Итоговое декабрьское сочинение 2022-2023 на тему 110 прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!» Структура сочинения: вступление, аргументы из литературы, вывод. Данное сочинение служит как пример для 11 классов.
Пример итогового сочинения ЕГЭ
Герой пьесы «На дне», Константин Сатин, утверждал: «Человек – это звучит гордо!». Я согласен с его утверждением, потому что люди имеют право на такую высокую оценку. Мы создали уникальную цивилизацию, равной которой нет во всех известных нам уголках Вселенной. Каждый день мы усложняем ее и совершенствуем, о чем пишут многие авторы.
Например, гордиться можно победами нашей медицины. Об этом пишет М.А. Булгаков в рассказе «Стальное горло». Девочка заболела сложной формой дифтерита и могла умереть из-за того, что ее родители, невежественные крестьяне, не обратились за экспертной помощью вовремя. Но местный врач оказался решительным и смелым человеком. Он убедил мать и бабушку ребенка дать согласие на срочную операцию и применил новейший инструмент для обеспечения проходимости в зараженном и распухшем горле. Лида снова смогла дышать и спаслась благодаря своевременному лечению! Главный герой сохранил ее жизнь и здоровье, проявив быстроту реакции и храбрость. Он делал такую операцию впервые, но преуспел и прошел боевое крещение с честью. Такими людьми, как он, мы можем гордиться, ведь они ежедневно спасают сотни тысяч пациентов по всему миру. Разве это не огромное достижение?
Победами просвещения и науки мы тоже можем оправдать восторженное мнение Сатина о людях. Такой пример можно найти в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница». Главная героиня отправилась по распределению в далекую деревню, порабощенную песком. Мария была учителем, но на ее уроки никто не ходил, потому что все дети и взрослые были заняты утомительной и беспросветной борьбой за выживание. Если песок не убирать, он заполнит все. Из-за него в Хошутово ничего не росло, хозяйство находилось в удручающем состоянии, все голодали. Мария поняла, что нужно спасать положение с помощью инновационных методов, продиктованных наукой. Она стала преподавать прикладные науки: как оттеснить и задержать песок, что посадить для обеспечения топлива и как защитить посадки. Вскоре крестьяне получили первые плоды, вырастив деревца, отгородившись от песка и научившись добывать воду. Теперь никто не пропускал занятий в школе, знания стали общим оружием в борьбе за светлое будущее. В финале Мария отправляется к кочевникам, чтобы преподать им важные жизненные уроки. Подвиг учительницы вселяет гордость, ведь она помогла этому угнетенному нищетой народу решить свои главные проблемы.
Таким образом, у людей много достижений, которые заставляют нас гордиться человеком и плодами его усилий. Конечно, не каждый из нас заслуживает высшего балла, но мы должны ровняться на лучших и стараться принести миру пользу, а не вред. Уважение вызывает тот, кто созидает, а не разрушает.
- Аргументы для итогового сочинения 2022-2023 по каждому разделу ФИПИ
- Темы итогового сочинения 7 декабря 2022 год
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Герой пьесы «На дне», Константин Сатин, утверждал: «Человек – это звучит гордо!». Я согласен с его утверждением, потому что люди имеют право на такую высокую оценку. Мы создали уникальную цивилизацию, равной которой нет во всех известных нам уголках Вселенной. Каждый день мы усложняем ее и совершенствуем, о чем пишут многие авторы.
Например, гордиться можно победами нашей медицины. Об этом пишет М.А. Булгаков в рассказе «Стальное горло». Девочка заболела сложной формой дифтерита и могла умереть из-за того, что ее родители, невежественные крестьяне, не обратились за экспертной помощью вовремя. Но местный врач оказался решительным и смелым человеком. Он убедил мать и бабушку ребенка дать согласие на срочную операцию и применил новейший инструмент для обеспечения проходимости в зараженном и распухшем горле. Лида снова смогла дышать и спаслась благодаря своевременному лечению! Главный герой сохранил ее жизнь и здоровье, проявив быстроту реакции и храбрость. Он делал такую операцию впервые, но преуспел и прошел боевое крещение с честью. Такими людьми, как он, мы можем гордиться, ведь они ежедневно спасают сотни тысяч пациентов по всему миру. Разве это не огромное достижение?
Победами просвещения и науки мы тоже можем оправдать восторженное мнение Сатина о людях. Такой пример можно найти в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница». Главная героиня отправилась по распределению в далекую деревню, порабощенную песком. Мария была учителем, но на ее уроки никто не ходил, потому что все дети и взрослые были заняты утомительной и беспросветной борьбой за выживание. Если песок не убирать, он заполнит все. Из-за него в Хошутово ничего не росло, хозяйство находилось в удручающем состоянии, все голодали. Мария поняла, что нужно спасать положение с помощью инновационных методов, продиктованных наукой. Она стала преподавать прикладные науки: как оттеснить и задержать песок, что посадить для обеспечения топлива и как защитить посадки. Вскоре крестьяне получили первые плоды, вырастив деревца, отгородившись от песка и научившись добывать воду. Теперь никто не пропускал занятий в школе, знания стали общим оружием в борьбе за светлое будущее. В финале Мария отправляется к кочевникам, чтобы преподать им важные жизненные уроки. Подвиг учительницы вселяет гордость, ведь она помогла этому угнетенному нищетой народу решить свои главные проблемы.
Таким образом, у людей много достижений, которые заставляют нас гордиться человеком и плодами его усилий. Конечно, не каждый из нас заслуживает высшего балла, но мы должны ровняться на лучших и стараться принести миру пользу, а не вред. Уважение вызывает тот, кто созидает, а не разрушает.
Пример сочинения 1
После издания пьесы Максима Горького «На дне» фраза «Человек — это звучит гордо» стала крылатой. Эту пьесу можно с уверенностью назвать социальной драмой. Действие произведения разворачивается на фоне политической борьбы и нищеты народа.
Перед читателями предстают разные персонажи со своими историями, мыслями и представлениями о жизни. Но всех их объединяет одно — ночлежка, куда эти люди приходят в поисках временного пристанища.
Порою мы согласны с их рассуждениями. Но в полной мере не можем понять тех, кто подвергся таким испытаниям не по воле судьбы, а по собственному нежеланию изменить хоть что-то для себя. В качестве примера возьмем Сатина.
Этот персонаж импонирует читателям тем, что говорит о Человеке, как о совершенном существе. В то же время, он презирает сострадание и гуманизм, считая их унизительными. Не принимает Сатин и утешительную ложь. Для него правда, пусть даже самая жестокая, — путь к величию Человека.
Казалось бы, такие рассуждения присущи только сильным личностям. Но Сатин находится на такой ступени морального разложения, что опуститься ниже просто невозможно. Чего стоит его фраза: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю…»
Сатин довел себя до состояния паразитирующего организма, не желающего менять в своей жизни ничего. Он сам опустил себя «на дно»! Наблюдая такую картину, мы понимаем, что не каждый человек может называться таковым…
Только тот, кто способен противостоять жизненным трудностям и сохранить в себе не только потребность удовлетворения основных инстинктов, но и остаться интеллектуальным, духовно богатым, может претендовать на это высокое, гордое звание — Человек!
Пример сочинения 2
Прежде всего хочется определиться с основными понятиями данного высказывания: «Человек — это звучит гордо!». Кто же такой «человек»? Во-первых, он является субъектом, который принимает участие в общественно-историческом процессе. Человек имеет генетические связи с другими живыми существами на нашей планете, но при этом сильно от них отличается. Он умеет производить орудия труда, обладает речью и сознанием. Ещё у человека есть нравственные ценности, которые не присущи животным.
Во-вторых, если определение «человек» рассматривать в ином ракурсе, то мы можем перечислить такие качества, как воля, смелые поступки и мысли. Человек, обладающий вышеперечисленными чертами, выделяется из общей массы людей.
А сейчас внимательно изучим значение слова «гордый». Человек, которого называют гордым, должен иметь не заниженную самооценку. И, для того, чтобы о нем говорили с гордостью в голосе, необходимо много добиться в жизни.
Человек сам выбирает, как ему прожить свою жизнь. Не всё и не всегда получается таким образом, как бы нам того хотелось.
Часто люди ломаются под тяжестью проблем и жизненных невзгод и опускаются на самое дно. Многие из них буквально теряют человеческий облик. Когда смотришь на такого человека, язык не поворачивается назвать его представителем рода человеческого. И вроде бы он человек, но произнести это с гордостью невозможно.
Многие люди стремятся к самосовершенствованию. Они проводят долгие часы за чтением умных книг, за проведением возвышенных бесед и за упражнениями, которые делают их красивыми. Но не всегда этих людей можно назвать с гордостью и уважением людьми с большой буквы. Ведь только тот человек, который старается делать мир лучше и добрее вокруг себя, помогая нуждающимся людям, может носить гордое звание: » Человек».
К сожалению, в последнее время стали цениться другие качества среди большинства людей — нажива, богатство, ложь, лицемерие, жестокость. Эти отрицательные качества, которые можно перечислять бесконечно, заняли лидирующие позиции в современном обществе.
Стоит серьёзно задуматься, хотим ли мы, чтобы нас окружали людишки, или всё же настоящие люди. Прежде всего, необходимо измениться самим, а затем уж прилагать усилия для воспитания окружающих нас людей. Тогда, возможно, наши потомки с гордостью назовут нас настоящими людьми.
Пример сочинения 3
Пьеса Горького «На дне» показал социальные проблемы современности.
Одной из основных является проблема человека, его места в мире.
Персонажи
пьесы высказывают свою точку зрения по этом вопросу. Особенно значимыми
являются мнения, высказанные Бубновым, Сатиным и странником Лукой.
Люди, живущие в ночлежке, потеряли себя, веру, дело. Они оказались на
дне жизни. Как ни странно именно эта ситуация обнажила их внутренний
мир.
Бубнов, рассуждая о своей жизни, говорит о том, что все слиняло,
один голый человек остался. В ночлежке нет сословных различий, титулов,
которыми люди прикрываются в обычной жизни. Здесь все равны, ночлежка
уравняла всех. Здесь понятно, кто есть кто. Человеческие, душевные
качества выходят на первый план.
Странник Лука, появившись в
ночлежке, сочувствует ее жителям. К каждому он находит подход, он хорошо
понимает людей. Лука словно насквозь видит людей, он заглядывает в их
души, знает их мечты и страхи. Для каждого он находит доброе слово. На
какое-то мгновение люди начинают с надеждой смотреть в будущее.
Утешительные сказки Луки имеют другую сторону: они заставляют людей
увидеть их жалкое, безвыходное положение. Это уже выдерживает не каждый.
Главным
выразителем идей автора становится Сатин, провозглашающий величие
человека. Именно ему принадлежат слова: «Существует только человек, все
же остальное – дело его рук и мозга! Человек! Это – великолепно! Это
звучит… гордо!»
Драма “На дне” – этапное произведение в творчестве Горького. И написано оно было в переломное для страны время. В 90-х годах в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян уходили из деревень в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи людей оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество люмпенов – “босяков”, которые опускаются на дно жизни.
Пользуясь безвыходным
положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где обретали приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие “бывшие люди”. Написанная в 1902 году пьеса “На дне” и изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: “Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”, к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще “люмпен-пролетариев”, но и некоторую часть интеллигентов, “размагниченных”, разочарованных, оскорбленных
и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти – неизлечимы”. Но пьеса не только завершила тему о босяках, но и отвечала новым требованиям, которые выдвигала напряженная предреволюционная эпоха.
Действие пьесы “На дне” происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев – грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам – нары. Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки – все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, несчастная падшая Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь.
Все обитатели ночлежки вытолкнуты “хозяевами” на дно жизни, но в них не окончательно растоптано человеческое. В этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. Васька Пепел, сильная и широкая натура, страстно мечтает об иной жизни; Настя, наивная, трогательная и беспомощная, стремится спрятаться от окружающей ее грязи, мечтая о чистой и преданной любви. Актер – безвольный алкоголик, потерявший не только место в жизни, но даже за ненужностью свое имя, в то же время – мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе. Судьба сделала Клеща озлобленным и жестоким, но все-таки он упорно, мучительно, честным трудом старается подняться со “дна”. Татарина Асана отличает честность, Наташу – душевная чистота и нежность. И только Бубнов и Барон представляют собой предел падения человеческой личности. Они не проявляют каких бы то ни было стремлений изменить свою жизнь. Бубнов ко всему равнодушен, он не любит людей и ни во что не верит. А Барона паразитическое существование привело к полному моральному разложению.
Такова пестрая галерея персонажей пьесы, и все это жертвы. Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из несчастных хоть несколько грошей. Судьбы всех этих людей и самое существование “дна” доказывают неправомерность строя и служат разоблачением и грозным обвинением мира, где возможно такое “бытие” человека.
В этой пьесе Горький обрушился на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении. Лука – сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. “Ложь во спасение” – вот принцип, которому следует Лука. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в роскошной лечебнице; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Утешающая ложь Луки встречает сочувствие у ночлежников. Ему верят, так как хотят поверить в существование иной правды, так как страстно желают вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хотя пути к ней неясны.
Горький в одном интервью 1903 года так высказался об основном вопросе, поставленном в пьесе: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” Утешители ненавистны Горькому, и в образе Луки писатель разоблачил их несостоятельность.
Решение вопроса, что же надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить “дно”, дает в своих речах Сатин, образ которого противопоставлен утешителю Луке. Горький не идеализирует этого героя: как и другие босяки, Сатин не способен ни к общественно полезному труду, ни к революционному действию, он заражен анархическими настроениями. В нем немало пороков, привитых ему ночлежкой: он пьяница и шулер, подчас жесток и циничен, но все-таки от других босяков его отличает ум, относительная образованность и способность мыслить. В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве “человека на личную свободу и человеческое достоинство”: “Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!” Эти слова отразили самые высокие мечты предреволюционного периода. “Ложь – религия рабов и хозяев…
Правда – бог свободного человека!” – такое высказывание Сатина воспринималось как революционный призыв, как “сигнал к восстанию”.
Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека, Горький утверждал высокие идеи гуманизма. Писатель понимал, что в устах спившегося босяка Сатина слова о гордом и свободном человеке звучат искусственно, но эти слова должны были звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора и отмечая, что эту речь, “кроме Сатина… некому сказать, и лучше, ярче сказать – он не может”.
В пьесе “На дне” Горький опроверг все основные принципы идеализма: идеи непротивления, всепрощения, смирения, – давая понять, за какими силами будущее. Вся пьеса проникнута верой в человека – гордого и сильного, не нуждающегося в жалости, сочувствии, прощении и потому немного обделенного человечностью.
(No Ratings Yet)
Loading…
Похожие сочинения:
МИР ИЛЛЮЗИЙ И МИР СТРАДАНИЙ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” МИР ИЛЛЮЗИЙ И МИР СТРАДАНИЙ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” В интервью, которое дал М. Горький в 1903 году, говорится: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что…
Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького “На дне” Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького “На дне” Драма “На дне” написана М. Горьким, когда он перестал осознавать окружающую действительность в рамках романтического конфликта. Это одно из первых произведений,…
ПРОБЛЕМА ЛЖИ И ПРАВДЫ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” И В РАССКАЗЕ О. ГЕНРИ “ГНУСНЫЙ ОБМАНЩИК” КЛАССИКА ПРОБЛЕМА ЛЖИ И ПРАВДЫ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” И В РАССКАЗЕ О. ГЕНРИ “ГНУСНЫЙ ОБМАНЩИК” Концепция пьесы М. Горького “На дне” основана на двух понятиях – лжи…
СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Пьеса М. Горького “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных…
КРИТИКА РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Хорошо, когда прочитанная книга или театральная постановка оставляет след в душе. И если он, этот след, яркий, мы задумывается над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно…
ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ (по пьесе М. Горького “На дне”) “Человек – это великолепно! Это звучит… гордо!” Эти слова, сказанные на заре XX века, определяли творческую линию писателя М. Горького. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о…
ПАФОС РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ГОРЬКОГО (ИДЕИ И СТИЛЬ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГОРЬКОГО) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1….
“Человека жалеть надо” (по пьесе М. Горького “На дне”) Реалии сегодняшнего дня: прожиточный минимум в России гораздо выше средней месячной зарплаты, почти треть россиян живут за чертой бедности, в крупных городах открыты ночлежки, где в порядке благотворительности бомжам и…
Докажите справедливость мнения В. Ф. Ходасевича о пьесе М. Горького “На дне”: “Философствуя и резонируя за своих героев, Горький в сильнейшей степени наделял их мечтою о лучшей жизни” Докажите справедливость мнения В. Ф. Ходасевича о пьесе М. Горького “На дне”: “Философствуя и резонируя за своих героев, Горький в сильнейшей степени наделял их мечтою о лучшей жизни”. В начале…
ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯ В РОМАНЕ М. ГОРЬКОГО “МАТЬ” Роман “Мать” – произведение, созданное на рубеже двух веков, в нелегкое и бурное время, стремительно уносящее все старое и дающее жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали умами и…
Тема веры и безверия в драме М. Горького “На дне” Пьеса М. Горького “На дне” является одним из лучших драматических произведений писателя. Оно написано о человеке, о его месте и роли в жизни. Можно сказать, что вера в данной пьесе…
Философский спор о правде и человеке в драме М. Горького “На дне” Пьеса “На дне”, по словам Горького, явилась итогом “почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей””. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся…
СИЛА И СЛАБОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПОНИМАНИИ М. ГОРЬКОГО (“Старуха Изергиль”, “На дне”) Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства – раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее…
ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО М. Горький пришел в литературу с четкой эстетической программой. Он понимал необходимость нового подхода к явлениям жизни, необходимость новых форм ее художественного…
Романтический реализм в творчестве Горького В 1892 году в тифлисской газете “Кавказ” под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ “Макар Чудра”. Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную “горькую” жизнь,…
ЧЕЛОВЕК, КОГДА ОН ЧЕЛОВЕК, БЕЗ ЛЮБВИ НА СВЕТЕ ЖИТЬ НЕ МОЖЕТ Наверное, каждый из нас, разговаривая со своими бабушками и дедушками, удивлялся – почему самыми счастливыми они называют годы своей юности? – Но ведь в это время была Великая Отечественная война,…
РАННЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО КЛАССИКА А. М. ГОРЬКИЙ РАННЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО Время написания ранних романтических рассказов Горького – начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью изображают…
В чем смысл жизни? (по ранним рассказам М. Горького) Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем…
Пейзаж в рассказе М. Горького “Челкаш” Пейзаж в рассказе М. Горького “Челкаш” Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты…
Человек и среда в рассказах А. П. Чехова Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство…
КОМИЗМ СИТУАЦИЙ И ОБРАЗОВ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и…
Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе М. Горького “Челкаш” Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная “бедная жизнь”, отсутствие у людей надежды….
“Яркое, здоровое, творческое в русской жизни” (по повести М. Горького “Детство”) Максим Горький родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде. Раннее детство писателя прошло в семье деда. С десятилетнего возраста маленький Алеша Пешков вынужден был жить “в людях”. Он работал “мальчиком”…
Ранний романтизм Горького Ранний романтизм достаточно четко проявился в таких работах Горького, как “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш” , в революционных песнях. Герои этих рассказов сильные и мужественные, красивые и целеустремленные. Эти герои…
Тема времени в пьесе А. П. Чехова “Три сестры” Русская литература 2-й половины XIX века Тема времени в пьесе А. П. Чехова “Три сестры” А. П. Чехов – писатель, не только во многом связанный с традициями русской классической литературы,…
Проблема положительного героя в рассказе М. Горького “Челкаш” Проблема положительного героя в рассказе М. Горького “Челкаш” В рассказе Максима Горького “Челкаш” выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор,…
Роль любви и семьи в пьесе Г. Ибсена “Кукольный дом” Размышляя над проблематикой Пьесы “Кукольный дом” (сочинение) , критики выделяют, прежде всего, проблему борьбы женщины за равные с мужчиной права. Однако в пьесе, на мой взгляд, убедительно звучит именно мотив…
Анализ стихотворения Горького “Песня о буревестнике “Песня о буревестнике” – финальная часть рассказа “Весенние мелодии”, который был создан Максимом Горьким в Нижнем Новгороде весной 1901 года. Однако само произведение из-за ярко выраженных революционных настроений было запрещено…
Образ “вечного студента” Трофимова в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” План 1. Образы пьесы “Вишневый сад”. 2. Трофимов – вестник “новой жизни”. 3. Неоднозначность образа Трофимова. Последней пьесе, написанной Антоном Павловичем Чеховым, судилось стать одним из наиболее известных его произведений….
Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) Русская литература 2-й половины XIX века Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской…
“ЧЕЛОВЕК!” ЭТО ЗВУЧИТ… ГОРДО!” (по пьесе М. Горького “На дне”)
- Сочинения
- На свободную тему
- Человек — это звучит гордо!
Прежде всего хочется определиться с основными понятиями данного высказывания: «Человек — это звучит гордо!». Кто же такой «человек»? Во-первых, он является субъектом, который принимает участие в общественно-историческом процессе. Человек имеет генетические связи с другими живыми существами на нашей планете, но при этом сильно от них отличается. Он умеет производить орудия труда, обладает речью и сознанием. Ещё у человека есть нравственные ценности, которые не присущи животным.
Во-вторых, если определение «человек» рассматривать в ином ракурсе, то мы можем перечислить такие качества, как воля, смелые поступки и мысли. Человек, обладающий вышеперечисленными чертами, выделяется из общей массы людей.
А сейчас внимательно изучим значение слова «гордый». Человек, которого называют гордым, должен иметь не заниженную самооценку. И, для того, чтобы о нем говорили с гордостью в голосе, необходимо много добиться в жизни.
Человек сам выбирает, как ему прожить свою жизнь. Не всё и не всегда получается таким образом, как бы нам того хотелось. Часто люди ломаются под тяжестью проблем и жизненных невзгод и опускаются на самое дно. Многие из них буквально теряют человеческий облик. Когда смотришь на такого человека, язык не поворачивается назвать его представителем рода человеческого. И вроде бы он человек, но произнести это с гордостью невозможно.
Многие люди стремятся к самосовершенствованию. Они проводят долгие часы за чтением умных книг, за проведением возвышенных бесед и за упражнениями, которые делают их красивыми. Но не всегда этих людей можно назвать с гордостью и уважением людьми с большой буквы. Ведь только тот человек, который старается делать мир лучше и добрее вокруг себя, помогая нуждающимся людям, может носить гордое звание: » Человек».
К сожалению, в последнее время стали цениться другие качества среди большинства людей — нажива, богатство, ложь, лицемерие, жестокость. Эти отрицательные качества, которые можно перечислять бесконечно, заняли лидирующие позиции в современном обществе.
Стоит серьёзно задуматься, хотим ли мы, чтобы нас окружали людишки, или всё же настоящие люди. Прежде всего, необходимо измениться самим, а затем уж прилагать усилия для воспитания окружающих нас людей. Тогда, возможно, наши потомки с гордостью назовут нас настоящими людьми.
Другие сочинения: ← Технический прогресс↑ На свободную темуВ жизни всегда есть место подвигу →
«Человек — это звучит гордо!» (М. Горький)
Все мы живем в обществе. Каждый день мы встречаемся с подобными себе людьми, общаемся с ними. Рано или поздно каждый начинает задумываться: для чего он живет, какова его цель, куда он стремится. «Человек — это звучит гордо!» — сказал всем нам известный русский писатель Максим Горький. Что же он имел ввиду? Давайте поразмыслим.
Человек отличается от животных не только тем, что ходит на двух ногах, умеет работать и говорить.
Человек имеет моральные ценности, совершенно другие чувства, которые чужды животному миру. Каждый человек,
каждая личность созданы на этой земле для какой-то определенной цели. Я считаю, что каждый из нас должен стремиться создавать что-то новое и прекрасное, приносить другим пользу. Но прежде всего нужно быть высокоморальным человеком, иметь чувство собственного достоинства, не расточать себя по мелочам, быть добрым и отзывчивым.
Как часто мы видим на улице особ, которых стыдно назвать людьми. Они совершенно потеряли свое достоинство, свой моральный облик. Стали похожи в буквальном смысле на животных. Их вид вызывает сочувствие. Когда я вижу их, мне хочется крикнуть: «Люди! Опомнитесь! Оставьте свои животные привычки, станьте снова людьми, верните свое достоинство и мораль. И помните: нельзя просто иметь звание человека. Нужно им быть!»
Вторая версия мини-эссе
Гордость часто называют корнем греха, а противоположное ей качество — смирение — считают путем к просветлению. Однако в сжатом рассуждении нельзя не упомянуть, что гордость бывает разной.
Можно гордиться своими успехами или общественными достижениями, например, в 1961 году россияне получили сообщение, что Гагарин стал первым человеком, который полетел в космос. Все советские люди радовались этому событию, гордились своим соотечественником. Еще один пример — победа в ВОВ. Современники до сих пор гордятся мужеством своих дедов, а 9 Мая считается великим праздником.
В свою очередь, гордость может проявляться как высокомерие и завышенное чувство собственной важности. В таком случае это качество называют гордыней. Человек отказывается принимать помощь от окружающих людей, он ставит себя выше других, а протянутую руку воспринимает как подачку.
Вопрос гордыни был упомянут в книге Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин часто проявлял высокомерие даже по отношению к близким людям, явно демонстрируя свое превосходство. Он ставил свои желания превыше всего, часто делал больно не только незнакомцам, но и родным.
Гордость Печорина не позволяла ему признать свою неправоту, хотя, находясь в одиночестве, молодой человек переживал из-за совершенных поступков. Поведение Григория — хороший пример того, как не стоит себя вести с окружающими людьми.
Современному человеку крайне важно понимать, что такое гордость и когда она превращается в гордыню. Стоит думать не только о своих интересах, но и об окружающих людях, а также не бояться признавать свои ошибки и видеть недостатки.
Человек — это звучит гордо! (по пьесе М. Горького «На дне»)
Надо уважать человека!
М. Горький. На дне
Яркий, многогранный талант М. Горького нашел свое выражение и в драматургии. В пьесе «На дне» писатель открыл читателям и зрителям неизвестный до тех пор пласт русской жизни: надежды и радости, беды и страдания босяков, «бывших людей», никому не нужных, выброшенных за борт активной общественной жизни.
С самого начала мы попадаем в ночлежку, видим все ее убогое убранство, «каменные своды… с обвалившейся штукатуркой», «все некрашеное и грязное». На первых же страницах персонажи раскрываются ярко и глубоко, и читатель с головой окунается в суровый незнакомый мир. Живущие в ночлежке — несчастные, потерявшие надежду, опустившиеся «на дно» люди, недалекие, равнодушные друг к другу. Их круг общения очень узок, пропитание они добывают воровством, шулерством.
Ярким представителем господствующего класса является хозяин ночлежки Костылев — жестокий эксплуататор, не желающий знать ничего, кроме денег: «Разве доброту с деньгами можно равнять?»
Из самих обитателей ночлежки резко выделяется фигура Клеща. Он здесь единственный человек, не потерявший надежду «вырваться», у него золотые руки, и пока остальные бездельничают, Клещ работает — он взял с собой инструменты. Этот человек не хочет быть тунеядцем, он считает себя выше других, но его презрение к окружающим, жестокое обращение с умирающей женой Анной безобразны.
Неожиданное появление Луки в ночлежке можно сравнить с лучом света для ее обитателей. Жестокие сердца смягчаются, глаза искрятся, в сердце поселяется надежда, люди становятся снисходительные и к себе, и к окружающим. Лука умудряется всем уделить внимание, успокоить, поддержать, помочь. Он обнадеживает Актера, помогает ему поверить в себя («во что веришь, то и есть»), уговаривает его бросить пить, лечиться. Утешает умирающую Анну, защищает Настю: «Коли ты веришь, что была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была!» Лука советует Пеплу бросить Василису и уйти одному или с любимой Наташей строить новую жизнь.
Странник Лука вызывает у меня восхищение, поскольку он делает добрые дела совершенно бескорыстно, он умудряется возвысить души человеческие над той грязью, которая их окружает. Он верит в человека и тем самым помогает ему выжить в суровом мире.
Вся пьеса пронизана мрачноватым юмором Сатина, сумевшего пронести его через всю жизнь. Его история похожа на истории многих других: сидел за убийство в тюрьме, разорился, попал на «дно». Но это единственный из всей компании образованный человек, и может, именно поэтому Горький дал ему возможность подняться над иллюзиями и ложью: «Человек — вот правда! Понимаешь? Это — огромно! В этом все начала и концы. Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» То есть, каким бы ни был «плохим» человек, в нем обязательно должна жить искорка гордости, веры в себя. «Надо уважать человека!» — говорит Горький устами Сатина, и он прав. Ведь что может быть лучше человека? И совсем безразлично, беден он или богат, главное, что это — человек! В высшем понимании этого слова!
Человек – это звучит гордо!
Надо уважать человека!
М. Горький. На дне
Яркий, многогранный талант М. Горького нашел свое выражение и в драматургии. В пьесе “На дне” писатель открыл читателям и зрителям неизвестный до тех пор пласт русской жизни: надежды и радости, беды и страдания босяков, “бывших людей”, никому не нужных, выброшенных за борт активной общественной жизни.
С самого начала мы попадаем в ночлежку, видим все ее убогое убранство, “каменные своды… с обвалившейся штукатуркой”, “все некрашеное и грязное”. На первых же страницах
персонажи раскрываются ярко и глубоко, и читатель с головой окунается в суровый незнакомый мир. Живущие в ночлежке – несчастные, потерявшие надежду, опустившиеся “на дно” люди, недалекие, равнодушные друг к другу.
Их круг общения очень узок, пропитание они добывают воровством, шулерством.
Ярким представителем господствующего класса является хозяин ночлежки Костылев – жестокий эксплуататор, не желающий знать ничего, кроме денег: “Разве доброту с деньгами можно равнять?”
Из самих обитателей ночлежки резко выделяется фигура Клеща. Он здесь единственный человек, не потерявший надежду
“вырваться”, у него золотые руки, и пока остальные бездельничают, Клещ работает – он взял с собой инструменты. Этот человек не хочет быть тунеядцем, он считает себя выше других, но его презрение к окружающим, жестокое обращение с умирающей женой Анной безобразны.
Неожиданное появление Луки в ночлежке можно сравнить с лучом света для ее обитателей. Жестокие сердца смягчаются, глаза искрятся, в сердце поселяется надежда, люди становятся снисходительные и к себе, и к окружающим. Лука умудряется всем уделить внимание, успокоить, поддержать, помочь. Он обнадеживает Актера, помогает ему поверить в себя, уговаривает его бросить пить, лечиться. Утешает умирающую Анну, защищает Настю: “Коли ты веришь, что была у тебя настоящая любовь… значит – была она!
Была!” Лука советует Пеплу бросить Василису и уйти одному или с любимой Наташей строить новую жизнь.
Странник Лука вызывает у меня восхищение, поскольку он делает добрые дела совершенно бескорыстно, он умудряется возвысить души человеческие над той грязью, которая их окружает. Он верит в человека и тем самым помогает ему выжить в суровом мире.
Вся пьеса пронизана мрачноватым юмором Сатина, сумевшего пронести его через всю жизнь. Его история похожа на истории многих других: сидел за убийство в тюрьме, разорился, попал на “дно”. Но это единственный из всей компании образованный человек, и может, именно поэтому Горький дал ему возможность подняться над иллюзиями и ложью: “Человек – вот правда! Понимаешь?
Это – огромно! В этом все начала и концы. Чело-век! Это – великолепно!
Это звучит… гордо!” То есть, каким бы ни был “плохим” человек, в нем обязательно должна жить искорка гордости, веры в себя. “Надо уважать человека!” – говорит Горький устами Сатина, и он прав. Ведь что может быть лучше человека? И совсем безразлично, беден он или богат, главное, что это – человек!
В высшем понимании этого слова!
Первый вариант сочинения
Гордость — это качество, которое нельзя трактовать однозначно. Оно может проявляться по-разному. В литературе есть масса характерных примеров:
- В поэме «Мцыри» Лермонтов рассказывал о мальчике, который вынужден быть пленником у русского генерала. Похититель увез парня из дома, лишил его семьи. Тогда ребенок решил, что лучше вообще не жить, чем быть пленником у чужеземца, он перестал есть и «тихо, гордо умирал». Мальчик не желал быть зависимым, он хотел любой ценой добиться свободы. Через какое-то время парень стал заболевать, и генерал передал его монахам. Ребенок ничего не добился, он просто попал из одной тюрьмы в другую. Как понятно из изложения, в этом примере гордость скорее отрицательная черта, поскольку Мцыри чуть не погиб, а его жертвы оказались напрасными. В то же время Лермонтов сопереживает герою, потому что у него не было другой возможности отстаивать свои права.
- Другой пример описал Максим Горький в рассказе «Макар Чудра». Рада и Лойко любили друг друга, но больше всего они ценили независимость. Из чувства гордыни девушка пожелала, чтобы ее возлюбленный встал перед ней на колени на глазах у всего табора. Мужчина отказался это сделать, потому что такой поступок мог его унизить. Он хотел, чтобы девушка сама ему поклонялась. Молодые люди отказывались уступать друг другу. В итоге Лойко пронзил сердце любимой ножом, а сам погиб от руки ее отца. В этом случае гордость привела к смерти двоих человек, и назвать ее положительным качеством никак нельзя.
- В свою очередь, Сатин, герой пьесы Максима Горького «На дне» — положительный пример гордого человека. Он был нищим, но не потерял самоуважения. Герой говорил: «Человек — это звучит гордо». И жил в соответствии с этими словами. Благодаря своему характеру, мужчина двигался вперед, не сдавался перед обстоятельствами, а думал, как можно изменить свою жизнь.
Таким образом, гордость может быть как благотворной, так и разрушающей. Ее характер зависит от точки зрения человека и обстоятельств, которые его окружают. В каждом конкретном примере действуют свои рассуждения.
Человек – это звучит гордо
Максим Горький считается одним из лучших драматургов XX века. В своей пьесе “На дне” он затронул неизведанную ранее тему надежды и радости для людей, находящихся на дне. Все герои произведения по тем или иным причинам оказались в бедной, убогой ночлежке, где спали на нарах, питались плохо, при этом много пили, ссорились и играли в карты.
На протяжении всей пьесы автор пытается провести своих героев через процесс очищения, осознания своей внутренней силы и как результат возрождения.
Однако “дно”
оказывается сильнее. Оно напрочно затягивает каждого находящегося в ночлежке человека и не отпускает. Многие там так и погибают, а те, кто остаются живы, постепенно погибают изнутри.
Хозяин ночлежки 54-летний М. И. Костылев – человек трусливый и лицемерный. Его 26-летняя жена Василиса время от времени бегает на свидания к одному из постояльцев, Ваське Пеплу, и уговаривает его убить мужа. Васька по профессии вор, но он мечтает о лучшей жизни, всей душой желает измениться.
При этом любит он не Василису, а ее младшую сестру Наташу, которая
гораздо порядочнее.
Когда в ночлежке появляется мудрый странник Лука, он дает влюбленному надежду, говорит, что тот мог бы уехать в Сибирь и начать там новую жизнь, но у судьбы свои планы. В конце произведения Васька все-таки убивает Костылева в случайно завязавшейся драке и идет под суд. Василиса остается довольна. В свою очередь Лука старается дать надежду каждому, кто живет под крышей этого ночлежного дома.
Тяжело больной Анне он обещает, что есть свет и в другой жизни. Девице легкого поведения Насте, мечтающей о настоящей и чистой любви, он говорит, что все еще впереди.
Таким образом, он хочет донести до каждого, что жить – это здорово, только нужно работать над собой, чтобы выбраться из “дна”. Однако слова мудрого Луки так и остаются словами. Единственный, кто казалось, понимает, как бороться с удручающими обстоятельствами, это Сатин. Он когда-то работал телеграфистом, а затем сел в тюрьму за убийство человека, совершенное в защиту своей сестры.
Несмотря на людскую несправедливость и жестокость, герой сумел не обозлиться, не потерять вкус к жизни. В отличие от своего друга Актера, он с легкостью воспринимает окружающий его быт.
Сатин знает, что в человеке есть сила, которой он может либо погубить себя, либо спасти и умело этим пользуется. Ранимый душой Актер в конце пьесы погибает. Как показывает писатель, нужно жить в ладу с обществом и с самим собой.
Это была первая пьеса, в которой была подчеркнута ценность Человека. Свое мировоззрение о свободном человеке автор хотел донести до читателей через философский монолог Сатина и ему это неплохо удалось. А фраза “Человек – это звучит гордо” со временем стала крылатой.
Loading…
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Человек — это звучит гордо по произведению М. Горького На дне
Сочинение Человек — это звучит гордо по пьесе Горького На дне
Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году в сложный для России период. Приближается первая русская революция, в народе зреет недовольство, во власти разброд. Народ выходит из тени и все больше заявляет о себе царскому режиму. Горький не первый писатель, который писал о социальных нарывах общества. Он первый ввел неизвестного героя – люмпена и босяка и показал обществу их сущность.
Пьеса рождалась нелегко. Горькому понадобилось двадцать лет наблюдений над миром «бывших людей», чтобы изложить все на бумаге. Несколько раз менялось название произведения. Чтобы вжиться в образы персонажей некоторые актеры и режиссер пьесы даже попытались пожить в ночлежке. Это существенно обогатило образы героев пьесы.
Все действие пьесы происходит в ночлежке Коростелева, абсолютно безнравственного типа, который к своим постояльцам относится хуже, чем к тараканам. Саму ночлежку Горький сравнивает с пещерой и подземельем. Смрад, вонь, сырость превращает людей в неких существ, которые просто хотят выжить. При этом у каждого своего героя Горький видит человеческие лица. Рабочий Клещ хочет честно трудиться, вор Васька Пепел устал от воровской жизни и хочет жить правильно, Актер с умилением рассказывает о своей славе, Настя хочет большой любви. Горький специально не раскрывает их биографий, он показывает их в момент свершившегося факта, когда они уже на дне жизни. «Человек – это звучит гордо» — так и останется словами, потому что герои Горького только рассуждают, не совершая при этом поступков, чтобы изменить свою жизнь.
Странник Лука, придя в ночлежку, видит тяжелую участь постояльцев и невозможность что – либо изменить. Он хочет их исцелить и примирить с настоящей жизнью с помощью лжи. Анне он рассказывает, как ей хорошо будет после смерти, Пеплу, как хорошо можно жить в Сибири, Актеру, что его болезнь можно исцелить. В момент лживых обещаний Луки, все постояльцы обретают человеческие лица. Но ложь не лечит и не спасает. Все о чем говорит Лука — фантазия.
В противовес Луке выступает Сатин. Он говорит: «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!». Каждая буква в его словах верна. Но сам Сатин не относится к положительным героям. Говоря о правде и гордом имени человека, он не зовет на борьбу, не предлагает выхода из положения, в котором они все оказались. Сатин для Горького был своеобразным рупором. Через него он хотел донести и правду жизни босяков, и их безысходность, и то, что они тоже люди, хоть и на дне.
Беспросветная жизнь обитателей ночлежки становится еще страшнее. Находясь в одном месте, они грызутся и ненавидят друг друга. Это особенно страшно, когда каждый из них человек, и это должно звучать гордо.
Для жителей ночлежки все заканчивается плохо: Анна умирает, Актер повесился, Пепел возвращается в тюрьму, Коростелева убивают.
Пьесу «На дне» мало сказать встретили хорошо, она произвела фурор. Актерам рукоплескали и долго не отпускали со сцены. Так как пьесу показали в доступном театре, там были люди, близкие к героям пьесы Горького. Они плакали и говорили: «Это мы!».
«Человек – это звучит гордо!» — закрепилось в сознании многих людей. Сейчас эти слова звучат как побуждение к действию, только действуя, можно не оказаться на дне.
Человек — это звучит гордо по произведению М. Горького На дне
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Чему учат сказки?
Первые художественные произведения, с которыми мы знакомимся – сказки. Их читают и рассказывают родители, их первыми разбирают на уроках литературы в начальных классах.
- Сравнительная характеристика Маруси и Сони (по повести В дурном обществе Короленко)
Повесть Владимира Короленко «В дурном обществе» повествует о судьбах детей. Писатель противопоставляет ребят, живущих в достатке, нищим, которые не всегда имеют средства на пропитание, кров и одежду.
- Мир чиновничества в комедии Гоголя Ревизор (8 класс сочинение)
В своей комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь в красках изобразил жизнь и нравы российских слуг народа 19 века в городке N, который затерялся вдалеке от столицы. В произведении показана коррупция, сплошной произвол
- Сочинение Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов
В романе Ивана Александровича Гончарова описываются непростые события, изменение власти дает о себе знать. Илья Ильич Обломов молодой помещик, который привык жить за счет крепостных крестьян
- Иван Иванович в рассказе Старый гений Лескова сочинение
Иван Иванович – человек с железной закалкой, обладающий «чином из четырнадцати овчин». Именно его вмешательство позволяет старушке-помещице вернуть дом в собственные владения. Он появляется в линии повествования только в третьей главе