ЕГЭ. Литература. Материал к заданиям по поэзии. Аргументы. Тема «Поэт и поэзия».
Тема поэта и поэзии |
1.А.С.Пушкин «Поэту» Автор пишет о трудной судьбе поэта, которого может ждать и слава, и осуждение. Поэт должен быть выше похвалы и суда глупцов, идти вперёд дорогой свободы и любимых дум, оставаться твёрдым и спокойным. Поэт не должен ждать наград, он сам себе судья, если поэт идёт верной дорогой , то и награды в нём самом, он сам должен уметь оценивать свои творения. ТекстА.С. Пушкин. «Поэт». Анализ ЗДЕСЬ. |
2.М.Ю.Лермонтов «Пророк»Поэт , по мнению, автора, -пророк, провозглашающий любовь и правду. Он осознаёт своё предназначение, однако общество не понимает его, не прислушивается к нему. Мало того, многие презирают за правду. Поэт испытывает боль, горечь от этого. Он одинок. И хотя живёт в этой «пустыне» одиночества, но продолжает говорить правду.Текст |
3.А.А.Ахматова « Мне ни к чему одические рати…»Автор пишет об особенностях поэтического творчества, о том, что в стихах она пишет о ,казалось бы, простых вещах- «одуванчике у забора», «запахе дёгтя», о лопухе и лебеде, но всё это- окружающая природа, а значит, жизнь во всей её простоте и прелести. Это те ценности, которые должен воспевать поэт. Не «одические рати» её стихи, а описание привычной жизни во всей её полноте.Текст
М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой …» АНАЛИЗ. |
А.С. Пушкин. «Памятник». АНАЛИЗ ЗДЕСЬ.Общее. Поэт должен всегда быть пророком, идти впереди, а не писать в угоду толпе. Жизнь во всех её проявлениях — вот предмет поэзии. Не всегда поэта понимают и принимают, труден его путь . Но он должен в любой ситуации вести людей к лучшему будущему, по пути добра, веры, справедливости через все трудности и непонимание. |
Вернуться к странице «Материал к заданиям 10.1 — 10.2, 11″.
1)Природа Ф.И.Тютчев. Весенняя гроза — человек и природа, влияние природы на человека
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
2) Ф.И.Тютчев — природа и человек
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
3)Борис Слуцкий – роль книг, роль такого искусства, как литература, «живая книга»
Хорошие книги
Читали со школы начальной,
И выросли с ними,
И напоены их печалью.
Их звоном счастливым
Звенят до сих пор наши уши.
Их медом пчелиным,
Как соты, полны наши души.
4) Николай Гумилев – о милосердии, о вере
Есть Бог, есть мир, они живут вовек;
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
О милосердии:
Шагайте, люди, избегая зла,
И помните, что добрые дела –
Вернейшая дорога в долголетие!
5)Валерий Брюсов – о трудолюбии
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни – в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в века!
6) О влиянии искусства на человека написала моя современница — поэт и прозаик Елена Тахо-Годи:
И без Пушкина можно прожить
И без музыки Моцарта тоже —
Без всего, что духовно дороже,
Без сомнения, можно прожить.
Даже лучше, спокойнее, проще
Без нелепых страстей и тревог
И беспечней, конечно,
Только как этот вынести срок?..
7) А.Твардовский – о войне, об исторической памяти
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
К. Симонов – о памяти, о героях войны
Не забывайте о солдатах,
Что бились из последних сил,
В бинтах стонали в медсанбатах
И так надеялись на мир!
Твардовский – о патриотизме
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
9)А. Макаренко – о воспитании, об отношении молодежи к старикам
«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».
Кто-то верно сказал:
И все же должен вам признаться:
Чтоб жить начать, то надо постараться
Детей поднять, добру их научить…
Только тогда и начинаешь жить.
10) А.С Пушкин – о дружбе
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
11) А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» так написал об отсутствии смысла жизни главного героя:
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел
Ничем заняться не умел.
О смысле жизни точно сказал А.Блок:
О, я хочу безумно жить!
Все сущее – увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
12) Николай Гумилев – о хороших качествах, поступках, о нравственности…
Есть Бог, есть мир, они живут вовек;
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
13) Анна Ахматова – о языке, о красоте и чистоте русской речи
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
14) Иван Бунин – о любви
В наш трудный, но все – таки
праведный век,
Отмеченный потом и кровью,
Не хлебом единым ты жив,
человек,-
Ты жив, человек, и любовью.
15) Природа и малая родина — одна из некоторых вещей, которая очень волнует и будоражит сердца поэтов. Сергей Есенин, творческий человек с утонченной натурой, видит и чувствует больше, чем обычные люди:
Я – пастух; мои хоромы –
В мягкой зелени поля.
…Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.
Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
17) о настоящих людях (совестливых, честных и т. д.):
Есть настоящие люди
С искренним сердцем внутри…
Те, что в беде не осудят,
Не поленятся спасти…
Те, что на крик обернутся,
Руку свою подадут.
Те, что вовек не сдаются,
Слёз крокодильих не льют…
18) об одиночестве писал Иван Бунин:
И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, всё чуждо снова…
И одинокое сердце тоскует:
О, если бы близость сердца родного!
19) Отцы и дети – об этом верно сказал Эдуард Асадо6
По-моему, это пустой разговор,
Когда утверждают, что есть на свете
Какой-то нелепый, извечный спор,
В котором воюют отцы и дети.
И вы хулителям всех мастей
Не верьте. Нет никакой на свете
Нелепой проблемы «отцов и детей»,
Есть близкие люди: отцы и дети!
20) – о невоспитанности, хамстве, грубости пишет мой современник А.Иванов:
Вот, думаю, хамство – сродни
потребности,
С которой, как с горбом,
идёшь по судьбе…
Да, хамство – это осознание
собственной ущербности
И нежелание что-то менять в себе!
21) – о бедности сказал поэт Павел Броверман:
Мы бедность считаем проблемой большой, —
Для нас она хуже увечья.
Но пусть ничего нет у нас за душой, —
Была бы душа… человечья.
22) о роли учителя сказала поэтесса Вероника Тушнова:
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
23) — о матери:
Целуйте руки матерям,
Своей любовью вас хранящих
И, в Бога веруя, к церквям
За вас молиться приходящих.
Целуйте руки матерям…
24) – о власти и о чиновниках пишет Леонид Котов:
Прямых дорог к вершинам не найти,
Тропинки к пикам власти кривы, лживы,
Для праведника к власти нет пути,
Власть привлекает запахом наживы.
Власть рождена на благо человекам,
Но порождает горе век за веком…
Автор: Дудка Людмила Николаевна.
Загадочный мир, спрятанный (сокрытый или запечатлённый) в творчестве великих писателей и поэтов, интересует каждого читателя. В него хочется проникнуть и понять его. Что же нам даёт художественное творчество? В своём тексте К.Г.Паустовский размышляет над проблемой роли поэзии в жизни человека.
Автор повествует нам о поездке рассказчика в Михайловское. Там герой встречает высокого незнакомца, который делится воспоминаниями о своем отце, любителе выпить, постоянно читающем стихи А.С. Пушкина в нетрезвом виде. Хотя отец и не помнил ни одного стихотворения до конца, он находил в этом какое-то утешение: «Слёзы капали на его крахмальную манишку, он мял её, рвал на себе и кричал, что Пушкин — это единственный луч солнца в жизни таких несчастных нищих, как мы». Этот пример доказывает, что поэзия обладает какой-то необыкновенной силой: она утешает, успокаивает, заставляет разглядеть прекрасное в окружающем мире.
Проблема раскрывается автором через повествование незнакомца. Злясь на отца в детстве, он решает прочитать пушкинские стихи до конца, но не смог: «Я заплакал потому, что только сейчас, открыв книгу, я понял, что не могу прочесть её, что я совсем ещё не умею читать и что за этими строчками прячется заманчивый мир, о котором рыдал пьяный отец». Так началась любовь незнакомца к творчеству А.С. Пушкина. Автор отмечает, что поэзия способна перенести читателя в удивительный мир фантазий. Она помогает человеку найти гармонию с миром и с собой, учит прекрасному, формирует нравственные принципы.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что поэзия приоткрывает завесу в мир чего-то высокого и непостижимого.
Автор считает, что творчество таких поэтов, как А.С.Пушкин, способно полностью изменить мировоззрение читателя. Оно даёт возможность увидеть обычный мир по-новому. Поэзия может утешить человека, помочь ему справиться с жизненными трудностями и заботами.
Я согласна с мнением автора. Поэзия – один из наиболее важных путей становления личности. Она может воздействовать на нас, заставить плакать и смеяться, радоваться и грустить. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» рассказывается о трагической гибели великого русского писателя А.С.Пушкина. Данное произведение молниеносно распространяется в обществе и вызывает у людей горькое чувство утраты великого гения.
Таким образом, поэзия воздействует на человека с невероятной силой. Многие люди обращаются к ней за утешением и поддержкой, когда у них случается горе.
А.С.Пушкин
Тема творчества, поэзии и назначения поэта занимает позицию лидера в произведениях Пушкина. Собственное представление об совершенном образепоэта А.С.П. воплотил в стихотворении «Пророк». Поэт даёт собственную интерпретацию библейского сюжета. Изображает духовное преображение, становление поэта-пророка. Через мучительные превращения происходит обретение поэтом мудрости, истины. Дабы слово было подлинным, поэт обязан пройти через страдания. Стих«Я монумент себе воздвиг…» — поэтическое обобщение самим поэтом значения собственного творчества, поэтическое завещание. В стихотворении раскрываются главные черты поэзии А.С.П.: народность, вольнолюбие и гуманизм.
В стихотворении «На буграх Грузии лежит ночная мгла…» любовьпредстаёт как источник вдохновений и новых переживаний. Амурному порыву созвучны не столько умиротворённость ночи, сколько шум реки. Стих «Я не забываю чудное мгновенье…»- это поэтическая автобиография. Встреча с любимой дамой помогла лирическому храбрецу, чей образ соотносится с автором, снова постичь красоту судьбы и привела к поэтическому вдохновению. А.С.П. приходит к пониманию любвикак высшей ценности человека, талантливой пробуждать в поэте воодушевление и самые лучшие человеческие эмоции.
В стихотворении «Снова я посетил…» звучит философское раздумье о смысле судьбы, о связи поколений, о памяти. Поэт осознаёт, что ответ кроется в гармонии природы и время неумолимо движется вперёд. Он подводит результат собственных размышлений о смысле судьбы и одновременно с этим говорит о будущем , высказывает собственное утверждение судьбы, её неизменного круговорота.
С.А.Есенин
Элегия «Не жалею, не кличу, не плачу…» — философское размышление о смерти и жизни, о тленности всего сущего, прощание с юностью. Образ «розового коня» символизирует несбыточные грезы о красивом. В стихотворении кроме этого звучит тема признательности тому, что «пришло процвесть и погибнуть».
В стихотворении на тему любви«Заметался пожар светло синий…»противопоставляются мечта и реальность, загубленная возможность и жизнь обновления. Для любви лирический храбрец не только отрекается от прошлого, но готов кроме того забыть родные дали, отказаться от поэтического призвания.
Тема судьбы России, тема отчизны звучит в стихотворениях «Я последний поэт деревни…» , Гой ты, Русь, моя родная…»и др. Диалектные слова оказывают помощь создать особенный колорит и выразить любовь к отчизной природе. В стихотворении «Русь» поэту удалось выразить всё то до боли родное, весёлое и печальное, с чем для него связано понятие отчизны, русской почвы. В стихотворении«Отговорила роща золотая…» состояние природы отражает состояние души лирического храбреца. Поэт формирует броский, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами изысканных оттенков и цветов. Лирический храбрец стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», «костром рябины красной». Он чувствует себя неотъемлемым элементом природы.
А.А.Блок
Тема России – основная в поэзии Блока. Образ России многогранен. Стих«Русь» прочитываетсякак исповедь лирического храбреца, его душевные метания. Тайна Руси видится автору в живой душе народа. Весьма необычно выражено отношение к отчизне в цикле «На поле Куликовом», что посвящён осмыслению исторической судьбы России. И будущее эта трагична. Знаком её делается быстро спешащая степная кобылица. Это символическое восприятие жизни жизни природы и единства людей. Образ России кроме этого переплетается с женскими образами: «О, Русь моя! Супруга моя!» Это верховная степень единения лирического храбреца с Россией. Данный цикл рождает веру в яркое будущее отчизны.
Любовь в стихах Блока обретает огромное значение, по причине того, что вместе с нею у человека появляется чувство настоящего единства с миром. В стихотворении«Незнакомка» образ красивой незнакомки вселяет веру в яркое начало судьбы,преображает поэта, изменяются его стихи и мысли. Главным литературным приемом есть антитеза. В первой части — пошлость и грязь окружающего мира, а во второй — красивая незнакомка. Это протест Блока против жестокости ужасного мира, превращающего все самое высокое и полезное в похабную обыденность. Красивая Женщина в «Стихах о Красивой Женщине» – не только знак гармонии и идеального единства, она обладает тайной жизненного равновесия, постижения смысла бытия. Послание«О доблестях, о подвигах, о славе…» имеет кольцевую композицию: первая строка повторяет последнюю. Но лирический храбрец уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её. Это стих о любви. Храбрец испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад.
Философское восприятие судьбы, отождествление и трагическое мироощущение личной судьбы с судьбой отчизны определяют темперамент лирического храбреца блоковской поэзии. В стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»мир лишен гармонии, музыки, он бесчувственный, замкнутый. Образ мрачной улицы – этофилософская метафора трагичности судьбы.Чувство безысходности существования усиливает кольцевая композиция. В стихотворении Женщина пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, великая скорбь и святость молитвы. С другой, люди способны на такое ожесточённое действо, как война.
А.А.Ахматова
Патриотическая тема, тема отчизны(поэма «Реквием») звучитв лирике А.А., которая собственную судьбу окончательно связала с судьбой родной почвы. «Не с теми я, кто кинул почву…» -заявляет создатель. Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с осуждением добровольно бежавших из Советской республики и принятием собственного жребия. В годы ВО войны Ахматова, чувствуя собственную жизнь как часть народного бытия, пишет стихотворения, отражающие духовный настрой сражающейся России: «…я была тогда с моим народом, В том месте, где мой народ, к сожалению, был…»
А.А. часто обращалась к теме поэтического ремесла. В цикле «Тайны ремесла»лирическая героиня заявляет:«В то время, когда б вы знали, из какого именно сора Растут стихи, не ведая стыда…»Это и одушевл1нность поэтического творения, и некая независимость процесса творчества от воли создателя. И потом неожиданные и одновременно с этим оправданные сравнения: «Как жёлтый одуванчик у забора, Как лебеда и лопухи».Основное назначение поэзии, по мысли автора, — дарить людям радость соприкосновения с творениями большого мастерства.
Б.Л.Пастернак
поэзии и Тема поэта затронута в стихотворении «Гамлет», где создатель воображает себя в образе Гамлета. Гамлет в произведении сопоставляется с Иисусом Христом: их судьбы совершаются независимо от их воли, по плану божьему. В этом стихотворении кроме этого звучит тема одиночества, непонятости окружающими людьми и сложных взаимоотношений личности с обществом.
М. Ю. Лермонтов
Осмысление сложных социальных и философских неприятностей характерно для поэзии Лермонтова. Главная идея стихотворения «Дума» — размышления о судьбах поколений. Создатель не отделяет себя от современников, принимая и на собственный счёт потери и перечисленные пороки. Это говорит о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим собственного отечества.
Ф.И.Тютчев
Главная тема в поэзии поэта – природа. Это пейзажно-философская лирика. Природа в лирике Тютчева одушевлена, она неизменно в движении, довольно часто в переходном состоянии: между временами дней, временами года. В стихотворении «Ещё почвы печален вид…» поэт показывает еле уловимую границу между зимний период и весной, между днём и ночью. Богатая звукопись ( аллитерации на шипящие) создаёт чувство колеблющегося воздуха, лёгкого ветерка.
Н.А.Некрасов стих «Железная дорога»
Тема природы родного края тесно переплетается с темой тяжёлой жизни и родины народа.
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Персидская поэзия как ключ к культуре Ирана
Похожие статьи:
- Философская поэзия
- Поэзия цицероновского периода (81-43 гг. до н.э.) (расцвет прозы).
- Англо-американская поэзия