Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д9 B15 № 1702
При освещении дифракционной решетки монохроматическим светом на экране, установленном за ней, возникает дифракционная картина, состоящая из темных и светлых вертикальных полос. В первом опыте расстояние между светлыми полосами оказалось больше, чем во втором, а во втором больше, чем в третьем. В каком из ответов правильно указана последовательность цветов монохроматического света, которым освещалась решетка?
1) 1 — красный, 2 — зеленый, 3 — синий
2) 1 — красный, 2 — синий, 3 — зеленый
3) 1 — зеленый, 2 — синий, 3 — красный
4) 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — красный
2
Задания Д9 B15 № 1705
В некотором спектральном диапазоне угол преломления лучей на границе воздух — стекло падает с увеличением частоты излучения. Ход лучей для трех основных цветов при падении белого света из воздуха на границу раздела показан на рисунке.
Цифрам соответствуют цвета
1) 1 — красный, 2 — зёленый, 3 — синий
2) 1 — красный, 2 — синий, 3 — зёленый
3) 1 — зёленый, 2 — синий, 3 — красный
4) 1 — синий, 2 — зёленый, 3 — красный
3
Задания Д9 B15 № 1715
Технология «просветления» объективов оптических систем основана на использовании явления
1) дифракция
2) интерференция
3) дисперсия
4) поляризация
4
Задания Д9 B15 № 1725
Луч от лазера направляется перпендикулярно плоскости дифракционной решетки (см. рис.) в первом случае с периодом d, а во втором — с периодом 2d.
Длина волны света такая, что первые дифракционные максимуму отклоняются на малые углы. Расстояние между нулевым и первым дифракционным максимумами на удаленном экране
1) в обоих случаях одинаково
2) во втором случае приблизительно в 2 раза меньше
3) во втором случае приблизительно в 2 раза больше
4) во втором случае приблизительно в 4 раза больше
5
Задания Д9 B15 № 1730
Лучи от двух лазеров, свет которых соответствует длинам волн и
поочередно направляются перпендикулярно плоскости дифракционной решетки (см. рис.).
Период дифракционной решетки такой, что первые дифракционные максимумы отклоняются на малые углы. Расстояние между первыми дифракционными максимумами на удаленном экране
1) в обоих случаях одинаково
2) во втором случае приблизительно в 1,5 раза больше
3) во втором случае приблизительно в 1,5 раза меньше
4) во втором случае приблизительно в 3 раза больше
Пройти тестирование по этим заданиям
В начале XIX века, когда Т. Юнг и О. Френель развивали волновую теорию света, природа световых волн была неизвестна. На первом этапе предполагалось, что свет представляет собой продольные волны, распространяющиеся в некоторой гипотетической среде – эфире. При изучении явлений интерференции и дифракции вопрос о том, являются ли световые волны продольными или поперечными, имел второстепенное значение. В то время казалось невероятным, что свет – это поперечные волны, так как по аналогии с механическими волнами пришлось бы предполагать, что эфир – это твердое тело (поперечные механические волны не могут распространяться в газообразной или жидкой среде).
Однако, постепенно накапливались экспериментальные факты, свидетельствующие в пользу поперечности световых волн. Еще в конце XVII века было обнаружено, что кристалл исландского шпата (CaCO3) раздваивает проходящие через него лучи. Это явление получило название двойного лучепреломления (рис. 3.11.1).
Прохождение света через кристалл исландского шпата (двойное лучепреломление). Если кристалл поворачивать относительно направления первоначального луча, то поворачиваются оба луча, прошедшие через кристалл
В 1809 году французский инженер Э. Малюс открыл закон, названный его именем. В опытах Малюса свет последовательно пропускался через две одинаковые пластинки из турмалина (прозрачное кристаллическое вещество зеленоватой окраски). Пластинки можно было поворачивать друг относительно друга на угол φ (рис. 3.11.2).
Иллюстрация к закону Малюса
Интенсивность прошедшего света оказалась прямо пропорциональной cos2 φ:
Ни двойное лучепреломление, ни закон Малюса не могут найти объяснение в рамках теории продольных волн. Для продольных волн направление распространения луча является осью симметрии. В продольной волне все направления в плоскости, перпендикулярной лучу, равноправны. В поперечной волне (например, в волне, бегущей по резиновому жгуту) направление колебаний и перпендикулярное ему направление не равноправны (рис. 3.11.3).
Поперечная волна в резиновом жгуте. Частицы колеблются вдоль оси y. Поворот щели S вызовет затухание волны
Таким образом, асимметрия относительно направления распространения (луча) является решающим признаком, который отличает поперечную волну от продольной. Впервые догадку о поперечности световых волн высказал в 1816 г. Т. Юнг. Френель, независимо от Юнга, также выдвинул концепцию поперечности световых волн, обосновал ее многочисленными экспериментами и создал теорию двойного лучепреломления света в кристаллах.
В середине 60-х годов XIX века на основании совпадения известного значения скорости света со скоростью распространения электромагнитных волн Максвелл сделал вывод о том, что свет – это электромагнитные волны. К тому времени поперечность световых волн уже была доказано экспериментально. Поэтому Максвелл справедливо полагал, что поперечность электромагнитных волн является еще одним важнейшим доказательством электромагнитной природы света.
Электромагнитная теория света приобрела должную стройность, поскольку исчезла необходимость введения особой среды распространения волн – эфира, который приходилось рассматривать как твердое тело.
В электромагнитной волне вектора и перпендикулярны друг другу и лежат в плоскости, перпендикулярной направлению распространения волны (рис. 2.6.3). Во всех процессах взаимодействия света с веществом основную роль играет электрический вектор поэтому его называют световым вектором. Если при распространении электромагнитной волны световой вектор сохраняет свою ориентацию, такую волну называют линейно поляризованной или плоско поляризованной (термин поляризация волн был введен Малюсом применительно к поперечным механическим волнам). Плоскость, в которой колеблется световой вектор
называется плоскостью колебаний(плоскость yz на рис. 2.6.3), а плоскость, в которой совершает колебание магнитный вектор – плоскостью поляризации (плоскость xz на рис. 2.6.3).
Модель. Поляризация света
В сегодняшней статье традиционно разбираем решение задач по физике. Тема: поляризация света.
Хотите регулярно получать интересные новости? Подпишитесь на наш телеграм. А чтобы участвовать в акциях для клиентов или оформить заказ со скидкой, обязательно загляните на наш второй канал.
Поляризация света: решение задач
Глупо начинать решать задачи на поляризацию, не зная, что это такое. Поэтому, сначала почитайте теорию, а уже потом приступайте к практике. Приступая к решению задач, рекомендуем держать под рукой полезные формулы и руководствоваться универсальной памяткой по решению физических задач.
Задача на поляризацию №1
Условие
Пучок естественного света, идущий в воде, отражается от грани алмаза, погруженного в воду. При каком угле падения εB отраженный свет полностью поляризован?
Решение
Воспользуемся формулой для угла Брюстера. Согласно закону Брюстера, свет, отраженный от диэлектрика, полностью поляризован в том случае, если тангенс угла падения:
tgεB=n21
где n21 — относительный показатель преломления второй среды (алмаза) относительно первой (воды).
Относительный показатель преломления равен отношению абсолютных показателей преломления этих сред. Следовательно:
tgεB=n2n1εB=arctgn2n1=61°12′
Ответ: εB=61°12′
Задача на поляризацию №2
Условие
Пучок естественного света падает на полированную поверхность стеклянной пластины, погруженной в жидкость. Отраженный от пластины пучок света составляет угол φ=97° с падающим пучком. Определить показатель преломления n жидкости, если отраженный свет полностью поляризован
А
Решение
Также пользуясь законом Брюстера, запишем:
tgεB=n2n1
Согласно условию задачи, отраженный луч повернут на угол φ относительно падающего луча. Так как угол падения равен углу отражения, то:
εB=φ2tgφ2=n2n1n1=n2tgφ2=1,33
Ответ: n1=1,33
Задача на поляризацию №3
Условие
На какой угловой высоте φ над горизонтом должно находиться Солнце, чтобы солнечный свет, отраженный от поверхности воды, был полностью поляризован?
Решение
В данном случае свет распространяется в воздухе, а значит, n1=1.
tgεB=n2n1=n2εB=arctgn2
Угловую высоту солнца над горизонтом найдем следующим образом:
φ=90°-arctg1,33=37°
Ответ: φ=37°.
Задача на поляризацию №4
Условие
Угол Брюстера εB при падении света из воздуха на кристалл каменной соли равен 57°. Определить скорость света в этом кристалле.
Решение
Для начала вспомним, что показатель преломления среды определяется как отношение скорости света в вакууме к скорости света в данной среде:
n1=cV1n2=cV2
Теперь запишем закон Брюстера:
tgεB=n2n1=V1V2
По условию, свет падает из воздуха, значит:
V1=ctgεB=cV2V2=ctgεB=ctg57°=1,94·108 мс
Ответ: V2=1,94·108 мс.
Задача на поляризацию №5
Условие
Анализатор в k=2 раза уменьшает интенсивность света, приходящего к нему от поляризатора. Определить угол α между плоскостями пропускания поляризатора и анализатора. Потерями интенсивности света в анализаторе пренебречь.
Решение
Для решения этой задачи запишем закон Малюса:
I=I0cos2α
Здесь I — интенсивность плоскополяризованного света, прошедшего через анализатор; I0 — интенсивность плоскополяризованного света, падающего на анализатор; α — угол между направлением колебаний светового вектора волны, падающей на анализатор, и плоскостью пропускания анализатора.
Из условия известно, что:
k=2=I0I
Отсюда:
II0=cos2αcos2α=12α=arccos12=45°
Ответ: α=45°
Вопросы на тему «Поляризация света»
Вопрос 1. Что такое поляриция?
Ответ. Поляризация света — это явление выделения из пучка естественного света лучей с определенной ориентацией электрического вектора.
Вопрос 2. Приведите пример проявления поляризации в природе.
Ответ. В качестве широко распространённого случая поляризации света в природе можно считать блики на стеклянных витринах и водной поверхности.
Вопрос 3. Как люди используют феномен поляризации?
Ответ. Среди практических применений поляризации можно выделить:
- поляризационные очки;
- поляризационные фильтры в фототехнике;
- 3-D кинотеатры.
Вопрос 4. Сформулируйте закон Брюстера.
Ответ. Закон Брюстера выражает связь показателей преломления двух диэлектриков с таким углом падения света, при котором свет, отражённый от границы раздела диэлектриков, будет полностью поляризованным в плоскости, перпендикулярной плоскости падения.
tgεB=n21
Вопрос 5. Сформулируйте закон Малюса.
Ответ. Интенсивность света, прошедшего через поляризатор, прямо пропорциональна произведению интенсивности падающего плоско поляризованного света I0 и квадрату косинуса угла между плоскостью падающего света и плоскостью поляризатора.
I=I0cos2α
Нужна помощь в решении задач и выполнении других заданий по учебе? Обращайстесь в профессиональный сервис помощи студентам 24/7.
Инфоурок
›
Физика
›Тесты›Поперечность световых волн. Поляризация света
Поперечность световых волн. Поляризация света
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
- Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
- Сейчас обучается 63 человека из 37 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 155 032 материала в базе
- Выберите категорию:
-
Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
-
«Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.
Тема
§ 73. Поперечность световых волн. Поляризация света
Больше материалов по этой теме
Другие материалы
Дифракция света. Дифракция света
- Учебник: «Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.
- Тема: § 71. Дифракция света
- 12.02.2021
- 230
- 3
Дисперсия света. Дисперсия света
- Учебник: «Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.
- Тема: § 66. Дисперсия света
- 12.02.2021
- 232
- 8
- 12.02.2021
- 174
- 4
- 12.02.2021
- 133
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя физики»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс повышения квалификации «ЕГЭ по физике: методика решения задач»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Ермаков Максим Андреевич. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 3 года и 8 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 8570
-
Всего материалов:
13
Физика, 11 класс
Урок 18. Поляризация света. Корпускулярная и волновая теории света
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- поляризация света;
- естественный и плоскополяризованный свет;
- применение поляризации световых волн;
- корпускулярная и волновая теории света.
Глоссарий по теме:
Свет – электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом.
Поляризация света – процесс упорядочения колебаний вектора напряженности электрического поля световой волны при прохождении света сквозь некоторые вещества (при преломлении) или при отражении светового потока.
Естественный свет – световой поток, в котором колебания векторов и
происходят по всем направлениям, перпендикулярным направлению распространения волн.
Плоскополяризованный свет – свет, в котором колебания вектора происходят только в одной определённой плоскости.
Поляроид – тонкая (0,1 мм) плёнка кристаллов герапатита, нанесённая на целлулоид или стеклянную пластинку.
Корпускулярная теория света – свет представляет собой поток частиц (корпускул), испускаемых светящимися телами во все стороны.
Волновая теория света – свет имеет волновую природу, то есть ведёт себя как электромагнитная волна, от длины которой зависит цвет видимого нами света.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 225 – 228.
2.Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. 10-11 класс — М.:Дрофа,2009. – С. 149.
3. Элементарный учебник физики. Учебное пособие в 3 т./под редакцией академика Ландсберга Г. С.: Т.3. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. – 12-е изд. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. С. 367 — 373.
4. Савельев И.В. Курс общей физики, том III. Оптика, атомная физика, физика атомного ядра и элементарных частиц. М.: Изд. «Наука», 1970 г. С. 157.
5. Джанколи Д.К. Физика в двух томах. Т.2. М: «МИР», 1989. С. 441 — 454.
Основное содержание урока
Свет – электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом.
В соответствии с двумя способами передачи энергии от источника тока к приёмнику возникли и начали развиваться две совершенно разные теории, объясняющие, что такое свет, какова его природа. Эти теории возникли почти одновременно в XVII веке.
Одна из этих теорий связана с именем Ньютона, другая – с именем Гюйгенса.
Ньютон придерживался так называемой корпускулярной теории света, согласно которой свет – это поток частиц, идущих от источника во все стороны (перенос вещества).
Согласно же представления Гюйгенса свет – это волны, распространяющиеся в особой гипотетической среде – эфире, заполняющем всё пространство и проникающем внутрь всех тел.
Обе теории длительное время существовали параллельно.
На основе корпускулярной теории трудно объяснить, почему световые пучки, пересекаясь в пространстве, никак не действуют друг на друга. Ведь световые пучки должны сталкиваться и рассеиваться. Волновая же теория это легко объясняла.
Однако прямолинейное распространение света, приводящее к образованию за предметами резких теней, трудно объяснить на основе волновой теории. По корпускулярной же теории прямолинейное распространение света является просто следствием закона инерции.
В начале XIX века впервые были изучены явления дифракции и интерференции света. Эти явления присущи исключительно волновому движению. Объяснить их с помощью корпускулярной теории нельзя. Поэтому казалось, что волновая теория одержала окончательную победу.
Такая уверенность особенно окрепла, когда Максвелл во второй половине XIX века доказал, что свет – это частный случай электромагнитных волн.
Работами Максвелла были заложены основы электромагнитной теории.
После экспериментального обнаружения электромагнитных волн Герцем никаких сомнений в том, что при распространении свет ведёт себя как волна, не осталось. Нет их и сейчас.
Однако в начале XX века представления о природе света начали тем не менее коренным образом меняться. Оказалось, что при излучении и поглощении свет ведёт себя подобно потоку частиц. Были обнаружены прерывистые, или, как говорят, квантовые свойства света.
Возникла необычная ситуация: явления интерференции и дифракции по-прежнему можно было объяснить, если считать свет волной, а явления излучения и поглощения – если считать свет потоком частиц. Такую двойственность поведения света называют корпускулярно-волновым дуализмом.
Опыт с турмалином
Возьмём прямоугольную пластину турмалина, вырезанную таким образом, чтобы одна из её граней была параллельна оси кристалла. Если направить нормально на такую пластину пучок света от электрической лампы или солнца, то вращение пластины вокруг пучка никакого изменения интенсивности света, прошедшего через неё, не вызовет. Световое пятно лишь приобретает зеленоватую окраску.
Если мы заставим пучок света пройти через второй точно такой же кристалл турмалина, параллельный первому, то при одинаково направленных осях кристаллов опять ничего интересного не происходит: просто световой пучок ещё более ослабляется за счет поглощения во втором кристалле. Но если второй кристалл вращать, оставляя первый неподвижным, то обнаружится гашение света. И когда оси перпендикулярны друг другу, свет не проходит совсем. Он целиком поглощается вторым кристаллом.
Выводы из опыта:
- свет – поперечная волна;
- кристалл турмалина обладает способностью пропускать световые волны с колебаниями, происходящими в одной определённой плоскости.
Кристалл турмалина преобразует естественный свет в плоскополяризованный.
Поляризация света – процесс упорядочения колебаний вектора напряженности электрического поля световой волны при прохождении света сквозь некоторые вещества (при преломлении) или при отражении светового потока.
Естественный свет – световой поток, в котором колебания векторов и
происходят по всем направлениям, перпендикулярным направлению распространения волн.
Плоскополяризованный свет – свет, в котором колебания вектора происходят только в одной определённой плоскости.
Поляроид – тонкая (0,1 мм) плёнка кристаллов герапатита, нанесённая на целлулоид или стеклянную пластинку.
Поляризация света широко применяется в светотехнике, астрофизике, спектроскопии, медицине, геологии, минералогии, кристаллографии и т.д.
Разбор тренировочного задания
1. Свет, отраженный от поверхности воды, является частично поляризованным. Как убедиться в этом, имея поляроид?
Решение.
Чтобы убедиться в этом, нужно смотреть на воду через поляроид, поворачивая его, пока изображение не исчезнет.
2. Если смотреть на спокойную поверхность неглубокого водоёма через поляроид и постепенно поворачивать его, то при некотором положении поляроида дно водоёма будет лучше видно. Объясните явление.
Решение.
Отражённый и частично поляризованный свет не пройдет через поляроид и не будет «слепить» глаза.
Введение
Изученные нами явления дисперсии, интерференции и дифракции окончательно убедили нас в том, что свет имеет волновую природу и его поведение хорошо объясняется с точки зрения волновой теории. Однако не стоит забывать, что волны бывают двух типов – продольные и поперечные. Вопрос заключается в следующем: если свет – это волна, то к какому типу волн относятся световые?
Начнем с исторической точки зрения вопроса. Основатели волновой теории, Френель и Юнг, считали свет продольными волнами, подобными звуковым волнам. На тот момент считалось, что свет распространяется не в пустоте, а в некой среде, которая заполняет все окружающее нас пространство, и эту среду называли эфиром. Поперечные волны в такой среде существовать не могли потому, что на тот момент было распространено мнение о том, что такие волны могут существовать только в твердых телах.
Со временем накапливалось все больше экспериментальных фактов, которые нельзя было объяснить с точки зрения того, что свет – это продольные волны.
Опыт с механическими волнами
Обратимся к опыту с простыми механическими волнами. Представим себе такой эксперимент: имеется канат, один конец которого закреплен, а второй находится в руке экспериментатора, движением руки по канату запускаются волны. Мы знаем, что такой тип волн называется поперечными, поскольку скорость отдельных точек каната направлена перпендикулярно направлению распространения волны. При этом мы видим, что отдельные гребни волн могут быть ориентированы произвольным образом по отношению друг к другу. Разместим по две стороны от каната дощечки (Рис. 1).
Рис. 1. Опыт с механическими волнами
Благодаря дощечкам из всех возможных направлений колебаний остаются те, что параллельны плоскостям дощечек. Если на пути волны поставить вторую такую же систему дощечек, то, в зависимости от ориентации этой второй системы, на выходе мы можем получать различные ориентации гребней.
При этом обратите внимание, что амплитуда прошедших сквозь вторые дощечки гребней совпадает с амплитудой гребней до вторых дощечек только в случае взаимно параллельной ориентации первой и второй пары. В остальных случаях она всегда меньше. А в случаях взаимно перпендикулярной ориентации на выходе вообще не будет никаких волн.
Поляризация. Виды поляризации
Введем несколько новых понятий. Поляризация волны – распределение направлений колебаний в поперечной волне. Мы рассмотрим лишь два вида поляризации волны.
Если колебания распределены так, как было показано в опыте до пересечения каната с первой парой дощечек (когда каждый последующий гребень ориентирован произвольно по отношению к предыдущему), то такую поляризацию будем называть круговой.
Если колебания распределены так, как было в опыте после пересечения с первой парой дощечек, то такая поляризация называется линейной. Понятно, что явление поляризации присуще только поперечным волнам, поэтому если мы докажем, что свет каким-то образом проявляет свойство поляризации, то тем самым мы докажем, что световая волна является поперечной.
В случае световых волн доказать, что им присуще свойство поляризации, намного сложнее. Во-первых, потому что мы не знаем, что использовать в роли дощечек в случае со световыми волнами, а во-вторых, мы не знаем, как наблюдать колебания в световых волнах. Однако обе проблемы решаемы.
Доказательство продольного характера световых волн
Начнем с проблемы наблюдения за колебаниями. Оказывается, нам этого и не нужно делать – вспомните опыт с канатом: мы меняем взаимную ориентацию двух систем дощечек и в итоге получаем волны, амплитуда которых меняется от начального значения до 0. Это значит, что если мы найдем какой-либо аналог дощечек, то нам будет достаточно пропустить свет сквозь две такие системы, затем эти системы вращать относительно друг друга и проверить, меняется ли на выходе амплитуда прошедшей волны.
Тогда возникает еще один вопрос: как же проверить, изменилась ли амплитуда волны. Все очень просто: амплитуда световой волны тем выше, чем ярче свет, поэтому нам достаточно измерить яркость. Оказывается, что системы, способные выделять в световых волнах колебания одного направления, давно известны. Это кристаллы, но не любые, а лишь одноосные кристаллы, обладающие определенным специфическим внутренним строением (например, турмалин и исландский шпат).
Теперь мы можем проделать опыт, который докажет нам поперечную природу световых волн. На пути светового пучка, падающего на некоторый экран, расположим две пластины, изготовленные из турмалина (Рис. 2).
Рис. 2. Опыт, доказывающий поперечную природу световых волн
Первую будем называть поляризатор, а вторую – анализатор. Одну из пластин начинаем вращать перпендикулярно направлению пучка и наблюдать за изменением яркости светового пучка на экране.
Видно, что его яркость меняется от некоторой максимальной до практически нулевой. Что и требовалось доказать.
Мы намеренно не уточняли, что из себя представлял пучок, испущенный в опыте, однако это имеет огромное значение.
Представьте себе, что мы используем только одну пластинку из турмалина, и эту пластинку мы будем вращать вдоль оси светового пучка. Если падающий свет имеет круговую поляризацию, то мы не заметим никаких эффектов, а вот если он поляризован линейно, то мы снова сможем наблюдать изменения яркости пятна.
Классификация поляризации
Тогда уточним, зачем мы используем именно две пластины. Первая выделяет из падающей волны колебания одного направления, то есть формирует на выходе свет с линейной поляризацией. Вторая же служит для определения направления колебаний в этой световой волне.
По типу поляризации испускаемого света мы можем таким образом классифицировать различные источники, например, самый известный источник света – Солнце, оно испускает свет с круговой поляризацией, такой свет мы будем называть естественным, или неполяризованным. Такие источники, как экраны наших ноутбуков или мобильных телефонов, излучают свет с линейной поляризацией. Такой свет мы будем называть линейно поляризованным, или просто поляризованным.
Прикладное значение поляризации
Применение поляризации в исследованиях
Было обнаружено, что при прохождении линейно поляризованного света через некоторые кристаллы и растворы плоскость поляризации поворачивается на некоторый угол. Например, пусть свет проходит через поляризатор, а затем через сахарный раствор, поляроид-анализатор за кюветой с раствором не целиком гасит свет, когда его ось образует с осью поляризатора угол 90 градусов. Однако если поляризатор повернуть на некоторый угол, то он перестает пропускать свет. Это свидетельствует о том, что вещество в кювете поворачивает направление поляризации света на некоторый угол. Такие вещества называют оптически активными. Оптическая активность обусловлена асимметрией молекул, которые могут иметь форму спиралей, как, например, молекулы белков. Вещества, поворачивающие направление поляризации вправо, называют правовращающими, влево – левовращающими. Обычный сахар принадлежит к числу правовращающих веществ. Большинство аминокислот и белков – левовращающие.
Стекло и пластмасса приобретают оптическую активность в деформированном состоянии. Вращение плоскости поляризации максимально в местах с большим напряжением.
Модели деталей машин, выполненные из прозрачной пластмассы и помещенные между скрещенными поляроидами, можно использовать для визуального наблюдения точек наибольшего напряжения.
На сегодняшний день материалы, подобные турмалину, изготавливают искусственно, в массовом порядке, поскольку эти материалы находят широкое применение в самых различных областях. Одно из самых популярных применений такого материала – это кинематограф, где поляризация используется для разделения лучей, предназначенных левому и правому глазу зрителя.
Поляризованный свет часто используется для гашения света, зеркально отраженного от гладких диэлектрических поверхностей. Например, на этом принципе устроены полароидные солнечные очки.
Двоякопреломляющие среды
В большинстве прозрачных сред скорость света одинакова по всем направлениям. Такие среды называют изотропными. Однако в некоторых кристаллах и растворах скорость света в различных направлениях различна, такие среды называют анизотропными. О таких средах говорят как о двояколучепреломляющих, поскольку в них наблюдается совершенно необычное явление.
В двоякопреломляющих кристаллах, таких как кальцид, существует выделенное направление, называемое оптической осью кристалла; важно сказать, что речь идет не об отдельной линии, а о направлении в кристалле. Если обычный свет входит в кристалл вдоль оптической оси, то ничего аномального при этом не происходит. Но если неполяризованный свет падает под некоторым углом к оптической оси, то в кристалле возникают два преломленных луча.
Луч падает по нормали к поверхности, и оптическая ось находится в плоскости рисунка. Один луч, называемый обыкновенным, обозначен он буквой , проходит обычным образом, другой луч,
– необыкновенный, и преломляется он, отклоняясь на некоторый угол (Рис. 3).
Рис. 3. Падение луча
Нетрудно заметить, что закон преломления для луча не выполняется, однако он справедлив для луча
.
Объяснение данного явление кроется в том, что скорость световых вол зависит от ориентации направления поляризации световой волны относительно осей кристалла. Поэтому если волна падает под углом к оси, то она делится на две части, одна из которых распространяется как и в любой нормальной среде, а вторая из-за отличия скорости отклоняется от первоначального направления.
Когда естественный, неполяризованный свет падает на поверхность водоема, часть его зеркально отражается и поляризуется (Рис. 4).
Рис. 4. Устройство полароидных очков
При отражении естественный свет становится линейно поляризованным. Этот отраженный свет мешает видеть предметы, расположенные под водой.
Если смотреть на воду соответствующим образом через ориентированный поляризатор, то большая часть зеркально отраженного света будет поглощаться и видимость подводных объектов значительно улучшится (Рис. 5).
Рис. 5. Вид на воду с поляризатором/без
Благодаря поляризации мы можем наблюдать еще одно явление, которое, на первый взгляд, противоречит тому, что мы учили раньше в оптике. Это явление называется двойное лучепреломление.