Поэма двенадцать егэ литература

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Почему в произведении, посвящённом эпохальным событиям русской истории, так много места занимает история любви и преступления?

5.2. Писатель Иван Бунин, ослепленный политической злобой, в 1918 году настолько грубо обличал Блока за “Двенадцать”, что вызвало протесты даже близких ему людей. В своих воспоминаниях он писал: «“Двенадцать” есть набор стишков, частушек, то будто бы трагических, то плясовых, а в общем, претендующих быть чем-то в высшей степени русским, народным». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

Литература егэ блок двенадцать

Вопросы и ответы к поэме «Двенадцать» А. А. Блока

1. В чем состоит художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»?

Поэма А. Блока «Двенадцать» сочетает символические и реалистические черты, сатиру и лирику. Построена на контрасте: цвета — черный вечер — белый снег, образов — старый и новый мир, ритмов. Поэма полифонична, вмещает в себя разные точки зрения, пересекающиеся реплики и суждения.

В ней явственна фольклорная основа, реализующаяся в языке, в использовании частушек, городского романса, пословиц.

2. Объясните значение образов-символов в поэме А. Блока

Образ двенадцати дан в развитии. В начале поэмы это голытьба, которой «на спину б надо бубновый туз» . Затем они превращаются в красногвардейский дозор, а потом теряют реальные очертания, превращаясь в снежной замети в двенадцать апостолов — провозвестников новой эры. Меняется и их походка: вначале они идут лишь бы как, вразвалку, затем — революционным маршевым шагом, переходящим в державную поступь.

3. Как изменяется образ двенадцати красноармейцев в поэме А. Блока «Двенадцать»?

Образ вьюги, метели — символ разгулявшейся стихии революции; образ голодного пса — сатирическое изображение старого мира; образ двенадцати красногвардейцев связан с двенадцатью апостолами — учениками Иисуса Христа. Образ Христа «в белом венчике из роз» впереди красногвардейцев — самый неясный и не разгаданный до конца символ А. Блока

4. Каково, на ваш взгляд, значение образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать»?

А. Блок писал, что сам не понимает, почему Христос. Это говорит о сложности восприятия революции поэтом. М. Волошин считал, что образ Христа невидимо присутствует во всей поэзии Блока: «Красный флаг в руках Христа?

В этом тоже нет никакой кощунственной бессмыслицы. Кровавый флаг — это новый крест Христа, символ его теперешних распятий». Другие исследователи считают, что Христос — символ величия революции и ее святости. Третьи видят в том, что Христос впереди двенадцати, символ начала новой эры.

В образе Христа усматривают и воплощение справедливости революционного дела.

5. К какому художественному направлению относится поэма А. Блока «Двенадцать»?

Отражая романтический пафос революции, поэма «Двенадцать» сочетает в себе черты символизма и реализма, которые дополняются сатирическим и ироническим пафосом.

Другие исследователи считают, что Христос символ величия революции и ее святости.

Ege-essay. ru

26.10.2018 11:59:08

2018-10-26 11:59:08

Источники:

Https://ege-essay. ru/voprosy-i-otvety-k-poeme-dvenadcat-a-a-bloka/

Вариант 23 » Незнайка — варианты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 2022 » /> » /> .keyword { color: red; } Литература егэ блок двенадцать

Привет! Это онлайн школа Умскул

Привет! Это онлайн школа «Умскул»

Легендарный курс — Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!

Вариант 23

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

…Вдаль идут державным шагом…

– Кто еще там? Выходи!

Это – ветер с красным флагом

Впереди – сугроб холодный,

– Кто в сугробе – выходи.

Только нищий пес голодный

– Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

…Скалит зубы – волк голодный

– Хвост поджал – не отстает –

Пес холодный – пес безродный…

– Эй, откликнись, кто идет?

– Кто там машет красным флагом?

– Приглядись-ка, эка тьма!

– Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

– Все равно тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьем!

– Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!

Трах–тах–тах! – И только эхо

Откликается в домах…

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах…

…Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

Как называется поэтическое течение, одним из ярких представителей которого в 1910-е годы являлся А. А. Блок и принципы которого отчасти нашли свое отражение в поэме «Двенадцать»?

Укажите город, являющийся местом действия поэмы «Двенадцать».

Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)?

Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»).

В финале фрагмента (и всей поэмы) возникает резкое противопоставление образов («позади – голодный пес… – впереди Иисус Христос»). Как называется такое противопоставление?

Какой прием использует автор, характеризуя ушедшую эпоху («Старый мир, как пес паршивый, провались…»)?

Как называются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т. п.)?

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадётся к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтёрши,

Вбегает в вихре сквозняка

И с занавеской, как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаём.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаём.

Июль, таскающий в одёже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.

Степной нечёсаный растрёпа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Какое художественное средство, связанное с переносом свойств живых существ на неодушевлённые предметы, является главным при описании июля в первых трёх строфах стихотворения?

Как называется созвучие концов стихотворных строк (привиденье – тени; головой – домовой и т. п.)?

Какая стилистическая фигура, связанная с нарушением обычного порядка слов в фразе, использована в строках: «На чердаке мелькают тени. // По дому бродит домовой.»?

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в предпоследней строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

Определите размер, которым написано стихотворение Б. Л. Пастернака «Июль» (без указания количества стоп).

Задания с развернутым ответом

В 17 задании выберите только ОДНУ тему.

8. Как вы понимаете смысл финала «Двенадцати»?

9. В каких произведениях русских писателей изображены «будни» революции и в чем эти произведения могут быть сопоставлены с поэмой А. А. Блока «Двенадцать»? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

15. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б. Л. Пастернака?

16. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

17.1. Что позволило М. Е. Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества? (По пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

17.2. Почему Ф. М. Достоевский считал эпилог «Преступления и наказания» главной частью своего романа?

17.3. Какие изменения претерпевает образ возлюбленной в произведениях А. А. Блока разных лет?

— Примеры этих и других сочинений, проверенные экспертом ЕГЭ, смотрите в нашем Банке работ.

— Вы также можете Отправить на проверку свою работу. Проверим в течение суток по критериям, прокомментируем все ошибки и дадим рекомендации.

Ног у порога не обтёрши,.

Neznaika. info

29.10.2017 19:25:00

2017-10-29 19:25:00

Источники:

Https://neznaika. info/ege/lit/51-variant-23.html

ЕГЭ–2022, литература: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. » /> » /> .keyword { color: red; } Литература егэ блок двенадцать

Литература егэ блок двенадцать

Литература егэ блок двенадцать

Задания Д5 C2 № 2090

Почему в произведении, посвящённом эпохальным событиям русской истории, так много места занимает история любви и преступления?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.

И опять идут двенадцать,

За плечами — ружьеца.

Лишь у бедного убийцы

Не видать совсем лица.

Всё быстрее и быстрее

Замотал платок на шее —

Не оправиться никак.

— Что, товарищ, ты не весел?

— Что, дружок, оторопел?

— Что, Петруха, нос повесил,

Или Катьку пожалел?

— Ох, товарищи, родные,

Эту девку я любил.

Ночки чёрные, хмельные

С этой девкой проводил.

— Из-за удали бедовой

В огневых её очах,

Из-за родинки пунцовой

Возле правого плеча,

Загубил я, бестолковый,

Загубил я сгоряча. ах!

— Ишь, стервец, завёл шарманку,

Что ты, Петька, баба, что ль?

— Верно, душу наизнанку

Вздумал вывернуть? Изволь!

— Поддержи свою осанку!

— Над собой держи контроль!

— Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

И Петруха замедляет

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Он головку вскидавает,

Он опять повеселел.

Позабавиться не грех!

Нынче будут грабежи!

Гуляет нынче голытьба!

А. А. Блок, «Двенадцать»

Задания Д6 C1 № 2091

В каких произведениях русских писателей изображены драматические события отечественной истории и в чём эти произведения можно сопоставить с «Двенадцатью» А. А. Блока?

Начало двадцатого века ознаменовалось в русской истории эпохальными событиями: революциями, гражданской войной. Как эти события отразились на судьбах людей? Как человек способен пережить подобные социальные катаклизмы? Этими вопросами задавались русские писатели и поэты. Поэма «Двенадцать» А. Блока посвящена эпохальному событию русской истории — революции 1917 года. Мы видим, что сами двенадцать «апостолов» революции ради идеи могут пойти на все, даже на убийство любимого человека. Появляется чувство страха перед будущим, обостряемое тем, что если даже возлюбленную не щадит Петька, то что говорить о других. Не сложно представить, сколько ещё будет невинных жертв на их пути.

Очень похожи переживания лирического героя Блока и мысли доктора Живаго из одноименного романа Б. Пастернака. Революция и гражданская война нарушили привычный уклад жизни, перевернули сознание. Живаго тяжело смириться с этим, найти свою нишу в зарождающемся новом мире.

Задание 6 № 8227

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором изображены драматические события отечественной истории. Чем оно схоже (или чем различается) с «Двенадцатью» А. А. Блока?

Начало двадцатого века ознаменовалось в русской истории эпохальными событиями: революциями, гражданской войной. Как эти события отразились на судьбах людей? Как человек способен пережить подобные социальные катаклизмы? Этими вопросами задавались русские писатели и поэты. Поэма «Двенадцать» А. Блока посвящена эпохальному событию русской истории — революции 1917 года. Мы видим, что сами двенадцать «апостолов» революции ради идеи могут пойти на все, даже на убийство любимого человека. Появляется чувство страха перед будущим, обостряемое тем, что если даже возлюбленную не щадит Петька, то что говорить о других. Не сложно представить, сколько ещё будет невинных жертв на их пути.

Очень похожи переживания лирического героя Блока и мысли доктора Живаго из одноименного романа Б. Пастернака. Революция и гражданская война нарушили привычный уклад жизни, перевернули сознание. Живаго тяжело смириться с этим, найти свою нишу в зарождающемся новом мире.

Задание 5 № 8480

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Почему в произведении, посвящённом эпохальным событиям русской истории, так много места занимает история любви и преступления?

5.2. Писатель Иван Бунин, ослепленный политической злобой, в 1918 году настолько грубо обличал Блока за “Двенадцать”, что вызвало протесты даже близких ему людей. В своих воспоминаниях он писал: «“Двенадцать” есть набор стишков, частушек, то будто бы трагических, то плясовых, а в общем, претендующих быть чем-то в высшей степени русским, народным». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

5.1. Поэма «Двенадцать» посвящена эпохальному событию русской истории — революции 1917 года. Вроде бы есть надежда на то, что мир должен стать лучше, из стихий должна явиться на свет гармония. Но мы видим, что сами двенадцать «апостолов» революции удивляются тому, какая тьма кругом. И это не только темнота ночи, эта ночь в душах двенадцати, не просто ночь, а тьма безверия и слепоты. Доказательством тому является убийство Катьки. Петруха убивает свою возлюбленную, потому что понимает свободу как возможность действовать безнаказанно, основным его мотивом является месть. Он и сам не замечает, как становится убийцей. Первоначально Петьку мучает совесть

Загубил я, бестолковый,

Загубил я сгоряча. ах!

Но красногвардейцы не понимают страданий Петьки, они стыдят товарища за то, что тот «расклеился», говорят о том, что не ничего предосудительного в убийстве ради идеи.

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

Появляется чувство страха перед будущим, обостряемое тем, что если даже возлюбленную не щадит Петька, то что говорить о других. Не сложно представить, сколько ещё будет невинных жертв на их пути.

5.2. Александр Блок пишет поэму «Двенадцать» в несвойственной ему манере неслучайно. Трагизм ситуации (Петька только что убил Катьку) быстро сменяется залихватскими прибаутками («Ишь, стервец, завёл шарманку, Что ты, Петька, баба, что ль?») и бодрыми призывами («Эх, эх! Позабавиться не грех!»). Такую манеру стиха и критикует И. Бунин в приведённом высказывании. На первый взгляд, всё так и есть: декламации, лозунги, частушки, романсы, песни, то трагические, то плясовые. Но не стоит забывать, что замысел Блока состоял в том, чтобы показать стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции. Вот почему такая резкая смена настроений, такое разнообразие и смешение элементов разные жанров в одном произведении. Поэтому с мнением Бунина трудно полностью согласиться.

Задание 6 № 8227

Задание 5 № 8480

Не оправиться никак.

Lit-ege. sdamgia. ru

10.06.2020 8:51:01

2020-06-10 08:51:01

Источники:

Https://lit-ege. sdamgia. ru/problem? id=2090

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Двенадцать» А.А. Блок

…Вдаль идут державным шагом…

– Кто еще там? Выходи!

Это – ветер с красным флагом

Разыгрался впереди…

Впереди – сугроб холодный,

– Кто в сугробе – выходи!..

Только нищий пес голодный

Ковыляет позади…

– Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались – поколочу!

…Скалит зубы – волк голодный

– Хвост поджал – не отстает –

Пес холодный – пес безродный…

– Эй, откликнись, кто идет?

– Кто там машет красным флагом?

– Приглядись-ка, эка тьма!

– Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

– Все равно тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьем!

– Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!

Трах–тах–тах! – И только эхо

Откликается в домах…

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах…

Трах–тах–тах!

Трах–тах–тах!..

…Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

1

Как называется поэтическое течение, одним из ярких представителей которого в 1910-е годы являлся А.А. Блок и принципы которого отчасти нашли свое отражение в поэме «Двенадцать»?

2

2

Укажите город, являющийся местом действия поэмы «Двенадцать».

3

3

Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)?

4

4

Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»).

5

5

В финале фрагмента (и всей поэмы) возникает резкое противопоставление образов («позади – голодный пес… – впереди Иисус Христос»). Как называется такое противопоставление?

6

6

Какой прием использует автор, характеризуя ушедшую эпоху («Старый мир, как пес паршивый, провались…»)?

7

7

Как называются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)?

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«Июль» Б.Л. Пастернак

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадётся к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтёрши,

Вбегает в вихре сквозняка

И с занавеской, как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаём.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаём.

Июль, таскающий в одёже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.

Степной нечёсаный растрёпа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10

10

Какое художественное средство, связанное с переносом свойств живых существ на неодушевлённые предметы, является главным при описании июля в первых трёх строфах стихотворения?

11

11

Как называется созвучие концов стихотворных строк (привиденье – тени; головой – домовой и т. п.)?

12

12

Какая стилистическая фигура, связанная с нарушением обычного порядка слов в фразе, использована в строках: «На чердаке мелькают тени. // По дому бродит домовой.»?

13

13

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в предпоследней строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

1) Анафора

2) Гипербола

3) Неологизм

4) Звукопись

5) Просторечие

14

14

Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Июль» (без указания количества стоп).



Скачать материал

А. А. Блок. Поэма  «Двенадцать»ЕГЭ.  ЛИТЕРАТУРА. Схемы. Таблицы. Комментарии...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 60 человек из 27 регионов

  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов

  • Сейчас обучается 43 человека из 26 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • А. А. Блок. Поэма  «Двенадцать»ЕГЭ.  ЛИТЕРАТУРА. Схемы. Таблицы. Комментарии...

    1 слайд

    А. А. Блок.
    Поэма «Двенадцать»
    ЕГЭ. ЛИТЕРАТУРА. Схемы. Таблицы. Комментарии. Тестовые задания. Задания с развернутым ответом. Темы для сочинения.

  • Поэма «Двенадцать» (1918 г.)

    2 слайд

    Поэма «Двенадцать» (1918 г.)

  • Сюжет

  • Содержание глав

  • Содержание глав

  • Композиция (по Е. Эткинду)

    6 слайд

    Композиция
    (по Е. Эткинду)

  • Композиция (по Е. Эткинду)

    7 слайд

    Композиция
    (по Е. Эткинду)

  • Композиция (по Е. Эткинду)

    9 слайд

    Композиция
    (по Е. Эткинду)

  • Пространство поэмы

    10 слайд

    Пространство поэмы

  • ГероиДвенадцать красногвардейцев

    11 слайд

    Герои
    Двенадцать красногвардейцев

  • ГероиДвенадцать красногвардейцев

    12 слайд

    Герои
    Двенадцать красногвардейцев

  • ГероиДвенадцать красногвардейцев

    13 слайд

    Герои
    Двенадцать красногвардейцев

  • Образ Христа

  • Образ Христа

  • Основной смысл в поэме

    16 слайд

    Основной смысл в поэме

  • Основной смысл в поэме

    17 слайд

    Основной смысл в поэме

  • Символика в поэме

    18 слайд

    Символика в поэме

  • Язык в поэме

  • Размышляем над прочитанным

    21 слайд

    Размышляем над прочитанным

  • Задание 5Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ...

    22 слайд

    Задание 5
    Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

    5.1. Почему в произведении, посвящённом эпохальным событиям русской истории, так много места занимает история любви и преступления?

    5.2. Писатель Иван Бунин, ослепленный политической злобой, в 1918 году настолько грубо обличал Блока за “Двенадцать”, что вызвало протесты даже близких ему людей. В своих воспоминаниях он писал: «“Двенадцать” есть набор стишков, частушек, то будто бы трагических, то плясовых, а в общем, претендующих быть чем-то в высшей степени русским, народным». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

  • Почему в произведении, посвящённом эпохальным событиям русской истории, так м...

    23 слайд

    Почему в произведении, посвящённом эпохальным событиям русской истории, так много места занимает история любви и преступления?

    И опять идут двенадцать,
    За плечами — ружьеца.
    Лишь у бедного убийцы
    Не видать совсем лица…

    Всё быстрее и быстрее
    Уторапливает шаг.
    Замотал платок на шее —
    Не оправиться никак…

    — Что, товарищ, ты не весел?
    — Что, дружок, оторопел?
    — Что, Петруха, нос повесил,
    Или Катьку пожалел?

    — Ох, товарищи, родные,
    Эту девку я любил…
    Ночки чёрные, хмельные
    С этой девкой проводил…

    — Из-за удали бедовой
    В огневых её очах,
    Из-за родинки пунцовой
    Возле правого плеча,
    Загубил я, бестолковый,
    Загубил я сгоряча… ах!

    — Ишь, стервец, завёл шарманку,
    Что ты, Петька, баба, что ль?
    — Верно, душу наизнанку
    Вздумал вывернуть? Изволь!
    — Поддержи свою осанку!
    — Над собой держи контроль!

    — Не такое нынче время,
    Чтобы нянчиться с тобой!
    Потяжеле будет бремя
    Нам, товарищ дорогой!

    И Петруха замедляет
    Торопливые шаги…
    Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
    Он головку вскидавает,
    Он опять повеселел…

    Эх, эх!
    Позабавиться не грех!

    Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!

    Отмыкайте погреба —

  • Задание 6Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в кот...

    24 слайд

    Задание 6
    Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором изображены драматические события отечественной истории. Чем оно схоже (или чем различается) с «Двенадцатью» А. А. Блока?

  • Задание 12Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных те...

    25 слайд

    Задание 12
    Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

    12.1. Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
    12.2. Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?
    12.3. Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?
    12.4. Проблема духовного пробуждения героя (на примере одного произведения русской литературы).
    12.5. Может ли просмотр кинофильма заменить чтение книги? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы и экранизации по мотивам этого произведения.)

  • Ответы. Пояснения. Комментарии.

    26 слайд

    Ответы. Пояснения. Комментарии.

  • Задание 5.1Поэма «Двенадцать» посвящена эпохальному событию русской истории —...

    27 слайд

    Задание 5.1
    Поэма «Двенадцать» посвящена эпохальному событию русской истории — революции 1917 года. Вроде бы есть надежда на то, что мир должен стать лучше, из стихий должна явиться на свет гармония. Но мы видим, что сами двенадцать «апостолов» революции удивляются тому, какая тьма кругом. И это не только темнота ночи, эта ночь в душах двенадцати, не просто ночь, а тьма безверия и слепоты. Доказательством тому является убийство Катьки. Петруха убивает свою возлюбленную, потому что понимает свободу как возможность действовать безнаказанно, основным его мотивом является месть. Он и сам не замечает, как становится убийцей. Первоначально Петьку мучает совесть
    Загубил я, бестолковый,
    Загубил я сгоряча… ах!
    Но красногвардейцы не понимают страданий Петьки, они стыдят товарища за то, что тот «расклеился», говорят о том, что не ничего предосудительного в убийстве ради идеи.
    Потяжеле будет бремя
    Нам, товарищ дорогой!
    Появляется чувство страха перед будущим, обостряемое тем, что если даже возлюбленную не щадит Петька, то что говорить о других. Не сложно представить, сколько ещё будет невинных жертв на их пути.

  • Задание 5.2Александр Блок пишет поэму «Двенадцать» в несвойственной ему манер...

    28 слайд

    Задание 5.2
    Александр Блок пишет поэму «Двенадцать» в несвойственной ему манере неслучайно. Трагизм ситуации (Петька только что убил Катьку) быстро сменяется залихватскими прибаутками («Ишь, стервец, завёл шарманку, Что ты, Петька, баба, что ль?») и бодрыми призывами («Эх, эх! Позабавиться не грех!»). Такую манеру стиха и критикует И. Бунин в приведённом высказывании. На первый взгляд, всё так и есть: декламации, лозунги, частушки, романсы, песни, то трагические, то плясовые. Но не стоит забывать, что замысел Блока состоял в том, чтобы показать стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции. Вот почему такая резкая смена настроений, такое разнообразие и смешение элементов разные жанров в одном произведении. Поэтому с мнением Бунина трудно полностью согласиться.

  • Поэма «Двенадцать» посвящена эпохальному событию русской истории – революции...

    29 слайд

    Поэма «Двенадцать» посвящена эпохальному событию русской истории – революции 1917 года. Вроде бы есть надежда на то, что мир должен стать лучше, из стихий должна явиться на свет гармония. Но мы видим, что сами двенадцать «апостолов» революции удивляются тому, какая тьма кругом. И это не только темнота ночи, эта ночь в душах двенадцати, не просто ночь, а тьма безверия и слепоты. Доказательством тому является убийство Катьки. Петруха убивает свою возлюбленную, потому что понимает свободу как возможность действовать безнаказанно, основным его мотивом является месть. Он и сам не замечает, как становится убийцей. Первоначально Петьку мучает совесть
    Загубил я, бестолковый,
    Загубил я сгоряча… ах!
    Но красногвардейцы не понимают страданий Петьки, они стыдят товарища за то, что тот «расклеился», говорят о том, что не ничего предосудительного в убийстве ради идеи.
    Потяжеле будет бремя
    Нам, товарищ дорогой!

    Появляется чувство страха перед будущим, обостряемое тем, что если даже возлюбленную не щадит Петька, то что говорить о других. Не сложно представить, сколько ещё будет невинных жертв на их пути.

  • Задание 6Начало двадцатого века ознаменовалось в русской истории эпохальными...

    30 слайд

    Задание 6
    Начало двадцатого века ознаменовалось в русской истории эпохальными событиями: революциями, гражданской войной. Как эти события отразились на судьбах людей? Как человек способен пережить подобные социальные катаклизмы? Этими вопросами задавались русские писатели и поэты. Поэма «Двенадцать» А. Блока посвящена эпохальному событию русской истории — революции 1917 года. Мы видим, что сами двенадцать «апостолов» революции ради идеи могут пойти на все, даже на убийство любимого человека. Появляется чувство страха перед будущим, обостряемое тем, что если даже возлюбленную не щадит Петька, то что говорить о других. Не сложно представить, сколько ещё будет невинных жертв на их пути.

    Очень похожи переживания лирического героя Блока и мысли доктора Живаго из одноименного романа Б. Пастернака. Революция и гражданская война нарушили привычный уклад жизни, перевернули сознание. Живаго тяжело смириться с этим, найти свою нишу в зарождающемся новом мире.

  • Задание 12.3«Двенадцать» — поэма А. А. Блока, главной темой которого является...

    31 слайд

    Задание 12.3
    «Двенадцать» — поэма А. А. Блока, главной темой которого является октябрьская революция и ситуация, возникшая в стране вследствие неё. В финале этого лироэпического произведения появляется крайне многозначный образ Иисуса Христа. Однако как же последняя часть поэмы связана с её основным содержанием? Как уже было сказано, появление Христа в финале очень многозначно. Некоторые исследователи говорят, что автор ввел этот образ для освящения действий двенадцати красногвардейцев, патрулирующих улицы Петрограда (оттого их количество равно числу первых учеников божьего сына). Другие утверждают, что Иисус является символом. светлого будущего. Более того, содержание поэмы так же неоднозначно, как её финал.
    А. Блок не дает четкой оценки революции: он описывает её как стихию, бурю. Уже в самом начале можно увидеть символический цветовой контраст, основанный на антонимичных эпитетах: «Чёрный вечер. Белый снег». Автор также вводит образ старухи, раздосадованной тем, что «огромный лоскут» агитационного плаката ушел на такую пустую цель, а, например, не на портянки «для ребят», каждый из которых «раздет, разут….». Двенадцать красногвардейцев на первый взгляд бесчеловечны: они идут, по замечанию автора, «без имени святого», угрожают разбоем, сводят личные счета, заручившись поддержкой революции. Однако Блок также говорит, что они жертвуют собой «на горе всем буржуям», ради «рабочего народа». И все же, как можно связать финал поэмы с её основным содержанием? Вариантов трактовок несколько, однако я придерживаюсь следующего. Образ «Исуса» (автор назвал его на просторечный манер, чтобы сблизить божьего сына, а с ним и революцию, с народом) является олицетворением светлого будущего, оправданием настоящего. В финале за двенадцатью патрульными увязывается «пес безродный», символ «старого мира», сами красногвардейцы, безжалостные, но в какой-то степени справедливые, являются настоящим. А «Исус», шагающий «в белом венчике из роз», — надежда автора на благоприятное будущее. Таким образом, финал поэмы противоречив, как и её содержание. Однако между ними можно найти связь. Содержание многозначно: из сюжета известно, что двенадцать красногвардейцев жестоки, а ход революции безжалостен. Однако финал будто оправдывает вершителей изменений, обозначая, что будущее будем светлым, ибо впереди, держа «кровавый флаг», шествует Христос.

  • ЛитератураКрутецкая В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 – 11 клас...

    32 слайд

    Литература
    Крутецкая В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 – 11 классы. – СПб издательский Дом «Литера», 2010 – 288 с.
    Титаренко Е. А. Литература в схемах и таблицах./ Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыко. – М., издательство «Эксмо», 2012 – 320 с.
    Интернет-сайты
    1. Сдам ГИА: Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Литература. Режим доступа: https://lit-ege.sdamgia.ru/teacher

Краткое описание документа:

Презентация составлена по справочникам: 1.Крутецкая В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 – 11 классы. – СПб издательский Дом «Литера», 2010 – 288 с.2.Титаренко Е. А.Литература в схемах и таблицах./ Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыко. – М., издательство «Эксмо», 2012 – 320 с.и материалам образовательного сайта: Сдам ГИА: Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Литература. Режим доступа: https://lit-ege.sdamgia.ru/teacher

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 155 055 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (углублённый уровень) (в 2 частях)», Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Гальцова Е.Д. и др./Под ред. Коровина В.И.

    «Литература (углублённый уровень) (в 2 частях)», Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Гальцова Е.Д. и др./Под ред. Коровина В.И.

    Больше материалов по этому УМК

Другие материалы

  • 06.03.2023
  • 30
  • 0

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 06.03.2023
  • 55
  • 0

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Зинин С.А., Чалмаев В.А.

  • 06.03.2023
  • 37
  • 1

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 06.03.2023
  • 30
  • 0
  • 06.03.2023
  • 31
  • 0

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

Вы находитесь здесь: Главная » А.А. Блок. Поэма «Двенадцать «. ТЕКСТ.

А.А. Блок. Поэма «Двенадцать «. ТЕКСТ.

ДВЕНАДЦАТЬ

1

    Черный вечер.
    Белый снег.
    Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
    Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!
    Завивает ветер
    Белый снежок.
Под снежком — ледок.
    Скользко, тяжко,
    Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!
    От здания к зданию
    Протянут канат.
    На канате — плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
    Старушка убивается — плачет,
    Никак не поймет, что значит,
    На что такой плакат,
    Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
    А всякий — раздет, разут…
    Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
    — Ох, Матушка-Заступница!
    — Ох, большевики загонят в гроб!
    Ветер хлесткий!
    Не отстает и мороз!
    И буржуй на перекрестке
    В воротник упрятал нос.
    А это кто? — Длинные волосы
    И говорит вполголоса:
        — Предатели!
        — Погибла Россия!
    Должно быть, писатель —
        Вития…
    А вон и долгополый —
    Сторонкой — за сугроб…
    Что нынче невеселый,
    Товарищ поп?
    Помнишь, как бывало
    Брюхом шел вперед,
    И крестом сияло
    Брюхо на народ?
    Вон барыня в каракуле
    К другой подвернулась:
— Ужь мы плакали, плакали…
    Поскользнулась
И — бац — растянулась!
    Ай, ай!
    Тяни, подымай!
    Ветер веселый
    И зол, и рад.
    Крутит подолы,
    Прохожих косит,
    Рвет, мнет и носит
    Большой плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию»…
    И слова доносит:
    … И у нас было собрание…
    … Вот в этом здании…
    … Обсудили —
    Постановили:
На время — десять, на ночь — двадцать пять…
    … И меньше — ни с кого не брать…
        … Пойдем спать…
    Поздний вечер.
    Пустеет улица.
    Один бродяга
    Сутулится,
Да свищет ветер…
    Эй, бедняга!
        Подходи —
    Поцелуемся…
    Хлеба!
    Что впереди?
    Проходи!
    Черное, черное небо.
    Злоба, грустная злоба
    Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…
    Товарищ! Гляди
        В оба!

2

    Гуляет ветер, порхает снег.
    Идут двенадцать человек.
    Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни…
    В зубах — цыгарка, примят картуз,
    На спину б надо бубновый туз!
    Свобода, свобода,
    Эх, эх, без креста!
        Тра-та-та!
Холодно, товарищи, холодно!
— А Ванька с Катькой — в кабаке…
— У ей керенки есть в чулке!
— Ванюшка сам теперь богат…
— Был Ванька наш, а стал солдат!
— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!
    Свобода, свобода,
    Эх, эх, без креста!
    Катька с Ванькой занята —
    Чем, чем занята?..
        Тра-та-та!
Кругом — огни, огни, огни…
Оплечь — ружейные ремни…
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
    В кондовую,
    В избяную,
    В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

3

    Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить —
В красной гвардии служить —
    Буйну голову сложить!
    Эх ты, горе-горькое,
    Сладкое житье!
    Рваное пальтишко,
    Австрийское ружье!
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем,
    Мировой пожар в крови —
    Господи, благослови!

4

Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит —
Елекстрический фонарик
    На оглобельках…
    Ах, ах, пади!..
Он в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
    Да покручивает,
    Да пошучивает…
Вот так Ванька — он плечист!
Вот так Ванька — он речист!
    Катьку-дуру обнимает,
    Заговаривает…
Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя Катя,
    Толстоморденькая…

5

    У тебя на шее, Катя,
    Шрам не зажил от ножа.
    У тебя под грудью, Катя,
    Та царапина свежа!
    Эх, эх, попляши!
    Больно ножки хороши!
    В кружевном белье ходила —
    Походи-ка, походи!
    С офицерами блудила —
    Поблуди-ка, поблуди!
    Эх, эх, поблуди!
    Сердце екнуло в груди!
    Помнишь, Катя, офицера —
    Не ушел он от ножа…
    Аль не вспомнила, холера?
    Али память не свежа?
    Эх, эх, освежи,
    Спать с собою положи!
    Гетры серые носила,
    Шоколад Миньон жрала,
    С юнкерьем гулять ходила —
    С солдатьем теперь пошла?
    Эх, эх, согреши!
    Будет легче для души!

6

… Опять навстречу несется вскачь.
Летит, вопит, орет лихач…
Стой, стой! Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай!..
Трах, тарарах-тах-тах-тах-тах!
Вскрутился к небу снежный прах!..
Лихач — и с Ванькой — наутек…
Еще разок! Взводи курок!..
Трах-тарарах! Ты будешь знать,
Как с девочкой чужой гулять!..
Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!
А Катька где? — Мертва, мертва!
        Простреленная голова!
Что Катька, рада? — Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

7

    И опять идут двенадцать,
    За плечами — ружьеца.
    Лишь у бедного убийцы
    Не видать совсем лица…
    Все быстрее и быстрее
    Уторапливает шаг.
    Замотал платок на шее —
    Не оправиться никак…
— Что, товарищ, ты не весел?
— Что, дружок, оторопел?
— Что, Петруха, нос повесил,
    Или Катьку пожалел?
— Ох, товарищи, родные,
    Эту девку я любил…
    Ночки черные, хмельные
    С этой девкой проводил…
— Из-за удали бедовой
    В огневых ее очах,
Из-за родинки пунцовой
    Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча… ах!
— Ишь, стервец, завел шарманку,
    Что ты, Петька, баба что ль?
— Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
— Поддержи свою осанку!
— Над собой держи контроль!
— Не такое нынче время,
Чтобы няньчиться с тобой!
    Потяжеле будет бремя
    Нам, товарищ дорогой!
    И Петруха замедляет
    Торопливые шаги…
    Он головку вскидавает,
    Он опять повеселел…
        Эх, Эх!
    Позабавиться не грех!
    Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба —
    Гуляет нынче голытьба!

8

    Ох ты, горе-горькое!
    Скука скучная,
        Смертная!
    Ужь я времячко
    Проведу, проведу…
    Ужь я темячко
    Почешу, почешу…
    Ужь я семячки
    Полущу, полущу…
    Ужь я ножичком
    Полосну, полосну!..
    Ты лети, буржуй, воробышком!
    Выпью кровушку
    За зазнобушку,
    Чернобровушку…
Упокой, Господи, душу рабы Твоея…
        Скучно!

9

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!
Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

10

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга́, ой, вьюга́!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся…
— Ох, пурга какая, Спасе!
— Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво —
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
— Шаг держи революцьонный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
    Рабочий народ!

11

… И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
    Ко всему готовы,
    Ничего не жаль…
    Их винтовочки стальные
    На незримого врага…
    В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга…
Да в сугробы пуховые —
    Не утянешь сапога…
    В очи бьется
    Красный флаг.
    Раздается
    Мерный шаг.
    Вот — проснется
    Лютый враг…
И вьюга́ пылит им в очи
    Дни и ночи
    Напролет…
    Вперед, вперед,
    Рабочий народ!

12

… Вдаль идут державным шагом…
    — Кто еще там? Выходи!
Это — ветер с красным флагом
    Разыгрался впереди…
Впереди — сугроб холодный,
    — Кто в сугробе — выходи!..
Только нищий пес голодный
    Ковыляет позади…
— Отвяжись ты, шелудивый,
    Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
    Провались — поколочу!
… Скалит зубы — волк голодный —
    Хвост поджал — не отстает —
    Пес холодный — пес безродный …
    — Эй, откликнись, кто идет?
— Кто там машет красным флагом?
— Приглядись-ка, эка тьма!
— Кто там ходит беглым шагом,
    Хоронясь за все дома?
    — Все равно, тебя добуду,
    Лучше сдайся мне живьем!
    — Эй, товарищ, будет худо,
    Выходи, стрелять начнем!
Трах-тах-тах! — И только эхо
    Откликается в домах…
Только вьюга долгим смехом
    Заливается в снегах…
    Трах-тах-тах!
    Трах-тах-тах…
… Так идут державным шагом —
    Позади — голодный пес,
    Впереди — с кровавым флагом,
    И за вьюгой невидим,
    И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз —
    Впереди — Исус Христос.

Видеоурок 1: Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Видеоурок 2: Роль повествователя в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Лекция: А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

Дата, место создания

1918 год, Петроград

Жанр

Эпическая поэма

Идея, главная мысль

Произведение о революции: с одной стороны – это кровь, преступление, падение нравственных устоев; с другой стороны – о грядущем освобождении человека.

 «Двенадцать» — взгляд поэта на цивилизацию, культуру, выраженный языком символов.

Блок описал впечатления очевидца революционных событий.

Темы

Разрушительная сила революции, гибель старого мира, русской патриархальной культуры (дама в каракуле)

Сюжет

Два слоя: внешний — бытовой, «зарисовочный», и внутренний, объясняющий поведение патруля.

Комендантский час в послереволюционном городе. Идет по городу военный патруль — 12 красноармейцев. Маленький отряд  контролирует порядок на улицах города.

Композиция

В поэме 12 глав (в число вложен идейный смысл), в каждой –самостоятельный сюжет и смысл. Читатель наблюдает за калейдоскопом событий из окна дома.

Композиция:

— расположение частей произведения;

— соответствие единого целого и частей поэмы;

— образов и образа (путь отряда, «враждебные вихри», гибель героини).

Разделение на главы, сцены-монологи и сцены-диалоги.

Центр, кульминационное событие – убийство Катьки.

Содержание поэмы по главам

I – экспозиция;

II – появление отряда красноармейцев;

III – очищающая революционная сила («мы на горе всем буржуям/Мировой пожар раздуем!»)

IV – хоровое повествование, возникновение любовного треугольника Ванька – Катька – Петруха.

V и VI – внутренний монолог;

VI и VII – трагедийная кульминация

VII – прощание с Катей;

VIII и IX – перепады настроения, вседозволенность, ощущение себя избранником Божьим

X – «единомышленники», повязанные Катькиной кровью;

XI – красноармейцы –враги старого мира, общественное отступает перед личным;

XII – финал, борьба людей и стихии

Символы

«Магическое число» — 12:

— количество глав поэмы,

— отряд из 12 красноармейцев – приход нового мира, центральный символ революции.

Ветер – образ сметающего все на пути символ революционных перемен;

Старый мир – тень, вьюга, голодный пес

Цвет в поэме 

Черный, белый, красный.

Контрастное использование черного и белого цвета без четкой границы между ними (ее стирает ветер).

«Черный вечер», «белый снег» – символизируют происходящее, темную и светлую сторону выхода из мрачного, темного прошлого к светлому будущему.

 Красный – цвет флага в руке Иисуса Христа, становящийся в финале кровавым.

Образы

— 12 красноармейцев («апостолы новой веры»). Отряд собран из людей разного толка («в зубах цигарка», «примят картуз»), главная деталь устрашающая – «на спину б надо бубновый туз» (так отмечали каторжников);

— ветер (сметающая все на своем пути революционная стихия);

— автор (сквозной образ);

— Иисус Христос (сложный противоречивый, загадочный образ)

Особенности речи

Жаргонизмы, характерные революционные сокращения, живая, разговорная «речь улицы».

Значение поэмы

«Двенадцать» — подлинная вершина творчества Блока, его понимание революции. Но нельзя считать поэму только поэтическим воплощением революционной темы – поэт понимал, что революционный ветер может поднять настоящую бурю, перерасти в беспощадный русский бунт.

Онлайн-библиотека:
А. А. Блок. Двенадцать

27.02.2022 — на форуме сайта закончена работа над сочинениями 9.2 по сборнику текстов ОГЭ 2022 года И.П.Цыбулько. Подробнее >>

23.01.2022 — на форуме сайта закончена работа над сочинениями 9.3 по сборнику текстов ОГЭ 2022 года И.П.Цыбулько. Подробнее >>

16.05.2021 — на Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений 9.2  по сборнику С.Ю.Ивановой «ОГЭ-2021» Подробнее >>

08.03.2021 — На форуме сайта завершена работа над сочинениями по сборнику текстов ЕГЭ 2020 года под редакцией С.Ю.Ивановой. Подробнее >>

01.03.2021 — На сайте завершена работа по написанию сочинений по текстам ОГЭ 2020 с сайта ФИПИ. Подровбнее >>

07.02.2021 — На Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений по сборнику С.Ю.Ивановой «Сдавай ЕГЭ на все 100!» Ссылка >>

27.12.2020 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

31.12.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько». Подробнее >>

10.11.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Поэма гомера доносит до нас сквозь темный мрак времени егэ
  • Поэма гоголя мертвые души гениальная сатира на крепостническую русь сочинение кратко по плану
  • Поэма во весь голос маяковский сочинение
  • Поэма 12 блок задания егэ
  • Поэзия труда это сочинение рассуждение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии