Поэма мертвые души в оценке критики подготовка к сочинению

Тема: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые
души» в оценке литературной критики. Подготовка к сочинению.

Цель: обобщить знания учащихся по
поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», подготовить их к написанию сочинения.

Задачи:

Образовательные:

— выяснить, как поэма была оценена
литературной критикой;

— выявить основные проблемы,
поднятые гоголем в поэме;

— сформулировать возможные темы сочинений;

— составить планы сочинений;

Развивающие:

— развивать навык анализа
художественного произведения;

— совершенствовать навык работы над
сочинением (формулировка темы, составление плана, подбор материала – цитат,
доказательств из текста);

-совершенствовать устную и
письменную речь учащихся;

Воспитательные:

— воспитывать осознанное отношение
к проблемам, касающимся как отдельного человека, так и государства  в целом.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Формулировка темы и  целей
урока.

Сегодня мы заканчиваем работу над
поэмой Н.В Гоголя «Мертвые души». Как обычно, в конце работы над художественным
произведением, мы поговорим о том, как оно было оценено литературной критикой,
сформулируем основные проблемы, поднятые в данном произведении, и начнем
подготовку к сочинению, которое вам предстоит написать дома.

3. Проверка домашнего задания.

Но сначала вспомним, почему
произведение, в основном раскрывающее негативные стороны русской жизни,
называют поэмой о величии России? (Устные ответы учащихся)

Вывод:

«…
Какой огромный, какой оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!» — писал
Гоголь о поэме Жуковскому. Николай Васильевич создал совершенно новый тип
романа, сочетавший сатиру на Россию Чичиковых, Ноздревых, Плюшкиных и
лирическую поэму о Руси — родине великого народа. То есть Гоголь наравне с
сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный — образ
России. С этим образом связано «высокое лирическое движение», которым в поэме
местами замещается комическое повествование. Миру «мертвых душ» в поэме
противопоставлен лирический образ народной России, о которой автор пишет с
любовью и восхищением. За неприглядным кругом помещичьей и чиновничьей России
Гоголь ощущал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся
вперед тройки, олицетворяющей собой силы России: «Не так ли и ты, Русь, что
бойкая, необгонимая тройка несешься?» Таким образом, можно
сказать, что в противовес аферистам, лентяям и самодурам существуют еще на
русской земле расторопные люди — крепостные крестьяне, которым Россия обязана
своим процветанием.

4. Работа по теме урока.

А) Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»
в оценке литературной критики

Когда
21 мая 1842 года «Мертвые души» вышли в свет, они немедленно вызвали
ожесточенные споры. Гоголя обвиняли в клевете на Россию и в том; что он показал
«какой — то особый мир негодяев, который никогда не существовал и не мог
существовать», другие критики, как, например, В. Г. Белинский, отметили ее
выдающееся значение не только для литературной жизни, но и для общественной. В.
Г. Белинский писал: «Столь же важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя видим
мы и в том, что в «Мертвых душах» он совершенно отрешился от
малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всем
пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить:

Здесь
русский дух, здесь Русью пахнет!

Этот
русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в
размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в
характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана и «подлеца чубарого»
включительно, — в Петрушке, носившем с собой свой особенный воздух, и в
будочнике, который при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и
снова заснул…»

По
мнению Белинского, «Мертвые души» стоят выше всего, что было в русской
литературе. Главной причиной это является то, что это же ставшее бессмертным
произведение содержит в себе глубину общественной идеи и высокую художественную
выразительность образов и картин.

Гоголь сумел совместить
в одной поэме живые, чрезвычайно важные национальные мотивы и
высокохудожественные идеалы, которые помогли ему подчеркнуть и в необходимый
момент выделить заложенные писателем в поэму идеи.

Белинский подчеркивает,
что в поэме нет ничего комического и вызывающего смех, и очевидно, что у автора
не было желания насмешить читателя, он преподносит выдуманные им события
глубоко и серьезно, так как желает, чтобы подтекст его поэмы был услышан
правильно, и чтобы истина стала по-настоящему открытой и очевидной для людей.

Белинский убежден, что
данную поэму нельзя рассматривать со стороны привычной для гоголевского
творчества сатиры, сам 
жанр «Мертвых душ» и
замысел произведения, включающий целых три тома, говорит о том, что писатель
желает, чтобы к образам и событиям поэмы относились с полной серьезностью и
вниманием.

Недостатки «Мертвых
душ» по мнению Белинского

Но несмотря на свою
положительную оценку «Мертвых душ», Белинский выделяет и недостатки Гоголя. Он
подчеркивает слабость гоголевского языка и отчасти напыщенный лиризм писателя,
желающего превратиться из писателя и художника в едва ли не национального
пророка.

Но скорее всего, своим
немного преувеличенным лиризмом Гоголь хочет показать свое личное беспокойство
и душевные переживания, касающиеся основной темы произведения.

Мнение критика Герцена

Критик Герцен посчитал
«Мертвые души» удивительной книгой, которая своим прямолинейными обвинениями
потрясла всю Россию.

Он выделяет, прежде
всего, целесообразность поэмы и ее реалистичность, которая напоминает крик
ужаса и стыда, который испытывает Гоголь за свою Отчизну.

Вывод: как и любое
другое литературное произведение «Мертвые души» вызвали различные, даже
противоположные оценки критиков, но основная  их масса признала поэму
достаточно глубокой, серьезной и имеющей скрытый подтекст, воплощающий духовные
идеалы.

Б) Основные проблемы,
поднятые в произведении.

— Попытаемся выделить
основные проблемы, поднятые Гоголем в «Мертвых душах».

1)
Духовная смерть помещиков и чиновников и возможность их возрождения.

2)
Причины и последствия нравственной деградации человека.

3)
Перспективы дальнейшего развития России.

В) Формулирование
возможных тем сочинения

1) Смысл названия поэмы
Н.В. Гоголя «Мертвые души».

2) Помещичья Россия в
поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

3) П.И. Чичиков как
«герой времени» и антигерой.

4) Изображение народа в
поэме «Мертвые души».

5) Образ Руси в поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые души».

В) Составление планов

Планы составляются
учащимися самостоятельно в соответствии с выбранной темой, затем обсуждаются в
классе и корректируются.

Возможная тематика
вступлений:

1)
Замысел поэмы.

2)
Поэма в оценка критики.

3)
Комментирование одной из проблем, поднятых в поэме.

4)
Особенности жанра произведения.

5)
Краткое рассуждение на морально-этическую тему (о смысле жизни человека, о
счастье, о смерти и бессмертии).

5. Итог урока.

«Мертвые души» — это
сложное единство, объединяющее
в себе традиции русского фольклора,
сатирическое обличение современной жизни и лирический призыв автора к духовному
возрождению России.

Автор постоянно
присутствует рядом со своими героями, обращается к читателям со своими
размышлениями, говорит о своих чувствах. Он живой собеседник читателя и ведет с
ним разговор о судьбе России. Он говорит, что бездуховность гибельна для
страны. Без понимания этого невозможно возрождение России, обретение утраченных
идеалов, духовности, воскресение душ.

Мир идеальный —
это мир духовности. Он идеален во всех значениях этого слова. Его нельзя
воссоздать эпически, так как духовный мир описывает иной род литературы —
лирика. Поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав
«Мертвые души» поэмой. Бессмертие души — единственное, что вселяет в автора
веру в обязательное возрождение его героев — и, следовательно, всей Руси.

6.Домашнее
задание:

1) Написать
сочинение по поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые души».

2)
Прочитать
Н. В. Гоголя «Портрет»

Класс: 9

Тема: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики. Подготовка к сочинению.

Цель: обобщить знания учащихся по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», подготовить их к написанию

сочинения.

Задачи:

Образовательные:

выяснить, как поэма была оценена литературной критикой;

выявить основные проблемы, поднятые гоголем в поэме;

сформулировать возможные темы сочинений;

составить планы сочинений;

Развивающие:

развивать навык анализа художественного произведения;

совершенствовать навык работы над сочинением (формулировка темы, составление плана, подбор

материала – цитат, доказательств из текста);

совершенствовать устную и письменную речь учащихся;

Воспитательные:

воспитывать осознанное отношение к проблемам, касающимся как отдельного человека, так и государства

в целом.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Формулировка темы и целей урока.

Сегодня мы заканчиваем работу над поэмой Н.В Гоголя «Мертвые души». Как обычно, в конце работы над

художественным произведением, мы поговорим о том, как оно было оценено литературной критикой,

сформулируем основные проблемы, поднятые в данном произведении, и начнем подготовку к сочинению,

которое вам предстоит написать дома.

3. Проверка домашнего задания.

Но сначала вспомним, почему произведение, в основном раскрывающее негативные стороны русской жизни,

называют поэмой о величии России? (Устные ответы учащихся)

Вывод:

«… Какой огромный, какой оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!» писал Гоголь о поэме

Жуковскому. Николай Васильевич создал совершенно новый тип романа, сочетавший сатиру на Россию

Чичиковых, Ноздревых, Плюшкиных и лирическую поэму о Руси родине великого народа. То есть Гоголь

наравне с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный образ России. С этим

образом связано «высокое лирическое движение», которым в поэме местами замещается комическое

повествование. Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о

которой автор пишет с любовью и восхищением. За неприглядным кругом помещичьей и чиновничьей

России Гоголь ощущал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки,

олицетворяющей собой силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?»

Таким образом, можно сказать, что в противовес аферистам, лентяям и самодурам существуют еще на

русской земле расторопные люди — крепостные крестьяне, которым Россия обязана своим процветанием.

4. Работа по теме урока.

А) Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики

Когда 21 мая 1842 года «Мертвые души» вышли в свет, они немедленно вызвали ожесточенные споры.

Гоголя обвиняли в клевете на Россию и в том; что он показал «какой то особый мир негодяев, который

никогда не существовал и не мог существовать», другие критики, как, например, В. Г. Белинский, отметили

ее выдающееся значение не только для литературной жизни, но и для общественной. В. Г. Белинский писал:

«Столь же важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя видим мы и в том, что в «Мертвых душах» он

совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всем

пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить:

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!

Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в

лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана и

«подлеца чубарого» включительно, — в Петрушке, носившем с собой свой особенный воздух, и в будочнике,

который при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и снова заснул…»

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>

Класс: 9
Тема: Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики. Подготовка к сочинению.
Цель: обобщить знания учащихся по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», подготовить их к написанию сочинения.
Задачи:
Образовательные:
— выяснить, как поэма была оценена литературной критикой;
— выявить основные проблемы, поднятые гоголем в поэме;
— сформулировать возможные темы сочинений;
— составить планы сочинений;
Развивающие:
— развивать навык анализа художественного произведения;
— совершенствовать навык работы над сочинением (формулировка темы, составление плана, подбор материала — цитат, доказательств из текста);
-совершенствовать устную и письменную речь учащихся;
Воспитательные:
— воспитывать осознанное отношение к проблемам, касающимся как отдельного человека, так и государства в целом.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Формулировка темы и целей урока.
Сегодня мы заканчиваем работу над поэмой Н. В Гоголя «Мертвые души». Как обычно, в конце работы над художественным произведением, мы поговорим о том, как оно было оценено литературной критикой, сформулируем основные проблемы, поднятые в данном произведении, и начнем подготовку к сочинению, которое вам предстоит написать дома.
3. Проверка домашнего задания.
Но сначала вспомним, почему произведение, в основном раскрывающее негативные стороны русской жизни, называют поэмой о величии России? (Устные ответы учащихся)
Вывод:
«. . . Какой огромный, какой оригинальный сюжет. . . Вся Русь явится в нем!» — писал Гоголь о поэме Жуковскому. Николай Васильевич создал совершенно новый тип романа, сочетавший сатиру на Россию Чичиковых, Ноздревых, Плюшкиных и лирическую поэму о Руси — р

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>

конспект урока Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики. Подготовка к сочинению

Включает методическую разработку

Цель: обобщить знания учащихся по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», подготовить их к написанию сочинения.
Задачи:
Образовательные:

  • выяснить, как поэма была оценена литературной критикой;
  • выявить основные проблемы, поднятые гоголем в поэме;
  • сформулировать возможные темы сочинений;
  • составить планы сочинений.

Развивающие:

  • развивать навык анализа художественного произведения;
  • совершенствовать навык работы над сочинением (формулировка темы, составление плана, подбор материала – цитат, доказательств из текста);
  • совершенствовать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать осознанное отношение к проблемам, касающимся как отдельного человека, так и государства в целом.

  Скачать сертификат | заказать Золотой сертификат о публикации  Заказать рецензию на публикацию

Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1995 пользователей.
Отзывы

Рубинштейнтейн Моисей Матвеевич

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Критика о поэме Мертвые души

Критика о поэме Мертвые души Гоголя (отзывы критиков, цензоров и других современников)

Когда в нашем мире появляются великие произведения, которые не на шутку затрагивают душу народа, они не могут избежать критики людей. Поэтому даже произведение Гоголя «Мертвые души» не смогло обойти противоречивые мысли. Многие критики, которых было большое количество, восхваляли поэму и говорили, что она чуть ли не лучшая для тех времен, но и многие говорили, что она слишком «фантастическая», не реалистичная. Сам же писатель был разочарован в критике, он рассчитал на то, что люди скажут о конкретных минус или плюсах, а не будут бездумно оскорблять или восхвалять произведение.

Отрицательные отзывы критиков

Как выше говорилось, не смотря, на положительные отзывы, было немало отрицательных, например как ответы критиков: Булгарина, Сенковского, Полевого и многих других:

Первый критик отрицательного плана был Булгарин, который заявил, что считает произведение Гоголя смешным и забавным. По его мнению «Мертвые души» наполнены различными пошлостями, оскорблениями нации и также различными пустяками, на которые людям не надо и обращать внимание. Не смотря, на минусы пьесы, он также заявил, что тут встречаются и умные, логические мысли, которые хоть и немного, но все-таки приукрашивают картину. В конце концов, Булгарин заявил, что произведение пошлое и несерьезное, самого Гоголя он сравнил с Поль де Коком.

Второй критик Сенковский, не далек от мнения Булрагина. Он не отрицал плюсов произведения, также присутствие некого глупого и пошлого юмора с некой напыщенностью. Но критик также добавил, что для него произведение, не реалистично, что оно не описывает настоящий быт русского народа, а в том числе богатой знати. Он пишет что «стиль его грязен, картины зловонны», то, что поэма вымышлена и с плохой стороны характеризует русскую нацию.

Полевой является критиком — романтиком, который может ценить высокие чувства и верит, что у людей есть светлые стороны, резко отрицательно отозвался о картине, сказав, что Гоголь низкий и грязный человек. Как и Сенковский он считает, что «Мертвые души» пошлая карикатура на русский народ, что в ней выдумана грязь и приукрашивание в отрицательном плане России.

Положительные отзывы критиков

Кроме отрицательных отзывов, было и большое количество и положительных описаний произведения Гоголя «Мертвые души». Что и раздражало автора, что почти все положительные отзывы были глупы и просто восхваляли его произведения, не описывая конкретные плюсы, настоящее преобразование русской жизни. Критики писали, что это произведение великое как для старого, так и для молодого поколения. Не смотря, на эти отзывы, они не понимали, что по сей день, картина считается знаменательной и очень важной в реализме для нашего народа.

Один их восхвалителей пьесы был критик Шевырев, который больше обсуждал не саму картину Гоголя, а важность реализма в нашем мире и искусстве, как он на самом деле может преподнести жестокий мир и описать все его краски. Шевырев не уточнял, какую роль в этом направление имели «Мертвые души» он просто восхвалил саму важность реализма, но не произведения. Также он обожествлял будущих героев в продолжении произведения, которое обещал Гоголь, но не говорил о самих «душах» в произведении.

Так есть еще критик Константин Аксаков, который от произведения Гоголя «Мертвые души» был в восхищении и почти во всем своей отзыве просто описывал его обожествляя. Самого писателя он сравнил с такими, как: Гомер и Шекспир. В том плане, что Гоголь может стать на почетное место рядом с ними.

Критика Белинского

Один из великих критиков всей русской литературы, Белинский тоже не смог пройти стороной произведение Гоголя. Не смотря, на то, что он никогда не тратил время на целую статью по теме обсуждения «Мертвые души», он часто во время писания отзывов для других пьес, упоминал произведение ради сравнения или же критики. По его мнению, не смотря, на критику других, для него произведение полной яркостью описывает быт русского человека, все его нюансы и мелкие недочеты. По мнению Белинского произведение сугубо патриотическое, и говорит о событиях светских людей на родине и их дилеммах.

Критик был в одно время очень заинтересован и положительно относился к словам Гоголя, что тот хочет продолжить поэму, но изменить героев, показать новые истории, различные другие проблемы русского народа. Но после того Белинский прочитал про обсуждения Шевырева и Аксакова по поводу великих героев, которые скоро появиться. О том, что эти герои изменят полностью быт русского народа, что они перевернут весь мир. Критики возносили Гоголя к Шекспиру или Гомеру. После таких обсуждений Белинский стал критически относиться к самому Гоголю, и к его произведению, включая его будущие обещания о новых обсуждениях быта России.

Сам же критик согласился с утверждением Гоголя, что нет нужды возносить его картину до небес, а лучше просто описать все её плюсы или минусы. Поэтому в свое время Белинский осудил Аксакова, за восхваление писателя, без предъявления на то причин и на различные плюсы произведения. То, что эта картина имеет, как и плюсы, так и минусы, которые стоит обсудить и проанализировать, а не выдумать себе что-то. Как критик сказал в «Мертвых душах» есть свои нюансы, которые и стоит прокомментировать.

Белинский, который в период написания «Мертвых душ» увлекался философией Гегеля, как, в прочем и сам Гоголь, старался в своих критических отзывах в большой степени сосредоточиться на положительной стороне русского народа. То, что поэзия, должна принести удовольствие не только нашему народу но и всеми миру, чтобы русские смогли завоевать титул «исторического» народа. Белинский пытался показать, что в «Мертвых душах» Гоголя, есть достаточное количество положительных сторон, ясное и яркое их определение, но одновременно и искажение некоторых фактов русской жизни. По его мнению, именно на это другие критики должны направлять свое внимание в «Мертвых душах»

Критика о поэме Мертвые души

Критика о поэме Мертвые души

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Полутыкин в рассказе Хорь и Калиныч Тургенева

    Полутыкин – мужчина средних лет, невысокого, коренастого телосложения. Автор рассказывает о нём как о человеке, который хорошо относится к крепостным, по меркам общего отношения к ним в то время

  • Анализ сказки Перро Рике с хохолком

    Сказка «Рике с хохолком» входит в сборник «Сказок Матушки Гусыни». Шарль Перро не использовал фольклорного сюжета для написания этого произведения. В основу сказки положен сюжет

  • Образ и характеристика Главного героя в рассказе Антоновские яблоки Бунина

    Бунин предлагает читателю ностальгический рассказ «Антоновские яблоки», который ведется от лица главного героя. Герой вспоминает прежние года и размышляет о прошедшем времени.

  • Критика о поэме Мертвые души Гоголя (отзывы критиков, цензоров и других современников)

    Когда в нашем мире появляются великие произведения, которые не на шутку затрагивают душу народа, они не могут избежать критики людей. Поэтому даже произведение Гоголя «Мертвые души» не смогло обойти противоречивые мысли.

  • Сочинение Влияние книги на человека

    Человек знакомится с книгой практически с рождения. Малыши познают мир, листая альбомы с яркими картинками. Милые зверюшки, герои мультфильмов, забавные истории приветствуют маленького первооткрывателя на бумажных страницах

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Критика о поэме Мертвые души

Критика о произведении Мертвые души Гоголя

­­Когда из-под пера молодого и талантливого автора выходит шедевр, это всегда отдается резонансом мнений в современном литературном обществе. Также произошло и с поэмой Н.В. Гоголя “Мертвые души”. Мнения критиков очень сильно разнились и были довольно противоречивы. Большая часть склонялась к мнению, что это лучшее литературное произведение своего времени. Но были и те, кто подвергал сомнению реализм поэмы и стиль ее изложения.

К первой категории можно отнести таких литературных деятелей, как журналист Булгарин Ф.В., писатель Сенковский О.И., драматург Полевой Н.А.. Они сходились во мнении, что поэма молодого публициста довольно забавна и смешна, но на нее не стоит обращать должного внимания и воспринимать происходящее всерьез. События, описанные в произведении, ни за что не могли бы произойти в действительности. Это грязная выдумка и она не имеет никакого отношения к современному быту крестьян, и негативно характеризует русский народ, как великую нацию в целом. Хотя и отмечали положительные моменты, такие как, присутствие логики и здравого смысла в мыслях и идеях автора.

Ко второй, преобладающей во мнении категории, относятся — профессор и декан Московского университета Шевырев С.П., поэт Аксаков К.С., драматург Котляревский Н.А.. Они указывали на то, что произведение актуально как для старого, так и для молодого поколения. Отмечали, что автор очень красочно преподнес реальность и жестокость современной жизни. Причем, многие питали большие надежды на продолжение поэмы.

Довольно противоречиво выглядела критика со стороны Белинского В.Г.. Лично критик не написал ни одной стать об этом произведении, но несколько раз мельком упоминал о поэме с сочувствием в других источниках. Подчеркивал патриотичность автора, его осведомленность о жизни простого народа, умение в ироничной форме преподнести и высмеять все мелкие негативные качества, как знатного помещика, так и обычного русского крестьянина. Он также возлагал надежды, что автор будет писать продолжение поэмы, но изучив статьи вышеупомянутых деятелей искусства, изменил свое мнение. Критик увидел реальную угрозу таланту Гоголя и настойчиво принимал меры, чтобы не допустить автора сделать шаг к этой ошибке. Из недостатков автора Белинский отметил слабость языка изложения и преувеличенный лиризм произведения.

Гоголь Н.В. был недоволен критикой современников о своей поэме. Автор надеялся выяснить, что же не понравилось им в его произведении, надеялся, что ему укажут на те, или иные ошибки, но мнения были настолько абстрактными и расплывчатыми, что ничего конкретного он не смог вычленить. Сам же он надеялся в следующих томах поэмы исправить духовный образ своих персонажей, но для этого ему нужно было опираться хоть на какие-то данные. Поэтому автор не находил себе места и был в постоянных душевных терзаниях. Это стало одной из важных причин, почему он не смог воплотить в жизнь задуманное, написать три тома своего произведения.

Отзывы критиков, цензоров и других современников

С появлением любого произведения, будь оно бездарное или великое, появляются люди как восхваляющие работу, так и критикующие ее. Такому грандиозному произведению Н.В.Гоголя как «Мертвые души» так же не удалось избежать внимания критиков.

Широко известный в те времена критик Булгарин счел произведение несерьезным, оскорбительным для русского народа. В своих рекомендациях он всячески пытался отговорить читателя даже прикасаться к этой книге. Пустяшная поэма, наполненная пошлостью и бессмыслицей – было его заключение.

Единомышленник Булгарина критик Сенковский строго придерживался отрицательной критики. Он отрицал плюсы поэмы, считал произведение глупым, напыщенным, нереалистичным, далеким от действительности. По его мнению сильно искажен быт русского народа, который показан в «зловонной грязи», тогда как на самом деле все было иначе.

Прослывший романтиком критик Полевой во всем пытался разглядеть положительное и романтичное. Но даже он назвал Гоголя грязным, пошлым и нелюбящим русский народ лжецом.

Гоголя интересовали все отзывы о его произведении, как положительные, так и отрицательные. По его мнению. Именно они помогут ему понять, что именно в поэме не так, укажут на слабые стороны произведения. Но положительные цензоры восхваляли поэму, не указывая конкретные моменты. Это сильно раздражало автора.

Шевырев восхищался реальными картинами в произведении, говорил о важности описания именно реальных картин без прикрас. Заметил он и сильную любовь Гоголя к Руси. Смех сквозь слезы, так охарактеризовал критик произведение.  Но ни слова не было сказано о самой книге, о людях в ней.

Один из великих критиков Белинский разглядел в поэме ее суть, он увидел всю трагедию русского народа, его ужасающий быт. Самого Гоголя Белинский называл истинным патриотом русской земли. Но его мнение резко изменилось после того, как он узнал о продолжении поэмы. По замыслам Гоголя герои должны были измениться сами и изменить до неузнаваемости весь мир вокруг. Подытоживая свои мысли критик русской литературы выделил главное – произведение имеет значительное множество как плюсов, так и минусов и не стоит «возносить его до небес».

Гоголь в своем произведении затронул тему продажи «душ», т.е. продажи людей как вещей. В сатирической манере письма, которая была легко воспринята современниками, писатель хотел показать ужасы тогдашней России. Он обличал корыстных чиновников, тогда как критики восприняли это как наговор на существующую власть. Первоначально поэма была не понята и воспринималась как путешествия и приключения. До конца не понятно, какой именно мир изобразил Гоголь фантастический потусторонний или реальный мистический. В те времена России нуждалась в кардинальных переменах, именно это писатель и хотел донести до общественного мнения. В своем произведении автор перемешал реальность и вымысел, мистику и фантастику, т.е. максимально приблизил события поэмы к жизни в России.

Современные литературные исследователи отмечают глубокий трагический смысл жизни простого народа, никчемных корыстных чиновников. Поэма содержит масштабный размах произведения, и в то же время обличает бытовые проблемы персонажей. Многие персонажи произведения неспроста имеют говорящие фамилии, помещики отображают самые низменные качества, присущие обществу. Произведение просто перенасыщено действующими персонажами, но не у всех есть предыстория, имена, о них говорится как бы в общем. Наиболее раскрытым персонажам «Мертвых душ» Гоголь как бы оставляет шанс для исправления, тем самым давая шанс исправиться обществу.

Также читают:

Картинка к сочинению Критика о поэме Мертвые души

Критика о поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

  • План сказки Волшебный барабан Родари

    В сказке «Волшебный барабан» повествуется рассказ о нищем солдате, который держит путь с войны домой. Повстречалась на пути солдату старушка, которая попросила у него немножко денег. Найдя в кармане

  • Образ и характеристика Григория Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Величайшее своё произведение роман Тихий Дон Михаил Александрович Шолохов пишет долго, двенадцать лет. Всё до мелочей в нём отточено, а в образе главного героя Григория Мелехова собраны все проблемы

  • Сочинение Темы поэмы Пушкина Полтава

    «Полтава» Александра Сергеевича Пушкина – это одна из самых значимых поэм в его творчестве. Это произведение автор создавал на протяжении 1828 года. Исторические события захватывают период Полтавской битвы, произошедшей в 1709 году.

  • Сочинение Мир животных

    На нашей планете существует удивительны мир – животных. Люди отодвинули животных – построили дороги, вырубили леса, осушили болота… Конечно, животные вынуждены занимать меньшую территорию.

  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце 9 класс

    Виктор Григорьевич Цыплаков – живописец, художник, широко известный своими трудами. Известно, что уроки мастерства он брал у великих людей таких, как Герасимов или же Шегаль

По мнению Белинского «Мёртвые души» стоят выше всего, что было в русской литературе. Главной причиной этого является то, что это уже ставшее бессмертным произведение содержит в себе глубину общественной идеи и высокую художественную выразительность образов и картин. Но, несмотря на свою положительную оценку «Мёртвых душ», Белинский выделяет и недостатки Гоголя. Он подчёркивает слабость гоголевского языка.

Критик Герцен посчитал «Мёртвые души» удивительной книгой, которая своими прямолинейными обвинениями потрясла всю Россию. Он выделяет, прежде всего, целесообразность поэмы и её реалистичность.

Критик Шеварев больше всего выделяет двойственность творчества Гоголя. Он предполагает, что в первую очередь, в поэме стоит обратить внимание на резкую и явную противоположность внешнего мира и его содержания с прекрасным миром искусства.

Оценка: 5

(111 слов)

Скачать решение

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Поэма кому на руси жить хорошо поэма эпопея сочинение
  • Поэма кому на руси жить хорошо вершина творчества н а некрасова сочинение
  • Поэма двенадцать тест егэ
  • Поэма двенадцать егэ литература
  • Поэма гомера доносит до нас сквозь темный мрак времени егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии