых отличий высшего образования от школы и профессионального колледжа — в том, что оно учит студентов не только принимать знание, но и оспаривать его, сомневаться и опровергать.
«Став массовым, высшее образование в XX веке во многом утратило эту особенность, свою корневую черту, стало во многом просто транслировать готовое знание. Сейчас настоящих исследовательских университетов в мире — едва ли треть, остальные фактически не формируют инноваторов», — заявил Ярослав Кузьминов в интервью ТАСС.
А чтобы формировать этих самых инноваторов, нужны условия: годная теоретическая база, грамотные проводники в мир знаний (преподаватели), а также возможности для обмена опытом и расширения собственных горизонтов. Причем такие возможности должны быть и у студентов, и у их «проводников».
«Мы в среднем в год на наш маленький вуз тратили по 600-800 тысяч на поездки студентов по научным направлениям. Целыми командами ездили: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Ростов… Это я не считаю Дальний Восток. Было много поездок, много призовых мест, дипломов, грамот, кубков — и это только по научному направлению. А потом — ограничения финансирования. Так же сократились и поездки преподавательского состава на стажировки», — отметил кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и социологии ДВИУ РАНХиГС Юрий Березутский.
Экономический кризис в России 2014-2015 годов привел к сокращению финансирования во всех сферах. Но был небольшой список вузов, о которых и в такое непростое время государство особенно заботилось. Эти вузы — участники проекта «5-100».
СЛИВКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Проект «5-100» был запущен в 2013 году. По задумке, за семь лет не менее пяти вузов страны должны были войти в первую сотню ведущих мировых университетов. Финансовую поддержку тогда получило 21 учебное заведение со статусом федерального, но задумка не получилась. К концу 2020 года в сотне лучших вузов планеты находился только один российский — Московский государственный университет имени Ломоносова, который в проект «5-100» вообще не входил.
Да, концентрация на «опорных» университетах дала определенные результаты. В международном рейтинге RUR по качеству преподавания сразу семь вузов России вошли в сотню лучших. Многие вузы-участники проекта отметили, что они укрепили свой мировой имидж, усовершенствовали учебный и административный процесс. Однако эта же концентрация на «опорных» университетах привела к тому, что в них стекаются все ресурсы: и материальные, и человеческие.
«Простой пример: открыли ДВФУ. Шикарнейшие зарплаты, условия. Я там несколько раз был на конференциях — ну это просто космос, давайте будем называть вещи своими именами. Мы жили в гостинице, где живут студенты — по два человека. И они даже там порядок сами не наводят», — вспомнил Юрий Березутский.
Социолог отметил, что в его окружении почти нет преподавателей, которые покинули Хабаровский край и устроились в ДВФУ. Но на других реклама «шикарнейших зарплат и условий» сработала. Проект «5-100» выкачивает в опорные вузы лучших наставников — прямо как ЕГЭ выкачивает из регионов талантливую молодежь.
А КТО ОСТАЕТСЯ?
Остаются те, кто не может пройти по баллам в ведущие вузы страны. Проходным баллом называют результаты экзаменов последнего в списке зачисленных на бюджет. Сравним проходной балл на юриспруденцию в 2020 году в разных вузах. В Санкт-Петербургский государственный (второй по популярности в стране) он составил 295. Разница с вузами в регионах колоссальная: в ДВФУ — 243, в Хабаровском государственном университете экономики и права — 235, в Тихоокеанском государственном университете — 230.
Однако бывает и так, что абитуриенты с высокими баллами остаются в родных городах. Хабаровчанка Анна Мещерякова в свое время сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов. У нее была возможность поступить в любой вуз страны вне конкурса — на те направления, где требуется литература. Но Анна решила остаться в Хабаровске.
«Я была на тот момент влюблена. Я хотела остаться в этом городе с любимым человеком, — признается она. — Вообще я твердо убеждена в том, что человек может получить достойное образование в любом месте. Потому что ты можешь и у лучшего профессора из состава кафедры в Санкт-Петербурге ничего не взять. И тогда город и вуз тебе не помогут. Я взяла в своем вузе, на своей кафедре, наверное, действительно все, что мне было важно».
Анна получила профильное образование в ТОГУ. Хотела поступить на магистратуру в Санкт-Петербург, но не получилось. Трудоустроилась по специальности в родном Хабаровске — и считает, что здесь вполне можно достойно жить, работать, развлекаться в свободное время.
«Ты понимаешь, что практически все уедут. Это немного грустно осознавать, но потом ты примиряешься с этим и спокойно живешь»
«Мне нравится наш город. Мне очень нравится его архитектура, нравится атмосфера спокойствия — когда она, конечно, спокойная. Я люблю наш город за то, что он развивается, за то, что можно увидеть, как строятся новые дома, открываются новые торговые центры, как сюда приходят крупные федеральные компании», — делится Анна Мещерякова.
Из-за отдаленности ДФО от столицы России (и из-за высоких цен на билеты до Москвы, сопоставимых с месячной зарплатой начинающего специалиста) у многих дальневосточников есть ощущение оторванности от центра общественной, политической, культурной жизни страны. Кто-то чувствует себя как в ссылке. Но у Анны этого ощущения нет — зато есть другое. И оно про то, что исключения подтверждают правило.
«Единственное ощущение, которое у меня есть и которого наверняка нет у людей, живущих в Москве — это тотальное понимание того, что, вероятно, где-то 60 процентов близких тебе людей, особенно со школы, переедут жить на запад. Это фатум, что ли, хабаровский. Возможно, в принципе дальневосточный. Ты понимаешь, что практически все уедут. Это немного грустно осознавать, но потом ты примиряешься с этим и спокойно живешь».
Полина Овчаренко
Теги: