Пошаговый план подготовки к егэ по биологии

ПЛАН самостоятельной подготовки к ЕГЭ по БИОЛОГИИ

telegram подписывайса на нас в телеграме и читай новые материалы
для подготовки к ЕГЭ по биологии

СЕНТЯБРЬ – МЕСЯЦ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

Методы биологии. Эксперимент 

Свойства живого.

Уровни организации жизни

Методы цитологии.

Ключевые даты и события цитологии

Клеточная теория.

Строение эукариотической клетки (животной, растительной, грибной)

Теория симбиогенезасимбиогенеза

Осмос и его роль в живых организмах

Сравнение прокариот и эукариот. Сравнение животной, растительной и грибной клетки.

Химический состав клетки. Неорганические вещества (вода, минеральные соли)

Белки.

Жиры. Углеводы.

Нуклеиновые кислоты. АТФ.

Метаболизм. Типы питания.

Биосинтез. Биосинтез – решение задач.

Фотосинтез. Хемосинтез.

Диссимиляция.

Коферменты

ОКТЯБРЬ — МЕСЯЦ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

Типы деления клетки. Митоз.

Мейоз.

Решение задач на деление (митоз и мейоз)

Гаметогенез. Половое и бесполое размножение.

Онтогенез.Типы гаструляции

Термины генетики. Методы генетики.

Виды изменчивости.

1 и 2 законы Менделя. Решение задач.

3 закон Менделя. Решение задач.

Томас Морган. Решение задач.

Нарушение сцепление в результате кроссинговера. Решение задач.

Наследование, сцепленное с полом. Решение задач.

Родословные. Решение задач.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Селекция.

Биотехнологии.

НОЯБРЬ – МЕСЯЦ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

Систематическое положение человека. Сходство и отличие от человекообразных обезьян.

Ткани животных.

Нервная система. Синапс.

Спинной мозг.

Головной мозг.

Анализаторы. Зрительный анализатор.

Слуховой и другие анализаторы.

Высшая нервная деятельность.

ДЕКАБРЬ — МЕСЯЦ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

Опорно-двигательная система. Скелет. Строение трубчатой кости

Мышцы.

Внутренняя среда организма.

Иммунитет.

Кровеносная система.

Дыхательная система.

Пищеварительная система. Витамины.

Выделительная система.

Кожа.

Эндокринная система.

Половая система. Эмбриональное развитие. Постэмбриональный период.

Здоровье. Первая медицинская помощь.

ЯНВАРЬ – МЕСЯЦ ЗООЛОГИИ

Бактерии (строение, жизнедеятельность, борьба с сапрофитными бактериями) 

Вирусы.

Царство Животные. Подцарство Простейшие (Одноклеточные).

Тип Кишечнополостные.

Тип Иглокожие. Тип Губки.

Тип Плоские черви.

Тип Круглые черви.

Тип Кольчатые черви.

Тип Моллюски.

Тип Членистоногие.

Тип Хордовые. Ланцетник.

Подтип Позвоночные. Класс Круглоротые.

Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы.

Класс Земноводные.

Класс Пресмыкающиеся.

Класс Птицы. 

Класс Млекопитающие.

Ароморфозы животных (Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви)

ФЕВРАЛЬ – МЕСЯЦ БОТАНИКИ

Царство растений. Систематика растений. Высшие и низшие растения. Ткани и органы растений.

Корень.

Лист

Побег.

Цветок

Видоизменения органов растений (корней, побегов).

Вегетативное размножение растений.

Опыты с растениями. Агротехнические приемы.

Водоросли.

Первые наземные растения. Мхи.

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Отдел Голосеменные.

Отдел Покрытосеменные – общая характеристика.

Соцветия.

Плоды.

Класс Однодольные. Класс Двудольные. Семейства.

МАРТ – МЕСЯЦ ЭВОЛЮЦИИ

Эволюция. Возникновение жизни на Земле.

Додарвиновский период.

Теория Дарвина.

Критерии вида.

Эры. Работа с геохронологической таблицей.

Антропогенез.

Доказательства эволюции.

Микроэволюция. Закон Харди-Вайнберга.

Макроэволюция. Синтетическая теория эволюции.

Видообразование.

Правила эволюции

АПРЕЛЬ – МЕСЯЦ ЭКОЛОГИИ

Термины экологии. Биосфера.

Биогеоценоз.

Виды экосистем (лесная, степная, болото и др.)

Агроценоз.

Среды обитания. Адаптации.

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.

Сукцесии.

Круговорот веществ.

Проблемы загрязнения окружающей среды. Охраняемые территории. Экоцентризм.

МАЙ – МЕСЯЦ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ

Повторение пройденного материала.

Прохождение пробного тестирования.

Выборочная отработка тем.

Разбор теоретических вопросов второй части.


Просмотров: 127853

Биология — настолько обширный предмет, что выпускники всегда теряются. С чего начать подготовку к ЕГЭ? На какие темы обратить внимание в первую очередь, а какие встречаются реже? Чтобы помочь школьникам в этой непростой задаче, мы составили план подготовки к ЕГЭ по биологии. В нем расписаны важные разделы, на которых можно набрать (или, наоборот, потерять) наибольшее количество баллов. А еще мы указали, какая теория по заданиям из ЕГЭ по биологии в 2020 году встречалась чаще всего. 

Биология как наука. Методы научного познания

биология как наука Чек-лист по биологии к ЕГЭ начинается с темы первого и второго задания: биологии как науки. Знания по ней могут пригодиться и во второй части. В ней нужно не просто назвать термин, но и связать его с реальной ситуацией, поэтому мы советуем в первую очередь понимать, а не заучивать. Чаще всего в вопросах встречаются:

  • основные биологические науки;
  • методы познания живой природы; 
  • уровни организации живой материи (ученики часто путают популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный);
  • общие признаки биологических систем;
  • современные достижения науки.

Клетка как биологическая система

Знания о клетке относятся к общей биологии. План к ЕГЭ обязательно должен включать эти темы, так как помимо вопросов непосредственно об устройстве и жизнедеятельности клетки, в КИМах встречаются задания о различиях клеток у разных типов организмов. Стоит повторить такие вопросы: 

  1. клетка как биологическая системаразвитие знаний о клетках;
  2. клеточная теория;
  3. различие эукариот и прокариот (в том числе особенности строения); 
  4. органоиды, их строение и функции;
  5. различие в строении клеток растений, грибов, животных и бактерий;
  6. химический состав клетки (роль воды, углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты);
  7. обмен веществ, диссимиляция и ассимиляция;
  8. хромосомы;
  9. митоз и мейоз, гаметогенез. 

Организм как биологическая система

«Организм как биологическая система» — следующий пункт нашего чек-листа по подготовке к ЕГЭ по биологии. Он включает в себя изучение организма и его жизнедеятельности в целом. Стоит повторить:

  • организм как биологическая системаотличия одноклеточных, колониальных и многоклеточных;
  • отличия автотрофов и гетеротрофов;
  • вирусы, их попадание в организм и размножение;
  • воспроизведение организмов, половое и бесполое размножение;
  • онтогенез (как эмбриональное, так и постэмбриональное развитие);
  • жизненные циклы разных видов;
  • генетику. Для решения задач необходимо разобраться в теории наследственности, законах наследования, доминантных и рецессивных признаках;
  • селекцию: ее задачи и методы, биотехнологию и клеточную инженерию. 

Система и многообразие органического мира

Многообразие органического мираДанный раздел чек-листа по биологии ЕГЭ по темам связан уже не с общими закономерностями, а с особенностями отдельных организмов. Изучать его рекомендуется в такой последовательности: 

  1. систематика, причем рассмотреть нужно не только современную, но и теории ученых прошлого (Линнея и Ламарка);
  2. бактерии;
  3. грибы;
  4. растения;
  5. животные. 

При изучении каждой из этих тем в чек-листе по биологии к ЕГЭ обращайте внимание на признаки, строение, размножение, жизнедеятельность и роль в живой природе. Чаще всего в КИМах встречаются вопросы про бактерии, голосеменные, простейшие организмы, а также про червей и членистоногих. 

Организм человека и его здоровье

Человек — самый сложный организм, поэтому по данному разделу теория по заданиям ЕГЭ по биологии в 2020 году трудная. Лучше всего изучать все темы постепенно: 

  • организм человека типы тканей;
  • отличия человека от животных;
  • строение и физиология отдельных органов и систем;
  • внутренняя среда (в первую очередь, кровь);
  • обмен веществ;
  • нервная система. В этом блоке нужно обратить внимание на спинной и головной мозг, а также гуморальную регуляцию. Часто встречаются вопросы по органам чувств и рефлексам, реже — по высшей нервной деятельности (сознанию, памяти, психике). 

Эволюция живой природы

Эволюция — важный раздел в рамках довузовской подготовки, за него можно получить достаточно много баллов. План подготовки к ЕГЭ по биологии без этого модуля обойтись не может. Обязательно повторите: 

  1. эволюция живой природывид и его критерии;
  2. развитие представлений о виде;
  3. характеристики популяции;
  4. видообразование;
  5. эволюционные теории разных ученых;
  6. естественный отбор;
  7. биологический процесс и регресс;
  8. доказательства эволюции (вопросы по этой теме бывают во второй части);
  9. эволюция человека и ее этапы;
  10. гипотезы происхождения человека. 

Экосистемы и присущие им закономерности

Последний пункт чек-листа по биологии к ЕГЭ связан с экологией. В рамках этой темы необходимо знать:

  • экосистема биологияэкологические факторы;
  • среды обитания и способы приспособления к ним;
  • формы связей между организмами (симбиоз, антибиоз, нейтрализм);
  • закон оптимума (может встретиться во второй части);
  • экосистемы;
  • продуценты, редуценты и консументы, цепи питания;
  • сукцессии;
  • учение о биосфере;
  • компоненты биосферы;
  • функции живого вещества. 

План подготовки к ЕГЭ по биологии поможет вам правильно организовать самостоятельную работу в 10 и 11 классе. Следуйте ему, и тогда вы изучите все нужные темы, точно не потеряете ничего важного. А если вам кажется, что учиться самостоятельно сложно, всегда есть курсы ЕГЭ — там преподаватели будут вести вас от одной темы к другой, а результатом станет высокий балл на экзамене. 

Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение

«Ясновская средняя
общеобразовательная школа»

План работы

по подготовке к ЕГЭ по биологии

учащихся 11 класса

на 2021-2022 учебный год

Составила: учитель биологии

Кузнецова Светлана
Александровна

2021

пос. Ясное

Цель
работы:

1.
Эффективная организация работы по подготовке и итоговой аттестации в формате
ЕГЭ по биологии.

2.
Закрепление навыков решения тестовых заданий.

3.
Закрепление навыков самоконтроля.

4.
Психологическая подготовка учащихся к экзаменам.

5.
Своевременное обеспечение учащихся и родителей информацией по ЕГЭ

Содержание. Сроки

Организационный блок

1.      Ознакомление
учащихся и родителей с положением об

итоговой
Государственной аттестации в форме ЕГЭ
Сентябрь-октябрь

2.     
Оформление выставки методической литературы по тематике ЕГЭСентябрь,
декабрь

3.     
Оформление стенда с материалами по подготовке к ЕГЭ — Октябрь

4.     
Познакомить учащихся с материалами КИМов — Октябрь

5.     
Проведение диагностических работ в ходе подготовки и проведения
ЕГЭ — В течение года

6.     
Ориентирование учащихся на подготовку к диагностическим работам в
формате ЕГЭ по биологии — Октябрь

7.     
Анализ результатов диагностических работ — В течение года (после
каждой диагностической работы)

Работа с учащимися

8.      Подготовка
справочных, информационных, учебно -тренировочных материалов и оформление
доступа к информационным ресурсам
(стенды,
настенные плакаты; графики

консультаций
для выпускников, сдающих ЕГЭ — Сентябрь (далее в течение
года)

9.     
Рекомендации учащимся о выходе в Интернет для самостоятельной
отработки материала на базовом и сверхбазовом уровне в форме ЕГЭ — 1-2 раза в
неделю в течение
года

10.  Тренировочные
работы на сайтах ФИПИ, МИОО по подготовке к ЕГЭ  в рамках школьной работы и самостоятельно
в домашних условиях — В течение года: еженедельно (понедельник)  ежедневно
(дома)

11.  Мониторинговое
исследование по биологии — В течение
года

12.  Организация
групповой работы с учащимися 11 класса по биологии — В течение
  года

13.  Индивидуальная
консультация учащихся по вопросам ЕГЭ — В течение
года

14.  Работа
учащихся на уроках биологии по подготовке к ЕГЭ — В течение года

15.  Организация
повторения тем на уроках биологии, требующих внимания, при отработке
тренировочных работ — В течение года

16.  Использование
информационных технологий на уроках повторения учебного материала при
подготовке к итоговой аттестации — В течение года

17.  Познакомить
учащихся с: рекомендациями по подготовке к экзаменам;
перечнем
контрольно-измерительных материалов; структурой экзаменационных материалов, критериями
оценивания экзаменационных работ —
 В
течение года

18. проведение
консультаций в 11 классе
: понедельник–
1500-1500

19.  
Выделение времени на уроках для повторенияВ
течение года

20. Применение
различных видов деятельности (работа с текстами, таблицами, диаграммами)

      
В течение года

21. Применение
различных форм контроля знаний (устно, письменно, тесты, анализ текстов)

      В
течение года

22. Самообразование
по данной теме
В течение года

23. Постоянный
контроль  подготовки  учащихся 11 класса
В
течение года

24. Проведение
пробных экзаменов
В течение года

25. Мониторинг
посещаемости и успешности подготовки
В
течение года

Работа с родителями

26. Ознакомление
родителей с Положением о Государственной итоговой аттестации в форме          ЕГЭ
Сентябрь

27. Индивидуальные
консультации родителей по подготовке к
ЕГЭ по
биологии в школе (по графику) — В течение года

28. Подготовка
справочных, информационных, учебно-тренировочных материалов и оформление
доступа к
информационным ресурсам (стенды, настенные плакаты; графики
консультаций для выпускников, сдающих ЕГЭ)
В
течение года

29. Ознакомление
родителей с результатами диагностических
работ
в форме ЕГЭ и качеством усвоения материала по биологии
В
течение года

Работа со слабоуспевающими

30. Индивидуальные
консультации учащихся — В течение года

31. Информирование
по вопросам подготовки к ЕГЭ — В течение года

32. Тематическое
повторение на уроках биологии — В течение года

33. Организация
индивидуальной диагностики пробелов в знаниях
слабоуспевающих
учащихся и поэлементный контроль их
усвоения
— В течение года

34. Контроль 
использования  доступа к информационным
ресурсам
для подготовки к ЕГЭ -В течение года

35. Обучение
выполнению заданий базового уровня — В течение года

36. Учет
индивидуальных результатов уч-ся (ведение
индивидуальных
карточек) — В течение года

37. Индивидуальные
консультации учащихся — В течение года

Работа с документами по ЕГЭ

38. Изучить
нормативные правовые акты;
  В
течение года

39. Проанализировать
демо-версии экзаменов 2019-2020уч.г.;
В
течение года

40. Проработать
правила для участников на экзамене;
В
течение года

41. Познакомить
с правилами заполнения бланков;
В
течение года

42. Изучить
систему оценивания работ;
В
течение года

43. Изучить
кодификатор содержание экзаменационной работы для проведения ЕГЭ;

В
течение года

Анализ итогов ЕГЭ за 2020-21 учебный год

           
44. Подбор материалов по биологии за предыдущие годы.

           
45. Анализ сдачи экзаменов учащихся школы и района за 2020-21 уч. год.

Календарно-тематическое
планирование консультаций по биологии

Готовимся к ЕГЭ по биологии

Общее количество часов: 35 ч.

Тема

час

Дом. задание

дата

1

Биология-наука о живой природе. Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации
жизни.

Изменения в ЕГЭ по биологии в 2020 – 2021 учебном  году.

1

03.09.

2

Клеточная теория, её основные положения. Клеточное строение
организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства
органического мира, доказательство родства живой природы.

1

10.09.

3

Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функции
белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, входящих в состав
клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава
клеток.

Строение про — и эукариотической клетки. Взаимосвязь строения и
функций частей и органоидов клетки-основа её целостности.

1

17.09.

4

Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.
Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Ферменты, их химическая
природа, роль в метаболизме. Фотосинтез, его космическая роль. Фазы
фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь.
Значение фотосинтеза.

1

24.09.

5

Деление клетки. Размножение организмов. Хромосомы, их число,
форма и размеры, видовое постоянство. Митоз-деление соматических клеток.
Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных.
Определение набора хромосома в соматических и половых клетках. Сходство и
отличия митоза и мейоза, их значение.

1

01.10.

6

Организм как биологическая система. Разнообразие организмов.
Вирусы.
Разнообразие организмов: автотрофы (хемотрофы, фототрофы),
гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы-неклеточные формы.
Заболевания СПИД и ВИЧ-инфекция.

1

08.10.

7

Воспроизведение организмов. Онтогенез.

1

15.10.

8

Основные генетические понятия. Генетические закономерности.

Генетика, её задачи. Основные генетические понятия. Хромосомная
теория наследственности. Генотип как целостная система.

1

22.10.

9

Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов.
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение
генетических задач. Составление схем скрещивания.
Закономерности наследственности. Генетика человека. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно —
и дигибридное скрещивание.

1

29.10

10

Закономерности изменчивости. Изменчивость признаков у организмов: модификационная,
мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости
в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции.

Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на
генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Профилактика
наследственных заболеваний человека.

1

05.11.

11

Селекция. Биотехнология. Искусственный отбор.

Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование.
Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, сохранения
генофонда планеты. Оценка этических аспектов развития некоторых исследований
в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома.)

1

12.11.

12

Многообразие организмов. Бактерии. Грибы.

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение.
Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в
природе.

1

19.11.

13

Царство растений. Особенности строения тканей и органов,
жизнедеятельности и размножения растительного организма, его целостность.

1

26.11.

14

Многообразие и классификация растений.

1

03.12.

15

Беспозвоночные животные. Классификация, строение,
жизнедеятельность.

1

10.12.

16

Хордовые животные. Классификация, строение, жизнедеятельность.

1

17.12.

17

Человек и его здоровье.  Человек.
Ткани. Органы, системы органов. Пищеварение. Дыхание. Кровообращение.

Строение и жизнедеятельность тканей, органов и систем органов
человека: (пищеварение, дыхание, кровообращение)

1

24.12.

18

Человек. Органы, системы органов. Опорно-двигательная,
покровная, выделительная системы. Размножение и развитие.

1

14.01.19

19

Строение и жизнедеятельность тканей, органов и систем органов
человека (опорно-двигательная, покровная, выделительная). Размножение и
развитие человека.

1

21.01.

20

Внутренняя среда, иммунитет, обмен веществ. Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ и
превращение энергии в организме человека. Витамины.

1

28.01.

21

Строение и функции нервной и эндокринной систем. Нейрогуморальная
регуляция процессов жизнедеятельности.

1

04.02.

22

Человек. Анализаторы. ВНД.

1

11.02.

23

Анализаторы. Органы чувств. Строение и функции. Высшая нервная
деятельность. Поведение и психика.

1

18.02.

24

Факторы здоровья и риска. Гигиена человека.

1

25.02.

25

Надорганизменные системы: популяция, вид.

1

04.03.

26

Эволюция органического мира. Движущие силы эволюции. Пути и
направления эволюции.
Результаты эволюции:
приспособленность организмов, видообразование, многообразие видов.
Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Синтетическая
теория эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование.
Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в
эволюции.

Направления и пути эволюции: биологический прогресс и регресс,
ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и
регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

1

11.03.

27

Эволюция органического мира. Происхождение человека.

1

18.03.

28

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе
органического мира. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие
расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и
природная среда, адаптации к ней человека.

1

25.03.

29

Среды обитания. Экологические факторы. Взаимоотношения
организмов.
Экосистема, её компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие
экосистем, саморегуляция и смена экосистем. Агроэкосистемы.

1

01.04.

30

Биосфера-глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о
биосфере и ноосфере. Живое вещество, его функции. Эволюция биосферы.
Круговорот веществ в биосфере. Биосфера, функции живого
вещества. Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере
.

1

08.04.

31

Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне
организации жизни. Сопоставление особенностей строения и функционирования
организмов разных царств.

Решение КИМов части 1, 2.

1

15.04.

32

Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии
организмов. Сопоставление особенностей строения и функционирования организма
человека.

Решение КИМов части 1, 2.

1

22.04.

33

Обобщение и применение знаний о многообразии организмов.
Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на
всех уровнях организации жизни. Умение работать с текстом и рисунком
.
Решение КИМов части 1, 2.

1

29.04.

34

Обобщение и применение знаний об эволюции и экологических
закономерностях. Установление последовательности биологических объектов,
процессов, явлений. Умение работать с текстом и рисунком
. Решение КИМов части 1, 2.

1

06.05.

35

Применение биологических знаний в практических ситуациях.

Решение биологических задач на применение знаний в новой
ситуации по цитологии, экологии, эволюции организмов

Решение задач на применение знаний в новой ситуации по генетике.
 Решение КИМов части 1, 2.

1

13.05.

36 -37

Подготовка к сдаче ЕГЭ.

2

20.05.

27.05.

Не ждите идеального момента, чтобы начать готовиться к ЕГЭ, начинайте сегодня! С нашим чеклистом сделать это будет легко: следуйте плану, учтите советы и через месяц заметите прогресс: сложные темы начнут понемногу поддаваться, а подготовка войдёт в привычку.

Решить демоверсию ЕГЭ 2023 по биологии 

Демоверсия поможет понять, какие задания встретятся на экзамене, как устроен КИМ и какие нововведения появились в этом году. А ещё это может стать вашим первым пробником, который поможет оценить текущие знания. 

Кроме демоверсии, полезную информацию содержат кодификатор и спецификатор экзамена. Там есть перечень всех тем, которые встречаются на ЕГЭ, правила оформления бланков и ответы на вопросы, которые пугают и мешают начать подготовку. 

Разбираем демоверсию ЕГЭ по биологии 2023 с Марком Ламарком в нашей статье. Видеоверсию смотрите на нашем канале в Youtube.

Найти хорошие сборники для подготовки

Как вариант — приобрести или скачать сборник от составителей экзамена. Задания из этого сборника по уровню сложности будут похожи на сам экзамен. Ещё в таком сборнике не будет лишних тем, старых заданий и неактуальных типов задач.

Обратите внимание на тематические книги: генетика, анатомия, ботаника, зоология в них объясняется подробнее, чем в общих сборниках. Учебных пособий сейчас много: можно найти биологию в таблицах и схемах для визуалов, а можно лекционный материал для тех, кто воспринимает информацию только на слух. 

Выработать привычку заниматься биологией

Речь идёт не о нескольких часах в сутки каждый день без выходных и каникул. Гораздо эффективнее готовиться понемногу. Выделите себе полчаса в день, которые будете проводить, готовясь к ЕГЭ по биологии. 

Чередуйте теорию и практику: в первый день изучайте теорию, во второй день прорешивайте несколько заданий по изученной теме. Полчаса в день — это совсем не много, и вы точно сможете найти время на занятия. 

Найти других сдающих биологию

Готовиться вместе намного интереснее: можно делиться интересными случаями и новостями, обсуждать задания, придумывать лайфхаки для запоминания. Если одноклассники не сдают биологию, можно познакомиться с кем-то вне своей школы. Например, в тематических группах, у репетитора, в онлайн-школах и на открытых вебинарах. Выберите, как будете готовиться к ЕГЭ, и пообщайтесь с теми, кто будет учиться с вами.


Загляните в Телеграм к нашему
боту WeBuddy: он поможет найти друзей, которые тоже сдают биологию. Устанавливайте бота, заполняйте анкету об интересах и знакомьтесь, чтобы вместе готовиться к ЕГЭ и поддерживать друг друга.

Определиться с вузами и сходить на дни открытых дверей

Конечно, на дне открытых дверей каждый вуз старается показать себя с лучшей стороны, выставить напоказ всё технологическое оборудование и пригласить лучших преподавателей. Поэтому часто такие мероприятия имеют мало общего с реальностью. Но интерьеры вуза, атмосферу и качество кофе в столовой оценить можно, а это очень важно. Какие важные вопросы стоит задать сотрудникам вуза, рассказали в статье про день открытых дверей.


После школы есть несколько опций, куда поступать: в российский университет, колледж или иностранный вуз. В
этой статье рассказываем о каждом варианте подробнее. Также даём девять советов, как выбрать вуз и не пожалеть о своём выборе.

Разделить задания и темы по сложности

Заведите планер или табличку, которая поможет отслеживать подготовку. Какие темы сейчас не вызывают у вас проблемы? Запишите их в «Уже хорошо решаю» и отложите. Темы, которые получается решать без ошибок через раз, занесите в колонку «Иногда получается». Подтяните теорию и попробуйте решить задания ещё раз. Темы из списка «Пока не получается» повторяйте и решайте чаще, пока они не начнут получаться на автомате. 

Сделайте работу над ошибками

Разберите самые частые ошибки на ЕГЭ по биологии. Мы как раз собрали статистику по самым сложным заданиям и разобрали их в нашей статье вместе с Марком Ламарком, преподавателем биологии в Вебиуме.

И самый главный совет: не забывайте, что биологию нужно не зубрить, а любить. Потому что биологический профиль выбирают по призванию. ЕГЭ закончится, а знания, интерес и множество интересных фактов об окружающем мире останутся с вами надолго. Раз вы решили связать жизнь с биологией, всё обязательно получится, мы в вас верим!

В Вебиуме мы берём планирование вашего расписания подготовки к ЕГЭ на себя! Забронируйте место на нашем актуальном курсе и готовьтесь в дружной компании под присмотром крутых наставников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

ЕГЭ по биологии — экзамен по выбору в 11-м классе. Обычно этот экзамен сдают те выпускники, для которых биология будет профильным предметов при поступлении в вуз. В статье собрали информацию о структуре экзамена и методах подготовки к нему.

0

418

Структура ЕГЭ по биологии

ЕГЭ по биологии состоит из двух частей. Первая часть – это тестовые задания, в которых ученикам предстоит ответить на 22 вопроса разного уровня сложности. Вторая часть состоит из 7 более сложных заданий.

Экзаменационная работа содержит вопросы из разных областей биологии, таких как молекулярная биология, генетика, эволюционная биология, экология и физиология. Вопросы могут быть как закрытого, так и открытого типа. Это позволяет оценить не только знания ученика, но и его умение анализировать и применять полученные знания в разных ситуациях.

Всего нужно выполнить 29 заданий. На это выпускникам дают 3 часа 55 минут.

Первая часть

В первой части ЕГЭ по биологии 22 задания с кратким ответом. Что это значит: в ответе нужно записать слово, словосочетание, число или их правильную последовательность.

Первая часть в основном включает вопросы на знание фактов, понимание и анализ биологических явлений. Форматы разные, например, в нескольких заданиях нужно найти ответ на рисунке, а в одном — проанализировать таблицу или график.

За первую часть можно получить максимум 38 первичных баллов.

Читай также, как оцениваются работы на ЕГЭ и при чём тут «сотка».

Вторая часть

Во второй части ЕГЭ по биологии 7 заданий с развёрнутым ответом. То есть нужно сформулировать и написать объяснение, описание, обоснование или своё мнение с аргументами.

Развёрнутые ответы демонстрируют знания и понимание биологических явлений и умения планировать, проводить и анализировать эксперименты. Ещё во второй части будут задачи по генетике и цитологии.

Максимальное количество первичных баллов за вторую часть ЕГЭ по биологии — 21.

Всего за 29 заданий можно набрать 59 первичных баллов.

Что нужно знать для ЕГЭ по биологии

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по биологии, нужно:

1. Знать базовые понятия и определения из школьной программы.

Это могут быть такие темы, как строение клетки, функции органов и систем организма, генетика, эволюция и экология. Ещё важно уметь объяснить принципы и законы биологии.

2. Уметь анализировать и интерпретировать данные, графики и таблицы.


На экзамене могут быть задания, в которых нужно сравнивать данные и делать выводы на основе имеющейся информации.

3. Владеть основными методами исследования в биологии.


Это может быть например, методика микроскопии, методы определения количественных характеристик организмов, методы генетического анализа и т.д.

Как готовиться к ЕГЭ по биологии

Для успешной сдачи ЕГЭ по биологии пригодится не только хорошее знание теоретической базы, но и умение применять теорию на практике. Вот, что поможет правильно организовать подготовку к экзамену:

1. Изучи материалы на сайте ФИПИ.

Это сайт составителей ЕГЭ, где публикуют всё о структуре экзаменов, критериях оценивания и проверяемых темах. Важно заранее ознакомиться с требованиями ЕГЭ, форматом и структурой экзамена.

2. Составь план подготовки.

В плане нужно определить время, которое будет уделено каждому разделу биологии, а также ориентировочный уровень сложности каждой темы. Важно также учесть свои сильные и слабые стороны, чтобы сделать акцент на более трудных темах.

3. Изучи теоретическую базу.

Для этого можно использовать учебники и дополнительные материалы, такие как лекции и видеоуроки. Важно не только читать материал, но и запоминать его. Для этого можно использовать различные методики, например, записывать заметки и делать карточки со словами и определениями.

4. Практикуйся в решении тестовых заданий.

Для успешной сдачи ЕГЭ по биологии нужно уметь не только воспроизводить теоретический материал, но и применять его на практике. Для этого можно использовать различные источники, такие как тесты в учебниках, задания из ЕГЭ прошлых лет, а также интерактивные задания на сайтах.

5. Изучи методы исследования в биологии.

В ЕГЭ по биологии есть задания, связанные с проведением опытов и исследований. Для успешной сдачи экзамена нужно знать основные методы и техники проведения экспериментов, а также уметь анализировать полученные результаты.

6. Повторяй изученный материал до самого экзамена.

Для успешной сдачи ЕГЭ по биологии важно не только изучить материал, но и постоянно повторять его. Можно использовать различные методики повторения, такие как повторение по расписанию, повторение по темам и другие. Почему важно повторять материал, рассказали в статье о кривой забывания.

7. Отслеживай прогресс.

Для проверки знаний можно использовать различные тесты и контрольные задания. Важно не только решать задания, но и анализировать свои ошибки и работать над их исправлением. В статье подробнее рассказали, зачем отслеживать прогресс.

Подготовка к ЕГЭ по биологии требует усилий, своевременного планирования и правильной организации. Важно изучать теоретический материал, решать задания и тесты, повторять и закреплять знания. Организовать всё это самостоятельно может быть сложно.

В онлайн-школе «СОТКА» подготовка к ЕГЭ организована так, что учиться можно в любое удобное время. Все материалы собраны в личном кабинете, не нужно ничего искать самостоятельно. Легко отслеживать прогресс, решая домашние задания с обратной связью от наставников и пробники с проверкой.

А главное — это подготовка к 4-м предметам по цене 1-го.

Подробности здесь.

Содержание: Подготовка к ЕГЭ по биологии 2023

  • План подготовки к ЕГЭ по биологии
  • Материалы для подготовки к ЕГЭ по биологии
  • Учебные пособия
  • Примеры заданий на ЕГЭ

Биология — наука обо всех живых существах и организмах, невероятно интересный предмет, который увлекает самых любознательных учеников. Стремление сдать на ЕГЭ биологию очень похвально, но понадобится недюжинная мотивация и усидчивость для получения наивысшего балла.

«Можно ли подготовиться к ЕГЭ за год до экзамена?», — один из самых распространённых вопросов среди выпускников и их родителей. Мы ответим, что ничего невозможного нет, но если все школьные года с изучением предмета возникали немалые сложности, то лучше не питать иллюзий и сконцентрироваться на предметах, к которым больше предрасположенности.

План подготовки к ЕГЭ по биологии

Вы твёрдо уверены в своих силах и решили сдавать биологию на ЕГЭ? Прекрасно, давайте рассмотрим вариант плана подготовки на выпускной год (период с сентября по май).

Подготовка к ЕГЭ по биологии 2023

  • сентябрь — месяц общей биологии. Самое время вспомнить базовый курс биологии: клеточную теорию, строение прокариот и эукариот, уровни организации жизни, фотосинтез и многое другое.
  • октябрь — месяц общей биологии. Весь общий курс точно не повторить за месяц, потому в октябре уделите время: делению клетки, методы генетики и законы Менделя, наследование, родословные и решение задач по темам.
  • ноябрь — месяц анатомии человека. Также, как и с общей биологией, разделите курс на несколько месяцев. В ноябре повторите: сходство и отличие от человекообразных обезьян, высшую нервную деятельность и т.д.
  • декабрь — месяц анатомии человека. На второй месяц анатомии повторите: опорно-двигательную систему, строение скелета, нервную, половую систему и т.д.
  • январь — месяц зоологии. Животный мир довольно объёмный, но его можно повторить и за месяц. Пройдитесь по всему курсу, начиная от бактерий и заканчивая млекопитающими.
  • февраль — месяц ботаники. Как и с животным миром, ботанику можно повторить за самый короткий месяц года. Повторите весь курс, начиная с систематики растений и заканчивая однодольными и двудольными семействами.
  • март — месяц эволюции. Заметьте, мы перешли от объёмных сложных тем к не менее важным, но более интуитивно понятным. В марте повторите эволюционные теории от возникновения видов до правил эволюции.
  • апрель — месяц экологии. Повторите курс с биосферы до экоцентризма.
  • май — месяц повторения. После плавной подготовки май станет вашим любимым месяцем, так как, по сути, вы уже всё повторили и останется ещё раз пробежаться по местам, которые всё ещё вызывают у вас сомнения.

Материалы для подготовки к ЕГЭ по биологии

Мы собрали полезные сайты и пособия, которые помогут качественно подготовиться с грядущему экзамену.

ФИПИ. Сайт, на котором можно узнать новейшую информацию о ОГЭ и ЕГЭ. Также на сайте есть навигатор самостоятельной подготовки.

Бингоскул. На сайте вы найдёте справочник для самостоятельной подготовки с комфортными разделителями по темам.

УчительПро. Весь курс биологии разбит на конспекты, в которых выделена основная информация в необходимой теме.

Цифровая библиотека Онлайн-школы. Интернет-библиотека по школьным предметам от «Онлайн-школы» поможет качественно подготовится к ЕГЭ по биологии. Подготовка включает в себя текстовый материал, видеоуроки и тесты.

Подготовка к ЕГЭ по биологии 2023

Учебные пособия:

Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова.

Репетитор по биологии для старшеклассников и поступающих в вузы — Шустанова Т. А.

Примеры заданий на ЕГЭ

Если вы уже открывали материалы для подготовки к ЕГЭ, то знаете, что экзамен предполагается комплексный, охватывающий весь курс биологии, с разными формами контроля и учёта знаний.

Рассмотрим три примера заданий с разными формами работы с заданиями:

  1. Тема: Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Формат: впишите ответ в пустую строку.

Задание: Сколько нуклеотидов во фрагменте матричной цепи ДНК кодируют 55 аминокислот во фрагменте полипептида? В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ: 165.

  • Тема: Основные систематические категории, их соподчиненность. Формат: укажите номера в правильной последовательности.

Задание: Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.

1) класс Насекомые;

2) вид Капустная белянка;

3) отряд Чешуекрылые;

4) тип Членистоногие;

5) род Огородные белянки;

6) семейство Белянки.

Ответ: 256314.

  • Тема: Сцепление генов. Формат: решите задачу и запишите правильный ответ в пустую строку.

Задание: Укажите число хромосом и количество молекул ДНК в профазе первого и второго мейотического деления клетки. Какое событие происходит с хромосомами в профазе первого деления?

Ответ: 1. В профазе первого деления количество хромосом и ДНК отвечает формуле 2п4с. 2. В профазе второго деления формула — п2с, так как клетка гаплоидна. 3. В профазе первого деления происходят конъюгация и кроссинговер гомологичных хромосом.

Бытует мнение, что в подготовке к ЕГЭ важнее всего уделять внимание последнему блоку, а именно решению биологических задач. На самом деле нет универсального способа подготовиться к экзамену на высший балл.

Уделяйте время не просто задачам, а тому пласту знаний, в котором вы больше всего сомневаетесь. Обязательно пройдитесь по теории, начиная с базовых основ и не забывайте нормировать нагрузку, чередуя её с качественным отдыхом.

Иллюстрация: Mary Maka

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по подготовке к ЕГЭ по биологии

    Составила учитель биологии                                                                                                                                                Айрапетян А.В.

2018-2019  учебный год

Пояснительная записка

          Программа «Подготовка к ЕГЭ по биологии» составлена на основе  кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ  стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии за предыдущие годы.

          На уроках биологии в 10 — 11 классе недостаточное количество часов отведено для  тщательной отработки  знаний и умений базового уровня. С этой целью при проведении групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых  школьниками знаний   из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира,  его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.

           Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.

           Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

           В ходе групповых занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

          Программа «Подготовка к ЕГЭ по биологии» предназначена  для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 занятий (1 час  в неделю).

          В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ЕГЭ за текущий год.

         Цель: Подготовка к успешной  сдаче  ЕГЭ учащимися 11 класса

         Задачи:

  • повторить и закрепить наиболее значимые темы   из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
  • закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ЕГЭ (Методическое письмо «Об использовании результатов ЕГЭ в преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования);
  • формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
  •  научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися ответственности за свой выбор экзамена, повышение уровня знаний по биологии, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы и навыка оформления экзаменационной работы.

Формы обратной связи

  • Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.
  • Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.
  • Использование компьютерных программ по биологии.

Задачи программы

  • дать ученику возможность реализовать свой интерес к биологии;
  • определить способность и готовность ученика осваивать биологию на повышенном уровне;
  • систематизировать и углубить знания обучающихся по разделам «Многообразие организмов», «Человек и его здоровье»;
  • создать условия для подготовки обучающихся для качественной сдачи единого государственного экзамена и поступления в учебные заведения

Формирование ключевых компетенций выпускников, освоение которых проверяется на ЕГЭ

Учебно-познавательная компетенция

Информационная компетенция 

Коммуникативная компетенция 

Общекультурная компетенция

  • объяснять, устанавливать взаимосвязи;
  • сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
  • классифицировать объекты и явления;
  • соотносить единичные факты и общие явления.
  • понимать текст и его структурно-смысловые связи;
  • оценивать полученную информацию;
  • анализировать текст, используя разные приемы обработки текста;
  • переводить информацию из одной системы в другую.
  • создавать связное высказывание;
  • последовательно излагать собственные мысли;
  • высказывать и аргументировать собственное мнение.
  • представление о научной картине мира,
  •  знание основных научных достижений

Требования  к уровню  подготовки учащихся

      В результате изучения курса  ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Методическое обеспечение.

Учебники, пособия,

Таблицы, схемы, диаграммы;

Компьютеры, мультимедийный аппарат,

ЗУН определяют в следующих формах контроля:

  •  тесты;
  • решение задач по генетике;
  • контрольные работы;
  • зачёт.

Ведущие методы:

  • словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
  • наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
  • практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
  • индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Основные средства обучения:

  • электронные учебные пособия;
  • теоретические материалы в электронном и печатном формате;
  • презентации уроков;
  • видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
  • различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;
  • типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А, В и С);

Формы контроля:

  • текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
  • тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
  • итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)

Перечень элементов содержания, проверяемых

на едином государственном экзамене по биологии

1 . Биология как наука. Методы научного познания

         1.1          Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира

         1.2          Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция

 2 . Клетка как биологическая система

         2.1          Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы

         2.2          Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

         2.3          Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека

         2.4          Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности

         2.5          Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле

         2.6          Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот

         2.7          Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза

 3. Организм как биологическая система

         3.1          Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы — неклеточные формы жизни

         3.2          Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение

         3.3          Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов

         3.4          Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме

         3.5          Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания

         3.6          Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции

         3.7          Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм

         3.8          Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных

         3.9          Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома)

 4 . Система и многообразие органического мира

         4.1          Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность

         4.2          Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

         4.3          Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников

         4.4          Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений

         4.5          Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека

         4.6          Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека

         4.7          Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных

 5 . Организм человека и его здоровье

         5.1          Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов

         5.2          Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов

         5.3          Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины

         5.4          Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой

         5.5          Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

         5.6          Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

 6 . Эволюция живой природы

         6.1          Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования

         6.2          Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

         6.3          Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.

         6.4          Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

         6.5          Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

 7 . Экосистемы и присущие им закономерности

         7.1          Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор

         7.2          Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей и сетей питания)

         7.3          Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем

         7.4          Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы

         7.5          Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Правила поведения в природной среде.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ч)

Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни. — 1ч.

Предмет и методы биологии, свойства живой материи, уровни организации живой материи, происхождение жизни на Земле. Науки, входящие в состав биологии. История развития биологии как науки с античных времен до наших дней.

Химический состав живых организмов  -3ч.

Элементный и молекулярный состав, вода, минеральные соли, углеводы, липиды, белки,их строение и функции, нуклеиновые кислоты,их строение.

Строение клетки. — 3ч.

Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки, основные различия клеток прокариот и эукариот.

Обмен веществ и превращение энергии. -3ч.

Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция(пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен). АТФ и её роль в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез, биосинтез белка.

Размножение и индивидуальное развитие организмов. -2ч.

Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.

Генетика и селекция. — 4ч.

Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещевание. Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений.

Эволюция. — 2ч.

Эволюционное учение Ч.Дарвина, развитие органического мира, происхождение человека.

Экология и учение о биосфере. — 2ч.

Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере.

Многообразие живых организмов. — 2ч.

Вирусы, бактерии, грибы, лишайники.

Царство растения. — 3ч.

Подцарство низшие растения, водоросли. Ткани и органы высших растений:вегетативные органы и генеративные органы высших растений. Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения. Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения. Семейства класса Однодольные и класса Двудольные растения.

Царство животные. — 3ч.

Подцарство Простейшие(Одноклеточные). Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные, тип Плоские черви, тип Круглые черви, тип Кольчатые черви, тип Моллюски, тип Членистоногие. Класс Ракообразные, Пукообразные, Насекомые. Тип Хордовые, класс Ланцетники, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Подклассы Первозвери, Сумчатые, Плацентарные.

Человек и его здоровье. — 4ч.

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система. Пищеварительная система и обмен веществ. Дыхательная и выделительная система. Кровеносная система,  первая помощь при кровотечениях. Нервная система и высшая нервная деятельнось человека. Органы чувств. Анализаторы. Кожа и её производные. Железы внутренней и внешней секреции. Размножение и развитие человека.

Тестирование учащихся по пройденным темам курса — 2ч

 Календарно- тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Коды проверяемых элементов содержания

Уровень сложности задания

Дата

1

Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни.

1 ч

1.1,1.2,2.1,3.8,3.9,4.1,

Б П

сентябрь

2

Химический состав живых организмов

3 ч

2.1-2.7

Элементный и молекулярный состав Вода, минеральные соли Углеводы, строение и функции

Липиды, строение и функции

1 ч

2.1-2.2

Б  П

сентябрь

Белки,их строение и функции

1 ч

2.3-2.4

Б  П

сентябрь

Нуклеиновые кислоты,их строение

1 ч

2.3-2.4

П

сентябрь

3

Строение клетки

3 ч

2.1-2.7, 3.2-3.3,

Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро

1 ч

2.1-2.4

Б   П

октябрь

Строение клетки:  одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки

1 ч

2.1-2.7

Б   П

октябрь

Основные различия клеток прокариот и эукариот.

1 ч

2.1-2.7

Б   П

октябрь

4

Обмен веществ и превращение энергии.

3 ч

2.5-2.6

Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция(пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен)

1 ч

2.5-2.6

Б  П

ноябрь

АТФ и её роль в метаболизме.

2.5-2.6

Б  П

ноябрь

Биосинтез белка.

2.5-2.6

Б  П

ноябрь

5

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

2 ч

2.6-2.7

Воспроизведение клеток: митоз мейоз

2.6-2.7

Б  П

ноябрь

Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.

2.6-2.7

Б  П

декабрь

6

Генетика и селекция.

4 ч

3.1- 3.9

Наследственность и изменчивость Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещевание.

3.5-3.7

Б П

декабрь

Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики

3.4-3.5

Б  П

декабрь

Селекция, центры происхождения культурных растений.

3.8-3.9

Б  П

декабрь

7

Эволюция.

2 ч

6.1-6.5

Эволюционное учение Ч.Дарвина

1 ч

6.1-6.4

Б  П

январь

Развитие органического мира Происхождение человека

1 ч

6.3-6.4

Б  П

январь

8

Экология и учение о биосфере

2 ч

7.1-7.5

Экологические факторы.

Популяции.

1 ч

7.1

Б  П

январь

Экологические системы. Понятие о биосфере.

1 ч

7.4-7.5

Б  П

февраль

9

Многообразие живых организмов

2 ч

 3.1 4.1-4.3

Вирусы

Бактерии

1 ч

3.1

Б  П

февраль

Грибы.

Лишайники

1 ч

4.1-4.3

Б  П

февраль

10

 Царство растения

3 ч

4.4-4.5

Б  П

Подцарство низшие растения, водоросли

Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения

1 ч

4.4-4.5

Б  П

март

Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения.

1 ч

4.4-4.5

Б  П

март

Семейства класса Однодольные

Семейства класса Двудольные

1 ч

4.4-4.5

Б  П

март

11

Царство животные

3 ч

4.6-4.7

Б  П

Подцарство Простейшие(Одноклеточные) Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные Тип Плоские черви Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви Тип Моллюски

1 ч

4.6

Б  П

март

Тип Членистоногие

Класс Ракообразные,  

Класс Пукообразные

Класс Насекомые.

1 ч

4.6

Б  П

апрель

Тип Хордовые, Класс Ланцетники

Класс  Рыбы

Класс  Земноводные

Класс Пресмыкающиеся

Класс Млекопитающие

1 ч

4.7

Б  П

апрель

12

Человек и его здоровье.

4 ч

5.1-5.6

Б  П

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система Пищеварительная система и обмен веществ

1 ч

5.1 5.6

Б  П

апрель

Дыхательная и выделительная система.

Кровеносная система,  первая помощь при кровотечениях.

1 ч

5.2 5.6

Б  П

апрель

Нервная система и высшая нервная деятельнось человека. Органы чувств

1 ч

5.4 5.6

Б  П

май

Кожа и её производные

Железы внутренней и внешней секреции Размножение и развитие человека.

1 ч

5.2 5.6

Б  П

май

13

Тестирование учащихся по пройденным темам курса

2 ч

1.1-1.2, 2.1-2.7, 3.1- 3.9, 6.1-6.5

Б  П

май

Литература:

  1. Единый государственный экзамен 2019. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2018.
  2. Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач. Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А. / ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
  3. ЕГЭ-2018. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Г.С.Калиновой. — М.: Национальное образование, 2018. (ЕГЭ-2018. ФИПИ — школе).
  4. Ю.В.Щербатых. Биология в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2012
  5. А.А. Кириленко. Биология. Тематические тесты. Ростов на дону: Легион,2017.
  6. Биология. Пособие для поступающих в вузы. Под редакцией В.Н. Ярыгина. М.:Высш.шк.,2010
  7. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс. Пасечник В. В.
  8. Биология. Животные.7 класс. Латюшин В. В., Шапкин В. А
  9. Биология. Человек. 8 кл. Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.
  10. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А, Криксунов Е. А., Пасечник В. В.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Пошаговое написание сочинения егэ по русскому языку 2020
  • Пошаговая сдача экзамена в гибдд
  • Пошаговая подготовка к сочинению егэ 2022
  • Пошаговая подготовка к егэ по физике
  • Пошаговая подготовка к егэ по обществу

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии