В нашем случае официальная документация – не просто формальности. Формат ЕГЭ ограничен в узкие рамки, и нам с вами их нужно изучить. Сделать это стоит в таком порядке:
■ найди демоверсию – официальный образец экзаменационного варианта. Ее ценность не только в самих заданиях (их содержимом, очередности, градации сложности и тд), но и в критериях оценивания этих заданий, которые прописаны в конце.
Внимательно изучи их, где нужно – подчеркни, чтобы в случае необходимости вернуться к ним снова
■ следующий шаг – спецификатор. В нём говорится о навыках, которые нужны на ЕГЭ. Но особенно важно в нем 2ое приложение – это список законов, которые нужно знать в рамках ЕГЭ. Распечатай егои сохрани.
■ далее следует кодификатор. В нем прописаны темы, которые только могут попасть тебе на ЕГЭ. Но знай: некоторых тем из ЕГЭ НЕТ В КОДИФИКАТОРЕ или они неточно сформулированы. Например, в кодификаторе по обществознанию есть тема «Глобальные угрозы 21 века», но нет темы «Глобализация и её проявления», которая встречается в ЕГЭ. Важно найти эту информацию, о ней не написано открыто в интернете. С этим тебе могут помочь толькознающие преподаватели или же самостоятельный разбор теории из официальных пособий.В любом случае, можешь распечатать этот список, и на его основе распределить свою дальнейшую подготовку
■ методические рекомендации для учителей, подготовленные на основеанализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года;
методические материалы для предметных комиссий субъектов попроверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ 2019
Казалось бы, пособия ведь для учителей, комиссий — зачем ученику в принципе их открывать. Но там содержится огромное количество интересного и полезного материала, основанного на опыте прошлых лет – есть списки тем, на которые школьники допускали больше всего ошибок (с большой вероятностью именно эти темы попадутся тебе в КИМе, так что их надо будет отдельно проработать!), приведены даже примеры реальных работ и подробное объяснение их оценивания. Ну не сказка ли!
В статье расскажем об особенностях сдачи ЕГЭ по обществознанию в 2023 и структуре экзамена, а также дадим советы, как правильно подготовиться к экзамену, получить наивысший балл и несколько полезных лайфхаков.
![книжка]()
Время чтения 10 минут
ЕГЭ по обществознанию является вторым по популярности среди предметов по выбору для сдачи ЕГЭ. В 2022 году обществознание выбрали порядка 333 тыс. школьников (45% от числа всех школьников, сдававших ЕГЭ). И это неудивительно, поскольку обществознание прекрасно сочетается с другими предметами ЕГЭ с точки зрения поступления в университеты и дает возможность абитуриентам подать документы на самые разные программы обучения.
Однако, несмотря на большую популярность данного предмета, к сожалению, многие школьники не учитывают специфику экзаменационных заданий и не начинают подготовку вовремя и должным образом, в связи с чем не получают желаемые высокие баллы.
Особенности сдачи и структура ЕГЭ по обществознанию
Единый государственный экзамен по обществознанию включает 25 заданий и состоит из двух частей:
— первая часть: 16 тестовых заданий, состоящая из 13 вопросов базового уровня сложности и 3 повышенного;
— вторая часть: 9 письменных заданий с развёрнутым ответом, состоящая из 5 заданий повышенного уровня сложности и 4 высокого.
Отметим, что экзаменационные задания охватывают пять разделов:
- Человек и общество
- Экономика
- Социальные отношения
- Политика
- Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
Ниже представлено, каким образом происходит распределение заданий первой части экзамена в рамках данных тематических разделов курса обществознания.
Раздел | Номер задания |
Человек и общество | № 2 – 4 |
Экономика | № 5 – 7 |
Социальные отношения | № 8 – 9 |
Политика | № 10, 11, 13 |
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации |
№ 12, 14 – 16 |
В первой части экзаменационной работы предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из
предложенного перечня ответов;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух
множествах.
Обратите внимание, что в разных вариантах КИМов задание №1 первой части экзамена может содержать базовые вопросы из различных тематических разделов.
Ответы на задания второй части предполагают ответ в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Далее рассмотрим специфику заданий второй части экзамена.
Номер задания | Специфика задания |
№ 17 | поиск и воспроизведение информации, содержащейся в тексте |
№ 18 | объяснение понятий и существующих между ними связей |
№ 19 | выявление связей между социальными объектами и процессами, подкрепляя фактами из социальной жизни и личного опыта |
№ 20 | формулировка оценочных или прогностических суждений с их аргументацией |
№ 21 | анализ графического изображения |
№ 22 | анализ статистической информации |
№ 23 | вопрос по Конституции Российской Федерации |
№ 24 | составление сложного плана по предложенной теме |
№ 25 | написание эссе |
Обратите внимание, что для обществознания нет разрешенных к использованию дополнительных материалов на экзамене.
На решение экзамена по обществознанию отводится 210 минут (3 часа 30 минут), а максимальный первичный балл в 2023 году за выполнение экзаменационной работы составляет 58 баллов. Ниже представлено распределение баллов в рамках каждого задания.
Номер задания | Балл |
Часть 1 | |
№1 | 1 |
№2 | 2 |
№3 | 1 |
№4 | 2 |
№5 | 2 |
№6 | 2 |
№7 | 2 |
№8 | 2 |
№9 | 1 |
№10 | 2 |
№11 | 2 |
№12 | 1 |
№13 | 2 |
№14 | 2 |
№15 | 2 |
№16 | 2 |
Часть 2 | |
№17 | 2 |
№18 | 2 |
№19 | 3 |
№20 | 3 |
№21 | 3 |
№22 | 4 |
№23 | 3 |
№24 | 4 |
№25 | 6 |
Итого: | 58 |
Полученные первичные баллы переводятся экспертами в оценку по стобалльной системе так, что каждому количеству первичных баллов соответствует конкретная оценка по стобалльной шкале. Например, 55 первичных балла — это 94 балла из 100 возможных.
Итак, набрать максимальный балл по ЕГЭ , конечно, сложно, это большой труд, но это реально каждому, кто поставит перед собой такую цель и начнет подготовку заблаговременно и с умом! Эта статья – ваш чек-лист по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, следуйте нашему пошаговому плану и у вас обязательно все получится!
Пошаговый план подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Шаг 0. Обязательно ставьте конкретную цель
Любая подготовка к экзамену перестанет казаться неприятным рутинным зазубриванием материала, если перед вами стоит вдохновляющая цель.
Например, поступление на бюджет в престижный университет мечты, переезд в мегаполис, чтобы окружить себя новыми влиятельными знакомствами, прохождение обучения и стажировок в лучших компаниях страны и мира. Найдите для себя мотивацию и следуйте своей цели и помните, что время и труд, который вы потратите на подготовку к экзамену – это первая большая инвестиция в ваше будущее развитие.
Шаг 1. Первичная проверка знаний
Прежде чем начать тщательную подготовку к ЕГЭ, нужно определить ваш уровень знаний на данный момент. Это можно сделать, решив 3-4 полноценных варианта экзаменационных заданий. Ответы на тесты вы можете проверить самостоятельно, а ответы на развернутые вопросы можно попросить проверить учителей из вашего учебного заведения. Как правило, учителя заинтересованы в успешной сдаче экзаменов своими учениками и посодействуют вам в этом важном вопросе, если показать им стремление к высоким результатам.
После того, как вы проанализируете результаты по каждому пробному варианту, выпишите темы, в которых у вас возникают трудности и проблемы. Это и будет вашей отправной точкой.
Шаг 2. Внимательно изучите материалы ФИПИ: демоверсию, спецификатор и кодификатор
На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) вы без труда найдете и скачаете демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию.В нем вы найдете не только задания, но и критерии оценивания данных заданий. Обязательно выполните все задания из демоверсии, а также расширяйте свой словарный запас. Все незнакомые термины необходимо отдельно фиксировать, например, можно завести отдельную тетрадь и записывать все незнакомые слова и записывать их значение.
Далее необходимо внимательно ознакомиться с кодификатором, который представляет собой перечень необходимых навыков и тем, которые должен знать школьник по конкурентным предметам. Но обратите внимание, что темы не всегда на 100% совпадают с заданиями ЕГЭ, зачастую они очень схожи или представляют собой часть темы из задания.
И наконец, изучите спецификацию контрольных измерительных материалов, в котором говорится о навыках, которые нужны для сдачи ЕГЭ. Особенно обратите внимание на 2 приложение (список законов, которые нужно знать в рамках ЕГЭ). Имейте ввиду, что законы постоянно меняются, а учебники переписываются не с такой большой периодичностью, поэтому содержание учебника может не отражать действительный текст нормативно-правового акта.
Шаг 3. Сделайте график изучения каждой темы с четким дедлайном
Структура должна быть во всем, это залог успеха при подготовке к ЕГЭ. Поэтому заранее постарайтесь определить и оценить какие темы вы будете изучать дольше по времени, а какие меньше. Составьте график изучения тем и определите конкретные даты, так вы будете подходить к подготовке более дисциплинированно, ведь график будет всегда под рукой.
Помните, чем дольше вы откладываете подготовку к экзамену, тем плотнее и сложнее будет твой график.
Мы советуем изучать тематические блоки в следующем порядке: человек и общество – социальные отношения – экономика – политика – право.
Шаг 4. Записываем, записываем и еще раз записываем!
Мы уже говорили об этом, но все же напомним о важности фиксирования материалов. Заведите отдельную тетрадь и делайте конспект по каждой теме, фиксируйте все важные аспекты, составляйте схемы, таблицы, планы, список терминов и тд. Важно подключать все виды памяти!
Шаг 5. Отрабатываем каждую тему на практике.
На наш взгляд, идеальная схема проработки каждой темы выглядит следующим образом:
- Изучение теории по теме
- Отработка знаний на тестовых заданиях.
Решайте тесты из открытых вариантов, сборников и пробников. Поначалу будет непросто и непривычно, но потом решение заданий войдет в привычку и вы будете щелкать их как орешки! Кстати, в сборнике О. А. Котовой вы сможете найти очень ценные задания, которые максимально приближены к реальному формату экзаменационных заданий.
3. Отработка знаний на заданиях 2 части экзамена.
В случае с тестовыми задания ключи к ответам всегда можно найти, но во 2 части экзамена ситуация обстоит сложнее. Но не отчаивайтесь, в данном случае на помощь вам придет сайт РешуЕГЭ, где можно отфильтровать задания по темам и найти нужную.
Шаг 6. Изучение Конституции
Очень много заданий ЕГЭ по обществознанию содержат правовые вопросы из Конституции РФ. Поэтому обязательно тщательно изучите статьи важнейшего закона нашей страны.
Шаг 7. Анализируйте и прорабатывайте ошибки
К сожалению, все мы периодически допускаем ошибки, и они носят разный характер, от элементарного незнания темы до стресса и нервного напряжения.
Кстати, очень много ошибок допускается от невнимательности, поэтому убедительно просим вас как можно внимательно читать каждое задание.
Мы предлагаем вам прекрасный лайфхак, где можно найти типичные ошибки учеников при сдаче экзамена. На все том же сайте ФИПИ есть методические рекомендации для учителей, созданные на основе типичных ошибок. Кроме того, там можно найти ответы на часто задаваемые вопросы.
Шаг 8. Отслеживайте свой прогресс и повторяйте материал.
Постарайтесь как можно чаще решать пробные экзамены, тесты, записывать планы, а также учитесь аргументировать свою точку зрения по разным вопросам. Через месяц учебы сравните свои результаты с новыми. Проанализируйте что улучшилось и где есть проблемы в знаниях. Такая техника поможет вам понять, на какие задания нужно обратить особое внимание.
Совет: в конце каждого месяца решай 1 и 2 часть по всем пройденым темам; каждые 2 недели пишите эссе и ищите грамотного специалиста для проверки (учителя, репетитора, онлайн-школу)
Шаг 9. Читайте новости!
Вы даже не представляете, какую пользу принесет ваш гаджет, если вы будете читать и вникать в новости экономики, политики, страны и мира.
Поэтому используйте свое свободное время с пользой и вы сможете без труда решить задания 19, 20, 25, в которых требуется привести примеры и суждения, опираясь на факты реальной действительности.
Ищите информацию на новостных порталах, в блогах политиков и экономистов, также много информации можно найти в различных группах для подготовки к ЕГЭ Вконтакте. И,конечно, смотрите или слушайте аудиолекции и подкасты.
Шаг 10. Не забывайте про отдых, дорогие друзья.
Баланс в жизни должен быть во всем! Ежедневное зазубривание материалов 24 часа в сутки приведет вас к эмоциональному и физическому выгоранию и снизит вашу эффективность. Поэтому грамотно распределите время, которое вы будете выделять на подготовку к экзамену. Не забывайте уделять время самому себе, гулять на свежем воздухе, хорошо высыпаться и правильно питаться. Если чувствуете эмоциональный перезгруз, лучше отдохнуть пару дней, отложив все учебники, чтобы потом взяться за изучение с новыми силами и не быть в постоянно эмоционально подавленном состоянии.
И напоследок дадим еще несколько небольших советов, как сдать ЕГЭ на 100 баллов
- Учитесь анализировать, а не пользоваться готовыми шаблонами. Помните, зазубривание готовых клише и примеров для развёрнутых ответов практически бесполезно, ведь на экзамене проверяется умение понять мысль и грамотно аргументировать свою позицию.
- Найдите варианты с реальных ЕГЭ прошлых лет и проанализируйте задания.
- Пишите планы по каждой теме.
- Сформируйте свой банк аргументов эссе.
- Будьте предельно внимательны к заданиям, даже если вопрос на экзамене кажется очень знакомым, следует вдумчиво его прочесть, чтобы избежать ошибок по невнимательности.
- Излагайте мысли структурировано, используйте нумерацию. Предложения пишите грамотно и лаконично и следите, чтобы они прямо относились к сути вопроса.
- Используйте вводные предложения перед ответом на вопрос, чтобы ввести эксперта в курс дела по проблематике.
Запомните эти советы и у вас обязательно все получится! Желаем вам успехов в подготовке, успешной сдачи ЕГЭ и поступления университет мечты!
Подготовка к ЕГЭ по истории
Бесплатные материалы!
Важнейшие материалы
- Узнать больше про Зою Космодемьянскую: биография, вся правда о подвиге
- Пошаговый план подготовки к ЕГЭ 2023 по истории
- Получить полный комплект материалов по истории для подготовки к ЕГЭ на максимум
- Получить Ответы на Банк заданий ФИПИ ОГЭ по истории
- Получить Ответы на Банк заданий ФИПИ ЕГЭ по истории
- Подготовка к ЕГЭ 2023 по истории на максимальный балл
- Курс подготовки к ЕГЭ 2023 по истории
- ЕГЭ по истории 2023: обор изменений
Рубрики
- ЕГЭ по математике и физике (2)
- История России (436)
- Конкурсы (5)
- Кроссворды (2)
- Новости образования и ЕГЭ (70)
- Обществознание (438)
- Онлайн репетитор (65)
- Педагогика (169)
- Разное (229)
Мы в соцсетях
Комментарии
Ваш отзыв
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Бесплатные материалы!
Важнейшие материалы
- Узнать больше о социализации: все что нужно для ЕГЭ
- Пошаговый план подготовки к ЕГЭ 2023 по обществознанию
- Получить полный комплект материалов по обществознанию для подготовки к ЕГЭ на максимум
- Получить Ответы на Банк заданий ФИПИ ОГЭ по обществознанию
- Получить Ответы на Банк заданий ФИПИ ЕГЭ по обществознанию
- Подготовка к ЕГЭ 2023 по обществознанию на максимальный балл
- Курс подготовки к ЕГЭ 2023 по обществознанию
- ЕГЭ по обществознанию 2023: обзор изменений
Полезно и познавательно
- Узнать больше Самых качественных и доступных курсах программирования. Обучаюсь сам!
- Узнать больше о Курсах python: обучение с нуля — рейтинг лучших
- Узнать больше о Курсах java: со стажировкой и трудоустройством
- Пройти обучение программированию: топ 5 лучших курсов
- Попробовать Курсы по программированию: топ 10 качественных онлайн курсов
- Попробовать курсы по Photoshop: для начинающих с нуля
- Попробовать курсы веб дизайна: топ лучших для начинающих
- family-style.online — женский сайт о семье и секретах красоты
Это Даша. Она грустит, потому что до ЕГЭ по обществознанию 2022 осталось меньше года, а в её голове до сих пор не уложились значения терминов «бюрократия» и «парламент». Мы решили помочь Даше и другим одиннадцатиклассникам и составили план из 14 простых шагов, которые помогут эффективно подготовиться к ЕГЭ и сдать его на высший балл.
Автор: Анастасия Федорина
Из чего состоит ЕГЭ по обществознанию?
Всего в КИМе по обществознанию 25 заданий.
В первой части — 16 заданий, во второй — 9 заданий с развёрнутым ответом. На экзамен отводится 3,5 часа.
«Я ничего не знаю»: как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля
Самое сложное в обучении — неизвестность пути. Мы составили план из 14 шагов, которые помогут подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, даже если вы только начали.
Шаг 0. Поставить цель
Цель должна быть чёткой, неабстрактной и измеряемой. То есть, не просто «хочу хорошо сдать ЕГЭ», а «хочу сдать ЕГЭ на 90+ баллов». Вот ещё примеры целей:
- Подготовиться к ЕГЭ по обществознанию и сдать его на 100 баллов;
- Поступить в тот самый вуз на специальность мечты;
- Уехать учиться в другой город.
Каждый раз, когда учиться будет сложно, вспоминайте свою цель и представляйте момент, в который она будет достигнута!
Шаг 1. Изучить кодификатор
Кодификатор от ФИПИ — это перечень необходимых навыков и тем, которые должен знать школьник по предмету. Он помогает подготовиться к ЕГЭ и ничего не забыть.
Кодификатор по обществознанию выглядит так — 👇
Всё, что нужно, — выписать темы из кодификатора и превратить их в план обучения на весь период подготовки, разбить его на месяцы, недели. Например, всего Даше нужно выучить 50 тем, значит в месяц по 10 тем, в неделю по две–три.
На этом шаге Даша сможет немного успокоиться: у неё появится чёткая структура плана обучения. Уйдёт страх «я ничего не знаю и не понимаю, что мне вообще нужно учить».
‼️ ВСЕ задания на ЕГЭ по обществознанию будут связаны с темами, указанными в кодификаторе — ничего нового!
💡Все темы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Врага надо знать в лицо, поэтому второй важный шаг в подготовке к ЕГЭ — изучить пробные варианты, демоверсии, и систему оценивания каждого задания, которой будут пользоваться преподаватели при проверке Дашиной работы.
План такой: решить пробный вариант, сверить результат с правильными ответами, поставить себе балл. Таким образом вы оцените свои знания на начальном этапе и примерно поймёте, сколько работы предстоит проделать.
‼️ Не стоит воспринимать обществознание как лёгкий предмет, с которым можно справиться даже без подготовки. Да, некоторые задания можно решить, опираясь только на логику и кругозор, но для большинства понадобятся конкретные знания.
Шаг 3. Выбирать релевантные способы подготовки
Примерно так чувствует себя Даша, которая не знает, нужен ли ей репетитор👇
Можно ли самостоятельно готовиться к ЕГЭ по обществознанию? В теории — да. Как и ко всем остальным экзаменам. Но структура ЕГЭ по обществу подразумевает развёрнутые ответы, которые обязательно должен проверять школьный учитель или дополнительный преподаватель. Поэтому многие одиннадцатиклассники готовятся с репетиторами или учатся на курсах — там они не только получают план обучения, но и обратную связь.
Например, на нескучных курсах подготовки к ЕГЭ в Вебиуме за семь месяцев можно отработать все темы ЕГЭ с весёлыми преподами, интересными домашками и личным наставником. Можно выбрать и ускоренный курс подготовки или спецкурсы по отдельным темам.
Помогаем определиться со способом подготовки к ЕГЭ в нашей статье «Готовлюсь сам/ с репетитором/ в онлайн-школе?».
Шаг 4. Решать тесты из открытого банка заданий или пробников
Не стоит действовать по схеме «сначала всё выучу, а за месяц начну решать тесты». В таком случае у вас останется мало времени на тесты, а их нужно решать очень много.
Практика, практика и ещё раз практика!
Пока сложно читать графики? Не понятно, где изображена кривая спроса, а где — предложения? Вообще не понятно, что это значит? Не проблема! Даже сложное с первого взгляда задание станет понятным, если прорешать его много раз.
Решение заданий — самый верный путь к тому, чтобы получить 100 баллов за ЕГЭ.
💡Лайфхак для Даши — записывать задания, на которые она дала неправильный ответ. Так в следующий раз она с большей вероятностью ответит правильно на похожий вопрос.
Наша подборка пробников поможет проверить свой уровень знаний и степень готовности к ЕГЭ. Такая структура заданий встретится на реальном экзамене, поэтому можно набить руку, решая типовые тесты.
Шаг 5. Решать тесты на время
Засекайте время, которое уходит на решение заданий, и старайтесь с каждым разом уменьшать его, чтобы на экзамене не переживать, что ничего не успевается.
Шаг 6. Выписывать новые термины
Много ошибок на ЕГЭ по обществознанию связано с незнанием терминов, поэтому на экзамен важно прийти с хорошей теоретической базой.
Если вы хорошо знаете терминологию, то сможете решить много заданий, даже не зная всей темы полностью.
💡 Лайфхак для Даши — записывать термины на карточки: слово с одной стороны, определение — с другой. Каждый день вытягивать несколько карточек, читать термин, давать ему определение своими словами, а потом переворачивать карточку на другую сторону и проверять себя.
Шаг 7. Использовать метод ассоциаций
Если термины сложно запомнить, можно использовать интересные ассоциации. Как это работает, показывает Валерия Энгельс, преподаватель общества в онлайн-школе Вебиум, в нашем видео.
Задача: нужно запомнить формы познания.
Пути решения:
- Зазубрить и всё забыть.
- Придумать прикольное сравнение и легко запомнить.
Выбираем второй путь, запоминаем формы познания через слова «воппер», «суп»:
Воппер:
- восприятие;
- ощущение;
- представление.
Суп:
- суждение
- умозаключение
- понятие.
Шаг 8. Вести конспекты тем
Пока Даша учит новые темы, ей нужно не забывать про старые. Чтобы не перечитывать длинные параграфы заново, полезно записывать главные мысли из темы в конспект, а потом заглядывать туда, чтобы повторять материал.
Шаг 9. Изучить Конституцию
Некоторые задание в КИМе связаны с этим документом, поэтому его нужно знать и понимать. Разложить всё по полочкам поможет наша Шпаргалка по Конституции РФ для ЕГЭ по обществознанию.
Шаг 10. Научиться решать новые задания повышенной сложности
Хорошая новость: в КИМах 2022 не будет мини-сочинения! Вместо него будут два задания в формате:
В задании 24 вас попросят составить развёрнутый план на одну из тем.
В задании 25 проверяют логическое мышление, развитость кругозора на все темы обществознания — здесь должны быть применены знания теории из учебника и умение обосновать свою точку зрения.
Шаг 11. Изучить основные ошибки, чтобы не допустить их на дне Х
На ЕГЭ по обществознанию школьники чаще всего допускают такие ошибки:
- Путают понятия, из-за чего дают неверный ответ.
- Делают математические ошибки в заданиях с цифрами.
- Не знают названий органов власти и их функционала.
- Путаются в теме налогообложения и наказаний.
- Неправильно распределяют время на экзамене.
- Сдают работу без проверки.
💡 Лайфхак для Даши — существуют методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года. Их полезно изучить и школьникам — там есть ответы на частые вопросы по заданиям.
Шаг 12. Постоянно решать тестовые варианты
Каждый месяц решать тестовый вариант во время всего периода подготовки к ЕГЭ по обществознанию, узнавать свой балл и сравнивать его с результатом предыдущей «экзаменации». Так вы будете видеть, есть ли у вас прогресс и какие темы стоит ещё подучить.
Шаг 13. Следить за новостями
Подпишитесь на официальные новостные каналы в Instagram (например, @rbc_ru и @ria_novosti) или просто смотрите новости по ТВ. Это развивает кругозор, подкрепляет пройденный теоретический материал практическими знаниями, учит логическому мышлению и даёт базу для выполнения последнего задания из КИМа.
Шаг 14. Выделить месяц на повторение
Оставьте месяц перед ЕГЭ по обществознанию только для повторения пройденного материала. Это будет временной запас, который позволит не переживать о том, что вы что-то не успеете выучить.
В Вебиуме есть курс-интенсив по обществознанию «Рефреш», на котором повторяют все темы, которые нужно знать перед экзаменом. Курс поможет освежить знания в памяти и настроится на боевой лад!
«Последние два месяца перед экзаменами я пахала с утра до ночи» — опыт стобалльницы
Полина Морозова, стобалльница ЕГЭ по обществознанию, рассказывает, как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, чтобы сдать его на 100 баллов
На самом деле, я даже сейчас не понимаю, что такое серьёзно готовится к экзаменам. Моя подготовка происходила в самых разных условиях. Мне до сих пор кажется, что я не так много и готовилась, хотя готовилась я много. Если в 10 классе я просто делала домашнее задание по обществознанию и читала школьный учебник, то в 11 классе я занялась серьёзной подготовкой лишь после зимы. Пахать начала с мая.
Последние два месяца перед экзаменами я пахала с утра до ночи. Спала часа по четыре. Если честно, больше всего времени я уделяла истории. А на обществознание иногда делала передышки. То есть, где-то в мае я пахала две недели не прерываясь и не выходя из дома. Повторяла весь кодификатор. Каждую тему я проходила, наверное, по три–четыре раза в общей сложности. Большую часть июня я так же не выходила из дома и решала, решала…
Ощущение того, что ты не знаешь, что тебе выпадет, и что ЕГЭ — это лотерея, к которой надо быть готовым. Не знаешь, как сдашь ты сам, как сдадут остальные люди, можно рассчитывать лишь на приблизительные баллы.
Своим 100 баллам по обществознанию я удивилась — ожидала худшего, поскольку мне очень не повезло со второй частью. Мне попался план «Охрана окружающей среды в РФ », термин «научное познание» и многое другое, что я знала не так хорошо, как остальные темы. Да я вообще не знала, что писать! Поэтому писала всё, все что приходило в голову, всё, что помнила. Это помогло.
Я думаю, мне в подготовке к ЕГЭ помогли критическое мышление и постоянное чувство того, что я ничего не знаю. С каждым разом углубляясь в какую-либо тему, я понимала, как мало я знаю и как много мне ещё надо выучить. Это была постоянная погоня и огромная критика к самой себе.
Всем, кому только предстоит столкнуться с ЕГЭ, я бы хотела дать несколько советов:
- Отдыхайте и работайте в меру. Далеко не все могут выдержать 24/7 сидеть дома и зубрить предмет, поэтому лучше начинать готовиться постепенно с сентября.
- Не будьте излишне самоуверенны. Если вы считаете, что вы всё знаете, это значит, что вы не знаете ничего.
- Держите мозг в напряжении в последние две–три недели перед экзаменами. Вы можете отдыхать до этого времени, но перед экзаменами лучше постоянно стимулировать мозг на выработку новых знаний, конструкций, ответов и так далее. У многих моих знакомых было так, что они учили весь год, но в последний месяц решили полностью освободить себя от учёбы и перестали готовиться. В итоге они не смогли вспомнить основные темы обществознания и получили низкие баллы.
Главное в подготовке к ЕГЭ по обществознанию для Даши и всех, кто читает эту статью, — поверить в себя! Сделать это помогут единомышленники и друзья, которых можно найти в комментариях ниже. Напишите, из какого вы города, в какой университет хотите поступать, на сколько баллов хотите сдать экзамен.
Кто-то из комментирующих живёт в вашем городе, хочет поступать в один университет с вами? Может, он просто вам понравился и вы хотите готовиться к экзамену вместе? Дружите, общайтесь, сдавайте экзамен на 100 баллов!😀
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Курсы ЕГЭ по обществознанию
Каким будет ЕГЭ по обществознанию в 2023 году
Экзамен по обществознанию состоит из 25 вопросов и делится на 2 части:
-
1-я часть: 16 заданий с кратким ответом;
-
2-я часть: 9 заданий с развернутым ответом.
На выполнение всех заданий ЕГЭ ученик получит 210 минут. За это время ему нужно будет записать ответы на вопросы 1-й части и ответы с полным решением во 2-й части. Все задания экзамена также делятся по уровням сложности. Ниже описано, как именно.
Базовый | 13 |
Повышенный | 8 |
Высокий | 4 |
Как изменится ЕГЭ по обществу в 2023 году по сравнению с предыдущими
В этот раз на экзамене по обществознанию учеников 11-го класса ждет несколько изменений. Вот они:
-
условие в задании 18 теперь звучит по-другому;
-
в условие задания 25 добавили больше деталей, а верный ответ на него теперь будут оценивать не 4 баллами, а 6;
-
за правильный ответ в задании 3 ученик теперь получит не 2 балла, а 1;
-
в 2023 году повысили максимальный первичный балл за весь экзамен: теперь это 58 баллов, а не 57.
Чтобы на 100% подготовиться к тому, что ждет вас на экзамене, советуем внимательно изучить все документы о ЕГЭ по обществознанию. Это демоверсии, кодификаторы и спецификации на сайте ФИПИ.
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Как сдать ЕГЭ по обществознанию: разбор сложных заданий
В экзамене по обществу много сложных задач: 8 — повышенного уровня, 4 — высокого. А значит, на самом деле он не такой легкий, каким многие его считают. Советуем готовиться к экзамену тщательно, если вы его уже выбрали. Чтобы помочь с этим, мы подготовили советы и разбор нескольких особо трудных заданий.
Задание 6
Один из вариантов этого задания — о системе налогов в России. Именно он вызывает трудности у школьников из года в год. Чтобы справиться с ним, советуем повторить эту тему. А именно запомнить, какие налоги поступают в разные виды бюджета: местный, региональный и федеральный.
Задание 13
Это одно из самых сложных заданий экзамена по обществознанию. В нем вам могут встретиться два вида условий. В первом нужно соотнести полномочия органов государственной власти и субъекты власти. Во втором — полномочия субъектов и федерального центра и их ведения. Чтобы правильно выполнить это задание, советуем внимательно изучить Конституцию РФ.
Рабочий способ, как можно самостоятельно подготовиться к этому вопросу на ЕГЭ по обществознанию, — мнемонические карточки. Их можно сделать своими руками. На одной стороне напишите полномочия, а на другой — название органа, который их имеет.
Задания 24 и 25
В этих заданиях школьник должен поработать с планом и вопросами к нему. С ними тоже часто возникают сложности. Например, в 2022 году задание 24 выполнили только 40,2% (32,3%) по критерию 24.1 и 13,3% (10,5%) по критерию 24.2. Задание 25 правильно сделали в среднем 28,7% выпускников.
Чтобы справиться с этими заданиями, уделяйте им больше внимания во время подготовки с учителем или репетитором. У них нестандартные условия, и только практика поможет научиться работать с ними наиболее эффективно. В задании 25, где нужно привести примеры, используйте межпредметные связи и информацию из разных источников. Например, из книг, фильмов, сериалов и общественной жизни. Чтобы найти ее, чаще читайте новости.
Как будут оценивать работы на ЕГЭ по обществознанию
1-я часть
С заданиями 1, 3, 9 и 12 все просто: за каждый верный ответ вы получите 1 балл. Обратите внимание: его нужно записать так, как указано в инструкции. Если в ответе будет ошибка или он неправильно оформлен, поставят 0 баллов.
В заданиях 6, 13 и 15 можно получить 2 балла, если ответ верен и записан так, как просят в задании. Если на одной любой позиции ответа вы ошиблись в символе, но все остальное правильно, можно получить 1 балл. 0 баллов поставят во всех остальных случаях.
Задания 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 14 и 16 тоже оценивают 2 баллами. 1 балл за ответ ставят, если один из символов неверен или его не хватает. В иных случаях — 0 баллов.
2-я часть
Как мы уже писали, задания 2-й части требуют развернутого ответа. А значит, и оценивать их будут по-другому. В таблицах ниже мы кратко раскроем критерии оценки, но все равно советуем изучить их более подробно в конце демоверсии экзамена по обществознанию.
Задание № 17 | Баллы |
---|---|
Ученик верно ответил на все 3 вопроса. | 2 |
Ученик верно ответил только на 2 любых вопроса. | 1 |
Все остальные случаи. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание № 18 | Баллы |
---|---|
В ответе есть все 2 верных элемента. | 2 |
В ответе есть только 1 верный элемент. | 1 |
Все остальные случаи. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание № 19 | Баллы |
---|---|
Ученик привел 3 верных примера и указал дополнительную информацию для каждого из них. | 3 |
Ученик привел 2–3 верных примера и указал дополнительную информацию для 2 из них. | 2 |
Ученик привел 1–3 верных примера и указал дополнительную информацию для 1 из них. | 1 |
Все остальные случаи. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание № 20 | Баллы |
---|---|
Ученик привел 3 верных суждения. | 3 |
Ученик привел 2 верных суждения. | 2 |
Ученик привел 1 верное суждение. | 1 |
Все остальные случаи. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание № 21 | Баллы |
---|---|
Есть верный ответ на все 3 вопроса. | 3 |
Есть верный ответ на 2 любых вопроса. | 2 |
Есть верный ответ на 1 любой вопрос. | 1 |
Все остальные случаи. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание № 22 | Баллы |
---|---|
Есть верный ответ на все 4 вопроса. | 4 |
Есть верный ответ на любые 3 вопроса. | 3 |
Есть верный ответ на любые 2 вопроса. | 2 |
Есть верный ответ только на 1 вопрос. | 1 |
Все остальные случаи. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Задание № 23 | Баллы |
---|---|
В ответе есть 3 подтверждения на основе Конституции РФ без лишних пунктов с ошибками. | 3 |
В ответе есть 2 подтверждения на основе Конституции РФ без лишних пунктов с ошибками. | 2 |
В ответе есть 1 подтверждение на основе Конституции РФ без лишних пунктов с ошибками. | 1 |
Все остальные случаи. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание № 24 | Баллы |
---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу |
В ответе есть сложный план минимум из 3 пунктов. При этом хотя бы 2 из них помогают раскрыть тему. Оба этих пункта детализированы в подпунктах и раскрывают тему. | 3 |
В ответе есть сложный план минимум из 3 пунктов, из которых 2 или более детализированы в подпунктах. Среди них есть 2 пункта, наличие которых позволяет раскрыть тему. Только один из этих обязательных пунктов детализирован в подпунктах, которые раскрывают тему по существу. ИЛИ В ответе есть сложный план минимум из 3 пунктов. При этом хотя бы 2 из них помогают раскрыть тему. Оба этих пункта детализированы менее чем в 3 подпунктах и раскрывают тему. |
2 |
В ответе есть сложный план минимум из 3 пунктов. При этом хотя бы 2 из них помогают раскрыть тему. Один из пунктов детализирован в подпунктах и раскрывает тему. | 1 |
Все остальные случаи. | 0 |
24.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана |
Формулировки пунктов и подпунктов корректны, в них нет ошибок. | 1 |
Все остальные случаи. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Задание № 25 | Баллы |
---|---|
25.1 | Обоснование |
Есть верное обоснование из нескольких предложений, которое основано на обществоведческих знаниях. Оно без ошибок и неточностей раскрывает связи соответствующих объектов или процессов. | 2 |
Есть в целом верное обоснование из нескольких предложений, которое основано на обществоведческих знаниях. В нем есть ошибки или неточности, которые не искажают тезис. ИЛИ Обоснование не полностью раскрывает связи соответствующих объектов или процессов. |
1 |
Все остальные случаи. | 0 |
25.2 | Ответ на вопрос |
Ответ верный. | 1 |
Все остальные случаи. | 0 |
25.3 | Примеры |
Есть 3 примера, которые нужны по условию задания. Лишних примеров с ошибками или неточностями нет. | 3 |
Есть 2 примера, которые нужны по условию задания. Лишних примеров с ошибками или неточностями нет. | 2 |
Есть 1 пример, который нужен по условию задания. Лишних примеров с ошибками или неточностями нет. ИЛИ Есть 2–3 примера, которые нужны по условию задания. Также есть 1 лишний пример и более с неточностями и/или ошибками. |
1 |
Все остальные случаи. | 0 |
Максимальный балл | 6 |
Сколько баллов нужно набрать, чтобы поставили 3, 4 или 5 на ЕГЭ
Теперь давайте разберемся, какие и сколько заданий нужно решить, чтобы получить конкретную оценку на экзамене по обществознанию. ЕГЭ проверяют так: сначала оценивают каждый ответ первичными баллами. Их мы записали для каждого критерия выше. Затем их переводят в тестовые баллы. В таких баллах вузы оценивают требования для поступления.
Скажем сразу: по пятибалльной шкале ЕГЭ не оценивают уже давно — с 2008 года. Но если вам так проще, можете перевести результат с помощью таблицы ниже. Но помните: это будет только примерный перевод.
Первичные баллы | Тестовые баллы | Примерная оценка |
---|---|---|
< 20 | < 42 | 2 |
20–31 | 42–57 | 3 |
32–40 | 58–69 | 4 |
41–58 | 70–100 | 5 |
5 советов от преподавателей, как хорошо сдать ЕГЭ по обществознанию
Чтобы повысить свои шансы на высокий балл, старайтесь прислушиваться к советам экспертов, которые часто имеют дело с ЕГЭ. Несколько таких мы собрали в этом разделе. Они помогут направить подготовку в нужное русло и не сесть в лужу на экзамене.
Будьте в центре инфополя
Учебники из ФПУ (Федерального перечня учебников) и дополнительные материалы — это ваши главные помощники. Но в них вы не найдете актуальных примеров для заданий во 2-й части, а без них 100 баллов не получить. Чтобы накопить их, читайте и смотрите новости.
Для этого необязательно специально часами смотреть выпуски. Достаточно будет подписаться на пару авторитетных новостных каналов в социальных сетях, чтобы листать их в удобное время. Или смотреть репортажи за завтраком.
Готовьтесь заранее
Если не хотите за месяц до экзамена судорожно думать, как с нуля выучить обществознание для ЕГЭ, распланируйте подготовку. Начать лучше заранее. Обычно готовиться начинают с начала 11-го класса. Но если вы уже в 10-м твердо решили, что будете сдавать этот предмет, можно начинать составлять план. Только не берите изнуряющий темп сразу. У вас будет достаточно времени, чтобы повысить уровень до дня Х.
Правильно разработать план можно и самому. Для этого нужно оценить свой уровень, найти бреши в знаниях и собрать материалы для подготовки. А после разбить темы по дням, которые у вас есть в запасе до экзамена. Но лучше, если вам с этим поможет репетитор.
Учитесь анализировать, а не пользоваться шаблонами
Если вы думаете о том, как найти клише для развернутых ответов на ЕГЭ по обществознанию и выучить их, лучше забудьте об этой идее. Это не экзамен по русскому языку, где проверяют ваше умение следовать структуре сочинения или красноречие. На ЕГЭ по обществу важно то, насколько хорошо вы знаете тему и можете четко рассуждать на нее. А потому старайтесь заполнить пробелы в знаниях и учитесь находить логические связи.
Готовьтесь к ЕГЭ с наставником
Самостоятельная подготовка дает хорошие результаты. Но если вы хотите попасть на бюджет, недостаточно будет просто хорошо сдать экзамен. Чтобы добиться этого, важно заниматься с учителем. Это может быть ваш школьный преподаватель или репетитор — неважно. Главное, чтобы наставник рассказал, как и с чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Это ценная помощь, которая сэкономит вам много баллов, сил и времени. Не отказывайтесь от нее, если можете.
Будьте внимательны к заданиям
В ЕГЭ по обществу есть задания, где ученик должен выбрать и записать в ответ несколько вариантов из предложенного списка. И в них часто ошибаются. Причина в том, что многие стараются выбрать именно 3 варианта, т. к. чаще всего именно столько оказываются верными. Но так делать не стоит. Задания везде различаются, и иногда там может быть всего 2 правильных варианта, а иногда и 4. В результате школьники теряют один из пунктов ответа или записывают лишний. И в итоге не получают нужное количество баллов.
Подготовка к такому ответственному экзамену может пугать, но все окажется не так страшно, если вы будете работать по плану и заручитесь поддержкой учителя. А если не знаете, как организовать все это, начните заниматься в Skysmart. На онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ по обществознанию школьники решают все типы заданий, разбираются в структуре экзамена и учатся борьбе со стрессом. Познакомьтесь с платформой на бесплатном занятии и узнайте свой уровень!
Годовой план подготовки к ЕГЭ по обществознанию – пошаговое руководство от сентября и до экзамена
Перед подготовкой к ЕГЭ у будущих выпускников возникает резонный вопрос: с чего начать? Пошаговый план подготовки к ЕГЭ по обществознанию позволит не только систематизировать накопленные за годы учебы знания, но и уделить должное внимание каждой теме.
Если составить последовательный и подробный план годовой подготовки, можно без особых усилий получить высший балл на экзамене. Главное условие — грамотно распределить время.
Для изучения обществознания выделите хотя бы два дня в неделю. Так вы не будете уставать, но в то же время постепенно освоите материал.
К изучению следующего блока приступайте только тогда, когда полностью охватите предыдущий. Не пытайтесь сразу браться за большой объем информации, лучше распределите его на несколько месяцев.
Советы по составлению индивидуального плана
Универсального алгоритма не существует, каждое занятие необходимо подстраивать под себя. Одни абитуриенты лучше ориентируются в экономике, другие — в праве. Поэтому стандартный план можно и даже нужно откорректировать.
Эффективной будет персональная схема подготовительных мероприятий, но в общих чертах помесячный план подготовки к ЕГЭ по обществознанию должен выглядеть следующим образом.
Сентябрь
- Прохождение экзаменационного тестирования прошлого года. Определение тематик и заданий, вызывающих вопросы.
- Изучение первой темы (к примеру, «Человек и общество»). Уделяйте внимание теоретическим основам.
- Решение заданий по изученной в сентябре тематике.
Октябрь
- Приступайте ко второму разделу (например, «Социальные отношения»).
- Прорешайте задания на заданную тему.
В течение этого периода времени вы осилите наиболее легкие тематики. Занимайтесь не менее 1-1,5 часов в неделю, чтобы закрепить полученные знания.
Ноябрь, декабрь и январь
В течение этих трех месяцев план для подготовки к ЕГЭ по обществознанию существенно не отличается. Изучайте три оставшиеся темы — политика, право и экономика. Начинайте с теории, а затем приступайте к решению практических заданий. Эти тематики более сложные, поэтому на их освоение понадобится больше времени. Выделяйте еженедельно по 2-3 часа на прохождение материала и повторение.
Февраль
Пришло время поработать над самой сложной частью ЕГЭ по обществознанию — эссе. Подготовку начните с изучения критериев оценки и специфики написания сочинения. В этом деле главное практика. В течение недели пишите хотя бы два эссе на различные темы.
Чтобы экзаменаторы оценили ваш труд, научитесь системно и методично излагать мысли. Читайте побольше литературы, чтобы аргументировать свою позицию.
Март
Уделите внимание заданиям из экзаменационных тестов прошлых лет. Попробуйте сделать их полностью, включая эссе. Собирайте побольше аргументов, перечитывая специализированную литературу. Занимайтесь в течение 2 часов еженедельно.
Апрель
Схема, разработанная на год, постепенно подходит к концу. Этот весенний месяц посвятите повторению изученного материала по всем пяти темам. Отберите наиболее сложные задания, разберите их по частям. Уделяйте внимание непонятным вопросам и дальше практикуйтесь в написании эссе.
Май
Еще раз повторите теоретические основы по тем темам, которые вам с трудом давались. Читайте полезную литературу, анализируйте написанные в прошлые месяцы эссе и исправляйте неточности.
Разработав эффективный годовой план подготовки к ЕГЭ по обществознанию, вы сможете постепенно изучить материал без лишнего стресса. Методично и размеренно решая задания, вы получите ценные навыки. Это хорошее подспорье для того, чтобы успешно сдать экзаменационный тест без лишних волнений и стрессов.
Если не справляетесь самостоятельно с подготовкой к экзамену, не затягивайте, обратитесь за помощью в специализированный центр, где можно пройти курсы ЕГЭ по обществознанию, программу которых подберут, исходя из уровня ваших знаний.
План
подготовки к ЕГЭ по обществознанию
в 2020 –2021учебном
году
Цель плана подготовки к
ЕГЭ по обществознанию – целенаправленная и качественная подготовка
учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.
Задачи :
- повышение предметной
компетентности учеников; - развитие у учащихся
устойчивого интереса к предмету; - краткое изложение и повторение
курса обществознания; - формирование умений и
навыков решения типовых тестовых заданий; - формирование умений выполнять
задания повышенной и высокой сложности. - воспитание положительного
отношения к процедуре контроля в формате единого государственного
экзамена; - знакомство со структурой и
содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким
ответом, с развернутым ответом); - формирование умения работать с
инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; - психологическая подготовка
учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Особое внимание
уделяется проработке таких обществоведческих тем как «Человек и общество»,
«Социология», «Экономика», «Политология», «Право», «Конституция Российской
Федерации».
Большое внимание
уделяется заданиям части 2: работа по анализу текста, составление плана устного
ответа, выработка умений и навыков по написанию эссе по избранному выражению–
умение аргументации своей позиции, подбора аргументов, формулировка выводов.
Необходима постоянная
работа с обществоведческой терминологией, работа с понятиями и терминами, со
словарём по терминологии. Большое внимание уделяется выработке и закреплению
умений подведения конкретных фактов и явлений под общие понятия, а также умению
отличать фактические суждения от оценочных.
Очень важна работа по
выработке умений грамотного, сжатого и ясного изложения своей позиции по тому
или иному явлению общественной жизни.
Планируется постоянная
работа по тренажёрам по ЕГЭ по обществознанию, составленных по эгидой ФИПИ,
проведение зачётных занятий в форме тренировочных и диагностических работ по
ЕГЭ по обществознанию по линии Статград. Проведение постоянного мониторинга
качества обученности и успешности выполнения заданий по тренировочным и
диагностическим работам.
Требования
к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
- биосоциальную сущность
человека - основные этапы и факторы
социализации личности - место и роль человека в
системе общественных отношений - закономерности развития общества
как сложной самоорганизующейся системы - тенденции развития общества в
целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных
институтов - основные социальные институты
и процессы - необходимость регулирования
общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового
регулирования - особенности
социально-гуманитарного познания
Уметь
- характеризовать
с
научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,
институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы - анализировать
актуальную
информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями - объяснять внутренние
и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных
социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества
и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов
социальной системы, социальных качеств человека) - раскрывать на
примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук - осуществлять
поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых,
научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы - сравнивать социальные
объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия
между существенными чертами и признаками социальных явлений и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные
подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и
выводы - оценивать действия
субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки
зрения социальных норм, экономической рациональности - формулировать
на
основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам - подготавливать
аннотацию,
рецензию, реферат, творческую работу - применять социально-экономические
и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным
социальным проблемам
Использовать
приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска
социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и
массовой коммуникации - оценки общественных изменений
с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в
основе Конституции Российской Федерации - решения практических проблем,
возникающих в социальной деятельности - ориентировки в актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции - предвидения возможных
последствий определенных социальных действий - ориентации в социальных и
гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и
высшего профессионального образования - оценки происходящих событий и
поведения людей с точки зрения морали и права
Календарно-тематическое
планирование подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2014 – 2015 учебном году
Сроки |
Темы занятий |
Результативность |
Сентябрь |
Организация и методика подготовки Требования к ЕГЭ по Методические и дидактические Знакомство с демоверсией по ЕГЭ Знакомство с кодификатором и |
Стартовые тестовые задания по |
Октябрь |
Содержательные элементы ЕГЭ по Тематика заданий частей 1 и 2по Общие темы по обществознанию: общество, |
Задания повышенной сложности |
Ноябрь |
Теория познания в частях 1 и 2 Терминология курса обществознания Тематика заданий части 1: анализ |
Задания повышенной сложности |
Декабрь |
Экономика в тестовых заданиях Правовые основы рыночной Государственное регулирование Макроэкономика и микроэкономика: Факторы производства. Формы безработицы, их Организационно-правовые формы Законы спроса и предложения. |
Задания повышенной сложности |
Январь |
Общие вопросы социологии и Политические институты, Социальные отношения, социальная Гражданское общество, его черты. Права человека, права и |
Задания повышенной сложности Задания части 2 по социологии и |
Февраль |
Содержательные элементы заданий Понятие права, отрасли права, Конституционное право Российской Правовые ситуации. Правовая Правоохранительные органы Институт трудового договора. Государственные органы власти в |
Задания повышенной сложности |
Март |
Содержательные элементы заданий части Анализ текста ответы на вопросы Задания части 2 на выбор между Задания части 2 на составление |
Зачётные задания по части 2 ЕГЭ Задания на анализ текста. |
Апрель |
Алгоритм написания эссе по Рекомендации к написанию эссе по Повторение терминологии и Подготовка к выполнению пробной |
Зачётные задания по написанию эссе Зачётные тестовые задания по Анализ результатов пробной |
Май |
Организационно-методические |
Итоговые тестовые задания по ЕГЭ |