Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессиям, должностям, роду занятий.
Спрятать пояснение
Пояснение.
Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — система признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе — нет, неверно.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом — да, верно.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть — да, верно.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека — нет, неверно.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессиям, должностям, роду занятий — да, верно.
Ответ: 235.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2016 по обществознанию., Демонстрационная версия ЕГЭ—2020/2021 по обществознанию, Демонстрационная версия ЕГЭ—2017 по обществознанию., Демонстрационная версия ЕГЭ—2018 по обществознанию., Демонстрационная версия ЕГЭ—2019.
Статьи
Среднее общее образование
Обществознание
Предлагаем вашему вниманию разбор 11 задания из демоверсии ЕГЭ 2019 года по обществознанию. Этот материал содержит пояснения и подробный алгоритм решения, а также рекомендации по использованию справочников и пособий, которые могут понадобиться при подготовке к ЕГЭ.
02 декабря 2018
Разбор демоверсии ЕГЭ-2019 по обществознанию
Задание 11
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
- Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
- Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
- Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоев в зависимости от личных качеств человека.
- Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.
Ответ: 2, 3, 5
Комментарий
Место в иерархии зависит от социального статуса. Каждому социальному статусу соответствует определенная социальная роль, модель поведения – это вошло в систему социальной стратификации. При построении социальной лестницы учитываются престиж, образование, доступ к власти, доход.
ЕГЭ. Обществознание. Полный экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ
Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.
Купить
Задание № 4046
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны
1. Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
2. Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
3. Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
4. Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5. Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.
Показать ответ
Комментарий:
Первый вариант ошибочный, здесь заложено определение развития.
Верный вариант 2: это определение социальной стратификации.
Третий вариант также верный, единственное, что надо отметить, в предложении указаны не все критерии стратификации.
Четвёртый вариант ошибочный: личные качества человека не используются для выделения социальных групп.
Пятый вариант является верным, он раскрывает критерий стратификации: престижность профессии.
Это задание оценивается в 2 балла, приналичии одной ошибки ответ оценивается в 1 балл, две ошибки и более — за задание будет выставлено 0 баллов.
Ответ: 235
Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Решать демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию 2020-2021 от ФИПИ.
Задание 1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика форм духовной культуры
ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Религия | Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное |
… | Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости |
Задание 2
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово.
Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.
Задание 3
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа.
1) суверенитет; 2) наличие определённой территории; 3) приоритет прав и свобод человека; 4) право устанавливать и собирать налоги; 5) публичный характер власти; 6) установление и реализация принципа разделения властей.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Задание 4
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
Задание 5
Установите соответствие между методами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
А) наблюдение Б) эксперимент В) описание объекта Г) объяснение существующих взаимосвязей Д) формулирование закономерностей |
|
Задание 6
Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.
1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей
2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов
3) расчёт на усреднённый потребительский вкус
4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей
5) реализация создателями фильма в полной мере своей потребности в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством
6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения
Задание 7
Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.
2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.
3) Экономические решения принимаются преимущественно на основе хозяйственного опыта предков.
4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.
5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности.
Задание 8
Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК |
А) оклады администрации Б) сдельная оплата труда наёмных работников В) арендная плата за помещение Г) приобретение сырья Д) проценты по кредитам |
1) постоянные 2) переменные |
Задание 9
Владельцы фирмы «Солнышко» планируют расширение своего предприятия. Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) привлечение кредитов
2) налоговые отчисления
3) повышение производительности труда
4) прибыль от реализации продукции предприятия
5) совершенствование производственных технологий
6) выпуск и размещение акций предприятия
Задание 10
На графике изображено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике P– цена товара; Q – количество товара.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества производителей автомобилей
2) снижение возраста получения водительского удостоверения
3) снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей
4) рост тарифов на электроэнергию
5) повышение процентов по автокредитам
Задание 11
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.
Задание 12
В ходе социологического опроса 23-летних работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье
- Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
- Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, среди девушек больше, чем среди юношей.
- Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
- Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.
Задание 13
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально- легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.
Задание 14
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
А) утверждение изменения границ между субъектами РФ Б) управление федеральной собственностью В) назначение на должность Председателя Центрального банка РФ Г) разработка федерального бюджета Д) осуществление помилования |
1) Президент РФ 2) Совет Федерации 3) Государственная Дума 4) Правительство РФ |
Задание 15
В государстве Z прошли парламентские выборы. Какие из перечисленных признаков позволяют сделать вывод о том, что выборы проходили по пропорциональной избирательной системе? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выдвижение независимых беспартийных кандидатов
2) голосование по одномандатным округам
3) создание единого национального избирательного округа
4) голосование за программу политической партии
5) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов, поданных за неё
6) свободное и добровольное участие граждан в выборах
Задание 16
Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) указание своей национальности
2) сохранение исторического и культурного наследия
3) участие в выборах органов власти
4) защита Отечества
5) свободное распоряжение своими способностями к труду
Задание 17
Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отрасли материального права, в отличие от отраслей процессуального права, устанавливают порядок применения правовых норм.
2) Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.
3) Административное право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
4) Гражданское право относят к частному праву.
5) Правовой институт – совокупность норм, регулирующих определённый сегмент (сторону) однородных общественных отношений.
Задание 18
Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ | ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА |
А)требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны Б) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки В) уплачивать законно установленные налоги и сборы Г) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах Д) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах |
1) права 2) обязанности |
Задание 19
Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.
1) свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение
2) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, в том числе в форме электронного документа
3) паспорт гражданина РФ
4) налоговое уведомление
5) диплом о профильном образовании
6) выписку из финансово-лицевого счёта
Задание 20
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
«Мотивом _________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом.
_________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства.
_________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми.
_________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) потребность
2) деятельность
3) природа
4) социальный
5) естественный
6) подлинный (разумный)
7) индивидуальность
индивид
9) идеальный (духовный)
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно- материальных запасов и т.д.
Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.
Экономический рост… должен достигаться не за счёт деградации окружающей среды, а за счёт повышения эффективности использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых…
Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на неё…
Экономическая свобода – фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно, при условии, что его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам…
Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.
(Р.М. Нуреев)
Задание 21
Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства?
Задание 22
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)
Задание 23
Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Задание 24
Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.
Задание 25
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ;
— одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Задание 26
Назовите любые три социальных института (кроме семьи), осуществляющих функцию социализации индивидов, и проиллюстрируйте примерами социализирующее воздействие каждого из них. (Сначала назовите социальный институт, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Задание 27
В государстве Z происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества.
В ходе социологических опросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по 2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.
Социологические опросы показали, что в стране Z преобладают семьи демократического типа.
Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.
К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что Z – унитарное государство?
Задание 28
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах
(количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
Задание 29
Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:
— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет- ресурсов социологических служб;
— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
— из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия
«Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)
29.2 Экономика
«Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
29.3 Социология, социальная психология
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)
29.4 Политология
«»Разделяй и властвуй» – мудрое правило, но «объединяй и направляй» ещё лучше». (И.В. Гёте)
29.5 Правоведение
«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Тренировочные задания
1.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
- Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
- Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
- Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
- Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.
2.
Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Неформальные социальные группы всегда имеют лидера, цель и план работы, систему статусов и ролей.
- Социальной группой называют любую совокупность людей, выделенную на основе общего социально значимого критерия.
- В зависимости от характера взаимодействия выделяют большие и малые социальные группы.
- В зависимости от рода трудовой деятельности, требующего определённой подготовки и являющегося обычно источником существования, выделяют социальные группы по профессиональному критерию.
- Квазигруппа – это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определённой структуры и системы ценностей.
3.
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Для осуществления социального контроля применяются исключительно негативные санкции.
- Применение социальных санкций всегда обеспечивается силой государственного принуждения.
- Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.
- Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения.
- Среди функций социального контроля выделяют охранительную и стабилизирующую.
4.
Выберите верные суждения о видах социальных групп.
- Взаимодействие членов первичной группы носит непосредственный, межличностный характер.
- Реальную социальную группу учёные выделяют для целей статистического учёта населения и решения крупных социально-экономических проблем.
- В формальной группе статус членов и цель деятельности не всегда чётко определены.
- Члены реальной группы чётко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.
- Малой группой называется немногочисленная общность людей, объединённых совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении.
5.
Выберите верные суждения о социальном статусе.
- Статусные символы определяют то, что носитель данного статуса может делать и что он должен делать.
- Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых индивидом.
- Предписанный статус приобретается в результате свободного выбора индивида.
- Статусный диапазон определяет рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида.
- Социальные статусы определяют содержание и характер социальных отношений.
6.
Выберите верные суждения, которые характеризуют особенности социальных норм.
- В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
- Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.
- Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.
- Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства.
- Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, называют корпоративными нормами.
- В отличие от обычаев, нормы морали фиксируются в письменных источниках.
7.
Выберите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции.
- игнорирование
- аплодисменты
- насмешка
- увольнение
- поощрение
- улыбка
8.
Выберите верные суждения о принципах уголовного права.
- В уголовном праве действует презумпция вины.
- Действует принцип неприменения наказания более тяжкого, чем предусматривалось при совершении преступления.
- Криминальная ответственность должна налагаться в установленном порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.
- Действует принцип защиты предпринимателей и потребителей как основных субъектов уголовного права.
- Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
- Базовым считается равенство субъектов уголовного процесса.
9.
Выберите верные суждения о социализации.
- Социализация — это процесс усвоения индивидом религиозных норм, ценностей и образцов поведения в общине.
- Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшее окружение: семья, друзья, ровесники.
- Институтами социализации выступают государственные учреждения, по закону ответственные за процесс социализации.
- Процесс усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией.
- Социализация индивида всегда происходит стихийно.
10.
Правительство государства S проводит политику протекционизма. Какие нетарифные методы могут быть использованы для защиты отечественного производителя?
- таможенные тарифы
- квотирование
- демпинг
- таможенные пошлины
- эмбарго
- лицензирование
Ответы запишите в тетрадь для подготовки к ЕГЭ
Социальные отношения
-
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.Ответ частично правильный.
Ответ правильный.
-
Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Этнической общностью называют сложившуюся в определённом государстве демографическую группу.
2) Видами этнических общностей являются племя, народность, нация.
3) К числу признаков этноса относят язык, общую историческую память, обычаи и традиции.
4) При формировании этноса значительную роль играет общность территории и общий язык.
5) Члены любой этнической общности обладают сходными политическими воззрениями и толерантным отношением к культуре других этносов.Ответ частично правильный.
Ответ правильный.
-
Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В формальной группе все межличностные взаимодействия основаны на эмоциях.
2) Принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе.
3) Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, общие интересы, ценностные ориентации).
4) Демографические группы выделяют прежде всего по этносоциальному критерию.
5) Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.Ответ частично правильный.
Ответ правильный.
-
Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Интересы участников неформальных групп всегда расходятся с целями официальных организаций.
2) Взаимодействие в первичных группах носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку.
3) В неформальных группах взаимодействия являются безличностными и функциональными.
4) Реальная группа – это искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учёта населения.
5) Социальная группа – это совокупность людей, обладающая общими социально значимыми признаками.Ответ частично правильный.
Ответ правильный.
Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!
Смотреть
Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!
Смотреть
1 вариант.
1. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессиям, должностям, роду занятий.
2. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры.
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии
3. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи выделяют демографический и территориальный критерии социальной стратификации.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои, занимающие разное общественное положение.
3) Социальная стратификация осуществляется на основе личного авторитета индивидов.
4) Представители одной социальной страты обычно имеют схожие социальные возможности и стиль жизни.
5) Социальная стратификация фиксирует неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам.
4. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Один из критериев дифференциации социальных групп — доход.
3) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
4) Социологи различают индивидуальную и коллективную мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.
5. Выберите верные суждения о социальном неравенстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальное неравенство проявляется в неравном доступе к таким благам, как власть, деньги, престиж.
2) Биологические различия является одним из факторов социального неравенства в современном мире.
3) Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, обуславливают социальную стратификацию.
4) Неравенство между людьми существует в любом современном обществе.
5) Исторически меняются формы и степень социального неравенства.
6. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стратификацию современного общества.
1) объём власти 2) уровень образования
3) этническая принадлежность 4) престиж занимаемой позиции
5) доход 6) возраст
7. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная 2) восходящая 3) миграция
4) горизонтальная 5) нисходящая
8. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальная стратификация»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации;
− одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.
9. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое — это знатное. Второе — состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье — крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».
Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.
10. Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «каналы социальной мобильности»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности;
− одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная мобильность может быть ____________(А), когда статус человека повышается или понижается, и горизонтальной, когда человек перемещается, например, на другую должность без повышения или понижения ___________ (Б). Вертикальная мобильность предполагает, как выше отмечалось, изменение статуса человека на более высокий или низкий. В соответствии с этим выделяют восходящую и нисходящую ________________(В). Эти изменения могут выражаться в назначении на новую должность, увольнении и т. д. Горизонтальная мобильность предполагает изменение не статуса, а социальной группы, в которой находится _______________(Г). Примером может служить смена религии, профессии, места жительства. Разновидностью горизонтальной мобильности является ________________(Д) мобильность. Она выражается в перемещении из одного региона в другой. Переезд человека из одного региона в другой, перемена места жительства также может быть названа ________________(Е).»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) социализация |
2) индивид |
3) вертикальная |
4) географическая |
5) статус |
6) социальная мобильность |
7) социальный лифт |
|
9) миграция |
12. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ |
ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ |
|
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп |
1) кастовая 2) сословная 3) классовая |
Прочитайте текст и выполните задания 13-14
Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.
Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.
(Г.Е. Тадевосян)
13. Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.
14. Какие социальные институты помимо семьи осуществляют социализацию молодого поколения? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личный социальный опыт, укажите любые три социальных института и поясните, в чём проявляется социализирующее воздействие каждого из них.
2 вариант
1. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: личный авторитет и престиж профессии.
2) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения.
3) Объём власти как критерий социальной стратификации определяется количеством денежных поступлений индивида или семьи в определённый период времени.
4) К критериям социальной стратификации относят уровень доходов.
5) Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе социальное неравенство.
2. Выберите верные суждения о типах социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Классовый тип стратификации характерен для ранних периодов развития общества.
2) В истории человечества существовали разные типы социальной стратификации.
3) Сословная стратификация господствовала в период Средневековья.
4) В условиях кастового строя социальная мобильность отсутствует.
5) Одним из проявлений классовой стратификации в современном обществе служит юридическое закрепление прав и обязанностей за отдельными социальными группами.
3. Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2) Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.
4. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи различают индивидуальную и групповую (коллективную) мобильность.
2) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп — уровень доходов.
4) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.
5. Выберите верные суждения о социальном неравенстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальное неравенство проявляется в неравном доступе к таким благам, как власть, деньги, престиж.
2) Биологические различия является одним из факторов социального неравенства в современном мире.
3) Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, обуславливают социальную стратификацию.
4) Неравенство между людьми существует в любом современном обществе.
5) Исторически меняются формы и степень социального неравенства.
6. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стратификацию современного общества.
1) объём власти 2) уровень образования
3) этническая принадлежность 4) престиж занимаемой позиции
5) доход 6) возраст
7. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная 2) восходящая 3) миграция
4) горизонтальная 5) нисходящая 6) межпоколенная
8. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальная стратификация»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об исторических типах стратификационных систем;
− одно предложение, раскрывающее особенности социальной стратификации в традиционном обществе.
9. Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
10. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности;
− одно предложение, раскрывающее характер социальной мобильности в демократическом обществе.
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная __________(А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе ___________(Б) было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины _____________(В), уровня образования, доступа к власти, ___________(Г) занимаемой позиции. Возникли касты, затем — сословия, а позже — классы.
В одних обществах переход из одной социальной ___________(Д) в другую запрещён. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешён. Свобода социальной __________(Е) определяет то, каким является общество — закрытым или открытым».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) мобильность |
2) привилегии |
3) обязанности |
4) престиж |
5) авторитет |
6) ДОХОД |
7) расслоение |
|
9) стратификация |
12. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ |
ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ |
|
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп |
1) кастовая 2) сословная 3) классовая |
Прочитайте текст и выполните задания 13-14
Социальное равенство – идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.
Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями.
Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются.
(В.А. Медведев, Ю.А. Красин)
13. Приведите названные авторами четыре причины недостижимости полного социального равенства.
14. Авторы утверждают, что «наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций». Приведите названные авторами две причины, которые обусловливают эту остроту, и, опираясь на знания обществоведческого курса и смежных дисциплин, проиллюстрируйте одним примером сделанное авторами утверждение.
Ключи.
1.
1. Ответ: 235.
2. Ответ: 126.
3. Ответ: 245.
4. Ответ: 245.
5. Ответ: 145.
6. Ответ: 36
7. Ответ: 134.
8. Правильный ответ должен содержать следующие эле-менты:
1) смысл понятия, например: Многомерная структура общества, основанная на социальном неравенстве;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о критериях социальной стратификации, опирающейся на знания курса, например: «К критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж профессии»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о критериях социальной стратификации.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из критериев социальной стратификации, например: «Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени. Доход может быть получен в виде зарплаты, пенсии, пособия, стипендии и т.п.». Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса сущность одного из критериев социальной стратификации
9. 1) сфера общественной жизни — социальная;
2) исторический тип стратификации — сословная;
3) критерии стратификации современного общества:
– объём власти;
– уровень доходов;
– уровень образования;
– престиж профессии.
10. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более существующих каналах социальной мобильности.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности c демократизацией общества, например: в демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы‚ может занять устраивающую его социальную позицию.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.)
11. Ответ: 3, 5, 6, 2, 4, 9.
12. Ответ: 22131.
13. Могут быть приведены следующие институты:
1) образование (приобщает молодого человека к системе знаний, накопленных человечеством),
2) СМИ (формирует отношение к определенным сторонам жизни общества),
3) религия (формирует основы нравственности и духовности)
Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:
14. 1) образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);
2) армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);
3) церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);
4) производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).
Могут быть приведены и иные верные примеры.
2.
1. Ответ: 234.
2. Ответ: 245.
3. Ответ: 135.
4. Ответ: 125.
5. Ответ: 145.
6. Ответ: 36
7. Ответ: 134.
8. 1) смысл понятия, например: дифференциация людей в обществе в зависимости от доступа к власти, доходов и некоторых других социально значимых признаков, в основе которых лежит социальное неравенство;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией об исторических типах стратификационных систем, опирающейся на знание курса, например: к историческим типам стратификационных систем относятся рабовладельческая, кастовая, сословная и классовая системы.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более исторических типах стратификационных систем.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности социальной стратификации в традиционном обществе, например: в традиционном обществе социальная стратификация закреплялась государством на законодательном уровне, социальные страты различались по набору юридических прав и обязанностей, принадлежность к социальной страте определялась прежде всего происхождением человека.
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности социальной стратификации в традиционном обществе.)
9. В правильном ответе могут быть указаны следующие основания и примеры:
1) Уровень дохода. Например, в современном обществе можно выделить богатых людей, средний класс и бедных, между данными стратами существует экономическое неравенство.
2) Доступ к власти. Например, в современном обществе можно выделить рядовых граждан и политическую элиту, между данными двумя стратами различный доступ к управлению и влиянию на общество.
3) Престиж занимаемого профессионального статуса. Например, в современном обществе есть более престижные страты юристов, банкиров, бизнесменов и политиков и менее престижные — уборщиков, разнорабочих и продавцов магазина.
10. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: социальная мобильность — перемещение индивида или социальной группы в структуре
общества, связанное с изменением социального статуса; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например:
«Важнейшими каналами социальной мобильности в современном обществе являются образование, брак, бизнес, СМИ и массовая культура, профессиональный спорт»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о двух и более каналах социальной мобильности.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса характер социальной мобильности в демократическом обществе, например: «Демократическое общество является открытым, в нём нет искусственных преград, затрудняющих восходящую мобильность». (Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса характер социальной мобильности в демократическом обществе).
11. Ответ: 9, 7, 6, 4, 8, 1.
12. Ответ: 22131.
13. В ответе должны быть приведены причины:
1) различия способностей и задатков, заложенных самой природой;
2) неодинаковость социального статуса;
3) неодинаковость качества труда;
4) неодинаковость продуктивности.
14.