Тема |
Автор |
Произведение |
|
А.Пушкин |
«19 октября 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей
«Пущину» «Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор
Няню П. называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную «друг |
Б.Окуджава |
«Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке» |
|
В.Высоцкий |
«Песня о друге»(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с |
|
|
А.Пушкин |
Ода «Вольность» «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить
«К Чаадаеву» Свобода — это возможность реализации «души прекрасных «Узник» «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора» |
М.Лермонтов |
«Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня»
«Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает |
|
|
А.Пушкин |
«Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновение» |
Ф.Тютчев |
Любовь — максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная |
|
А.Фет |
Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический |
|
В.Маяковский |
«Лиличка!» — взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное |
|
А.Ахматова |
Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что «Сжала руки под темной вуалью»
Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. «Он любил», «А я |
|
М.Лермонтов |
«Молитва»- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу |
|
|
А.Пушкин |
«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний |
Ф. Тютчев |
Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ) «И гам лесной, и шум нагорный— Все вторит весело громам!» «Весенняя гроза» Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере: «Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья».
Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», |
|
А.Фет |
Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство «И как в росинке чуть заметной Весь солнца лик ты узнаешь, Так слитно в глубине заветной Все мирозданье ты найдешь.» «Добро и зло»
Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значения жизнь в каждой травинке и «Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. Рассказать, что лес проснутся. Весь проснулся, веткой каждой. Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой» «Я пришел к тебе с приветом» |
|
Б.Пастернак |
Природа, вечность — это отсчет, критерий всех поступков и чувств. Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы: «И белому, мертвому царству, Бросавшему мысленно в дрожь. Я тихо шепчу: «Благодарствуй! Ты больше, чем просят, даешь». «Иней» |
|
М.Лермонтов |
«Когда волнуется желтеющая нива»- единение человека и природы. |
|
|
М.Лермонтов |
«И скучно, и |
В.Маяковский |
Ст. «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к Деточка Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь» Также поднимается тема поэта и толпы: Смеялся Кузнецкий, Лишь один я Голос не вмешивал в вой ему. |
|
М.Цветаева |
«Тоска по родине! Давно…» |
|
|
М.Лермонтов |
«И скучно, и грустно» Поэт одинок среди людей — «и некому руку |
Ф.Тютчев |
«Вот бреду я вдоль большой дороги / В тихом свете гаснущего дня» |
|
Н.Некрасов |
«Кому на Руси жить хорошо» |
|
|
А.Фет |
Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души Не знаю сам, что буду Петь — но только песня зреет. «Я пришел к тебе с приветом» |
Б.Пастернак |
Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст.
Высшая сложность жизни — простота. Простота поэтических формулировок при глубине Во всем мне хочется Дойти до самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. Связь поэта и времени в ст. «Ночь»: Не спи, не спи художник, Не предавайся сну, Ты вечности заложник У времени в плену. |
|
М.Цветаева |
Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в Я знаю: наш дар неравен, Мой голос впервые – тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих! «Никто ничего не отнял» |
|
|
М.Лермонтов |
«Смерть поэта», «Поэт» — тема поэта и толпы Но скучен нам простой и годный твой язык Нас тешат блестки и обманы. |
А.Пушкин |
«Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт» |
|
Н.Некрасов |
Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных Поэт не отделяется от толпы: Я от костей твоих и плоти, Остервенелая толпа. «Зачем меня на части рвете?» |
|
А.Фет |
Истинная поэзия — это умение претворить страдание в радость, понять других людей и Дать жизни вздох, Дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, о чем я зык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец- Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак, и венец! «Одним толчком согнать ладью живую» |
|
В.Маяковский |
В поэме «Облако в штанах» М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть Светить всегда! Светить везде! До дней последних донца. «Невероятное приключение…»
Возможности искусства безграничны («Рифма поэта — и ласка, и лозунг, и штык, и
Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» — участие в строительстве |
|
А.Твардовский |
«Вся суть в одном — единственном завете» Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу. О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу. |
|
|
М.Лермонтов |
«Родина» Любовь «странная», необъяснимая – «за что, не знаю |
А.Блок |
В ст. «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает В ст. «Русь» Родина предстает сказочным заколдованным царством.
В ст. «Россия» предстает Родина как «нищая Россия», ее «серые
Ст. «На железной дороге». «На поле Куликовом» — цикл ст., в которых
В ст. «Грешить бесстыдно, беспробудно» возникает образ страшной России. Да и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. Ст. «Коршун» |
|
С.Есенин |
В ст. «Русь» почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: Но люблю тебя, родина кроткая, А за что, разгадать не могу.
В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть! Ст. «Гой ты, Русь моя родная»: Если крикнет Рать святая: «Кинь ты все, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою!» Ст. «Край любимый», «Запели тесаные дроги» |
|
Ф.Тютчев |
«Умом Россию не понять» |
|
|
А.Фет |
Сожалеет о быстротечности жизни: Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идет, и плачет, уходя… «Далекий друг» |
А.Фет |
Искусство — вечно. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад» пение женщины Жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. |
|
М.Цветаева |
В ст. «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия Другие всей плотью во плоти блуждают, Из уст пересохших дыханье глотают… А я руки настежь!- застыла – столбняк! Чтоб выдул мне душу российский сквозняк! |
|
М.Лермонтов |
«Парус» — смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три |
|
Б.Пастернак |
«Снег идет» — быстротечность жизни |
|
|
Н.Некрасов |
Тема гражданского служения — быть «обличителем толпы, ее страстей и |
А.Ахматова |
В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной, Не осквернился скорбный дух «Мне голос был…»
Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых А здесь, в глухом чаду пожара, Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. «Не с теми я, кто бросил землю»
В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит! |
|
А.Пушкин |
«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» |
|
|
В.Маяковский |
Сатирические гимны — «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн
В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло
В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний
Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой |
Нравы дворян |
Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
|
Нравы чиновников |
Маяковский «Прозаседавшиеся» |
|
|
Н.Некрасов |
«Я лиру посвятил народу своему» — элегия «Тройка» — страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью. «Размышления у парадного подъезда» — обращение к народу: Где народ. Там и стон… Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил… Ст. «Железная дорога» |
Программные лирические произведения по темам (для подготовки к ЕГЭ по литературе)
Программные лирические произведения по темам ( для подготовки к ЕГЭ по литературе)
Любовная, интимная
лирика, тема дружбы
Тема свободы,
одиночества,
романтизм
Гражданская лирика,
тема России
Зимняя дорога,
Зимнее утро,
Погасло дневное
светило
Туча
Бесы
Няне
Я помню чудное
мгновенье..
19 октября
На холмах Грузии
лежит ночная мгла..
Я вас любил..
Узник
К морю
Погасло дневное
светило
Поэт, Пророк,
Разговор
книгопродавца с
поэтом
Я памятник себе
воздвиг…
Свободы сеятель
пустынный..
Анчар
Бесы
Туча
Подражания Корану
Элегия
Вновь я посетил…
Деревня
Во глубине сибирских
руд…
К Чаадаеву
Тучи
Выхожу один я на
дорогу
Когда волнуется
желтеющая нива
Нищий
Из—под таинственной,
холодной полумаски…
Молитва (Я, Матерь
Божия, ныне с
молитвою…)
Нет, не тебя так
пылко я люблю…
Валерик (+тема
войны)
Тучи
Нет, я не Байрон,
я другой…
И скучно и
грустно
Как часто,
пестрою толпою
окружен…
Монолог
Парус
Тучи. Сон
Выхожу один на дорогу
Парус
Три пальмы
Когда волнуется
желтеющая нива Молитва
(В минуту жизни
трудную..)
Полдень
Певучесть есть в
морских волнах…
С поляны коршун
поднялся…
Есть в осени
первоначальной…
О, как убийственно
мы любим…
К. Б. (Я встретил вас –
и все былое…)
Silentium! Нам не дано
предугадать…
Полдень
Певучесть есть в морских
волнах…
С поляны коршун
поднялся…
Есть в осени
первоначальной…
Не то, что мните вы,
природа…
Природа – сфинкс. И тем
Заря прощается с
землею…
Вечер. Сияла
ночь.
Учись у них – у
дуба, у березы…
Это утро, радость
эта
Еще майская ночь
Шепот, робкое
дыханье…
Сияла ночь. Луной
был полон сад.
Лежали…
Одним толчком
согнать ладью
живую…
Учись у них – у дуба, у
березы…
Я не люблю иронии
твоей…
Мы с тобой
бестолковые люди…
Вчерашний день, часу
в шестом
Поэт и Гражданин
Элегия
О Муза! Я у двери
гроба…
Тройка
Железная дорога
В дороге
Незнакомка
В ресторане
О доблестях, о
подвигах, о славе…
О, я хочу безумно
жить…
Незнакомка
Вхожу я в темные храмы
Ночь, улица, фонарь,
аптека…
Река раскинулась…(На
поле Куликовом)
На железной дороге*
Россия
Река раскинулась…
(На поле Куликовом)
Фабрика
Русь
Лиличка!
Письмо Татьяне
Яковлевой
А вы могли бы?
Скрипка и
немножко нервно
Нате!
Хорошее
отношение к
лошадям
Юбилейное
Дешевая распродажа
Необычайное
приключение, бывшее
..надаче
Гой ты, Русь моя
родная!…
Не бродить, не
мять в кустах
багряных..
Спит ковыль.
Не бродить, не мять в
кустах багряных..
Письмо матери
Шаганэ ты моя,
Шаганэ…
Пушкину
Я иду долиной. На
затылке – кепи…
Мы теперь уходим
понемногу…
Спит ковыль. Равнина
дорогая…
Не жалею, не зову, не
плачу…
Гой ты, Русь моя
родная!…
Русь Советская
Русь
Запели тесаные
дроги…
Равнина дорогая…
О красном вечере
задумалась
дорога…
Запели тесаные
дроги…
Спит ковыль.
Равнина дорогая…
Низкий дом с
голубыми
ставнями…
Отговорила роща
золотая…
Низкий дом с
голубыми ставнями…
Моим стихам,
написанным так
рано…
Стихи к Блоку
Роландов рог
Кто создан из камня,
кто создан из глины..
Бабушке
Тоска по родине!
Давно…
Стихи о Москве
Бессонница. Гомер.
Тугие паруса…*
Я вернулся в мой
город, знакомый
до слез…
Notre Dame
Батюшков
Бессонница. Гомер.
Тугие паруса…*
За гремучую доблесть
грядущих веков…
Я вернулся в мой
город, знакомый до
слез…
Приморский
сонет*
Перед весной
бывают дни
такие…
Песня последней
встречи
Сжала руки под
темной вуалью…
Заплаканная осень,
как вдова… (+тема
памяти)
Стихи о Петербурге
Мне ник чему
одические рати…
Мне голос был. Он
звал утешно…
Родная земля
Мужество
Не с теми я, кто
бросил землю…
Вся суть в одном—
единственном завете…
Памяти матери
Я знаю, никакой моей
вины…
Я знаю, никакой моей
вины…
Февраль. Достать
чернил и
Зимняя ночь
Любить иных –
Февраль. Достать
чернил и плакать!…
Во всем мне хочется
дойти…
плакать!…
Снег идет
Июль
Сосны
Иней
тяжелый крест…
Никого не будет в
доме…
Определение поэзии
Про эти стихи
Гамлет
Снег идет
Никого не будет в доме…
Тема
Автор
Произведение
Дружба
А.Пушкин
«19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет», а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам»
«Пущину» «Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил»
Няню П. называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную «друг прелестный»
Б.Окуджава
«Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке»
В.Высоцкий
«Песня о друге»(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него»
Свобода
А.Пушкин
Ода «Вольность» «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок!»
«К Чаадаеву» Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов»
«Узник» «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора»
М.Лермонтов
«Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня»
«Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)
Любовь
А.Пушкин
«Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновение»(К***).
Любви все возрасты покорны:
«Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей»
«Признание»
Ф.Тютчев
Любовь — максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» («Предопределение»)
А.Фет
Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот, робкое дыханье» — 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.
В.Маяковский
«Лиличка!» — взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой»- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.
А.Ахматова
Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь.
«Я сбежала, перил не касаясь,
Я сбежала за ним до ворот,
Задыхаясь, я крикнула:
«Шутка, все что было,
Уйдешь, я умру!»
Улыбнулся, спокойно и жутко,
И сказал мне: «Не стой на ветру»
«Сжала руки под темной вуалью»
Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. «Он любил», «А я думал, я тоже такая», «Тебе покорной? Ты сошел с ума!»)br /> В сборнике «Четки» появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви:
«Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу.
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.»
«Я научилась просто, мудро жить»
М.Лермонтов
«Молитва»- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную.
«Нищий»- любовь приносит не радость, а боль и страдания:
«Так я молил твоей любви,
С слезами горькими, с тоскою,
Так, чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»
Природа
А.Пушкин
«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» — пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта.
Ф. Тютчев
Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ)
«И гам лесной, и шум нагорный—
Все вторит весело громам!»
«Весенняя гроза»
Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:
«Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья».
Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium!»)
А.Фет
Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья.
«И как в росинке чуть заметной
Весь солнца лик ты узнаешь,
Так слитно в глубине заветной
Все мирозданье ты найдешь.»
«Добро и зло»
Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значения жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром:
«Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Рассказать, что лес проснутся.
Весь проснулся, веткой каждой.
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой»
«Я пришел к тебе с приветом»
Б.Пастернак
Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.
Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы:
«И белому, мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь.
Я тихо шепчу: «Благодарствуй!
Ты больше, чем просят, даешь».
«Иней»
М.Лермонтов
«Когда волнуется желтеющая нива»- единение человека и природы
Одиночество
М.Лермонтов
«И скучно, и грустно» Поэт одинок среди людей — «и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»
В.Маяковский
Ст. «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». «Хорошее отношение к лошадям» — поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади — это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь — своеобразный двойник автора:
«Деточка
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь»
Также поднимается тема поэта и толпы :
«Смеялся Кузнецкий,
Лишь один я
Голос не вмешивал в вой ему»
М.Цветаева
«Тоска по родине! Давно…»
Изгнание
М.Лермонтов
«Тучки» «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою.
Ф.Тютчев
«Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня»
Н.Некрасов
«Кому на Руси жить хорошо»
Творчество
А.Фет
Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души
«Не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет»
«Я пришел к тебе с приветом»
Б.Пастернак
Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать»)
Высшая сложность жизни — простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст:
«Во всем мне хочется
Дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Все время схватывая нить
Судеб, событий.
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.»
Связь поэта и времени в ст. «Ночь»:
«Не спи, не спи художник,
Не предавайся сну,
Ты вечности заложник
У времени в плену»
М.Цветаева
Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они:
«Я знаю: наш дар неравен,
Мой голос впервые – тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!»
«Никто ничего не отнял»
Тема поэта и поэзии/ Назначение поэта
М.Лермонтов
«Смерть поэта», «Поэт» — тема поэта и толпы
«Но скучен нам простой и годный твой язык
Нас тешат блестки и обманы»
А.Пушкин
«Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»
Н.Некрасов
Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков».
Поэт не отделяется от толпы:
«Я от костей твоих и плоти,
Остервенелая толпа»
«Зачем меня на части рвете?»
А.Фет
Истинная поэзия — это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:
«Дать жизни вздох,
Дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, о чем я зык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец-
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак, и венец!»
«Одним толчком согнать ладью живую»
В.Маяковский
В поэме «Облако в штанах» М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый»). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности:
«Светить всегда!
Светить везде!
До дней последних донца»
«Невероятное приключение…»
Возможности искусства безграничны («Рифма поэта — и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» — ст. «Разговор с фининспектором о поэзии»)
Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» — участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко»
А.Твардовский
«Вся суть в одном — единственном завете»
Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу.
«О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу»
Родина
М.Лермонтов
«Родина» Любовь «странная», необъяснимая – «за что, не знаю сам»
А.Блок
В ст. «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа — землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю»
В ст. «Русь» Родина предстает сказочным заколдованным царством.
В ст. «Россия» предстает Родина как «нищая Россия», ее «серые избы», «расхлябанные колеи». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины.
Ст. «На железной дороге». «На поле Куликовом» — цикл ст., в которых поэт обращается к истории.
В ст. «Грешить бесстыдно, беспробудно» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь:
«Да и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне»
Ст. «Коршун»
С.Есенин
В ст. «Русь» почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:
«Но люблю тебя, родина кроткая,
А за что, разгадать не могу»
В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая»
«Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!»
Ст. «Гой ты, Русь моя родная»:
«Если крикнет Рать святая:
«Кинь ты все, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»»
Ст. «Край любимый», «Запели тесаные дроги»
Ф.Тютчев
«Умом Россию не понять»
Философская лирика
Ф.Тютчев
Сожалеет о быстротечности жизни:
«Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя…»
«Далекий друг»
А.Фет
Искусство — вечно. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой:
«Жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой»
М.Цветаева
В ст. «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия на земле:
«Другие всей плотью во плоти блуждают,
Из уст пересохших дыханье глотают…
А я руки настежь!- застыла – столбняк!
Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!»
М.Лермонтов
«Парус» — смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» — проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы».
Б.Пастернак
«Снег идет» — быстротечность жизни
Гражданская лирика
Н.Некрасов
Тема гражданского служения — быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений»
А.Ахматова
В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов:
«Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной,
Не осквернился скорбный дух»
«Мне голос был»
Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо:
«А здесь, в глухом чаду пожара,
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя»
«Не с теми я, кто бросил землю»
В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство:
«Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!»
А.Пушкин
«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»
Сатира
В.Маяковский
Сатирические гимны — «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры — мещанство и бюрократизм.
В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.
В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников — бюрократов.
Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп».
Нравы дворян
Фонвизин «Недоросль»
Гоголь «Мертвые души»
Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один….»
Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Нравы чиновников
Гоголь «Ревизор»
Маяковский «Прозаседавшиеся»
Булгаков «Мастер и Маргарита»
Пушкин «Капитанская дочка»
Народ
Н.Некрасов
«Я лиру посвятил народу своему» — элегия
«Тройка» — страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.
«Размышления у парадного подъезда» — обращение к народу:
«Где народ. Там и стон….Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил…»
Ст. «Железная дорога»
ТЕМА ЛЮБВИ
А.С.Пушкин
— «На холмах Грузии…»
М.Ю.Лермонтов
— «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
— «Нищий»
Ф.И.Тютчев
— «Я встретил вас – и все былое…»
— «О, как убийственно мы любим…»
А.А.Блок
— «Вхожу я в темные храмы…»
В.В.Маяковский
— «Лиличка!»
С.А.Есенин
— «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
А.А.Ахматова
— «Сжала руки под темной вуалью…»
Б.Л.Пастернак
— «Любить иных – тяжелый крест…»
— «Мне грустно и легко: печаль моя светла;/Печаль моя полна
тобою,/… /И сердце вновь горит и любит – оттого,/Что не любить оно не может».
— «Люблю в тебе я прошлое страданье/И молодость погибшую мою./… /Я
говорю с подругой юных дней,/В твоих чертах ищу черты другие».
— «У врат обители святой/Стоял просящий подаянья/… /Куска лишь
хлеба он просил,/… /И кто-то камень положил/… /Так я молил твоей любви/С
слезами горькими, с тоскою;/Так чувства лучшие мои/Обмануты навек тобою!»
— «Я встретил вас — и все былое/В отжившем сердце ожило;/Я
вспомнил время золотое -/И сердцу стало так тепло…/… /Тут не одно
воспоминанье,/Тут жизнь заговорила вновь…»
— «О, как убийственно мы любим,/Как в буйной слепоте страстей/Мы
то всего вернее губим,/Что сердцу нашему милей!/… /Судьбы ужасным
приговором/Твоя любовь для ней была/… /И на земле ей дико стало,/Очарование
ушло…»
— «О, Святая, как ласковы свечи,/Как отрадны Твои черты!/Мне не
слышны ни вздохи, ни речи,/Но я верю: Милая — Ты».
— «Кроме любви твоей,/мне/нету моря,/а у любви твоей и плачем не
вымолишь отдых./… /Если б так поэта измучила,/он/любимую на деньги б и славу
выменял,/а мне/ни один не радостен звон,/кроме звона твоего любимого имени».
— «Не бродить, не мять в кустах багряных/Лебеды и не искать
следа./Со снопом волос твоих овсяных/Отоснилась ты мне навсегда./… /Пусть
порой мне шепчет синий вечер,/Что была ты песня и мечта…»
— «Задыхаясь, я крикнула: «Шутка/Всё, что было. Уйдешь, я
умру.»/Улыбнулся спокойно и жутко/И сказал мне: «Не стой на
ветру»».
— «Любить иных — тяжелый крест,/А ты прекрасна без извилин,/И
прелести твоей секрет/Разгадке жизни равносилен».
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ
Г.Р.Державин
— «Памятник»
А.С.Пушкин
— «Памятник»
— «Поэту»
М.Ю.Лермонтов
— «Смерть поэта»
— «Поэт»
А.А.Фет
— «Одним толчком согнать ладью живую…»
А.А.Блок
— «О, я хочу безумно жить…»
М.Цветаева
— «Моим стихам, написанным так рано…»
В.В.Маяковский
— «Нате!»
— «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный/… /Так!— весь я не
умру, но часть меня большая,/От тлена убежав, по смерти станет жить,/И слава возрастет
моя, не увядая,/Доколь славянов род вселенна будет чтить».
— «Я памятник себе воздвиг нерукотворный,/К нему не зарастёт
народная тропа/… /Нет, весь я не умру — душа в заветной лире/Мой прах
переживёт и тлeнья убежит/… /Что чувства добрые я лирой пробуждал,/Что в мой
жестокий век восславил я свободу».
— «Поэт! не дорожи любовию народной./Восторженных похвал пройдет
минутный шум;/Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,/Но ты останься
тверд, спокоен и угрюм./Ты царь: живи один. Дорогою свободной/Иди, куда
влечет тебя свободный ум».
— «Погиб поэт!- невольник чести -/Пал, оклеветанный молвой/… /Не
вынесла душа поэта/Позора мелочных обид/… /Замолкли звуки чудных песен,/Не
раздаваться им опять/… /Вы, жадною толпой стоящие у трона,/Свободы, Гения и Славы
палачи!/Таитесь вы под сению закона/… /И вы не смоете всей вашей черной
кровью/Поэта праведную кровь!»
— «Таков поэт: чуть мысль блеснет,/Как он пером своим прольет/Всю
душу…/… /И вдруг хладеет жар ланит/… /Но долго, долго он хранит/Первоначальны
впечатленья».
— «Одним толчком согнать ладью живую/… /Одной волной подняться в
жизнь иную,/Учуять ветр с цветущих берегов/… /Дать жизни вздох, дать сладость
тайным мукам/… / Шепнуть о том, пред чем язык немеет/…
/Вот чем певец лишь избранный владеет,/Вот в чем его и признак и венец!»
— «О, я хочу безумно жить:/Всё сущее — увековечить,/Безличное —
вочеловечить,/Несбывшееся — воплотить!/… /Быть может, юноша весёлый/В
грядущем скажет обо мне:/… /Он весь — дитя добра и света,/Он весь — свободы
торжество!»
— «Моим стихам, написанным так рано,/Что и не знала я, что я –
поэт/… /как брызги из фонтана,/Как искры из ракет/… /как маленькие черти/…
/Моим стихам, как драгоценным винам,/Настанет свой черед».
— «а я вам открыл столько стихов шкатулок,/я — бесценных слов мот
и транжир./… /Все вы на бабочку поэтиного сердца/взгромоздитесь, грязные…»
ТЕМА ПРИРОДЫ
А.С.Пушкин
— «К морю»
— «Осень»
М.Ю.Лермонтов
— «Когда волнуется желтеющая нива»
Ф.И.Тютчев
— «Есть в осень первоначальной»
— «Не то, что мните вы природа…»
А.А.Фет
— «Это утро, радость эта…»
С.А.Есенин
— «Чары»
— «Прощай, свободная стихия!/В последний раз передо мной/Ты катишь
волны голубые/И блещешь гордою красой./… / Как я любил твои отзывы,/Глухие звуки,
бездны глас/И тишину в вечерний час./… /Прощай же, море! Не забуду/Твоей
торжественной красы…»
— «Октябрь уж наступил — уж роща отряхает/Последние листы с нагих
своих ветвей/… /Теперь моя пора: я не люблю весны/… / Унылая
пора! очей очарованье!/Приятна мне твоя прощальная краса -/Люблю я пышное
природы увяданье/… /И с каждой осенью я расцветаю вновь/… /И пробуждается
поэзия во мне…»
— «Когда волнуется желтеющая нива,/И свежий лес шумит при звуке
ветерка/… /Когда студеный ключ играет по оврагу/… /Тогда смиряется души моей
тревога/… /И счастье я могу постигнуть на земле…»
— «Есть в осени первоначальной/Короткая, но дивная пора -/Весь
день стоит как бы хрустальный,/И лучезарны вечера…/… /Лишь паутины тонкий
волос/Блестит на праздной борозде/… /Пустеет воздух, птиц не слышно боле/… /И
льётся чистая и тёплая лазурь/На отдыхающее поле…»
— «Не то, что мните вы, природа:/Не слепок, не бездушный лик -/В
ней есть душа, в ней есть свобода,/В ней есть любовь, в ней есть язык…/…
/Лучи к ним в душу не сходили,/Весна в груди их не цвела,/При них леса не
говорили/И ночь в звездах нема была!»
— «Это утро, радость эта,/Эта мощь и дня и света,/Этот синий
свод,/Этот крик и вереницы,/Эти стаи, эти птицы,/Этот говор вод/… /Эти зори
без затменья,/Этот вздох ночной селенья,/Эта ночь без сна/… /Это всё – весна».
— «В цветах любви весна-царевна/По роще косы расплела,/И с хором
птичьего молебна/Поют ей гимн колокола/… /И я, как страстная фиалка,/Хочу
любить, любить весну».
ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА
М.Ю.Лермонтов
— «И скучно, и грустно…»
— «Выхожу один я на дорогу…»
В.В.Маяковский
— «Скрипка и немножко нервно»
М.Цветаева
— «Тоска по родине! Давно…»
Б.Л.Пастернак
— «Никого не будет в доме»
— «И скучно и грустно, и некому руку подать/В минуту душевной
невзгоды…/… /Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,/А вечно
любить невозможно./… /И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг
-/Такая пустая и глупая шутка…»
— «Выхожу один я на дорогу;/… /Уж не жду от жизни ничего я,/И не
жаль мне прошлого ничуть;/Я ищу свободы и покоя!/Я б хотел забыться и
заснуть!/… /Я б желал навеки так заснуть,/Чтоб в груди дремали жизни
силы,/Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…»
— «Оркестр чужо смотрел, как/выплакивалась скрипка/без слов,/без
такта/… /»Знаете что, скрипка?/Мы ужасно похожи:/я вот тоже/ору -/а
доказать ничего не умею!»/… /»Знаете что, скрипка?/Давайте -/будем
жить вместе!/А?»»
— «Тоска по родине! Давно/Разоблаченная морока!/Мне совершенно все
равно —/Где совершенно одинокой/Быть…/… /Мне все равно, каких среди/Лиц
ощетиниваться пленным/Львом, из какой людской среды/Быть вытесненной…/… /Всяк
дом мне чужд, всяк храм мне пуст,/И все — равно, и все — едино».
— «Никого не будет в доме,/Кроме сумерек…/… /И опять зачертит
иней,/И опять завертит мной/Прошлогоднее унынье/И дела зимы иной./… /Но нежданно
по портьере/Пробежит сомненья дрожь,-/Тишину шагами меря./Ты, как будущность,
войдешь».
ТЕМА РОДИНЫ
М.Ю.Лермонтов
— «Родина»
Ф.И.Тютчев
— «Умом Россию не понять»
А.А.Блок
— «Россия»
— «Русь»
С.А.Есенин
— «Гой, ты, Русь моя родная…»
— «Русь»
М.Цветаева
— «Тоска по родине! Давно…»
А.А.Ахматова
— «Родная земля»
— «Не с теми я, кто бросил землю…»
— «Мне голос был. Он звал утешно…»
— «Люблю отчизну я, но странною любовью!/Не победит ее рассудок
мой./Ни слава, купленная кровью/… /Ни темной старины заветные преданья/Не
шевелят во мне отрадного мечтанья./… /Но я люблю — за что, не знаю сам -/Ее
степей холодное молчанье,/Ее лесов безбрежных колыханье/… / Дрожащие огни печальных деревень;/Люблю дымок
спаленной жнивы/… /Избу, покрытую соломой».
— «Умом Россию не понять,/Аршином общим не измерит:/У ней –
особенная стать -/В Россию можно только верить!»
— «Россия, нищая Россия,/Мне избы серые твои,/Твои мне песни
ветровые,-/Как слезы первые любви!/… /И крест свой бережно несу…/ Какому хочешь чародею/Отдай разбойную красу! /… /Не
пропадешь, не сгинешь ты/… /А ты все та же — лес, да поле,/Да плат узорный до
бровей…»
— «Ты и во сне необычайна./Твоей одежды не коснусь./Дремлю — и за
дремотой тайна,/И в тайне — ты почиешь, Русь./… /Где буйно заметает вьюга/До
крыши — утлое жилье/… /И вихрь, свистящий в голых прутьях,/Поет преданья
старины…/… /Живую душу укачала,/Русь, на своих просторах ты,/И вот — она не
запятнала/Первоначальной чистоты.»
— «Гой ты, Русь, моя родная,/Хаты — в ризах образа…/Не видать
конца и края/… /Пахнет яблоком и медом/По церквам твой кроткий Спас./И гудит
за корогодом/На лугах веселый пляс./… /Если крикнет рать святая:/»Кинь
ты Русь, живи в раю!»/Я скажу: «Не надо рая,/Дайте родину
мою»».
— «Потонула деревня в ухабинах,/Заслонили избенки леса./Только
видно на кочках и впадинах,/Как синеют кругом небеса./… /Но люблю тебя,
родина кроткая!/А за что — разгадать не могу./Весела твоя радость короткая/С
громкой песней весной на лугу./… /Ой ты, Русь, моя родина кроткая,/Лишь к
тебе я любовь берегу…»
— «Тоска по родине! Давно/Разоблаченная морока!/… /Где не ужиться
(и не тщусь!),/Где унижаться — мне едино./… /Не обольщусь и языком/Родным,
его призывом млечным./… /Так край меня не уберег/Мой…/… /Всяк дом мне чужд,
всяк храм мне пуст,/И все — равно, и все — едино./Но если по дороге —
куст/Встает, особенно — рябина…»
— «В заветных ладанках не носим на груди,/О ней стихи навзрыд не
сочиняем,/Наш горький сон она не бередит,/Не кажется обетованным раем./… /Да,
для нас это грязь на калошах,/Да, для нас это хруст на зубах./… /Но ложимся в
нее и становимся ею,/Оттого и зовем так свободно – своею».
— «Не с теми я, кто бросил землю/На растерзание врагам./… /Но
вечно жалок мне изгнанник,/Как заключенный, как больной./… /А здесь, в глухом
чаду пожара/Остаток юности губя,/Мы ни единого удара/Не отклонили от себя./…
/И знаем, что в оценке поздней/Оправдан будет каждый час…»
— «Мне голос был. Он звал утешно,/Он говорил: «Иди
сюда,/Оставь свой край, глухой и грешный,/Оставь Россию навсегда./… /Но
равнодушно и спокойно/Руками я замкнула слух,/Чтоб этой речью недостойной/Не
осквернился скорбный дух».
ТЕМА СВОБОДЫ
А.С.Пушкин
— «К Чаадаеву»
— «Узник»
М.Ю.Лермонтов
— «Парус»
— «Под гнетом власти роковой/Нетерпеливою душой/Отчизны внемлем
призыванье./Мы ждем с томленьем упованья/Минуты вольности святой/… /Пока
свободою горим,/Пока сердца для чести живы,/Мой друг, отчизне посвятим/Души
прекрасные порывы!/Товарищ, верь: взойдет она,/Звезда пленительного
счастья,/Россия вспрянет ото сна,/И на обломках самовластья/Напишут наши
имена!»
— «Сижу за решеткой в темнице сырой./Вскормленный в неволе орел
молодой/… /Мы вольные птицы; пора, брат, пора!/… /Туда, где гуляем лишь
ветер… да я!..»
— «Белеет парус одинокой/В тумане моря голубом!../Что ищет он в
стране далекой?/Что кинул он в краю родном?../… /Увы! он счастия не ищет/И не
от счастия бежит!/… /А он, мятежный, просит бури,/Как будто в бурях есть
покой!»
ТЕМА ТВОРЧЕСТВА
А.А.Фет
— «Я пришел к тебе с приветом»
Б.Л.Пастернак
— «Во всем мне хочется дойти…»
— «Ночь»
М.Цветаева
— «Никто ничего не отнял!»
О. Э. Мандельштаму
— «Я пришел к тебе с приветом,/Рассказать, что солнце встало/…
/Рассказать, что лес проснулся/… /Рассказать, что с той же страстью,/Как
вчера, пришел я снова/… /Рассказать, что отовсюду/На меня весельем веет,/Что не
знаю сам, что буду/Петь — но только песня зреет».
— «Во всем мне хочется дойти/До самой сути./В работе, в поисках
пути,/В сердечной смуте./… /Жить, думать, чувствовать, любить,/Свершать
открытья./… /О, если бы я только мог/Хотя отчасти,/Я написал бы восемь
строк/О свойствах страсти./… /Я б разбивал стихи, как сад./… /В стихи б я
внес дыханье роз»
— «Не спи, не спи, работай,/Не прерывай труда,/Не спи, борись с
дремотой,/Как летчик, как звезда./Не спи, не спи, художник,/Не предавайся
сну./Ты — вечности заложник/У времени в плену».
— «Я знаю, наш дар — неравен,/Мой голос впервые — тих./Что вам,
молодой Державин,/Мой невоспитанный стих!»
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА
В.А.Жуковский
— «Море»
М.Ю.Лермонтов
— «Три пальмы»
Ф.И.Тютчев
— «Silentium!»
А.А.Фет
— «Сияла ночь. Луной был полон сад»
Б.Л.Пастернак
— «Снег идет»
А.А.Блок
— «Ночь, улица, фонарь аптека…»
В.В.Маяковский
— «Послушайте!»
— «Безмолвное море, лазурное море,/Стою очарован над бездной
твоей./Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,/Тревожною думой наполнено ты./…
/Таинственной, сладостной полное жизни,/Ты чисто в присутствии чистом его:/…
/Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,/Ты, небом любуясь, дрожишь за
него».
— «В песчаных степях аравийской земли/Три гордые пальмы высоко росли./…
/И стали три пальмы на бога роптать:/»На то ль мы родились, чтоб здесь
увядать?/Без пользы в пустыне росли и цвели мы/… /Вот к пальмам подходит,
шумя, караван:/В тени их веселый раскинулся стан./… /По корням упругим топор
застучал,/И пали без жизни питомцы столетий!»
— «Молчи, скрывайся и таи/И чувства и мечты свои/… /Как сердцу
высказать себя?/Другому как понять тебя?/Поймёт ли он, чем ты живёшь?/Мысль
изрече́нная есть ложь./… /Лишь жить в себе самом умей —/Есть целый
мир в душе твоей/Таинственно-волшебных дум/… /Внимай их пенью — и молчи!»
— «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали/Лучи у наших ног в
гостиной без огней./… /Ты пела до зари, в слезах изнемогая,/Что ты одна —
любовь, что нет любви иной/… /Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,/А жизни
нет конца, и цели нет иной,/Тебя любить, обнять и плакать над тобой!»
— «Снег идет, снег идет./… /Потому что жизнь не ждет./Не
оглянешься — и святки./Только промежуток краткий,/Смотришь, там и новый
год./… /Или с той же быстротой,/Может быть, проходит время?/Может быть, за
годом год/Следуют, как снег идет…»
— «Ночь, улица, фонарь, аптека,/Бессмысленный и тусклый свет./Живи
еще хоть четверть века -/Все будет так. Исхода нет./Умрешь — начнешь опять
сначала/И повторится все, как встарь:/Ночь, ледяная рябь канала,/Аптека,
улица, фонарь».
— «Послушайте!/Ведь, если звезды зажигают -/значит — это
кому-нибудь нужно?/Значит — кто-то хочет, чтобы они были?/Значит — кто-то
называет эти плевочки/жемчужиной?/… /Значит — это необходимо,/чтобы каждый
вечер/над крышами/загоралась хоть одна звезда?!»
ИСПОВЕДАЛЬНЫЕ МОТИВЫ
М.Ю.Лермонтов
— «Исповедь»
С.А.Есенин
— «Исповедь самоубийцы»
А.А.Блок
— «О, я хочу безумно жить…»
— «Я верю, обещаю верить,/Хоть сам того не испытал,/… /Что поцелуи
и улыбки/Людей коварны не всегда/… /Что время лечит от страданья,/Что мир для
счастья сотворен/… /Но вере теплой опыт хладный/Противуречит каждый миг,/И
ум, как прежде безотрадный,/Желанной цели не достиг…»
— «Простись со мною, мать моя,/Я умираю, гибну я!/… /Не мог я жить
среди людей,/Холодный яд в душе моей./И то, чем жил и что любил,/Я сам
безумно отравил./ Своею гордою душой/Прошел я счастье
стороной./… /И вот я гасну в тишине,/Но пред кончиной легче мне».
— «О, я хочу безумно жить!/Все сущее – увековечить,/Безличное –
вочеловечить,/
Несбывшееся – воплотить!»
НОСТАЛЬГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ
А.С.Пушкин
— «Вновь я посетил…»
С.А.Есенин
— «Не жалею, не зову, не плачу…»
М.Цветаева
— «Тоска по родине! Давно…»
— «…Вновь я посетил/Тот уголок земли, где я провел/Изгнанником
два года незаметных./… /Переменился я — но здесь опять/Минувшее меня объемлет
живо/… /Вот опальный домик,/Где жил я с бедной нянею моей./… /Теперь младая
роща разрослась,/Зеленая семья…/… /Здравствуй, племя/Младое, незнакомое!…/…
/Пройдет он мимо вас во мраке ночи/И обо мне вспомянет».
— «Не жалею, не зову, не плачу,/Все пройдет, как с белых яблонь
дым./… /Я не буду больше молодым./ Ты
теперь не так уж будешь биться,/Сердце, тронутое холодком/… /О, моя
утраченная свежесть,/Буйство глаз и половодье чувств!/Я теперь скупее стал в
желаньях/… /Все мы, все мы в этом мире тленны/… /Будь же ты вовек
благословенно,/Что пришло процвесть и умереть».
ТЕМА ПОТУСТОРОННЕГО МИРА
В.А.Жуковский
— «Светлана»
Б.Л.Пастернак
— «Февраль. Достать чернил и плакать!»
А.А.Ахматова
— «Приморский сонет»
— «Чрез благовест, чрез клик колес,/Перенестись туда, где
ливень/Еще шумней чернил и слез./Где, как обугленные груши,/С деревьев тысячи
грачей/Сорвутся в лужи и обрушат/Сухую грусть на дно очей./… /И чем случайней,
тем вернее/Слагаются стихи навзрыд».
— «Здесь все меня переживет/… /И голос вечности зовет/С
неодолимостью нездешней/… /И кажется такой нетрудной,/Белея в чаще
изумрудной,/Дорога не скажу куда… /Там средь стволов еще светлее,/И все
похоже на аллею/У царскосельского пруда».
ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ
А.С.Пушкин
— «На холмах Грузии…»
А.А.Блок
— «На поле Куликовом»
В.А.Жуковский
— «Море»
— «На холмах Грузии лежит ночная мгла;/Шумит Арагва предо
мною./Мне грустно и легко; печаль моя светла»
— «Река раскинулась. Течет, грустит лениво/И моет берега./Над
скудной глиной желтого обрыва/В степи грустят стога».
— «Безмолвное море, лазурное море,/Стою очарован над бездной
твоей./Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,/Тревожною думой наполнено ты./…
/Обманчив твоей неподвижности вид:/Ты в бездне покойной скрываешь
смятенье,/Ты, небом любуясь, дрожишь за него».
ТЕМА ДРУЖБЫ
А.С.Пушкин
— «19 октября»
М.Ю.Лермонтов
— «Опасение»
А.А.Блок
— «Милый друг! Ты юною душою…»
— «Друзья мои, прекрасен наш союз!/Он как душа неразделим и вечен
—/Неколебим, свободен и беспечен/Срастался он под сенью дружных муз./… /Поэта
дом опальный,/О Пущин мой, ты первый посетил;/… /Ты, Горчаков, счастливец с
первых дней/… /Но невзначай проселочной дорогой/Мы встретились и братски обнялись./…
/И ты пришел, сын лени вдохновенный,/О Дельвиг мой»
— «Без друга лучше дни влачить/И к смерти радостней клониться,/Чем
два удара выносить/И сердцем о двоих крушиться!…»
— «Милый друг! Ты юною душою/Так чиста!/… /Пусть вокруг зима и
ветер воет -/Я с тобой! /Друг тебя от зимних бурь укроет/Всей душой!»
ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА НОЧЬЮ
М.Ю.Лермонтов
— «Выхожу один я на дорогу…»
Ф.И.Тютчев
— «О чем ты воешь, ветр ночной?»
А.А.Фет
— «Ночью как-то вольнее дышать мне»
— «В небесах торжественно и чудно!/ Что
же мне так больно и так трудно?/Жду ль чего? жалею ли о чём?/Уж не жду от
жизни ничего я,/И не жаль мне прошлого ничуть;/Я ищу свободы и покоя!/Я б
хотел забыться и заснуть!»
— «О чем ты воешь, ветр ночной?/О чем так сетуешь безумно?../…
/Твердишь о непонятной муке -/… /О, страшных песен сих не пой/Про древний
хаос, про родимый!/Как жадно мир души ночной/Внимает повести любимой!»
— «Ночью как-то вольнее дышать мне,/Как-то просторней…/… /Окна
растворишь:/Тихо и чутко/Плывет прохладительный воздух./… /Смотришь — и
дышишь,/И слышишь дыханье свое,/… /Вместе с зарею и сон налетает на
вежды,/Светел, как призрак./Голову клонит, — а жаль от окна оторваться!»
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
Ф.И.Тютчев
— «Поток сгустился и тускнеет»
А.А.Фет
— «Учись у них»
С.А.Есенин
— «Клен ты мой опавший…»
— «Поток сгустился и тускнеет,/И прячется под твердым льдом,/…
/Лишь жизнь бессмертную ключа/Сковать всесильный хлад не может:/Она всё
льется и, журча,/Молчанье мертвое тревожит./Так и в груди осиротелой,/… /Не
льется юности веселой,/Не блещет резвая струя,-/Но подо льдистою корой/Еще
есть жизнь, еще есть ропот»
— «Учись у них — у дуба, у березы./Кругом зима. Жестокая пора!/…
/Они стоят, молчат; молчи и ты!/ Но верь
весне. Ее промчится гений,/Опять теплом и жизнию дыша./Для ясных дней, для
новых откровений/Переболит скорбящая душа».
— «Клен ты мой опавший, клен заледенелый,/Что стоишь, нагнувшись,
под метелью белой?/… /Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,/Не дойду до
дома с дружеской попойки./… /Сам себе казался я таким же кленом,/Только не
опавшим, а вовсю зеленым».
ТЕМА БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА
А.С.Пушкин
— «Няне»
— «19 октября»
— «К Чаадаеву»
С.А.Есенин
— «Письмо матери»
— «Подруга дней моих суровых,/Голубка дряхлая моя!/Одна в глуши
лесов сосновых/Давно, давно ты ждешь меня./Ты под окном своей
светлицы/Горюешь, будто на часах,/… /Глядишь в забытые вороты/На черный
отдаленный путь;/Тоска, предчувствия, заботы/Теснят твою всечасно грудь».
— «Ты жива еще, моя старушка?/Жив и я. Привет тебе, привет!/…
/Пишут мне, что ты, тая тревогу,/Загрустила шибко обо мне,/… /Ничего, родная!
Успокойся./… /я по-прежнему такой же нежный/И мечтаю только лишь о том,
/Воротиться в низенький наш дом./… /К старому возврата больше нет./Ты одна
мне помощь и отрада,/Ты одна мне несказанный свет».
МОТИВ ДОРОГИ
М.Ю.Лермонтов
— «Выхожу один я на дорогу…»
Н.А.Некрасов
— «Тройка»
А.А.Блок
— «Россия»
— «Выхожу один я на дорогу;/Сквозь туман кремнистый путь
блестит;/Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,/И звезда с звездою говорит./В
небесах торжественно и чудно!/Спит земля в сияньи голубом…»
— «Что ты жадно глядишь на дорогу/В стороне от весёлых подруг?/…
/И зачем ты бежишь торопливо/За промчавшейся тройкой вослед?../На тебя,
подбоченясь красиво,/Загляделся проезжий корнет./… /Не гляди же с тоской на
дорогу/И за тройкой вослед не спеши,/… /Не нагнать тебе бешеной тройки»
— «И невозможное возможно,/Дорога долгая легка,/Когда блеснет в
дали дорожной/Мгновенный взор из-под платка,/Когда звенит тоской острожной/Глухая
песня ямщика!..»
ОБРАЗЫ ЗВЕЗД
М.Ю.Лермонтов
— «Выхожу один я на дорогу…»
А.А.Фет
— «Тихая звездная ночь»
В.В.Маяковский
— «Послушайте!»
— «Тихая, звездная ночь,/Трепетно светит луна;/Сладки уста
красоты/В тихую, звездную ночь./… /Друг мой, я звезды люблю -/И от печали не
прочь…/Ты же еще мне милей/В тихую, звездную ночь».
— «Послушайте!/Ведь, если звезды зажигают -/значит — это
кому-нибудь нужно?/Значит — кто-то хочет, чтобы они были?/Значит — кто-то
называет эти плевочки/жемчужиной?/… /Значит — это необходимо,/чтобы каждый
вечер/над крышами/загоралась хоть одна звезда?!»