Перед покупкой квадроцикла потенциальные владельцы задаются вопросом: нужно ли водительское удостоверение, и если да, то какое.
Где выдают права на квадроцикл
Вместе со снегоходами квадроциклы относятся к внедорожным моторным средствам, для управления которыми подойдут «корочки» тракториста-механика категории А1. Те солдаты срочного призыва, которые проходили воинскую службу в должности водителя-механика:
- БТР;
- БМД;
- БМП;
- БТР-Д;
- танка,
могут обменять свой военный талон в региональных отделениях ДОСААФа. Для этого в военном билете в графе «воинская учетная специальность» должны стоять коды водителя гусеничной техники.
Документ тракториста-механика выдают не в ГИБДД, а в органах государственного технического надзора. Гусеничные трактора, как и квадроциклы, относят к моторной технике, которая не предназначена для езды по дорогам общего пользования.
Какие права нужны на квадроцикл
Универсальным водительским удостоверением, позволяющим управлять мини-вездеходом, являются «корочки» категории А1. Но для снегоболотоходов, объем двигателя которых менее 50 м², подойдет водительское удостоверение категории В, которое выдают для управления обычными легковыми машинами.
Для получения прав категории В необходимо пройти обучение в аттестованной автошколе, сдать экзамены: внутренний и в ГИБДД. При несоответствии ВУ с категорией вездехода водителю грозит штраф за неправомерное управление транспортным средством от 500 до 5000 рублей.
Кто может получить права на квадроцикл без экзаменов
Получить документ на управление квадроциклом может тот гражданин Российской Федерации, у которого есть права на управление мотоциклом, выданные до 1999 года — категория А (ГИБДД), полученная вплоть до 31.12.1999.
При наличии сохранившегося талона-корешка и записи в архиве базы данных регионального отделения ГАИ удостоверение на управление колесно-моторными вездеходами выдадут без дополнительного тестирования и прохождения площадки.
Для такого обмена нужно обратиться в управление ГИБДД, заполнить бланк-прошение, оплатить государственную пошлину, приложить корешок и его копию.
Какие документы потребуются
Вне зависимости от того, будет ли проходить экзамен или простой обмен документов, необходимо собрать и предоставить в Технадзор или ГИБДД следующие документы:
- Заявление.
- Паспорт.
- Справка из медицинской комиссии.
- 2 фотографии формата 3х4.
- При наличии водительского удостоверения — его копию.
- Госпошлина.
Единая стоимость погашения государственной пошлины на документ тракториста-механика составляет 500 рублей, но если оплатить ее через портал государственных услуг, то она обойдется в 350 рублей.
Для управления квадроциклом необходимо получить права категории А1 (гостехнадзор) или В (ГИБДД), в зависимости от технических характеристик транспортного средства. Водительское удостоверние категории А1 можно получить путем:
- обмена квитка из военного билета, если воинская специализация заключалась в управлении гусеничной техникой;
- обменом прав мотоциклиста, полученных до 31 декабря 1999 года;
- прохождением обучения и сдачей экзаменов в органах гостехнадзора.
- Распечатать
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(62 голоса, среднее: 3 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Каждая встреча с государственной машиной смерти подобна. Бесконечная волокита, совковая бюрократия и легкий идиотизм ей присуще. Но порой нужно выдохнуть и пережить, тем самым в будущем облегчив себе жизнь.
О получении удостоверения тракториста — машиниста, а проще говоря прав для управления квадроциклом, я задумалась после неприятной встречи с сотрудниками нашей доблестной. Если до нее я лишь очень условно размышляла о возможности получения этих прав, то после решительно сдалась в автошколу с целью сдать экзамен и получить удостоверение А1.
И так, начну с двух главных вопросов, которые мне задают все не равнодушные: «Сколько это стоит?» и «Сколько времени на это надо?»
По сумме затрат я распишу ниже. Но если без конкретики, то на все про все я потратила около 11 тыс.руб. Формат «купить права» я не рассматривала.
Затрат по времени не много, разве что со справкой на начальном этапе, но об этом позже. Само же обучение и экзамен отнимают не много. У меня вышло 2 дня.
Когда решение принято нужно определиться с автошколой, которая учит на А1 и где можно сдать на эту категорию.
Для меня логичным был бы выбор любой московской автошколы, но выбрала я подмосковную школу Лицеист в Истре.
Слухи о непростой сдаче в Москве меня настораживали и я решила не рисковать. Истринский гостехнадзор я знала, ведь познакомилась с ними еще в прошлом году, когда готовила материал о правах и штрафах для квадроциклистов. Настрой у них позитивный и дружелюбный. Ну а то что ездить далеко, так мне было не сложно. Ведь 1-2 раза в неделю я катаюсь в сторону Зеленограда в свою Детскую квадрошколу, а Истра там почти рядом.
Какие документы потребуются?
Для зачисления в ряды курсантов необходимо предоставить в автошколу следующие документы:
— Паспорт РФ, разворот с фотографией + страница с пропиской (копии).
— Удостоверение на все открытые категории. С двух сторон (копии).
— Медицинская справка. Обязательно должна быть с отметкой о допуске к управлению трактором (копия).
— Фото 3х4 (1 шт.).
— Квитанция об оплате обучения (копия).
— Квитанции (их три) на удостоверение, на прием теоретического и практического экзамена (копии).
Все кроме справки легко сделать за пару часов. А вот со справкой сложнее. Если все делать по правильному, то сначала записываемся к наркологу по месту прописки. Платим за его справку 580 рублей. После записываемся к психиатру по месту прописки и платим за его справку 670 рублей. После ищем организацию, которая выдает справки с отметкой для тракторов. Без справки от нарколога и психиатра справку делать отказываются. Их справка обойдется в 1500 рублей.
На круг не дешево. Можно пойти более простым, но не очень официальным путем. Стоимость будет около 2000 рублей.
Обучение. Теория и практика.
После подачи всех необходимых документов ждем когда набирается вся группа. После назначаются занятия. В моем случае промежуток между «подала» и «набралась группа» был нереально долгим. Около 1,5 месяцев я ждала народ.
По программе подготовки предусмотрено всего 3 занятия.
В практический экзамен входит:
— Осмотр квадроцикла (не обязательный, по требованию инспектора во время экзамена)
— Начало движения на квадроцикле
— Упражнение Змейка
— Разгон на прямой
— Узкий поворот
— Остановка
В распоряжении автошколы довольно старенький квадроцикл. Когда-то он был полноприводным, но мучительные годы сделали его заднеприводным. И стабильность работы оставляет желать лучшего. Но это нормальная история для школьной техники.
Просто будьте готовы к «сюрпризам» и говорите о них инструктору.
Теоретический экзамен.
Для подготовки к теоретическому экзамену выдают 45 билетов. В каждом билете 5 вопросов.
Да, билетов много, но они очень примитивные и, при том, часто повторяющиеся. В каждый билет входит вопрос по управлению, пдд (не автомобильные, вообще назвать их «вопрос по пдд» сложно, но что-то вроде того), обслуживанию, оказанию медицинской помощи.
Есть вопросы технические и в этом случае нужно просто запомнить ответы. Например, разность давления в левых и правых шинах и ответы указаны в кПа.
На экзамене вам дают всего 1 билет и 5 вопросов из него. В Истре билеты сдают на бумажке, а не на компьютере. После того, как лист с ответами сдан инспектор почти сразу говорит сдали или нет.
Если сдали, то перемещаетесь на площадку.
Практический экзамен.
В случае требования со стороны инспектора необходимо произвести осмотр квадроцикла:
— Произвести осмотр шин. Сделать вид, что вы нажимаете на шины, тем самым проверяя накачаны они или нет.
— Проверяете рычаги, ровные или нет.
— Проверяете уровень охлаждающей жидкости (просто смотрите и показываете на бачок)
— Проверяете ГСМ (масло в двигателе, топливо)
— Тормозную жидкость
После садитесь на квадроцикл и производите запуск (делаете и голосом проговариваете):
— Квадроцикл стоит на стояночном тормозе
— Рычаг КПП переведен в положении нейтрали
— Рычаг тормоза выжат
— Поворот ключа
— Запуск двигателя
Перед стартом требуется:
— Перевести рычаг КПП в положение Драйв или 1 передачи (если МКПП)
— Снять со стояночного тормоза
— Посмотреть в зеркала заднего вида
— Левую руку вытянуть в сторону
— Начало движения
После выполняете все упражнения и после остановки ставите квадроцикл на стояночный тормоз, переводите рычаг КПП в положение нейтрали и обе руки вытягиваете в стороны (обозначаете остановку).
Важно заметить, что конусы на змейке выставляются по ГОСТу — это 3 метра между конусами. Заехать на большом квадроцикле и не задеть их не так просто. Привычное свешивание в сторону поворота лишь усугубляют положение. Проехать змейку удалось лишь отклоняясь в противоположную от привычного сторону, то есть наружу поворота.
На площадке все упражнения сдаете в шлеме. Лучше взять свой. Автошкола их предоставляет, но они очень страшненькие.
Перед экзаменом я приезжала на практику всего 1 раз. Этого было достаточно, что бы запомнить всю последовательность действий и накатать змейку. Кроме того я записала на видео практику и перед экзаменом несколько раз пересматривала видео, что бы освежить воспоминания.
В моем случае от момента подачи документов до получения заветного удостоверения прошло 6 месяцев! Как я и писала выше, сначала долго набирали группу. После несколько раз переносили экзамен и в день когда экзамен наконец провели я была слишком далеко от Истры. Второй экзамен так же пролетел мимо меня, так как я вновь была в командировке и появиться не смогла. И лишь на третий раз, уже в феврале я попала на экзамен и получила заветное удостоверение тракториста-машиниста.
Сколько стоит получить права на квадроцикл?
Обучение в автошколе — 8000 рублей
Квитанции за удостоверение и экзамены — 1040 рубоей
Фото 3х4 — 250 рублей
Медицинская справка — 2000 рублей
Итого: 11 290 рублей
В целом, если отбросить мучительные 6 месяцев, которые были только моей, частной историей, то все быстро и довольно просто.
1. Выбрать школу и связаться с ней. Пару часов.
2. Подготовить пакет документов и оплатить квитанции. Со справкой пару дней.
3. Выбрать 1 день и приехать на занятие. Для особо усердных потратить 3 дня.
4. Потратить еще 1 день на экзамен
В общей сложности от 3 до 6 дней.
Может быть не так уж они и нужны, эти права, но с ними все же спокойнее. Особенно в условиях постоянно «закручивающихся гаек» со стороны надзорных органов.
Надеюсь мой опыт будем вам полезен и заставит задумать о получении удостоверения более предметно.
Мы много пишем о внедорожной технике: квадроциклах, снегоходах, да и сами эти машины давно перестали быть экзотикой и продаются в России десятками тысяч единиц в год. Однако один и тот же вопрос мне задают любопытные граждане, если встречают меня на снегоходе или квадрике – «а на него нужны «права»»?
Вопрос, действительно, не праздный. Понятно, что человек, не имеющий квадроцикла или снегохода, не обязан знать такие тонкости, пугает иное – зачастую те, в чьих гаражах стоит колесная или гусеничная внедорожная техника, даже не подозревают о том, что на их «коньков-горбунков» водительское удостоверение требуется и очень удивляются, когда в чистом поле их встречает сотрудник гостехнадзора и выписывает штраф, а то и забирает технику на штрафстоянку.
«Права» нужны!
Итак, для управления внедорожным мототранспортным средством, не предназначенным для использования на дорогах общего пользования либо имеющим максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, к коим и относятся снегоходы и квадроциклы, требуется удостоверение тракториста-машиниста, категории АI. Именно в эту категорию попадают абсолютно все квадроциклы и снегоходы. Никаких ограничений или послаблений по фактору мощности или рабочего объема двигателя нет. Зато есть несколько приятных моментов.
Во-первых, за правами на «маленький трактор» можно отправляться уже с 16 лет. Совершеннолетия ждать не нужно, и, получив заветную корочку, можно сразу садиться за руль хоть 150-кубового «китайского» квадрика, хоть за 170-сильный горный снегоход.
Во-вторых, в отличие от последних нововведений в епархии ГИБДД, совершенно необязательно учиться в специальной «тракторной школе». В органах Гостехнадзора до сих пор действует институт экстерната. Может быть, и хотели бы официальные лица сделать учебу обязательной, как это нынче заведено в автошколах, но ресурсов для организации «квадрошкол» у ведомства нет. К тому же пришлось бы растягивать обучение на полгода, ведь пришлось бы обучать езде и на квадроцикле, и на снегоходе, и если зимой можно ездить и на том и на другом, то летом возникает проблема. Либо же пришлось бы вводить отдельные категории на то и другое, что тоже не входит в интересы ведомства, ведь, признаться честно, персональная квадро- снеготехника вообще «пристегнута» Гостехнадзору постольку поскольку. У них и без того хватает забот, ведь в их епархии все – от детских аттракционов и тракторов до башенных подъемных кранов и комбайнов.
В-третьих, есть чудесный пункт правил, который гласит: «Лицам, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А», выданное до 1 января 2000г., удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) с разрешающей отметкой в графе «АI» выдается без сдачи экзаменов». То есть, если вы получили «права» на мотоцикл в 1999 году или ранее, вам вообще не надо сдавать экзамен. Достаточно прийти в отделение гостехнадзора с пакетом документов (о котором чуть ниже) и вам выдадут «права» на квадрик автоматом.
Квадроцикл – не квадрицикл
Стоит обратить особое внимание вот на что: после недавней реформы в ГИБДД в автомобильных правах появилась категория BI, на управление «трициклами и квадрициклами». Так вот, квадроцикл и квадрицикл – это совсем не одно и то же. Первое – это мотовездеход или «мототранспортные внедорожные четырехколесные средства с шинами, внутреннее давление в которых не более 69 кПа (0,7 кгс/см2), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа…». Как раз то, о чем мы и говорим.
Квадрициклы же – это «четырехколесные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы аккумуляторных батарей в случае электрических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования».
Квадрициклы отнесены к категории L7 классификации комитета по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и к категории «А» (подкатегории «ВI» с 06.11.2013 г.) транспортных средств по классификации конвенции о дорожном движении. Они сертифицируются с выдачей одобрения типа транспортного средства и регистрируются в органах ГИБДД.
Под эту категорию подпадают всевозможные легкие автомобильчики, которых в России вообще практически нет. Или то, что в СССР называлось «инвалидками». Словом, автомобильные права не подойдут для езды на мотовездеходах и снегоходах, как и наоборот.
На фото: трицикл Peel Р50
Готовимся к экзамену
Итак, прежде чем идти на экзамен, стоит разузнать, где вообще в вашем регионе расположилось непонятное заведение с названием Гостехнадзор. В Москве место, где принимают экзамены на категорию АI всего одно и расположено на проспекте Вернадского, д. 50. В регионах же чаще всего отделение технического надзора можно отыскать в райцентрах или областных центрах. Поскольку желающих сдавать экзамены на квадрик, как правило, не очень много, серьезного потока экзаменуемых не наблюдается нигде. Поэтому и регулярных экзаменов, скорее всего, не проводится. Поэтому идем в «гости» в Гостехнадзор, узнаем, кто из инспекторов занимается «нашим» вопросом и выясняем дату ближайшего экзамена.
Пока готовимся к теоретическому экзамену и учимся ездить, готовим необходимые документы. Нам понадобится:
- заявление (пишем на месте); — паспорт; — медицинская справка (обычная «автомобильная» справка, формы 083, но с вписанным восьмым пунктом «Особые отметки» в котором указано, что водитель годен к управлению тракторами и самоходными машинами).
- документ о прохождении обучения (если вам удалось таковое пройти);
- удостоверение тракториста-машиниста (если ранее выдавалось);
- водительское удостоверение (если имеется);
- две фотографии 3х4 см на матовой бумаге;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу удостоверения (это квиточек из банка; сумма госпошлины за выдачу удостоверения на данный момент составляет всего 500 рублей.
Найти в продаже книгу с экзаменационными билетами на категорию АI «тракториста-машиниста» очень непросто, но оно и не нужно. Все они в изрядном количестве есть в интернете, и найти их не составит труда. Сами вопросы довольно простые, многие из них посвящены вопросам эксплуатации и ремонта. Даже если вы никогда не полезете в дорогущий импортный снегоход, все равно придется подучить «будни механика». Как ни крути, квадроцикл – брат трактора, и требования в Гостехнадзоре схожие. Хотя, конечно, к будущим водителям квадроциклов и снегоходов инспекторы относятся более лояльно, нежели инспекторы ГИБДД на автомобильных экзаменах. Да, кстати, очень важно – если на момент сдачи экзамена в гостехнадзоре у вас нет автомобильных «прав», то вам придется сдавать и экзамен по ПДД! Если водительское удостоверение из ГИБДД уже есть, то придется сдавать только «тракторные» билеты.
Еще одна рекомендация: если есть такая возможность, возьмите одно практическое занятие с инструктором. Это поможет понять требования инспектора на экзамене и познакомиться с площадкой и техникой, на которой придется сдавать экзамены.
Экзамен
По сравнению с экзаменами в ГИБДД сдача на «тракторные» права обычно проходит в «теплой и дружественной обстановке». Как ни крути, но претенденты на звание водителей квадроциклов не являются будущими профессиональными трактористами, водителями карьерных самосвалов и операторами шагающих экскаваторов, поэтому отношение к ним соответствующее.
Тем не менее, если вы обладаете особой формой «альтернативной одаренности», и вам не удалось сдать теоретический экзамен с трех попыток (между попытками должно пройти не менее недели, но по факту – может и больше, причину смотри выше), вас не допустят до четвертой попытки без корочки о прохождении обучения. И если в Москве или Питере найти «квадрошколу» не составит труда, то где-нибудь в глубинке может возникнуть проблема. Не говоря уж о том, что это лишние, зачастую совершенно ненужные траты.
С практическим экзаменом тоже все весьма просто. Осмотр техники, запуск, езда передом, задом, змейка, старт на эстакаде… Словом, ничего сложного. Все это сопровождается размахиванием руками (у квадрика нет поворотников). Словом, если вы потратили час на одно занятие с инструктором, то сдадите площадку с закрытыми глазами.
После успешной сдачи экзамена вы получаете заветную корочку, очень похожую на автомобильные «права» старого «бумажного» образца, но серого цвета, и можете выезжать на бездорожье и удивлять друзей. Если вы живете в городе, а не в селе, скорее всего, большинство из ваших друзей будут впадать в ступор, видя в вашем портмоне странный «дубликат» привычной корочки. За этим очень весело наблюдать.
Кстати, гаишники весьма лояльно относятся к людям на квадроциклах, которые передвигаются по вроде бы запрещенным для них дорогам общего пользования при условии наличия у тех удостоверения тракториста-машиниста категории АI, регистрации и техосмотра. Особо ответственные могут даже приобрести полис ОСАГО на квадрик, но о тонкостях страхования внедорожной техники, а также о вопросах регистрации и прохождения техосмотра на внедорожную технику мы поговорим в отдельном материале.
Читайте также:
Как получить удостоверение на управление самоходной техникой
Где пройти обучение управлению самоходными машинами. Какие документы нужны для получения удостоверения на управление трактором, бульдозером, вездеходом. Как заменить или восстановить удостоверение на управление самоходной техникой
1.Какие категории прав на управление самоходной техникой существуют?
Для управления самоходной техникой необходимо получить удостоверение тракториста-машиниста, которое имеет, в зависимости от вида машин, девять категорий:
- АI — для управления мотовездеходами, снегоболотоходами, снегоходами (мототранспортными средствами, не предназначенными для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющими максимальную конструктивную скорость 50 километров в час и менее);
- АII — для управления вездеходами (внедорожными автотранспортными средствами, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8);
- AIII — для управления вездеходами спецназначения, карьерными самосвалами (внедорожными автотранспортными средствами, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны, за исключением относящихся к категории АIV);
- АIV — для управления вахтовыми и перронными автобусами (внедорожными автотранспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест);
- B — для управления мини-экскаваторами, тракторами, коммунально-уборочными машинами (гусеничными и колесными машинами с двигателями мощностью до 25,7 киловатта).
- С — для управления тракторами, экскаваторами-погрузчиками (колесными машинами с двигателями мощностью от 25,7 до 110,3 киловатта);
- D — для управления тракторами, пневмоколесными тракторами (колесными машинами с двигателями мощностью свыше 110,3 киловатта);
- Е — для управления бульдозерами и экскаваторами (гусеничными машинами с двигателями мощностью свыше 25,7 киловатта);
- F — для управления сельскохозяйственной техникой (самоходными сельскохозяйственными машинами).
Право на управление техникой одной из категорий не позволяет управлять самоходной техникой другой категории. Имея обычное водительское удостоверение также нельзя управлять самоходной техникой, но без него вы не получите некоторые категории удостоверений тракториста-машиниста. В удостоверение также могут быть внесены дополнительные записи о квалификации. В оформлении удостоверения есть ограничения в зависимости от категории: получить удостоверение на управление самоходной машиной категории AI можно только с 16 лет, категории B, C, E, F — с 17 лет, категории D — с 18 лет, категории AII и AIII — с 19 лет, категории AIV — с 22 лет.
2.Что нужно, чтобы получить удостоверение тракториста-машиниста?
Для получения удостоверения нужно:
1. Быть зарегистрированным по месту жительства или пребывания в Москве или же пройти профессиональную подготовку по программам, связанным с управлением самоходными машинами установленных категорий в Москве.
2. Пройти подготовку или переподготовку.
3. Получить медицинскую справку. Если вы проходили медицинскую комиссию в течение последнего года, можете не делать это повторно, если нет, пройдите обследование у врачей и получите медицинское заключение о допуске к управлению самоходными машинами. Справка действительна 12 месяцев.
4. Собрать документы и подать заявление на выдачу удостоверения.
5. Сдать экзамен.
3.Где пройти обучение на право управления самоходными машинами?
Обучение на право управления самоходными машинами проводят только учебные заведения, имеющие соответствующую лицензию.
Для категорий АI, В, C, D, E, F нужно пройти обучение на управление самоходной машиной.
Для категорий АII, АIII или АIV также нужно пройти обучение, однако до него не допустят без водительского стажа не менее 12 месяцев и водительского удостоверения соответствующей категории:
- для АII — водительские права категории В;
- для АIII — водительские права категории С;
- для АIV — водительские права категории D.
4.Как подать заявление и какие документы понадобятся?
Подать заявление на оформление удостоверения можно онлайн на mos.ru. Для этого вам понадобятся отсканированные копии:
- документа, удостоверяющего личность (иностранным гражданам необходимо также предоставить его нотариально заверенный перевод);
- документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства (пребывания) в Москве (для иностранных граждан);
- документа о прохождении обучения;
- документа о прохождении дополнительного обучения практическим навыкам управления самоходными машинами;
- медицинского заключения о допуске к управлению самоходными машинами;
- водительского удостоверения (для категорий AII, AIII, AIV), иностранным гражданам также нужно представить его нотариально заверенный перевод;
- удостоверения тракториста-машиниста или удостоверения другого вида на право управления самоходными машинами (если удостоверение у вас есть, но вы хотите добавить категорию) — иностранным гражданам необходимо также представить его нотариально заверенный перевод;
- квитанции об уплате госпошлины (пошлина оплачивается обязательно, информация предоставляется по желанию).
Если документы в порядке, вам назначат дату экзамена, на который нужно прийти с оригиналами документов и двумя фотографиями размером 3х4 сантиметра на матовой бумаге.
Обратите внимание: в некоторых случаях заявка может быть подана только при личном визите в Гостехнадзор.
5.Как проходит экзамен на право управления самоходными машинами?
Экзамен на управление самоходной техникой проводится в образовательных организациях и состоит из двух частей — теоретической и практической.
Если вы сдадите теоретическую часть, можете приступить к практической части. Оценка, полученная на теоретических экзаменах, считается действительной в течение 3 месяцев.
Практический экзамен принимается в два этапа:
- на закрытой площадке или трактородроме;
- на специальном маршруте в реальных условиях.
Если вы сдадите экзамен, вам сообщат, когда прийти за удостоверением. Документ должны выдать на следующий рабочий день после экзамена. Срок действия удостоверения — 10 лет.
Кроме того, вам обязаны выдать индивидуальную карточку и вернуть документ о прохождении обучения, а также медицинское заключение.
Если вы не сдали теорию или практику, экзамен можно пересдать через 7 дней. Если практическую часть не удалось сдать трижды, придется вновь проходить обучение.
6.Как проверить удостоверение тракториста?
Проверить подлинность удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) можно обратившись в Гостехнадзор по месту выдачи удостоверения.
Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) выдается только органами Гостехнадзора. Во всех остальных случаях получение удостоверения будет незаконным, а документ — поддельным. Предъявление такого удостоверения представителям власти влечет уголовную ответственность за использование заведомо подложного документа (статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации).
7.Как заменить удостоверение на право управления самоходной техникой?
Заменить удостоверение тракториста-машиниста по истечении срока действия или после смены фамилии, имени или отчества (ФИО) можно без экзаменов. Нужно лишь подать заявку. Сделать это можно онлайн на mos.ru, за исключением некоторых случаев, когда заявка подается только при личном визите в Гостехнадзор.
Для подачи заявления вам понадобятся отсканированные копии:
- документа, удостоверяющего личность (иностранным гражданам необходимо также представить его нотариально заверенный перевод);
- документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства (пребывания) в Москве (для иностранных граждан);
- медицинского заключения о допуске к управлению самоходными машинами. Если вы проходили медицинскую комиссию в течение последнего года, можете не делать это повторно, если нет — пройдите обследование у врачей. Срок действия справки — 12 месяцев;
- удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) или удостоверения другого вида на право управления самоходными машинами (иностранным гражданам необходимо также представить его нотариально заверенный перевод);
- индивидуальной карточки тракториста-машиниста или другого документа, подтверждающего выдачу удостоверения на право управления самоходными машинами (при наличии);
- водительского удостоверения (для категорий AII, AIII, AIV), иностранным гражданам также нужно представить его нотариально заверенный перевод;
- квитанции об уплате госпошлины (пошлина оплачивается обязательно, информация предоставляется по желанию).
После подачи заявления придите в подразделение Гостехнадзора с оригиналами документов и двумя фотографиями 3х4 сантиметра на матовой бумаге.
Срок, в течение которого надо заменить удостоверение при смене ФИО, не регламентирован, но внести исправления нужно обязательно.
Обратите внимание: если вас лишили права на управление транспортными средствами, удостоверение на право управления самоходными машинами вам не выдадут.
8.Как восстановить украденное или потерянное удостоверение?
Шаг 1. Подготовьте медицинское заключение о допуске. Если вы проходили медицинскую комиссию в течение последнего года, можете не делать это повторно, если нет — пройдите обследование у врачей и получите медицинское заключение о допуске к управлению самоходными машинами. Срок действия справки — 12 месяцев.
Шаг 2. Подготовьте следующие документы:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность (иностранным гражданам необходимо также представить его нотариально заверенный перевод);
- документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (пребывания) в Москве (для иностранных граждан);
- медицинское заключение о допуске к управлению самоходными машинами;
- две фотографии 3х4 сантиметра на матовой бумаге;
- индивидуальную карточку тракториста-машиниста или другой документ, подтверждающий выдачу удостоверения на право управления самоходной техникой (при наличии);
- водительское удостоверение (для категорий AII, AIII, AIV), иностранным гражданам также нужно представить его нотариально заверенный перевод;
- квитанцию об уплате госпошлины (пошлина оплачивается обязательно, информация предоставляется по желанию).
Шаг 3. Обратитесь в Гостехнадзор . Сдавать экзамены не придется. Если с документами все в порядке, новое удостоверение выдадут в день обращения. Записаться на подачу заявления можно онлайн на mos.ru.
Обратите внимание: если вас лишили права на управление транспортными средствами, удостоверение на право управления самоходными машинами вам не выдадут.
9.Как получить российское удостоверение на основании иностранного?
Шаг 1. Соберите документы. Для получения российского национального удостоверения тракториста-машиниста владельцу аналогичного документа иностранного государства понадобятся:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность, и его нотариально заверенный перевод;
- документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (пребывания) в Москве;
- медицинское заключение о допуске к управлению самоходными машинами;
- две фотографии 3х4 сантиметра на матовой бумаге;
- водительское удостоверение и его нотариально заверенный перевод (для категорий AII, AIII, AIV);
- удостоверение тракториста-машиниста или удостоверение другого вида на право управления самоходными машинами и его нотариально заверенный перевод;
- квитанция об уплате госпошлины (пошлина оплачивается обязательно, информация предоставляется по желанию).
Шаг 2. Обратитесь в Гостехнадзор лично. Если с документами все будет в порядке, вам назначат дату сдачи теоретического экзамена. Практический сдавать не нужно.
Шаг 3. Сдайте экзамен. Если вы не сдадите экзамен с первого раза, пересдать можно не ранее чем через 7 дней. После 4 неудачных попыток заявление придется подавать повторно.
Шаг 4. Получите документ. Если экзамен сдан, вам сообщат, когда прийти за удостоверением, которое должны выдать не позднее чем через 5 дней после экзамена.
Обратите внимание: после выдачи российского удостоверения иностранное останется у вас.
Квадроциклы уже давно перестали считаться диковинкой и получили широкое распространение повсеместно — особенно на просторах России. По данным Автостата спрос на мотовездеходы за 2020 год вырос на 81%. Даже сейчас, несмотря на рост цен, это тенденция сохраняется, потому что квадроциклы — это не только техника для активного отдыха на природе, но и надежный помощник по хозяйству.
Изначально мотовездеходы создавались в утилитарных целях и активно использовались в сельскохозяйственной деятельности, где они были востребованы за компактность, маневренность и малый расход топлива. В дальнейшем квадроциклы получили распространение и в других сферах — особенно в развлекательной. Именно поэтому у многих людей квадроциклы ассоциируется с чем-то на уровне велосипедов и другого спортинвентаря, который достаточно просто купить и начать использовать.
Однако это не так: мотовездеходы, обладая солидными габаритами и достаточно большой мощностью, требуют от своего владельца наличие определенных навыков. Получить их можно, пройдя обучение в мотошколе или на базе Гостехнадзора. Как это сделать — читайте в нашей статье.
Зачем нужно проходить обучение на управление квадроциклом?
Как уже сказано выше, мотовездеходы являются мощной техникой с достаточно крупными размерами, поэтому для эффективного управления таким транспортом важно понимать физику процесса и сопутствующие моменты. Преподаватели учебных курсов рассказывает не только об основах вождения мотовездехода, но и о таких полезных вещах, как:
-
Техника безопасности при движении;
-
Преодоление препятствий и езда по сложным участкам;
-
Оказание первой медицинской помощи;
-
Обслуживание и ремонт квадроцикла.
Таким образом, после завершения обучения будущий райдер получает теоретическую и практическую базу, достаточную для уверенной эксплуатации транспорта в условиях бездорожья. Эти знания позволят не только ловко маневрировать по пересеченке, но и оперативно реагировать в случае возникновения нештатной ситуации — будь то занос при езде по размытому склону или неожиданная поломка посреди леса.
Вторая (но не по важности) причина для прохождения обучения — открытие категории и получение удостоверения. Данный документ не только подтверждает наличие у владельца соответствующих навыков, но и дает ему законное право на эксплуатацию квадроцикла.
Какие права нужны на квадроцикла?
Для того чтобы ездить на квадроцикле необходимо удостоверение тракториста- машиниста с открытой категорией Al.
Из-за схожести названия многие ошибочно полагают, что для управления мотовездеходом подойдут мотоциклетные права или их подкатегория А1. Однако не стоит забывать, что удостоверение тракториста-машиниста и удостоверение водителя — это два совершенно разных документа. Водительские права выдаются для езды на транспорте, предназначенном для дорог общего пользования, в то время как нужное нам удостоверение тракториста-машиниста распространяется на внедорожную технику.
Примечание: в Москве и Подмосковье можно открыть категорию Al в удостоверении тракториста-машиниста без сдачи экзаменов — при условии, что категория А в водительском удостоверении открыта до 2000 года. Данное правило действует и в некоторых других регионах России. Уточнить информацию можно в местном отделении Гостехнадзора.
Также из-за созвучия нередко возникают вопросы по поводу подкатегории водительских прав В1, которые распространяются на трициклы и квадрициклы. Последние к квадроциклам отношения не имеют: несмотря на то, что они также являются мототранспортным средством, сконструированы они специально для движения по дорогам общего пользования. Даже визуально они больше похожи на маленький автомобиль открытого типа, нежели на мотовездеход. Так что разница между квадроциклами и трициклами — огромная, и путать их нельзя.
В целом, процедура получения прав на мотовездеход не имеет кардинальных различий с процессом открытия любой другой категории — за тем исключением, что обращаться нужно не в ГИБДД, а в Гостехнадзор.
Остальные же шаги будут идентичными:
- Прохождении медицинской комиссии. Предполагает обязательный осмотр у психиатра, нарколога, офтальмолога, отоларинголога и терапевта. В случае, если терапевт посчитает нужным, он может назначит дополнительные обследования у хирурга и невролога. Также будет необходимо сдать обязательный анализ на наличие в организме наркотических и психотропных веществ.
- Подача документов на обучение в лицензированном учебном центре. Здесь будет необходима справка о прохождении медицинской комиссии, копия паспорта, копия СНИЛС, фото размером 3х4, квитанция об оплате обучения, при наличии — копия водительского удостоверения. Также будет необходимо написать заявление на обучение и заключить договор с выбранной учебной организацией.
- Прохождение обучения. Оно включает в себя теоретическую часть и практику, В рамках теории будущему райдеру расскажут о правилах вождения, а также связанных с ними законодательными актами. В отличие от дорожных ПДД, здесь будут разбираться тонкости езды по бездорожью: например, какие требования предъявляются к подножкам мотовездехода, как готовить для него топливную смесь и что делать при боковом неконтролируемом заносе. Также в рамках теоретических занятий проводятся уроки по оказанию первой медицинской помощи и базовому техническому обслуживанию техники.
- Получение документов, подтверждающих успешное прохождение курсов и готовность к сдаче экзамена на получение прав.
- Получение акта об успешной сдаче экзамена. Его вместе с копией паспорта и заявлением на получение удостоверения тракториста-машиниста необходимо подать в Гостехнадзор. Эту процедуру можно осуществить лично — либо воспользоваться сервисами вроде гос услуг или МФЦ.
- Получение удостоверения.
Примечание: обучение можно пройти как в Гостехнадзоре (если отделение имеет собственный учебный центр и подготовленную площадку), так и в частной мотошколе. При выборе второго варианта нужно обязательно убедиться в том, что школа имеет лицензию на обучение. В случае, если таковой не окажется либо ее срок действия истек, выданный по окончанию курсов сертификат будет недействительным.
На практике проводится отработка упражнений, которые нужно выполнить на итоговом экзамене. Помимо знакомых маневров вроде «Змейки», «Скоростного маневрирования» и парковки, здесь также будут учить проводить контрольный осмотр мотовездехода перед запуском и началом движения. Параллельно с этим также покажут, как сигнализировать о поворотах и остановке с помощью движений руками.
Примечание: если обучение проходило на базе Гостехнадзора, то и экзамен, как правило, проводится там же. Для учеников мотошкол может быть два варианта: либо поездка в ближайшее отделение Гостехнадзора, либо визит инспектора ведомства на площадку мотошколы. Кроме того, с актом о прохождении обучения можно записаться на экзамен в удобное отделение Гостехнадзора самостоятельно: для этого нужно позвонить в ведомство и уточнить информацию о доступных оборудованных площадках, а также порядке сдачи экзамена.
Что будет за езду на квадроцикле без прав?
Многие владельцы игнорируют требования о наличии прав и постановки на учет, аргументируя свою позицию тем, что езда на мотовездеходе осуществляется исключительно по пересеченной местности, где никто ничего не контролирует. Однако это крайне чреватое заблуждение, причем сразу по нескольким причинам.
В первую очередь, это вышеупомянутое отсутствие необходимых навыков. Да, их вполне можно получить самостоятельно, изучая профильную информацию в Интернете и технической литературе — и при этом набить множество шишек, пытаясь применить теорию на практике. Обучение по регламентированной программе под контролем грамотного преподавателя позволит этого избежать. Как пример: в рамках учебных курсов, помимо прочего, рассказывается о том, где можно кататься на квадроцикле, а где этого делать не стоит и почему. Такая информация позволит грамотно выбирать маршруты для покатушек и избежать каких-либо штрафов за въезд на не предназначенную для этого территорию.
Далее — элементарное соблюдение закона, который требует наличие соответствующей категории для управления мотовездеходом. Проверить документы имеет право как сотрудник ГИБДД, так и представитель Гостехнадзора. Если у владельца мотовездехода прав не окажется, то ему может грозить штраф до 15 000 рублей. При этом сумма штрафа может вырасти в геометрической прогрессии при выявлении каких-то еще нарушений (например, выезд на дороги общего пользования или отсутствие регистрационных номеров), а сам квадроцикл — отправится на штраф-стоянку до тех пор, пока штраф не будет оплачен.
Квадроцикл — 4-колесное транспортное средство, относящееся к внедорожным мотовездеходам. С 2013 г. для управления таким ТС необходимы права категории AI. Порядок их получения иной, чем у стандартного ВУ на автомобиль.
Содержание
- Нужны ли права для квадроцикла
- Категории прав
- Основные требования к водителям
- Что нужно для получения
- Документы
- Экзамен
- Со скольки лет выдают
- Регистрация в ГИБДД
Нужны ли права для квадроцикла
Чтобы понимать, обязательно ли оформлять права на квадроцикл, нужно разобраться с терминологией.
Подавляющее большинство таких транспортных средств, используемое в РФ, в сертификации и эксплуатационных документах названо «самоходной техникой». В эту же категорию относятся снегоходы, болотоходы, мотовездеходы.
Для управления самоходной техникой необходимы права. Любой инспектор, остановивший водителя квадроцикла без ВУ, оштрафует его на 5–15 тыс. руб., а также эвакуирует вездеход на стоянку до получения водительского удостоверения нужной категории (п. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).
Категории прав
С 05.11.2013 можно управлять самоходной техникой, только получив удостоверение тракториста-машиниста категории AI. По форме и порядку выдачи оно отличается от привычной карточки ВУ современного образца. Получить права AI на квадроцикл можно только в территориальном подразделении Гостехнадзора.
Как легально ездить на квадроцикле вы узнаете из следующего видео:
Если же внедорожник в сертификации назван «транспортным средством» (редкие модели квадроциклов китайского производства, трициклы), его регистрируют в ГИБДД и права получают там же. Для управления такими ТС нужно водительское удостоверение категории B1.
Важно! Не стоит путать квадроцикл с квадрициклом. Управлять последним можно при наличии прав B1 или M (при объеме двигателя до 50 см³).
Основные требования к водителям
Требования к кандидатам в водители категории AI на квадроцикл содержит Постановление Правительства № 796 от 12.07.1999, а именно:
- возраст от 16 лет;
- отсутствие ограничений и противопоказаний по состоянию здоровья и психики (подтверждается справкой № 003-В/у);
- успешная сдача экзаменов;
- регистрация временная или постоянная, а также прохождение практики в одном из учебных комбинатов в городе/районе выдачи удостоверения;
- отсутствие запретов на управление транспортными средствами по линии ГИБДД (если ранее было получено ВУ).
На заметку! Если до 2000 г. водитель открывал тракторные права категории A, удостоверение нового образца он получил без сдачи экзаменов.
Что нужно для получения
Гостехнадзор не требует от кандидата обязательного прохождения обучения. Записаться на экзамены можно после самоподготовки — изучения ПДД, правил безопасности при эксплуатации квадроциклов и отработки практических навыков вождения.
Практическая часть экзамена предполагает умение маневрировать на квадроцикле, проходить «змейку», подавать сигналы руками, не теряя управления.
Для тренировки многие водители оплачивают несколько практических уроков, готовясь к теории самостоятельно.
Обучение вождению самоходной техники с нуля предлагают некоторые автошколы. В их учебные планы входит обеспечение литературой, теоретическая подготовка, аренда квадроцикла и горюче-смазочные материалы, практические занятия. Комплексное обучение занимает 2–6 недель. Стоимость колеблется в зависимости от региона и учебного комбината от 5 до 9 тыс. руб. В цену входят, как правило, не только подготовка, но и организация проведения экзамена и оплата госпошлины на оформление ВУ.
Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий
Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.
Задать вопрос
В Москве действуют несколько учебных комбинатов, обеспечивающих подготовку водителей категории AI: на базе ИМЭИ (Института Мировой экономики и информатизации), Тушинский УК, Центр «Профессионал» и ГБУ «Мосстройразвитие». На их полигонах и с использованием их техники принимают экзамены инспекторы Гостехнадзора.
Документы
Для получения прав категории AI требуются следующие документы:
- заявление;
- паспорт (ВНЖ);
- медицинское заключение по форме 003-В/у;
- 2 фотоснимка 3*4 см на матовой бумаге в любом цветовом исполнении, с левым уголком;
- удостоверение на управление техникой самоходного типа (если выдавалось ранее);
- ВУ любой другой категории (при наличии) и справка из ГИБДД о том, что кандидат не лишен права управлять ТС.
Перед сдачей экзамена кандидат оплачивает госсбор 500 руб. (пп. 43 п. 1 ст. 333.33 НК России) — это сумма за удостоверение на бумажном формуляре. На пластиковой основе оно стоит 2 тыс. руб., однако такие документы выдают не во всех регионах РФ.
Экзамен
Запись на экзамен проводится по личному обращению или онлайн через региональный портал Госуслуг. В ответном письме из Гостехнадзора пользователю высылают квитанцию об оплате пошлины, а также приглашение на экзамен. До этого кандидату придется подойти в инспекцию лично для предоставления фотографий и оригиналов всех документов.
Экзамен назначают по графику в зависимости от количества желающих, доступности полигонов и др. С собой кандидат приносит паспорт и медзаключение.
Экзамен проходит в 2 этапа: теория и практика. Сначала кандидат в своей индивидуальной карточке отмечает ответы на 8 вопросов по правилам эксплуатации самоходного транспорта и 20 вопросов по ПДД.
Цель этого этапа — проверить следующие знания:
- основы безопасности при управлении ТС;
- ПДД;
- факторы риска;
- элементарные основы конструкции самоходной техники, которые могут послужить причиной аварии;
- оказание первой помощи;
- ответственность за нарушение ПДД.
Если кандидат уже получил водительское удостоверение другой категории, проверка знаний правил дорожного движения не проводится. Теория считается сданной при не более чем 1 ошибке в первом блоке вопросов и 2 — во втором. Учащийся, у которого не получилось сдать теорию, к практической части не допускается. Вторая попытка у него будет не ранее чем через неделю.
Практический этап экзаменов проходит сначала на полигоне учебного центра, затем в условиях реального или смоделированного дорожного движения. Кандидат последовательно выполняет упражнения, показывает навыки маневрирования, начала движения на подъеме, езды задним ходом, парковки в гараже, торможения, прохождения «змейки».
Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий
Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.
Задать вопрос
За каждую ошибку насчитываются баллы. Экзамен считается непройденным, если набрано 5 или более баллов. Инспектор по ходу экзамена заполняет протокол, ставит на нем свою резолюцию. По нему через несколько дней происходит выдача новых прав тракториста категории AI.
Как получить права на квадроцикл:
Важно! Провал 3 практических попыток приведет к тому, что в следующий раз (не ранее чем через месяц) от кандидата потребуют подтвердить прохождение обучения в учебном центре.
Со скольки лет выдают
Права на квадроцикл можно оформить с 16 лет (п. 15 Постановления № 796). Для сравнения, возраст получения стандартного документа на вождение автомобиля — 18 лет.
Такое «послабление» объясняется тем, что самоходная техника, в отличие от автомобиля или мотоцикла, не предназначена для езды по дорогам общего пользования (трассам, магистралям, городским улицам и др.). Она не создает повышенной опасности для участников движения, более проста в управлении.
Интересно! Существуют так называемые «детские» квадроциклы, предназначенные для малышей от 4 лет. За исключением размера, от «взрослых» такие вездеходы ничем не отличаются. Однако права на них получать не нужно. Однако категорически запрещено ездить на квадроцикле для детей по дорогам общего пользования.
Регистрация в ГИБДД
Квадроциклы и другую подобную технику ставят на учет в Гостехнадзоре. В качестве основного документа их владельцы получают ПСМ — паспорт самоходной машины. Если же вездеход согласно сертификации относится к категории «транспортных средств», его регистрируют в ГИБДД
Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий
Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.
Задать вопрос
Территориальные подразделения Гостехнадзора — специализированные подразделения Минсельхоза РФ. В Москве действуют общегородская и 9 межрайонных инспекций. Но за правами обращаться нужно в отделение, расположенное на проспекте Вернадского, д. 50А.
По этому адресу ведется график приема документов и выдачи ВУ, теоретических и практических экзаменов. Подать заявку можно лично, по телефону или онлайн на столичном портале госуслуг (сайте Мэра Москвы).
Таким образом, порядок записи на экзамен, его прохождения, правила получения документов не изменятся в 2023 году.
Если планируется выезд на проселочную дорогу или путешествие по пересечённой местности, лучше использовать квадроцикл. Он позволяет без труда проезжать там, где обычный автомобиль застрянет. Однако прежде, чем сесть за руль транспортного средства, придётся обзавестись правами. Для допуска к управлению квадроциклом в 2023 году также необходимо пройти обучение, сдать экзамены и оформить водительское удостоверение.
Нужны ли права на квадроцикл в 2023 году?
Перечень транспортных средств, для управления которыми необходимы права, отражается в статье 25 фз-196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Однако в нормативно-правовом акте квадроциклы не фигурируют. Поэтому в первую очередь необходимо разобраться с типом транспортного средства.
Квадроциклом именуют мототранспортное четырехколесное средство передвижения. Его создавали специально для езды вне асфальтированных дорог. Однако в соответствии с ГОСТ Р 52008 2003, квадроцикл признается мотовездеходом. К такому выводу можно прийти, ознакомившись с разделом 3 вышеуказанного нормативно-правового акта. Права на квадроцикл в 2023 году обязательны. Норму регламентирует Постановление Правительства РФ №796 от 12 июля 1999 года. Так, в пункте 4 параграфа 1 говорится, что требуется оформить удостоверение тракториста-машиниста.
Любой вездеход вне зависимости от его характеристик в 2023 году должен быть поставлен на государственный учет. Правило регламентирует Постановление Правительства РФ №938 от 12 августа 1994 года. Гражданину предстоит обратиться в Гостехнадзор. Здесь будет предоставлена соответствующая документация. Если она отсутствует, налагается штраф. Его регламентирует статья 19.22 КоАП РФ. Гражданин обязан заплатить 1.000-1.500 руб. Для должностных лиц штраф повышается до 2.000-3.500 руб. Сильнее всего караются нарушения, допущенные юридическими организациями. Размер взыскания повышается до 5.000-10.000 руб.
Если гражданина, управляющего квадроциклом без прав, остановят и выявят этот факт, также будет применён штраф. В 2023 году его размер может доходить до 30000 руб. Такое наказание регламентирует статья 12.7 КоАП РФ.
Нужны ли права на квадроцикл с двигателем до 50 кубов?
Ранее владельцы транспортных средств с объёмом двигателя менее 50 кубов могли выезжать на дорогу без прав. Однако участившиеся аварии, вызванные незнанием элементарных норм ПДД, привели к необходимости реформировать действующее законодательство. В результате в 2013 году в ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения» были внесены коррективы. В частности, изменения затронули статьи 25 и 26 вышеуказанного нормативно-правового акта, касающиеся водительских прав.
Была введена категория М, которая регламентирует допуск к управлению квадрициклами и мопедами. Однако квадроциклы в вышеуказанный перечень не входят. Их использование регулируется Постановлением Правительства РФ №796 от 12 июля 1999 года. В п. 2 гл. 1 вышеуказанного нормативно-правового акта говорится, что в категорию входят транспортные средства с объемом двигателя свыше 50 куб. см. или максимальной мощностью свыше 4 кВт. На такие квадроциклы необходимо оформлять права тракториста-машиниста. Если объем двигателя на квадроцикле меньше 50 куб. см., он приравнивается к мопеду и квадрициклу. Следовательно для управления квадроциклом с двигателем до 50 кубов необходимо получение прав с категорией М.
Какая категория водительского удостоверения на квадроцикл в 2023 году?
Если человек пожелает получить доступ к управлению квадроциклом в 2023 году, ему необходимо сдать на права тракториста-машиниста. Удостоверение также предполагает наличие нескольких категорий. Их перечень представлен в п. 4 Постановления Правительства №796 от 12 июля 1999 года. Квадроциклы относят к внедорожным мототранспортным средствам. В соответствии с нормами п. 4 Постановления Правительства №796, они попадают в категорию А1.
Отличие квадроцикла от квадрицикла
В статье 25 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения» квадроцикл не фигурирует. Ознакомившись с ГОСТом Р 52008 2003 и Постановлением правительства №796 от 12 июля 1999 года, можно понять, что для езды на транспортном средстве необходимо удостоверение тракториста-машиниста.
Однако статья 25 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения» содержит сведения о так называемом квадрицикле. Схожесть названий транспортных средств нередко вводит автовладельцев в заблуждение. Поэтому рекомендуется разобраться, в чём состоит отличие между квадрициклом и квадроциклом:
- Внешний вид. Квадроциклом именуют четырехколёсное мототранспортное средство передвижения, которое было создано специально для езды вне дорожного полотна. Другими словами, в категорию входят мотоциклы, у которых присутствует не 2, а четыре колеса. Квадрициклами именуют небольшие автомобильчики, предназначенные для езды по дорогам общего пользования. Обычно их вес не превышает 400 кг.
- Категория прав. Чтобы управлять квадроциклом, предстоит обзавестись водительским удостоверением тракториста-машиниста категории A1. В соответствии со статьей 25 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», для вождения квадрициклов необходимы права категории B1.
- Сдача экзаменов. Если гражданин должен получить права тракториста-машиниста категории А, практическая часть ограничивается ездой по автодрому. Когда нужно классическое удостоверение В, испытания включают демонстрацию навыков передвижения по городу.
- Место выдачи удостоверения. Права на квадрицикл предоставляет Госавтоинспекция. Чтобы обзавестись удостоверением на квадроцикл, предстоит посетить Гостехнадзор.
Требования для водителя
Требования к претенденту на получение прав на квадроцикл в 2023 году закреплены в п. 11 Постановления Правительства №796 от 12 июля 1999 года. Здесь говорится, что к сдаче экзаменов допускаются лица, которые достигли возраста 16 лет и прошли медицинское освидетельствование, во время которого получили справку о допуске к управлению самоходным транспортным средством соответствующей категории, а также завершили профессиональное обучение.
Если хотя бы одно из требований не выполнено, лицо не сможет принять участие в сдаче экзамена при получении водительского удостоверения с правом вождения квадроцикла. Он проводится органами технадзора. Обращаться в организацию необходимо по месту жительства или нахождения автошколы, в которой лицо получило соответствующее образование.
Необходимые документы для получения прав на квадроцикл
Чтобы гражданина допустили к сдаче экзаменов, он должен подготовить пакет документов. Их перечень отражен в п. 15 Постановления Правительства РФ №796 от 12 июля 1999 года. Претендент обязан предоставить:
- заполненное заявление;
- справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний к управлению транспортным средством;
- документы о полученной квалификации или образовании;
- удостоверение личности;
- фотографии;
- водительское удостоверение, если оно ранее было предоставлено.
Гражданина не допустят к экзамену, если он не заплатит госпошлину. Однако предоставлять документ об ее внесении не обязательно. Представители уполномоченного органа могут самостоятельно проверить факт уплаты необходимой суммы. Но лучше всё же иметь документы при себе.
Обучение
Чтобы человека допустили к сдаче экзамена на получение права водить квадроцикл в 2023 году, предстоит пройти обучение. Для этого необходимо обратиться в организацию, относящуюся к структуре Гостехнадзора и занимающуюся оказанием услуги. Программы обучения вождению квадроцикла присутствуют и в автошколах. Цена зависит от субъекта РФ. Она варьируется от 5000 до 20000 руб. В среднем продолжительность обучения составляет около 20 дней. Гражданин сдает внутренний экзамен. Если испытание пройдено успешно, документы подаются в подразделение Гостехнадзора. Здесь проводится проверка теоретических знаний и практический экзамен.
Теоретический экзамен
Проверка знания теории проводится по билетам. Экзамен на получение права водить квадроцикл сдаётся в соответствии с нормами гл. 3 Постановления Правительства РФ № 796 от 12 июля 1999 года. Структура экзаменационных вопросов определяется управлением образования Минсельхоза РФ. Если экзамен провален, его пересдача осуществляется лишь через 7 дней.
Примерный перечень билетов и теоретических вопросов можно узнать у инструкторов по вождению. Основная часть касается устройства, ремонта и эксплуатации квадроцикла. Поэтому нужно уделить особое внимание этому аспекту. Если присутствует действующее водительское удостоверение любой категории, полученное в ГИБДД, вопросы, касающиеся основ движения, не задаются. Гражданина спросят лишь вещи, связанные с эксплуатацией квадроцикла.
Практический экзамен
Правила практического экзамена на получение права водить квадроцикл также регламентирует гл. 3 Постановления Правительства РФ №796 от 12 июля 1999 года. Практика разделена на 2 части. Первая проводится на закрытой площадке. Во время второй лицу предстоит выполнить задачу на специальном маршруте в условиях реального использования транспортного средства. Претенденту на получение прав водить квадроцикл необходимо выполнить минимум 5 испытаний, в число которых входят:
- выполнение экстренной остановки или торможения;
- заезд на эстакаду;
- движение змейкой;
- маневрирование в рамках ограниченного пространства.
Доступ к практической части предоставляется только после успешной сдачи теории. Практические испытания можно не сдать трижды. Если справиться с испытанием не удалось большее количество раз, очередная сдача экзамена возможна лишь после повторного обучения.
Подводные камни при сдаче экзаменов
Отправляясь на экзамен, человек может столкнуться с рядом подводных камней, препятствующих его успешной сдаче. Первым из них выступает моральное состояние человека. Накануне экзамена на получение права водить квадроцикл начинают нервничать даже уверенные в своих силах люди. Ситуацию усугубляет волнение. Рекомендуется расслабиться и стараться вести себя так же ровно, как и на обычных занятиях.
Сдача экзамена будет проходить в непривычной обстановке. Гражданину предстоит ответить на вопросы билетов. Напряжение, сопряженное с волнением, может привести к тому, что человек забудет материал, который ранее знал безупречно. Поэтому рекомендуется многократно изучать билеты, попросив их у инструктора. Важно анализировать допущенные ошибки, дабы своевременно восполнять пробелы в знаниях. Обычно во время экзамена на получение права водить квадроцикл предоставляются те же самые билеты, которые человек учил ранее. Поэтому разобраться и найти правильный ответ не составит труда.
Практическая часть считается самым сложным этапом. Человек может растеряться от неожиданных просьб экзаменатора, не рассчитать габариты транспортного средства или угол поворота квадроцикла. Эта часть испытания носит субъективный характер. Ряд моментов можно диктовать двояко. При этом решающее слово всегда остается у экзаменатора. Ученик должен знать свои права и уметь их аргументированно отстаивать в диалоге с представителем Госавтонадзора. Важно проявлять внимательность. На площадке не стоит торопиться. Если есть возможность, лучше сдавать экзамен на транспортном средстве, на котором выполнялось обучение.
Получение водительского удостоверения на квадроцикл в 2023 году
Выдачей прав на квадроцикл занимается Гостехнадзор. Его представительства имеются практически в каждом городе. В п. 12 гл. 1 Постановления Правительства РФ №796 от 12 июля 1999 года говорится, что допустимо прохождение экзаменов по месту прописки или нахождения автошколы, занимавшейся обучением. Для получения прав нужно обратиться в то же учреждение, где лицо сдавало экзамен.
Выдача, замена и возврат водительского удостоверения с отметкой подтверждающей права водить квадроцикл в 2023 году производится в соответствии с гл. 5 вышеуказанного нормативно-правового акта. Документ выдается строго под расписку. Удостоверение действует в течение 10 лет. Когда этот период завершится, документ нужно поменять.
Стоимость оформления прав на квадроцикл
Цена получения прав на квадроцикл складывается из оплаты обучения, медицинской справки и госпошлины. Стоимость занятий устанавливает автошкола. Цена зависит от количества уроков, входящих в пакет услуг, а также региона. Обычно стоимость варьируется от 5000 до 20000 руб. Обучение удаётся завершить за 20 дней.
Стоимость справки также зависит от региона. Обычно цена составляет 2.000-2.500 руб. Рекомендуется пройти медицинское обследование до того, как будут поданы документы в автошколу. Дело в том, что у гражданина могут иметься противопоказания к управлению транспортным средством соответствующей категории.
Размер госпошлины за выдачу прав на квадроцикл в 2023 году устанавливает Налоговый кодекс РФ. Цена отражена в статье 333.33 и составляет 500 руб.
Нюансы
Производить запись на экзамен для получения прав на квадроцикл рекомендуется через Госуслуги. Система позволяет подать заявку удалённо. Метод дает возможность сразу же оплатить госпошлину. Предоставляется скидка в размере 30%. Гражданину придёт уведомление с датой проведения экзамена. Однако воспользоваться порталом могут только пользователи, имеющие подтвержденный аккаунт в системе. Если он отсутствует, предстоит пройти процедуру регистрации.