Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Маяковский В.В. / Разное / «Бесценных слов транжир и мот» (образ поэта в лирике В. Маяковского)
«Бесценных слов транжир и мот» (образ поэта в лирике В. Маяковского)
Многие поэты задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Именно они первыми откликались и давали свою оценку каким-либо общественным событиям, явлениям.
Одним из таких поэтов своего времени является Владимир Маяковский. Его творчество представляет новый этап в развитии русской поэзии. Владимир Маяковский для нас прежде всего — поэт-политик. Он всегда спорил с теми, кто считал, что основной предмет поэзии — лирические темы. Сближая поэзию с политикой, Маяковский поставил искусство на службу революции.
Владимир Владимирович выступает перед нами еще и как поэт-новатор. Художественное новаторство поэта было рождено революцией, которая определила характер и содержание его лирики. В своем творчестве он использовал средства и приемы художественной условности, много сделал в области стихосложения. Большинство его стихов написано тонической системой и построено в виде “лесенки”. Таким образом он выделяет главные слова, чтобы точнее донести их смысл до читателя. Большое место в своем творчестве Маяковский уделяет образу поэта. Он определил назначение поэта в современной поэзии и посвятил много стихотворений своему любимому труду. По его мнению, поэт должен “быть активным бойцом, активным работником”. Он был также сторонником борьбы за чистоту поэзии, ратовал за активную и кропотливую работу над стихами.
В то нелегкое время, когда жил и творил Маяковский, поэты и писатели должны были платить большие налоги. В стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии” Владимир Владимирович доказывает фининспектору, что это несправедливо. Он говорит, что труд поэта нисколько не легче труда рабочего на заводе. Поэт сравнивает написание стихов с тяжелой добычей радия:
Поэзия
— вся! —
езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь единого слова ради тысячи тонн
словесной руды.
Маяковский не считает поэта каким-то особенным человеком. “Поэт, — говорит он, — такой же рабочий человек”.
Сам Владимир Владимирович не только пишет стихи. Он готов выполнять для дела революции любую работу. Много сил и таланта Маяковский отдал написанию агиток, плакатов, рекламы. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэтического творчества среди будничных забот людей, он задает вопрос:
Ведь если звезды зажигают —
значит это кому-нибудь нужно?
А поэзия — это тоже звезда, которая зажигается, и ее свет служит людям. Маяковский не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране, как солнце. Так у него возникло стихотворение “Необычайное приключение”. В нем автор сравнивает поэзию со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу человека, заставляют осознать себя неотъемлемой частью огромного мира. А солнце тоже:
“Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взоприм
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое, стихами”.
Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Поэт заявляет, что когда “устанет” и захочет “прилечь” Солнце, то он “во всю светает мочь — и снова день трезвонится”.
Важной особенностью поэзии Маяковского было то, что круг жизненных явлений в его произведениях был ничем не ограничен. Поэт считал, что обязан писать обо всем, что видит вокруг себя, что волнует и мучит, ведь любая тема — это познание чего-то нового, каждое стихотворение — первооткрытие, а поэзия в целом — “езда в незнаемое”.
Итоговым, обобщающим все творчество Маяковского является вступление к поэме “Во весь голос”. В этом произведении автор обращается к грядущим поколениям, обещая рассказать “о времени и о себе”:
Я, ассенизатор
и водовоз, революцией
мобилизованный и призванный.
Автор в этом стихотворении называет себя ассенизатором, очищающим город от нечистот, поэт борется с “грязью” жизни. Маяковский называет себя водовозом потому, что его стихи, как и вода, необходимы людям.
Владимир Владимирович с полным сознанием своего значения утверждает, что его стихи будут известны потомкам:
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет и явится
весомо,
грубо,
зримо, как в наши дни
вошел водопровод, сработанный
еще рабами Рима.
Поэзия Маяковского — страстный и смелый разговор “агитатора, горлана-главаря”. Для того чтобы так писать, как писал он, требуется недюжинный талант и мужество. Сам он считал, что поэт должен быть не похожим ни на кого.
Его поэзия, глубокая и проникновенная, поражает своей оригинальностью и яркостью. Поэтому интерес к творчеству такой незаурядной личности, как Маяковский, не может быть преходящим, как и ко всему гениальному.
/ Сочинения / Маяковский В.В. / Разное / «Бесценных слов транжир и мот» (образ поэта в лирике В. Маяковского)
«Бесценных слов транжир и мот» (образ поэта в лирике В. В. Маяковского)
Творчество В. Маяковского представляет новый этап в развитии русской поэзии. Владимир Маяковский для нас, прежде всего – поэт-политик. Он всегда спорил с теми, кто считал, что основной предмет поэзии – лирические темы. Сближая поэзию с политикой, Маяковский поставил искусство на службу революции.
Художественное новаторство поэта было рождено революцией, которая определила характер и содержание его лирики. В своем творчестве он использовал средства и приемы художественной условности, много сделал в области стихосложения. Большинство его стихов написано тонической системой и построено в виде «лесенки». Таким образом, он выделяет главные слова, чтобы точнее донести их смысл до читателя.
Большое место в своем творчестве Маяковский уделяет образу поэта. По его мнению, поэт должен «быть активным бойцом, активным работником». Он был также сторонником борьбы за чистоту поэзии, ратовал за активную и кропотливую работу над стихами.
В то нелегкое время, когда жил и творил Маяковский, поэты и писатели должны были платить большие налоги. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» Владимир Владимирович доказывает фининспектору, что это несправедливо. Он говорит, что труд поэта нисколько не легче труда рабочего на заводе.
Маяковский не считает поэта каким-то особенным человеком. «Поэт, – говорит он, – такой же рабочий человек».
Сам Владимир Владимирович не только пишет стихи. Он готов выполнять для дела революции любую работу. Много сил и таланта Маяковский отдал написанию агиток, плакатов, рекламы. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэтического творчества среди будничных забот людей, он задает вопрос:
Ведь если звезды зажигают —
значит это кому-нибудь нужно?
А поэзия – это тоже звезда, которая зажигается, и ее свет служит людям. Маяковский не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране, как солнце. Так у него возникло стихотворение «Необычайное приключение». В нем автор сравнивает поэзию со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света.
Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Поэт заявляет, что когда «устанет» и захочет «прилечь» Солнце, то он «во всю светает мочь – и снова день трезвонится».
Важной особенностью поэзии Маяковского было то, что круг жизненных явлений в его произведениях был ничем не ограничен. Поэт считал, что обязан писать обо всем, что видит вокруг себя, что волнует и мучит, ведь любая тема – это познание чего-то нового, каждое стихотворение – первооткрытие, а поэзия в целом – «езда в незнаемое».
Итоговой, обобщающей все творчество Маяковского является вступление к поэме «Во весь голос». В этом произведении автор обращается к грядущим поколениям, обещая рассказать «о времени и о себе»:
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный.
Автор в этом стихотворении называет себя ассенизатором, очищающим город от нечистот, поэт борется с «грязью» жизни. Маяковский называет себя водовозом потому, что его стихи, как и вода, необходимы людям. Владимир Владимирович с полным сознанием своего значения утверждает, что его стихи будут известны потомкам:
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
Поэзия Маяковского – страстный и смелый разговор «агитатора, горлана-главаря». Сам он считал, что поэт должен быть не похожим ни на кого. Его поэзия, глубокая и проникновенная, поражает своей оригинальностью и яркостью. Поэтому интерес к творчеству такой незаурядной личности, как Маяковский, не может быть преходящим, как и ко всему гениальному.
Образы поэта и поэзии для Маяковского — центральные. Ведь они напрямую выражали его отношение к миру и жизни, отвечали на вопросы «Кто я?» и «В чем мое предназначение?». Первейшим условием, необходимым, для начала поэтической работы, Маяковский (в статье 1926 года «Как делать стихи») называет «наличие задачи в обществе, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением. Социальный заказ». Высоту истинной поэзии, по его мнению, может обеспечить только ее включенность в преобразование мира.
Маяковский создавал «слышимое слово»: оно должно было звучать на митинге, в аудитории, по радио. Эта установка на «разговор» подчеркивается даже названием ряда произведений поэта: «Разговор с фининспектором о поэзии», «Разговор на Одесском рейде двух десантных судов…», «Разговор с товарищем Лениным».
Стремлением усилить смысловую значимость слова объясняется и построение стиха Маяковского «лесенкой», она же влияет и на ритм стиха. О смысловой роли «лесенки» сам поэт писал: «Наша обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными и восклицательным знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает поэтическое произведение».
Для Маяковского «слово — полководец человечьей силы», сама поэзия — орудие борьбы, «песня и стих — это бомба и знамя». Он подчеркивает: не только бомба, взрывающая мир насилия, но и знамя, зовущее вперед, к победе!
[sms]
Неоднократно в течение всей своей поэтической деятельности Маяковский сравнивает поэзию с оружием, а к двадцатилетнему юбилею своей деятельности, к выставке своих произведений, во вступлении к поэме «Во весь голос» говорит:
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных ,
зияющих заглавий.
Однако поэзия —не только оружие: она устремлена в будущее, она — «вся! — езда в незнаемое», к которому стремится человечество, она — труд, родственный любому виду труда:
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Эстетские представления о поэзии как интуитивном самовыражении яростно сокрушаются при этом, заменяясь ассоциациями с упорным чернорабочим трудом («в грамм — добыча, год — труды»), с производственным процессом. «Поэзия — одно из труднейших производств», — пишет поэт. Вместе с поднимающейся страной Маяковский строил и свою поэзию, открывая прекрасное в повседневном материале эпохи. Самого себя он ощущал «заводом, вырабатывающим счастье». Маяковский-поэт — «народа водитель и одновременно народный слуга».
Нет, пожалуй, ни одного крупного поэта, который бы не писал о задачах поэзии. Прозой, стихами, критическими статьями — все равно. Маяковскому приходилось еще и отстаивать свое поэтическое кредо, защищать свои взгляды в постоянной борьбе с литературными оппонентами. В «Приказе № 2 армии искусств» (1921) поэт призывает своих собратьев по перу дать «новое искусство — такое, чтоб выволочь республику из грязи».
В статье «Как делать стихи» Владимир Владимирович писал о том, что только разница в качестве отделки стиха и создает разницу между поэтами. Он высмеивает Уткина и Жарова за небрежность в стиле, хотя с самими поэтами был связан теплыми товарищескими отношениями. В его стихах подчеркивалось, что слова поэта «приводят в движение тысячи лет миллионов сердца», быть может, поэтому с таким трудом добывается «драгоценное слово из артезианских людских глубин».
Борьба за воспитательное воздействие поэзии, которым так дорожил Маяковский, была для него еще и борьбой за качество поэзии, ведь «рифма поэта — ласка, и лозунг, и штык, и кнут».
Маяковский считал, что поэт — всегда провидец. Он должен не только правдиво показывать сегодняшний день, но и заглядывать в завтра, указывать путь движения вперед. В стихотворении «Верлен и Сезанн» он писал:
У нас
поэт
событья берет —
спишет
вчерашний гул,
а надо
рваться
в завтра, вперед,
чтоб брюки
трещали
в шагу!
Маяковский мечтает, чтоб было «больше поэтов хороших и разных», зовет их «без завистей и без фамилий класть в коммунову стройку слова-кирпичи».
Высмеивая тех, кто «тинтидликал мандолиной, дундудел виолончелью», Маяковский считал, что труд поэта лишь тогда необходим, когда он нужен, полезен народу. Эту идею он выразил в стихотворении «Птичка божия»:
В наше время
тот —
поэт,
тот —
писатель,
кто полезен.
«Я лично по двум жанровым картинам проверяю свои стихи, — пишет он в статье «Стихи с примечаниями», — если встанут из гробов все поэты, они должны сказать: у нас таких стихов не было, и не знали, и не умели.
Если встанет из гроба прошлое — белые и реставрация, мой стих должен найти и уничтожить за полную для белых вредность.
Пропорция этих моментов — пропорция качеств стиха».
Быть полезным поэтом в понимании Маяковского означало не только находить новое в жизни, но и помогать стихом победе этого нового, бороться со всем тем, что мешает утверждению нового.
Таким образом, Маяковский, «меряя по коммуне стихов сорта», утверждал, что место поэта — в одном ряду со строителями новой жизни, а назначение поэзии — «помощь словом». «Нам слово нужно для жизни, — писал он в статье «Без белых флагов». — Мы не признаем бесполезного искусства. Каждый же период жизни имеет свою словесную формулу. Борьба наша за новые слова для России вызвана жизнью». Маяковский стал выдающимся новатором поэтической формы. Новаторство Маяковского неотделимо от его представления о роли поэта в обществе. В выступлении на диспуте «Художник в театре» он говорил: «Весь тот вулкан и взрыв, который принесла с собой Октябрьская революция, требует новых форм и в искусстве».
Его новаторство в форме определялось стремлением поэта передать средствами стиха сложный, многообразный мир. Маяковский стремился расширить границы поэтической лексики, внести в нее говор толпы, масс, поднявшихся к активной революционной деятельности. В стихах Маяковского мы слышим голос класса. Озвучить власть, сделать так, чтобы власть заговорила голосом поэта, — в этом увидел свою жизненную и поэтическую задачу Маяковский.[/sms]